Книжные выставки в школьной библиотеке. Выставка журналов в библиотеке
ПРОСТО БИБЛИОБЛОГ: В помощь библиотекарю
Примерный план по справочно-библиографической и информационной работе библиотеки на 2013 год
Дорогие коллеги!
Сейчас у нас идет горячая пора – время планирования и отчетности. Предлагаю вам примерный план по справочно-библиографической и информационной работе (без привязки к срокам выполнения и ответственным). Конечно, в каждой области руководящие методические центры (областные библиотеки) дают свою схему плана и отчета по библиографии. В нашей области эта схема включает 5 позиций:
1) Информационно-библиографическое
обслуживание (ИБО)
2) Справочно-библиографическое обслуживание (СБО)
3) Формирование справочно-библиографического аппарата (СБА)
4) Создание библиографической продукции
5) Формирование информационной культуры пользователей
Я предлагаю вам план по библиографии нашей библиотеки для того, чтобы вы могли выбрать понравившиеся вам названия и формы работы. Конечно, наша библиотека маленькая, всего два сотрудника, поэтому наши планы не столь объемны и всеобъемлющи, как планы центральных или каких-либо других крупных библиотек. Но для небольших библиотек как наша, а также сельских библиотек, мне кажется, вполне сгодятся.
Буду рада, если эта информация окажется востребованной и поможет кому-либо в работе, а также всем комментариям, замечаниям и предложениям.
1. Информационно-библиографическое обслуживание (ИБО)1) Количество абонентов информации
а) индивидуальных - 3
б) коллективных (групповых) – 1
· члены Салона интеллектуального чтения и искусства «Перекресток духовности»
2) Создание картотеки информации, где выделены абоненты индивидуального библиографического информирования и абоненты группового информирования.
3) Использовать в работе самые разнообразные формы информирования:

а) списки новых поступлений, тематические списки
«Новинки на книжной полке»: Новые поступления в библиотеку
«В помощь педагогу»: Новые издания и публикации к учебному году
«Познавайте мир с новыми журналами!»: По страницам периодических изданий 2013 г.
«Книжный Гольфстрим»: Знакомимся с новыми поступлениями в библиотеку»;
«Что можно взять в библиотеке почитать»: Новинки художественной литературы»;
«Новинки издательств нашего региона»: (Краеведческая литература)
«Я живу на земле Волгоградской…»: Новинки краеведческой литературы»
«Новинки из книжной корзинки»: Новая художественная литература»
«Что можно взять в библиотеке почитать?»: Новинки художественной литературы»
«Книжная радуга»: Новинки художественной литературы за 2012 г.»
«Книжная Планета»: Знакомимся с новыми поступлениями в библиотеку»
«Любителям художественной литературы»: Знакомимся с новинками»
б) выставки-просмотры новой литературы, периодических изданий;
· информационные выставки, в том числе:
«Вести из городской администрации»;
«Многоликий мир прессы»;
«пресс-круиз» «Путешествие по страницам новых изданий для молодежи»
пресс-выставка для детей: «Всё в журналах интересно!»
кибервыставки: «Мир персонального компьютера», «Компьютер, безопасность и дети», «Взрослые и дети читают в Интернете»: Правила безопасного Интернета»
«Мир цифровой Вселенной»
«Окно в мир»: Новые и лучшие книги»
«Учись! Узнавай! Удивляйся!»: 1 сентября – День знаний
Выставка-адвайзер «Как не заблудиться на безграничных просторах Интернета»
Выставка-премьера «Литературный континент»: Новинки современной художественной прозы»
Выставка-приглашение «Галерея книжных новинок»: Смотри и читай!»
Выставка-реклама «Новые книги Поволжья»: Узнаем лучше край родной!»
Выставка-премьера «Весь мир большой от А до Я откроет книжная страна»: Новинки детской литературы»
Пресс-выставка «Периодика – 2013: Самое интересное и познавательное»
Выставка-реклама детских журналов «Почитаем, отдохнем – время с пользой проведем!»
Выставка-просмотр «Из книжного моря – на библиотечную полку»
Пресс-выставка «На журнальной волне»: По страницам новых журналов»
Выставка-реклама «Год без скучных книг»: Новые поступления в библиотеку»
· Виртуальные выставки
«Компас в море новинок»: Новые поступления»
«Компактно» об интересном и полезном»: Новинки СD»
в) оформление КЗД (календаря знаменательных дат) в фойе библиотеки и в читальном зале:а) «Памятные даты истории России» б) «Литературный календарь»;
в) «Краеведческий календарь»
г) Дни информации, беседы, обзоры, уроки, игры информационного характера:
День электронного издания «Электронные ресурсы в помощь учебе первокурсника»
День периодики «Журнальная карусель»
День знаний «Первосентябрьский калейдоскоп»
Информ-ревю «В мир знаний – через библиотеку!»
Деловая игра по компьютерным технологиям «Мой персональный друг – компьютер»
Конференц-час «Самые интересные журналы»
«Пресс-драйв» «Молодёжный мир»: по страницам периодики.
День открытых дверей «Информационные ресурсы библиотеки – молодежи»
Беседа-презентация «Путешествие по нечитанным страницам: Знакомимся с новой литературой»;
Беседа-обзор «Давайте читать вместе!»: По страницам новой детской литературы»;
Уроки безопасного поведения «Дети в сети Интернет»
Библиотечный интернет-урок «Прогулки через интернет – лес»
Урок интернет-безопасности «Чем опасен Интернет?»: Проблема интернет-зависимости»
Пресс-обзор новых детских периодических изданий «Друзья, а вам известно, что всё в журналах интересно?»
Обзор-беседа «Очень много мы узнаем – если книги прочитаем!»: Новые книги для детей младшего школьного возраста»;
Обзор-реклама для первоклассников «К нам в гости новая книга пришла!»
Детский книжный калейдоскоп «Своей интересной чудесной дорогой к нам новая книга идет!»: Путешествие в мир новой детской литературы»
Новогодняя Акция «В Новый Год - с новой книгой!» (цель – дать читателям возможность выбрать с книжной выставки новинок книгу по душе и встретить Новый Год с новой интересной книгой. Проводится во второй половине декабря).
д) Познавательные экскурсии в библиотеку
Медиа-экскурсия-презентация «Библиотека №4 в реале и в виртуале: Знакомство с библиотекой, её блогами «Библиокомпас» и «Михайловский краевед»
Экскурсия-приглашение «Добро пожаловать в библиотеку №4!»
Экскурсии-знакомство: «Тихий шелест страниц нам сопутствует в жизни повсюду…»: В гостях у библиотеки №4»,
Экскурсия-знакомство с библиотекой: «Есть такое в свете чудо…»
«Библиотека открывает двери»,
Экскурсия-познание «Библиотека – окно в мир»
Экскурсия-знакомство «Самый лучший интернет не заменит книгу, нет!»: В гостях у библиотеки № 4»
«Приглашаем записаться в читатели»,
«Библиотека – молодым читателям: ресурсы, услуги»,
«Библиотека приглашает…»,
«На библиотечной волне: Ресурсы, услуги, возможности библиотеки №4»,
«В гостях у библиотеки №4»
«Вас ожидает мир чудесный книги!»,
«Первое знакомство с библиотекой»,
«Мы идем в библиотеку!»,
«Библиотека приглашает детей»,
«Первый класс – в библиотеку в первый раз!»,
«С книгой будем мы дружить – в библиотеку приходить!»
«Рады мы всегда гостям, приглашаем в гости к нам!»
е) Проводить оперативное информирование сотрудников Городского Дома культуры, членов Салона интеллектуального чтения и искусства по индивидуальным запросам, делать ксерокопии статей по запрашиваемым темам, подборки и дайджесты публикаций.
2. Справочно-библиографическое
обслуживание (СБО)
1) Вести постоянный учет основных процессов работы с СБА. Справочно-библиографическое обслуживание проводить в режиме «запрос – ответ».
2) Осуществлять СБО с исчерпывающей полнотой и оперативностью. Выполнить в течение года 660 справок. Постоянно вести тетрадь учета выполненных справок повышенной сложности.
3) Вести учет пользователей Интернет услугами.
4) С помощью интернет-технологий осуществлять поиск информации по запросам пользователей.
3.Формирование справочно-библиографичес-
кого аппарата (СБА)
1) Алфавитный и систематический каталоги: а) Продолжить работу по организации и ведению АК и СК.
б) Более детальная рубрикация СК в соответствии со Средними таблицами ББК 2) Систематическая картотека статей (СКС):
а) продолжить работу по организации СКС в соответствии со Средними таблицами ББК
б) текущая аналитическая роспись газетных и журнальных статей (самостоятельная роспись) – 100 ед.
в) выделить рубрики на актуальные темы:
«Золотое зарево Победы»: к 68-летию Победы в Великой Отечественной
войне;
«200 огненных дней и ночей»: к 70-летию победы в Сталинградской битве
«Огненная дуга»: к 70-летию Курской битвы
3) Краеведческая картотека, тематические картотеки:
а) организация (создание) краеведческой картотеки;
б) постоянное пополнение новыми карточками
в) выделить актуальные темы и рубрики
· «Лучшие люди города»,
· «Экология Михайловки»,
· «Земляки – участники и герои Великой Отечественной войны»
г) создать картотеку сценариев и методических материалов
д) создание и регулярное ведение картотеки информации
4) Проводить индивидуальные консультации по темам:
Как найти нужную книгу в библиотеке?
Как следить за новинками литературы?
Как правильно ориентироваться в библиотечном пространстве?
СБА библиотеки: зачем он нужен?
Как увлечь малыша книгой?
Правила пользования библиотекой и др.
Каталоги и картотеки библиотеки №4
Как найти нужный ресурс в Интернете?
Как правильно оформить реферат, доклад, сообщение
Электронный каталог, электронная картотека статей – как ими пользоваться
Как находить нужную информацию в блогах
4. Создание библиографической продукции:
Создание информационно-рекомендательных ресурсов для юношества и детей, широкого круга читателей:
Аннотированный список литературы «Прикоснись сердцем к подвигу: Новая литература о Великой Отечественной войне»
памятка-рекомендация для старшеклассников «Как написать доклад»
обзор интернет-ресурсов для старшеклассников и студентов из серии «Библиотека – молодым читателям»: «Сайты для тех, кто хочет учиться»
пособие «Что читать детям в Интернет»: Интернет-ресурсы для детского чтения»
информ-листовка «Правила безопасного Интернета для детей»
памятка для школьников «Безопасный компьютер и Интернет для детей и подростков»
инфодайджест «Учитель…Как много скрыто в этом слове» (Год учителя в России)
серия книжных закладок «В сердцах и книгах -память о войне», посвященную произведениям военной тематики: (К 68-летию Победы в Вов)
информационно-рекламный буклет «Библиотека № 4: её прошлое и настоящее»
рекламно-информационный список «Читай, город! О нас пишут!»: Библиотека № 4 в СМИ»
шорт-обзор «Читаем журнал «Дальний Восток»
информационный буклет «Ваш виртуальный мир»: Интернет-ресурсы для людей с ограниченными возможностями
5. Формирование информационной культуры пользователей.
Темы библиотечных уроков, уроков информационной культуры для учащейся молодёжи:
урок-путешествие «Веблиография - студентам»: Образовательные ресурсы»
интернет-урок «Библиотека – навигатор в море информации»
урок-беседа: «Умеете ли Вы читать?»
урок-презентация: «Книги бывают разные»: Из истории книги и библиотеки»
урок-познание: «Информационная культура личности - нужна ли она?» (с использованием компьютерной презентации в POWER POINT)
урок-информация «Развитие динамического чтения – веление времени»
урок-практикум «Что такое СБА и зачем он нужен»
библиотечно-библиографическая игра «Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке»
библиотечный урок-реклама: «Городская библиотека № 4: её информационные ресурсы, услуги и возможности»
библиотечный урок: «Что такое периодика? Детские периодические издания в библиотеке №4»
библиотечно-библиографическая беседа-игра «Особенности работы со справочными изданиями
библиотечный урок-обозрение «Как читать молодежные газеты и журналы»
Вот примерная схема плана работы по СБО и ИБО. Конечно, здесь у нас отражены мероприятия не за один год. Надеемся, что эта информация окажется востребованной библиотекарями. Успехов вам, дорогие коллеги, в планировании и вашей повседневной работе!
novichokprosto-biblioblog.blogspot.ru
День периодики «ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ В ЖУРНАЛЕ И ГАЗЕТЕ» провели в библиотеке-филиале N9
Найдется ли такой человек, который не любит новостей? Конечно, нет. Все мы очень любознательны. Обо всем новом, что нас интересует, расскажут газеты и журналы. 24 июня в библиотеке-филиале №9 прошел день периодики «Обо всём на свете в журнале и газете». К этому дню была оформлена выставка с одноимённым названием. Периодика для выставки подбиралась исходя из читательских потребностей и интересов пользователей разных возрастных категорий.
Детей младшего возраста ждали прекрасные издания журналов «Том и Джерри», «Мурзилка», «Юный натуралист», «Мир Принцесс», «Скуби-Ду», «Свирель».
У ребят средней возрастной группы и старшеклассников наибольшей популярностью пользуются журналы «Маруся», «Юный техник», «Золотой ключик». Это яркие, красочные, полезные издания, с массой интересных публикаций, которые затрагивают и помогают решать молодежные проблемы. В них ребята находят для себя интереснейшие, увлекательные статьи на самые разнообразные темы из мира животных и растений, истории, географии, искусства, литературы. А также материалы, посвященные актуальным для детей проблемам: школьной жизни, достижениям сверстников, увлечениям и хобби. Кроме того, в журнале много интересных заданий, конкурсов и викторин.
Для взрослых читателей были представлены такие периодические издания как «Рыболов», «Наука и Жизнь», «Природа и Человек», «Приусадебное хозяйство», «Коллекция караван историй», «Крестьянка», «Добрые советы», «За рулем».
Любой желающий имел возможность полистать журналы, получить консультацию по интересующим вопросам. Предложенные материалы дали возможность каждому читателю найти интересующую их информацию на любую тему. Журналы с массой интересных публикаций помогают найти ответы на многие вопросы, в них публикуются советы психологов, юристов, врачей. В периодических изданиях много хороших идей, которые вдохновят читателей на создание рукодельных украшений, а также описание всех необходимых умений.
Дни периодики не только привлекают в библиотеку новых читателей, но и позволяют опытным пользователям лучше ориентироваться в информационных ресурсах библиотеки и повышают интерес посетителей к периодическим изданиям.





cbse.ru
Акция «Областной день периодики “На журнальной орбите”».. Мероприятия ЦДБ. Центральная детская библиотека. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Гагаринская межпоселенческая централизованная библиотечная система» муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области
Акция «Областной день периодики “На журнальной орбите”».
14 октября центральная детская библиотека и библиотеки - филиалы, обслуживающие детей, среди которых Баскаковский, Родомановский, Токаревский, Черногубцевский, Кармановский, Самуйловский, Серго-Ивановский, Никольский, Акатовский, Пречистенский сельские филиалы приняли участие в акции «Областной день периодики “На журнальной орбите”», с целью приобщения детей и подростков к чтению периодических изданий. Организатором акции является ГБУК «Смоленская областная детская библиотека имени А. С. Соколова-Микитова.В мероприятиях участвовало 202 человека.
14 октября в 11:00 в библиотеках МБУК «Гагаринская МЦБС» проведены следующие мероприятия:
В Центральной детской библиотеке была проведена игра - путешествие «Планета – Периодика» для ребят из детского сада «Крепыш». Оформлена выставка-повествование «Планета Периодика» и выставка-знакомство «Что принёс нам почтальон». Малыши познакомились с журналами-юбилярами «Костер» и «Веселые картинки», увидели обложки первых годов выпуска, а также узнали много нового и интересного про свои любимые детские журналы, такие как «Тошка», «Карамельки», «Мир путешествий», «Свирелька». На протяжении всего мероприятия ребята отвечали на вопросы, участвовали в конкурсе «Найди Журнал» и делились своими впечатлениями, рассказывая про понравившиеся интересные моменты и своих любимых героях. Ребятам был показан музыкальный видео - клип «Журнал Мурзилка». Так же было предложено создать свой журнал «Веселые картинки». Присутствовало 18 человек.
| | |
| |
В Черногубцевском сельском филиале была проведена литературно-игровая программа «Из почтовой сумки почтальона Печкина». Был проведён обзор периодических изданий, ребята познакомились с интересными рубриками журналов, почитали весёлые рассказы и стихи. Особенно ребята заинтересовались журнальными страничками с играми, ребусами, кроссвордами. Присутствовало 22 человека.
| | |
В Никольском сельском филиале прошел аукцион детских журналов «Для умных и находчивых». Участниками мероприятия стали учащиеся 1 класса.
Перед началом аукциона сотрудники библиотеки рассказали о периодических изданиях для детей. Один за другим были представлены журналы: «Свирелька», «Непоседа», «В гостях у сказки», «Простоквашино» и другие. О каждом журнале следовал рассказ библиотекаря о том, какие познавательные и развлекательные материалы он содержит. Продолжили мероприятие конкурсом «Представь свой любимый журнал!» Разнообразили мероприятие загадками и интересными играми из журналов «Гора шарад» и «Свирелька».
К мероприятию была оформлена выставка-просмотр «Журнальная поляна». Присутствовало 17 человек.
| | |
Серго - Ивановский сельский филиал для своих маленьких читателей из старшей группы детского сада провёл познавательный час информации о периодике «Почитаем, отдохнем - время с пользой проведем!». В век информационных технологий дети и их родители часто обращаются к сети Интернет, забывая о существовании таких источников, как периодические издания. Поэтому мало кто из них знает, сколько интересных и красочных журналов издается для маленьких читателей. Ребята познакомились с большим перечнем журналов по различной тематике «Мурзилка», «Веселый колобок», «Маша и Медведь», «Геоленок», «Тошка и компания», «Лунтик» и пр. Из журналов детям были предложены различные загадки, скороговорки, ребусы, тесты на внимательность, необычные факты из жизни животных. Все с восторгом обменивались журналами - «А посмотри у меня!». Итог этой акции: в библиотеке появятся новые читатели. Присутствовало 12 человек.
| |
В Токарёвском сельском филиале прошёл час информации «На журнальной орбите». К мероприятию оформлена выставка «В стране Журналии». Ребята познакомились с историей издания и разделами журналов таких как «В гостях у сказки», «Сказочный журнал», «Свирелька», «Детская роман-газета», «Тошка» и другие. Юные читатели принесли в подарок библиотеке свои любимые детские журналы «Страна сказок», «Детские сказки», «Непоседа» и др. По журналам были проведены громкие чтения, занимательные игры и конкурсы. Присутствовало 11 человек.
| | |
Пречистенский сельский филиал совместно со школой провёл литературное дефиле «Детская пресса на все интересы». Библиотекарь рассказал присутствующим, что же такое периодические издания, чем они отличаются от книг, насколько разнообразен мир детской периодики. Учащиеся 5 класса представили на импровизированном подиуме 8 изданий, имеющихся в нашей библиотеке. Была оформлена выставка журналов «В стране этой дружной, весёлой!». Присутствовало 40 человек.
| | |
| |
В Акатовском сельском филиале проведён час периодики «Весёлые странички» Малыши познакомились с периодическими изданиями для детей, поступающих в библиотеку, узнали о журнале-юбиляре «Мурзилка». Был представлен обзор выставки-витрины «Читаем, учимся, играем». Листая страницы журналов «Свирелька», «Гора шарад», «Шишкин лес», «Мурзилка», «Тошка», «В гостях у сказки», «Сказочный журнал» все вместе отгадывали загадки и кроссворды, играли в настольные игры, собирали сказочную мозаику, учились делать поделки. Девочки занимались в «Ателье маленькой модницы» и изучали страницы журналов «Принцесса» и «Играем с Барби», а мальчики собирали книжки-малышки из журналов «Свирелька» и «Тошка». Играя, дети узнали много интересного и полезного. Каждый участник выбрал для себя наиболее полюбившийся журнал для чтения дома. В мероприятии приняли участие 10 человек.
| | |
В Баскаковском сельском филиале прошло информ - ревю «Самые интересные журналы».
В мероприятии приняли участие учащиеся 1-3-х классов Баскаковской школы. Был проведён обзор пресс - выставки «Всё в журналах интересно», на которой были представлены журналы «Свирелька», «Тошка и компания», «В гостях у сказки», «3/9 царство», и другие. Познакомились с журналом «Весёлые картинки», которому в этом году исполнилось 60 лет, с историей его создания и главными героями, просмотрели электронную версию номеров журнала в Интернете.
Ребята узнали, какие материалы содержит тот или иной журнал: познавательные, развлекательные, юмористические, литературные, рассказали о том, какие журналы читали самостоятельно. Отгадывали загадки и ребусы из журналов: «Весёлые картинки», «Непоседа», «Простоквашино», «Свирелька», «Гора шарад».
Мероприятие прошло очень весело и интересно, ребята получили много полезной информации, более 70-ти экземпляров различных детских журналов библиотеки были взяты после мероприятия к прочтению на дом. Присутствовало 30 человек.
| | |
В Самуйловском сельском филиале прошел час увлекательных путешествий "По страницам любимых журналов". Для ребят была подготовлена выставка «На журнальной орбите». Познакомились с персонажами "Веселых картинок". С удовольствием играли в игру "Угадай героя". Присутствовало 9 человек.
| | |
В Родомановском сельском филиале для учащихся 2-3 классов Родомановской средней школы прошло пресс-обозрение «Все в журналах интересно». К мероприятию была оформлена выставка-реклама «В мире детских журналов».
Ребята познакомились с журналами «Мурзилка», «Тошка», «Зоопарк», «Веселые картинки», которому в этом году Юбилей. Были представлены вниманию детей и другие детские журналы, которые выписывает библиотека – «Свирель», «Город шарад», «Сказочный журнал», чтобы дети могли познакомиться с журналами более подробно, знакомство сопровождалось показом слайдов на экране.
Ребята читали стихи и веселые рассказы, опубликованные на страницах журналов, познакомились с основными рубриками. Гостей библиотеки заинтересовали странички с играми, ребусами, загадками, кроссвордами, которые они с удовольствием разгадывали, решали ребусы.
На мероприятии присутствовало 18 человек.
| | |
В Кармановском сельском филиале проведено литературное путешествие по страницам любимых журналов «Самые любимые» для учащихся 6 и 9 классов. Оформлена выставка-знакомство «В стране Журналии».
Ребята совершили небольшое путешествие по страницам журналов «Досуг в школе», «Мне 15-ть», «Детская роман-газета», «Свирелька», «В гостях у сказки», «Гора шарад», пытались по обложке определить тематику журнала, знакомились с содержанием. Девятиклассников заинтересовал журнал «Мне 15-ть», а вот шестиклассники с удовольствием разглядывали «Сказочный журнал».
Мероприятие прошло весело и познавательно. На прощание участники мероприятия пожелали библиотеке получать больше разных журналов для подростков. Присутствовало 15 человек.
| | |
gagarin.library67.ru
ПРОСТО БИБЛИОБЛОГ: В помощь библиотекарю
ВЫСТАВКА В БИБЛИОТЕКЕ. ГЛОССАРИЙ
Уважаемые коллеги!
"Выставка представляет собой общественное, культурное, научное
событие для читателей и одновременно профессиональный праздник
библиотекарей, поэтому она – явление уникальное, экстраординарное, разовое"
О. П. Зыков
Предлагаю вашему вниманию интересный материал по выставкам, который может пригодиться в работе. Он преподносится в форме глоссария. Что такое глоссарий?
Слово «глоссарий» произошло от латинского словосочетания "glossarium", что означает собрание глосса, а само слово «глосса» переводится как «непонятное или иноязычное слово». В современном языке глоссарий имеет практически идентичный смысл, а именно: словарь специализированных терминов с толкованием, с комментариями и примерами, посвященных определенной области знаний. Иногда подобные словари оснащены переводом терминов на другой язык.
Методы создания и составления глоссариев называются лексикографией и относятся к лингвистической дисциплине. Самый первый глоссарий, который известен истории на сегодняшний день, относится к 25 веку до н.э. и представлен религиозно-литературными текстами позднешумерского периода. До середины пятнадцатого века (эпохи, когда было изобретено книгопечатание) списки иностранных и малоизвестных слов составлялись хорошо образованными людьми, как правило, монахами. Такие слова чаще всего встречались в сочинениях и манускриптах, написанных на латинском и греческом языках. Стоило переписчику или ученому, работавшему с текстом, определить значение неизвестного слова, то он писал пояснение к нему либо между строк, либо на полях. Примеров глоссариев очень много. Например, в Англии был создан глоссарий к произведениям Гомера. В Индии был написан глоссарий к Ведам, а в средние века - к сочинениям Папия и Исидора.
Предлагаемый глоссарий посвящен выставке в библиотеке.Выставка библиотечная — это информационный продукт, созданный для определенной группы пользователей и поданный в особой демонстрационной форме.
• Это систематическое собрание различных типов и видов материалов, объединенных заранее заданным принципом отбора (тематическим, хронологическим и т.д.) с определенной закономерностью расположения и представления для обозрения посетителей.
• Основная форма наглядного представления литературы – комплекс специально отобранных и систематизированных произведений печати, предлагаемых читателям для обозрения и ознакомления с ними.
• Публичная демонстрация книжных фондов, способствующая наиболее полному раскрытию содержания этих фондов.
Выставка-бенефис читателя — интерактивная выставка, подготовленная как часть мероприятия — бенефиса читателя. Состоит из его любимых книг, с учетом личных пристрастий бенефицианта. Цель — реклама мероприятия и дополнительная рекомендация книг.
Выставка-вернисаж (мини-галерея) — экспозиция, предполагающая демонстрацию картин, репродукций, прикладного творчества, детских рисунков и т.д. Включает материалы об авторах, направлениях и видах искусства. Оформляется с учетом колорита той эпохи, которой посвящена выставка.
Выставка-викторина — нетрадиционная выставка, основу ее составляет блок книг, с помощью которых можно ответить на вопросы викторины. Информацию с вопросами размещают на самой выставке, раздают на листочках.
Выставка виртуальная — новая форма выставки и способ обмена информацией в виртуальном пространстве библиотеки, созданная согласно общим правилам подготовки экспозиций с использованием телекоммуникационных и компьютерных технологий.
Выставка «вопрос-ответ» — разновидность выставки-диалога, своего рода заочное выполнение конкретных запросов читателей, с дальнейшим оформлением выставки с соответствующей литературой и библиографическим списком по теме.
Выставка-гербарий — разновидность выставок нового поколения, предполагает наличие собственно гербария и различных изданий о представленных растениях. Например: «Лекарственные растения», «Между страниц любимых книг».
Выставка-диалог — нетрадиционная выставка, основанная на вопросах юных пользователей, заданных на различные темы в письменной форме и опущенных в специальный ящик. Специалисты объединяют вопросы по определенным тематическим блокам, из которых формируются разделы выставки и названиями которых станут вопросы читателей.
Выставка-диспут (-дискуссия, -полемика) – интерактивная выставка, способ отражения актуальных печатных материалов, выражающих различные точки зрения на спорные вопросы. Посетителям предлагается выразить свое мнение, в том числе и в формате обсуждения по итогам выставки.
Выставка-досье — интерактивная выставка нового поколения, разновидность персональной выставки, наделенной новыми свойствами и создающаяся при активном участии читателей. Чаще всего, это читательская автобиография («Литературное досье читателя», «Из читательского формуляра»), отраженная на экспозиции в прочитанных книгах, цитатах, отзывах, ответах на вопросы анкеты, советах и рекомендациях. Желательно на выставке организовать встречу с автором, с его рассказом о прочитанных книгах и возможностью ответить на вопросы заинтересованных лиц. Такую выставку еще называют «выставка-бенефис читателя».
Выставка жанровая — выставка, призванная раскрывать содержание фонда художественной литературы или литературы по искусству по видам и жанрам.
Выставка живая — нетрадиционная выставка, сочетающая в себе текстовой ряд, иллюстративные материалы, а также живых существ, будь то рыбки, хомячки и другие представители живого уголка. В перспективе возможен и такой вариант «живой выставки», состоящий из «живых книг», как экспозиция из интересных людей по примеру «живой книги» и «живой библиотеки». Цели таких выставок схожи — познакомить со всем многообразием природы, миром живых существ, в том числе, со сложным и уникальным миром человека.
Выставка-загадка — интерактивная выставка, включающая такой элемент игры, как наличие загадки, которую предлагается разгадать, ознакомившись предварительно с материалами экспозиции.
Выставка-игра — интерактивная выставка, включающая элементы игры, будь то театрализованное представление героев книг, разгадывание загадок о литературных персонажах, ситуационные игры. На выставку помещают книги, игрушки, поделки, связанные общей темой. Цель выставки — привлечение к чтению детей.
Выставка-импульс, как разновидность социетальных (относящийся к обществу, рассматриваемому как единое целое), посвящена острым проблемам, внезапным общественным темам, идеям, желанию привлечь к ним особое внимание, побудить к действию. Оформляется в плакатной технологии — броско и эмоционально.
Выставка-инсталляция — это взгляд на выставочную экспозицию как произведение искусства. Выставка в этом контексте рассматривается как пространственная композиция, построенная на неординарном сочетании книг, обыденных вещей, рождающих новые образы и смыслы. При этом экспозиции придается объемность, трёхмерность, своеобразный формат 3D, внутри которого находится посетитель.
Выставка интерактивная — выставка нового поколения, главным свойством которой является интерактивность — наличие диалога между всеми участниками выставочных процессов, взаимный обмен информацией. Как правило, применяется в детской аудитории в образовательных целях. Включает игровые элементы, обмен мнениями, совместное творчество.
Выставка-исследование — интерактивная выставка, представляющая результаты исследования читательских интересов. Читателям предлагается составить свою «Золотую полку» лучших книг или «вырастить дерево», на листочках которого указываются любимые книги. Цель подобных выставок — побудить к размышлению, поиску, совместному творчеству.
Выставка к знаменательным и памятным датам — тематическая экспозиция к «красным» дням календаря, цель которой напомнить о событии, представить информацию о его истории, традициях, создать определенный настрой на праздник.
Выставка-конкурс отвечает задачам продвижения чтения и развития творческих способностей. Объявляется конкурс, связанный с тематикой выставки. Этапы:
• прочитать книги с выставки
• выполнить творческие задания — нарисовать иллюстрацию к книге, изготовить поделку, самодельную книгу
• подготовить экспозицию творческих работ, подвести итоги, наградить участников и победителей.
Выставка концептуальная по содержательному признаку является тематической. Концептуальная выставка — это искусство воплощения идеи в пространстве экспозиции из разрозненных элементов в единый гипертекст, что позволяет знакомиться с информацией в любой последовательности. Экспозицию можно создать в галерее, в холле, на лестничной площадке или «на местности». Картины, иллюстрации, тексты (книги, их фрагменты, цитаты), предметы и экспонаты, перформанс (представление), инсталляция — основные формы реализации идей концептуализма в выставочном формате.
Выставка краеведческая (историко-краеведческая) — разновидность тематических выставок, призванных раскрывать содержание фонда краеведческой литературы. Центральное место в экспозиции принадлежит краеведческим изданиям. В то же время они содержат материалы и атрибутику музеев и организаций, образцы литературного краеведения, воспоминания старожилов, предметы старины, фотографии, отражающие местную экзотику и историю края. Предполагает проведение экскурсий по экспозиции. Может стать частью экскурсионного маршрута.
Выставка-кроссворд (выставка-чайнворд) — выставка нового поколения в помощь образовательному процессу. Главный элемент — кроссворд (чайнворд). Вокруг него размещается литература с ответами и размноженные листочки с кроссвордами, которые можно заполнить дома.
Выставка локальная — это экспозиция, размещенная в локальном пространстве отдела или подраздела фонда, призванная раскрывать фонды по отраслям или ограниченная узкой темой. Носит информационный или рекомендательный характер.
Выставка мемориальная — разновидность тематических. Выставка, посвященная жизни и деятельности лица, имя которого носит библиотека. Оформляется как музейная экспозиция.
Выставка музейная — разновидность тематических, основным элементом которой является экспонат — будь то документ, предмет, фотоматериал, тогда как библиотечная экспозиция строится вокруг книги как главного атрибута выставки.
Выставка-настроение — выставка нового поколения, по содержательному признаку является тематической. Ее смысл в создании особой атмосферы, особого настроения. Поэтому она чаще всего является частью программы мероприятий, хотя может быть организована как отдельное самостоятельное мероприятие или как цикл выставок. Выставка-настроение — это отвержение Текста. Единственно допустимый текст на ней — название. Главным в ней является изобразительный ряд, который должен быть точным, выразительным и производить глубокое эмоциональное впечатление. Дополняют выставку предметы атрибутивного ряда и музыкальное сопровождение. Книги в ней могут не носить самостоятельного значения, становясь элементом иллюстративного или атрибутивного рядов.
Выставка незаслуженно забытых книг — одна из разновидностей тематической, целью которой является напоминание и продвижение лучших образцов литературы, способствующих взаимопониманию поколений и сохранению преемственности.
Выставка нетрадиционная — выставка нового поколения, содержащая новые, нетривиальные подходы к концепции выставки, ее содержанию и оформлению. Отличительными свойствами ее являются интерактивность (открытый диалог между всеми участниками выставочных процессов), оригинальная трактовка темы, смелые оформительские решения, способствующие усилению зрелищности.
Выставка одной книги, одного журнала, одной газеты или одной публикации — экспозиция, тематическая по содержанию, построенная по общей методике с целью заинтересовать пользователя определенным документом. Разнообразный материал привлекает внимание, раскрывает смысл документа, его значимость, побуждает к чтению.
Выставка персональная — разновидность тематических, связанных с жизнью и деятельностью определенной личности (персоны): видных деятелей культуры, политиков и поэтов, местных знаменитостей, проявивших себя в творчестве или работе. Материалы выставки посвящены конкретному человеку, рассказывают о его жизни и деятельности, включают его произведения и труды.
Выставка-портрет – то же, что и выставка персональная.
Выставка-предостережение — интерактивная выставка, социетальная по содержанию, по конструкционному признаку — стендовая. Призвана отвечать на острые вопросы современности с учетом мнения пользователей, выражающих свое отношение подписями на чистых листах стенда.
Выставка-провокация — интерактивная выставка, включающая такой элемент игры, как сознательные ошибки. Читателям предлагается найти эти ошибки и несоответствия теме в деталях выставки и сообщить о них организаторам.
Выставка-просмотр — это экспозиция, отражающая всю полноту изданий, имеющихся в библиотеке и отобранных по определенным критериям. По содержанию могут быть универсальными (выставки-просмотры новых поступлений), отраслевыми (в помощь профессиональному чтению), тематическими.
Выставка-развал (книжный развал, тематический развал) — разновидность выставки-просмотра, бессистемная (стихийная) экспозиция как способ косвенной рекомендации и средство вступить в диалог читателя с библиотекарем или другим читателем. Развал включает основной массив книг, сданных накануне другими читателями, а также издания, «подложенные» в качестве приманки самим библиотекарем.
Выставка-размышление — разновидность интерактивной выставки, тематической по содержанию, включающей в текстовой ряд размышления читателей по предложенному поводу. Размещение листков с размышлениями может происходить в процессе работы выставки по мере их сбора. Цель — обмен мнениями и косвенное продвижение литературы.
Выставка-ребус — разновидность выставок нового поколения в помощь образовательному процессу. В центре экспозиции размещается плакат с ребусом «Попробуй отгадай». Здесь же литература, с помощью которой можно найти ответы.
Выставка-ситуация — разновидность выставок нового поколения, отличительной чертой которой является возможность создать экспозицию самими читателями в зависимости от предложенной ситуации: «Эту книгу я возьму с собой на необитаемый остров», «Эту книгу я возьму в космическое путешествие» и т.д.
Выставка-словарь — разновидность выставок нового поколения в помощь образованию в целях объяснения новых терминов и определений. Организуется для школьников или студентов. Текстовой ряд составляют словари (энциклопедии, справочники) по теме и фактографическая информация, разъясняющая наиболее трудные понятия.
Выставка-совет, -рекомендация — разновидность выставок нового поколения. Книги подбираются по определенной теме, проблеме: «Как стать богатым и счастливым», «Как быстро выучить английский язык» и т.д. В текстовой ряд включаются фактографическая информация и рекомендательные списки литературы.
Выставка социетальная — тематическая выставка, посвященная социальной проблематике: вопросам политики, экологии, наркомании, преступности, белым пятнам истории и т.д.
Выставка-стенд — разновидность стендовой выставки, ограниченная тематикой определенного мероприятия: Дня открытых дверей, Дня информации, образовательных семинаров, конференций, круглых столов.
Выставка стендовая — краткое представление идей, фактов в форме плакатов с использованием знаковых и иллюстративных элементов. Является одной из самых мобильных и компактных форм экспонирования нашего времени, средством рекламы и справочного информирования о библиотеке, о ее услугах и возможностях, или частью мероприятия. Стендовые выставки условно разделяются на три вида: стендовая презентация, выставка-стенд (по определенной теме), выставка функционирования библиотеки и ее услуг.
Выставка-сюрприз — нетрадиционная (нестандартная) выставка, разновидность выставки-инсталляции, оригинальная по исполнению, с необычной компоновкой экспозиционных элементов — на опрокинутом стеллаже, с инсталляцией из книг в виде домика или винтовой лестницы, с горкой из старых компьютеров, с необычными предметными аксессуарами. Цель такой выставки — привлечь к чтению через удивление и игру.
Выставка тематическая — выставка, посвященная актуальным вопросам, связанным с общественными запросами в области политики, экономики, науки, техники, культуры и искусства. Цель – представить наиболее ценную литературу по определенной теме. Тематические выставки готовятся как отдельные экспозиции, циклами или как часть мероприятия. К ним относятся также выставки нового поколения: выставки-вопросы, -кроссворды, -словари, -советы, -факты, -дискуссии, концептуальные выставки и т.д.
Выставка-тест — разновидность выставок нового поколения, рассчитанная на подростков и молодежь, включает тесты и соответствующую теме литературу, где можно найти советы и рекомендации по результатам тестирования.
Выставка традиционная — выставка, основным элементом которой является книга, а главной целью — раскрытие содержания библиотечного фонда в различных аспектах. Чаще всего, это тематические и жанровые экспозиции, выставки-просмотры.
Выставка функционирования библиотеки и ее услуг — разновидность стендовой выставки, содержит справочную информацию о библиотеке для ее пользователей: об услугах, режиме работы, структуре, планах и мероприятиях, связях с общественностью и спонсорах. Такая выставка оформляется с элементами фирменного стиля организации и вписывается в общий информационный дизайн библиотеки.
Выставка-хобби — экспозиция, рассказывающая о разнообразном мире увлечений, включая читательские хобби. Элементы выставки самые разнообразные: коллекции, предметы прикладного творчества, книги по теме, иллюстративный материал, отзывы. Уместным дополнением к ней станут организация презентации выставки, встреч с участниками и проведение мастер-классов.
Выставка-экскурсия — разновидность образовательных выставок нового поколения, носит, как правило, краеведческий характер. Читательский адрес — школьная аудитория. См. также Выставка краеведческая.
Выставка-экспресс — одна из разновидностей тематической экспозиции. Это оперативная внеплановая выставка, связанная с возникновением актуальной темы, отраженной в газетных и журнальных публикациях, в книгах. Оформляется в стилистике плаката: с броскими заголовками («Стой!», «Берегись!», «Не навреди...»), яркими эмоциональными фотоматериалами, привлекающими к себе особое внимание.
Выставки диалоговые — разновидность интерактивных выставок, тематика которых носит дискуссионный характер, возможность диалога и обмена мнениями по острым, спорным вопросам. В пространстве выставки можно разместить тетради для отзывов, ящики для записок. Варианты выставок: выставка-размышление, -предостережение, -вопрос-ответ, -диспут, -дискуссия, -полемика.
Выставки игровые — разновидность интерактивных выставок, отличительной чертой которых является познание через игру, включение игровых элементов. К ним относятся — выставка- игра, -викторина, -кроссворд, -чайнворд, -загадка, -провокация, - конкурс.
Выставочная работа – деятельность (планирование, подготовка, проведение, оценка эффективности) по организации выставок.
Глоссарий — словарь основных терминов в определенной отрасли знаний.
Дизайн — художественное конструирование выставки с использованием особых приемов и методов, принятых в практике оформления.
Дизайн информационный — практика художественно-технического оформления и представления информации, в том числе в выставочных форматах, система визуально-коммуникативных средств, способствующая созданию определенного представления о библиотеке, о ее возможностях и услугах, визуальная составляющая библиотечного пространства.
«Живая книга» — это не обычные произведения, напечатанные на бумаге, а живые люди. Они представляют разнообразные группы нашего общества, многие из которых часто испытывают предубежденное отношение к себе и страдают от стереотипов. «Живая книга» работает так же, как и обычная, хорошо известная нам книга – читатели обращаются к библиотекарю, выбирают книгу, берут ее на определенное время с заполнением читательских формуляров. Прочитав книгу, «читатель» возвращает ее в библиотеку и, по желанию, берет другую. На основе «живых экспонатов» можно создать «ходячую выставку» или «живую галерею».
Имидж (образ) библиотеки – система устойчивых, социально-значимых представлений населения о библиотеке. С помощью рекламных методов и визуальных средств формируется позитивный имидж, благоприятное восприятия ее деятельности.
Инсталляция – пространственная композиция, созданная из различных элементов — бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, фрагментов текстовой и визуальной информации. Может применяться в качестве приема в авторском выставочном проекте.
Информационно-рекламное обеспечение выставок – комплекс мер и средств рекламирования выставки, включающий подготовку приглашений, тематических подборок, дайджестов, буклетов, путеводителей по теме, информацию для СМИ, презентацию выставок.
Коммуникация
• Обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее и преобразовывать
• Общение, передача информации от человека к человеку, обмен информацией, знаниями, интеллектуальной собственностью
• Способы и каналы передачи информации
• Путь сообщения, связь одного места с другим.
Коммуникация библиотечная — управляемая передача информации между субъектами и (или) системами библиотечных процессов.
Коммуникация выставочная — концентрирование и передача информации в особой визуальной форме, включающей логические и эмоциональные составляющие и поданной для определенных групп потребителей. Выставка, в силу своих особенностей, является центром библиотечных коммуникаций, узлом сообщения и связи между процессами продвижения информации
Полезные ссылки
novichokprosto-biblioblog.blogspot.ru
Книжные выставки в школьной библиотеке
Школьная библиотека – это информационный центр, созданный для оказания помощи ученикам и педагогам в учебно-воспитательном процессе.
Библиотека обеспечивает учебный процесс и поддерживает его, предоставляет информацию и возможности для ее использования, проводит мероприятия образовательной, культурной, воспитательной и эстетической направленности.
В современной библиотеке можно не только взять на дом учебники по предметам и книги для внеклассного чтения, в ней можно найти любую информацию на бумажных или электронных носителях, а также познакомиться с книжными выставками, заботливо созданными библиотекарями для педагогов, учеников и их родителей.
Как работает школьная библиотека?
Школьная библиотека - это хранилище учебников, необходимых для уроков, книг и журналов - интересных и познавательных. Это место, где всегда рады новым и постоянным читателям, готовы помочь в поиске и выборе, обсудить прочитанное и рассказать о новых изданиях, поступивших в библиотеку.
Библиотекарь старается привить ученикам любовь к книге, развить потребность в чтении, научить умению ориентироваться в потоке информации и отдельно взятой библиотеке.
Как правило, структурно библиотека состоит из нескольких отделов: абонемента (места, где выдают книги на дом), читального зала (места, где можно просмотреть литературу прямо в библиотеке), книгохранилища (места, где хранятся книги и журналы), каталогов и картотек (карточных или электронных).
Эти отделы обозначены и располагаются так, чтобы посетителям было комфортно и удобно. У входа в библиотеку обычно висит небольшой стенд с информацией о времени работы и услугах, которые она оказывает.
Как библиотека планирует свою работу?
Библиотека в школе работает на основе плана, в котором подробно и содержательно отражены основные направления деятельности на учебный год.
Стандартный план работы школьной библиотеки предполагает выполнение следующих мероприятий:
- Библиотечная деятельность по пропаганде чтения и литературы, привлечению новых читателей (информационная работа библиотеки, регистрация и перерегистрация читателей, подготовка литературы к определенным датам и ее пропаганда, формирование читательской культуры в работе с книгой, работа по внеклассному чтению, взаимодействие с детьми и их родителями, педагогами).
- Организация книжного, журнального и газетного фондов, каталогов (обработка, выдача и получение учебников, работа с фондом художественной литературы, обработка новых книг и списание старых, организация справочно-библиографического аппарата, оформление подписки).
- Взаимодействие с другими библиотеками, музеями, архивами и другими организациями, работающими с книгой.
Как лучше оформить школьную библиотеку?

Впечатление о помещении, в котором хранятся книги и каталоги, размещаются выставки, читают школьники и педагоги, работают библиотекари, должно быть приятным, тогда в школьную библиотеку захочется вернуться вновь. Получить такое впечатление возможно, если оформление библиотеки будет включать:
- насыщенные, теплые тона в цвете стен, штор или жалюзи;
- нестандартную, но удобную расстановку стеллажей для книг и столов для читателей, например, круговую или зигзагообразную, с обособленными креслами или диванчиками, позволяющими уединиться с книгой, или встретится с друзьями;
- оригинальные тематические разделители и заголовки на стеллажах с книгами, выполненные в едином стиле, но ярко и красочно;
- заметные, художественно оформленные памятки, листовки с обращением к читателям, рекламные листки, информативные закладки, гармонично распределенные по помещению в логичных для размещения зонах;
- живописные картины, портреты, небольшие скульптуры, графику, эстампы, монументальные росписи, красочные альбомы художников, наборы открыток с видами городов, статуэтки, изящную керамику, которые естественно и органично впишутся в интерьер библиотеки;
- уголки читателя со сказочными персонажами для самых маленьких посетителей и актуальной информацией для детей среднего и старшего школьного возраста.
Оформление школьной библиотеки может включать в себя самые разные идеи, главное, чтобы библиотекарь обладал художественным вкусом и чувством меры. Библиотека в школе должна быть светлой, уютной и удобной.
Книжные выставки в библиотеке

Работа школьной библиотеки включает в себя проведение литературных выставок. Выставки готовятся для того, чтобы «раскрыть» книжный фонд библиотеки, сделать его более доступным для читателя.
Тема выставки должна быть актуальной и интересной, учитывать возраст читателей, для которых она готовится. Важно, чтобы выставка располагалась в удобном для обозрения месте: на выставочном стеллаже, в витрине или окне, на столе.
Чтобы о выставке узнали, нужно дать рекламное сообщение о месте, теме и сроках ее проведения. В школе такое уведомление лучше поместить на главный школьный стенд, находящийся в фойе, недалеко от входа в учебное заведение.
Заголовок книжной выставки должен быть емким и кратким, желательно, не превышающим пять слов. Его задача - привлекать внимание и создавать мотив обращения к книгам.
Усилить эффект выставки смогут иллюстрации, цитаты и другие изобразительные средства, главное, чтобы они не отвлекали внимание от выставочных изданий.
Хорошо, если библиотекарь проведет премьеру книжной выставки, подготовит к ней викторину, проведет конкурс на самого активного читателя выставочных книг.
Книжные выставки в библиотеке могут стать основой для мероприятий, посвященных определенной теме: дню рождения известного автора или литературного героя, знаменательной дате, обсуждению книг, дням информации, громким чтениям, обзорам книг и другим.
Основные виды выставок:

- выставки новых книг, поступивших в библиотеку;
- выставка определенной книги;
- выставка к юбилею писателя;
- выставки, посвященные значимым датам или праздникам, например, такому празднику как Всероссийский день библиотек;
- выставки-вопросы и выставки-ситуации, выставки-отзывы и выставки-диспуты, выставки-кроссворды и выставки-ребусы, выставки-рекомендации и выставка-совет;
- тематические выставки.
К каждому изданию на выставке прикрепляется аннотированная карточка, дающая представление о содержании книги.
Выставки в школьной библиотеке должны ярко и образно раскрывать содержание книги, демонстрировать ее «индивидуальность» и ценность.
То, насколько результативна была презентация, покажет книжный паспорт, в котором должно увеличиться количество книговыдач экземпляра, побывавшего на выставке.
Традиционные книжные выставки в школьной библиотеке обычно демонстрируются от двух недель до месяца, но существуют и постоянные выставки, посвященные, например, истории библиотеки или учебного заведения.
Как сделать книжную выставку интересной для детей?
Книжные выставки для младших школьников должны быть яркими и заметными издали. Они привлекают внимание и «зовут» ребенка к себе, вызывая желание подойти поближе и рассмотреть подробнее.
Эффективны выставки для детей, в которых используется:

- перпендикулярное или наклонное размещение заголовков, иллюстраций и цитат, выкладка фотографий, символов и эмблем;
- включение натуральных предметов или муляжей;
- использование подвесных заголовков или цитат;
- изображение предметов в разных ракурсах и масштабах;
- расположение материала в наклонном виде или в виде веера, гармошки, уступами.
Создание результативной выставки в библиотеке требует от библиотекаря постоянного самосовершенствования, сочетания знаний и умений с развитой эрудицией, фантазией и изобретательностью.
Автор статьи: Борисевич Ольга Анатольевна
www.rastut-goda.ru

























