Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

ЖУРНАЛИСТИКА НАЧАЛА XX ВЕКА. Журнал искра 20 века


Искра (журнал), появление журнала, состав редакции и сотрудники

названиеИскра
изображениеIskra title.jpg
специализацияиллюстрированный сатирический журнал
периодичностьеженедельный, в 1873 году -- два раза в неделю
адрес редакцииСанкт-Петербург, Моховая ул., 30
главный редактор(основные)Василий Курочкин (1859—1864)Николай Степанов (1859—1864)Владимир Курочкин (с 1864)
учредительНиколай Степанов, Василий Курочкин
странаРоссийская империя
историяс 1 января 1859 по 24 июня 1873 год

«И́скра» — еженедельный сатирический журнал демократического направления. Издавался в Санкт-Петербурге с 1859 по 1873 год.

Появление журнала

В 1856—1858 годах Николай Степанов, талантливый художник-сатирик и демократ, близкий к редакции «Современника», издавал альбом злободневных карикатур «Знакомые» и при нем литературный «Листок знакомых». Среди других авторов в создании «Листка» участвовал и Василий Курочкин, уже известный поэт, переводчик Беранже. Мишенью для карикатур и текста было социальное неравенство, царящее в обществе. В 1857 году у Степанова и Курочкина возникает идея издавать сатирический журнал «Искра». Тогда же было получено официальное разрешение, однако, ввиду нехватки денег, с выпуском пришлось повременить. Первый номер «Искры» вышел 1 января 1859 года. Редакция расположилась на Моховой ул., 30, на квартире Степанова.

Новое издание заявило своей целью «практическую сатиру», «отрицание ложного во всех его проявлениях в жизни и в искусстве», обещая читателям «упорство… в преследовании общественных аномалий».

Сперва «Искра» выходила объёмом около одного печатного листа, но, с ростом корреспонденции, ради увеличения раздела «Нам пишут», на третий год расширила журнальное пространство до полутора-двух листов. С третьего номера журнал выходил по пятницам, и только в 1864 году — по вторникам.

В Петербурге номер стоил шесть рублей, в провинции — семь с половиной рублей. «Искра» была сравнительно дешевым изданием, делавшим упор на злободневность. Во многом, поэтому, «роль „Искры“, — по словам Горького, — была огромна: „Колокол“ Герцена был журналом, пред которым трепетали верхние слои общества столиц, „Искра“ распространялась в нижних слоях и по провинции…, она была более доступна и уму и карману наиболее ценного читателя той поры — учащейся молодежи…».

Состав редакции и сотрудники

400px

Компаньоны распределили обязанности. Василий Курочкин занимался литературной частью еженедельника, а Николай Степанов — художественной.

Редакторам удалось привлечь к сотрудничеству лучшие силы тогдашней журналистики. В «Искре» принимали участие поэты Д. Д. Минаев, П. И. Вейнберг, В. И. Богданов, Н. С. Курочкин, Н. Л. Ломан, В. П. Буренин, Г. Н. Жулев, П. В. Шумахер, Л. И. Пальмин, А. М. Жемчужников, Козьма Прутков, Л. А. Мей, Ал. К. Толстой, А. Н. Плещеев, В. Р. Щиглев, прозаики Н. В. Успенский и Гл. Успенский, А. И. Левитов, Ф. М. Решетников, П. И. Якушкин, Н. Н. Златовратский, С. Н. Фёдоров, публицисты Г. З. Елисеев, М. М. Стопановский, Н. А. Демерт, И. И. Дмитриев и многие другие. По одному-два произведения напечатали в «Искре» Герцен, Добролюбов, Салтыков-Щедрин, Некрасов.

www.cultin.ru

ЖУРНАЛИСТИКА НАЧАЛА XX ВЕКА

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

XIX век, создав достаточно богатую разветвленную систему печати, так и не решил вопрос о свободе печати. Складывающиеся партии (социал-демократы, социалисты-революционеры, конституционные демократы и даже монархисты) не имели своих легальных изданий. Первые партийные органы формируются в эмиграции. Эсеры в 1900 г. организовали газету «Революционная Россия», социал-демократы в декабре 1900 г. — «Искру», будущие кадеты группировались вокруг журнала «Освобождение». В 1903 г. анархисты, сторонники идей Кропоткина, издавали газету «Земля и воля».

Основные общественно-политические проблемы русской жизни не получали решения, положение рабочих и крестьян оставалось тяжелым. Конституции не было. Политических свобод также. Самодержавный произвол часто игнорировал законы.

Наступающий новый век, приближающееся 200-летие отечественной печати в 1903 г. порождали определенные ожидания в журналистских кругах, однако до революции 1905 г. им не суждено было сбыться.

«Вестник Европы» во «Внутреннем обозрении» и «Общественной хронике» первого номера 1901 г., посвященного наступлению XX в., констатировал, что большинство цивилизованных стран живет в условиях торжества капитализма и буржуазной демократии, а в России дело реформ не доведено до конца: слишком сильны оказались «охранители».

От имени либеральной общественности журнал перечислял задачи, которые нужно решить России в XX в. Это уничтожение сословного неравноправия, введение независимого от администрации суда, развитие самоуправления, юридическое облегчение положения печати, развитие частных обществ, свобода совести, введение всеобщего начального образования, упорядочение крестьянского, земского, судебного, промышленного, брачного и др. законодательств. Впрочем, у журнала не было уверенности, что все это осуществится скоро: «Мы знаем, что не нашему поколению... суждено увидеть пышный расцвет русской общественной жизни; для нас достаточно убеждения, что он возможен, что к нему ведет путь, пройденный Россией в XIX веке» (1901, № 1, с. 439).

Тем не менее частнопредпринимательская деятельность в области журналистики расширялась и крепла. В значительной степени разделились функции издателя, т.е. собственника газет и журналов, и их редакторов. Редакторы и публицисты становились подчас наемными работниками, которые зависели не только от цензуры, но и от владельца издания. Отдельные состоятельные люди — банкиры Поляков, Альберт, капиталисты Коншины, Рябушинские, Морозовы, банки (Волжско-Камский, Азово-Донской) все охотнее вкладывали деньги в периодическую печать.

Постепенно формируется качественная и массовая пресса. Старые направления — консервативное, либеральное и демократическое (социалистическое) — сохраняются в прессе, хотя существуют издания, стоящие в стороне от главных партийных направлений, декларирующие свою независимость, например «Биржевые ведомости», «Русское слово».

Яркой звездой блеснула на русском журнальном небосводе газета «Россия». Организованная в 1899 г. как либерально-буржуазное издание, «Россия» благодаря участию в ней известных фельетонистов В. Дорошевича и А. Амфитеатрова приобрела большую популярность в начале века. Требование политических перемен в стране, реформ, критика действий некоторых правительственных чиновников высокого ранга, намеки и иносказания создавали ей славу смелой буржуазной газеты. Фельетон Амфитеатрова «Господа Обмановы», опубликованный 13 января 1902 г., был воспринят как дерзкая сатира на царя Николая II и его ближайших родственников. Газета тотчас была закрыта, а Амфитеатров сослан в Минусинск. В 1905 г. под этим же названием вышла новая газета, но она уже носила чисто казенный монархический характер.

Самой распространенной газетой в России стало «Русское слово» И.Д. Сытина, перешедшее в 1902 г. псд редакторство В.М. Дорошевича. Король фельетонистов, как называли Дорошевича, поставил издание газеты на европейский лад, усилил информационную службу, отдел фельетона. Тираж газеты доходил до 100 тыс. экземпляров, а к 1917 г. достиг одного миллиона. Редактор постоянно уклонялся от партийных пристрастий и называл свой печатный орган «газетой здразого смысла».

В начале века приобрела популярность ежечедельная газета «Право». Пропагандируя идеи твердого буржуазного правопорядка и расширения личных прав граждан, она являлась как бы легальным отделением эмигрантского журнала «Освобождение».

Тогда же появляются научно-образовательные журналы («Вестник  знания»),  усиливается  роль журнала «Образование» как ежемесячника «старого» типа. Глубоко анализирует важнейшие события 1904, 1905, 1914 и 1917 гг. журнал «Русское богатство». «Стереотип недовольства» положением дел в самодержавной России поддерживают другие «толстые» журналы: «Русская мысль», «Просвещение». Ширится земское движение, что получает отражение в печати.

Нерешенность общественно-политических задач, тяжелое положение трудящихся классов стимулировали распространение радикальной революционной печати. До 1905 г. она по-прежнему формируется за границей. Социал-демократы, разделившиеся в 1903 г. на две фракции — большевиков и меньшевиков, издают «Искру», «Вперед», журнал «Заря», газеты «Красное знамя», «Социал-демократ»; эсеры — «Революционную Россию», журнал «Вестник русской революции». В нескольких провинциальных городах России (Нижний Новгород, Тула, Тифлис, Архангельск и др.) возникают местные нелегальные социал-демократические газеты.

В социал-демократической печати наряду с резкой критикой самодержавия развернулась полемика двух фракций — большевиков и меньшевиков. «Искра», много сделавшая при активном участии Ленина для укрепления партии рабочего класса, подготовки II съезда РСДРП и новой программы, после съезда оказалась в руках меньшевиков (Плеханов, Мартов и др.). Плеханов уже тогда не разделял взглядов большевиков на осуществление социалистической революции в стране, считал такой поворот событий пагубным для России, не верил в союз рабочего класса и крестьянства.

Эсеровская «Революционная Россия» во главе с В.М. Черновым также была трибуной обличения самодержавия и царизма. Эсеры защищали идею свободы слова, вероисповедания, личной неприкосновенности. Стремясь побороть отсутствие революционности в массах, пробудить революционное сознание масс, эсеры особое внимание уделяли фактам революционного брожения в деревне, разрабатывали радикальную программу преобразования земельных отношений в пользу крестьян, считали допустимым в своей деятельности прибегать к актам индивидуального террора.

Но самым главным, существенным для отечественной печати в начале XX в. были события первой русской революции и царский манифест от 17 октября 1905 г.

Этот манифест, провозгласивший политические свободы в России, предопределил развитие легальной многопартийной печати. Манифест даровал населению империи гражданские права «на началах неприкосновенности личности, свободы слова, совести, собраний и союзов». Была создана Государственная дума как первое законодательное учреждение в России.

24 ноября 1905 г. специальным указом декларировалось устранение административного вмешательства в дела прессы, восстанавливался порядок судебной ответственности за преступления в печати. На работников печати могли накладываться денежные штрафы, арест до трех месяцев, тюремное заключение от двух месяцев до полутора лет, ссылка на поселение. Оставались в практике Главного управления по делам печати МВД и полиции конфискация номеров, приостановка неугодных изданий, закрытие типографий. Первоначально на волне революционного подъема пресса игнорировала этот указ, но уже с 1906 г. он начал действовать, и достаточно сурово.

Одновременно все чаще стали практиковаться субсидии изданиям правительственной, консервативной ориентации.

В 1905 г. откровенные сторонники монархии издают газеты «Московские ведомости», «Земщина», «Русское знамя», «Гроза» (партия под названием «Союз русского народа»), «Слово», «Голос Москвы» («Союз 17 октября», или партия «октябристов»). Партия конституционных демократов (кадеты, с 1906 г. партия «Народной свободы») издает газеты «Народное дело», «Народный путь» и др.

Социал-демократы (большевики) организуют первую легальную газету «Новая жизнь», издают газету «Борьба» и др.; под руководством меньшевиков выходят «Начало» и «Московская газета».

Партия социалистов-революционеров (эсеры) сначала сосредоточилась в газете «Сын Отечества», а затем организовала новые печатные органы — «Голос», «Дело народа» и др.

Анархисты издавали газету «Анархия». Были и другие более мелкие партии, также издававшие свои газеты и журналы. Не отставала от этого процесса и провинциальная пресса.

В феврале 1906 г. правительство наладило печатание правительственной вечерней газеты «Русское государство», однако газета просуществовала лишь до апреля 1906 г. Ее сменила «Россия», ставшая с лета 1906 г. правительственным официозом. Но официальная пресса — как новые, так и старые («Правительственный вестник», «Сельский вестник») издания — не пользовалась популярностью.

Издания «октябристов» (эту партию возглавляли крупные промышленники А. Гучков, братья Рябушинские) старались сплотить широкие слои населения вокруг самодержавия на базе манифеста 17 октября. В них проводилась идея единения с конституционным монархом при народном представительстве (Государственная  дума).  Гражданская  свобода  рассматривалась как условие, обеспечивающее свободу предпринимательства. Полное неприятие революционных взглядов дополняло содержание газет «октябристов».

Консервативные, антиреволюционные (часто погромные) взгляды отстаивала печать «Союза русского народа» А. Дубровина и В. Пуришкевича, газета «Черносотенец».

Наибольшее влияние на общество приобрели кадетские издания, особенно ежедневная столичная газета «Речь», во главе которой стоял П. Милюков. Она издавалась как политическая и литературная с февраля 1906 г. В ней сотрудничали И. Гес-сен, В. Маклаков, П. Струве, М. Винавер, князь П. Долгоруков,-В. Набоков и др.

Газета отстаивала укрепление буржуазного строя, категорически отвергала революцию, революционную «романтику». Ее публицисты признавали только мирные конституционные методы политической борьбы, а революционное движение стремились направить в русло парламентской деятельности.

«Речь» постоянно поднимала крестьянский вопрос, защищая требование увеличения земельных угодий крестьян за счет принудительного отчуждения части государственных земель и тех площадей, которые не обрабатывали помещики. И хотя издание доходило до радикального утверждения, что земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает, о ликвидации помещичьего землевладения речь в газете не шла. За добавленную землю крестьяне должны были, по мнению кадетов, платить выкуп.

Прочные позиции занимали издания партии социалистов-революционеров. Эсеровская партия (В. Чернов и др.) сформировалась как наследница революционного крыла народников-социалистов. Отражая интересы миллионов крестьян, их газеты остро ставили земельный вопрос, требовали и в прессе, и в Думе безвозмездного наделения крестьян землей. Они не отказывались от революционного противостояния правительству и монархии и даже революционного террора.

Эсеровские издания разрабатывали тему Учредительного собрания, которое при благоприятном избирательном законе дало бы преимущество трудовым элементам страны.

К ним примыкали так называемые «трудовики», которые сходились в ряде требований с эсерами, но признавали только мирные, легальные способы их достижения, отрицали, как и эсеры, авангардную роль в революции пролетариата.

Социал-демократическая пресса была наиболее революционна. Идея пролетарской революции являлась стержнем всей журналистики большевиков.

Первым легальным изданием социал-демократов большевиков  в  1905  г.  явилась  петербургская  газета  «Новая  жизнь»,

официальным издателем которой был литератор Н. Минский. Первый номер вышел 27 октября 1905 г. К нему в качестве приложения была отпечатана Программа партии, принятая на II съезде Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Тираж газеты составил 80 тыс. экземпляров.

В организации издания большое участие принял М. Горький, печатались К. Бальмонт, Н. Теффи, А. Серафимович, Н. Гарин-Михайловский, А. Луначарский и др. С девятого номера в редактировании «Новой жизни» участвовал В. Ленин. Его статья «Партийная организация и партийная литература» была прямым •откликом на открывшуюся возможность легально излагать партийные взгляды, хотя идеи ее были приняты далеко не всеми литераторами.

Ровно через месяц после выхода «Новой жизни» в Москве стала издаваться легальная социал-демократическая газета «Борьба», целиком посвященная революционному движению рабочего класса, а затем газета «Вперед». Появились легальные социал-демократические издания в других городах России. Под влиянием большевиков оказались многие профсоюзные издания. Все они вели неуклонную пропаганду революционного свержения царского режима, безвозмездной передачи земли крестьянам, фабрик рабочим, защищали идею демократической диктатуры пролетариата и крестьянства.

Меньшевики в ноябре 1905 г. предприняли издание ежедневной газеты «Начало» (П. Аксельрод, Л. Мартов, Г. Плеханов и др.). Активно выступая против самодержавия, они не верили, однако, в победу социалистической революции, отказывались считать крестьян союзниками пролетариата, примыкали по своей идеологии к социал-демократическим оппортунистам западноевропейских стран (К. Каутский и др.). «Начало» было чисто политическим изданием, в котором не затрагивались, например, вопросы литературы, поскольку ее участники считали искусство стоящим вне политики. Издавали они и другие печатные органы.

Вся социал-демократическая, эсеровская, а иногда и кадетская печать преследовалась правительством, цензурой вплоть до 1917 г. Поэтому неудивительно, что на место одних изданий часто приходили другие под новым заглавием. Восемь раз меняла свое название эсеровская газета «Трудовой голос», столько же раз переименовывалась и большевистская «Правда». Этим объясняется то, что многие радикальные оппозиционные газеты и журналы были недолговечны, но зато представлены весьма большим числом названий.

Лозунги социал-демократической печати все больше проникали в массы рабочих, крестьян и солдат, поскольку большевики развернули серьезную пропаганду среди военных частей («Голос солдата», «Жизнь солдата», «Казарма»).

Эпоха 1905 г. ознаменовалась еще одним заметным явлением в области печатного слова — появилось множество сатирических иллюстрированных изданий разной периодичности: «Пулемет», «Жало», «Топор», «Зритель», «Жупел», «Бич» и др. Общее количество подобных изданий исчислялось сотнями. Журналы издавались в обеих столицах, городах Одессе, Тифлисе, Харькове, Киеве, Ярославле, Саратове и др. Все они были ультрарадикальными, но с разной политической платформой: от революционных, социалистических до умеренно конституционных и реакционных, погромных. Многие были недолговечны. Главная мишень большинства подобных изданий — самодержавие, манифест 17 октября, царь Николай II, министры Витте, Дурново. Цветные рисунки и карикатуры дополняли стихи и прозу, широко практиковался жанр пародии. Объем журналов колебался от 4 до 8 и более полос. Наряду с такими фельетонистами, поэтами, как О. Дымов, Н. Тэффи, В. Потемкин, в журналах печатались А. Куприн, М. Горький, И. Бунин, К. Чуковский, В. Князев. Блестящим продолжателем этих изданий стал журнал А. Аверченко «Сатирикон» (1910).

Первая русская революция открыла путь изданию газет на языках народов, населявших Россию (чуваши, татары, узбеки и др.).

В 1905 г. появились первые эротические издания.

Дальнейшее развитие получили журналы искусств («Новый путь» Д. Мережковского, «Весы» В. Брюсова и др.), театральные и отраслевые издания.

После разгрома московского вооруженного восстания в декабре 1905 г. и общего спада революционного движения в стране оживление русской политической печати сменилось закрытием ряда газет и журналов, вытеснением революционных изданий из легального сектора.

Поражение революции и приход к власти П. Столыпина (1906) серьезно отразились на характере русской журналистики. Часть либеральной прессы повернула вправо. Многие издания оппозиционных революционных партий снова оказались за границей («Социал-демократ», «Знамя труда»), особо это касалось большевистских газет и журналов.

Значительная часть интеллигенции — литераторов, политиков — отказалась от революционных идей и революционных методов борьбы за демократию. Наиболее ярким свидетельством этого поворота явился сборник статей под названием «Вехи». Его авторы-интеллигенты сосредоточились на морально-нравственных, религиозно-философских исканиях, далеких от революции. В социал-демократическом лагере появились ликвидаторство и «отзовизм».

Новый подъем в области русской журналистики приходится на 1910—1912 гг. Уже в период правления П. Столыпина (1906—1911) резко обострилась общественно-политическая ситуация в связи с роспуском I и II Государственных дум, жесткими мерами, которые правительство проводило в связи с земельной реформой Столыпина. Ставка делалась на упразднение сельской общины, чересполосицы и укрепление единоличных хозяйств «сильных мужиков». Непонимание, пассивное сопротивление крестьян реформе рассматривалось как преступление, в связи с чем в условиях усиленной и чрезвычайной охраны государства развернулись бесчинства полиции, в практику военно-полевых судов вошли скоропалительные смертные приговоры и стали практиковаться даже казни без суда и следствия. Насилие и беззаконие, бессудные расправы над людьми вызвали протесты всех левых партий: социал-демократов, эсеров, трудовиков и даже кадетов, всех честных людей, в том числе В. Короленко (статьи «Бытовое явление», «Черты военного правосудия»), Л. Толстого (статья «Не могу молчать») и др.

В 1910 г. оживилось рабочее движение, развернулась борьба за укрепление партии большевиков против ликвидаторства и «отзовизма», т.е. против свертывания участия работы в легальных общественных институтах. Широко велась кампания по выборам в IV Государственную думу. Руководила этой работой эмигрантская газета «Социал-демократ», а с конца 1910 г. в Петербурге была налажена легальная пролетарская газета  «Звезда».

Первоначально в ней принимали участие некоторые меньшевики (Н. Иорданский, Г. Плеханов и др.), но в целом это был большевистский орган, отстаивавший принципы революционного рабочего движения. В газете печатались В. Ленин, В. Бонч-Бруевич, К. Еремеев, М. Горький, Д. Бедный и др. Издавалась она большим форматом, подобно другим легальным массовым газетам, прямо указывая, что берет за образец немецкую социал-демократическую газету «Форвертс», сочетавшую в себе боевой политический орган и популярное издание одновременно.

Помимо политических статей «Звезда» печатала разнообразную хронику, включая судебную и уголовную, рассказы, стихи, очерки, рекламу и объявления. Выходила она 2—3 раза в неделю и в 1912 г. даже через день, тиражом 20—50—60 тыс. экземпляров.

В 1912 г. после расстрела рабочих на Ленских золотых приисках в Сибири солидарный протест рабочих показал, что революционное движение против царского режима идет в гору.

Газета «Звезда» напечатала десятки откликов, резолюций протеста рабочих собраний с требованием политической свободы.

Учитывая опыт «Звезды», большевики с мая 1912 г. стали издавать массовую рабочую газету «Правда». Борьба за массы развернулась с новой силой. Газета обратилась к местным партийным организациям, ко всем рабочим и крестьянам с призывом сотрудничать в газете, поддержать ее материально.

Это отразилось в предвыборной борьбе в Думу (1913), в отношении к профсоюзам (многие политики старались тогда оторвать профсоюзы от политической борьбы), в поддержке стачечной борьбы.

«Правда» постоянно вела полемику с «Речью» и другими буржуазными газетами. Депутаты Думы—большевики регулярно печатались в «Правде».

Наряду с активистами партии большевиков — Ольминским, Воровским, Еремеевым, Стекловым, Молотовым, Шаумяном, Стучкой и др. — в списках сотрудников газеты были названы Р. Люксембург, Ф. Ротштейн.

В «Правде» активно участвовал В.И. Ленин, несмотря на то что жил за границей. В своих многочисленных статьях он затрагивал вопросы печати, революционной теории, критиковал оппортунистов и ликвидаторов, анализировал расстановку классовых сил в обществе, роль рабочих и крестьян в революции.

«Правда» распространялась не только в России, но и в Польше, Болгарии, ее знали в Германии, Франции и других странах.

Министерство внутренних дел, цензура придирчиво наблюдали за газетой большевиков: запрещали ее отдельные номера, арестовывали редакторов, штрафовали. Правительство несколько раз закрывало газету, но она возобновлялась и продолжала выходить под сходными названиями: «Рабочая правда», «Правда труда», «За правду» (1913), «Путь правды», «Трудовая правда» (1914) и др. Жизненность «Правды» во многом зависела от поддержки ее читателями-рабочими и меценатами.

В канун Первой мировой войны летом 1914 г. «Правда» была все же закрыта, ее редакция разгромлена, многие сотрудники арестованы.

Оказать влияние на массы, привлечь их на свою сторону старались не только партийные издания, но и массовые газеты бульварного типа — так называемые «газеты-копейки». Первая подобная ежедневная «газета-копейка» вышла в Петербурге в 1908 г. под редакцией М. Городецкого и В. Анзимирова. Она издавалась двумя выпусками — утром и вечером, имела несколько приложений: «Журнал-копейка», «Листок-копейка», «Веселый балагур», «Альбом "Копейки"» и др. Один номер стоил 1 копейку (против 5 копеек других газет).

Городские новости, скандальные истории, авантюрная беллетристика, неглубокий комментарий событий политической жизни — таково ее содержание. Среди читателей газеты были городские мещане, мелкие служащие, чиновники, рабочие, хотя многие передовые рабочие понимали ее развлекательный, оглупляющий характер.

С 1909 г. подобная «газета-копейка» издавалась теми же издателями в Москве. Во многих других городах России были свои «газеты-копейки» («Киевская копейка» и др.).

Но, конечно, ведущее место в системе печати по-прежнему занимали общероссийские газеты «Речь», «Русские ведомости», «Русское слово», «Раннее утро», «Утро России».

Растет авторитет журналов «Просвещение», «Современный мир». Успешно продолжается «Вестник знания».

1913 год — последний мирный год развития страны, журналистики. В это время весь спектр общественных интересов представлен в русской периодической печати. Более 3000 изданий выходило в стране — в столицах и на периферии.

Первая мировая война внесла существенные коррективы в судьбы русской печати. Легальные большевистские издания были закрыты. Заграничная газета «Социал-демократ» вновь стала руководящим органом революционных марксистов. Большевики считали войну величайшим бедствием для трудящихся, о чем заявили в Государственной думе. Они выдвинули лозунг поражения своего правительства. С развитием военных действий, неудачами русской армии идея пораженчества проникает все шире в солдатские массы. Газеты сменяются листовками, устной пропагандой, развивается мысль о превращении империалистической войны в гражданскую.

Эсеры, меньшевики заняли националистическую, подчас шовинистическую позицию и сомкнулись с буржуазными лидерами, буржуазной печатью. Ими пропагандировалась идея всеобщего объединения народа перед лицом врага ради обороны страны, войны до победного конца.

Значительная часть русской интеллигенции, многие писатели (А. Куприн, И. Бунин, В. Брюсов, А. Толстой, Н. Гумилев и др.) заняли патриотическую оборонческую позицию, позицию защитников европейской культуры от немецких варваров.

В 1915 г. в журнале «Современный мир» меньшевик Плеханов утверждал, что поражение России в войне скажется негативно на перспективах освободительного движения.

В сентябре 1915 г. всю русскую легальную печать («Утро России», «Речь», «Новое время», «Русские ведомости») обошло воззвание за подписью Плеханова, Дейча, Аксельрода и др., в котором путь национальной обороны, путь, ведущий к победе в войне, был признан путем к народной свободе.

С начала военных действий правительством была введена военная цензура, которая распространялась на все фронтовые и прифронтовые губернии. Строго регламентировалась деятельность военных корреспондентов. Количество журналистов при Ставке Верховного главнокомандующего ограничивалось 10 персонами.

Нижним чинам, т.е. рядовым, вообще было запрещено участвовать в работе печати. Правительством, военным руководством принимались меры усиленного распространения в армии промонархических газет «Илья Муромец», «Альбом героев войны».

Легальные социал-демократические, эсеровские издания в годы войны чаще возникали и выходили в провинции (Екате-ринодар, Самара, Саратов, Рига), но были весьма недолговечными.

Социальные противоречия, обострившиеся с войной, нехватка продовольствия в промышленных городах, увеличение продолжительности рабочего дня, военные неудачи и сама затянувшаяся война, стачки привели весной 1917 г. к буржуазно-демократической революции и отречению Николая II от престола.

Власть перешла к Временному правительству. Закончился первый, эволюционный этап развития журналистики.

 

Из Временных правил о повременных изданиях 24 ноября 1905 г.

...предварительная как общая, так и духовная цензура выходящих в Империи неповременных, а также повременных изданий, равно как и выпускаемых отдельными листами эстампов, рисунков и проч., отменена.

Из манифеста 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка»

...даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

Из Временного положения о военной цензуре от 20 июля 1914 г.

Военная цензура есть мера исключительная и имеет назначением не допускать по объявлении мобилизации армии, а также во время войны оглашения и распространения путем печати... сведений, могущих повредить военным интересам государства.

Введение военной цензуры, не отменяя действующего в Империи Устава о цензуре и печати... во всем его объеме, восстановляет... предварительный цензурный просмотр всякого рода произведений печати, причем таковые разрешаются к на-печатанию военными цензорами...

students-library.com

журнал "Искры" №7 от 1902

Гоголь

Была  не только "Искра" (чур меня!), но и "Искры", издавал Сытин.Спасибо ivanko333, он предлагает ознакомится с выпуском этого журнала №7 от 1902 года, он  целиком посвящён Н.В. Гоголю. Редкие фотографии и гравюры:

журнал "Искры" №7 от 1902, посвящён Гоголю

журнал "Искры" №7 от 1902, посвящён Гоголю

журнал "Искры" №7 от 1902, посвящён Гоголю

журнал "Искры" №7 от 1902, посвящён Гоголю

журнал "Искры" №7 от 1902, посвящён Гоголю

журнал "Искры" №7 от 1902, посвящён Гоголю

журнал "Искры" №7 от 1902, посвящён Гоголю

журнал "Искры" №7 от 1902, посвящён Гоголю

журнал "Искры" №7 от 1902, посвящён Гоголю

журнал "Искры" №7 от 1902, посвящён Гоголю

журнал "Искры" №7 от 1902, посвящён Гоголю

журнал "Искры" №7 от 1902, посвящён Гоголю

журнал "Искры" №7 от 1902, посвящён Гоголю

журнал "Искры" №7 от 1902, посвящён Гоголю

журнал "Искры" №7 от 1902, посвящён Гоголю

tapirr.livejournal.com

Искра (журнал) - Gpedia, Your Encyclopedia

У этого термина существуют и другие значения, см. Искра.

«И́скра» — еженедельный сатирический журнал демократического направления. Издавался в Санкт-Петербурге с 1859 по 1873 год.

Появление журнала

В 1856—1858 годах Николай Степанов, талантливый художник-сатирик и демократ, близкий к редакции «Современника», издавал альбом злободневных карикатур «Знакомые» и при нем литературный «Листок знакомых». Среди других авторов в создании «Листка» участвовал и Василий Курочкин, уже известный поэт, переводчик Беранже. Мишенью для карикатур и текста было социальное неравенство, царящее в обществе. В 1857 году у Степанова и Курочкина возникает идея издавать сатирический журнал «Искра». Тогда же было получено официальное разрешение, однако, ввиду нехватки денег, с выпуском пришлось повременить. Первый номер «Искры» вышел 1 января 1859 года. Редакция расположилась на Моховой ул., 30, на квартире Степанова.

Новое издание заявило своей целью «практическую сатиру», «отрицание ложного во всех его проявлениях в жизни и в искусстве», обещая читателям «упорство… в преследовании общественных аномалий».

Сперва «Искра» выходила объёмом около одного печатного листа, но, с ростом корреспонденции, ради увеличения раздела «Нам пишут», на третий год расширила журнальное пространство до полутора-двух листов. С третьего номера журнал выходил по пятницам, и только в 1864 году — по вторникам.

В Петербурге номер стоил шесть рублей, в провинции — семь с половиной рублей. «Искра» была сравнительно дешевым изданием, делавшим упор на злободневность. Во многом, поэтому, «роль „Искры“, — по словам Горького, — была огромна: „Колокол“ Герцена был журналом, пред которым трепетали верхние слои общества столиц, „Искра“ распространялась в нижних слоях и по провинции…, она была более доступна и уму и карману наиболее ценного читателя той поры — учащейся молодежи…»[3].

Состав редакции и сотрудники

Компаньоны распределили обязанности. Василий Курочкин занимался литературной частью еженедельника, а Николай Степанов — художественной.

Редакторам удалось привлечь к сотрудничеству лучшие силы тогдашней журналистики. В «Искре» принимали участие поэты Д. Д. Минаев, П. И. Вейнберг, В. И. Богданов, Н. С. Курочкин, Н. Л. Ломан, В. П. Буренин, Г. Н. Жулев, П. В. Шумахер, Л. И. Пальмин, А. М. Жемчужников, Козьма Прутков, Л. А. Мей, Ал. К. Толстой, А. Н. Плещеев, В. Р. Щиглев, прозаики Н. В. Успенский и Гл. Успенский, А. И. Левитов, Ф. М. Решетников, П. И. Якушкин, Н. Н. Златовратский, С. Н. Фёдоров, публицисты Г. З. Елисеев, М. М. Стопановский, Н. А. Демерт, И. И. Дмитриев и многие другие. По одному-два произведения напечатали в «Искре» Герцен, Добролюбов, Салтыков-Щедрин, Некрасов.

Убедительность и сила сатирических материалов, помещавшихся в журнале, многократно увеличивалась благодаря тому, что литературный текст сопровождался талантливыми карикатурами. С «Искрой» работали такие известные художники той поры, как А. Н. Бордчелли, А. Волков, К. Данилов, Н. В. Иевлев, М. О. Микешин, М. С. Знаменский, Э. Т. Комер, В. Д. Лабунский, С. А. Любовников, А. В. Богданов и другие.

Сами Николай Степанов и Василий Курочкин публиковали множество собственных произведений и принимали деятельное участие в создание чужих, так что иногда сложно оценить, каков вклад в опубликованный материал редакторов и сотрудников, чьим именем они подписаны.

Несмотря на отсутствие монолитности среди поэтов, печатавшихся в журнале, некоторая общность демократических взглядов авторов большинства публикаций привела к тому, что поэтов «Искры» стали иногда воспринимать как единое целое. Как позднее авторов «Сатирикона» стали обобщенно называть «сатириконовцы», так в шестидесятых годах девятнадцатого века в русской литературе появилось понятие «поэты-искровцы».

Содержание журнала

«Искра». Обложка журнала с карикатурой на биржевых дельцов. 1861.

Поскольку журнал был относительно недорог и широко распространялся в провинции, он быстро стал очень популярен. Многие его читатели вскоре сами становились корреспондентами «Искры», так что она обзавелась сетью корреспондентов в разных уголках страны. Авторы раскрывали злоупотребления властью, взяточничество, казнокрадство, неправедный суд. Нервом журнала был публицистический отдел «Нам пишут». Этот отдел, составлявшийся М. М. Стопановским по письмам из провинции, с успехом выполнял обличительные функции. Чиновники весьма боялись стать персонажами очередного материала «Искры». Появилось специальное выражение — «Упечь в „Искру“». Отдел «Нам пишут» стал объектом внимания цензуры. Порой до половины материалов журнала приходилось выбрасывать из номера. Запрещалось называть имена крупных чиновников, названия городов, где происходил произвол и беззаконие. Журнал заговорил эзоповым языком, и каждый читатель уже знал, что на языке «Искры» астраханский губернатор Дегай это «Растегай», псковский губернатор Муравьёв — «Муму», курский губернатор Ден — «Раден». Вологда получила название «Болотянск», Вильно — «Назимштадт» (по фамилии тогдашнего генерал-губернатора Назимова), Воронеж — «Хлебородск» и «Урожайск», Гродно — «Зубровск», Екатеринослав — «Грязнославль», Кострома — «Кутерьмы». Вместо слова «реакционный» редакция употребляла эвфемизм «благонамерен» и т. п. Часто свои произведения искровцы выдавали за переводные. Популярные в «Искре» переводы Беранже на самом деле большей частью были вольными переложениями, делавшимися с учетом российских реалий.

Однако все эти приемы были понятны и цензорам. С № 29 за 1862 год отдел «Нам пишут» был запрещен. Несмотря на это, редакция продолжала искать формы, в которых можно было бы донести до читателей информацию, о происходящем на местах. Вместо обзоров «Нам пишут» появились «Искорки», где читательские сигналы получили воплощение в виде шуток, афоризмов, пародий, эпиграмм, «Сказок современной Шехерезады».

В «Хронике прогресса» наносились удары по проявлениям реакции в журналистике. Этот раздел анонимно вел далекий от легкомысленных шуток публицист крупного масштаба — Г. З. Елисеев. В первой статье Елисеев предупредил читателей: «…Когда не появится в „Искре“ моей Хроники, значит, прогресс подвигается плохо. Если Хроника моя прекратится совсем, пусть разумеют они, что друзья человечества восторжествовали вполне. Тогда уж мне нельзя будет и писать». «Мое назначение состоит вовсе не в том… чтобы смешить, а в том, чтобы приводить людей, смеха достойных, в смешное положение, делать их удобными для смеха». Благодаря этому отделу «Искра» приобретала серьёзное публицистическое значение.

В конце 1860-х годов в «Искре» появилось постоянное сатирическое обозрение иностранной политической жизни «Заметки со всех концов света». Так, искровцы не раз издевались над тем, как русская консервативная и либеральная пресса изображала «ужасы французской революции», «чудовищ и крокодилов Марата и Робеспьера».

Как и многие другие демократические издания, «Искра» выступала за идейную злободневность и общественное предназначение литературы, против «искусства для искусства». В журнале пародировались стихи Майкова, Фета, Случевского. «Искра» принимала активное участие в журнальной полемике, разгоревшейся в связи с выходом романа Тургенева «Отцы и дети». В стихотворении Д. Д. Минаева «Отцы или дети» Тургенев стал мишенью для критики, в его адрес прозвучали упреки в клевете на демократов-«детей» и в симпатиях к «русским барам»-«отцам».

Закат журнала

С середины шестидесятых, с ростом количества ежедневных изданий, способных быстрее и полнее освещать текущие события, значение «Искры» начинает падать. Кроме того, фатальную роль в судьбе журнала сыграло постоянное внимание цензуры.

С 1862 года власти проявляют повышенный интерес к Курочкину. В 1864 цензурный комитет требует перемены ответственного редактора, и с № 37 за 1864 год редактором (по крайней мере, номинально) становится старший брат Курочкина — Владимир Степанович. В конце 1864 года из редакции выходит «умеренный» Николай Степанов и основывает свой собственный сатирический журнал «Будильник». Тематика журнала мельчает, теперь он больше внимания уделяет литературе и театру. Уже в 1865 цензоры могут с чувством гордости за хорошо проделанную работу сказать, что «резкий тон журнала значительно смягчился с устранением от редакции В. Курочкина».

Пытаясь спастись от предварительной цензуры, с 1870 года журнал отказывается от иллюстраций. Но и это не привело к успеху. По меткому замечанию Скабичевского, «Искра» без карикатур стала «мухой без крыльев». Хотя и в таком виде, благодаря изобретательности журналистов, издание остается пугалом для цензоров, широкое общественное значение журнала утрачено безвозвратно. Журнал переходит из рук в руки, попадает к В. Леонтьеву. В 1873 начинает публиковать переводные романы (Э. Золя, Г. Мало), переходит на режим двух выпусков в неделю, но это уже агония.

В 1873 году, после трех предупреждений, «Искра» была приостановлена на четыре месяца, но издание её больше не возобновилось. Формальным поводом для запрещения послужила статья «Журнальные заметки» (1873, № 8). Статья содержала пожелание иметь «…правительство, свободно вышедшее из народа и возвращающееся в него же по миновании своих полномочий, правительство, чуждое бюрократизма и узких кастовых целей…». Текст был сочтен содержащим «превратные и совершенно неуместные суждения о правительственной власти». «Искра» угасла...

Примечания

Литература

  • Поэты «Искры». В двух томах. Том 1. Библиотека поэта. Большая серия. «Советский писатель». Ленинградское отделение, 1987 г. 384 стр. 75000 экз.
  • Поэты «Искры». В двух томах. Том 2. Библиотека поэта. Большая серия. «Советский писатель». Ленинградское отделение, 1987 г. 464 стр. 75000 экз.
  • История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941—1956.
  • Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939.

Ссылки

www.gpedia.com

Искры : иллюстрированный художественно-литературный и юмористический журнал с карикатурами. - 1913.

Искры : иллюстрированный художественно-литературный и юмористический журнал с карикатурами. — Москва : Издательство Товарищества И. Д. Сытина, 1900-1917. — Выходит еженедельно при газете "Русское слово".

№ 40 (13 окт.) (1913). — Из коллекции томского краеведа Эдуарда Кондратьевича Майданюка.

Содержание :

  • Начало.
  • Смерть абрека [Зелим-хана].
  • Юбилей Битвы народов.
  • Новый экзарх Грузии.
  • Открытие первого шлюза [в Рыбинске].
  • Памяти художника [А. И. Чиркова].
  • Гибель авиатора [поручика Клещинского].
  • Открытие «Свободного театра».
  • Гибель «Вольтурно».
  • Сара Бернар в Лондоне.
  • Юбилей «Русских ведомостей».
  • Семиреченская выставка.
  • ИЛЛЮСТРАЦИИ:
  • Отряд горцев, действовавших против Зелим-хана, и семья убитого абрека у его тела.
  • Перенесение праха русских воинов в Лейпциг ; Алексий, новый экзарх Грузии ; Ярославский губернатор, открывая шлюз с пожарного парохода разрезает ленту ; Вид сберегательного бассейна и камеры шлюза.
  • Художник А. И. Чирков ; Мокрые вороны : картина А. И. Чиркова.
  • Тела авиаторов по обломками аэроплана ; Поднятие тела убитого Клещинского ; Клещинский ; Место катастрофы. Разбившийся «Ньюпор» Клещинского : фотографии А. И. Савельева.
  • Занавес «Свободного театра» ; На мосту (1-я картина) ; В хате Черевика (4-я картина) ; У сарая Черевика (6-я картина) ; Сорочинская ярмарка : фотографии К. А. Фишера.
  • Ф. А. Болдырев, председатель Киевского окружного суда, ведущий дело Бейлиса ; Обер-гофмейстер Высочайшего Двора Ю. С. Нечаев-Мальцев, известный русский меценат ; Л. Л. Катуар, избранный городским головой Москвы ; Спасение погибающих на лодке с парохода «Царь» ; Группа спасенных командой парохода «Царь» ; Горящий «Вольтурно».
  • Капитан парохода «Царь» И. И. Смильтнек, команда которого спасла пассажиров «Вольтурно» ; Известный итальянский футурист Маринетти у своего «автопортрета» на берлинской выставке футуристов ; Граф Фридрих Чапари, новый австро-венгерский посол в Петербурге ; Граф А. А. Уваров, бывший член 3-й Государственной Думы ; Маркиз Катсура - известный японский государственный деятель и министр-президент ; Принц Вильгельм Вид, самый главный из 20 кандидатов на албанский престол ; Парижанка, одетая по последней моде : ориг. рис. Луи Икар.
  • Юбилейное заседание в честь редакции «Русских ведомостей».
  • Киргизы-охотники с ястребами.

Ключевые слова

Наполеон I (французский император, консул, король Италии), 1769-1821, Европа, Германия, Лейпциг, город (Германия), ИСТОРИЯ, ВОЙНЫ, НАПОЛЕОНОВСКИЕ ВОЙНЫ. 19 ВЕК 10 ГОДЫ, ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА, 1812/1814 ГОДЫ, 1813 ГОД, ЗАГРАНИЧНЫЕ ПОХОДЫ, РУССКИЕ ВОЙСКА, СОЮЗНЫЕ ВОЙСКА, БИТВЫ, ЛЕЙПЦИГСКОЕ СРАЖЕНИЕ, БИТВА НАРОДОВ, ЮБИЛЕИ, ИМПЕРАТОРЫ

Источник : Майданюк, Э. К.

Количество файлов: 7; Общий объем: 7.48МБ

elib.tomsk.ru

журнал "Искры" -100 лет назад.

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910--е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1940, 1940--е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем - не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, модераторское, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, народный костюм, наука, нацизм, национальный костюм, наши герои, ненавижу, необычно, нет слов, новейшая история, ню, образование, образование бесплатно, одежда, одинокий путник, ой-ой, оккупация, опера, опрос, опять Бардо, опять Бордо, опять Монро, оружие, отдых, открытки, офф-топ, охота, памятники, парады, партизаны, пейзаж, печальное, пин ап, писатели, плакат, плакаты, побасенки, побасёнки, победа, победители, победителиь, подвиги, политика, полиция, поскачите с автором, поэзия, праздники, пресса, природа, промышленность, пропаганда, професии, профессии, прощай, пурга, путешествия, пятничная красавица, пятничное, радио, разведка, развлечения, ребятам о зверятах, революционеры, революция, реки, реклама, реконструкции, рекорды, религия, репрессии, рисинки, рисунки, русско-японская война, самолеты, самоубийства, семейное фото, семейный альбом, семейный архив, скульптура, слайд-шоу, смешно, смешной Третий Рейх, смешной Третий рейх, снова Бордо, советско-финская война, спецслужбы, спор, спорт, спорь, сравнительные фотографии, сравнительныефотографии, средние века, староверы, страны, субкультура, тайные общества, танки, театр, текст, тексты, телевидение, телеграф, террор, тесты, техника, торговля, трагедия в Новороссии, транспорт, труд, тюрьмы, удивительное, ужас, унифорама, униформа, учебные заведения, флот, флот. 1960-е, фото-техника, фотоателье, фотобиография, фотографии, фотографии. история СССР, фотоискусство, фотокорреспонденты, фотомодели, фототипии, фронтир, фтоискусство, хобби, холодная война, художники, церкви, церковь, цирк, чиновники, школа, экология, экономика, эмиграция, этикетки, юмор, я служил в армии

foto-history.livejournal.com

2.1 Центральные газетные издания начала ХХ века. Типы русских газет начала XX века

Похожие главы из других работ:

Взаимодействие контента и жанра в спортивном медиадискурсе (на материалах отечественных газет второй половины XX – начала XXI вв.)

1.2 Спортивные периодические издания середины XX века

В советский период изучение спортивной журналистики и ее среды происходило в рамках моноидеологического дискурса «организатора, пропагандиста и агитатора» физкультурного движения в стране...

Военные очерки И. Эренбурга 1941 года в контексте перестройки работы печати в военное время

2.2 Проблематика очерков Ильи Эренбурга начала войны

Эренбург был среди немногих публицистов, которые уже летом сорок первого видели, что война будет долгой и жестокой, поэтому его строки прямо писали об опасности, о предстоящем трудном пути. Эренбург сразу вступил в бой...

Журналистика как объект сатиры в публицистике М. Твена, Я. Гашека, К. Чапека

1.2 Особенности развития мировой журналистики XIX - начала XX века

Журналистика представляет собой часть мировой культуры и очень важную часть общественного движения. Л.Г. Беспалова отмечает, что журналистика - это «феномен творчества и политики»...

Изучение русской журналистики начала ХХ века

1. Трансформация периодической печати конца XIX-начала XX вв.

"Путь среди революций", по справедливому замечанию "трагического тенора эпохи" А. Блока, прошла Россия за первые 17 лет XX в. Вместе со страной этот путь преодолела и русская журналистика...

Лексические средства выражения авторского начала в публикациях Дмитрия Губина (журнал "Огонёк")

1.2 Лексика в публицистическом стиле и средства выражения авторского начала

Лексика публицистического стиля всегда точная, краткая, но при этом выразительная. Она должна быть понятна и интересна читателям любого уровня образования. "Работа над стилем произведения - это, прежде всего, работа над его лексикой...

Лексические средства выражения авторского начала в публикациях Дмитрия Губина (журнал "Огонёк")

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО НАЧАЛА В МАТЕРИАЛАХ ДМИТРИЯ ГУБИНА

По мнению М. М. Бахтина, стилем автора является именно язык, так как он всегда индивидуален. Однако исследователь пишет, что автор часто становится героем своего текста, а не рассказчиком...

Освещение социокультурных проблем Павлово-Посадского района местными средствами массовой информации

Глава 1. История местных, региональных СМИ, эволюция их развития в России от начала советского периода до настоящего времени

1.1 Понятие, роль и функции региональных СМИ. Теории «Близости к читателю» Общество XXI века - это совершенно иной этап в развитии человеческого существования. XXI век предлагает нам абсолютно новые...

Репрезентации Североамериканских штатов и Азиатской России в журнале "Нива" второй половины XIX–начала XX вв.

Глава 1. Азиатская Россия в публикациях журнала "Нива" конца XIX - начала XX вв.

Изучение репрезентаций восточных окраин Российской империи на страницах одного из самых массовых еженедельных журналов позволяет выявить коллективные представления россиян об окраинных регионах страны, их населении...

Сатирические традиции в американской политической журналистике

1.1 Теория сатирического начала. Художественная публицистика

Полнота создаваемых образов, яркость конкретных деталей сюжета и композиции, психологизм часто демонстрируют стремление автора к художественной типизации. «Фоновые» функции развернутых деталей, выразительных черт характера...

Советская сатира в журналистике 20-30 годов ХХ века

Глава 2. Общая характеристика сатирического периода начала ХХ века

...

Современная деловая пресса

1.1 Возникновение и становление деловой прессы в России конца XIX - начала XX

Пресса, ставшая орудием радикальных перемен в российском обществе в конце XX в., с возникновением элементов рыночной экономики одной из первых вышла на рынок. Активная позиция СМИ в области экономики и деловой жизни общества очевидна...

Типы русских газет начала XX века

Глава 1. Периодическая печать в жизни русского общества начала ХХ века

...

Типы русских газет начала XX века

1.2 Журналистика как инструмент политической борьбы: значение газет в жизни общества начала ХХ века

С развитием системы журналистики на рубеже XIX и XX вв. появляются многочисленные издания, которые не только отражают развитие русской культуры, но и сами становятся показателями культурного уровня развития общества. В первую очередь...

Типы русских газет начала XX века

Глава 2. Массовые газеты в России начала ХХ века

...

Типы русских газет начала XX века

2.3 Специализированные издания: типология спортивных изданий начала ХХ века

Спортивная журналистика в России зародилась в XIX веке сразу за появлением организационно оформившегося спорта...

jour.bobrodobro.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта