УПРАВЛЕНИЕ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Статьи про прибыль в журналах
Управление прибылью на предприятиях агробизнеса
Библиографическое описание:
Кутузова А. С., Шестаков Р. Б. Управление прибылью на предприятиях агробизнеса // Молодой ученый. 2017. №13. С. 330-332. URL https://moluch.ru/archive/147/41273/ (дата обращения: 06.07.2018).
В данной статье рассматриваются проблемы формирования прибыли в условиях нестабильности и неопределенности. Выявлены факторы и финансовые риски, влияющие на доходность сельскохозяйственных предприятий.
Ключевые слова: прибыль, рентабельность, предприятие, факторы роста прибыли
В условиях активных изменений рыночной среды возрастает ответственность и самостоятельность организаций в принятии и реализации решений с целью обеспечения эффективности их деятельности. Эффективность различных направлений деятельности организации (производственной, инновационной, финансовой, маркетинговой и др.) выражается в конкретных финансовых результатах. Общим из данных результатов является прибыль, именно она обеспечивает разностороннее развитие организации. Для эффективного развития аграрных хозяйств в них необходимо осуществлять расширенное воспроизводство, включающее стадии производства, распределения, обмена и потребления сельскохозяйственной продукции. Обмен продукции происходит в процессе ее реализации. Результатом обмена является полученная товаропроизводителями выручка, в том числе прибыль. Расширенное воспроизводство в агробизнесах идет за счет использования части выручки и прибыли на увеличение производства продукции [4].
Хозяйственную деятельность организации можно считать эффективной в следующих случаях:
− если прибыль выше уровня, достигнутого конкурентами;
− если прибыль выше уровня, определенного Доктриной продовольственной безопасности;
− если организация выделяет финансовые ресурсы на поддержку и развитие своей деятельности, а также на выплату дивидендов участникам общества.
Управление прибылью — сложная многоуровневая система. Она включает в себя такие подсистемы: планирование прибыли, анализ прибыли, прогнозирование прибыли, контроль [1].
Каждая из этих подсистем имеет свои конкретные цели и задачи. Чем больше прибыль предприятия, тем больше задач экономического, технического, социального плана она может решить, распределив свои средства по определенным направлениям использования. Также эффективность использования влияет на будущие возможности по увеличению прибыли на этапе формирования [2].
Прибыль любого хозяйствующего субъекта зависит от того какую продукцию реализуем и по каким каналам. В таблицы 1 представлена информация о структуре выручки в ООО «Нерусса» Дмитровского района Орловской области.
Таблица 1
Состав иструктура товарной продукции ООО «Нерусса»
| Наименование продукции | 2013г. | 2014 г. | 2015 г. | В среднем за 2013–2015гг. | ||||
| сумма тыс. руб. | % | сумма тыс. руб. | % | сумма тыс. руб. | % | сумма тыс. руб. | % | |
| 2237 | 16,0 | 4569 | 28,4 | 6665 | 30,0 | 4490 | 25,7 |
| в т. ч.: зерновые и зернобобовые | 2130 | 15,2 | 4256 | 26,5 | 6591 | 30,0 | 4326 | 24,8 |
| прочая продукция | 107 | 0,8 | 313 | 1,9 | 74 | 0,3 | 165 | 0,9 |
| 11473 | 82,1 | 11160 | 69,4 | 15191 | 68,3 | 12608 | 72,3 |
| в т. ч.: молоко | 4247 | 30,4 | 6293 | 39,1 | 6658 | 29,9 | 5733 | 32,9 |
| говядина | 6074 | 43,4 | 3501 | 21,8 | 7208 | 32,4 | 5594 | 32,1 |
| свинина | 794 | 5,7 | 1091 | 6,8 | 923 | 4,1 | 936 | 5,4 |
| Прочая продукция | 3 | 0,02 | 4 | 0,02 | 9 | 0,04 | 5 | 0,03 |
| 271 | 1,9 | 355 | 2,2 | 393 | 1,8 | 340 | 1,9 |
| животноводства | 271 | 1,9 | 355 | 2,2 | 393 | 1,8 | 340 | 1,9 |
| ИТОГО по предприятию | 13981 | 100 | 16084 | 100 | 22249 | 100 | 17438 | 100 |
Данные таблицы показывают, что наибольший удельный вес в структуре выручки занимает продукция животноводства (более 60 %). Отрадно заметить, что данное предприятие занимается как отраслью животноводства, так и растениеводства, в отличии от других хозяйств области, которые полностью перешли на выращивание зерновых культур.
Таблица 2
Формирование прибыли ООО «Нерусса» тыс. руб.
| Показатели | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | Базисный темп роста в 2015г.,% | |
| 2013 г. | 2014 г. | ||||
| Выручка | 16732 | 18531 | 48788 | 291,6 | 263,3 |
| Себестоимость | 3748 | 7393 | 37244 | 993,7 | 503,8 |
| Валовая прибыль | 10364 | 11138 | 11544 | 111,4 | 103,6 |
| Прибыль от продаж | 8436 | 9742 | 11544 | 136,8 | 118,5 |
| Проценты к уплате | - | 2044 | - | - | - |
| Прочие доходы | 128 | 196 | 2334 | 1823,4 | 1190,8 |
| Прочие расходы | 236 | 266 | 366 | | 137,6 |
| Прибыль до налогообложения | 8429 | 9672 | 11468 | 136,6 | 118,6 |
| Чистая прибыль | 8429 | 9672 | 11468 | 136,6 | 118,6 |
Установлено, что за последние 3 года чистая прибыль предприятия выросла на 36,6 %. Результаты были бы еще лучше, если бы темпы роста выручки опережали темпы роста затрат. В 2015 г. себестоимость выросла по сравнению с 2013 г. почти в 10 раз, а выручка выросла в 3 раза.
В заключении отметим, что в современных условиях, когда совокупное потребление сокращается, контроль за издержками производства перед предприятиями агробизнеса стоит на первом месте.
Литература:- Абызова Е. В., Рощупкин Е. Ю. Управление прибылью и рентабельностью предприятия // Проблемы экономики и менеджмента. 2016. № 4(56). с. 71–73.
- Сверлова А. А., Конобеева Е. Е. Основы управления прибылью предприятия // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2016. № 6–1. с. 217–219.
- Ильина И. В., Сидоренко О. В. Стратегические подходы к повышению доходности сельскохозяйственного производства в контексте совершенствования механизма финансового и ресурсного потенциала // Аграрная Россия. № 9. 2016. с. 39–43.
- Ильина И. В. Финансовые инструменты государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий //Вестник сельского развития и социальной политики. — Орел, № 1(9), – 2016 г. – с. 62–65.
- Шестаков Р. Б. Основные факторы повышения эффективности крестьянских хозяйств // Вестник ОрелГИЭТ. 2010. № 4 (14). С. 108–114.
- Шестаков Р. Б. Тенденции развития крестьянских хозяйств и их регулирования государством // Актуальные вопросы экономических наук. 2010. № 15–2. С. 238–245.
Основные термины (генерируются автоматически): прибыль, продукция животноводства, прочая продукция, расширенное воспроизводство, структура выручки.
moluch.ru
ПРИБЫЛЬ КАК ОДИН ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ | Опубликовать статью РИНЦ
Рамазанова Г.С.
Магистрант, Тюменский государственный университет
ПРИБЫЛЬ КАК ОДИН ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация
В статье рассмотрены процессы планирования, формирования, распределения и использования прибыли на сельскохозяйственном предприятии, а также ее увеличение за счет модернизации производства.
Ключевые слова: прибыль, увеличение, сельскохозяйственное предприятие.
Ramazanova G.S.
magistran, TyumenStateUniversity
PROFIT AS ONE OF THE MAIN INDICATORS OF FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITY OF AGRICULTURAL ENTERPRISES
Abstract
This article describes the processes of planning, formation, distribution and disposition of profits on agricultural enterprise and its expansion through production modernization.
Keywords: profit, increase, agricultural enterprise.
В современных рыночных условиях прибыль выступает одним из важнейших показателей деятельности хозяйствующего субъекта, т.к. она является конечной целью и движущим мотивом предпринимательской деятельности. Важной задачей каждого хозяйствующего субъекта является получение максимальной прибыли при наименьших затратах.
Значимая роль прибыли в функционировании предприятия определяет необходимость эффективного и постоянного управления ею, представляющею собой процесс разработки и принятия управленческих решений по основным аспектам ее планирования, формирования, распределения и использования на предприятии.
Управление прибылью оказывает значительное влияние на деятельность и сельскохозяйственных предприятий. Грамотное управление прибылью способствует увеличению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов, что является важнейшими задачами предприятий агропромышленного комплекса.
В качестве объекта исследования выбрано предприятие Тюменской области ООО «Прогресс», образованное в 1998 году. Основными видами деятельности его до 2002 года были строительство дорог и объектов социально-бытового назначения, а также розничная торговля продуктами. С 2002 года предприятие начало заниматься и сельскохозяйственной деятельностью. С 2010 года из-за отсутствия спроса на подрядные строительные работы и увеличивающейся конкуренции на этом рынке для укрепления стабильности предприятия руководством ООО «Прогресс» принято решение заниматься только сельскохозяйственными видами деятельности: разведением крупного рогатого скота (КРС), выращивание зерновых, зернобобовых и кормовых культур.
В таблице 1 приведены основные показатели деятельности ООО «Прогресс» в сельскохозяйственной сфере.
Основная прибыль предприятия формируется за счет реализации производимой продукции (молоко-сырье, зерно, мясо), государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей. Основным источником информации служат данные бухгалтерского учета формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Таблица 1. Основные показатели деятельности ООО «Прогресс», тыс. руб.
| ГодНаименование показателя | 2010 | 2011 | 2012 |
| Выручка (нетто) от продажи продукции | 14704 | 23821 | 28962 |
| Себестоимость проданной продукции | 14009 | 20607 | 24992 |
| Валовая прибыль | 695 | 3214 | 3970 |
| Прибыль | 695 | 3214 | 3970 |
| Проценты к уплате | 1141 | 1313 | 968 |
| Прочие доходы | 9567 | 12505 | 7471 |
| Прочие расходы | 1518 | 2199 | 386 |
| Прибыль до налогообложения | 7603 | 12207 | 10087 |
| Текущий налог на прибыль | 378 | 20 | 134 |
| Чистая прибыль отчетного периода | 7225 | 12399 | 9749 |
Как видно из таблицы 1, в 2012 году по сравнению с 2010 годом увеличилась валовая прибыль предприятия более чем в 5,7 раза. На динамику данного показателя оказывают влияние такие факторы, как выручка от продажи продукции и себестоимость проданной продукции.
Выручка от продажи продукции к концу анализируемого периода увеличилась на 97%. На величину этого показателя влияет объем реализованной продукции и уровень цен на нее. Формирование цены происходит под влиянием таких факторов как спрос, предложение, издержки производства, цены конкурентов.
По сравнению с 2010 годом себестоимость проданной продукции в 2012 году увеличилась на 78 %, что произошло за счет увеличения объема производимой продукции. Себестоимость продукции складывается из расходов на материалы, топливо, электроэнергию, амортизацию основных средств, заработную плату, отчисления в государственные внебюджетные фонды, на содержание администрации и пр.
За анализируемый период произошло уменьшение прочих доходов и прочих расходов (на 28% и 293% соответственно).
Прибыль до налогообложения на конец 2012 года выросла на 32 %, за счет высоких показателей прибыли от продажи продукции.
Рассмотренные показатели оказали положительное влияние на величину чистой прибыли предприятия, которая в 2012 году увеличилась на 34 %, что свидетельствует о правильно выбранной бизнес – стратегии.
На территории Тюменской области осуществляется реализация приоритетного национального проекта “Развитие агропромышленного комплекса” в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [5]. Условия оказания государственной поддержки сельскохозяйственного производства устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Тюменской области [1, 2, 3, 4]. Субсидии, полученные на текущую сельскохозяйственную деятельность, на приобретение основных средств входят в состав прочих доходов.
Прибыль ООО «Прогресс»» распределяется на финансирование долгосрочных инвестиций (приобретение основных средств, приобретение нематериальных активов, строительство, реконструкцию и др.).
Выплата дивидендов участникам общества (учредителям) на предприятии не осуществляется в связи с условиями предоставления государственной поддержки сельскохозяйственному производству в Тюменской области [4].
В 2013 году предприятие планирует повысить выручку от продажи молока-сырья в сравнении с 2012 годом на 10%, т.к. стадо дойных коров выросло в 2012 году по сравнению с 2011 на 4% (на конец 2011 года количество дойных коров составило 277 голов, на конец 2012 года – 288 голов). В 2013 году планируется увеличить стадо до 340 голов. Так же планируется повышение выручки от продажи крупного рогатого скота на мясо за счет выбраковки коров из основного стада и продажи подросшего молодняка (бычков).
За счет планируемого увеличения выручки от продажи и снижения себестоимости продукции произойдет увеличение валовой прибыли предприятия. Снижение себестоимости продукции планируется путем модернизации существующих производств, строительства новой высокотехнологичной молочной фермы, приобретения высокопродуктивного поголовья крупнорогатого скота с целью увеличения надоя молока, применения ресурсосберегающих технологий и техники нового поколения.
Литература
1. Информация о реализации приоритетного национального проекта “Развитие АПК” [Электронный ресурс] URL: http://www.admtyumen.ru/ogv_ru/finance/apk/members.htm
2. Постановление Правительства Тюменской области от 18.04.2007 № 92-п «Об утверждении порядков возмещения из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам и займам»;
3. Постановление Правительства Тюменской области от 17 апреля 2007 г. № 84-п «Об утверждении порядка оказания государственной поддержки сельскохозяйственного производства в части развития внутриобластной кооперации и повышения конкурентоспособности региональных производителей сельскохозяйственной продукции в рамках ОЦП “Сотрудничество”;
4. Постановление Правительства Тюменской области от 14 мая 2012 г. № 180-п “Об утверждении положений о порядках предоставления средств областного и федерального бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства”;
5. Постановление Правительства Тюменской области от 10 апреля 2007 г. № 77-п «Об утверждении порядка оказания государственной поддержки на развитие материально-технической базы в агропромышленном комплексе Тюменской области в форме предоставления субсидий».
research-journal.org
Калмыкова Я.Н. Сущность прибыли и пути ее повышения на предприятии
Калмыкова Яна НиколаевнаСтерлитамакский филиал Башкирский государственный университетмагистрант кафедры экономической теории и анализа
Библиографическая ссылка на статью:Калмыкова Я.Н. Сущность прибыли и пути ее повышения на предприятии // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/11/15378 (дата обращения: 07.06.2018).
В современных условиях рыночной экономики основой экономического развития является прибыль, которая представляет собой один из самых важных показателей эффективности работы предприятия, и являющийся основным источником его функционирования. Так с помощью прибыли у предприятия есть возможность выполнять свои обязательства перед бюджетом, внебюджетными фондами, а так же перед другими организациями. Одной из основных задач, стоящих перед бухгалтерским учетом предприятия, является полнота и достоверность исчисления и распределения положительного финансового результата.[1]
Прибыль, самая известнейшая с давних времен категория, взявшая новое содержание в современных условиях экономического развития страны. Многие малые и крупные предприятия нацелены на получение максимальной прибыли от своей деятельности, так как прибыль, являясь основной движущей силой рыночной экономики, может обеспечивать интересы собственником организации, её работников и государства. Поэтому, руководители и финансовые менеджеры определяют необходимость постоянного совершенствования методов наиболее эффективного управления формированием и распределением прибыли в процессе хозяйственной деятельности.[2]
Сама по себе прибыль является достаточно содержательным показателем, который характеризует различные аспекты деятельности предприятия.
Прибыль, как важнейшая экономическая категория, выполняет ряд следующих функций:
- оценочная функция – ее сущность заключается в том, что она наиболее полно и достоверно отражает уровень производства и дает оценку финансово – хозяйственной деятельности организации;
- стимулирующая функция – заключается в стимулировании повышения работоспособности предприятия;
- фискальная функция – заключает в том, что прибыль является источником отчислений в различные уровни бюджетов.
Каждый руководитель заинтересован в повышении уровня получаемой прибыли своей организацией, однако на ее уровень и изменение влияют различного рода факторы, которые не всегда зависят от самой фирмы.[3]
Сущность стимулирующей функции заключатся в том, что прибыль является основным источником денежных поступлений предприятия. Это означает, что за счет полученной прибыли осуществляется самофинансирование организации. Из чистой прибыли, которая остается в распоряжении у предприятия после уплаты всех видов налогов и сборов, происходит финансирование мероприятий, направленных на повышение научно – технического прогресса, расширение производства, а так же стимулирование работников предприятия. Опытный руководитель должен понимать, что часть полученной прибыли должна идти на повышение уровня развития бизнеса, что приведет к наибольшему получению доходов. Также в современных условиях экономической нестабильности, часто монопольное положение некоторых организаций искажает роль прибыли, как показателя
эффективности финансово – хозяйственной деятельности и приводит к повышению уровня цен на товары предпринимателями для получения наибольшей прибыли.
Фискальная функция характеризуется тем, что прибыль является одним из источников отчислений в бюджеты различных уровней. Отчисления из прибыли организации в государственные и региональные бюджеты, поступают в виде налогов и сборов, а в дальнейшем используются для обеспечения выполнения государством своих функций.
Также денежные отчисления направляются на удовлетворение общественных потребностей и на осуществление государственных, инвестиционных, производственных, научно – технических и социальных программ.
Еще одной из важнейших функций прибыли является защита организации от угрозы банкротства, т.к. именно она обеспечивает экономическую стабильность расчетов предприятия с внебюджетными фондами и другими организациями.
Кроме того, стабильная прибыль проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, и способствует привлечению новых инвесторов, следовательно, приводит к увеличению собственного капитала предприятия.
Следовательно, эффективность функционирования предприятия определяется его способностью приносить прибыль. Поэтому возникает такой интерес к повышению прибыльности организации.
На величину прибыли оказывают влияние различные факторы, одним из которых является себестоимость продукции.
Существуют следующие два пути воздействия (увеличения, уменьшения) на прибыль предприятия: снижение себестоимости продукции; увеличение выручки, т.е. объема продаж.
Себестоимость продукции является качественным показателей, характеризующим работоспособность предприятия, а так же уровень использования ресурсов (постоянного и переменного капитала) на производство продукции, находящихся в распоряжении организации.
Наиболее существенного снижения себестоимости продукции на предприятии можно достичь путем разработки и реализации комплексной программы снижения издержек, которая будет постоянно действующей, и корректироваться при изменении обстоятельств.[4]
Увеличение объёма продаж и выручки предприятия может осуществляться за счет следующих факторов:[5]
- гибкое производство, предполагающее расширение объема и ассортимента продукции.
- соблюдение заключенных договоров.
- оптимизация цен и ценообразования.
- повышение качества продукции, работ, услуг.
- периодический пересмотр политики коммерческого кредитования.
- другие факторы.
Таким образом, прибыль является важнейшим экономическим показателем деятельности предприятия, фирмы, частного лица и государства, также она является основной составляющей из которой складывается часть бюджета государства в виде налога на прибыль.
Библиографический список- Баскакова О.В., Сейко Л.Ф. Экономика предприятия (организации): Учебник / М.: Издательство – торговая корпорация «Дашкова и К», 2015. С.271
- Клочкова Е. Н., Кузнецов В. И., Платонова Т. Е. Экономика предприятия / М.: Юрайт, 2014. С.146
- Сергушина, Е.С. Учет и анализ затрат и их связь с калькулированием себестоимости продукции промышленного предприятия / Е.С. Сергушина, Н.Ю. Солдатова // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. – № 2 – 1 (64). – С. 152
- Баскакова О.В., Сейко Л.Ф. Экономика предприятия (организации): Учебник / М.: Издательство – торговая корпорация «Дашкова и К», 2015. С.280
- Баскакова О.В., Сейко Л.Ф. Экономика предприятия (организации): Учебник / М.: Издательство – торговая корпорация «Дашкова и К», 2015. С. 282
Все статьи автора «Калмыкова Яна Николаевна»
ekonomika.snauka.ru
прибыль — публикации с ключевым словом — Издательство «Креативная экономика»
1. Бытова А.В., Скипин Д.Л., Быстрова А.Н. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия: методический аспект // Российское предпринимательство. (№ 22 / 2017). В работе рассмотрены современные методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности предприятия, выделены их достоинства и недостатки, предложена методика оценки инвестиционной привлекательности предприятия на основе анализа финансового состояния предприятия по данным бухгалтерской отчетности. Разработанная методика предполагает оценку по двухуровневой модели оценки инвестиционной привлекательности предприятия, в соответствии с которой вначале анализируются финансовые показатели в разрезе ликвидности, финансовой устойчивости и рентабельности, затем происходит ранжирование предприятий по сумме баллов.
Бытова А.В., Скипин Д.Л., Быстрова А.Н. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия: методический аспект // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 22. – с. 3577-3592. – doi: 10.18334/rp.18.22.38562.
2. Литвинова Т.Г., Кондратьев Д.В. Повышение экономической эффективности рыбоводства на основе оптимизации кормового рациона (на примере ГУП «Рыбхоз «Пихтовка» Удмуртской Республики) // Российское предпринимательство. (№ 20 / 2017). В работе дается оценка экономической эффективности производства товарного карпа при использовании в рационе прудовой рыбы неспециализированных кормов (зернофуража), произведенных на базе рыбхоза. Выявлен экономически эффективный корм, позволяющий получить высококачественную рыбную продукцию при низких кормовых затратах и невысокой стоимости. Грамотное управление организацией производства товарной рыбы позволяет снизить долю затрат на корма в структуре себестоимости рыбной продукции, повысить производство, увеличить объем реализованной прудовой рыбы и, следовательно, повысить рентабельность производства рыбоводного хозяйства.Литвинова Т.Г., Кондратьев Д.В. Повышение экономической эффективности рыбоводства на основе оптимизации кормового рациона (на примере ГУП «Рыбхоз «Пихтовка» Удмуртской Республики) // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 20. – с. 3083-3096. – doi: 10.18334/rp.18.20.38436.
3. Злыгостев А.Н. Понятие стоимости в функционально-стоимостном подходе к совершенствованию системы управления персоналом организации // Экономика труда. (№ 3 / 2017). В данной статье сделана попытка осмысления понятия «стоимость» с рассмотрением ее устоявшихся определений и предложения более точного, на взгляд автора, определения для применения функционально-стоимостного подхода к изучению объекта исследования относительно системы управления персоналом организаций. Представлены принципы эффективной деятельности организации и алгоритм механизма совершенствования кадровой и организационной структуры предприятия.Злыгостев А.Н. Понятие стоимости в функционально-стоимостном подходе к совершенствованию системы управления персоналом организации // Экономика труда. – 2017. – Том 4. – № 3. – с. 223-230. – doi: 10.18334/et.4.3.38240.
4. Завилов И.М. Диагностика перспектив инновационного развития АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» // Креативная экономика. (№ 4 / 2017). В статье предлагается оценка ключевых параметров деятельности на примере АО «ОДК» с позиций перспектив её инновационного развития. Диагностируется прибыльность корпорации, её долговая нагрузка, показатели использования оборотного капитала. По ряду ретроспективных данных построен прогноз и определена тенденция развития. Особое внимание предлагается уделить инвестиционным ожиданиям деятельности АО «ОДК» и необходимости внедрения на предприятиях компании системы сбалансированных показателей.Завилов И.М. Диагностика перспектив инновационного развития АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» // Креативная экономика. – 2017. – Том 11. – № 4. – с. 467-478. – doi: 10.18334/ce.11.4.37754.
5. Мирошниченко О.С. Финансовая политика банка: портфельный подход к управлению капиталом / 2016. – 218 с. – doi: 10.18334/9785912921544. Рассмотрены теоретические аспекты формирования и реализации финансовой политики банка, ее составляющей – политики управления капиталом. Сформулированы новые методологические положения управления собствен-ными средствами (капиталом) банка как портфелем. Исследованы вопросы стратегии и тактики управления формированием собственного капитала коммерческого банка, охарактеризованы процедуры управления банковскими собственными средствами.Для руководителей и специалистов в сфере банковского менеджмента, научных, финансовых работников, аналитиков, аспирантов, магистрантов, преподавателей высших учебных заведений. 6. Баженов Ю.К., Веснин В.Р. Предпринимательство: попытка осмысления с современных позиций // Российское предпринимательство. (№ 11 / 2015).В статье приводится историческая справка о возникновении и распространении понятия «предпринимательство» со времен Римской империи и до нашего времени, а также позиции в этом вопросе французских, английских, русских экономистов XVI-XX веков. Более подробно оцениваются определения предпринимательства А. Маршалла, Й. Шумпетера, Г.К. Гинса. Авторы критически относятся к определению, приводимому в Гражданском кодексе РФ (ст. 2.1.), где лично-групповой целью предпринимательства является систематическое получение прибыли, в то время как цель этого вида деятельности – развитие общественного производства – отсутствует. В статье описывается опыт российских предпринимателей, которые, сочетая личные интересы с общественными, в короткий исторический период по ряду показателей привели Россию в начале XX в. в число самых передовых стран мира. В статье приводятся определения различных авторов, а также свое, более широкое понимание термина «предпринимательская деятельность». Авторами предлагается собственная классификация различных видов предпринимательской деятельности, их значимость. Обращается внимание на качества, которыми должны обладать предприниматели, и необходимость повышения социально-экономической результативности предпринимательской деятельности.
Авторами предлагается собственная классификация различных видов предпринимательской деятельности, их значимость. Обращается внимание на качества, которыми должны обладать предприниматели, и необходимость повышения социально-экономической результативности предпринимательской деятельности.
Баженов Ю.К., Веснин В.Р. Предпринимательство: попытка осмысления с современных позиций // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 11. – с. 1557-1566. – doi: 10.18334/rp.16.11.237.
7. Ефимовская Л.А. Методика оценки эффективности коммерческих сделок // Российское предпринимательство. (№ 11 / 2015).Доходы торговых организаций и уровень розничных цен в значительной степени зависят от эффективности заключенных коммерческих сделок при закупке товаров. В условиях конкурентной среды даже незначительное снижение цен способствует повышению лояльности покупателей и увеличению объема продаж.В статье представлена методика оценки эффективности коммерческих сделок, использование которой позволит повысить доходы и прибыль торговой организации и ее конкурентоспособность на потребительском рынке.
Ефимовская Л.А. Методика оценки эффективности коммерческих сделок // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 11. – с. 1595-1606. – doi: 10.18334/rp.16.11.240.
8. Евдокимова Н.А., Кай В. Особенности деятельности иностранных банков в КНР // Российское предпринимательство. (№ 24 / 2014). В статье раскрываются особенности деятельности иностранных банков, функционирующих в финансовой системе КНР. Рассматриваются основные преимущества и недостатки присутствия иностранных банков в банковском секторе КНР, проведен анализ их деятельности, дана оценка финансовой системы страны.Евдокимова Н.А., Кай В. Особенности деятельности иностранных банков в КНР // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 24. – с. 94-102. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8763.
9. Ларин А.С. Влияние инновационных технологий на спортивный бизнес // Креативная экономика. (№ 6 / 2014). В условиях сильнейшей конкурентной борьбы в большом спорте высока роль инновационной деятельности для достижения спортсменами высокого результата. В настоящее время разработка и быстрое внедрение новейших спортивных товаров и услуг значительно влияют на улучшение финансовых показателей спортивного бизнеса.Ларин А.С. Влияние инновационных технологий на спортивный бизнес // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 6. – с. 90-97. – url: https://creativeconomy.ru/lib/5130.
10. Гишкаева Л.Л. Некоторые положения теории предпринимательства // Российское предпринимательство. (№ 23 / 2013). В статье рассматриваются различные взгляды и положения, относящиеся к теории предпринимательства, также исследуются особенности развития предпринимательства в России.Гишкаева Л.Л. Некоторые положения теории предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 23. – с. 120-126. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8328.
11. Воронцов П.П. Установление монопольно высокой цены товара как основной вид нарушения антимонопольного законодательства // Российское предпринимательство. (№ 22 / 2013). Одним из распространенных нарушений антимонопольного законодательства является установление фирмой монопольно высокой цены товара. Однако действующее законодательство не дает четкого и объективного понимания критериев, в соответствии с которыми цена должна быть признана монопольно высокой. Внесение предлагаемых изменений в законодательство обеспечит более прозрачный и объективный механизм признания цены товара монопольно высокой.Воронцов П.П. Установление монопольно высокой цены товара как основной вид нарушения антимонопольного законодательства // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 22. – с. 177-181. – url: https://creativeconomy.ru/lib/7916.
12. Сычева Е.И., Попова С.Е. Расчет устойчивости экономического роста отечественных крупных налогоплательщиков и его факторный анализ // Российское предпринимательство. (№ 22 / 2013). Рассматриваются вопросы анализа устойчивости экономического роста крупных налогоплательщиков с учетом влияния на него следующих факторов: доли капитала в чистой прибыли, рентабельности продаж, коэффициентов оборачиваемости имущества организации и финансового рычага. Дается обоснование в рамках налогового законодательства возможности искажения достоверности анализа финансовой отчетности в случае переноса убытка на будущие периоды при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.Сычева Е.И., Попова С.Е. Расчет устойчивости экономического роста отечественных крупных налогоплательщиков и его факторный анализ // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 22. – с. 182-190. – url: https://creativeconomy.ru/lib/7917.
13. Косорукова И.В. Прибыль и денежный поток в оценке стоимости бизнеса // Российское предпринимательство. (№ 18 / 2013). Наиболее часто в экономической литературе в качестве показателей финансового эффекта рассматриваются прибыль и денежный поток. В статье представлены результаты статистического анализа итоговых данных работы 240 российских предприятий в 2011 году, полезные для выбора наиболее значимого показателя эффекта с точки зрения стоимостно-ориентированного подхода к управлению финансами в современной экономике России.Косорукова И.В. Прибыль и денежный поток в оценке стоимости бизнеса // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 18. – с. 53-60. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8261.
14. Капустин Н.С. Оптимизация экономических параметров бизнеса в системе здравоохранения // Российское предпринимательство. (№ 1 / 2013). Как убыточный бизнес сделать прибыльным? В статье этот вопрос рассмотрен на примере филиала лечебного учреждения, часть услуг которого предоставляется за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования. Идея автора проста: необходимо определить параметры безубыточной работы компании (филиала) и стремиться приблизить к ним реальные показатели.Капустин Н.С. Оптимизация экономических параметров бизнеса в системе здравоохранения // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 1. – с. 127-132. – url: https://creativeconomy.ru/lib/7944.
15. Шанин И.И., Безрукова Т.Л., Борисов А.Н. Управление эффективным развитием экономической деятельности мебельных предприятий на основе инвестиционной деятельности // Экономика, предпринимательство и право. (№ 5 / 2012). В статье рассматривается и анализируется эффективное развитие экономической деятельности предприятий. Изучена проблема управления эффективным развитием экономической деятельности при оценке основного капитала на основе реализации инвестиционной деятельности промышленного предприятия. Эффективное развитие предприятия в экономики в условиях выхода ее из кризиса приобретает в настоящий момент значительную актуальность. Рассмотрены денежные потоки и выделены два основных направления движения этих потоков. Предложена графическая модель управления эффективным развитием предприятия на основе инвестиционной деятельности и составлена схема основного капитала предприятия.Шанин И.И., Безрукова Т.Л., Борисов А.Н. Управление эффективным развитием экономической деятельности мебельных предприятий на основе инвестиционной деятельности // Экономика, предпринимательство и право. – 2012. – Том 2. – № 5. – с. 37-50. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8885.
16. Бикметова З.М. Особенности формирования амортизационной политики предприятия // Российское предпринимательство. (№ 18 / 2012). В статье показана взаимосвязь амортизационной политики с политикой формирования денежного капитала, инвестиционной политикой и политикой формирования и распределения прибыли.Бикметова З.М. Особенности формирования амортизационной политики предприятия // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 18. – с. 74-81. – url: https://creativeconomy.ru/lib/7882.
17. Пулатова У.С., Комарова Г.Б. Оценка издержек обращения кооперативных организаций (на примере Таджикматлубота ) // Российское предпринимательство. (№ 11 / 2012). Важным показателем эффективности хозяйственной деятельности кооперативных розничных предприятий являются издержки обращения. Анализ издержек обращения в динамике позволяет выявить тенденцию их развития, влияние внутренних и внешних факторов, определить пути наиболее рационального управления текущими расходами кооперативных организаций и обеспечить стабильные, устойчивые темпы роста.Пулатова У.С., Комарова Г.Б. Оценка издержек обращения кооперативных организаций (на примере Таджикматлубота ) // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 11. – с. 169-173. – url: https://creativeconomy.ru/lib/7548.
18. Долгих Ю.А., Степанова Н.Р., Симонян А.Х. Оценка эффективности управления на основе реальной стоимости бизнеса // Российское предпринимательство. (№ 5 / 2012). В статье показано, как путем оценки реальной стоимости своей компании и стоимости компании конкурента можно сравнивать эффективность управленческих решений, направленных на стратегическое развитие бизнеса – своего и конкурентов.Долгих Ю.А., Степанова Н.Р., Симонян А.Х. Оценка эффективности управления на основе реальной стоимости бизнеса // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 5. – с. 52-57. – url: https://creativeconomy.ru/lib/7334.
19. Петрова А.Н. Методика представления показателей в балансе и отчете о прибылях и убытках // Российское предпринимательство. (№ 3 / 2012). В статье рассматриваются вопросы детализации показателей и представления информации в основных бухгалтерских отчетных формах – Бухгалтерском балансе и Отчете о прибылях и убытках.Петрова А.Н. Методика представления показателей в балансе и отчете о прибылях и убытках // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 3. – с. 52-58. – url: https://creativeconomy.ru/lib/7274.
20. Коптева Е.П. Прибыль как источник финансирования инновационной деятельности предприятия: методологические аспекты // Креативная экономика. (№ 12 / 2011). Рассматриваются вопросы использования собственных средств для финансирования инновационной деятельности предприятия. Проводится анализ прибыли предприятия как важнейшего источника инноваций.Коптева Е.П. Прибыль как источник финансирования инновационной деятельности предприятия: методологические аспекты // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 12. – с. 67-71. – url: https://creativeconomy.ru/lib/4594.

Издание научных монографий от 15 т.р.!
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Следующаяcreativeconomy.ru
Прибыль: от прошлого к настоящему
Библиографическое описание:
Черний А. А., Батищева Н. Н. Прибыль: от прошлого к настоящему // Вопросы экономики и управления. 2016. №4.1. С. 44-47. URL https://moluch.ru/th/5/archive/38/1015/ (дата обращения: 06.07.2018).
В условиях рыночной экономики прибыль выступает комплексным показателем, который обобщает все результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия и определяет его эффективность. Поэтому, статья посвящена исследованию особенностей формирования категории прибыль в контексте исторического развития экономической науки. Также рассмотрены подходы к трактовке ее сущности основными школами политической экономии и современное понимание учеными-экономистами категории прибыль.
Ключевые слова: теории прибыли, доход, расходы, прибавочная стоимость, рыночный механизм, чистая прибыль.
Прибыль — это обобщающий показатель, который свидетельствует об эффективности производства и о благополучном финансовом состоянии. В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.
Работа предприятия в условиях рыночной экономики связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Кроме этого, по прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы предприятия. Также прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.
Основными показателями прибыли, используемыми для оценки производственно-хозяйственной деятельности, выступают: валовая прибыль, прибыль от реализации выпускаемой продукции, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, или чистая прибыль.
Так как показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия, поскольку характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия, то все ученые-экономисты пришли к выводу, что прибыль — это обязательное условие успешного ведения хозяйствования. Поэтому для более глубокого исследования целесообразно обратить внимание на историю развития концепции прибыли и разные трактовки ее экономической природы.
Исследованием категории прибыль занимались в разное время как иностранные, так и отечественные ученые, а именно: Т. Манн, Д. Юм, У. Петти, Ф. Кенэ, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, П. Самуэльсон,И. А. Шумпетер, Ф.Найт, Л. Вальрас, И. А. Бланк и многие другие выдающиеся экономисты.
Теория прибыли имеет глубокий генезис, так как проблемы эффективного ее формирования и использования интересовали экономистов еще с древних времен. Из истории экономической мысли известны первые попытки осмысления сущности и основ формирования прибыли, связанные с именами античных ученых — Платона и Аристотеля. Их подходы к рассмотрению прибыли тесно увязывались со способами и целями накопления денег в обществе [2, с.11]. Хотя эти первые исследования античных ученых теоретического осмысления сущности прибыли не имели, — в процессе дальнейшей эволюции экономической мысли они получили более концептуальное развитие.
С XV-XVI вв. в Европе начался долгий путь поиска источников капиталистического богатства, воплощенного в прибыли. В этот период появляется такое направление, как меркантилизм, с которым связывают формирование начального этапа основных принципов теории прибыли. Представители данного направления экономической мысли — Т. Манн, Д. Юм, Ж. Кольбер в своих исследованиях рассматривали предложения по притоку прибыли для увеличения могущества государства. Они считали внешнеторговую деятельность источником накопления богатства страны. Соответственно их научного мировоззрения, для обеспечения притока прибыли, государству следовало проводить активную протекционистскую политику в области международной торговли, тем самым добиваясь положительного сальдо своего торгового баланса [2, с.12].
В XVIII веке сформировались три главных направления в области учения о происхождении прибыли. Немецкие и итальянские экономисты считали источником прибыли использование капитала и его производительность. В Англии наследовали учения У. Петти и его последователей, которые рассматривали прибыль как продукт чистого труда.
Во Франции в то же время развивалась школа физиократов, ярким представителем которой был Ф. Кенэ, который считал, что прибыль создается только в сельском хозяйстве, где действия сил природы приводят к росту потребительских ценностей над издержками производства. При этом физиократы перенесли исследование о происхождении прибавочной стоимости из сферы обращения в сферу производства. Однако общей и единственной формой прибавочной стоимости физиократы считали только земельную ренту, которой также подчинены прибыль и проценты как часть земельной ренты.
Наиболееобоснованный ответна вопрос о характерепроисхожденияи формированияприбылидали выдающиесяпредставителиклассической школы политической экономии — А.Смити Д.Рикардо. Они серьезно углубили исследование сущности прибыли, расширив область ее рассмотрения сферой промышленного производства, а затем и непроизводственной сферой.
А. Смит обозначил прибыль как экономическую категорию на основе трудовой теории стоимости. Согласно теории А. Смита, прибыль является вычетом из продукта труда рабочих в пользу капиталиста. Фактически это неоплаченный труд рабочих. Вместе с определением стоимости товаров через труд, А. Смит сформулировал экономическую категорию «стоимость» как сумму доходов рабочих, капиталистов, землевладельцев [9, с.256]. По своей сути это заработная плата. Из данного положения Смитом сделан вывод о прибыли как доходе, или как о вознаграждении капиталиста.
Особое внимание А. Смит уделил теории прибыли на капитал. Он считал, что повышение или понижение прибыли на капитал определяется теми же самыми причинами, от которых зависит изменение заработной платы.
Согласно учению А. Смита, основная проблема заключается в том, что прибыль, по его мнению, редко можно установить для отдельного капитала вследствие ее колебаний. На прибыль оказывают влияние такие факторы, как цены товаров, удачи или неудачи конкурентов и потребителей.
А. Смиту принадлежит идея о том, что средняя прибыль на капитал может колебаться вблизи обычного значения процента на деньги, а вложение денег в какое-либо дело позволит получить большую прибыль.
Д. Рикардо свел теорию прибыли к следующим положениям:
1) все товары продаются по стоимости, в основе которой заложено рабочее время;
2) из стоимости товара вычитают издержки;
3) остаток, то есть разница между стоимостью товаров и издержками, — прибыль [6, с.137].
Движение прибыли Д. Рикардо связывал с изменением заработной платы. Он не разделял точку зрения А. Смита относительно того, что объем прибыли зависит от объема капитала и что заработная плата — вознаграждение за особый вид труда по управлению и надзору.
А. Смит и Д. Риккардо природу прибыли сводили к эксплуатации рабочих как вычет из неоплаченной части их труда. Они рассматривали прибыль как всеобщую форму прибавочной стоимости.
Экономистами классической школы впервые была четко сформулирована «факторная модель формирования прибыли» (т. е. модель формирования прибыли как результата использования факторов производства). Основываясьна теориитрудовойстоимости, А.Смити Д.Рикардозавершилиначатоефизиократамивыделениеприбылив особуюэкономическуюкатегорию.
Основоположниками марксистской теории прибыли как прибавочной стоимости были К. Маркс и Ф. Энгельс. Карл Маркс особо подчёркивал, что в условиях капитализма прибыль «… есть то же самое, что и прибавочная стоимость, но только в мистифицированной форме, которая, однако, необходимо возникает из капиталистического способа производства». В письме Энгельсу от 30 апреля 1868 г. Маркс писал, что прибыль — прежде всего лишь другое название или другая категория для прибавочной стоимости. Благодаря форме заработной платы весь труд выступает как оплаченный, поэтому неизбежно кажется, что неоплаченная часть его возникает не из труда, а из капитала, и притом не из переменной части его, а из всего капитала в целом. Вследствие этого, прибавочная стоимость приобретает форму прибыли без количественного различия между той и другой. Это лишь иллюзорная форма проявления прибавочной стоимости.
Фактически прибыль промышленного капитала представляет собой не что иное, как превращенную форму прибавочной стоимости, продукт переменного капитала. Суть превращения заключается в том, что прибавочная стоимость в форме прибыли предстает как порождение всего капитала (переменного и постоянного) и всех фаз его движения (как процесса производства, так и процесса обращения).
Иначе говоря, прибыль представляет собой такую объективно обусловленную форму внешнего проявления прибавочной стоимости, которая искажает её действительную сущность и вместе с тем сущность капиталистических отношений, маскируя тот факт, что единственным источником обогащения класса капиталистов является наёмный труд пролетариев.
Распадение стоимости товара на издержки производства и прибыль свойственно только капиталистической форме товарного производства. Оно неприменимо к простому товарному хозяйству, где непосредственный производитель осуществляет процесс труда собственными средствами производства. У простого товаропроизводителя стоимость и издержки производства совпадают. Можно, конечно, и здесь выделить стоимость средств производства и рассматривать их как издержки производства. Но для простого товаропроизводителя нет никакого различия между частями вновь созданной стоимости. Все части вновь созданной стоимости — суть воплощение его собственного труда. Отношения простого товарного производства не дают оснований для выделения прибыли как особой части стоимости товара.
Для капиталиста существует качественное различие между разными составными частями стоимости товара, поскольку издержки производства он оплачивает, а прибавочную стоимость получает безвозмездно. Это принципиальное различие вытекает из самой сути капиталистических отношений производства. [2, с.13].
Пола Самуэльсона часто называют экономистом всех времен и народов, так как среди его достижений значительную часть составляют строгие доказательства фундаментальных принципов и теорий из буквально всех разделов экономической науки: международной торговли, теории производства, теории капитала, анализа финансового состояния, теории экономического роста, макроэкономики и истории экономической мысли. В своей книге «Экономика» он пишет о том, что прибыль представляет собой разностороннюю категорию (в отличие от предшественников, которые рассматривали категорию прибыли только с одной позиции: как доход от факторов производства, или же, как вознаграждение за предпринимательскую деятельность). П. Самуэльсон утверждает, что существует пять видов прибыли:
1) прибыль, как безусловный доход от факторов производства, которую получают владельцы предприятия;
2) прибыль, как вознаграждение за предпринимательскую деятельность и внедрение технических усовершенствований;
3) прибыль, как непредвиденное отклонение от ожидаемых доходов, вызванное неопределенностью;
4) прибыль, как доход, который порожден монополистическим положением;
5) прибыль, как избыточный доход, величину которого можно измерить и обложить налогом [8, с.124–126].
В началеХХвекапоявляетсяпринципиальноновыйподход к сущностиприбыли.Основателяминового течениябылиамериканскиеэкономисты Й. А. Шумпетери Ф.Найт.
Сименем Й. А. Шумпетерасвязанатеорияпредпринимательской прибыли. Согласно данной теории, прибыльопределяетсякакстоимостнаякатегорияи вознаграждение заосуществлениефункцийнововведения, воплощениедостиженийнаучно-техническогопрогресса, способствующих формированиюновыхпотребностей и обеспечивающихих удовлетворение.То есть, прибыль — это не владение капиталом, а применение и внедрение новых факторов производства. Поэтому предприниматель — это тот, кто использует существующие методы по-другому, более эффективно внедряет их комбинации. Именно это порождает разницу между существующими ценами и издержками производства, которые уменьшаются в результате новых комбинаций.
Фактически Й. А. Шумпетер рассматривал прибыль как доход особого фактора производства — предпринимательства, т. е. прибыль, по его словам, — «стоимостное выражение того, что создает предприниматель, подобно тому, как заработная плата — стоимостное выражение того, что создает рабочий» [10, с.509].
Несколько иныепринципыразвиваетФ.Найт. Ученыйсвязывает происхождениеприбыли не только с предпринимательскойдеятельностью, нос другимееаспектом — факторомхозяйственногориска(предпринимательского риска). ОсновываясьнаидеяхЛ.Вальраса,Ф.Найтввелпонятие«чистойприбыли». Он назвал ее «остаток с остатка», то есть остатком с которого, кромеуженазванныхэлементов, изъятые такжевознаграждениеруководствапредприятияи премия за риск[5, с.140].Ф. Найт проводит различие между риском, величину которого можно рассчитать методами теории вероятности, и неопределенностью, величина которой в принципе не поддается расчету. В соответствии с концепциейФ.Найтаименнонеопределенностьявляется источникомвозникновениячистой прибылиили убытка.
Такимобразом, Й. А. Шумпетери Ф.Найтутверждали, чтоприбыль — это лишьвознаграждениеза деятельностьпредпринимателя, она может существоватьисключительно в динамичной экономике.
В процессе эволюции прибыли как экономической категории, менялись подходы к ее трактовке, сущности. Некоторые авторы ограничиваются лишь количественным определением данной категории. Однако эти определения прибыли не раскрывают ее экономической природы. В определении категории прибыли, И. А. Бланк разделяет точку зрения Ф. Найта, и рассматривает ее как соотношение риска и дохода. По его мнению, прибыль — это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности [2, с.15].
Следовательно, можно сделать вывод о том, что прибыль — это общеэкономическая категория, которая представляет собой часть дохода конкретного действующего предприятия, полученного под воздействием внутренней и внешней среды, а также уровня развития предпринимательства. Кроме того, прибыль является разницей между доходами, которые были получены от всех видов деятельности, и расходами предприятия, понесенными в процессе получения этих доходов, и используется для осуществления процесса расширенного воспроизводства.
В течение нескольких веков развивались и сосуществовали различные теории, трактовки прибыли, а также шли дискуссии по вопросам применения их на практике. Анализируя опыт своих предшественников, ученые-экономисты разных стран определяли сущность прибыли и источники ее получения с учетом существующих особенностей на конкретном этапе развития общества. На современном этапе развития экономики усиливается влияние общественных профессиональных организаций на процессы нормативного регулирования учета.
Теоретические разработки экономистов, широко внедряются в практику отдельных предприятий, обобщаются в виде стандартов, положений инструкций, которыми руководствуются предприниматели различных отраслей, государств в целом.
В данной статье кратко представлены лишь отдельные подходы к трактовке прибыли, как показателя, характеризующего эффективность управления предпринимательской деятельностью. На современном этапе прибыль необходимо рассматривать как результат деятельности предприятия, который позволяет сделать вывод заинтересованным пользователям относительно целесообразности осуществления инвестиций в предприятие, что, в свою очередь будет способствовать развитию отрасли, региона и государства в целом. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что прибыль предприятия как объект налогообложения, является источником формирования государственного бюджета страны, обеспечивая развитие социальной сферы.
Обобщая исторический опыт исследований величайших экономистов-теоретиков, учитывая глобальные процессы интеграции, происходящие в мире, целесообразно объединять усилия современных специалистов в области экономики, менеджмента, учета относительно выработки единых подходов к трактовке всех показателей, участвующих в расчете прибыли (выручки, дохода, расходов). Уделить внимание политике ее формирования и использования, представления информации пользователям в виде финансовой отчетности, целью которой является, в частности, «правдивое представление информации …о финансовых результатах деятельности предприятия» [4, ст.9]. Государственным планом развития бухгалтерского учета и отчетности в стране предусмотрены мероприятия по участию российских специалистов в работе Фонда международных стандартов финансовой отчетности; в Межправительственной рабочей группе экспертов по международным стандартам учета и отчетности; в рамках Диалога Россия — ЕС по финансовой и макроэкономической политике [1, с.68].
Такое широкое представление российских специалистов в международных экономических структурах должно обеспечить ускорение проведения реформ в области учета; повышение качества отечественной законодательной и нормативной базы, регламентирующей учет и порядок представления отчетной информации; конвергенцию отечественных и международных стандартов учета и отчетности.
Литература:1. Батищева Н. Н. Конвергенция ПБУ и МСФО: достижения и проблемы/ Н. Н. Батищева//Экономика и управление: теория и практика: сб. научных трудов, Севастополь, 2015 г. С. 64–70
2. Бланк И. А. Управление прибылью. /И. А. Бланк:3-е изд., перераб. и доп. — К.: Ника-Центр, 2007. — 768 с.
3. Конотопов М. В. История и философия экономики./И. И. Агапова, А. Ю. Егоров, С. И. Сметанин: учебное пособие / под ред. М. В. Конотопова. — 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2010. — 664 с.
4. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minfin.ru
5. Найт Ф. Риск, неопределённость и прибыль /Ф.Найт; пер. с англ. — М.: Дело, 2003. — 360с.
6. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения / Д. Рикардо. — М.: Госполитиздат, 1955. — 360 с.
7. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. Минск: ООО «Новое знание», 2011. 688 с.
8. Самуэльсон П. А. Экономика / П. А. Самуэльсон;пер. с англ., под общ. ред. А. С. Кудрявцева. — Г.: Прогрес, 1964. — 843 с.
9. Смит А. Исследование о природе и причинахбогатства народов: в 2-х т. / А. Смит: том 1; пер. с англ. — М.,1935. — 645 с.
10. Шумпетер Й. А. История экономического анализа: в 3-х т./ Й. А. Шумпетер: Т.2; пер. с англ. под. ред. В. С. Автономова. — СПб: Экономическая школа, 2004. — 972 с.
Основные термины (генерируются автоматически): прибыль, прибавочная стоимость, заработная плата, издержка производства, теория прибыли, маркс, предпринимательская деятельность, экономическая категория, доход, земельная рента.
moluch.ru
Шаринова Г.А. Управление прибылью предприятия в современных условиях
Шаринова Галина АнатольевнаКалмыцкий государственный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и финансов
Sharinova Galina AnatolyevnaKalmyk State UniversityCandidate of Economic Sciences, Associate Professor of Department of Menagement and Finance
Библиографическая ссылка на статью:Шаринова Г.А. Управление прибылью предприятия в современных условиях // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/40871 (дата обращения: 07.06.2018).
В настоящее время каждая коммерческая организация для выживания в условиях кризиса и экономических санкций, введенных странами Европы и США, стремится к стабилизации своей прибыли.
«В настоящее время остро стоит проблема экономического неравенства крупных и малых городов Российской Федерации»[1]. В крупных городах экономический потенциал выше, чем в малых городах. Условия развития бизнеса как мы видим неравны. Поэтому, если рассматривать в длительной перспективе прибыль компании малых городов она является средством достижения выгоды для сохранения своих позиций на рынке сбыта, гарантия динамичного развития производства.
При таких условиях максимизация прибыли в долгосрочном периоде вероятна только при поэтапном достижении конкретных важных объемов прибыли. Обеспечение размера выгоды в долгосрочном и краткосрочном периодов объясняется актуальными нуждами в развитии организации, сатисфакции финансовых интересов владельцев, снабжении интересов коллектива и общества.
В современных условиях проблема роста прибыли предприятия и эффективности его деятельности становится основополагающей для всех предприятий.[2]
Обеспечение прибыльностью современного предприятия в условиях рыночной экономики подразумевает повышение доходов предприятия и снижение затрат продукции.
Для увеличения доходов коммерческое предприятие проводит оценку, анализ и планирование объема продаж, определяет ритмичность производства, определяет насколько достаточно и эффективно проводиться диверсификация производства, соответствует ли ценовая политика условиям современного положения предприятия и т.д.
Для современного предприятия важно определить факторы повышения доходов, как мы знаем, это входит в компетенцию высшего звена руководства компании, а также маркетинговых служб. С помощью маркетинговой стратегии, ценовой политики, положением на рынке, качества предоставляемой продукции современное предприятие может увеличить доходы. Кроме этого важно соблюдать внутренний контроль рентабельности, как действующих производств, так и новых.
Для снижения расходов предприятия также проводиться оценка, анализ и осуществляется планирование по статьям затрат предприятия. Кроме этого каждое коммерческое предприятие осуществляет поиск резервов обоснованного снижения затрат. Как мы знаем, на современных предприятиях разрабатываются нормативы по операциям, а также существуют нормы по технологическим процессам. Любая экономия за счет нарушения производственного процесса повлечет снижение качества продукции, а это, в свою очередь не выполнение выручки предприятия.
Все факторы, воздействующие на размер прибыли, являются функцией разных условий.
Так, во-первых, объем продаж располагается исходя из производительности воплощение в жизнь коммерческой работы: от умения строить выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. осуществить рекламу, сбыт, выработать ценовую и товарную политику и т.д.;
Во-вторых, степень издержек производства находится в зависимости от целесообразности формирования производства и труда, предпочтений технологии, технической оснащенности предприятия.
Одни из главных причин, определяющими прибыль являются: внедрение инноваций, отсутствие страха перед рисками, рациональное использование средств, достижение оптимальных объемов деятельности.
Прибыль увеличивается до того, пока процентная ставка по банковским кредитам станет ниже нормы прибыли на вложенный капитал; присутствие задолженности, исходя из этого, возможно, даже во многих эпизодах она содействует получению прибыли.
Введение новшеств как ключ к получению прибыли предполагает создание свежей услуги более высокого качества, изучение нового рынка, организационно-управленческие нововведения, освоение последних источников поступления товаров.
Длительность притока прибыли от введения инноваций определяется следующими факторами: значимостью изобретения, важностью и стабильностью потребностей, удовлетворяемых данной услугой, характером деятельности.
В практике предпринимательской деятельности применяют разные способы снижения затрат предприятия. Кроме таких как экономия материальных и трудовых ресурсов, снижение доли амортизационных отчислений применяются такие меры как сокращение административных и коммерческих расходов.
На финансовый результат современного предприятия оказывает влияние принятая учетная политика. На доходную часть предприятия оказывает влияние факт признания доходов в результате ее реализации.
В отношение затрат предприятия также есть влияние принятой учетной политики. Это связано с учетом затрат разными методами. Это касается стоимости товаров, материальных запасов, методов начисления амортизации, и многое другое. Если проанализировать амортизацию в затратах предприятия, то мы знаем, что она начисляется разными способами. Один из способов начисления внеоборотных активов это равномерное перенесение стоимости амортизируемого имущества (линейный метод), другие способы существенно увеличивают размер амортизационных отчислений в первые годы эксплуатации активов, что конечно, приведет к уменьшению прибыли предприятия. Таким образом, можно отметить, что грамотная учетная политика современного предприятия позволяет управлять прибылью предприятия.
Как было сказано выше, факторами роста прибыли предприятия являются увеличение размера выручки или доходов, а также снижение издержек или расходов предприятия.
На величину выручки от реализации, как было отмечено, прежде всего, влияет объем продаж, качество и ассортимент продукции, ритмичность их выпуска.
Коммерческий расчет требует, чтобы каждое коммерческое предприятие стремилось к улучшению качества своей продукции, приведению ее ассортимента в соответствии со спросом потребителей. Качество продукции оказывает серьезное влияние на уровень ее конкурентоспособности и размер прибыли.
С одной стороны, повышение качества продукции требует дополнительных затрат, что повышает затраты производства. С другой стороны, качественная продукция имеет высокую рыночную цену, отличается повышенным спросом, что позволяет не только возмещать дополнительные затраты, но и увеличивать рентабельность предприятия, рынок сбыта.
Эффективный механизм управления прибылью предприятия позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций этого управления.
Библиографический список- Шаринова Г.А. Состояние рынка труда в современных условиях на примере Республика Калмыкия//Бизнес. Образование. Право Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. №4 (29). С.158-160
- Маркина И.А. Воронина В.Л. Оптимизация управлению прибылью торговых предприятий на основе разработки комплексной системы управления прибылью //Бизнес. Образование. Право 2013. №3(24) С.35-38
Все статьи автора «Шаринова Галина Анатольевна»
web.snauka.ru
Пашаян А.Г. Прибыль и ее роль в развитии коммерческой организации
Пашаян Акоб ГамлетовичТюменский государственный университетмагистрант кафедры экономической теории и прикладной экономики
Pashayan Akob GamletovichTyumen state Universitymagister of the department of economic theory and applied economics
Библиографическая ссылка на статью:Пашаян А.Г. Прибыль и ее роль в развитии коммерческой организации // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/69029 (дата обращения: 07.06.2018).
В настоящее время экономическая жизнь России находится в стадии стагнации и непростых условиях перехода с одной социально-экономической системы к другой. Главная тенденция, характеризующая ситуацию в российской экономике уже больше двух лет – обостряющийся спад. Принимая во внимание продолжающийся подъем геополитической напряженности между Россией и странами Запада, отечественная экономика продолжает испытывать тяжелые экономические последствия. В первую очередь, для России требуется эффективное управление, как финансовыми ресурсами, так и капиталом [2]. Опыт функционирования коммерческих организаций указывает об острой необходимости улучшения механизма управления финансами в различных его аспектах.
Прибыль – это количество полученной выгоды в виде материальных благ или денежных активов после вычета всех затрат, связанных с хозяйственною деятельностью, производством и доставкой.
Рассматривая сущность прибыли, прежде всего, необходимо отметить следующие ее характеристики, а именно прибыль:
- представляет собой форму дохода предпринимателя, который осуществляет определенный вид деятельности.
- является формой дохода предпринимателя, который вложил свой капитал с целью достижения коммерческого успеха.
- может не являться гарантированным доходом для предпринимателя, который вложил в тот или иной вид бизнеса, так как является результатом только умелого и успешного осуществления этого бизнеса.
- характеризует только ту часть дохода, которая была «очищена» от пенсионных затрат на осуществление этой деятельности.
- является стоимостным показателем, так как выражается в денежной форме [5].
В современных условиях экономического развития значение прибыли в хозяйственном процессе непрерывно растет. Прибыль выступает как основным источником развития хозяйственной деятельности любого предприятия, так и стимулом его деятельности. Обеспечивает интересы персонала предприятия, собственников, государства и являются главной движущей силой рыночной экономики.
Рыночная экономика располагается на повышенным уровне сложности как в динамизме, так и в неопределенности выставляет дополнительные условия к субъектам хозяйствования. Так, большой значимости получает приспособление старых методов к современным соглашениям и необходимость разработки назначений по повышению эффективности формирования и распределения прибыли. Прибыль считается основным звеном социально-экономического развития не только для предприятия, но и для целой страны в целом.
Как важная экономическая категория и цель деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций [1]
Во-первых, прибыль можно охарактеризовать как результат, который получается в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии значит, что приобретенные доходы превосходят расходы, связанные с его деятельностью.
Во-вторых, прибыль имеет стимулирующую функцию, поэтому предприятие заинтересованно в получении большей прибыли, так как это считается основой для расширения производственной деятельности, социального становления предприятия и научно-технического прогресса.
В-третьих, прибыль считается одним из основных источников формирования бюджетов разных уровней, так как зачисляется в бюджеты в виде налогов и вместе с другими доходными поступлениями применяется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения страной собственных функций и разных программ.
Как считает автор монографии «Методология анализа финансового состояния предприятия» Жулега И.А., факторы, влияющие на прибыль, можно разбить на объективные и субъективные.
Таблица 1. Объективные и субъективные факторы, влияющие на величину прибыли
| Объективные факторы: | Субъективные факторы: |
| 1 | 2 |
| |
| |
|
Источник: составлено автором на основании [3]
Объективные факторы не зависят от деятельности предприятий, тем не менее могут показать существенное воздействие на величину прибыли.
Субъективные факторы можно разбить на производственные и внепроизводственные. Производственные характеризуют использование и наличие средств и предметов труда, финансовых и трудовых ресурсов. К внепроизводственным относятся снабженческо-сбытовую деятельность и природоохранную деятельность, социальные условия быта и труда и пр. [4, c. 169]
Также прибыль может измениться перед воздействием следующих факторов:
- объема продаж
- ассортимент реализованной продукции
- цены реализации продукции
- себестоимости продукции.
Ниже представлен анализ формирования, распределения и применения прибыли на примере коммерческой организации, главным видом деятельности которого является транспортировка нефти и нефтепродуктов, а также оптовая торговля моторным топливом в России.
Для оценки резервов повышения эффективности производства был использован факторный анализ прибыли от продаж, основной задачей которого является поиск различных путей максимизации прибыли на предприятии (Табл. 2).
Таблица 2. Факторный анализ прибыли от продаж коммерческой организации в 2012-2014г.г.
| Показатели | 2012 г., тыс. руб. | 2013 г., тыс. руб. | 2014 г., тыс. руб. | Абсолютное изменение, тыс.руб. | Относительное изменение, % | |||
| 2012-2013 | 2013-2014 | 2012-2013 | 2013-2014 | |||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
| Выручка от продажи, работ, услуг | 667 461 | 826 246 | 951 869 | 158 785 | 125 623 | 23,8 | 15,20 | |
| Себестоимость | 546 824 | 675 925 | 769 886 | 129101 | 93 961 | 23,6 | 13,90 | |
| Коммерческие расходы | 15 838 | 21 188 | 29 727 | 5350 | 8 539 | 33,78 | 40,30 | |
| Управленческие расходы | 28 788 | 37 397 | 41 118 | 8609 | 3 721 | 29,9 | 9,95 | |
| Прибыль от продаж | 76 011 | 91 736 | 111 138 | 15 725 | 19 402 | 20,69 | 21,15 | |
| Индекс изменения цен | 1,00 | 1,15 | 1,17 (при 2013 г. 1,00) | 0,15 | 0,17 | 15,00 | 17,00 | |
| Объем реализации в сопоставимых ценах | 667 461 | 820 546 | 813 564 | 153 085 | -6982 | 22,94 | -0,85 | |
Источник: составлено автором на основании [6]
Сложность анализа заключается в том, что не всегда индекс изменения цен может влиять на объем реализации в сопоставимых ценах. В данной таблице можно рассмотреть, что произошло изменение объема реализации в сопоставимых ценах с 2012-2013 гг. произошло увеличение на 22,94%, а с 2013-2014 гг. – снижение на 0,85%.
Основная методичная сложность определения воздействия объема продаж на прибыль предприятия сопряжена с проблемами анализа изменения физического объема реализованной продукции.
Таким образом, прибыль обусловливается разницей между выручкой от хозяйственной деятельности предприятия и суммой всех затрат на эту деятельность. Основной целью коммерческой деятельности является получение прибыли. Функции прибыли: экономический эффект прибыли, стимулирующая функция, источник формирования бюджетов разных уровней. Факторы, влияющие на прибыль, можно поделить на объективные и субъективные.
Таблица 3. Расчет влияния факторов (суммы чистой прибыли и коэффициента отчисления) на размер отчислений в фонды коммерческой организации за 2012-2014 гг., тыс. руб.
|
Вид фонда
| Отклонение | |||||
| с 2012-2013 гг. | с 2013-2014 гг. | |||||
| Всего | В том числе за счет | Всего | В том числе за счет | |||
| Чистая прибыль | Коэффициент отчисления | Чистая прибыль | Коэффициент отчисл. | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Фонд накопления | 6725,95 | 3162,75 | 3563,2 | 5003,1 | 5003,1 | 0 |
| Фонд потребления | 464,2 | 7590,6 | -7126,4 | 12735,05 | 8338,5 | 4397,05 |
| Фонд социальной сферы | 4828,3 | 1265,1 | 3563,2 | -1895,5 | 2501,55 | -4397,05 |
Источник: составлено автором на основании [6]
Повышение величины прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, соответственно увеличивает необходимую сумму отчислений в специальные фонды, а уменьшение – снижает величину этих отчислений. Аналогично (прямым образом) воздействует изменение коэффициента отчислений от чистой прибыли: при повышении данного коэффициента сумма отчислений в фонды специального назначения растет, а при понижении – уменьшается.
Рентабельность – это относительный показатель, который может охарактеризовать степень доходности бизнеса на предприятии. Показатели рентабельности показывают эффективность работы предприятия в целом и развитость разных направлений деятельности.
Таблица 4. Экономический анализ прибыльности (убыточности) предприятия
| Показатели | 2012г., тыс.руб. | 2013 г., тыс.руб. | 2014 г., тыс.руб. | Отклонение | ||||
| 2012-2013 | 2013-2014 | |||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
| 1) Прибыль от продаж (тыс. руб.) | 76 011 | 91 736 | 111 138 | 15725 | 19 402 | |||
| 2) Полная себестоимость, тыс. руб. | 591 450 | 734 510 | 840 731 | 143060
| 106 221
| |||
| 3) Выручка, тыс. руб. | 667 461 | 826 246 | 951 869 | 158785
| 125 625
| |||
| 4) Чистая прибыль, тыс. руб. | 58 973 | 71 264 | 87 941 | 12291
| 16 677
| |||
| 5) Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб. | 176 054 | 209 794 | 242 115,5
| 33 740 | 32 321,5 | |||
| 6) Среднегодовая стоимость оборотного капитала, тыс. руб. | 128 654 | 121 000,5 | 113 568,5 | -7653,5 | -7 432 | |||
| 7)Рентабельность РП, % | 12,9 | 12,5 | 13,2 | -0,4 | 0,7 | |||
| 8)Рентабельность продаж, % | 11,3 | 11,1 | 11,7 | -0,2 | 0,6 | |||
| 9)Рентабельность активов, % | 33,5 | 33,9 | 36,3 | 0,4 | 2,4 | |||
| 10)Рентабельность оборотного капитала, % | 45,8 | 58,9 | 77,4 | 13,1 | 18,5 | |||
| 11)Коэффициент чистой прибыльности, % | 8,84 | 8,62 | 9,24 | -0,22 | 0,62 | |||
Источник: составлено автором на основании [6]
На основании данных таблицы 4 можно сделать вывод, что в течение трех отчетных финансовых лет предприятие не имело убытков, так как прибыльность деятельности предприятия подтверждается положительными значениями всех показателей рентабельности.
Проведенный анализ позволяет сделать ряд обобщений, имеющих теоретическое и практическое значение.
1). Чистая прибыль в коммерческой организации может подразделяться на такие фонды: потребления, накопления, социальной сферы, а также используется для определения рентабельности. Показатели рентабельности могут охарактеризовать эффективность работы предприятия в целом и доходность различных направлений.
2). На протяжении трех отчетных финансовых лет предприятие не имело убытков, что связано, прежде всего, с увеличением объемов выпускаемой продукции, ростом цен и себестоимости. Прибыльность деятельности предприятия подтверждается также положительными значениями всех показателей рентабельности.
3). Увеличение величины прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, повышает сумму отчислений в специальные фонды, а уменьшение чистой прибыли, наоборот, снижает величину этих отчислений. Аналогичным образом влияет изменение коэффициента отчислений от чистой прибыли.
Библиографический список- Бланк И.А. Экономическая сущность прибыли [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psyera.ru/ekonomicheskaya-sushchnost-pribyli_9296.htm (дата обращения: 18..06.2016 г.)
- Иванова С.А. Стагнация экономики: инвестиционная активность и зарубежные инвестиции // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 (57). С. 468-470.
- Пирогова Т. Э., Костина О. И., Губернаторова Н. Н. Финансовый менеджмент. Учебное пособие (в схемах и таблицах). – Калуга: ИД «Эйдос», 2015.
- Пономаренко М. А. Классификация факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 169-172.
- Роль прибыли в условиях рыночной экономики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://studopedia.info/4-68096.html (дата обращения: 19..06.2016 г.).
- Резервы увеличения прибыли и рентабельности предприятия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.financejump.ru/suuns-455-1.html (дата обращения: 19..06.2016 г.).
Все статьи автора «Пашаян Акоб Гамлетович»
web.snauka.ru








