Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

/ Экзамен культурнопосл. Устные журналы это


Некоторые рекомендации по проведению устных исторических журналов в школе: из опыта работы учителя

Устный исторический журнал как один из методов воспитания моральных качеств подрастающего поколения

История – это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: «Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека». А Кир Булычев в своей повести «Поселок» сказал: «Без истории люди перестают быть людьми».

Уроки истории и внеклассные мероприятия по истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Урок истории открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Если взглянуть на гражданско-патриотическое воспитание со стороны, то можно сделать следующие выводы: прежние общественные идеалы и государственная  идеология исчерпали себя. А новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество, не выработаны. Отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, озлобленность, агрессивность. При изучении истории сегодня часто возникает желание выступить в роли судьи. Но нужно удержать себя и учеников от стремления судить своих предков, на чью долю выпали войны, революции, террор. Нравственная задача учителя при этом – «перенести» школьников в изучаемую эпоху, добиться ее глубокого понимания. Сопереживание и сострадание человеку прошлого, разрушение у учащихся стены равнодушия, обращение к их чувствам, побуждение пережить чужую боль – вот что необходимо на уроке. Наверно, именно это и была первоначальная цель устного исторического журнала «Лабиринт времен», задуманного автором: научить детей не быть равнодушными…

            Устные исторические журналы позволяют решать широкий круг вопросов:

  • учебные задачи – углубить интерес к предмету, закрепить приобретенные знания и приобрести новые; формировать историческое мышление и историческое сознание;
  • развивающие задачи – расширить мировоззрение ребенка, активизировать желание работать самостоятельно, использовать на практике знания, полученные на уроке, во внеурочной работе; формировать умения правильно выражать свои мысли и умение создавать устное публичное выступление;
  • воспитательные задачи – формирование патриотических чувств, чувства уважения к прошлому своей страны, гуманистических ценностей, этических норм и эстетического вкуса.

Особенность исторического журнала в том, что исторический материал подается не в виде сухих фактов, которые часто не осознаются учениками или воспринимаются отвлеченно, а с помощью различных средств эмоционального воздействия. Это сочетание рассказа ведущего с инсценировками, с рассказом  от первого лица, использование литературных произведений, песни, танца, видеосюжетов, возможностей информационно-коммуникативных технологий.

Методические рекомендации по подготовке и проведению устного исторического журнала

При подготовке устного исторического журнала в школе следует обратить на некоторые его особенности.

Подготовка журнала

Тематика исторического журнала не должна быть случайной. Он организовывается, как правило, по случаю празднования выдающихся календарных дат, важных исторических событий, юбилеев известных исторических деятелей. Сценарий журнала должен быть интересен для присутствующих, отвечать возрастным и психологическим возможностям школьников. Длительность мероприятия не должна превышать по времени длительности урока. Рекомендуется ограничить его 30 минутами. Это позволит легче воспринимать поданную информацию, избежать снижения концентрации внимания зрителей и наступления усталости.

Целесообразно разделить журнал на тематические части (страницы), каждая из которых посвящена одному из моментов или событий выбранной темы. Каждая страница журнала может меняться сменой участников, музыкальным или видео-оформлением и т.д.

Место учителя в устном историческом журнале целесообразно ограничить вступительным словом или подведением итога, а ведение журнала предоставить самим учащимся.

Оптимальное количество участников журнала 4 – 6 учеников, разделенные на пары (тройки), которые представляют одну из страничек журнала. Они являются ведущими или актерами. Отдельно к постановке журнала могут быть привлечены учащиеся для исполнения песен или танцев. Возраст участников зависит от сложности материала, его информационной насыщенности. Для ведения журнала могут быть привлечены и ученики разных по возрасту классов. Особенно эффективным является участие в одном журнале учеников выпускных классов и среднего звена. Это позволяет решить задачи преемственности поколений, позволит не нарушить регулярность выхода устного журнала, когда уходят старшие классы. Кроме того, совместное участие учеников среднего звена со старшеклассниками позволяет им перенимать опыт, учиться у старших товарищей, что имеет огромное воспитательное значение.

 Подача материала зрителю. Оформление

Устный исторический журнал – вид внеклассного мероприятия, который  позволяет успешно интегрировать историю с другими школьными предметами, тем самым, с одной стороны,  облегчая восприятие исторических фактов школьниками, а с другой стороны, помогая видеть достижения литературы, искусства, науки во взаимосвязи с историческими явлениями.

Однако не стоит перегружать исторический журнал стихами, песнями, превращая его в концерт. Стихотворения, музыка, которые звучат в журнале, должны, прежде всего, характеризовать, уточнять, акцентировать внимание на историческом событии, быть средством эмоционального воздействия, помогать зрителю лучше осознать исторические факты, представленные в журнале.

Исторический журнал позволяет представить материал разными методами. Как правило, основной – это рассказ ведущих. Параллельно рассказ ведущих может прерываться инсценировками либо рассказом от первого лица, когда используются воспоминания современников или очевидцев событий. Среди ведущих можно выделить, так называемых, архивариусов, которые будут представлять исторические факты и документы, подчеркивая, тем самым, достоверность событий, о которых идет речь.

Информация, подаваемая в устном журнале, должна восприниматься и осознаваться учениками, поэтому отдельные страницы целесообразно разделить, например, песней или танцем, во время которых зрители могут обдумать то, что услышали или увидели, настроиться на следующую информацию.

При подготовке журнала следует помнить о том, что восприятие сложных явлений предметного и социального мира осуществляется, прежде всего, благодаря участию процессов памяти, мышления и воображения, поэтому  для наиболее эффективного усвоения материала, нужно сочетать слуховое восприятие с визуальным (зрительным). Уже во время начала устного исторического журнала важно заинтересовать зрителей, привлечь их внимание, погрузить в соответствующую эпоху. Следует особенно продумать форму одежды ведущих и оформление аудитории. Как обложка журнала привлекает читателя, так и одежда ведущих способна сразу создать особый настрой, обстановку, сконцентрировать внимание учащихся, пришедших на устный исторический журнал. Необязательно одевать ведущих в сценические костюмы, порой достаточно какого-то одного элемента. Это могут быть гимнастерки или пилотки, если журнал посвящен событиям войны, завязанные платки на шеях или блузки в какой-то особой цветовой гамме.

Необходимо подобрать фото и видеоматериалы, характеризующие информацию, подаваемую в журнале. Кроме оформления классной доски фотографиями, плакатами, можно использовать и возможности ИКТ, сопровождая рассказ компьютерной презентацией. С помощью слайдов, подаваемых через проектор, создается «фон» журнала, его отдельных страничек.

По окончании журнала желательно дать возможность зрителям поделиться впечатлениями, высказать свое мнение об увиденном, особенно если материал журнала несет большую эмоциональную нагрузку.

Особую эффективность устный исторический журнал приобретает, когда он выпускает в школе регулярно и становится одним из постоянных воспитательных мероприятий по истории. 

Рукавицына Светлана Владимировна

P.S. Данная статья написана автором в 2009 году, когда уже в гимназии №8 было выпущено 5 номеров устного исторического журнала "Лабиринт времен". В настоящее время их уже 11. Журнал выпускается с 2006 года главным образом в мае ко Дню Победы, но есть два выпуска, которые были показаны в 1 семестре (к 70-летию начала контрнаступления под Сталинградом и 65-летию трагедии в Бабьем яру). Некоторые сценарии перекликаются, повторяются отдельные материалы. Но каждый раз - это новая идея, новая разработка и новое мероприятие. Надеюсь, что этот 10-летний труд учителя истории будет интересен посетителям сайта.

pravograd-gymnasium8.edusev.ru

Устные журналы.

В них на ведущего ложится еще большая ответственность. Тут он действительно в фокусе внимания слушателей?

Устные журналы — форма, завоевавшая большую популярность, и интерес к ней не затухает вот уже почти два десятилетия.

Какие трудности устный журнал представляет для ведущего?

Главная—разнородность программ устных журналов. Они включают в себя самые различные стороны жизни и деятельности нашего общества. Тут и международные проблемы, и наука, и спорт, и вопросы общественного быта, и медицина, и воспитание молодежи, и литература, театр, изобразительное искусство, кино, и даже моды, косметика и кулинарное искусство — словом, все, что бывает новым и интересным в жизни страны, частное и общее.

Ведущий обычно участвует в его формировании. Он следит по газетам и журналам за всеми новинками, за актуальными проблемами, «вылавливает» интересных людей. Таким образом, он становится ведущим журнала задолго до того, как выходит на сцену.

В устном журнале он выступает почти на первый план. Ведущий много времени пребывает на сцене и воочию, открыто руководит всем, что на ней происходит.. Он присутствует при докладе, сидя сбоку за столиком рядом с выступающим. Его присутствие никого не удивляет, ибо оно закономерно, он хозяин сегодня в полном смысле этого слова. Он обеспечивает все, что нужно выступающему. Если лекция сопровождается показом диапозитивов или экспона­тов, и тут он помощник, который заботится о том, чтобы все видели демонстрируемые предметы или кадры. Он может себе позволить даже спуститься в зал и пройти по рядам, чтобы дать поближе рас­смотреть интересный экспонат. Если у аудитории возникают вопро­сы, то дело ведущего их собрать и отрегулировать их поступление. Записки он собирает, просматривает и сортирует, помогая лектору избежать повторов и отдать предпочтение вопросам общим, карди­нальным, интересующим большинство. Он ловит вопросы-реплики и обнародует их так, чтобы зал понял, на что отвечает лектор. В об­щем, в устном журнале ведущий осуществляет коммуникацию сце­ны и зала и делает все, чтобы докладчик не отвлекался на частно­сти и имел возможность за сравнительно короткий срок изложить проблему, ответить на самые актуальные вопросы и максимально удовлетворить аудиторию.

Из всего вышесказанного ясно, в какое тесное и живое общение увязывается поведение ведущего с теми, кто в зале, и с теми, кто на сцене. Вплоть до прямого вмешательства в поведение тех и дру­гих. Но вмешиваться не значит мешать. Вмешиваться можно и должно, чтобы помочь.

Каждая страница устного журнала предваряется краткой встав­кой ведущего.

Краткость. Откуда она берется? Из двух исходных — знания предмета и умения схватить и сформулировать самую суть — наце­лить слушателей на главное.

Переключить слушателей на характер каждой новой «страни­цы»— дело ловкости и гибкости ведущего. Поэтому в его палитре обычно присутствуют все краски — от патетики до юмора, от дело­вой информации до лирических отступлений. Чем контрастнее строит ведущий вступления к страницам своего «журнала», тем он менее рискует надоесть публике, тем интереснее его слушать.

Юмор, если ведущий им владеет, помогает установить радост­ное, праздничное общение с публикой, живой обмен репликами с залом.

Выступающих тоже можно вызывать на шутку. Это еще больше сближает сцену и зал, создает теплую атмосферу. Но и в этом у ведущего должно быть чувство меры: всегда надо помнить о раз­нице между устным журналом и развлекательным концертом.

«Отношения на улыбке» — плод того общего настроения, дружеского доверительного общения, того особого тона взаимоотношений, который способен установить ведущий в устном журнале. По­этому вырванные из атмосферы живого общения и перенесенные на бумагу слова ведущего могут показаться неостроумными, ординар­ными, даже плоскими. Но мы все-таки попробуем привести пример. Зал заполнен педагогами, сугубо деловыми и достаточно устав­шими людьми. Но «журнал» удался, атмосфера самая приподнятая контакт у ведущего с аудиторией радостный и тесный. Очередная страница, которую он должен преподнести, посвящена встрече с известным мастером парикмахерского дела. Он будет рассказы­вать об уходе за волосами. Ведущий говорит: «Одному американ­скому менеджеру, руководителю кадров крупной фирмы, показали две фотографии. На левой был изображен коротко и аккуратно под­стриженный молодой человек.

— С этим джентльменом я готов вести переговоры о работе,—сказал менеджер.— Внешность его свидетельствует о собранности,уме, деловитости».

На втором снимке красовалась физиономия со встрепанными, давно не мытыми и нестрижеными клоками на голове.

— Этому субъекту,— изрек опытный менеджер,— ни одно делопоручить нельзя. Он не способен ни к какому длительному усилиюи организованному труду. Безнадежный тип.

На фотографиях был снят один и тот же человек. Ничем, кроме прически, они не разнились.

«Пушкинские строки,— добавляет ведущий после того, как смех в зале затих,— «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» можно перефразировать и поставить эпиграфом к нашей следующей странице: «Быть можно дельным человеком и думать о красе волос».

После этого ведущий знакомит с автором страницы.

Хорошее впечатление производит на слушателей «наглядное», образное вступление. Допустим, «журнал» проводится в новом, от­даленном районе Москвы. Еще недавно тут была дачная местность. «Страница» посвящена дальнейшему развитию района и его тран­спорту. Ведущий: «Действие повести Тургенева «Первая любовь» происходит далеко за городом в дачной местности «Нескучный сад». Это середина XIX века. Уже давно Нескучный сад — самый центр Москвы, сейчас он входит в территорию Центрального парка культуры и отдыха имени Горького, его обтекают и тянутся на мно­го километров дальше громады каменных домов. В 30-х годах поэт Эдуард Багрицкий снимал дачу — это было далеко от Москвы — в Кунцеве! Мы с вами сидим в центре огромного района, зал нашего Дворца культуры окружен замечательными новыми многоэтажны­ми домами.

Об истории этого района, о грядущем его развитии, о строитель­стве, транспорте и торговле расскажет наш докладчик».

Часто бывает, что нужно сообщить залу сведения общеизвест­ные. Например, посетители устного журнала уже встречались с дан­ным лектором, знают его профессию и имя, но не сообщить все это будет неуважением к докладчику. Тут есть палочка-выручалочка из слов «как вы знаете».' Говорить общеизвестные вещи без извине­ния— значит считать своих собеседников глупее себя. «Как вы знаете», «это мы с вами прекрасно знаем, но моя приятная обязан­ность произнести это вслух» уравнивают ведущего и зал.

Кстати, не только в устных журналах приходится прибегать к подобному ходу. Если предваряются сцены из известных пьес, знакомство с которыми обязательно для каждого грамотного человека, пересказывать содержание просто неловко. Тогда ведущий говорит: «как вы знаете», «как вы помните» и кратко излагает собы­тия, без которых вырванная сцена будет непонятна и потому воспримется с меньшим интересом.

Подготовка ведущего к устному журналу отнюдь не означает точного фиксирования на бумаге того, что он готовится сказать. Совершенно ясно; что чтение по бумажке ему противопоказано. Сошлемся опять на наблюдение В. Саппака о работе диктора

В. Леонтьевой:

«Неправильность ее речи — запинки, раздумчивость, паузы — это естественные неправильности речи вашего собеседника, к кото­рому, повторяю, вы испытываете полное доверие. Ведь всегда приятно, когда ваш собеседник не «шпарит», как по писаному, а го­ворит свободно, думая при вас (курсив В. Саппака), подбирая нуж­ные слова. На телевидении магнетизм живой речи особенно велик!»

Ничуть не меньше он и на сцене, особенно при ведении устного журнала. Поэтому-то ведущему лучше заготовить не текст своих выступлений, а их основу. Пусть мысль облекается в слова при слу­шателях. Они простят неправильности и заминки. Хотя прочитанное или выученное слово кажется более отточенным, но насколько оно к живом общении мертвее. Не следует пугаться и остановок. Если они заполнены мыслью, поисками наиболее точной словесной обо­лочки, слушатели с интересом будут следить за такой паузой, ибо рождение мысли, процесс облекания ее в слово не менее захватывающи, чем само произнесение. Итак, не надо пугаться публичных поисков подходящего выражения, наиболее точной фразы. Слуша­тели будут только благодарны за то, что при них происходит сво­бодный процесс творчества.

Подготовить, предварить, переключить, к месту пошутить и от­ветить на неожиданную реплику нельзя по бумажке. Владение импровизацией, быстрая ориентировка во всех неожиданностях, ко­торые несет эта живая форма, мгновенная реакция на все происхо­дящее на сцене и в зале, верное и активное пребывание в образе хозяина — вот без чего не может обойтись человек, взявший на себя обязанность вести устный журнал. «Как живой с живыми» — вот девиз ведущего устного журнала.

О принципе построения программ нам еще предстоит разговор в своем месте. О строе устных журналов поговорим сейчас. Он в.чем-то аналогичен «толстому» журналу. Проблемные и серьезные статьи перемежаются с красочными вставками. Материал полегче и юмор отодвигается к концу.

Серьезная большая «страница» не может идти в конце, слушате­ли устали, внимание притупилось. Но в отличие от печатного жур­нала опасно весь серьезный материал давать подряд. Это тоже чревато притуплением внимания. Никто не осудит ваш журнал, если за докладом последует вставка, отданная искусству. А за ней рас­положится опять страница, посвященная научной или политической проблеме.

Ведущий обязан подчеркнуть и оправдать такие перебивки. На­пример: «В самые серьезные журналы вклеиваются иллюстрации и красочные страницы. Мы с вами услышали интересное сообщение. Перевернем дальше листы нашего журнала. Что на следующем? Искусство». Далее идет сжатое объяснение страницы: либо это но­винка, либо, наоборот, знакомый и любимый исполнитель, либо по­бедитель очередного конкурса и т. д. К концу журнала приберегает­ся самое легкое и эффектное выступление, завершать журнал луч­ше всего на самой бодрой и радостной ноте.

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 100 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: РОДСТВЕННИКИ И РОДОСЛОВНАЯ | БЫТЬ САМИМ СОБОЙ | Марта 195... г. | ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА | ОБЩЕНИЕ | ОТ КОНЦЕРТА К КОНЦЕРТУ | Симфонический концерт. | Камерные концерты. | Составление программы. | Мелочи концертного быта. |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.064 сек.)

mybiblioteka.su

Экзамен культурнопосл

Свою специфику имеет досуг пожилых людей. Организаторы досуга должны учитывать их предпочтения, особенности психологии и здоровье. В этом возрасте люди нередко связывают цели отдыха с рекреационными нуждами, высоко ценят устоявшиеся социальные связи. Но привычки и целевые ориентации не должны стать непреодолимым препятствием для организации новых видов досуга среди пожилых людей. В мировой практике немало досуговых инноваций появлялось в рамках этих возрастных групп.

Если говорить о представителях средних возрастных групп, необходимо учитываются такие социальные параметры жизни людей, как место их проживания, семейное положение, характер и уровень оплаты труда, а также индивидуальные предпочтения в досуговых занятиях. Особо следует сказать осемейном отдыхе.

Помимо возраста, семейного положения и социального статуса существуют другие критерии, которые позволяют сегментировать потребителей досугового сервиса, в наибольшей степени учитывая многообразные особенности досуговых предпочтений и запросов. В разных странах существуют также социальные группы, требующие от организаторов досуга особого внимания и фантазии: работник из отдаленных поселений, вахтовики, военнослужащие, контингент мест заключения и др.

В Федеральном Законе РФ «О библиотечном деле» (ст. 14) подчеркнуто, что государство поддерживает развитие библиотечного обслуживания наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения, к которым отнесены пользователи детского и юношеского возрастов. Этим же Законом (ст. 8) закреплено право данных групп населения «на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами». В «Руководстве ИФЛА по развитию публичных библиотек» говорится: «Публичная библиотека должна стараться удовлетворять потребности всех групп общества, независимо от возраста, состояния здоровья, экономического или социального положения людей. Однако она несет особую ответственность за удовлетворение потребностей детей и молодежи». Классификация мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, строится в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей (Н.С. Карпова):

I этап – возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации – всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.

II этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются: игры на местности, игры на восприятие друг друга, спортивные игры, туризм, вечеринки, встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы), система зарабатывания каких-либо благ, праздники, драматизация.

III этап – возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть: вечера современной музыки, диско-шоу, вечера авторской песни, спортивные игры, дискуссии, тренинги, всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; целевые экспедиции – этнографические, экологические, археологические, фольклорные; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).

Молодёжь, в силу своих социально-психологических, возрастных особенностей, выполняет социальные функции, порой противоречивые и не однозначные. Молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и государства; с одной стороны, отличается определёнными собственными ценностными ориентациями и недостатком собственного жизненного опыта; с другой – является объектом и субъектом социализации, адаптации и воспитания. Молодежь – главный участник социальной мобильности и экономической инициативы, вместе с тем, налицо ее неполная включенность в социально-политические отношения, индифферентность; как социальный слой молодежь является источником социально-экономического возрождения страны. 

Принятое в 2012 году «Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи» служит хорошим ориентиром в деятельности библиотек, отдающих приоритет этому направлению. Особое внимание в документе обращено на необходимость изменения мнения молодежи о библиотеке. «Библиотека должна добиться того, чтобы ее образ ассоциировался в сознании молодежи с: - «домом» знаний и гарантом свободного доступа к информации; - помощью в социальной и профессиональной адаптации; - средой для реализации способностей, талантов, общественных амбиций; - местом проведения интеллектуального досуга и общения». Значительную роль в формировании позитивного образа библиотеки играют комплексные программы обслуживания молодежной аудитории, крупные акции и культурные проекты, которые реализуют публичные библиотеки. Однако, как показывает практика, доля участия самой молодежи в разработке и реализации библиотечных программ невелика.

«Чем меньше становится безопасных мест для подростков, куда бы они могли прийти одни или с друзьями, тем очевиднее становится новая роль библиотекарей, работающих с молодежью. Библиотеки становятся всем известным «третьим местом» в местном сообществе, а это влечет за собой и перемены в работе библиотекарей. Теперь библиотека позиционирует себя как культурный центр, который готов предложить гораздо больше, чем просто книги; а библиотекари, работающие с молодежью, разрабатывают программы мероприятий с целью привлечь молодых пользователей в библиотеку, показать, что она им может предложить, вовлечь их в этот процесс развития».

Библиотечные специалисты должны учитывать, что современные молодые люди не готовы к роли «объекта воспитательного воздействия», «ведомого», они достаточно независимы и самостоятельны в своем выборе и поведении. При проведение массовых мероприятий в библиотеках для молодежи, необходимо максимальное вовлечение в подготовку и проведение этих мероприятий самой молодежи, а для этого необходимо чтобы каждый молодой человек занимался своим любимым делом, выполнял бы те действия, которые больше всего отвечают его собственным интересам и возможностям.

Организовать коллективный отдых - это означает включить каждого человека в общую деятельность, соединить его индивидуальные интересы с общественными, добиться соответствия его индивидуальных действий характеру объективных законов общественного развития. Поэтому организация отдыха, по своей сути, выступает как творческий процесс, эффективность которого во многом зависит от участия в нем самой молодежи, её умения отдыхать.

Культурно-досуговая специфика работы в библиотеках, ориентированная на отдельные категории населения (например, лиц с ограниченными возможностями, пенсионеров и т. д.), соединяет в себе важность групповой и индивидуальной практики. Людям таких категорий как никому важно чувствовать единение с себе подобными (воспринимаемыми иногда как «товарищи по несчастью»), но не в меньшей степени нуждаются они и в индивидуальной заботе специалиста, который, например, организовав стойкое объединение по интересам, не должен считать свою миссию выполненной.

В.Л. Бубнов и Н.В. Бубнова относительно библиотечных клубов для ветеранов, инвалидов и людей пожилого возраста пишут следующее: «…Обслуживание этой немалой категории читателей по-прежнему занимает большое место в работе библиотек. Оно направлено на сохранение полезной, целесообразной активности пожилых людей, создание для них благоприятного психологического микроклимата.

В общении с этой категорией пользователей библиотечные работники учитывают их потребности и интересы, приглашают пенсионеров на разнообразные мероприятия: встречи с интересными людьми, вечера воспоминаний, поэтические вечера, конкурсные программы, организуют для них клубы по интересам.

Среди досуговых форм работы особую популярность приобрели клубы по интересам при библиотеках, каждый клуб интересен по-своему и своеобразен.

Посещение их позволяет пенсионерам пообщаться, показать свои таланты, узнать для себя много интересного и полезного.

Читательские клубы зачастую объединяют определенные возрастные и социальные категории посетителей или группы людей с устоявшимися интересами. С учетом этих обстоятельств можно классифицировать все библиотечные читательские объединения в две большие группы: возрастные клубы и клубы по интересам. Первая группа подразделяется на:

• клубы для ветеранов, инвалидов и людей пожилого возраста;

• клубы женского общения;

• молодежные клубы;

• семейные клубы;

• клубы для детей и подростков.

Вторая группа читательских объединений включает в себя:

• клубы литературные и нравственно-эстетической направленности;

• экологические клубы;

• клубы краеведческого направления.

  1. Основные этапы организации мероприятия. План(проект) – основа организации мероприятия.

Этапы подготовки и проведения:

  • Выбор вида мероприятия

  • Выбор темы, определение целевого и читательского назначения

  • Изучение материалов по теме

  • Выбор книги (книг, автора)

  • Определение круга заинтересованных лиц, организаций, переговоры с ними

  • Реклама, рекламная компания

  • Разработка структуры мероприятия, написание сценария

  • Подготовка участников мероприятия

  • Оформление аудитории

  • Проведение мероприятия, его фиксирование

  • Анализ эффективности мероприятия

  • Пропаганда проведенного мероприятия

  1. Читательская конференция. Методика подготовки и проведения.

Читательская конференция (Это крупное, трудоемкое мероприятие, которое заранее готовиться (около 2 мес.) ) - предусматривает обмен мнениями в широкой читательской аудитории. Конференция может проводиться по одному произведению, по ряду произведений, объединенных одной темой, по творчеству писателя. На читательской конференции сталкиваются различные точки зрения, формируется коллективное мнение. Смысл конференции состоит в коллективном обсуждении, в коллективной оценке книги. По содержанию они могут делить на конференции по произведениям художественной и специальной лит-ры. Они могут быть формой повышения квалификации специалистов (обсуждение монографии, нового учебники и пр.)

Еще одним из видов читательской конференции является – конференции с привлечением автора, которые пользуются большой популярностью среди читателей.

Интересным видом чит. конференции являются литературные суды, которые можно определить как имитационную ролевую игру. Можно рекомендовать проводить среди молодежи, старшеклассников. Конференция имитирует судебное заседание. Между участниками распределяются роли: судьи, прокурора, адвоката, судебные заседатели и пр. Каждый участник должен подготовиться к конференции, для этого прочитать произведение.

Здесь важна роль библиотекаря: он выступает как организатор, который должен создать игровую обстановку, разбудить творческие возможности участников.

  • К недостаткам этой формы относиться то, что основной аспект делается на фабуле, сюжете произведения. Дается оценка поступков героев с т. зрения моральных норм и правил современности.

Читательско-зрительские конференции читательская конференция с просмотром фильма по литературному произведению. Тут обсуждаются экранизированные произведения. По форме произведения они бывают:

  • очные (проводятся здесь и сейчас)

  • заочные (собираются читательские отзывы)

  • электронном виде (сайт библиотеки блог)

Любой читательский конференции препятствует длительный подготовительный этап

  • Беседа

  • Обзоры

  • Выставка

Но не обязательно, чтобы все читали произведение, но большая часть должна прочитать. На читательской конференции присутствует большое кол-во участников (30 и более). Свободный обмен мнениями – основа читательских конференций.

Вопросы должны быть озвучены заранее. Часть конференции может быть подготовлена заранее. Затрагиваются литературоведческие вопросы. Она более глубокая, чем просто обсуждение. Здесь не обязательно выбираются спорные произведения. Кроме чисто обсуждения вопросов может быть предложена небольшая беседа.

Могут быть показаны отрывки из фильма или спектакля.

Здесь важна роль ведущего.

Читательские конференции относятся к активным методам массовой работы, которые предполагают участие читателей. Весь процесс проведения конференции зависит не только от их присутствия, но и от желания высказать свою точку зрения, услышать отзывы других читателей, поспорить, отстаивая свое мнение, или согласиться с мнением оппонентов. Читательские конференции дискуссионны. В их основе лежит обсуждение прочитанного.

Относиться к Группе критико-аналитических методов.

Осн. задача: воспитание культура, чтения, воспитание читателя.

Этапы подготовки и проведения чит. конференций:

  1. Выбор книги (книг, автора)

  2. Определение читательского назначения, выбор места проведения конференции.

  3. Образование инициативной группы для подготовки конференции (классный руководитель, преподаватель, писатели и пр.)

  4. Пропаганда произведения (кн. выставки, рецензии, библиограф. списки и т.д.), чтобы как можно больше участников конференции прочитали это произведение.

  5. Разработка вопросов для обсуждения, лучше привлекать профессиональных литературоведов. Ни в коем случае нельзя предлагать вопросы, которые ассоциируются у читателей с уроками литературы.

Читательские конференции способствуют углубленному восприятию произведений, выработке у читателя собственного мнения, умения его сформулировать.

В настоящее время читательские конференции проводятся очень редко. В несколько сокращенном виде эта форма применяется в клубах по интересам в циклах литературных мероприятий.

  1. Обсуждение. Методика подготовки и проведения.

Обсуждение книги – рассматриваются различные точки зрения по поводу определенной книги, разговор идет о ее художественных и содержательных достоинствах и недостатках. Обсуждается актуальность тематики, затронутых проблем, форма подачи материала и т. д.

Также сюда можно отнести заочное обсуждение в интернете.

Беседа-обсуждение — беседа с элементами обсуждения. 

Этапы подготовки и проведения (аналогично чит. конференции)

Подготовительный этап – подбор произведения и темы для обсуждения. Далее идет сбор и обработка информации: факты, мнения литературоведов и критиков, читательских оценок. Затем надо подготовить тезисы и составить план проведения обсуждения: введение читателей в проблему, перечень и последовательность задаваемых вопросов. В процессе обсуждения необходимо организовать обмен мнениями, резюмировать сказанное, оценить результат обсуждения. Участникам (12-20 чел.) желательно собраться за круглым столом.

  1. Тематический вечер. Методика подготовки и проведения.

Тематический вечер – одно из самых распространенных мероприятий, проводимых библиотеками. Библиотечные вечера относятся к позитивно-иллюстративным методам.

Тематический вечер – массовое мероприятие, которое посвящается творчеству того или иного писателя или поэта (чаще всего приурочивается к юбилейным датам). Своеобразными литературными вечерами являются «часы поэзии» и «поэтические дни», вечер-портрет, посвященные творчеству одного поэта или отдельной теме. Формы тематических вечеров могут быть разнообразными. Литературные и литературно-музыкальные вечера, литературно-музыкальные гостиные, киновечера, вечер-портрет, вечера поэзии и др.

Тематические библиотечные вечера относятся к числу форм рекомендации книг, обладающих ярко выраженной позитивно-иллюстрированной направленностью, которая проявляется в ознакомлении читателей с социально значимыми примерами, выводами, фактами, событиями, изложенными в книгах.

Библиотечный вечер относится к устным формам информации и рекомендации комплексного характера. Тема вечера освещается разными средствами, включая музыку, художественное слово, изобразительное искусство, кино-фото-документы. В библиотечном вечере переплетаются две линии: познавательная и развлекательная, эмоциональная. Часто такие вечера, где выступают известные люди, привлекают внимание не только читателей библиотеки, но и жителей района в целом. Желательно к литературному вечеру оформить книжную выставку.

Таким образом программа вечера состоит из комплекса форм информации и рекомендации книги, как наглядных, так и устных, объединенным темой и читательским направлением. В библиотечном вечере переплетаются две линии: познавательная и развлекательная, эмоциональная.

Тематический вечер – наиболее, часто встречающаяся форма, часто используется:

Литературно-музыкальная композиция

Литературный монтаж

Литературный бал

Вечер-портрет

Вечер книги

Краеведческий вечер

Элементы основной части:

Беседа

Музыкальные фрагменты

Видеоряд

Инсценировка

Выразительное чтение

Живое исполнение

Запись

Приглашенный гость

Для активизации аудитории можно использовать элементы конкурса, поощряя читателей за верные ответы.

Особенность тематический вечер взаимосвязь элементов мероприятия.

Методика подготовки и проведения (аналогично тем. вечеру): выбор темы, определение целей, задач, читательское назначение, написание сценария, выбор иллюстративного материала, приглашение участников. При написании сценария надо находить интересные малознакомые факты, которые будут держать слушателей в состоянии заинтересованности. Тематические вечера могут быть разными по масштабу привлечение читателей – от имеющих большую аудиторию до носящих камерный характер. Для вечеров характерны уютная обстановка, доверительные, дружеские отношения, неформальное обсуждение.

  1. Устный журнал. Методика подготовки и проведения.

Среди традиционных методов, зачастую относимых к клубным, необходимо назвать Устный журнал.

Устный журнал – активная форма пропаганды лучших книг. По содержанию и структуре это мероприятие похоже не печатный журнал. Номер устного журнала может быть посвящен творчеству писателя, литературной или знаменательной дате, одному из видов или жанров литературы. Объем У/Ж – несколько «страниц», но не более 3–4, чтобы не ослабевало внимание участников. Каждая страница содержит информацию о литературе по определенной теме и завершается рекомендацией печатных источников. Обязательны библиографическая страничка и несколько вариантов планов дальнейшего чтения.

Он должен проходить регулярно (т.е. иметь периодичность). Характерно наличие страниц, которые между собой не связаны.

Каждая страна – самостоятельные линии мероприятия. Они могут быть универсальными и тематическими.

Например:

1стр. беседа библиотекаря

2 стр. обзор книжной выставки

3 стр. видеостраница

4 стр. музык. стр-цы

5 стр. конкурсная стр-ца.

Главная отличительная особенность, специфика любого периодического издания – отражать самые актуальные, волнующие многих проблемы.

Методика подготовки и проведения:

  1. Выбор названия, который определяется читательским и целевым назначением и служит его визитной карточкой. В нем должно отражаться проблематика, содержание и даже концепция журнала

  2. Определение состава редакционной коллегии. В него, кроме библиотекарей должны входить специалисты в определенной области или авторитетное, заинтересованное лицо (может представитель общественных организаций, представители СМИ).

  3. Разработка основных рублик. Как в каждом журнале, здесь должны быть рублики (напр. «Проза», «Поэзия», «Страницы юмора»)

  4. Разработка оформления. Обложка, титульный лист, заголовки рублик.

  5. Подготовка конкретного номера. Оно включает написание сценария, подбор иллюстративного материала, приглашение гостей и т.п.

Эта форма массовых мероприятий достаточно эффективна и позволяет установить тесную связь с местными органами власти.

  1. Вечер вопросов и ответов. Методика подготовки и проведения.

Вечер вопросов и ответов – это способ вовлечения читателей библиотеки в познавательную деятельность и метод активизации чтения отраслевой и художественной литературы. Подобные вечера проводятся по одной теме или по меняющимся темам в зависимости от изменения интересов читателей. Вечер вопросов и ответов ставит своей целью удовлетворить конкретные запросы пользователей. Он проводится с приглашенными участниками. Предварительно осуществляется сбор вопросов от читателей (за 2-3 дня передаются вопросы), затем приглашенный специалист на них отвечает.

Главная их задача восполнять дефицит информации у населения по актуальным вопросам. Эта форма была очень востребована в Советском Союзе, из-за строго дозированной информации, когда люди могли получать расширенную информацию на таких мероприятиях от осведомленных людей, например лекторов-международников.

В настоящее время, несмотря на обилие источников информации часто людям сложно следить за появлением нужных сведений. Часто вечера вопросов и ответов проводятся ныне по краеведческой тематике, по проблемам, которые волнуют населения. Также вызовут интерес такие темы, как: борьба с преступностью, состояние окружающей среды, вопросы благоустройства населенного пункта, состояние здравоохранения и образования.

Методика подготовки и проведения:

Выбор темы

Определение состава участников

Сбор вопросов от читателей

Пропаганда литературы по теме вечера. Библиотека готовит серию выставок, проводит обзоры, организует рекламу

Работа с приглашенными специалистами. Им передаются вопросы от населения

Подбор ведущего. Это должен быть специалист этой темы.

Оформление аудитории (выставка, фотодокументы, диаграммы…)

Проведение мероприятия. Оно начинается с обоснования проблемы и предоставления приглашенных. Читателям предлагают проявить максимум активности при обсуждении насущных проблем. Традиционным является обзор литературы выставки.

  1. Игровые методы. Методика подготовки и проведения.

В библиотеках появились совершенно новые формы массовой работы, активные и игровые. К активным мы относим те, в которых в отличие от позитивных деятельное участие принимают сами читатели. При посещении позитивных мероприятий — литературных вечеров, обзоров — читатели являются просто слушателями, реципиентами той информации, которую для них подготовили библиотекари. Игра служит средством удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и развития его мотивационной сферы. В игре проявляются и закрепляются новые интересы и мотивы деятельности ребенка.

1. Она свободна. Каждый человек сам принимает решение о своем участии в игре.

2. Игра отличается от обыденной жизни. Она дает возможность выйти временно в иную сферу деятельности. Она украшает жизнь и вследствие этого является необходимой. Игра реализует идеалы коммуникации и общежития.

3. Игра ограничена местом и временем действия.

4. Для игры характерна повторяемость. В нее можно играть много раз.

5. Внутри игрового пространства царит определенный безусловный порядок. Отклонение от него может разрушить ход игры. Практически у каждой игры есть свои правила.

6. Игре свойственны эстетические характеристики. Она имеет склонность быть красивой, в ней наличествуют проявления прекрасного — напряжение, равновесие, сбалансированность, чередование, контраст, вариативность, завязка, развязка, разрешение.

Все эти характеристики свойственны библиотечным игровым мероприятиям и хорошо ложатся на их методику.

К библиотечным играм наиболее близка ролевая игра, которая определяется как «совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли».

Влияние роли на социализацию личности чрезвычайно важно при проведении ролевых игр в библиотеках. Каждый участник исполняет роль в соответствии с целями и задачами игры. Желательно, чтобы роль способствовала развитию личности, повышению самооценки и статуса играющего. Читатель в процессе подготовки и проведения мероприятия готовит роль и проигрывает ее на мероприятии, взаимодействуя с другими читателями, исполняющими иные роли. Роль готовится в течение определенного времени, и уровень ее исполнения зависит во многом от личностных качеств читателей и от той помощи, которую оказывают им библиотекари, консультанты, педагоги и др.

studfiles.net


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта