Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

ТиМОИ математики 5 курс / Доп_материалы по КВ и ЭК / По ЭК / Элективные курсы. В какой журнал записывать элективные курсы


Положение об элективных курсах, требования к ведению школьной документации

Принято: Утверждаю: Педагогическим советом Директор: МАОУ СОШ №147 МАОУ СОШ №147 ____________________Е.А.Рожков№_______от __________ Приказ № ________ от __________ ПОЛОЖЕНИЕ об элективных курсах и требованиях к оформлению рабочих программ1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано на основании: Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», «Концепции профильного обучения», Базисного Учебного плана (БУП), Типового положения об образовательном учреждении, Устава МАОУ СОШ № 147 с целью введения предпрофильной подготовки обучающихся основной общей школы и профильного обучения учащихся средней общей школы. 1.2. Цель, задачи и функции элективных курсов Цель элективных курсов: удовлетворение индивидуальных образовательных склонностей каждого школьника. Задачи элективных курсов: повышение уровня индивидуализации обучения и социализации личности; подготовка к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности; содействие развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда; выработка у обучающихся умений и способов деятельности, направленных на решение практических задач; создание условий для самообразования, формирования у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы и самоконтроля своих достижений. Функции элективных курсов: предпрофильного обучения: направление на выбор или уточнение профиля дальнейшего обучения, определение степени готовности и обоснованности к выбору сферы будущей профессиональной деятельности; профильного обучения: «поддержание» изучения основных профильных предметов на заданном профильном стандартном уровне; специализация обучения и построение индивидуальных образовательных траекторий. 1.3 Типы элективных курсов По назначению выделяются несколько типов элективных курсов Предметно-ориентированные: обеспечивают для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного предмета, развивают содержание одного из базовых курсов, включая углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ; дают ученику возможность реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области; создает условия для качественной подготовки к итоговой аттестации и в том числе к экзаменам по выбору Профильно-ориентированные: ориентированы на получение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда, т.е. данные курсы являются дополнением содержания профильного курса; уточняют готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на профильном уровне. Межпредметные: обеспечивают межпредметные связи и дают возможность изучения смежных предметов на профильном уровне; поддерживают мотивацию ученика, способствуя внутрипрофильной специализации. Надпредметные: обеспечивают реализацию познавательных интересов школьников, выходящих за рамки традиционных предметов и распространяющихся на области деятельности человека вне выбранного ими профиля обучения; знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов и способами их разработки в различных профессиональных сфера

weburok.com

Особенности элективных курсов и их влияние на профессионализацию

Аннотация. Разнообразие форм обучения в современной школе направлено на успешное выполнение поставленных образовательных задач. Одной из подобных форм выступает элективный курс, основной целью которого является профессиональная ориентация обучающихся старших классов.Ключевые слова: элективный курс, профессионализация, формы обучения.

Элективные курсы - специально организованные краткосрочные курсы, ориентированные на формирование представлений обучающегося о широкой группе социально-профессиональных ролей и получение им опыта реализации определенного вида деятельности в какой-либо профессии, обеспечивающие самоопределение обучающегося относительно профиля обучения во взаимосвязи с будущей профессиональной деятельностью.

В образовательных учреждениях необходима избыточность элективных курсов для обеспечения возможности реального выбора обучающимися. Обязательное условие - использование активных форм проведения занятий, информационных и проектных форм работы.

Элективные курсы ориентированы на получение знаний в той или иной образовательной области, вводят в мир современных профессий: филолог, эколог, биолог, географ, химик, медик, дизайнер, фермер, агроном, автомобилист. Педагогам необходимо создать условия, удовлетворяющие потребности обучающегося в выборе содержания образовательного маршрута, создать условия, благоприятные для активизации деятельности обучающихся в профессиональном самоопределении. Задачи курсов - развитие творческого потенциала личности, обучение навыкам, приемам деятельности, расширение возможностей самореализации обучающихся в условиях практической деятельности в контексте особенностей выбранной профессии: исследовательской, художественной, трудовой, социальной.

Элективные курсы должны иметь социальную и личностную значимость, актуальность как с точки зрения подготовки будущих кадров, так и для личностного развития обучающегося. Они должны способствовать социализации и адаптации обучающихся, обладать развивающими возможностями, формировать профессиональные навыки, универсальные учебные действия обучающихся.

Методы и формы обучения должны определяться требованиями профессионализации, учитывать возрастные особенности обучающихся. Обучение необходимо вести через опыт и сотрудничество, работу в малых группах, использовать ролевые игры, моделирование, тренинги, метод проектов.

Обязательно использовать поисковой и исследовательский метод, стимулировать познавательную активность обучающихся. Не исключать и самостоятельную работу с различными источниками информации. Необходимо предусмотреть варианты изучения как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах основную и дополнительную литературу, электронные издания, Интернет-ресурсы.

Для определения ожидаемых результатов изучения курса необходимо регулярно оценивать достижения обучающихся, используя диагностику. Результаты должны быть значимы для самих обучающихся для успешной профессиональной карьеры по окончании курса. Необходимо продумать и разработать формы промежуточного контроля и формы итоговой зачетной работы по курсу.

Основные принципы обучения - индивидуальность, доступность, преемственность, результативность, развитие способностей, склонностей, интересов, также учитываются при разработке форм итогового контроля.

Чаще всего обучающиеся затрудняются ответить на вопрос относительно того, чем он хочет заниматься в жизни. Они просто не имели возможности или не пробовали серьезно заняться математикой или лингвистикой. Им кажется, что если они любят читать, то это означает, что карьера филолога ему подходит; если у него пятерка по математике, то надо поступать на математический факультет университета. В школе мы сталкивались с обучающимися, которые многое могут и даже учатся хорошо, но ничего не хотят изучать дополнительно, только в рамках урока «я могу».

Предположим, обучающийся решил, что он должен освоить программу физико-математического класса. Но кем он будет - экономистом, физиком, он пока не решил. В решении этой проблемы также могут помочь элективные курсы.

Мотивация к изучению того или иного предмета возникает у обучающегося через успех. Нравится обычно то, что получается. Элективные курсы и должны стать тем местом, приходя в которое, обучающийся начинает свободно высказывать свои мысли, раскрепощаться, приобретать опыт успешного ученичества, приобщается к профессии. Задача учителя - помочь ребенку сориентироваться в выборе пути продолжения образования, восполнить пробелы его подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность обучающемуся проявить себя и добиться успеха.

Благодаря элективным курсам, обучающиеся расширяют знания в различных областях по выбранной ими профессии, прорабатывают и проигрывают различного рода ситуации, связанные именно с той профессией, которую они выбрали, обсуждают положительные стороны профессии.

Находят популярные, престижные профессии и сравнивают их с теми, которые менее популярны, но не менее важны. Формируют собственный взгляд на свое будущее, на то, куда и кем каждый из них пойдет работать. Совместная деятельность помогает обучающимся сформировать представление о профессиях, которые встречаются на современном рынке труда.

Проведя мониторинг посреди учебного года, мы выявили, что у большинства обучающихся, посещающих элективные курсы, оптимальный уровень самоопределения. Они ориентированы на получение основательной образовательной подготовки, на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала. Представления старшеклассников относительно своих жизненных перспектив реалистичны, принимаемые решения по выбору профессии самостоятельны, а профессиональный выбор конкретен.

В настоящее время обучающиеся 11 класса МБОУ «Терентьевская сош» на элективных курсах изучают профессиональные навыки разнотипных профессий, проявляют устойчивый интерес к обсуждению своего трудового будущего, «примериванию» себя к выбранной профессии. Нами были апробированы элективные курсы: «Речевой этикет», «Культура речи», «Юный филолог», «Журналист» учебного предмета «Русский язык»; «Замечательные неравенства, их обоснования и применение», «Геометрическое моделирование окружающего мира» учебного предмета «Математика»; «Технология создания сайтов» учебного предмета «Информатика и ИКТ»; «Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействия» учебного предмета «Химия», «First Steps to Creative Business Writing (Эффективный курс делового письма на английском языке)» учебного предмета «Английский язык».

Литература

  1. Голуб, Г.Б. Предпрофильная подготовка учащихся: рекомендации по организации и проведению / Г.Б. Голуб, А.В. Великанова; под ред. проф. Е.Я. Когана. [Текст] - Самара: Учебная литература, 2006. - 160 с.
  2. Ерина, Т.М. Плюсы и минусы профилизации российского образования / Т.М. Ерина [Текст] // Профильная школа. - 2008. - №2. - с.39-44
  3. Тавстуха, О.Г. Методическое сопровождение профессионального самоопределения  учащихся в предпрофильной подготовке: учеб.-методич. пособие / О.Г. Тавстуха, А.А. Муратова [Текст] // -Оренбург: ОГПУ, 2008. - 212 с.
  4. Немова, Н.В. Управление системой профильного обучения в школе: метод. пособие / Н.В. Немова. [Текст] // - М.: Сентябрь, 2005. - 160 с.

e-koncept.ru

Элективные курсы

Министерство образования

Российской Федерации

(Минобразование Росси)

Департамент общего

и дошкольного

образования

№ 14-51-277/13 от 13.11.2003

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации

Департамент общего и дошкольного образования направляет информационное письмо об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Приложение: на 3 л.

Руководитель Департамента А.В. Баранников

Элективные курсы в профильном обучении

Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы- обязательны для старшеклассников.

В соответствии с одобренной Минобразованием России «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач.

По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них могут являться как бы «надстройкой» профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы: «Математическая статистика» для школьников, выбравших экономический профиль, «Компьютерная графика» для индустриально-технологического профиля или «История искусств» для гуманитарного профиля. Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы «Делопроизводство» или «Деловой английский язык», курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания и т.д. Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих «внепредметный» или «надпредметный» характер. Примером подобных курсов могут служить элективы типа «Основы рационального питания» или «Подготовка автолюбителя».

Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.

Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.

Вводя в школьное образование элективные курсы необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение – это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.

Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10-11 классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам.

Предлагаемая организация обучения обуславливает необходимость разделения класса, как минимум, на две подгруппы.

Элективные курсы как наиболее дифференцированная, вариативная часть школьного образования потребует новых решений в их организации. Широкий спектр и разнообразный характер элективов может поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяемое нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Сетевые формы предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.

Особую роль в успешном внедрении элективных курсов сыграет подготовка учебной литературы по этим курсам.

Министерство проводит в настоящее время работу в этом направлении. По заданию Министерства Национальный фонд подготовки кадров провел конкурс учебно-методических пособий по элективным курсам. В результате конкурса подготовлены программы, учебные и методические материалы по 8-10 элективным курсам по каждому учебному предмету. В ближайшие месяцы готовится публикация сборника программ по этим элективам, которые будут разосланы в органы управления образованием субъектов Российской Федерации. Заканчивается работа авторских коллективов над рекомендациями учебных и методических пособий и в начале 2004 года планируется их издание.

Подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.

Опыт ряда регионов, участвующих в эксперименте по профильному обучению, показывает, что в институтах повышения квалификации, педагогических вузах, в школах на местах создаются собственные варианты элективных курсов. Многие из них представляют интерес и заслуживают поддержки. В этой связи можно рекомендовать региональным и муниципальным органам управления образованием создавать банки данных по элективным курсам, организовать информационную поддержку и обмен опытом введения элективных курсов.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.

Создание элективных курсов – важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения. Поэтому их разработка и внедрение должны стать частью Региональных программ перехода к профильному обучению.

Опыт создания и внедрения элективных курсов, вопросы учебно-методического обеспечения элективов будет широко освещаться в педагогической печати, прежде всего, в учрежденном Минобразованием России и Российской академией образования, журнале «Профильная школа».

studfiles.net


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта