Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Europe Jazz Media Chart, апрель 2017: редакции джазовых журналов Европы рекомендуют новые альбомы. Журнал джаз


редакции джазовых журналов Европы рекомендуют новые альбомы — Полный Джаз 2.0

Paweł Brodowski, Jazz Forum (Польша):

Mateusz Smoczyński «Metamorphoses» (Zbigniew Seifert Foundation)

альбом в iTunes | трейлер на YouTube | слушать на сервисе Яндекс.Музыка | слушать на Spotify (необходима регистрация) | слушать на Deezer (необходима регистрация) | купить на сайте дистрибьютора

Комментарий Павла Бродовского:Впечатляющий сольный дебют скрипача Матеуша Смочиньского, основателя известного ныне Atom String Quartet (несколько лет он играл также важную роль в Turtle Island Quartet), представляет его авторские пьесы, не без влияния его гуру Збигнева Зайферта, но выводящие это влияние зе пределы джаза, в направлениях академической музыки и других жанров. Отсюда и название — «Метаморфозы».

Rui Eduardo Paes, Jazz.pt (Португалия):

Fred Frith / Hans Koch «You Are Here» (Intakt)

альбом в iTunes | трейлер альбома на BandCamp | слушать на сервисе Яндекс.Музыка | слушать на Dezeer (необходима регистрация) | альбом на сайте лейбла

Mike Flynn, Jazzwise (Великобритания):

альбом в iTunes | трейлер на YouTube | трейлер альбома на BandCamp | альбом на сайте лейбла

Комментарий Майка Флинна:Чудесный альбом, настолько же фолк, насколько и джаз — но воспринимать его лучше всего в рамках его собственного звукового мира, очень честного, полного затягивающей потаённой силы: голос Лорен Кинселла завораживает.

Anna Filipieva, Jazz.Ru (Россия):

альбом в iTunes | альбом в GooglePlay | слушать на сервисе Яндекс.Музыка | слушать на Spotify (необходима регистрация)

Комментарий Анны Филипьевой:Новый высоковольтный альбом темпераментной питерской певицы Леры Гехнер — отличное средство для внутреннего обогрева холодной русской зимой. Драйвовые грувы и пряная духовая секция поставляются в комплекте.

Jan Granlie, Salt Peanuts (Норвегия-Дания):

Yoram Rosilio & the Anti RuBber brAiN fAct0rY «Anti RuBber brAiN fAct0rY & Mar0kAït» (Le fondeur de son records)

трейлер альбома на BandCamp

Комментарий Яна Гранли:Anti Rubber Brain Factory — удивительный коллектив, который поднимает кое-что из самого восхитительного джаза прошлых эпох на новый уровень. Фантастический сплав лучших джазовых тенденций 1960-х с народной музыкой Северной Африки. Лучше всего воспринимается в жаркий день в тени, со стаканом чего-нибудь свежего.

Christine Stephan, Jazzthetik (Германия):

Rudresh Mahanthappa’s Indo-Pak Coalition «Agrima» (Mahanthappa’s Music)

Приобрести альбом можно только на сайте музыканта | трейлер на YouTube

Henning Bolte, Jazzism (Нидерланды):

Christian Lillingers Grund «C O R» (Plaist-Music)

альбом в iTunes | трейлер на YouTube | трейлер альбома на BandCamp | альбом на сайте лейбла

Комментарий Хеннинга Болте:Новый альбом септета Grund, которым руководит барабанщик Кристиан Лиллингер. Послушайте непременно. Очень продвинутая и при этом весьма индивидуальная стилистика, которую запоминаешь и узнаёшь сразу. Музыка сознательно исследует новые пути, создавая узнаваемые агрегатные состояния: звуковые картинки тумана, пространства, тряски, парения… Звуковые слои и текстуры накладываются в непрерывном потоке, временами ощутимо сгущаясь, временами расширяясь, временами завораживающе переходя друг в друга. Музыка Лиллингера выгодно объединяет музыкальные способности и энергетику шести его талантливых коллег, высвобождая их музыкальную фантазию и креативность.

Magnus Nygren, Orkester Journalen (Швеция):

Johan Graden «Olägenheter» (Moserobie)

Релиз состоится 9 февраля 2018, а пока можно послушать фрагмент на SoundCloud

Cim Meyer, Jazz Special (Дания):

Peter Erskine New Trio «In Praise Of Shadows» (Fuzzy Music)

альбом в iTunes | купить на Amazon | слушать на сервисе Яндекс.Музыка | слушать на Spotify (необходима регистрация) | слушать на Deezer (необходима регистрация) | альбом на сайте музыканта (внимание, для входа на сайт надо подтвердить, что вы не робот)| альбом на сайте лейбла

Комментарий Кима Майера:Питер Эрскин — барабанщик с огромным послужным списком и безупречным вкусом, но главная изюминка здесь, скорее, пианист и аранжировщик Вардан Овсепян, который написал для альбома много авторской музыки и сделал ошеломительную регармонизацию темы Чарли Чаплина «Smile».

Lars Mossefinn, Dag & Tid (Норвегия):

Thomas Strønen Time Is A Blind Guide «Lucus» (ECM)

альбом в iTunes | трейлер на YouTube | альбом на GooglePlay | слушать на Spotify (необходима регистрация) | слушать на Deezer (необходима регистрация)

Axel Stinshoff, Jazz thing (Германия):

Henri Texier «Sand Woman» (Label Bleu)

альбом в iTunes | трейлер на YouTube | слушать на Deezer (необходима регистрация)

Luca Vitali, Giornale della Musica (Италия):

Fire! «The Hands» (Rune Grammofon)

альбом в iTunes | один трек на YouTube | альбом на GooglePlay | слушать на SoundCloud | альбом на сайте лейбла

Madli-Liis Parts, Muusika (Эстония):

Reigo Ahven Trio «Remember» (Fish Records 2017)

Трио барабанщика Рейго Ахвена играет один трек с альбома на Эстонском телевидении | один трек на SoundCloud

journal.jazz.ru

Полный Джаз 2.0 — Страница 454 — сетевая версия журнала «Джаз.Ру»: всё о джазе по-русски

Ушёл из жизни Георгий Гаранян. 14 января прощание с артистом прошло в Концертном зале им. Чайковского, затем его отпевали в храме Воскресения Словущего в Ваганькове и похоронили на Ваганьковском кладбище.
Георгий Гаранян, 22 октября 2009 г. (фото: Павел Корбут)

Говоря о «советском джазе», мы обычно выискиваем имена тех, кто продвигал вперёд джазовое искусство, кто (пусть зачастую и невидимо для основной части мировой джазовой аудитории) делал что-то необычное, искал новые пути, экспериментировал.

Но народу — я имею в виду не те два-три процента аудитории, которые действительно знают джаз, следят за ним и разбираются в нём; я имею в виду пресловутые «широкие массы» — народу эти поиски, как правило, оставались неизвестными.

И это нормально, так и происходит по всему миру: музыку двигают вперед Колтрейны, Коулманы, Долфи и Зорны, а широкие народные массы — вне узкого круга джазовых ценителей и знатоков — знают Кенни Джи и Фаусто Папетти, а звук саксофона Пола Дезмонда в «Take Five» узнают, но имени музыканта не знают.

Так же и в советском джазе. Самым узнаваемым саксофонным звуком для всего советского народа, безусловно, являются характерные широкие «подтяжки», «подъезды» и чуть рыдающая интонация альт-саксофона в музыкальном произведении малой прикладной формы — песне «Остров невезения» из кинофильма «Бриллиантовая рука» (1969) в исполнении Андрея Миронова. И это тоже не удивительно: кино в нашей стране (как, собственно, и повсюду) куда популярнее музыки.Партию альт-саксофона в этой песенке исполнял Георгий Гаранян. В то время он ещё не был народным артистом Российской Федерации, лауреатом Государственной премии, не был руководителем популярных оркестров — он только играл на альт-саксофоне и писал аранжировки.Позади было участие в известных джазовых проектах 50-х — «Восьмёрке» Центрального Дома работников искусств (Алексей Зубов, Константин Бахолдин, Игорь Берукштис и др.), в сознании нынешних журналистов трансформировавшейся в «Золотую восьмёрку», и оркестре того же ЦДРИ во главе с Юрием Саульским. Саульский, композитор с консерваторским образованием, беспощадно «дрючил» молодёжный оркестр, заставляя музыкантов-любителей бесконечно заниматься, чтобы добиться от них более или менее профессионального звучания. Эту муштру прошёл и Гаранян, учившийся вообще-то на инженера-станкостроителя и не имевший никакого формального музыкального образования. К 1957 г., легендарному прорывному году московского Международного фестиваля молодёжи и студентов, оркестр ЦДРИ был в весьма приличной форме, уверенно выступил на фестивале перед тысячами иностранных гостей и заслужил не только серебряную медаль фестиваля, но и высочайшую по тем временам оценку — беспощадный разнос от газеты «Советская культура», которая откликнулась на успех молодых советских джазменов статьёй «Музыкальные стиляги»: «…Пагубный пример утери самостоятельности являет собой молодежный эстрадный оркестр ЦДРИ. Мы с отвращением наблюдаем за длинноволосыми стилягами в утрированно узких брюках и экстравагантных пиджаках».Вскоре оркестр был расформирован, а Гаранян в 1958 г. стал первым «советским» — т.е. родившимся в СССР — музыкантом, вошедшим в легендарный «шанхайский» состав оркестра Олега Лундстрема. Пересидевшие «эпоху разгибания саксофонов» в Казани лундстремовцы после переезда в Москву в 1957 г. вскоре начали пополнять свой оркестр, а «шанхайцев» и «харбинцев» — русских эмигрантов, вернувшихся на «историческую родину» после Второй Мировой — в наличии больше не было. Взяли «советских»: трубача Юрия Каврайского и альтиста Гараняна. «Когда я поступил в оркестр Лундстрема, понял, что играть совершенно не умею, — самокритично рассказывал Гаранян в интервью газете «Трибуна». — Из-за этого по собственной воле отказался от всех сольных партий, взял те, что поскромнее, и занимался с утра до ночи».Во второй половине 60-х был уже другой оркестр — Концертный эстрадный оркестр Всесоюзного радио под управлением Вадима Людвиковского. Но были и малые составы, с которыми Гаранян появлялся на первых московских джаз-фестивалях — прежде всего отличный квартет с гитаристом Николаем Громиным. Американский автор Фредерик Старр, автор одной из немногих западных книг о советском джазе, писал о Гараняне 60-х: «Менее яркий саксофонист, чем [Алексей] Зубов, он не торопился бросаться во фри-джаз Джона Колтрейна или в восточную атональность, с которой заигрывали многие советские джазмены шестидесятых. Но американский критик Джон Хаммонд восхищался его владением саксофоном. Вечно беспокойный и нетерпеливый музыкант, Гаранян сначала эволюционировал в сторону амбициозно аранжированных дивертисментов для джаз-оркестра, а затем — джаз-рока и фьюжн с собственным ансамблем «Мелодия». Он никогда не был большим новатором, но его высокий профессионализм аранжировщика, организаторские способности и добродушная натура позволили ему делать много хорошего джаза» (S.Frederick Starr, «Red And Hot: The Fate of Jazz In Soviet Union, 1917-1980», Oxford Press, 1983, pp. 246-247)

К этой характеристике и сейчас, через 27 лет после выхода книги, мало что можно прибавить. Действительно, оркестровые аранжировки оказались самой сильной стороной Гараняна: он писал не только для оркестра Всесоюзного радио, но и для Оркестра кинематографии, так что его аранжировки (и, зачастую, игра) звучат в очень многих советских фильмах — это и упоминавшаяся выше «Бриллиантовая рука», и «Джентльмены удачи». Когда новый председатель Гостелерадио Сергей Лапин в 1973 г. разогнал оркестр Людвиковского, Георгий Гаранян стал работать как минимум сразу в двух коллективах: в Оркестре кинематографии, где продолжал трудиться дирижёром на записи саундтреков для кино- и телефильмов («Ирония судьбы, или С лёгким паром», «12 стульев», «Приключения Буратино»…), и во вновь созданном при Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» инструментальном ансамбле, который так и назывался — «Мелодия». Этот последний оказался сильнейшим студийным коллективом в СССР в 1970-е годы (и вплоть до 1982-го, когда Гаранян покинул его).

«В ансамбле уменьшилось число инструментов (одиннадцать вместо прежних семнадцати). Исчезли традиционные группы, характерные для свингового биг-бэнда… Три трубы, два (позже — три) тромбона, два саксофона (обычно играл один А. Зубов, а после его ухода — А. Пищиков, сам Гаранян, занятый дирижированием, брался за саксофон лишь изредка)… Такой состав позволял новорожденной «Мелодии» решать самые различные задачи: аккомпанировать певцам, записывать танцевальную музыку, исполнять (в сочетании со струнными и «деревом») различные эстрадные и полусимфонические партитуры. И, наконец, играть джаз. Но уже не «мейнстрим», не бибоп — а его «электронизированную» разновидность… Исполняемая ими музыка соединяла импровизационность джаза и ритмическую основу рока».И опять лучше современника не скажешь: это фрагмент биографического очерка о Гараняне, написанного неким Аркадием Евгеньевым (несложно, впрочем, угадать Аркадия Евгеньевича Петрова) для сборника «Советский джаз. Проблемы, события, мастера» (Москва, «Советский композитор», 1987).

Надо чётко понимать, что «Мелодия» была прежде всего, и главным образом, студийным оркестром государственной фирмы грамзаписи (единственного лейбла в стране, как это ни странно читать современному слушателю: представим себе, что в СССР, допустим, было бы при этом всего одно книжное издательство и одна киностудия!). Это означало, что первая и главная обязанность оркестра, какие бы сильные джазовые импровизаторы в нём ни участвовали — обслуживать нужды фирмы грамзаписи, у которой был репертуарный план, график записей и т.д. Огромная заслуга Георгия Гараняна — в том, что в этом бесконечном потоке записей аккомпанемента для эстрадных певцов, фонограмм для аудиоспектаклей, тематических подборок обработок официозных «песен советских композиторов» и тому подобного прикладного материала ему удалось записать силами «Мелодии» несколько чисто джазовых работ — «долгоиграющих» виниловых альбомов, изданных ВФГ «Мелодия» исполинскими по нынешним меркам тиражами, продававшимися по всей гигантской стране в каждом магазине «культтоваров» и, безусловно, сыгравших важную роль в популяризации самого понятия «джаз» на пространствах СССР. И важнейшую роль среди этих альбомов, конечно же, сыграл «Лабиринт» — альбом, выпущенный в 1974 г. и состоявший из четырёх обширных авторских пьес четырёх участников «Мелодии» — басиста Игоря Кантюкова (заглавный трек), пианиста Бориса Фрумкина («Марина»), самого Гараняна («Ленкорань») и трубача Константина Носова («Огненная река»). Под своим собственным именем Аркадий Петров писал на обложке пластинки: «Диск этот является первым чисто джазовым «гигантом» ансамбля, рассчитанным не на танец, не на развлечение, а на внимательное слушание. Это джаз, каким он стал спустя 75 лет после своего рождения в Новом Орлеане, — джаз, подружившийся с ритмами бита, с ладовой импровизацией, с искусственным (синтезированным) звуком, с электроникой». В ретроспективе, более чем через 10 лет, он же как «Аркадий Евгеньев» более сдержанно писал в сборнике «Советский джаз»: «Работа эта носит в известной степени лабораторный характер: осваивались новые ритмические схемы, новые типы композиций… Не всё здесь удалось в равной степени».Это правда. Альбом из нынешней перспективы и правда кажется местами ученическим, но ученичество это — новые ритмы, новые звуковые концепции, новые технологии, новый подход к импровизации — проходили не новички, а первоклассные музыканты с огромным джазовым опытом, и это не могло не сказаться на качестве этой работы. В лучших моментах «Лабиринт» интересно и увлекательно слушать до сих пор, а уж какое впечатление он производил на любознательных подростков в 70-е годы, какое количество не имевших доступа к «фирменным» записям Blood Sweat & Tears или Майлса Дэйвиса молодых людей по всему СССР увлёк джаз-роком — и вовсе трудно оценить. Ну а очевидные слабости альбома, прежде всего в плане игры и звучания ритм-секции — это извечные слабости советской (да и российской) музыки, основанной на попытках играть с приматом ритма, как в «настоящей американской» музыке: всё-таки когда в стране на протяжении сотен лет нет традиций ритмического музицирования и неоткуда эти традиции взять, т.к. в традиционной музыкальной культуре превалируют совсем другие элементы — трудно ожидать, что сильные и современно звучащие ритм-секции появятся сами собой. Достаточно сказать, что и через 35 лет после записи «Лабиринта» игра и звучание ритм-секций в массе своей остаются самым слабым местом в российской музыке — причём не только в джазе, но и в рок-музыке.

Гаранян 70-х — скорее продюсер, чем инструменталист. Он очень мало играл в этот период — больше дирижировал, аранжировал, сочинял… — и занимался звукорежиссурой: школы записи современной электрифицированной музыки в СССР не было, всё приходилось изобретать на ходу, делать «на коленке», придумывать собственные технические и творческие решения, вовсе не обязательно оптимальные, но действенные…

80-е годы, когда Гаранян расстался с «Мелодией», стали для него периодом крайне интенсивной работы. Он возглавлял симфонический оркестр кинематографии (откуда необходимые навыки у музыканта без музыкального образования? — очень просто: ещё в 1967 г. Георгий Гаранян поступил на курсы дирижёров при Московской консерватории), дирижировал оркестром Эстонского радио, эстрадно-симфоническим оркестром Центрального телевидения, писал музыку для телевидения (программы «Волшебный фонарь» и «Бенефис») и для кино («Рецепт её молодости», «Покровские ворота»). Музыка к «Покровским воротам» в силу «культового» характера, который обрёл этот фильм Михаила Козакова (1982), стала, наверное, самой часто упоминаемой киноработой Георгия Арамовича, хотя ему в результате постоянно приписывают «Неудачное свидание» Александра Цфасмана, звучащее в фильме (и едва ли не «Часовых любви» Булата Окуджавы, тоже использованных в фонограмме).

Новая экономическая реальность 1990-х многих ветеранов советского джаза застала врасплох. Но не Гараняна. Руководить одновременно несколькими оркестрами ему было не привыкать, музыкантские кадры в его распоряжении были любые, контакты по всей стране — широчайшие. Мало кто из постсоветских джазменов в последние два десятилетия гастролировал столько, сколько Георгий Гаранян. И никто, наверное, не работал в таком широчайшем диапазоне. Руководство оркестром Московского цирка. Звание народного артиста России (первым из отечественных джазменов). Государственная премия. Недолго просуществовавший на деньги предпринимателя Сергея Черкасова «Московский биг-бэнд» с превосходными солистами, успевший записать всего один альбом «Рождение оркестра» (кассета — 1992, CD —2005). Собственный абонемент в Большом зале Московской консерватории (ну, не единственный джазовый абонемент там, как утверждалось, положим: первым был всё-таки абонемент Алексея Баташёва!). Руководство Краснодарским муниципальным биг-бэндом. Руководство Саранским муниципальным джаз-оркестром. Руководство — с 2003 по 2006 годы — Государственным камерным оркестром джазовой музыки Олега Лундстрема. Восстановление (или, точнее, создание заново) ансамбля «Мелодия» с совершенно новым составом музыкантов и на новой организационной базе, а затем — на его основе, в качестве биг-бэнда Российского государственного музыкального телерадиоцентра (сам Гаранян по советской ещё привычке говорил «Гостелерадио») — создание «Биг-бэнда Георгия Гараняна».

Мне год назад довелось видеть, как Гаранян дирижировал в Минске этим биг-бэндом: подводя к неизбежному «Каравану» Хуана Тизола, он проскандировал в микрофон зачин классической музыкантской шутки: «Какая песня без баяна, какой концерт без…?» А публика в один голос ответила: «…Гараняна!».

И это правда. Оркестровый проект Гараняна ближе всего стоял к народному вкусу, к уровню восприятия самой широкой, совершенно неподготовленной публики. «Песню про зайцев» и «Остров невезения» в качестве джазовых аранжировок биг-бэнд Гараняна под его водительством играл с полным правом: ведь в основе лежали именно его оркестровки для оригинальных фонограмм фильма 1968 года. Какой там «Караван»? Поэтому и ответила эта публика «Гараняна», а не «Каравана». «Зайцы» шли гораздо лучше «Каравана». Кивая и улыбаясь знакомой мелодии, дружно хлопая в первую долю, широчайшая аудитория приобщалась к джазу — и слава Богу, что из рук многоопытного ветерана Гараняна, а не из чьих-то менее заинтересованных, менее джазовых рук.Можно было хихикать над анекдотическими неточностями, которые Георгий Арамович допускал в текстах своих джазовых радиопрограмм на «Маяке», можно было пожимать плечами в ответ на его иногда совершенно произвольные оценки в конферансе к телепрограмме «Джем 5», в которой «Культура» раз в неделю глубокой ночью показывала видеозаписи концертов великих западных джазменов; но нельзя не признать, что всё это работало на джаз. Широчайшей публике, к которой умел обратиться Георгий Арамович, которую умел привлечь и удержать, было совершенно всё равно, что именно там говорится. Ошибки и произвольные интерпретации видели и слышали те самые два-три процента, которые и так всё это знали. Остальные слышали добрую, заинтересованную интонацию, видели улыбающееся лицо неравнодушного человека, явно находящегося внутри тех явлений, о которых он рассказывал — и это работало на широкую аудиторию лучше, чем можно себе представить.

Гаранян действительно был символом советского джаза — не в меньшей, а может — и в большей степени, чем Олег Лундстрем и Юрий Саульский, ушедшие из жизни в течение первых пяти лет нового столетия. То, что Гаранян сделал ДЛЯ советского джаза, наверняка перевесит, в конечном счёте, то, что он сделал В джазе. Бесконечные, изматывающие гастроли по всей стране с самыми разными оркестрами, ансамблями, проектами — наверняка были важны для него самого, но гораздо важнее для публики были не ноты, которые звучали со сцены, а любовь к джазу, которая стояла за этими нотами. Автору этих строк случилось видеть выступление 73-летнего тогда Георгия Арамовича на фестивале в Курске. В семь вечера — концерт уже шёл — его поезд прибыл на вокзал; через полчаса он уже был за сценой. Я был ведущим концерта, нас «поселили» в одну гримёрку; объявив очередной коллектив, я вернулся за сцену и выслушал полный юмора рассказ Гараняна о том, как он перепутал поезда, в результате чего оказался в Курске в последний возможный момент. Ещё через пять минут я знакомил Георгия Арамовича с тремя молодыми датчанами, которым было предназначено стать его ритм-секцией на этом выступлении. «Hi, I’m George», сказал он им на отличном английском, лучась неподражаемо добродушной улыбкой. За десять минут музыканты «на пальцах» договорились о нескольких джазовых стандартах, которые должны были играть. Через четверть часа я объявил: «…народный артист России Георгий Гаранян!» …Мне редко приходилось слышать такую овацию. Это было что-то невероятное. Курский драмтеатр едва не рухнул!.. Георгий Арамович и три молодых датчанина вышли на сцену. С невероятным куражом и заводом ветеран советского джаза хватил какой-то стандарт на альт-саксофоне, датчане искусно «поймали» его и вступили следом. Овация не смолкала все полчаса, что народный артист пробыл на сцене. После выступления — за сценой — артист слегка перекусил и умчался на вокзал, ехать в Москву. Совершенно неважно было, какие ноты прозвучали, потому что главным была невероятная харизма, умение создать на сцене и передать слушателю ощущение джазового счастья, музыки, рождающейся прямо на глазах у публики.А на следующий день в «Курской правде» написали, что «в этот день можно было услышать Георгия Гараняна — щемящее, берущее за душу соло на трубе».

Но это было совершенно неважно, потому что вот это ощущение джазового праздника, музыкального счастья — было.

Спасибо вам за него, Георгий Арамович.

journal.jazz.ru

Полный Джаз 2.0 — Страница 349 — сетевая версия журнала «Джаз.Ру»: всё о джазе по-русски

Программа не приводила в трепет. В ней были лишь два имени из высшего джазового эшелона, но много имён, имеющих к джазу условное отношение. Эйлатский фестиваль остаётся одним из немногих истинно джазовых, но в последние годы и на нём количество неджазовых концертов стало стремительно расти. Классный контрабасист Авишай Коэн получил из рук основателя фестиваля Дани Готфрида престижное мероприятие и решил реформировать его музыкантами своего круга. Круг у Коэна обширен, знаменитостей в нём хватило на два фестиваля и осталось на третий. Правда, уже немного, поэтому поклонников джаза в Эйлате собралось в этом году меньше обычного.За три дня до открытия рядом с Эйлатом произошла трагедия. Теракт всегда влечёт за собой отказы артистов и сокращение публики. Первыми отказались звёзды — единственный в программе «джазовая легенда» Эдди Палмиери и один из лучших джазовых пианистов последних лет Джейсон Моран. Их примеру последовали молодежная команда старого джаза Tuba Skinny и знаменитая, но далёкая от джаза певица Лизз Райт. Многие списывали уменьшение публики на теракт и отказы. Напрасно — запланировав поездку, израильтяне не отменяют её в последние дни. Фестиваль 2006 года сократился после отказов из-за войны в Ливане на четверть, но концерты проходили при полных залах, к которым выстраивались очереди для занятия мест в первых рядах. И на джем-сешнс найти свободное место было сложно. А в этом году очередей в залы не было, а на джем-сешнс свободных мест было предостаточно. Жалко. Жаль не тех любителей джаза, кто приехал в Эйлат — они чувствовали себя комфортно в незаполненных залах, но тех, кто пропустил фестиваль — на нём было немало замечательных концертов.

All Stars

Четвертьвековой юбилей отмечался большой фотовыставкой, демонстрацией джазовых фильмов и… единственным концертом, открывшим 25-й «Джаз на Красном море». Квинтет «Всех звёзд» состоял из основателя Эйлатского фестиваля пианиста Дани Готфрида, ветеранов израильского джаза барабанщика Ареле Каминского, духовиков Альберта Пиаменты, Мамело Гаэтанопулоса и Джесса Корена и блестящего молодого контрабасиста, репатрианта из Австралии Саймона Старра. На разницу в возрасте басиста и остальных музыкантов не обратили внимания — одинаково молодыми на сцене были все пятеро. «Все звёзды» дали блестящий концерт — не только по настроению, но и по содержанию. Прозвучали авторские пьесы в разных стилях, от бибопа до этно-джаза, почти фри-джазовая пьеса Эрика Долфи, хардбоповый блюз Боба Тиммонса и оригинальная обработка диксилендовой пьесы, завершившая концерт. Недостатки индивидуального мастерства некоторых из «звёзд» с лихвой компенсировались драйвом. Был настоящий джаз, настоящее открытие фестиваля.

The Cohen Family

Вместо первого выступления Палмиери нам подарили один из лучших фестивальных концертов. Непонятно, почему блистательные музыканты, сестра и братья Коэны, ни разу не выступали в Эйлате. Не выступили бы они и в этом году, не оказавшись дома у родителей во время фестиваля. Уточню: старший брат, Юваль, живет в Израиле, играет на сопрано-саксофоне и руководит оркестром. Младший брат Авишай и сестра Анат живут в Нью-Йорке. Авишай входит в число лучших современных трубачей, а Анат в последние четыре года всеми опросами признается лучшей кларнетисткой мира, и так же блестяще играет на тенор-саксофоне. В Израиле также гостил их постоянный партнер и друг, американский пианист Джейсон Линднер. Квартет, достроенный до секстета басистом Гиладом Авро и еще одним Коэном — барабанщиком Авивом, по первому зову пришел на выручку фестивалю. Удивляет, почему они не сыграли дважды, как положено каждому гостю — семья Коэнов и Линднер до окончания фестиваля жили в фестивальной гостинице «Ям суф» и участвовали в джем-сешнс. Их единственный концерт был совершенен, если только бывает совершенство в джазе. Совершенен по драйву, индивидуальному и ансамблевому мастерству, построению программы… Разбирать концерт невозможно, отмечу лишь эпизод — сестра и братья без ритм-секции сыграли «My Funny Valentine» в темпе и настроении гениальной интерпретации Маллигана-Бейкера 72-го года, но с собственным отношением к замечательной теме.ДАЛЕЕ: продолжение репортажа из Эйлата, фото, видео! Читать далее «Red Sea Jazz:итоги юбилейного фестиваля в Эйлате»

journal.jazz.ru

редакции джазовых журналов Европы рекомендуют новые альбомы — Полный Джаз 2.0

Europe Jazz Media Сhart — не «хит-парад» и не связан с цифрами продаж: это список новых (и даже не обязательно совсем новых) альбомов, которые показались пишущим о джазе участникам круга европейских джазовых изданий, Europe Jazz Media, самыми интересными в предыдущем месяце. Представители европейских джазовых СМИ ежемесячно составляют список, представляя по одному альбому от каждого издания. В проекте участвуют 14 изданий, данные за март представили 13. Чарт публикуют все европейские джазовые издания, в том числе и наше.Более ранние выпуски чартаВот какие записи слушали европейские джазовые журналисты в марте 2017. По традиции, некоторые коллеги иногда дают краткий комментарий, объясняя свой выбор.Обратите внимание: по ссылкам на названии альбома (и/или лейбла) доступен просмотр или предпрослушивание большинства альбомов и/или их приобретение в интернет-магазинах (или напрямую у лейблов).

Cim Meyer, Jazz Special (Дания):

Kevin Hays New Day Trio «North» (Sunnyside)

купить в iTunes | трейлер на YouTube | купить на Amazone | купить на Discogs | альбом на сайте музыканта (возможно предпрослушивание)| альбом на сайте лейбла

Lars Mossefinn, Dag & Tid (Норвегия):

Erlend Apneseth «Nattsongar» (Heilo)

Релиз состоялся 5 апреля | доступен предзаказ в iTunes | трейлер на Vimeo | трейлер на YouTube

Axel Stinshoff, Jazz thing (Германия):

Thomas Siffling «Flow» (Jazznarts Records)

Релиз состоится 21 апреля | доступен предзаказ в iTunes | трейлер на YouTube | купить на Discogs | купить на сайте лейбла

Luca Vitali, Giornale della Musica (Италия):

Eve Risser / Benjamin Duboc / Edward Perraud — En Corps «Generation» (Dark Tree)

трейлер альбома на BandCamp | купить на Discogs | альбом на сайте лейбла

Madli-Liis Parts, Muusika (Эстония):

Kira Skov — Maria Faust «In the Beginning» (RareNoiseRecords)

Релиз состоится 12 мая | трейлер на YouTube

Paweł Brodowski, Jazz Forum (Польша):

Tomasz Stańko New York Quartet «December Avenue» (ECM)

купить в iTunes | трейлер на YouTube | купить на Discogs | альбом на сайте лейбла(доступно предпрослушивание)

Комментарий Павла Бродовского:Альбом, записанный на Studios La Buissonne на юге Франции в июне 2016 — это 12-я работа трубача Томаша Станько для лейбла ECM и его вторая, после «Wislawa» (2012), запись с нью-йоркским квартетом. В ансамбль входят пианист Давид Вирельес и барабанщик Джералд Кливер, а Рубен Роджерс сменил Томаса Моргана на басу. Новый альбом, построенный в основном на балладах в характерном для Станько медитативным настроении, пропитан ощущением сна наяву.

Rui Eduardo Paes, Jazz.pt (Португалия):

Eve Risser / Benjamin Duboc / Edward Perraud — En Corps «Generation» (Dark Tree)

трейлер альбома на BandCamp | купить на Discogs | альбом на сайте лейбла

Mike Flynn , Jazzwise (Великобритания):

Denys Baptiste «The Late Trane» (Edition Records)

Релиз состоится 16 июня | трейлер альбома на BandCamp | альбом на сайте музыканта (доступно предпрослушивание)

Anna Filipieva, Jazz.Ru (Россия):

Yury Markin / Alexey Kruglov «On a Large Scale» (FancyMusic)

купить в iTunes | трейлер на YouTube | трейлер альбома на BandCamp | слушать на сервисе Яндекс.Музыка | купить на Discogs | альбом на сайте лейбла

Комментарий Анны Филипьевой:За непрограммными названиями пьес скрывается буйство красок и море впечатлений от классика советского оркестрового джаза Юрия Маркина, котором тесно в рамках стандартных джазовых форм. Его музыка прошлых лет звучит в современном исполнении биг-бэнда из 20 человек под руководством саксофониста Алексея Круглова и при участии валторниста Аркадия Шилклопера.

Jan Granlie, Salt Peanuts (Норвегия):

Willem Breuker Kollektief «Out of The Box» (BVHaast)

купить на Discogs

Christine Stephan, Jazzthetik (Германия):

трейлер на YouTube | слушать на SoundCloud

Henning Bolte, Jazzism (Нидерланды):

Релиз состоится 2 июля | трейлер альбома на BandCamp | релиз на сайте лейбла

Комментарий Хеннинга Болте:Слушая эти треки, разрываешься между стремлением следовать за потоком и желанием разобраться в том, как всё это устроено, вычленить знакомые элементы, линии, формы и увидеть архитектуру в целом. Лучше всего оставить попытки анализа и погрузиться в музыку насколько возможно глубоко — сначала просто в музыкальные события, чтобы затем получить удовольствие от гештальта, от целостного образа, который кристаллизуется только в процессе взаимодействия слушателя и музыки. Процесс облегчает ясная артикуляция и убедительность игры музыкантов.

Magnus Nygren, Orkester Journalen (Швеция):

Konrad Agnas/Johan Graden/Per Texas Johansson «Bakgrundsmusik» (Bakgrundsmusik)

трейлер на YouTube | слушать на SoundCloud

journal.jazz.ru

Американский журнал JazzTimes о российских джазовых релизах — Полный Джаз 2.0

В течение осени 2010 года самый многотиражный джазовый журнал США, выходящий в пригороде Вашингтона JazzTimes, отрецензировал три российских джазовых релиза — впервые за многие годы. «Джаз.Ру» получил от главного редактора JazzTimes Ли Мергнера разрешение на публикацию перевода этих рецензий, написанных американскими сотрудниками журнала — Джорджем Кэнцлером и Форрестом Диланом Брайнтом. Обратим внимание на то, что, в отличие от многих других музыкальных изданий, JazzTimes не присваивает рецензируемым альбомам «звёздочек» или иных оценок.

Александр Беренсон, «Take Me With You»Butman Music, 2010Текст: Джордж Кэнцлер(опубликовано в августовском бумажном номере JazzTimes)

Музыка с этого альбома может легко и органично вписаться в контекст классических пост- и хардбоповых записей Jazz Messengers Арта Блэйки, квинтетов Клиффорда Брауна — Макса Роуча или Майлса Дэйвиса. Однако в этой записи на первом плане — два уроженца российского Санкт-Петербурга: лидер коллектива трубач Александр Беренсон и тенор-саксофонист Игорь Бутман, который, помимо всего прочего, спродюсировал этот альбом. Беренсон написал для альбома весь материал, за исключением одной пьесы; в его мелодиях слышно влияние композиций Бенни Голсона, Уэйна Шортера, Джиджи Грайса и Ричи Пауэлла. И ритм-секция здесь — контрабасист Эссиет Эссиет и барабанщик Дональд Эдвардс — обеспечивает добротную, мощно свингующую основу.

Что выгодно отличает эту запись от других современных мэйнстримовых релизов, которые также воспроизводят дух середины прошлого века, — это качество материала и исполнения, в особенности неизменно творческие и свободные от клише соло [пианистов] Сайруса Честната и Евгения Маслова, которые сменяют друг друга на альбоме. «For My Mother» — боповая пьеса, открывающая диск — берёт с места в карьер; здесь Беренсон демонстрирует свой яркий, немного металлический звук с плотной атакой, не изменяющейся в разных регистрах. В этой и других пьесах труба и саксофон гармонизуют темы и играют с ними в интонационный пинг-понг, соединяя их в ловком хитросплетении, которое напоминает фугу или другое полифоническое произведение.

Во многих темах, написанных лидером коллектива, используются постепенно развивающиеся длинные мелодические линии, обороты и рефрены, которые становятся «изюминками» композиций, благодаря своей асимметричности. Два наиболее ярких трека — заглавный и «Waltz №14» — написаны в размере 3/4, в них звучат резко очерченные и развитые соло Бутмана и Беренсона, чей звук в среднем регистре даёт понять, что для того, чтобы поразить воображение, трубачам совсем не обязательно «лазить по верхам». В свои 50 лет Беренсон — самый удивительный российский трубач, появившийся после Валерия Пономарёва.

ДАЛЕЕ: ещё две рецензии на российские джазовые релизы из американского журналаIgor Butman Big Band, «Moscow @ 3 A.M.»Butman Music, 2009Текст: Форрест Дилан Брайнт(опубликовано в сентябрьском номере JazzTimes) 

Проливая свет на недостаточно хорошо известную [в США] российскую джазовую сцену, знаменитый саксофонист Игорь Бутман вновь объединяется со своим давним коллегой и другом — композитором и аранжировщиком Ником Левиновским, чтобы вместе возглавить яркий свингующий оркестр из шестнадцати человек на альбоме «Moscow@3 a.m.» Оба музыканта являются важными фигурами в российском джазе: в 80-е годы Бутман и Левиновский были ключевыми участниками ансамбля «Аллегро» — одного из самых известных и успешных джазовых коллективов бывшего Советского Союза. Позже Бутман активно работал и в Москве, и в Нью-Йорке и приобрёл впечатляющее резюме благодаря работе с ведущими музыкантами мирового масштаба (на новый альбом в качестве специального гостя он пригласил Уинтона Марсалиса).

Все 77 минут блестяще исполненной музыки на альбоме принадлежат преимущественно перу Левиновского. Плавно скользящие и строгие, сочные и подвижные аранжировки Левиновского построены на свинговых, повторяющихся риффах, которые напоминают биг-бэндовый стиль Джеральда Уилсона, но в то же время иногда несут в себе элементы народной музыки.

Солируют все участники оркестра, и саксофон Бутмана, сильный и уверенный, доминирует далеко не всегда. Тем не менее, иногда в своей игре он переходит от спокойного уравновешенного звучания к напористым, страстным выпадам, поддерживаемым ансамблем — в частности, в стремительной «Dirty Dozen» cо сложным метроритмом.

В самом лучшем свете запись выставляет сопрано-саксофоны. Объединяясь в бойкой пьесе «Неваляшки», сопранисты Дмитрий Мосьпан и Олег Грымов словно гоняются друг за другом по кругу, их пассажи отличаются ускользающей лёгкостью полёта колибри и одновременно глубоким анализом музыкального материала. Труба Марсалиса блистает здесь на трёх треках, мягко вливаясь в обволакивающий свинг Левиновского — словно жемчужина на вельветовой подушечке.

Олег Бутман, «Passion»Butman Music, 2009Текст: Форрест Дилан Брайнт(опубликовано в сентябрьском номере JazzTimes)

Несмотря на то, что «Passion» издан как альбом Олега Бутмана (брата Игоря), на самом деле он документирует продолжительное сотрудничество громокипящего Бутмана и столь же напористой пианистки Натальи Смирновой.

На протяжении последних нескольких лет дуэт работал как самостоятельная творческая единица, участвуя в краткосрочных проектах с рядом других музыкантов из России и США. Для записи «Passion» были приглашены саксофонисты Уэйн Эскоффери и Марк Гросс, которые сменяют друг друга, а также контрабасист Эссиет Эссиет.

Квартет лихо запрягает и удерживает высокий уровень напряжения и энергии на протяжении всех десяти оригинальных треков: мощных, но лиричных, с притягательными мелодиями, безжалостно подхлёстываемыми наэлектризованными барабанами Бутмана с хлёстким малым барабаном и резкими ударами по тарелкам. Смирнова дерзко заявляет о себе в каждом треке, вплетая сочные эмоциональные вставки с беглыми певучими пассажами. Впадая в неистовство, как в напряжённой «On The Edge» или насыщенной риффами «Walk», группа демонстрирует внушительную силу. Эскоффери и Гросс показывают умение прекрасно играть на контрастах, прорываясь сквозь ритмические дебри или внося толику урбан-соула, в то время как бас Эссиета добавляет в музыкальную ткань теплоту, что помогает сделать пьесы ещё более привлекательными.

Более лиричные композиции не столь плотны по фактуре, за исключением «Waltz for Two». Два трека, где играет трио без саксофонистов, демонстрируют совершенно другую сторону группы: это нежная и порывистая «Impression» и рефлексивная и волнующая «Road to the Paradise» — с инструментальным вокалом Смирновой и оживлённым соло контрабаса, которые придают пьесе невесомую красоту.

journal.jazz.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта