Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

СССР на стройке. Журнал на стройке ссср


«USSR in Construction», «USSR im Bau», «URSS en construction», «URSS en Construccion») — сов. ежем. илл. журнал новостей и пропаганды, вых. с 1930 по 1941 год, и в 1949 году.

При этом, с 1930 по 1940 выходило по 12 номеров, в 1941 вышло 5 номеров, и в 1949 вышло снова 12 номеров. Полный комплект состоит из 134 журналов. Просто некоторые выходили сдвоенными под одной обложкой, а № 1 за 1930 год имеет как бы два издания.  42x29,5 см. Первый номер журнала вышел под редакцией писателя Максима Горького. Журнал был ориентирован прежде всего на иностранную аудиторию и выходил на пяти языках. Попытка возобновить издание журнала в 1949 году в довоенном формате не увенчалась успехом и с 1950 года он стал выходить в новом формате под названием «Советский Союз». В 1934 году из «СССР на стройке» выделился в самостоятельное издание журнал «На стройке МТС и совхозов».

 

1933, № 2. 15 лет Красной Армии. Оформление Эль Лисицкого.

1934, № 10. Челюскинская эпопея. Оформление Эль  и Софи Лисицких.

1933, № 12. Беломоро-Балтийский канал. Оформление Александра Родченко.

Официальными главными редакторами в 1930-е годы были Георгий Пятаков, Валерий Межлаук, Александр Косарев. Де-факто главным редактором журнала была Евгения Хаютина, жена Николая Ежова. В первый состав редколлегии вошли Михаил Кольцов, Фёдор Конар, Артемий Халатов, Семён Урицкий. Отдельные номера выходили под редакцией Александра Родченко, Эля Лисицкого и других сотрудников редакции. Главным художником был Николай Степанович Трошин (1897—1990). В жанре иллюстрированных новостных журналов стал предшественником американского журнала Life, который начал выходить в 1936 году, японского журнала FRONT и других.

Несомненно, журнал «СССР на стройке» является одним из самых удачных пропагандистских и художественных проектов. Например, Эль Лисицкий  с 1932 по 1941 годы оформил 19 номеров этого непревзойденного по эстетике издания (его также делали Родченко и Степанова, Трошин, Телингатер, Ходасевич и др.). Отметим, что журнал имел продолжение в более сложной пластической и универсальной форме - книге. «СССР на стройке» определил эстетику первых альбомов, не только параллельно публикуя одни и те же материалы, фотографии, но и тематически их предваряя. Идеологически он стал направляющей рукой таких изданий. С другой стороны, сам журнал пытался использовать конструктивные приёмы книги: распашные листы, складни, вшитые тетради (№ 10 за 1934 год, посвящённый «Челюскину», содержал вшитую тетрадь - репринт рукописной газеты; № 12 за 1935 год, посвящённый отважным советским парашютистам, имел бумажный складывающийся парашютик). Лисицкий, Родченко и Степанова, Телингатер  использовали многие приёмы из своих прежних книг: фотомонтаж, фотофриз, а также средства документального, а порой и игрового фильма. Впоследствии приём документального фильма окончательно перейдёт в книгу и журнал.

Известно, что «Супрематический сказ о двух квадратах в 6-ти постройках» (1923) Лисицкий хотел превратить в анимационный фильм. Журнал «СССР на стройке» и альбомы «СССР строит социализм», «Рабоче-Крестьянская Красная Армия», «Социалистическая индустрия» сделаны по принципу документального фильма. Страницы и в журнале и в книге не имели полей, печатались навылет, напоминали экран, полоса-кадр шли одна за другой и представляли пространственно-динамическую композицию. Мотив экрана варьировался и как элемент оформления книги: вырубка по типу экрана, скругление углов у фотографии, «склейка» горизонтальных фотографий по вертикали, не говоря о рисунке перфорации и воспроизведении самих кадров. Текст, а точнее - подписи на полосе, играл вспомогательный характер, как титры в фильме. Термин «кинопись» в те годы становился более актуальным, чем светопись, которая пережила свой экспериментальный период в середине 1920-х годов.

В начале тридцатых перед фотографией стояли другие задачи - не экспериментального, а монументального характера. Кинематограф и книга нередко подменяли друг друга и, несмотря на демократизм, документальность, массовость кино, книга не только порой оказывалась мобильней, чем фильм, но дешевле в производстве. Кроме того, для проката фильмов требовались определённые технические условия и возможности. Художественное оформление журнала было выполнено в стиле конструктивизма. Отличительными чертами оформления были широкое применение фотомонтажа, страницы-вставки, использование всего диапазона фотографической шкалы контрастности. Печатался журнал на ротогравюрном печатном станке. Отдельные издания оформлялись с ещё большим изыском.

Так, номер, посвящённый XVII-му съезду ВКП(б), был завернут в кусок ткани стратостата «СССР-1», который установил новый мировой рекорд высоты полета в 19 километров. В 1934 году к выпуску журнала была приложена грампластинка. Выпуск журнала, посвящённый самолету АНТ-20 «Максим Горький», имел обложку из алюминиевой фольги. В 1936 году вышел номер, посвящённый Грузии, в оформлении которого использовалось сусальное золото. Над иллюстрациями в журнале работали фотографы и художники Эль Лисицкий, Александр Родченко и его жена Варвара Степанова, Роман Кармен, Георгий Петрусов, Борис Игнатович, Аркадий Шайхет, Евгений Халдей, Марк Марков-Гринберг, Макс Альперт, Дмитрий Дебабов, Джон Хартфилд и многие другие. Тексты писали Максим Горький, Исаак Бабель, Михаил Кольцов, Эдуард Тиссе, Сергей Третьяков.

Журнал пропагандировал строительство нового общества в СССР и, по мнению Михаила Боде, создавал у иностранных читателей идеализированную картину жизни в СССР. Среди подписчиков журнала были Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Джон Голсуорси, Ромен Роллан и другие представители левой западной интеллигенции. По свидетельству Эдмунда Уилсона, даже такие убежденные антикоммунисты как Сидней Хук[en] поддавались «гипнозу фотографий тракторов и гидроэлектростанций».

www.raruss.ru

Разбирая архивы: журнал «СССР на стройке»

бк представляет вниманию читателей уникальный проект – публикацию избранных номеров издания под названием «СССР на стройке».Первые выпуски этого ежемесячного иллюстрированного журнала новостей и пропаганды датированы 1930 годом – и на протяжении следующих 11 лет, вплоть до самого начала Великой Отечественной войны, каждый новый номер становился событием в общественно-политической жизни тогда еще совсем молодой и набирающей силу Советской империи.

 

«СССР на стройке» был призван создавать положительный образ происходящих в стране кардинальных изменений в индустриальном, научно-техническом и социальном укладе, и прежде всего в глазах зарубежной аудитории: недаром журнал переводился и издавался на пяти языках.

 

ussrstroika-2ussrstroika-2

 

Первый его номер вышел под редакцией великого пролетарского писателя Максима Горького, далее в суровые и прорывные тридцатые годы пост главного редактора занимали Георгий Пятаков, Валерий Межлаук, Александр Косарев. Однако де-факто главным редактором журнала была Евгения Хаютина, жена Николая Ежова, генерального комиссара госбезопасности, организатора и исполнителя массовых репрессий.

 

ussrstroika-3ussrstroika-3

 

Журнал «СССР на стройке» позиционировался как «иллюстрированное издание нового типа» – в его создании в разное время принимали участие знаменитые художники, фотографы и литераторы: Эль Лисицкий, Александр Родченко, Варвара Степанова, Макс Альперт, Дмитрий Дебабов, Аркадий Шайхет, Исаак Бабель, Максим Горький, Михаил Кольцов и многие другие.

 

ussrstroika-5ussrstroika-5

 

В жанре информационно-иллюстративных журналов «СССР на стройке» явился предшественником культового американского журнала «Life» (1936 год), японского «FRONT» и других. Художественные инновации в сфере фотоискусства, дизайна и использовании монтажа задали чрезвычайно высокую планку для подобных изданий.

 

ussrstroika-6ussrstroika-6

 

В послевоенное время в 1949 году состоялась попытка возобновить издание, но она не увенчалась успехом, и с 1950 года журнал стал выходить в новом формате под названием «Советский Союз».

 

ussrstroika-7ussrstroika-7

 

Презентация замечательного издания оказалась возможной благодаря тому, что в богатом архиве художественного редактора бк Александра Данилова были обнаружены три хотя и немного потрепанных, но все-таки вполне сохранившихся номера, первый из которых датирован июлем 1932 года…

Текст: Михаил Шевелев

 

ussrstroika-8ussrstroika-8

 

ussrstroika-9ussrstroika-9

 

ussrstroika-10ussrstroika-10

 

ussrstroika-12ussrstroika-12

 

ussrstroika-13ussrstroika-13

 

ussrstroika-14ussrstroika-14

 

Нравится материал? Помоги проекту «Бизнес и культура»!Поддерживая сайт, вы помогаете нам оставаться независимыми.

bkjournal.org

Журнал "СССР на стройке". Введение.

год месяцы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1930 НефтяныепромыслыБаку. Иваново,текстиль Электри-фикация Днепро-стройТурксиб Больше железа!Больше стали!Больше машин! 7 союзных столиц 17 млн.т.чугуна кконцупятилетки Засоциалистическоеземледелие 4 завода 1931 Печать против капитала Наугольномфронте ХлопокШерстьШелкЛён Химическиепредприятияи хлебозаводы Лес Советскоемашиностроение Москва Таджи-кистан Ленинград Нефтянаяпромыш-ленность 1932 Магни-тострой Колхозы Закавказье Кузнецк-строй БерезнякииСоликамск Граждан- скаяавиация КрамстройУралмаш-строй ЖДтранспорт СоветскаяОйротия Днепро-строй Якутия Хибины 1933 Автомо-били 15-летКраснойармии Волгасоветская Белоруссия Новыесельхоз.культуры Камчатка Макстрой иЛуганск- строй Челябинскойтракторный СоветскаяАрктика СоветскаяСредняяАзия Бурятия Беломор-канал 1934 Бобри- ковскийхим. комбинат 4 победы:ЭПРОНавтопробегМосква-КараКумПамирСтратостат Запоро-жстальДнепров- скийалюми-ниевый ТрудкомунныОГПУ Мясоком-бинаты Советскаянаука Физкультура и спорт ЦПКОим.Горького "Челюскин" Хибины Сахалин 1935 Самолет "Максим Горький" Кузбасс Дальневосточный край Азербай-джанская нефть Дети советской страны Часы, велосипед, патефон Московское метро 15 лет Карелии Меха СССР 15 лет Казахстана Парашю- тисты 1936 Курорты СССР Армения Колхозы Киевской области 15 лет Грузии ГОЭРЛО выполнен Уралвагон- строй Экспорт леса в СССР Чувашская АССР 15 лет Кабардино-Балкарии ГАЗ им. Молотова Горный Бадахшан 1937 Рабоче- кресть- янский красный флот Таджикская СССР Народы Ордженики- дзевского края О писателе Горьком Советское золото Харьков- ский трактор- ный завод Советская Каматка Советские Пионеры Сталинская конституция 1938 Советское кино Канал Москва- Волга Киргизия Выборы в Верхвный Совет СССР Дальневосточный край ЖД транспорт Пищева промыш- ленность 40 лет МХАТ Комсо- мольцы ВМФ Киев 1939 Советское казачество Выходной день Песня о Родине Музей Ленина Семья Коробовых Специ-альные стали Три девушки Советской страны ВСНХ М.С.Киров Колхоз им. Сталина 1940 Канал в Фергане Западная Украина и Западная Белоруссия Счастливая старость Маленькие города Советские дети Маяковский Советский учитель Ленинград Бессарабия и Северная Буковина Строи- тельство ВМФ СССР Совхоз "Кубань" 1941 Армянская СССР 20-тилетие плана ГОЭРЛО Новаторы Советской страны Хакасская АО Северный морской путь выпуск приостановлен 1949 Восста- новление Советской страны Жизнь рядовых советских людей Великий план преобра- зования природы Право на образование Творческий труд Строи- тельство Здравоох- ранение в СССР Пищевая промыш- ленность Наука для народа В сибирском городе Сталинске Герои Соц.труда 70 лет И.В. Сталина

pennik.livejournal.com

СССР на стройке — Википедия

Союз Советских Социалистических Республик «СССР на стройке»</div><tr><td>USSR in Construction Magazine title.jpg<tr><td style=>

 

ПериодичностьLight Blue Star.svg

 

Страны изданияLight Blue Star.svg

 

Адрес редакцииLight Blue Star.svg

ул. Спиридоновка, дом 2, Москва, СССР

 

ИздателиLight Blue Star.svg

«Изобразительное искусство»

 

Дата основанияLight Blue Star.svg

 

История изданияLight Blue Star.svg

 

ФорматLight Blue Star.svg

 

ТиражLight Blue Star.svg
</table>

«СССР на стройке» (альтернативные названия: «USSR in Construction», «USSR im Bau», «URSS en construction», «URSS en Construcción») — советский ежемесячный иллюстрированный журнал новостей и пропаганды, выходивший с 1930 по 1941 год, и в 1949 году.

Первый номер журнала вышел под редакцией писателя Максима Горького. Журнал был ориентирован прежде всего на иностранную аудиторию и выходил на пяти языках. Попытка возобновить издание журнала в 1949 году в довоенном формате не увенчалась успехом и с 1950 года он стал выходить в новом формате под названием «Советский Союз».

В жанре иллюстрированных новостных журналов стал предшественником американского журнала Life, который начал выходить в 1936 году, японского журнала FRONT и других.

В 1934 году из «СССР на стройке» выделился в самостоятельное издание журнал «На стройке МТС и совхозов».

Официальными главными редакторами в 1930-е годы были Георгий Пятаков, Валерий Межлаук, Александр Косарев[2]. Де-факто главным редактором журнала была Евгения Хаютина, жена Николая Ежова[3].

В первый состав редколлегии вошли Михаил Кольцов, Фёдор Конар, Артемий Халатов, Семён Урицкий. Отдельные номера выходили под редакцией Александра Родченко, Эля Лисицкого и других сотрудников редакции. Главным художником был Николай Степанович Трошин (1897—1990).

Журнал пропагандировал строительство нового общества в СССР и, по мнению Михаила Боде, создавал у иностранных читателей идеализированную картину жизни в СССР[4]. Среди подписчиков журнала были Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Джон Голсуорси, Ромен Роллан и другие представители левой западной интеллигенции.

По свидетельству Эдмунда Уилсона, даже такие убежденные антикоммунисты как Сидней Хук[en] поддавались «гипнозу фотографий тракторов и гидроэлектростанций».[5]

Художественное оформление журнала было выполнено в стиле конструктивизма. Отличительными чертами оформления были широкое примение фотомонтажа, страницы-вставки, использование всего диапазона фотографической шкалы контрастности. Печатался журнал на ротогравюрном печатном станке.

Отдельные издания оформлялись с ещё большим изыском. Так, номер, посвящённый XVII-му съезду ВКП(б), был завернут в кусок ткани стратостата «СССР-1», который установил новый мировой рекорд высоты полета в 19 километров. В 1934 году к выпуску журнала была приложена грампластинка. Выпуск журнала, посвящённый самолету АНТ-20 «Максим Горький», имел обложку из алюминиевой фольги. В 1936 году вышел номер, посвящённый Грузии, в оформлении которого использовалось сусальное золото.

Над иллюстрациями в журнале работали фотографы и художники Эль Лисицкий, Александр Родченко и его жена Варвара Степанова, Роман Кармен, Георгий Петрусов, Борис Игнатович, Аркадий Шайхет, Евгений Халдей, Марк Марков-Гринберг, Макс Альперт, Дмитрий Дебабов, Джон Хартфилд и многие другие. Тексты писали Максим Горький, Исаак Бабель, Михаил Кольцов, Валентин Катаев, Яков Бельский, Эдуард Тиссе, Сергей Третьяков.

wp.wiki-wiki.ru

СССР на стройке — Википедия (с комментариями)

 СССР на стройке</div><tr><td><tr><td style=>
 

Периодичность

 

Страны издания

 

Адрес редакции

ул. Спиридоновка, дом 2, Москва, СССР

 

Издатели

«Изобразительное искусство»

 

Дата основания

 

История издания

 

Формат

 

Тираж

</table>К:Печатные издания, возникшие в 1930 году

«СССР на стройке» (альтернативные названия: «USSR in Construction», «USSR im Bau», «URSS en construction», «URSS en Construcción») — советский ежемесячный иллюстрированный журнал новостей и пропаганды, выходивший с 1930 по 1941 год, и в 1949 году.

Первый номер журнала вышел под редакцией писателя Максима Горького. Журнал был ориентирован прежде всего на иностранную аудиторию и выходил на пяти языках. Попытка возобновить издание журнала в 1949 году в довоенном формате не увенчалась успехом и с 1950 года он стал выходить в новом формате под названием «Советский Союз».

В жанре иллюстрированных новостных журналов стал предшественником американского журнала Life, который начал выходить в 1936 году, японского журнала FRONT и других.

В 1934 году из «СССР на стройке» выделился в самостоятельное издание журнал «На стройке МТС и совхозов».

Редакция

Официальными главными редакторами в 1930-е годы были Георгий Пятаков, Валерий Межлаук, Александр Косарев[2]. Де-факто главным редактором журнала была Евгения Хаютина, жена Николая Ежова[3].

В первый состав редколлегии вошли Михаил Кольцов, Фёдор Конар, Артемий Халатов, Семён Урицкий. Отдельные номера выходили под редакцией Александра Родченко, Эля Лисицкого и других сотрудников редакции. Главным художником был Николай Степанович Трошин (1897—1990).

Аудитория

Журнал пропагандировал строительство нового общества в СССР и, по мнению Михаила Боде, создавал у иностранных читателей идеализированную картину жизни в СССР[4]. Среди подписчиков журнала были Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Джон Голсуорси, Ромен Роллан и другие представители левой западной интеллигенции.

По свидетельству Эдмунда Уилсона, даже такие убежденные антикоммунисты как Сидней Хук[en] поддавались «гипнозу фотографий тракторов и гидроэлектростанций».[5]

Оформление

Художественное оформление журнала было выполнено в стиле конструктивизма. Отличительными чертами оформления были широкое примение фотомонтажа, страницы-вставки, использование всего диапазона фотографической шкалы контрастности. Печатался журнал на ротогравюрном печатном станке.

Отдельные издания оформлялись с ещё большим изыском. Так, номер, посвящённый XVII-му съезду ВКП(б), был завернут в кусок ткани стратостата «СССР-1», который установил новый мировой рекорд высоты полета в 19 километров. В 1934 году к выпуску журнала была приложена грампластинка. Выпуск журнала, посвящённый самолету АНТ-20 «Максим Горький», имел обложку из алюминиевой фольги. В 1936 году вышел номер, посвящённый Грузии, в оформлении которого использовалось сусальное золото.

Над иллюстрациями в журнале работали фотографы и художники Эль Лисицкий, Александр Родченко и его жена Варвара Степанова, Роман Кармен, Георгий Петрусов, Борис Игнатович, Аркадий Шайхет, Евгений Халдей, Марк Марков-Гринберг, Макс Альперт, Дмитрий Дебабов, Джон Хартфилд и многие другие. Тексты писали Максим Горький, Исаак Бабель, Михаил Кольцов, Валентин Катаев, Яков Бельский, Эдуард Тиссе, Сергей Третьяков.

См. также

Напишите отзыв о статье "СССР на стройке"

Примечания

  1. ↑ «Советский Союз» — статья из Большой советской энциклопедии.
  2. ↑ [alya-aleksej.narod2.ru/istoricheskie_deyateli/hayutina_es/ Хаютина Евгения Соломоновна (1904—1938)]
  3. ↑ [web.mit.edu/people/fjk/Rogovin/volume5/li.html Была ли альтернатива? Том 5: Партия расстрелянных. LI Конец «ежовщины»]
  4. ↑ Михаил Боде [web.archive.org/web/20110515034523/www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=690&rubric_id=205 Возвращение туфты] Газета «Культура» №02(7563) 18—24 января 2007
  5. ↑ Joseph Bottum [www.neh.gov/news/humanities/2008-11/America's_Greatest_Reader.html Who Was Edmund Wilson?] «Humanities», November/December 2008 Volume 29, Number 6  (англ.)

Ссылки

  • [library2.usask.ca/USSRConst/ «USSR in Construction»]  (англ.)
  • [www.russianartandbooks.com/cgi-bin/russianart/02630R.html?id=9iDZn7xD «USSR in Construction». No. 9. 1933]
  • [www.russianartandbooks.com/cgi-bin/russianart/02636R.html?id=9iDZn7xD «USSR in Construction». No. 11. 1935]
  • [www.ageytomesh.ru/Good3_1_21/Default.aspx Титульные и избранные страницы журнала «СССР на стройке»] Издательство «Книги WAM»
  • [www.wamonline.ru.postman.ru/index.php?page=portfolio&view=989 «СССР на стройке»] Издательство «Книги WAM»
  • [www.frwd-books.ru/nabokovsochin.htm Подарочное издание «СССР на стройке»] Издательство «Книги WAM»
  • Николай Молоток. [archive.is/20130113144918/www.izvestia.ru/premiere/article3039270/ Возобновили стройку] Известия-Weekend 20.12.2005
  • [togdazine.ru/project/ussrinconstruction/ «СССР на Стройке», № 7, 1940 год].

Отрывок, характеризующий СССР на стройке

Le coup de theatre avait rate. [Не удалась развязка театрального представления.]

Русские войска проходили через Москву с двух часов ночи и до двух часов дня и увлекали за собой последних уезжавших жителей и раненых. Самая большая давка во время движения войск происходила на мостах Каменном, Москворецком и Яузском. В то время как, раздвоившись вокруг Кремля, войска сперлись на Москворецком и Каменном мостах, огромное число солдат, пользуясь остановкой и теснотой, возвращались назад от мостов и украдчиво и молчаливо прошныривали мимо Василия Блаженного и под Боровицкие ворота назад в гору, к Красной площади, на которой по какому то чутью они чувствовали, что можно брать без труда чужое. Такая же толпа людей, как на дешевых товарах, наполняла Гостиный двор во всех его ходах и переходах. Но не было ласково приторных, заманивающих голосов гостинодворцев, не было разносчиков и пестрой женской толпы покупателей – одни были мундиры и шинели солдат без ружей, молчаливо с ношами выходивших и без ноши входивших в ряды. Купцы и сидельцы (их было мало), как потерянные, ходили между солдатами, отпирали и запирали свои лавки и сами с молодцами куда то выносили свои товары. На площади у Гостиного двора стояли барабанщики и били сбор. Но звук барабана заставлял солдат грабителей не, как прежде, сбегаться на зов, а, напротив, заставлял их отбегать дальше от барабана. Между солдатами, по лавкам и проходам, виднелись люди в серых кафтанах и с бритыми головами. Два офицера, один в шарфе по мундиру, на худой темно серой лошади, другой в шинели, пешком, стояли у угла Ильинки и о чем то говорили. Третий офицер подскакал к ним. – Генерал приказал во что бы то ни стало сейчас выгнать всех. Что та, это ни на что не похоже! Половина людей разбежалась. – Ты куда?.. Вы куда?.. – крикнул он на трех пехотных солдат, которые, без ружей, подобрав полы шинелей, проскользнули мимо него в ряды. – Стой, канальи! – Да, вот извольте их собрать! – отвечал другой офицер. – Их не соберешь; надо идти скорее, чтобы последние не ушли, вот и всё! – Как же идти? там стали, сперлися на мосту и не двигаются. Или цепь поставить, чтобы последние не разбежались? – Да подите же туда! Гони ж их вон! – крикнул старший офицер. Офицер в шарфе слез с лошади, кликнул барабанщика и вошел с ним вместе под арки. Несколько солдат бросилось бежать толпой. Купец, с красными прыщами по щекам около носа, с спокойно непоколебимым выражением расчета на сытом лице, поспешно и щеголевато, размахивая руками, подошел к офицеру. – Ваше благородие, – сказал он, – сделайте милость, защитите. Нам не расчет пустяк какой ни на есть, мы с нашим удовольствием! Пожалуйте, сукна сейчас вынесу, для благородного человека хоть два куска, с нашим удовольствием! Потому мы чувствуем, а это что ж, один разбой! Пожалуйте! Караул, что ли, бы приставили, хоть запереть дали бы… Несколько купцов столпилось около офицера. – Э! попусту брехать то! – сказал один из них, худощавый, с строгим лицом. – Снявши голову, по волосам не плачут. Бери, что кому любо! – И он энергическим жестом махнул рукой и боком повернулся к офицеру. – Тебе, Иван Сидорыч, хорошо говорить, – сердито заговорил первый купец. – Вы пожалуйте, ваше благородие. – Что говорить! – крикнул худощавый. – У меня тут в трех лавках на сто тысяч товару. Разве убережешь, когда войско ушло. Эх, народ, божью власть не руками скласть! – Пожалуйте, ваше благородие, – говорил первый купец, кланяясь. Офицер стоял в недоумении, и на лице его видна была нерешительность. – Да мне что за дело! – крикнул он вдруг и пошел быстрыми шагами вперед по ряду. В одной отпертой лавке слышались удары и ругательства, и в то время как офицер подходил к ней, из двери выскочил вытолкнутый человек в сером армяке и с бритой головой. Человек этот, согнувшись, проскочил мимо купцов и офицера. Офицер напустился на солдат, бывших в лавке. Но в это время страшные крики огромной толпы послышались на Москворецком мосту, и офицер выбежал на площадь. – Что такое? Что такое? – спрашивал он, но товарищ его уже скакал по направлению к крикам, мимо Василия Блаженного. Офицер сел верхом и поехал за ним. Когда он подъехал к мосту, он увидал снятые с передков две пушки, пехоту, идущую по мосту, несколько поваленных телег, несколько испуганных лиц и смеющиеся лица солдат. Подле пушек стояла одна повозка, запряженная парой. За повозкой сзади колес жались четыре борзые собаки в ошейниках. На повозке была гора вещей, и на самом верху, рядом с детским, кверху ножками перевернутым стульчиком сидела баба, пронзительно и отчаянно визжавшая. Товарищи рассказывали офицеру, что крик толпы и визги бабы произошли оттого, что наехавший на эту толпу генерал Ермолов, узнав, что солдаты разбредаются по лавкам, а толпы жителей запружают мост, приказал снять орудия с передков и сделать пример, что он будет стрелять по мосту. Толпа, валя повозки, давя друг друга, отчаянно кричала, теснясь, расчистила мост, и войска двинулись вперед.

В самом городе между тем было пусто. По улицам никого почти не было. Ворота и лавки все были заперты; кое где около кабаков слышались одинокие крики или пьяное пенье. Никто не ездил по улицам, и редко слышались шаги пешеходов. На Поварской было совершенно тихо и пустынно. На огромном дворе дома Ростовых валялись объедки сена, помет съехавшего обоза и не было видно ни одного человека. В оставшемся со всем своим добром доме Ростовых два человека были в большой гостиной. Это были дворник Игнат и казачок Мишка, внук Васильича, оставшийся в Москве с дедом. Мишка, открыв клавикорды, играл на них одним пальцем. Дворник, подбоченившись и радостно улыбаясь, стоял пред большим зеркалом. – Вот ловко то! А? Дядюшка Игнат! – говорил мальчик, вдруг начиная хлопать обеими руками по клавишам. – Ишь ты! – отвечал Игнат, дивуясь на то, как все более и более улыбалось его лицо в зеркале. – Бессовестные! Право, бессовестные! – заговорил сзади их голос тихо вошедшей Мавры Кузминишны. – Эка, толсторожий, зубы то скалит. На это вас взять! Там все не прибрано, Васильич с ног сбился. Дай срок! Игнат, поправляя поясок, перестав улыбаться и покорно опустив глаза, пошел вон из комнаты. – Тетенька, я полегоньку, – сказал мальчик. – Я те дам полегоньку. Постреленок! – крикнула Мавра Кузминишна, замахиваясь на него рукой. – Иди деду самовар ставь.

Скрытые категории:

Навигация

Персональные инструменты

На других языках

wiki-org.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта