Бухгалтерский учет 2 Журнал регистрации (стр. 1 из 3). Учет журналов в бухгалтерском учете
| № п/п | Наименование документа | Содержание хозяйственной операции | Сумма | Корре-спон-денция счетов | Наименование объекта учта | Вид счета | Изме-нение | Вид хоз. опера-ции |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| 1 | Договор дарения | Поступили безвозмездно основные фонды (средства) по остаточной стоимости | 15300 | Д-т 08 К-т 98 | «Вложения во внеоборотные активы» «Доходы будущих периодов» | А П | + + | III |
| 2 | Реестр платежных поручений, выписка банка из р/с | Перечислен в бюджет налог на прибыль | 1670 | Д-т 68 К-т 51 | «Расчеты по налогам и сборам» «Расчетный счет» | П А | - - | IV |
| 3 | Выписка банка из р/с | Погашена задолженность органам социального страхования и обеспечения | 980 | Д-т 69 К-т 51 | «Расчеты по соц. страх. и обесп.» «Расчетный счет» | П А | - - | IV |
| 4 | Выписка банка из р/с, приходный кассовый ордер, чек № | Перечислено в кассу с р/с для выдачи заработной платы | 3350 | Д-т сч. 50 К-т сч. 51 | «Касса» «Расчетный счет» | А А | + - | I |
| 5 | Платежные ведомости, расходный кассовый ордер | Выдана заработная плата персоналу | 3350 | Д-т 70 К-т 50 | «Расчеты с персоналом по оплате труда» «Касса» | П А | - - | IV |
| 6 | Счет №, с/ф № | Поступили материалы от поставщиков по покупным ценам. Расчет еще не произведен | 1830 | Д-т 10 К-т 60 | «Материалы» «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» | А П | + + | III |
| Счет №, счет-фактура № | Начислен НДС по приобретенным ценностям (18%) | 329 (1830 х 18%) | Д-т 19 К-т 60 | «НДС по приобретенным ценностям» «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» | А П | + + | III | |
| 8 | Лимитно-заборная карта № | Переданы материалы в цех для производства готовой продукции | 3500 | Д-т 20 К-т 10 | «Основное производство» «Материалы» | А А | + - | I |
| 9 | Наряды, расчетные ведомости | Начислена заработная плата персоналу за месяц (производственным рабочим) | 6300 | Д-т 20 К-т 70 | «Основное производство» «Расчеты с персоналом по оплате труда» | А П | + + | III |
| 10 | Лист временной нетрудоспособности | Произведены начисления на з/п в пользу органов социального страхования и обеспечения (26%) | 1638 (6300 х 26%) | Д-т 20 К-т 69 | «Основное производство» «Расчеты по соц. страх. и обесп.» | А П | + + | III |
| 11 | Ведомость выпуска готовой продукции. Расчет бухгалтерии | Поступила на склад из производства готовая продукция по фактической себестоимости | 12000 | Д-т 43 К-т 20 | «Готовая продукция» «Основное производство» | А А | + _ | I |
| 12 | Ведомость движения готовой продукции | Отгружена готовая продукция комиссионеру на реализацию | 10000 | Д-т 45 К-т 43 | «Товары отгруженные» «Готовая продукция» | А А | + - | I |
| 13 | Выписка из р/с, платежное поручение | Перечислено поставщикам за материалы с р/с | 2124 | Д-т 60 К-т 51 | «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» «Расчетный счет» | П А | - - | IV |
| 14 | Справка бухгалтерии, книга покупок | Списан НДС, уплаченный на уменьшение задолженности перед бюджетом по НДС | 329 (сумма Д-т 19) | Д-т 68 К-т 19 | «Расчеты по налогам и сборам» «НДС по приобретенным ценностям» | П А | - - | IV |
| 15 | Выписка из р/с, платежное поручение | Погашена задолженность банку по краткосрочным кредитам | 220 | Д-т 66 К-т 51 | «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» «Расчетный счет» | П А | - - | IV |
| 16 | Выписка из р/с | Поступило на р/с от дебиторов | 710 | Д-т 51 К-т 76 | «Расчетный счет» «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» | А А | + - | I |
| 17 | Выписка из р/с, расходный кассовый ордер | Зачислена на р/с выручка от реализации продукции (в т.ч. НДС) | 22420 | Д-т 51 К-т 90/1 | «Расчетный счет» «Продажи» | А П | + + | III |
| 18 | Ведомость расчета себестоимости продукции | Списаны товары отгруженные (оплаченные) по фактической себестоимости на реализацию | 11800 | Д-т 90/2 К-т 45 | «Продажи» «Товары отгруженные» | П А | - - | IV |
| 19 | Платежное поручение | Начислен НДС, полученный в сумме выручки от реализации продукции, подлежащий перечислению в бюджет | 3420 (22420 х 18 : 118) | Д-т 90/3 К-т 68 | «Продажи» «Расчеты по налогам и сборам» | П П | - + | II |
| 20 | Расчет бухгалтерии | Получена прибыль от реализации продукции | 7200 | Д-т 90/9 К-т 99 | «Продажи» «Прибыли и убытки» | П П | - + | II |
mirznanii.com
Оформление документов в бухгалтерском учете: самое важное

Без бумажки ты — никто! А с бумажкой — добросовестно и профессионально ведущий свои дела бизнесмен. Или грамотный бухгалтер, который ему помогает. Правильное оформление документов в бухгалтерском учете важно и для формирования данных бухгалтерского учета, и для определения налоговых обязательств организации. И если вы хотите обезопасить самое дорогое — не относитесь к документам снисходительно, и тщательно изучите, каким требованиям они должны отвечать. Хотя бы почитайте эту статью, для начала!
Специалистам бухгалтерских служб, представителям малого бизнеса, которые ведут учет самостоятельно, необходимо знать основные требования к порядку создания, оформления, движения и хранения документов.
Содержание статьи:
1. Понятие документа
2. Виды первичных бухгалтерских документов
3. Формы первичных учетных документов
4. Утверждение первичных учетных документов
5. Обязательные реквизиты учетных документов
6. Оформление документов в бухгалтерском учете
7. Доверенность на подпись первичных документов
8. График документооборота бухгалтерских документов
9. Журнал учета первичных документов
10. Исправление бухгалтерских документов
11. Хранение бухгалтерских документов
12. Ответственность за хранение первичных документов
Итак, идем по порядку.
1. Понятие документа
Понятие «документ» в нормативных актах по бухгалтерскому учету не раскрывается. Воспользуемся определением, установленным ГОСТом Р ИСО 15489-1-2007:
Документ: зафиксированная на материальном носителе идентифицируемая информация, созданная, полученная и сохраняемая организацией или физическим лицом в качестве доказательства при подтверждении правовых обязательств или деловой деятельности (п. 3.3 ГОСТ).
Какие документы являются первичными? Первичные документы – это документы, содержащие исходные сведения об операциях, процессах. Это документы, на основании которых делаются бухгалтерские проводки.
Первичные учетные документы — это документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни (п. 1 статьи 9 закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»).
Основное требование при их составлении — первичные документы должны быть составлены при совершении фактов хозяйственной жизни, либо сразу после их окончания (при наличии такой возможности).
Примеры первичных документов:
- приходные и расходные кассовые ордера,
- товарная накладная (по форме ТОРГ-12),
- авансовый отчет,
- бухгалтерская справка.
2. Виды первичных бухгалтерских документов
Стройной классификации, группировки бухгалтерских документов нет ни в одном нормативном акте.
Можно выделить следующие виды первичных бухгалтерских документов в зависимости от:
- места составления:
- внутренние,
- внешние,
- используемых форм документов:
- унифицированные (созданные по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм),
- неунифицированные (созданные по формам, разработанным организацией самостоятельно),
- вида носителя информации:
- бумажные,
- электронные,
- объема сведений:
- первичные,
- сводные,
- вида активов и обязательств, участков бухгалтерского учета:
- по учету основных средств,
- по учету МПЗ,
- по учету начислений и выплате заработной платы,
- по учету кассовых операций,
- другие аналогичные.
3. Формы первичных учетных документов
Оформление документов в бухгалтерском учете подразумевает использование как самостоятельно разработанных, так и унифицированных форм. С 2013 года применение большинства унифицированных форм не является обязательным.
Все формы первичных документов утверждает руководитель организации. В настоящее время обязательны к применению следующие виды унифицированных форм:
- по учету кассовых операций (Постановление Госкомстата от 18.08.1998 № 88, Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У),
- по учету труда и его оплаты (Постановление Госкомстата от 05.01.2004 № 1),
- по учету услуг по перевозке грузов (Постановление Правительства от 15.04.2011 № 272, Уставы различных видов транспорта).
Также стандартную форму имеет платежное поручение, все его поля мы подробно разбирали здесь.
При оформлении унифицированных форм заполняются все предусмотренные строки (графы). В случае отсутствие каких-либо показателей в них ставится прочерк.
Пример 1.
Поставщик поставил материалы, предоставил ТОРГ-12 и счет-фактуру, последние строки которых заполнены как «услуги по доставке», других документов нет.
Возможные последствия — непринятие вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль, признание сделки фиктивной (мнимой), так как реальность сделки (факт доставки материалов, а возможно и само приобретение материалов) не подтверждены. Необходимо оформление транспортной накладной.
Унифицированные формы, не обязательные к применению, по-прежнему используются в организациях. Исходя из внутренних потребностей компании, такие формы можно доработать, сделать их более удобными, подходящими для отражения конкретных хозяйственных фактов.
Например, можно убрать реквизит «место печати», отказать от использования пометки «лицевая/оборотная сторона».
4. Утверждение первичных учетных документов
Организация обязана утвердить используемые формы первичных учетных документов, в своей учетной политике (пункт 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). При этом необходимо помнить, что просто ссылки на один из альбомов унифицированных форм документов не достаточно.
В учетной политике (в приложении к учетной политике) должны быть перечислены конкретные документы из альбомов унифицированных форм, которые компания будет применять, а также перечень лиц, имеющих право подписывать первичные документы (информация Минфина РФ № ПЗ-10/2012).
Пример оформления приложения к учетной политике можно посмотреть в нашей статье «Создание учетной политики в организации: бухгалтерский аспект». Образцы самостоятельно разработанных форм прилагаются к учетной политике с пояснениями по их заполнению.
Утвердить формы можно и другим локальным нормативным актом. Например, Приказом об утверждении первичных документов. Ссылка на такой приказ должна содержаться в учетной политике.
5. Обязательные реквизиты учетных документов
Требования к обязательным реквизитам первичных учетных документов установлены Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Таких реквизитов всего 7:
- наименование документа,
- дата составления документа,
- наименование экономического субъекта, составившего документ,
- содержание факта хозяйственной жизни,
- величина натурального и (или) денежного измерения с указанием единиц измерения,
- наименование должностей ответственных за сделку лиц,
- подписи ответственных лиц с расшифровкой подписи.
Некоторые документы, не являющиеся первичными учетными документами, могут использоваться в качестве таковых.
При отражении в расходах арендной платы, такими документами служат договора и акты по аренде. В соответствии со статьями 611 и 622 ГК РФ в таком случае обязательно оформление двухсторонних актов приема-передачи объектов учета.
Пример 4.
Компания арендует офисное помещение. Документами, на основании которых будет начисляется ежемесячная арендная плата, служат договор аренды и акт приема-передачи арендованного имущества.
В соответствии со статьей 753 ГК РФ в качестве первичных документов могут использоваться односторонние акты.
6. Оформление документов в бухгалтерском учете
Рассмотрим частные случаи, часто встречающиеся при оформлении документов.
Отказ от печатей
Назначение печати — удостоверение подписи ответственного лица.
С 07.04.2015 организации не обязаны иметь печать. Сведения о печати должны быть указаны в Уставе компании (Федеральный закон № 82-ФЗ от 06.04.2015).
Печать нужна только в установленных федеральным законодательством случаях.
Ее должны содержать, например, следующие документы:
- Доверенность на представление интересов юридического лица в суде (статья 53 ГПК РФ, статья 61 АПК РФ),
- документы, представляемые в таможенные органы (311-ФЗ от 27.11.2010),
- акт о несчастном случае на производстве (статья 230 ТК РФ),
- двойное складское свидетельство (статья 913 ГК РФ).
Печать не является обязательным реквизитом, но ее наличие может быть предусмотрено формой первичного документа, утвержденной руководителем организации (Письмо Минфина РФ от 06.08.2015 № 03-01-10/45390).
Документы на иностранных языках
К учету принимаются только документы на русском языке (п.9 Приказа Минфина РФ № 34н).
Должен быть перевод на русский язык, причем перевод построчный. Заверять перевод не требуется (Письмо Минфина РФ от 20.04.2012 № 03-03-06/1/202). Случаи, когда требуется нотариальный перевод, оговорены Гаагской конвенцией 1961 года.
Нерублевые измерители в первичных документах
Стоимостные данные в бухгалтерских документах допустимо отражать в рублях, валюте, условных единицах.
Для сравнения — в налоговом учете требование заполнять счета-фактуры при расчетах в рублях только в рублях установлено Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137 (п.1 Порядка заполнения счетов-фактур).
Электронные первичные документы
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» позволяет оформлять первичные документы как в бумажном, так и в электронном виде.
Электронный документ должен содержать все обязательные реквизиты учетных документов и электронную подпись (ЭП).
Электронная подпись бывает трех видов — простая, усиленная неквалифицированная, усиленная квалифицированная. Минфин РФ считает возможным использование любой электронной подписи (Письмо Минфина РФ от 12.09.2016 № 03-03-06/2/53176).
7. Доверенность на подпись первичных документов
Сотрудник организации имеет право подписи, когда оформлен один из документов:
- приказ о праве подписи,
- доверенность на подпись первичных документов (статьи 185 – 189 ГК РФ).
В отличие от приказа о праве подписи, доверенность на подпись первичных документов может быть выдана и гражданину, не являющемуся сотрудником организации.
Для подписи по соглашению сторон может использоваться факсимиле (статья 160 ГК РФ, определение ВАС РФ от 17.12.2009 № ВАС-16259/09).
8. График документооборота бухгалтерских документов
График документооборота — это описание в виде схемы или таблицы процедуры создания, движения, обработки и хранения документов. График может утверждаться как приложение к учетной политике, так и в виде локального нормативного акта. В последнем случае в учетной политике должна быть ссылка на такой акт.
В графике документооборота обязательно должны быть указаны:
- сроки оформления, передачи, обработки и хранения документов,
- должности лиц, которые ответственны за операции, указанные в графике документооборота (п. п. 5.4, 5.6 Приказа Минфина от 29.07.1983 № 105).
(Пример оформления графика документооборота также можно посмотреть в нашей статье про учетную политику.
9. Журнал учета первичных документов
Ведение журнала учета первичных документов — это скорее правило рационального документооборота, а не бухгалтерского учета.
Для регистрации входящих/исходящих документов такой журнал учета первичных документов необходим. Советуем вести такой журнал и в том случае, когда бухгалтерский учет ведется без использования бухгалтерской программы.
При использовании, например, программы 1С, журнал учета документов можно сформировать и распечатать в любой момент. Так журнал учета документов поставщиков будет сформирован как «Реестр документов «Поступление (акт, накладная)», журнал учета кассовых документов как «Реестр кассовых документов».
В бухгалтерском учете, в отличии от налогового, возможно отражение факта хозяйственной жизни при отсутствии первичных документов, при условии, что они поступят позже.
В таком случае факт хозяйственной жизни отражается в учете в оценочном значении. При поступлении документа ранее сделанная проводка не сторнируется, а лишь корректируется на дату поступления документа.
Такой подход подтвержден в следующих документах:
- ПБУ 21/2008
- Приказ Минфина от 28.12.2001 № 119н «Методические указания по учету МПЗ» (подраздел 5 раздела 1)
- Решение ВС РФ от 08.07.2016 № АКПИ16-443.
Исключение из такого порядка — документы по посредническим сделкам. Посредник должен передать все документы по сделке. Если отчет по сделке оформлен с ошибками, либо неточностями, возражение доверитель может предъявить лишь в течение 30 дней со дня получения отчета (статьи 999, 1008 ГК РФ).
10. Исправление бухгалтерских документов
Оформление документов в бухгалтерском учете сопровождается иногда ошибками и неточностями. В таком случае потребуются исправления.
Исправления запрещены только в кассовых и банковских документах (например, бумажных платежных поручениях). Во все остальные документы можно вносить изменения.
Исправление бухгалтерских документов проводится следующим образом:
- зачеркивается неверная запись одной чертой так, чтобы можно было прочитать перечеркнутое,
- рядом указывается верное значение,
- проставляется запись «Исправлено»,
- ставится дата исправления и подпись лица, составившего документ с расшифровкой его подписи.
Такие правила установлены Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ (п.7 статьи 9) и Приказом Минфина от 29.07.1983 № 105.
Печать ставить не нужно. Исключение — исправления на листке нетрудоспособности, которые заверяются печатью.
Вносить исправление должен сотрудник, составивший документ. Если это не возможно, например, человек уволился, тогда исправление производит вновь принятый на должность сотрудник, либо его непосредственный руководитель.
11. Как хранить и уничтожить бухгалтерские документы
Порядок хранения документа определен Приказом Минкультуры от 25.08.2010 № 558. Общий срок хранения документов в соответствии по статье 29 Федерального закона «О бухгалтерском учете» — 5 лет. Ответственным за организацию хранения документов является руководитель.
Для многих документов установлены повышенные сроки хранения:
| № п/п | Документы | Срок хранения |
| 1 | По приобретению движимого имущества | В течение не менее 10 лет после выбытия имущества |
| 2 | По сделкам с недвижимостью | Бессрочно |
| 3 | Командировочные удостоверения при командировках на Крайний Север, ведомости выплаты дивидендов | 75 лет |
Бухгалтерские документы можно уничтожить, если истек их срок хранения (п. п. 2.3, 4.11 Приказа Минкультуры России от 31.03.2015 № 526 ). Решение об уничтожение принимает экспертная комиссия, которая может создавать ежегодно, а может действовать на постоянной основе.
На основании экспертизы документов сначала составляются предложения о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, а затем непосредственно акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению. В акт включаются документы, срок хранения которых истек к 1 января года, в котором составляется акт.
Акт должен быть утвержден руководителем.
Уничтожить документы можно:
- самостоятельно. При этом необходимо составить акт об уничтожении документов. В таком акте должно быть указано, какие именно документы, в каком количестве и каким способом были уничтожены,
- путем передачи на уничтожение в специализированную организацию. При этом составляется накладная, в которой указывается количество переданных документов и их вес (п. 2.4.7 Правил Росархива, одобренных решением Коллегии Росархива от 06.02.2002). В этом случае акт об уничтожении документов оформляет специализированная организация.
12. Ответственность за хранение первичных документов
Штрафные санкции по работе с первичными документами установлены статьей 15.11 КоАП РФ.
Санкции предусмотрены за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Одним из грубых нарушений ведения бухгалтерского учета является:
«отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов».
Суммы штрафов:
- на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей,
- за повторное совершение — на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
При этом необходимо учесть тот факт, что при проверке под отсутствием первичных документов будет пониматься и тот случай, когда документы есть, их достаточное количество, но они оформлены по формам, которые не утверждены.
Налоговая ответственность за не обеспечение сохранности первичных документов установлены и НК РФ (статья 120):
- В течение одного отчетного периода — до 10 тыс.руб.,
- В течение более одного налогового периода — до 30 тыс.руб.,
- При занижении налоговой базы — 200 % от величины неуплаченного налога (взноса), но не менее 40 тыс. руб.
Если у вас еще остались вопросы по оформлению первичных документов в бухгалтерском учете, задайте их в комментариях ниже.
azbuha.ru
ЖУРНАЛ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ | Бухгалтерский словарь
ЖУРНАЛ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ - ежемесячный журнал органа Наркомфина СССР, а впоследствии Министерства финансов РФ, впервые вышел 2 декабря 1937 г. В первых номерах журнала печатались статьи по следующим проблемам: разработка вопросов теории и практики бухгалтерского учета и отчетности всех отраслей народного хозяйства, вопросов анализа баланса и отчетов, подготовки и переподготовки бухгалтерских кадров в целях дальнейшего улучшения, рационализации, упрощения и сокращения отчетно-аналитической работы: организация обмена опытом и показ достижений ударников учета, внедрение в практику наиболее совершенных форм и систем бухгалтерского учета и отчетности. Журнал состоял из следующих разделов: "Теория и практика бухгалтерского учета, отчетности и анализа отчетов и меры к их улучшению", "Организация счетных аппаратов, рационализация техники учета и его машинизации". "Бухгалтерская ревизия и экспертиза", "Обмен опытом", "Консультация", "Информация и разъяснения по вопросам бухгалтерского учета, отчетности и анализа", "Критика и библиография". Журнал был ориентирован на квалифицированных работников бухгалтерии. С журналом на протяжении всей его истории активно сотрудничали известные ученые и практики М.И.Баканов, С.Б.Барнгольц, Н.Р.Вейцман, Я.М.Гальперин, Е.И.Глейх, М.Ф.Дьячков, М.Х.Жебрак, Н.А.Кипарисов, А.Ш.Маргулис, Т.Г.Митюшкин, В.И.Стойкий, С.К.Татур, К.А.Федосеев, И.А.Шоломович, П.С.Безруких, И.А.Белобжецкий, Н.Т.Белуха, А.А.Долонов, В.Б.Ивашкевич, В.И.Исаков, В.Г.Макаров, А.С.Наринский, П.П.Новиченко, В.Ф.Палий, И.И.Поклад, Г.М.Таций, Я.В.Соколов, Л.Е.Сибиряков, А.В.Власов, В.И.Исаков, О.М.Островский, В.И. Подольский, В.С.Рожнов. В последнее время наступил период активного расширения и смены тематики журнала. На страницах журнала обсуждаются и рассматриваются новые учетные понятия и теоретические проблемы, посвященные Закону о бухгалтерском учете, плану счетов и их классификации, формированию и реализации учетной политики, составу затрат на производство, балансовому обобщению как методу бухгалтерского учета; методам денежной оценки статей баланса; оценке оборотных активов; оценке дебиторской и кредиторской задолженности; принципам бухгалтерского учета; значимости как категории бухгалтерского учета; оценке основных средств; моделированию в бухгалтерском учете; методам амортизации основных средств. В стране утверждена система нормативного регулирования бухгалтерского учета, состоящая из четырех уровней: действует Закон о бухгалтерском учете; приняты новый план счетов и Положение о бухгалтерском учете и отчетности, где сформулированы единые методологические основы и принципы ведения бухгалтерского учета; формируется учетная политика предприятий. Большое внимание уделяется темам аудита, реформирования государственного финансового контроля, подготовки бухгалтеров и аудиторов. В помощь бухгалтерам и аудиторам выпускаются книги, издаваемые в серии "Библиотека журнала "Бухгалтерский учет". С 1996 г. выходит в свет журнал "Бухгалтерия и банки", который освещает проблемы работы банков.
Смотрите также:
www.provodka.wiki
Бухгалтерский учет | Журнал «Главная книга»

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 2 декабря 2016 г.
Содержание журнала № 24 за 2016 г.
Полные тексты упомянутых в журнале Положений по бухгалтерскому учету вы найдете:
раздел «Законодательство» системы КонсультантПлюс
№ 180. В бухгалтерской учетной политике закрепите одинаковый порядок учета транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) как по товарам, так и по материалам.
Это позволит вам избежать пересчетов, если придется использовать в качестве материалов МПЗ, ранее учтенные как товары.
А если вы выберете вариант учета, предполагающий включение ТЗР в стоимость МПЗ, то еще и сблизите бухгалтерский учет с налоговымпп. 6, 13 ПБУ 5/01; п. 2 ст. 254, ст. 320 НК РФ.
№ 181. При определении размера амортизационных отчислений в бухучете совсем не обязательно руководствоваться Классификацией ОС. Можно ориентироваться на реальный срок предполагаемого использования ОС.
А по лизинговому имуществу вполне можно использовать СПИ, равный сроку действия договора лизинга. Главное — закрепить такой способ установления этого срока в учетной политике.
Претензий по налогу на имущество быть также не должноп. 20 ПБУ 6/01; Определение ВС от 25.09.2014 № 305-КГ14-1477; п. 1 ст. 375 НК РФ.
№ 182. Отражайте премию от поставщика как самостоятельный прочий доход, утвердив этот способ в учетной политике. Это позволит вам избежать разниц между налоговым и бухгалтерским учетом. Ведь в налоговом учете премия поставщика — всегда внереализационный доходп. 8 ст. 250 НК РФ; Письмо Минфина от 27.09.2012 № 03-03-06/1/506. А в бухучете есть и другой способ учета премии — уменьшение на ее сумму стоимости приобретения товаров.
№ 183. Если в бухгалтерской учетной политике вы установили запрет переоценки основных средств, его нужно соблюдать. Иначе (к примеру, в случае неправомерной уценки ОС) вам могут доначислить налог на имуществоПостановление АС МО от 07.09.2016 № Ф05-12620/2016.
№ 184. В бухгалтерском учете определяйте выручку с учетом всех предусмотренных договором скидок и накидок. Если цена изменилась после отгрузки, но в том же году, нужно скорректировать выручку на счете 90 «Продажи» на сумму разницы.
№ 185. Если вы не имеете права на ведение бухучета упрощенными способами, создавайте в бухучете резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам. Иначе вы допустите ошибку и ваша отчетность может быть признана недостоверной. А это может грозить штрафомп. 20 Информации Минфина от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016; п. 1 ст. 120 НК РФ.
В налоговом же учете организациям предоставлена свобода выбора: создавать отпускной резерв или нетст. 313, п. 1 ст. 324.1 НК РФ.
№ 186. Затраты на ремонт ОС признавайте в текущих расходах. Никакого отношения к следующим отчетным периодам такие затраты не имеют. И даже существенный размер таких расходов не повод отражать их на счете 97 «Расходы будущих периодов».
№ 187. Внесение вклада в имущество АО для покрытия его убытков учитывайте как прочий расход. То есть отражайте по дебету счета 91-2 и кредиту счета учета передаваемого имущества — 51, 01, 10 и др. Оснований для учета финвложений в таком случае нет. Ведь говорить о том, что такое вложение гарантированно принесет вам доход в будущем, не приходится.
№ 188. Выбирая аудиторскую компанию, поинтересуйтесь, какие именно услуги она оказывает и какие подходы будет использовать в работе. Кто-то в своих суждениях ориентируется на МСФО, а кто-то строго следует букве ПБУ. Желательно, чтобы в компании было не менее 10—15 штатных сотрудников, имеющих аудиторские аттестаты. Об уровне фирмы также говорит то, выступают ли ее сотрудники на конференциях, публикуются ли они в профильных изданиях.
№ 189. При расчете суммы резерва на оплату отпусков нужно определить все расходы, связанные с отпуском работникап. 15 ПБУ 8/2010. А поскольку отпускные облагаются страховыми взносами, их суммы также надо включить в такое оценочное обязательство (резерв).
№ 190. Сумму компенсации за неиспользованный отпуск в бухучете смело списывайте за счет отпускного резервап. 8 ПБУ 8/2010; Письмо Минфина от 29.01.2014 № 07-04-18/01. Но помните, что в налоговом учете так делать нельзя. Компенсация не списывается за счет резерва, а сразу учитывается в налоговых расходах. А значит, придется отразить разницы по ПБУ 18/02.
№ 191. Порядок прекращения и возобновления начисления амортизации в случае, когда работы по модернизации ОС ведутся более 12 месяцев, закрепите в учетной политике, так как в ПБУ 6/01 этот вопрос не урегулирован. Порядок может быть следующий (вытекающий из общих норм ПБУ 6/01)пп. 21, 22 ПБУ 6/01:
- прекращение начисления амортизации — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем начала работ по модернизации;
- возобновление — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем окончания модернизации.
№ 192. Если в бухучете вы отражаете продажу иностранной валюты развернуто, то при заполнении отчета о финансовых результатах сверните эти доходы и расходыПисьмо Минфина от 24.01.2011 № 07-02-18/01. Если в отчетности вы отразите (так же как и в учете) в прочих доходах полученные рубли, а в прочих расходах — проданную валюту (в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ), то у налоговиков могут возникнуть лишние вопросы при сопоставлении показателей бухотчетности и декларации по прибыли. Да и пользователи бухгалтерской отчетности будут введены в заблуждение относительно объемов реализации.
№ 193. Главбух может не подписывать бухотчетность, если этого не требуют внутренние правила организации. Ведь по Закону о бухучете подписи руководителя организации на бухгалтерской отчетности (на ее бумажном варианте) достаточноИнформационное сообщение Минфина от 19.05.2015.
№ 194. Если вам нужно разукомплектовать ранее оприходованный товар, то порядок распределения фактической себестоимости исходного товара между новыми товарными позициями вы должны установить самостоятельно. Допустим, комплект состоит из разных вещей, тогда его фактическую себестоимость можно распределить, например, пропорционально продажной стоимости каждой вещи. И не забудьте прописать установленный порядок в бухгалтерской учетной политике.
№ 195. Резерв по оценочным обязательствам создается в сумме расходов, необходимых для исполнения этих обязательств. Конкретный порядок определения размера отчислений в резерв в ПБУ 8/2010 не определен. Поэтому оценить сумму возможных затрат вам нужно самостоятельно на основе имеющихся фактов или опыта аналогичных операций, а иногда — с помощью независимых экспертов. Обязательно составьте документ и зафиксируйте проведенную оценку затрат.
№ 196. Если в учредительных документах имущество, передаваемое в ваш уставный капитал, оценено без учета НДС, сумму налога, которую восстановил участник, учитывайте как добавочный капитал на счете 83. Ведь в таком случае сумма НДС передается сверх того, что идет в оплату доли в УК.
№ 197. Если вы имеете право на упрощенные способы бухучета, то можете составлять бухотчетность по упрощенным формам. То есть готовить только баланс и отчет о финансовых результатах. Однако если выяснится, что вы не имели такого права, инспекция сможет оштрафовать организацию на 200 руб. за каждую не представленную в срок форму бухгалтерской отчетности (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и пояснения)ст. 126 НК РФ; Письмо ФНС от 21.11.2012 № АС-4-2/19575@.
Кроме того, на руководителя или главного бухгалтера может быть наложен административный штраф на сумму от 300 до 500 руб.ст. 15.6 КоАП РФ
№ 198. Бухотчетность в налоговые органы по-прежнему можно сдавать на бумаге. Обязанности представлять ее в электронном виде нетПисьма ФНС от 07.12.2015 № СД-4-3/21316; Минфина от 11.06.2015 № 03-02-08/34055. Причем необязательно бланки бумажной отчетности должны быть машиноориентированными (со штрихкодами).
№ 199. Если вы обнаружили существенные ошибки в годовой бухотчетности, сданной в ИФНС и орган статистики, их можно исправить. Но только если эта бухотчетность еще не утверждена собственниками (к примеру, собранием акционеров).
В электронной форме не забудьте проставить номер корректировки, а на бумажном варианте отчетной формы, в верхней части первой страницы, укажите слово «Пересмотренная»пп. 6, 7, 8 ПБУ 22/2010; Приказ ФНС от 31.12.2015 № АС-7-6/711@.
Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Бухгалтерский учет / бухгалтерская отчетность»:
2018 г.
- Счет 84: прибыль может уживаться с убытком, № 5
- Готовимся сдавать бухотчетность за 2017 год, № 4
2017 г.
- Упрощаем применение ПБУ 18/02, № 19
- ПБУ об учетной политике обновили, № 17
- ПБУ 1/2008 для применяющих МСФО, № 17
- Бухотчетность с недостатками: как быть, № 9
- Важные изменения для бухгалтеров застройщиков жилья, № 6
- События после отчетной даты. Не пропустите!, № 5
- Расходы на проведение собрания участников общества, № 5
- Бухотчетность организации, созданной в IV квартале 2016 года, № 4
- Штрафы за непредставление аудиторского заключения, № 4
- Упрощенная бухотчетность малых предприятий, № 4
- Как погасить бухгалтерский убыток 2016 года, № 4
- Обязательный аудит отчетности за 2016 год, № 3
- Учетная политика: проверка на актуальность, № 1
2016 г.
- Бухгалтерский учет, № 24
- Оптимизация бухучета активов и операций, № 23
- Упрощение бухучета, № 23
- Для малых предприятий бухучет сделали еще проще, № 13
- За отсутствие аудиторского заключения — новый штраф?, № 9
- Бухгалтерские ошибки подорожали, № 8
- Бухотчетность-2015: что рекомендует Минфин, № 5
- Российский учет аренды изменится вслед за международным, № 4
- Ответы на вопросы по бухотчетности за 2015 год, № 3
- Исправляем бухотчетность, разбираемся с ПБУ 18/02, № 3
- У аудиторов появился свой профстандарт, № 2
2015 г.
- Первоначальная стоимость предмета лизинга в бухучете лизингополучателя, № 19
- Сдали упрощенную бухгалтерскую отчетность, не являясь СМП, № 11
- Реорганизация в форме преобразования: несколько вопросов по бухучету, № 10
- Международный учет: инвестиционное имущество, № 8
- Секретов от аудитора у вас быть не должно, № 7
- Цель бухучета — достоверная картинка бизнеса, № 5
- Проверка бухотчетности за 2014 год, № 5
- Международный учет основных средств, № 3
2014 г.
- Инвентаризация: вспомнить все, № 23
- Ставим активы на баланс, переоцениваем, списываем: полезные советы по бухучету, № 23
- Оценочные обязательства: все, что вы хотели знать, № 18
- Экспресс-анализ доходности бизнеса, № 12
- Как «потратить» чистую прибыль правильно, № 11
- Дисконтирование при отсрочках платежей, № 10
- РСБУ vs МСФО: консолидация, № 9
- Сколько стоит доброе имя, № 8
- Бухучет после реорганизации: на стыке двух эпох, № 7
- РСБУ vs МСФО: отличия. Часть II, № 6
- Дисконтирование оценочных обязательств и долговых финвложений, № 6
- РСБУ vs МСФО: знакомимся с отличиями. Часть I, № 5
- Знакомимся с дисконтированием, № 5
- Вопросы по бухотчетности: итоги интернет-конференции, № 5
- Как положено друзьям... все мы делим пополам!, № 4
- Нужно ли в бухучете создать резерв под сомнительные авансы, № 4
- Особые приметы отчета о движении денежных средств, № 2
- Меняем учетную политику на 2014 год, № 1
2013 г.
- Резерв сомнительных долгов в бухучете: надо ли восстанавливать в конце года?, № 23
- Молчат бухгалтерские стандарты? Помогут рекомендации, № 17
- Как восстановить потерянную аналитику по дооценке основных средств, № 16
- По следам годовой бухотчетности, № 15
- По российским стандартам уже сейчас можно составить близкую к МСФО отчетность, № 14
- Спецзаказ для микропредприятий — бухучет без двойной записи, № 7
- Без двойной записи, но по начислению: разрабатываем регистры, № 7
- Отчетность с убытком: надо ли что-то с этим делать и как, № 5
- Сдаем бухотчетность за 2012 год, № 3
- Счет 84 в руках бухгалтера, № 3
- Минфиновские рекомендации по бухотчетности, № 3
- Упрощенцы и бухучет: год 2013-й, № 1
2012 г.
- Новый Закон о бухучете вступает в свои права, № 24
- Особенности учетной политики на 2013 год, № 23
- ПБУ 18/02: что, как, когда, № 23
- Бухотчетность для малых предприятий стала проще, № 21
- Изучаем грядущие изменения в бухучете, № 21
- Готовьтесь к новому учету аренды!, № 13
- Отчетность с «сурдопереводом», № 8
- Как отразить в бухучете сертификацию товара, № 7
- Фокус для упрощенцев: баланс без проводок, № 6
- Как определить существенность ошибки в бухгалтерской отчетности, № 6
- Нормативно-правовые акты по бухучету: что главнее, как их применять, № 5
- Подсказка к годовой бухотчетности за 2011 год, № 5
- Малый бизнес с большими «бухгалтерскими» льготами, № 5
- Учет «на стороне»: мифы и реальность, № 4
- Что новый Закон о бухучете нам готовит, № 2
2011 г.
- Валютные активы и обязательства: трудности перевода, № 21
- Что и как учитывать в составе ОС в бухучете, № 20
- Наводим порядок в чистых активах, № 19
- Пени по налогам: на каком счете учитывать и как отражать в отчетности, № 18
- Обязательные «отпускные» обязательства, № 18
- Есть ли в бухучете исключения из правил, № 17
- МСФО — для кого?, № 13
- Расходы будущих периодов: быть или не быть, № 11
- Перезагрузка бухучета основных средств, № 7
- Прощание с расходами будущих периодов и другие новшества в бухучете и отчетности, № 7
- Изменения в бухучете резервов и оценочные обязательства, № 7
- На что обратить внимание при составлении бухотчетности за 2010 год, № 5
- Бухотчетность глазами директора, № 4
- Особенности национального аудита, № 2
- Упрощенный бухучет для малых предприятий, № 2
glavkniga.ru
Форма бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет с нуля
Форма бухгалтерского учета
Представленная выше система ведения бухгалтерских записей с использованием двух бухгалтерских книг – журнала проводок и Главной книги – напоминает так называемую староитальянскую форму бухгалтерского учета, которую описал более пяти веков назад итальянский монах и математик Лука Пачоли (Luca Pacioli, 1445–1517) в первой печатной книге по бухгалтерскому делу.
Строго говоря, староитальянская форма бухгалтерского учета предусматривала ведение еще одной бухгалтерской книги – так называемый мемориал. Мемориал – это бухгалтерская книга, в которой можно было делать записи о произошедших хозяйственных событиях в свободной форме. А уже на основании этих свободных записей бухгалтер записывал проводки в журнале проводок. В системе ведения бухгалтерских записей, которая рассмотрена выше, мемориал заменили документы, собираемые бухгалтерами.
По староитальянской форме удобно вести бухгалтерский учет, когда бухгалтер в организации один. Но если бизнес усложняется, а бухгалтеров становится больше, то по системе с двумя книгами уже ничего не получится. Не будут же бухгалтеры вносить записи в эти две книгах по очереди! Нужно придумать, как разделить журнал проводок на несколько журналов, какие вспомогательные бухгалтерские книги при этом завести, как собирать сводную информацию для Главной книги.
За несколько столетий развития бухгалтерии было придумано много бумажных форм ведения бухгалтерского учета, которые по-разному решали эту задачу. Последним достижением отечественной бухгалтерской мысли стала так называемая журнально-ордерная форма бухгалтерского учета.
Современная компьютерная форма бухгалтерского учета
На рабочих столах бухгалтеров появились компьютеры, и все сложные бумажные формы, используемые для ведения бухгалтерского учета, стали ненужными. Компьютеры позволяют любому количеству бухгалтеров работать с общим журналом проводок, практически не мешая друг другу.

Так что круг развития бухгалтерской мысли замкнулся. Благодаря компьютерам бухгалтерский мир вернулся к своим истокам – к староитальянской форме бухгалтерского учета.
С помощью этой программы бухгалтер заполняет документы, записывает проводки и формирует бухгалтерские отчеты. Документы, проводки и отчеты бухгалтер может просматривать на экране компьютера, а также распечатывать в бумажном виде.
Если бухгалтеров в организации несколько, то компьютер устанавливается на каждое рабочее место. Компьютеры соединяются между собой проводами, образуя так называемую компьютерную сеть.
Компьютерная сеть – это удобно. Она позволяет всем бухгалтерам одновременно работать с одной и той же информацией – с одними и теми же документами и проводками, почти не мешая друг другу. Если один бухгалтер запишет новую проводку, то ее сразу же могут увидеть все остальные бухгалтеры.
Запись проводок по-прежнему остается основной текущей работой бухгалтера. Но теперь проводки записываются не с помощью шариковой авторучки в бумажный журнал, а с помощью компьютера в электронный журнал хозяйственных операций.
Электронный журнал хозяйственных операций – это компьютерное хранилище хозяйственных операций. А хозяйственной операцией, как уже упоминалось, называется совокупность проводок, соответствующих одному хозяйственному событию.
В бумажной бухгалтерии работать с хозяйственной операцией как таковой было неудобно. Основная работа велась с отдельными проводками.
Но с появлением на рабочем месте бухгалтера компьютера ситуация изменилась.
Электронный журнал хозяйственных операций удобнее своего аналога – бумажного журнала проводок. Бухгалтеры, работающие в компьютерной сети, могут открыть электронный журнал хозяйственных операций одновременно на нескольких компьютерах.
Текущая работа бухгалтера теперь и начинается, и заканчивается записью хозяйственных операций. Специально делать какие-либо записи в Главную книгу больше не нужно – это дело компьютера.
Теперь не надо сверять остатки по счетам Главной книги – это делает компьютер. А он не ошибается. Сумма дебетовых остатков у компьютера всегда совпадает с суммой кредитовых остатков.
Отчеты в компьютерной бухгалтерии
Бухгалтерская программа позволяет автоматически формировать официальные бухгалтерские отчеты, основными из которых, как уже упоминалось, являются бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.
Компьютерная форма бухгалтерского учета позволяет активнее пользоваться внутренними отчетами, которые предназначены для собственных нужд бухгалтерии.
Понятие отчет в компьютерной бухгалтерии стало гораздо шире, чем оно было в бумажной бухгалтерии. Одновременно в компьютерной бухгалтерии не употребляется понятие учетный регистр. Взаимосвязь здесь прямая: в одном месте прибыло за счет того, что в другом месте убыло.
В бумажной бухгалтерии к учетным регистрам относились средства регистрации и группировки информации о событиях хозяйственной жизни организации. Учетные регистры имели вид бухгалтерских книг или картонных карточек.
В компьютерной бухгалтерии понятие учетный регистр вышло из употребления, поскольку в ней нет регистрации, которая делалась в бумажной бухгалтерии. В компьютерной бухгалтерии любая информация вводится пользователем только один раз, а все вторичные действия выполняет компьютер.
К внутренним отчетам в компьютерной бухгалтерии отнесено многое из того, что в бумажной бухгалтерии относилось к учетным регистрам. Это, в частности, касается оборотной ведомости, о которой шла речь выше. Теперь оборотная ведомость – это внутренний отчет.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
econ.wikireading.ru
ЖУРНАЛ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
ежемесячный журнал органа Наркомфина СССР, а впоследствии Министерства финансов РФ, впервые вышел 2 декабря 1937 г. В первых номерах журнала печатались статьи по следующим проблемам: разработка вопросов теории и практики бухгалтерского учета и отчетности всех отраслей народного хозяйства, вопросов анализа баланса и отчетов, подготовки и переподготовки бухгалтерских кадров в целях дальнейшего улучшения, рационализации, упрощения и сокращения отчетно-аналитической работы: организация обмена опытом и показ достижений ударников учета, внедрение в практику наиболее совершенных форм и систем бухгалтерского учета и отчетности. Журнал состоял из следующих разделов: "Теория и практика бухгалтерского учета, отчетности и анализа отчетов и меры к их улучшению", "Организация счетных аппаратов, рационализация техники учета и его машинизации". "Бухгалтерская ревизия и экспертиза", "Обмен опытом", "Консультация", "Информация и разъяснения по вопросам бухгалтерского учета, отчетности и анализа", "Критика и библиография". Журнал был ориентирован на квалифицированных работников бухгалтерии. С журналом на протяжении всей его истории активно сотрудничали известные ученые и практики М.И.Баканов, С.Б.Барнгольц, Н.Р.Вейцман, Я.М.Гальперин, Е.И.Глейх, М.Ф.Дьячков, М.Х.Жебрак, Н.А.Кипарисов, А.Ш.Маргулис, Т.Г.Митюшкин, В.И.Стойкий, С.К.Татур, К.А.Федосеев, И.А.Шоломович, П.С.Безруких, И.А.Белобжецкий, Н.Т.Белуха, А.А.Долонов, В.Б.Ивашкевич, В.И.Исаков, В.Г.Макаров, А.С.Наринский, П.П.Новиченко, В.Ф.Палий, И.И.Поклад, Г.М.Таций, Я.В.Соколов, Л.Е.Сибиряков, А.В.Власов, В.И.Исаков, О.М.Островский, В.И. Подольский, В.С.Рожнов. В последнее время наступил период активного расширения и смены тематики журнала. На страницах журнала обсуждаются и рассматриваются новые учетные понятия и теоретические проблемы, посвященные Закону о бухгалтерском учете, плану счетов и их классификации, формированию и реализации учетной политики, составу затрат на производство, балансовому обобщению как методу бухгалтерского учета; методам денежной оценки статей баланса; оценке оборотных активов; оценке дебиторской и кредиторской задолженности; принципам бухгалтерского учета; значимости как категории бухгалтерского учета; оценке основных средств; моделированию в бухгалтерском учете; методам амортизации основных средств. В стране утверждена система нормативного регулирования бухгалтерского учета, состоящая из четырех уровней: действует Закон о бухгалтерском учете; приняты новый план счетов и Положение о бухгалтерском учете и отчетности, где сформулированы единые методологические основы и принципы ведения бухгалтерского учета; формируется учетная политика предприятий. Большое внимание уделяется темам аудита, реформирования государственного финансового контроля, подготовки бухгалтеров и аудиторов. В помощь бухгалтерам и аудиторам выпускаются книги, издаваемые в серии "Библиотека журнала "Бухгалтерский учет". С 1996 г. выходит в свет журнал "Бухгалтерия и банки", который освещает проблемы работы банков. Поделитесь на страничкеslovar.wikireading.ru










