Об организации и оплате дежурств врачей учреждений здравоохранения, имеющих стационары. Журнал дежурного врача стационара форма
Ночные дежурства врачей, медицинских работников
Если в медорганизации оказывают помощь непрерывно – возникает необходимость в ночных или суточных дежурствах, работе в выходные и праздники. Например, в стационарах с круглосуточным пребыванием пациентов, стационарах выходного дня и т. д.
Дежурства назначают по приемному отделению, по всей медорганизации, по конкретному отделению или группе отделений по профилю медицинской помощи.
↯ Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: План ФХД, Положение о платных услугах, Уведомление о привлечении к сверхурочной работе
Их можно установить как основную работу или как дополнительную нагрузку. Например, совместительство, замещение, сверхурочную работу.
Дежурства регламентируют Правилами трудового распорядка, положениями трудового договора, штатным расписанием, порядками оказания медпомощи, Положением о дежурствах, коллективным договором (ст. 15, 16, 56 ТК РФ).
С учетом специфики работы стационаров для врачей устанавливают дежурства в вечернее и ночное время, в воскресные и праздничные дни в соответствии с графиком работы.
В обязанности врача стационара входят дежурства. Их выполняют в пределах месячной нормы рабочего времени или с согласия врача – сверх нее. Это будет зависеть от нагрузки.
Важно! До сих пор действует циркулярное письмо Минздрава СССР, Минфина СССР, Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.05.1990 № 01-14/5-24 «Об организации и оплате дежурств врачей учреждений здравоохранения, имеющих стационары»
Какие обязанности у дежурного врача
Закон не дает определение понятия «дежурный врач». В то же время его используют в нормативных документах. Так, дежурный врач при определенных обстоятельствах может принимать решение о том, проводить ли медицинское вмешательство без согласия гражданина, его родителя, законного представителя. Об этом говорит подп. 1 п. 10 ст. 20 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ.
|
Пример: Медорганизациям, где есть отделение травматологии и ортопедии, рекомендуют предусматривать должность дежурного врача – травматолога-ортопеда. Установите ее сверх должностей врачей – травматологов-ортопедов, но не менее 4. Штатный норматив отделения содержит Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «травматология и ортопедия» (приказ Минздрава России от 12.11.2012 № 901н). Сходные рекомендации содержит Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты, утвержденный приказом Минздрава России от 12.11.2012 № 902н. В организациях, которые оказывают круглосуточную стационарную неотложную помощь, должность дежурного врача-офтальмолога установите исходя из объема неотложной помощи сверх должностей врачей-офтальмологов. Но также не менее 4. То есть должностям врачей-офтальмологов устанавливают должность дежурной операционной медсестры. |
В ряде случаев дежурный врач вправе удостоверять доверенности и завещания (ст. 185.1, 1127 ГК РФ).
►Подробнее о ночных дежурствах читайте здесь:
Некоторые порядки оказания медпомощи упоминают о дежурных врачах различных специальностей. Штатные нормативы отделений, в которых оказывают круглосуточную стационарную помощь, рекомендуют предусмотреть должности дежурных врачей-специалистов сверх основных единиц врачей-специалистов.
Важно! Рабочее – это то время, в течение которого работник должен исполнять трудовые обязанности в соответствии с Правилами трудового распорядка и условиями трудового договора (ст. 91 ТК РФ)
Гость, вам предоставлен
VIP-доступ
к журналу «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах». Дежурные врачи наблюдают за больными, назначают лекарства и принимают другие организационные решения. Так, Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению определяет, что в выходные и праздничные дни за больными наблюдают дежурные врачи и медсестры (приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н).
Также Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов указывает на то, что лекарства, которые назначили пациенту, нужно согласовать с ответственным дежурным врачом (приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н).
Если пациент умер в стационаре, а заведующего отделением нет на месте, дежурный врач организует направление тела на патолого-анатомическое вскрытие. Об этом говорит Порядок проведения патолого-анатомических вскрытий (приказ Минздрава России от 06.06.2013 № 354н).
Таким образом, хотя понятия «дежурный врач» в законодательстве нет, законы и подзаконные акты оперируют им.
Дежурство на дому. Особенности учета рабочего времени
В статье журнала «Здравоохранения» эксперты, подробно рассказали о тонкостях учета рабочего времени и особенностях расчетов.

Нехватка медицинских кадров, экстренные ситуации в ЛПУ плановой медпомощи, привели к появлению дежурств на дому. Пребывание медработника дома в ожидании вызова для оказания помощи в экстренной или неотложной форме, все больше и больше набирает оборот в ежедневной практике ЛПУ. Читайте о всех особенностях расчета рабочего времени сотрудников, дежуривших дома, в статье экспертов.
Материал доступен для подписчиков и пользователей по демодоступу. Прочитать статью >>
Как ночное дежурство связано с режимом рабочего времени
Ночные дежурства медработников могут быть частью их рабочего времени по основной должности или совместительством.
В первом случае дежурства будут обязательными. Введите их в пределах месячной нормы рабочего времени.
Во втором случае дежурства – право работника, и они возможны только с его письменного согласия. Однако не забудьте, что отказ в медпомощи недопустим (ст. 11 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Также врачи могут работать посменно на основании трудового договора, дополнительного соглашения. Сменная работа имеет свои особенности.
Нормы рабочего времени исчисляют по приказу Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 № 588н. Порядок зависит от продолжительности рабочего времени в неделю.
Режим рабочего времени конкретизирует, как именно распределить рабочее время в течение конкретного календарного периода (ст. 100 ТК РФ). Режим должен предусматривать продолжительность рабочей недели – количество рабочих дней и выходных, продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки и т. д.
►О том, всех тонкостях работы дежурных врачей читайте здесь:
Для врачей обычно устанавливают пятидневную рабочую неделю с двумя выходными или шестидневную – с одним выходным днем. Все параметры пропишите в Правилах трудового распорядка медорганизации, коллективном договоре, соглашениях.
|
Пример: В мае 2016 года 31 календарный день: 19 рабочих, 12 выходных. При 36-часовой рабочей неделе рабочее время в месяц – 136,8 часа. Если ночные дежурства вводят по совместительству, то продолжительность рабочего времени в месяц не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени – 78,4 часа (ст. 284 ТК РФ). Если дежурства вводят в пределах месячной нормы рабочего времени, то они входят в 136,8 часа. Количество дежурств может варьироваться, это зависит от конкретного графика работы, который установлен в локальных документах. При суточных дежурствах, ночных дежурствах и дежурствах по 12 часов применяют суммированный учет рабочего времени (ст. 99, 104 ТК РФ), так же как и при посменной работе. Режим рабочего времени и отдыха – обязательное условие для трудового договора (ст. 57 ТК РФ). То есть если условия о дежурствах есть в трудовом договоре, то работник обязан их соблюдать. |
Всем медработникам устанавливают сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 39 часов в неделю (ст. 350 ТК РФ). В зависимости от должности или специальности продолжительность рабочего времени медработника может быть короче. Такую продолжительность закрепляют федеральные законы, постановления Правительства РФ, приказы министерств и ведомств.
|
Пример: Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 определяет четыре варианта продолжительности рабочей недели для разных групп медработников – 36, 33, 30, 24 часа. Минимальная рабочая неделя – у медработников, которые непосредственно проводят гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях. |
Если устанавливаете медработнику сокращенный рабочий день, учтите положения Законов от 18.06.2001 № 77-ФЗ и от 30.03.1995 № 38-ФЗ.
Какое дежурство считать ночным
Ночное время – с 22 часов вечера до 6 часов утра (ст. 96 ТК РФ). По общему правилу продолжительность работы (смены) в ночное время сокращают на один час без последующей отработки. Не сокращают продолжительность работы в ночное время только для двух категорий работников. Это работники, которым и так установили сокращенную продолжительность рабочего времени. Также работники, которых приняли специально для работы в ночное время. Например, врачи-дежуранты с посменным графиком сутки через трое согласно трудовому договору.
Какие особенности работы по совместительству и сменной работы
Врачи дежурят в пределах месячной нормы по основной должности или в рамках совместительства. Медработников привлекают к дежурствам по совместительству по статьям 60.1, 276 Трудового кодекса РФ.
Месячную норму исчисляют из установленной продолжительности рабочей недели. Если половина месячной нормы составляет менее 16 часов в неделю, работа по совместительству не превышает 16 часов работы в неделю. При дефиците кадров продолжительность работы по совместительству для врачей и среднего медперсонала городов и районов не превышает одну месячную норму.
Также продолжительность работы по совместительству можно увеличить медработникам организаций здравоохранения сельской местности и поселков городского типа (ст. 350 ТК РФ). Работа по совместительству не может длиться более 8 часов в день и 39 часов в неделю (постановление Правительства РФ от 12.11.2002 № 813).
Средние и младшие медицинские работники, как правило, работают посменно. Например, сестры палатные работают сутки через трое. Но и врачи могут работать сменами. Работодатель вводит смены в тех случаях, когда производственный процесс длится дольше допустимой продолжительности ежедневной работы.
Допустимо ли спать на ночном дежурствеДа, если это не противоречит закону и Правилам трудового распорядка медорганизации. Ночное время – с 22 часов вечера до 6 часов утра. Минздрав СССР в своем письме от 11.12.1954 № 02-19/21 допускает сон во время дежурства. Не имеют права спать в ночное время три категории медработников:
Обращаем внимание, что это письмо можно применять только в части, которая не противоречит трудовому законодательству. Медорганизация в Правилах трудового распорядка должна точно прописать, в каких отделениях и какие медработники имеют право спать в ночные часы работы, с какого часа ночи. |
Как оплачивать ночные дежурства
То, как оплачивать труд в ночные часы, регулируют статьи 146, 149, 152, 154 Трудового кодекса РФ. Каждый час работы в ночное время оплачивайте в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях (ст. 154 ТК РФ). Минимальный размер повышения оплаты в таком случае должен составлять 20 процентов часовой тарифной ставки – оклада, рассчитанного за час работы (постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 554). Так оплачивают каждый час работы в ночное время. Данное правило применяйте и с работниками, которых приняли специально для работы в ночное время.
Конкретные размеры повышения оплаты пропишите в коллективном договоре, трудовом договоре, локальном акте. Не забудьте, что локальный акт принимают с учетом мнения профсоюза. Это может быть, например, Положение об оплате труда работников медорганизации.
Перечень подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на доплату за работу в ночное время
Ночные дежурства медработников могут быть частью их рабочего времени по основной должности или совместительством. В первом случае дежурства будут обязательными. Введите их в пределах месячной нормы рабочего времени. Во втором случае дежурства – право работника, и они возможны только с его письменного согласия. Однако не забудьте, что отказ в медпомощи недопустим (ст. 11 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В Системе Главный врач представлен примерный перечень подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на доплату за работу в ночное время.
Посмотреть перечень >>
Кому нельзя устанавливать ночные дежурства
Беременным женщинам и работникам до 18 лет.
Есть категории работников, которых нельзя привлекать к работе в ночное время и к сверхурочным работам (ст. 224 ТК РФ). К работе в ночное время не допускают:
- беременных женщин;
- работников, которые не достигли 18 лет.
Такое правило содержат статьи 96, 259 Трудового кодекса РФ.
К работе в ночное время можно привлечь следующих работников, но только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по медицинским заключениям:
- женщин, у которых есть дети до трех лет;
- инвалидов, работников, у которых есть дети-инвалиды, а также работников, которые ухаживают за больными членами их семей;
- матерей и отцов, которые без супруга (супруги) воспитывают детей до пяти лет, а также опекунов детей указанного возраста.
Все эти категории вправе отказаться от работы в ночное время.
www.zdrav.ru
Об организации и оплате дежурств врачей учреждений здравоохранения, имеющих стационары, , Письмо Госкомтруда СССР от 04 мая 1990 года №01-14/5-24, Письмо Минфина СССР от 04 мая 1990 года №01-14/5-24, Письмо Минздрава СССР от 04 мая 1990 года №01-14/5-24
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
СЕКРЕТАРИАТ ВЦСПС
ЦИРКУЛЯРНОЕ ПИСЬМО
от 4 мая 1990 года N 01-14/5-24
В связи с многочисленными запросами об организации и оплате дежурств врачей в учреждениях здравоохранения, имеющих стационары, необходимо руководствоваться следующим:- учреждения здравоохранения, имеющие стационары, относятся к учреждениям с непрерывным режимом работы, медицинская помощь в которых оказывается круглосуточно;- учитывая специфику работы стационара (оказание медицинской помощи в любое время суток и дней недели), для врачей устанавливаются дежурства (работа) в вечернее и ночное время, в воскресные и праздничные дни в соответствии с утвержденным графиком работы;- в обязанности врача стационара входит обязательное несение указанных дежурств, которые выполняются в пределах месячной нормы рабочего времени или с его согласия сверх нее в зависимости от нагрузки.С учетом предоставленных руководителям учреждений здравоохранения прав в решении вопросов установления штатов и рациональной организации труда врачей, в том числе в вечернее и ночное время, в воскресные и праздничные дни, эти вопросы должны решаться исходя из конкретных (местных) условий, путем:- введения в штатное расписание врачебных должностей для обеспечения круглосуточной помощи;- выделения специального фонда для оплаты работы (дежурств), выполняемой врачами сверх месячной нормы рабочего времени;- установления, в связи с большой ответственностью, физическим и эмоциональным напряжением врачей при выполнении ими в пределах нормы рабочего времени дежурства, надбавок в порядке и размерах, предусмотренных п.12 "а" постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 16.10.86 (приказ Министерства здравоохранения СССР от 24.10.86 N 1420).При решении вопросов об оплате работы (дежурства) врачей в вечернее и ночное время, в выходные и праздничные дни следует иметь в виду, что:- оплата работы (дежурств) сверх месячной нормы рабочего времени в вечернее и ночное время, выполняемой в обычные дни недели, производится в одинарном размере, а в выходные и праздничные дни - в двойном размере.В тех случаях, когда дежурство, осуществляемое в пределах месячной нормы рабочего времени, приходится на воскресный день, выходной день врачу предоставляется по графику в любой день недели.Во всех случаях работы (дежурств) в ночное время устанавливается дополнительная оплата в соответствии с пунктом II постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 16.10.86 N 1240 (приказ Министерства здравоохранения СССР от 24.10.86 N 1420).
Министр здравоохранения СССРИ.Н.Денисов
Министр финансов СССРВ.С.Павлов
Председатель Госкомтруда СССРВ.И.Щербаков
Секретарь ВЦСПСГ.Ф.Сухорученкова
Электронный текст документаподготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:файл-рассылка
docs.cntd.ru
Учетная и отчетная документация стационара
ф. 001/у - «Журнал учета приёма и отказов в госпитализации».
ф. 003/у - «Медицинская карта стационарного больного».
ф. 003-1/у - «Медицинская карта прерывания беременности».
ф. 003-2/у - «Карта больного дневного стационара поликлиники, стационара на дому, стационара дневного пребывания в больнице».
ф. 004/у - «Температурный лист».
ф. 005/у - «Лист регистрации переливания трансфузионных сред».
ф. 009/у - «Журнал регистрации переливания трансфузионных сред».
ф. 008/у - «Журнал записи оперативных вмешательств в стационаре».
ф. 027-2/у - «Протокол на случай выявления у больного запущенной стадии злокачественного новообразования».
ф. 027-1/у - «Выписка из медицинской карты стационарного больного злокачественным новообразованием».
ф. 011/у - «Лист основных показателей состояния больного, находящегося в отделении (палате) реанимации и интенсивной терапии».
ф. 013/у - «Протокол (карта) патологоанатомического исследования».
ф. 014/у - «Направление на патологогистологическое исследование».
ф. 015/у - «Журнал регистрации поступления и выдачи трупов».
ф. 017/у - «Акт констатации биологической смерти».
ф. 007/у - «Листок учета движения больных и коечного фонда стационара».
ф. 016/у - «Сводная ведомость учета движения больных и коечного фонда по стационару, отделению или профилю коек».
ф. 066/у - «Статистическая карта выбывшего из стационара».
ф. 025-2/у – «Статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов».
ф. 045/у - «Карта обратившегося за антирабической помощью».
ф. 028/у - «Направление на консультацию во вспомогательные кабинеты».
ф. 044/у - «Карта больного, лечащегося в физиотерапевтическом кабинете (отделении)».
ф. 029/у - «Журнал учета процедур».
ф. 058/у - «Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку».
ф. 089/у - «Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом активного туберкулеза, венерической болезни, трихофитии, микроспории, фавуса, чесотки, трахомы, психического заболевания».
ф. 090/у - «Извещение о больном с впервые установленным диагнозом рака или другого злокачественного заболевания».
ф. 091/у - «Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом наркомании».
ф. 092/у - «Извещение о спортивной травме».
ф. 093/у - «Извещение о побочном действии лекарственного препарата».
ф. 060/у - «Журнал учёта инфекционных заболеваний».
ф. 082/у - «Справка».
Листок нетрудоспособности.
ф. 095/у «Справка о временной нетрудоспособности».
ф. 026-7/у - «Выписка из медицинской карты стационарного больного».
ф. 050/у - «Журнал учёта записи рентгенологических и кардиологических исследований» (в журнале регистрируются данные рентгенологического исследования, ЭКГ, снятые в приёмном отделении).
ф. 074/у «Журнал регистрации амбулаторных больных», независимо от повода обращения в приёмное отделение.
Протокол медицинского освидетельствования для установления факта алкогольного, наркотического и токсикоманического опьянения (приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18.02.2002 г № 1773. «Об утверждении положения о порядке освидетельствования лиц на установление факта алкогольного, наркотического, токсикоманического опьянения»).
Журнал регистрации анализов и их результатов, взятия биологического материала для химико-токсикологических исследований (приказ 1773 от 18.02.2002 г. «Об утверждении Положения о порядке освидетельствования лиц на установление факта алкогольного, наркотического, токсикоманического опьянения»).
Журнал учёта проведенной экстренной профилактики столбняка (приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 275 от 01.09.1999 г. «О дальнейшем совершенствовании календаря профилактических прививок»).
Книга учёта ядовитых и наркотических лекарственных средств в кабинетах лечебно-профилактических учреждений (приказ № 215 от 05.06.1999 г. Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О порядке хранения учета и отпуска ядовитых, наркотических средств и специальных рецептурных бланков»).
Журнал выданных номерных справок об обращении пациентов в приёмное отделение больницы.
Журнал передачи активов в поликлиники.
Журнал предметно-количественного учёта гуманитарной помощи.
Журнал учёта выдачи больничных листов.
studfiles.net
Образец - Стандарты по ведению медицинской документации. Новгородская областная клиническая больница
СТАНДАРТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Трудно решаемой проблемой при экспертизе качества медицинской помощи вообще и качества ведения историй болезни, в частности, является отсутствие эталонов (стандартов) ведения больных по большинству нозологических форм и оформлению медицинской документации. Согласно федеральному закону "О стандартизации" должны быть разработаны стандарты трех уровней: отраслевые, территориальные и стандарты предприятий (учреждений). Стандарты предприятия могут быть разработаны сотрудниками предприятия с учетом специфики работы и должны быть утверждены приказом руководителя. Утверждение стандартов предприятия (учреждения) в вышестоящем органе необязательно.В 1998 году для собственных нужд на основании действующих "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", Приказов N 1030 от 14.10.80 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения", регламентирующего, в основном, учетные формы, но не их содержание, N 818 от 09.06.86 "О сокращении затрат времени на ведение медицинской документации и упразднение ряда учетных форм", N 82 от 29.04.94 "Положение о порядке проведения патологоанатомических вскрытий", N 5 от 13.01.95 "О мерах по совершенствованию временной нетрудоспособности" и инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, нами были разработаны и утверждены приказом главного врача "Правила заполнения медицинской документации в Новгородской областной клинической больнице".
Правила предусматривали требования к оформлению лицевой стороны истории болезни, температурного листа, процедурного листа и содержанию записей приемного статуса, дневников, переводного, выписного, посмертного эпикризов, правила конструкции диагноза, оформления протокола патологоанатомического исследования. Поскольку врачи, особенно молодые, и те, кто давно работают, не всегда их держат в памяти, мы сочли также необходимым внести в приказ основные положения по вопросам получения информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство клинико-экспертной работы.
Увеличение количества досудебных и судебных разбирательств по случаям оказания медицинской помощи, развитие системы вневедомственной экспертизы значительно повысило требования к заполнению медицинской документации и вызвало необходимость утвердить правила заполнения основных форм медицинской документации на уровне области. За основу были приняты правила, разработанные в Новгородской областной клинической больнице. Главные специалисты комитета по охране здоровья населения области внесли необходимые корректировки по службам, и приказ начал действовать по территории всей области.
Ниже приводится текст "Правил", чтобы читатель смог использовать их для своей работы.
"УТВЕРЖДАЮ"________________________________Главный врач НОКБ М.Р.Асадуллаев
ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Медицинская карта стационарного больного(история болезни) форма 003/уИстория болезни является юридическим документом, поэтому все записи в ней должны быть четкими, легко читаемыми.
При поступлении больного сотрудники приемного отделения записывают паспортные данные на лицевой стороне истории болезни. Данные о группе крови, резус-факторе, непереносимости лекарственных препаратов заносятся лечащим (принимающим) врачом при первом осмотре больного, за исключением тех случаев, когда эти данные получить невозможно.
Клинический диагноз записывается на лицевую сторону истории болезни в течение трех рабочих дней от момента поступления пациента в стационар. Заключительный диагноз записывается при выписке больного, в развернутом виде в соответствии с МКБ-10 (клиническим вариантом). Диагноз должен включать все осложнения и сопутствующие заболевания, имеющие клиническое значение. Запись о выдаче документа, удостоверяющего факт временной нетрудоспособности, осуществляет лечащий врач по установленным правилам.
Приемный статус. Плановый больной должен быть осмотрен лечащим (дежурным) врачом в течение 3 часов от момента поступления в стационар, экстренный больной осматривается дежурным врачом сразу после вызова в приемный покой. Плановым больным приемный статус записывается в течение текущего рабочего дня, экстренным - во время осмотра. Записи в приемном статусе должны быть информативными, содержать данные, имеющие клиническое значение.
Жалобы больного и анамнез настоящего заболевания записываются кратко, с указанием патологических изменений и данных, непосредственно относящихся к заболеванию. В общем анамнезе отражаются данные, имеющие отношение к течению настоящего заболевания или влияющие на тактику ведения больного, обязательно содержится информация о наличии аллергических реакций, эпиданамнезе, предшествующих гемотрансфузиях, перенесенных туберкулезе, заболеваниях, передаваемых половым путем, вирусном гепатите, ВИЧ-инфекции. Обязательно указываются данные страхового анамнеза: с какого времени пациент имеет непрерывный листок нетрудоспособности.
Данные первичного осмотра заполняются кратко по всем органам и системам, доступным осмотру. Выявленные патологические изменения описываются детально, с указанием характерных симптомов по авторам. В случаях повреждений криминального характера, которые могут потребовать проведения судебно-медицинской экспертизы, все имеющиеся у больного повреждения описываются подробно. В конце приемного статуса обязательно формулируется клинический диагноз, план обследования и назначается лечение.
Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина.
В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением администрации лечебно-профилактического учреждения.
Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители. При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный врач) с последующим уведомлением должностных лиц организации здравоохранения и законных представителей пациента. Информация предоставляется больному в доступной для него форме. Больной информируется о характере имеющейся у него патологии, методах и целях лечения, возможном риске, побочных эффектах и ожидаемых результатах. О предоставленной информации делается запись в историю болезни. Так же оформляется согласие на переливание биологических жидкостей: крови, плазмы и их компонентов. При этом больной должен быть информирован о возможных осложнениях и опасности заражения ВИЧ-инфекцией, вирусными гепатитами, сифилисом в серонегативном периоде.
Ведение врачом дневников должно осуществляться не реже 3 раз в неделю. Больным, находящимся в тяжелом или среднетяжелом состоянии, дневниковые записи делаются ежедневно, а при необходимости несколько раз в день. В дневниках отражаются динамика в состоянии пациента, данных объективного осмотра и лабораторных анализах и изменения представлений о больном.
Заведующий отделением осматривает поступивших плановых больных не позднее трех дней с момента поступления. Тяжелые и больные в состоянии средней тяжести должны быть осмотрены заведующим в течение суток с момента госпитализации. Обходы заведующих отделениями проводятся один раз в неделю, оформляются записью в истории болезни, отражающей представление о больном с формулировкой клинического диагноза, рекомендациями, и подписываются заведующим лично.
Протоколы записей консультантов должны содержать дату и время осмотра, специальность и фамилию консультанта, описание патологических изменений, диагноз и рекомендации по дальнейшему ведению больного.
Записи консилиумов ведутся максимально подробно с учетом мнения всех членов консилиума. Рекомендации консилиума обязательны для выполнения. В случае, если по каким-либо причинам выполнить их невозможно, лечащий врач обязан поставить об этом в известность председателя консилиума.
При поступлении больного в отделение интенсивной терапии принимающий врач записывает краткое представление о больном с указанием либо диагноза, либо имеющегося симптомокомплекса. В отделении интенсивной терапии дневники записывают дежурные врачи не реже трех раз в сутки. Записи в дневниках должны отражать динамику состояния больного и важнейших показателей жизнедеятельности организма. Заведующий реанимационным отделением ежедневно осматривает всех больных отделения. Лечащий врач профильного отделения записывает дневники больным, находящимся в отделении интенсивной терапии, ежедневно; заведующий профильным отделением осматривает их не реже 2 роз в неделю.
Вместо листа назначения в отделении интенсивной терапии ведется официальная форма 011/у, где, кроме основных параметров жизнедеятельности, фиксируются все врачебные назначения. При переводе больного из отделения интенсивной терапии оформляется краткий переводной эпикриз. Врач клинического отделения осматривает больного не позже чем через час после поступления из реанимационного отделения и записывает краткое клиническое представление о больном.
Записи о трансфузиях биологических жидкостей, введении наркотических и сильнодействующих препаратов, производит медсестра, выполнившая данное назначение. Записи осуществляются по правилам, регламентируемым ведомственными приказами, и заверяются лечащим врачом.
Этапный эпикриз, отражающий динамику представлений о больном, дальнейшую тактику ведения больного и прогноз, оформляется раз в две недели как один из обходов заведующего отделением.
Лист назначений является составной частью истории болезни. Лечащий врач записывает назначения четко, подробно, в форме, исключающей двоякое или произвольное толкование, указывает дату назначения и дату отмены. Медицинская сестра осуществляет снятие записей в день назначения, удостоверяет это своей подписью и указывает дату снятия назначений. В случаях, когда для лечения больного используется препарат, принесенный самим пациентом, рядом с записью о назначении делается пометка "препарат пациента".
Температурный лист ведется медицинской сестрой, подклеивается к истории болезни. Записи динамики температуры производятся 2 раза в день.
Выписной эпикриз должен содержать в краткой форме историю настоящей госпитализации, характер и результаты проведенного лечения, динамику симптомов и рекомендации по дальнейшему ведению больного. Выписной эпикриз выполняется в печатном виде в трех экземплярах, один из которых остается в истории болезни, второй подклеивается в амбулаторную карту, третий выдается на руки больному. Выписной эпикриз подписывается лечащим врачом и заведующим отделением с расшифровкой фамилий. Экземпляр, выдаваемый на руки больному, заверяется треугольным штампом.
В случае смерти больного в истории болезни заполняется посмертный эпикриз. Посмертный эпикриз содержит краткую историю госпитализации, представления о больном врачей, лечивших пациента, динамику симптомов, характер проведенного лечения и диагностических процедур, причину и обстоятельства наступления летального исхода и развернутый клинический посмертный диагноз. В случае, если смерть больного наступила до осмотра лечащего врача профильного отделения, например, в выходные и праздничные дни, в течение нескольких часов от момента госпитализации в вечернее и ночное время, посмертный эпикриз оформляется совместно врачом приемного или реанимационного отделения, лечившим больного, и врачом профильного отделения. В этом случае врач, лечивший больного, должен в приемном статусе отразить свое мнение о диагнозе.
После проведения патологоанатомического исследования трупа в историю болезни не позднее чем через 10 дней вносится краткий протокол исследования с подробным патологоанатомическим диагнозом и эпикризом, а в случае расхождения диагнозов предположительной причиной и степенью расхождения.
При выписке работающего пациента из стационара оформляется лист нетрудоспособности. Лист временной нетрудоспособности выдается больному на все время нахождения в стационаре. Если больной имеет непрерывный листок нетрудоспособности более 30 дней, его продление оформляется через КЭК больницы. Если больной нетрудоспособен после выписки, допускается выдача больничного на время проезда до дома или на время до следующего осмотра врача по месту жительства. При этом количество дней нетрудоспособности после выписки должно быть объяснено в тексте выписного эпикриза. Врач стационара может закрыть больничный лист, выдаваемый вперед, только в случае, когда эти дни необходимы больному для проезда к месту жительства. В остальных случаях больничный закрывает врач по месту жительства после осмотра больного.
При оформлении больного на МСЭК в истории болезни кратко записывается обоснование направления и делается отметка о выдаче направления на МСЭК.
При поступлении пациентов в стационар по скорой помощи лечащий врач заполняет талон к сопроводительному листу скорой помощи полностью, подписывает его и сдает вместе с историей болезни в приемный покой. Заведующий приемным покоем проверяет правильность заполнения талона, подписывает его и отправляет на станцию СМП.
История болезни может быть выдана из архива по запросу органов суда, следствия и прокуратуры с разрешения администрации больницы. По желанию больного с истории болезни и отдельных видов обследования могут сниматься копии. По запросам больных с разрешения администрации им на руки для консультаций могут быть выданы стекла и блоки биопсийного материала и рентгеновские снимки. История болезни хранится в архиве больницы в течение 25 лет, решение о целесообразности дальнейшего хранения или уничтожения историй болезни принимается администрацией больницы по истечении этого срока.
ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИХИРУРГИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ
История болезни хирургических отделений содержит ряд дополнительных разделов.В ПРЕДОПЕРАЦИОННОМ ЭПИКРИЗЕ обосновывается необходимость планового и экстренного оперативного вмешательства, отражаются диагноз по основному и сопутствующим заболеваниям, степень выраженности функциональных нарушений, абсолютные или относительные противопоказания к операции, адекватность предоперационной подготовки, план операции, степень риска оперативного вмешательства.
Согласие больного на операцию должно быть информированным, т.е. больному разъясняется необходимость оперативного вмешательства, характер планируемой операции, возможные наиболее часто встречающиеся осложнения.
ОСМОТР АНЕСТЕЗИОЛОГА
Осмотр анестезиолога и протокол анестезии являются обязательными записями в истории болезни для всех видов обезболивания, кроме местной анестезии. В записи результатов осмотра отражаются данные, которые могут существенно повлиять на анестезиологическую тактику: особенности анамнеза, сопутствующие заболевания, лекарственные средства, которые принимал больной, курение табака, употребление алкоголя, прием наркотиков, осложнения предыдущих анестезий, наличие гемотрансфузий. Отражаются отклонения физикального обследования, отмечаются АД, пульс, особенности в данных лабораторного и инструментального обследования. Характер предстоящей операции, предоперационная подготовка. План анестезиологического пособия должен содержать следующую информацию: премедикация, анестезия (общая, регионарная), положение больного на операционном столе, индукция анестезии, поддержание анестезии, манипуляции, применение основных и специальных методик. Риск операции оценивается по Гологорскому.ПРОТОКОЛ АНЕСТЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ
Оценка состояния больного непосредственно перед индукцией анестезии. Анестезия (общая, регионарная). Положение больного на операционном столе, манипуляции (катетеризация центральной вены, интубация), индукция анестезии, поддержание, применение основных и специальных методик (ИВЛ и т.д.). Данные интраоперационного мониторинга, включая лабораторные исследования, объем кровопотери и диурез. Дозы и путь введения лекарственных средств, качественный состав и объем инфузионно-трансфузионной терапии. Необычное течение анестезии и осложнения.ПРОТОКОЛ ОПЕРАЦИИ. Должен содержать сведения о дате и продолжительности операции, фамилии членов операционной бригады, вид операции, вид обезболивания, описание операции. Описание операции: доступ (в какой области сделан разрез, его размер, направление, слои рассекаемых тканей). Описание патологических изменений, обнаруженных при операции, операционный диагноз. Наименование операции и подробное описание хода ее выполнения. Проведен ли гемостаз в ране, число тампонов и дренажей, оставленных в ране. Контрольный счет марли и инструментов. Завершение операции (вид швов, повязка). Описание удаленного макропрепарата. Подпись хирурга.
ДНЕВНИКИ НАБЛЮДЕНИЯ. Записываются ежедневно в течение первых трех дней с момента операции, затем через день при благополучном течении послеоперационного периода. В дневниках отражаются все манипуляции, проводимые с больным (удаление дренажей, трубок, перевязки и т.д.), состояние больного, динамику симптомов, основные параметры жизнедеятельности, состояние послеоперационной раны.
ЭПИКРИЗ. В эпикризе отражается диагноз заболевания, дату и вид произведенного вмешательства, особенности послеоперационного течения (сроки удаления дренажей, снятия швов, характер заживления раны), эффективность проведенного лечения. В эпикризе должны быть указаны рекомендации по дальнейшему лечению и прогноз течения заболевания.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПРОТОКОЛОВ ВСКРЫТИЯ
Протокол патологоанатомического вскрытия и его частиПолученные во время вскрытия трупа данные заносят в протокол, который составляют под диктовку прозектора или записывают сразу же после окончания вскрытия; можно также пользоваться диктофоном с тем, чтобы в дальнейшем протокол был перепечатан. В протоколе вскрытия различают несколько частей: паспортную, описательную, патологоанатомический диагноз и клинико-патологоанатомический эпикриз.
I. Паспортная часть
В этот раздел протокола вносят фамилию, имя, отчество умершего, его возраст, номер истории болезни, сведения о профессии и специальности. Указывают отделение, в котором лежал больной, дату поступления и смерти, диагноз направлявшего врача, диагноз при поступлении в приемное отделение, продолжительность пребывания в больнице и клинический диагноз. Он включает основное заболевание, его осложнения и сопутствующие заболевания с обязательным указанием даты их установления. В эту же часть протокола заносят краткий анамнез, клинические данные, сведения о течении болезни, проведенных лабораторных исследованиях, способах лечения, произведенных операциях.
II. Данные вскрытия
В описательной части протокола подробно, последовательно и объективно излагают данные: об окраске кожных покровов, выраженности трупного окоченения; расположении внутренних органов, их цвете, массе, консистенции, размерах; наличии или отсутствии в полостях жидкостей и их характере; присутствии инородных тел и о других изменениях, обнаруженных во время вскрытия трупа. Описание следует проводить по какой-либо определенной системе: либо сверху вниз, как производилось вскрытие, или по системам органов (органы дыхания, пищеварения, кровообращения), или по полостям (органы грудной полости, вместе с ними органы шеи, затем брюшной полости и таза). Если вскрытие производилось по способу Шора, то вначале дается описание органов задней поверхности комплекса органов, а затем передней. В конце протокола приводятся сведения о головном мозге и придаточных полостях черепа. Но классическая форма оформления протокола патологоанатомического исследования трупа включает в себя данные наружного осмотра, а затем, по ходу вскрытия, описывают органы и системы и их изменения в следующем порядке:
- кожные покровы, подкожная клетчатка, у женщин - молочные железы;
- полость черепа: нервная система - головной мозг и его оболочки и по клиническим показаниям - спинной мозг, периферические нервы, симпатическая нервная система; органы чувств: глазное яблоко, зрительные нервы, наружное, среднее, внутреннее ухо;
- положение внутренних органов, шеи, грудной и брюшной полостей, высоту диафрагмы;
- органы дыхания: полости носа, придаточные пазухи, гортань, трахея, легкие, плевра;
- органы кровообращения: сердце, магистральные и периферические сосуды;
- органы пищеварения: полость рта, зев, небные миндалины, глотка, пищевод, желудок, кишечник, поджелудочная железа, печень, желчные протоки, желчный пузырь, по показаниям - слюнные железы;
- мочевые органы: почки, мочеточники, мочевой пузырь, при клинических показаниях - мочеиспускательный канал;
- половые органы: у мужчин - предстательная железа, яички, по показаниям - семенные пузырьки, семявыводящие протоки; у женщин - влагалище, матка, трубы, яичники, по показаниям - наружные половые органы;
- органы кроветворения: состояние костного мозга и крови, селезенки, лимфатических узлов, по показаниям - лимфатический грудной проток;
- железы внутренней секреции: гипофиз, щитовидная и околощитовидные железы, надпочечники, зобная железа, по показаниям - щитовидная железа, параганглии;
- опорно-двигательный аппарат: состояние мышц, костей и суставов.
Во время вскрытия берут кусочки тканей органов для гистологических, бактериологических, вирусологических, биохимических и других исследований материалов, изъятых из трупа.
III. Структура патологоанатомического диагноза
Патологоанатомический диагноз, как и клинический, необходимо сформулировать с подразделением его на основное заболевание (основная причина смерти), осложнения основного и сопутствующие заболевания. В конце диагноза должна быть указана непосредственная причина смерти. При определении основного заболевания важно выявить его значение не только как причины смерти или развившихся осложнений, но и как повода для госпитализации.
Под основным заболеванием следует понимать такие нозологические формы, которые сами по себе или их осложнения привели к функциональным расстройствам, обусловившим клинику болезни и послужившим причиной смерти. Это определение учитывает и те заболевания, которые не являются смертельными, а лишь сопровождаются функциональными и анатомическими нарушениями, явившимися причиной госпитализации больных. Если за время пребывания в больнице у больного развилось новое, более острое заболевание, если оно даже патогенетически не связано с предшествующим заболеванием, но явилось непосредственной причиной смерти само по себе или в результате осложнений, связанных с ним, оно должно учитываться как основное заболевание (основная причина смерти).
В понятие комбинированное основное заболевание включаются конкурирующие и сочетанные страдания, "вторые болезни", а также фоновые заболевания.
Под конкурирующими заболеваниями понимают две и более нозологические формы, из которых каждая сама по себе или в результате осложнений могла привести к смерти.
Под сочетанными следует понимать такие заболевания, каждое из которых само по себе не смертельно, однако их совокупность при взаимном воздействии может отягощать течение каждого из них, вызывая несовместимые с жизнью состояния.
Под "второй болезнью", или "ятрогенными заболеваниями", понимают отдаленные последствия излеченных болезней, а также неблагоприятное действие фармакологических и биологически активных веществ и гормонов, неблагоприятные результаты хирургических вмешательств. "Вторая болезнь", или "ятрогенные заболевания", прогрессируя по собственным законам, приобретает черты самостоятельного заболевания и может стать причиной смерти. К трактовке таких случаев следует подходить дифференцированно в зависимости от степени обоснованности и качества проведения лечебных и диагностических мероприятий.
Фоновым заболеванием называется заболевание или состояние, которое этиологически не связано с основным, но патогенетически способствует прогрессированию основного заболевания. Фоновое заболевание должно следовать за основным. В указанных случаях в качестве обычного или комбинированного основного заболевания могут фигурировать только такие болезни, которые приводятся в Международной классификации болезней и причин смерти 10-го пересмотра (МКБ-10).
Осложнения основного заболевания
Осложнения располагаются вслед за основным заболеванием, его проявлениями, компенсаторными реакциями и фоном, на котором развились. Под осложнениями основного заболевания понимают такие патологические процессы, которые самостоятельно не возникают, а патогенетически и этиологически связаны с основным заболеванием непосредственно или через другие имеющиеся осложнения, которые им предшествовали.
За осложнениями основного заболевания, которые располагаются в патологоанатомическом диагнозе в порядке их возникновения,
приводятся сопутствующие заболевания. Под ними следует понимать такие нозологические формы или состояния, которые не связаны с основным заболеванием или его осложнениями.
Под непосредственной причиной смерти следует понимать такие патологоанатомические изменения органов, которые привели к развитию необратимых функциональных нарушений, обусловивших наступление смерти. Непосредственные причины смерти находят патологоанатомическое выражение в процессах атрофии, дистрофии, нарушениях кровообращения, воспалении, некрозах и т.д.
IV. Клинико-анатомический эпикриз
В клинико-анатомическом эпикризе требуется объяснить причины и механизмы развития болезни и ее исход с учетом фона, на котором они возникли и привели к смерти. Таким образом, в клинико-анатомическом эпикризе должен найти отражение патогенез в широком смысле, т.е. этиология патогенетического процесса, причины и условия развития болезни, лечебно-диагностические процедуры, предположительно вызванные ими заболевания и танатогенез. В эпикризе должны быть изложены и результаты сопоставления клинических и анатомических данных, причины расхождения диагнозов, если они имели место, своевременность диагностики и госпитализации, влияние последних на течение болезни.
Клинико-анатомический эпикриз должен отразить причину расхождения клинического и патологоанатомического диагнозов: было ли расхождение обусловлено сложностью заболевания, неясностью его симптомов или кратковременным пребыванием больного в стационаре; зависело ли оно от невнимательности или неопытности лечащего врача или от ошибочного заключения консультанта, неправильного объяснения данных исследований.
Ограничиться только макроскопическим исследованием органов трупа недопустимо. Для того чтобы убедиться в правильности установления на вскрытии диагноза, необходимо подвергнуть гистологическому изучению кусочки измененных органов умершего. Данные гистологических и других исследований органов трупа вносят в протокол вскрытия. Если микроскопическое изучение препаратов выявляет новые факты, противоречащие патологоанатомическому диагнозу, то последний должен быть изменен.
По окончании оформления протокола патологоанатомический диагноз и клинико-патологоанатомический эпикриз записывают в историю болезни умершего.
Категории расхождения диагнозов
1-я категория: заболевание не было распознано на предыдущих этапах, а в данном лечебно-профилактическом учреждении установление правильного диагноза было невозможно из-за тяжести состояния больного, распространенности патологического процесса, кратковременности пребывания больного в данном учреждении.
2-я категория - случаи, при которых заболевание не было распознано в данном лечебном учреждении в связи с недостатками в обследовании больного (отсутствием необходимых и доступных исследований), при этом следует учитывать, что правильная диагностика не обязательно оказала бы решающее влияние на исход заболевания, однако правильный диагноз мог и должен был бы поставлен.
3-я категория - неправильная диагностика повлекла за собой ошибочную врачебную тактику, что сыграло решающую роль в смертельном исходе.
(Правила оформления медицинской документации патологоанатомического отделения.)
Правила оформления журнала приема больныхи отказов в госпитализацииФорма 001/у
В журнале приема больных и отказов в госпитализации регистрируются все больные, поступившие в приемный покой. Дежурная медицинская сестра приемного покоя записывает паспортные данные, данные страховых документов, время поступления и убытия больного, диагноз направившего учреждения.
Дежурный врач-консультант должен указать в журнале свою фамилию, специальность и время осмотра. Кратко записываются жалобы больного, объективные данные, аллергологический анамнез. При наличии алкогольного опьянения все его признаки описываются подробно согласно инструкции, имеющейся в приемном покое, на наличие алкоголя исследуется кровь и моча больного. Врач записывает назначения, диагноз и указывает, куда направлен больной после оказания медицинской помощи. В случае криминального характера травм имеющиеся у больного повреждения описываются подробно, учитывая необходимость дальнейшего определения степени тяжести телесных повреждений. При введении сывороток, вакцин, гамма-глобулина в истории болезни должна быть сделана отметка о наличии или отсутствии реакции на введение.
При криминальном характере повреждений медицинская сестра приемного покоя делает отметку о сообщении в милицию по установленной форме.
После оказания медицинской помощи врач принимает решение о возможности отпустить больного домой; больному на руки выдается справка установленного образца, в которой отражаются: жалобы, диагноз, характер оказанной помощи и наличие признаков нетрудоспособности на момент осмотра (для работающих граждан).
Правила заполнения амбулаторной картыФорма 025/у
Амбулаторная карта должна содержать следующие разделы: паспортную часть, анамнез жизни, лист уточненных диагнозов, лист диспансеризации, лист уточненных диагнозов.
Лечащий врач в первичной медицинской документации фиксирует:
- дату обращения, в некоторых случаях - час обращения;
- жалобы пациента;
- анамнез заболевания;
- объективные данные;
- формулирует диагноз заболевания по МКБ-10, наличие, степень тяжести осложнений, степень функциональных нарушений;
- назначает необходимые обследования и консультации;
- рекомендует лечебно-оздоровительные мероприятия;
- при следующих посещениях врач отражает динамику заболевания, эффективность проводимого лечения.
Оформление первичной медицинской документации при проведении экспертизы временной нетрудоспособности на амбулаторно-поликлиническом приеме (дополнительно к данным предыдущего раздела).
Лечащий врач определяет признаки временной нетрудоспособности на основании:
- оценки состояния здоровья;
- характера и условий труда;
- социальных факторов.
В диагнозе отражаются проявления заболевания, обуславливающие временную нетрудоспособность, делается запись о временной нетрудоспособности пациента, определяются ее сроки с учетом индивидуальных особенностей течения заболевания. Запись о выдаче листа временной нетрудоспособности с указанием серии и даты очередного посещения врача. При последующих осмотрах отражается динамика заболевания, эффективность проводимого лечения и обосновывается продление или закрытие листа нетрудоспособности, направление на клинико-экспертную комиссию, госпитализацию.
При длительной нетрудоспособности оформляется направление на клинико-экспертную комиссию, которое содержит представление лечащего врача на КЭК, жалобы, объективные данные, диагноз с функциональными нарушениями, количество дней временной нетрудоспособности, предполагаемый клинический и трудовой прогноз, цель направления на КЭК. В протоколе заседания КЭК, кроме того, отражаются рекомендации КЭК по обследованию, лечению и продлению листа временной нетрудоспособности при благоприятном трудовом прогнозе или необходимость направления пациента на МСЭ.
Новгородская областнаяклиническая больницаИ.А.СЕМЕНОВАГл. врач - к.м.н.М.Р.АСАДУЛЛАЕВ
Полную версию документа см. в приложении к сообщению
raptus.su







