Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

«Местное самоуправление в Российской Федерации пока не состоялось». Журнал местное самоуправление в российской федерации


Журнал "Самоуправление"

Журнал «Самоуправление» – общественно-политическое, научно-образовательное издание, посвящённое проблемам становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации.

Основная задача журнала – всесторонне анализировать и давать объективную оценку российской муниципальной реформы, научно обосновывать меры, необходимые для реального продвижения и укрепления местного самоуправления в Российской Федерации. В своей работе журнал опирается на солидную научную базу ведущих российских академий и университетов, а также на практический опыт широкого круга руководителей: от депутатов Государственной Думы РФ и глав регионов до руководителей российских муниципальных образований.

Журнал учреждён Вольным экономическим обществом Москвы и ООО «Арбат-Финанс» в партнёрстве с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, издается с 2006 года, выходит тиражом – 10 000 экз.

Главный редактор журнала “Самоуправление” с момента его основания и по настоящее время – Геннадий ЛеоновШеф-редактор Анатолий Гусев

Журнал «Самоуправление» поступает адресной рассылкой в Администрацию Президента РФ, Совет Федерации РФ и Госдарственную Думу РФ, Правительство РФ, Московскую городскую Думу, муниципалитеты Москвы и Санкт-Петербурга, администрации и органы местного самоуправления российских регионов. Журнал доставляется в данные адреса прямой рассылкой и по подписке.

The «Samoupravlenie» journal is the socio-political and scientifically-educational edition sanctified to the problems of becoming and development of local self-government in Russian Federation.

Our basic task – an all-round analysis and objective estimation of Russian municipal reform, scientifically to ground measures necessary for the real advancement and strengthening of local self-government in Russian Federation. In the work we lean on the considerable scientific base of the leading Russian academies and universities, and also on practical experience of wide circle of leaders: from the deputies of State Duma of the Russian Federation and heads of regions to the leaders of Russian municipalities.

The «Samoupravlenie» journal is founded by Free Economic Society of Moscow and LTD «Arbat-Finance» in partnership with the Russian Academy of National Economy and Government Service at President of Russian Federation, published from 2006, edition – 10 000 copies.

Journal directed by address distribution in Administration of President of Russian Federation, Council of Federation of Russian Federation and State Duma of the Russian Federation. Government of the Russian Federation, Moscow City Duma, municipalities of Moscow and St. Petersburg, administrations and organs of local self-government of the Russian regions. Journal is delivered in these addresses by direct distribution and on subscription.

The «Samoupravlenie» journal included the Higher Attestation Commission of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation in the Russian list of peer-reviewed scientific journals, which should be published basic scientific results of dissertations for the degree of doctor and candidate of sciences.

samupr.ru

Местное самоуправление России

журнал "вопросы местного самоуправления"

Журнал выходит с октября 2004 г. С 2016 года произошло объединение с журналом "Управа", который издавался до этого самостоятельно с 2001 года.  Издание освещает актуальные вопросы развития МСУ в России. В нем представлены материалы по всем аспектам темы. Журнал дает ответы на самые насущные для муниципалов вопросы. Тематика издания – идеи, стратегия и практика муниципального развития в России. Журнал представляет интерес как для муниципального актива, своего рода авангарда, в котором нуждаются сегодня города и села России, так и для рядовых специалистов, повседневно решающих в ходе реализации муниципальной реформы финансовые, социальные, бытовые вопросы жителей муниципальных образований. Журнал в 2017 году выходит в первом полугодии 5 раз (февраль, март, апрель, май, июнь), во втором полугодии 3 раза (июль, сентябрь, ноябрь). С 2018 года журнал будет выходить в ежеквартальном формате - 4 раза в год.

РЕДАКЦИЯ

Главный редактор: Наталия ФРОЛОВА, генеральный директор ООО ИИЦ "На каждый день".Выпускающий редактор : Александр САВВИН, к.ф.н., государственный советник 2-го ранга.Дизайн-верстка издания: Елена ОСТАНКОВА.

РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ

Председатель Редакционного совета:  Владимир ЗОТОВ, Вице-президент Российской муниципальной академии, доктор экономических наук, профессор.

Члена Редакционного совета:Александр САВВИН, кандидат философских наук, государственный советник 2-го рангаАлександр ИСТОМИН, Управляющий делами Российской Муниципальной Академии, член Общественной палаты Москвы.Геннадий ЛАТФУЛЛИН, директор Института государственного управления и права, доктор экономических наук, профессор.Дмитрий ЧВИЛЕВ, кандидат экономических наукРустам ХАНСВЕРОВ, заслуженный работник печати Московской области, член Федеративного совета Союза журналистов России.Фаиль ИБЯТОВ, кандидат политологических наук, доцентр кафедры политологии Государственного университета управления.

xn--h1ahbdfmdql.xn--p1ai

Российская муниципальная академия :: Библиотека учебных материалов

В.Б. Зотову 70 лет

Зотов Владимир Борисович (родился 26 октября 1946 года), кандидат технических наук, доктор экономических наук, профессор, советник Мэра г. Москвы.

Вся трудовая и научная деятельность В.Б. Зотова тесно связана с управлением, местным самоуправлением, государственным управлением.

В буклете «В.Б. Зотову 70 лет» представлена краткая трудовая биография В.Б. Зотова, его достижения и награды.

Открыть буклет

 

Введение в специальность

открыть брошюру

Введение в специальностьЗотов В.Б.

День местного самоуправления в Российской Федерации

открыть брошюру

Материалы раскрывают тему местного самоуправления в современном обществеЗотов В.Б.

Местное самоуправление

Открытый урок загрузить

Материалы к открытому уроку-лекции к Деню местного самоуправления в РФЗотов В.Б.

Государственное и муниципальное управление

Введение в специальность: демонстрационный материал - слайды к лекцииЗотов В.Б.

Московское казачество в судьбах Отечества

Открытый урок загрузитьЗотов В.Б.

Особенности муниципального управления в городах федерального значения

Учебное пособие загрузитьЗотов В.Б., Мусинова Н.Н.

Система муниципального управления

Учебное пособие загрузитьЗотов В.Б.

Система муниципального управления! в схемах 4-ое издание

 

 

Учебное пособие загрузитьЗотов В.Б., Голованов В.И.

Как это создавалось на самом деле!

Сборник представляет уникальные объекты, социально значимые проекты, созданные, восстановленные и реализованные за последние 25 лет на территории Юго-востока столицы. Многие сооруженные объекты являются уникальными потому, что подобные нигде в других округах не сооружались. Создавались они не по планам и заданиям, а по личным инициативам без привлечения средств из города. И порою с цчастием самих жителей, на инициативно изыскиваемые средства. Читатель познакомится с реальной, без мифов, историей создания украшающих Юго-восточный округ объектов. Сборник будет полезен для образовательных организаций, москвоведов и интересен широкому кругу читателей и почитателей истории города Москвы.

Открыть сборник

Автор книги: Зотов В.Б.

Издательство: 2015 г.

Общероссийский информационно-аналитический журнал «МЫ РОССИЯНЕ»

«МЫ РОССИЯНЕ» - журнал регионов и городов России, издается Российской Муниципальной Академией при содействии Союза Российских Городов и Ассоциации землячеств города Москвы. За время своего существования журнал успел получить высокую оценку экспертов органов государственной и муниципальной власти, представителей общественности как медийный проект, утверждающий институт государственности России. Идеология журнала носит созидательный и конструктивный характер, призвана поддерживать и укреплять духовно-нравственные основы Российской власти, традиции и национальное самосознание народов России.

Цели журнала:

  • Содействие органам власти Москвы и регионов России в дальнейшем комплексном развитии взаимовыгодных торгово-экономических, научно-технических и гуманитарно-культурных связей
  • Формирование положительного имиджа местной власти
  • Содействие эффективному взаимодействию власти и общества
  • Укрепление межрегиональных связей
  • Сохранение традиционных ценностей и культурного наследия народов России

 

Основная задача журнала: Создание информационной площадки для органов власти, общественных организаций, бизнеса и отдельных людей, неравнодушных к судьбе своей малой Родины как неотъемлемой части Великой России.

Журнал доставляется в Правительство Российской Федерации, Правительство Москвы, губернаторам, мэрам городов, депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации, в представительства субъектов РФ в Москве, в муниципальные образования, в крупные общественные организации, а также в офисы крупнейших компаний, в VIP-залы аэропортов, в крупные торговые и бизнес-центры, частично в розничную сеть, распространяется по подписке и через Ассоциацию землячеств в регионах России и за рубежом. Тираж: 5000 экз.

«Точечное» попадание информации в специализированную аудиторию является конкурентным преимуществом журнала для освещения деятельности региональной и местной власти на федеральном уровне.

По вопросам размещения публикации и предоставления экземпляров журналов следует обращаться в редакцию по тел: (495)362-48-14, 8-9175810238, e-mail: [email protected]

www.m-rossiyane.ru

Альманах «Моя малая Родина»

Представляем Вашему вниманию первый номер Альманаха «Моя малая Родина»

Его появление - это результат организованного в 2012 году Российской муниципальной академией и Ассоциацией землячеств города Москвы Всероссийского творческого конкурса «Моя малая Родина».

Нам - организаторам, очень приятно осознавать, что эта идея не осталась не замеченной, привлекла без малого 300 участников из 60 регионов и городов России, а также дальнего и ближнего зарубежья в возрасте от 10 до 70 лет. Широка география победителей: от Калининградской области до Ханты-Мансийского автономного округа, от Кабардино-Балкарии до Республика Коми.

Очень отрадно, что участники конкурса, эмоционально и красочно показали красоту и духовное богатство нашей великой Родины, рассказали о героях - земляках, посвятивших свою жизнь служению Отечеству, сохранению духовно-нравственных основ российской культуры.

Благодаря современным технологиям, каждый желающий получил возможность участвовать в Интернет-голосовании, а мы получили работы не только из крупных городов, но и малых деревень, и самых отдаленных уголков нашей большой страны.

Россия - страна уникальных возможностей, бесценной культуры, народных традиций, особого уклада, природных богатств, мощного человеческого потенциала. За Россией - будущее современного мира.

Энциклопедия «Местное самоуправление»

Российская Муниципальная Академия (РМА) представляет второе переработанное и дополненное издание энциклопедии «Местное самоуправление» под общей редакцией президента РМА, доктора экономических наук, профессора В. Б. Зотова.

Энциклопедия вышла в свет в марте 2014 года и в ближайшее время станет доступной широкому кругу читателей.

Энциклопедия местного самоуправления объемом 936 страниц является фундаментальным справочным изданием. В нем содержатся 500 понятий, терминов и статей-ссылок, посредством которых изложены современные знания теории и практики местного самоуправления, в том числе российский и зарубежный опыт. Особое внимание уделено системе местного самоуправления характерной для современной России, организации и деятельности местной власти, как в крупных городах, так и в сельских поселениях. Авторский коллектив энциклопедии – это известные ученые, руководители научных школ, а также практические деятели местного самоуправления.

Энциклопедия предназначена для муниципальных и государственных служащих, а также будет полезна депутатам, преподавателям, аспирантам, студентам высших учебных заведений, а также широкому кругу граждан, интересующихся самоуправлением.

По вопросам приобретения энциклопедии «Местное самоуправление» следует обращаться в издательство Российской Муниципальной Академии по телефону (495) 362-48-14

Журнал «Управа»

Издается с октября 2001 г. при содействии Российской муниципальной академии и распространяется по подписке и адресной рассылкой. «Управа» - это специализированное издание, в котором представлена оперативная информация и аналитические материалы о текущем состоянии местного самоуправления в стране, деятельности органов власти и управления федерального, регионального и муниципального уровней, о работе ассоциаций, союзов и советов муниципальных образований РФ. «Управа» издается для руководителей органов государственной власти и МСУ, специалистов в области муниципальной экономики и социальной политики, экспертов, научных работников, преподавателей и студентов вузов.

На страницах журнала находят отражение темы экономuки u тeхнoлогий землeустpойcтвa, полномочий органов государственной власти и органов МСУ по распоряжению земельными участками, прaвoвых u экoномuчeских оcнов pегистpацuu и перерeгистpации форм собcтвеннoсти нa земельные учacтки.

Издание дает представление о современных тенденциях городского развития, об основных принципах и моделях рациональной организации муниципального хозяйства и его отраслей, ведущих направлениях реформирования жилищно-коммунального хозяйства и управления городской инфраструктурой. Со вступлением в силу 131 ФЗ начался новый этап развития закрытых административно-территориальных образований, моногородов и наукоградов, в связи с чем редакцией пропагандируется опыт управления ими. Становится достоянием повседневная деятельность руководителей местных органов власти в г. Москве, направленная на решение многообразных социально-экономических проблем жителей внутригородских муниципальных образований столицы.

В авторский коллектив «Управы» издания входят руководители и сотрудники аппарата профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, Минрегиона России, Минфина России, Минэкономразвития России и других министерств, агентств и служб; руководство и специалисты ОКМО РФ, Союза российских городов, Ассоциации малых и средних городов России, Союза развития наукоградов и региональных ассоциаций муниципальных образований; руководители и специалисты научно-исследовательских и консалтинговых организаций и специалисты-практики.

В феврале 2006 г. «Управа» награждена знаком отличия «Золотой фонд прессы» XIII международной выставки «Пресса-2006».

Редакция: Московская область, г. Люберцы, ул. Мира, д. 19, тел./факс: (495) 974-98-45, (495) 558-69-15 e-mail: [email protected]

Подписной индекс в каталоге "Пресса России": 39473, в каталоге "Роспечать": 81324

www.uprava.org

Журнал «Вопросы местного самоуправления»

Журнал выходит под эгидой Российской муниципальной академии с октября 2004 г.

Издание освещает актуальные вопросы развития МСУ в России и представляет интерес как для муниципального актива, своего рода авангарда, в котором нуждаются сегодня города и села России, так и для рядовых специалистов, повседневно решающих в ходе реализации муниципальной реформы финансовые, социальные, бытовые вопросы жителей муниципальных образований.

В нем представлены материалы по всем аспектам темы. Журнал дает ответы на самые насущные для муниципалов вопросы. Тематика издания – идеи, стратегия и практика муниципального развития в России:

  • Реформа МСУ – правовое обеспечение и правоприменительная практика
  • Разграничение полномочий между органами власти разных уровней
  • Формирование новой системы местного самоуправления
  • Действующее законодательство: законы, указы, постановления и распоряжения, нормативно-методические документы (инструкции, правила и информационные письма) федеральных органов исполнительной власти, регламентирующие развитие МСУ
  • Модельные нормативно-правовые акты муниципальных образований
  • Юридический практикум - обобщение судебной практики по проблемам МСУ, разъяснение правовых последствий действий органов МСУ
  • Финансы и экономика муниципальных образований
  • Задачи по организации бюджетного процесса на региональном и местном уровне в условиях реформы
  • Новая система межбюджетных отношений в Российской Федерации
  • Основные направления бюджетной реформы
  • Правовое регулирование земельных отношений
  • Реорганизация жилищного сектора, построение эффективной системы управления жилищным фондом
  • Институциональные преобразования, правовое и методическое обеспечение территориального развития
  • Градостроительная и кадастровая проблематика
  • Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, разработка градостроительной документации (схемы территориального планирования регионов, проекты поквартальной планировки и градостроительных планов и т.д.)
  • Региональные и муниципальные программы реформирования ЖКХ, развитие предприятий коммунальной энергетики, водоснабжения и водоотведения
  • Модернизация основных фондов, привлечение инвестиций в капитальный ремонт жилья и обновление инфраструктуры, частно-государственное партнерство в коммунальном секторе
  • Опыт регионов в развитии местного самоуправления
  • Исследования и разработки по теме
  • Всероссийские и региональные конкурсы по проблематике местного самоуправления
  • История развития МСУ
  • Особенности социально-экономического развития городов мира и деятельности местных органов власти

Выходит раз в 2 месяца (6 выпусков в год). Объем до 250 полос.

Редакция: Московская область, г. Люберцы, ул. Мира, д. 19, тел./факс: (495) 558-69-15, (495) 974-98-45 e-mail: [email protected] [email protected]

Подписной индекс 83185 (каталог "Газеты и журналы"), 11768 (каталог "Пресса России")

www.vmsu.ru

Система муниципального управления в схемах

В учебном пособии представлено 225 схем, раскрывающие существо и проблемы муниципального управления, охватывая основные компоненты курса: зарубежный и российский опыт местного самоуправления, систему муниципального управления в современной России, организацию и деятельность местной власти, а также управление в различных сферах муниципальной деятельности и др. Схематическая подача курса облегчает изучение и запоминание учебного материала. Учебное пособие может быть полезно государственным и муниципальным служащим, депутатам, преподавателям и студентам, всем, кто интересуется проблемами муниципального управления.

Автор книги: Зотов В.Б.

Издательство: Феникс, 2011 г.

Сборник научных статей и докладовучастников конференций Российской Муниципальной Академии

Российской Муниципальной Академией издан сборник научных статей и докладов участников конференций, прошедших 17 апреля и 13 мая в рамках празднования Дня местного самоуправления. Для ознакомления работников местного самоуправления, ученых, политиков, общественных деятелей.

Россия сегодня (факты и цифры за последние 20 лет)

В справочно-информационных материалах «Россия сегодня (факты и цифры за последние 20 лет)» представлены статистические данные развития современной России. В издании показаны результаты экономического и социального развития России за 20 лет. Авторы-составители исходили из того, что подобные обобщенные информационные материалы в широком доступе отсутствуют. Сборник позволяет ответить на вопрос: «Куда движется Россия?»

Российская Муниципальная Академия

Составитель: Чвилев Д.В.

Москва, 2012 г.

Местное самоуправление. Энциклопедия.

Энциклопедия местного самоуправления является фундаментальным справочным изданием. В нем содержатся 922 понятия, термина и статьи-ссылки, посредством которых изложены современные знания теории и практики местного самоуправления, в том числе российский и зарубежный опыт. Особое внимание уделено особенностям системы местного самоуправления в современной России, организации и деятельности местной власти, как в крупных городах, так и в сельских поселениях. Энциклопедия рассчитана на широкий круг читателей. Она будет полезна муниципальным и государственным служащим, депутатам, аспирантам и преподавателям высших учебных заведений, всем, кто интересуется вопросами местного самоуправления.

Под общей редакцией профессора Зотова В.Б..

Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010 г.

Справочник муниципального служащего (+ CD)

В справочнике для практического применения раскрываются правовые, организационные, социально-политические, управленческие, экономические аспекты местного самоуправления. Рассмотрены полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц, критерии оценки эффективности муниципальных районов и городских округов. Дан опыт разработки уставов, программ социально-экономического развития и бюджетов муниципальных образований. Заслуживают внимания приложения к справочнику, где приводятся законодательные акты, регулирующие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, конкретные Уставы, Программы социально-экономического развития, бюджеты разных типов муниципальных образований в РФ. Справочник предназначен, прежде всего, для работников муниципальных образований. Он также будет полезен работникам государственного аппарата, ученым, аспирантам, студентам, словом, всем тем, кто з анимается и интересуется проблемами местного cамоуправления..

Автор книги: Зотов В.Б.

Издательство: Феникс, 2009 г.

Экономика муниципального сектора: учебное пособие

В пособии в систематизированной форме освещаются вопросы экономики муниципального сектора: муниципальный сектор в структуре национального хозяйства. Организация производственной и коммерческой деятельности, жилищно-коммунального хозяйства, муниципального здравоохранения, образования, культуры, финансового обеспечения, социального обслуживания. Особое внимание обращается на совершенствование управления в муниципальном секторе в связи с реализацией реформы местного самоуправления. Для студентов, обучающихся по специальности государственного и муниципального управления, а также аспирантов, преподавателей, государственных и муниципальных служащих.

Автор книги: Пикулькин А.В.

Издательство: Юнити, 2008 г.

Система муниципального управления

Учебник дает системное представление о муниципальном управле нии как научной дисциплине и области практической деятельности. Изложены основы местного самоуправления, методология, принципы, технологии муниципального управления и их применение в отдельных сферах муниципальной деятельности. Впервые авторским коллективом, в составе которого преподаватели, ученые и практики из разных регионов России, представители известных вузов страны, был создан учебник по специальности «Государственное и муниципальное управление». Учебник является базовым для подготовки специалистов на завершающем этапе обучения или магистров в основном курсе по указанной специальности. В пятом издании учтены изменения в законодательстве по состоянию на 30 июня 2009 года. Авторский коллектив за написание учебника «Система муниципального управления» под редакцией В.Б. Зотова удостоен премии Правительства РФ в области образования за 2007 год.

Проблемы современного государственного управления в России. Материалы научного семинара, Вып.3

Тема семинара: Российская бюрократия как управленческий класс: властные статусы, механизмы профессионализации, пути эволюции.

Система муниципального управления в схемах

В учебном пособии представлено 208 схем, систематизация материалов, раскрывающих существо и проблемы муниципального управления, охватывая основные компоненты курса: зарубежный и российский опыт местного самоуправления, систему муниципального управления в современной России, организация и деятельность местной власти, а также управление в различных сферах муниципальной деятельности и др. Схематическое представление курса облегчает изучение и запоминание учебного материала. Работа может быть полезна государственным и муниципальным служащим, депутатам, преподавателям и студентам, всем, интересующимся проблемами муниципального управления.

Автор книги: Зотов В.Б.

Издательство: Феникс, 2007 г.

Россия в современном мире(демократия, нищета или богатство, чем гордиться?)

В учебном пособии представлено 208 схем, систематизация материалов, раскрывающих существо и проблемы муниципального управления, охватывая основные компоненты курса: зарубежный и российский опыт местного самоуправления, систему муниципального управления в современной России, организация и деятельность местной власти, а также управление в различных сферах муниципальной деятельности и др. Схематическое представление курса облегчает изучение и запоминание учебного материала. Работа может быть полезна государственным и муниципальным служащим, депутатам, преподавателям и студентам, всем, интересующимся проблемами муниципального управления.

Автор книги: Зотов В.Б.

Издательство: 2008 г.

www.ros-ma.ru

Основные тенденции развития местного самоуправления в Российской Федерации

Библиографическое описание:

Брыкова С. С. Основные тенденции развития местного самоуправления в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — №23. — С. 287-289. — URL https://moluch.ru/archive/209/51208/ (дата обращения: 28.07.2018).



Оценка состояния местного самоуправления в такой большой стране, как Россия является сложной, но очень важной задачей, так как местное самоуправление — это самый низкий, но, вместе с тем, самый близкий к людям уровень власти. Это её основа. Тот самый элемент, на котором держится весь механизм государственной машины.

Выявление общих тенденций и оценка современного состояния местного самоуправления проводятся на основе официальной статистической информации, предоставляемой в виде ежегодного бюллетеня «Формирование местного самоуправления в РФ» Росстатом.

Так, на 1 января 2017 года в Российской Федерации существует 22327 муниципальных образований, распределение которых по видам представлено в таблице ниже.

Всего по Российской Федерации

22327

муниципальные районы

1784

городские округа

567

городские округа с внутригородским делением

3

внутригородские районы

19

Внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения

267

городские поселения

1589

сельские поселения

18101

Сравним эти данные с показателями на 1 января 2007 года, то есть изучим динамику за десять лет.

Всего по Российской Федерации

24207

муниципальные районы

1793

городские округа

520

внутригородская территория города федерального значения

236

Городские поселения

1732

Сельские поселения

19919

В 2014 году структура муниципальных образований претерпела небольшие изменения — появились городские округа с внутригородским делением и внутригородские районы. Несмотря на это, ясно прослеживается тенденция к уменьшению общего количества муниципальных образований (на 1880 за десять лет) и сельских поселений (на 1818), в частности.

Это связано как с процессом урбанизации, так и со слияниями нескольких поселений в одно в целях экономии бюджетных средств. В структуре доходов местных бюджетов основное место продолжает занимать финансовая помощь, которая осуществляется в форме дотаций, субвенций и иных средств фондов финансовой поддержки. В общем объеме доходов местных бюджетов доля межбюджетных трансфертов составляет 61,1 % или 2069,0 млрд. рублей на 2017 год, что свидетельствует о высокой дотационности местных бюджетов России.

Низкий уровень экономической самостоятельности приводит к понижению общего уровня самостоятельности муниципальных образований по отношению к государственным органам власти в субъектах РФ. Ведь такая финансовая помощь носит, как правило, строго целевой характер.

Что же касается других тенденций развития местного самоуправления, то это, прежде всего, расширение взаимодействия муниципалитетов с территориальным общественным самоуправлением.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. В частности, деятельность ТОСов связана с проблемами ЖКХ и иными наиболее остро интересующими граждан насущными проблемами.

Так, если само население активно включаются в работу по благоустройству, то это способствует формированию благоприятной среды для жизни и ответственному отношение людей к своему двору, к своей улице и к городу, в целом.

Территориальное общественное самоуправление может активно содействовать органам местного самоуправления в вопросах повышения качества решения тех или иных вопросов местного значения. Данная тенденция положительна, так как именно повышение политической культуры населения и приобщение людей к процессу управления местными делами — это залог успешного становления местного самоуправления в России.

Так, сам Президент РФ на «Всероссийском Совете местного самоуправления» 25 декабря 2017 года призвал более активно привлекать к этой работе российскую молодежь, а также поощрять общественные инициативы.

«Органы местной власти призваны играть ключевую роль в решении важнейших и наиболее чувствительных проблем, определяющих качество жизни людей, таких как совершенствование социальной инфраструктуры, обустройство территорий, обеспечение порядка в ЖКХ», — цитируют Путина в пресс-службе Кремля.

Также недавно обновился состав Совета по развитию местного самоуправления, которому в прошлом году исполнилось 10 лет. Теперь в него входят представители всех типов муниципальных образований: от крупных городских округов до небольших сельских поселений. Это должно повысить эффективность работы по развитию местного самоуправления важность, которой неоднократно подчеркивалась Владимиром Владимировичем Путиным.

В качестве одной из тенденций развития местного самоуправления можно также выделить участие населения в выборе приоритетов благоустройства в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной среды» (2017–2020 годы).

Также следует понимать, что определенные корректировки в тенденции развития местного самоуправления внесла напряженная экономико-политическая обстановка, связанная с санкциями США и ряда Европейских стран против России, введенных с 2014 года. В данной ситуации уменьшение финансовой самостоятельности муниципальных образований вполне объяснимо.

Однако даже в этих не самых благоприятных условиях нужно продолжать развитие местного самоуправления, потому как местное самоуправление — это пусть и низшая форма организации власти, но именно она является основой для всего государства.

Литература:
  1. Конституция Российской Федерации, принятая 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018).
  3. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. В. И. Шкатуллы. — Москва: Юстицинформ, 2016. — 154 с.
  4. Роман ПЕТУХОВ, Местное самоуправление в фокусе официальной статистики, (электронный ресурс), режим доступа 5.06.18 http://131fz.ranepa.ru/uploads/files/2017/07/Petukhov_R.Statistics.pdf
  5. Владимир Путин о местном самоуправлении и социальной активности граждан, (электронный ресурс), режим доступа 5.06.18 — http://www.vsesovetnik.ru/archives/25612

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, территориальное общественное самоуправление, Россия, тенденция развития, внутригородское деление, местное значение, федеральное значение, финансовая помощь, городской.

moluch.ru

Определение местного самоуправления в законодательстве РФ

Библиографическое описание:

Эскиев М. А. Определение местного самоуправления в законодательстве РФ // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 652-654. — URL https://moluch.ru/archive/116/31435/ (дата обращения: 28.07.2018).



Исходя из основных содержательных характеристик местного самоуправления, в законодательстве РФ даны определения этого понятия.

Конституция РФ, признавая и гарантируя местное самоуправление, не дает определение самому понятию «местное самоуправление». Правовое, юридическое определение местного самоуправления дано в Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации № 131-ФЗ:

  1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ.
  2. Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

Поскольку РФ в 1998 г. ратифицировала Европейскую Хартию местного самоуправления, которая с тех пор в соответствии с существующими нормами международного права действует и на территории России и включена в российскую правовую систему, то немаловажно учитывать и определение местного самоуправления, существующее в этом международно-правовом акте. Итак, в соответствии с Европейской Хартией, под местным самоуправлением понимается «право и реальная способность местных властей регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» (ч. 1 ст. 3). Обратим внимание, что в официальных переводах Европейской Хартии на русский язык имеются некоторые расхождения с оригинальными текстами, говорящими о публичных, общественных делах.

Принципы местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления-это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление делами. В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Принципы предопределяют построение и функционирование муниципальной власти, помогают понять сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки. Они же выступают и в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления, способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления получили свое правовое закрепление в Европейской Хартии о местном самоуправлении, которая служит правовым фундаментом для муниципального законодательства стран членов Совета Европы. Конституция РФ, Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации. Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.

К общим принципам местного самоуправления относятся:

− соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

− самостоятельность решения населением вопросов местного значения;

− организационная обособленность органов местного самоуправления в системе управления государством;

− соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

− ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

− разнообразие организационных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления;

− законность в организации и деятельности местного самоуправления;

− гласность деятельности местного самоуправления;

− сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления;

− государственные гарантии местного самоуправления.

Обратим внимание на то, что понятие «местное самоуправление» часто смешивают с понятием «муниципальное управление». Данное смешение неправомерно. О понятии «местное самоуправление» речь шла выше. Термин «муниципальное управление» не встречается в законодательстве и является сравнительно новым и в теории, и в практике современного государственного строительства, хотя вопросы управления муниципальным хозяйством разрабатывались в России и ранее (наиболее известным трудом является «Основы городского хозяйства» Л. Велихова). Слова «муниципальный», «муниципалитет» происходят от латинского «municipium» и изначально восходят к двум корням: «munus» – тяготы, бремя. А «capio», «recipio» – беру, принимаю. Поэтому муниципалитетом называется городское управление, принимающее на себя бремя общественной власти для выполнения общегородских задач, распоряжения хозяйственными средствами. Понятие «муниципальное управление» появилось в российской науке сравнительно недавно и в настоящее время находится в стадии становления.

Литература:
  1. Акмалова А. А. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях: Лекция / А. А. Акмалова. — М.: РАГС, 2010. — 138 c.
  2. Бабичев И. В. Местное самоуправление в современной России: становление и развитие. Историко-правовые аспекты: Монография / И. В. Бабичев. — М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. — 528 c.
  3. Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие / Р. В. Бабун. — М.: КноРус, 2013. — 280 c.
  4. Бовыкин В. В. Местное самоуправление в Русском государстве XVI в. / В. В. Бовыкин. — СПб.: Д. Буланин, 2012. — 421 c.
  5. Бондарь Н. С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: Конституционализация муниципальной демократии в России / Н. С. Бондарь. — М.: НОРМА, 2009. — 592 с.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Европейская Хартия, принцип, конституция РФ, Российская Федерация, РФ, общий принцип организации, правовое закрепление, местное значение.

moluch.ru

"Местное самоуправление в Российской Федерации пока не состоялось"

Рафгат АЛТЫНБАЕВ

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2002-10По мнению председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Совета Федерации Рафгата Алтынбаева, несмотря на то что юридически местное самоуправление в стране существует, фактически его нет. Не выполняются ни положения Конституции, ни действующий Закон об основных принципах организации местного самоуправления. Помимо этого, Россией, как государством, подписавшим Европейскую хартию о местном самоуправлении, нарушаются и международные обязательства. Решение проблемы не терпит отлагательства. По поручению Владимира Путина комиссия под руководством заместителя главы Администрации президента РФ Дмитрия Козака более года занималась в том числе и этим вопросом (г-н Алтынбаев является ее участником). Работа велась в рамках процесса по разграничению предметов ведения и полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации. В ближайшее время новая редакция закона, подготовленная специальной рабочей группой комиссии, поступит в Государственную думу и Совет Федерации.

(Беседу ведет Игорь Шатров, фото предоставлены секретариатом Р.З. Алтынбаева.)

— Рафгат Закиевич, на какой стадии находится сейчас работа над проектом новой редакции закона «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»?

— Работа практически завершена. Нужна некоторая юридическая и техническая чистка, но основные положения определены и понятны. В обществе эта проблема сейчас бурно обсуждается, чему я, как председатель Комитета по вопросам местного самоуправления и бывший глава муниципалитета — мэр Набережных Челнов, очень рад. Когда я занял свой нынешний пост, в данном вопросе был полный штиль. Коллеги сочувствовали, говорили, что это мало кого интересует. За очень короткое время мы смогли переломить ситуацию.

— А откуда вообще возникла проблема? Закон об основных принципах организации местного самоуправления существует уже больше десяти лет. Документ, по мнению многих экспертов, грамотный. Может, стоит его просто выполнять, а соответствующим органам контролировать исполнение?

— Вы правы, ныне действующий закон европейские эксперты оценивают положительно. Другое дело, что в нем все же нет необходимой конкретности. Эта нечеткость, когда есть возможность по своему усмотрению определять территориальную основу местного самоуправления в том или ином субъекте, отчасти и породила сегодняшнюю непростую ситуацию.

Смотрите: часть субъектов Федерации при создании системы местного самоуправления пошла по административно-территориальному принципу устройства, часть — по поселенческому, часть — по смешанному. Получилось этакое «лоскутное одеяло» в одном из самых главных аспектов — определении территорий муниципальных образований.

— Значит, дело только в этом?

— Нет, данная проблема не единственная. Что волнует представителей муниципальной власти, а в итоге касается каждого из нас? Нет четкого разграничения полномочий. В существующем законе, в статье 6 записано 30 полномочий, относящихся к ведению местного самоуправления. Среди них есть такие, которые фактически являются совместными с органами государственной власти — и с субъектами Федерации, и с федеральным центром. При этом зачастую не прописаны источники финансирования осуществления соответствующих полномочий. Мы постарались детально закрепить за муниципальными образованиями функции, свойственные именно муниципальной власти, которые они имеют возможность осуществлять.

Кроме того, муниципальным образованиям может быть делегирована часть государственных полномочий регионального и федерального уровня. Это и раньше происходило. Но теперь четко определено: не должно быть декларативных полномочий, а также полномочий, не подкрепленых средствами, так называемых необеспеченных мандатов. Если исполнение ряда государственных полномочий передается на уровень муниципалитета, обязано осуществляться их финансовое обеспечение. При отсутствии такового мандаты вообще нельзя давать.

— А если они все же будут даны — законодательным органом субъекта Федерации или даже Государственной думой?

— Органы местного самоуправления не будут нести ответственности за неисполнение подобных решений в той части, в которой они не профинансированы. Сейчас нередко из-за разночтений закона судебные органы снимают с муниципальных бюджетов денежные средства — например, по обращениям льготников. Я считаю, и мы данный вопрос обсуждали в комиссии активно, что раз это государственные полномочия, а государство не обеспечивает финансирование, следует поднять его ответственность: в конце концов снимать требуемые средства с бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета.

— То есть с принятием новой редакции закона у мэрий больше не будет пикетов обиженных бюджетников — учителей, врачей, пенсионеров?

— Не должно быть. Вы правильно заметили: в какой-то степени такое положение вещей привело к тому, что местное самоуправление оказалось дискредитированным в глазах населения. Полномочия передавались, а финансы под это не выделялись. У россиян складывалось впечатление о недееспособности муниципальной власти. Отсюда и череда срывов выборов в органы местного самоуправления.

Люди не хотели голосовать за тех, кто не может обеспечить им достойную жизнь. Государство как бы спряталось от проблем за спинами мэров и местных депутатов. Поэтому главной задачей нашей комиссии и являлось определение полномочий и роли местного самоуправления, а также функций федерального центра с точки зрения общих принципов организации местного самоуправления. Вот чего не хватает в существующем законе.

— Вы назвали в качестве проблемы территориальные принципы организации местного самоуправления. В данном контексте показательна ситуация в Эвенкийском автономном округе. Этот регион критикуют за то, что там отказались от районного деления. Но ведь не случайно, наверное, а с учетом местных условий… К чему, объясните, в Эвенкии, где 18 тыс. человек живут на 700 тыс. кв. км, устраивать районное деление?

— В соответствии с российской конституцией и Европейской хартией о местном самоуправлении любое поселение имеет право на организацию местного самоуправления. И это не может быть оставлено на усмотрение губернатора или интерпретироваться как-то по-другому.

— Как я понимаю, подобные вопросы отдаются на усмотрение населения. А если жители не хотят создавать муниципалитет?

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2002-10— Принцип понятен: всю территорию страны будет покрывать сеть муниципальных образований — муниципалитеты (поселения) и муниципальные районы. Не должно остаться ни одного региона, где нет местного самоуправления. Это в конечном счете гарантия местного самоуправления как одной из форм народовластия. Сегодня же регионы, где нет реального местного самоуправления, в России, к сожалению есть. Два типа муниципальных образований нужны для того, чтобы более четко и на необходимом уровне решать все вопросы местного значения.

— О чем все-таки идет речь: о раздроблении местной власти на более мелкие, чем сейчас, муниципальные образования или, наоборот, об укрупнении?

— Ни то ни другое. Дело не в перекройке административных границ. Не в этом суть. Муниципальное образование мы определяем как населенный пункт с числом жителей не менее 1 тыс. То есть любой такой населенный пункт должен стать муниципальным образованием. Но, учитывая и экономические, и финансовые возможности территорий, существующую инфраструктуру, рынок, наконец, — есть ли условия и возможности для реализации товаров — субъект Российской Федерации может сделать муниципальным образованием и меньшее по численности поселение.

Кстати, по действующему закону, мы должны были бы создать 152 тыс. муниципальных образований. Если бы его исполнили, конечно. А сейчас пришли к выводу, что необходимо около 30 тыс. муниципальных образований. Там, где существует районная система, новые муниципальные районы просто наложатся на существующие. Правда, там, где нет районов, придется их создавать.

— Получается, что в Эвенкии…

— Да, придется восстанавливать районное деление. Понятно, что жителей в Эвенкийском автономном округе немного. Губернатору кажется, что он бы мог управиться со всем. Но мы просто не имеем права до такой степени концентрировать власть в одних руках. Повторюсь, население само должно решать свои проблемы. К этому надо идти.

Отчуждение от управления приводит к атрофии сознания человека. Главная задача государства состоит в том, чтобы дать возможность реализации каждым человеком его потенциала. В противном случае люди становятся нахлебниками у государства, иждивенцами. Через местное самоуправление мы вовлекаем человека в процессы управления, воспитываем хозяина. Людям необходимо определить, где им, например, тротуар проложить, откуда деньги на это взять, может, вообще стоит просто скинуться, а не выпрашивать в общем-то копейки у государства. К тому же человек, как известно, всегда бережет то, что сделал собственными руками, добился своим трудом.

— Когда будут прописаны все нюансы межбюджетных отношений, наверное, ситуация нормализуется. Но это касается в большей степени, как мне кажется, тех муниципалитетов, которые более или менее способны заработать деньги самостоятельно. В то же время огромное количество муниципальных образований в России являются дотационными. Как им жить дальше?

— Будет проводиться так называемое бюджетное выравнивание. Это мы поручаем субъектам Федерации. Если у субъекта нет денег, финансирование предоставит федеральный центр. Минимальный объем бюджетной поддержки с помощью дотаций из региона и центра должен быть обеспечен обязательно. Остальное — задача местных властей, все зависит от их инициативы и творчества.

Муниципалитеты должны быть сравнительно одинаковыми с точки зрения финансового обеспечения. Понятно, что есть регионы, где нет полезных ископаемых. Но это ведь природа так распорядилась, человек не виноват, что он живет, например, в Костроме, где нет нефти и газа. Федеральное и субъектное регулирование и будет направлено на то, чтобы деньги распределялись равномерно. Речь, как вы понимаете, не идет об иждивенчестве.

Так как имеется в виду преимущественное самофинансирование муниципальной власти, остается огромное поле для инициативы и творчества. Сможет заработать муниципалитет больше, создав условия для пополнения местной казны, — все останется в его распоряжении. В законе мы устанавливаем принципиальные нормы в этой сфере, ссылаемся на Бюджетный кодекс, который, как и Налоговый, также предстоит редактировать в части, касающейся наполнения местных бюджетов. Думается, ни к чему иметь отдельный закон о финансовых основах местного самоуправления, он сейчас есть, но также не работает. Эти вопросы необходимо отразить в Налоговом и Бюджетном кодексах.

— Вы говорите об унификации местного самоуправления. И все же как будут обстоять дела в северных регионах? Сомнительным кажется, что так же, как в центре России, муниципальная власть, например в Заполярье, должна быть организована территориально.

— В законе есть норма о малонаселенных территориях. Правительство отдельным постановлением определит список таких территорий — и субъектов Федерации, и подобных территорий в субъектах. Порой ведь и внутри субъекта территории заселены по-разному. Будет рассчитан специальный коэффициент: к числу малонаселенных окажутся отнесены территории, плотность населения которых в энное количество раз меньше, чем в среднем по России. В этом случае не вся территория обязательно будет охвачена муниципалитетами (поселениями). Но муниципальные районы, повторюсь, и там должны быть. По закону на этот уровень государственная власть обязана передать часть своих полномочий.

— Как будут учитываться условия жизни в густонаселенных местах? Ведь одни населенные пункты, в первую очередь региональные центры, в настоящее время имеют районное деление, другие не имеют. Будет ли здесь все приведено к какому-либо стандарту?

— Существуют разные точки зрения на данный вопрос. Но давайте порассуждаем. Город — это единый организм. Транспортные коммуникации, водопровод, канализация — инфраструктура, одним словом… Необходимо, чтобы единый городской комплекс, единая система обслуживания населения сохранились и полноценно работали. То есть город в любом случае будет муниципальным образованием, а свою внутреннюю организацию, территориальное устройство он определит сам. Большой город будет совмещать функции муниципалитета (поселения) и муниципального района. Он будет именоваться городским округом.

— А что касается Москвы и Санкт-Петербурга?..

— Этой проблеме также посвящены специальные нормы в законе. Как считают члены комиссии, на территории наших городов федерального значения могут быть муниципальные образования. Но опять же, они не должны мешать работе единой системы городского хозяйства. В Москве и Санкт-Петербурге особые условия: права и обязанности муниципалитетов и субъектов Федерации, каковыми они являются, тесно переплетены. В законе учтены мнения и практиков самоуправления, и юристов, мы постарались увязать функции и муниципальной власти, и государственной.

— Критики проекта закона обращают внимание на то, что вы предлагаете назначать глав муниципальных образований. Разъясните, пожалуйста, подробнее позицию комиссии по этому вопросу.

— Нас упрекают в том, что мы отступаем от демократических норм, предлагая назначать глав исполнительной власти в муниципалитетах. По-моему, совершенно необоснованные обвинения. Оппоненты, как мне кажется, просто не понимают, о чем идет речь. В этом, возможно, есть доля и нашей вины: не все доходчиво разъяснили, а журналисты уцепились за отдельные слова, не поняв их сути. Никто ведь не отказывается от бесспорного принципа свободного волеизъявления населения при выборе муниципальной власти. Глава муниципального образования, конечно же, должен избираться населением или депутатами, в зависимости от того, как это записано в уставах конкретных муниципальных образований. Но его функции, согласитесь, сугубо политические. Он объявляет референдумы, сходы, принимает общие правила жизни на территории, утверждает бюджет, контролирует его исполнение. Это как бы народное око. По крайней мере, так должно быть в соответствии с конституцией и Европейской хартией о местном самоуправлении.

Однако существует и другой вид власти — исполнительная. Ситуация, когда избранный глава местного самоуправления одновременно является и главой представительного органа, и главой администрации, как это наблюдается сейчас сплошь и рядом, провоцирует конфликт интересов. Нельзя одновременно сидеть на двух стульях: с какого-нибудь обязательно упадешь. Это равносильно тому, что президент у нас будет еще и председателем Госдумы, и председателем Правительства.

Принцип разделения властей, я считаю, необходимо соблюдать и на муниципальном уровне. Лицо, которое занимается осуществлением исполнительных функций, должно быть подотчетно, его обязаны контролировать избранные народом представители. Человек, который распоряжается бюджетом, должен постоянно ощущать контроль за своей деятельностью, знать, что в любое время может быть освобожден от занимаемой должности и ему не удастся прикрыться мандатом народного доверия, полученным на выборах.

Мало того, существующее положение вещей провоцирует конфликт мэра и местной представительной власти. Глава города или района может заявить депутатам: каждого из вас избрала только часть населения, а я избран всеми. Не скажу, что так происходит, но повод для подобных заявлений есть. Поэтому в законе будет четко определено: на уровне муниципального района и большого поселения должны существовать отдельно глава представительного органа и глава исполнительного органа, который будет наниматься по контракту. Исключением, возможно, станут поселения, где жителей немного: там, где все на виду, ни к чему плодить чиновников.

— Но ведь действующий закон «Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ» дает такое право — назначать главу исполнительной власти. Всем известен пример Псковской области, где в Печорском районе депутаты назначили главу администрации при наличии избранного главы района…

— Закон дает такое право, но не запрещает и другого — совмещать эти должности, что приводит к неблагоприятным последствиям. Мы хотим хотя бы на два срока, к примеру до 2010 года, ввести систему назначаемого представительным органом главы администрации (управляющего) в муниципальных районах. Жизнь покажет, может, стоит оставить возможность другого варианта. Однако сегодняшняя практика подтверждает, что надо двигаться в том направлении, которое мы предлагаем.

— Каким образом при подобной структуре власти будут ыстроиться взаимоотношения между региональной и муниципальной властью на административном уровне? Сейчас губернаторы издают постановления, в которых пишут: рекомендуем, просим… Наверное, это правильно. Местное самоуправление не входит в систему государственной власти. Но кто-то же должен контролировать и местную власть…

— Население. У него для этого есть все права. А государственные полномочия, повторюсь, будут четко определены. И если местному самоуправлению передается их часть, а под это должны обязательно выделяться средства, глава субъекта со своим законодательным органом имеет полное право контролировать расходование данных средств. А уж то, что поступило не от тебя, ты не имеешь права контролировать. На чужой каравай рот не разевай.

— Есть мнение, что та вертикаль власти, которая сейчас строится, возвращает нас во времена унитарного государства, а никак не федеративного…

— Не согласен. Идет ли речь о местном самоуправлении, власти на уровне субъекта Федерации или федерального центра — в любом случае действуют единые законы. Мы все живем в одной вертикали, если можно так выразиться. Надо определить главное: существует ниша местного самоуправления, ниша субъекта Федерации, ниша центра. Президент очень правильно поступает, что движется в этом направлении. Его линию надо всемерно поддерживать. Как известно, у семи нянек дитя без глазу. Каждый должен заниматься своим делом. Есть перечень полномочий, есть финансовое обеспечение, есть ответственность за исполнение, есть контроль. Вот к такому порядку вещей надо стремиться.

— Комиссия Дмитрия Козака занимается не только вопросами местного самоуправления, но вообще разграничением предметов ведения и полномочий между разными уровнями власти. Как так получилось, что в общественном сознании она ассоциируется в первую очередь с реформой местного самоуправления?

— Что касается разграничения полномочий и предметов ведения между центром и субъектами Федерации, эта проблема, конечно, тоже существует и ею занимаются в комиссии. Но здесь уже есть какая-никакая практика, которая требует только корректировки. С местным самоуправлением все гораздо сложнее. Отношения между субъектами Федерации и центром, по большому счету, проблема 89 глав регионов и президента. Закон же о местном самоуправлении касается каждого из нас, затрагивает все население напрямую. Местное самоуправление по Конституции — одна из основ власти в Российской Федерации, низшая, самая близкая к народу ступень власти. Поэтому проблема не может не обсуждаться так бурно. И очень хорошо, что мы начали серьезную дискуссию.

— Рафгат Закиевич, так существует все-таки на данный момент в Российской Федерации местное самоуправление?

— К сожалению, вынужден признать: сегодня в полном объеме, как это прописано в Европейской хартии, в Конституции Российской Федерации, даже в ныне действующем законе «Об общих принципах…», местного самоуправления у нас нет. Или, другими словами, оно не состоялось, что в принципе одно и то же. Однако я уверен, работа нашей группы в составе комиссии Дмитрия Козака позволит коренным образом изменить эту ситуацию.

www.bossmag.ru

Журнал «Современная Наука» - Местное самоуправление как стабилизирующий фактор становления и функционирования гражданского общества

В  современной правовой литературе вопрос о роли местного самоуправления в становлении и функционировании гражданского общества является недостаточно исследованным. По справедливому замечанию Г.Г. Петриашвили, «определяющий содержание современного этапа развития гражданского общества процесс его дальнейшей институционализации формирует новую для России модель отношения общества и государства. Далеко не все аспекты этих отношений получили свое теоретическое осмысление с позиций современных социальных наук, в том числе и функция местного самоуправления как формы правовой институционализации отношений гражданского общества». [1]

Местному самоуправлению посвящена отдельная глава 8 Конституции Российской Федерации [2], что свидетельствует об особой роли данного правового института в российской правовой системе и государстве в целом. Как справедливо отмечают исследователи, «Конституция Российской Федерации в отличие от конституций советского периода развития Российского государства признает местное самоуправление одной из необходимых основ Российской Федерации как демократического государства и устанавливает финансово-экономические и организационно-правовые гарантии самостоятельного решения населением городских, сельских поселений и других территориальных единиц вопросов местного значения» [3].

Участие в местном самоуправлении предполагает выработку у граждан необходимых навыков по самостоятельному решению вопросов местного значения, обсуждению и решению важнейших местных проблем, участию в муниципальных выборах и различных формах непосредственной демократии (местный референдум, выдвижение населением законодательных инициатив, сходы и конференции, публичное обсуждение проектов муниципальных правовых актов и т.д.). Все это формирует систему общественного самоуправления, которая функционирует самостоятельно, независимо от государства. Не случайно в статье 12 Конституции Российской Федерации провозглашается, что «Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4] также подчеркивается, что «местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность (выделено нами – авт.) решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций» (пункт 2 статьи 1).

Изложенные особенности местного самоуправления составляют «квинтэссенцию» самой концепции гражданского общества в ее общепринятом понимании.

При этом местное самоуправление можно считать не только институтом, наиболее ярко выражающим идеи гражданского общества, но и наиболее обширным институтом, в деятельность которого вовлечено наибольшее количество населения страны. Далеко не все граждане участвуют в деятельности общественных объединений и других подобных институтов гражданского общества. Но каждый гражданин проживает на территории какого-либо муниципального образования, следовательно, участвует в местном самоуправлении. Такое участие может быть активным (например, разработка и выдвижение инициативных проектов муниципальных правовых актов, участие в сборе подписей в поддержку местного референдума) или пассивным (например, уплата местных налогов и сборов), но, как видится, в такое участие в большей или меньшей степени вовлечены практически все граждане.

Исходя из изложенного, мы считаем институт местного самоуправления одним из базовых, основополагающих институтов гражданского общества в нашей стране. Не случайно современные авторы приходят к следующему выводу: «в современном мире особое место в структуре гражданского общества занимает система местного самоуправления. Местное самоуправление является таким институтом, который, с одной стороны, невозможен без общественной активности, без достаточного уровня гражданственности, а с другой стороны, входит в систему публичной власти, и в этом отношении, хотя и находится вне системы государственных органов, является однопорядковым и односистемным с государством явлением» [23].

Поскольку гражданское общество, по нашему мнению, представляет собой систему взаимосвязанных институтов, то стабильность всей системы зависит от стабильности каждого отдельного института и стабильности взаимосвязей между данными институтами.

Следовательно, поскольку местное самоуправление является одним из основополагающих институтов гражданского общества, стабильность местного самоуправления является одним из наиболее существенных стабилизирующих факторов становления и функционирования гражданского общества в России. Таким образом, повышение стабильности местного самоуправления – прямой путь к повышению стабильности самого гражданского общества в нашей стране. Не случайно современные исследователи подчеркивают, что «местное самоуправление играет особую роль в становлении гражданского общества в России, являясь одновременно механизмом его формирования и неотъемлемой частью. Местное самоуправление - закономерность в процессе социализации государства и демократизации гражданского общества. Этот институт имеет важное значение для гражданского общества и правового государства, так как выступает стабилизирующим фактором их функционирования и взаимодействия. Именно местное самоуправление, представленное как микромодель гражданского общества, позволяет отразить закономерности и противоречия в развитии как самого гражданского общества, так и правового государства» [22].

Между тем, как показывает практика, стабильность института местного самоуправления далека от совершенства. Прежде всего, современный (постсоветский) период развития местного самоуправления характеризуется частой сменой концепций развития местного самоуправления, при этом нормативная правовая база данного института является в высшей степени нестабильной. В частности, сменили друг друга такие крупные федеральные законы, как Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5] и ныне действующий Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года. При этом институт местного самоуправления, не успев стабилизироваться в рамках одного федерального закона, «вынужден» был перестраиваться под новый федеральный закон.

Еще одной крупнейшей дестабилизирующей проблемой является постоянное внесение изменений в законодательство о местном самоуправлении. При этом такие изменения во многих случаях носят «точечный», а не системный характер, что негативно сказывается на стабильности законодательства и института местного самоуправления в целом.

Более того, множество изменений было внесено в Федеральный закон 2003 года еще до его вступления в силу, что мы считаем вообще юридическим нонсенсом и неправильной мерой, поскольку переходный период до вступления в силу закона как раз и предназначен для своевременного ознакомления граждан с новыми «правилами игры» и наименее болезненного перехода к новой системе правового регулирования. Однако подобное перманентное внесение изменений сводит на нет саму идею установления длительного периода вступления закона в силу, что неизбежно вызовет сложности в переходный период и негативно скажется на стабильности института местного самоуправления.

При этом, как показывает практика, законопроекты в сфере местного самоуправления не всегда в полной мере качественно готовятся, а механизм их введения в действие также является недостаточно проработанным. Об этом свидетельствует неоднократный перенос сроков вступления в силу Федерального закона 2003 года. В частности, Е.С. Шугрина отмечает: «первоначально предполагалось, что Закон вступает в силу с 1 января 2006 г.; потом переходный период продлили до 1 января 2009 г. В настоящее время вступление в силу некоторых норм (например, в части перепрофилирования муниципального имущества) отодвинули до 2012 г.» [6]. Таким образом, вступление в силу нового закона растянулось по времени почти на десятилетие, что следует считать практически беспрецедентным явлением для отечественной правовой действительности.

Не способствует стабильности и эффективному развитию института местного самоуправления также довольно сложный язык и стиль законодательства о местном самоуправлении, которое, не следует забывать, рассчитано на самый широкий круг населения – представителей гражданского общества России, для которых закон должен быть, в первую очередь, понятным и пригодным для практического руководства и применения.

Еще одним фактором дестабилизации института местного самоуправления, а с ним и гражданского общества современной России в целом, можно считать, по нашему мнению, довольно противоречивую судебную практику в сфере местного самоуправления, в рамках которой принимаются, зачастую, прямо противоположные решения по многим существенным вопросам, затрагивающим интересы местного самоуправления и граждан в целом. Среди причин данного дестабилизирующего явления современные исследователи называют следующие: «постоянно меняющееся законодательство в сфере местного самоуправления, имеющее не всегда необходимый уровень юридической техники; отсутствие однозначной правоприменительной практики; качество подготовки судейского корпуса (в частности, у судей общей юрисдикции очень широкая специализация, они чрезвычайно загружены гражданскими и уголовными делами)» [6]. На данные проблемы обращают внимание даже судьи Верховного Суда Российской Федерации*.

* См., в частности, стенограмму заседания «круглого стола» на тему «Проблемы законодательного регулирования судебной защиты прав местного самоуправления в Российской Федерации», проведенного Комитетом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по местному самоуправлению 13 октября 2005 г. в Москве.

Таким образом, в настоящее время ряд факторов составляет угрозу стабильности развития института местного самоуправления, что, в конечном счете, является одним из существенных факторов нестабильности гражданского общества в России в целом. На наш взгляд, могут быть предложены следующие пути решения указанных проблем.

1) Разработка и принятие Муниципального кодекса Российской Федерации.

В настоящее время в сфере местного самоуправления действует несколько федеральных законов, среди которых упоминавшийся выше базовый Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также дополняющие его иные федеральные законы, такие как Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» [7], Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [8], Федеральный закон от 24.11.2008 № 207-ФЗ «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике» [9], Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [10].

На наш взгляд, в целях придания институту местного самоуправления большей стабильности необходимо принять Муниципальный кодекс Российской Федерации, в котором систематизировать основные законодательные нормы, действующие в данной сфере. Как известно, кодекс считается высшей формой систематизации законодательных норм. Как правило, нормы кодексов являются более стабильными по сравнению с нормами «обычных» федеральных законов, реже подвергаются изменению. При этом в силу того, что отсутствует множество различных законодательных актов, между которыми возможны противоречия и несогласованность, стабильность правового института также повышается.

Одним из весомых аргументов против принятия кодифицированного законодательного акта в сфере местного самоуправления на федеральном уровне считается то, что местное самоуправление не находится в исключительном ведении Российской Федерации. В частности, согласно пункту «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления». Следовательно, высказывается опасение, что принятие кодекса ущемит интересы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, сузив сферу их правового регулирования.

Однако, по нашему мнению, данные опасения беспочвенны, поскольку принятие Муниципального кодекса Российской Федерации всего лишь обобщит и систематизирует федеральные нормы в данной сфере, нисколько не затрагивая сферу нормотворчества субъектов Российской Федерации. Достаточно привести в качестве примеров другие кодексы, успешно функционирующие в иных сферах совместного ведения, например: "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ [11], Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ [12], Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ [13], Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ и т.д [14].

2) Совершенствование юридической техники разработки и принятия нормативных правовых актов в сфере местного самоуправления, а именно:

  • прекращение негативной законодательной практики постоянного внесения «точечных поправок» в текст данных актов;
  • отказ от практики внесения изменения в нормативный правовой акт еще до его вступления в силу;
  • более тщательное планирование мероприятий по введению в действие нормативных правовых актов в данной сфере и более тщательная проработка самого проекта еще до его принятия, что должно предотвратить постоянное «отодвигание» по времени сроков вступления в силу принятых федеральных законов;
  • совершенствование языка и стиля написания нормативных правовых актов, которые по возможности должны быть более простыми и лаконичными, с учетом целевой аудитории данных актов (широкий круг населения страны, органы местного самоуправления, в том числе небольших городских и сельских поселений).

3) Обобщение и систематизация судебной практики в сфере местного самоуправления, что должно способствовать единообразию в толковании нормативных правовых актов в данной сфере, предотвратить противоречия и несогласованность в судебной практике, которые приводят к нестабильности института местного самоуправления.

Для этого считаем целесообразным принятие специального постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о местном самоуправлении».

В качестве образцов могут быть использованы такое постановления, обобщающие судебную практику в комплексе в отношении другого института гражданского общества, как Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» [15], или иные постановления, принятые по крупным комплексным сферам правоприменения, например постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» [17], от 19.06.2006 № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» [18], от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» [19], от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» [20].

В настоящее время принято постановление только в одной узкой сфере, связанной с местным самоуправлением – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» [21].

На наш взгляд, этого явно не достаточно, и в настоящее время назрела серьезная необходимость в принятии именно обобщенного, комплексного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в котором рассматривалась бы судебная практика по самым разным аспектам местного самоуправления в комплексе.

Представляется, что предложенные в настоящей статье направления совершенствования законодательства, а также нормотворческой и правоприменительной практики, позволят упрочить стабильность института местного самоуправления в нашей стране, а тем самым повысить стабильность гражданского общества в России в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Петриашвили Г.Г. Правовая институционализация местного самоуправления в структуре гражданского общества: Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. СПб, 2010. С. 3.

2. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // «Российская газета», № 237, 25.12.1993 (с дальнейшими изменениями).

3. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина под руководством д.ю.н., профессора Е.И. Козловой. М., 2009. С. 356.

4. «Российская газета», № 202, 08.10.2003 (с дальнейшими изменениями). Далее также – Федеральный закон 2003 года.

5. «Российская газета», № 170, 01.09.1995 (утр. силу).

6. Шугрина Е.С. Судебная защита местного самоуправления. М.: Норма, 2010. С. 7.

7. «Российская газета», № 232, 04.12.1996 (с дальнейшими изменениями).

8. «Российская газета», № 47, 07.03.2007 (с дальнейшими изменениями).

9. «Российская газета», № 242, 26.11.2008.

10. «Российская газета», № 25, 13.02.2009 (с дальнейшими изменениями).

11. «Российская газета», № 256, 31.12.2001 (с дальнейшими изменениями).

12. «Российская газета», № 256, 31.12.2001 (с дальнейшими изменениями).

13. «Российская газета», № 17, 27.01.1996 (с дальнейшими изменениями).

14. «Российская газета», № 277, 08.12.2006 (с дальнейшими изменениями).

15. «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 8, август, 2010 (с дальнейшими изменениями).

16. Петриашвили Г.Г. Правовая институционализация местного самоуправления в структуре гражданского общества: Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. СПб, 2010. С. 3.

17. «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 6, 2004 (с дальнейшими изменениями).

18. «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 8, август, 2006 (с дальнейшими изменениями).

19. «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 7, июль, 2012.

20. «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 1, январь, 2008 (с дальнейшими изменениями).

21. «Российская газета», № 27, 18.02.2009 (с дальнейшими изменениями).

22. Медведев А.И. Местное самоуправление в условиях формирования гражданского общества и правового государства: Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. Волгоград, 2000. С. 3.

23.  Мокрый В.С. Местное самоуправление в Российской Федерации как институт публичной власти и гражданского общества: Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. М., 2003. С. 4.

www.nauteh-journal.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта