Menu. Стратагема журнал
Шестая «Стратагема» | Стратагема
Шестой номер бесплатного электронного журнала «Стратагема» увидел свет в новом оформлении, созданном усилиями дизайнера Михаила Маргитыча (г. Хмельницкий, Украина).
Журнал и приложения можно скачать из карточки проекта (http://tesera.ru/project/stratagema/files/)на «Тесере», из официальной группы (http://vk.com/docs?oid=-31284184) журнала в «ВКонтакте», а также из файлового обменника файлы@mail.ru (https://cloud.mail.ru/public/472b28eb47fb%2F%D0%96%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%20%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%E2%84%966%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.rar).
Редакция благодарит всех авторов, принявших участие в создании номера и столь долго ожидавших его выхода.
Центральная тема номера – Сталинградская битва. Этому событию посвящена историческая статья, а так же обзоры настольных игр - ASL, Roads to Stalingrad, Storm over Stalingrad, Stalingrad Pocket, компьютерных — Сталинград «Блицкриг», Unity of command и обзоры нескольких исторических исследований и мемуаров.Вторая главная тема номера — не совсем обычные типы варгеймов, блочные игры (Hammer of Scots, Crusader Rex, Borodino, Sekigahara) и игры-открытки (Rattenkrieg Assault on the tracktor factory, Operation Cerberus The Channel Dash, Toast of the Town. Roman Londinium falls to Warrior Queen Boudica).Помимо этого, в номере есть обзоры исторических варгеймов — Танковый бой и Блицкриг по системе Art of tactic, Conflict of Heroes: Awakening the Bear 2ed, Hells gate, Duel of the Eagles, обзор двух очень схожих и очень разных игр за авторством Richard Sivel – Maria и Friedrich, два диаметрально противоположных мнения о варгейме Leuthen, а так же обзоры игр по гипотетическому прошлому и будущему — Nuclear winter 68, Fleets 2025: East China Sea, All things Zombie и фэнтези-обзор Battles of Westeros: House Baratheon Army Expansion.В этом номере мы подвели итоги голосования — лучшие материалы на страницах журнала в 2011-2012гг., обсудили сложности и перспективы создания клуба настольных игр в родном городе (Санкт-Петербург и Волгоград), а так же постарались узнать женский взгляд на мир варгеймов.
В приложениях к номеру числится приятный сюрприз: полностью переведенная и сверстанная Книга Сценариев для Conflict of Heroes: Awakening the Bear 2ed. (Автор — Михаил Маргитыч).
Также в приложениях памятка подсказка для Conflict of Heroes на русском языке сверстанная аналогично оригиналу. Помимо этого в приложениях можно найти следующие материалы: правила для блочных варгеймов Borodino, Napoléon, Hammer of Scots, Crusader Rex, правила для игр-открыток Rattenkrieg Assault on the tracktor factory, Operation Cerberus The Channel Dash, Toast of the Town. Roman Londinium falls to Warrior Queen Boudica и правила для таких варгеймов, как — Hells Gate, Leuthen, Maria, и традиционный список всех обзоров, опубликованных в предыдущих номерах журнала.
Ещё в нашей группе вконтакте http://vkontakte.ru/stratagema_magazine в разделе видео вы можете посмотреть видеообзоры на рассмотренные в журнале игры — Stalingrad Pocket, Storm over Stalingrad, Roads to Stalingrad, Hammer of Scots, Crusader Rex, Borodino, Sekigahara, Conflict of Heroes: Awakening the Bear 2ed, Hells gate, Duel of the Eagles, Танковый бой и Блицкриг (на русском от Центра Тактики), Maria, Friedrich и т.д.
С выходом этого номера открылся форум на нашем сайте, так что теперь можно обсуждать номер и дискутировать по адресу: http://stratagema-magazine.ru/forums/index.php Редакция просит читателей поучаствовать в развитии проекта, для чего в ближайшее время необходимо ответить на несколько вопросов на нашей странице ВКонтакте: http://vkontakte.ru/stratagema_magazine:
- Ваши идеи по развитию и популяризации настольных варгеймов в России?
- Чтобы Вы хотели увидеть на сайте журнала — новости/обзоры/переводы правил/интервью/переводные статьи и материалы/иное (указать)?
- Готовы ли принять участие в качестве автора обзоров/статей или помочь с переводом правил?
- С какого носителя вы предпочитаете читать журнал?
- С кем из авторов настольных игр вы бы хотели увидеть интервью?
- Лучшая статья номера в номинации Вторая Мировая Война, Исторический варгейм, Фантастика и Фэнтези.
Мы приглашаем к сотрудничеству и будем рады опубликовать ваши обзоры любимых игр на сайте журнала — www.stratagema-magazine.ru и в последующих номерах, пишите нам: [email protected]
С уважением, редакция.
4.00 avg. rating (80% score) - 4 votes
stratagema-magazine.ru
«Стратагема» — журнал об исторических и фантастических играх - Настольные игры: Nастольный Blog

На днях в сети появился первый номер журнала Стратагема, посвящённого историческим и фантастическим настольным и компьютерным играм. Это 162 страницы текста, около 10 рубрик и, конечно же, новости и обзоры исторических и фантастических игр.
Ядром проекта является группа любителей настолок из Волгограда, объединившаяся в военно-исторический клуб "Сталинград". В создании первого номера также внесли свою лепту клубы и сообщества из других городов России и Украины. Среди авторов — Александр Невский, Леонид Бартецкий, Максим Богатов, Артем Харинин и многие другие.
Стратагема позиционируется как ежеквартальный журнал. Следующий выпуск должен выйти в январе. Сайта у журнала нет (пока), но есть группа ВКонтакте — http://vkontakte.ru/stratagema_magazine.
Приведу здесь вступительное слово редактора:
Дорогие читатели! Меня зовут Виктор, и я один из редакторов журнала, который Вы сейчас читаете. Как многие любители истории и военных игр, я столкнулся с нехваткой информации, касающейся такого класса игр, как «wargames». Занявшись поиском интересующих меня материалов на просторах Интернета, пришлось признать, что кроме любительских переводов и PnP, а так же нескольких сайтов и форумов для любителей, в России нет ни одного просвещающего и объединяющего ресурса по данной тематике, как для новичков, так и для опытных игроков. В связи с этим я и несколько моих товарищей по ВИК «Сталинград» обратились к ряду клубов, объединений и людей из России, Украины и Белоруссии с предложением принять участие в создании этого и последующих номеров. И теперь мы представляем на суд публики первый электронный и по-настоящему народный журнал. Этот журнал задуман как первое издание для любителей истории, военно-стратегических и военно-тактических игр.
Мы будем рады узнать ваше мнение и предложения на нашей странице ВКонтакте: http://vkontakte.ru/stratagema_magazine Мы приглашаем к сотрудничеству и будем рады опубликовать обзоры любимых Вами игр в последующих номерах.
Интересного чтения!
На мой взгляд эти ребята — просто молодцы. Они сумели объединиться и выпустить готовый продукт — объёмный номер журнала. Может быть он не идеален по исполнению (например, я заметил достаточно опечаток), но он — есть. Раньше ничего подобного у нас не было, можно лишь вспомнить журнал о ролевых и настольных играх "Легион" (почивший несколько лет назад, вот образец), а также так и не родившийся онлайновый журнал "Мипл", ограничившийся нулевым выпуском.
Я не отношусь к ярым любителям исторических или фантастических игр и не играю на компьютере (ну, разве что в Starcraft II), но буду с интересом следить за судьбой этого проекта и ждать следующего номера. Ребята, спасибо за журнал и удачи вам!
В заключении ещё пару слов от редакции Стратагемы:
Журнал готов к сотрудничеству со всеми любителями военно-исторических игр и размес-тит Ваши статьи, соответствующие следующим критериям, в следующих номерах: Критерии к обзорам игр (объем от 2 А4 до 16 А4, шрифт arial 12): — историческая справка по отыгрываемому периоду или вселенной — описание компонентов+фото (для настольных игр), графики (для компьютерных) — описание правил/игрового процесса — описание конкретной партии+фото — аналоги данной игры — errata/дополнение/патч — ссылка на сайт игры или фирмы производителя — итоговая оценка игры по следующим критериям: — качество компонентов/графики — простота освоения правил — реалистичность/играбельность — нравиться/не нравиться игра (плюсы/минусы) — цена
Ваши предложения по развитию журнала, предложения по обзорам игр и статьям Вы може-те присылать по эл. адресу: victorianec [at] mail.ru.
Скачать первый номер журнала Стратагема (pdf, 13 Mb)
Новости Стратагема
Похожие записи
Under the Southern Cross: Flying Colors Vol. IV (GMT – Р500)
Новинка в предзаказе GMT Games P500 от Mike Nagel — Under the Southern Cross.
Вторжение Наполеона в Испанию и Португалию стало переломным моментом для колоний Империи в Новом Свете. Патриоты на новом континенте не преминули воспользоваться возможностью, и во втором десятилетии 19-го века началось Движение за Независимость по всей Америке. До сих пор на слуху такие прославленные имена, как Боливар, Сан-Мартин, Бельграно, тогда как роль военно-морских и речных сил в различных войнах за независимость и разгоревшихся конфликтах между новыми американскими республиками в значительной степени игнорируются. До сих пор.
Каунтеры лидеров
Сможете ли вы как представитель Испании задушить повстанческое движение в колониях и сохранить многовековую Империю, или поможете патриотам скинуть империалистическое иго европейских монархий?
Каунтеры кораблей 
Under the Southern Cross: The South American Republics in the Age of Fighting Sail (под Южным крестом: Южно-американские республики в Эпоху Паруса) – четвертый том в серии игр по морским сражениям Развевающиеся Вымпелы (Flying Colors). Основное внимание уделяется южной части американского континента: Бразилия, Аргентина, Уругвай, Чили, Перу, Боливия и Эквадор, начиная с войн за независимость (с 1810г.) до последней войны на море с участием парусных кораблей – война между Аргентиной и Уругваем в 1841 году. Эти войны привлекли морских офицеров, ставших ненужными в Европе к концу Наполеоновских войн, а также стали площадкой для появления первого поколения военно-морских героев родом из Латинской Америки. Обновленные правила игровой системы содержат дополнения по рекам и приливам, прибрежным операциям в Рио-де-ла-Плата и Уругвае с использованием судовых шлюпок для буксировки севших на мель или вставших в штиль кораблей.
Планируется более двадцати сценариев разных форматов – от столкновений нескольких кораблей до полномасштабных сражений флотов. Так же в игру войдет переиздание популярного дуэльного комплекта из второго тома серии (Serpents of the Seas) — дуэльное игровое поле, колода карт активации и 18 дуэльных сценариев.
Для отечественных любителей игр этой серии энтузиастами в свободный доступ выложен (на основе Serpents of the Seas) сверстанный перевод карт на русском для дуэльных сражений — http://www.tesera.ru/images/items/569334/Serpents.pdf

и дуэльное поле — http://www.tesera.ru/images/items/569335/DuelMap-72.jpg 
Как и все предыдущие тома серии, Under the Southern Cross полностью независима и в то же время полностью совместима с предыдущими играми серии.
Компоненты: 1 книга правил, 1 книга сценариев, подсказка, колода карт действий для дуэльных сражений (55 шт.), 2 листа каунтеров, 2 кубика. 
Розничная цена: $62.00Цена по P500: $41.00Больше информации по ссылке: http://www.gmtgames.com/p-589-under-the-southern-cross-flying-colors-vol-iv.aspx
5.00 avg. rating (92% score) - 1 vote
stratagema-magazine.ru
Играем он-лайн | Стратагема
Мы собрали в этом разделе материалы для начала партий в настольные игры по Интернету. В настоящий момент играть он-лайн можно или с помощью установленных программ (Vassal/ZunTzu и тд), или на игровых сайтах. Вот список игровых сайтов:http://wargameroom.com/http://en.boardgamearena.comhttp://www.gametableonline.com/www.daysofwonder.com/memoir44-online/enСуществует большая группа вконтакте. которая уже собрала довольно большой список подобных сайтов — http://vk.com/club38161021
Если выбирать из модулей для игры он-лайн, то наиболее часто используемый Vassal. Программу для игры можно скачать с http://www.vassalengine.org/index.php, модули на странице того же сайта. Руководство, как играть в игровой системе Vassal, можно прочитать ниже.К достоинствам Vassal следует отнести огромное количество настольных варгеймов, доступных в качестве модулей, простота в игровом процессе после установки, но есть один очень большой минус – частый «вылет» из игры, необходимость частого сохранения партий и все проблемы, связанные с этим неприятным «сбоем».Поэтому мы считаем, что в отношении он-лайн игр оптимальный выбор ZunTzu (несмотря на небольшое количество модулей для игры).Ниже вы найдете файлы:— Как начать играть он-лайн с помощью ZunTzu.— Как играть в игровой системе Vassal.— Список модулей варгеймов, к которым есть правила на русском языке.— Список правил на русском языке для варгейм-модулей ZunTzu.
Как играть он-лайн по ZunTzu (все картинки кликабельны)
Для начала Вам необходимо скачать к себе на компьютер установочный файл «setup» и выбранный модуль для игры, например <Rousse20> www.zuntzu.com Для удобства последующего поиска и хранения модулей игры рекомендуем создать отдельную папку ZunTzu на вашем РС.
Установите на компьютер базовой модуль ZunTzu (дважды щелкните на скачанный установочный файл «setup»).
После установки появится ярлык ZunTzu на рабочем столе, или найдите ZunTzu в установленных программах и откройте модуль ZunTzu.
При открытии вы увидите следующее окно:
В верхнем правом углу находится меню. Выберите строку <File>.
В открывшемся списке выберете <Open file> и укажите путь к ранее скачанному модулю игры на вашем компьютере (например <Rousse20>).
После этого ZunTzu загрузит модуль игры, и вы увидите следующее:
Как работает игровая система ZunTzu.
На самом деле это очень простая система – в нижнем левом углу находятся закладки-страницы. В данном случае их 4 – Map (Поле)/Tables (Таблицы)/Cards (Карты)/Counters (Каунтеры).
Если Вам нужно разложить каунтеры для начала игры, необходимо с вкладки Counters (Каунтеры) перенести необходимые каунтеры на вкладку Map (Поле). Для этого откройте вкладку Каунтеры, выберите нужный каунтер, зажав его левой кнопкой мыши, и перенесите на вкладку Поле.
Если Вы ходите приблизить/удалить игровое поле – нажмите на поле, и, зажав правую кнопку мышки, поведите мышкой вверх/вниз – тем самым приближая/удаляя поле.
Об игровых картах – выберите одну из них (зажав левой кнопкой мыши) и перенесите на пустое пространство. Дважды щелкните на ней, и она перевернется.
Если Вам надо перемешать игровые карты – соберите все ранее сыгранные карты (предварительно перевернув их на обратную сторону) и положите на колоду сверху. Щелкните дважды на колоду левой кнопкой мыши и слева появится окно колоды. В окне колоды есть значок функции автоматического перемешивания («reshuffle»).
Если при игре вам необходимо держать в скрытом состоянии (видимом только вам) игровые карты – выберите в нижнем правом углу значок открытой руки и перенесите в открывшееся снизу поле игровые карты.
Если Вам необходимо провести «линию видимости» от центра гекса до центра гекса – в начальном гексе по центру зажмите обе кнопки мышки и ведите курсор до нужного гекса.
Если Вам необходимо перевернуть каунтер на ослабленную/полную сторону – двойной щелчок на каунтере мышкой
Если вам нужно сгруппировать части – перенесите их мышкой в один гекс, чтобы впоследствии выбрать одну фишку из группы – из появляющегося при нажатии на группу фишек слева окна выберите нужную.
Совместная игра он-лайн. Игроки загружают модуль выбранной игры в ZunTzu. Затем, один из игроков выбирает в меню ZunTzu строку <Multiplayer>.
В открывшемся меню игрок выбирает строку <Host>.
Нажмите на кнопку <host> в маленьком открывшемся окне. Теперь в память вашего компьютера скопирован уникальный <IP> и <Port>, чтобы узнать и переслать их другим игрокам – откройте любой файл формата word или txt и нажмите комбинацию на клавиатуре: <ctrl>+<V>.
Примерно так:
Теперь данную комбинацию «IP» и «HOST» перешлите участникам партии, которые так же должны загрузить модуль для игры (в нашем случае <Rousse20>), после этого:
Игроки, получившие комбинацию «IP» и «HOST» выбирают в главном меню ZunTzu строку <Connect>
Выскакивает окно, в котором игроки меняют значения на ранее полученные данные <Host> и <Port>.
Другие игроки могут войти в созданную партию как наблюдатели, для этого они так же должны загрузить модуль выбранной игры и изменить значения <Host> и <Port> на ваши.
Так же мы рекомендуем вам использовать skype-конференцию для обсуждения хода партии. Базу потенциальных игроков с их предпочтениями ы можете найти на нашем сайте.
Желаем интересных партий!
Игра в варгеймы он-лайн с помощью VASSAL (все картинки кликабельны)
Россия – большая страна. Огромные расстояния, и не так уж много больших городов, в которых, как правило, легче найти людей со схожими увлечениями. В больших городах обычно есть какие-то клубы по интересам (в данном случае по настольным играм), проводятся игротеки, есть магазины, где продают настольные игры. Там возможно даже существование нескольких клубов с различной тематикой – где-то любят казуальные игры, где-то варгеймы, где-то коллекционные карточные игры. Выбирай на любой вкус!
Но что делать тем, кто живёт вдалеке от больших городов? Где нелегко найти не то что клуб, но даже хотя бы одного человека, разделяющего твои вкусы? Выход есть – программа VASSAL, имитирующая виртуальный игровой стол, за которым можно играть в различные игры с людьми со всего мира!
http://www.vassalengine.org/index.php — ссылка на скачивание самой программы. Там же находится каталог с играми, так называемыми модулями, которые скачиваются отдельно и легко устанавливаются. А игр очень много, тысячи их!

Сначала скачиваете саму программу, на картинке видно, какую версию надо скачать, если у вас стоит Windows. 2. Как установили программу, нажимаете в этом же окне вверху вкладку Modules. Появляется вот такое окно:

Выбираете нужный модуль, скачиваете его в удобную для вас папку, распаковываете. Далее открываете VASSAL и указываете в ней путь до распакованной игры (нажимаете File в верхнем левом углу и Open Module):
Далее открывается вот такое окошко :

Вам нужно написать свой ник в поле Real Name и пароль в оставшихся полях и нажать кнопку Finish:

Появится вот такое окошко, выделяете второй пункт и жмёте Finish, вот, собственно, и всё – можете искать людей и договариваться сыграть.
Вы оказываетесь в чате и видите там других людей, кто присоединился к этой игре. Создаёте новую игру или присоединяетесь к уже существующей (жмёте правой кнопкой мыши на создавшего игру и выбираете пункт Synchronize).
Как создать комнату и присоединиться к игре.
Во вкладке «New Game» пишем название своей игры, жмем Enter, новая комната с этим названием появляется под главной комнатой (Main Room). Затем ждем, когда к вам в комнату зайдут люди, желающие с вами сыграть, и они должны с вами синхронизироваться. Для этого надо нажать правой кнопкой мыши ваш ник и выбрать пункт «Synchronize». Все, вы можете начинать игру, для этого надо в верхнем левом углу нажать «File» и выбрать «New Game».
Теперь о распространенных ошибках. Самые частые – это когда не совпадают версии модуля. Модули нередко обновляются, поэтому надо следить, чтобы у всех участников версия самого Вассала и модуля для игры были одними и теми же.
И самая главная проблема, не раз не дававшая нам сыграть, пока досконально не разобрались, в чем дело — надо убедиться, что по адресу «File»-«Prefereces»-«Show wizard at startup» стоит галочка.
Очень жаль только, что почти в каждой игре свой интерфейс, и к каждой игре надо отдельно приспосабливаться – единого интерфейса нет. Но разве тому, кто хочет опробовать игру перед покупкой или просто сыграть с кем-то – это большая помеха?
Вот и все, жарких баталий вам на просторах Интернета!
stratagema-magazine.ru
Wallachia 20 (история создания игры) ч.2
Впервые американская компания VPG решила пойти на сотрудничество с российскими разработчиками. Переговоры об этом начались с момента знакомства и интервью Alan Amrich и Lance Mcmillan с нашим военно-историческим журналом «Стратагема». В ходе разговора речь зашла о довольно популярной в России серии игр Napoleonic20 и сражениях, не охваченных серией. Lance Mcmillan заинтересовался необычной историей окончания войны с Турцией, тем более, что одним из главных действующих лиц был Кутузов.Почитав исторические источники, оказалось, что в игре может быть отражено большое количество ранее не используемых в серии исторических моментов:— противоборство малочисленной современной европейской армии образца начала 19 века и многочисленной, но отставшей в развитии, фактически полуфеодальной армией турков;— появление в игре нового типа частей – речная флотилия;— сведение в одну большую кампанию двух крупнейших сражений на одном театре военных действий.— слабо изученная и малоизвестная война эпохи Наполеоновских войнМного доводов «За» создание игры и лишь один против – в сражениях нет Наполеона и французов!Lance Mcmillan посоветовавшись с Alan Amrich решил сказать «Да» и совместный российско-американский проект начался.
С чего и как начинать создание варгейма? С нашей точки зрения, для создания варгейма необходимо ответить на следующие вопросы – Как это происходило? Где это происходило? Кто участвовал?
Для ответа на первый вопрос — Как это происходило? Мы отправились в библиотеки и интернет. Оказалось, что не только на русском, но и на английском языке достаточно мало источников, однако сложив их вместе, удалось составить вполне цельную картину происходивших событий. Собственно краткий пересказ событий изложен в первой части статьи и вы уже с ним ознакомились.
Второй вопрос – Где это происходило? Точнее – игровое поле. Естественно, с начала 19 века не осталось никаких точных записей о ландшафте, местности, возвышенностях и прочим, только отрывочные сведения.Воспользовавшись google-maps и обрывками информации из источников, составили игровое поле.Современный вид из космоса: 
Карты, изображающие сражение 22 июня, которые нам удалось обнаружить в приложениях к исследовательской литературе
Карты, отображающие марш генерала Маркова и окружение турецких войск на левом берегу Дуная.
На основе собранных материалов появилась тестовая версия игрового поля: 
Благодаря дизайнерам VPG, поле приобрело следующий вид для сражения при Рущуке: 
И сражение при Слободзее: 
Итак, мы знаем, как происходили события и где, теперь третий вопрос – Кто участники событий?
А вот здесь нас ожидали неприятные сюрпризы – если по регулярным частям русской армии в источниках было достаточно много информации, то по турецким частям в основном были обезличенные количественные записи 30, 40, 70 тысяч. В турецком языке мы оказались не сильны и привлечь кого-то из знакомых также не удалось, увы. Однако ситуацию спас Lance Mcmillan, который сумел провести тщательный поиск и найти примерный список частей турецкой армии. К сожалению, даже добытые им сведения нельзя признать идеальными, т.к. кроме двух янычарских бунчуков — Болюка и Джемаата, остальные части являются по сути абстракциями, которые просто отражают долю тех или иных формирований или родов войск в турецкой армии. Поясним. Так, например, несколько видов кавалерии (Дели, Сипахи, Гариплер и пр.) вполне могли перемешиваться в рамках других формирований, подчиненных тому или иному паше. Аналогично ситуация обстояла и с феодальной массой пехоты. В данном случае исключением стал только отряд болгарских ополченцев Кирджали, который был обнаружен нами в источнике как самостоятельно действующая тактическая единица.
После такого успеха дело осталось за малым – масштабирование частей в рамках игровой системы. Заметим, что стандартной практикой для серии игр Наполеоник’20 является корпусной уровень организации фишек. Но в таком случае, учитывая небольшую численность сторон, в игре могло находиться всего 3-4 фишки, что сделало бы ее не интересной. С другой стороны, с выходом игр, посвященных сражениям в Испании, в серии стал появляться новый стандарт — дивизионный (это, разумеется, повлияло и на уменьшение величины гекса с 1 мили до половины мили). В данной игре также выдержан дивизионный масштаб, при котором 1 единица боевой мощи эквивалентна 2000 русских или 3000 турецких солдат. Кроме того, в связи с тем, что последние версии правил позволяют более гибко отображать качество боевой подготовки войск, большая часть турецких частей несут те или иные штрафы, что в целом позволило лучше показать низкую боеспособность большей части турецкой армии.
Тестовая версия каунтеров частей: 
Финальная версия каунтеров частей: 

Теперь у нас в наличии знание исторических событий, игровое поле, части и последний подготовительный этап в рамках игровой серии Наполеоник20– создание достоверных карт событий.При создании игровых карт случайных событий необходимо учитывать как реально случившиеся события, так и гипотетические. Главное при создании карт – стараться соблюсти баланс и достоверность между положительными и негативными событиями для каждой из сторон в рамках исторических реалий.
Тестовые версии карт событий: 
Финальный вид карт событий: 
Удалось это или нет может показать только… Тестирование!
Множество тестовых партий, с новыми игроками и ветеранами серии. Первоначально, накидав состав армий, мы выясняли, смогут ли русские в этом составе сдержать турок, и не прорвутся ли они слишком быстро к лагерю. На это ушло не так много времени и партий, Lance своё дело знает очень хорошо, и первоначальный план игры был готов – оставалось перейти к «тонкой и точной настройке». Для ускорения тестирования, был создан игровой модуль в системе ZunTsu (за что стоит сказать спасибо Денису Боровикову!), и именно на нем проходили «обкатку» все новые идеи, которые или принимались или отвергались или видоизменившись опять же тестировались.Так появились егеря, имеющие бонус в лесу (потом выяснилось, что идеи просто витают в воздухе, и эта возможность была реализована ещё в одной игре из серии Napoleonic20).При тестировании мы столкнулись с тем, что несмотря на не столь высокие боевые качества турков, они благодаря своей многочисленности просто обходят русские части, и вся игра сводится к тому, что русские стремительно откатываются к редуту. Поэтому мы задумались о том, как отобразить то, что турецкие войска хоть и были в массе своей весьма многочисленны, однако же управлялись из рук вон плохо. Так появились броски на командование – перед началом своего хода игрок за турок должен бросить кубик и выяснить, скольким отрядам он сможет отдать приказ. Таким образом достигался баланс между отлично вымуштрованной, но довольно малочисленной русской армией и многочисленными, но своевольными турками.В процессе тестирования Lance подал идею, как ещё лучше отобразить эту разницу в управлении войсками. Так появились войска с белыми и жёлтыми цифрами. Белая цифра означает, что часть не проходит тест на отступление, а сразу вынуждена отступить (что показывает нестойкие моральные части), а жёлтая цифра в атаке – что, прежде чем атаковать, за эту часть должен бросаться кубик, и если результат 1, то часть атакует с силой на 1 меньше; если жёлтая цифра в движении, то пехота при удачной атаке не может продвинуться, а кавалерия наоборот – обязана это сделать. 
Всё это было сделано с целью достичь максимальной ассиметричности сторон, и при этом нужно было строго следить за балансом. Первоначально, после первых десятков партий, выяснилось, что русские побеждают в подавляющем большинстве случаев. Тут как раз подоспела новая редакция правил, в которых появились лидеры и несколько поменялись сами правила, что позволило скорректировать в очередной раз баланс. Ранее почти гарантией победы было загнать самую сильную русскую часть в редут и успешно его оборонять – как правило, турки не могли взять редут при таком раскладе (причём пробуя самые различные варианты – и атакуя в лоб, и пробуя обойти справа или слева, и заставляя русских «вязнуть», а самим стремиться обойти). Но после изменения правил теперь не всё так просто – русским приходится по ходу боя принимать важные решения – пытаться откатиться сразу к укреплениям, отдавая инициативу туркам и рискуя сходу пропустить сильный удар, или же отступать постепенно, удерживая турок от опрометчивых решений, грамотно используя артиллерию и егерей. И то, и другое действие имеет как плюсы, так и минусы, поэтому важно не терять нить игры, сполна используя тактические карточки и ошибки соперника.
О тактических картах. Первоначально задумывался один большой сценарий, затрагивающий сразу две битвы (от результатов первого боя зависело, состоится ли вообще второй), и поэтому задумывалась одна колода тактических карт. Но в ходе тестов мы поняли, что потенциал получающейся игры таков, что мы вполне можем сделать два интереснейших сценария в рамках одной игры, и получатся фактически 2 игры в одной коробке! Таким образом, набор тактических карт пришлось расширить на каждый сценарий, и теперь у нас для каждого сценария свой набор карт – для Rousse 20 и для Slobozia 20. Состав карт вполне традиционен для линейки игр Napoleonic 20, и вместе с тем мы постарались отобразить некоторые особенности тех сражений. Кстати, хоть и виртуально, но французы присутствуют в игре – в одной из игровых карточек.
Как уже упоминалось, именно в Wallachia 20 появился новый тип юнитов для всей линейки Napoleonic 20 – речная флотилия. При изучении истории битвы выяснилось, что суда на Дунае сыграли свою роль в сражении, и было решено попробовать ввести их в игровой процесс, не сломав баланс и сохранив дух Napoleonic 20. Alan Amrich, изучив наши доводы, даёт на это добро, и в тесты вводится фишка речных судов! 
Стоит отметить иллюстрации на картах, дизайн фишек и игровой карты, а также общее качество изготовления игры. В этом VPG достигла новых высот. А за дизайн необходимо благодарить Michelle Ball, Clark Miller, Richard Starke, Tim Allen.Благодаря ZunTsu, Skype и интернету тестирование Wallachia20 проводилось в режиме on-line с диалогами и беседой между российской командой разработчиков (Артем Харинин, Алексей Цибенко, Бухаров Виктор) и Lance McMillan в США. Что сказать – уникальный опыт, яркие впечатления и отличное настроение в ходе работы!Особую благодарность хочется сказать всем участникам тестовых партий, только создав игру, начинаешь понимать, сколь сложен и тяжел, кропотлив и времязатратен путь тестирования. Десятки, если не сотни партий требуются, чтобы пройти кажущийся столь легким путь от идеи до воплощения в реальности. Так что спасибо вам, всем участникам команды!На этом я заканчиваю свой рассказ об уникальном опыте американо-российского сотрудничества в создании варгейма и искренне надеюсь, что игра придется по душе как ветеранам настольных битв, таки новичкам в мире варгеймов.
С уважением ко всем читателям статьи – Бухаров Виктор 
Источники и литература, использованные при создании игры и написании статьи:М. И. Кутузов. Сборник документов. Т. 3. 1808—1812. М., 1952Жилин П. А. Разгром турецкой армии в 1811 году. М., 1952.Жилин П.А. «Михаил Илларионович Кутузов», М., «Воениздат», 1979 г.Серенький В. Рущук // Гусары в войнах. Режим доступа: [http://www.kulichki.com/gusary/istoriya/vojny/bitvy/ruschuk/]Н.В. Огарков. Рущукское сражение 1811 г. // Советская военная энциклопедия. Т. 7. М., 1980.Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы России М. «Вече», 2000
5.00 avg. rating (92% score) - 1 vote
stratagema-magazine.ru
Fury in the East | Стратагема
Посвящается тем, кто выдержал все тяготы 1941 года.
Недавно открыл для себя журналы, выпускаемыми фирмой MultiManPublishing: Special Ops и Operations Magazine. И был поражен качеством полиграфии, дизайна. Великолепный продукт! Но и содержимое совершенно не отставало по исполнению. Журнал призван, в первую очередь, рекламировать выпускаемые фирмой игры, поэтому статьи были посвящены им. Но надо отдать должное, что рекламные обзоры игр были настолько интересные, что большинство этих игр занес в список интересующих.
В Special Ops №2 опубликованы статьи об играх “Fury in the East”, “Bravery in Sand”, “Ukraine ‘44” (полная игра в комплекте с выпуском журнала), да так «вкусно» написано, что после прочтения хочется срочно попробовать и очередную интерпретацию «Барбароссы», и сражения в пустыне с Роммелем, и все-таки поймать в ловушку немецкую 1-ую танковую армию. Как Вы уже поняли, мной перечислены темы этих заинтересовавших меня игр.
Но больше всех мне понравился обзор под авторством Iain Kanitsch и посвященный игре из серии International Game Series «Fury in the East» (Ярость на Восточном фронте). Дизайнер игры — Ginichiro Suzuki. Игра номинировалась на премию Чарльза Робертса в категории «лучшая журнальная игра» в 2010 году. Этот варгейм опубликован в журнале Operations Special Magazine №3. Автор настолько просто и изящно соединил историю и рекламу этой и других игр MMP, что я не удержался, и решил перевести эту статью.
Попытаюсь передать, как лихо автор соединяет воедино реальных исторических персонажей, армии под их командованием, события начала ВОВ и игры, которые отражают действия этих армий. В результате создается впечатление, что сыграв в игры ММР, можно собрать «мозаику» военной истории практически воедино. С «нахлестом» и пробелами, но в любом случае в очень интересной игровой форме. И вроде бы ничего кардинально нового нам не сказал, но чтение затягивало. А, главное, побуждало проверить сказанное автором, как минимум глянув в википедию. Ну что ж, предоставим слово автору статьи Iain Kanitsch
The Leaders in the East. Who were the Soviet Leaders in “Fury in the East”.
(Командующие армиями на Восточном фронте . Кто командовал войсками Красной Армии в период «Ярости на Восточном фронте» (имеется ввиду «яростное» начало Великой Отечественной войны, первые месяцы войны — прим. пер.)
Fury in the East (журнал Operations Special №3 лето 2010) стал приятным дополнением в моей коллекции игр о Восточном фронте. Одной из важных причиной симпатии к игре стало то, что игра дает игроку за Советскую сторону больше, чем простое сдерживание ударов вермахта в ожидании подкреплений. «Ярость» помогает взглянуть на Советскую военную «машину». И, по моему опыту, это единственный варгейм, который позволяет познакомиться с тем, какое влияние на успехи Красной Армии имели советские военачальники. Игрок за Советы вынужден защищать своих ценных командующих армий от водоворота событий первых недель «Барбароссы» и эффективно использовать их в первое зимнее контрнаступление для достижения успеха.
Простые правила показывают важность командующих, игра постоянно ставит игрока перед сложным выбором при принятии напряженных решений. При этом приобретается прекрасный игровой опыт, когда приходится искать оптимальное место для командарма: когда «раскрыть» его, когда отступить, приказать стоять до последнего или пожертвовать им.
Кто в действительности были эти люди, повлиявшие на успех военных действий СССР? Мы все знаем Георгия Константиновича Жукова. Известны имена Конева, Рокоссовского, Тимошенко, Еременко любому увлекающемуся Восточным фронтом человеку, но кто такой Лелюшенко? Где был Голубев, и какое отношение друг к другу имеют два Кузнецовых? Кто были эти люди? Статья знакомит читателя с командармами, аббревиатуры имен которых нанесены на фишки игры, но сами люди остаются в тени истории, несмотря на то, что это личности, которые стояли у истоков спасения Советского Союза от нацистской агрессии.
Павлов Дмитрий Григорьевич
Фишка в игре: coordsize=»21600,21600″ o:spt=»75″ o:preferrelative=»t» path=»m@4@5l@4@11@9@11@9@5xe»filled=»f» stroked=»f»>
o:title=»SU_HQ_Pavlov»/><!—[if !vml]—><!—[endif]—>
Историческая должность: Командующий Западного фронта
Годы жизни: 1897-1941
Дмитрий Григорьевич Павлов был из тех Советских военачальников, какими мы привыкли их видеть. Ветеран войны в Испании, избежавший сталинских «чисток». Легко можно заметить, почему он стал одним из фаворитов вождя — он часто инструктировал других, что «те, кто наверху, лучше нас знают, что нам делать». Он выполнял приказы Иосифа Виссарионовича и следовал советской военной доктрине, разместив войска в оккупированной Польше на опасном переднем крае. Здесь они столкнулись с немецкими танковыми клиньями, возглавляемыми двумя лучшими оперативными умами Третьего Рейха. Хотя сигналы о грядущем вторжении Германии поступали из многих источников, Сталин требовал от своих командиров не реагировать на провокации, не развивать конфликт. Павлов не спорил с ним.
Его войска были сметены первыми ударами «Барбароcсы». Широко применяемые диверсии на телефонных коммуникациях оставили Павлова без связи. Несколько дивизий и целая 10-ая армия исчезли под сокрушительными ударами войск вермахта. Павлов плохо владел ситуацией, обещая командирам дивизий несуществующие подкрепления для поддержки контратак, которые он требовал совершать от немногочисленных подразделений, связь с которыми еще оставалась. Он был уверен, что 10-я армия выдержит, хотя к тому времени связи с ней уже не было. При этом он игнорировал опасную ситуацию, созданную немецкими танковыми группами, заставлявших отступать 3-ю и 4-ую советские армии. Немецкие танки окружили Минск, и Павлов был расстрелян за «халатность» и «некомпетентность».
Голубев Константин Дмитриевич
Фишка в игре:
Историческая должность: Командующий 10-ой армией РККА
Годы жизни: 1896-1956
Голубев Константин Дмитриевич также был типичным советским командиром. Он командовал той самой 10-ой Армией в центре обреченного Западного Фронта. Она занимала Белостокский выступ, который был подвержен опасности. Его армия была в невыгодном положении на момент 22 июня 1941 года. Соседние армии отступили под ударами 2-ой и 3-ей танковых групп вермахта. Подобно огромным «клещам», немецкие войска зажали оставшуюся с незащищенными флангами 10 -ую армию. Через несколько дней она просто перестала существовать.
Голубев смог спастись, но армия была потеряна. После непродолжительного периода командования 13-ой Армией, он становится во главе 43-ей Армии, приняв участие в Битве за Москву (операция «Тайфун» — в P500 на сайте ММР значится игра Last Stand — The Battle for Moscow 1941-42. Игрокам предоставится возможность разыграть одну из важнейших операций ВМВ. – прим. пер.). Позже в течение войны был тяжело ранен, и сдал командование перед самым участием 43-ей армии в операциях, отраженных в игре Baltic Gap
Коробков Александр Андреевич
Фишка в игре:
Историческая должность: Командующий 4-ой армией РККА
Годы жизни: 1897-1941
Коробков Александр Андреевич один из советских военачальников, чьи достоинства в период развития «Барбароссы» прошли переоценку новым поколением российских историков. Его 4-ая армия занимала левый фланг Западного фронта, между 10-ой Армией Голубева и Припятскими болотами к югу. Под первыми ударами 4-ой немецкой полевой армии и 2-ой Панцергруппы Гудериана советская 4-ая армия оказалась расколотой. Большая ее часть оказалась в ловушке на их передних позициях в лесу Бреста, чьи солдаты потом храбро сражались до конца.
Остатки Армии, дезорганизованные немецкими диверсиями, отступили, но сумели справиться с ситуацией и привести себя в относительный порядок. При всем этом 4-ая Армия сражалась так, что Гудериан назвал эту оборону «упорной». Бойцы и командиры 4-ой армии задержали наступление Гудериана.
Постсоветский образ Коробкова представляется в виде старательного командира, старающегося удержать командование в своих руках. Командарм заботился о своих подчиненных, изнуренных контратаками, выполняемых по его приказу. Глава семьи, надеявшийся найти своих близких, потерянных в этом вихре событий. Мы можем только догадываться, как его способности могли бы «расцвести», если бы советская фортуна повернулась бы иначе. Коробков был расстрелян «за потерю управления войсками» в июне 1941 года.
Кузнецов Василий Иванович
Фишка в игре:
Историческая должность: Командующий 3-ей армией РККА
Годы жизни: 1894-1964
Кузнецов Федор Исидорович
Фишка в игре:
Историческая должность: Командующий Северо-Западного Фронта
Годы жизни: 1898-1961
Удивителен тот факт, что существовало два генерал-полковника Кузнецовых (на самом деле это одна из самых распространенных русских фамилий, ничего удивительного — прим. пер.). Они не были братьями, хотя были примерно одного возраста.
В начале операции «Барбаросса» 3-я танковая группа Гота вытеснила 3-ю армию Василия Кузнецова с ее позиций на правом фланге Западного фронта. Впоследствии 3-я армия не смогла восстановиться. Хуже того, с отступлением Армии на восток, они потеряли контакт со своим северным соседом – 11-ой армией Северо-Западного фронта, который был под командованием Федора Кузнецова. Этой блестящей возможностью воспользовался Гот, совместно с Гудерианом окружив Минск, и довершив разгром 3-ей армии РККА.
Впоследствии Федор Исидорович был снят с должности командующего Северо-Западным Фронтом и, после нескольких перемещений в должностях, исполнял обязанности заместителя командующего Карельским фронтом с февраля по август 1944 года. Этот период представлен играми Baltic Gap и Karelia’44 . Василий Иванович был назначен назначен командармом 21-ой Армии, в период проведения ее контратак под Смоленском ( A Victory Denied).
Позже он возглавил знаменитую 1-ую Ударную армию в Битве за Москву и зимнем контрнаступлении. В июле 1942 года возглавил 63-ю армию под Сталинградом. После этого армия была преобразована в 1-ую Гвардейскую армию и принимала участие в операции «Малый Сатурн» (A Victory Lost). (С действиями 1-ой Гвардейской армии можно познакомиться и в игре Ukraine’44, где она участвует в окружении немецкой 1-ой танковой армии – прим. пер.). В конце войны В.И. Кузнецову довелось снова покомандовать Ударной армией. На этот раз 3-ей Ударной армией, бойцы которой и штурмовали рейхстаг.
От рассказа о двух генералах, представленных в игре одной фишкой перейдем к генералу, представленному двумя фишками.
Филатов Петр Михайлович
Фишка в игре:
Историческая должность: Командующий 13-ой Армией
Годы жизни: 1893-1941
13-ая армия едва была собрана шестью неделями ранее. И совсем немного времени прошло с того момента, как она была переброшена под Минск в качестве резерва Западного Фронта. Командующий армии, Петр Филатов, с трудом комплектовал состав, используя остатки подразделений, разбросанных на большой площади, и их было недостаточно. Группа советских бойцов 13-ой армии застала врасплох группу немецких офицеров, купающихся в реке Молодечно. Они были взяты в плен.
Среди трофеев у советского командования оказалась оперативная карта группы армий «Центр». Но и карта не смогла убедить упорного Сталина в том, что основной удар Германия готовит в центре, а не на юге. После провала обороны Минска своими слабыми силами, Филатов занял оборону на реке Днепр перед самым началом Смоленской битвы.
Через несколько дней Филатов погиб во время воздушного налета, и его место занял Ремезов.
Какого командующего обозначает в игре вторая фишка с фамилией FILATOV — в следующей части
Часть вторая — http://stratagema-magazine.ru/archives/1099
4.20 avg. rating (84% score) - 5 votes
stratagema-magazine.ru
Ссылки | Стратагема
Военно-историческиеБазы данных по погибшим и награжденным воинам Красной Армии в ВОВ:http://pamyat-naroda.ru/http://www.obd-memorial.ru/http://podvignaroda.mil.ru/http://www.warheroes.ru/ — сайт, посвященный Героям страны (более 14 500 биографий)
Настольные игры:http://www.boardgamegeek.com/ — основной международный сайт по настольным играмhttp://www.consimworld.com/ — мировой ресурс, посвященный варгеймамhttp://talk.consimworld.com/ — мировой форум по обсуждения варгеймовhttp://www.grognard.com/ — сайт по варгеймам (правила, errata, иная информация)http://www.alanemrich.com/CSR_pages/Awards%20Pages/CSRawards.htm — лауреаты варгейм-премии — The Charles S. Roberts Awards с 1974 годаhttp://boardwars.forum24.ru/ — сайт, посвященный варгеймамhttp://www.fieldofbattle.ru –сайт по военной миниатюре и настольным игровым системамhttp://strategwar.ru/ — сайт о военной истории и варгеймеhttp://bartus.livejournal.com/ — блог, посвященный настольным играм в Харьковеhttp://yawargamer.blogspot.com/ — блог, посвященный настольным играм в Москвеhttp://tesera.ru/ — главный российская энциклопедия по настольным играмhttp://oflex.ru/ — один из крупнейших российских сайтов по настольным играмhttp://www.boardgamer.ru/ — один из основных российских блогов по настольным играмhttp://smilek.in.ua/ — один из основных украинских сайтов по настольным играмhttp://imtw.ru/ — крупнейший форум по истории, историческим и фантастическим играмhttp://statusbelli.ru/ — сайт российского производителя настольных варгеймовhttp://hobbygames.hobbyworld.ru — сайт российского производителя настольных игрhttp://www.zvezda.org.ru/ — сайт российского производителя миниатюр и настольных игрhttp://www.plasticsoldierreview.com/Index.aspx — сайт о пластиковых миниатюрах мираhttp://www.ccancients.net/ — Все о Commands & Colors: ANCIENTShttp://www.ccsamuraibattles.net/ — Все о Commands & Colors: SAMURAI BATTLEShttp://www.ccnapoleonics.net — Все о Commands & Colors: Napoleonics
История:http://www.svr.gov.ru/ — Служба внешней разведки России, периодически выкладывают рассекреченные документыhttp://gtrf.info/ — Героическая история России в проектах Гостелерадиофондаhttp://rkka.ru/ — сайт, посвященный Рабоче-Крестьянской Красной Армииhttp://militarymaps.narod.ru/ — сайт с огромной базой карт по 2-ой Мировой Войнеhttp://www.lexikon-der-wehrmacht.de/ -иерархия, боевой путь всех частей Вермахта, Люфтваффе, СС и пр.http://militerra.com/ — сайт по военной истории от древности до 1919 годаhttp://www.tgorod.ru/ — один из крупнейших порталов о реконструкции средних веков.http://www.xlegio.ru/ — сайт по военному делу в античности и средневековью.http://www.flibusta.net/ — крупнейшая русскоязычная он-лайн библиотекаhttp://www.propagandahistory.ru/ — история пропаганды.http://waralbum.ru/ - Фотографии Второй мировой и Великой Отечественной войны (1939-1945)http://www.rusarchives.ru/ — материалы фонда Политбюро за 1919-1932 годы, и так называемый фонд Иосифа Сталина,в будущем выложат документы времен ВОВ из фонда Государственного комитета обороны, Центрального штаба партизанского движения, а также совместно с немецкими учеными — материалы из трофейного немецкого фонда.http://www.pobediteli.ru/ — интерактивное отображение событий ВОВ с фотографиями. мемуарами, историческими справками и т.д.
Компьютерные программы:http://www.vassalengine.org/ — для игры он-лайнhttp://cyberboard.brainiac.com/index.html — кибердоска для игры он-лайнhttp://www.zuntzu.com/ — более 1100 модулей варгеймов для игры в системе «zuntzu»
Всё для ASL-щиков— Описания всех вышедших ASL материалов: http://www.desperationmorale.com/worldofasl/worldmain.html— онлайн журнал Banzai: http://texas-asl.com/banzai/banzai_index.htm— британский онлайн журнал View from the Trenches: http://www.vftt.co.uk/index.asp— Подкаст об ASL Two Half-Squads: http://www.the2halfsquads.com/— VASL: http://dlazov.github.io/vasl-boards-extensions/— http://wargamecenter.wordpress.com/2010/05/10/vasl/
Third-Party издатели ASL:— http://www.lefranctireur.org/— http://www.boundingfire.com/— http://heatofbattlegames.com/— http://www.criticalhit.com/catalog/
stratagema-magazine.ru









