Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Road-эпос. Журнал эпос


Road-эпос – Журнал «Сеанс»

«Труба». Реж. Виталий Манский, 2013

Для всех, кто зацепил позднесоветскую эпоху, словосочетание «Уренгой — Помары — Ужгород» сопоставимо с БАМом и московской Олимпиадой: эти позывные неслись из всех утюгов… Где сейчас те Помары? Неужто по-прежнему между Уренгоем и Ужгородом? Разве прошло тридцать лет? Разве время движется? В фильме Манского движется только газ по трубе. Со страшной скоростью.

Все рецензенты отметили расчисленность замысла, темпа, ритма, поступательное движение повествования, равно лишенного публицистической эмоциональности, этнографической холодности или любопытства путешественника-зеваки. Камера (оператор Александра Иванова) объективна, крупные планы исключены, композиция рациональна, кадр отцентрован иногда до полной симметрии. Автор за кадром помалкивает и в историю не вмешивается: любой текст от лирического героя сломал бы эпическую интонацию. Труба сама по себе настолько монументальна и совершенна, что достаточно нескольких минутных монтажных врезок — строгих интерьеров сияющих подстанций, — чтобы задать ритм двухчасовой картине, рассыпавшейся было на собранье пестрых глав.

Нанизать жизнь на трубу — это была отличная идея. Труба длинная — жизнь вдоль нее разная. Труба давняя — жизнь при ней долгая. Труба пробивает пространство, собирая его в симметричные складочки, и возникают музыкальные рифмы и повторы. Труба выводит из времени в вечность, поэтому все рядом с ней кажется анахронизмом. Все публицистические идеи и исторические аналогии, возникающие в картине, — только следствие этого строгого поступательного движения, этого ритма. А метафоры и символы рождаются, прежде всего, из метонимии, из странного соседства механизма и жизни, разных жизней между собой.

Каждый эпизод картины представляет собой свернутую повесть: мы видим героев не только в настоящем, но в прошлом и будущем, в горе и в радости, в будни и праздники. Иногда для этого нужно побегать за персонажем, иногда, наоборот, посидеть и послушать. Повествование о жизни ведется в формах самой жизни, как писали в советских учебниках.

Сюжет про уренгойских автохтонов, на первый взгляд, про традиционный уклад: кухлянки, олени, яранги, подледный лов. На второй взгляд, труба все это разрушила: рыба, вытащенная из полыньи, дохлая и вонючая, в факеле, который рвется из сугроба, символически горит синим пламенем целая аутентичная цивилизация. На третий взгляд, это не очень печалит: в яранге бубнит телевизор, мобильный телефон на гвоздике разговаривает на разные голоса, для скорой езды есть снегоходы, а гонки на оленьих упряжках — часть спортивной программы Дня оленевода. Эта цивилизация сгорела не в трубе. Она устарела, просто не настолько, чтобы умереть.

«Труба». Реж. Виталий Манский, 2013

Стела «Европа — Азия». Жених тащит невесту через воображаемую границу. Урна, заваленная пустыми бутылками из-под шампанского: здесь все так женятся. В окрестностях трубы не всё экзотика, жизнь бывает типичной: неубиваемый тамада с народными потехами, танцы под Уитни Хьюстон и вечный слоеный пирожок.

Вагон-храм погромыхивает по рельсам, занесенным снегом. Поп скрипит по безлюдной улице, набредает на молодую мамашу, но она крестить новорожденного не хочет, сама некрещеная, а муж на работе. В вагон на молитву собираются только потертые старички да старушки. Эта история монтируется с историей матери и ее сына-инвалида: старуха рассказывает, как в молодости училась на тракторе, а сейчас что? День прошел — к смерти ближе.

Сельский ветеринар, напротив, с удовлетворением констатирует, что жизнь стала лучше — вон уже с кошками приходят, а раньше кошки жили и мерли сами по себе. Правда, главные пациенты — все равно коровы.

Сельский погост, на котором мужички долбят топором и кайлом мерзлую землю, долбят долго, долбят трудно, долбят целый день, чтобы поставить в яму гроб и проводить человека как положено.

Праздник 8 марта: глава муниципального образования, холодный клуб (все «милые дамы» сидят в шубах и платках), народные песни, школьные пляски. И только тут (полпути уже проехали!) поминают люди заглавную трубу — может быть, проведут и к ним отвод. Впрочем, особо никто не надеется.

«Труба». Реж. Виталий Манский, 2013

Монтаж неспешен, эпичен, эпизод к эпизоду, от одного острова жизни к другому. Здесь нога человека еще ступает, но руки уже давно никто не прикладывает. В кадре почти нет молодых, пространство населено стариками и старухами, ветеранами и инвалидами, для которых труба когда-то была сполохом энтузиазма, а сейчас и следа его нет. Труба качает газ в одну сторону, обратки нет. Зрители дружно отметили рифму: похороны в глухой деревне — и крематорий в чешском городке; выматывающее долбление мерзлой каменной земли — и мраморная высокопарность зала для прощания; ватники и валенки — и белые штиблеты и шляпки; прожитый ради покойника день — и кратенькое прощание, чтобы успеть в обеденный перерыв. Газ, который недоступен живым, и газ, которого не жалко для мертвых.

Но «Труба» спроектирована не как культурологическое эссе или публицистическая статья. Это эпос, он рассказан гекзаметром, он объективен и невозмутим, не различает малого и великого, переправа на пароме не менее важна, чем День победы. Эпосу неведомы различия между людьми, придуманные новым временем: бабушка-трактористка, сидящая без газа и света посреди зимы, дедушка-трубач, которого иногда зовут играть перед футбольным матчем, или немецкий гастарбайтер, что развозит газовые баллоны, равно одиноки и придавлены судьбой. Двести часов отснятого материала за восемь месяцев монтажа ужались до выразительной и печальной истории о том, как ушло время и захудала жизнь. Как проговорилась крановщица с двадцатью шестью годами горячего стажа: «Было детство, юность, а сейчас уже старость, знаете, это уже не то…» А трубе хоть бы что: она не люди, она железная.

seance.ru

Публикации

Признаки необоснованной налоговой выгоды в контексте злоупотребления гражданскими и налоговыми правами Год издания:  2018 Номер:  1 27.08.2017 Конец эпохи «оптимизации налогов» в предпринимательской деятельности Журнал:  «Предпринимательское и корпоративное право» Год издания:  2017 27.08.2017 Исключение участника из общества с ограниченной ответственностью как способ решения корпоративного конфликта Журнал:  ЭПОС Год издания:  2017 Номер:  1 27.08.2017 Налоговая оптимизация гражданско-правовыми средствами – вне закона Год издания:  2017
27.08.2017 Налоговая выгода и пределы осуществления прав налогоплательщика. Журнал:  ЭПОС Год издания:  2017 Злоупотребление императивными нормами энергетического права Журнал:  ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА Год издания:  2016 Номер:  68 Злоупотребление императивными нормами энергетического права. Год издания:  2016 Принцип сотрудничества при исполнении договора снабжения электрической энергией Год издания:  2016 Предпринимательская деятельность ломбарда. Можно ли принимать займы от населения? Год издания:  2016 Как правильно написать научную или академическую работу по гражданскому праву. Год издания:  2016
К вопросу о правовой квалификации незаконной банковской деятельности ломбарда: объект и предмет преступления. Год издания:  2016 Структура и методика написания академической или научной работы по гражданскому праву. Год издания:  2015 Приемы злоупотребительного толкования норм права Год издания:  2015 Правовые последствия за злоупотребления правом Журнал:  ЭПОС Год издания:  2015 Номер:  3 (63) Злоупотребления принципом свободы договора Журнал:  Юрист Год издания:  2015 Номер:  4 Возмещение убытков в качестве санкции за злоупотребление правом Журнал:  Гражданское право Год издания:  2015 Номер:  3 Обеспечение исполнения обязательств в реальных правоотношениях как залог финансовой безопасности предприятия Журнал:  Гражданское право Год издания:  2015 Номер:  2
Проблемы методов биотестирования отходов производства Журнал:  Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда Год издания:  2014 Номер:  1 (57) Экологический контроль за окружающей средой Журнал:  Юридический мир, Съезд молодых юристов в Екатеринбурге Год издания:  2014 Номер:  3 (207) Соотношение принципа добросовестности и принципа недопустимости злоупотребления правом Журнал:  Юрист Год издания:  2013 Номер:  8 Обход закона как наивысшая форма злоупотребления правом Журнал:  «Гражданское право» Год издания:  2013 Номер:  2 Принцип добросовестности в современном гражданском праве. Год издания:  2013 Номер:  1
Понятие «обход закона» в доктрине и в практике гражданского права. Журнал:  Журнал Законы России, опыт, анализ, практика Год издания:  2013 Номер:  1 Гражданско-правовые средства достижения финансовой безопасности предпринимателей Журнал:  Законы России: опыт, анализ, практика Год издания:  2012 Признаки злоупотребления гражданским правом. Злоупотребление обязанностями Журнал:  Статьи. Комментарии. Практика. Гражданское законодательство. Под ред. А.Г. Диденко. Алматы: Раритет, институт правовых исследований и анализа. Год издания:  2008 Номер:  30 Сущность гражданско-правовой санкции за нарушение запрета о злоупотреблении правом Журнал:  Материалы международной научно-практической конференции «Свобода. Право. Рынок» Год издания:  2008 Соотношение категории «злоупотребление правом» со смежными правовыми категориями Журнал:  «Актуальные проблемы современного российского права»: Межвуз. сб. науч. тр./ Отв. ред. А.М. Соловьёв, И.А. Уваров. Невинномысск: НГГТИ. Год издания:  2008 Номер:  2
Что является средством при злоупотреблении правом Журнал:  Цивилист. Год издания:  2010 Номер:  1 Как выявить злоупотребление правом? Журнал:  Новая правовая мысль. Год издания:  2010 Номер:  1 «Иные формы» злоупотреблений гражданскими правами по статье 10 ГК РФ Журнал:  Исполнительное право. Год издания:  2008 Номер:  2 Соотношение понятия «злоупотребление гражданским правом» с недействительными сделками Журнал:  Бюллетень нотариальной практики. Год издания:  2008 Номер:  2 Проблемы распознавания злоупотреблений гражданскими правами Журнал:  Закон и право. Год издания:  2010 Номер:  5
Формализм и несовершенство норм как источники злоупотреблений гражданскими правами Журнал:  Право и государство: теория и практика. Год издания:  2010 Номер:  5 О совершенствовании статьи 10 ГК РФ Журнал:  Законы России: опыт, анализ, практика. Год издания:  2010 Номер:  5 Возникновение проблемы злоупотребления правом в древнеримской цивилистике Журнал:  История государства и права. Год издания:  2010 Номер:  4 О термине «добросовестность» в ст. 10 ГК РФ Журнал:  Закон и право. Год издания:  2010 Номер:  4 Формализм против субъективизма в гражданском праве Журнал:  Современное право. Год издания:  2010 Номер:  1 Несовершенство (пороки) гражданско-правовых норм как предпосылки злоупотреблений правами Журнал:  Бизнес в законе. Год издания:  2010 Номер:  1 Вопрос об особой обязанности в субъективном гражданском праве Журнал:  Вестник Саратовской государственной академии права. Год издания:  2010 Номер:  1 «Алгоритм» применения статьи 10 ГК РФ (злоупотребление правом) Журнал:  Право и государство: теория и практика. Год издания:  2009 Номер:  12 Проблема классификации недобросовестной конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке в качестве форм злоупотребления правом Журнал:  Законность. Год издания:  2009 Номер:  11 Субъективные источники (предпосылки) злоупотреблений гражданскими правами Журнал:  Право и государство: теория и практика. Год издания:  2009 Номер:  11 Статья 10 ГК РФ в системе гражданско-правовых норм Журнал:  Право и государство: теория и практика. Год издания:  2009 Номер:  10 Источники (предпосылки) злоупотреблений гражданскими правами. Общая классификация Журнал:  Право и государство: теория и практика. Год издания:  2009 Номер:  9 Какой должна быть статья 10 ГК РФ? Журнал:  Законы России: опыт, анализ, практика. Год издания:  2009 Номер:  9 Злоупотребление правом при заключении договора доверительного управления имуществом Журнал:  Вестник Саратовской государственной академии права. Год издания:  2009 Номер:  5 Злоупотребление гражданским правом. Злоупотребление обязанностями Журнал:  Право и государство: теория и практика. Год издания:  2009 Номер:  5 Цель и средства при злоупотреблении правом. Философско-правовой подход Журнал:  Философия права. Год издания:  2009 Номер:  4 Понятийные противоречия ст. 10 ГК РФ Журнал:  Право и государство: теория и практика. Год издания:  2009 Номер:  4 Юридико-технический формализм норм гражданского права как предпосылки для злоупотреблений гражданскими правами Журнал:  «Чёрные дыры» в Российском законодательстве. Год издания:  2009 Номер:  3 Несовершенство (пороки) гражданско-правовых норм как предпосылки злоупотреблений правами Журнал:  Бизнес в законе. Год издания:  2009 Номер:  3 Роль статьи 10 ГК РФ в системе гражданско-правовых норм Журнал:  Lex Russica. Год издания:  2009 Номер:  3 Что такое отказ в защите права по ст. 10 ГК РФ Журнал:  Актуальные проблемы российского права. Год издания:  2009 Номер:  3 «Пятый элемент» в составе субъективного гражданского права Журнал:  Право и государство: теория и практика. Год издания:  2009 Номер:  3 Добросовестность и разумность в концепции «злоупотребление гражданским правом» Журнал:  Актуальные проблемы российского права. Год издания:  2009 Номер:  2 Классификация форм злоупотребления гражданскими правами Журнал:  Вестник Саратовской государственной академии права. Год издания:  2009 Номер:  2 «Интерес» и субъективное гражданское право Журнал:  Юрист-правовед. Год издания:  2009 Номер:  2 «Субъективные» и «субъектные» гражданские права через призму запрета на злоупотребление правами Журнал:  Право и государство: теория и практика. Год издания:  2009 Номер:  2 Скрытый смысл «субъективного гражданского права» Журнал:  Закон и право. Год издания:  2009 Номер:  2 Аспекты свободы субъективного гражданского права Журнал:  Актуальные проблемы российского права. Год издания:  2009 Номер:  1

ab-irbis.ru

ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ЮЖНОЙ СИБИРИ | Опубликовать статью РИНЦ

Дамбаева А.Н.

К.филол.наук, АОУ ДПО РБ «Республиканский институт кадров управления и образования», Улан-Удэ

ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ЮЖНОЙ СИБИРИ

Аннотация

В статье  приводятся результаты сравнительного анализа героических эпосов центральноазиатских и сибирских народов.  Рассмотрены вопросы их идейно-художественного содержания, сюжета и композиции, образов, становления и развития, взаимовлияния, форм бытования, сходства и различий, отражения в них культово-религиозных воззрений, образа жизни, философии народа. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов в типологических сравнительно-сопоставительных исследованиях по фольклору, эпосоведению, этнографии, а также при разработке теоретических и практических курсов по дискурсу эпических произведений.

 Ключевые слова: эпос,  мифологические черты, первобытно-общинный строй, сюжет, мотивы

Key words: epos, mythological features, primitive communal system, subjects, motifs

Текст героических эпосов народов Центральной Азии и Южной Сибири содержит в себе богатый материал, который характеризуется историческими, этническими, культовыми и другими чертами. Их изучение поможет понять отличительные черты  героического эпоса кочевых народов, идейно-художественного содержания, композиции, сюжета и поэтики, роли в жизни общества, сходства и отличий, поскольку их влияние и роль в жизни народа,  культуры, литературы, искусства на самом деле неисчерпаемы. Поэтому необходимо исследовать эпические тексты родственных, контактирующих народов, а также народов, территориально весьма удаленных друг от друга, но имеющих определенную общность на уровне духовных, религиозно-культовых, хозяйственно-экономических реалий, что помогает вычленению контактных и типологических связей. Это даёт возможность тщательно анализировать вопросы специфики эпических произведений восточных народов данных регионов, пролить свет на вопросы их происхождения и развития, взаимовлияния и заимствований.

К эпосу народов Центральной Азии и Южной Сибири мы относим бурятский, монгольский, тибетский, калмыцкий, якутский, эвенкийский, тувинский, алтайский, хакасский, частично шорский, нивхский героические эпосы. Интерес для нас представляют  различные аспекты дискурса эпоса, включая историю  происхождения и развития; этническая принадлежность, идеи, сюжет и композиции, формы бытования, религиозные и культовые воззрения народов,  сходства и отличия, а также установление концептуальных классификационных признаков, сущностные, а также функционально-прагматические, онтологические (экзистенциальные, обыденно-бытовые, хозяйственные) характеристики, степени открытости эпоса как системы, его способности к развитию и трансформации, а также степени его транспарентности (прозрачности), то есть возможности адекватного толкования его составляющих и категориальных признаков.

Сравнительное  изучение  фольклора  данных народов    показывает, что в их устном творчестве распространены общие сюжеты, мотивы, образы. Сходные мотивы появляются, прежде всего, по законам типологического схождения, основанного на общности образа жизни, идеалов, чаяний и ожиданий. Это отчетливо видно при сравнительном анализе фольклорных текстов с народным поэтическим творчеством исконных соседей – монголов, бурятов, тувинцев, хакасов, алтайцев. Общность фольклора Азии опирается на кочевой скотоводческо-охотнический образ жизни, на шаманско-буддийские философские, религиозные взгляды его творцов, а также на общность языков племен и народов, взаимодействие их языков. Исследователи  находят много фактов и сведений о древнейших историко-культурных, этнических связях тувинцев, алтайцев, хакасов, якутов, бурятов, монголов.  Корни взаимопроникновения и взаимодействия элементов эпической архаики следует искать в некогда едином этнокультурном пространстве, а значит, в определенной общности исторических, социальных, культурных, религиозных, языковых факторов, но не последнюю роль играют и типологическое сходство в культуре не тесно контактирующих между собой народов, удаленных друг от друга на большие расстояния.

Моделирование сюжетного стержня выявляет на ранней ступени развития эпоса мифологическое начало: анимизм, тотемизм, фетишизм, волшебно-сказочные элементы: оборотничество, магия. На следующей ступени мы наблюдаем перерастание мифологического повествования в богатырское сказание; усиление героики в действиях персонажей. Затем формируется героический эпос со своими составляющими: поиски жены, сватовство, героические подвиги, свадьба, рождение детей, старение, и это происходит на фоне описания героики, боевого снаряжения, коня, различных символических представлений о мироздании, включая культово-религиозные, хозяйственно-бытовые реалии. Наконец, последняя ступень развития эпоса приходится на период разложения родового, первобытно-общинного строя. Появляются имущественные отношения, элементы феодализма.  Причиной этого разложения служат развитие орудий производства, приручение животных, развитие производительных сил. Как известно, развитие производительных сил привело к появлению общественного разделения труда, к росту обмена и возникновению частной собственности на средства производства.  Но развитие производительных сил, совершенствование орудий производства, становление имущественного неравенства не служат непосредственным предметом воспевания в эпосе, хотя все они нашли в нем свое отражение. Но непосредственным предметом повествования ранних героических песен становится  образование семьи. «Моногамная семья разрушает, расшатывает устои первобытно-общинного строя и вступает с ними в противоречие. Это объясняет, почему эпос, как выражение прогрессивных исторических сил и стремлений, возникающий при разложении этого строя, имеет своим содержанием борьбу за семью. Чудовищные хозяева стихий, созданные идеологией родового строя, всегда стремятся препятствовать герою в основании семьи, пытаются похитить, отнять у него жену. Герой вступает с ними в смертельную схватку и поражает их» [Пропп, 1999, с. 42].

Таков механизм длительного процесса развития героического эпоса.

Не у всех из этих народов отчётливо оформился жанр героического эпоса. У некоторых народов эпос лишь только приблизился к жанру героического эпоса, например, у селькупов, у которых богатейшая мифология, или у крымских татар, у которых интересные символические представления. Каждый из эпосов представляет собой интересный, уникальный, природощадящий и природосакрализующий, прагматически-экзистенциальный, эмоционально-экспрессивный мир.

Эпический фон или дискурсивный план различных версий и вариантов разных национальных эпосов  народов Центральной Азии и Южной Сибири характеризуется героическим характером,  динамичностью и связностью общего повествования, особой функциональной направленностью, историко-этническим своеобразием, богатой идейно-художественной составляющей, отличительными мировоззренческими установками,  своеобразным сказительским мастерством, иногда наличием паралингвистических средств, твердыми установками о ценностной системе, иерархической структуре в описываемых сообществах, символических представлениях, а также своеобразным стилистическим обликом, общими местами и эпическими формулами,  исключительной популярностью среди народа. В разных национальных эпосах выявляются черты общности и различий в презентации «фоновых» знаний, разнообразные историко-филологические характеристики, включая источниковедческую и историографическую картину, различные жанровые особенности, идейно-композиционный комплекс, способы циклизации, черты архаики и современности, религиозно-культовые составляющие,  манеры сказительского исполнения.

Литература

  1. Абай Гэсэр Могучий. Бурятский героический эпос. М.: Изд-я фирма «Восточная литература» РАН, 1995. – 526с.
  2. Гребнев Л.В. Тувинский героический эпос. – М., 1961.
  3. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. М.: Наука. – 1980.
  4. Золотарев A.M. Родовой строй и первобытная мифология. – М.: Наука.  1964. – 218с.
  5. Кыыс Дэбилийэ: Якутский героический эпос. – Новосибирск ВО «Наука». Сибирская издат. фирма, 1993. – 330 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).
  6. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. – М.: Изд-во Восточной литературы. 2004. – 464 с.
  7. Отаина Г.А. Жанровая специфика нивхских настундов. //В кн.: Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. – Горно-Алтайск. – 1986. – С. 53-59.
  8. Пелих Г.И. Селькупская мифология. Томск, 1998. – 78с.
  9. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М.: Лабиринт, 1999. – 638 с.
  10. Джангар: Калмыцкий народный эпос. М.: Худ. лит., 1940. – 460с.
  11. Жуковская Н.Л. Бурятская мифология и ее монгольские параллели // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. М.: Наука,1980. – с.47-49
  12. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976.- 336с.
  13. Неклюдов С. Ю. Героический эпос монгольских народов. – М.: Гл. ред. Восточной литературы, 1984. – 307 с.
  14. Потапов Л.В. Алтайский шаманизм. Л.: Наука, 1991. – 196 с.
  15. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М.: Наука,1976. – 352 с.
  16. Чистобаева Н.С. Основные темы героического эпоса хакасов // Гуманитарные науки в Сибири. – Новосибирск: Наука, 2005. -№3.-С 65-70.
  17. Маадай-Кара. Алтайский героический эпос. – М., 1973.

research-journal.org


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта