Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Первый детский сад в России в 1866 году. Журнал детский сад 1866


Первый в России журнал «Детский сад»

Его создатель А.С. Симонович (урождённая Бергман) родилась в октябре 1844 г. в Москве в семье лавочника. После окончания пятиклассной школы она самостоятельно подготовилась и сдала экзамен на звание домашней учительницы, что в то время считалось вершиной карьеры женщины.

Она попыталась получить высшее образование в Московском университете, но ей было отказано в посещении лекций.

Будущий педагог рано приобщилась к чтению произведений А.И. Герцена — прочитала статьи из «Колокола», «Былое и думы», «С того берега», статьи Л. Фейербаха. Герцен стал её идеалом, а его произведения помогли определить жизненную цель — трудиться на благо народа.

Аделаида Семёновна вышла замуж за врача-педагога Якова Мироновича Симоновича, вместе с которым в 1864 г. совершила поездку в Швейцарию. Там А.С. Симонович слушала лекции, которые читала племянница Ф. Фребеля, узнала о его идеях и практической деятельности, возникновении организации и работе первых детских садов. В Женеве она дважды встречалась с А.И. Герценом, который посоветовал им вернуться и попробовать свои силы на родине.

В 1866 г. супруги Симоновичи открыли в Петербурге первый народный детский сад (с минимальной оплатой) для детей 3—8 лет, который просуществовал несколько лет. Вначале он работал по системе Фребеля, т.е. все занятия и игры были строго систематизированы. (В 60—70-е годы многие зарубежные и первые российские детские сады работали по этой системе.) Затем, убедившись в несовершенстве системы, Симоновичи отказались от её механического использования, начали творчески перерабатывать идеи немецкого педагога, пытаясь приспособить их к русским условиям. Взяв за основу идею народности К.Д. Ушинского, они ввели подвижные игры с элементами труда и быта народа, песни с русскими мелодиями и многое другое. Аделаида Семёновна, работая в детском саду, стала называть себя садовницей.

Одновременно А.С. Симонович начала выпускать журнал «Детский сад» (1866—1868 гг.). Под руководством Е.Н. Короздиной он выходил до 1876 г., став в последние годы общепедагогическим изданием. Журнал ставил следующие задачи: разъяснять важность и необходимость общественного дошкольного воспитания, разрабатывать методику детских игр, знакомить родителей и воспитателей с содержанием и организацией специальных занятий с детьми. Супруги печатали статьи с острой критикой старых методов воспитания и собственные педагогические труды.

Издание журнала требовало больших средств, которых не хватало у простого врача и садовницы. Весь тираж из типографии они приносили домой, сами клеили бандероли, подписывали адреса и носили посылки на почту. За три года существования на его страницах освещались разнообразные вопросы: идея создания детских садов; принципы внутренней организации детского сада; поведение воспитательницы на занятиях; методика системы различных занятий; планирование; особенности работы с маленькими детьми и другие.

В журнале также давались рецензии на педагогическую и детскую литературу. Статьи были актуальны и жизненны, наполнены практическими советами, т.к. основывались на практике воспитания собственных детей, которых у Аделаиды Семёновны было шесть — пять дочерей, сын и приёмная племянница. В своих статьях она проанализировала идеи Ф. Фребеля и впервые, в отличие от многих педагогов, сумела увидеть не только отрицательные, но и положительные стороны его теории дошкольного воспитания. Позже, в 1874 г., наиболее интересные журнальные статьи Симонович вышли в виде книги «Детский сад. Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании малолетних детей», которая переиздавалась несколько раз.

В 1870 г. Симоновичи переехали в Грузию, где в Тифлисе открыли детский сад и элементарную начальную школу. Они стали интернациональными, т.к. их посещало 60 детей русской, армянской и грузинской национальности. Детский сад просуществовал шесть лет и также был своеобразной педагогической лабораторией.

В конце 80-х годов Симонович переехала в Тверскую губернию, где 11 лет проработала сельской учительницей Калачевской начальной школы. На свои средства она организовала школьную библиотеку, летний детский сад и летнюю площадку для детей крестьян. Ею была сделана попытка создания воспитательного комплекса для дошкольников. В своей работе она придерживалась метода наглядного обучения, для чего составила серию наглядных пособий по природоведению и родиноведению. География, ботаника, зоология, экономика изучались не только по учебникам, но и в процессе наблюдений за природой, животными, растениями, посещений ремесленных мастерских, кузниц, составления карт и т.д. В конце ХІХ — начале ХХ века Калачевская школа, объединявшая вокруг себя сельских учителей, получила известность, её опекала прогрессивная интеллигенция соседней усадьбы Домотканово: художники В.Д. Дервиз, В.А. Серов, И.Я. Билибин, Н.Я. и И.С. Ефимовы, В.А. Фаворский, педагоги Н.В. и М.А. Чеховы, композитор

В.С. Серова и другие общественные деятели. В письмах к старшей дочери Марии Яковлевне во Францию педагог признавалась в любви к своей работе, невозможности прожить без родной природы и радостных глаз учеников.

После Великой Октябрьской революции пожилая учительница за свои заслуги получила своеобразную «охранную грамоту» от исполкома тверского губернского Совета депутатов, которая гарантировала ей и её внукам проживание в помещении усадьбы Домотканово. Однако несколько последующих лет (1919—1924 гг.) педагог прожила в Липецке, в семье своего сына-врача, где давала уроки иностранных языков. Последние пять лет жизни она провела в Загорске, в семье художника В.А. Фаворского и своей внучки Марии.

Много внимания А.С. Симонович уделяла вопросу необходимости развития общественного дошкольного воспитания. Она писала, что развитие капитализма потребовало увеличения рабочих рук, объективно создало условия для привлечения женщин к трудовой деятельности, сократило роль женщины как хозяйки, а не матери и воспитательницы; женщина не освобождается от функции первоначального воспитания и даже когда повсеместно будут открыты детские сады, всё равно ребёнок половину времени будет проводить в семье. А это значит, что общественное воспитание не исключает, а лишь дополняет семейное.

В своей статье «Связь детского сада со школою» А.С. Симонович выдвинула идею создания элементарного (т.е. подготовительного в современном понимании) класса для детей шести-семи лет. «Детский же сад, — писала она, — есть только подготовительное заведение для школы».

В книгах «Детский сад», «Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании малолетних детей» и других работах А.С. Симонович разрабатывала вопросы организации, содержания и методики воспитательной работы в детском саду. Для детей младшей группы трёх-четырёхлетнего возраста в детском саду проходили в основном индивиду-альные игры и занятия. Занятия с детьми 5—6-ти лет имели природоведческую направленность, т.е. проводились физические опыты, экскурсии в парки, к реке, сопровождающиеся беседами, наблюдениями, собиранием камешков, растений с последующим чтением статей и рассказов на эти же темы. Проведение занятий она рекомендовала в виде предметных уроков, а обучение чтению и письму — не ранее семи лет.

Неотъемлемым занятием детского сада, считала педагог, должно быть родиноведение, которым необходимо заниматься утром, во время работ и подвижных игр. Оно включало в себя ряд бесед, прогулок и наблюдений детей шести-семи лет по знакомству с родиной и подготавливающих их к дальнейшему пониманию географии, космографии и астрономии.

Очень большое внимание уделяла А.С. Симонович роли воспитательницы в детском саду, которая играет с детьми, учит их работать, разбирает ссоры, беседует с ними. Она предъявляла серьёзные требования к личности воспитателя, которую часто называла садовницей.

В своей работе «Кто может быть воспитателем?» педагог давала совет воспитателям, каким образом нужно работать над собой, заниматься самовоспитанием и перевоспитанием. Эти качества также важны для перевоспитания избалованных детей детского сада. В отличие от многих педагогов ХІХ века, Симонович понимала важность планомерной и систематической работы воспитательницы, которая должна обязательно составлять воспитательно-образовательные планы работы. Однако ею допускались некоторые отступления от плана в связи с каким-то важным событием в детском саду.

Таким образом, деятельность Аделаиды Семёновны Симонович оказала очень важное влияние на становление и развитие отечественной дошкольной педагогики. Она организовала опытный детский сад, обосновала важность и необходимость развития общественного дошкольного воспитания в нашей стране, разработала цели и задачи, принципы и содержание детского сада, требования к воспитательнице, выпускала первый журнал, посвящённый вопросам воспитания маленьких детей.

Кравцова А.

vscolu.ru

Промахи в воспитании... и подходы к их исправлению. Статья 1866 года из журнала "Детский сад"

…и подходы к их исправлению.

Как об этом рассуждал журнал «Детский сад» в 1866 году

промахи в воспитанииМне приходилось воспитывать одного мальчика, которого дома очень баловали, оставляли без надзора и не приучали слушаться. Последнее обстоятельство очень затрудняло дело воспитания; я не наказываю строго подобных учеников, потому что не вижу в этом никакой пользы, между тем слова мои не имели на него никакого действия. Замечания мои на счёт его дурного поведения вызывали с его стороны ряд возражений, несправедливость которых я старался доказывать, завязывались длинные прения, а он всё делал своё; я увещевал, сердился, а он всё-таки не слушался. Наконец я убедился, что таким образом мальчик не исправится, что его забавляют длинные разговоры со мною, из которых он выносит убеждение, что он прав; я видел, что его забавляет моя горячность, что он не боится моего гнева и остаётся при своём, и что он чувствует моё бессилие над ним и свою власть надо мною. Я начал употреблять совершенно противоположные приёмы, имевшие, к моему величайшему удовольствию, прекрасный результат.

Не считаю лишним сообщить их воспитателям, потому что думаю, что многие из них находятся в подобном моему положению относительно своих воспитанников.

Это как-то относится к 1866 годуТри года – между 1866 и 1869 годами – под редакцией супругов Аделаиды и Якова Симоновичей издавался в Петербурге удивительный журнал «Детский сад».

Удивителен он был уже тем, что в момент его создания детских садов в России было всего четыре! Причём один из них создали сами редакторы.

Во вступительной статье они писали: «Цель журнала – способствовать улучшению семейного и общественного воспитания в настоящее время. Вследствие этого журнал указывает на вредные стороны обыкновенного рутинного воспитания и предлагает меры к их устранению».

Публикуемая статья – одна из тех, в которых особенно характерно воплощалась программа журнала.

Хотя мой воспитанник не имел важных недостатков, но, бывши лишён даже надлежащего надзора, он приобрёл разные дурные привычки, которые нельзя было оставить в нём, потому что они были следствием ненормального развития и дурного воспитании. Так, например, он немилосердно гримасничал, кривлялся и кричал до такой степени, что слушающие не без основания опасались за участь их барабанной перепонки. Представляю несколько образчиков его и моего поведения для того, чтобы читатель убедился, до какой степени непроизводительно в воспитании рутинное обращение с детьми вообще и в особенности рутинное многословие воспитателей, к сожалению, так присущее им.

Сидим мы за обедом. Он есть суп. Вдруг он отодвигает свой стул на целый аршин от стола и с различными ужимками черпает суп из тарелки ложкой, препровождая её одной рукою в рот, и подставляя другою большой кусок хлеба.

— Что это ты делаешь? — спрашиваю я.

— Ем! — отвечает он лаконически.

— Разве так едят?

— Едят! Мужики в деревне так едят, я видел!

— Ты запачкаешь своё платье.

— Нет, у меня салфетка лежит на коленях.

— Перестань шалить, садись как следует.

— Да мне так ловко.

И он не переменяет своего положения. Я оставляю его в покое, потому что не хочу заводить серьёзной истории из-за пустяков. Между тем он очень доволен, что имел последнее слово, заставил меня замолчать и что я не могу заставить его слушаться. В другой раз он начинает кричать по-петушиному, собачьему, кошачьему. Прислуга хохочет.

— Перестань кричать, — говорю я.

— Видь мы теперь не учимся, — отвечает он.

— Да неприятно слушать.

— Что ж такое, что не приятно.

Крик и писк продолжается.

— Если не перестанешь шалить, я тебя посажу обедать в другую комнату.

— Мне там ещё веселее будет, — возражает он.

Я действительно сознаю, что ему весело будет видеть, как будут накрывать для него особенный стол, как ему будут подавать кушанья, вообще ему приятно будет видеть, какие хлопоты он доставляет взрослым. Я опять оставляю его в покое и этим компрометирую только себя.

Или он начинает есть с отвратительнейшими гримасами, возбуждающими общий хохот.

— Перестань гримасничать, — говорю я.

— Отчего же мне так не делать, если обезьяны делают.

— За то ты человек, а не обезьяна. Ты так привыкнешь гримасничать, что после не захочешь совсем, а станешь гримасничать.

— Не бойтесь, не привыкну. Ведь в театре я никогда не гримасничаю, потому что не хочу.

Или он раскладывает свои игрушки. Моя маленькая дочь подойдёт и начнёт их трогать. Он её отгоняет и дразнит. Я объясняю, что так поступать нехорошо, и что, если он не будет ей давать игрушки, она также не станет ему давать своих. «Да я и не нуждаюсь в них!» — отвечает гордо, между тем как сам очень их любит и убеждён, что мне невозможно уследить так за ним, чтоб он никогда их не брал.

Подобные поучительные беседы, в которых последнее слово оставалось за ним, повторялись очень часто. Но когда я убедился в их бесплодности, я попробовал совсем не обращать внимания на его проделки, имеющие значение для него потому только, что сердили меня и смешили других. Я уговорил прислугу не смеяться над его затеями, а сам оставался совершенно равнодушным.

Первая проба была следующая: за обедом, во время которого мой воспитанник любил больше всего делать свои представления, он, как обыкновенно, начинает вертеться на стуле, кривляться, гримасничать. К величайшему его удивлению, никто ему не делает ни одного замечания и никто не смеётся. Представление не удалось и актёр с некоторым стыдом прекращает его. После мимического представления следует горловое упражнение. Та же неудача. Шалуну не хочется напрягать свою гортань для собственного удовольствия и он утихает скоро. Но ему ужасно хочется посердить меня. После обеда он играет с игрушкою моей дочери и вдруг объявляет: «Я сломал игрушку!» Я догадался, в чём дело и молчу. Он повторяет: «Голову сломал!» «Ну что ж такое», — отвечаю я спокойно. «Как что ж такое. Ведь я должен заплатить?» — говорит он торжественным голосом и глазёнки его блестят от радости, что вот-вот я заведу обычную речь о том, что чужую вещь не следует портить и что он должен заплатить за неё; он скажет, что у него денег нет, я скажу, что заплатит тогда, когда у него будут: он скажет, что тогда он забудет, я скажу, что напомню и так далее.

Словом, он ожидал нравоучительную беседу и великолепный эффект, который произведут его слова: «Я вовсе не сломал, я вас надул». Но он ошибся. «Я не требую, чтоб ты заплатил», — сказал я ему. Тут уже он не знал, в свою очередь, что сказать и объявил уже совсем без эффекта, что он не сломал игрушки, а так пошутил. И тут вместо нравоучения я молчал, а он недоумевал.

Но всё-таки ему сильно хотелось рассердить меня. Он начал раскладывать свои игрушки с целью, чтоб завлечь ими мою дочь, отогнать её, довести до слёз и услышать бесплодные увещевания. Но я тотчас же отвлёк внимание девочки другими предметами, она не просила его игрушек и через несколько минут он их убрал.

Этим не кончилось. Я направился к двери, он загораживает мне дорогу и ожидает, что я скажу повелительным голосом: «Пусти!» Он не пустит, пока я его не оттолкну, причём ему удастся меня потолкать. Но я объясняю, что я вовсе не хочу идти в дверь и остаюсь в комнате. Он тотчас отходит от дверей. Далее я хожу по комнате, он старается задеть меня, я как будто не замечаю. Он перестаёт.

Я также уговорил всех домашних обращаться с ним тем же образом в моём отсутствии. По возвращении моём домой он мне объявляет, что он без меня очень кричал и шалил. Вместо того, что прежде я бы ему сказал: «А разве это хорошо», я сказал ему: «Что же, разве тебе запретили?» «Нет!» «Если угодно, можешь и теперь кричать». Но он счёл нужным не воспользоваться этим позволением. От домашних я узнал, что он действительно принялся неистово шуметь, но видя, что это никого не беспокоит, скоро перестал.

Таким образом я надеюсь совершенно поправить моего воспитанника. Разумеется, воспитатель должен знать, при каких детях и в каких случаях подобные меры могут быть употреблены, я говорю только, что при моём воспитаннике, мальчике не злом, но крайне избалованном и своевольном, они вполне достигли своей цели. Во всяком случае, какие бы меры воспитатель не употреблял для исправления своего воспитанника, он должен избегать многословия.

а мне весело!Я заметил, что самые красноречивые и трогательные тирады не трогают детей, а раздражительность и сердитость воспитателя (если дети не боятся его, то есть ненавидят) очень забавляет их.

В школах и в семействах, сколько мне известно, также прибегают к нравственным проповедям, укорам, увещаниям. Они оказываются очень редко действительными.

Иногда дитя слушает поток слов, совершенно не принимая последних к сведению, а иногда оно просто радо, что взрослый ничего не может ему сделать. Это месть с его стороны за все те неприятности, которые он должен переносить безропотно от взрослых.

Эта страсть детей злить взрослых замечается в них уже рано и мне кажется, что лучшим средством уничтожать её – не сердиться на шалости ребёнка тогда, когда последний хочет именно добиться ими гнева взрослого.

————

Яков Симонович

«Газета для родителей», №08/74 август 2011

Оцените, пожалуйста, статью:

Оценили: 9, рейтинг: 25

gazetadr.ru

Первый детский сад в России в 1866 году

1. Работа

Выполнила Студентка 11 Д группы ОЗО Малик Ольга Сергеевна

2. содержание

1. 2. 3. 4. 5. Введение……………………………………………………………………..3 Биография……………………………………………………………………5 Профессиональная деятельность.................................6 Наследие для педагогов от Аделаиды Симонович……10 Список источников………………………………………………………16

3. Первый детский сад в России 1866 году

Аделаида Симонович — основательница первого в России детского садаИстория российского дошкольного образования начинается с имени Аделаиды Симонович, основательницы первого отечественного детского сада. Аделаида Семеновна родилась в Москве в 1844 году. Образование свое Симонович получала в те годы, когда для женщины это представляло довольно сложную задачу. Женских гимназий еще не существовало, а в российские университеты женщинам вообще был закрыт доступ.Аделаида Семеновна закончила пятиклассную школу, а потом занималась самостоятельно и выдержала экзамен на звание домашней учительницы. Этого ей казалось недостаточно, и она пыталась получить разрешение посещать лекции в Московском университете. Аделаиде Семеновне отказали — довольно грубо. И, как сообщают биографы, Симонович ничего не оставалось делать, как поехать учиться в Швейцарию. Швейцарские университеты в то время уже принимали женщин. В период своей швейцарской жизни супруги Симоновичи познакомились с системой дошкольного воспитания Ф.Фребеля, и этот факт положил начало истории российских детских садов.27 сентября в России отмечается новый общенациональный праздник — День воспитателя и всех дошкольных работников. «День воспитателя и всех работников дошкольного образования» был учрежден по инициативе целого ряда общероссийских педагогических изданий 27 сентября 2004 года. Дата для «дня воспитателя и всех работников дошкольного образования» была выбрана не случайно, а приурочена к открытию первого детского сада в Российской империи. Это событие произошло в городе Санкт-Петербурге 27 сентября 1863 года (по другим данным 1866 года) по инициативе русской женщины-энтузиастки Аделаиды Семеновны Симонович. Первое в государстве дошкольное заведение принимало детей в возрасте от трёх до восьми лет. В программе «детсада» были уроки шитья, конструирование, подвижные игры, и даже курс Родиноведения.

8. Детский сад

Вернувшись в Петербург в 1866 году, Аделаида Семеновна при поддержке своего мужа открыла первый в истории России детский сад. В это время ей было 22 года. Одновременно супруги Симоновичи стали издавать первый российский журнал «Детский сад», посвященный вопросам дошкольного воспитания.

10. Аделаида Симонович и журнал «Детский сад»

Журнал «Детский сад», основанный Аделаидой Семеновной вместе с мужем, детским врачом и педагогом Яковом Мироновичем Симоновичем, возник из желания поделиться размышлениями об общественном воспитания детей. Мысли эти были обусловлены собственной деятельностью на таком поприще, и практический опыт Симоновичей вскоре дал возможность подобным размышлениям вырасти в целостную педагогическую теорию дошкольного воспитания. Статьи из журнала «Детский сад» за 1866-1868 гг. были изданы книгой «Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании малолетних детей» в 1874 году, затем – в 1884 году в переработанном и исправленном Аделаидой Семеновной варианте – под несколько измененным названием – «Практическое руководство к индивидуальному и общественному воспитанию малолетних детей». В 1907 году в издательстве И. Сытина вышла книга «Детский сад (практическое руководство для детских садовниц)» с рисунками дочери – Н.Я. Ефимовой–Симонович.Здесь же, в первом номере нового журнала, были сформулированы и основные принципы, на которых должна строиться работа таких учреждений: «Детский сад есть воспитательное заведение для маленьких детей от 3 до 7 лет, без различия сословия и пола. Он не есть учреждение, в котором дети только играют между собой, как дома, не руководимые никем; точно так же он не есть учреждение, в котором имеется только надзор за поведением детей; цель детского сада есть развитие детей телесно, нравственно и умственно и таким образом возможность дополнять, с одной стороны, недостаточное (по многим причинам) семейное воспитание, а с другой стороны, приготовлять детей к поступлению в школу; поэтому детский сад есть связующее звено между семейством и школой». Демократический смысл подобного заявления несомненен: детский сад – учреждение внесословное, а обозначенная воспитательная цель его практически совпадала с первой частью «формулы» прогресса, представленной П.Л. Лавровым в его знаменитых «Исторических письмах». О демократических симпатиях редакции журнала говорят и публикуемые здесь рассказы для детей. Так, например, в рассказе «Пожар» речь шла о тяготах крестьянской жизни: «Крестьяне платили еще подать – деньгами. Где же им деньги взять? Хлеб, который родится у них, им едва хватает на целый год. Молоко от коров, яйца от кур, шерсть от овец, лен и конопля, – все это крестьяне не могут продавать, так как у них есть дети, которых они кормят и одевают».Через четыре года Симоновичи по семейным обстоятельствам переселились в Тифлис и там тоже открыли детский сад — на этот раз «интернациональный». Его посещали русские, армянские и грузинские дети. Так что с проблемами многонациональности и двуязычия отечественный детский сад столкнулся на заре своего развития. Правда, слово «толерантность» тогда не употребляли. Дети представлялись педагогам-шестидесятникам «единым народом». Этот детский сад просуществовал шесть лет. Затем Симоновичи снова вернулись в Петербург, где муж Аделаиды получил место врача детской больницы. А в 1878 году просвещенное женское население России наконец дождалось своего часа: в Петербурге открылись Бестужевские высшие женские курсы.К этому времени у Симоновичей было уже шестеро детей. Кроме собственных, Аделаида Семеновна воспитывала еще и своего племянника, впоследствии знаменитого художника Валентина Серова, а также руководила небольшой частной школой. Тем не менее она стала посещать лекции на историкофилологическом факультете. Организация детских яслей — тоже начинание Симонович. После смерти мужа Аделаида Семеновна поселилась в имении своего зятя в Тверской губернии и стала преподавать в Калачаевской сельской школе. Летом, когда школа не работала, Симонович устраивала в школьном помещении ясли и дошкольную площадку.Итогом педагогической деятельности Аделаиды Симонович стала книга «Детский сад», в основу которой легли материалы когда-то издаваемого ею журнала. Иллюстрации к книге делали ее дети и внуки, ставшие к этому времени художниками. Умерла Аделаида Симонович в 1933 году. По данным газеты Дошкольное образовани

16. Список литературы:

http://www.virtualrm.spb.ru/ru/node/4130 http://www.wordpress.org/ https://direct.yandex.ru/?partner https://yandex.ru/images/search

en.ppt-online.org

Первый детский сад в России в 1866 году

1. Работа

Выполнила Студентка 11 Д группы ОЗО Малик Ольга Сергеевна

2. содержание

1. 2. 3. 4. 5. Введение……………………………………………………………………..3 Биография……………………………………………………………………5 Профессиональная деятельность.................................6 Наследие для педагогов от Аделаиды Симонович……10 Список источников………………………………………………………16

3. Первый детский сад в России 1866 году

Аделаида Симонович — основательница первого в России детского садаИстория российского дошкольного образования начинается с имени Аделаиды Симонович, основательницы первого отечественного детского сада. Аделаида Семеновна родилась в Москве в 1844 году. Образование свое Симонович получала в те годы, когда для женщины это представляло довольно сложную задачу. Женских гимназий еще не существовало, а в российские университеты женщинам вообще был закрыт доступ.Аделаида Семеновна закончила пятиклассную школу, а потом занималась самостоятельно и выдержала экзамен на звание домашней учительницы. Этого ей казалось недостаточно, и она пыталась получить разрешение посещать лекции в Московском университете. Аделаиде Семеновне отказали — довольно грубо. И, как сообщают биографы, Симонович ничего не оставалось делать, как поехать учиться в Швейцарию. Швейцарские университеты в то время уже принимали женщин. В период своей швейцарской жизни супруги Симоновичи познакомились с системой дошкольного воспитания Ф.Фребеля, и этот факт положил начало истории российских детских садов.27 сентября в России отмечается новый общенациональный праздник — День воспитателя и всех дошкольных работников. «День воспитателя и всех работников дошкольного образования» был учрежден по инициативе целого ряда общероссийских педагогических изданий 27 сентября 2004 года. Дата для «дня воспитателя и всех работников дошкольного образования» была выбрана не случайно, а приурочена к открытию первого детского сада в Российской империи. Это событие произошло в городе Санкт-Петербурге 27 сентября 1863 года (по другим данным 1866 года) по инициативе русской женщины-энтузиастки Аделаиды Семеновны Симонович. Первое в государстве дошкольное заведение принимало детей в возрасте от трёх до восьми лет. В программе «детсада» были уроки шитья, конструирование, подвижные игры, и даже курс Родиноведения.

8. Детский сад

Вернувшись в Петербург в 1866 году, Аделаида Семеновна при поддержке своего мужа открыла первый в истории России детский сад. В это время ей было 22 года. Одновременно супруги Симоновичи стали издавать первый российский журнал «Детский сад», посвященный вопросам дошкольного воспитания.

10. Аделаида Симонович и журнал «Детский сад»

Журнал «Детский сад», основанный Аделаидой Семеновной вместе с мужем, детским врачом и педагогом Яковом Мироновичем Симоновичем, возник из желания поделиться размышлениями об общественном воспитания детей. Мысли эти были обусловлены собственной деятельностью на таком поприще, и практический опыт Симоновичей вскоре дал возможность подобным размышлениям вырасти в целостную педагогическую теорию дошкольного воспитания. Статьи из журнала «Детский сад» за 1866-1868 гг. были изданы книгой «Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании малолетних детей» в 1874 году, затем – в 1884 году в переработанном и исправленном Аделаидой Семеновной варианте – под несколько измененным названием – «Практическое руководство к индивидуальному и общественному воспитанию малолетних детей». В 1907 году в издательстве И. Сытина вышла книга «Детский сад (практическое руководство для детских садовниц)» с рисунками дочери – Н.Я. Ефимовой–Симонович.Здесь же, в первом номере нового журнала, были сформулированы и основные принципы, на которых должна строиться работа таких учреждений: «Детский сад есть воспитательное заведение для маленьких детей от 3 до 7 лет, без различия сословия и пола. Он не есть учреждение, в котором дети только играют между собой, как дома, не руководимые никем; точно так же он не есть учреждение, в котором имеется только надзор за поведением детей; цель детского сада есть развитие детей телесно, нравственно и умственно и таким образом возможность дополнять, с одной стороны, недостаточное (по многим причинам) семейное воспитание, а с другой стороны, приготовлять детей к поступлению в школу; поэтому детский сад есть связующее звено между семейством и школой». Демократический смысл подобного заявления несомненен: детский сад – учреждение внесословное, а обозначенная воспитательная цель его практически совпадала с первой частью «формулы» прогресса, представленной П.Л. Лавровым в его знаменитых «Исторических письмах». О демократических симпатиях редакции журнала говорят и публикуемые здесь рассказы для детей. Так, например, в рассказе «Пожар» речь шла о тяготах крестьянской жизни: «Крестьяне платили еще подать – деньгами. Где же им деньги взять? Хлеб, который родится у них, им едва хватает на целый год. Молоко от коров, яйца от кур, шерсть от овец, лен и конопля, – все это крестьяне не могут продавать, так как у них есть дети, которых они кормят и одевают».Через четыре года Симоновичи по семейным обстоятельствам переселились в Тифлис и там тоже открыли детский сад — на этот раз «интернациональный». Его посещали русские, армянские и грузинские дети. Так что с проблемами многонациональности и двуязычия отечественный детский сад столкнулся на заре своего развития. Правда, слово «толерантность» тогда не употребляли. Дети представлялись педагогам-шестидесятникам «единым народом». Этот детский сад просуществовал шесть лет. Затем Симоновичи снова вернулись в Петербург, где муж Аделаиды получил место врача детской больницы. А в 1878 году просвещенное женское население России наконец дождалось своего часа: в Петербурге открылись Бестужевские высшие женские курсы.К этому времени у Симоновичей было уже шестеро детей. Кроме собственных, Аделаида Семеновна воспитывала еще и своего племянника, впоследствии знаменитого художника Валентина Серова, а также руководила небольшой частной школой. Тем не менее она стала посещать лекции на историкофилологическом факультете. Организация детских яслей — тоже начинание Симонович. После смерти мужа Аделаида Семеновна поселилась в имении своего зятя в Тверской губернии и стала преподавать в Калачаевской сельской школе. Летом, когда школа не работала, Симонович устраивала в школьном помещении ясли и дошкольную площадку.Итогом педагогической деятельности Аделаиды Симонович стала книга «Детский сад», в основу которой легли материалы когда-то издаваемого ею журнала. Иллюстрации к книге делали ее дети и внуки, ставшие к этому времени художниками. Умерла Аделаида Симонович в 1933 году. По данным газеты Дошкольное образовани

16. Список литературы:

http://www.virtualrm.spb.ru/ru/node/4130 http://www.wordpress.org/ https://direct.yandex.ru/?partner https://yandex.ru/images/search

ppt-online.org

2(4)

Детский сад прошлого

В 60-е годы XIX века в России появляется новый тип воспитательного учреждения – детский сад. Он возник как отголосок фрёбелевского движения на Западе.

В Санкт-Петербурге обрусевшими немцами (И.И. Паульсоном и К.А. Раухфусом) было создано общество содействия первоначальному воспитанию детей по системе Фрёбеля. Однако «идея»детского сада была воспринята российскими педагогами неоднозначно: одни видели в ней «отупляющее влияние немецкой системы, не соответствующей размаху русской натуры», другие считали детский сад единственно верным способом воспитания нового человека. В результате система Фрёбеля приобрела широкую известность, но сущность её мало кто понимал, несмотря на призывы, звучавшие со страниц педагогических журналов второй половины XIX и начала XX веков, внимательно изучить и понять «истинного Фрёбеля».

Детские сады «приживались» чрезвычайно медленно: возникали по инициативе частных лиц, были платными и предназначались для детей городских имущих сословий.

Единичные детские сады, существовавшие в 60-80-х годах XIX века (к началу 1867 года в Петербурге и Москве их было всего четыре), работающие исключительно «по Фребелю», были «весьма далеки от творца». Одни педагоги слепо копировали положения его системы, другие стремились творчески преобразовать их.

Одним из первых в России детским садом было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович, которое она открыла вместе с мужем  в 1866 году. Плату за содержание и воспитание детей 3-8 лет вносили состоятельные родители. Симонович сама придумывала подвижные игры, дети занимались конструированием, и даже курс родиноведения здесь был обязательным. А кроме того Аделаида Семеновна начала издавать специальный журнал «Детский сад». Но спустя два года заведение было закрыто.

Немногим больше просуществовал детский сад и у Смидовичей в Туле. Он был открыт в 1872 году, а закончил свою работу в 1875 г. Пожалуй, главной причиной стала  нехватка средств. «Душой» детского сада Смидовичей был  их сын Викентий, в дальнейшем известный  врач и писатель Вересаев.

25 октября 1872 года в газете «Тульские губернские ведомости» появилось небольшое объявление с подписью Елизаветы Смидович: «С разрешения попечителя Московского учебного округа я открываю 1 ноября этого года на Большой Дворянской улице, в собственном доме, детский сад для детей от 3 до 7».  Все, кто знал семью врачей Смидовичей, были очень удивлены: в семье было своих восемь детей – какой там детский сад! Но удивление стало ещё большим, когда жители города узнали, что никакой платы за содержание детей  брать не будут. А всё это задумано только для того, чтобы дети развивались гармоничнее, тем более, что их тут будут учить новому. Для маленьких воспитанников  отвели лучшие комнаты – столовую, зал и гостиную – здесь хватало места и для детских игр, и для учебных занятий.

 В летние дни воспитанники выходили в сад, устраивали праздники, резвились, занимались постановками детских спектаклей. И Викентий Смидович не остался равнодушным к идеям супруги – он собственноручно изготовил громадный макет с горами, реками, морем, заливами и островами. На морском берегу паслись стада миниатюрных коров, малыши могли даже их трогать. Ему нравились и незатейливые спектакли, и то, что дети были очень раскованы, и то, что они под присмотром взрослых изучали основы гигиены. Под руководством Елизаветы Павловны проводились занятия по рисованию, лепке из глины, плетению, малышей обучали счету, чтению, обязательно проводились подвижные игры.

Фребелевское обществов СПб.— учреждено в 1871 г. по инициативе П. К. Задлер (ныне Раухфус) и Е. А. Вертер, окончивших курс семинарии для учительниц и детских садовниц в Готе. При деятельном участии И. И. Паульсона и К. А. Раухфуса составился кружок из 22 лиц, выработавший проект устава общества. Оно имеет целью содействовать улучшению первоначального воспитания, для чего учреждает специальные курсы с образцовым детским садом в видах приготовления сведущих нянек и детских садовниц, устраивает детские сады и содействует их возникновению, устраивает публичные лекции и чтения, посвященные вопросам первоначального воспитания, издает журнал, в котором знакомит публику с развитием первоначального образования вРоссиии за границей. Во главе общества стоит избираемый из его среды совет из 9 членов. Деятельность общества выразилась в учреждении в 1872 г. педагогических курсов для приготовления детских садовниц, школы для обучения нянь (в 1895 г.), 2 бесплатных народных детских садов, в которых в зимнее время обучается ежегодно до 120 детей, летнего народного детского сада (с 1893 г. по 1898 г. на Прудках, а с 1899 г. в Таврическом саду), который ежедневно в течение 3 летних месяцев посещали свыше 1000 детей беднейших классов населения, детской летней колонии, в которой с 1897 г. находят приют на летнее время от 50 до 100 детей, нуждающихся в поправлении здоровья. Ф. общество первое (с 1877 г.) стало устраивать бесплатные детские праздники, имеющие задачей доставлять детям полезные для физического и умственного развития развлечения, а в летнее время — снаряжать в окрестности города экскурсии. С 1870 г. общество ежегодно назначает премии за лучшие рассказы для детей детского возраста. К 1901 г. было представлено на конкурс до 2000 рассказов. Премированные (числом до 35) рассказы были изданы за счет общества (к 1 января 1896 г. в количестве 91858 экземпляров).

2. Первые детские сады в России

2.1 Детский сад А.С. Симонович

Самым первым в России "детским садом" было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович (1840-1933), которое она открыла вместе с мужем в 1866 году в Петербурге. Заведение принимало в себя детей 3-8 лет, "сад" был платным.

Аделаида Симонович стала первой в России "садовницей" - так она себя именовала официально. Симонович была большой фантазеркой, в программе ее "сада" были придуманные ей подвижные игры, конструирование и даже курс родиноведения.

Но и этого ей показалось мало. "Садовница" хотела, чтобы идеи немецкого педагога Фребеля стали российской практикой, и начала издавать специальный журнал "Детский сад", посвящённый вопросам дошкольного образования.

А.С. Симонович, открыла в Петербурге для детей интеллигенции платный детский сад, предварительно ознакомившись с работой детских садов Швейцарии. Изучая особенности детей, она убедилась в невозможности правильного воспитания по системе Фребеля и обратилась к идее народного воспитания, предложенной К.Д. Ушинским.

Симонович считала, что до 3 лет дети должны получать воспитание в семье при активном участии матери, а в возрасте от 3 до 8 лет семье должен помогать детский сад.

Рассматривая детский сад как "связывающее звено между семьей и школой", она полагала, что он должен готовить детей к школьному обучению. По ее мнению, занятия в детском саду должны иметь характер игры.

По мнению А.С. Симонович, от степени умственного и нравственного развития садовницы зависит характер и направление детского сада. Установив определенную систему игр и занятий с детьми 5-7 лет по недельному расписанию, А.С. Симонович тем не менее считала возможным в связи с новыми событиями или настроениями воспитанников идти на некоторые отступления от расписания.

Будучи не удовлетворенной фребелевской методикой проведения игр и занятий, она подготовила собственные примерные методические разработки по родиноведению, подвижным играм и гимнастике, рассказыванию, рисованию и выкладыванию, конструированию, вырезыванию, плетению и другим видам работы, считала необходимым привлекать детей к выполнению некоторых обязанностей (например, к дежурствам), приучать к взаимопомощи и товариществу, к ограничению своих желаний.

В ходе практической работы с детьми Симонович отказалась от точного следования методике Фребеля и на других занятиях. Вместо формальных, строго систематизированных ручных занятий по складыванию из бумаги, вырезанию и склеиванию разных фигур дети изготовляли из бумаги и картона коробочки, кукольную мебель, домики и т.д.

В старшем дошкольном возрасте вводится более систематическая подготовка к школе в специальном элементарном классе. Ребенок, продолжая играть, одновременно привыкает к усидчивости, знакомится с азбукой, письмом и счетом. Занятия в элементарном классе должны быть построены так, чтобы сформировать у детей радостное предвкушение школьных уроков.

В младшей группе детского сада с детьми трех-четырехлетнего возраста Симонович строила работу, как в семье, проводила с ними в основном индивидуальные игры и занятия. Общие занятия детей в младшей группе были редкими.

Симонович заметила, что малыши любят перетаскивать, складывать, разбирать, устанавливать предметы обстановки, строительные материалы, любят играть с куклами (индивидуально или группами в 2-3 человека). Она заметила также, что у детей этого возраста нет еще устойчивых интересов в играх и занятиях; почти все они очень подвижны, а больше всего их интересует лепка, рисование, самостоятельные постройки из кубиков, выкладывание колец.

Занятия в старшей группе, с пяти-шестилетними детьми, которой руководил Я.М. Симонович, имели природоведческий уклон. Я.М. Симонович проводил понятные детям физические опыты, ходил с ними на экскурсии к реке, в парки и т.д., во время которых дети наблюдали природу, изменения, происходящие в ней. Прогулки и экскурсии сопровождались беседами, собиранием разных предметов - растений, камешков и т.п. На последующих занятиях Я.М. Симонович читал детям статейки и рассказы, которые углубляли полученные ими знания.

Весной, летом и осенью дети работали в саду. Они сажали цветы, выращивали некоторые овощи, наблюдали за обитателями сада - птицами, насекомыми, мышами и т.д., изучали их повадки.Я.М. Симонович организовывал также с детьми экскурсии в ближайшие мастерские (сапожную, слесарную и др.), рассказывал им о родине. Все занятия проходили оживленно, весело, интересно, давали детям элементарные знания, подготовляли их к школьному обучению.

В детском саду Симоновичей все было приспособлено для творческой педагогической работы: удобное расположение просторных, светлых комнат с балконами, сад и площадки для игр и занятий детей на воздухе.

Симоновичи стремились приспособить содержание работы детского сада к русским условиям. Они ввели подвижные игры, которые отражали отдельные виды труда и моменты быта русского народа и сопровождались русскими народными песнями. Изменились и строительные занятия: старшие дети строили избу из заранее подготовленных небольших бревен (крупный строительный материал) и затем играли в этой избе. Строительные занятия, по свидетельству многих посетителей детского сада, очень увлекали детей, проходили дружно, оживленно, воспитывали у них чувство взаимопомощи и товарищества.

Как и многие русские педагоги, она давала абстрактное, слишком широкое определение главной цели воспитания, считала ее неизменной для всех времен. "Цель, - писала она, - воспитать поколение самобытное, энергичное, честное, трудолюбивое, заботящееся как о самом себе, так и о благоденствии других людей, поколение, не стоящее в противоречии с самим собой, т.е. поколение счастливое и стремящееся постоянно к усовершенствованию в жизни".

Симонович указывала, что первоосновы развития самобытной личности будущего полезного члена общества закладываются матерью в семейном воспитании детей. Воспитание детей следует начинать с рождения и постоянно усложнять, считала Симонович; важное значение имеет дошкольный возраст, когда происходит усиленное развитие всех жизненных сил и способностей детей и подготовка их в процессе воспитания к школьному обучению.

А.С. Симонович правильно указывала, что воспитание детей является не частным делом, а общественной обязанностью родителей и что для правильного ее выполнения требуются соответствующая обстановка и надлежащие материальные условия жизни, а также хотя бы элементарное знание родителями педагогической науки.

Учитывая важность дошкольного периода в развитии личности ребенка, А.С. Симонович считала, что воспитание детей до школы должно протекать дома и в детском саду. "От трех лет дальнейшее пребывание в семье оказывается уже вредно для ребенка. Он нуждается в товарищах для игр и занятий". В этом возрасте необходимо ребенку посещать детский сад.

Симонович следующим образом определила цель и назначение детского сада: "Детский сад есть воспитательное заведение для малолетних детей от 3 до 7 лет без различия сословий, религии и пола. Он не есть заведение, в котором дети только играют между собой, как дома, не руководимые никем; точно так же он не есть учреждение, в котором имеется только надзор за поведением детей, чтобы не шалили. Цель детского сада - физическое, умственное и последовательно нравственное развитие детей. Он дополняет, таким образом, семейное воспитание и вместе с тем подготовляет ребенка к поступлению в школу. Поэтому детский сад есть связывающее звено между семьей и школой". Исторически прогрессивными положениями в данной формулировке цели и назначения детского сада были указания на прием детей без различия пола и вероисповедания, на установление связи детского сада с семьей и школой.

Задачи детского сада, вытекающие из особенностей возрастного развития детей, сформулированы ею следующим образом: "Пребывание в детском саду дает детям общий уровень развития... Детский сад подготовляет детей в школу. Между занятиями школы и детского сада проведена строгая черта: школа занимается серьезно наукой, и детский сад, если хотите, серьезно игрою. В школе обращается внимание на преподаваемый предмет, а в детском саду на ребенка, а предмет играет второстепенную роль, он есть только средство для достижения цели... Ребенок в этом возрасте любит жизнь подвижную. Все вокруг него играет и все сотворено для игры... Всестороннее, гармоническое развитие всех органов тела - вот воспитание детского, сада".

Разрабатывая свою систему работы детского сада, А.С. Симонович взяла за основу систему Фребеля, дополнив ее отдельными занятиями, заимствованными из опыта русских детских садов. Хотя, методические разработки А.С. Симонович встречали в печати справедливую критику, однако ее заслуги в развитии русской дошкольной педагогики второй половины XIX века несомненны: пропагандируя в России идею общественного дошкольного воспитания, она открыла опытный детский сад, углубленно работала над определением содержания и методики воспитательной работы в нем, над установлением связи детского сада со школой.

27 сентября 1863 года вместе с мужем — врачом-педиатром Яковом Мироновичем Симоновичем — открыла в Петербурге первый в истории России детский сад и начала издавать журнал «Детский сад»[16], посвящённый вопросам дошкольного образования. В 1870—1876 годах руководила подобным детским садом в Тифлисе[17].

В 1886 году основала при Калачаевской сельской школе в Тверской губернии первые детские ясли. В 1874 году опубликовала двухтомное собрание своих с мужем статей по педагогике и психологии дошкольного возраста «Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании малолетних детей», выдержавшее два переиздания (в 1884 и 1907 годах, последнее под названием «Детский сад» с иллюстрациями собственных детей).

Аделаида Симонович держала художественную школу, в которой преподавали её племянник Валентин Серов и зять Владимир Дервиз. Известны выполненные Валентином Серовым (который долгое время жил и воспитывался в семье Симоновичей и женился на их приёмной дочери — Ольге Фёдоровне Трубниковой) портреты детей Аделаиды Симонович — Надежды Симонович и Аделаиды Симонович-Дервиз, 1872—1945 (она же).

Одновременно А.С. Симонович начала выпускать журнал «Детский сад» (1866—1868 гг.). Под руководством Е.Н. Короздиной он выходил до 1876 г., став в последние годы общепедагогическим изданием. Журнал ставил следующие задачи: разъяснять важность и необходимость общественного дошкольного воспитания, разрабатывать методику детских игр, знакомить родителей и воспитателей с содержанием и организацией специальных занятий с детьми. Супруги печатали статьи с острой критикой старых методов воспитания и собственные педагогические труды.

Издание журнала требовало больших средств, которых не хватало у простого врача и садовницы. Весь тираж из типографии они приносили домой, сами клеили бандероли, подписывали адреса и носили посылки на почту. За три года существования на его страницах освещались разнообразные вопросы: идея создания детских садов; принципы внутренней организации детского сада; поведение воспитательницы на занятиях; методика системы различных занятий; планирование; особенности работы с маленькими детьми и другие.

В журнале также давались рецензии на педагогическую и детскую литературу. Статьи были актуальны и жизненны, наполнены практическими советами, т.к. основывались на практике воспитания собственных детей, которых у Аделаиды Семёновны было шесть — пять дочерей, сын и приёмная племянница. В своих статьях она проанализировала идеи Ф. Фребеля и впервые, в отличие от многих педагогов, сумела увидеть не только отрицательные, но и положительные стороны его теории дошкольного воспитания. Позже, в 1874 г., наиболее интересные журнальные статьи Симонович вышли в виде книги «Детский сад. Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании малолетних детей», которая переиздавалась несколько раз.

В 1870 г. Симоновичи переехали в Грузию, где в Тифлисе открыли детский сад и элементарную начальную школу. Они стали интернациональными, т.к. их посещало 60 детей русской, армянской и грузинской национальности. Детский сад просуществовал шесть лет и также был своеобразной педагогической лабораторией.

2.2 Детский сад Л.К. Шлегер

Луиза Карловна Шлегер (1863-1942) была известным деятелем дошкольного воспитания в дореволюционные годы и в первые годы Советской власти и оказала заметное влияние на развитие теории дошкольного воспитания. В ряде работ ("Материалы для бесед с маленькими детьми", "Практическая работа в детском саду" и др.) содержатся ценные советы по методике организации бесед с дошкольниками, изучению детей, индивидуальной работе, применению специальных упражнений для развития органов чувств.

Педагогическая деятельность Шлегер началась в 1882 г., а с 1905 года она стала активным участником обществ "Сетлемент" и "Детский труд и отдых", проводивших воспитательные мероприятия для детей московской бедноты. На одной из рабочих окраин Москвы был открыт детский сад, где члены общества работали безвозмездно.

Детский сад представлял собой педагогическую лабораторию, где создавалась новая методика воспитания, основанная на уважении личности ребенка и заботе о его всестороннем развитии. Основная задача детского сада - создать такую обстановку, в которой ребенок мог всесторонне развиваться и чувствовать себе свободно, находил бы отклики всем своим запросам и интересам.

Сотрудники детского сада занимались изучением влияния среды, взрослых на развитие ребенка, искали новые методы воспитания детей из пролетарской среды, занимались углубленной разработкой методических вопросов воспитания детей дошкольного возраста, изучали литературу и опыт работы зарубежных педагогов и детских садов.

Л.К. Шлегер пересмотрела фребелевский дидактический материал, сделала основой воспитательной работы так называемый план жизни детей, в котором отдали дань распространенной в то время теории свободного воспитания, предоставив детям полную свободу в играх и занятиях.

Деление детей по группам производится по возрасту или развитию. Количество детей в группе 15 человек. Программа должна соответствовать задаче детского сада, а план действий педагога вытекает на основе наблюдений за детьми.

Требования к организации обстановки в детском саду: отдельная комната для каждой группы, соответствие мебели возрасту детей, оборудование стен, на которых дети могли бы рисовать, наличие музея детских работ и др.

Деятельность педагога, главным образом, направляется на то, чтобы организовать обстановку и предоставить материалы, способствующие выявлению внутренних сил детей, развитию их творческих способностей. По мнению Шлегер, этому требованию в наибольшей степени отвечают игры и занятия с различными материалами - природным, крупным строительным и бросовым. Центральное место - творческим играм.

Шлегер уделяла большое внимание физическому воспитанию детей. Рациональное питание детей в детском саду (завтрак до начала занятий, горячее блюдо в полдень), отдых (сон), чистота помещения и тела, движения детей - основные условия для их нормального развития. Ритмические движения под музыку, подвижные игры, ручной труд, деятельность по самообслуживанию являются важными средствами правильного физического развития ребенка. В книге "Практическая работа в детском саду" были даны методические указания по вопросам физического и эстетического воспитания, по воспитанию у детей чувства общественности через коллективный труд, игры и занятия, по некоторым вопросам умственного воспитания (методика сенсорного воспитания, рассказывания, драматизации и др.).

Особенно большое значение придавалось воспитанию органов чувств. Основной путь сенсорного воспитания детей Шлегер видела в естественной повседневной воспитательной работе с ними - в играх, ручных работах, занятиях со строительным материалом и т.д. В отдельных случаях для проверки развития органов чувств она применяла специальные упражнения. В народном детском саду Шлегер был применен крупный оригинальный строительный материал для игр и занятий, введены куклы, использованию которых в воспитательной работе детского сада она придавала большое значение.

Уважение к творческому проявлению личности ребенка в играх и занятиях, индивидуальный подход к каждому ребенку, изучение поведения детей в разных ситуациях, внимательная забота о здоровье детей, их умственном, нравственном, эстетическом развитии, поиски новых форм педагогического воздействия на детей, развивающих их самодеятельность, самостоятельность и взаимопомощь, постоянное совершенствование методов и приемов воспитательной работы с детьми являлись характерными особенностями педагогического творчества Л.К. Шлегер.

Подводя итоги своих педагогических исканий в период с 1905-го по 1908 год, Л.К. Шлегер писала: "Мы пришли к следующим выводам:

1) дети имеют право на собственную жизнь;

2) каждый возраст имеет свои интересы, свои возможности и изучать нужно каждый возраст;

3) детям нужно дать полную свободу в работе и игре;

4) свободная работа служит нам показателем роста;

5) материал, который мы вводим в детский сад, должен быть гибким, широким, дающим детям возможность самовыявления без помощи и указания взрослых, его нужно искать и исследовать;

6) думать о насаждении общественности искусственным путем, давая детям готовые формы, для этого возраста невозможно; им нужно сначала утвердить свою личность;

7) наша роль - помогающая, направляющая, изучающая, наблюдающая".

studfiles.net


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта