Читать онлайн «Красный террор глазами очевидцев». Журнал красный террор читать
КРАСНЫЙ ТЕРРОР | Журнал Русский Дом
5 сентября 1918 года, 95 лет назад Советская власть объявила «красный террор»
«…Мы должны превратить Россию в пустыню, населённую белыми неграми, которым мы дадим такую тиранию, которая не снилась никогда самым страшным деспотам Востока. Разница лишь в том, что тирания эта будет не справа, а слева, и не белая, а красная, ибо мы прольём такие потоки крови, перед которыми содрогнутся и побледнеют все человеческие потери капиталистических войн».Лев Троцкий (Бронштейн)
Одной из самых страшных и кровавых страниц периода Гражданской войны в России стал так называемый «красный террор». Только прямые потери от него оцениваются примерно в 1—2 миллиона человек.
Официально «красный террор» был узаконен и объявлен 2 сентября 1918 года Яковом Свердловым в обращении ВЦИК и затем подтверждён постановлением Совнаркома от 5 сентября 1918 года.
В этот день захватившие власть в России большевики узаконили убийства и насилие, возведя террор в ранг государственной политики. Грабежи, пытки, самосуды, расстрелы, изнасилования сопутствовали советской власти с первых дней, хотя стоит отметить, что началась эта вакханалия произвола ещё в феврале 1917 года, после падения монархии и перехода власти в руки левых.
Поводом послужило покушение на Ленина. Согласно исследованиям итальянского историка Дж. Боффы, в ответ на ранение В.И.Ленина в Петрограде и Кронштадте были расстреляны около 1000 человек.
«Красный террор» захватил целые социальные пласты нации — духовенство, дворянство и буржуазию. Самой крупной из его первых акций был расстрел в Петрограде 512 представителей элиты (бывших сановников, министров, профессоров). Террор ставил своей целью не просто удержание политической власти, но и социальное конструирование. Ведущий теоретик партии большевиков Н.И.Бухарин писал по этому поводу следующее: «Пролетарское принуждение во всех своих формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является, как ни парадоксально это звучит, методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи».
Страшному удару подверглась и русская интеллигенция, хотя она была одним из самых активных революционных отрядов, с радостью встретившая Февральскую революцию, поддерживающая идеи социализма. Кроме того, «интернационалисты» решили уничтожить казачество — оно хранило военные традиции русского народа.
Известный чекист М.Я.Лацис так определил принцип «красного террора»: «Мы не ведём войны против отдельных лиц. Мы истребляем буржуазию как класс. Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против советской власти. Первый вопрос, который мы должны ему предложить, — к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, воспитания, образования или профессии. Эти вопросы и должны определить судьбу обвиняемого. В этом — смысл и сущность “красного террора”».
Согласно сведениям, опубликованным лично М.Лацисом, в 1918 году и за семь месяцев 1919 года были расстреляны 8389 человек, заключены в концлагеря 9496 человек, в тюрьмы — 34 334; взяты в заложники — 13 111 человек и арестованы 86 893 человека.
Харьковская ЧК применяла скальпирование и «снимание перчаток с кистей рук», Воронежская ЧК — катание голыми в бочке, утыканной гвоздями. В Царицыне и Камышине «пилили кости». В Полтаве и Кременчуге священнослужителей сажали на кол. В Екатеринославе применяли распятие и побивание камнями, в Одессе офицеров привязывали цепями к доскам, вставляя в топку и жаря, разрывали пополам колёсами лебёдок, опускали по очереди в котёл с кипятком и в море. В Армавире, в свою очередь, применялись «смертные венчики»: голова человека на лобной кости опоясывалась ремнём с железными винтами и гайкой, которая при завинчивании сдавливала ремнём голову. В Орловской губернии широко применялось замораживание людей путём обливания холодной водой при низкой температуре.
С особой ненавистью уничтожалось христианство, не только высшая иерархия, но и простые монахи, монахини, священники. Некоторые убийства священнослужителей, как сообщается, проходили с особой жестокостью, осуществлялись публично в сочетании с различными унижениями репрессированных лиц. В частности, священнослужителя старца Золотовского переодели в женское платье и повесили. 8 ноября 1917 года царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров был подвергнут продолжительным избиениям, затем был убит волочением по шпалам железнодорожных путей. В 1918 году трёх православных иереев в г. Херсон распяли на кресте. В декабре 1918 года епископа Соликамского Феофана (Ильменского) на глазах у народа окунали в прорубь до тех пор, пока он не замёрз, затем повесили за волосы. В Самаре епископа Исидора (Колоколова) посадили на кол. Епископа Пермского Андроника (Никольского) закопали в землю заживо. Епископа Серапульского Амвросия (Гудко) привязали к хвосту лошади. В Воронеже в 1919 году были одновременно убиты 160 священников во главе с архиепископом Тихоном (Никаноровым), которого повесили на Царских вратах в церкви Митрофановского монастыря.
Широкий размах большевистского террора обусловлен тем, что практически все слои населения России были против большевиков и воспринимали их как узурпаторов власти, поэтому Ленин и компания понимали, что единственный шанс удержать власть — это физически уничтожить всех, кто не согласен с их политикой. Начатый при жизни Ленина террор продолжался и после его смерти — расказачивание, раскулачивание, насильственная коллективизация, сталинские чистки есть продолжение начатой им политики.
Тем, кто хочет более подробно ознакомиться с историей «красного террора», советуем прочитать книгу крупнейшего историка революции и Гражданской войны С.П.Мельгунова «Красный террор в России», изданную в 1923 году. Книга является документальным свидетельством злодеяний большевиков, совершённых под лозунгом борьбы с классовыми врагами в первые годы после октябрьского переворота. Она основана на свидетельских показаниях, собранных историком из разных источников, но в первую очередь из печатных органов самой ВЧК («Еженедельник ВЧК», журнал «Красный террор»). Книга написана ещё до высылки Мельгунова из СССР после пяти его арестов.
www.russdom.ru
Читать онлайн "Красный террор в России. 1918-1923" автора Мельгунов Сергей Петрович - RuLit
С. П. Мельгунов
Красный террор в РОССИИ
1918–1923
«Ecrasez l'infâme»
(От автора к первому и второму изданию)
«Народы подвинутся только тогда, когда сознают всю глубину своего паления».
Эдг. Кинэ
«Незаметно эта вещь вряд ли пройдет, если только у читателей и критики хватит мужества вчитаться (возможно и то: увидят, что тут расстреливают, и обойдут сторонкой)» — так писал Короленко Горнфельду по поводу рассказа Вл. Табурина «Жива душа», напечатанного в 1910 г. в «Русском Богатстве».
Мне хотелось бы, чтобы у того, кто возьмет в руки эту книгу, хватило мужества вчитаться в нее. Я знаю, что моя работа, во многих отношениях, не отделанная литературно, появилась в печати с этой стороны преждевременно. Но, сознавая это, я все же не имел и не имею в настоящее время сил, ни физических, ни моральных, придать ей надлежащую форму — по крайней мере соответствующую важности вопроса, которому она посвящена. Надо иметь действительно железные нервы, чтобы спокойно пережить и переработать в самом себе весь тот ужас, который выступает на последующих страницах.
Невольно вновь вспоминаешь слова В. Г. Короленко, мимолетно брошенные им по поводу его работы над «Бытовым явлением». Он писал Горнфельду в цитированном выше письме из Алупки (18 апреля): «работал над этим ужасным материалом о „смертниках“, который каждый день по нескольку часов отравлял мои нервы». И когда читатель перевернет последнюю страницу моей книги, я думаю, он поймет то гнетущее чувство, которое должен был испытывать автор ее в течение долгих дней, погружаясь в моря крови, насилия и неописуемых ужасов нашей современности. По сравнению с нашими днями эпоха «Бытового явления» даже не бледная копия…[1]
Я думаю, что читатель получит некоторое моральное облегчение при сознании, что, может быть, не всё, что пройдет перед его глазами, будет отвечать строгой исторической достоверности. Иначе правда же не стоило бы жить. Надо было бы отречься от того проклятого мира, где возможна такая позорная действительность, не возбуждающая чувства негодования и возмущения; надо было бы отречься от культуры, которая может ее молчаливо терпеть без протеста. И пожалеешь, как Герцен: «Невзначай сраженный пулей, я унес бы с собой в могилу еще два-три верования…». Если вдуматься в описанное ниже, то правда же можно сойти с ума. Одни спокойно взирают, другие спокойно совершают нечто чудовищное, позорнейшее для человечества, претендующего на культурное состояние. И спасает только все еще остающаяся вера в будущее, о котором, кажется, Надсон сказал:
«Верь, настанет пора и погибнет Ваал И вернется на землю любовь».
Историки давали и дают объяснения и даже оправдание террору эпохи французской революции; политики находят объяснение и проклятой современности. Я не хочу давать объяснений явлению, которое, может быть, и должно быть только заклеймлено со стороны общественной морали и в его прошлом и в его настоящем. Я хочу только восстановить картину и этого прошлого и этого настоящего. Пусть социологи и моралисты ищут объяснений для современной человеческой жестокости в наследии прошлого и в кровавом угаре последней европейской войны, в падении человеческой морали и в искажении идеологических основ человеческой психики и мышления. Пусть психиатры отнесут все это в область болезненных явлений века; пусть припишут это влиянию массового психоза.
Я хотел бы прежде всего восстановить реальное изображение и прошлого и настоящего, которое так искажается и под резцом исторических исследований и в субъективной оценке современного практического политика.
По плану моя работа естественно распадается на три части: исторический обзор, характеристика «красного террора» большевиков и так называемого «террора белого». Лишь случайное обстоятельство побудило меня выпустить первоначально как бы вторую часть работы, посвященную «красному террору».
Прозвучал выстрел Конради, и подготовка к лозаннскому процессу[2] заставила меня спешно обработать часть того материала, который мне удалось собрать.
И если я выпускаю в свет свою книгу теперь, то потому только, что в данном случае ее внешняя архитектоника отступает на задний план перед жизненностью и актуальностью самой темы.
То, что появляется теперь в печати, не может претендовать на характер исследования. Это только схема будущей работы; это как бы первая попытка сводки, далеко, быть может, неполной, имеющегося материала. Только эту цель и преследует моя книга. Может быть, она послужит побуждением для более широкого собирания и опубликования соответствующих материалов. Выводы сами придут.
***
Я косвенно ответил уже на одно возражение, которое может быть мне сделано. Я не могу взять ответственности за каждый факт, мною приводимый. Но я повсюду указывал источник, откуда он заимствован. Пусть те, кто так смело в свое время подводил теоретический фундамент под призыв к насилию и крови, а теперь говорят о «мнимом» терроре (см., напр., статьи в «Известиях» по поводу процесса Конради), прежде всего опровергнут эту фактическую сторону. Мнимый террор, который грозят восстановить московские власти за оправдание лозаннских подсудимых!
Я знаю, мне будет сделано и другое возражение.
И А. В. Пешехонов в пояснение рассказывал об ужасах виселиц в Ростове-на-Дону. Как убедится Пешехонов из этой книги, он и здесь ошибался — «перещеголять» большевиков никто не мог. Но не в этом дело. Как ослабляется наш моральный протест этими ненужными в данный момент оговорками! Как бесплоден становится этот протест в аспекте исторического беспристрастия!
Я не избегаю характеристики «белого террора» — ему будет посвящена третья часть моей работы. Я допускаю, что мы можем зарегистрировать здесь факты не менее ужасные, чем те, о которых говорит последующее повествование, ибо данные истории нам говорят, что «белый» террор всегда был ужаснее «красного», другими словами, реставрация несла с собою больше человеческих жертв, чем революция. Если признавать большевиков продолжателями революционной традиции, то придется признать и изменение этой традиционной исторической схемы. Нельзя пролить более человеческой крови, чем это сделали большевики; нельзя себе представить более циничной формы, чем та, в которую облечен большевистский террор. Это система, нашедшая своих идеологов; это система планомерного проведения в жизнь насилия, это такой открытый апофеоз убийства, как орудия власти, до которого не доходила еще никогда ни одна власть в мире. Это не эксцессы, которым можно найти в психологии гражданской войны то или иное объяснение.
«Белый» террор явление иного порядка — это прежде всего эксцессы на почве разнузданности власти и мести. Где и когда в актах правительственной политики и даже в публицистике этого лагеря вы найдете теоретическое обоснование террора, как системы власти? Где и когда звучали голоса с призывом к систематическим официальным убийствам? Где и когда это было в правительстве ген. Деникина, адмирала Колчака или барона Врангеля?
Моральный ужас террора, его разлагающее влияние на человеческую психику в конце концов не в отдельных убийствах, и даже не в количестве их, а именно в системе. Пусть «казацкие» и иные атаманы в Сибири, или на Дону, о которых так много говорили обвинители на лозаннском процессе и о которых любят говорить все сопоставляющие красный террор с белым, запечатлели свою деятельность кровавыми эксцессами часто даже над людьми неповинными. В своих замечательных показаниях перед «судом» адм. Колчак свидетельствовал, что он был бессилен в борьбе с явлением, получившим наименование «атаманщины».
вернутьсяП. А. Сорокин в своих показаниях по делу Конради напомнил статистику казней в дни первой революции и последующей реакции: 1901–1905 г. — 93; 1906 г. — 547; 1907 г. — 1139; 1908 г. — 1340; 1909 г. — 771; 1910 г. — 129; 1911 г. — 73.
вернутьсяСм. в послесловии о моем участии в этом процессе.
www.rulit.me
Лабиринт: подборка годных книг о красном терроре и большевизме
Подумал, и решил сделать некоторый дайджест и выборку серьезных книг о природе большевизма и его преступлениях, которые можно приобрести сегодня в интернет-магазине Лабиринт (некоторые даже со скидками, если зарегистрирован там). Считаю, что такие выборки имеет смысл делать - т.к. откровенного бреда и треша - масса. Неосоветчины а-ля Кара-Мурза и Прудникова - еще больше. На этом фоне правда всегда элитарна. Понятно, что нужна популяризация дискурса. Здесь вполне себе направление работы для молодых историков, между прочим. Но и без популяризации - если хотя бы о книгах дать информацию - это лучше чем вообще ничего (картинки кликабельны - по ним можно пройти на страницу книги). Перечень не полный, такие подборки будут делаться и в дальнейшем:Протоиерей Николай Доненко: Ялта - город веселья и смерти
На основании архивных материалов автор книги реконструирует историю города, малоизвестные страницы его жизни, начиная с революционных событий и Гражданской войны до начала хрущёвских гонений. Особое внимание сосредоточено на трагических судьбах православных священнослужителей, большинство из которых исповедали себя христианами перед безбожной властью, за что были гонимы, претерпели узы и мученическую кончину.О многих фактах, обстоятельствах из жизни священнослужителей Большой Ялты рассказывается впервые.Книга помогает осознать грандиозный масштаб исторической драмы, постигшей наше Отечество, а также увидеть величие духовного подвига тех, кто вопреки всему остался верным Христу и Его Церкви.2-е издание.
Протоиерей Николай Доненко: Новомученики Феодосии
В книге дано жизнеописание новопрославленных святых, которые составлены на основании церковного предания и материалов из архивов Крыма. Как и каждая новая публикация о новомучениках, данная работа расширяет наше представление о Святой Руси и помогает лучше увидеть подлинный ландшафт нашего Отечества.Издание второе.
Головкова Л., Хайлова О.Пострадавшие за веру и церковь Христову 1917-1937Жизнь Церкви христианской с первых веков созидалась на подвигах мучеников. Русская Православная Церковь пережила неслыханные гонения, воздвигнутые богоборцами за веру Христову в ХХ веке. Множество иерархов, священнослужитетей, монашествующих и мирян прославили Господа мученической кончиной, безропотным перенесением страданий и лишений в тюрьмах, лагерях и ссылках. Огонь репрессий не только не смог уничтожить Православие, но, наоборот, стал тем горнилом, в котором закалился дух верных чад Церкви Русской, непоколебимым и твердым стало их упование на Единого Бога, победившего смерть и даровавшего всем надежду воскресения.В альбоме освещается история мученичества царственных мучеников и страстотерпцев, первых жертв безбожной власти 1917-1918 гг., о борьбе государства с церковью, закрытии лавр и монастырей, о лагерях, о мучениках "великих советских строек", о терроре 1937-1938 гг. Содержит большое количество иллюстраций.
Лидия Головкова: Сухановская тюрьма. Спецобъект 110
В книге впервые рассказывается об особорежимной тайной тюрьме НКВД-МГБ, расположившейся в стенах старинной Свято-Екатерининской пустыни. Автором собраны сведения о многих узниках пыточной тюрьмы и об их мучителях, которые спустя некоторое время оказались в тех же застенках.
Энн Эпплбаум: ГУЛАГ
ГУЛАГ Энн Эпплбаум - это подробная история советских исправительных лагерей с ленинских до горбачевских времен. Опираясь на архивные документы, интервью, воспоминания и исторические труды, автор не только показывает, какую огромную роль играла система ГУЛАГа в политике и экономике СССР, но и в мельчайших деталях воссоздает картину повседневной жизни заключенных. За книгу "ГУЛАГ" Энн Эпплбаум была удостоена Пулитцеровской премии.
А. Тепляков: Процедура: исполнение смертных приговоров в 1920-1930 гг.
Смертная казнь в Советской России надолго стала бытовым явлением, и документы, относящиеся к этой теме, в изобилии обнаруживаются в ставших доступными архивных фондах.
Красный террор в годы гражданской войныВ издании представлены сведения о массовом красном терроре на основе уникальных актов о расследованиях, справок, сводок и других материалов Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков.Публикуемые документы преимущественно хранятся в Архиве Народно-трудового союза (НТС) во Франкфурте-на-Майне (Германия). Некоторые следственные акты в машинописных копиях хранятся в Архиве Гуверовского Института войны, революции и мира при Стенфордском университете (США, Калифорния) в коллекциях Б. И. Николаевского и П. Н. Врангеля.Книга содержит иллюстрации жертв красного террора. Категорически не рекомендуется читателям в возрасте до 18 лет.3-е издание, дополненное
Красный террор глазами очевидцевСборник включает свидетельства лиц, которые стали очевидцами красного террора в России, провозглашенного большевиками в сентябре 1918 г. в качестве официальной государственной политики. Этим людям, принадлежавшим к разным сословиям и профессиям, удалось остаться в живых, покинув страну, охваченную революционной смутой. Уже в первые годы эмиграции они написали о пережитом. Часть представленных материалов была опубликована в различных эмигрантских изданиях в 1920-х гг. В сборник также включены ранее не публиковавшиеся свидетельства, которые были присланы историку С. П. Мельгунову и хранятся в его коллекции в Архиве Гуверовского института войны, революции и мира (Пало Алто, США).Составление, предисловие и комментарии С. В. Волков
Красный террор в Москве: свидетельства очевидцев
В сборник включены свидетельства очевидцев о фактах революционного террора в Москве в 1917-1922 гг., осуществлявшегося большевиками в отношении лиц, не угодных новому режиму. Московские тюрьмы не справлялись с потоком арестованных, поэтому уже в 1918 г. в городе было организовано свыше десятка концентрационных лагерей, прежде всего в старинных московских монастырях (Ивановском, Спасо-Андрониковом, Новоспасском и др.). Расстрелы заключенных приобрели особенно массовый характер после покушения на Ленина и принятия в сентябре 1918 г. Постановления Совета народных комиссаров "О красном терроре". Свидетельства об этих событиях оставили лица, которым удалось избежать гибели и эмигрировать из советской России. Большинство из них публикуется в нашей стране впервые. Сборник включает ряд материалов из фонда историка С. П. Мельгунова в Архиве Гуверовского института войны, революции и мира (Пало-Алто, США).Составление: С. В. Волкова
Красный террор в Петрограде
В сборник включены свидетельства очевидцев красного террора 1918-1922 гг. в Петрограде и родственников тех, кто погибли в результате репрессий большевиков против классово чуждых им лиц. Эти воспоминания выходили в разные годы в эмигрантской печати, некоторые сохранились в фонде историка С. П. Мельгунова в Архиве Гуверовского института войны, революции и мира (Пало-Алто, США). Значительная часть воспоминаний посвящена трагической судьбе четверых Великих князей Романовых (Павла Александровича, Николая и Георгия Михайловичей и Дмитрия Константиновича), расстрелянных в Петропавловской крепости в январе 1919 г. Большинство материалов публикуется в России впервые. Сборник воспоминаний дополняет статья современных исследователей о результатах поисковых работ и обнаружении останков жертв красного террора на территории Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.Составитель С.В. Волков.2-е издание, дополненное.
Красный террор на юге России
В сборник включены воспоминания лиц, переживших ужасы революционного террора 1918-1922 гг. на территориях южных губерний бывшей Российской империи - в Крыму, на Украине, Северном Кавказе, в Донской и Кубанской областях и в Закавказье. Большинство этих районов были основной ареной гражданской войны, и поэтому расправы над мирными жителями и пленными носили здесь особенно жестокий характер. Люди разных сословий и профессий, побывавшие в застенках ЧК и чудом оставшиеся в живых, нашли в себе силы написать о пережитом. Большая часть представленных в сборнике воспоминаний публиковалась в эмигрантских изданиях 1920-х - 1960-х годов; некоторые редчайшие материалы были изданы на территориях, временно занятых белыми войсками. Абсолютное большинство свидетельств публикуется в России впервые.Составление, предисловие и комментарии С.В. Волков.
Игорь Симбирцев: ВЧК в ленинской России. 1917-1922На страницах книги оживает бурное время первых лет Советской России, когда формировались новые политические институты, и прежде всего спецслужбы молодого государства. Автор подробно анализирует действие ЧК у себя дома, на фронте, в чужом тылу и за границей, особое внимание уделяя личности главы ВЧК Ф. Э. Дзержинского и его влиянию на формирование структуры и методов работы карательного органа диктатуры пролетариата в момент старта первой волны "красного террора".
Игорь Симбирцев: Спецслужбы первых лет СССР. 1923-1939В своей книге Игорь Симбирцев прослеживает историю советских спецслужб периода, который уложился между двумя войнами: Гражданской и Великой Отечественной. Автор открывает малоизвестные детали нашумевших операций этого времени, обнажая механизм "создания" новых антисоветских организаций: "Синдикат-2" и "Трест" и т. д.
Большевистский порядок в Грузии. В 2-х т. Т. 1. Большой террор в маленькой кавказской республикеВпервые в историографии Большого террора на примере Грузии исследуются все вместе три главные массовые операции НКВД: операция по приказу № 00447 ("кулацкая" операция), операция по "национальным линиям" и социальная чистка ("милицейская" тройка). При этом в центре исследования находится специфика террора в Грузии: передача части карательных полномочий от центра местам нашла здесь свое выражение в массовом осуждении элит тройкой при НКВД Грузинской ССР, внесудебной инстанцией, собственно предназначенной для ускоренного осуждения простых советских граждан, далеких от власти и связанных с ней привилегий. При этом выявляется поразительная схожесть между неконституционными внесудебными органами (тройки, двойки) и такой законной судебной инстанцией как Военная коллегия Верховного суда СССР. Еще одна специфическая черта Большого Террора в Грузии заключается в поразительно "мягком" наказании национальных диаспор, за исключением немцев, т. н. "национальной" тройкой при НКВД Грузинской ССР. Шесть публикуемых интервью с потомками жертв Большого Террора из деревни Хашми близ Тбилиси обнаруживают личные травмы и страхи, которые принес Большой Террор 1937-1938 гг., поскольку в Хашми, как и во всей Грузии, в большом числе были арестованы отцы, родные и близкие.Составители: Марг Юнге, Бернд Бонвеч.
Большевистский порядок в Грузии. В 2-х томах. Том 2. Документы и статистикаВ настоящем томе публикуются документы и фотографии периода Большого террора в Грузии. Большинство публикуемых документов посвящено карательной деятельности троек и двоек НКВД. Фотографии призваны в первую очередь покончить с анонимностью и вернуть лица жертвам и карателям.Составители: Марг Юнге, Бернд Бонвеч.
Владимир Игнатов: Палачи и казни в истории России и СССРС древнейших времен человечество применяло смертную казнь как высшую меру наказания за преступления. Палачи - люди, приводившие приговор в исполнение, - имели зловещую репутацию в обществе.В истории нашего государства были мрачные периоды, когда работа палачей кипела днем и ночью. Автор книги подробно рассказывает об истории и видах казней в России и Советском Союзе, о знаменитых палачах, о матерых преступниках и невинно пострадавших людях.Владимир Игнатов: Доносчики в истории России и СССР
Такое специфическое и неоднозначное явление как доносительство было известно с библейских времён и дошло до наших дней. Доносы часто приводили к трагическим последствиям и это сформировало в обществе негативный образ доносчика. В новой книге В.Д. Игнатова изложены история, типология и проявления доносительства на разных этапах развития государства. Показаны причины, особенности и последствия доносительства в постреволюционной России и СССР.
Вячеслав Лобанов: Патриарх Тихон и советская власть (1917-1925 гг.)Политические перемены начала 90-х годов XX столетия способствовали активному исследованию темы взаимоотношений Русской Православной Церкви (РПЦ) и советского государства. Однако некоторые аспекты проблемы до настоящего времени остаются недостаточно изученными. В частности, это касается вопроса формирования позиции по отношению к власти Предстоятеля РПЦ, Патриарха Тихона, церковная политика которого до сих пор является предметом неоднозначных оценок (от идеализации до обвинений Патриарха в малодушии и приспособленчестве). В монографии рассмотрены основные этапы формирования линии Патриарха по отношению к властным структурам; исследована сущность церковно-политического курса Первосвятителя и его последствия для Русской Православной Церкви; проанализированы причины изменений в государственной церковной политике; подробно затронут ряд источниковедческих вопросов в рамках указанной проблематики; прослеживается преемственность линии Патриарха в дальнейшем поиске модели церковно-государственных отношений. В научный оборот вводятся новые материалы, раскрывающие различные аспекты антирелигиозной политики советского государства. Для широкого круга читателей.
Отделение Церкви от государства и школы от Церкви в Советской России. Октябрь 1917-1918 г. СборникВ книге публикуются документы Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива социально-политической истории и Центрального государственного архива Московской области, посвященные разработке и реализации политики по отделению Православной Российской Церкви от государства и школы от церкви в Советской России в октябре 1917–1918 г. Документы из многочисленных архивных фондов посвящены проблемам создания советского государственного аппарата по реализации секулярной политики, формированию соответствующей декретивно-законодательной базы, практике проведения этой политики в центре и на местах, включая национализацию монастырской и церковной собственности, организацию системы гражданского брака, введение гражданской метрикации, обеспечение призыва духовенства в тыловое ополчение, запреты на преподавание Закона Божия в школе и закрытие церковных учебных заведений и т. д. Наряду с этими материалами в сборнике приводятся документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., содержащие оценку секулярной политики Советской власти, свидетельства роста сопротивления верующих проводимой большевиками антицерковной политики. Для студентов духовных и светских учебных заведений и всех интересующихся церковной историей.
Борис Филиппов: Очерки по истории России. XX век. Учебное пособиеВ учебном пособии освещаются темы, отсутствующие или схематично представленные в других учебных изданиях для высшей школы. Особое внимание уделено сложным и драматичным взаимоотношениям государства и Русской Православной Церкви до Октябрьского переворота 1917 года и в последующие периоды, анализируются теоретические основы советской антирелигиозной и антицерковной политики, подробно описываются действия правительства по изъятию церковных ценностей, взаимоотношения РПЦ и государственного аппарата в период Великой Отечественной войны и в последующие десятилетия, уделяется внимание таким аспектам недавнего прошлого страны, как антицерковная кампания 1958-1964 гг., перестройка и распад СССР, кризис системы и попытки ее реформирования 1985-1991 гг.Издание адресовано студентам высших учебных заведений и обучающимся по самому широкому спектру гуманитарных дисциплин - истории церкви, культурологии, политологии, юриспруденции, философии, социологии и др.2-е издание, исправленное.
О. Косик: Голоса из России. Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССРВ центре внимания автора монографии - информационный обмен в церковной сфере в период гонений. Автор кропотливо исследует пути и способы передачи информации о Русской Церкви за рубеж, останавливаясь на характеристиках тех деятелей, которые способствовали ее распространению. Особое внимание уделяется восприятию этих материалов различными группами церковной эмиграции. Выявление особенностей данного массива источников проводится в неразрывной связи с освещением истории их создания и распространения.Геннадий Головков: Русская интеллигенция и революция. Пути и перепутья
В своей новой работе автор, многолетний сотрудник ИНИОН РАН, рассматривает роль русской интеллигенции (в основном ее радикальной части) на фоне исторического развития. Ее пути и судьбы неразрывно связаны с революционным движением и последующим установлением тоталитарного государства. Обобщая многие довольно известные факты, автор приходит к выводу, что интеллигенция никогда не была совестью народа и фактически никогда не представляла народ, а лишь саму себя, что и привело в дальнейшем к катастрофическим последствиям для нашей страны.
В жерновах революции. Российская интеллигенция между белыми и красными в пореволюционные годыСборник документов и материалов по истории российской интеллигенции 1917-1927 гг. впервые вводит в научный оборот несколько десятков уникальных документов из Российского государственного архива социально-политической истории и Архива Гуверовского института войны, революции и мира (Hoover Institution on War, Revolution and Peace), где отражена сложная судьба данного слоя в пореволюционные годы. Сборник адресован широкому кругу специалистов: историкам, философам, социологам, правоведам, культурологам, преподавателям, аспирантам и студентам вузов, а также всем тем, кто интересуется проблемами Отечественной истории XX века.
Наталия Лебина: Советская повседневность. Нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилюНовая книга известного историка и культуролога Наталии Лебиной посвящена формированию советской повседневности. Автор, используя дихотомию "норма/аномалия", демонстрирует на материалах 1920-1950-х годов трансформацию политики большевиков в сфере питания и жилья, моды и досуга, религиозности и сексуальности, а также смену отношения к традиционным девиациям - пьянству, самоубийствам, проституции. Основной предмет интереса исследователя - эпоха сталинского большого стиля, когда обыденная жизнь не только утрачивает черты "чрезвычайности" военного коммунизма и первых пятилеток, но и лишается достижений демократических преобразований 1920-х годов, превращаясь в повседневность тоталитарного типа с жесткой системой предписаний и запретов.2-е издание.Александр Рожков: В кругу сверстников. Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х годов
Для современной молодежи 1920-е годы - уже абстрактная "древность". Между тем молодые люди тех лет - всего лишь дедушки и бабушки нынешнего поколения 50-60-летних, к которому принадлежит автор книги. Эта книга о том, каким молодой человек 1920-х годов видел себя и каким он видится сегодня.Подходы и методики, примененные автором, позволили проникнуть в малоосвоенное пространство "человеческой" истории того времени, увидеть в поколении первого советского десятилетия "тоже людей". На большом фактическом материале, включающем недавно рассекреченные документы, исследованы повседневные практики школьников, студентов и красноармейцев 1920-х годов, проблемы и опыт их инкорпорирования в мир взрослых.Книга адресована специалистам в области гуманитарных и социальных наук, преподавателям, аспирантам, студентам, школьникам старших классов - всем, кому интересна история повседневной жизни людей советской эпохи.2-е издание.
Вторжение: Взгляд из России. Чехословакия, 28.1968Пражская весна - процесс демократизации общественной и политической жизни в Чехословакии - был с энтузиазмом поддержан большинством населения Чехословацкой социалистической республики. 21 августа этот процесс был прерван вторжением в ЧССР войск пяти стран Варшавского договора - СССР, ГДР, Польши, Румынии и Венгрии. В советских средствах массовой информации вторжение преподносилось как акт "братской помощи" народам Чехословакии, единодушно одобряемый всем советским народом. Чешский журналист Йозеф Паздерка поставил своей целью выяснить, как в действительности воспринимались в СССР события августа 1968-го. Взятые им интервью с представителями различных слоев советского общества - военнослужащими, участвовавшими во вторжении, журналистами, работавшими в Праге в 1968-м, московскими и ленинградскими диссидентами - дополнены статьями чешских историков и публицистов, комментирующими эти события.Составитель: Йозеф Паздерка.
d-v-sokolov.livejournal.com
С. Волков. Красный террор глазами очевидцев. «Красный террор глазами очевидцев»
III. Система запугивания
Как и во всяком чиновничьем учреждении, а большевики-коммунисты прежде всего, конечно, чиновники, — среди сотрудников чрезвычайки есть генералы, есть и мелкая сошка, есть простые исполнители и есть руководители. Есть и изобретатели, вносящие в свою работу фантазию и даже страсть.
Огромное большинство следователей, комендантов и других сотрудников ЧК состояло из людей малообразованных, часто почти неграмотных. Интеллигентные люди являлись исключением. Грубость и жестокость были совершенно необходимыми качествами, и в этом отношении никаких исключений не допускалось. Всякая снисходительность, а тем более мягкость к заключенным строго преследовалась и могла подвести сотрудников под самые строгие кары, вплоть до расстрела.
В Особом отделе был комендант Ренковский. По виду это был человек интеллигентный. Как-то раз сестра вошла к нему в кабинет. Он сидел, закрыв лицо руками:
— Я больше не могу, слишком тяжело.
Через день сестра увидала его среди заключенных и сказала ему:
— Заключенные будут жалеть, что Вы больше не комендант.
— Потому-то я здесь и сижу.
Позже он убежал из-под ареста.
Большинство сотрудников носило чужие фамилии. Евреи обыкновенно выбирали русские имена. Добраться до прошлого этих людей, понять, кем они были раньше, — нелегко. Про них ходили различные легенды. Рассказывали про их уголовное прошлое, про службу в царской полиции.
Председателем ВУЧК был Лацис, свирепый, не знавший пощады латыш. Чем он раньше занимался, неизвестно. Он был не простым палачом, а теоретиком и идеологом большевистской инквизиции. За его подписью в киевских советских «Известиях» печатались статьи, доказывавшие право коммунистов беспощадно истреблять своих врагов. По внешности Лацис был благообразный, воспитанный человек, и производил он свою свирепую работу с латышской систематичностью. Позже ему на помощь приехал другой латыш, Петерс.
Сотрудниками ЧК чаще всего были очень молодые люди. Они любили франтить. Денег у них было много, так как обыски, аресты и расстрелы всегда сопровождались захватом добычи. При ЧК были особые склады, которые назывались хранилищами. Туда клались вещи, захваченные при реквизициях и арестах. Далеко не все вещи попадали на склады, так как часть наиболее ценной добычи сразу расходилась по карманам коммунистов. Являясь в дом, где жил намеченный ими контрреволюционер, коммунисты обыкновенно интересовались не столько бумагами, письмами и тому подобными интеллектуальными доказательствами вредного образа мыслей заподозренных ими людей, сколько их деньгами, ложками, кольцами, шубами, сапогами и т. д. Вещи, таким образом отобранные, почти никогда не возвращались владельцам. Это была военная добыча, которую победители от времени до времени делили между собой, хотя в декретах значилось, что все отобранное от буржуев принадлежит народу. С особым цинизмом производилась дележка вещей расстрелянных и убитых людей. Перед казнью их заставляли раздеться, чтобы сберечь платье и сапоги. Ночью убьют, а на утро комендант-палач уже щеголяет в обновке, отобранной накануне от казненного. По этим обновкам остальные заключенные догадывались об участи исчезнувших товарищей. Один из помощников коменданта ВУЧК Иван Иванович Парапутц очень важно щеголял в шинели на форменной красной подкладке, принадлежавшей генералу Медеру, которого он убил. Бывало и так, что убьют, а потом идут на квартиру убитого и реквизируют там все, что понравится.
Тем, кого вызывали на расстрелы, всегда приказывали: «Возьмите вещи с собой».
На следующий день шла открытая дележка вещей. Нередко и ссорились. Как-то сестра пришла в комнату следователя просить о переводе в другое помещение заключенного, который заболел.
Следователи помещались в частном особняке; один вел допрос в спальне, другой в соседней гостиной. Обе комнаты еще хранили следы прежней нарядной уютности.
Маленький черненький следователь Якубенко сидел за столом, как всегда развалившись в кресле. Разваливаться на креслах, стульях, диванах, кроватях считалось у сотрудников Чрезвычайки, высших и низших, необходимым признаком своеобразного щегольства.
Перед развалившимся Якубенко сидел священник, которого он допрашивал. Сестра не успела изложить своей просьбы, как из соседней комнаты раздался голос другого следователя, Каана.
— Товарищ Якубенко, вы взяли вчера две пары сапог, а вам полагалась только одна. Извольте-ка вернуть.
— А вы, товарищ Каан, взяли два пиджака. Верните.
Началась перебранка, невольными свидетелями которой были сестра и священник. Быть может, священник думал: «Пройдет еще несколько дней и убийцы будут метать жребий о рясах моих». Следователь Каан был латыш. Высокий человек с холодным птичьим лицом, он славился своей жестокостью на допросах, изощренным уменьем выпытывать показания. Между арестованными ходили даже слухи, что он сам расстреливал, хотя это и не лежало на обязанности следователей. Это был один из тех многочисленных сотрудников Чрезвычайки, для которых жестокость и издевательство были наслаждением.
Сестра выждала конец их спора о добыче и потом изложила свою просьбу. У заключенного открылся туберкулез. Надо было перевести его в другое помещение. Каан слушал ее стоя, небрежно барабанил по столу какой-то мотив и высокомерно усмехался.
— Что ж, сестра, можно и перевести. Но ведь мы все равно его расстреляем.
— Это уж Ваше дело. Вы требуете, чтобы мы наблюдали за санитарными условиями. Я обязана Вам это сказать.
Она отлично понимала, что он издевается над ней, но все-таки упрямо добивалась хоть мимолетного, прощального улучшения жизни арестованных.
Следователи и расследовали преступления, и постановляли приговор, который коменданты приводили в исполнение. В руки следователя попадали те, кого юридическая наука зовет подследственными, люди, преступление которых никем и ничем не было ни установлено, ни доказано. Современное правосудие уже давно выработало к подследственным особое правовое отношение, гарантирующее им возможность защищаться от несправедливых обвинений и доказывать свою невинность.
Обычно тюремный режим, применяемый к подследственным, мягче, чем режим, применяемый к преступникам. Коммунистическое правосудие, если только можно употреблять это слово, говоря об их судах и Чрезвычайке, разрушив старый русский суд, водворило вместо него свирепую расправу дикарей над побежденным врагом. Камеру следователя они превратили в застенок, откуда замученный обвиняемый попадал прямо в руки палача, часто не зная даже толком, за что его убивали.
Ведь понятие контрреволюции широкое. Под него подходят, прежде всего, заговорщики против советской власти, солдаты (combatants), взятые как бы с оружием в руках. Таких меньше всего попадало в чрезвычайки. Огромное большинство арестованных было виновно просто в том, что они образованные люди или принадлежат к буржуазии. Офицер, помещик, священник, инженер, юрист, учитель всегда держались коммунистами под подозрением. Их арестовывали, тащили в каземат, а там исход определялся не образом мыслей арестованного, не его активностью, а прихотью сотрудников ЧК. Захотят — убьют, захотят — выпустят. Арестовывали иногда целые семьи, матерей с грудными детьми. Правда, казнили только матерей, а осиротелого ребенка возвращали родным и гордились этим, как проявлением коммунистической гуманности.
Нередко и казнили целыми семьями. Расстреляли Стасюка с дочерью и ее мужа Биман, Пожар (отца и сына), Якубовских (отца и сына), Пряниковых (отца и сына) и т. д.
Бывало, что устраивали повальные облавы, охотясь на людей, как на зайцев. Целый квартал оцеплялся милицией, у всех прохожих спрашивали бумаги. Тех, у кого были советские документы, т. е. советских служащих, отпускали. Остальных уводили в тюрьмы, иногда по несколько сот человек в один день. Такие облавы бывали и в начале, и в конце советской власти. Тюрьмы сразу переполнялись. В них начиналась паника, так как это переполнение неизбежно вело к простому способу очистки тюрем — к усиленному расстрелу. Привозили новую партию и, сдавая их комендатуре, цинично говорили: «Вот список. Из них мало кто уйдет».
К сестрам привыкли, и подобные разговоры, не стесняясь, вели при них. Впрочем, заключенных еще меньше стеснялись, вернее, еще меньше щадили.
Жестокость, мучительство и издевательство, возведенные в систему, были в руках следователей главным орудием судебного следствия. Они держали заключенных в непрерывном ожидании мучений и смерти.
«Среди заключенных, которых я видела, — говорила мне сестра, — не было ни вырванных ногтей, ни погон, прибитых к плечам, ни содранной кожи, ни людей, ошпаренных кипятком. Но вся их жизнь была одной сплошной пыткой».
Физические условия были тяжелые. Скученность, грязь, отсутствие воздуха и света. Не было кроватей. Почти не было прогулок. Пища была скудная, суровая, непривычная, особенно для стариков и детей. Но со всем этим можно было бы мириться, если бы не угнетающее кошмарное сознание своей обреченности и полной беззащитности. Необразованные, грубые, озверевшие сотрудники ЧК друг перед другом щеголяли своей жестокостью. Они были, прежде всего, чиновники, для которых было выгодно угодить начальству. Они отлично знали, что советская власть жестокость одобряет, поощряет, вменяет в обязанность, а всякую снисходительность к заключенным беспощадно карает.
Потому коммунистические судьи и тюремщики подвергали людей, попавших под власть ЧК, систематическому и непрерывному террору. Запугиванье было способом вырвать признанье. Но помимо этого, оно доставляло наслаждение сотрудникам ЧК, удовлетворяло их низменным, мстительным, злобным инстинктам. Сами принадлежащие к подонкам общества, они тешились тем, что могли досыта упиться унижением и страданием людей, которые еще недавно были выше их. Богатство и социальное положение было уже давно отнято большевистской властью от представителей буржуазии. У них оставалось только неотъемлемое превосходство образования и культуры, которые приводят разбушевавшуюся чернь в ярость. Красным палачам хотелось растоптать, унизить, оплевать, замучить свои жертвы, сломить их гордость и сознание человеческого достоинства.
Как только человек попадал во власть ЧК, он терял все человеческие права, становился вещью, рабом, скотиной. С первого же допроса начинался крик. Следователи не разговаривали обыкновенным голосом, а кричали на заключенных, стараясь не только сбить, но сразу ошеломить, запугать их. Вокруг ЧК ходили страшные слухи и шепоты. Но никто точно не знал, что там творится. Попадая в ЧК, нельзя было не верить, когда грозили пытками, расстрелами, грозили круговой порукой близких. Если угроз было недостаточно, то начинались жестокие, сопровождавшиеся издевательствами, побои. Ни возраст, ни пол не ограждали от них.
Четырнадцатилетнюю дочь артистки Е. К. Чалеевой жестоко избили на глазах матери, чтобы добиться более откровенных показаний и от дочери, и от матери. Обе они были привлечены по делу Солнцева, которого совершенно бездоказательно обвиняли в заговоре против советской власти.
В другой раз следователь избил 60-летнюю Воровскую, в присутствии ее дочери, тоже арестованной. Потерявшая голову старуха, под влиянием побоев, со всем соглашалась, во всем признавалась, хотя на самом деле ни о каких заговорах ничего не знала.
Сотрудники ЧК любили заставлять близких, жену, мать, отца, мужа смотреть на страданья дорогих им людей. Им нужно было ослабить, обессилить волю жертвы, а это был один из верных приемов. Часто они заявляли: «Вы приговорены к смерти, но если скажете, где такой-то, мы помилуем вас». Потом все-таки расстреливали. Или говорили: «Выдайте нам столько-то контрреволюционеров, и мы освободим вас».
Офицеру, Сергею Никольскому, предложили указать чей-то адрес. Когда он отказался, красные пошли на дом к его отцу и матери и заявили: «Выдайте таких-то, и ваш сын будет свободен». Старики Никольские выдержали этот, поистине дьявольский, соблазн и никаких сведений не дали. Сын их был убит.
Сажали арестованных в темный погреб. Окон не было. На полу стояла вода. Так как сесть было не на что, то приходилось ложиться прямо в воду. Сестре разрешалось входить туда, носить еду заключенным, даже спрашивать, нет ли больных? Она с трудом получила разрешение опустить в погреб ящик, чтобы заключенные по очереди могли сидеть на нем.
Был еще стенной шкаф, заменявший карцер. В этом шкафу можно было только сидеть скорчившись.
«Я и тем, кто сидел в шкафу, носила еду, ходила к коменданту по поводу санитарного осмотра», — с горькой иронией подчеркнула сестра.
Раз она нашла в шкафу троих, старика, его дочь и ее мужа-офицера. Они все были сильно избиты. Вечером всех троих расстреляли.
Часто производились так называемые примерные расстрелы, когда заключенного отводили в подвал, где происходили убийства, раздевали, готовили к казни, на его глазах расстреливали других, затем заставляли ложиться и несколько раз стреляли около его головы, но мимо. Потом раздавался хохот и приказ: «Вставай, одевайся!»
Несчастный вставал, как пьяный, уже переставая различать грань между жизнью и смертью. Там, где властвовали кровавые обычаи ЧК, этой грани вообще не было. Каждый каждую минуту ждал смерти. Старые и молодые, сильные и слабые, боровшиеся и пассивные, — все равно были брошены на край пропасти, все сознавали свою обреченность.
В одной из камер, после особо свирепых допросов, заключенные вдруг поняли, что они все осуждены. Начался плач. С кем-то сделалась истерика, другой бился в судорогах, третий громко бредил. Вошла сестра. Старик генерал бросился к ней. «Сестра, я бывал в сражениях. Я отступал. Я знаю, что такое война. Но ничего подобного никогда в жизни я не видал и не испытал».
В тюрьме быстро крепло глубокое чувство общности, товарищества. Оно поддерживало, придавало силы переносить мучения, но в то же время углубляло их, заставляло каждого переживать страданья всех. Нервы были напряжены, натянуты. Каждый видел, понимал, воспринимал настроение других, переживал столько смертей и ужасов, сколько было у него товарищей. А так как смерть неотступно стучалась в стены камер, то не было у этих несчастных ни одного мгновения покоя, уверенности в следующем дне. Страдания так утончили их восприимчивость, что молча, без слов, понимали они друг друга.
«Даже я, не глядя, не разговаривая с заключенными, могла читать их мысли, — говорила сестра. — Мне ничего не угрожало, и все-таки эта открытость чужой смертной тоски всё время была во мне. Что же испытывали заключенные, из которых каждый считал себя приговоренным».
Сознание своей обреченности и полной беззащитности было у всех, переступивших порог ЧК, хотя часть их осталась в живых.
Сестры считают, что всего расстреляно было с февраля по август около 3 000 человек. Но вряд ли даже сам Лацис точно знает, скольких отправил он на смерть. У ЧК было много учреждений, и каждое имело право убивать. По всему Киеву были разбросаны дома, где в подвалах, в гаражах, в саду, под открытым небом людей беззащитных, безоружных убивали, как скотину.
Полных списков никогда не печатали. Имена некоторых расстрелянных приводились на страницах «Киевских Известий Совета крестьянских и рабочих депутатов». Обыкновенно с краткой характеристикой: бандит, контрреволюционер, не признавал советскую власть. Сестрам, работавшим в ЧК, было строго запрещено давать родным какие-нибудь сведения или справки. Да они и сами не всегда знали, убит ли заключенный или действительно переведен куда-нибудь.
Наряду с поразительной жестокостью сотрудники ЧК проявляли такую же поразительную лживость. В своей компании перед заключенными и перед сестрами они бравировали, хвастались, подробно рассказывали, как «отправляли в штаб Духонина» (генерал Духонин, главнокомандующий русской армией, был зверски убит большевиками в ноябре 1917 года). Но когда приходили родственники за справками, они никогда не говорили правду. Заключенный уже расстрелян, а комендант, иногда тот, который собственноручно убил его, уверяет родных, что он отправлен в Москву, в Концентрационный лагерь, в тюрьму.
«Идите скорей домой, ведь он уже свободен». А сам отлично знает, что тот, о ком он говорит, уже зарыт в землю.
В Пересыльной тюрьме должен был открыться Концентрационный лагерь. Он еще не был устроен, еще никого не было в тюрьме, а уже у запертых ворот стоял целый хвост родственников. Их уверили, что их близкие в лагерях, хотя на самом деле они уже были убиты.
Не было никакой мерки для определения состава преступлений, никакой нормы. Каждый заключенный мог быть убит, а мог и спастись. Полная неопределенность создавала мучительную сумятицу в душе, когда надежда и отчаяние свиваются в один клубок. Сотрудники ЧК поддерживали это лихорадочное, паническое душевное состояние как в своих жертвах, так и в их близких. Это был один из самых утонченных видов издевательств.
litresp.ru
"Красный террор" в России 1918
Annotation
Книга крупнейшего историка революции и Гражданской войны С. П. Мельгунова «Красный террор в России» является документальным свидетельством злодеяний большевиков, совершенных под лозунгом борьбы с классовыми врагами в первые годы после октябрьского переворота. Она основана на свидетельских показаниях, собранных историком из разных источников, но в первую очередь из печатных органов самой ВЧК («Еженедельник ВЧК», журнал «Красный террор»), еще до его высылки из СССР.
Орфография и пунктуация оригинала.
С. П. Мельгунов. «Красный террор» в России. 1918–1923. Издательство «Ватага». Берлин. 1924. Изд. 2-ое дополненное.
С. П. Мельгунов
«Ecrasez l'infame!»
Post scriptum
Красный террор
I. Институт заложников
II. «Террор навязaн»
III. Кровавая статистика
IV. На гражданской войнe
V. «Классовый террор»
VI. Произвол Чеки
VII. Тюрьма и ссылка
VIII. «Краса и гордость»
Вмeсто послeсловiя
Почему?
notes
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
«Ecrasez l'infame!»
(От автора к первому и второму изданiю)
«Народы подвинутся только тогда, когда сознают всю глубину своего паденiя».
Эдг. Кинэ.
«Незамeтно эта вещь вряд ли пройдет, если только у читателей и критики хватит мужества вчитаться (возможно и то: увидят, что тут разстрeливают, и обойдут сторонкой)» — так писал Короленко Горнфельду по поводу разсказа Вл. Табурина «Жива душа», напечатаннаго в 1910 г. в «Русском Богатствe».
Мнe хотeлось бы, чтобы у того, кто возьмет в руки эту книгу, хватило мужества вчитаться в нее. Я знаю, что моя работа, во многих отношенiях, не отдeланная литературно, появилась в печати с этой стороны преждевременно. Но, сознавая это, я все же не имeл и не имeю в настоящее время сил, ни физических, ни моральных, придать ей надлежащую форму — по крайней мeрe соотвeтствующую важности вопроса, которому она посвящена. Надо имeть дeйствительно желeзные нервы, чтобы спокойно пережить и переработать в самом себe весь тот ужас, который выступает на послeдующих страницах.
Невольно вновь вспоминаешь слова В. Г. Короленко, мимолетно брошенныя им по поводу его работы над «Бытовым явленiем». Он писал Горнфельду в цитированном выше письмe из Алупки (18 апрeля): «работал над этим ужасным матерiалом о „смертниках“, который каждый день по нeскольку часов отравлял мои нервы». И когда читатель перевернет послeднюю страницу моей книги, я думаю, он поймет то гнетущее чувство, которое должен был испытывать автор ея в теченiе долгих дней, погружаясь в моря крови, насилiя и неописуемых ужасов нашей современности. По сравненiю с нашими днями эпоха «Бытового явленiя» даже не блeдная копiя…[1]
Я думаю, что читатель получит нeкоторое моральное облегченiе при сознанiи, что, может быть, не все, что пройдет перед его глазами, будет отвeчать строгой исторической достовeрности. Иначе правда же не стоило бы жить. Надо было бы отречься от того проклятаго мiра, гдe возможна такая позорная дeйствительность, не возбуждающая чувства негодованiя и возмущенiя; надо было бы отречься от культуры, которая может ее молчаливо терпeть без протеста. И пожалeешь, как Герцен: «Невзначай сраженный пулей, я унес бы с собой в могилу еще два-три вeрованiя»… Если вдуматься в описанное ниже, то правда же можно сойти с ума. Одни спокойно взирают, другiе спокойно совершают нeчто чудовищное, позорнeйшее для человeчества, претендующаго на культурное состоянiе. И спасает только все еще остающаяся вeра в будущее, о котором, кажется, Надсон сказал:
«Вeрь, настанет пора и погибнет Ваал
И вернется на землю любовь».
Историки давали и дают объясненiя и даже оправданiе террору эпохи французской революцiи; политики находят объясненiе и проклятой современности. Я не хочу давать объясненiе явленiю, которое, может быть, и должно быть только заклеймлено со стороны общественной морали и в его прошлом и в его настоящем. Я хочу только возстановить картину и этого прошлаго и этого настоящаго.
Пусть соцiологи и моралисты ищут объясненiе для современной человeческой жестокости в наслeдiи прошлаго и в кровавом угарe послeдней европейской войны, в паденiи человeческой морали и в искаженiи идеологических основ человeческой психики и мышленiя. Пусть психiатры отнесут все это в область болeзненных явленiй вeка; пусть припишут это влiянiю массоваго психоза.
Я хотeл бы прежде всего возстановить реальное изображенiе и прошлаго и настоящаго, которое так искажается и под рeзцом исторических изслeдованiй и в субъективной оцeнкe современнаго практическаго политика.
По плану моя работа естественно распадается на три час ...
knigogid.ru
Красный террор глазами очевидцев читать онлайн, Волков Сергей Владимирович
Annotation
Сборник включает свидетельства лиц, которые стали очевидцами красного террора в России, провозглашенного большевиками в сентябре 1918 г. в качестве официальной государственной политики. Этим людям, принадлежавшим к разным сословиям и профессиям, удалось остаться в живых, покинув страну, охваченную революционной смутой. Уже в первые годы эмиграции они написали о пережитом. Часть представленных материалов была опубликована в различных эмигрантских изданиях в 1920-х гг. В сборник также включены ранее не публиковавшиеся свидетельства, которые были присланы историку С. П. Мельгунову и хранятся в его коллекции в Архиве Гуверовского института войны, революции и мира (Пало Алто, США).
Составление, предисловие и комментарии С. В. Волков
Сборник
Предисловие
Раздел 1
А. А. Гольденвейзер[37]
Доклад Центрального Комитета
Сообщение сестер милосердия о Чрезвычайной комиссии в Киеве
I. Судьи и палачи
II. Сестры милосердия
III. Система запугивания
IV. Типы палачей
V. Жертвы
VI. Каторжники
VII. Заложники
VIII. Последние дни
А. Ф. Саликовский[53]
Ордаренко
Письмо инженера[57]
М. А. Нестерович-Берг[67]
Н. Б.[70]
Справка о расследовании деятельности ЧК в Киеве[73]
Большевики в Житомире[75]
М. В. Черносвитова[77]
Расстрелы после Деникина
М. В. Черносвитова
«Tschreswitschajka»[86]
Барановская
Ф. Ростовцев[88]
В. О
К. Алинин[95]
Арест
В камере
Новые знакомства
Кошмары
Красный террор
Надежды
Дни грядущие
Тайны подвала. Рассказы Абаша
Социалисты в чрезвычайке
Наш караул
Новые ужасы
Последние дни
Раздел 2
Н. Н. Крищевский[102]
Д. Крыштич
В. А. Розенберг[111]
И. Савин[113]
Предисловие
I. Джанкой
II
III. Плен
IV. В немецкой колонии
Раздел 3
А. Г. Блазнов[121]
В. Гюльцгоф[128]
Г. Люсьмарин[131]
П. Силин[138]
В. Краснов[141]
Раздел 4
С. Л. Н.[156]
К. Маров
А. Т-ий
Раздел 5
Я.Н.Лапин[166]
Холмогорский концентрационный лагерь[168]
Раздел 6
Бар. С. В. Фрейтаг фон Лорингофен[169]
Кармина
Бар. Ф. И. Штакельберг[189]
notes
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
Сборник
Красный террор глазами очевидцев
Предисловие
В настоящем сборнике публикуются свидетельства очевидцев репрессивной политики большевиков в 1917–1922 гг., известной под названием «красного террора». Поскольку термин «террор» интерпретируется по-разному и довольно широко, следует прежде всего конкретизировать, что в данном случае имеется в виду.
Этимологически термин «террор» означает действия, направленные на запугивание противника и принуждение его вести себя определенным образом. Поэтому такие акции, как убийства должностных лиц, террористические акты (взрывы и т. п.), расстрелы заложников, могут рассматриваться как его проявления. Однако не всякие репрессии, даже массового характера, могут быть интерпретированы как террор: существенна мотивация — то, как репрессирующая сторона озвучивает их направленность.
В настоящее время в массовом сознании слово «террор» в российской истории XX века ассоциируется в основном (или даже почти исключительно) с событиями 1937–1938 гг., за которыми закрепилось наименование «большой террор». Между тем в том смысле, о котором идет речь, репрессии 30-х годов террором не являлись, ибо озвучивались властью как борьба против ее действительных противников. На деле они были направлены, конечно, не столько на реальных врагов, сколько на всех ненужных и теоретически опасных лиц, представлявших, однако, самые разные круги, а не какие-либо конкретные социальные общности. Расстреливались и видные партийные, государственные и военные деятели, и рядовые рабочие и крестьяне, и интеллигенты уже советской формации, и «бывшие». Но репрессировались лишь некоторые (пусть и многочисленные) представители этих групп. Никто не имел оснований опасаться за свою жизнь лишь потому, что принадлежал к какой-либо одной из них. Соответственно и жертвы, относившие себя к «честным советским людям, которым бояться нечего», и не боялись, а в большинстве случаев были убеждены, что лично их-то взяли «по ошибке».
Подлинный террор (в смысле «запугивание») не равнозначен понятию «массовые репрессии», он подразумевает внушение тотального страха не реальным борцам с режимом (те и так знают о последствиях и готовы к ним), а целым социальным, конфессиональным или этническим общностям. В одном случае власть демонстрирует намерение истребить своих политических противников, в другом — истребить вообще всех представителей той или иной общности, кроме тех, кто будет ей верно служить. Это и есть разница между «обычными» репрессиями и террором.
Специфика политики большевиков 1917–1922 гг. состояла в установке, согласно которой люди подлежали уничтожению по самому факту принадлежности к определенным социальным слоям, кроме тех их представителей, кто «докажет делом» преданность советской власти. Именно эта черта всячески затушевывалась (с тех пор, как стало возможным об этом говорить) представителями советско-коммунистической пропаганды и их последователями, которые, смешивая совершенно разные понятия, стремились «растворить» эти специфические социальные устремления большевиков в общей массе «жестокостей» Гражданской войны и приравнять «красный» и «белый» террор. При этом зачастую под «белым террором» понимается любое сопротивление захвату власти большевиками, и «белый террор», таким образом, представляют причиной красного («не сопротивлялись бы — не пришлось бы расстреливать»).
Гражданские, как и всякие «нерегулярные» войны, действительно обычно отличаются относительно более жестоким характером. Такие действия, как расстрелы пленных, бессудные расправы с политическими противниками, взятие заложников и т. д., бывают в большей или меньшей степени характерны для всех воюющих сторон. В российской Гражданской войне белым тоже случалось это делать, в особенности отдельным лицам, мстящим за вырезанные семьи и т. п. Однако суть дела состоит в том, что красная установка подразумевала по возможности полную ликвидацию «вредных» сословий и групп населения, а белая — ликвидацию носителей такой установки.
Принципиальное различие этих позиций вытекает из столь же принципиальной разницы целей борьбы: «мировая революция» против «Единой и Неделимой России», идея классовой борьбы против идеи национального единства в борьбе с внешним врагом. Если первое по необходимости предполагает и требует истребления сотен тысяч, если не миллионов людей (самых разных убеждений), то второе — лишь ликвидации функционеров проповедующей это конкретной партии. Отсюда и не сравнимые между собой масштабы репрессий. Любопытно, что ревнителей большевистской доктрины никогда не смущала очевидная абсурдность задач «белого террора» с точки зрения их же собственной трактовки событий как борьбы «рабочих и крестьян» против «буржуазии и помещиков». «Буржуазию», как довольно малочисленный слой общества, физически истребить в принципе возможно, однако ей самой сделать то же самое с «рабочими и крестьянами» не только не возможно, но и — с точки зрения ее «классовых» интересов — просто нет никакого резона (трудно представить себе фабриканта, мечтающего пе ...
knigogid.ru
"Красный террор" в Россiи 1918
Annotation
Книга крупнейшего историка революции и Гражданской войны С. П. Мельгунова «Красный террор в России» является документальным свидетельством злодеяний большевиков, совершенных под лозунгом борьбы с классовыми врагами в первые годы после октябрьского переворота. Она основана на свидетельских показаниях, собранных историком из разных источников, но в первую очередь из печатных органов самой ВЧК («Еженедельник ВЧК», журнал «Красный террор»), еще до его высылки из СССР.
Орфография и пунктуация оригинала.
С. П. Мельгунов. «Красный террор» в России. 1918–1923. Издательство «Ватага». Берлин. 1924. Изд. 2-ое дополненное.
С. П. Мельгунов
«Ecrasez l'infame!»
Post scriptum
Красный террор
I. Институт заложников
II. «Террор навязaн»
III. Кровавая статистика
IV. На гражданской войнe
V. «Классовый террор»
VI. Произвол Чеки
VII. Тюрьма и ссылка
VIII. «Краса и гордость»
Вмeсто послeсловiя
Почему?
notes
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
С. П. Мельгунов
•
«Красный террор» в Россiи
1918–1923
«Страшная правда, но вeдь, правда».
Короленко.
«Ecrasez l'infame!»
(От автора к первому и второму изданiю)
«Народы подвинутся только тогда, когда сознают всю глубину своего паденiя».
Эдг. Кинэ.
«Незамeтно эта вещь вряд ли пройдет, если только у читателей и критики хватит мужества вчитаться (возможно и то: увидят, что тут разстрeливают, и обойдут сторонкой)» — так писал Короленко Горнфельду по поводу разсказа Вл. Табурина «Жива душа», напечатаннаго в 1910 г. в «Русском Богатствe».
Мнe хотeлось бы, чтобы у того, кто возьмет в руки эту книгу, хватило мужества вчитаться в нее. Я знаю, что моя работа, во многих отношенiях, не отдeланная литературно, появилась в печати с этой стороны преждевременно. Но, сознавая это, я все же не имeл и не имeю в настоящее время сил, ни физических, ни моральных, придать ей надлежащую форму — по крайней мeрe соотвeтствующую важности вопроса, которому она посвящена. Надо имeть дeйствительно желeзные нервы, чтобы спокойно пережить и переработать в самом себe весь тот ужас, который выступает на послeдующих страницах.
Невольно вновь вспоминаешь слова В. Г. Короленко, мимолетно брошенныя им по поводу его работы над «Бытовым явленiем». Он писал Горнфельду в цитированном выше письмe из Алупки (18 апрeля): «работал над этим ужасным матерiалом о „смертниках“, который каждый день по нeскольку часов отравлял мои нервы». И когда читатель перевернет послeднюю страницу моей книги, я думаю, он поймет то гнетущее чувство, которое должен был испытывать автор ея в теченiе долгих дней, погружаясь в моря крови, насилiя и неописуемых ужасов нашей современности. По сравненiю с нашими днями эпоха «Бытового явленiя» даже не блeдная копiя…[1]
Я думаю, что читатель получит нeкоторое моральное облегченiе при сознанiи, что, может быть, не все, что пройдет перед его глазами, будет отвeчать строгой исторической достовeрности. Иначе правда же не стоило бы жить. Надо было бы отречься от того проклятаго мiра, гдe возможна такая позорная дeйствительность, не возбуждающая чувства негодованiя и возмущенiя; надо было бы отречься от культуры, которая может ее молчаливо терпeть без протеста. И пожалeешь, как Герцен: «Невзначай сраженный пулей, я унес бы с собой в могилу еще два-три вeрованiя»… Если вдуматься в описанное ниже, то правда же можно сойти с ума. Одни спокойно взирают, другiе спокойно совершают нeчто чудовищное, позорнeйшее для человeчества, претендующаго на культурное состоянiе. И спасает только все еще остающаяся вeра в будущее, о котором, кажется, Надсон сказал:
«Вeрь, настанет пора и погибнет Ваал
И вернется на землю любовь».
Историки давали и дают объясненiя и даже оправданiе террору эпохи французской революцiи; политики находят объясненiе и проклятой современности. Я не хочу давать объясненiе явленiю, которое, может быть, и должно быть только заклеймлено со стороны общественной морали и в его прошлом и в его настоящем. Я хочу только возстановить картину и этого прошлаго и этого настоящаго.
Пусть соцiологи и моралисты ищут объясненiе для современной человeческой жестокости в наслeдiи прошлаго и в кровавом угарe послeдней европейской войны, в паденiи человeческой морали и в искаженiи идеологических основ человeческой психики и мышленiя. Пусть психiатры отнесут все это в область болeзненных явленiй вeка; пусть припишут это влiянiю массоваго психоза.
Я хотeл бы прежде всего возстановить реальное изображенiе и прошлаго и настоящаго, которое так искажается и под рeзцом исторических изслeдованiй и в субъективной оцeнкe современнаго практическаго политика.
По плану моя работа естественно распадается на три части: историческiй обзор, характеристика «крас ...
knigogid.ru








