Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Читать онлайн "Акбузат" - RuLit - Страница 10. Журнал акбузат читать онлайн


Акбузат читать онлайн, Автор неизвестен

Это было, говорят, давным-давно. Жил-был мальчик пяти-шести лет по имени Хаубан. Отец у него помер, а мать куда-то пропала. Не мог он делать тяжелую работу и жил подаянием — ходил из дома в дом, выпрашивая милостыню.

Вот, говорят, ушел однажды он в степь: родник там показался ему большим, как озеро, кваканье лягушек напомнило звучание туя1, а сочный дикий лук и кислый щавель были слаще любых праздничных угощений.

Шел он, шел, услышал звуки курая2 и, уловив, откуда они исходят, перебрался через болото и по долине Идели3 направился туда, где паслось стадо коров.

Подошел он к пастуху Тараулу4, который пас стадо Иргиз-бия5. Пастух расспросил Хаубана обо всем, о здоровье его и жизни, и мальчик рассказал все, начиная с того дня, как умер отец и исчезла мать. Пожалел старик мальчика, вздохнул глубоко и произнес:

— И моя жизнь не сладка. А увижу таких, как ты — сердце горечью обливается.

Так сказал старик. Долго сидел он молча, а потом не спеша начал готовить охотничьи снасти.

— Пойдем-ка, сынок, вон к тому озеру, может, поймаем на петлю щуку. — Сказав так, он взял в одну руку снасти, в другую — хызму6, и вместе они пошли к озеру. По дороге Тараул делился своими горестями и заботами.

— Жена у бия жадная, на весь день — то даст всего одну чашку кислого молока да головку курута7. Разве этим будешь сыт! Вот и приходится стрелять птиц, ловить щук да на ночь закидывать переметы на сома… Если не позаботишься о себе, трудно прожить, сын мой.

Мальчик шел рядом и все на хызму поглядывал.

— Эх, олатай8, — не выдержал он, — была б у меня такая хызма, ячбы тоже научился стрелять птиц. И не ходил бы голодный.

Тараул ему:

— Так оно и было бы…

Асам подумал: «Неужели мальчик узнал, что эта хызма когда-то отцу ere принадлежала?»

— Дитя мое, отец твой был охотником, очень метким стрелком был. Помню, была у него хорошая хызма… где она теперь — кто знает…

— Да, была у отца хызма. Люди говорили мне: когда умер мой отец, матери не на что было приобрести холст на саван. И она променяла хызму на холст, — сказал Хаубан.

Старик Тараул вытер слезы и отвечал так:

— Не могла же она завернуть отца в старье. Ведь был он ей верным спутником, прожила она с ним долгие годы.

— Что было, то было, — произнес Хаубан. — Бедная мать не могла даже ни на седьмой, ни на сороковой день поминки по отцу справить9. Пошла просить у людей помощи, да и не вернулась. Так и остался я сиротой.

Шел молча старик Тараул, потом остановился и с грустью посмотрел на мальчика.

— Дитя мое, мне уже за шестьдесят. Больше не проживу столько, сколько прожил… Вот, отдаю тебе хызму! Но никому не говори, кто ее тебе дал, храни как память, такого оружия ни у кого на всем Урале больше нет!

Обрадовался Хаубан. Взял из рук старика хызму, поблагодарил его.

Поймали они в озере на петлю щуку, сварили ее, поели и прилегли под кустом отдохнуть. А когда день склонился к вечеру, попрощались и разошлись в разные стороны.

День за днем, месяц за месяцем, год за годом подрастал Хаубан, исполнилось ему семнадцать лет и стал он охотиться с хызмой. Как-то шел он по берегу озера и вдруг видит: плывет по озерной глади золотая утка. Не задумываясь, приладил хызму, прицелился и подстрелил утку. Бросился в воду, поплыл к ней и Стал подводить ее к берегу. Вдруг утка заговорила человечьим языком:

Егет, подбитая тобой дичь,

Знай: не утка; скажу, не тая

В озере плавала, резвясь,

Шульгена, славного царя,

Дочь любимая — это я.

Ай, егет мой, ты мой егет,

Ты воды меня не лишай,

От души мотыльковой моей

Мою молодость не отрешай.

Что попросишь, то и отдам,

Лягу жертвой к твоим ногам

Скот попросишь ли у меня,

Я стадами его отдам.

С такими словами обратилась она к Хаубану. Удивился Хаубан, подплыл к берегу, где было мелко, и, не выходя из воды, глядел на утку, не зная, что сказать. А утка продолжала его умолять.

Тогда Хаубан ответил так:

Мать, отец мои весь век провели в горе-нищете.

В голоде и лишениях я рос.

Их обоих теперь уж нет,

Что остается сироте?

Рос, не зная, что значит приют,

Чуждый ласке и доброте.

На охоте сегодня впервой

Посчастливилось дичь добыть —

Дам ли я тебе нырнуть,

Хоть порываешься ты уплыть?

Утка ему отвечала так:

Свой дворец, точно Иремель10,

Золотыми камнями набил,

Табунов многомастных пасти

Заставил лучших пастухов.

Батыров, вздохом своим одним

Способных горы разворотить,

Тех, чьи шеи меч не берет,

— Заставил прислуживать себе —

Мой отец, благородный царь.

У него есть любимый конь,

Что дороже богатств любых.

В бедах другом способен быть.

Краса — средь коней других.

Нет огня — он огонь достанет,

Нет воды — воду он достанет,

Чтобы море перелететь —

Надо — птицею он станет.

Грива — что белоснежный шелк,

Цветом — в сероватый отлив,

Прям и строен он вдоль крестца,

На дрожащих стоит копытах —

Что, как шило, тонки в концах.

Медный — глазом, ухом — камыш.

Яблоки глаз — белые, белые,

Узок в боках, в холке высок,

Точно щука, протяжен телом.

Морда ястреба, ноздри враздув,

Парносбит в коренных зубах,

Остер подбородок, скулы худы,

Двойная макушка крутого лба —

Дам тебе я того коня.

Ты тогда на Урале своем,

Я — в пространстве водном своем

Счастливо жизнь свою проживем.

Выслушав эти слова, Хаубан сказал:

Сдадкоречьем обманут так,

Я не раз оставался ни с чем.

Нет обещанного у тебя —

Меня словами не улещай.

На это утка ему отвечала:

Я единственная дочь царя,

Тебя обманывать буду ль я?

Пожалевши добро и скот,

На суше с жизнью прощусь ли я?

Это озеро — мой дворец,

Окунаюсь, как птица, я,

Когда восходит солнце, тогда

В светлой радости я веселюсь.

Коль возьмешь ты меня, егет,

Вмиг на земле я твоей умру.

Принесешь ли домой к себе —

В кусок мяса я превращусь.

Лишь два выбора есть, егет,

А не сможешь — век в нищете

Проведешь ты бесславно жизнь.

Отпусти ты меня, егет,

И, не оглядываясь, иди!

В разномастных табунах

Выйдут кони — ты их подожди!

Стадо недоенных коров

С ревом вывалит без телят,

Овцы семенящей толпой

Выйдут следом за рядом ряд.

С шумом озеро расколов,

Вызвав бурю по всей земле,

Акбузат выйдет — дух живой

За скотиною всей вослед.

Если погладишь холку ты,

Обретет он тотчас язык,

Все пожелания твои

Исполнить готовый в тот же миг.

Плетка подвешена к ободку

Позолоченного седла,

Булгарской кожею11 сплетены

Драгоценные удила.

Потник с ленточками подпруг

Сшиты вместе надежным швом,

Чтоб вовеки не оторвать,

Хитрым сплетенные узлом.

Коль захочется пощипать

Травку — сам отойдет, куда

Волос подпалишь — и на зов

Он тотчас к тебе придет.

Пропадет ли вдруг весь твой скот—

Он останется с тобой,

Станет другом твоим, судьбой,

И батыром в битве любой.

Отпусти же меня, егет,

Повелю я своим, егет,

Обещанье исполнить свое.

В водном царстве ты мне позволь

В счастии пребывать, егет.

Хаубан на это отвечал:

Просьбе внемлю твоей, хылу12,

Но есть дума и у меня:

Вместе мы с тобою пойдем,

Вместе дождемся того коня.

Коль не можешь ты без воды —

Я водою наполню сарык13,

Чтобы солнце не обожгло,

Помещу тебя в тот сарык.

Коли правду ты говоришь,

Дам свободу я тебе,

Быть счастливой в своей воде

Пожелаю в тот час тебе.

На это утка сказала:

Пока в озеро я не нырну,

Пока отцу обо всем не скажу,

Не взойдет на поверхность скот,

Он на зов земной не придет.

Коль возьмешь ты меня, егет,

Пользы не будет тебе никакой.

Без голубиной шубы14 моей

Не увидишь меня в ночи.

А захочешь вдруг приласкать —

Не удастся это тебе.

Если на землю выберусь я,

Меня красавицей не сочтешь…

Земному егету земля дорога.

Но пойми же и ты меня:

Дочь подводного царя

Из солнца создана и огня.

Солнце одарит тебя теплом,

Я ж — как масло, растаю вмиг,

И одна лишь капля моя

Землю иссушит твою, как яд.

Внимательно выслушал эти слова Хаубан, поверил утке и отпустил ее, а сам, как она велела, пошел прочь от озера, не оглядываясь.

Отошел он немного, за спиной послышалось ржание лошадей, мычание коров, блеяние овец. И подул сильный ветер, а потом поднялась буря. Трудно стало идти Хаубану. Растерялся он, не зная, что и делать. Наконец, не выдержал и оглянулся. Посмотрел и глазам своим не поверил: всю степь покрыли табуны, стада, отары — из воды все шли и шли кони, коровы, овцы. И показалась в волнах голова Акбуэата. Но увидев, что Хаубан оглянулся, белогривый конь скрылся в воде. И все табуны, все стада, все отары, давя и топча друг друга, снова ушли под воду.

И утихла свирепая буря.

Вернулся к берегу Хаубан и сел на землю. Кругом была тишина и покой.

С горестной обидой пришел ...

knigogid.ru

Акбузат (журнал)

для детей дошкольного и младшего школьного возраста ПериодичностьЯзыкАдрес редакцииГлавный редакторУчредителиСтранаДата основанияТиражВеб-сайт

«Акбузат» башк Аҡбуҙат — российский ежемесячный литературно-художественный журнал для детей дошкольного и младшего школьного возраста на башкирском языке Включает разделы, посвященные детскому творчеству и досугу, жизни народов Башкортостана и другие

Содержание

  • 1 История
  • 2 Учредители журнала
  • 3 Награды
  • 4 Редакторы
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

История

С мая 1989 года начал выходить как «журнал в журнале» в журнале «Агидель» под названием «Бэпембэ» «Одуванчик»

Журнал «Акбузат» был основан в 1990 году, а его первый номер увидел свет в 1991 году

В журнале публикуются произведения башкирского фольклора, короткие рассказы и стихотворения башкирских писателей, загадки, игры и головоломки

Рубрики журнала: «Я учусь писать», «Я учусь читать», «Easy English», «Мой родной язык — башкирский», «Я поставил «5», «В юрте мудреца», «Золотая колыбель», «Вкусняшка», «Уроки вежливости», «Небылицы», «Доброта» и другие Некоторые из которых посвящены подготовке детей к школе

В оформлении журнала «Акбузат» принимают участие лучшие художники-графики Башкортостана[3]

Основные цели и задачи журнала:

  • воспитание у детей дошкольного и младшего школьного возраста любви к башкирскому языку и литературе, культуре, родному краю;
  • воспитание интереса к мирознанию через художественное слово и изобразительное искусство;
  • воспитание интереса к художественному творчеству

Учредители журнала

С 1991 по 1995 годы учредителем издания становится Министерство народного образования Республики Башкортостан С 2012 года соучредителями журнала стали Агентство по печати и средствам массовой информации при Правительстве Республики Башкортостан, Общественная организация «Союз писателей Республики Башкортостан» и редакция журнала «Акбузат»

Награды

  • Лауреат Всероссийского конкурса «Маленький принц-2012»
  • В 2013 году был включен в «Золотой фонд прессы»

Редакторы

  • Тугузбаева Ф Х 1991—2010;
  • Юлдашева Т И с 2010 года

Примечания

  1. ↑ Первый номер журнала вышел в январе 1991 года
  2. ↑ Ермоленко Н В Башкортостане государственные печатные СМИ выходят на семи языках // ИА Башинформ
  3. ↑ Акбузат, журнал // Башкортостан: краткая энциклопедия — Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996 — С 111 — 672 с — ISBN 5-88185-001-7

Ссылки

  • Акбузат, журнал//Башкирская энциклопедия Гл ред М А Ильгамов Т 1 А-Б 2005 — 624 с ISBN 5-88185-053-X
  • Акбузат, журнал // Башкортостан: краткая энциклопедия — Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996 — С 111 — 672 с — ISBN 5-88185-001-7
  • Синенко С Г Культура народов Башкортостана: Словарь-справочник Уфа, 2003 ISBN 5-85051-260-8

ежемесячный

башкирский

450001, Башкортостан, Уфа, пр Октября, 2

Юлдашева Т И

Правительство Республики Башкортостан

Россия Россия

1990[1]

18 600 2008[2]

akbuzatrbru

Средства массовой информации БашкортостанаГазетыЖурналыТелеканалыРадиостанцииИнформагентства
Общереспубликанские: Республика Башкортостан | Башкортостан башк | Кызыл тан татар | Урал сасси чув | Ошмес удм | Неделя рус башк татар | Чолман луговомар | Уфимские ведомости | Йэшлек башк | Йэншишмэ башк | Молодёжная газета

Городские: Вечерняя Уфа | Выбор | Красное знамя | Кумертауское время | Огни Агидели | Октябрьский нефтяник | Сибайский рабочий | Стерлитамакский рабочий | Уфимская неделя | Киске Өфө башкОбъединённые городские и районные: Баймакский вестник | Белебеевские известия | Белорецкий рабочий | Восход | Панорама | Победа | Путь Октября | Торатау башк | Туймазинский вестник | Учалинская газета | Урал башк | Юшатыр башк | Янаульские зори

Районные
Агидель башк | Акбузат башк | Аманат башк | Башкортостан кызы башк | Бельские просторы | Ватандаш рус англ башк | Хэнэк / Вилы рус башк | Панорама Башкортостана | Тулпар татар | Тамаша башк | Башкортостан укытыусыхы рус башк | Шонкар башк
Башкирское спутниковое телевидение башк рус | Башкортостан башк рус | Вся Уфа | Курай башк | Спорт — твой выбор, Башкортостан! | Тамыр башк рус | Туған тел башк татар | Blues Cafe | MIX TV | М Television | Городской телеканал UTV
Ашҡаҙар башк | Спутник FM | Юлдаш башк
Башинформ

Акбузат (журнал) Информация о

Акбузат (журнал)Акбузат (журнал) Акбузат (журнал) Просмотр темы.

Акбузат (журнал) что, Акбузат (журнал) кто, Акбузат (журнал) объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Аҡбуҙат (журнал) — Башҡорт Википедияһы

Төр Формат Сығыу йышлығы Баш мөхәррир Сыға башлаған Тел Редакция адресы:
Аҡбуҙат
Akbuzat12.08.jpg

Мәктәпкәсә йәштәге һәм кесе мәктәп йәшендәге балалар өсөн айлыҡ журнал

84 х 108

айына

Юлдашева Тамара Ишбулды ҡыҙы

1991

башҡортса

450001, Башҡортостан Республикаһы, Өфө ҡалаһы, Октябрь пр., 2

Веб-сайт: http://www.akbuzatrb-ufa.ru/
Был терминдың башҡа мәғәнәләре лә бар, ҡарағыҙ: Аҡбуҙат.

Аҡбуҙат — башҡорт телендәге мәктәпкәсә йәштәге һәм кесе мәктәп йәшендәге балалар өсөн айлыҡ журнал. Журнал 1989 йылдың майынан «Ағиҙел» журналы эсендә ҡушымта булараҡ «Бәпембә» исеме менән сыға. 1991 йылдан үҙаллы журнал булып сыға. Ойоштороусылары - Башҡортостан Республикаһы Матбуғат һәм киң мәғлүмәт саралары агентлығы, Башҡортостан Республикаһы Яҙыусылар союзы. Тәүге баш мөхәррире - Факиһа Туғыҙбаева. 2010 йылдан журналдың баш мөхәррире - Тамара Искәндәриә-Юлдашева.

Журналда балалар өсөн ҡыҫҡа шиғырҙар, хикәйәләр, әкиәттәр, пьесалар, тарихи-этнографик характерҙағы материалдар, башватҡыстар, ҡул эштәре өсөн ҡулланмалар, йырҙар, уйындар, кескәйҙәр ижады баҫыла.

Юғары сифаты өсөн журнал Рәсәй матбуғатының алтын фондына индерелгән. 2012 йылда балалар өсөн журналдар араһындағы "Маленький принц" Бөтә Рәсәй конкурсы еңеүсеһе була. 2016 йылда Башҡортостан китапханалары араһында үткән "Йыл китабы" конкурсында еңеүсе исемен ала һәм иң уҡымлы балалар журналы тип табыла.

Баҫма ун йыл дауамында Рәсәй Матбуғат һәм киң мәғлүмәт саралары агентлығы тарафынан иғлан ителгән социаль әһәмиәтле проекттарҙы уңышлы башҡара.

Журнал йыл да республика балалары араһында Фәүзиә Рәхимғолова исемендәге шиғри конкурс иғлан итә. Йәш шағирҙар ҡатнашлығында I - II "Бәпембә" балалар шиғриәт

ba.wikipedia.org

Читать онлайн "Акбузат" - RuLit

— Что ж, переночуй, — сказала она, — куда податься чужому человеку…

Только разделся Хаубан, чтоб лечь спать, пришли старики да старухи и засыпали хозяйку вопросами:

— Ну, что, видела Айхылу? Наверно, исхудала она?

— Не спросила ли ты, где она была?

Хозяйка отвечает:

— Видела Айхылу, видела. Да только успела поздороваться с ней…

— Почему же не спросила ни о чем?

— Начала было спрашивать, да она прервала: «Оставь, говорит, енге31, меня в покое. Мне и самой не верится, что вернулась. Может, денька через два кое-что и скажу…» А хан говорил своим приближенным: «Слава аллаху, спас он мое дитя, внял моим молитвам».

И тут седобородый старик заговорил:

— Ну, значит, все хорошо. А я уж подумал: не остался ли какой отпрыск от Сура-батыра и не взял ли Айхылу из мести за убийство отца… А раз спаслась она бескровно — радоваться надо. А то ведь Масем-хан поклялся уничтожить род Сура-батыра до седьмого колена.

— Да неужели наш хан ищет еще кого-то из рода Сура-батыра? — удивилась хозяйка. — Кажется, уж всех убил, даже жену его, которая в лесу скиталась в поисках пищи, и ту схватил и в Шульген-озере утопил. Неужели нашему хану и этого мало?

Тут еще одна женщина заговорила:

— Да жена Сура-батыра сама сплошала — встретила Масем-хана и сама ему призналась…

— Э-э! — воскликнул старик, — ничего вы не знаете. А я, как бросали ее в воду, в стороне стоял и все своими глазами видел.

Тут женщины, сказав: «Говорим то, что слышали…» — прекратили разговор.

А Хаубан, молча слушавший все это, подумал: «Неужели моего отца и мать убил Масем-хан?»

И решил он спросить у старика, сколько было Сура-батыров — один или два.

Старик так ответил:

— Сын мой, Сура-батыр, который был славен в народе и берег честь народа, один был. Ни на Урале, ни вдали от Урала я не слышал о другом человеке, который бы носил это имя. Когда топили в озере его жену, слышал я, как она, бедная, умоляла: «Сердце мое — дитя мое — сиротой остается. Оттого душа моя изнывает… Убили вы мужа, а я, за дитя страдая, клятву дала, что никому не скажу об этом: от болезни, мол, умер. Только меня пощадите…» Но не знал хан пощады и повелел бросить ее в озеро. А узнав о ребенке, решил и его убить, да так и не смог йайти его. Никто не знал — что за дитя осталось — девочка или мальчик… Хаубан еще больше удивился.

— А я слышал, олатай, что было два батыра по имени Сура. Рассказывают, когда умер один батыр, жена его выменяла хызму на саван, чтобы достойно схоронить мужа. Не было у нее ничего, чтобы справить поминки, и пошла она по стране скитаться да так и пропала.

— Нет, сын мой, — сказал старик, — все произошло так, как я говорю… А то, что хызму выменяли на саван, — пустой разговор, его придумали, чтобы хан не потребовал ее. Лишь жена батыра знала о том, у кого осталась эта хызма.

Но почему же хан не взял хызму, когда убил батыра?

— Конечно, он сразу бы взял ее, да не знал, у кого ее батыр оставил. А было так: Сура-батыр вернулся с охоты очень уставший, решил лечь отдохнуть, а хызму свою отдал старику Тараулу, с которым часто охотился вместе. А тут Масем-хан с Акбулат-бием32 появились, увидели спящего батыра и убили его. И стали думать, как быть: «Если бросить тело в воду — народ узнает и в гневе на нас с Акбулатом набросится. Лучше надо заставить его жену пустить слух, что муж ее от болезни скончался». Так и сделали.

Старик покачал головой и воскликнул:

— Ай, Сура-батыр! Каким человеком был! Многие годы воевал с Масем-ханом, не отдавал ему Урала. При нем мужчины нашего Урала рыбой в воде плавали, птицами в лесах пели. Да вот нет в живых нашего Сура-батыра…

Хаубан подумал: «Неужели та старуха, что повстречалась мне в озере, моя мать?»

И стал он ходить по аулам, расспрашивать людей о Сура-батыре и о его жене, и все люди говорили одно и то же.

А Масем-хан повсюду разослал весть о большой свадьбе. Вернулся Хаубан в его яйляу и видит — бии, аксакалы, их сыновья, мурзы, гарцующие на аргамаках, на рысаках резвых, скакунов под уздцы прогуливающие, всю яйляу хана заполнили, большой майдан образовали. От соседних баев и тарханов33 собралось много народу. На одном краю майдана стояли бедняки-батыры, не имеющие ни коня, ни шубы, на другом — женщины, девушки, старухи и дети. А в центре майдана стояли жены Масем-хан а, три его дочери и зятья. Бии и аксакалы толпились вокруг хана, ожидая начала праздника.

Борцы, ловко накрутив кушаки на руку, ходили взад-вперед, волнуясь. Певцы, пробуя голоса, пили сырые яйца. Кураисты, не давая кураям засохнуть, — брызгали на них водою. Всадники-глашатаи, соблюдая ряды, водили скакунов вокруг майдана.

вернуться

Енге — почтительное обращение к жене старшего брата, дяди.

вернуться

В Бурзянском районе Башкирской АССР есть старинный аул, называемый Акбулат. По местным преданиям, аул основан на месте кочевья Акбулат-бия, изображенного в «Акбузате».

вернуться

Тархан (монгольское) — человек, освобожденный от подати, пользующийся в обществе социальными привилегиями среди своих соплеменников. Тарханекие грамоты впервые в Башкирии раздавались татаро-монгольскими ханами. Тарханские грамоты раздавались башкирам также и русскими царями за особые заслуги после присоединения Башкирии к Русскому государству.

www.rulit.me

Читать онлайн "Акбузат" - RuLit

Выбрать главу Слышал я, о великий хан, Жил на Урале один батыр, Звали батыра того Сура. Воле ханов и биев не подчинясь, Жил он свободным, говорят. И вот однажды Сура-батыр Как всегда, на охоту пошел, И с того дня не вернулся назад На ночлег под родной полог. Сон смертельный его сморил, Лег один он спать на лугу. Коварный хан на него набрел И пустил в его грудь стрелу. А потом через несколько дней Исчезла и батыра жена. Остался один их бедный сын — Мальчик по имени Хаубан. Ничего не было у него, В сиротстве жизнь свою проводил, Рос он в трудностях и нужде, Не было близких у него, Кто бы мог приютить его; За телятами он смотрел, Никто содержать его не хотел. Однажды ушел Хаубан, говорят, Много земель прошел, говорят, Пока, наконец, одного старика Не повстречал в пути, говорят. Тот старик его расспросил, Узнав обо всем, его пожалел, Хызму, что в руках своих держал, Без раздумья ему отдал. (Не был богачом тот старик, Бедняк, — как многие, спину он гнул, У бия Иргиза стадо пас, Имя было его Тараул). Как только хызму получил, Хаубан Стал охотиться, что есть сил; В стрельбе он славу приобрел, А в богатырстве, опять же, своем Батыров Яика39 и Суру40, Тукляса41 вместе с Алмасом42 — всех Он в скором времени превзошел. Шульгена, что не был побежден, Одним порывом он сокрушил; Девушек, выкраденных с земли, Всех до единого освободил; Старуху эту выручил он, А не святой Хызыр. Прошлой ночью битвой пошел На хана озера Шульген. Точно глаз лошадиный, рассек На мелкие части озеро то. Велев его дивам пробить в скале, Что от Шульгена невдалеке, Нишу — чтоб была она, как дворец, Чтоб стойлом была она для коня43. Батшу в черепаху он превратил, Дивов его — в пиявок и змей. Биев, что грабили страну и народ, Всех уничтожил рукой своей. Сегодня вновь на верном коне Ищет он мать свою и отца. Чтоб за своего отомстить отца, Чтоб карымтой на врага пойти, На убийцу отца своего Собирается он пойти.

Закончив свою речь, Хаубан к народу обратился:

— По тому, как он сам говорил, эта старуха должна быть его матерью. Если вы не поверите моим словам, не дадите сказать слово этой старухе, будете стоять с раскрытыми ртами, а старуха исчезнет навсегда.

Весь народ замер, пораженный.

А Масем-хан, услышав эти слова, стал советоваться со своими биями. Подозвал потом к себе Хаубана и сказал:

— Если не подтвердятся слова твои, велю отрубить тебе голову.

— Я согласен! — ответил Хаубан. Пока люди толковали между собой, пока рассаживались на коней, Хаубан, отойдя в сторонку, запалил конский волос, призвал Акбузата, надел на себя боевые доспехи и въехал на майдан на своем коне.

— Кто это? Кто это? — зашумели в толпе. — Что это за человек?

А он подъехал к Айхылу и старухе, и те сразу признали в нем егета, который их спас. Они плакали и обнимали ему ноги, вдетые в серебряные стремена, и с громким плачем кричали: «Это он, наш егет!» Сошел с коня Хаубан и обнял старуху. Потом снова сел на коня и, подъехав к хану, сказал ему такие слова:

Глядя в лицо тебе, Масем-хан, Хочу вопрос один задать: Была ли причина у тебя Месть к Суре-батыру питать? Чтобы дочь твою красть, барымту Имел ли хан подводный Шульген? Если надлежащий ответ Дашь, не тая, на вопросы мои, Я сокровенные думы свои Открыть перед всеми даю обет. Масем-хан ответил на это так: Чтобы мстить батыру Суре Нету карымты у меня. Никто не угонял мой скот — Нету барымты у меня. Шульген же за то на меня сердит: В озеро яда подкинул я, И, камыши его подпалив, На страну посягнул его я. Тогда Хаубан сказал Масем-хану: С детства без матери и отца Остался… много я слез повидал. В нижних пластах земли побывал — Вот такой я буду батыр! Хоть ульи пчелиные ворошат, Хоть коров, наземь сбив, дерут, Хоть душат целые стада овец, Хоть уничтожают домашних птиц, — Все же медведя, что косолап, Волка, шустрого на глаз, Лисицу, что хвост густой распустив, На косогоре резвится вовсю, — Злодеями, что грабят страну, Не называл я никогда; В ярости в них свою стрелу Не выпускал я никогда. Отроги Урала я объезжал, Врага ненавистного я искал, Кто кровь проливает без карымты, Вдовами оставляет их жен; Кто не жалеет их детей — Сиротами их оставляет он. Кто, невинным женщинам руки связав, Бросает в бездну озерных вод. Кто заливает кровью страну, В которой живет владыкою сам; Кто, растоптав честь родов И возвеличив собственный род, Ханом во всей стране живет; Кто отнимал у народа скот, При ком языка лишен был народ, Тот, двуногий, С круглой башкой, Тот, заслуживающий стрелу, Ставший всем людям кровным врагом, Тот, кого я всю жизнь искал, Кровный враг мой, Злодей, Которого должен я убить, — Стоящий предо мной Масем-хан! Это — проливший без карымты Кровь батыра Суры Медведь, Это наливший в озеро яд, Отравивший весь здешний скот, Это он — шустроглазый волк! Всех он держит в своих руках — Кыпсака44 — батыра Идели, Катая45 — батыра Иремели46, Тукляса47 — батыра Яика, Тамьяна48 — батыра Тора49, В Нугуше50 — Юрматы51, На Узяне52 — Табына53, Повсюду — в степях Ирендыка54 — Для всех он был диву подобен, В тисках своих всех державший! На Акбузата вскочив верхом, Приехал я за честь Батыров биться, За кровную месть Местью расплатиться! Отплатить тебе, Кто в рабство Обращает мужей страны, Кто женщин обращает во вдов. К злодею от имени страны С карымтою я пришел! вернуться

Яик — сын эпического богатыря Урал-батыра. В сказаниях «Урал-батыр», «Акбузат» и легендах Яик-батыр после смерти Урал-батыра его алмазным мечом рассекает гору Иремель и дает начало большой реке, названной в его честь Яиком, и прокладывает ей русло. Этим он избавляет людей и природу, страдающих от нехватки воды

вернуться

Сура — Сура-батыр, внук Урал-батыра из одноименного героического кубаира. В башкирском эпосе имеется также отдельный кубаир, который называется "Сура-батыр".

вернуться

Тукляс — образ святого старца — защитника родов и батыров от опасностей. Образ святого Тукляса (Баба-Тукляса, Чачлы-Азиза) широко распространен в фольклоре тюркских народов. В сказании «Акбузат» он изображен батыром яицких башкир.

вернуться

Об Алмас-батыре других фольклорных и исторических материалов не обнаружено.

вернуться

В Бурзянском районе Башкирской АССР находится известная всему миру Капова пещера, где сохранились уникальные наскальные рисунки древних людей. По местным преданиям и сказанию «Акбузат», громадная пещера была прорублена дивами и драконами как жилье для коня Урал-батыра — Акбузата. Интересно то, что в последние годы учеными А. В. Рюминым, затем О. Н. Бадером в пещере Шульген были обнаружены рисунки диких коней, наряду с изображениями мамонтов и носорога.

вернуться

В башкирском фольклоре этноним какого-либо рода или племени часто становится именем батыра. Или, наоборот, с именем батыра связывается какое-нибудь племя. В данном сказании упоминается легендарный родоначальник; кипчаков — Кыпсак-бий. Он изображен как батыр из долины, реки Идели, т. е. Агидели. Кипчакское племя — одно из самых крупных башкирских племен. Кипчаки в основном живут в юго-восточной и южной Башкирии. В древние времена европейские народы называли их куманами, а русские — половцами. По историческим сведениям, кипчаки в IX–XI веках и раньше жили на обширной территории между Волгой и Яиком (Уралом), а в XI в. они образовали сильное государство, называемое Дешт-и-Кипчак (степные кипчаки). Однако, в начале XIII в. татаро-монгольские завоеватели разрушили это государство. Разбитые кипчакские племена растворились среди других тюркских народов (башкир, узбеков, татар и др.)

вернуться

Катай — батыр, названный этнонимом одного из древних башкирских племен Катай, вождь племени. Башкиры из племени Катай разделяются на три рода: Оло-Катай (большие катайцы), Бала-Катай (малые катайцы) и Ялан-Катай (степные катайцы). Оло-катайцы живут в Бело-рецком районе Башкирской АССР, их называют и Инзер-катайцами, Бала-катайцы живут в основном в Белокатайском районе Башкирии, а Ялан-катайцы — в Сафакульском и Альменьевском районах Курганской области.

вернуться

Иремель — гора в юго-восточной части Башкирии.

вернуться

Туклякс — образ святого старца — защитника родов и батыров от опасностей. Образ святого Тукляса (Баба-Тукляса, Чачлы-Азиза) широко распространен в фольклоре тюркских народов. В сказании «Акбузат» он изображен батыром яицких башкир.

вернуться

Тамьян — батыр, названный этнонимом одного из древних башкирских племен Тамьян, вождь племени. Основная часть тамьянцев живёт в Абзелиловском, Белорецком, Мелеузовском районах Башкирии.

вернуться

Юрматы — батыр, названный этнонимом одного из древних башкирских племен. Юрматы, вождь племени. По историческим сведениям, в VIII в. нашей эры юрматинцы совместно с мадьярскими племенами переселились в Западную Европу (Паннонию) и сыграли значительную роль в образовании венгерской народности. Основная часть башкир из племени Юрматы живёт в Стерлитамакском, Стерли-башевеком, Федоровском, Ишимбайском районах Башкирской АССР.

вернуться

Табын — батыр, названный этнонимом одного из древних башкирских племен Табын, родоначальник. Табынцы в основном расселены в Гафурийском, Кармаскалинском, Аургазинском, Учалинском районах Башкирской АССР.

вернуться

Ирендык — гора на Южном Урале (юго-восточная часть Башкирии). В сказании именем Ирендык назван батыр степи.

~ 14 ~

Предыдущая страница Следующая страница

www.rulit.me

Книга "Акбузат" из жанра Мифы. Легенды. Эпос

Последние комментарии

okcana---
Lulu1277
Tararam Давай поспорим

Довольно забавная история. Поразить - не поразила, но читать было нескучно. Оценила на четыре "с минусом"

Натали
Polinka_Foxy Академия Альнар. Тайна алхимика (СИ)

Очень неплохая книга. Эмоции прям бушуют))) В конце прям много пикантных моментов. В вообщем сюжет захватывает и заставляет переживать.(хоть гг тот ещё козёл) Надеюсь на продолжение!

valyavik
Мерилин
 
 

Акбузат

Акбузат Жанр: Мифы. Легенды. Эпос Язык: русский Год: 1972 Издатель: Башкирское книжное издательство Город: Уфа Переводчик: Газим Шафиков Второй переводчик: Иван Кычаков Добавил: Admin 16 Дек 17 Проверил: Admin 16 Дек 17 Формат:  FB2 (930 Kb)  RTF (1010 Kb)  TXT (892 Kb)  HTML (901 Kb)  EPUB (957 Kb)  MOBI (1993 Kb) Скачать бесплатно книгу Акбузат Читать онлайн книгу Акбузат

Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)

Аннотация

Башкирский народный героический эпос "Акбузат".

Объявления

Где купить?

Нравится книга? Поделись с друзьями!

Похожие книги

Комментарии к книге "Акбузат"

Комментарий не найдено
Чтобы оставить комментарий или поставить оценку книге Вам нужно зайти на сайт или зарегистрироваться
 

www.rulit.me


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта