Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Методические рекомендации для старших воспитателей по организации интерактивной формы проведения педагогического совета. Журнал интерактивные методы в организации педсоветов


Презентация к педсовету "Интерактивные формы и методы обучения"

Выступление на педагогическом совете. «Теоретические аспекты интерактивных методов обучения» Омельченко Александр Викторович , мастер производственного обучения, I квалификационная категория.

Выступление на педагогическом совете.

«Теоретические аспекты интерактивных методов обучения»

Омельченко Александр Викторович ,

мастер производственного обучения,

I квалификационная категория.

 Интерактивные методы – это система правил организации продуктивного взаимодействия обучающихся между собой и педагогом в форме учебных, деловых , ролевых игр , дискуссий , при котором происходит освоение нового опыта , получение новых знаний.

Интерактивные методы – это система правил организации продуктивного взаимодействия обучающихся между собой и педагогом в форме учебных, деловых , ролевых игр , дискуссий , при котором происходит освоение нового опыта , получение новых знаний.

- обучение ,построенное на общении с компьютером и посредством компьютера. - обучение , построенное на общении между людьми , специально организованное учебное взаимодействие.

- обучение ,построенное на общении с компьютером и посредством компьютера.

- обучение , построенное на общении между людьми , специально организованное учебное взаимодействие.

- запрещена критика выдвинутых идей и промежуточные критические оценки высказываний ; - не допускаются суждения о неразрешимости проблем ; - чем больше выдвинуто предложений , тем больше вероятность появления новой и ценной идеи ; - в ходе «мозгового штурма» приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей ;

- запрещена критика выдвинутых идей и промежуточные критические оценки высказываний ;

- не допускаются суждения о неразрешимости проблем ;

- чем больше выдвинуто предложений , тем больше вероятность появления новой и ценной идеи ;

- в ходе «мозгового штурма» приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей ;

- наличие ролей ; - доброжелательная , творческая атмосфера проведения ; - активное взаимодействие всех участников игры ; - имитация в игре реального процесса с помощью модели ; - использование гибкого масштаба времени ; - применение системы оценки результатов деятельности каждого участника и коллектива в целом , а также система стимулирования.

- наличие ролей ;

- доброжелательная , творческая атмосфера проведения ;

- активное взаимодействие всех участников игры ;

- имитация в игре реального процесса с помощью модели ;

- использование гибкого масштаба времени ;

- применение системы оценки результатов деятельности каждого участника и коллектива в целом , а также система стимулирования.

1.Принятие участниками определённых ролей, выполнение которых требует от них дополнительных знаний , относящихся к принятой роли. 2.Предполагает подражание её участников действительности в речевом и неречевом поведении. 3.Наличие сотрудничества и партнёрства между участниками.

1.Принятие участниками определённых ролей, выполнение которых требует от них дополнительных знаний , относящихся к принятой роли.

2.Предполагает подражание её участников действительности в речевом и неречевом поведении.

3.Наличие сотрудничества и партнёрства между участниками.

Деловая игра – это моделирование определённой управленческой, экономической ,психологической, педагогической ситуации ,умение сформулировать , анализировать и принимать оптимальные решения.

Деловая игра – это моделирование определённой управленческой, экономической ,психологической, педагогической ситуации ,умение сформулировать , анализировать и принимать оптимальные решения.

 имитации в игре реального процесса с помощью модели, распределение ролей между участниками игры, их взаимодействие друг с другом, появление конфликтных ситуаций , наличие общей игровой цели всех участников,
  • имитации в игре реального процесса с помощью модели,
  • распределение ролей между участниками игры, их взаимодействие друг с другом,
  • появление конфликтных ситуаций ,
  • наличие общей игровой цели всех участников,
реализация «цепочки решений» , каждая из которых зависит от предыдущего , а также от решений , принимаемых другими участниками игр, использование гибкого масштаба времени, применение системы оценки результатов.
  • реализация «цепочки решений» , каждая из которых зависит от предыдущего , а также от решений , принимаемых другими участниками игр,
  • использование гибкого масштаба времени,
  • применение системы оценки результатов.
используется только одна роль , которая тиражирована.
  • используется только одна роль , которая тиражирована.
 В переводе с латинского языка « discussion » - это исследование или разбор . Учебная дискуссия – это целенаправленное ,коллективное обсуждение конкретной проблемы , сопровождающееся обменом идеями, суждениями ,мнениями в группе.
  • В переводе с латинского языка « discussion » - это исследование или разбор .
  • Учебная дискуссия – это целенаправленное ,коллективное обсуждение конкретной проблемы , сопровождающееся обменом идеями, суждениями ,мнениями в группе.
I . Ориентация: - адаптация участников дискуссии к самой проблеме ; - адаптация участников дискуссии друг к другу ; - формирование проблемы , цели дискуссии; - определение правил и регламента дискуссии.

I . Ориентация:

- адаптация участников дискуссии

к самой проблеме ;

- адаптация участников дискуссии

друг к другу ;

- формирование проблемы ,

цели дискуссии;

- определение правил и

регламента дискуссии.

II . Оценка : - выступление участников дискуссии , - ответы на возникающие вопросы , - сбор максимального объёма идей, предложений.

II . Оценка :

- выступление участников дискуссии ,

- ответы на возникающие вопросы ,

- сбор максимального объёма идей, предложений.

III . Консолидация : - анализ результатов дискуссий, - согласование мнений и позиций, - совместное формирование решений, - совместное принятие решений.

III . Консолидация :

- анализ результатов дискуссий,

- согласование мнений и позиций,

- совместное формирование решений,

- совместное принятие решений.

1. Тематическая – обсуждаемые вопросы связаны с темой урока. 2 . Биографическая – ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника. 3 . Интеракционная - обсуждение идёт «здесь и теперь», т.е. в условиях взаимодействия групп.

1. Тематическая – обсуждаемые вопросы связаны с темой урока.

2 . Биографическая – ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника.

3 . Интеракционная - обсуждение идёт «здесь и теперь», т.е. в условиях взаимодействия групп.

- моделирование реальной жизненной проблемы; - выработка у обучающихся умения слушать и взаимодействовать с другими; - умение продемонстрировать для большинства значимости проблемы; - умение анализировать реальные ситуации, отделять главное от второстепенного.

- моделирование реальной жизненной проблемы;

- выработка у обучающихся умения слушать и взаимодействовать с другими;

- умение продемонстрировать для большинства значимости проблемы;

- умение анализировать реальные ситуации, отделять главное от второстепенного.

это ситуация , связанная с учебным материалом по данной теме , требующая принятия решения по определённой системе поведения в данных условиях.
  • это ситуация , связанная с учебным материалом по данной теме , требующая принятия решения по определённой системе поведения в данных условиях.
ситуации – иллюстрации, ситуации – упражнения, оценочные ситуации, проблемные ситуации, прогностические ситуации.
  • ситуации – иллюстрации,
  • ситуации – упражнения,
  • оценочные ситуации,
  • проблемные ситуации,
  • прогностические ситуации.
интерактивные формы и методы обучения относятся к числу инновационных и способствуют познавательной деятельности обучающихся, интерактивные методы обучения являются условием для самореализации личности обучающихся в учебной деятельности, интерактивные методы обучения способствуют организации такой стратегии в педагогике , как сотрудничество.
  • интерактивные формы и методы обучения относятся к числу инновационных и способствуют познавательной деятельности обучающихся,
  • интерактивные методы обучения являются условием для самореализации личности обучающихся в учебной деятельности,
  • интерактивные методы обучения способствуют организации такой стратегии в педагогике , как сотрудничество.
Выступление на педагогическом совете. «Игра как средство интерактивного обучения» Жемчужнова Анна Фёдоровна, преподаватель русского языка и литературы.

Выступление на педагогическом совете.

«Игра как средство интерактивного обучения»

Жемчужнова Анна Фёдоровна,

преподаватель русского языка и литературы.

«Ребёнок не устаёт от работы ,которая отвечает его функциональным жизненным потребностям». С.Френе

«Ребёнок не устаёт от работы ,которая отвечает его функциональным жизненным потребностям».

С.Френе

повышает интерес обучающихся, стимулирует рост познавательной активности обучающихся, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях,
  • повышает интерес обучающихся,
  • стимулирует рост познавательной активности обучающихся,
  • способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях,
формирует опыт нравственного выбора, формирует неформальное общение между педагогами и обучающимися , что позволяет раскрыть и тем и другим свои личностные качества, повышает самооценку участников игры, является психологическим эквивалентом творческой деятельности,
  • формирует опыт нравственного выбора,
  • формирует неформальное общение между педагогами и обучающимися , что позволяет раскрыть и тем и другим свои личностные качества,
  • повышает самооценку участников игры,
  • является психологическим эквивалентом творческой деятельности,
 является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности, снимает напряжённость учебных занятий, 20 % учебного материала усваивается при лекционной подаче, 90 % учебного материала усваивается в деловой игре.
  • является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности,
  • снимает напряжённость учебных занятий,
  • 20 % учебного материала усваивается при лекционной подаче,
  • 90 % учебного материала усваивается в деловой игре.
1) Стимулирование мотивации и интереса: - в области предмета изучения, - в общеобразовательном плане, - в продолжении изучения темы.

1) Стимулирование мотивации и интереса:

- в области предмета изучения,

- в общеобразовательном плане,

- в продолжении изучения темы.

 2) Поддержание и усиление значения , полученной ранее информации в другой форме: - фактов , образа или системного понимания , - расширенного осознания различных возможностей и проблем, - последствия в осуществлении конкретных планов или возможностей.

2) Поддержание и усиление значения , полученной ранее информации в другой форме:

- фактов , образа или системного понимания ,

- расширенного осознания различных возможностей и проблем,

- последствия в осуществлении конкретных планов или возможностей.

3) Развитие навыков: - критического мышления и анализа, - принятия решений, - взаимодействия , коммуникации, - конкретных умений (обобщение информации , подготовка рефератов), - готовности к специальной работе в будущем (поиск работы , руководство группой , работа в непредвиденных условиях).

3) Развитие навыков:

- критического мышления и анализа,

- принятия решений,

- взаимодействия , коммуникации,

- конкретных умений (обобщение информации , подготовка рефератов),

- готовности к специальной работе в будущем (поиск работы , руководство группой , работа в непредвиденных условиях).

 4) Изменение установок: - социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество), - восприятие интересов других участников, социальных ролей.

4) Изменение установок:

- социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество),

- восприятие интересов других участников, социальных ролей.

 5) Саморазвитие или развитие благодаря другим участникам: - оценка преподавателем тех же умений участника, - осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре ,лидерских качеств.

5) Саморазвитие или развитие благодаря другим участникам:

- оценка преподавателем тех же умений участника,

- осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре ,лидерских качеств.

1. По игровой методике : предметные, сюжетные, ролевые, деловые, драматизация. 2. По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, коммуникативные, тренинговые , воспитательные, продуктивные, диагностические, контролирующие, развивающие, творческие, психотехнические, обобщающие.

1. По игровой методике : предметные, сюжетные, ролевые, деловые, драматизация.

2. По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, коммуникативные, тренинговые , воспитательные, продуктивные, диагностические, контролирующие, развивающие, творческие, психотехнические, обобщающие.

3. По области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые. 4. По игровой среде: без предметов, с предметами, компьютерные, технические, настольные, телевизионные и т.д.

3. По области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые.

4. По игровой среде:

без предметов, с предметами, компьютерные, технические, настольные, телевизионные и т.д.

подготовительный основной заключительный
  • подготовительный
  • основной
  • заключительный
1. Структурные схемы: цели - задачи - содержание – этапы. 2. Сценарий – в виде «генерирования событий». 3. Предметная сфера: - сведения из различных учебных предметов, - факты из реального личного опыта, - сам процесс составления проекта и прогнозирования развития проблемных ситуаций, обсуждаемых в ходе игры.

1. Структурные схемы:

цели - задачи - содержание – этапы.

2. Сценарий – в виде «генерирования событий».

3. Предметная сфера:

- сведения из различных учебных предметов,

- факты из реального личного опыта,

- сам процесс составления проекта и прогнозирования развития проблемных ситуаций, обсуждаемых в ходе игры.

4. Комплект ролей – описание функциональных прав и обязанностей. 5 . Правила игры. 6. Методическое обеспечение игры: - проспект игры, - конкретные рекомендации, - описание методик оценивания результатов игры. 7.Система критериев оценивания.

4. Комплект ролей – описание функциональных прав и обязанностей.

5 . Правила игры.

6. Методическое обеспечение игры:

- проспект игры,

- конкретные рекомендации,

- описание методик оценивания результатов игры.

7.Система критериев оценивания.

Игровые формы и методы обучения приносят удовольствие, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие.

Игровые формы и методы обучения приносят удовольствие, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие.

Выступление на педагогическом совете. «Использование интерактивных форм и методов обучения для повышения эффективности обучения учащихся на уроках математики» Шатова Надежда Юрьевна, преподаватель математики, I квалификационная категория.

Выступление на педагогическом совете.

«Использование интерактивных форм и методов обучения для повышения эффективности обучения учащихся на уроках математики»

Шатова Надежда Юрьевна,

преподаватель математики,

I квалификационная категория.

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму».

«Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

дай сделать – и я пойму».

Стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов. Повышение уровня активности и самостоятельности обучающихся. Развитие навыков анализа критичности мышления, взаимодействия, коммуникации. Саморазвитие и развитие.
  • Стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов.
  • Повышение уровня активности и самостоятельности обучающихся.
  • Развитие навыков анализа критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.
  • Саморазвитие и развитие.
Объяснительно – иллюстративный, программированный, проблемный, модельный. Эти методы принято сегодня называть интерактивными.
  • Объяснительно – иллюстративный,
  • программированный,
  • проблемный,
  • модельный.

Эти методы принято сегодня называть интерактивными.

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.»

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.»

Применение нетрадиционных форм уроков. Использование нетрадиционных форм учебных занятий. Применение игровых форм, методов и приёмов обучения. Применение проблемно – задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).
  • Применение нетрадиционных форм уроков.
  • Использование нетрадиционных форм учебных занятий.
  • Применение игровых форм, методов и приёмов обучения.
  • Применение проблемно – задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).
Использование всех форм учебной работы обучающихся. Повышение удельного веса интерактивных методов обучения (самостоятельность в приобретении знаний, уровень исследовательской деятельности, что помогает оценить степень активности обучающихся). Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.
  • Использование всех форм учебной работы обучающихся.
  • Повышение удельного веса интерактивных методов обучения (самостоятельность в приобретении знаний, уровень исследовательской деятельности, что помогает оценить степень активности обучающихся).
  • Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.
эмоциональные, познавательные, волевые, социальные. Мотивация является основным условием интерактивного обучения.
  • эмоциональные,
  • познавательные,
  • волевые,
  • социальные.

Мотивация является основным условием интерактивного обучения.

Направления информатизации образования: как объект обучения, как средство организации учебного процесса, как средство обучения.

Направления информатизации образования:

  • как объект обучения,
  • как средство организации учебного процесса,
  • как средство обучения.
использовании некоторых формализованных моделей содержания; деятельности преподавателя; повышении мотивации и активности обучающихся , вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
  • использовании некоторых формализованных моделей содержания;
  • деятельности преподавателя;
  • повышении мотивации и активности обучающихся , вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
полная (частичная) замена деятельности преподавателя. фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала; использование тренинговых программ; использование диагностических и контролирующих материалов;
  • полная (частичная) замена деятельности преподавателя.
  • фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
  • использование тренинговых программ;
  • использование диагностических и контролирующих материалов;
выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; использование компьютера для вычислений, построения графиков; использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы; использование игровых и занимательных программ.
  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
  • использование компьютера для вычислений, построения графиков;
  • использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
  • использование игровых и занимательных программ.
 Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С.Дьяченко)

Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С.Дьяченко)

 «Чрезвычайно важно, что в такой системе обучения изменяются подходы к допущенным учащимися ошибкам. Фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учащихся преподаватель использует как часть учебного процесса, вместе с ними анализирует логику мышления, приведенную к просчетам, и тем самым совершенствует мыслительный процесс»

«Чрезвычайно важно, что в такой системе обучения изменяются подходы к допущенным учащимися ошибкам. Фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учащихся преподаватель использует как часть учебного процесса, вместе с ними анализирует логику мышления, приведенную к просчетам, и тем самым совершенствует мыслительный процесс»

«Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия!!!»

«Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия!!!»

 «При оценке работы группы подчеркиваются не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок!!!»

«При оценке работы группы подчеркиваются не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок!!!»

Конкретному ученику: - осознание включенности в общую работу; - развитие личностной рефлексии; - становление активной, субъектной позиции в учебной (и иной) деятельности; - оценка работы каждого ученика учителем или другими учениками.

Конкретному ученику:

  • - осознание включенности в общую работу;
  • - развитие личностной рефлексии;
  • - становление активной, субъектной позиции в учебной (и иной) деятельности;
  • - оценка работы каждого ученика учителем или другими учениками.
Учебной микрогруппе: - развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе; - формирование ценностно-ориентационного единства группы; - поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации; - принятие нравственных норм и правил совместной деятельности.

Учебной микрогруппе:

  • - развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
  • - формирование ценностно-ориентационного единства группы;
  • - поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;
  • - принятие нравственных норм и правил совместной деятельности.
 Ученическому классу: - формирование класса как групповой общности; - повышение познавательной активности класса; - развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии

Ученическому классу:

  • - формирование класса как групповой общности;
  • - повышение познавательной активности класса;
  • - развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии
 Связке «класс-учитель»: - нестандартное отношение к организации образовательного процесса; - многомерное освоение учебного материала; - формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Связке «класс-учитель»:

  • - нестандартное отношение к организации

образовательного процесса;

  • - многомерное освоение учебного материала;
  • - формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.
Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.
  • Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала.
  • Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.

videouroki.net

Доклад для педсовета "Проблемы интерактивного обучения"

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

Китайская пословица.

В придании старым мыслям новой формы

состоит все искусство и все творчество

А. Франс

В материалах ФГОС основными результатами обучения и воспитания в отношении личностного развития учащихся являются «развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности». Очевидно, что поставленные перед школой задачи невозможно решить, опираясь на средства и методы информационно-объяснительного обучения. В связи с этим актуализируется проблема интерактивного обучения. Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). Главной отличительной чертой интерактивных технологий обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. В сравнении с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы учащихся. Возникает такой эффект, как вынужденная интеллектуальная активность, так как сама технология учебного процесса активизирует мышление его участников независимо от их желания. Вовлекаясь в интерактивную деятельность, учащиеся учатся критически мыслить, решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы. Таким образом, интерактивное обучение в школе предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между учителем и учащимися, а также между самими учениками, причем возможны следующие коммуникационные взаимодействия: «ученик-ученик» (работа в парах), «ученик – группа учеником» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учеников – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер» (использование ИКТ).

Психологи отмечают важность взаимодействия обучающихся друг с другом, поскольку консультирование друг друга, проводимое самими учениками или взаимообучение является одним из наиболее эффективных способов усвоения знаний. Исходя из этого, интерактивное обучение, связанное с обсуждением материала, обучением учениками друг друга является наиболее продуктивным с точки зрения усвоения и запоминания учебного материала.

Интерактивная модель обучения ставит своей целью организацию таких условий, в которых все ученики активно взаимодействуют между собой и учителем. Моделирование жизненных ситуаций и использование технологий кооперативного обучения позволяет включать в учебный процесс мотивационную сферу ученика. При интерактивном обучении каждый ученик получает определённый социальный опыт, приобретаемый в процессе достижения общего результата путём взаимодействия с другими членами ученического коллектива, вырабатывает навыки общения.

Огромным плюсом данного вида учебной деятельности является вовлечение абсолютно всех учеников класса в общую работу. Трудности заключаются в умении учителя организовать работу учеников и приучить их к такой работе как постоянной.

Главная цель школьного образования – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности.

Для достижения максимального результата необходимо использовать методы активизирующие деятельность учеников. Интерактивное обучение позволяет формировать их активно-познавательную позицию, что соответствует актуальным образовательным потребностям современного учебно-воспитательного процесса. Научный и социальный прогресс быстро, кардинально изменяет условия труда и содержание деятельности учителя. Сегодня быть грамотным специалистом нельзя без изучения инновационных образовательных технологий, освоения на практике новых компьютерных программ.

Интерактивная - inter (взаимный), act(действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся.

Сравнение целей традиционного и

интерактивного подхода к обучению

·  Цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объёма знаний.

·  Задача обучающихся - как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.

·  Модель односторонней коммуникации.

·  Цель интерактивного обучения - это создание педагогом условий, в которых ученик сам будет открывать, приобретать и конструировать знания.

·  Модель многосторонней коммуникации.

Методы интерактивного обучения

¨  Групповые дискуссии (мозговой штурм, круглый стол, дебаты)

¨  Упражнения - энергизаторы

¨  Работа в группах, парах

¨  Кооперативное обучение

¨  Ролевая (деловая) игра

¨  Аквариум

¨  Карусель

¨  Дерево решений

¨  Броуновское движение

¨  Синквейн

Методов интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом.

Интерактивные технологии можно применять и на уроках усвоения материала, и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также использовать при опросе или обобщении.

Для реализации интерактивного обучения на уроках физики можно применить следующие интерактивные технологии:

∙ технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности

∙ игровое обучение;

∙ эвристические технологии;

∙ технология развития критического мышления;

∙ технология проектного обучения;

∙ технологии мультимедиа.

Основными формами, методами, средствами реализации технологий интерактивного обучения выступают:

1) интерактивный урок;

2) обучение методом игры;

3) обучение методом дискуссий;

4) групповое обучение;

5) метод проектов;

6) применение интерактивной доски.

Раскрою роль каждого из них в образовательной практике:

Интерактивный урок. Главная цель интерактивного урока - приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Выполнение интерактивного задания побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.

На интерактивном уроке для проведения фронтальной работы я использую такие интерактивные методики, которые предусматривают одновременную совместную работу всего класса: обсуждение проблемы в общем кругу, незаконченные предложения, «Мозговой штурм», «Обучая – учусь».

Игровой метод применяется с целью повышения мотивации учащихся, предоставление им возможности применить полученные знания для решения практических задач. Так, использование игровых технологий придает обучению соревновательный характер и максимально активизирует мыслительную деятельность учеников.

Метод дискуссий я применяю при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения в дискуссию всех учащихся использую методику учебного сотрудничества. Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы.

Групповое обучение (работа в парах, работа в малых группах) организую по следующей технологии: постановка проблемы, формирование микрогрупп (по 5-7 человек), распределение ролей в них, обсуждение проблемы в микрогруппах, представление результатов обсуждения перед всей учебной группой, продолжение обсуждения и подведение итогов. Плюс этой работы заключается в том, что более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища, в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу.

Метод проектов позволяет в полной мере реализовать принцип саморазвития, так как для педагога основным содержанием применения метода проектов является изменение учащегося (новые знания, умения, навыки, отношения), а для учащегося – самостоятельная реализация учебного проекта. Таким образом, преобразовательный эффект от применения метода проектов распространяется не только на получаемый совместный результат, но и на непосредственных участников проектирования. Метод проектов ориентирован на творческую самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей.

Интерактивная доска - лучшее, что существует сегодня из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом, для реализации технологии интерактивного обучения. Интерактивное компьютерное оборудование соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. Интерактивная доска позволяет сделать любое занятие динамичным, благодаря чему можно заинтересовать учеников на начальном этапе урока и поддерживать этот интерес на протяжении всего занятия.

Какие конкретные приёмы и методы можно использовать, чтобы сделать урок динамичным и более насыщенным, но не перегруженным, необычным и интересным?

Одним из направлений является организация работы в малых группах сменного состава. Существует множество публикаций об использовании конкретных методик работы в малых группах.

Особенно актуальными в системе образования оказались интерактивные системы опроса. Учитель может на любом этапе урока воспользоваться современные технологиями для проведения опроса аудитории. Это могут быть готовые опросные тестовые задания или спонтанные вопросы по разным темам. Применение различных интерактивных комплексов в опросе учащихся позволяет сделать этот процесс более качественным, а главное продуктивным. К тому же интерактивные средства обучения во многом повышают интерес учащихся к физике и их стремление овладевать знаниями.

Другим направлением является использование в интерактивном обучении информационно-коммуникационных технологий, это компьютерные средства обучения, использование телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Учитель, внедряющий в свою практику интерактивные средства обучения, должен не только сам быть уверенным пользователем ПК, уметь работать в Интернете, но и владеть методикой конструирования урока с применением интерактивного оборудования и мультимедийных ресурсов.

Особенно эффективно использование на уроках интерактивной доски. В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, но и позволяет управлять процессом презентации, полностью управлять любой компьютерной демонстрацией, взаимодействовать с ней с помощью обучающих программ на CD/DVD и специального программного обеспечения. С помощью доски особенно удачно реализуется один из важнейших принципов обучения – наглядность, потому что она даёт возможность выводить картинки, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты и делать цветные пометки и комментарии, вносить поправки и коррективы, работать с любыми компьютерными программами, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.

С использованием доски без увеличения объема образовательной информации дети глубже «погружаются» в предмет изучения и обсуждения. Резко повышается эмоциональность изложения и восприятия материала, информационная ёмкость урока, экономится драгоценное время.

Вместе с тем, интерактивная доска – всего лишь инструмент, предназначенный повысить эффективность учебного процесса, которым следует грамотно пользоваться.

На своих уроках я использую интерактивные и мультимедийные средства в следующих вариантах, предполагающих основные виды деятельности учителя:

1). Объяснение нового материала.

·  Подбор текстового и графического материала по теме урока;

·  Создание учебно-дидактической презентации;

·  Создание наглядного раздаточного материала;

·  Создание мультимедийных пособий.

2). Контроль усвоения пройденного материала.

·  Разработка контрольных и самостоятельных работ.

·  Разработка тестовых заданий.

·  Разработка опорных конспектов.

3). Дополнительное образование.

·  Повторение материала, решение задач при подготовке к ЕГЭ.

·  Подготовка материалов для проведения школьных конкурсов.

4). Закрепление пройденного материала.

Применение мультимедийных материалов: объяснение опытов, моделирование физических процессов, явлений.

5). Внеклассная работа по предмету.

Всё это приносит свои плоды: усвоение учебного материала происходит более уверенно.

В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.

На своих уроках я использую электронные ресурсы, которые поступили в школьную библиотеку: «Открытая физика», «Живая физика», «Библиотека электронных наглядных пособий. Физика», «Физика. Контроль знаний» и другие.

Сегодня я могу сделать вывод о том, что применение на уроках физики интерактивных технологий, интерактивных методов, форм, средств обучения позволило модернизировать процесс обучения, сделало возможным:

- повысить у обучающихся уровень мотивации к изучению физики;

- учить обучающихся самостоятельно овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения их в практической деятельности;

- сформировать у обучающихся практические навыки учащихся, необходимые для самостоятельного выполнения творческих заданий.

- развить мотивацию учащихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды;

- актуализировать предметные знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе;

- вырабатывать партнерские отношения между учащимися и педагогом.

При умелом использовании на уроке современных интерактивных средств обучения детям легко и интересно учиться и каждый день они готовы узнавать новое, потому что они хотят этого сами!

infourok.ru

«Использование интерактивных форм и методов обучения как приоритетное направление технологизации образования»

Педсовет по теме: «Использование интерактивных форм и методов обучения как приоритетное направление технологизации образования»

  1. Вступление. Формулирование цели педагогического совета.

- Какие у вас впечатления по окончании очередной учебной четверти? Какими вы видите ваших учеников, каково их отношение к учебе, качество полученных ими знаний?

(Очень часто можно слышать от учителей

высказывания: «Ничего не хотят…», «Ничего

не учат…», «Не хотят ничего делать…» и т.п.)

Существующая система образования кажется для работающего в ней педагога настолько понятной, что сделанные психологами, социологами в этой области открытия или выводы кажутся совершенно неожиданными, приводят в недоумение и ставят под сомнение всю его деятельность.

Исследование, описываемое в статье А. Зверева "10 и 90 - новая статистика интеллекта", начиналось с обычного эксперимента, проводимого американскими социологами. Они обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончившим школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. И оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы.

Результат этого исследования подтолкнул российского педагога М. Балабана сделать вывод, который и приводит в недоумение педагогов: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только одного из десяти своих учащихся.

К. Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно».

Эффективность педагогической деятельности педагога основной школы характе-ризуется все теми же 10% учащихся. Объяснение очень простое:

«только 10% людей способны учиться с книгой в руках».

Говоря другими словами, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% учащихся также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».

Современная наука доказала, что в традиционной форме большинство современных детей учиться не могут. Обучение должно строиться иначе, по-другому, таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться.

Сегодня на педсовете мы должны решить, что можно поменять в нашей работе, как построить процесс обучения, сделать его более эффективным, при этом учитывая природу ребенка и особенности его интеллектуальных функций.

Цель педсовета: мотивация педагогического коллектива на повышение профессиональной компетентности, на освоение новых технологий, на создание и разработку условий для внедрения активных и интерактивных форм работы.

Один из вариантов организации учебного процесса - использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения.

Поэтому, тема педсовета звучит так: «Использование интерактивных форм и методов обучения как приоритетное направление технологизации образования».

  1. Ознакомление педагогического коллектива с формой организации работы педагогического совета.

Наша работа сегодня будет построена в виде групповой работы и индивидуальных выступлений по обсуждаемой теме.

  1. Формулирование понятия интерактивного обучения.

Задание группам: Обсудите и постарайтесь сформулировать определение понятия

интерактивное обучение – это…

Запишите ваше определение на отдельном листе.

(Группы работают в течение 2 минут,

сформулированное определение оставляют у себя).

  1. Сравнение принципов традиционного и интерактивного обучения.

Группам предъявляется текстовый теоретический материал.

Задание: Изучите материал статьи и представьте текстовую информацию в виде краткой таблицы, содержащей основные критерии и понятия.

Материал статьи:

Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задача обучающихся - как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими. Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи. Многие педагоги сталкиваются с проблемой невозможности связать содержание своего предмета со знаниями учащихся в других учебных дисциплинах. И тогда возникает сомнение в том, насколько глубоко произошло осознание обучаемыми учебного материала, присвоение его и использование в ситуациях, выходящих за рамки школы. Достаточно сложно развеять данное сомнение прежде всего потому, что в качестве обратной связи от учащегося к педагогу также выступает процесс воспроизведения учебного материала. Подтверждение вышесказанному - слова Ш. А. Амонашвили: «Раньше, в том далеком прошлом, когда я был императивным учителем, я не жил со своими учениками одним творческим горением, да и сложности, с которыми они сталкивались, оставались мне неведомыми. Для них я был только контролер, а они для меня - правильно или неправильно решенными задачами».

В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Педагог, по мнению О. Бассис, должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях «он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие». С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания. Таким образом, цель активного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.

Организуя учебный процесс, педагог традиционной школы, прежде всего, озабочен содержанием своей собственной деятельности. Анализируя свои первые планы занятий, планы уроков коллег-педагогов, приходишь к выводу, что в них четко и подробно прописана только деятельность педагога. Как в плане, так и на самом занятии учитель «...является центральным действующим лицом, которое господствует над детьми, которое показывает или рассказывает, спрашивает» требуя полнейшей тишины в классе и ограничивая движения учащихся. В такой ситуации достаточно легко определить позицию учащегося на занятии - это позиция пассивного слушателя, которому иногда предоставляется возможность вербализовать свои знания.

Интерактивное обучение в роли активного участника образовательного процесса в первую очередь видит учащегося. Очень важно, по мнению К. Н. Венцеля, «чтобы излагали, показывали, рассказывали и спрашивали больше сами дети, чтобы педагогу больше приходилось слушать..., чтобы дети все время были активными, а не сострадательными лицами...» Смена позиций учащегося и педагога в результате использования методов активного обучения приводит к изменению содержания деятельности участников образовательного процесса.

(На выполнение задания отводится 5-7 минут

После того, как задание выполнено, группам

предлагается продемонстрировать результат

с помощью документ-камеры. Возможны

комментарии учителей.)

Дополнение:

Основные принципы интерактивного обучения:

В основе традиционного обучения лежит монолог учителя. Педагог с готовыми знаниями идет к учащемуся и, используя систему поощрений и наказаний, заставляет его принять информацию как необходимую и обязательную. Взаимодействие между участниками образовательного процесса, как нами уже было отмечено, строится обычно по инициативе педагога в соответствии с подготовленным заранее планом урока. Такой способ коммуникации позволяет педагогу за короткий промежуток времени передать достаточно большой объем материала, получая обратную связь в виде ответов учащихся. В. Ф. Шаталовым и его коллегами было подсчитано, что средняя продолжительность активного говорения каждого учащегося в течение шести уроков - две минуты. Всего лишь столько времени ему отводится для того, чтобы только рассказать подготовленный на протяжении нескольких часов дома, в библиотеке учебный материал.

Методы интерактивного обучения предполагают иную форму коммуникации на занятии, которую можно зафиксировать в виде модели:

hello_html_m40c49339.gifhello_html_8eb2c77.gifhello_html_m3031ed78.gif Ученик

Пhello_html_m40c49339.gifhello_html_8eb2c77.gifhello_html_6e0cabbf.gifhello_html_557a87f.gifедагог Ученик

Ученик

В схеме показано, как изменяется позиция педагога: он не доминирует над учащимися, а становится, «участником учебной деятельности». Коммуникационные связи возникают не только между педагогом и учащимися, но и между всеми учащимися.

В числе основных методических принципов интерактивного обучения выделяют следующие:

1. Принцип проблемности

Использование принципа проблемности в обучении означает, что «знания не преподносятся обучаемому в завершенном виде, предназначенном лишь для запоминания, а даются в динамике перехода от незнания к знанию, при активном участии самих обучаемых в получении части этих знаний в результате самостоятельной работы над решением специально подобранных проблемных задач». Принцип проблемности играет большую роль в формировании интереса к содержанию обучения и самой учебной деятельности, что, в свою очередь, повышает учебную мотивацию и дает возможность учащимся проявить умственную самостоятельность и инициативность.

2. Совместная деятельность, характеризующаяся взаимосвязью трех объектов.

3. Принцип дифференцированного подхода и учета индивидуальных особенностей учащихся.

4. Рефлексивность обучения, сознательное и критическое осмысление действия, его мотивов, качества и результатов как со стороны преподавателя, так и учащихся.

  1. Организация интерактивного обучения в учебном процессе. Определение форм и методов интерактивного обучения.

Задание группам:

Из предложенного перечня выделите те методы и формы работы, которые соответствуют принципам интерактивного обучения.

- диктанты,

- творческие задания,

- работа в малых группах,

- ролевые игры,

- устный фронтальный опрос,

- деловые игры,

- экскурсии,

- проектная деятельность,

- письменный опрос,

- соревнования,

- лабораторные работы,

- разминки,

- проблемное изложение,

- лекции,

- прием «Ученик в роли учителя»,

- дискуссии,

- объяснение с элементами иллюстрации,

- дебаты,

- круглый стол,

- тестирование.

Выше перечислены самые распространенные формы и методы обучения, многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Часто одно и то же название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.

- Как вы думаете, принцип соревнования относится к традиционному или интерактивному обучению?

Педагоги, работающие в традиционной системе обучения, часто используют принцип соревнования, сущность которого можно зафиксировать в следующей фразе: «Я выиграю в том случае, если ты проиграешь». Нет ничего плохого в постоянном стремлении учащегося быть лучше других, если такое стремление подкрепляется конкретными успехами. Но, если он всегда оказывается хуже, если всегда первым становится кто-то другой, возможен ли в такой ситуации процесс учения?… В стратегии интерактивного обучения взаимодействие между учащимися строится на принципе кооперативности, сущность которого можно выразить в следующей фразе: «Я выиграю в том случае, если выиграешь ты».

  1. Выступления из опыта использования интерактивных форм организации образовательной деятельности

  1. Педагогические условия реализации стратегии интерактивного обучения.

Задание:

Каковы положительные стороны применения интерактивного обучения в организации учебного процесса?

Какие риски могут ожидать нас?

(Группы обсуждают вопросы в течение

1-2 минут. Обмен мнениями с коллегами.)

4. Не готовность учащихся к взаимодействию друг с другом (не умеют работать в группах, высказываться, слушать и т.п.).

5. Перенесение части нагрузки во время учебного занятия на учащегося.

6. Учащиеся не имеют возможности отсидеться, нужно думать самому, не полагаясь на других. Работают как сильные, так и слабые учащиеся.

7. У учащихся проявляется интерес к изучаемому предмету.

8. Учителю интереснее работать. Появляется возможность анализировать свою деятельность, делиться своими «находками».

Место традиционных и интерактивных методов хорошо иллюстрирует так называемая «таксономия Блума» - таблица уровней и целей обучения и развития познавательных навыков, разработанная группой американских психологов и педагогов.

Если следовать разработанной Б.Блумом таксономии, то знания – это лишь первый, самый простой уровень этой иерархии. Далее идут еще пять уровней целей, причем первые три (знание, понимание, применение) являются целями низшего порядка, а следующие три (анализ, синтез, сравнение) – высшего порядка.

СРАВНЕНИЕ

СИНТЕЗ

АНАЛИЗ

ПРИМЕНЕНИЕ

ПОНИМАНИЕ

ЗНАНИЕ

Способы и приемы, используемые в традиционном обучении, позволяют достигать в образовательном процессе первых трех уровней целей. Рассмотрим в качестве примера задания, расположенные в конце любого параграфа учебника. В большинстве случаев для их выполнения достаточно простого воспроизведения его содержания. Задания, которые требуют от учащегося понимания и применения знаний (второй и третий уровень целей), как правило, отмечены каким-либо знаком и не всегда используются педагогом.

Методы интерактивного обучения также обеспечивают достижение целей первых трех уровней, причем более эффективно, чем это делают методы традиционной системы обучения. Кроме того, методы интерактивного обучения позволяют достигать в образовательном процессе чаще всего целей высшего порядка (4-6 уровень).

  1. Подведение итогов. Выводы.

Задание:

Предлагаю вновь вернуться к определению понятия интерактивного обучения, которое коллеги записали в начале педагогического совета. У участников групп есть возможность откорректировать определение и на основании изученной в течение педсовета информации сделать определение более точным и конкретным.

(Группы корректируют определение).

Интерактивное обучение – это …

От англ. (inter- «между»; act- «действие»). Дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога, т.е. обучение в сотрудничестве.

Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом, на основе которого формируется новое знание.

Да, можно полностью согласиться с тем, что интерактивные методы не позволяют преподнести на занятиях большое количество материала, возможно, за исключением некоторых вариантов активной лекции. Но необходимо ли это? Если мы придерживаемся ценностей традиционного образования, то тогда, конечно, важно количество информации на занятии, а с позиций интерактивного обучения более ценно другое - как было добыто знание учащимися, как они его применяют. Ведь информацию всегда можно найти в книгах и Интернете самостоятельно. Здесь педагогу важно определиться, с какой целью он использует методы активного обучения: чтобы учащиеся лучше запоминали учебный материал, но тогда это обыкновенный процесс оптимизации традиционного образовательного процесса, или он готов для серьезного и последовательного изменения своего мышления и своей деятельности, что в свою очередь приведет к изменению учебной деятельности учащихся.

Достаточно спорным представляется суждение о том, что для подготовки к занятиям с использованием методов интерактивного обучения необходимо прилагать значительно больше усилий, чем при традиционном способе преподавания. Ведь для подготовки качественной традиционной лекции или традиционного урока также требуются и время, и интеллектуальные усилия. Хотя в стратегии интерактивного обучения педагогу, помимо организации своей деятельности, важно удерживать в поле внимания и другие плоскости (организация деятельности учащихся, налаживание коммуникации между ними и т. д.), но здесь новые методы также обладают определенными преимуществами. Они помогают перенести часть нагрузки во время учебного занятия с педагога на учащегося.

Подводя итог, на основании многочисленных экспериментов и научных исследований можно определенно сказать, что интерактивное обучение позволяет резко увеличить % усвоения материала. Здесь уместно привести китайскую пословицу:

«Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда»

и слова В.А.Сухомлинского:

«Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».

  1. Получение обратной связи.

Задание: закончите предложения:

Сегодня на педсовете я…

Мне понравилось …

Мне не понравилось…

infourok.ru

Методические рекомендации для старших воспитателей по организации интерактивной формы проведения педагогического совета

Методические рекомендации для старших воспитателей

по организации интерактивной формы проведения педагогического совета

Нозарева Е.Ю., старший воспитатель

Реализация ФГОС в полной мере возможна лишь в случае, когда будут реализованы новые, современные формы организации взаимодействия старшего воспитателя с педагогами, при которых педагог занимает активную позицию, ведь именно от него, его профессионализма, уровня мастерства зависит качество образования. Повышение уровня мастерства педагога способствует повышению его профессиональной компетентности, развитию творческой инициативы. Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы работы, при которых педагоги выражают свои мысли, отстаивают точку зрения, участвуют в диалоге, предполагающем свободный обмен информацией, опытом, знаниями.Цель технологий интерактивного взаимодействия повышение интереса к рассматриваемой проблеме, поиску новых путей решения сложных задач, формирование творческое мышление педагогов и повышение уровня его активности.

Этапы организации интерактивного педагогического совета:

1. Вводная часть

Включает в себя следующие интерактивные технологии:

Квик – настройка (настрой.педагога на успешную работу) обычно она проводится в начале педагогического совета, семинара.

Варианты «квик-настройки»:

«Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача. Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу»;

«Улыбайся трудностям назло, чтобы всегда, во всем везло»;

«Удача, достаток твой спутник всегда, если хорошее настроение у тебя»;

«Работу нужно любить, только тогда она отвечает взаимностью».

2. Содержательная часть

Включает в себя следующие интерактивные технологии:

Педагогический ринг: предполагает атаку педагогов вопросами, на которые они должны оперативно ответить. Вопросы может задавать заведующий, старший воспитатель, педагог. Содержание вопросов может относиться к одной или разным темам, в зависимости от цели проведения: уточнить и систематизировать занятия по одной теме или провести мини – диагностику знаний педагогов по целому комплексу вопросов.

Деловая игра: подразумевает репетицию деятельности педагога, дающая возможность проиграть педагогическую ситуацию, позволяющая понять психологию человека, встав на место ребенка, его родителей, или коллеги.

Мозговой штурм: предполагает активное обсуждение какой – либо проблемы группой педагогов, лидер группы озвучивает общее решение.

Тренинг: предполагает создание особой атмосферы, способствующей быстрому реагирование, быстрому обучению, выполнению определенных упражнений.

Круглый стол: предполагает заблаговременное озвучивание темы или проблемы, подготовку выступающих и дальнейшее обсуждение. Можно разделить участников на группы. Ведущий формирует выводы и предложения. Темы для круглых столов могут быть разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировкеальтернативные элементы. Например, - «Проблемы взаимодействия общественного и семейного воспитания на современном этапе», «Дошкольное образовательное учреждение – каким ему быть?»

Симпозиум: предполагает обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

Дебаты: предполагают обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.

Дискуссия: предполагает ведение профессионального, конструктивного спора, способного привести к решению проблемы, выработке общего мнения. Дискуссия (в переводе с латинского – исследование, разбор) заключается в коллективном обсуждении какого – либо вопроса, проблемы или в сопоставлении идей, мнений, предложений.

3. Заключительная часть.

Включает в себя следующие интерактивные технологии:

Упражнение на релаксацию - направлено на внутреннее успокоение, снятие напряжения, концентрацию внутренней силы, энергии.

Варианты упражнений:

«Намасте» (начинают его с одного древнего жеста – приветствия.)

Сложите руки вместе на высоте груди так, чтобы ладони и пальцы рук соприкасались. Сделайте два глубоких вдоха. Переведите свое внимание на руки, почувствуйте тепло каждой руки. Снова сделайте два глубоких вдоха. А теперь начните сильно тереть руки друг о друга, пока не почувствуете, что ладони одинаково теплые. Затем можно медленно разнимать руки. Ощутите теплоту и энергию между ладонями. Эту теплоту и энергию передайте какой-нибудь части своего тела, которая в этом нуждается, в которой чувствуется усталость или напряжение. И под конец еще раз сложите руки перед грудью, закройте глаза, сделайте глубокий вдох, еще раз глубоко вдохните, откройте глаза. Почувствовали тепло и энергию? А теперь это тепло передайте детям, коллегам, семье, а энергию – работе!

Релаксационная гимнастика:

«Ресницы опускаются…

Глаза закрываются…

Мы спокойно отдыхаем,

Силу, энергию набираем.

Наши руки отдыхают,

Наши ноги отдыхают,

Шея не напряжена,

А расслаблена она…

Губы чуть приоткрываются,

Улыбаются, расслабляются.

Дышится совсем легко,

Ровно, спокойно, глубоко.»

При организации взаимодействия необходимо исходить из возможностей педагогов, задания должны быть в зоне умеренной трудности, быть доступным, по силам, на первыхэтапах работы необходимо обеспечить переживание успешности на фоне затраченных усилий. В дальнейшем трудность можно увеличить, реализуя движение «от простого к сложному». При этом педагог не ждет, что ему дадут готовую информацию, материал, он учится добывать его сам, приспосабливаясь к предложенным условиям, учится быть успешным, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы в защиту своей позиции, мнения. При выходе «подготовленного» педагога на публичные выступления мы получаем опытного оратора, уверенного в себе декламатора.

2

multiurok.ru

Сценарий заседания педагогического совета

Педагогический совет проводился в форме групповой работы на основе элементов интерактивного обучения.

Для работы во время педсовета коллектив учителей был разделен на несколько групп.

«Активные и интерактивные формы работы с участниками УВП»

 

 1.      Вступление. Формулирование цели педагогического совета.

 

Закончилась 2-ая четверть и 1-ое полугодие.

Обращение к педагогическому коллективу:

- Какие у вас впечатления по окончании очередной учебной четверти? Какими вы видите ваших учеников, каково их отношение к учебе, качество полученных ими знаний?

                                                               (Очень часто можно слышать от учителей

                                                                высказывания: «Ничего не хотят…», «Ничего

                                                                не   учат…», «Не хотят ничего делать…» и т.п.)

Существующая система образования кажется для работающего в ней педагога настолько понятной, что сделанные психологами, социологами в этой области открытия или выводы кажутся совершенно неожиданными, приводят в недоумение и ставят под сомнение всю его деятельность.

Исследование, описываемое в статье А. Зверева "10 и 90 - новая статистика интеллекта", начиналось с обычного эксперимента, проводимого американскими социологами. Они обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончившим школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. И оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы.

Результат этого исследования подтолкнул российского педагога М. Балабана сделать вывод, который и приводит в недоумение педагогов: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только одного из десяти своих учащихся.

К. Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно».

Эффективность педагогической деятельности педагога средней школы характе-ризуется все теми же 10% учащихся. Объяснение очень простое:

«только 10% людей способны учиться с книгой в руках»

Говоря другими словами, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% учащихся также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».

Современная наука доказала, что в традиционной форме большинство современных детей  учиться не могут. Обучение должно строиться иначе, по-другому, таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться.

Цель педагогического совета следующая: мы должны решить, что можно поменять в нашей работе, как построить процесс обучения, сделать его более эффективным, при этом учитывая природу ребенка и особенности его интеллектуальных функций.

Один из вариантов организации учебного процесса - использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения.

Поэтому, тема педсовета звучит так: «Использование интерактивных форм и методов обучения как приоритетное направление технологизации образования».

 

2.      Ознакомление педагогического коллектива с формой организации работы педагогического совета.

Наша работа сегодня будет построена в виде групповой работы.

                                                            (Входя в аудиторию, каждый учитель вытянул

                                                             карточку с символом, соответствущим

                                                             определенной группе.)

3.      Формулирование понятия интерактивного обучения.

Задание группам: Обсудите и постарайтесь сформулировать определение понятия

                            интерактивное обучение – это…    

Запишите ваше определение на отдельном листе.

                                                            (Группы работают в течение 2 минут,

                                                            сформулированное определение оставляют

                                                             у себя).

4.      Сравнение принципов традиционного и интерактивного обучения.

Группам предъявляется текстовый теоретический материал.

Задание: Изучите материал статьи и представьте текстовую информацию в виде краткой таблицы, содержащей основные критерии и понятия.

Материал статьи:

         Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задача обучающихся - как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими. Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи. Многие педагоги сталкиваются с проблемой невозможности связать содержание своего предмета со знаниями учащихся в других учебных дисциплинах. И тогда возникает сомнение в том, насколько глубоко произошло осознание обучаемыми учебного материала, присвоение его и использование в ситуациях, выходящих за рамки школы. Достаточно сложно развеять данное сомнение прежде всего потому, что в качестве обратной связи от учащегося к педагогу также выступает процесс воспроизведения учебного материала. Подтверждение вышесказанному - слова Ш. А. Амонашвили: «Раньше, в том далеком прошлом, когда я был императивным учителем, я не жил со своими учениками одним творческим горением, да и сложности, с которыми они сталкивались, оставались мне неведомыми. Для них я был только контролер, а они для меня - правильно или неправильно решенными задачами».

          В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Педагог, по мнению О. Бассис, должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях «он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие». С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания. Таким образом, цель активного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.

           Организуя учебный процесс, педагог традиционной школы, прежде всего, озабочен содержанием своей собственной деятельности. Анализируя свои первые планы занятий, планы уроков коллег-педагогов, приходишь к выводу, что в них четко и подробно прописана только деятельность педагога. Как в плане, так и на самом занятии учитель «...является центральным действующим лицом, которое господствует над детьми, которое показывает или рассказывает, спрашивает» требуя полнейшей тишины в классе и ограничивая движения учащихся. В такой ситуации достаточно легко определить позицию учащегося на занятии - это позиция пассивного слушателя, которому иногда предоставляется возможность вербализовать свои знания.

          Интерактивное обучение в роли активного участника образовательного процесса в первую очередь видит учащегося. Очень важно, по мнению К. Н. Венцеля, «чтобы излагали, показывали, рассказывали и спрашивали больше сами дети, чтобы педагогу больше приходилось слушать..., чтобы дети все время были активными, а не сострадательными лицами...» Смена позиций учащегося и педагога в результате использования методов активного обучения приводит к изменению содержания деятельности участников образовательного процесса.

                                                                    (На выполнение задания отводится 5-7 минут

                                                                      После того, как задание выполнено, группам

                                                                     предлагается продемонстрировать результат

                                                                      с помощью документ-камеры. Возможны

                                                                     комментарии учителей.)

Дополнение:

Основные принципы интерактивного обучения:

В основе традиционного обучения лежит монолог учителя. Педагог с готовыми знаниями идет к учащемуся и, используя систему поощрений и наказаний, заставляет его принять информацию как необходимую и обязательную. Взаимодействие между участниками образовательного процесса, как нами уже было отмечено, строится обычно по инициативе педагога в соответствии с подготовленным заранее планом урока. Такой способ коммуникации позволяет педагогу за короткий промежуток времени передать достаточно большой объем материала, получая обратную связь в виде ответов учащихся. В. Ф. Шаталовым и его коллегами было подсчитано, что средняя продолжительность активного говорения каждого учащегося в течение шести уроков - две минуты. Всего лишь столько времени ему отводится для того, чтобы только рассказать подготовленный на протяжении нескольких часов дома, в библиотеке учебный материал.

          Методы интерактивного обучения предполагают иную форму коммуникации на занятии, которую можно зафиксировать в виде модели:

 

 

                                Ученик

 

Педагог                  Ученик

 

                                Ученик

В схеме показано, как изменяется позиция педагога: он не доминирует над учащимися, а становится, «участником учебной деятельности». Коммуникационные связи возникают не только между педагогом и учащимися, но и между всеми учащимися.

        В числе основных методических принципов интерактивного обучения выделяют следующие:

1. Принцип проблемности

Использование принципа проблемности в обучении означает, что «знания не преподносятся обучаемому в завершенном виде, предназначенном лишь для запоминания, а даются в динамике перехода от незнания к знанию, при активном участии самих обучаемых в получении части этих знаний в результате самостоятельной работы над решением специально подобранных проблемных задач». Принцип проблемности играет большую роль в формировании интереса к содержанию обучения и самой учебной деятельности, что, в свою очередь, повышает учебную мотивацию и дает возможность учащимся проявить умственную самостоятельность и инициативность.

2. Совместная деятельность, характеризующаяся взаимосвязью трех объектов.

3. Принцип дифференцированного подхода и учета индивидуальных особенностей учащихся.

4. Рефлексивность обучения, сознательное и критическое осмысление действия, его мотивов, качества и результатов как со стороны преподавателя, так и учащихся.

 

 

5.      Организация интерактивного обучения в учебном процессе. Определение форм и методов интерактивного обучения.

Задание группам:

Из предложенного перечня выделите те методы и формы работы, которые соответствуют принципам интерактивного обучения.

- диктанты,

- творческие задания,

- работа в малых группах,

- ролевые игры,

- устный фронтальный опрос,

- деловые игры,

- экскурсии,

- проектная деятельность,

- письменный опрос,

- соревнования,

- лабораторные работы,

- разминки,

- проблемное изложение,

- лекции,

- прием «Ученик в роли учителя»,

- дискуссии,

- объяснение с элементами иллюстрации,

- дебаты,

- круглый стол,

 - тестирование.

 

Выше перечислены самые распространенные формы и методы обучения, многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Часто одно и то же название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.

 

- Как вы думаете, принцип соревнования относится к традиционному или интерактивному обучению?

 

Педагоги, работающие в традиционной системе обучения, часто используют принцип соревнования, сущность которого можно зафиксировать в следующей фразе: «Я выиграю в том случае, если ты проиграешь». Нет ничего плохого в постоянном стремлении учащегося быть лучше других, если такое стремление подкрепляется конкретными успехами. Но, если он всегда оказывается хуже, если всегда первым становится кто-то другой, возможен ли в такой ситуации процесс учения?… В стратегии интерактивного обучения   взаимодействие между учащимися строится на принципе кооперативности, сущность которого можно выразить в следующей фразе: «Я выиграю в том случае, если выиграешь ты».

 

6.      Мастер-класс Ивановой И.В. «УУД.  Виды и характеристики УУД».

 

7.      Педагогические условия реализации стратегии интерактивного обучения.

 

Задание:

Каковы положительные стороны применения интерактивного обучения в организации учебного процесса?

Какие риски могут ожидать нас?

                                                                       (Группы обсуждают вопросы в течение

                                                                        1-2 минут. Обмен мнениями с коллегами.)

 

Эффекты

Риски

1. Эффективное усвоение знаний.

1. Трудность в преподнесении большого количества материала на занятиях. (Исключение: активная лекция)

2. Снижение утомляемости.

2. Учителю требуется много времени на подготовку занятия.

3. Повышение учебной мотивации

3. Сопротивление учащихся новым подходам и методам (выход учащихся из привычной «зоны комфорта»).

4. Развитие навыков социального взаимодействия: работа в группе, разрешение конфликтов, обоснование своей позиции и т.п.

4. Не готовность учащихся к взаимодействию друг с другом (не умеют работать в группах, высказываться, слушать и т.п.).

5. Перенесение части нагрузки во время учебного занятия на учащегося.

 

6. Учащиеся не имеют возможности отсидеться,  нужно думать самому, не полагаясь на других. Работают как сильные, так и слабые учащиеся.

 

7. У учащихся проявляется интерес к изучаемому предмету.

 

8. Учителю интереснее работать. Появляется возможность анализировать свою деятельность, делиться своими «находками».

 

 

Место традиционных и интерактивных методов хорошо иллюстрирует так называемая «таксономия Блума» - таблица уровней и целей обучения и развития познавательных навыков, разработанная группой американских психологов и педагогов.

Если следовать разработанной Б.Блумом таксономии, то  знания – это лишь первый, самый простой уровень этой иерархии. Далее идут еще пять уровней целей, причем первые три (знание, понимание, применение) являются целями низшего порядка, а следующие три (анализ, синтез, сравнение) – высшего порядка.

 

                                                                                        СРАВНЕНИЕ

                                                                         

                                                                         СИНТЕЗ

                                                        

                                                         АНАЛИЗ

                                      

                                          ПРИМЕНЕНИЕ

                    

                          ПОНИМАНИЕ

    

           ЗНАНИЕ

 

Способы и приемы, используемые в традиционном обучении, позволяют достигать в образовательном процессе первых трех уровней целей. Рассмотрим в качестве примера задания, расположенные в конце любого параграфа учебника. В большинстве случаев для их выполнения достаточно простого воспроизведения его содержания. Задания, которые требуют от учащегося понимания и применения знаний (второй и третий уровень целей), как правило, отмечены каким-либо знаком и не всегда используются педагогом.

Методы интерактивного обучения также обеспечивают достижение целей первых трех уровней, причем более эффективно, чем это делают методы традиционной системы обучения. Кроме того, методы интерактивного обучения позволяют достигать в образовательном процессе чаще всего целей высшего порядка (4-6 уровень).

 

 

 

 

8.      Подведение итогов. Выводы.

Задание:

Предлагаю вновь вернуться к определению понятия интерактивного обучения, которое коллеги записали в начале педагогического совета. У участников групп есть возможность откорректировать определение и на основании изученной в течение педсовета информации сделать определение более точным и конкретным.

                                                                          (Группы корректируют определение).

Интерактивное обучение – это …

От англ. (inter- «между»; act- «действие»). Дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога, т.е. обучение в сотрудничестве.

Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом, на основе которого формируется новое знание.  

  Да, можно полностью согласиться с тем, что интерактивные методы не позволяют преподнести на занятиях большое количество материала, возможно, за исключением некоторых вариантов активной лекции. Но необходимо ли это? Если мы придерживаемся ценностей традиционного образования, то тогда, конечно, важно количество информации на занятии, а с позиций интерактивного обучения более ценно другое - как было добыто знание учащимися, как они его применяют. Ведь информацию всегда можно найти в книгах и Интернете самостоятельно. Здесь педагогу важно определиться, с какой целью он использует методы активного обучения: чтобы учащиеся лучше запоминали учебный материал, но тогда это обыкновенный процесс оптимизации традиционного образовательного процесса, или он готов для серьезного и последовательного изменения своего мышления и своей деятельности, что в свою очередь приведет к изменению учебной деятельности учащихся.

Достаточно спорным представляется суждение о том, что для подготовки к занятиям с использованием методов интерактивного обучения необходимо прилагать значительно больше усилий, чем при традиционном способе преподавания. Ведь для подготовки качественной традиционной лекции или традиционного урока также требуются и время, и интеллектуальные усилия. Хотя в стратегии интерактивного обучения педагогу, помимо организации своей деятельности, важно удерживать в поле внимания и другие плоскости (организация деятельности учащихся, налаживание коммуникации между ними и т. д.), но здесь новые методы также обладают определенными преимуществами. Они помогают  перенести часть нагрузки во время учебного занятия с педагога на учащегося.

Подводя итог, на основании многочисленных экспериментов и научных исследований можно определенно сказать, что интерактивное обучение позволяет резко увеличить % усвоения материала. Здесь уместно привести китайскую пословицу:

«Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда»

и слова В.А.Сухомлинского:

«Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».

9.      Получение обратной связи.

Задание: закончите предложения:

•      сегодня я узнал…

•      было интересно…

•      было трудно…

•      я выполнял задания…

•      я понял, что…

•      теперь я могу…

•      я почувствовал, что…

•      я приобрел…

•      я научился…

•      у меня получилось …

•      я смог…

•      я попробую…

•      меня удивило…

•      мне захотелось…

 

 

 

 

infourok.ru

Давыдова, Ольга Ивановна - Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ (методика организации, сценарии, притчи, аффирмации)

Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

"исследование и разработка"

Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

"исследование разработка"~2

Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта