На рубеже 1980–1990-х годов / Архив журнала / Журнал «Искусство». Издаётся с 1933 года.
На рубеже 1980–1990-х журнал «Искусство» – во многом официозное издание Министерства культуры, Союза художников и Академии художеств – отважился на необычный для себя эксперимент. Два номера – «Молодёжный» (№10, 1989) и «70-е» (№1, 1990) – подготовила «приглашённая редакция», в которую вошли начинающие критики и искусствоведы. Среди авторов и персонажей номера оказались художники и теоретики искусства, присутствие которых в «обычном» номере журнала было не то, что сомнительным – просто невероятным: Илья Кабаков и Борис Гройс, Д.А. Пригов и Виталий Пацюков, Игорь Шелковский и Эрик Булатов – сплошь нонконформисты, эмигранты и концептуалисты. Тогдашние ниспровергатели – Андрей Ерофеев, Екатерина Дёготь, Владимир Левашов – ныне стали рулевыми актуального арт-процесса. Герои этого номера – теперь бесспорные классики новейшего искусства. Что это было? Цензурный казус? Система ослабила свою хватку накануне полного распада? И хотя после этого, в самом начале 1990-х, ещё вышло несколько вполне обычных для журнала номеров про «советское» и «официальное», «Искусство» получило большой кредит доверия от нарождающейся актуальной арт-тусовки и имело все шансы инициировать на своих страницах профессиональную, искусствоведческую ревизию теории и истории отечественного искусства… Но вскоре после распада СССР и всей системы государственной поддержки культуры журнал погрузился в спячку. И та самая ревизия – необходимая, насущная – приобрела совершенно иную форму: искусствоведческий анализ подменили журналистским на страницах газет и еженедельников – более жизнеспособных операторов рынка свежих идей. Лишь «Художественный журнал» Виктора Мизиано являл попытку адекватного описания, хотя подчас увлекался манифестами, трансляцией-апроприацией и левыми идеями – впрочем, это и было нужно постсоветскому искусству в тот момент. Номер про 1970-е – тоже своего рода манифест. Жёсткий, последовательный, системообразующий. Команда редакторов во главе с Андреем Ерофеевым поставила перед собой задачу объявить концепцию развития нового искусства, прочертить генеральную линию. С точки зрения классического «Искусства» – поставить всё с ног на голову: назвать неофициальное искусство, андеграунд – советским, а официальное – неискусством. То есть «новые» усомнились в легитимности традиционного для журнала соцреализма и его ответвлений. Ещё существует СССР, КПСС руководит и направляет, но уже почти всё можно подвергать сомнению – свобода! По сути, произошла верхушечная революция: захвачен телеграф и отчасти (или по большей части – работы молодых актуалистов раскупались тогда как горячие пирожки) банк. Разумеется, «верхушек» много, новое искусство сосуществует со старым, и даже поверженный казалось бы соцреализм – в топ-лотах аукционов… Официальное искусство, против которого затачивал концепцию этого номера Андрей Ерофеев, выражает желание власти, иллюстрирует, визуализирует идеологию. Неофициальное – наверное, отражает (или хотя бы пытается отразить) некую реальность, экзистенцию. Здесь налицо конфликт идеологии и материи, желаемого и действительного. Вдруг, начинает казаться, что «неофициальное» искусство удивительным образом погружено в некую объективность. Точнее – в нём обнаруживается отражение той самой реальности через оптику (или – искажение?) личностную, индивидуальную. Этот выпуск «Искусства» – коллекция индивидуальных взглядов. Прошедшие с момента его выхода двадцать лет дают возможность увидеть, какие из идей и событий переместились в область мифа, что стало играть определяющую роль в новом искусстве, и, наконец, в чём состоит причина «партийности» всей нашей актуальной арт-системы.
Леонид
Лернер
old.iskusstvo-info.ru
Художник (журнал)
Художник (журнал) - известное периодическое издание, стали печатать с 1958 года в СССР. После исчезновения государства СССР, издания принадлежит Всероссийскому творческому объединению "Общество художников России" (на русском) "Союз художников России").
1. История издания
Во времена СССР периодическое издание, печатали ежемесячно, было одним из немногих художественных изданий, пыталось в пределах притеснений советской цензуры освещать проблемы истории искусства и его настоящее. Преобладали статьи прокоммунистического направления и коммунистической пропаганды с рекламой искусственного стиля советской эпохи - социалистический реализм.
В СССР плохо относились к большей части буржуазных художников и деятелей искусства. Для изобразительного искусства была отведена лишь одна официально разрешенная участок - государственный музей.
Не приветствовались -
статьи о частные музеи мира,
статьи о коллекционеров искусства,
о проблемах коллекционирования на Западе и в СССР вообще,
статьи о болезненных проблемах музеев, оказавшихся после переворота 1917 г. на территории СССР.
Государство значительно провинилась перед искусством через скандально известный продажа произведений искусства из лучших музеев России, Украина т.п..
Практически не разрабатывались проблемы сакрального искусства, а на печать статей о церковных сооружения была введена ограничивающая квота. К так называемой перестройки продолжалась государственная линия разрушения церковных сооружений, даже если те были ценными памятниками искусства или шедеврами отдельной исторической эпохи.
Печальной была и практика сжигания современных образцов живописи из-за нехватки помещений в музейных хранилищах. Чтобы спасти свои картины от уничтожения, художник Корин Павел Дмитриевич искупал свои картины даже из хранилищ Третьяковской галереи.
Реставрация стенописей прошлого
Старица, разрушенные фрески церкви
Гравер Фаворский, дереворит к изданию "Тамар", 1923 г.
2. Начало перемен
Он начался в 1980-е гг в период упадка государства СССР и его карательных функций. Издание смогло начать печать статей о проблемах современного в то время искусства и художников прошлого.
Начато печатание статей о разрушительной "культурной революции" в СССР, проблемы возрожденного сакрального искусства, о спасателей памятников прошлого, среди которых -
3. После распада СССР
После распада СССР журнал лишили цензурных ограничений и издание сосредоточилось на проблемах реалистично искусства русско школы искусства и субъектов Российской Федерации, входящих в ее современного склада. Теперь освещаются и проблемы изобразительного искусства и буржуазной эпохи, поскольку капиталистической стала и сама Россия.
Из-за существенного обеднения широких слоев населения к изданию снизилась заинтересованность. В годы финансового кризиса издания вынужденно сократило тираж, который неустанно падал с 1977 года -
1977 г. - 50.000 экземпляров
1991 г. - 19.700
2005г. - 3.000.
Изданию в сутки распространения интернета удалось создать собственный сайт и создать архив древних чисел и электронные страницы журнала.
4. Источники и ссылки
См.. также
nado.znate.ru
Журнал Художник - читать электронные версии номеров, архив бесплатно
if( $_SERVER['REQUEST_URI']=='/Themecontent/show/tema/Biznes-i-Finansi'
or $_SERVER['REQUEST_URI']=='/izdanie/110'
or $_SERVER['REQUEST_URI']=='/izdanie/311'
or $_SERVER['REQUEST_URI']=='/izdanie/432'
){
?>
} ?>
Название: Художник
Периодичность: 2 раза в год
Город: Москва
Тип: Журнал
Телефон: 917-56-52
Почтовый адрес: 103062 Москва, ул.Покровка, д.37
Регион распространения: Россия, СНГ, зарубежные страны
Язык:
русский
Территория управления: общероссийское издание
Тема: Искусство. Антиквариат