Рубрики:. Журнал картофельная система
Журнал "Картофельная система"
Цены на семенной картофель постоянно растут, это заставляет сельхозпроизводителей искать новые пути для получения посадочного материала. Мы предлагаем рассмотреть один из вариантов решения проблемы - метод фрагментарного клонирования.
Как известно, растения, полученные из одного материнского экземпляра, носят название одноклоновые. В обычных полевых условиях клоновые растения получить очень просто - для этого надо разрезать маточный клубень на несколько частей. Этим способом часто пользуются огородники, если посадочного материала не хватает или надо быстро размножить новый высокопродуктивный сорт. Для того чтобы получить сразу много клоновых растений, разрабатываются новые классические методы, в частности фрагментарное клонирование.
Все помнят, что живые организмы состоят из клеток и тканей, но мало кто знает, что каждая клетка или структурная единица организма любого типа обладает полным набором генов соответствующего вида и способна преобразоваться в новое полноценное растение.
Программа формирования организма закодирована в нуклеиновых кислотах (явление тотипотентности) и располагается в спирально закрученных молекулах ДНК, модели которых были открыты американскими учеными Д. Уотсоном и Ф. Криком. Способность к самовосстановлению организма называется регенерацией. Например, у ящерицы, которой оторвали хвост, он вырастает вновь. Для практического использования регенерационной способности клеток различного происхождения и функционального назначения надо подбирать необходимые условия, различные для каждого типа клеток. Наиболее склонны к созданию регенерационных растений недифференцированные клетки конуса нарастания или клетки раневых поверхностей - каллусные ткани.
Такого рода образования можно искусственно получать из различных органов растений. В естественных условиях каллусы образуются в местах механических повреждений растений или животных как аналоги кожных или эпидермальных покровов, для защиты от попадания туда болезнетворных организмов.
Каллус (каллюс) - защитная ткань растительного организма, способствующая зарастанию ран, срастанию прививок, образованию корней при вегетативном размножении и т. д. Он возникает из недифференцированных клеток в случае повреждения поверхности (надрезы, трещины, срезы черенков и др.) из клеток любого органа растения. Каллус способен расти самостоятельно при культивировании на искусственных питательных средах. Он имеет форму валика или аморфной бесформенной массы. Наиболее активно каллус разрастается, когда в раневой поверхности есть камбий. У споровых растений каллус возникает редко.

Ведущую роль в образовании каллуса играют ауксины. Они индуцируют или стимулируют деление, растяжение или углубляют дифференциацию клеток, способствуют образованию каллуса и опухолей, рост плодов и образование корней, задерживают опадание листьев и цветков. У клубней картофеля в ответ на раневое поражение области деления клеток распределяются случайным образом.
Перенос клетки из системы растительного организма и культивирование ее in vitro позволяет раскрыть ее потенциальные возможности, заложенные в генетическом аппарате. Освободившись от контактного влияния, клетки начинают делиться, создавая каллус и в дальнейшем переходя к формированию дифференцированных структур (почка и первичный корешок), что приводит к регенерации растительного организма с соблюдением всех стадий онтогенеза /Нефели В. И., 1984/. Это явление наблюдали при культивировании паренхимы табака. В каллусной ткани заложение почек индуцируется гормонами, в частности цитокинином. Регенерация растения из трансформированных недифференцированных тканей, в том числе и их каллусов, осуществляется с трудом.

При инкубировании в темноте кубиков из культуры ткани растений табака в колбах на твердой питательной среде в течение девяти недель, они изменяют форму и превращаются в полусферические. Клетки начинают делиться на четвертый день после начала инкубации в поверхностном слое (до седьмого ряда клеток). При этом образуется много шишковатых образований, которые разрастаются, сливаются, по мере увеличения численности вегетативно делящихся клеток. Образуются веерообразные клеточные субстанции, которые в дальнейшем сжимаются и уплотняются. Дифференцированные клетки трахеидного типа часто скапливаются в отдельные группы. Характер роста каллусных клеток определяется их генетическим потенциалом, местоположением и условиями обитания.
Стимулирующими факторами для дифференциации каллусных клеток может служить внедрение в каллусную массу (прививка) стеблевой почки или инъекция в каллусную ткань ауксинов и сахарозы.
Получение растений из меристемы требует соответствующих помещений и специального оборудования и вряд ли под силу рядовому огороднику, а вот получить клоновые растения из более крупных фрагментов клубней и других вегетативных органов картофеля можно не прибегая к высокоспециализированным технологиям. Для этого надо только получить рассаду из фрагментов растений картофеля.
Растения картофеля можно получать из биологических семян, столонов, ростков, мелких клубней и фрагментов крупных клубней.

При выращивании рассады из биологических семян картофеля субстрат для будущих растений готовят путем смешивания одной части перепревшего, хорошо разложившегося навоза и одной части плодородной огородной земли. После появления всходов с розеткой первых листьев их пикируют в ящики со слоем плодородной унавоженной почвы до 25 см, которые расставляют в теплом помещении поближе к естественному свету (можно на подоконники), чтобы растения сильно не вытягивались в длину, или в теплицу с регулируемыми температурой, влажностью почвы и длиной светового фотопериода. На день ящики с растениями можно выносить на открытый воздух, желательно на солнцепек, а затем убирать обратно в помещение на ночь. Для успешной адаптации в открытом грунте за неделю до высадки в открытый грунт ящики с растениями оставляют на открытом воздухе и на ночь, сначала прикрытые крышками, сделанными из соломы, а затем без укрытия. Затем рассаду высаживают в открытый грунт при схеме посадки 50 Х 50 см с обязательным ежедневным поливом до достижения растениями высоты 20-30 см. При этом приживаемость растений составляет 90-100%. Для получения рассады можно воспользоваться полиэтиленовыми пакетами различной емкости с дренажными отверстиями внизу. Полиэтиленовые пакеты заполняют плодородной унавоженной почвой на одну треть и пикируют туда растения картофеля из ящиков по одному. Пакетами с растениями вплотную заполняют другие ящики. Данный способ облегчает процесс посадки в открытый грунт. Перед этой процедурой в пакеты с растениями наливают воду и выносят на место посадки. Влажная почва с растениями легко вынимается из пакетов. Высаживать растения вместе с пакетами не рекомендуется во избежание засорения почвы полиэтиленовой пленкой.
Сотрудники кафедры растениеводства Тимирязевский сельскохозяйственной академии разработали способ ускоренного размножения картофеля путем получения рассады из вычлененных глазков. Вычлененные почки клубней раскладывают на увлажненные ватные подушечки (ТУ 9398-002-11736425-2007) по пять фрагментов на каждую, затем помещают в закрытые прозрачные емкости, высотой 15-20 см, откуда, после появления двух-трех облиственных междоузлий, пересаживают в открытый грунт. /Трофимец Л.Н. и др., 1975/.
Для получения рассады из фрагментов клубней картофеля в опытах, проведенных сотрудниками ФГБНУ ВНИИКХ, использовали в качестве имплантатов вычлененные корневые шейки, ломтики клубней, поперечные срезы ростков с зачатками ростков, корней и столонов, а также кружки, вырезанные из листьев картофеля диаметром 30-40 мм для обоих видов, и ягоды картофеля, разрезанные пополам. Опыты проводили в чашках Петри при температуре +18-22°С и стопроцентной относительной влажности воздуха. Каллусообразование стимулировали 0.001%%-м раствором морской соли. Фрагменты растений раскладывали на стерильную почву, которой покрывали дно чашек. У ломтиков клубней каллус проявился сначала валиком по периферии клубня, а затем распространился по всей поверхности. Развитие регенерационных растений на срезах столонов шло довольно активно, и сползающая на землю ткань распространялась вокруг среза. Отделенный от импланта слой каллуса продолжал некоторое время развиваться на почве, занимая новые пространства. У разрезанных ягод картофеля регенеративные процессы начинались по периферии, постепенно распространяясь вглубь.
Для увеличения числа растений длинные картофельные ростки разрезают по междоузлиям фрагментами длиной 2-3 см и раскладывают на стерильную почву на расстояние 3-5 см друг от друга в деревянные ящики. Ящики закрывают крышками и помещают в термостатированное помещение или в фитотрон и содержат при температуре + 26-28°С. Через 2-3 дня фрагменты растений укореняются, после чего их присыпают землей с таким расчетом, чтобы они были покрыты слоем в 2-3 см.
Через 2-3 недели рассаду пикируют и высаживают в открытый грунт или в теплицу, если выращивание рассады осуществляют в осенне-зимний период. Таким образом, при желании из фрагментов одного клубня можно получить 200-300 полноценных растений.
www.potatosystem.ru
"Картофельная академия" - Журнал "Картофельная система"
В прошлом номере нашего журнала в статье Елизаветы Мордас «Неделя мирового агробизнеса или Где выращивают картофельные кадры» мы уже обсуждали вопрос о возможности подготовки специалистов для картофельного бизнеса на базе Самарской государственной сельскохозяйственной академии. За последние два месяца были проведены интенсивные обсуждения с ректоратом вуза, директорами ведущих картофелеводческих хозяйств, руководством Союза производителей картофеля и овощей Российской Федерации. В результате этих обсуждений возникла идея создания на базе Самарской ГСХА Международного учебного центра «Картофельная академия».
За последние годы картофельный бизнес совершил колоссальный рывок вперед: количество внятных бизнес-структур увеличилось, качество картофельной продукции повышается, появилось признанное государством лобби в лице «Союза производителей картофеля и овощей Российской Федерации». Безусловно, есть проблемы, и проблемы серьезные, но скажите - а какой бизнес развивается без проблем? Основными из них считаю сложность получения дешевых кредитных ресурсов и кадровый голод.
По поводу финансов предоставлю возможность говорить профессиональным финансистам (в сегодняшнем номере на эту тему публикуется интервью с Лидией Красновой, директором Нижегородского филиала Россельхозбанка), ну а про кадры постараюсь сказать, что думаю сам.
Где достать специалиста?
Рост картофельного бизнеса сопровождался и возникновением компаний, занимающихся его обслуживанием: продавцов техники и запасных частей, средств защиты растений, семенного материала, вентиляционного, холодильного и упаковочного оборудования. Одним словом, хозяйствам стало жить гораздо проще: всё можно купить, а "сталкивая лбами" продавцов и понижая цену, можно купить за вполне реальные деньги.
А вот где купить самое главное звено для реализации действительно устойчивого бизнеса - специалиста? Нет таких магазинов, куда можно было бы прийти, посмотреть техническое описание, посоветоваться с консультантом, сделать небольшой тест-драйв и выбрать подходящий экземпляр.
Как же решают эту проблему лидеры картофельного бизнеса, а также небольшие хозяйства-середняки?
- По-разному, но общие тренды все-таки можно выделить.
«Охота за головами»
Вариант первый - «на готовенькое», путем переманивания хороших специалистов у конкурентов. В случае успешной «охоты» получается двойная выгода: и ты усилился хорошим специалистом, и конкурент ослабился. Правда, частенько эти истории заканчиваются тем, что переманиваемый специалист начинает заочный аукцион между работодателями, устраивая себе повышенную заработную плату и другие приятные вещи.
|
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Работал в Компании «Агротрейд» директором группы «Технологическое обеспечение» (коммерческий директор). Журнал «Картофельная система» - один из реализованных в рамках Компании проектов. В 2013 году на выборах ректора Самарской сельхозакадемии победил профессор Александр Петров, который и предложил бывшему коллеге вернуться в родной вуз. Последний год Алексей Брумин работает в должности проректора по развитию (первого заместителя ректора СГСХА). |
При этом в половине таких историй он все же остается на прежнем месте с высоким окладом и шустрым червячком сомнения в голове у работодателя - «а вдруг потом все равно уйдет?» Те же сомнения в случае с победившим "охотником", удачно заполучившим трофей: «предавший один раз может сделать это снова». Но тут уж ничего не поделать, таков рынок труда.
Вариант второй - путем попытки взаимодействия с образовательными учреждениями. Большая удача, если в своем селе найдется студент, который уже учится в вузе или техникуме и готов вернуться домой. Путь, безусловно, правильный, но для старта проекта не очень подходит, потому как требует много времени и нет гарантий, что студент вернется к себе в село.

Лотерея
А что же происходит в аграрных вузах и учреждениях среднего профессионального образования, которые ежегодно выпускают в свет немалое количество обладателей красных и синих дипломов? С количеством выпускников все нормально, проблема в другом - в наличии стартовых знаний и умений у ребят, в их желании и способности обучаться дальше.
Все мы понимаем, что вуз дает хорошую теоретическую базу, а что касается практических знаний, то тут как повезет: попал студент на практику в хорошее хозяйство или же отсиделся дома. Поэтому и трудоустройство ребят носит в большинстве своем лотерейный характер: ребята не знают руководителей хозяйств и характеристики самих предприятий, куда бы могли пойти работать, а собственники бизнеса и руководители совершенно не знают выпускников и не представляют их возможностей.
При этом государственный стандарт и, соответственно, учебный план выстроены таким образом, что не предусматривают концентрации на какой-то отдельной культуре или каком-то бизнесе: вуз дает знания по всему спектру севооборотов. А для успешной работы в рамках конкретного хозяйства нужны углубленные знания именно по ключевой культуре.
Что же касается общего уровня выпускников, то следует сказать, что на фоне средних студентов и откровенных двоечников в каждом вузе есть 15-20% весьма толковых ребятишек, которые могли бы себя проявить, но им непонятно, где это можно сделать, а главное не ясно зачем!
Работая в Компании «Агротрейд», я отвечал и за взаимодействие с вузами, поэтому регулярно встречался как с руководством аграрных университетов и академий, так и со студентами старших курсов. Так вот, для студентов было глубоким откровением услышать, что бизнес мечется в поисках молодых, грамотных, инициативных специалистов и готов платить неплохие деньги даже ребятам без опыта работы.
И выпускников, кстати, совсем не пугало то, что за эти деньги нужно будет нести ответственность перед работодателем.
Ну а руководство вузов соглашалось со мной, что взаимодействие учебного заведения с бизнесом - это залог энергичного развития отрасли и тут же предлагало подписать договор о специальной подготовке студентов для Компании «Агротрейд», причем хороший аванс в сторону вуза горячо приветствовался. Как мог, я старался объяснить ректорам (проректорам, деканам), что бизнес не будет платить деньги за процесс! Бизнес платит деньги за результат и только за результат. Скажу честно, не всегда и не везде меня понимали.


Кадровый голод
При этом у нас было большое количество обращений со стороны клиентов Компании с просьбой помочь найти специалиста для хозяйства. К сожалению, ряд очень интересных проектов так и не состоялся лишь из-за того, что инвестор хотел видеть реальных людей, вменяемых и компетентных. Вследствие отсутствия таковых проекты так и оставались нереализованными, высокие зарплаты, порой в несколько тысяч долларов, - невыплаченными, а приготовленные для специалистов коттеджи незаселенными.
Ситуация может выглядеть и по-другому: люди производством картофеля вроде бы занимались, но опыта работы с новой техникой и новой технологией нет. У собственника (управляющего) сразу возникает вопрос: где можно научить? Конечно, производители техники, средств защиты растений и семенного материала на первых порах помогут запустить процесс и дадут рекомендации по применению. Но нужно понимать, что у них нет возможности заниматься комплексным обучением в рамках всей технологии возделывания и хранения.
Решение проблемы
Что же предлагаем мы для улучшения ситуации? Мы хотим выстроить комбинированную систему подготовки и переподготовки специалистов. Наш проект международного учебного центра «Картофельная академия» попробует фактически соединить в себе функции картофельного кадрового агентства и учебного центра.
Мы будем работать как со студентами, так и с действующими специалистами. Картофельные хозяйства направляют к нам в «Картофельную академию» заявки на потребность в специалистах с определенными компетенциями. Наша задача - найти потенциального претендента на это место, предложить ему пройти необходимое обучение в «Картофельной академии» с практикой на полях того же хозяйства.
Наш проект - это определенный шанс для работающих специалистов, которые претендуют на большее. Они смогут пройти обучение в «Картофельной академии» (сначала дистанционный курс), получить сертификат, попасть в базу данных и получить возможность кардинально изменить свою жизнь к лучшему.
Что же касается подходов к структуре и содержанию учебных мероприятий, то я считаю, что с нашей стороны должны предлагаться учебные модули как по технологии в целом, так и по каждой операции более углубленно. Причем каждый модуль - как живой организм, и он будет постоянно обновляться и пополняться.
Мы очень рассчитываем на обратную связь со всеми участниками процесса: собственниками бизнеса, руководителями и специалистами предприятий, преподавателями и студентами вузов.
Проект будет представлять собой своеобразный конструктор, пазлы, из которых собирается наиболее подходящая фигура. Поэтому мы ждем пожеланий и заказов, мнений и соображений. Более того, готовы опубликовать самые интересные предложения по организации обучения картофельному бизнесу (специальные темы, сроки обучения, потребность в определенном зарубежном опыте).
Говоря об обучении студентов и подборе их для картофелеводческих хозяйств, следует подчеркнуть, что мы намерены взаимодействовать со всеми регионами Российской Федерации и уверены в поддержке наших коллег из аграрных вузов.
Мы также готовы задействовать на договорной основе специалистов для организации обучения и практики непосредственно в регионе. Для наших коллег организуем повышение квалификации и обучение на базе «Картофельной академии» и за рубежом.
Заграница тоже поможет
Международный опыт вполне реально вписывается в общую схему. Наши коллеги из Немецкого образовательного учреждения «DEULA-Nienburg» каждый год организуют практику в фермерских хозяйствах для студентов российских аграрных вузов, в том числе и в картофелеводческих хозяйствах. Вопрос только в желании студента, осознании своего места в этой структуре и знании иностранного языка (желательно немецкого).
За чей счет банкет?
При всей стройности приведенных в статье соображений возникает извечный вопрос - «кто платит?». И здесь тоже есть о чем порассуждать. Варианты:
- обучение представителей хозяйств оплачивается самим хозяйством;
- обучение лиц, желающих найти себе хорошую работу, за счет них самих - как инвестиции в собственное будущее.
Конечно, студентам это пока делать сложно, поэтому рассчитываем на участие бизнеса. Почему бы не сделать так: предприятие размещает у нас заказ на специалиста и вносит авансовый платеж, достаточный для дистанционного обучения нескольких студентов. Далее мы рекомендуем хозяйству взять будущего работника на практику с оплатой проживания и питания. На финише - специалист находит достойную работу, а хозяйство - достойного специалиста.
Что же касается преподавателей, то уже существуют договоренности с такими корифеями картофельного бизнеса как Владимир Молянов (ООО «Солана-Агро-Сервис»), Марина Кинчарова (ГУ «Самарская областная лаборатория по диагностике и контролю качества картофеля»), Александр Шуманн (фирма «Гримме»). И этот список будет только расти.
Главной производственно-учебной базой будут поля предприятия «Солана-Агро-Сервис», расположенные в поселке Черновский (16 км от Самарской ГСХА).
ИТАК...
Надеюсь, что моя уверенность в успехе «Картофельной академии» передалась вам, моим читателям. А эта уверенность, в свою очередь, основана на приобретенном опыте, на желании работать в команде, на поддержке ректора Самарской сельхозакадемии и на поддержке многих картофелеводов, чьим мнением я очень дорожу.
Так давайте попробуем!
www.potatosystem.ru
Картошка как источник вдохновения - Журнал "Картофельная система"
И снова о любимой культуре в стихах и прозе! Мы продолжаем публиковать работы победителей и призеров конкурса, организованного в 2017 году компанией Grimme, - на лучшую историю, рецепт, стихотворение, юмористический рассказ о картофеле. Напомним, в конкурсном отборе участвовало более 200 произведений, присланных из самых разных уголков страны.
Из жизни Картофляндии
День начинался как обычно: большое и современное хранилище принудительно вентилировалось, как того требует технология. Но стоило последним струйкам воздуха выровнять температуру в верхних и нижних слоях картофеля, как на пороге появился погрузчик...
Он транспортировал необычный для этих мест груз - ящик с клубнями Vitelotte. Вы наверняка слышали про синий французский трюфельный картофель. Нет? Тогда знайте, что картофельные клубни, у которых не только кожица, но и мякоть имеют темно-фиолетовый цвет, любил сам Александр Дюма.
Появление иностранных гостей нарушило привычный ход жизни в хранилище... но обо всем по порядку.
В деревянные ящиках, расположенных недалеко друг от друга, обитали клубнеплоды разных сортов и из нескольких стран, что, однако, не мешало им подружиться. Возможно именно поэтому постоянные жители хранилища вначале настороженно отнеслись к французам, особенно после того, как самый холеный и облаченный по последней моде клубень гордо и громогласно заявил:
- Мой прапрапрапрапрапра- прапрапрапрапрапрадед имел честь быть приглашен на королевская кухня. Во Франции приготовлять самый изысканный блюда.
На это Бульба, крупный и прекрасно сложенный картофель, который как раз оказался по соседству, ответил:
Незнаю как у вас там в Европах, а у нас в Белоруссии знают толк в картошке. Чего стоят одни только драники!
Неизвестно, чем бы закончился этот спор, если бы не Синеглазка. Выращенная почти без применения удобрений и тем более химических средств защиты растений, она была от природы красива и невероятно умна. Оптимальный режим температуры и влажности в хранилище создал отличные условия для небольшой лекции, и картофелина начала: - Нашим общим предком является южноамериканский дикорастущий картофель. И первыми, кто стал окультуривать это растение, были индейцы. В Европу картофель был завезен в средние века, и поначалу был воспринят весьма прохладно. Потребовалось немало времени и сил, чтобы люди привыкли к этому продукту. Во Франции, например, картофель активно пропагандировал Антуан Огюст Пармантье. В Россию диковинный клубнеплод, именовавшийся тогда земляным яблоком, привез Петр I.
- Уи, - вдруг прервал Синеглазку француз, - у меня на родине картофель так и называется: potme de terre. Теперь я знать, что по-русски это «земляное яблоко».
- Совершенно верно, - ответила ему картофелина. - Но справедливости ради надо сказать, что клубнеплод этот обрел в Российской империи популярность гораздо позже, уже во времена Николая I. И это после того, как в стране отбушевали картофельные бунты. Кстати, современное название происходит от немецкого слова Kartoffel.
- В моей стране тоже любят картофель, - добавила немка Адретта, когда услышала, что разговор зашел о происхождении названия.
Эта картофелина не вела себя заносчиво, но цену себе знала. Еще бы, ведь ее смело можно отнести к числу самых популярных сортов в России! Русским языком она владела практически в совершенстве, поэтому решила преподать урок Вителоту, которому компания явно пришлась по душе и который был не прочь узнать что-то новое. А как проще учить язык? Заучивать стихотворения! Первое, что пришло на ум Адретте - это «Картошка» Ивана Демьянова. Забравшись повыше, она начала:
Что черны мои ладошки,
Не бранит никто меня.
Вместе с бабушкой картошку
Мы сажали у плетня!
Скоро здесь, на мягких склонах,
Где пригрел бока сарай,
Много бантиков зеленых
На гряде завяжет май.
После желтый,
белый, синий
Загорятся огоньки
— Будут так они красивы,
Наши грядки у реки!
Пусть грязны мои ладошки,
Я привык уже к труду...
И вкуснее нет картошки,
Что посадишь сам в гряду!
Уже с первых строк за ней подхватили и Бульба, и Синеглазка, и другие клубни. Вите- лот с удовольствием повторял за остальными, а потом попросил объяснить, что такое плетень...
Тем временем день близился к вечеру. Старые и новые обитатели хранилища уже нашли общий язык и наперебой рассказывали друг другу о том, кто где был и что видел. Бульба был удивлен, что картофельные клубни можно выращивать в космосе, потому что как получить и куда применить картофельный крахмал - это понятно, а как устроен космический корабль - пока нет.
Вителот все никак не мог поверить, что из картофеля можно приготовить почти две тысячи блюд. «Двести, триста, я понимать, но две тысячи?!» - все восхищался он кулинарами мира.
Синеглазка поделилась с друзьями, как однажды видела картину Винсента Ван Гога «Едоки картофеля». Она пока не успела посмотреть все своими глазками, но после прочтения многих книг прекрасно знала, что картофель нередко становился героем не только картин, стихов, но и песен, ему поставили памятники и открыли тематические музеи. Адретта, вхожая во многие рестораны, напомнила, что хоть картофель фри и чипсы - это вкусно, но злоупотреблять ими не надо. Ведь максимум пользы можно получить, если сварить картофель «в мундире».
Друзья так бы и проговорили всю ночь напролет, но уже было пора спать. Завтра их ждал новый день, новые встречи и новые открытия, но это уже совсем другая история.
Что такое хорошо и что такое плохо?
Картошка-сын к отцу пришел
И спросил Картоха:
Что такое хорошо И что такое плохо?
- У меня секретов нет,
Слушайте, детишки,
Важно, чтобы мой ответ
Поместили в книжки.
Если ветер крыши рвет,
Если град загрохал,
Каждый знает, это вот
Для растений плохо.
Дождь полился и прошел
Столько, сколько просим.
Это - очень хорошо,
Так мы плод приносим.
Когда мокрый с мокрым в паре:
Грязь лежит на кожице,
- Ясно, это плохо очень,
Так болезнь размножится.
Если бьет дрянной сорняк
Слабые растенья,
Это самый худший враг,
Здесь не до безделья.
Если клубень рос в семье
Семенного брата,
Урожайность у него
Будет сверхбогатой.
Если ты схватил подряд
Вирус, гниль, паршу,
Агрономы говорят: «В брак вас всех спишу».
Вот на складе клубень вдруг
Сморщился, заохав.
Влажность низкая вокруг,
- Это очень плохо.
Едет трактор аккуратно
Борозды не портит,
Братьев мы не потеряем,
Будем все в комфорте
Каждый клубень должен знать:
Что бы ни случилось,
«Гримме» будет помогать,
Чтобы все сложилось.
Клубень радостный пошел
И решил Картоха:
«Буду делать хорошо И не буду плохо!»
Ода картофелеводам и картофелеедам
Мы любим картошку в любом ее виде:
Пюре, запеканка, оладьи, рагу.
Хотелось бы месяц побыть на диете,
Но дня без картошки прожить не могу!
Смотреть на листву, на огонь и на воду
Не может, хоть век проживи, надоесть!
Вот так и картошка: едим ее с детства,
А хочется снова и снова поесть.
Что может быть проще вареной картошки?
«Лишь репа парная - ну что за вопрос»?!
Так скажет любой обыватель, не зная,
Что клубень в тарелке - АПОФЕОЗ
Работы крестьянина и агронома,
И техники сложной, шофера, что вез
Мешки с чудо-овощем до магазина,
Где встретились клубни и ваш на них спрос.
На праздник широкий и в будни простые
Рецепт есть, как марку хозяйки держать.
С картошкой недорого, быстро и вкусно
На «миллион» можно блюдо подать!
На запах картошки в фольге с чесноком,
Беконом, укропом и сыром
Сбегутся не только соседи, друзья,
- Враги все подтянутся с миром!
И муж будет счастлив, Футбол не пойдет
С друзьями смотреть в ресторанчик.
Когда дома кормят картошкой такой,
Для матча сойдет и диванчик!
Картофельная запеканка
Есть рецепт простой и вкусный:
Не морковный, не капустный.
И тебе он точно нужен
- Из картошки будет ужин!
В мясорубке измельчаем
В фарш говядины кусочек.
А картошку протираем,
Избавляясь от комочков.
Яйца мы в пюре добавим,
Только пару - и не больше.
Лук нарежем и обжарим
Три минутки - и не дольше.
Мы глубокую посуду
Хорошенько маслом смажем,
И на дно большого блюда
Сухари уложим дважды.
Сверху мы пюре уложим,
Фарша слой кладем поверх.
Меж слоями лук положим
И еще пюре - наверх.
Сухарями посыпаем
И в духовку отправляем.
На сто восемьдесят ставим,
Полчаса все выпекаем.
Будет сытной запеканка,
Кушать подано, друзья!
Угощайте, угощайтесь,
Рада будет вся семья!
Дмитрий Бобров, Нижегородская обл., Городецкий район, д.Серково
Белый парус
Рецепт этого блюда я узнал у своей бабушки. Он для тех, кому наскучило простое пюре, хочется чего-нибудь новенького и вкусного. Итак, приступим.
Нам понадобится: батон, молоко, сметана и, конечно же, картошка. Берем батон, нарезаем на обычные ломтики и смачиваем их в молоке. Потом берем противень, смазываем его маслом и аккуратно выкладываем хлеб. Из картошки делаем пюре и небольшим слоем намазываем на кусочки батона. Далее наносим поверх наших бутербродов сметану. Отправляем противень в духовку и запекаем бутерброды до золотистой корочки. Кстати, если вы хотите как-нибудь разнообразить ваш завтрак - можете добавить в пюре зелень, жареные грибы, лук и т.д.
Буквально 10 минут, и блюдо готово! Бутерброды можно есть с молоком, кефиром, горячим чаем и т.д. Если вы хотите, чтоб стало еще вкуснее - соберите у стола приятную для себя компанию и... Приятного аппетита!
Наталья Самотаева, г. Тверь
Драники с начинкой
Этот рецепт - из моего далекого детства, так готовила еще моя бабушка. Начинки для данного блюда она готовила разнообразные: творог с зеленью, колбасный сыр с зеленью, фарш с зеленью и сыром и т.д. Вариаций было много. Я, конечно же, его тоже немного изменила на вкус своих домочадцев. Все мои друзья и знакомые с удовольствием идут к нам в гости, узнав что сегодня на моем столе «Драники с начинкой», так мы называем это блюдо в кругу семьи.
Рецепт:
Продукты на 4 порции:
Картофель — 10 шт. Яйца — 2 шт. Мука — 3 ст. ложки Курица филе (грудка) — 500 г Лук репчатый — 2 шт. (крупный) Сыр - 200 г
Масло растительное — 100 г Зелень: петрушка, укроп, зеленый лук
Соль, перец по вкусу.
Приготовление:
Картофель чистим и трем на средней терке, можно и на крупной. Добавляем к тертому картофелю два куриных яйца, муку и соль. Все тщательно перемешиваем. Теперь делаем начинку: курицу филе (грудку) режем на брусочки (можно кубики средней величины). Обжариваем филе на растительном масле, отдельно обжариваем репчатый лук. Соединяем обжаренные курицу и репчатый лук.
Добавляем немного соли и молотого перца. Отдельно в тарелку трем сыр на крупной терке. Нарезаем мелко зелень - лук, петрушку, укроп.
Разогреваем сковороду, добавляем растительное масло. Выкладываем ложкой подготовленное картофельное тесто, распределяем его равномерно по всей сковороде слоем 3-5 мм. На сильном огне обжариваем одну сторону нашего драника, затем переворачиваем. На половинку обжаренного драника выкладываем начинку: обжаренную курицу с луком, затем зелень, затем сыр (сыра не жалеем!). Через 2-3 минуты складываем драник пополам так, чтобы начинка оказалась внутри. Выкладываем готовое блюдо на тарелку, посыпаем немного зеленью и подаем со сметаной или с майонезом. Хотя данное блюдо настолько вкусное само по себе, что соус и не требуется. Всем приятного аппетита!
www.potatosystem.ru
Картошка как источник вдохновения - Журнал "Картофельная система"
Кто сказал, что картошка - это обыденный, ничем не примечательный продукт? Более 200 работ, присланных на конкурс компании Grimme, доказывают, что это неправда. Конкурс на лучшую историю, рецепт, стихотворение, юмористический рассказ продолжался с марта по июль 2017 года. В число победителей вошли жители Московской, Воронежской, Тюменской, Свердловской, Тульской, Нижегородской, Самарской областей...
Пожалуй, только Grimme, чья техника работает на урожай во всех перечисленных и десятках не перечисленных регионах, было по силам собрать такую многочисленную увлеченную аудиторию.
Итак, конкурс подтвердил тот факт, что о картошке можно говорить стихами, посвящать ей оды, песни, сказки, даже фантастические рассказы... Она помогает изучать науки и становится свидетелем самых значимых событий нашей жизни. Впрочем, нашим читателям это известно как никому другому.
Жюри (в состав которого входили представители компании Grimme, руководитель аппарата Картофельного Союза России Татьяна Губина, заместитель директора по развитию компании «Аксентис» Ирина Мингазова и главный редактор журнала «Картофельная система» Ольга Максаева) было трудно выбрать победителей, но по единодушному решению судей первое место (а вместе с ним и iPhon7 от организаторов) досталось Алисе Смирновой, жительнице с. Нейфельд Омской области.
Благодаря компании Grimme 4 августа Алиса стала гостьей Potato Russia 2017, прочитала со сцены для картофелеводов всей страны свое стихотворение и немного рассказала о себе журналу «Картофельная система».
Алиса Смирнова, с. Нейфельд Омской области, победитель конкурса Grimme:
- Мне 14 лет, перешла в 9 класс. Помимо учебы занимаюсь пением (у нас в селе есть музыкальная студия). Мой уровень пока нельзя назвать профессиональным, но я стараюсь добиться большего.
Картофель в нашем селе выращивают только на личных участках, картофелеводческих хозяйств поблизости нет, поэтому с маркой Grimme я познакомилась, уже участвуя в конкурсе. Но картошку я очень люблю, она частый гость на нашем столе, так что тема соревнования была мне близка.
О конкурсе мне рассказала мама, она нашла информацию в интернете. Я решила, что смогу попробовать свои силы.
Стихотворение писала сама, но мама была моим постоянным критиком и главным редактором. Какие-то идеи отметались, какие-то добавлялись. Так получилась «История о том, как овощи корону делили». Конечно, я надеялась на победу, и все равно решение жюри было неожиданным и очень приятным.
Было здорово побывать на таком масштабном празднике (путешествие через всю страну заняло всего сутки!), увидеть много потрясающей техники, почувствовать столько внимания к себе и получить призы, которых оказалось гораздо больше, чем я могла надеяться. Спасибо организаторам!
Алиса Смирнова
История о том, как овощи корону делили
В один прекрасный солнечный денек,
Когда на небе нет ни облачка, ни тучки,
Под крону яблонь собрались в тенек
Все овощи на огородную летучку.
Был на повестке дня один вопрос,
И волновал он всех: и Тыкву, и Петрушку.
Как дальше жить?
Кто будет новый босс?
Чтоб выборы прошли без всякой заварушки.
Кого же выбрать?
Кто достойней всех?
Кто всех вкуснее, краше и полезней?
И даже Лук Порей настроен на успех,
Он попытался с Тыквой немного быть любезней.
Итак, начнем! - Скомандовал Горох.
Давайте, кандидаты, не стесняйтесь,
В дебатах выясним без всяких суматох,
Кто главный здесь?! Иначе выселяйтесь!
Друзья мои, вы, безусловно, правы,
- Сказал большущий синий Баклажан,
Не будем нарушать земельного устава,
Не будем превращать собранье в балаган!
Прошу вас, Помидорное семейство Черри,
Вам слово, но не более пяти минут!
Ну как же, нас на ветке пятьдесят и пять в резерве,
По шесть секунд на каждого дают!?
И стали они хором, своих перебивая,
Рассказывать, как важен густой томатный суп.
Что паста и приправа вкуснятина такая,
Что ничего нет круче, чем свеженький кетчуп!
Затем хрустя листами, уверенно и твердо,
К трибуне выступающих Капуста поднялась.
Ну, господа хорошие, давайте-ка серьезно!
И тезисы с листочка зачитывать взялась.
Вы все, конечно, знаете о пользе витаминов.
Я самая полезная, спросите у коллег...
Хотя они не местные, но мы семья единая:
Брюссельская, Пекинская, Кольраби и Кале.
После такой серьезной поддержки с заграницы
В ее успех поверил простой электорат.
Но тут на сцену вышел высокий, краснолицый,
Болгарский сладкий Перец - бесценный экспонат.
Такой как я, ребята, крутой Болгарский Перец,
Всегда один из лучших, а значит я - король!
Король я на эстраде, и в лечо, и в салате,
Поэтому достоин я короны золотой!
Ну да, - сказала тихо проснувшаяся Тыква,
Еще нам не хватало поющих королей!
А может, мы узнаем для полного вердикта,
Что думает Хозяйка про рейтинг овощей?!
И вот она с лукошком, в лиловом сарафане,
Впорхнула, словно бабочка, и ленточка в косе.
И бережно листочек поправив на шафране,
По узенькой дорожке бежала по росе.
Спешила не за луком, и не за тыквой даже,
Хотя морковка сладкая арахиса вкусней.
Бежала к самой скромной, любимице со стажем
- К картошке, чтоб еще раз в любви признаться ей!
Моя ты ненаглядная, любимая, родная!
Тобой горжусь я очень и больше всех люблю!
Без твоего участия и дня не представляю,
Царя Петра Великого за то благодарю!
Ты та, кто выручала от голода солдата,
Когда в России были лихие времена.
И нет на огороде достойней кандидата,
Тебе корона овощей отныне вручена!
Ольга Дровникова, г.Орел
Рассказ о русской картошке
Что значит картошка для русского человека?
Просто один из продуктов, который мы едим почти каждый день, не задумываясь, или что-то большее? Вы когда-нибудь размышляли над этим?
Лично для меня картошка - это еще и воспоминание о моем детстве у бабушки в деревне: о летних каникулах - беззаботном времени косичек и содранных коленок; о чугунной сковороде на плите с жареной картошкой, с луком и поджарочками, приготовленной моей любимой бабушкой Машей. Такой вкусной картошки не жарил больше никто. Это было ее коронное блюдо.
А на костре вы помните запеченную картошку? Ее вкус обжигал, а мы были все перемазавшиеся, руки прямо черные, в золе, а глаза - счастливые, и улыбки во весь рот. Это было супер. Та картошка из костра осталась в моей памяти навсегда. Разве это была просто картошка? Нет, это для меня часть детства, родины, семьи. Часть жизни.
А вы собирали на огороде колорадских жуков с картошки? Чего стоили страшилки от местных деревенских ребят про то, что вредителей завезли к нам американские шпионы. А мы, пионеры, должны защитить урожай. Теперь это кажется бредом, но в 1985-м я свято верила, что спасаю мир, собирая полосатых гадов.
Во время учебного года на нашем столе часто был тушеный картофель с мясом - любимое блюдо папы. То ли время тогда такое было небогатое, то ли фантазии не хватало, но картофель, тушенный с маленьким кусочком свинины, мы ели оооочень часто.
А что - очень экономно и вкусно, почти как суп, но гуще. Когда я сама стала хозяйкой на своей кухне, тушеный картофель не вошел в наше меню. Наелась его в детстве на долгие годы вперед.
Когда вышла замуж, муж с аппетитом уплетал приготовленный мною картофель - запеченный с травками в духовке. Потом настало черное для моей семьи время. Муж лечился от лейкоза в клинике, и именно картофель, запеченный в микроволновке больничного коридора, приносил ему радость вкуса. Разве это блюдо из картошки можно когда-то забыть? Никогда больше не пользуюсь этим рецептом. Слишком болезненные ассоциации...
Мои дети обожают картофельное пюре, это реально детское блюдо, такое нежное, доброе, мягкое, молоком пахнет, прям как сам малыш. Пюрешка - это еще одна эпоха в моей жизни.
А с чем вы предпочитаете употреблять картофельные драники? Наверняка со сметаной, точно угадала? Я ем их с сахаром, мне так вкусно!
Посадка и уборка картофеля на приусадебных участках и в деревнях в России - это еще и объединяющая поколения традиция. Все стремятся завершить работу быстрее, лучше до дождя, выгадать солнечный денек. А потом еще долго гордиться результатами своего труда и сидеть за накрытым столом, где на самом почетном месте, как обычно, будет возвышаться дымящаяся горка отварной картошечки, посыпанная укропчиком и щедро политая маслицем.
Ну что скажете? Что для вас есть картошка? Просто продукт, недорогой, но очень важный для питания каждой семьи? Хочется верить, что картошка для вас - это еще и ваше детство во дворе, юность с ее походами, студенческая жизнь с колхозом и уборкой урожая. Картошка - часть нашей Родины, часть русского менталитета, часть нас с вами. Мы просто не можем не любить ее.
Татьяна Храброва, Московская обл.
Картофель как предмет изучения географии, истории, английского языка и физики
Начну с того, что мои мама и папа работают в картофельном бизнесе. И если обычные дети, придя в МакДоналдс, просто едят картофель фри, то мы с братом едим картофель фри сорта Инноватор. Также мы едим чипсы сортов Сатурн, Леди Клер и Ньютон. Скажу по секрету, едим мы чипсы и картофель фри редко и только с папой. Именно от папы я узнала, что в 1841 году вышло распоряжение российского правительства «О мерах к распространению разведения картофеля». В Красноярске, где папа сейчас работает, народ, игнорировавший корнеплодную повинность, даже ссылали в Бобруйск.
Изучая деятельность Ломоносова, я имела неосторожность спросить у мамы об Архангельской области. Так я узнала и о родине Ломоносова - деревне Мишанинская, и об острове Вашкаранда в русле реки Северная Двина.
На острове растут самые здоровые и дорогие семена картофеля. Не знаю, сколько они стоят, но мама одно время ездила туда часто. И если Вашкаранда - одна из самых северных зон для выращивания оздоровленного картофеля, то горы Северной Осетии - самая высокая точка. Там, на высоте 2500 м над уровнем моря для картофеля организованы «ясли-сад санаторного типа».
Хорошо растет картофель в Липецкой области. Там мы провели всей семьей лето 2010 года. Именно там я узнала, что такое чернозем и почему картофель нужно поливать. Хотя снабжать влагой картофель нужно не везде, вот в Новгородской области земли, наоборот, нужно мелиорировать, потому что там очень много воды. Зато в Новгородской области живут замечательные фермеры, которые выращивают просто вкусный картофель, а в свободное время ездят на джипах на охоту.
Это не все, чем занимаются картофелеводы. У знакомых фермеров из Марий Эл получается очень вкусный мед, они умеют ремонтировать машины и живут недалеко от деревни Революция. Рядом с Марий Эл находится Республика Чувашия - родина того самого Чапаева, который известен как герой гражданской войны и народных анекдотов. Там картофеля растет очень много. Больше, чем в Чувашии, картофеля только в Белоруссии. В Белоруссии мы были зимой, картофель в полях я не видела, но папе верю.
В Ирландии я еще не была, но знаю, что после того, как два года подряд - в 1845 и 1846 - картофель поражался фитофторозом и в стране начался голод, появилась пословица «Картофель и супружество - две слишком серьезные вещи, чтобы с ними шутить». На уроке английского об этом не расскажут, но если попросить маму помочь перевести заданное на дом предложение «Only two things in this world are too serious to be jested on, potatoes and matrimony», то мама одним домашним заданием не ограничится.
Интересен картофель и с точки зрения физики и химии. Обычно принцип работы электролитов изучают в школе, а в нашей семье папа сделал для моего брата картофельные часы.
Одним словом, картофель - это не только второй хлеб, но и третий ребенок в нашей семье. У этого ребенка много имен: Силь- вана, Сифра, Синеглазка и Свитанок. Жаль, что еще нет сорта картофеля Татьяна, но это уже совсем другая история...
Елена Михайлова, г. Омск, поселок Красный Яр
Картошка в мундире
Мама картошку в мундире сварила, А я, не подумав, рукою схватила. Горячая шкурка куснула ладошку И... по столу «побежала» картошка.
Сначала направилась к блюдечку с масломВдоль края стола, покачнулась - опасно!Направо - с высокой тарелкой столкнулась, Вильнула налево - о вилку споткнулась.
В раздумье на месте чуть-чуть покрутилась И виновато ко мне подкатилась.Коснулась ладони, как будто просила:- Я больше не буду, смотри, Я ОСТЫЛА.
www.potatosystem.ru



