Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

«Толстые» журналы — их прошлое и настоящее. Толстые журналы


"Толстые" литературные журналы, История, Тиражи

…они и по сей день живы

«Толстые» журналы — это литературные ежемесячники, в которых перед выходом в свет отдельными томами публиковались новинки литературы.

В СССР к «толстым» журналам относились «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Нева», «Москва», «Наш современник», «Дружба народов», «Иностранная литература», «Сибирские огни», «Урал», «Звезда», «Дон», «Волга» в какой-то степени «Юность», хотя она была тоньше остальных. Эти журналы выходили форматом А1. Были и малоформатные «толстые» журналы «Аврора», «Молодая гвардия», «Смена».

«Толстые» журналы не следует путать с остальными. Их в Советском Союзе тоже было не мало: «Работница», «Крестьянка», «Крокодил», «Огонек», «Советский Союз». Выходили они по-разному: раз в месяц или еженедельно.

Существовали журналы по интересам и для разных возрастов: «Вокруг света»,«Юный техник», «Юный натуралист», «Костёр», «Пионер», «Наука и религия», «Наука и жизнь», «Техника молодёжи», «Знание — сила», «Химия и жизнь», «Здоровье», «Спортивные игры», «За рулем», «Журналист».

«Толстые» журналы в Советском Союзе

Самыми авторитетными среди советских «толстых» журналов были, пожалуй,

  • «Новый мир»
  • «Нева»
  • «Знамя»
  • «Москва»
  • «Октябрь»
  • «Иностранная литература»
  • «Юность»

Новый мир

«Новый мир» под редакцией Твардовского напечатал в 1962 году повесть «Один день Ивана Денисовича» и три рассказа «Матрёнин двор», «Случай на станции Кречетовка», «Для пользы дела» А. Солженицына

В «Октябре» были напечатаны повесть «Печальный детектив» В. Астафьева и роман А. Рыбакова «Тяжёлый песок». Появлялись произведения А. Адамовича, Б. Ахмадулиной, Г. Бакланова, Б. Васильева, А. Вознесенского, Ф. Искандера, Ю. Мориц, Ю. Нагибина, В. Маяковского, А. Платонова, С. Есенина, Ю. Олеши, М. Зощенко, М. Пришвина, А. Гайдара, К. Паустовского. Л. Фейхтвангера, В. Бределя, Р. Роллана, А. Барбюса, Т. Драйзера, М. Андерсена-Нексё, Г. Манна.

В «Знамени» были опубликованы «Падение Парижа» И. Эренбурга, «Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, военная проза Гроссмана, Казакевича. В поэтические произведения Б. Пастернака, А. Ахматовой, А. Вознесенского. В первые перестроечные годы «Знамя» вернуло читателю забытые и запрещённые произведения М. Булгакова, Е. Замятина, А. Платонова, напечатало «Воспоминания» А. Сахарова.

Нева

В «Неве» печатались по информации Википедии Д. Гранин, братья Стругацкие, Л. Гумилев, Л. Чуковская, В. Конецкий, В. Каверин, В. Дудинцев, В. Быков. «Нева» познакомила читателей с «Большим террором» Роберта Конквеста и романом Артура Кестлера «Слепящая тьма».

В журнале «Москва» был опубликован роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (декабрь 1966 — январь 1967). В 1989–1990 годы впервые после революции опубликована «История государства Российского» Н.М. Карамзина.

В «Юности» печатались В. Аксенов, Д. Рубина, А. Алексин, А. Гладилин, В. Розов, А. Яшин, Н. Тихонов, А. Вознесенский, Б. Окуджава, Б. Ахмадулина.А. Кузнецов опубликовал свой роман «Бабий яр».

Современные тиражи «Толстых» журналов

«Толстые» журналы в Советском Союзе достать было очень сложно. Подписка на них осуществлялась только по блату (хотя тираж «Юности» превышал три миллиона штук), в киоски «Союзпечати» они если и поступали то в минимальном количестве. В библиотеках имелись лишь в читальных залах. Нынче в России читай — не хочу, подписаться можно на любой, однако тиражи у всех мизерные: в «Новом мире» 7200 экземпляров, у «Октября» и «Знамени» меньше 5000, у «Дружбы народов» – 3000.

chtooznachaet.ru

Толстые журналы - Русская электронная библиотека

Константин Парамонов

Толстые журналы

Я начал читать "толстяков" в эпоху журнального бума и пробуждающегося национального самосознания. Мне было пятнадцать лет и я читал все подряд.

В 1987 году появились "Дети Арбата" А. Рыбакова и "Белые одежды" М. Дудинцева. И понеслось...

"Дальше- дальше- дальше..."

М. Шатров- А. Бек- А. Нуйкин- А. Солженицын- В. Гроссман- В. Тендряков- В. Коротич- В. Шаламов- Ю. Трифонов- В. Войнович...

Имена- слившиеся в неразборчивый гул того времени- сменились в конце восьмидесятых новыми именами - из другой- неслыханной и "несоветской"- как мне тогда представлялось- письменности: Юрий Арабов- Дм. Ал. Пригов- Александр Еременко- Тимур Кибиров- Виталий Кальпиди- ...

Случайный отрывок из книги :

Финансист Дмитрий, начитавшись русской литературы XIX века и одержимый страстью к власто- и корыстолюбию, подобно отрицательному прототипу барину из Достоевского, Толстого или того пуще - Некрасова, купил участок земли в ста пятидесяти километрах от столицы и построил там роскошный дом с флигелями, псарню, амбар, конюшню и двадцать пять наскоро сколоченных изб. Нанял в окрестных колхозах крепостных людей. С ними заключался договор, отпечатанный на лазерном принтере. Весь уклад жизни в его поместье соответствовал оригиналу середины прошлого века плюс ежегодное вознаграждение работникам - две тысчи долларов на каждого члена семьи. Уже на второй день новой эры в деревне начинается барский беспредел. "Его дикие забавы во многом следовали исторической традиции, вычитанной из великой русской литературы, оказавшей пагубное воздействие на нестандартную психику Дмитрия". Под "дикими забавами" подразумевается и порка провинившихся крестьян, и неограниченное насилие барина и его жены над дворовыми девками, и домашний театр с единственной пьесой "Горе от ума"... Но вот, согласно канонам, наступает Юрьев день. Новый русский барин устраивает народное гульянье: три ведра водки мужикам, два ведра портвейна бабам, песни, пляски. По амбарной книге выкликает мужиков и расплачивается подушно. На следующее утро выясняется, что все крепостные продлили свои договоры еще на год. И года через три у крепостных сформировалось "новое самосознание" и стали они относиться к барину Дмитрию как к отцу родному - строгому, но справедливому...

После такого сюжета документальный очерк Бориса Екимова на схожую тему под названием "Возле старых могил" с цитированием выписок из протокола правления колхоза "Победа Октября" от 7 июля 1997 года воспринимается чуть ли не как пародия на действительность: "...озимая пшеница пропала почти полностью...", "горючего нет...", "просить районную администрацию об отсрочке погашения задолженности"...

Пропустим стихи Эльмиры Котляр и прочтем два рассказа Григория Петрова. Один про болотного попика. Другой, повеселее, - про безработного Шишигина и его жену, которые пошли в цирк...

Стихи Яна Гольцмана.

В рубрике "Далекое - близкое" - продолжение публикации фрагментов из дневников литературного критика, публициста и культуролога Александра Васильевича Дедкова (1934-1994). "Обессоленное время" - довольно скучное повествование о жизни писателя в советское время.

В рубрике "Публикации и сообщения" - очередные главы книги Виталия Шенталинского "Рабы свободы". В частности "Осколки серебряного века" посвящены добросовестному анализу взаимоотношений философа Бердяева с советской властью.

Любители литературной критики пускай насладятся исследованиями М. Бутова и Д. Бака или хотя бы ознакомятся с их размышлениями над двумя современными образцами "сверхповествования", коими являются "Александрийский квартет" англичанина Лоренса Даррела и лагерная сага нашего соотечественника Евгения Федорова.

В моей любимой с некоторых пор рубрике "Рецензии и обзоры" опубликованы:

рецензия Дмитрия Бавильского на роман Олега Ермакова "Транссибирская пастораль";

рецензия Ольги Ивановой на хорошую книгу стихов "Небо в субтитрах" поэтессы Юлии Скородумовой.

Виталий Кальпиди скоро прочтет рецензию на свой поэтический сборник "Ресницы", написанную его земляком Владимиром Абашевым. Утешит ли это его? Ведь премия Аполлона Григорьева оказалась в руках его собрата по цеху...

Заканчивается номер списком лауреатов премий литературных журналов за 1997 год. И ниже, в рамочке, - "Из летописи "Нового мира": 70 лет назад в # 5 за 1928 год началась публикация второй части "Жизни Клима Самгина" Максима Горького.

"Наш современник"

На обложке журнала - его эмблема, изображение главного символа гражданского несмирения - памятник Минину и Пожарскому. Напомню, что главный редактор журнала - Станислав Куняев. Тираж издания - 14 000 экз., что немало.

Майский номер открывается стихами участника войны Виктора Кочеткова и продолжается второй книгой романа Михаила Алексеева "Мой Сталинград". Автору на днях исполнилось восемьдесят лет.

Александр Кузнецов тоже написал про войну. Но про войну недавнюю, чеченскую, в которой участвовал. На фото - человек в черном одеянии.

Опять нас предали, ребята! / Опять мы бросили своих. / Швырнув за плечи автоматы, / давай помянем на троих!

Или:

Война окончена. Ее забыли, / Как забывает все моя страна. / Кто генералом стал, кого убили, / Кто пропил натощак все ордена. /

Подборка стихов Глеба Горбовского. Продолжение романа Эрнста Сафонова "Выйти из круга" начинается с фразы: "Авдонин возвратился из райисполкома домой в одиннадцатом часу, и хотя время было позднее - тут же, следом, с большой сумкой в руках появился тесть". Окончание в следующем номере.

www.rubiteka.ru

Толстые журналы. 100 знаменитых символов советской эпохи

Толстые журналы

«Журнал (франц. journal, первонач. — дневник), печатное периодическое издание. Первым журналом считается „Журналь де саван“ („Journal des scavants“, Франция, 1665)». Так определяется слово «журнал» в Советском энциклопедическом словаре. Наверное, подобное объяснение даётся этому слову в энциклопедиях и словарях других стран мира. Но что такое «толстый журнал»? Как может перевести, например, англичанин, словосочетание «fat magazine» или «fat journal»? Естественно, без знания советских реалий такое выражение для иностранца выглядело полной бессмыслицей. Между тем каждый советский интеллигентный человек (или причислявший себя к таковым) прекрасно понимал, что такое «толстый журнал». «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», «Иностранная литература» — это были не просто журналы с определённым набором текстов, не только источник информации, это был особый пласт культуры, некая прерогатива свободы в несвободной стране.

В Российской империи первый журнал появился в 1728 году. Из печати вышло приложение к газете «Санкт-Петербургские ведомости» — «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях». А в XIX веке появились первые литературные журналы — «Вестник Европы», «Русское богатство», «Отечественные записки», «Современник», «Русская мысль».

В те времена существовал особый культ литературного журнала, ритуал подготовки к чтению и непосредственно чтения. Начиналось священнодействие с того, что лакей на шикарном подносе приносил в читальную комнату пахнущий краской журнал. Специальным ножичком для резки бумаги барин сам разрезал края страниц. Эту процедуру нельзя было доверять даже самому верному слуге, её следовало выполнять только самому; многие, кроме этого ножичка и столовых приборов, никакого другого инструмента за свою жизнь в руках и не держали. А дальше начиналось погружение в чтение. И главным-то было не само чтение, не содержание того или иного романа или поэмы и даже не удовольствие от прочитанного. Ощущение своей причастности к культуре и политике, осознание того, что Россия, со всеми её недостатками, крепостным правом и глухой безграмотностью большей части населения, всё-таки находится в пределах культурной просвёщенной Европы, а не вне их. «Что там Пушкин, что этот сукин сын написал? Хорош, хорош, браво! Можем ведь мы, русские, — когда захотим!». Хотя зачастую барин, живущий в самом центре России, в Рязанской или Владимирской губернии, по-русски читал и писал с трудом, предпочитая «языку черни» благородный французский.

Во второй половине XIX века литературные журналы стали менее элитарными. Изменился и контингент читателей. Часть помещиков была озабочена устройством своего быта после крестьянской реформы, а другая часть занята проматыванием состояний и имений. На первый план в культурной жизни Российской империи вышла разночинная интеллигенция — новая буржуазия, адвокаты, студенты и преподаватели университетов. И хотя цензура работала не покладая рук, именно литературные журналы, наряду с некоторыми газетами, были единственным источником свободного слова и мысли в стране.

После революции казалось, что «толстые» журналы обречены как «чуждое пролетариату явление». Но нет, как только страна пришла в себя после Гражданской войны и начала налаживать нормальную жизнь, один за другим стали появляться и новые литературные журналы. В мае 1924 года вышел в свет первый номер журнала «Октябрь», печатного органа Московской ассоциации пролетарских писателей (МАПП). В создании «Октября» принимали участие А. Фадеев, А. Серафимович, Д. Фурманов, М. Шолохов, М. Светлов. Несмотря на «пролетарскую» направленность, в журнале печатались самые разные авторы: В. Маяковский, А. Платонов, С. Есенин, Ю. Олеша, М. Зощенко, М. Пришвин, А. Гайдар, К. Паустовский. Помимо отечественных писателей, «Октябрь» публиковал и произведения иностранных писателей: Л. Фейхтвангера, В. Бределя, Р. Роллана, А. Барбюса, Т. Драйзера, М. Андерсена-Нексё, Г. Манна. До определённого момента «Октябрь» считался журналом лояльным или, по крайней мере, не конфликтующим с властью. Однако в середине 70-х ситуация изменилась — в «Октябре» были напечатаны остросоциальная повесть «Печальный детектив» В. Астафьева и роман А. Рыбакова «Тяжёлый песок». Это, понятное дело, вызвало критику со стороны партийных идеологов, однако «Октябрь» и в дальнейшем продолжал публиковать на своих страницах «нелюбимых» властью писателей, таких как А. Адамович, Б. Ахмадулина, Г. Бакланов, Б. Васильев, А. Вознесенский, Ф. Искандер, Ю. Мориц, Ю. Нагибин. В начале перестройки журнал одним из первых напечатал публицистические работы А. Сахарова, нашумевшие документальные повести Д. Волкогонова «Триумф и трагедия. Политический портрет И. В. Сталина» и «Лев Троцкий. Политический портрет», ранее запрещённый советской цензурой «Реквием» А. Ахматовой. В конце 80-х годов «Октябрь» стал первым в СССР журналом, вышедшим из ведомственного подчинения и зарегистрированным как независимое издание.

В 1931 году появился ещё один лидер среди советских литературных журналов — «Знамя» (до 1933 года он был известен как «Литературное объединение Красной Армии и Флота» (ЛОКАФ)). Журнал изначально ориентировался на военно-историческую проблематику, и не случайно именно в «Знамени» были впервые опубликованы такие вещи, как «Падение Парижа» И. Эренбурга, «Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, военная проза В. Гроссмана, Э. Казакевича. В середине 50-х «Знамя» начинает публикацию поэтических произведений Б. Пастернака, А. Ахматовой, А. Вознесенского. В первые перестроечные годы, когда «Знамя» возглавил писатель-фронтовик и общественный деятель Григорий Яковлевич Бакланов, журнал стал одним из самых передовых органов либерализма в СССР. «Знамя» вернуло читателю забытые и запрещённые произведения М. Булгакова, Е. Замятина, А. Платонова, напечатало «Воспоминания» А. Сахарова.

«Толстый журнал был особым журналом для интеллигенции. То, что было напечатано в толстом журнале, обладало знаком качества. Если это выходило не сразу и задерживалось цензурой, то качество увеличивалось во много раз, — сказал однажды Эдвард Радзинский. — …Для меня был особняком „Новый мир“, потому что он был самый бунтующий». Действительно, известный писатель и телеведущий не одинок в своём мнении. Журнал «Новый мир» в 50–60-х годах стал символом если и не бунта, то, по крайней мере, сопротивления официальному догматизму в литературе, оставшемуся со сталинских времён; журнал был, как говорили тогда, «цитаделью оттепели и либерализма в СССР».

История «Нового мира» началась в 1924 году, когда главный редактор газеты «Известия» Ю. М. Стеклов предложил создать ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал на базе издательства «Известия». Руководили «Новым миром» нарком просвещения СССР А. Луначарский и Ю. Стеклов. В 1926 году пост главного редактора занял литературный критик В. Полонский, а в 1931 году руководство перешло к главному редактору «Известий» И. М. Гронскому. Вскоре «Новый мир» впервые пошёл наперекор власти, опубликовав несколько произведений опального писателя Бориса Пильняка. В 30-е годы власть такого вольнодумства не прощала — в 1937 году Гронский был смещён с поста главного редактора «Известий» и «Нового мира», а вскоре был арестован. Его должность занял В. П. Ставский, которого в 1941 году сменил В. Р. Щербина.

После войны журнал возглавил известный писатель Константин Симонов. А в 1950 году в «Новый мир» пришёл человек, которого можно самого смело назвать символом эпохи и под руководством которого «Новый мир» стал самым популярным литературным журналом в СССР, — Александр Твардовский, четырежды награждённый (в 1941, 1946, 1947, 1971 годах) Государственной премией СССР. Но не в званиях дело, не этим был знаменит Александр Трифонович. Василий Тёркин, персонаж одноимённой поэмы Твардовского, стал, по сути, народным героем. Илья Муромец боролся с Соловьём-разбойником, Александр Невский разбивал ливонцев и тевтонцев на льду Чудского озера, а Тёркин в огне не горел, в воде не тонул и бил фашистов и едким словом, и пулей. Однажды великий Борис Пастернак на одном из редакционных заседаний взял без особого интереса поэму молодого автора Александра Твардовского «Страна Муравия». И вдруг замер, вчитался, а затем встал и со словами «Да о чём говорить? Это же гений!» ушёл, взяв с собой рукопись. А Иван Бунин, на дух не переносивший всё советское, а особенно советскую литературу, дал восторженную рецензию на «Книгу про бойца». В общем, Александр Трифонович пользовался уважением коллег по писательскому цеху, был любим читателями и при этом, до определённого момента, обласкан властью.

В последнем номере «Нового мира» за 1953 год появилась статья Владимира Померанцева «Об искренности в литературе», в которой автор «впервые подверг критическому разбору недостатки советской литературы послевоенного периода». Эту публикацию можно назвать началом «золотого века» советских «толстых» журналов. Как «Аврора» дала свой знаменитый залп, так и «Новый мир» впервые напечатал то, о чём раньше говорить и размышлять было запрещено. И власть тотчас забыла о былых заслугах и званиях Александра Твардовского. Сталин уже умер, Берия был осуждён, но дух несвободы был ещё очень крепок. В «Новом мире» были напечатаны ещё несколько острых работ Ф. Абрамова, М. Щеглова, М. Лифшица, после чего Твардовского уволили с поста главного редактора.

Через четыре года после свой отставки Александр Твардовский вернулся в «Новый мир» (в период его отсутствия журналом руководил Константин Симонов). И начался самый известный и бурный период в истории журнала, период, когда выражения «Новый мир» и «журнал Твардовского» становятся синонимами. Каждый номер «Нового мира» читатели ждали с нетерпением — все знали, что в журнале обязательно будет что-то новое, свежее, остросоциальное и интересное. И «Новый мир» периода Твардовского всегда оправдывал эти надежды.

Эпохальной в истории журнала стала публикация в 1962 году повести «Один день Ивана Денисовича» и трёх рассказов «Матрёнин двор», «Случай на станции Кречетовка», «Для пользы дела» известного ранее только по самиздатовским публикациям учителя из Рязани Александра Солженицына. После выхода номера с прозой Солженицына название журнала стало известно всей стране, даже тем, кто никогда в жизни не держал в руках «Новый мир», настолько острая полемика развернулась в обществе. В 1966 году Твардовский решился на публикацию ещё одного рассказа А. Солженицына «Захар Калита». Между тем оттепель постепенно заканчивалась. Твардовскому и его коллегам-редакторам из других журналов приходилось буквально с боем отстаивать право публиковать произведения «неугодных» власти авторов. С каждым разом это становилось всё труднее и труднее. В 1970 году Александр Твардовский был уволен из «Нового мира» и вскоре умер.

70-е и первая половина 80-х годов — время жёсткой цензуры и «закручивания гаек». И тем не менее, иногда удавалось пробиваться сквозь стену запретов и публиковать произведения, становившиеся событием в литературной жизни. Новый всплеск интереса к «толстым» журналам возник с началом перестройки. В советское время тираж «толстых» журналов достигал миллиона экземпляров, а в 1991 году «Новый мир» вышел рекордным тиражом в два миллиона семьсот тысяч экземпляров. Тираж «Знамени» достигал полутора миллионов. И при этом оформить подписку либо купить «Новый мир» или «Знамя» в свободной продаже считалось неслыханной удачей. Журналы доставали «по блату», в библиотеках записывались в очереди, растягивавшиеся на месяцы. Как югославская мебель, австрийские сапоги и отечественные автомобили, право на честную и правдивую литературу было в Советском Союзе дефицитом.

Как и в дореволюционное время, в чтении журналов соблюдался определённый ритуал. «У читателей толстых литературных журналов ещё совсем недавно было удовольствие пойти к почтовому ящику, вынуть номер журнала, прийти домой, раскрыть и тут же узнать, где же проходит сегодня литературный мейнстрим и о чём можно поговорить вечером в гостях с кем-то или какое стихотворение прочитать милой девушке, если ты молод, — рассказывал в одном из интервью „Радио Свобода“ нынешний главный редактор „Знамени“ Сергей Чупринин. — Увы, к сожалению, к почтовым ящикам ходят всё меньше и меньше людей». Да, после 1991 года тиражи «толстых» журналов стали синхронно и с катастрофической скоростью падать. Если раньше счёт шёл на миллионы экземпляров, то в 90-е — на десятки тысяч, и это в лучшем случае. Многие полагали, что «толстые» журналы исчезнут как явление. Этого, к счастью, не произошло, однако вместе с падением тиражей упала и значимость «толстых» журналов в культурной жизни общества.

Выживут ли «толстые» журналы, станут ли популярными, как раньше, или они так и останутся культурным реликтом тех времён, когда Советский Союз считался (и вполне обоснованно) самой читающей страной в мире?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Знакомьтесь - "толстые" журналы

Знакомьтесь - "толстые" журналы

         Литературно-художественные журналы всегда являлись особой частью российской культуры. На сегодняшний момент толстые журналы остались практически единственными изданиями, которые ориентируются исключительно на художественную и интеллектуальную состоятельность текста.
         Вашему вниманию предлагается обзор «толстых» журналов, продолжающих лучшие традиции отечественной литературно-художественной периодики.
        С этими журналами Вы сможете познакомиться на абонементе Центральной городской библиотеки имени А.П. Чехова.
"ДРУЖБА НАРОДОВ" – основан в 1939 году для популяризации произведений писателей союзных республик в переводе на русский язык. С 1991 года – частное издание. С 1995 года гл. редактором является Александр Эбаноидзе.
        Журнал охватывает и поддерживает единое культурное пространство, созданное за многие десятилетия усилиями деятелей искусства и культуры всех стран, входящих в состав бывшего Советского Союза.
       Журнал публикует: новые произведения писателей и поэтов России, стран ближнего и дальнего зарубежья; актуальные очерки и эссе, анализирующие острейшие проблемы современности – национальные, общественные, религиозные, культурные и нравственные; литературные обзоры и критические статьи.
       В наши дни на страницах журнала публикуются произведения известных авторов: Романа Сенчина, Михаила Кагановича, Владимира Шпакова, Александра Зорина, Александра Мелихова, Евгения Алехина, Марины Москвиной, Александра Эбаноидзе, Леонида Юзефовича и др.
"ЗВЕЗДА" - старейший ежемесячный «толстый» журнал России. Со времени его основания в 1924 году в нем опубликовано более 16000 произведений более 10000 авторов, среди которых Максим Горький, Анна Ахматова, Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Осип Мандельштам, Николай Клюев, Владислав Ходасевич, Борис Пастернак, Юрий Тынянов, Николай Заболоцкий и многие другие писатели, ученые, публицисты, критики. Из всех журналов, когда-либо издававшихся в северной столице со дня ее основания, ни один не выходил, подобно «Звезде», более 80 лет подряд без перерыва.
       Вот некоторые постоянные рубрики журнала: «ПОЭЗИЯ И ПРОЗА», «НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ», «НАШИ ПУБЛИКАЦИИ», «МНЕНИЯ», «ЭССЕИСТИКА И КРИТИКА».
      В каждом номере журнала появляются новые, не известные читателям имена, публикуются новые переводы лучших иностранных авторов.
       Редакция регулярно выпускает тематические номера, целиком посвященные тому или иному деятелю культуры, историческому явлению или событию. Раз в год выходит специальный тематический номер «Звезды», целиком посвященный определенному культурному явлению.
"ЗНАМЯ" - литературно-художественный и общественно-политический журнал России основан в 1931 году. Среди авторов того периода были поэты Ахматова, Твардовский, Евтушенко, Левитанский, прозаики Паустовский, Тынянов, Казакевич, Трифонов. Во время перестройки «Знамя» было одним из самых популярных литературных журналов. На его страницах появились произведения Фазиля Искандера, Андрея Битова, Татьяны Толстой, Виктора Пелевина.
       На страницах журнала печатаются произведения самых популярных поэтов и писателей наших дней. Известный критик Андрей Немзер выделяет следующих авторов: Юрий Давыдов, Юрий Буйда, Андрей Дмитриев, Марина Вишневецкая, Евгений Попов, Михаил Кураев, Эмма Герштейн, Георгий Владимов, Владимир Маканин.
        Постоянные рубрики журнала: «Проза», «Поэзия», «Архив», «Культурная политика», «Образ мысли», «Наблюдатель», «Публицистика», «Критика» и др.
        В 2003 году журнал открыл новую рубрику «Ни дня без книги», в которой ежемесячно даёт обзоры новых книг — 30 или 31, по количеству дней в текущем месяце.
       Современный журнал "Знамя" отражает литературные тенденции наших дней. Люди самых разных вкусов в литературе найдут для себя, что почитать для души и ума на страницах журнала "Знамя".
"МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ" – ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. Основан в 1922 году. До 1990 орган ЦК ВЛКСМ, затем независимый.
        Именно в журнал «Молодая гвардия» приносили когда-то свои произведения молодые и в то время еще почти неизвестные С. Есенин, М. Шолохов, Л. Леонов, В. Шишков, А. Фадеев, Н. Островский...
        Когда в 60-е годы главным редактором журнала стал А. Никонов, вокруг «Молодой гвардии» начал формироваться патриотически настроенный авторский коллектив. Тогда были опубликованы вызвавшие много споров «Письма из Русского музея» В. Солоухина. Затем были сильные патриотические публикации Л. Леонова, В. Чивилихина, художника И. Глазунова, скульптора С. Коненкова, исследователей литературы М. Лобанова, В. Кожинова.
        В журнал принесли свои талантливые произведения М. Алексеев, Ю. Бондарев, В. Федоров, И. Стаднюк, П. Проскурин, В. Шукшин, Н. Рубцов, Ф.Чуев, Э. Володин, И. Ляпин, В. Цыбин, В. Смирнов.
        Сегодня среди авторов «Молодой гвардии» Н. Кузьмин, В. Мануйлов, М. Антонов, Г. Шиманов, В. Строганов, А. Тулеев, С. Шатиров, Д. Ермаков, В. Десятников и др.
        Совместно с Фондом поддержки творческой личности «Молодая гвардия» проводит Всероссийский поэтический конкурс имени С. Есенина.
        В настоящее время журнал продолжает отстаивать классические, православно-патриотические традиции русской литературы.
"МОСКВА" - российский литературный журнал. Издаётся ежемесячно в Москве с 1957 года. С 1993 носит подзаголовок «Журнал русской культуры».
        В журнале «Москва» впервые был опубликован роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». На страницах были напечатаны выдающиеся произведения русской литературы — «Жизнь Арсеньева» Ивана Бунина, «Они сражались за Родину» Михаила Шолохова, «Семнадцать мгновений весны» Юлиана Семенова.
        "Москва" – это проза Леонида Бородина и Петра Краснова, Алексея Варламова и Александра Сегеня, Александра Горохова, Михаила Попова и Веры Галактионовой. Это поэзия Бориса Романова, Галины Щербовой, Владислава Артёмова и Виктора Брюховецкого, Александра Хабарова и Владимира Шемшученко, Марины Котовой и Екатерины Полянской. Это критика и публицистика Капитолины Кокшеневой и Павла Басинского, Александра Репникова и Владимира Даля, Константина Крылова и Михаила Ремизова, Валерия Соловья и Андрея Фурсова, Вероники Васильевой и Николая Шадрина.
        Рубрики журнала: «Проза», «Публицистика», «Литературная критика», «Культура», «История: лица и лики», «Русские судьбы», «Домашняя церковь».
        В основе журнальной политики — принципиальная неангажированность журнала какими-либо политическими силами, православно-государственная ориентация.
"НАШ СОВРЕМЕННИК" – журнал писателей России. Издается в Москве с 1956 года.
        Основные направления: современная проза и патриотическая публицистика. Наиболее значительные достижения журнала связаны с так называемой "деревенской прозой". С начала 70-х годов в журнале опубликованы произведения Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Белова, С. Залыгина, В. Лихоносова, Е. Носова, В. Распутина, В. Солоухина, В. Шукшина.
       Со второй половины 80-х годов ведущим жанром журнала становится публицистика.
       "Наш современник" — трибуна виднейших политиков патриотического направления.
       Отличительная особенность журнала «Наш современник» — широчайший охват жизни современной России. Во многом это достигается за счет активного привлечения писателей из провинции.
       Журнал регулярно публикует новые талантливые произведения, созданные современными писателями России. На его страницах рассматриваются проблемы современной критики и литературоведения, исследуется наследие русской философской мысли, затрагиваются актуальные проблемы современной России.
"НОВЫЙ МИР" - издается с 1925 года. Это один из старейших в современной России ежемесячных толстых литературно-художественных журналов, публикующий художественную прозу, стихи, очерки, общественно-политическую, экономическую, социально-нравственную, историческую публицистику, мемуары, литературно-критические, культурологические, философские материалы.
       В числе авторов «Нового мира» в разные годы были широко известные писатели, поэты, литературные критики, философы: Василий Гроссман, Виктор Некрасов, Владимир Дудинцев, Илья Эренбург, Георгий Владимов, Владимир Лакшин, Владимир Войнович, Александр Солженицын, Чингиз Айтматов, Василь Быков, Григорий Померанц, Виктор Астафьев, Сергей Залыгин, Ирина Роднянская, Иосиф Бродский, Александр Кушнер, Татьяна Касаткина, Владимир Маканин, Людмила Петрушевская и многие другие.
      В одном из обращений «Нового мира» к читателям были сказаны замечательные слова: «Не каждый год рождаются шедевры, но русская литература жива, и мы ощущаем себя органической частью этой живой культуры».
"ОКТЯБРЬ" - независимый литературно-художественный журнал. Издается с мая 1924 г. У истоков его формирования стояли А.Серафимович, Д.Фурманов, А.Фадеев.
      В журнале публиковались Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Михаил Зощенко, Андрей Платонов, Аркадий Гайдар, Александр Твардовский, Константин Паустовский, Михаил Пришвин.
      С первых же номеров журнал знакомил читателей и с творчеством зарубежных писателей: И. Бехера, Л. Фейхтвангера, В. Бределя, Р. Роллана, А. Барбюса, Т. Драйзера, Г. Манна.
      Постоянные рубрики журнала: «Проза и поэзия», «Публицистика и очерки», «Новые имена», «Литературная критика», «Литчасть» и др.
      Журнал всегда открыт для талантливой литературы, для литературного эксперимента и охотно предоставляет свои страницы молодым перспективным авторам, возвращает читателю значимые для истории и отечественной культуры имена. В журнале отражается непростая история нашего Отечества.
      В настоящее время "Октябрь" является одним из ведущих русских толстых литературных журналов, имеет либеральную направленность.
"РОМАН-ГАЗЕТА"– самый популярный журнал художественной литературы основан в июле 1927 года.
       Здесь публикуются лучшие произведения отечественных писателей, новинки современной литературы. Традиционный стиль журнала – высокий литературный вкус в сочетании с удовлетворением всесторонних читательских запросов – остаётся неизменным более 80 лет. Все значительные произведения отечественной литературы печатались и печатаются в этом журнале. «Роман-газета» – единственный литературно-художественный журнал, который имеет 24 выпуска в год.
                                    Ведущий библиограф Е.Гордеева
 
 

www.cbsserp.ru

Библиотека Вилючинска - «Толстые» литературные журналы сегодня

 

  «Толстые» журналы («Знамя», «Новый мир», «Иностранка» и др.) — особая, традиционно-необходимая часть нашей культуры на протяжении двух с лишним столетий. В советское время толстые литературные журналы, и. прежде всего – «Новый мир», были основой литературного процесса, неким центром, вокруг которого крутилась вся литературная жизнь.

  На сегодняшний день главная задача этих изданий та же, что и двести лет назад: чтобы литератор не остался без площадки для высказывания, а читатель — без литературы.

  Толстый журнал — явление не уникально российское, но нигде, кроме России, оно не имело такого количества дополнительных функций. В царской России в отсутствие других общественных трибун литературный журнал становился протопарламентом, выразителем политических и общественных идей, формировал среду. В послесталинские годы в СССР журналы были каналом "для выпуска пара" — в виде "дозволенной фронды" журналам можно было писать о том, о чем не говорили по ТВ и не писали в "Правде". Журналы были катализаторами перемен в обществе: вспомним хотя бы ждановское постановление "О журналах "Звезда" и "Ленинград"" 1946 года, с которых началась травля писателей и композиторов, или выход "Одного дня Ивана Денисовича" в "Новом мире", ставшего символом оттепели.

  Тиражи у всех литературных журналов сейчас очень низкие - в «Новом мире» 7200 экземпляров, у «Октября» и у «Знамени» меньше 5000, у «Дружбы народов» – 3000. По сравнению с тем, что было раньше, это очень мало. Сегодня в большинстве редакций с завистью вспоминают миллионные тиражи в 1980-е годы. Однако нынешнее затворничество имеет свои преимущества. Главред "Октября" Ирина Барметова говорит: "Мы не нужны, нас не замечают? Ну и не надо. Зато мы честны с читателем и с собой, нас не подвергают ни идеологической цензуре, ни рыночной — это уже немало". Этот тезис можно развить: ушли миллионы читателей? — Зато остались самые преданные, настоящие. Мало кто читает? — Зато авторы не должны идти на унизительные компромиссы: упрощать, заигрывать с читателем, "писать понятно и коротко".

  На сайте "Журнальный зал", где собраны все интернет-версии журналов, их читает 8 тысяч человек в день, 240 тысяч в месяц, это не так уж и мало.

  Как правило, у толстых журналов три основных источника дохода. Основной — подписка, причем не только в России. На них подписаны крупнейшие библиотеки, филфаки и факультеты славистики во всем мире. Второй - государственные субсидии: они составляют, как правило, 20 процентов бюджета журнала. Минсвязи в последние годы дает деньги не вообще на журнал, а на поддержку "социально значимых тем". В провинции толстый журнал зачастую существует полностью на государственный счет — так, например, журнал "Урал" финансируется из бюджета Свердловской области.

  Третий источник - собственные средства и частные фонды. Вопреки общему мнению у толстых журналов нет спонсоров или благотворителей. За редким исключением: "Иностранке" помогает фонд Ельцина, "Дружбе народов" — "межгосударственный фонд "Гуманитарное сотрудничество"". Остальные деньги журналы зарабатывают сами. Распространена практика спецномеров: так, "Иностранка" выпускает номера, целиком посвященные литературе той или иной страны,— она же и выкупает часть тиража. Спецномера "Дружбы народов", посвященные литературе Грузии, Прибалтики и Украины, выкупались диаспорами и культурными центрами при посольствах. Журнал "Москва" практикует спецномера, посвященные писательским организациям провинции, которые их и оплачивают.

  Главный парадокс толстых журналов сегодня состоит в том, что, несмотря на их "невидимое", подпольное существование, они по-прежнему оказывают важнейшее влияние на литературу и общество в России. Зачастую — самим фактом своего почти мифического существования. Это — уникальный опыт неподцензурного бытия, своего рода альтернатива рыночной культуре. Они доказали свою верность литературе — тем, что пожертвовали славой и комфортом ради того, чтобы заниматься любимым делом. Они в широком смысле отказались от соблазнов современности — еще раз доказав, что литература в России дороже денег. Редкий, почти невозможный в наше время случай. Напечататься в "толстом"— по-прежнему очень престижно даже тиражному автору: это своего рода благословение касты профессионалов, пропуск в большую литературу. Напечатать книгу может сегодня каждый — а напечататься в "Новом мире" или "Знамени", или хотя бы быть отрецензированным — далеко не всякий.

  Сейчас толстый литературный журнал – пожалуй, самое оптимальное средство доставить новейшую русскую литературу читателю, живущему далеко от Москвы. Особенно если говорить о читателе немолодом, который не пользуется интернетом. Только из толстых журналов он узнает, что же реально сейчас происходит в прозе, поэзии, литературной критике.

  Если представить себе, что исчезли литературные журналы – это окажется самой настоящей культурной катастрофой. Конечно, в первый момент общество этого не почувствует, но для литературы это будет полный крах, потому что исчезнут совершенно необходимые ей жанры. Ну представьте, что останутся одни романы..., а как же очерки, рассказы, эссе?

  Центральная городская библиотека выписывает журналы «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Роман-газету».

  Александр Эбонаидзе, главред "Дружбы народов" так отозвался о литературных журналах: "Как человеческому организму нужна крупица серебра, без которой он не мог бы существовать, так и толстые журналы нужны обществу — даже если общество их не замечает — как гарантия от деградации".

villib.ru

«Толстые» журналы и литературный процесс в современной России — Роман-Газета

(Доклад на Второй Международной конференции: «Наследие Ю.И. Селезнёва и актуальные проблемы журналистики, критики, литературоведения, истории»).

Юрий Козлов, писатель главный редактор журнала «Роман-газета».

По мнению литературоведов, три ключевых слова определяют жизнь любого толстого литературного журнала: направление, борьба, компромисс. И есть ещё одно слово, висящее над каждым изданием, как дамоклов меч — исчезновение. В России сегодня у журналов два выраженных направления – патриотическое и либеральное. Активной борьбы, как таковой, журналы ни с властью – «царюющим злом», ни друг с другом не ведут. Более того, все журналы готовы на компромисс, лишь бы только власть оказала финансовую поддержку. Однако государственные структуры относятся к журналам достаточно равнодушно, полагая, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Так что на первый план выходит слово «исчезновение».

В торжественно провозглашённый с самых высоких трибун Год литературы, большинство российских толстых литературных журналов находятся на грани остановки издания. Это наглядно иллюстрирует отношение общества к литературе, состояние самой литературы, отношение власти к литературе, наконец, состояние самого общества, принявшего «за основу» существования вульгарную, описанную ещё Марксом модель капитализма времён первоначального накопления, когда одна – меньшая – часть населения безоглядно ворует и потребляет, а оставшаяся – выживает и деградирует. Потребляющему и ворующему классу нужна лёгкая, развлекающая литература, типа «женских» детективов, эротических фантазий в духе «Пятидесяти оттенков серого». Выживающему и деградирующему населению, вообще, литература не нужна. Ему книги не по карману, хватило бы денег на еду и оплату услуг ЖКХ. К тому же нельзя не учитывать и резкое общее снижение уровня образования, особенно в «непристижных», связанных с изучением русского языка и литературы профессиях, представители которых во все времена являлись основой «читающего класса».

 

Литература перестала быть государственным делом. В стране нет идеологии, объясняющей людям, куда мы движемся, какие цели ставим перед собой. А это означает, что власть не ставит перед собой задачу воспитания народа в духе высоких нравственных и гражданских идеалов, не заинтересована в эстетическом и культурном развитии общества. Собственно, это логично, потому что культурные, образованные люди никогда не смогут смириться с вопиющей социальной несправедливостью, с запредельным богатством одних и нищетой других. В данный момент идеологию ситуационно заменяет псевдопатриотическая имитация.

Литература отдана на откуп рынку, то есть структурам, ориентированным исключительно на получение прибыли. Они относятся к литературе, как к шоу-бизнесу. Поэтому у читателей на слуху пять-десять фамилий «раскрученных» авторов, а остальные, не вписывающиеся в «рынок» писатели влачат жалкое существование. То, что прежде называлось литературным процессом сегодня подменено пиаром и рекламой. Серьёзные талантливые писатели не могут пробиться к массовому читателю, а сам читатель дезориентирован. Если прежде литература развивала и возвышала читателя, то сегодня она его развлекает и отвлекает от главного вопроса: куда движется наше общество, правильной ли дорогой мы идём?

 

В СССР, из которого все мы вышли, общественное устройство было, конечно, довольно своеобразным, однако оно было основано на первичной социальной справедливости, давало возможность каждому выбрать профессию, развиваться на выбранном поприще. Человек из деревни или маленького города, если обладал определенным талантом, мог стать академиком, выдающимся математиком или директором крупного предприятия. Литература ориентировала человека на достижение высоких целей, а потому рассматривалась как государственное дело. Общество было заинтересованно в том, чтобы каждая отдельная личность развивалась, совершенствовалась в духовном и профессиональном плане. Благодаря такому подходу развивалось и само общество. Когда идея развития, движения вперёд была утрачена, началась деградация, застой. Советская система оказалась разрушенной под истерические крики о демократии и «невидимой руке рынка», которая якобы всё отрегулирует. Литература оказалась не нужной. Вместо самореализации и духовных устремлений речь пошла исключительно о деньгах. Людям была предложена новая модель существования – жить ради денег, ради бессмысленного потребления. И многие, особенно в первые годы «дикого» капитализма повелись на эту модель, решили, что вместо того, чтобы честно трудиться выгоднее, например, сделаться бандитом, украсть бюджетные средства или выстроить какую-нибудь криминальную схему для незаконного обогащения.

 

По логике толстые литературные журналы должны были прекратить своё существование ещё в девяностых годах, но они сохранились, в основном, используя накопленные ещё в советское время ресурсы. «Золотой» эпохой стали для них последние годы СССР, когда благодаря снятию запрета с публикации запретных прежде авторов тиражи увеличились в сотни раз, а цены на бумагу, коммунальные и типографские услуги оставались по-советски символическими. Именно тогда у редакций началось «головокружение от успехов», возникла иллюзия, что так будет всегда. Именно тогда практически все толстые журналы были приватизированы главным образом своими же редакциями, объявили себя независимыми и самостоятельными во всех отношениях. Но столкновение с капиталистическими реалиями быстро разорило журналы, обернулось для них утратой помещений, где они сидели десятилетиями, привело к массовому уходу квалифицированных сотрудников, падению престижа у авторов и читателей. Журналы вступили в унылую эпоху выживания и борьбы за существование, которая с переменным успехом продолжается до сих пор.

 

Вообще же, история литературных журналов в России насчитывает уже более двух веков. Во второй половине 18-го века Екатерина Вторая создала журнал «Всякая всячина». Это было, применительно к тому времени, развлекательное издание. Но тут же Николай Новиков начал издавать журнал «Трутень», который можно было назвать оппозиционным власти. Здесь ставились те самые, «проклятые» вопросы, на которые власть не хотела отвечать.

Традиция ставить подобные вопросы, рассматривать литературу, как средство влияния на мыслящую часть общества стали «ноу-хау» русских литературных журналов, определили их роль в культурной и политической жизни страны. В сороковых годах 19-го века «Отечественные записки» сформировали целое литературное поколение – знаменитую «натуральную школу». Белинский так сформулировал стоящую перед изданием задачу: «Журнал должен иметь, прежде всего, физиономию, характер. Безыдейность для него всего хуже. Физиономия и характер журнала составляется в его направлении, его мнении, его господствующем учении».

А вот что писал на эту тему, спустя много лет, Владимир Лакшин – один из руководителей знаменитого «Нового мира» времён Твардовского: «Такое уникальное социально-нравственное образование, как российская интеллигенция со всеми её достоинствами и недостатками есть прямой итог деятельности русской литературы и журналистики, прежде всего, толстых журналов».

Во второй половине 20-века в советское время журнал «Новый мир» объединил вокруг себя авторов либерального направления, там активно печатались те, кого потом назовут «прорабами перестройки». В это же время вокруг другого журнала «Молодая гвардия» объединились литераторы патриотического направления, в их числе и Юрий Селезнёв, которого мы сегодня часто вспоминаем. Закончилось это весьма продуктивное для общества идейное противостояние двух журналов вынужденной отставкой главных редакторов и приведением их к безликому серому официозному знаменателю.

 

Немалое значение для популярности у читателей имела и личность главного редактора. В историю вошли «пушкинский «Современник», «герценовский «Колокол», «некрасовские «Отечественные записки», «Новый мир» Твардовского». К сожалению, сегодняшних главных редакторов ведущих российских журналов едва ли кто знает по имени, и это тоже свидетельство падения их авторитета. Исключение составляет, разве лишь, «Наш современник» Станислава Куняева. Этот журнал твёрдо придерживается выбранного – патриотического, государственного, русского — направления. Его никак не назвать безыдейным и безликим. Другое дело, что его «лицо» не нравится тем, кто сегодня определяет в стране культурную политику.

В отличие от «Нашего современника», увы, к немногим сегодняшним литературным журналам можно применить такие критерии оценки, как соотнесённость идеологического направления с общественной борьбой его времени, анализ специфики отражения журналом основных событий эпохи.

Зато это прекрасно понимал Достоевский, творчество которого столь проникновенно исследовал Юрий Селезнёв, кстати, воплотивший провозглашённые Достоевский принципы в свою научную и журналистскую деятельность. Вот что писал Достоевский, объявляя о подписке на журнал «Время» на 1861-й год: «Речь идёт о «слитии»… с началом народным». «Мы убедились, наконец, — утверждал он, — что мы тоже отдельная национальность, в высокой степени самобытная, и что наша задача – создать себе новую форму, нашу собственную, родную, взятую из почвы нашей, взятую из народного духа и из народных начал. Характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческим. Русская идея, может быть, станет синтезом всех тех идей, которые развивает Европа. Может быть, всё враждующее в этих идеях найдёт своё применение и дальнейшее развитие в русской народности».

И эта мысль Достоевского как никогда актуальна сегодня, когда Европа погружается в «толерантно-миграционный» и антихристианский хаос, и всё больше и больше людей, сохраняющих верность традиционным человеческим ценностям, смотрят на Россию, как на последний заслон перед окончательным разрушением мира.

Другое дело, как мы ответим на это, потому что и в России сегодня, по-прежнему сильны тенденции разрушения и дестабилизации. Противодействуя «коллективному Западу» во внешней политике, наша «элита» наступает «на горло собственной песне». По-прежнему сохраняется финансовая и экономическая зависимость от так называемых «партнёров», по-прежнему российские деньги тратятся на приобретение ценных бумаг США. Окончательный выбор — на чьей стороне российская «элита» — собственной страны или западных «партнёров», где живут и учатся её дети, где их деньги и недвижимость, не сделан. Разговоры о так называемой «национализации элиты» ведутся исключительно для того, чтобы успокоить народ. И вот эта двойственность расслабляет и дезорганизует общество, мешает ему объединиться для решения важнейших национальных, социальных и политических вопросов.

 

Лучшие русские писатели пишут об этом, но их произведения и поставленные в них проблемы замалчиваются. Помочь могла бы литературная критика, но этого не происходит.

Впрочем, что-то похожее было и во времена Достоевского. «Литературная критика, — писал он, — пошлеет и мельчает. В иных изданиях совершенно обходят иных писателей, боясь проговориться о них. Спорят для верха в споре, а не для истины». Одна из важнейших задач литературы по Достоевскому характеризуется «мыслью христианской и высоконравственной», которая должна «восстановить погибшего человека», то есть возвратить его к добру и красоте, которая «спасёт мир».

К сожалению, приходится признать, что сегодня литература, исповедующая завещанные Достоевским идеалы, живописующия социальные и мировоззренческие «язвы» современной России, спасающая «погибшего читателя» не пользуется популярностью у этого самого читателя. Человек приходит в книжный магазин, и каких авторов он видит на полке «лидеров продаж»? Исключительно тех, в которых издательства вложили деньги, которые надо любой ценой «отбить». Тема, художественный уровень, талант автора, общественная значимость произведения тут никакого значения не имеют. Чем пошлее, примитивнее, похабнее, тем больше шансов, что книгу купят. То есть читатель не поднимается до литературы высокой и истинной, а напротив опускается на дно литературы низкопробной и разрушительной. Так в своё время миллионными тиражами издавалось произведение под названием «Интердевочка», потом труды Суворова-Резуна и так далее.

В 19-м веке ситуация, несмотря на отсутствие всеобщей грамотности, была иная. Такие писатели, как Достоевский, Толстой, Тургенев, Лесков, Некрасов, Гаршин, Успенский, Решетников, Чехов писали о критически важных для страны вопросах: о крестьянской реформе и её последствиях, о развитии капитализма в России; о проблемах народного образования и здравоохранения, нравственном состоянии общества, путях духовного оздоровления русского народа. И их произведения расходились большими по тем временам тиражами, в том числе и благодаря публикациям в литературных журналах. Разве об этом пишут сегодняшние «лидеры продаж»?

В то время основным адресатом толстых литературных журналов была читающая интеллигенция России. Сегодня, к сожалению, эта интеллигенция – врачи, учителя, библиотекари, преподаватели вузов, музейные работники вытеснены на обочину жизни. Их мнение не имеет никакого значения для тех, кто принимает определяющие жизнь страны решения. Ну, а так называемый «средний класс», чьи вкусы сегодня обслуживают «лидеры продаж» и писатели шоумены, читает мало и выборочно, в основном то, что рекомендуется глянцевыми журналами. Эти рекомендации, а также определённый круг авторов воспринимаются, как руководство к действию для государственных структур, где распределением средств и грантов занимаются люди, в основном, либеральных взглядов. Именно поэтому, например, в Год литературы проводится фестиваль Довлатова, где присутствует министр культуры, но не проводятся фестивали Шолохова, Белова, Рубцова или Солоухина. Песни Макаревича звучат на всех каналах, а человек, якобы сорвавший его концерт в Москве, уже почти год сидит в СИЗо. И таких примеров множество.

 

В этой связи можно вспомнить несколько подзабытую сегодня теорию отражения. Все, что человек читает, преломляется в его душе, влияет на его дальнейшую жизнь. Истинная литература всегда в духовном плане возвышенна и позитивна, даже тогда, когда, например, повествует о гражданской войне, как «Тихий Дон» Михаила Шолохова, или изображает реальность в духе фантастического реализма, как Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите». Подобные произведения формируют у читателей гармоничное понимание жизни, ориентируют на высокие нравственные и гражданские ценности. Нынешняя, завязанная на коммерческий успех, литература ставит перед собой другие задачи – развлечь, ошеломить, изумить. Поэтому на полках книжных магазинов сейчас так много эротики, фантастики, антиутопий, изощрённых, я бы даже сказал извращённых в психологическом плане детективных произведений. Нельзя не сказать и об отупляющей и разлагающей роли телевидения, которое заменило многим книгу. Современный читатель качественно изменился, он уже не тот, каким был в советское время, и это огромная проблема. Можно говорить о невосприимчивости читателя к литературе, требующей работы ума и души, сопереживания, осмысления горьких истин.

 

Соответственно и писатели сегодня разделились по сущностному признаку. Для одних литература – это обобщение их личного человеческого опыта. Они полагают, что их произведения смогут оказать какое-то влияние на общество только в том случае, если написанное прошло через их душу и личность. Эти писатели не гонятся за славой, работают, не оглядываясь на сиюминутную конъюнктуру. Другие ставят во главу угла коммерческий успех, опираются на иную систему нравственных и творческих координат. Пока что в борьбе за массового читателя при активнейшей поддержке полностью коммерциализированных издательских и книготорговых структур побеждают они. Но капля камень точит. Лев Толстой, например, ничего не писал о классовой борьбе, однако именно его Ленин назвал «зеркалом русской революции».

 

Журналы всегда создавались и издавались единомышленниками. Действовала своеобразная связка: главный редактор – редакционный коллектив – свои авторы – свои читатели. Сегодня эта схема сохранилась, но измельчала, журналы превратились в клубы по интересам.

В своё время на страницах «Дружбы народов» состоялась дискуссия о будущем толстых журналов. Участники пришли к выводу, что неизбежная гибель толстых журналов есть следствие той «духовной ямы», в которую провалилось наше общество. Хотя, причины гибели назывались, на мой взгляд, не самые главные. Известный критик Владимир Бондаренко, например, утверждал, что это – отказ от серьёзной критики, как литературного жанра. Без критики, по его мнению, журнал перестаёт влиять на литературную ситуацию в стране, выпадает из современного литературного процесса. Это правильно, но только в том случае, если этот самый литературный процесс существует и развивается. Но его сейчас в России нет. Критиков целенаправленно отслеживающих новые произведения в стране раз-два и обчёлся. В качестве другой причины назывался кризис в отношениях с читателями. С этим трудно спорить. Аудитория толстых журналов сегодня сокращена до предела. Цена подписки неподъёмна для большинства читателей. Ещё одна названная причина – утрата журналами авторитета и значимости в обществе. Это связано с тем, что, как полагал, критик и социолог Борис Дубин, литература перестала быть центром жизни интеллигенции. Но это, по его мнению, не кризис, а всего лишь другая форма её существования. Сегодня нет единой литературы, есть литература глянцевая, сетевая, серийно-массовая и так далее. Читатели же толстых журналов исчезают, как «класс». Старые поколения уходят, а молодым людям журналы не нужны и не интересны.

Всё это, безусловно, имеет место, но думается, главная причина бед толстых журналов и литературы в целом заключается в упрямом стремлении «верхов» насильственно изменить, преобразовать саму сущность нашего общества. Те, кто определяют внутреннюю политику государства, не хотят вспоминать слова отцов церкви, что нет Господнего попущения на утверждение в России капитализма, особенно в его нынешнем – олигархическо-нефтяном – варианте. Один раз – в 1917-м году — народ уже отверг капитализм. Из этого можно было сделать выводы.

И настоящая русская литература буквально вопиёт об этом.

Но пока что многим талантливым писателям, особенно из провинции, не приходится мечтать о больших тиражах и всероссийской известности. Журналы для них – одна из немногих возможностей выйти к читателю. Но журналы патриотического направления можно пересчитать по пальцам: «Наш современник», «Москва», «Роман-газета», некоторые региональные издания. Остальные либо придерживаются либерально-безнациональной идеологии, либо совершенно утратили внятное направление, уподобились сборникам или альманахам.

Несколько слов о журнале «Роман-газета», главным редактором которого я являюсь уже пятнадцать лет. «Роман-газета» – старейшее литературное российское издание. В начале 1920-ых годов Максим Горький подсказал Ленину идею создания «дешевой книги для народа». Это было необходимо во время борьбы с неграмотностью и формирования новой пролетарской культуры. Причем предполагалось, что публиковаться в «Роман-газете» будут не только отечественные писатели, но и лучшие представители мировой литературы. «Роман-газета» со временем стала истинно народным изданием, опубликованные в ней авторы сразу же становились известными и признанными. В лучшие времена тираж журнала достигал четырех миллионов экземпляров. По тому, как он изменился, – а сегодня журнал выходит в количестве четырех тысяч экземпляров – видно, что роль и значение литературы в России съежились, как шагреневая кожа. Тем не менее, многие талантливые писатели, особенно из российской глубинки выходят к всероссийскому читателю именно через наш журнал «Роман-газета». К примеру, мы первыми опубликовали роман Захара Прилепина «Патология» о чеченской войне. Только за последние несколько лет на страницах журнала публиковались такие авторы, как Валентин Распутин, Александр Проханов, Сергей Шаргунов, Виктор Пронин, Евгений Шишкин, Борис Агеев из Курска, Андрей Антипин из Барнаула, Павел Крусанов из Санкт-Петербурга, Дмитрий Ермаков из Вологды, Камиль Зиганшин и Михаил Чванов из Уфы, Пётр Краснов из Оренбурга. В следующем году мы планируем напечатать новый роман самого популярного российского писателя Юрия Полякова «Любовь в эпоху перемен», прозу Владимира Личутина, Мирослава Бакулина из Тюмени, других интересных, а главное, ориентирующихся в своём творчестве на национальные художественные традиции, авторов. «Роман-газета» публикует литераторов и из так называемого зарубежья. Недавно вышел номер с произведениями эмигранта первой волны, сибиряка Георгия Гребенщикова, а скоро выйдет сборник писателя из Ставрополя Ильи Сургучёва. Эти литераторы не приняли октябрьскую революцию, но при этом остались патриотами России, пронзительно и с болью описавшими крах империи, гражданскую войну и беды жизни в эмиграции.

Как дань истории литературы, мы только что опубликовали роман Всеволода Кочетова «Чего же ты хочешь?». Он не переиздавался почти полвека. Единственное в СССР книжное издание этого произведения было осуществлено в Белоруссии по решению Петра Машерова в начале семидесятых годов. Большая часть тиража так и не дошла до читателя. Кочетов в этом романе исследовал те негативные процессы, которые в итоге привели к распаду Советского Союза. Думаю, напомнить об этом сейчас очень важно.

Есть писатели услышанные, есть неуслышанные, а есть еще те, которых замалчивают. Кочетов как раз и был таким вот неуслышанным и замалчиваемым писателем. Таким же неуслышанным был и Валентин Иванов, чей роман «Жёлтый металл» о спекуляции золотом в СССР, не переиздававшийся после 1956-го года, мы также напечатали в своём журнале.

«Роман-газета» в меру своих возможностей восполняет пробелы. В следующем году мы планируем опубликовать роман Владимира Солоухина «Мать-мачеха» — пронзительное произведение о жизни молодых людей в последние «сталинские» годы, историческое исследование создателя теории этногенеза Льва Гумилёва «От Руси к России». А вообще, нет такого хорошего современного русского писателя, который бы не публиковался в «Роман-газете».

Наш девиз: «Будем делать, что должно, и пусть будет, что будет». Три года назад – в год 85-летия «Роман-газеты» — я готовил для каждого номера (журнал выходит два раза в месяц») «Историю журнала», разделив её на временные (по четыре года) периоды. В это трудно поверить, но, несмотря на начавшуюся Великую Отечественную войну, журнал продолжал издаваться и в 1941-м и в 1942-м году! В это время в СССР издавались и другие литературные журналы.

А сегодня у «толстых» журналов нет средств на зарплаты сотрудникам, выплату гонораров авторам. Во многих из них сокращены должности корректоров и редакторов. Под вопросом само существование журналов. Некоторые из них, к примеру, «Москва», «Дружба народов» в настоящее время не имеют возможности производить текущие платежи. Журнал «Москва» в Год литературы получил предписание освободить занимаемые помещения в центре города. Там должна разместиться какая-то туристическая фирма.

По общему мнению главных редакторов «толстых» журналов ситуацию можно исправить с помощью централизованной подписки крупных библиотек и образовательных – где имеются кафедры русского языка и литературы — учреждений на целевой «пакет» ведущих литературных изданий страны. В этот «пакет» на первых порах следует включить самые известные, имеющие более чем полувековую историю и большие заслуги перед страной, периодические издания, такие как: «Новый мир», «Наш современник», «Роман-газета», «Москва», «Знамя», «Октябрь», «Юность», «Нева», «Звезда», «Сибирские огни», «Волга», а также еженедельники «Литературная газета» и «Литературная Россия»).

Но сделать это не так-то просто. Почему? Дело в том, что библиотеки находятся в ведении Министерства культуры; институты и университеты – Минобрнауки; непосредственно же журналы, как средства массовой информации, в ведении Агентства по печати и массовым коммуникациям. Три ведомства не могут принять согласованное решение без конкретного указания «сверху».

Для решения этой проблемы необходимо предпринять несколько последовательных действий.

Во-первых, придать «толстым» журналам, имеющим долгую и славную историю и внёсшим большой вклад в культуру страны, особый государственный статус.

Во-вторых, сформировать «пакет» из непосредственно участвующих в живом литературном процессе изданий;

В-третьих, дать указание контролирующему и выделяющему библиотекам средства на приобретение печатной продукции департаменту Министерства культуры обеспечить подписку на вышеуказанный «пакет» для пяти тысяч (всего их сейчас в России осталось менее сорока тысяч) ведущих библиотек и (по согласованию с Минобрнауки) для учебных заведений, где есть кафедры русского языка и литературы.

Расчёты подтверждают, что гарантированная (пять-шесть тысяч экземпляров) подписка даёт возможность журналам существовать относительно безбедно и даже выплачивать авторам небольшие гонорары. Такое решение не требует дополнительного выделения бюджетных средств, а требует всего лишь их перераспределения – с низкопробных «неликвидов», которые едва ли не насильно «впариваются» сегодня библиотекам формирующими их фонды организациями — на периодические издания, поддерживающие и развивающие литературный процесс, то есть профессионально работающие с современными авторами.

Через несколько лет библиотекам и учебным заведениям можно будет предоставить право выбиратьлитературные издания (в пределах цены «пакета») по их собственным заявкам. Это позволит, с одной стороны, отсеивать «слабые» издания и выбирать те, которые интереснее. С другой — будет способствовать здоровой конкуренции между литературными журналами за право войти в государственный «пакет».

Подобное решение, если бы оно было принято, принесло бы несомненную пользу стране. Оно бы позволило спасти толстые журналы, и было бы с удовлетворением встречено литературной общественностью, особенно в Год литературы.

roman-gazeta-1927.ru

Журнальный зал: Знамя, 2011 №8 - Сергей Костырко

Толстые журналы в сети

Поскольку текст, последующий дальше, имеет характер сугубо информационного, справочного представления журнальных ресурсов сети, позволю себе в начале лирико-теоретический пассаж о самом содержании этого явления.

Еще лет десять—пятнадцать назад словосочетание “толстые литературные журналы в сети” могло восприниматься как оксюморон. Как сочетание самых продвинутых сегодня информационных технологий и, соответственно им, стиля и форм интеллектуального общения с одной из самых “архаичных” институций литературы — толстых литературных журналов, возникших на рубеже XVIII—XIX столетий. Вещи вроде бы несовместные. Но это если не учитывать той функции, которую обрели толстые журналы в России, — функции пространства, в котором “выбраживает” завтрашнее, эстетическое и интеллектуальное, состояние нашей литературы. Именно журналы занимаются поиском новых авторов, новых стилистик, новых идей. Публикация в толстом журнале “с традициями” для литератора — это еще и акт квалификационный.

Естественно, что появление литературного Интернета, где каждый, независимо от своих способностей, получает возможность стать и творцом, и издателем, каждый мгновенно наделяется потенциально безбрежной аудиторией, — это реальная угроза тому, на чем, собственно, всегда держалась литература, да и искусство вообще. Ибо искусство по природе своей — явление отнюдь не демократичное. Развитие его немыслимо без жесткой иерархии эстетических ценностей. А Интернет по природе своей как бы отвергает какие-либо иерархии, Интернет — пространство сверх-демократическое.

И тем не менее журналы решились выставляться в сети, то есть стать фактом сетевой литературы, и сделали это в самом начале истории русского Интернета. Более того, они перенесли в сеть, практически без изменений, свою структуру, свой уровень культуры. И теперь, по прошествии лет, можно сказать, что они не воспринимались и не воспринимаются некой окаменелостью из времени. Сегодня толстые литературные журналы — органичная составляющая русского литературного Интернета. Они продолжают в Сети выполнять те же функции, которые выполняли в “офлайновом пространстве” на протяжении последних двух веков.

Ну а теперь о тех, кто этим занимается.

Все сказанное выше можно считать еще и формулировкой концепции первого журнального проекта в сети, которым стал “Журнальный зал” на сайте “Агама”. Куратор — Сергей Костырко (менеджер — с самого начала проекта — Татьяна Тихонова). ЖЗ открылся в марте 1996 года как своеобразная интернет-федерация нескольких толстых литературных журналов, договорившихся выставляться в Сети вместе. “Стратегические” вопросы развития сайта, в частности, состав ЖЗ, определяет Совет “Журнального зала”, состоящий из главных редакторов восьми журналов, основавших ЖЗ, и ведущих проекта.

В настоящее время проект поддерживается ресурсом “Русского журнала”. Свои страницы в ЖЗ имеют журналы “Арион”, “Дружба народов”, “Знамя”, “Иностранная литература”, “НЛО”, “Новая Юность”, “Новый мир”, “Октябрь”, “Волга”, “Урал”, “Сибирские огни”, “Зеркало”, “Иерусалимский журнал”, “Зарубежные записки”, “Крещатик” и другие. В ЖЗ сейчас выставляется тридцать журналов, материалы еще восьми журналов, в разное время выставлявшиеся в ЖЗ, доступны в разделе ЖЗ “Архив”.

Концепция сайта определилась в первые же годы его работы: представление феномена русской толстожурнальной литературы в сегодняшнем ее состоянии как явления прежде всего эстетического. Концепция эта — пишу это уже как куратор проекта — формировалась естественным образом, то есть вслед за изменением самой ситуации с положением литературы в сегодняшней России. В частности, с отменой идеологической и эстетической цензуры наша литература перестала быть еще и заменой для русского читателя свободной политической, общественной и религиозной жизни. Формула “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” утрачивает свою актуальность. Поэт нам интересен сегодня именно как поэт. И больше ничем. Ну а для выражения гражданского темперамента есть худо-бедно, но — политические партии, общественные движения, есть реальная свобода для публициста (политический спектр сегодняшних изданий широк как никогда, наверное, в России). Плюс — нынешнее всероссийское интернет-толковище, в котором граница между рассуждением и непосредственным действием — общественным и политическим в том числе — становится все более и более условной. Литературе осталась ее функция художественного исследования жизни. Не больше. Но и не меньше.

Это отнюдь не означает, что художнику противопоказана публицистичность, острота политической и общественной мысли. Нет, разумеется, но мысль писателя в тексте его проверяется (испытывается на истинность) художественной убедительностью представленной картины. И эта проверка, на мой взгляд, самая суровая, ибо бытовое, сегодняшнее, в художественном тексте каждый раз соотносится с бытийным (потому, собственно, он и художественный).

И отсутствие в составе ЖЗ некоторых популярных изданий вызвано не только запретом на страницах ЖЗ пропаганды насилия, войны, расового и национального неравенства, но и вот этого соответствия или несоответствия, с нашей точки зрения, установок литературно-художественных изданий сегодняшним задачам литературы.

И еще одна проблема, более частная, с которой столкнулись мы, работая с “Журнальным залом”, — издательская свобода сделала возможным появление огромного количества новых изданий. Это раньше, скажем, учреждение журнала “Юность” или “Литературное обозрение” решалось на уровне ЦК КПСС, сегодня же любая литературная компания при желании (и наличии средств) может обзавестись своим периодическим изданием. И список журналов, которые возникали в последние полтора десятилетия, часто с громкими амбициозными декларациями, и заканчивали (физически или “литературно”) на втором—третьем номере, был бы достаточно значительным. Плюс амбиции муниципальные и губернские, породившие массу региональных изданий очень сомнительного уровня. Ну и наконец, появились толстые журналы, публикация в которых уже не зависит практически от литературного уровня текста — рукописи туда нужно посылать, приложив чек, оплачивающий публикацию. То есть мы имеем дело с изданием текстов за свой счет, но с использованием толстожурнального бренда. Разумеется, там могут оказаться и вполне достойные тексты, но к собственно журнальной культуре такие издания отношения не имеют. И соответственно, одной из важнейших задач ЖЗ, как и родственных ему (см. ниже) сайтов, является задача структурирования не только литературного пространства, но и — уже — толстожурнального.

Примерно ту же работу, что и ЖЗ, но по-своему, делал появившийся в сети в 1997 году сайт “Вавилон” (http://www.vavilon.ru/). Куратор Дмитрий Кузьмин. Этот сайт ориентировался на представление молодой и “альтернативной” (по отношению к мейнстримовской) литературы — здесь были представлены журналы и альманахи “Авторник”, “Вавилон”, “Митин журнал”, “Постскриптум”, “РИСК”, “Соло”, “Urbi”, “Черновик”. В настоящее время журнальная страница сайта практически не обновляется, но остается доступным архив этих журналов за 90-е годы.

В 2002 году на сайте “Русское поле” открылось небольшое собрание журналов (нынешний адрес: http://www.hrono.ru/proekty/index.php), где представлялись журналы “Подъем”, “Роман-газета”, “Сибирские огни”, “Слово”, “Вестник МСПС”, “Полдень”, “Бельские просторы”, “Русская жизнь”.

Ну а в 2008 году заработал “Читальный зал” (http://www.reading-hall.ru/). Куратор — Евгений Степанов. Представлены журналы “Акт”, “День и ночь”, “Дети Ра”, “Журнал ПОэтов”, “Зинзивер”, “Знание — сила. Фантастика”, “Иные берега”, “Ковчег”, “Кольцо А”, “Комментарии”, “Контрабанда”, “Крещатик”, “LiteraruS”, “Литературная учеба”, “Московский вестник”, “Российский колокол”, “Современная поэзия”, “Стых”, “Футурум АРТ”. Здесь опора прежде всего на новые журналы.

С 2009 года в сети работает еще один журнальный сайт (“евразийский журнальный портал”) — “Мегалит” (http://www.promegalit.ru/index.php). Куратор — Александр Петрушкин. “Мегалит” составили журналы “Альтернатива”, “Новая реальность”, “Урал-транзит”, “День и ночь”, “Василиск”, “11:33”, “Знаки”, “Ликбез”, “Бельские просторы”, “Премия П”, “Ышшо Одын”, “Зинзивер”, “Контрабанда”, “Запасник”, “Черновик”, “Трамвай”, “ЛИТЕРА_DNEPR”, “Арт-шум”. Здесь же представлены книги авторов из круга этих журналов (как, кстати, и в “Читальном зале”), а также деятельность литературных клубов и объединений (уральских, сибирских и т. д.) “Виноград”, “Капитан ЛебядкинЪ”, “Подводная лодка”, “ЛитоСфера”, “Литературная мансарда”, “Светунец” и др.

Часть журналов, представленных на этих журнальных ресурсах, имеет также собственные сайты в сети, скажем, есть персональные сайты журналов “Арион” (http://www.arion.ru/), “Бельские просторы” (http://www.bp01.ru/), “Крещатик” (http://www.kreschatik.nm.ru/), “Новый мир” (http://www.nm1925.ru/) и некоторых других.

Довольно большое количество журналов, не имеющих своих страниц на журнальных сайтах, представлены в сети собственными сайтами. Скажем, на сайте “Литературная карта России” представлен журнал “Воздух” (http://www.litkarta.ru/projects/vozdukh/). Персональные сайты в сети имеют журналы “Север” (http://sever-journal.ru/), “Наш современник” (http://www.nash-sovremennik.ru), “Москва” (http://www.moskvam.ru/), “Юность” (http://www.unost.org/), “Если” (http://esli.ru/) и другие. (Для удобства в поиске вот таких отдельных журнальных сайтов рекомендую специально открытый для этого на “Журнальном зале” раздел “Литературно-художественные журналы в Интернете”.)

Список журналов, которые здесь выложены, может показаться очень даже представительным. Но он далеко не охватывает все реальное толстожурнальное пространство русской литературы. По приблизительным подсчетам, в России и за рубежом выходит сейчас не менее двухсот периодических изданий, которые выполняют функции толстого литературного журнала. А это значит, что работа по освоению сети литературными журналами еще не закончена.

Сергей Костырко

magazines.russ.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта