Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Журнал "Смена", октябрь 1964 года. Журнал муслим магомаев


26 МАРТА | Муслим Магомаев

                                             

Эти странички начинаются 26 МАРТА. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЖУРНАЛА счастливо совпадает с датой триумфального выступления МУСЛИМА МАГОМАЕВА в Кремлевском Дворце. Того самого - в 1963 году, когда вся страна узнала ЭТО ПРЕКРАСНОЕ ИМЯ! И сколько бы лет и событий не прошло с той поры, всегда будут жить в памяти и в сердце и это, и все-все выступления замечательного ПЕВЦА на сцене, по телевидению, на радио…

ДОРОГОЙ МУСЛИМ МАГОМЕТОВИЧ! СПАСИБО ЗА ВАШЕ ПРЕКРАСНОЕ ИСКУССТВО, ВЕЛИКИЙ ТАЛАНТ И ВЕЛИКИЙ ДАР ЗАЖИГАТЬ СВЕТ ДОБРА И КРАСОТЫ В СЕРДЦАХ ЛЮДЕЙ!

 

26 МАРТА 1963 ГОДА

 

"... Переломной датой в моей биографии стало 26 марта 1963 года. В Москве проходила Декада культуры и искусства Азербайджана. В столицу съехались лучшие художественные коллективы республики, признанные мастера и начинающая молодежь. Концерты, в которых я участвовал, проходили в Кремлевском Дворце съездов.

Первые концерты оставили ощущение неуюта: огромный зал дворца давит, делает тебя меньше и одновременно как бы увеличивает твой голос. Ты сам по себе, а голос сам по себе. Тогдашнего своего волнения я не помню, видимо, у меня не было особого страха перед выступлением. Я был слишком молод, меня ещё не знали. Страх перед выступлением пришел позже. Это теперь, несмотря на то, что имею уже большой опыт, я волнуюсь, как сумасшедший. Когда приходит известность, появляется имя, тогда появляется и ответственность - ты не имеешь права петь хуже, чем спел вчера. А тогда этого чувства у меня ещё не было.

На всех концертах меня принимали тепло. Я пел куплеты Мефистофеля из "Фауста" Гуно, арию Гасан-хана из нашей национальной оперы "Кер-оглы" У. Гаджибекова, "Хотят ли русские войны"… Были аплодисменты, которые в огромном зале КДС напоминали отдаленный шум прибоя. Но своей артистической интуицией я не чувствовал какого-то особого успеха. Что-то произошло с залом, когда я вышел на сцену в последнем концерте, который транслировало телевидение. Я спел "Бухенвальдский набат", а затем каватину Фигаро. После каватины, исполненной на итальянском языке, слушатели начали скандировать и кричать "браво".

В ложе сидела министр культуры Екатерина Фурцева, рядом с ней Иван Семенович Козловский. Они тоже непрерывно аплодировали. Я кивнул дирижеру Ниязи, и мы повторили каватину уже на русском языке. Потом в газете "Правда" профессор Р. Захаров написал в рецензии на этот концерт, что я спел по-русски ещё лучше, чем по-итальянски. Думаю, что просто каватина всем была понятней на родном языке, хотя на языке оригинала петь удобней.

Дядя Джамал, который слушал меня из правительственной ложи, потом рассказал, что Иван Семенович Козловский, который всегда бережно относился к своему голосу, был недоволен: "Этот парень совсем себя не бережет, если такую трудную арию повторяет на бис. Что же он будет делать дальше?" Зато Екатерина Алексеевна не скрывала своих радостных чувств и восклицала:

- Наконец-то у нас появился настоящий баритон. Баритон!

Понять ее было можно. Как заботливая хозяйка в своем культурном "доме" она рассуждала так: с тенорами и басами у нас все в порядке, а вот со средним мужским регистром…

Пресса очень активно откликнулась на мой успех - восторженные оценки, анализ исполнения… Критических замечаний не припомню. Это и радовало, но и настораживало - неужели меня так высоко вознесли, что и камешком не добросишь?

Из тех отзывов приведу один, дорогой для меня, - билетеров Кремлевского дворца, самых искушенных, самых объективных и самых бескорыстных критиков. На концертной программке они мне написали:

- "Мы, билетеры - невольные свидетели восторгов и разочарований зрителей. Радуемся Вашему успеху в таком замечательном зале. Надеемся ещё услышать Вас и Вашего Фигаро на нашей сцене. Большому кораблю - большое плавание". (Из книги Муслима Магомаева "Любовь моя - мелодия")

www.muslimmagomaev.ru

Октябрь | Муслим Магомаев

Октябрь – богат событиями, имеющими отношение к теме нашего журнала. Здесь несколько строчек из разных лет…

*****

1 октября – ДЕНЬ МУЗЫКИ. Именно в этот день открылся Московский Международный Дом Музыки. Средства массовой информации рассказывали об этом событии. Журналисты Первого канала Центрального телевидения взяли интервью у Народного Артиста СССР МУСЛИМА МАГОМАЕВА, присутствовавшего на открытии. Интервью было показано программе «Время».

*****

МУСЛИМ

3 октября 1972 года ...В Баку проходили Дни искусства России. На очередном концерте в здании Азербайджанской государственной филармонии, носящей имя Муслима Магомаева – старшего, поэт Роберт Рождественский представил Муслима Магометовича очаровательной женщине, солистке Большого театра Союза ССР Тамаре Синявской, приехавшей в составе делегации московских артистов. Так состоялась встреча, ставшая судьбой.

МУСЛИМ

На фото: 1. Азербайджанская государственная филармония имени Муслима Магомаева-старшего. 2. "Закат на Каспии". Фото с персонального сайта Муслима Магомаева.

*****

Октябрь 1972 года у Муслима Магомаева один из самых многоконцертных. Гастроли… гастроли… гастроли… Они последовали как раз после Бакинской встречи… Влюбленный Орфей пел свои прекрасные песни в Казани… Омске…

МУСЛИМ

*****

22 октября 1972 года в Колонном Зале Дома Союзов МУСЛИМ МАГОМАЕВ участвует в авторском вечере Расула Гамзатова, где впервые исполняет цикл песен на стихи Оскара Фельцмана «С любовью к женщине».

МУСЛИМ

На фото из нашей коллекции: финал концерта.

*****

Из романтического 1972-го перенесёмся в другие годы…

*****

23 октября 1971 года в Колонном Зале Дома Союзов состоялся авторский вечер композитора Арно Бабаджаняна, где с триумфальным успехом выступил Муслим Магомаев.

МУСЛИМ

На фото: Муслим Магомаев в авторском вечере Арно Бабаджаняна 23 октября 1971 года. Фото из нашей коллекции.

*****

18 октября 1975 года в Колонном Зале Дома Союзов проходил авторский вечер композитора А.Н. Пахмутовой. Участие в нём Народного артиста СССР Муслима Магомаева сделало этот вечер незабываемым. В тот же день, накануне выступления в Колонном Зале состоялся сольный концерт Муслима Магомаева в ДК им. Горбунова, в Филях.

МУСЛИМ

На фото: Муслим Магомаев в авторском вечере Александры Пахмутовой 18 октября 1975 года.

*****

19 октября – ещё один Пушкинский День в Календаре истории. «Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво…» Именно в этот день – День лицея, в 1825 году Великий Пушкин написал эти знаменитые строки. Удивительный портрет Поэта – одна из прекрасных работ Муслима Магомаева – художника.

МУСЛИМ

На фото: "На фоне Пушкина снимаются" Кемал-Зейнал-Заде, Таир Салахов, М.Магомаев, Джамал-Зейнал-Заде. Фото из книги Муслима Магомаева "Любовь моя - мелодия".

*****

Венчает месяц октябрь одно симпатичное и трогательное событие… 29 октября 1991 года появился на свет щеночек серебристого пуделя, которому выпала истинно звёздная судьба. Да-да, именно в этот день родился любимец наших прекрасных артистов Муслима Магометовича и Тамары Ильиничны – Чарлик. Трогательно маленькое, удивительно воспитанное существо знакомо миллионам зрителей по телевизионным передачам, гастрольным выступлениям своих знаменитых хозяев.

Боюсь ошибиться, но, возможно, первое появление его Центральном телевидении было в репортаже о музыкальном фестивале в Салехарде. В кадрах встречи артистов у трапа самолёта Чарлик появился тогда на руках Муслима Магометовича, и эти кадры незабываемы. Впрочем, для путешественника Чарлика это всего лишь одна из поездок, ведь он побывал во множестве концертных залов далёких и близких городов…

МУСЛИМ

www.muslimmagomaev.ru

Журнал "БАКУ" | Муслим Магомаев

«ГЕЙДАР АЛИЕВ всегда понимал людей искусства. И вообще искусство» - вспоминает МУСЛИМ МАГОМАЕВ в своей книге «Любовь моя - мелодия». Отношение руководителя Азербайджана к искусству, культуре ярко раскрывают и его собственные афоризмы:

- «Культура обогащает народы самым лучшим, что накопило человечество».

- «Народ, обладающий высокой культурой, всегда будет идти вперед, будет жить и развиваться».

- «Многие особенности выделяют один народ среди других народов мира, приносят ему признание и уважение. Самая ценная, самая значимая из них - это культура»

- «Народ всегда объединяет духовность, потому что по сравнению с другими ценностями духовные ценности превыше всего».

- «Подлинную духовность нельзя купить ни за миллионы, ни за миллиарды. Но люди, лишенные духовности ничего не стоят в обществе, даже если у них есть миллионы и миллиарды».

- «Человек должен жить для духовного блага. Тот, кто оберегает свою духовность, будет жить вечно».

Традиции высокого уважения к культуре достойно живут и в младших поколениях семьи Алиевых. Одним из проявлений их обещает стать недавно созданный журнал «БАКУ». Редактором издания, которое будет выходить на русском языке, стала дочь нынешнего Президента Азербайджана – Лейла Алиева.

Торжественная презентация первого номера журнала состоялась 19 декабря 2007 года в зале отеля "Ритц-Карлтон". В церемонии приняла участие первая леди Азербайджана, президент Фонда Гейдара Алиева, Посол доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО, депутат Милли Меджлиса Мехтибан ханум Алиева.

В зале собралось множество известных гостей. Лейла Алиева, которая является также и главой представительства Фонда Гейдара Алиева в Российской Федерации, обратилась к собравшимся со словами: "Презентация журнала "Баку" для меня - очень радостное и, вместе с тем, волнующее событие, потому что через это издание мы постарались показать всю красоту и древность нашего города. Сегодня Баку это - экономическое развитие, это - национальные традиции, вплетенные в современность, это - богатейшие культурные ценности.

Баку всегда отличался своей толерантностью, гостеприимством, это родной город для людей самых разных национальностей. Сегодня, презентуя этот журнал, мы стремились привнести частицу древней культуры Азербайджана в столицу России и подготовили для вас интересный национальный концерт. Россию и Азербайджан связывают долгие годы братства и сотрудничества. "Надеюсь, что журнал "Баку" поможет активнее развивать культурный диалог между Азербайджаном и Россией, а также будет интересным источником информации и в нашей стране и для россиян».

Мехтибан ханум Алиева выразила свои сердечные поздравления в связи с открытием журнала и отметила, что очень рада принять участие в презентации журнала с таким родным для нее названием "Баку".

- "Мне вдвойне приятно сегодня и потому, что к такому знаменательному событию имеют непосредственное отношение близкие мне люди. Я от всей души хочу поздравить Лейлу Алиеву и ее команду с блестящей реализацией проекта. В издательском деле не бывает второстепенных деталей, важно все - и работа журналистов, и отбор фотографий и материалов, и дизайнерское решение. Одним словом, все в этом процессе играет очень важную роль. Мне кажется, что этой молодой команде удалось за довольно-таки сжатые сроки с большим вкусом создать такой красивый и интересный журнал. Наверное, как сказала Лейла, это потому, что они отнеслись к делу с душой, и, естественно, журнал получился душевный и серьезный", - сказала Мехтибан ханум.

Она отметила также, что есть немало изданий, которые в течение многих лет ищут своего читателя, формируя читательскую аудиторию, однако с журналом "Баку" ситуация прямо противоположная: огромная аудитория долгие годы ждала и наконец дождалась своего издания.

"Этот журнал, я верю, создаст своеобразный мост не только между Баку и Москвой, но и с различными регионами России. Я очень надеюсь, что "Баку" станет одним из любимых изданий не только для азербайджанцев, живущих в России, но и для всех тех, кто любит Азербайджан, интересуется нашей страной, ее культурой, историей. Одним словом, для всех наших друзей".

И всё это абсолютно правильно! Мы будем с нетерпением ждать каждый номер журнала «БАКУ», а также материалов в нём о Певце, имя которого составляет гордость и Азербайджана, и России. И мы очень надеемся, что на страницах журнала с этим дорогим и волнующим названием появятся эксклюзивные интервью МУСЛИМА МАГОМАЕВА, материалы о его творчестве, рассказы о его жизни, его собственные размышления, словом всё, что по-особенному интересно самой широкой аудитории читателей, для которых и ныне, как прежде, и навсегда имя страны и имя Певца неразрывно связаны друг с другом.

К сожалению, здоровье не позволило МУСЛИМУ МАГОМЕТОВИЧУ находиться в тот вечер в зале среди самых почётных гостей, но современные средства мобильной связи позволили ему быть в курсе происходящего события, а на следующий день состоялась также встреча с Мехтибан ханум Алиевой. Президент Азербайджана Ильхам Алиев прислал приветствие, которое также прозвучало на презентации журнала «БАКУ»:

"Поздравляю всех сотрудников редакции нового журнала "Баку" с выходом в свет первого номера. Журнал назван в честь нашей столицы. Это обязывает, ведь Баку - уникальный город, его современный облик, очарование старинных улиц, неповторимая панорама Бакинской бухты надолго запоминаются всем, кто хотя бы однажды побывал в Баку. Эта удивительная бакинская атмосфера прекрасно отражена в журнале. На его страницах гармонично сочетаются факты из нашей истории, наиболее яркие события наших дней. Думаю, что жители Азербайджана и представители азербайджанской диаспоры, туристы, получили прекрасный подарок. Надеюсь, что круг его читателей, как в Азербайджане, так и за его пределами будет постоянно расширяться. Сегодня Азербайджан динамично развивается, наши достижения в различных областях находят свое отражение во многих публикациях и изданиях. Однако до сих пор у нас не было иллюстрированного русскоязычного журнала, дающего объективную информацию об Азербайджане. Журнал, безусловно, заполнит эту информационную нишу. Наряду с этим, на его страницах предоставляется возможность познакомиться с азербайджанцами, живущими в России, больше узнать об их достижениях и проблемах. Уверен, что вскоре журнал "Баку" начнет выходить и на других языках, объединяя вокруг себя наших соотечественников, проживающих в различных странах. Желаю всем тем, кто способствовал выходу в свет этого издания, счастья, здоровья и благополучия".

Хочется присоединиться к многочисленным поздравлениям новому изданию и от всего сердца пожелать замечательному журналу «БАКУ» долгого и счастливого пути.

www.muslimmagomaev.ru

"По страницам журнала "МУСЛИМ", печатный выпуск

Наш сайт «Литературно-музыкальный журнал «МУСЛИМ» открылся 26 марта  - в дорогую дату незабываемого выступления МУСЛИМА МАГОМАЕВА в Кремлёвском Дворце Съездов, когда молодой  Певец мгновенно стал известным на всю страну. 

В канун первого Дня рождения сайта, в марте 2008-го журнал появился в необычном, «бумажном формате».

 «По страницам литературно-музыкального журнала «МУСЛИМ» - это «импровизация на тему...»,  подарок Герою нашего сайта. Поэтому «тираж» печатного выпуска состоял из одного экземпляра.

Но остались дубликаты, черновики, макеты. Собрав вместе эти странички, хочется познакомить с ними Друзей…  

        

.................................

www.muslimmagomaev.ru

"Зов памяти..." | Муслим Магомаев

По материалам Интернет-приложения к газете "Каскад", Балтимор, США.

Олег ЮргановЗОВ ПАМЯТИ...

В биографии каждого из нас, приехавших в Америку так сказать «в возрасте...» наверняка найдутся события, которые были связаны с людьми выдающимися. Как это происходило, и в какой мере эти встречи повлияли на нашу собственную судьбу – тема особая. Однако, случившийся факт общения с неординарными личностями, принадлежавшими не только советской, но и мировой истории побуждает откликнуться на зов памяти...25 октября нынешнего года ушел из жизни Муслим Магомаев. Нет нужды напоминать нашим читателям вехи творчества Народного артиста СССР, отмерившие сорок лет жизни, совпавшие с годами многих из нас. Отрочество, юность и зрелость иммигрантов нашей общины проходили под аккомпанемент его музыки и песен, едва ли не ежедневно звучавших по радио. «Голубой огонек» на телевидении, сопутствовавший встречам нами Нового года, гала-концерты в Кремлевском Дворце съездов, гигантские чаши стадионов, до краев заполненные восторженными поклонниками певца... Всё это вошло в нашу память и вряд ли найдется кто-нибудь из нас, кто не признался бы в любви выдающемуся Артисту за подаренные им часы и минуты радости.

МУСЛИМ

Я не решился бы раскрыть для всеобщего обозрения свой собственный чемодан историй, который привез в иммиграцию. Но, печалясь об уходе Великого Артиста, я решил рассказать о годах тесного с ним общения, когда Муслим Магомаев был еще безвестным мальчишкой, тонким, долговязым, нервным подростком.Будущий гений сцены, певец, музыкант, композитор, масштаб личности которого смело можно сопоставить с такими выдающимися артистами, как Марио Ланца, Пласидо Доминго, Фёдор Шаляпин, родился в Баку 17 июля 1942 года. Он был младше меня на три года и жил по соседству. Моё общение с ним - каприз случая. Кстати, именно случайности очень часто подстерегают наши судьбы, не только губя нас в столкновении с непредсказуемыми превратностями жизни, но и одаривая неожиданно и щедро.В 1954 году я вернулся после лечения в противотуберкулезном санатории. Мои родители поселились у бабушки, матери моего отца, и спустя два года, когда мне исполнилось семнадцать, я уже вполне сносно научился ходить с тростью.К тому времени я оканчивал вечернюю школу и работал на Бакинском телеграфе. Однажды, в воскресенье, во дворе был установлен стол для настольного тенниса и я азартно играл с мальчишками. Но вот меня останавливает приятель и показывает на невысокую, молодую русоволосую женщину с простыми крестьянскими чертами русского лица.- Тебя спрашивают...Нехотя я прервал игру и услышал осторожный голос.- Можно тебя на два слова, Алик?

В Баку так меня звали мама и дворовые ребята. Назвалась женщина Анной. Работала она прислугой в доме Джамалэдина Магомаева - Председателя Госплана Азербайджанской ССР.Я был в полном недоумении. Что следовало ждать от прислуги такого крупного правительственного чиновника? Зачем я понадобился ей? Отошли к забору палисадника бабушкиного дома. Шестиэтажный дом, с высоты птичьего полёта, напоминал огромный квадрат колодца. Его дно, внутреннее пространство, и было просторным заасфальтированным двором. Мы с Аней присели на скамью, стоявшую у забора.- Там за этим вашим домом, ты, наверное, знаешь, живут артисты... Рашид Бейбутов, Муртуза Мешади Рза-оглы Мамедов...О Рашиде Бейбутове я знал. Каждый день по местному Бакинскому радио слышал его голос.- Муртуза... Мешади... Кто это? Спросил я с недоумением.- Это же наш Бюль-Бюль, Алик!Я смутился. Конечно, я знал и этого певца. Рано утром, возвращаясь с ночной смены, я слышал, как он «распевал» свой голос, распахнув окно. Конечно, когда был лето и теплое утро...- Ну и что дальше? – Спросил я нетерпеливо. Аня продолжала.- В этом же доме живет внук Муслима Магомаева... Азербайджанского композитора. Его тоже зовут Муслимом...Я терялся в догадках... Ну и что? Пусть себе живет там внук Муслима Магомаева – азербайджанского композитора. Основателя национальной оперы... О нём я узнал от отца, который рассказывал мне однажды, что учился в Бакинской школе, где математику, физику и химию преподавал этот известный композитор. Был он строг, и моему отцу от него нередко попадало за не выученные уроки.Почувствовав мое нетерпение, Аня поспешно заговорила:- Понимаешь, Алик, Муслим - хороший мальчик, но ужасно непоседливый и бестолковый! - Сказав эту фразу, домработница, наверное, от собственной смелости, смутилась. Секунду помолчав, продолжила. – Он сильно запустил учёбу. Его даже на второй год оставили... Наполучал такое количество двоек, что выкарабкаться самостоятельно уже не может. Его тётя – Мария Ивановна - попросила меня найти в округе ребят, которые хорошо учатся, а главное не только толковые, но и... Аня снова умолкла. Наверное, подбирала подходящее слово. – ...В смысле порядочные, прилично себя ведут...- Ну, а я тут причем? Я почти рассердился. Оторвала меня от игры, говорит что-то непонятное. Если надо подтягивать какого-то дурачка, мне – недосуг. У меня и своих дел полно...- Я тут слышала, что ты хорошо учишься в школе. Умный мальчик...- Откуда вы знаете? - подозрительно покосился я на прислугу Председателя Госплана Азербайджана.Я знал, что в нашем доме жил начальник Бакинской милиции. Какой-то крупный чин Азербайджанского КГБ. Прокурор города Баку. Как жильцы мы запросто встречались, здоровались. С их детьми и внуками я играл на дворе. Нормально общались. Иногда помогали друг другу в учебе... Что ж с того? Аня немного смутившись, сказала:- Хорошие люди порекомендовали тебя. Ну как, согласен? Кстати, - она поспешно добавила, - ты можешь рассчитывать на вознаграждением. Тётя Мура... То есть Мария Ивановна... Сказала, что будет тебе платить. Если ты Муслима вытащишь... В смысле поможешь ему.Это было существенным для моего решения мгновением. Зарабатывал я на телеграфе мало, а помочь семье очень хотелось. Я согласился. Решил не откладывать, и мы с Аней пошли в дом Джавада Магомедовича Магомаева и Марии Ивановны – его супруги.Пройти надо было метров пятьдесят, чтобы оказаться в соседнем просторном дворе дома, отделенном от моего толстой кирпичной стеной. Здесь жила элита республики. И чиновная и научная, и культурная.Аня привела меня на второй этаж, в квартиру, которая своими размерами, паркетом, шикарной по тем временам обстановкой, меня поразила. Парень я был довольно независимый и держался спокойно. Однако преодолеть любопытство, побыстрее посмотреть на будущего ученика, не терпелось.Глава семьи Джавад Магометович – худощавый, со щеткой седых усиков, загорелый мужчина внимательно посмотрел на меня. Узнав от Ани, что я и есть «...тот самый репетитор, которого искала Мария Ивановна, чтобы вытащить из двоек Муслима...» кивнул, и мягко позвал жену.- Мура... Прошу тебя... Поговори с... – А как тебя звать?- Алик Юрганов, - ответил я. – Ну да... Поговори... - продолжил хозяин дома, когда в дверях гостиной, где мы встретились с Джавадом Магомедовичем, появилась невысокая женщина в просторном халате с довольно строгим лицом. Джавад Магомедович протянул мне руку.- Мария Ивановна все объяснит, - сказал он и ушёл.Во время моего разговора с Марией Ивановной, в дверях гостиной появился долговязый паренек. Как я понял это и был Муслим. Он был очень смущен и растерянно слушал твердые и неприятные для него речи своей тёти.- Вот, познакомься! Это - твой репетитор. Он согласился с тобой позаниматься математикой, ну и всеми предметами, которые ты так успешно завалил по школьной программе. - Она обратилась ко мне. - Представь, Алик, наш парень умудрился остаться на второй год. Позор! И всё потому, что лентяйничал и не смог сдать экзамены по математике!- Здрасьте, - пробормотал Муслим. Тётя сердито на него смотрела. Решительно сказала:- Что стоишь? Веди Алика в свою комнату. Покажи книги. Что ты там должен сделать к урокам. Ясно? - Тётя встала. Поднялся и я, двигаясь вслед за Муслимом.В его комнате, у окна, стоял небольшой письменный стол с раскиданными тетрадями и учебниками. Рядом со столом, слева - длинный книжный шкаф с раздвижными стеклами. За ними – книги, плотными рядами. Подписные издания с разноцветными обложками. Напротив шкафа, мощно упираясь в пол ножками с широкими латунными колесиками, сияя бликами в закатном солнце, рвущемся из окна, стоял большой черный рояль.Проходя мимо него к письменному столу, я не удержался. Осторожно коснулся пальцем белых клавиш. Послышался слабый, осторожный звук.- Ты играешь? - Муслим посмотрел на меня с откровенным любопытством.- К сожалению нет. - Скрыть разочарования собой мне не удалось. Он почувствовал это. Живо встрепенулся.- Хочешь, научу тебя играть? - Муслим присел на круглый стул, стоявший у рояля. Показал мне рукой на табурет с мягким сидением, стоявший неподалеку.- Садись!- Да?... - Я оторопел. С меня быстро слетела понятная в тот момент спесь «умного парня» - репетитора. Я присел на краешек скамьи рядом с Муслимом.- Это так просто! Воскликнул он, уложив растопыренные пальцы на клавиатуру. Тут же схватил нотную тетрадь и вырвал оттуда лист. Смотри... Стал поспешно, но красиво и точно рисовать карандашом линейку нот.В комнату вошла Мария Ивановна. Она подозрительно посмотрела на меня, потом на Муслима. Тот смутился. Встал. Поспешно пробормотал.- Вот... Алик... Он попросил меня показать... Ну, как играть на этом... Он ткнул пальцем в рояль. Я тоже растерялся и обозлился на него. Пацан, к которому меня наняли «подтягивать» все его учебные завалы, так вот - запросто - меня «подставил». Я встал с табурета и сказал, как можно солиднее.- Сегодня вечером... Я составлю программу. А завтра после работы... Часов в пять вечера, приду заниматься. Мария Ивановна насмешливо на меня посмотрела.- Надеюсь не музыкой, Алик?- Нет... Математикой... Я посмотрел на покрасневшего Муслима и ушел, без особого желания возвращаться сюда завтра...С 1957 по 1960 год мы встречались почти каждый день, пока я с родителями не уехал из Баку на Кубань, в Краснодар. С той поры наши пути с Муслимом Магомаевым больше никогда не пересекались...

МУСЛИМ

Не берусь судить насколько глубоко отпечатались эти годы нашего общения в его памяти и душе, но я с удовольствием признаюсь самому себе, что этот факт моей биографии храню долго и бережно. Не скрою, я пытался возобновить наши

контакты позже, когда Муслим стал знаменит. Правда, делал это без особого энтузиазма. Останавливало понимание того, что наши судьбы выстраивали свои траектории в разных и недосягаемых друг для друга пространствах.Я снова и снова попадал в клиники, чтобы восстановить свои возможности ходить, потом наступали трудные времена реабилитации. Я надолго отрывался от активной жизни и только слушал голос певца по радио. Потом смотрел его телепрограммы. Иногда кинофильмы с его участием...И все же я искренне считал и считаю до сих пор, что три года - с его четырнадцати до семнадцати - и мои с семнадцати до двадцати, вместили очень непростое для Муслима время формирования его личности. Тогда началась сложная кристаллизация его будущих творческих амбиций звезды.Если умело читать его книгу «Любовь моя – мелодия», вникать в смысл, спрятанный между строками, можно почувствовать в интонациях автора, тогдашние сложности жизни Муслима в доме дяди - брата его погибшего отца. То, что мальчик рос без отца и матери, – само по себе уже было чревато эмоциональными и духовными потерями. В своей книге он вспоминает няню Груню и бабушку Байдигюль. Вспоминает с теплом и нежностью. Они любили его, как могли, взвалив на себя ношу трудную но, по большому счёту, не свою!Няня была женщиной с добрым сердцем. Как и его бабушка. Но мальчик нуждался в матери, которую видел лишь изредка. Вольно или невольно он наталкивался на нелицеприятные оценки её со стороны дяди и тёти. Сама Айшет Ахмедовна - мать - вышла замуж, разъезжала с театрами по гастролям. Родила в новом браке двоих детей, которые тоже редко общались со своим братом - Муслимом, потому что жили вдали от Баку......Как это часто бывает, гений садится за мемуары в зрелом возрасте. Очень редко к этому моменту его память сохраняет все подробности прошедших лет. К тому же в годы работы над мемуарами, мировоззрение автора уже сложилось. Нередко, это происходит как бы само собой и далеко не всегда автором мемуаров объективно осмысливается роль неожиданных пристрастий, возникших в отрочестве или в юности. О вынужденных прививках идеологических догм прошлого и вовсе умалчивается. Особенно, когда к выходу книги воспоминаний произошла историческая смена вех.Муслим Магомаев – советский артист. Его личность сложилась в контексте безграничного обожания и славы. Этот контекст был тщательно выписан азербайджанской культурно- политической элитой и той, которая властвовала почти все годы творчества Артиста в КПСС и СССР. Он был любимцем советского народа и Советской власти. Властителей страны, именуемой Азербайджанская ССР. На монопольное владение творческим гением Магомаева претендовала партийно-политическая элита обоих государств. Властная номенклатура предоставляла ему воистину безграничные возможности, но, как правило, лишь в рамках своей территории, своих идеологических догм, политических амбиций и культурных притязаний. Почетные звания, должности, эстрадно-симфонический оркестр Бакинской Филармонии. Кинороли, престижные партии в лучших театрах страны и даже государственная оплата стажировок в Миланском театре «Ла Скала».Культура творчества Муслима строилась на высоких европейских профессиональных стандартах, унаследованных русской вокальной, оперной, художественной школами. Очень рано Муслим Магомаев обрёл такие творческие возможности, созревшие в недрах его выдающегося артистического и вокального таланта, что стал оперным певцом мирового класса. Будь власть советская менее эгоистична, отнесись она к Артисту, как к сокровищу, принадлежащему всему миру, судьба певца сложилась бы иначе.Это лишь на первый взгляд кажется, что просторы его творческих возможностей были ничем и никем не ограничены, а миллионы поклонников классической оперы имели счастье слушать и видеть воочию певца в самых знаменитых залах мира. Это далеко не так!Ему предлагали весь баритональный репертуар в «Ла скала». Выступления на сцене знаменитой парижской «Олимпии». С надеждами на него посматривали Австрийская Опера и Британская Королевская Опера. Да мало ли? Но Министерство культуры СССР, объявив Магомаева «...нашим государственным певцом...» ревниво следило, чтобы Артист не поддался на соблазнительные предложения, идущие из-за рубежа.Мотивы его личного отказа петь в труппе Большого Театра были ясны и понятны. Воспитанный на оперной классике Европы Муслим терпеть не мог партийно-политический репертуар «придворной сцены». Узкий национальный репертуар Бакинской Оперы, сильно сузил его возможности, как артиста и певца. Его творческое честолюбие было прекрасно оснащено природным дарованием, ограненным великолепным музыкальным и вокальным образованием и он выбрал эстраду, но... лишь на пространствах СССР.Принято говорить о славе, почете, безграничной любви советского народа к Магомаеву. Всё так и было. Но было и другое. В отсутствии свободы творчества Артиста обнаруживалась свинцовая печать идеологического эгоизма и политический цинизм власти и в Москве, и в Баку. Эта печать оставила свой отпечаток в душе Магомаева на долгие годы.А начиналось эта несвобода уже в отрочестве, когда с ранних лет на его плечи и в музыкальной школе, и дома уже примеряли почетные вериги будущей музыкальной «мессии» Азербайджана. Ему прочили роль продолжателя творческого гения патриарха азербайджанской музыкальной культуры – деда, его полного тёзки - Муслима Магомедовича Магомаева.По этой причине пробуждение яркого голоса стало для его идейных наставников фактом скорее даже «неудобным». Учась искусству музыкальной композиции в специальной Бакинской музыкальной школе, Муслим делал успехи. Они были очевидны и тешили самолюбие тех, кто в Азербайджане видел в его руке эстафетную палочку, врученную ему природой от знаменитого деда.Тогда же совсем «некстати» оказалось и увлечение Муслима джазовыми композициями и американской рок музыкой. Дело дошло до абсурда, когда он втайне от всех организовал группу сверстников и, прячась в квартире одного из приятелей, с упоением играли собственные джазовые импровизации, серьезно опасаясь «репрессий» цензоров из числа учителей музыкальной школы.Пробуждение голоса у Муслима было и в самом деле явлением оглушительным. Но оно вызвало скорее раздражение, чем настоящий восторг его наставников, в том числе и дяди Джавада. Невозможно было в тринадцать лет, в пору ломки голоса судить определенно о вокальных перспективах мальчишки и видеть в нем будущего гения оперной сцены. Тем более что виделся он всеми, как будущий композитор. Настало время выбора истинного пути. И оно оказалось для подростка Магомаева очень непростым......В 2002 году я решился напомнить Муслиму Магомаеву о своем существовании. У него был персональный сайт в Интернете и я написал ему письмо. Со времени нашего общения прошло сорок с лишним лет, но Артист ответил мне. «...Спасибо тебе, Алик – Олег, что ты напомнил о себе. Но я хочу сказать, что я тебя не забыл. Вот свидетельство того. Читай». Он процитировал главу из своей книги «Любовь моя – Мелодия», которую я здесь привожу.«Учился я без усердия. Сидеть за партой для меня было всё равно, что сидеть на шиле. С музыкой было совсем иначе: мне это нравилось. Нравилось, когда говорили о моих первых сочинительских опытах, когда хвалили мою музыкальность. А вот математику, все эти формулы, скобки, да и вообще что-нибудь считать, терпеть не мог. Дело дошло до того, что пришлось для меня приглашать репетиторов по общеобразовательным предметам. Помню одного из них, математика. Хороший был парень, очкарик-умница. Он мне про алгебру, а у меня в голове свое – музыка или гулянье. Ему надоела эта игра в одни ворота.- Математика из тебя никогда не выйдет. Не потому, что ты тупой, просто ты никогда этим не будешь заниматься. Точные науки не хотят влетать в твою голову. Хотя, если захочешь, то сможешь. Но ты совсем не хочешь... Поэтому, давай о музыке.И мы часами разговаривали об этом. Тётя Мура, видя, как мы долго сидим вместе, нахваливала меня, говорила дяде: «Вот усердие!»....Изучая азы музыкальной композиции в первые годы учебы в Бакинской музыкальной спецшколе Муслим был окружен довольно прагматическими людьми. Тётя - Мария Ивановна, жена дяди – бывшая театральная билетерша – держала дом в руках. Она обладала твердым характером, и мальчишка хорошо это чувствовал на себе. Дядя, крупный правительственный чиновник, был с вспыльчивым нравом и не церемонился с племянником.Однажды Муслим дерзнул что-то дяде сказать. Видимо - непозволительное. Тот дал ему пощечину. Попал в ухо своей распахнутой ладонью. Случилось это при мне. За годы нашего общения я «слился» с интерьером дома Магомаевых и домочадцы вели себя привычно. Пятнадцатилетний Муслим, мельком глянув в зеркало, сказал с иронией, поглаживая покрасневшую щеку:«...Вот так, будущий музыкальный гений, лишившись слуха на одно ухо, не сможет даже сказать, кто был тому виной! Дядя меня кормит. Содержит. Надо терпеть...»....Не кривя душой, я могу сказать, что к моменту знакомства с Муслимом я был неплохо начитан. Знал европейскую и русскую классическую литературу, Поэзию. Живопись. Обнаружил пристрастие к классической музыкальной и вокальной культуре. Десять лет, лежа в гипсе в больницах или восстанавливаясь после ортопедических операций, я часами напролёт слушал радио. Часто это случалось ночью, когда транслировались драматические или оперные, музыкальные спектакли. Звучали симфонии, исполнявшиеся известными советскими дирижерами того времени. Придя в дом Магомаева, я мог вполне основательно рассуждать о музыке и пении, о тогдашних оперных спектаклях и певцах. Между математикой и прочими предметами, постепенно избавляясь от школьных «хвостов», Муслим откровенничал со мной.Почти сразу я заметил, что навязываемая ему «миссия» наследника славы деда его очень угнетает. Его тяготила национальная музыкальная гармония, все прелести которой раскрывали ему педагоги, вовлеченные в «мессианский проект». Тогда в Азербайджане был уже Кара Караев – молодой композитор, охотно следовавший в фарватере национальной культуры к музыкальному Олимпу. Следующим ожидался Муслим Магомаев.В неожиданном прорыве голоса для него появился иной, гораздо более привлекательный шанс! Во всяком случае, он так считал. Еще не окрепнув, голос внушал Муслиму возможности, которые сильно дразнили его взвинченное честолюбием воображение. В четырнадцать - пятнадцать лет психика мальчишки оказалась не готовой прагматично оценивать физические ресурсы мутирующих голосовых связок. Он рисковал ими, не в силах обуздать себя, нагружая пока лишь проект голоса воображаемыми картинами исполнения классических оперных партий. Он знал назубок и тексты на языке оригинала и музыкальные партии.Предостережения редких дальновидных педагогов, увидевших в его голосе многообещающие перспективы, не останавливали Муслима. Он ничего не мог с собой поделать. Продолжая чувствовать на себе давление «мессианских» стереотипов большинства из своих наставников в школе, Муслим упорно сопротивлялся предостережениям, выходя порой за рамки разумного.- Они не хотят, чтобы я стал великим певцом! Как Марио Ланца! Энрико Карузо! Им надо, чтобы я пошел по стопам деда! А я хочу только петь!Всё-таки я был старше его и понимал, что риск, спровоцированный несвоевременными амбициями реально опасен утратой природного дара. Нещадно ругал его за неосмотрительность. Однажды даже поговорил с тётей - Марией Ивановной. Она посмотрела на меня снисходительно и сказала: «...всё это блажь и дурь пацанья. Пройдет...» За мои «нудные предостережения» Муслим на меня сердился и... продолжал свое.И вот, случилось... Голос сорван. Случилось это при мне, когда он пел арию Риголето под собственный аккомпанемент на рояле. Теперь, перепугавшись не на шутку, мальчишка ужасно страдал! Он уверен: наступил конец его мечтам!Домашние воспринимают как благо наступившее молчание и приглушенный хрип. В доме – тихо! Репетитор занимается с мальчиком математикой...Наше с ним общение ведется только по листикам, в которых Муслим, что-то пишет мне, я – ему. Друзья, кстати, тоже радуются. «Упрямый хвастун» умолк! Поделом! Ишь ты, изображает из себя гения. Энрико Карузо!...Я увлекался тогда фотографией. Отец подарил мне фотоаппарат, и я приобщил Муслима к этому увлекательному делу. Его дядя был очень доволен. Купил мальчишке «Лейку». Стали снимать. Но пришлось «отдуваться» мне. Дело в том, что в пятнадцать- шестнадцать лет Муслим обнаружил серьезные способности художника-гримера. Экспериментировал, конечно, на себе. Кстати, много позже эти способности воплотятся в его увлечение скульптурой.Целыми днями, уединившись в своей комнате, он делал грим классических оперных героев: Отелло, Риголетто, Мифестофиля... Роли демонстрируются мимически и лишь немой артикуляцией выученного текста губами. Причем, делал он это очень умело и точно, то вслед за Шаляпиным, который пел с пластинки ту же партию или Энрико Карузо. А я «слушал» и беспрерывно его снимал.Когда мы расстались, оказалось сотни фотографий. Часть из них осталась у меня, часть у него. Но кто хранит «следы времени» в ранней юности, тем более не свои, а чужие. Кто умеет разглядеть в них курс, ведущий к славе этого юного спутника юности? Всё растерянно, развеяно временем...Муслим молчал почти месяц. Таково было требование горловика. Тогда я понял, что его могучее честолюбие, стучась изнутри и, требуя выхода, свидетельствует о неугомонном характере человека подсознательно уже убежденного в своем истинном предназначении, готового взвалить на себя роль гения мировой оперной сцены.Однажды я прочитал в газете «Бакинский рабочий» объявление: «Посольство Албании предлагает композиторам Азербайджана написать музыку к стихам – следовал текст – прославляющим Албано-Советскую дружбу». Я принес объявление Муслиму и опубликованный текст стихов. Через час он написал к ним музыку. Голос уже потихоньку возвращался к нему, и он тихонечко напел. Мне понравилось. Решили тут же сходить в Союз композиторов Азербайджана, куда следовало сдать сочинение. Была суббота. Там нам сказали, что сочинения больше не принимают.- Засранцы – возмутился Муслим, – знали бы они, что отказали сейчас будущей гордости Азербайджана!Я расхохотался и увидел, что Муслим посмотрел на меня с откровенной обидой. Вернулись домой. Позанимались математикой. И я, желая как-то загладить мою несдержанность, предложил ему написать романс к стихотворению А.Пушкина «Осень».- Это, идея! Что я, рыжий? Давай!Нашли стихи. Через полчаса он уже наигрывал мелодию. Назавтра, уже окрепшим голосом Муслим раскатисто и просторно играя баритоном, пел, аккомпанируя себе на рояле: «Осенняя пора – очей очарованье...». Это был самый впечатлительный миг нашего трехлетнего общения. Видя, что романс мне понравился, он подарил мне авторский клавир. В посвящении были прекрасные слова в мой адрес. Я не буду их воспроизводить, потому что за многие годы моих вынужденных перемещений, клавир я потерял и не могу сейчас его представить, хотя отлично помню мелодию подаренного мне романса......Расставшись с Муслимом, я сожалею до сих пор, что моя память сохранила печать моей прямолинейности и нечуткости. Но, правда, так, правда! Привыкший достигать цели упорством, превозмогая боль и лишения, я довольно придирчиво и строго воспринимал гениальную легкость, с которой Муслим Магомаев перелистывал огромный список своих сокровенных желаний, часто видя многие из них уже «воплощенными».Я считал бахвальство - пороком. Блеф, который был для юного возраста Муслима вполне извинителен, раздражал меня. Довольно часто я его одёргивал. Иной раз делал это нелицеприятно. Придя к нему проститься, - я уезжал из Баку, – услышал от Муслима:- А ты знаешь, Алик, что Мосфильм пригласил меня на съемки фильма-оперы Отелло, на главную роль.Я опешил. Передо мной был ученик заключительного класса музыкальной школы. Долговязый. Худой. С бледным лицом. Представить его в роли Отелло не удавалось. Да еще и в Мосфильме! Он смотрел на меня... с надеждой. Это был момент его очередного «самоутверждения». Мне бы по старшинству лет простить этот его блеф и пижонство. Но я этого не сделал.- Ну и хвастун же ты несносный, - сказал я сердито. - Прощай! - И ушел...Я горько пожалел об этом, когда, спустя годы, увидел по телевизору его в роли Отелло. Комок подступил к горлу...Личность гения настолько противоречива и хрупка, особенно на старте жизни, что, защищаясь от непредсказуемых превратностей бытия, она задолго до реальных мгновений заслуженной славы, уже примеривает на себя её блестящие одежды. Потом, ко времени, случается так, что слава оказываются ему к лицу...

www.muslimmagomaev.ru

Журналы "Кругозор" | Муслим Магомаев

Странички журнала "Кругозор".

1964 год, № 2:

 

 1964 год, № 9:

Э33Д-00014784         Кругозор 1964 N9 (12) Пластинка для новогоднего вечера.

 Не спеши (А.Бабаджанян-Е.Евтушенко) М.Магомаев;

Черный кот (Ю.Саульский-М.Танич) Т.Миансарова

 

1965 год, № 10:

 

33ГД-000280  Кругозор 1965 N10 (10) Моряк сошел на берег

 (А.Островский-М.Танич) Э.Хиль;

 Почему же я одна (А.Островский-И.Шаферан) ???;

Голос земли (А.Островский-Л.Ошанин) М.Магомаев

 

1966 год, № 5:

Скачать: "Твои одногодки"

1966 год, № 6:

 33ГД-000407             Кругозор 1966 N6 (9) Наши премьеры.Вдруг тебя вспоминая (Е.Стихин-Л.Румарчук) М.Кристалинская;

 Слушай, сердце (А.Островский-И.Шаферан) М.Магомаев

Скачать: "Слушай, сердце"

1966 год, № 10:

 33ГД-000476             Кругозор 1966 N10 (10) Музыкальная панорама Родины.

 Отняли у меня любимого (армянская нар. песня) Р.Мкртчян;

 Фиалки (П.Бюль-Бюль Оглы-О.Гаджикасимов) М.Магомаев

 

1966 год, № 11:

 

 

1966 год, № 12:

 

 33ГД-000504             Кругозор 1966 N12 (4)

Лирическая страница. SOS (О.Фельцман-Н.Олев) Ю.Гуляев;

 Атомный век (А.Островский-И.Кашежева) М.Магомаев

1967 год, № 2:

1967 год, № 6:

1968 год, № 9:

 

 33ГД-0001175           Кругозор 1968 N9 (11) Песенные премьеры.

 Человек из мечты (Я.Френкель-И.Шаферан) М.Лукач;

 Письмо (А.Бабаджанян-Р.Рождественский) М.Магомаев,

 вокальный ансамбль, оркестр.

 

1968 год, № 10:

 33ГД-0001209           Кругозор 1968 N10 (7) Новые песни.

 Прощание с Братском (А.Пахмутова-Н.Добронравов) А.Ведищева, Ю.Пузырев;

 Наша судьба (А.Пахмутова-Н.Добронравов) М.Магомаев

 1969 год, № 1:

1969 год, № 6:

1969 год, № 7:

 33ГД-0001549           Кругозор 1969 N7 (9) Гости “Кабачка 33 1/2 оборота”. Еще не вечер (О.Фельцман-И.Шаферан) М.Магомаев; Роман (Я.Френкель-К.Ваншенкин) М.Пахоменко

 1969 год, № 9:

1969 год, № 11:

 1970 год, № 1:

Скачать: "Ленивый дождь"

 1970 год, № 2:

 

33ГД-0001866           Кругозор 1970 N2 (10) Песенные премьеры.

 Только ты молчи (Д.Тухманов-М.Ножкин) Г.Ненашева;

 Не судьба (О.Фельцман-И.Шаферан) М.Магомаев

 

 1970 год, № 10:

 

33ГД-0002199           Кругозор 1970 N10 (9) Первый оттиск.

 Лирические премьеры. Осень (Я.Дубравин-В.Жук) М.Пахоменко;

 Возвращение романса (О.Фельцман-М.Кохановский) М.Магомаев

 

1971 год, № 2:

 

 33ГД-0002349           Кругозор 1971 N2 (11) Песенные премьеры.

 О, песня русская, родная (Г.Подельский-Т.Волобаева) Г.Ненашева;

 Сезон дождей (О.Фельцман-Н.Олев) М.Магомаев

1971 год, № 3:

1971 год, № 12:

1972 год, № 7:

1972 год, № 9:

 Кругозор1972-09-4 Песни Алексея Экимяна 03.А любовь всё жива (В.Боков) Людмила Зыкина 04.Берегите друзей (Р.Гамзатов) Муслим Магомаев

 1972 год, № 12:

Скачать: "Твой переулок"

 1972 год, № 7 :

Скачать: "О, милая"  и "Молдавская ночь".

 

1973 год, № 8:

 

 33ГД-0003601           Кругозор 1973 N8 (7)

 С любовью к женщине (О.Фельцман-Р.Гамзатов) М.Магомаев;

 КАМАЗ (О.Фельцман-В.Харитонов) ВИА “Голубые гитары”

 

 1973 год, № 12:

 

33ГД-0003817           Кругозор 1973 N12(7)

 Композитор Александра Пахмутова.

 Эскиз (Н.Добронравов) М.Магомаев;

 Прощай, любимый (Н.Добронравов) Т.Синявская

1974 год, № 7:

 

1975 год, № 11:

1977 год, № 11:

 

 Г92-06478      Кругозор 1977 N11 (10)

Женщина, которая поет (Б.Горбонос, Л.Гарин-К.Кулиев,Н.Гребнев) А.Пугачева;

 Вон у того окна (М.Магомаев-Р.Гамзатов, Н.Гребнев) М.Магомаев

 

1978 год, № 5:

 Г92-06761      Кругозор 1978 N5 (7)

 Судьба песни “Любимый город” Н.Богословского и Е.Долматовского.

 О песне рассказывают Г.К.Мосолов и Н.В.Богословский.

Поют Марк Бернес, Поль Робсон, Муслим Магомаев

1981 год, № 2:

 

1982 год, № 12:

 

 Г92-09697      Кругозор 1982 N12 (7)

Жизнь моя - моя Отчизна (М.Магомаев-Р.Рождественский) М.Магомаев;

Композиция по мотивам грузинского

 фольклора (Р.Бардзимашвили, Т.Сичинава) Р.Бардзима-швили, Т.Ревазишвили,

 Б.Каландадзе; Ручеек-ручеек (Б.Федоров-Н.Тулупова) анс. “Чаровницы”

 

1984 год, № 3:

 

Г92-10586       Кругозор 1984 N3 (8) Композитор Х.Росас.

 Вальс “Над волнами” в исполнении различных оркестров.

Последний вариант - в исполнении М.Магомаева.

 

1986 год, № 3:

 

 Г92-11576      Кругозор 1986 N3 (6) Песни из к/ф “Битва за Москву”.

 Ты - моя надежда (А.Пахмутова-Н.Добронравов) Л.Лещенко;

 Передний край (А.Пахмутова-Н.Добронравов) М.Магомаев

 

 

 

www.muslimmagomaev.ru

Журнал "Смена", октябрь 1964 года

Об этом номере популярного молодёжного журнала «Смена», вышедшем в октябре 1964 года есть на страничке Нины Толмачёвой в разделе «ОСТРОВ СОКРОВИЩ». Хочется ещё раз от всей души поблагодарить дорогую Нину Александровну, бережно сохранившую этот драгоценный журнал.

Вот статья из него, рассказывающая о МУСЛИМЕ МАГОМАЕВЕ в самом начале его творческого пути. Думаю, не имеют значения маленькие неточности, обнаруживающиеся в содержании статьи. Важно, что автор понял в своём Герое главное, и всё предсказанное сбылось!

ПЕСНЯ ДЛЯ НАС

Виктор Снигирев

Такой лаконичной афиши в Москве не видели давно: Дворец спорта – концерт Муслима Магомаева. Надо быть очень большой знаменитостью, чтобы так спокойно и коротко сообщили о твоём намерении предстать перед залом на 17 тысяч зрителей. Американский балет на льду, выступавший в том же зале, рекламировал себя куда более громко, но билеты всё-таки были. На два концерта Магомаева билеты были распроданы полностью, и их ещё не хватило.

Знаменитости 22 года. Знаменитость – симпатичный и очень скромный юноша в черной рубашке и синих джинсах, типичный студент по внешности и по манерам. Солист Азербайджанского театра оперы и балета комсомолец Муслим Магомаев ещё не привык к интервью, ещё не умеет говорить гладкие фразы «о своих творческих планах», да и «план» у него всего один:

- Я очень хочу петь как можно больше и как можно лучше. Потому что я очень люблю петь.

И чем больше Муслим поёт, чем известнее становится, тем больше занимается, «чтобы петь лучше». Полуанекдотический тип надутого «любимца публики», отупевшего от славы «оперного премьера», отошел в прошлое. Наши новые оперные «звезды», а их сейчас вспыхнула целая плеяда, - это такие же молодые специалисты, каких можно встретить среди геологов, конструкторов или физиков.

И все же Муслима Магомаева в его 22 года можно назвать оперным премьером и любимцем публики, только без кавычек. Спросите на радио, спросите на телевидении. Вам расскажут, сколько тысяч писем приходит с просьбой «Завести» полюбившегося артиста. Но вам тут же скажут, что стоит артисту зазнаться, начать халтурить, пренебрежительно относиться к тем, кому адресовано его искусство, количество писем резко падает. Сегодня почта Муслима Магомаева бьет рекорд, и в Муслиме есть что-то такое, что внушает уверенность: это надолго.

Муслим с рождения был «посвящен» музыке, но никто не ожидал, что он станет певцом. Азербайджанская государственная филармония в Баку носит имя Муслима Магомаева: это его дед, замечательный азербайджанский композитор, автор первых национальных опер. И маленького Муслима начали, разумеется, учить музыке. Вокруг – артистическая среда, внимание к каждому шагу мальчика, но жизнь не была лёгкой. Год рождения 1942-й. Война. Отец – художник. Но в те суровые годы он стал солдатом. Мать – актриса, она все время занята, все время в разъездах.

Мальчик учился играть на рояле, а чувства, которые зрели в сердце, искали ещё и другого выхода – искали более непосредственного выражения. Вот тогда он запел. Ещё не думая о пении как о профессии. Рядом с музыкальной школой – клуб моряков; здесь состоялся певческий дебют Муслима: очень хотелось спеть для собравшихся здесь замечательных людей.

Муслим все ещё занимался на фортепьяно и пробовал силы в сочинении музыки, но пение увлекало всё больше и больше. Любителям музыки нравился его красивый голос, а ему самому нравилось, что от хорошей песни люди становились бодрее, жизнерадостнее.

- Мне нужно донести до слушателя не голос, а исполняемую вещь, - говорит Муслим. Это – желание активно воздействовать на людей. С этого желания и начинается искусство. Но голос – тонкий и сложный инструмент, и чтобы владеть им, мало желания и мало природной одаренности. Нужен умный педагог, тонко чувствующий индивидуальные особенности «материала». Муслиму поставила голос преподавательница Бакинской консерватории Сусанна Микаэлян, и сделала это мастерски. С. Микаэлян научила его понимать свой голос, свободно владеть им, не быть его рабом. Потому-то певец и может теперь позволить себе думать не о голосе, а о пении, о смысле исполняемой вещи.

В восемнадцать лет Муслим начал работать, как профессиональный певец с эстрадным оркестром. Простые песенки. Веселые и грустные. С них начался успех. И, конечно, первой заметила Муслима молодёжь. Простой парень, сверстник. Он такой же, как мы, и он поёт для нас.

Комсомол послал Магомаева на Всемирный фестиваль молодёжи в Хельсинки. В финской столице певец из Азербайджана на четырех языках пел песню «Хотят ли русские войны». Он не думал о голосе. Он думал о войне и мире. «Спросите тех, кто воевал…» - он спрашивал отца, которого ему не довелось увидеть. Он пел «Бухенвальдский набат» . Он призывал молодёжь всей земли: берегите мир.

Магомаев вернулся из Хельсинки лауреатом. В Баку он продолжает учиться в консерватории одновременно поступает на работу в оперный театр. Начинается новая жизнь. Молодой оперный артист зарабатывает гораздо меньше, чем солист эстрадного оркестра, но это не было для него определяющим. Труднее другое: после залитой огнями эстрады, где ты центр внимания, а поёшь порой несложные по музыкальному материалу песни, которые легко усваиваются слушателями, нелегко привыкать к исполнению второстепенных ролей в оперных спектаклях, где иногда на твою долю приходится лишь небольшой речитатив. Но хорошо исполнить этот речитатив в ансамбле других солистов, хора и оркестра – задача куда более сложная, чем сделать эффектный «номер» на эстраде. В музыкальном развитии артиста-певца эти трудности как раз и означают шаг вперед, и даже не один шаг, а целый этап.

У Муслима – настоящий оперный голос, и хотя он по-прежнему любит популярные песни и будет их исполнять всегда, только в опере он может дать всё, на что способен. А это и есть его цель. Не довольствоваться славой, первым признанием, а постоянно совершенствоваться.

Недавно Муслим получил замечательный подарок: его в числе других советских молодых певцов послали учиться в Италию, на стажировку в знаменитый миланский театр «Ла Скала». Теперь Муслим много и с увлечением рассказывает об итальянской архитектуре, которая его пленила, о живописи великих мастеров, которой он восхищался в музеях, о природе Италии, и ее приветливом народе, но главное он оставляет под конец:

- в «Ла Скала» великолепные педагоги. Они очень внимательно отнеслись ко мне. У меня расширился диапазон голоса, а специальные упражнения дали мне возможность без особого напряжения петь подолгу.

Знали бы вы, как дорожит Муслим этой возможностью! Молодой человек с широким кругом интересов, любитель литературы, живописи, спорта, он, тем не менее, хотел бы петь с утра до ночи. Заставить его петь «на бис» проще простого.

- Особенно я люблю петь для молодежи, для студентов. Полное взаимное согласие. Телефон у Муслима звонит беспрерывно. Его зовут в десятки городов сразу. И он хотел бы побывать всюду, куда его зовут, но…

- Надо ещё заниматься.

Всесоюзная слава пришла к Муслиму, как известно, после азербайджанского концерта в Кремлёвском Дворце Съездов, который передавался по телевидению. Вскоре состоялся и первый сольный концерт Магомаева в Зале имени Чайковского. Был большой успех. Но были и критические замечания. Муслим помнил их, когда отправился в Италию, помнит их и сегодня. А если бы замечаний не было, то один суровый критик у Муслима есть всегда – это он сам.

Прошло совсем немного времени с тех пор, как Муслиму начали поручать роли в оперных спектаклях, а он уже исполнитель главных партий в Бакинской опере. Такие взлёты не все переносят легко. Слава опасна. Даже не тем, что она может «испортить», а тем, что она может пройти, как проходит мода. Что тогда? Человек, который жил своей славой и больше ничего не имел за душой, становится смешным и жалким.

Муслим Магомаев не живёт славой, поэтому ему она не опасна. Он живёт своим искусством, своей любовью к людям и пению, своей любовью к артистическому труду. Как бы мы с вами ему не аплодировали, какими бы похвалами его ни награждали, - он всегда будет стремиться отдавать больше, чем получает. Он молод, у него ещё всё впереди. Значит, и у нас с вами впереди новые встречи с человеком, который любит петь для нас.

МУСЛИМ

Фото с обложки журнала "Смена" номер 20 октябрь 1964 года

www.muslimmagomaev.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта