Право на получение консультаций врачей-специалистов. Журнал консультаций врачей специалистов
Методические указания о порядке организации консультаций и консилиумов в лечебных учреждениях, Письмо Минздрава СССР от 14 ноября 1982 года №06-14/14
УТВЕРЖДЕНЫзаместителем министраздравоохранения СССР14 ноября 1982 года N 06-14/14
Как показывает анализ лечебной работы в ряде больниц и клиник, одним из серьезных недостатков в оказании лечебно-диагностической помощи больным является недостаточно четкая организация консультаций и консилиумов внутри больниц и клиник. Несвоевременное проведение консультаций, недостаточно полная запись в историях болезни данных консультаций и рекомендаций, невыполнение назначений консультантов снижает их ценность. Нередко консультанты осматривают больных в отсутствии лечащих врачей и заведующих отделениями.
Редко внутри больниц и клиник для тяжелых или неясных в лечебно-диагностическом плане больных используются формы консилиумов с участием различных специалистов. В ряде больниц отсутствует четкий порядок по проведению внутрибольничных консультаций и консилиумов. Все это отрицательно отражается на уровне и качестве оказания лечебной помощи стационарным больным.
В целях устранения указанных недостатков установить следующий порядок организации и проведения внутрибольничных консультаций и консилиумов:
1. Необходимость консультации больных в плановом порядке устанавливает лечащий врач по согласованию с заведующим отделением.
В истории болезни лечащим врачом ставится цель и дается обоснование необходимости консультации соответствующего специалиста. При подготовке больного к консультации лечащий врач осуществляет подготовку больного к ней, руководствуясь перечнем обязательных обследований, утвержденных приказом главного врача больницы.
2. Список внутрибольничных консультантов составляется на начало каждого текущего года заместителем главного врача по лечебной работе (или профилю) и доводится до сведения заведующих отделений и медицинской диспетчерской. Последняя организуется по приказу главного врача больницы, а необходимый для нее штат устанавливается в пределах штатной численности больницы. Приказом главного врача утверждается также положение о медицинской диспетчерской, порядок ее организации и работы, должностные инструкции работников. Работу диспетчерской службы курирует заместитель главного врача по лечебной работе (или по профилю).
3. Ответственность за выполнение плановых и экстренных консультаций возлагается на заведующих отделениями. Они обязаны своевременно сообщить в медицинскую диспетчерскую или заместителю по лечебной работе обо всех изменениях, связанных с отсутствием или заменой консультанта по своему профилю.
4. Заявка для вызова консультанта в плановом порядке передается в медицинскую диспетчерскую, а при отсутствии ее - непосредственно консультанту или заведующему соответствующим отделением (согласно утвержденного списка консультантов).
Передача заявок на консультации возлагается на старших медицинских сестер отделений и контролируется заведующими отделениями.
Заявки на консультации принимаются и регистрируются в специальном журнале.
Заявка на консультацию в плановом порядке должна быть удовлетворена в срок не более суток.
Срочные консультации должны быть выполнены немедленно, не позднее 1-2 часов с момента получения заявки.
В вечернее, ночное время, в выходные и праздничные дни обеспечение срочных консультаций возлагается на ответственного (старшего) дежурного врача (дежурного администратора) по больнице.
6. В случаях невозможности организации высококвалифицированной экстренной консультации из числа сотрудников данной больницы главный врач или его заместитель по лечебной работе обязаны организовать вызов консультантов из другого лечебного учреждения с оформлением вызовов в соответствии с существующим положением.
7. Консультант проводит осмотр больного обязательно в присутствии лечащего врача и при необходимости - заведующего отделением. Запись в истории болезни обязательно должна содержать дату и час консультации, указание специальности консультанта, его фамилию, инициалы, занимаемую должность, ученую степень и звание. В описательной части консультации должны быть четко изложены данные анамнеза и обследования, не отраженные в истории болезни, а также установленный или предполагаемый дифференциальный диагноз, с их подробным обоснованием, подробные лечебно-диагностические рекомендации. При необходимости повторной консультации должна быть указана дата и время повторной консультации. Запись консультанта должна быть четко и разборчиво подписана лично консультантом.
8. Рекомендации консультанта обязательны для лечащих врачей. В случае несогласия с назначениями консультанта заведующий отделением обязан сделать запись с соответствующим обоснованием в истории болезни.
Если же рекомендации при экстренных консультациях не могут быть выполнены по каким-либо причинам (ухудшение состояния больного, отсутствие соответствующих лекарственных препаратов, технических средств и т.п.), заведующий отделением обязан об этом поставить в известность консультанта и согласовать с ним возможные изменения в выполнении рекомендаций, о чем сделать соответствующую запись в истории болезни.
9. В случае, когда состояние больного в диагностическом и лечебном плане остается неясным или требуется консультация разных специалистов, заведующий отделением (при наличии кафедры - по совместному решению с заведующим кафедрой) должен принять решение о созыве консилиума, о чем он уведомляет главного врача или его заместителя по медицинской части. При этом им сообщается желательный состав участников консилиума по специальностям и определяется срочность его созыва. О необходимости и обосновании созыва консилиума заведующий отделением делает запись в истории болезни. Ответственность за своевременный созыв консилиума возлагается на главного врача или его заместителя по медицинской части. Главный врач или его заместитель по медицинской работе руководит или назначает руководителя консилиума.
10. Запись консилиума делается лечащим врачом в истории болезни и отражает данные о начале и течения заболевания, состоянии больного в момент проведения консилиума по данным обследования, эффективности ранее проведенного лечения, причинах, вызвавших по мнению членов консилиума ухудшение состояния больного или неясность диагноза и состояния больного, диагноз и его обоснование, подробные рекомендации, а также о необходимости повторного консилиума и сроках его проведения. Заключение консилиума подписывают все его участники с указанием занимаемой должности, специальности, фамилии, инициалов, даты и времени проведения консилиума.
11. В случаях, если кто-либо из участников консилиума не согласен с принятым большинством членов комиссии заключением, он должен записать свое особое мнение, подробно его обосновав.
12. Рекомендации консилиума обязательны для лечащих врачей. Ответственность за их выполнение несет заведующий отделением (в условиях клинической больницы - и заведующий соответствующей кафедрой).
13. Если после проведенных рекомендаций консилиума состояние больного не улучшается и возникает необходимость в созыве консилиума, порядок его организации обеспечивается в соответствии с настоящими методическими указаниями.
14. Главный врач еженедельно на оперативных совещаниях заслушивает заместителей по медицинской части о своевременности и качестве консультативной работы.
15. Контроль за выполнением настоящих "указаний" возлагается на главных специалистов органов здравоохранения.
Текст документа сверен по:"Качество медицинской помощи",N 1, 1996 год
Статьи с темой: «консультации врачей-специалистов»
Менеджмент в здравоохранении2013 № 10 О праве пациента на проведение консультаций врачами-специалистами по его требованию или по требованию его законных представителей
Авторы относят право пациента на проведение консультаций врачами-специалистами по его требованию или по требованию его законных представителей к одному из наиболее трудно реализуемых прав в здравоохранении Российской Федерации. В статье дается развернутая характеристика проблем, связанных с реализацией данного права. В качестве предложения, направленного на соблюдение указанного права, предлагается обязательная разработка в каждой медицинской организации внутреннего документа, четко регламентирующего порядок проведения консультаций пациентов. Даны конкретные рекомендации в отношении того, что должно быть отражено в Положении о порядке организации и проведения консультаций пациентов в медицинской организации.
Авторы: Пивень Д. В. [65] Кицул И. С. [57]
Темы: законный представитель1 консультации врачей-специалистов1 консультации по требованию пациента1 лечащий врач1 право пациента1
Подробнее >
www.idmz.ru
Право на получение консультаций врачей-специалистов
Только в глубокой древности медицина была единой наукой: она не имела ответвлений и объединяла те скудные знания, которыми руководствовались врачи при лечении своих пациентов. Чем шире становился запас этих знаний, тем больше появлялось в медицине направлений, и тем выше становилось качество оказания медицинской помощи в целом. Глубоко изучая различные органы человеческого организма, доктора обретали навыки, позволяющие выявлять и лечить даже самые сложные заболевания.
Сегодня множество медицинских специальностей утверждено действующим законодательством, а право обращаться за консультацией к врачам-специалистам закреплено за каждым пациентом нашей страны в п.3 ст. 19 Федерального Закона № 323 от 21 ноября 2011 года - «Об основах охраны здоровья граждан».
Как воспользоваться этим правом?
Существующий в нашей стране порядок работы лечебных учреждений подразумевает проведение консультаций узких специалистов только по направлению или назначению лечащего врача. Именно ему предоставляется право на выбор необходимых диагностических лечебных процедур, то есть на организацию квалифицированного обследования и лечения пациента. Это право закреплено за лечащим врачом в ст. 70 вышеупомянутых «Основ».
В этой же статье есть указание на то, что приглашение для консультаций и совещаний врачей-специалистов может происходить и по требованию самого пациента или (в установленных законом случаях) его законного представителя. Основанием в таких ситуациях является:
- наличие потребности в объективной оценке состояния здоровья больного;
- постановка диагноза при наличии сомнений в его достоверности, а также в затруднительных (нетипичных) случаях;
- диагностика заболевания, находящегося вне границ компетенции лечащего врача;
- определение прогноза и выбор тактики проводимого обследования и лечения;
- решение вопроса о целесообразности перевода больного в специализированное подразделение данного лечебного учреждения или другую медицинскую организацию.
Консультация может проводиться как в рамках того учреждения, где наблюдается пациент, так и в другом учреждении системы здравоохранения. Возможно также и дистанционное проведение консультации с использованием современных технологий. В настоящее время оно набирает все большую популярность.
Если созывается консилиум, то есть совещание нескольких докторов, его итоги официально протоколируются и вносятся в медицинскую документацию. Заключение врача-консультанта может быть оформлено в виде отдельного документа или записи в медицинской карте.
В какие сроки пациент должен быть проконсультирован?
Действующая в настоящее время Программа государственных гарантий оказания медицинской помощи предусматривает, что получение консультации врачей-специалистов должно произойти не позднее, чем в течение четырнадцати суток (двух недель) с момента обращения в лечебное учреждение. Исключение могут составлять случаи, когда потребность в привлечении узкого специалиста возникает уже в процессе обследования или лечения больного - тогда срок будет отсчитываться с момента возникновения этой потребности.
Таким образом, каждый пациент имеет право рассчитывать на консультативную помощь и может при необходимости настоять на привлечении к обследованию или лечению дополнительных специалистов. Игнорирование этих требований можно рассматривать как противоправное действие, идущее в разрез с «Основами охраны здоровья» российских граждан.
Возврат к списку
www.ligamedprava.ru
Образец - Шаблон приема (осмотра) терапевта
Ещё один вариант шаблона (бланка) осмотра терапевтом:Осмотр терапевта
Дата осмотра: ______________________Ф.И.О. пациента:_______________________________________________________________Дата рождения:____________________________Жалобы на боль за грудиной, в области сердца, одышку, учащенное сердцебиение, перебои в работе сердца, отеки нижних конечностей, лица, головную боль, головокружение, шум в голове, в ушах________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Анамнез заболевания:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сведения о заболеваниях, травмах, операциях (ВИЧ, гепатит, сифилис, туберкулез, эпилепсия, диабет и др.): __________________________________________________________________
Аллергологический анамнез: не отягощён, отягощён_______________________________________________________________________________________________________________
Общее состояние удовлетворительное, относительно удовлетворительное, средней степени тяжести, тяжелое. Положение тела активное, пассивное, вынужденноеТелосложение: астеническое, нормостеническое, гиперстеническое_____________________Рост__________см., вес__________кг., ИМТ____________(вес, кг/рост, м²)Температура тела: ________°С
Кожные покровы: окраска бледная, бледно-розовая, мраморная, желтушная, покраснение,гиперемия, цианоз, акроцианоз, бронзовая, землистая, пигментация____________________________________________________________________________________________________Кожа влажная, сухая_____________________________________________________________Сыпь, рубцы, стрии, расчёсы, ссадины, сосудистые звездочки, геморрагии, отёчность _______________________________________________________________________________
Слизистая ротовой полости: розовая, гиперемия____________________________________
Конъюнктива: бледно-розовая, гиперемирована, желтушна, бело-фарфоровая, отёчна,поверхность гладкая, разрыхлена___________________________________________________
Подкожно-жироваяклетчатка выражена избыточно, скудно, умеренно.
Подкожные лимфатические узлы: не пальпируются, не увеличены, увеличены_________________________________________________________________________________________
Сердечно-сосудистая система. Тоны ясные, громкие, приглушены, глухие, ритмичные, аритмичные, экстрасистолия. Шумы: нет, систолический (функциональный, органический), локализуется на верхушке, в т. Боткина, над грудиной, справа от грудины _______________________________________________________________________________________________Артериальное давление ________и ________ мм.рт.ст. ЧСС ________ в 1 минуту.
Дыхательная система. Одышка отсутствует, инспираторная, экспираторная, возникает при_________________________________________________________. Частота дыхательных движений: ________ в 1 минуту. Перкуторный звук ясный лёгочный, притуплённый, укороченный, тимпанический, коробочный, металлический _______________________________________________________. Границы лёгких: одностороннее, двустороннее опущение, смещение вверх нижних границ ______________________________ В лёгких при аускультации дыхание везикулярное, жёсткое, ослаблено слева, справа, в верхних, нижних отделах, по передней, задней, боковой поверхности____________________________. Хрипы отсутствуют, единичные, множественные, мелко- средне- крупнопузырчатые, сухие, влажные, свистящие, крепитирующие, застойного характера слева, справа, по передней, задней, боковой поверхности, в верхних, средних, нижних отделах ______________________________________________________. Мокрота_____________________________________.
Пищеварительная система. Запах изо рта ____________________________________. Язык влажный, сухой, чистый, обложен налётом __________________________________________Живот ____ увеличен за счёт п/жировой клетчатки, отёков, грыжевых выпячиваний ___________________________________________________________, при пальпации мягкий, безболезненный, болезненный_____________________________________________________Симптом раздражения брюшины есть, нет___________________________________________Печень по краю рёберной дуги, увеличена___________________________________________,____болезненная, плотная, мягкая, поверхность гладкая, бугристая ____________________________________________________________________________________________________Селезёнка ____увеличена______________________________________, ____болезненная. Перистальтика ____нарушена _________________________________________________.Дефекация ______ раз в сутки/неделю, безболезненная, болезненная, кал оформленный, жидкий, коричневого цвета, без примеси слизи и крови ________________________________________________________________________________________________________
Мочевыделительная система. Симптом поколачивания по пояснице: отрицательный, положительный слева, справа, с обеих сторон. Мочеиспускание 4-6 раз в сутки, безболезненное, болезненное, учащённое, редкое, никтурия, олигурия, анурия, моча светло-соломенного цвета______________________________________________________________________________________________________________________________________________Диагноз:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диагноз установлен на основании сведений полученных во время расспроса пациента, данных анамнеза жизни и заболевания, результатов физикального обследования, результатов инструментальных и лабораторных исследований.
План обследования (консультации специалистов, ЭКГ, УЗИ, ФГ, ОАМ, ОАК, глюкоза крови, биохимический анализ крови): _____________________________________________________________________________________________________________________________
План лечения:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________Подпись_______________________Ф.И.О.
Полный вариант документа см. в приложении к сообщению
raptus.su
Консультант врача. Электронная медицинская библиотека
Материалы нашего сайта предназначены для специалистов в области медицины и фармакологии
Пожалуйста, подтвердите, что Вы имеете медицинское (фармацевтическое) образование и являетесь действующим медицинским (фармацевтическим) работником:
- врачом или организатором здравоохранения;
- фармацевтом или работником аптеки;
- средним медицинским работником;
- студентом старшего курса медицинского или фармацевтического учебного заведения.
Да, я имею медицинское образование и являюсь медицинским работником
Ваша основная специальность* Акушерство и гинекологияАллергология и иммунологияАнестезиология и реаниматологияГастроэнтерология и гепатологияГематология и трансфузиологияГенетикаГериатрияГигиенаДерматовенерологияДетская хирургияДиетологияИнфекционные болезниКардиологияКлиническая лабораторная диагностикаКлиническая фармакологияКолопроктологияЛечебная физкультура и спортивная медицинаМедицина катастрофНеврологияНейрохирургияНеонатологияНефрологияОбщемедицинские вопросыОнкология, лучевая терапияОрганизация здравоохранения и общественное здоровьеОториноларингологияОфтальмологияПатологическая анатомияПедиатрияПрофпатологияПсихиатрияПульмонологияРевматологияРентгенология, лучевая диагностикаСердечно-сосудистая хирургияСкорая медицинская помощьСтоматологияСудебно-медицинская экспертизаТерапия и общая врачебная практикаТоксикологияТравматология и ортопедияУльтразвуковая диагностикаУрологияФармацияФизиотерапияФтизиатрияФункциональная диагностикаХирургияЭндокринологияЭндоскопия
2-я специальность Акушерство и гинекологияАллергология и иммунологияАнестезиология и реаниматологияГастроэнтерология и гепатологияГематология и трансфузиологияГенетикаГериатрияГигиенаДерматовенерологияДетская хирургияДиетологияИнфекционные болезниКардиологияКлиническая лабораторная диагностикаКлиническая фармакологияКолопроктологияЛечебная физкультура и спортивная медицинаМедицина катастрофНеврологияНейрохирургияНеонатологияНефрологияОбщемедицинские вопросыОнкология, лучевая терапияОрганизация здравоохранения и общественное здоровьеОториноларингологияОфтальмологияПатологическая анатомияПедиатрияПрофпатологияПсихиатрияПульмонологияРевматологияРентгенология, лучевая диагностикаСердечно-сосудистая хирургияСкорая медицинская помощьСтоматологияСудебно-медицинская экспертизаТерапия и общая врачебная практикаТоксикологияТравматология и ортопедияУльтразвуковая диагностикаУрологияФармацияФизиотерапияФтизиатрияФункциональная диагностикаХирургияЭндокринологияЭндоскопия
3-я специальность Акушерство и гинекологияАллергология и иммунологияАнестезиология и реаниматологияГастроэнтерология и гепатологияГематология и трансфузиологияГенетикаГериатрияГигиенаДерматовенерологияДетская хирургияДиетологияИнфекционные болезниКардиологияКлиническая лабораторная диагностикаКлиническая фармакологияКолопроктологияЛечебная физкультура и спортивная медицинаМедицина катастрофНеврологияНейрохирургияНеонатологияНефрологияОбщемедицинские вопросыОнкология, лучевая терапияОрганизация здравоохранения и общественное здоровьеОториноларингологияОфтальмологияПатологическая анатомияПедиатрияПрофпатологияПсихиатрияПульмонологияРевматологияРентгенология, лучевая диагностикаСердечно-сосудистая хирургияСкорая медицинская помощьСтоматологияСудебно-медицинская экспертизаТерапия и общая врачебная практикаТоксикологияТравматология и ортопедияУльтразвуковая диагностикаУрологияФармацияФизиотерапияФтизиатрияФункциональная диагностикаХирургияЭндокринологияЭндоскопия
Основные данные
Фамилия *
Имя, Отчество *
Страна/Регион *E-mail *
Телефон
Имя пользователя и пароль
Имя пользователя (логин) *
Пароль *
Пароль (подтверждение) *
Пожалуйста, тщательно заполните анкету.
Помеченные звездочкой * поля обязательны для заполнения.
Указанные Вами телефон и e-mail НИКОГДА НЕ БУДУТ ПОКАЗАНЫ другим пользователям сайта, а будут использованы только администраторами для своевременного уведомления Вас о важных изменениях или новостях по Вашему выбору.
Остальные поля будут использованы для статистического анализа работы сайта.
После регистрации в своем профиле Вы сможете указать больше данных.
www.rosmedlib.ru
Запрещает ли закон телефонную консультацию врача
В материалах статьи рассмотрены вопросы о возможности консультации пациента по телефону.
Медицинские консультации, как следует из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, входят в состав деятельности в области здравоохранения.
↯ Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов
Классификатор утвержден приказом Росстандарта.
Запрещает ли закон телефонную консультацию врача, если пациент не может приехать на прием
Законодательство не содержит прямого запрета телефонных консультаций пациента врачом. При этом медицинские консультации закон разрешает.
Закон провозглашает информационное право пациента как потребителя медицинских услуг получать консультации врачей-специалистов. Это определяет статья 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (Закон № 323-ФЗ). Считаем, что телефонные консультации врача следует относить к медицинским консультациям.
Гость, вам предоставлен
VIP-доступ
к журналу «Правовые вопросы в здравоохранении». Медицинская консультация по своей сути относится к медицинскому вмешательству, поскольку затрагивает психическое состояние человека и является законченной услуго. Следовательно, консультировать пациентов медицинская организация может только при наличии лицензии, а специалист — при наличии соответствующей квалификации.

Право врача отказаться от пациента посмотреть/скачать>>
Обязательное условие любого медицинского вмешательства — информированное добровольное согласие гражданина или его законного представителя на вмешательство.
Согласие гражданин дает на основании полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания помощи. Информацию предоставляет медицинский работник в доступной форме.
На заметку
Добровольное информированное согласие — обязательное условие реализации информационных прав пациента. На это указывают и суды.
Таким образом, консультации по телефону допустимы, если гражданин дал добровольное информированное согласие на данный вид медицинского вмешательства, а организация имеет необходимую лицензию.
Какие правовые нормы нарушит врач, если проконсультирует пациента
Согласие врач может получить и в устной форме по телефону, если ознакомит пациента со всеми правами и разъяснит возможные последствия. Медорганизация должна вести запись телефонных разговоров. Так она впоследствии сможет подтвердить, что пациент действительно давал добровольное информированное согласие на консультацию.
Согласие, полученное по телефону, советуем распечатать и вклеить в карту пациента. Аудиозапись сохраните на электронном носителе.
Боятся ли врачи консультировать пациентов по телефону
По данным опросов ВЦИОМ и консалтинговой компании MarConsult, порядка 50% врачей готовы и заинтересованы консультировать своих пациентов удаленно. 30% врачей не хотят это делать, остальные не определились.
Опрос врачей-педиатров, проведенный компанией «Мобильные медицинские технологии» (ММТ), показал, что 70% хотят заниматься онлайн-консультированием. Из неформальных бесед с врачами следует, что 2/3 из них уже консультируют своих пациентов удаленно, с помощью телефона, почты и мессенджеров.
www.zdrav.ru











