Урок литературного чтения по теме "Детские журналы. Вопросы из детских журналов". 2-й класс. Урок детские журналы
Урок литературного чтения по теме "Детские журналы. Вопросы из детских журналов". 2-й класс
Разделы: Начальная школа
Цели:
- Познакомить обучающихся с детскими журналами.
- Способствовать формированию осознанного чтения целыми словами.
- Развивать творческие способности детей.
Ход урока
– Для детей в нашей стране печатается много журналов. Сегодня на уроке мы познакомимся с детскими журналами и попытаемся составить свой детский журнал.
– Как вы понимаете слово ЖУРНАЛ?
– Давайте прочитаем в словаре Сергея Ивановича Ожегова значение этого слова.
Журнал – это периодическое издание в виде книжки, содержащее статьи и художественные произведения разных авторов.
– Слово журнал пришло к нам из французского языка, в переводе означает дневник, газета.
– Как вы понимаете периодическое издание?
(Периодическое издание – это значит, что журналы выходят периодически, например, 1 раз в неделю, 1 раз в месяц, 1 раз в квартал (квартал – это 3 месяца)).
– Первый детский журнал вышел во Франции, около 340 лет назад, в России – около 240. – Какие журналы вам приходилось держать в руках? – Чем они вам нравятся? – Какие разделы вы особенно любите читать? – Сегодня для вас приготовлена выставка детских журналов. Сейчас я проведу экскурсию по выставке.
Экскурсия:
– Уважаемые друзья, у вас есть замечательная возможность побывать в гостях у журнала. Например, всем известен журнал «Мурзилка».

– Мы отправляемся в гости к «Весёлым картинкам». Это детский юмористический журнал. Его хозяинами являются Карандаш и Самоделкин. В нём вы найдёте сказки, забавные приключения, загадки, игры.

– Журнал «Колобок» – это звуковой журнал, в каждом номере можно было найти две пластинки, именно это отличало его от других журналов. Его герой Колобок, весёлый персонаж из русской сказки, который рассказывает детям разные истории.

– Если вы захотите, то на перемене можете познакомиться ещё и с такими журналами: «Почитайка», «Трамвай», «Весёлые уроки» …
– Вы поняли, что каждый журнал имеет своё лицо, свои рубрики, своего хозяина. В «Мурзилке» – это Мурзилка; в «Весёлых картинках» это Карандаш и Самоделкин; в «Колобке» это Колобок; в «Трамвае» это трамвай. И когда мы будем создавать журнал, должны дать своему журналу название.
– Может быть, у вас есть предложения.
(Предложения детей). (Если кто-то предложит хорошее, интересное название, то сказать: «Следующий номер будет назван именно так»).
– Наш журнал мы назовём ЛИТЕРАТУРИЯ. Литературия, как вы её себе представляете?
(Это маленькая девочка с маленьким блокнотиком в руках и с заложенным в него пером. Она всегда готова записать интересные истории).

Творческая работа:
– Итак, дома вы готовили уже материал для страниц нашего журнала и сейчас мы посмотрим защиту ваших творческих работ.
– Если вам понравилось стихотворение, давайте похлопаем в ладоши!
– А следующая страница нашего журнала «Поиграйка»
Ученик: Герои сказок разбежались, ваша задача их соединить и вспомнить о каких сказках идёт речь.

– Итак, эта игра будет одной из рубрик нашего журнала.
– Следующая страница «В гостях у сказки». … предлагает вам непростую сказку, а сказку наоборот. В ней положительные герои становятся отрицательными, а отрицательные – положительными.
Сказка «Колобок»
Выгнали дед с бабкой Колобка из дома. Покатился он несчастный по дорожке. Навстречу ему заяц. Испугался заяц и говорит:
– «Не ешь меня, чудище лесное». А Колобок к и отвечает: «Да, дела мне нету до тебя, и покатился дальше.
А тут ему навстречу лиса. Увидела странное существо, да так испугалась, что убежала и никто её в этом лесу больше не видел. И прошёл слух по лесу, что бродит по тропинкам злой и страшный Колобок.
– Посмотрите, у нас получилась совершенно новая сказка. Так можно перестроить любое произведение. Можете попробовать сами.
– Страница «Литературная мастерская» расскажет и покажет, как самим приготовить книжку-малышку.
Ученик: Я расскажу, как можно самостоятельно оформить книжку. Сначала нужно написать небольшое произведение: сказку, рассказ, определить, сколько страниц вам понадобится. Обязательно оставить место для иллюстрации. Сложить, отметив страницы, прошить или скрепить скрепками. (Ученик показывает книжку-малышку, изготовленную своими руками).
– Каждый может оформить свою маленькую библиотеку. Переходим на страницу под названием «Почемучка». Эта небольшая литературная викторина, каждый вопрос который начинается с вопроса ПОЧЕМУ?
– Проведёт эту викторину с вами …
1) Почему Карлсон живёт на крыше? (Потому что у него есть пропеллер, который позволяет ему подняться на крышу).2) Почему все боялись Тараканище? (Потому что у него были длинные усы, он ими шевелил).3) Почему старуха осталась у разбитого корыта? (Была очень жадной, корыстной).4) Почему Лебедь, Рак и Щука не могли сдвинуть воз с места? (Потому что не было согласия).5) Почему?
– Викторины помогла нам вспомнить изученные произведения. Следующая страница будет посвящена детским писателям. И сегодня мы узнаем немного о Данииле Хармсе. Его произведения мы будем изучать на следующих уроках.
– Он являлся автором произведений, опубликованных в детских журналах «Чиж» и «Ёж», которые читали ваши прабабушки и прадедушки.
– У нас с вами получился замечательный журнал «Литературия». И вы можете дома сами заняться его выпуском. Это очень увлекательное занятие и для тех, кто читает.
– Я помещаю наш журнал на выставку, и вы можете прочитать и наш журнал вместе с теми, которые мы сегодня представляли.
Рефлексия
– Понравилось ли вам создавать журнал? – Хотите ли вы продолжить эту работу? – У нас будет возможность создать свой классный детский журнал, где мы будем размещать наши творческие работы.
Урок литературного чтения на тему "По страницам детских журналов". 3-й класс
Разделы: Начальная школа
Цели урока: познакомить с историей появления детских журналов в России, с современными детскими журналами, их структурой; развивать творческие способности, мышление, навыки выразительного чтения; воспитывать интерес к чтению периодической печати, умение работать в группе, в коллективе.
Оборудование: выставка детских журналов, толковый словарь, презентация, экран, проектор, конверты с заданием, детские журналы.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Постановка целей.
- Перед вами выставка печатных изданий. Названия некоторых повторяются. Почему? (Это журналы). Cлайд 1. Презентация
= Что такое журнал? Прочитаем определение этого слова в толковом словаре. (Периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, произведения разных авторов, а также отдельная книжка такого издания). Cлайд 2
- О чём пойдёт речь у нас на уроке? (О журнале)
3. Изучение нового материала.
А) Рассказ учителя:
- Слово журнал пришло к нам из французского языка, в переводе означает “дневник”, “газета”. Журналы бывают еженедельные и ежемесячные. В журналах печатаются разные жанры сочинений: художественные - рассказы, повести, стихи, сказки; информационные обзоры, очерки, публицистические статьи, заметки, интервью, репортажи с места событий. Первым в мире появился “Журнал де саван” (Франция. 1665 г.). В России первым журналом были “Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в ведомостях”, или, как их называли, “Ведомости” (1728). Слайд 3
- Первым детским журналом в мире стал “Лепцигский еженедельный листок” (1772-1774), издававшийся в Германии. Через три года специальное детское периодическое издание - “Детское чтение для сердца и разума” - стало выходить в России в Москве.
Слайд 4
- Давайте познакомимся с журналами, которые читали не только ваши родители, а даже бабушки и дедушки. Слайд 5
Это литературные журналы, журналы о природе, о науке и технике. А знаете ли вы. (Собщение учеников). Слайд 6, 7
- Современные журналы стали более красочными, печатаются на прекрасной бумаге. Появились детские журналы о путешествиях, о спорте, рукоделии, развлекательно- познавательные с конкурсами, в журналах можно найти друзей по переписке и задать интересующие вас вопросы, взять интервью и попробовать себя в роли журналиста или писателя. Слайд 8
Б) Рассматривание журналов.
- Рассмотрим детский журнал “GЕОлёнок”. Слайд 9
- Посмотрите на обложку журнала. Как он называется?
- Что можно узнать о содержании журнала по его обложке? (На обложке написан номер и год издания. Рассказывается для кого этот журнал, о чём он)
“GЕОлёнок” — российский познавательно-развлекательный журнал для детей от 5 до 13 лет. Выходит с 2003 года один раз в месяц. Cлайд 10, 11, 12. 13
Рубрики журнала
- Земляне.
- Великие имена.
- Чудо-юдо.
- Человек.
- До чего дошел прогресс!
- Соседи по планете.
- Что новенького?
- За тридевять земель.
- Картинка-загадка.
- Машина времени.
- Вопрос на засыпку.
- Где это видано? (Немного Земного)
- Внимание на экран!
- По следам ваших писем.
- Самоделкино.
- Неужели? В самом деле!
- Хит-парад.
Дорогой друг, добро пожаловать в "GЕОлёнок"!
Я - Шарик, собака-путешественник. Люблю странствовать по всему свету, других смотреть и себя показывать. А потом домой возвращаться. Мой дом - журнал "GЕОлёнок". Совсем новенький домик: просторный, уютный, симпатичный. Заходи в гости, я угощу тебя свежими впечатлениями. Их я обычно складываю между страницами. И чего здесь только нет! Мечтаешь побывать на других планетах, погрузиться на дно океана или взобраться на самую-самую высокую гору Земли? А может, хочешь узнать свежие новости о компьютерах, играх и изобретениях? Тогда быстрее открывай наш журнал!
Тебя ждут далёкие страны и иные цивилизации, тайны ушедших веков, сенсационные репортажи. А также: увлекательные истории о твоих любимых животных, прически, прикиды, стильные штучки, вкусные рецепты для вечеринок и на каждый день...
Мой дом полон загадок, а главное - ответов на них. Вот, пожалуйста: Можно ли ездить в космос на лифте? Зачем кошкам в полёте хвост? Что, интересно? Меня самого за уши не оторвёшь! Хотя кошек я не очень-то люблю, только уважаю. А хвост у меня тоже есть. Вот для чего - вилять! Что я и делаю, потому что рад встрече с тобой.
Приключения начинаются!
В) Практическая работа. Cлайд 14
- Возьмите свой журнал и сделайте небольшую презентацию по плану.
- Название журнала.
- Для кого предназначен.
- Направление.
- Содержание (какие рубрики).
- Чем заинтересовал?
4. Закрепление.
А) - Как вы поняли, что такое журнал?
- Какие бывают журналы?
- Как называются разделы журналов?
Б) Творческая работа в группах.
- Придумаем журнал про свой класс.
1 группа. Название, эскиз обложки.
2 и 3 группа. Рубрики. Презентация проектов.
5. Рефлексия.
- С каким видом печатных изданий познакомились?
- Почему журналы называют периодическими изданиями?
- Что нового узнали?
- Какие журналы хотели бы приобрести? Слайд 15
- Каким должен быть детский журнал? Слайд 16, 17
6. Домашнее задание.
Сообщение по любой рубрике для классного журнала.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Открытый урок по литературному чтению "Детские журналы" (2 класс урок 1 по журналам) ПНШ
Технологическая карта урока литературного чтения
Н.А.Чуракова «Литературное чтение»«Перспективная начальная школа», учебник 2 класс
Тема урока
Детская периодика. Журналы для детей.
Тип урока
Изучение и первичное закрепление нового материала
Цель урока
Познакомить детей с детской периодикой
( журналами, газетами)
Задачи урока
Предметные :
- Научить детей «читать» обложку журнала, ориентироваться в содержании на материалах детских изданий - журналов « Мурзилка», «Симбик», «Читайка», газеты « Антошка».
- Находить нужную информацию ( периодичность выхода, год и месяц данного журнала).
- Формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время ответов на вопросы.
- Способствовать расширению кругозора, памяти, мышления.
- Воспитывать интерес к периодической детской литературе, самостоятельность, чувство патриотизма за свой край
Метапредметные :
Создать условия для развития у учащихся:
Познавательные:
- умения выделять и формулировать познавательную задачу;
-навыков работы с различными источниками информации;
-умения анализировать;
Регулятивные:
- умения принимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные:
- учиться договариваться, учитывая интересы партнеров и свои;
- соотносить мнение партнера со своим, высказывать свою точку зрения.
Личностные:
- стремления к успешности в учебной деятельности.
Формы работы
Групповая, самостоятельная, коллективная.
Метод изложения
Словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.
Оборудование
Выставка детских журналов, газет
Подборка различных современных детских журналов на всех членов группы.
Презентация «Детские периодические» издания».
ЖК телевизор
Толковый словарь С.И. Ожегова
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
УУД
1.
Мотивация к учебной деятельности
Эмоциональный настрой.
Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения.
Всегда приятно общаться с весёлым, доброжелательным человеком. А вы сегодня на уроке будете работать в группах.
Поиграем в игру«Привет, сосед!»
Привет, сосед!
Улыбнись в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
Посмотрите друг на друга, на гостей и подарите свои улыбки.
Привет, сосед!
Улыбнись в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
(Смотрят друг на друга, на гостей и дарят свои улыбки)
Регулятивные:
- нацеливание на успеш-ную деятельность и готовность к преодоле-нию трудностей
Личностные:
- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру
2. Актуализа-ция знаний
Целеполагание
Проверка домашнего задания
- Ребята, тема прошлого урока называлась «Что такое новости? Кто рассказывает новости?»
- С какой профессией вы познакомились на уроке?
- Кто такой журналист?
- Где работают журналисты?
Сценка «Встреча»
Словарная работа
Спасибо, ребята! Итак, что вы прослушали?
Что такое интервью?
Посмотрите в словаре, что такое интервью?
Как вы думаете, что будет делать журналист (ингтервьюер) с данным интервью?
(Издаст в журнале или газете)
Рассматривание выставки журналов
Ребята, давайте посмотрим на выставку. Что вы видите на выставке?
Что здесь лишнее?
Докажите!
А чем же являются газеты и журналы?
Найдите в учебнике правильный ответ на мой вопрос
Посмотрите, а какие издания стоят на выставке. Как вы думаете, какая тема урока сегодня?
Правильно.
Тема урока «Детская периодика. Журналы для детей.»
Работать мы будем в группах. У нас 4 группы по 5 человек.
А сейчас посоветуйтесь и назовите учебную задачу урока, которую вы бы хотели рассмотреть.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с детскими периодическими изданиями, узнаем содержание журналов и газет и рассмотрим смысл слова «периодика».
Из учебника стр.81
- Журналист- это человек, который одним из первых узнаёт о каких –либо событиях и умеет хорошо о них
рассказывать.
Толковый словарь
Литературный работник, занимающийся журналистикой.
Журналистика – литературно – публицистическая деятельность в журналах, газетах.
- На радио, телевидение, в газетах, журналах.
Журналист
-Скоро приближается 23 февраля. Я хочу написать о воинской службе.. Поэтому и отправилась в воинскую часть. (Встречаются)
Журналист
Здравствуйте! Я журналист детской газеты «Антошка» _____________________.
Представьтесь Вы, пожалуйста!
Рядовой _____________
_____________________.
Ж. - В каких войсках Вы служите?
Р. – Я служу в войсках ПВО.
Ж- Как долго Вы на военной службе?
Р. – Я служу уже полгода.
Ж.-С какими трудностями Вы столкнулись на службе?
В. –Особенно трудно привыкать к режиму. Всё по времени: учёба, служба, отдых, тренировки.
Ж. – Чтобы Вы хотите пожелать моим читателям – будущим защитникам Родине?
В.- С детства надо заниматься спортом, закаляться, приучать себя к режиму дня, и, конечно, не забывать об учёбе.
Ж.- Спасибо Вам большое за интервью. Я поздравляю Вас с наступающим 23 февраля. Пусть ваша служба пройдёт быстро и спокойно!
Интервью.
(Т - Предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким – нибудь лицом)
(Т - ингтервьюер – тот, кто берёт интервью)
передачи по радио, телевидению, напишет статьи в журнал
Книги, журналы, газеты
Книги
Книги – художественная литература
Стр.83
Газеты и журналы называют ПЕРИОДИКОЙ
Детская периодика
1 группа – Мы хотим познакомиться с детскими журналами, которые издаются в Ульяновской области
2 группа – Мы хотим узнать, что такое периодика
3 группа – А мы хотим узнать, что содержат в себе журналы и газеты
4 группа – Мы хотим узнать, какой познавательный материал публикуется в детских изданиях.
Регулятивные (целеполагание):
- постановка учебной задачи
Познавательные:
-поиск и выделение необходимой информа- ции
Коммуникативные:
- слушание и понимание речи других;
-сотрудничество с целью исполнения ролей;
- работа в группах
Личностные:
-профессиональное самоопределение, -
- осознавание сущности выполненной работы на уроке
3.
Изучение нового материала
- Каждая группа поставила учебную задачу, и теперь вы должны эту задачу раскрыть. Я в помощь вам приготовила план и деформированный текст для выступления.
Итак, приступили к работе.
Планы
1 группа – Мы хотим познакомиться с детскими журналами, которые издаются в Ульяновской области
1группа
Название периодических изданий.
Год издания
Город, в котором печатается данное издание
Адрес издательства
Спасибо, ребята! Молодцы! Давайте послушаем _____ группу.
2 группа – Мы хотим узнать, что такое периодика
2 группа
Найдите по словарю значение слова периодика.
Как часто выходит журнал
(Сколько раз в месяц, в год)
Где это пропечатано в журнале?
Как вы понимаете слово ежемесячный?
Молодцы! Давайте послушаем _____ группу.
3 группа – А мы хотим узнать, что содержат в себе журналы и газеты
3 группа
Как называется лицевая сторона журнала. Как она оформлена?
Обратите внимание на заголовки в журналах. Выпишите заголовки и сделайте вывод.
Какие художественные жанры используются в изданиях?
Какие части и в каком журнале заинтересовали вас?
Молодцы! Вы справились с заданием.
Весь материал, помещённый в журнале, разделён на части. Такие части называются рубриками.
4 группа – Мы хотим узнать, какой познавательный материал публикуется в детских изданиях.
4 группа
В какой части журнала расположен познавательный материал?
Какие виды заданий предлагают издатели периодике?
В каких журналах много познавательной или поучительной информации?
Какие виды заданий вам понравились?
- Спасибо, ребята за работу. А сейчас мы подведём итог вашей работы.
Ответьте на вопросы:
1. Какие детские периодические издания издаётся в Ульяновской области?
2. С какой периодичностью издаётся журнал «Симбик»?
3. Какие рубрики из журналов вам запомнились?
4. Вы бы хотели, чтобы вам ваши родители выписали какой –нибудь журнал? А какой?
Мы рассмотрели журналы
«Мурзилка», «Читайка», «Симбик» и газету «Антошка».
Мы узнали, что «Мурзилка» издаётся с 1924года, печатается в Московской области, в городе Дмитров, адрес издательства - город Москва, ул.Новодмитровская, д.5а
«Читайка» выходит с 2006года, печатается в городе Волгоград,адрес Москва, 1-й Кожевниеский пер., д 6, корп.В, к.105А
«Симбик» издаётся с 1996года, печатается в городе Ульяновске, адрес редакции город Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина, 1
«Антошка» выходит с февраля 1993 года, печатается в городе Димитровграда , адрес редакции
Ульяновская область
Город Димитровград, ул. Юнг Северного флота, 107
Итак, журнал «Симбик » и газета «Антошка» издаются в Ульяновской области
Т- Периодические издания (газеты, журналы, ежегодники)
Газета «Антошка» выходит 2 раза в месяц, а в год – 24 номера, на обложке мы видим номер, месяц и год журнала.
Журнал «Мурзилка» – ежемесячный журнал для детей мы прочитали на обложке, значит, этот журнал выходит 1 раз в месяц, а в год 12 номеров. На обложке мы видим 2016 год, 12 месяц.
Журнал «Читайка» - тоже ежемесячный журнал для детей. Это
написано на 1 странице, где содержание журнала. На обложке мы видим № , год, например: № 11 2013год
А в журнале «Симбик» -написано только № журнала и в каком году печатается, ни где не указана периодичность. Но мы решили, что он выходит 1 раз в месяц. На обложках написан №, год издания..
Ежемесячный- значит, журналы выходят один раз в месяц.
Лицевая часть журнала называется обложка. Она оформлена красочно, это сделано для того, чтобы привлечь внимание мальчиков и девочек к журналу.
Каждый журнал по своему интересен потому, что заголовки не повторяются.
В периодических изданиях используются следующие художественные жанры - сказки, рассказы, стихи, загадки …
Нас заинтересовали следующие части …..
Т –
Раздел, подразделение чего- нибудь, графа.
Заголовок раздела (в газете, журнале)
Познавательный материал расположен в конце периодического издания.. Издатели предлагают нам головоломки, ребусы, кроссворды, игры, раскраски, самоделки…
Есть познавательный материал в журналах «Мурзилка», «Читайка», «Симбик», но больше всего в газете
«Антошка». Нам понравились такие задания - _______________________
_______________________________
Журнал «Симбик», газета «Антошка»
Ежемесячно
_________________________
_____________________
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информа- ции,
- перерабатывание и преобразование информации,
- анализ объектов с целью выделения общих признаков,
- выводы в результате совместной работы групп
Регулятивные:
- умение планировать своё действие с поставленной задачей,
- определение степени успешности своей работы и работы других
Коммуникативные:
- работа в группах
Личностные:
- формирование этических норм при работе в группе,
4.
Физкультминутка
Движение
под музыку «Хорошее настроение»
Дети показывают движения, остальные - повторяют
5.
Первичное закрепление материала
- Сейчас мы выполним тест «Детские периодические издания».
Проверим, какими вы были внимательными, слушали ли своих одноклассников.
Тест.
Какое периодическое издание является газетой?
1. «Мурзилка»
2. «Симбик»
3. «Антошка»
Какой журнал издаётся в Ульяновской области?
«Антошка»
«Читайка»
«Симбик»
Во всех ли журналах есть содержание? Если есть, то в каком?
1.«Читайка»
2. «Мурзилка»
3. « Симбик»
В каком периодическом издание журналистами являются только дети?
1.«Читайка»
2. «Мурзилка»
3. «Антошка»
«Антошка»
« Симбик»
«Читайка»
«Антошка»
Познавательные:
- умение применять полученные знания
Регулятивные:
- умение сравнивать свою работу,
- самооценка и самоконтроль
Личностные:
- осознание сущности выполненной работы на уроке
6.
Итог урока
- Проверим вашу внимательность .
В какой же периодике журналистами являются дети?
- Ребята, к нам пришёл журналист ________________________________________.
Журналист
- Я хочу зачитать свою статью. А вы оцените – Подойдёт ли моя статья для публикации в газете «Антошка»?
- Ребята, вы тоже можете напечататься в газете со своими стихами, историей, сказками.
«Антошка»
Зачитывает статью
Познавательные:
- умение применять полученные знания
Регулятивные:
- умение сравнивать свою работу,
- самооценка и самоконтроль
Личностные:
- осознание сущности выполненной работы на уроке
7.
Рефлексия
«Закончи фразу»
Урок был …..
Наша группа работала ….
Я отличился ….
Покажите своё настроение
Интересным, познавательным, поучительным ….
Сплоченно, слаженно, творчески…
Работоспособностью, любознательностью, прилежанием, трудолюбием
Показ смайлика
Познавательные:
- развитие рефлексивной деятельности обучающихся
Регулятивные:
-оценка и контроль
Личностные:
- осознание сущности выполненной работы на уроке
8.
Домашнее задание
Написать статью для газеты «Антошка»
Темы
Моей школе – 30лет.
Мой учитель – самый лучший.
Интересный день из моей жизни
Выбор темы обучающимися.
Задание выполняется дома.
Познавательные:
- умение оформлять свои мысли письменно Личностные:
- формирование интереса к поисково- исследовательской деятельности
infourok.ru
Литературное чтение. Обобщающий урок по разделу "Из детских журналов". Внеклассное чтение. Знакомство с детскими журналами
Разделы: Начальная школа
Цели урока:
- повторить, обобщить и систематизировать пройденный материал, полученный в разделе «Из детских журналов»;
- развивать память, мышление, внимание, устную речь детей;
- прививать любовь к чтению, художественной литературе.
Оборудование: карточки с заданиями и конверты; рисунки-рефлексия; эмблемы команд; мультимедийная презентация, проектор, экран.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент и психологический настрой
Дети произносят хором, стоя около своих рабочих мест.. (Приложение 1. Слайд 1)
День погожий, день веселый, Небо – золото и синь! Белокаменная школа – Среди елок и осин. Рядом роща, рядом поле, Знают заяц и сурок. Если тихо в нашей школе, Значит, там идет урок.
Учитель. Добрый день, дорогие гости! Нам приятно видеть вас на нашем уроке литературного чтения. Пусть этот день принесет и взрослым, и детям радость общения, наполнит сердца благородными чувствами. А теперь пришло время поздороваться с нашими гостями.
Дети поворачиваются к гостям и говорят хором.
«Здравствуйте» – скажем руками. Пожимают друг другу руки.«Здравствуйте» – скажем глазами. Смотрят друг на друга, кивают головой.«Здравствуйте» – скажем ртом: Обращаются к гостям. «Здравствуйте!» Станет радостней кругом.
Дети занимают свои рабочие места.
2. Сообщение темы и постановка целей урока (Приложение 1. Слайд 2)
Учитель.
Сегодня у нас необычный урок На нём подведём мы работы итог. О произведениях для детей Мы поговорим, То, что читали, повторим. Во саду ли, в огороде Девица гуляла, Во саду ли, в огороде Цветочки поливала. Один цветочек сорвала, И нам в класс передала. Орешек знаний тверд, но все же – Мы не привыкли отступать! Нам расколоть его поможет…
Дети. Наш КВН с девизом: «Хочу все знать!»
Учитель. Знания, по какому разделу мы будем сегодня обобщать? «Из детских журналов». Кто главные герои произведений из этих рассказов? Девчонки и мальчишки. Похожи ли они на вас? Как мы можем их назвать? Выдумщики, фантазёры, затейники, умники.
3. Работа по обобщению раздела «Из детских журналов» (Приложение 1. Слайд 3)
1). Приветствие команд
Учитель. Мы начинаем наш урок-КНВ с приветствия команд. (Приложение 1. Слайд 4)
Дети выходят к доске, команды выстраиваются полукругом с правой и левой стороны.
I команда.
1 ученик. Вас приветствует команда (вместе) «Книга».
2 ученик.
Я к вам обращаюсь, друзья-дети! Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома. Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
3 ученик. А в народе говорят:
4 ученик. Книга поможет в труде, выручит в беде.
5 ученик. Кто много читает, тот много знает.
6 ученик. Прочёл новую книгу – встретился с другом.
7 ученик. Хорошая книга – лучший друг.
8 ученик.
В одиночестве, в покое – Дремлют книжные герои. На страницах книг своих. Пробудите к жизни их!
9 ученик.
Что им маяться от скуки? Все герои любят труд! Вам, друзья, и книги в руки – Пусть герои оживут!
10 ученик. Наш девиз: (вместе) «Чтоб незнайкой не прослыть, с книгой мы должны дружить».
II команда.
1 ученик. Вас приветствует команда (вместе) «Игра». (Приложение 1. Слайд 5)
2 ученик.
Мы сейчас чуть не оглохли, Но признаюсь от души: И девчонки, и мальчишки – Все вы были хороши!
3 ученик.
Веселитесь и шумите Вы, пожалуйста, всегда.
4 ученик. Не болейте никогда.
5 ученик.
А когда вам станет скучно, Только крикните: (вместе) «Игра!»
6 ученик.
Нас солнца луч смешит и дразнит, Нам нынче весело с утра,
7 ученик.
Осень нам дарит урок-праздник, И главный гость на нём – (вместе) ИГРА.
8 ученик.
Она нам друг – большой и умный, Не даст скучать и унывать.
9 ученик.
Затеет спор весёлый, шумный, Поможет новое узнать.
10 ученик.
Расскажет про героев книжек На юг, на север поведёт.
1 ученик.
Она мечте научит дерзкой, И в жизнь большую поведёт!
2 ученик. Наш девиз: (вместе) «Делу время, а потехе час».
2) Конкурс «Разминка» (Приложение 1. Слайд 6)
Учитель.Наш первый конкурс «Разминка». Я буду задавать вопросы командам по очереди, на которые необходимо отвечать быстро и чётко. И так, первый тур.
Учитель.Я называю фамилию автора, произведения которого вошли в этот раздел, а вы мне называете его имя.
Владимиров – Юрий (Приложение 1. Слайды 7-9) Хармс – Даниил (Приложение 1. Слайды 11-12) Введенский – Александр (Приложение 1. Слайд 13-15) Маршак – Самуил (Приложение 1. Слайд 16-18)
Учитель. А теперь, я называю произведение, а вы его – автора.
«Учёный Петя» – Александр Введенский (Приложение 1. Слайд 19) «Игра» – Даниил Хармс (Приложение 1. Слайд 20) «Вы знаете?» – Даниил Хармс (Приложение 1. Слайд 21) «Весёлые чижи» – Даниил Хармс, Самуил Маршак (Приложение 1. Слайд 22) «Лошадка» – Александр Введенский (Приложение 1. Слайд 23) «Чудаки» – Юрий Владимиров (Приложение 1. Слайд 24)
Учитель. Вы хорошо справились с этим конкурсом, и мы переходим к следующему конкурсу «Домашнее задание».
3). Конкурс «Домашнее задание» (Приложение 1. Слайд 25)
Учитель. Какое задание вы должны были подготовить к нашему конкурсу.
Выразительное чтение по ролям любого произведения из раздела. Мы держали наши произведения в секторе, чтобы противники смогли по определению определить, о каком стихотворении идёт речь.
Учитель.Начинает команда «Книга».
Дети.Главных героев произведения, которое мы подготовили можно назвать, выдумщиками, фантазёрами, затейниками, сочинителями. «Вы знаете?»
Учитель. А у меня к вам дополнительный вопрос, кто написал это стихотворение? Даниил Хармс
(Приложение 1. Слайд 26)
Команда «Книга» читает по ролям стихотворение Даниила Хармса «Вы знаете?».
Учитель.А что нам скажет команда «Игра»?
Дети.Главные герои нашего стихотворения мальчишки, которых звали Петька, Мишка, Васька, а ещё одна добрая корова. «Игра»
Учитель.А у меня к вам тоже дополнительный вопрос, кто написал это стихотворение? Даниил Хармс (Приложение 1. Слайд 27)
Команда «Игра» читает по ролям стихотворение Даниила Хармса «Игра».
4) Физминутка
На болоте две лягушки, Две зелёные подружки, Рано утром умывались, Полотенцем растирались; Ножками потопали, Ручками похлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чём секрет! Всем друзьям физкультпривет!
5) Конкурс «Отгадай-ка» (Приложение 1. Слайд 28)
Учитель.По отрывку из произведения вы должны будете отгадать стихотворение, определить его название, автора, найти его в учебнике и прочитать следующий отрывок. Команды получают конверты с заданиями.
I конверт.
Чиж – судомойка, Чиж – поломойка, Чиж – огородник, Чиж – водовоз… С. 170 «Весёлые чижи» Д. Хармс, С. Маршак.
Я послал на базар чудаков, Дал чудакам пятаков, Один пята на кушак, Другой пятак на колпак, А третий пятак так… С. 176 «Чудаки» Юрий Владимиров.
Я шёл зимой вдоль болота в галошах, в шляпе и в очках. Вдруг по реке пронёсся кто-то на металлических крючках… с. 174 «Что это было?» Д. Хармс
II конверт.
Вот сидит пред нами Петя, Он умеет всех на свете, Всё он знает, Понимает, Всё другим он объясняет… С. 177 «Учёный Петя» А. Введенский
Жила-была лошадка, Жила-была лошадка, Жила-была лошадка, А у лошадки хвост… С. 182 «Лошадка» А. Введенский
Жил на свете старичок Маленького роста, И смеялся старичок Чрезвычайно просто… С. 184 «весёлый старичок» Д. Хармс
6) Физминутка
Слово спряталось куда-то. Дети ходят по классу и ищут слово. Слово спряталось и ждёт: Пусть найдут меня ребята, Ну – кто меня найдет!
Находят запись и читают.
Дети. Конкурс «Словарик».
7) Конкурс «Словарик» (Приложение 1. Слайд 29)
Учитель. Дайте значение следующих слов.
Дети путём жребия выбирают карточку с заданием.
I карточка.
Кушак – Пояс, обычно широкий, матерчатый. (Приложение 1. Слайд 30) Таратайка – Лёгкая двухколёсная повозка с откидным верхом. (Приложение 1. Слайд 31)
II карточка.
Тромбон – Медный оркестровый духовой инструмент низкого и резкого тембра. (Приложение 1. Слайд 32) Кухарка – Прислуга на кухне, готовящая пищу. (Приложение 1. Слайд 33)
4. Внеклассное чтение. Конкурс «Капитаны, вперёд!». (Приложение 1. Слайд 34)
Учитель.Наши капитаны подготовили интересные рассказы из детских журналов.
Капитан команды «Книга». Мой рассказ написан в журнале «Мурзилка». Этот журнал выходит один раз в месяц. Номер 5 за 2003 год посвящён 300-летию со дня рождения города, который называют северной столицей. Я расскажу вам сказку о Санкт-Петербурге.
Капитан команды «Игра». Мой рассказ написан в детском юмористическом журнале «Весёлые картинки». В этом журнале собраны смешные рассказы, стихотворения, головоломки, загадки и игры. Я хочу вам рассказать, как крот и мышонок цыплёнка спасли.
Учитель. Назовите, какие ещё детские журналы вы знаете? «Ёж», «Чиж», «Миша», «Колобок», «Два жирафа». Как расшифровывается названия журналов «Ёж», «Чиж»?«Ёж» – ежемесячный журнал. «Чиж» – чрезвычайно интересный журнал. (Приложение 1. Слайды 35-37)
5. Дополнительный материал. Тест по обобщению раздела «Из детских журналов»
Тест по теме «Из детских журналов»
1. Выбери название популярного детского журнала.
- «Мурзилка»
- «Крестьянка»
- «Веста»
2. Назовите фамилию автора, который придумал «Учёного Петю».
- Хармс
- Введенский
- Маршак
3. Вставь слово, которое сделает эту фразу законченной.
Не хвались сам, а жди, когда … похвалят.
- Тебя
- Мама
- Люди
4. Что можно увидеть с закрытыми глазами?
- Сон
- Мышку
- Вселенную
5. На что потратили один пятак Чудаки – герои стихотворения Ю. Владимирова?
- Кушак
- Тулуп
- Фартук
6. Сколько сыновей у папы – главного героя стихотворения Д. Хармса?
- Двадцать
- Сорок
- Пятнадцать
7. Когда автомобиль едет, какое колесо у него не вертится?
- Переднее
- Заднее
- Запасное
Проверка: (Приложение 1. Слайды 38-44)
6. Итог урока. Рефлексия
– Из каких журналов собраны наши произведения из раздела? «Ёж», «Чиж», «Миша», «Колобок», «Два жирафа», «Мурзилка», «Весёлые картинки». Где мы можем найти эти журналы? В библиотеке или в продаже. Самый популярный автор детского журнала? Д. Хармс. Почему вы так решили? Его имя чаще других встречается в этом разделе. К какому жанру устного народного творчества можно отнести стихотворение Д. Хармса «Вы знаете?...»? Небылица. – Как вы чувствовали себя на уроке? Понравилась ли вам такая форма работы? Почему? Подумайте, сумели ли вы разгрызть орешек знаний на сегодняшнем уроке? Если да, то вы можете подойти и взять свой цветочек знаний. А если вы работали не в полную мощь, и вам орешек остался целым, возьмите его. (Приложение 1. Слайд 45)
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Презентация Библиотечный урок Детские журналы
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: В стране журналии Библиотечный урок: Первые газеты и журналы (6 – 10 лет)Библиотека МОУ СОШ с. Новоликеево2009 год Выполнила Каргина Т.Г.Изистории Слово «журнал» было заимствовано из французского языка ещё в XVIII веке.Первоначально оно означало «дневник», «ежедневник», «ежедневная газета».Впоследствии журналами стали называть издания, выходящие в определённый установленный срок. Журналы и газеты ещё называют периодикой, потому что они выходят через определённый период времени.
Первый в России детский журнал выпустил Николай Иванович Новиков, известный общественный деятель, мыслитель, писатель и книгоиздатель.
Журнал вышел в 1785 году и назывался «Детское чтение для сердца и разума» (приложение к «Московским ведомостям»)На 48 страницах каждого номера помещались статьи двух видов: для воспитания сердца, то есть нравоучительные, и для обогащения ума, где были сведения по истории, географии, математике и другим наукам.
Детская журналистика в нашей стране имеет богатую историю. В разные годы издавались журналы: Друг детей», «Детский музеум», «Собеседник», «Отдых», «Крошка». «Детский сад», «Игрушечка», «Подарок детям», «Малютка», «Дело и потеха», «Тропинка», «Золотое детство», «Подснежник», «Солнышко», «Жаворонок», «Чиж», «Ёж». Каждый из этих и многих других журналов имел свою направленность, свою тематику и структуру. Современные детские журналы сохраняют старые традиции, сочетая их с новыми разработками, новыми технологиями.Разнообразие печатных детских изданий в настоящее время очень велико.
Один из старейших журналов для детей издаётся с мая 1924 года.Он яркий, весёлый,Как я, озорной!Он с детства находитсяРядом со мной,Он для стиховИ рассказов копилка!Все его знают,Ведь это…
В журнале “Мурзилка” есть такие рубрики:рассказы, сказки, стихи, шутки детей разных стран, комиксы, весёлые задания, сделай сам, письма читателей.
Детский юмористический журнал «Веселые картинки» начал выходить в свет с 1956 года.
Главного героя «Веселых картинок», ставшего символом журнала — Карандаша придумал и нарисовал Иван Максимович Семенов, народный художник СССР. Он создал замечательный художественный образ — забавного, доброго и веселого человечка с красным грифелем вместо носа, одетого в нарядную синюю блузу.
Уже более 15 лет выходит небольшого формата журнал «Клёпа».Почему он так называется и кто она такая – Клёпа?
Клёпа – имя, уменьшительное от имени Клеопатра. Клёпа – небольшого роста девочка в чудесных деревянных башмачках. Благодаря своим волшебным башмачкам она может путешествовать во времени и пространстве. Левый башмак знает все дороги в прошлое, а правый – все пути будущего
Клёпа – славная девчонка,Я хочу с тобой дружить!Знаешь, Клёпа, без журналаОчень скучно в мире жить!
Журнал «Филя» для детей о природе и экологии. Издается с 1997 года.Самые интересные сведения о живой природе, репортажи из зоопарка, веселые викторины о животных, экологические игры, красочные фотографии и иллюстрации, путешествия знаменитых натуралистов. В каждом номере дополнительная вкладка с раскрасками.
Уметь читать – как это много!Расскажут буквы и слова,Как вам собрать багаж в дорогу,Как стать смелее раза в два!Как друга вылечить больного,Как вам рукой до звёзд достать,Как из Смешарика простогоСупер-Читариком нам стать!
Смешарики» – необычные существа – то ли зверюшки, то ли человечки. Весёлые и забавные, похожие на шарики, эти существа живут в журнале с таким же названием. Этот журнал издаётся в Санкт-Петербурге с 2005 года. Смешариков десять, каждый из них хорош и интересен по своему, и каждый имеет свою страничку в журнале.
Вот журнал «Читайка»,Он зовёт детишек:«Ну-ка, прочитайтеСотню разных книжек!»Читаешь «Читайку» –Беда не беда.Читаешь «Читайку» – И с книжкой всегда.Ищи-ка «Читайку»,Его прочитай-ка, Кроссворд разгадай-ка,Ребята, сюда!
Этот журнал совсем юный. Его первый номер вышел в 2006 году. «Читайка» – это симпатичный рыжий вихрастый мальчишка с весёлой улыбкой. У него есть друг – маленький Совёнок.
Познавательно-развлекательный журнал «Простоквашино» выходит при участии автора замечательных детских книг Эдуарда Успенского. Каждый номер открывает новая история из жизни дяди Федора и его друзей. Кроме того, в журнале много познавательных материалов, а также комиксы, игры, конкурсы и викторины.
Отчего на Солнце появляются пятна? Давно ли нефть стала горючим? Как древние египтяне строили пирамиды? На эти и многие другие вопросы ответит журнал «А почему?». Журнал издается с 1991 года и все это время остается единственным изданием такого рода.
«Коллекция идей» - красочный ежемесячный детский журнал для умелых ребят, а также их родителей. В нем представлены поделки с описанием работы и схемами разного уровня сложности на любой вкус.
Плетение, аппликация, бутерброды - зверушки, фигурки из теста, украшения, маскарадные костюмы, оригами, сервировка стола - вот неполный перечень того, чем можно заинтересоваться полистав, журнал «Коллекция идей».
Мы познакомились с самыми младшими представителями страны «Журналии». А чтобы побольше узнать о них и других журналах, нужно просто ходить в библиотеку.
Список использованных материаловАндреева, М.С. Беседа на тему «Газеты и журналы для тебя»: 2 кл. / М. С. Андреева // Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам. Вып. 1 / Рос. Акад. Образования ГНПБ им. К. Д. Ушинского. – М.,2000. – С. 39 – 41.Рябкова, Н. Периодика для младших школьников: 3кл. / Н. Рябкова // Школьная библиотека. – 2001. - № 6. – С. 45 – 47.3. www.old.smeshariki.ru /press/smi
weburok.com
Тема: « Современные детские журналы».
Ι. Актуализация знаний.
Обращение к личному опыту
II. Развитие умений.
III. Рефлексия.
IV. Домашнее
задание.
IV. Домашнее задание.
Беседа-размышление.
Карта урока. Отметьте на карте начало вашего пути, с какими мыслями, чувствами вы отправляетесь в путь? В конце урока мы вновь к ней вернёмся.
Подумайте и скажите, как по-другому можно назвать популярные детские книги, названия, которых я сейчас перечислю: «Солнышко», «Свирель», «Барби», «Миша», «Мурзилка», «Геолёнок», «Классный» , «Непоседы»и т.д.
Уч-ся.
-Это журналы. (Открывается первое слово «Журналы» )
-Права ли я, называя журналы – книгами, где можно узнать значение этого слова?
Журнал - это периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, произведения разных авторов, а также отдельная книжка такого издания.
-Что значит - периодическое издание? (выходит регулярно, в определённый период времени)
-Думаю, что впервые многих из вас с детскими журналами познакомили родители. Вы можете вспомнить ваш первый журнал, его название, опишите ваши первые впечатления. ( Куьик Бл
Но журналы не всегда были такими, какими привыкли их видеть современные дети. Давайте обратимся к истории. ( Открывается 2 слово «История»)
Не так давно вы писали изложение «Первая газета», вспомните, кто стоял у истоков русской периодической печати? ( Пётр 1 «Ведомости»)
-Всё верно с января 1703 года стала выходить первая русская газета, сам Петр I писал в «Ведомости» статьи-поучения для своих подданных, где были и советы по воспитанию юных граждан молодой России.
А вот идея печатать издание специально для детей появилась концу XVIII века. Ее основоположником явился русский просветитель и общественный деятель Н.И.Новиков. Именно он начал издавать первый детский журнал – «ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ ДЛЯ СЕРДЦА И РАЗУМА» (1785-1789)
- Как вы думаете, что значит «чтение для сердца и разума»? Чему учит такое чтение? (ответы детей)
- А теперь послушайте, что по этому поводу думал сам Новиков. Журнал, по мнению его основателя, должен был «воспитывать добрых граждан…, воспитывать в маленьких читателях честность, великодушие и благородство».
Вслед за первым новиковским журналом один за другим в начале XIX века стали появляться детские периодические издания: «Друг юношества» Н.И. Невзорова (1807-1815) «Друг детей» Н. Ильина (1809), «Новое детское чтение» С. Глинки (1821-1824).
Другой известный детский журнал относится уже к середине века - это «Библиотека для воспитания», (1843 - 1846). Основал и редактировал его литератор-славянофил Д. А. Валуев. Не было в журнале ни иллюстраций, ни развлекательного раздела, так как редактор его считал, что для юных читателей главное - «в добротности статей, составляющих журнал». Основные материалы журнала посвящены истории Российского государства, памятникам прошлого, истории и быту славянских народов.
-Какую цель, на ваш взгляд, ставил перед собой основатель журнала, что он хотел воспитать в своих читателях? (Ответы детей)
Прослушивание песни «С чего начинается Родина» в исполнении Марка Бернеса.
- Какова основная тема песни - одним словом? (Открывается 3 слово « Родина»)
– Почему автор не даёт одного ответа на этот вопрос?
(ответы детей)
- Чувство любви к своей Родине так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Патриотизм – это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Это и любовь к родителям, к друзьям, к родным местам, к своей школе, к милой сердцу песне, а может и к впервые прочитанному журналу.
- Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Много бед и страданий пришлось пережить нашей Родине. Но даже в самый тяжёлый час испытаний, в годы Великой Отечественной войны, не переставала выходить детская периодическая печать, которая стала идейным руководителем для юных подпольщиков и партизан, для тех, кто трудился на военных заводах и для тех, кто кормил и одевал Красную Армию. В каждом номере, в каждом печатном слове был силен боевой дух. Газеты воспевали подвиги юных героев, печатали тексты военных песен, пламенные стихи, карикатуры.
Работа в парах. Перед вами 3 ключевых слова нашего урока, установите между ними связь, определив, что является целым, а что частью?
Объясните?
А может быть другой вариант?
-Какова же основная тема урока?( Журналы)
- А подтемы? ( История, Родина)
Мы живём с вами в счастливое мирное время. В нашей стране теперь насчитываются десятки, а то и сотни детских журналов: яркие, красочные обложки, красивые иллюстрации и постеры, разнообразные рубрики, всё это, несомненно, привлекает юных читателей. Но есть среди множества юмористических, развлекательно – познавательных журналов, те, что по-прежнему предоставляют детям чтение для сердца и разума: о природе и экологии: «Свирель», «Юный натуралист», научно-популярные: «Детская энциклопедия», «Чудеса и приключения – детям». А на страницах таких журналов, как «Мурзилка», «Костёр», «Матушка», « Детская роман – газета» вы всегда можете прочесть об истории родного края, о великих сражениях и полководцах, о простых людях, любящих свою Родину, которые и в мирное время стоят на страже её интересов.
Работа в группах.
-Вам предстоит работать в группах. Организуйте рабочие места.
« Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное»,- сказал однажды Н.И.Пирогов
Как вы думаете, чему вы учитесь, работая в группах. (Учиться слушать и понимать товарищей, принимать другую точку зрения и т.д)
Первое задание: Из представленных журналов выбрать рубрики или статьи, относящиеся к нашей подтеме урока.( История, Родина)
(Ребята представляют найденный материал и дают объяснения своему выбору)
-Много материала вы смогли найти? Какой вывод напрашивается? (материала не так много, но всё же есть журналы, которые уделяют большое внимание изучению России и её истории)
-Перед вами рассказы-горошины журналиста, писателя Павла Николаевича Гусева, которые были напечатаны в литературно – художественном журнале « Детская роман – газета». Как вы считаете, какие ещё задачи, согласно цитате Пирогова, стоят перед вами? ( Читать, размышлять, извлекать.)
После прочтения вы заполните таблицу « Аргументы», в которой напишите, соответствует ли данное произведение теме сегодняшнего урока, попробуете отгадать название и приведёте аргументы, которые заставят проявить интерес к рассказу.
И начинать свой ответ, как вы уже знаете и умеете, можно вот с таких слов: «Мы считаем… Мы думаем… Нам кажется, что…Мы предположили…»
« Мастера» - рассказ «Бушлат и шинель» (Приложение 1- рассказ, таблица, карточка с лексическим значением слов)
«Творцы» - рассказ «Полковое знамя» (Приложение 2 -рассказ, таблица, карточка с лексическим значением слов)
«Умельцы» - рассказ «Медаль» (Приложение 3- рассказ, таблица, карточка с лексическим значением слов)
«Профессионалы» - рассказ « Кирзовые сапоги» (Приложение 4- рассказ, таблица, карточка с лексическим значением слов)
Взаимные вопросы при помощи кубика Блума.
Отчёт учащихся о работе в группах по плану, данному в таблице.
Вопросы к группе, выполнявшей работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
- Оцените работу ваших товарищей в группе с помощью рисунка «Волшебное дерево».
- Заполните карту урока до конца.
Представьте, что вы молодой журналист, и вам нужно взять интервью у ребят нашего класса. Придумайте, вопрос, который поможет понять не только, о чём говорилось, но и выяснить личное ребят отношение к главной теме урока.
Составление синквейна (примерно)
Журналы
Интересные, познавательные
Заставляют (помогают) думать, размышлять
Об истории России -
Родины.
Как вы знаете, нам предстоит важная и интересная работа над проектом « Имена известных людей в названиях улиц Домодедово». В какой форме вы могли бы представить отчёт о проделанной работе? ( Издать свой журнал)
Задание в группах – придумать обложку для будущего журнала.
А в заключение, хочу сказать: «Помните, то, что вы собой представляете, определяется тем, что вы читаете». Читайте – лучшее, становитесь лучше ради себя, своей семьи, ради своей Родины.
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте журнала
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
5. Представлять информацию в виде схемы
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
multiurok.ru
Урок литературного чтения на тему "По страницам детских журналов". 3-й класс
Урок литературного чтения на тему "По страницам детских журналов". 3-й класс
Разделы: Начальная школа
Цели урока: познакомить с историей появления детских журналов в России, с современными детскими журналами, их структурой; развивать творческие способности, мышление, навыки выразительного чтения; воспитывать интерес к чтению периодической печати, умение работать в группе, в коллективе.
Оборудование: выставка детских журналов, толковый словарь, презентация, экран, проектор, конверты с заданием, детские журналы.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Постановка целей.
- Перед вами выставка печатных изданий. Названия некоторых повторяются. Почему? (Это журналы). Cлайд 1. Презентация
= Что такое журнал? Прочитаем определение этого слова в толковом словаре. (Периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, произведения разных авторов, а также отдельная книжка такого издания). Cлайд 2
- О чём пойдёт речь у нас на уроке? (О журнале)
3. Изучение нового материала.
А) Рассказ учителя:
- Слово журнал пришло к нам из французского языка, в переводе означает “дневник”, “газета”. Журналы бывают еженедельные и ежемесячные. В журналах печатаются разные жанры сочинений: художественные - рассказы, повести, стихи, сказки; информационные обзоры, очерки, публицистические статьи, заметки, интервью, репортажи с места событий. Первым в мире появился “Журнал де саван” (Франция. 1665 г.). В России первым журналом были “Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в ведомостях”, или, как их называли, “Ведомости” (1728). Слайд 3
- Первым детским журналом в мире стал “Лепцигский еженедельный листок” (1772-1774), издававшийся в Германии. Через три года специальное детское периодическое издание - “Детское чтение для сердца и разума” - стало выходить в России в Москве.
Слайд 4
- Давайте познакомимся с журналами, которые читали не только ваши родители, а даже бабушки и дедушки. Слайд 5
Это литературные журналы, журналы о природе, о науке и технике. А знаете ли вы. (Собщение учеников). Слайд 6, 7
- Современные журналы стали более красочными, печатаются на прекрасной бумаге. Появились детские журналы о путешествиях, о спорте, рукоделии, развлекательно- познавательные с конкурсами, в журналах можно найти друзей по переписке и задать интересующие вас вопросы, взять интервью и попробовать себя в роли журналиста или писателя. Слайд 8
Б) Рассматривание журналов.
- Рассмотрим детский журнал “GЕОлёнок”. Слайд 9
- Посмотрите на обложку журнала. Как он называется?
- Что можно узнать о содержании журнала по его обложке? (На обложке написан номер и год издания. Рассказывается для кого этот журнал, о чём он)
“GЕОлёнок” — российский познавательно-развлекательный журнал для детей от 5 до 13 лет. Выходит с 2003 года один раз в месяц. Cлайд 10, 11, 12. 13
Рубрики журнала
- Земляне.
- Великие имена.
- Чудо-юдо.
- Человек.
- До чего дошел прогресс!
- Соседи по планете.
- Что новенького?
- За тридевять земель.
- Картинка-загадка.
- Машина времени.
- Вопрос на засыпку.
- Где это видано? (Немного Земного)
- Внимание на экран!
- По следам ваших писем.
- Самоделкино.
- Неужели? В самом деле!
- Хит-парад.
Дорогой друг, добро пожаловать в "GЕОлёнок"!
Я - Шарик, собака-путешественник. Люблю странствовать по всему свету, других смотреть и себя показывать. А потом домой возвращаться. Мой дом - журнал "GЕОлёнок". Совсем новенький домик: просторный, уютный, симпатичный. Заходи в гости, я угощу тебя свежими впечатлениями. Их я обычно складываю между страницами. И чего здесь только нет! Мечтаешь побывать на других планетах, погрузиться на дно океана или взобраться на самую-самую высокую гору Земли? А может, хочешь узнать свежие новости о компьютерах, играх и изобретениях? Тогда быстрее открывай наш журнал!
Тебя ждут далёкие страны и иные цивилизации, тайны ушедших веков, сенсационные репортажи. А также: увлекательные истории о твоих любимых животных, прически, прикиды, стильные штучки, вкусные рецепты для вечеринок и на каждый день...
Мой дом полон загадок, а главное - ответов на них. Вот, пожалуйста: Можно ли ездить в космос на лифте? Зачем кошкам в полёте хвост? Что, интересно? Меня самого за уши не оторвёшь! Хотя кошек я не очень-то люблю, только уважаю. А хвост у меня тоже есть. Вот для чего - вилять! Что я и делаю, потому что рад встрече с тобой.
Приключения начинаются!
В) Практическая работа. Cлайд 14
- Возьмите свой журнал и сделайте небольшую презентацию по плану.
- Название журнала.
- Для кого предназначен.
- Направление.
- Содержание (какие рубрики).
- Чем заинтересовал?
4. Закрепление.
А) - Как вы поняли, что такое журнал?
- Какие бывают журналы?
- Как называются разделы журналов?
Б) Творческая работа в группах.
- Придумаем журнал про свой класс.
1 группа. Название, эскиз обложки.
2 и 3 группа. Рубрики. Презентация проектов.
5. Рефлексия.
- С каким видом печатных изданий познакомились?
- Почему журналы называют периодическими изданиями?
- Что нового узнали?
- Какие журналы хотели бы приобрести? Слайд 15
- Каким должен быть детский журнал? Слайд 16, 17
6. Домашнее задание.
Сообщение по любой рубрике для классного журнала.
infourok.ru


