Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Ежемесячный юридический журнал «Промышленно-торговое ПРАВО» – научно-практический журнал для юристов, принимающих решения. Журнал промышленно торговое право


Ежемесячный юридический журнал «Промышленно-торговое ПРАВО» – научно-практический журнал для юристов, принимающих решения

ПТП_подробно.JPG

Издается с 1996 года 1 раз в месяц.

Объем – 96 страниц.

Тираж – более 6,5 тыс. экземпляров.

Учредитель – ООО «ЮрСпектр» (производитель и распространитель справочных правовых систем КонсультантПлюс и информационной правовой системы ilex).

Основатель журнала и председатель редакционной коллегии – Юркевич Николай Григорьевич, профессор, доктор юридических наук, заслуженный юрист Республики Беларусь.

Журнал «Промышленно-торговое ПРАВО» ориентирован прежде всего на юристов, принимающих решения, т.е. на специалистов, которые не только решают задачи по юридическому сопровождению деятельности предприятия, но и отвечают за его правовую безопасность, стремятся быть в курсе передовой юридической мысли, развиваться профессионально и личностно. Читателями журнала являются также руководители и сотрудники государственных и судебных органов.

Темы, освещаемые в статьях, комментариях и обзорах по вопросам права, всегда актуальны, имеют практическую направленность, что помогает решать сложные задачи. Читатели могут присоединиться к дискуссиям специалистов, узнать о значимых событиях в жизни юридической общественности.

Обсуждение на страницах журнала проблем правоприменительной практики и развития законодательства с участием представителей государственных органов и субъектов хозяйствования дает читателям возможность уверенно использовать полученную информацию в профессиональной деятельности.

Главный раздел каждого номера журнала – «В центре внимания». Самая горячая тема номера рассматривается с разных сторон. Авторы подборки материалов – представители государственных органов, разработчики НПА, судьи, практики, эксперты. При этом делается акцент на поиске компромиссных и конструктивных решений. Для субъектов хозяйствования разъясняется позиция органов государственной власти и наоборот – для государственных органов озвучиваются проблемы предприятий.

Среди авторов журнала «Промышленно-торговое ПРАВО» – ведущие правоведы страны, представители государственных органов, судьи, юристы, адвокаты. 

Журнал включен Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь в перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований. Каждый номер содержит до трех научных публикаций. Таким образом, читатели могут ознакомиться с материалами доктринального плана – научным анализом законодательства, отраслей права, отдельных его институтов, передовым международным опытом в области развития права, а также самостоятельно изложить свою научно обоснованную точку зрения.

В 2011 году журнал «Промышленно-торговое ПРАВО» по результатам конкурса на приз им. В.Д. Спасовича награждён дипломом за деятельность, направленную на повышение роли и значения права и правовой культуры.

В 2016 году журнал стал лауреатом XII Национального конкурса печатных средств массовой информации «Золотая Литера» в номинации «Лучшие материалы экономической тематики».

Клиенты ООО «ЮрСпектр», у которых на обслуживании находятся СПС КонсультантПлюс: Беларусь или КонсультантПлюс: Беларусь Эксперт, получают журнал «Промышленно-торговое ПРАВО» в рамках стандартного сервиса.

На издание можно подписаться в любом отделении РУП «Белпочта» (подписные индексы 75048 (инд.), 750482 (вед.)) или через редакцию. Существует возможность льготной подписки, она также оформляется в редакции. Право на льготную подписку имеют:

  • клиенты, установившие СПС КонсультантПлюс: Беларусь или КонсультантПлюс: Беларусь Эксперт, если возникла необходимость в дополнительном экземпляре журнала;
  • клиенты, у которых установлена любая другая СПС КонсультантПлюс.

С подписными ценами на журнал "Промышленно-торговое ПРАВО", а также с условиями подписки через редакцию можно ознакомиться во вкладке "Обзоры публикаций журнала "Промышленно-торговое ПРАВО" в разделе "Обзоры" СПС "КонсультантПлюс" или получить информацию по телефону редакции: (017) 202-83-68.

Нашим читателям нравится:

1. Практичность

В любом юридическом журнале или в интернете вы можете узнать последние правовые новости. Журнал «Промышленно-торговое ПРАВО» дает возможность не только узнать, что произошло, но и разобраться с тем, как это скажется на работе юристов.

2. Глубина проработки

Рассматривая реальные ситуации, мы не отделываемся общими фразами, оставляя тем самым проблемы нерешенными. Мы рассматриваем вопрос со всех сторон, изучаем все возможные способы выхода из сложной ситуации и помогаем выбрать оптимальный вариант действий.

3. Многоступенчатая система проверки

Мы ценим доверие читателей, поэтому все статьи проверяют минимум три редактора: стилистический, литературный и руководитель тематического направления. Это сводит вероятность ошибок к минимуму.

4. Объективность

Если вопрос неоднозначный, мы не подаем одно мнение как единственно возможное, а приводим все точки зрения. Для этого спорные вопросы мы адресуем разработчикам НПА, специалистам регулятора или судьям и приводим также их позицию.

5. Наглядность

Мы сопровождаем наши материалы понятными примерами, обращаем внимание на важные моменты. Благодаря особой подаче материалы легко воспринимаются и сокращается время на поиск нужной правовой информации.

6. Доступность

Мы ценим время наших читателей, поэтому не приводим громоздкие цитаты из законодательства, а подаем только практическую информацию с аргументацией.

7. Удобные ссылки на реквизиты документов

Каждый номер печатного журнала размещается в СПС КонсультантПлюс: Беларусь, поэтому у ее пользователей есть возможность за секунды по гиперссылке найти нормативный документ, упомянутый в статье.

8. Отсутствие рекламы

Практически в любом деловом издании есть информация рекламного характера. На страницах нашего журнала рекламы нет. Таким образом, все страницы занимает только полезная информация.

9. Возможность влиять на содержание

Чтобы сделать наше издание еще лучше, мы постоянно изучаем потребности и пожелания читателей. Журнал «Промышленно-торговое ПРАВО» открыт для общения. На наших страницах вы можете поделиться с коллегами опытом, обсудить насущные проблемы.

10. Живое общение

Редакция журнала регулярно организует мероприятия с участием экспертов в форматах, предполагающих живое общение. Коллеги на правовых форумах могут обсудить злободневные вопросы, а мы получаем возможность узнать, с какими конкретными проблемами сталкиваются наши читатели, чтобы предложить решение на страницах журнала.

Контактная информация:

Издательское унитарное предприятие «Редакция журнала «Промышленно-торговое право» Адрес: 220073, г. Минск, пер. Загородный 1-й, д. 20, комн. 1401/1 (14-й этаж) Телефон: +375 (17) 202-83-68 Электронный адрес: [email protected]

УНП 101205170. Издательское унитарное предприятие "Редакция журнала "Промышленно-торговое право". Свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации № 121 от 24.03.2009, выдано Министерством информации Республики Беларусь.

www.urspectr.info

«Промышленно-торговое право», научно-практический журнал; №6(92), июнь 2010 г. Комментарий к Указу № 510 – Давыдко н.В.

Первый шаг в направлении упорядочения проверок сделан с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 19 декабря 2008 г. № 689 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной, и надзорной деятельности в Республике Беларусь», которым введен мораторий на провер­ки до принятия документа, устанавливающего единый порядок осуществления контрольной и надзорной деятельности. Таким законодательным актом стал Указ Президента Республики Бе­ларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании кон­трольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»

Указ № 510 потребовал от контролирующих и надзорных органов изменения стиля, мето­дов и форм °работы, существенно ужесточил требования к порядку назначения и проведе­ния проверок.

Проводить проверки теперь могут толь­ко государственные органы (структурные подразделения, территориальные органы, подчиненные организации) и иные организа­ции, которые уполномочены законодатель­ными актами на осуществление контроля I надзора) и включены в перечень контроли­рующих (надзорных) органов с указанием сфер их деятельности, утвержденный Ука­зом № 510.

В Указе № 510 определены виды проверок:

° встречная про­верка

° контрольная проверка

Указом № 510 предусмотрены основ­ные принципы проведения проверок:

  • нет ограничений для осуществления проверок по вопросам использования (расходования) бюджетных средств, средств государствен­ных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества и мер государственной поддержки.

  • недопусти­мость проверки субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период

  • проверка может проводиться за пери­од, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего года (исключе­ния предусмотрены п. 12 и 13 Указа № 510).

  • ненаказание за мелкие экономические ошиб­ки

Проверяемым субъектам предоставлены дополнительные правовые гарантии: субъ-ект признается добросовестно исполняю­щим требования законодательства, пока не доказано иное (презумпция невино­вности). В случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.

Впервые четко определены обязанности проверяемых субъектов (п. 8 Положения). Субъект, помимо прочего, обязан обеспечить возможность проведения проверки в срок, ука­занный в уведомлении. В установ­ленные сроки он обязан письменно сообщить органу, проводившему проверку, о выполне­нии каждого пункта решения, требования (предписания) об устранении нарушений. При невыполнении установленных обязанностей субъекты (должностные лица) могут быть при­влечены к административной ответственности (ст. 23.1, 23.2, 23.4 и 23.16 КоАП).

Нововведения:

  • усиление ответственности за совершение грубых нарушений законода­тельства

  • уточнение полномочий кон­тролирующих (надзорных) органов

  • институт отвода проверяющих

  • четко определены сроки проведения проверок

  • направление прове­ряемому субъекту уведомления о назначе­нии плановой проверки не позднее чем за 10 рабочих дней до ее начала

  • Существенно расширены права проверяе­мых субъектов

Таким образом, Указ № 510 направлен на повышение ответственности должностных лиц контролирующих (надзорных) органов, существенное сокращение проверок, даль­нейшую защиту прав и законных интересов проверяемых субъектов.

studfiles.net

Юруслуги по-новому. Статья в журнале "Промышленно-торговое право" :: REVERA

С 1 марта 2016 г. вступило в силу принятое Минюстом постановление № 12 . Оно устанавливает порядок оказания юруслуг лицами, имеющими на это специальное разрешение (лицензию). Постановление № 12 заменило действовавшее ранее постановление № 46 , которое регулировало аналогичные правоотношения. Рассмотрим, как изменились требования к лицензиатам и договору на оказание юруслуг, а также нормы, определяющие отношения юриста с заказчиками.

Требования к штату

Согласно постановлению № 46 штат работников лицензиата, включая руководителя и его заместителей, должен был состоять не менее чем из двух сотрудников. Они должны были иметь свидетельство об аттестации юриста, являться гражданами Беларуси, а также работать у лицензиата по основному месту работы.

В настоящее время постановление № 12 закрепляет следующие требования к штату лицензиата: • его работники должны иметь высшее юридическое образование;• не менее двух работников должны быть юристами, т.е. иметь свидетельство об аттестации юриста либо стаж работы по юридической специальности после получения высшего юридического образования не менее трех лет;• как минимум для двух юристов лицензиата это должно быть основное место работы.

Такой подход законодателя к формированию штата работников лицензиата – наиболее существенное нововведение. Оно может свидетельствовать о постепенном упрощении правил и процедур, регламентирующих деятельность по оказанию юруслуг.

Повышение квалификации работниковПостановление № 12 расширило обязанности лицензиата по поддержанию надлежащего уровня квалификации своих сотрудников, а также по ведению делопроизводства.В настоящее время лицензиат обязан не реже одного раза в три года обеспечить повышение квалификации юристов по образовательной программе «Юридические услуги», а также в течение пяти дней после прохождения юристом повышения квалификации представить в Минюст копию свидетельства о повышении квалификации юриста.

Требование законодателя, чтобы работники лицензиата периодически повышали свою квалификацию, не стало принципиально новым. Первоначальная редакция постановления № 46 также содержало аналогичную норму. В связи с этим аттестованные юристы обязаны были повышать квалификацию в форме и с периодичностью, установленными лицензирующим органом.

Кроме того, из норм Инструкции утвержденной постановлением Минюста № 58 также следует обязанность лиц, имеющих свидетельство об аттестации юриста, раз в пять лет повышать квалификацию для продления действия такого свидетельства.

Среди новаций постановления № 12 – указание на периодичность прохождения курсов повышения квалификации (раз в три года), а также на то, что повышение квалификации юристов, имеющих свидетельство об аттестации юриста, иных работников лицензиата, являющихся юристами, – непосредственная обязанность лицензиата.

Ведение журнала регистрации договоров на оказание юруслуг

Постановление № 12 закрепляет еще одну новую обязанность лицензиата –регистрация договоров на оказание юруслуг в специальном журнале. В нем необходимо отражать: наименование заказчика; дату заключения договора и его номер; предмет договора и срок его действия; наименование, дату и номер документа, подтверждающего факт оказания юруслуг; сведения о лице, оказывающем юруслуги. Договор необходимо зарегистрировать в журнале в день подписания.

Нормы постановления № 12 разрешают вести журнал регистрации договоров как на бумажном носителе, так и на электронном. Однако в любом случае по окончании календарного года журнал должен выводиться на бумажный носитель.

Тарифы на юруслуги Лицензиату в настоящее время не обязательно иметь документ, устанавливающий тарифы на оказываемые услуги.

Важно Согласно ранее действовавшему постановлению № 46 лицензиат, осуществляющий деятельность по оказанию юруслуг, должен был иметь документ, который устанавливал тарифы на них. Постановление № 12 исключило такой документ из числа необходимых для деятельности лицензиата.

Прежде в силу постановления № 46 до того, как подписать договор на оказание юруслуг, лицензиат обязан был ознакомить заказчика с действующими тарифами и разъяснить порядок возмещения расходов, связанных с оплатой услуг лиц, которые их оказывали.

В постановлении № 12 такая норма отсутствует. Это позволяет говорить о том, что в настоящее время ценообразование на юруслуги может не ограничиваться действующими у лицензиата тарифами и быть более гибким. Это позволит учитывать особенности каждого конкретного запроса заказчика.

Согласно постановлению № 46 одно из обязательных условий договора на оказание юруслуг – порядок формирования вознаграждения за них. В соответствии с нормами постановления № 12 подобное условие теперь не обязательно отражать в договоре. Вместе с тем, как и раньше, необходимо включать в договор на оказание юруслуг условие о порядке их оплаты и форме расчетов между заказчиком и лицензиатом.

Участие в разрешении споров в судах

Постановление № 12 содержит главу, регулирующую участие лицензиатов в разрешении споров в третейском и международном арбитражном (третейском) судах. Так, участвуя в разрешении споров в данных судах, лицензиат обязан представлять права и законные интересы заказчика в соответствии с законодательством. При этом лицензиату запрещается:• осуществлять действия, связанные с представлением третейскому суду, арбитру или коллегии арбитров (третейским судьям) заведомо ложной информации по фактам, которые стали предметом спора;• представлять третейскому суду, арбитру или коллегии арбитров (третейским судьям) заведомо ложные доказательства;• затягивать разбирательство;• воздействовать на стороны разбирательства с помощью средств, не предусмотренных законодательством;• препятствовать законному доступу противной стороны к доказательствам и материалам по фактам, которые стали предметом спора;• совершать действия, связанные с изменением, сокрытием или уничтожением документов, иных доказательств, имеющих значение по делу;• выражать неуважение к противной стороне или ее представителю.

Юрист должен быть дисциплинированным, корректным, исполнительным. Информация, материалы, документы, представляемые лицензиатом в процессе разбирательства, должны относиться только к фактам, которые стали предметом спора. Запрещается допускать профессиональное и личное унижение арбитра или коллегии арбитров (третейских судей), сторон разбирательства.

Указанные положения постановления № 12 не новые. Постановление № 46 содержало аналогичные нормы. Они регулировали участие лицензиатов в разрешении споров в хозяйственных (экономических судах).

Однако в настоящее время лица, имеющие свидетельство об аттестации юриста, не относятся к кругу субъектов, которые могут быть представителями по делам, рассматриваемым в экономических судах. Вместе с тем, нормы законодательства не запрещают таким лицам выступать в качестве представителей по делам, разрешаемым третейскими и международными арбитражными (третейскими) судами.

Постановление № 12 не регулирует порядок оказания юридической помощи адвокатами, поскольку их деятельность регламентирует специализированное законодательство. Кроме того, документ не устанавливает правил работы судебных экспертов (регулирование судебно-экспертной деятельности входит в компетенцию Госкомитета судебных экспертиз).

Таким образом, введенные постановлением № 12 изменения в порядок оказания юридических услуг позволят привести его в соответствие с изменившимся законодательством.

Выводы

Наиболее существенная новация в порядке осуществления юридических услуг, установленная постановлением № 12, – это изменение минимальных требований к штату лицензиата. В остальном нормы постановления № 12 по сравнению с нормами ранее действовавшего постановления № 46 имеют скорее уточняющий характер. Они предполагают дальнейшую детализацию и совершенствование порядка лицензирования деятельности, связанной с оказанием юруслуг.

Подготовлено специально для журнала "Промышленно-торговое право"

revera.by

Договора международного лизинга. Регулирование и практика. «Журнал «ПРОМЫШЛЕННО-ТОРГОВОЕ ПРАВО» 2015 / № 6»

Шиманович Сергей Владимирович

Директор Ассоциации лизингодателей Беларуси

Договора международного лизинга. Регулирование и практика.

В соответствии с Правилами осуществления лизинговой деятельности (утв. Постановлением Правления Национального банка № 526 от 18.08.2014 г.), (далее – Правила) международный (межгосударственный) лизинг – лизинг, при котором лизингодатель и лизингополучатель являются субъектами разных государств.

По сравнению с ранее принятыми нормативно-правовыми актами в Правилах появились определения экспортного лизинга и транзитного лизинга. Так под экспортным лизингом законодатель понимает – международный (межгосударственный) лизинг, при котором лизингодатель и продавец (поставщик) предмета лизинга являются субъектами Республики Беларусь, а лизингополучатель – субъектом другого государства. Транзитный лизинг – международный (межгосударственный) лизинг, при котором лизингодатель, продавец (поставщик) предмета лизинга и лизингополучатель являются субъектами разных государств;

Отдельно в Правилах выделен импортный лизинг – лизинг, при котором лизингодатель и лизингополучатель являются субъектами Республики Беларусь, а продавец (поставщик) предмета лизинга – субъектом другого государства. Следует иметь в виду, что импортный лизинг не относится к международному (межгосударственному) лизингу.

В настоящее время вопросы реализации договоров международного лизинга с участием резидентов Республики Беларусь регулируются следующими нормативно – правовыми документами:

Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, подписанная 28.05. 1988 г. в г. Оттаве. Республика Беларусь присоединилась к данной конвенции в 1998 г. на основании Указа Президента Республики Беларусь от 02.07.1998 N 352. Конвенция регулирует:

— вопросы, связанные с реализацией договоров лизинга, если коммерческие предприятия лизингодателя и лизингополучателя находятся в разных государствах и эти государства и государство, в котором находится коммерческое предприятие поставщика, являются Договаривающимися Государствами или соглашение о поставке и соглашение о лизинге регулируются правом Договаривающегося Государства.

— отношения, возникающие при осуществлении международного лизинга, определяет права и обязанности сторон. При возникновении вопроса о местонахождении коммерческого предприятия какой-либо стороны, если сторона имеет более одного коммерческого предприятия, Конвенция УНИДРУА определяет, что таким местонахождением будет являться местонахождение коммерческого предприятия, которое имеет наиболее тесную связь с соответствующим соглашением и его исполнением, учитывая обстоятельства, которые известны сторонам или подразумеваются ими до заключения этого соглашения или в момент его заключения.

Конвенция вступила в силу 1 мая 1995 г. К ней присоединились Республика Беларусь, Франция, Италия, Нигерия, Венгрия, Панама, Латвия, Российская Федерация, Узбекистан. Кроме этих стран Конвенцию подписали, но пока не ратифицировали: Бельгия, Гана, Гвинея, Марокко, Панама, США, Танзания, Филиппины, Финляндия, Чехия и Словакия.

Конвенция о межгосударственном лизинге (заключена в г. Москва 25.11.1998 г. и ратифицирована Законом Республики Беларусь от 09.11.1999 N 309-З, вступила в силу для Республики Беларусь 30 августа 2001 года).

Даная конвенция регулирует отношения между субъектами лизинговой деятельности — участниками данной Конвенции. В ней даются определения понятий, применяемых в лизинговой деятельности, определены права и обязанности сторон межгосударственного лизинга, регламентированы переход рисков между сторонами и другие вопросы в сфере межгосударственного лизинга. Участниками Конвенции являются Армения, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан, Украина. Ратифицировали — Армения, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан.

Нормы вышеназванных Конвенций могут быть применены только к лизинговым договорам, когда стороны договора лизинга являются резидентами различных государств, присоединившихся к соответствующим конвенциям.

Соглашение о создании благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в Содружестве Независимых Государств (подписано 12.10.2005г. в г. Москва и вступило в силу 26.12.2006 г.).

Действует в Республике Армения, Республике Беларусь и Республике Таджикистан.

В соответствии со статьей 6 Соглашения нормы Модельного закона «О лизинге», принятого на 25 Пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление от 14 апреля 2005 года № 25-6) используются при гармонизации и унификации национального законодательства в области лизинговой деятельности.

Вышеназванные документы являются частью гражданского законодательства и подлежат непосредственному применению на территории Республики Беларусь в силу положений ст.6 Гражданского кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которой Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им гражданского законодательства, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

Вопросы международного лизинга затрагивает и Указ Президента Республики Беларусь от 24.09.2009 N 465 (с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Беларусь № 535 от 29.11.2012 г. «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь»). Регулирует вопросы предоставления рассрочки по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе предмета лизинга на территорию Республики Беларусь. В случае помещения товаров, являющихся предметами договоров международного лизинга под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, по заявлению лизингополучателя — резидента Республики Беларусь предоставляется рассрочка уплаты налога на добавленную стоимость на срок действия договора лизинга, но не более чем на пять лет. Рассрочка предоставляется при условии обеспечения уплаты налога на добавленную стоимость. Погашение рассрочки и уплата процентов производятся в течение срока ее действия ежеквартально равными долями.

В соответствии с подп. 1.2. п. 1 Указа за предоставление рассрочки взимаются проценты, начисляемые на непогашенную сумму рассрочки в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты налога на добавленную стоимость, за каждый день срока, прошедшего с даты начала действия рассрочки (для первого взноса ввозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость) либо с даты уплаты предыдущего взноса (для второго и последующих взносов). Суммы процентов уплачиваются одновременно с платежами, вносимыми в счет погашения рассрочки. Подп. 1.3. п. 1 Указа разрешает лизингодателю в течение 90 календарных дней со дня прекращения договора международного лизинга (в том числе в связи с его расторжением) заключить новый внешнеторговый договор, предусматривающий отчуждение предмета лизинга или передачу его в аренду.

Лизингодатель по международному лизингу обязан обеспечить поступление каждого лизингового платежа не позднее 90 календарных дней с соответствующей даты такого платежа, установленной в договоре международного лизинга, за исключением денежных средств, направляемых на уплату налогов согласно законодательству иностранного государства, и денежных средств, направляемых на оплату обязательств перед банками, в том числе перед банками – нерезидентами Республики Беларусь (кроме обязательств по уплате комиссионного вознаграждения банку, обслуживающему счет лизингодателя в Республике Беларусь, и обязательств по договорам, заключаемым с банками и предусматривающим осуществление банками деятельности для собственных нужд).

В развитие положений Указа N 465 было принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2009 г. N 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга».

Определило способы не денежного прекращения обязательств по договору международного лизинга. Постановлением предусмотрено, что обязательства по уплате платежей при выкупе предмета лизинга по отдельному внешнеторговому договору в установленные в подпункте 1.3 пункта 1 Указа. N 465 сроки могут быть прекращены в не денежной форме путем:

полного или частичного зачета встречных однородных требований по уплате платежей при выкупе предмета лизинга по отдельному внешнеторговому договору и оплате товара (работы, услуги) по иному внешнеторговому договору при их исполнении;

полного или частичного зачета встречных однородных требований при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между лизингополучателем — нерезидентом Республики Беларусь и иным нерезидентом Республики Беларусь уступки требования либо перевода долга;

прекращения обязательств новацией;

предоставления взамен исполнения отступного, размер, сроки и порядок предоставления которого устанавливаются сторонами.

При заключении договоров международного лизинга необходимо обеспечить наличие в данных договорах и договорах купли-продажи имущества, передаваемого в качестве предмета лизинга, всех существенных условий в соответствии с национальными законодательствами сторон договора с учетом положений соответствующих международных соглашений, применимых к таким договорам в каждом конкретном случае.

По своей сути определение лизинга в законодательстве соседних стран существенно не отличается от Гражданского кодекса Республики Беларусь. Срок действия договора финансового лизинга в России определяется договором, в Республике Беларусь и Украине – не менее 1 года, в Республике Казахстан – не менее 3-х лет.

Различия наблюдаются в определении субъектов лизинговой сделки. Если в России субъектами договора лизинга могут быть как юридические, так и физические лица, в Республике Беларусь лизингодателем может быть только юридическое лицо (за исключением случаев, предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь № 99 от 25.02.2014 г., когда лизингодателем может выступать — индивидуальный предприниматель), а лизингополучателем – юридические и физические лица. В соответствии Законом «О финансовом лизинге» Республики Казахстан участники лизинговой сделки — юридические лица, выступающие в качестве лизингодателя и лизингополучателя и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, выступающие в качестве лизингополучателя.

По определению предмета лизинга законодательства соседних стран существенно не отличаются.

Существенные условия договоров лизинга и купли-продажи имущества, передаваемого в качестве предмета лизинга в Республике Беларусь определены Указом Президента Республики Беларусь №99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности».

К существенным условиям договора лизинга в Российской Федерации и Казахстане также относится описание предмета лизинга. В договоре лизинга должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга. Если таких данных в договоре нет, то условие о предмете лизинга считается несогласованным, а сам договор — незаключенным. ( Пункт 3 статьи 15 Федерального закона от 29 октября 1998 г № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»). В соответствии с пунктом 4 статьи 15 данного закона при реализации лизинговой сделки дата договора лизинга должна быть раньше даты договора купли-продажи имущества, передаваемого в качестве предмета лизинга, так как именно договор лизинга обязывает лизингодателя заключить договор купли-продажи имущества для дальнейшей передачи его лизингополучателю. При заключении договоров лизинга с резидентами Российской Федерации целесообразно определить в договоре лизинга реальную выкупную цену лизингового имущества, которая также является существенным условием договора лизинга, что может позволить минимизировать последствия возможных судебных споров с лизингополучателями. В последние годы имелись прецеденты, когда арбитражные суды России после досрочного прекращения договора лизинга (в связи с неисполнением лизингополучателем своих договорных обязательств) и изъятия предмета лизинга, обязывали лизингодателя вернуть лизингополучателю выплаченную последним в процессе исполнения договора лизинга сумму возмещения инвестиционных затрат в части стоимости предмета лизинга, рассматривая получение таких платежей как незаконное обогащение. Особенно, если в договоре лизинга указывалась незначительная выкупная цена предмета лизинга, что интерпретировалось, как постепенный выкуп предмета лизинга. В основе такой судебной практики лежит различное понимание судами самой природы лизинга. Так, российские суды в большинстве случаев рассматривают лизинг как смешанный договор аренды и купли-продажи, и зачастую отказываются признавать приоритет арендной составляющей лизинговых отношений. Противоречивость российской судебной практики вызвана отсутствием четкой классификации правовой природы договора лизинга: Гражданский кодекс РФ исходит из арендного подхода, тогда как Закон о лизинге скорее из посреднического, позволяющего трактовать договор лизинга в большей мере как договор купли-продажи в рассрочку, поскольку говорит об «инвестиционном» характере лизинга. 14марта 2014 г. состоялось заседание Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, где был рассмотрен проект Постановления «Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга», в котором закреплена сальдовая методика определения последствий расторжения договора лизинга и изъятия имущества. Данное Постановление распространяется на все виды лизинга, включая те, в которых выкупная цена является символической и, по сути, включена в лизинговые платежи. В Постановлении решен ряд важных вопросов. В частности, допускается автоматический переход права собственности к лизингополучателю после внесения всех договорных платежей. Это позволяет лизингополучателям выводить предмет лизинга из конкурсной массы при банкротстве лизингодателя. При заключении договоров лизинга с резидентами Российской Федерации следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ налог на движимое и недвижимое имущество, которое подлежит учету на балансе в качестве объектов основных средств, в том числе имущество, переданное во временное владение и пользование, платит та сторона, у которой предмет лизинга находится на балансе, независимо от принадлежности права собственности.

Важным при заключении договоров международного лизинга является правильная классификация предметов лизинга по признаку отнесения их к движимому имуществу или транспортному средству. От этого зависит, какая сторона договора уплачивает налог на добавленную стоимость на доход лизингодателя. Если предметом лизинга является транспортное средство, то НДС уплачивается в стране лизингодателя, если движимое имущество – в стране лизингополучателя.

При реализации договоров международного лизинга, предметами которых являются транспортные средства, следует учитывать, что в Российской Федерации порядок выдачи паспорта транспортного средства и паспорта самоходной машины регулируется Положением о паспорте транспортного средства, позволяющим регистрировать транспортное средство на лизингополучателя, а ввоз и оформление автотранспорта в Республику Казахстан — Правилами государственной регистрации и учета отдельных видов транспортных средств, пункт 18 которых гласит, что транспортные средства регистрируются только за юридическими или физическими лицами, являющимися их собственниками (за исключением отдельных видов транспортных средств, которые могут быть зарегистрированы на лизингополучателя).

В зарубежной практике и практике белорусских лизинговых операторов наибольшее распространение получили две основных схемы реализации сделки международного лизинга. Договор международного лизинга может заключаться непосредственно с лизингополучателем (лизингодателем) – нерезидентом, либо через партнерскую лизинговую компанию в стране реализации сделки.

 

leasing-belarus.by

Шиманович С.В. Что изменилось в Правилах осуществления лизинговой деятельности. «Журнал «ПРОМЫШЛЕННО-ТОРГОВОЕ ПРАВО» 2016 / № 11»

ШИМАНОВИЧ Сергей Владимирович,

 

директор Ассоциации лизингодателей Беларуси

 

Что изменилось в Правилах осуществления лизинговой деятельности

 

Постановление Правления Нацбанка № 526[1], принятое в развитие Указа № 99[2], утвердило Правила осуществления лизинговой деятельности (Правила). Правление Нацбанка 9 августа 2016 г. своим постановлением[3]  внесло в них изменения.. Они вступили в силу с 31 августа.

Лизинг более четко разделили на финансовую аренду и выкуп имущества

 

Постановление Правления Нацбанка № 432 конкретизировало используемый в Правилах термин «выкупная стоимость предмета лизинга». В новой редакции нормы это сумма, не только установленная договором лизинга, но и уплачиваемая вне лизинговых платежей.

Определяется выкупная стоимость предмета лизинга как разница между его договорной стоимостью и частью суммы (раньше – общей суммы) платежей, полностью или частично возмещающей инвестиционные расходы лизингодателя. Именно они влияют на стоимость предмета лизинга. Раньше эта сумма называлась возмещающей стоимость предмета лизинга.

Таким образом, постановление Правления Нацбанка № 432, исходя из арендной природы лизинга, более четко разделило совокупную массу осуществляемых лизингополучателем лизинговых платежей. Она состоит из:

  • платежей, не имеющих отношения к выкупу предмета лизинга. Они являются, по сути, арендной платой за временное владение и пользование предметом лизинга. Их размер определяется с учетом сумм инвестиционных затрат лизингодателя;
  • выкупной стоимости, которая формируется из части инвестиционных затрат лизингодателя, связанных с приобретением предмета лизинга. Эти затраты не возмещаются лизингополучателем в ходе исполнения договора.

Постановление Правления Нацбанка № 432 конкретизировало, что по договору лизинга лизингополучатель возмещает лизингодателю не стоимость предмета лизинга. Лизингополучатель возмещает инвестиционные расходы, с учетом которых эта стоимость определялась.

Такая конкретизация подчеркивает, что лизинг является в первую очередь финансовой арендой без права или с правом выкупа. Реализовать же это право можно, если лизингополучатель выполнит все обязательства по договору лизинга.

ВРЕЗКА 3 Справочно

Лизинг как интегрированный вид обязательства позволяет лизингополучателю в рамках одного договора поэтапно:

  • финансировать покупку имущества у поставщика;
  • получить имущество во временное владение и пользование;
  • получить право собственности на приобретенное у поставщика имущество.

Итак, теперь лизинг более четко делится на собственно аренду и выкуп. Эти этапы следуют друг за другом и не смешиваются в части платежей. В сложившейся практике факт выкупа обычно фиксируется актом передачи права собственности на предмет лизинга[4]. В редких случаях составляется отдельный договор купли-продажи имущества.

Врезка 1

Бытует мнение, что лизинг в части арендных (лизинговых) платежей[5] может рассматриваться как купля-продажа предмета лизинга в рассрочку. Соответственно, такие платежи можно считать выкупными по предмету лизинга. Изменения, внесенные в Правила, делают такое мнение необоснованным.

С этой же целью законодатель конкретизировал и термин «инвестиционные расходы лизингодателя»[6]. Понятие «возмещение стоимости предмета лизинга» фактически заменило «возмещение инвестиционных затрат, с учетом которых определена стоимость предмета лизинга». Такой подход используется и при прочих упоминаниях инвестиционных затрат лизингодателя[7].

Спорных вопросов в Правилах стало меньше

В Правилах появилось множество важных изменений и дополнений. Назовем основные из них.

  1. В ч. 3 п. 2 Правил разъясняется термин «документ в электронном виде». Он появился в новой гл. 4 в связи с упоминанием возможности лизингодателя использовать электронный документ в качестве одного из способов информирования лизингополучателя – физического лица о вероятных условиях лизинга.

Гл. 4 Правил называется «Особенности заключения, исполнения и прекращения действия договора лизинга (сублизинга) с лизингополучателями – физическими лицами». Ее приняли, чтобы повысить уровень защиты физических лиц как потребителей в рамках заключенных с ними договоров лизинга. В норме определяется порядок лизинговой деятельности при заключении, исполнении и прекращении действия договоров лизинга (сублизинга) с лизингополучателями – физическими лицами.

При этом законодатель исключил из Правил п. 8. Раньше именно он регламентировал перечень обязательной для физических лиц информации об условиях заключения договора лизинга. Теперь в новой гл. 4 Правил детально прописывается:

— порядок и объем информации, которую лизингодатель предоставляет лизингополучателю – физическому лицу до заключения договора лизинга;

— случаи, когда стороны обязаны согласовать твердую или приблизительную смету либо калькуляцию. Причем требуется указать суммы и сроки лизинговых платежей (график лизинговых платежей).

  1. Стало шире понятие возвратный лизинг, приведенное в подп. 4.3 п. 4 Правил. Это не самостоятельный вид лизинга, а один из вариантов двух его базовых видов – лизинга финансового или оперативного.
  1. Чтобы привести Правила в соответствие с требованиями Указа № 99, из них исключили п. 7. Он разрешал предоставлять лизингополучателю – юридическому лицу или ИП во временное владение и пользование предметы лизинга исключительно для предпринимательских целей.

Таким образом, некоммерческие юридические лица и субъекты, которые осуществляют хозяйственную деятельность, связанную с получением прибыли, получили новую возможность. Они могут приобрести имущество на условиях лизинга, но не обязаны использовать его исключительно в предпринимательской деятельности.

  1. Законодатель в п. 10 Правил уточнил размер суммы, которую должен уплатить лизингополучатель, чтобы договор считался предусматривающим условие о выкупе предмета лизинга. Для этого договор должен устанавливать обязанность лизингополучателя выкупить предмет лизинга по выкупной стоимости либо возместить в составе лизинговых платежей всю сумму инвестиционных расходов лизингодателя, с учетом которых была определена стоимость предмета лизинга (ранее требовался просто выкуп предмета лизинга без конкретизации размера выкупа либо возмещение в составе лизинговых платежей стоимости предмета лизинга).
  1. Подп. 11.3 п. 11 Правил дополнила норма о возможности включать в стоимость предмета лизинга инвестиционные расходы лизингодателя, связанные с госрегистрацией прав на предмет лизинга или договора лизинга, а не только предмета лизинга, как ранее.
  2. В связи с конкретизацией термина «инвестиционные расходы лизингодателя» уточняется, в каком размере либо порядке в договоре лизинга должно устанавливаться вознаграждение (доход) лизингодателя.
  1. Пункт 14 Правил был категоричен в том, что касалось определения перечня сумм, включаемых в состав лизинговых платежей, и реализации права сторонам включать в договор перечисленные суммы. Чтобы устранить этот недостаток, законодатель изложил норму в новой редакции.
  1. Изменилась формулировка п. 16 Правил об учете полученных лизинговых платежей. Цель изменения – привести положения Правил в соответствие с уровнем полномочий Нацбанка в сфере регулирования лизинговой деятельности. Кроме того, требовалось учесть изменение трактовки инвестиционных затрат лизингодателя.
  1. Чтобы усилить ответственность лизингополучателя за сохранность предмета лизинга, в Правила вводится п. 16-1.
  1. Новая редакция п. 17 Правил конкретизирует порядок изменения размера либо порядок определения размера лизинговых платежей по инициативе одной из сторон в связи с корректировкой размера инвестиционных расходов лизингодателя или его вознаграждения (дохода), либо при увеличении лизингодателем в одностороннем порядке лизинговых платежей.
  1. Уточняется порядок использования предмета лизинга в хозяйственной деятельности лизингополучателя. Для этого Правила дополнил п. 20-1. Он разрешает лизингополучателю передать предмет лизинга третьим лицам в аренду на основании договора аренды или в безвозмездное пользование.

            Также в Правилах появился п. 20-2. Лизингодатель вправе устанавливать для лизингополучателя ограничения, связанные с использованием предмета лизинга. Новая норма закрепила, что договор лизинга можно изменить или расторгнуть по решению суда и требованию лизингодателя ввиду несоблюдения этих ограничений.

В п. 21 Правил законодатель уточнил, что при расторжении договора лизинга,  предусматривающего выкуп предмета лизинга, или досрочного возврата предмета лизинга по установленным законодательством или договором лизинга основаниям расторжения договора лизинга или досрочного возврата предмета лизинга в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) лизингополучателем своих обязанностей по договору лизинга  не подлежат возврату также суммы лизинговых платежей, уплаченные в качестве аванса.

Аналогичное уточнение сделано и в части суммы лизинговых платежей (в размере фактически возмещенных лизингополучателем в их составе инвестиционных расходов лизингодателя), которые лизингодатель обязан вернуть лизингополучателю в  случае расторжения  договора лизинга, предусматривающего выкуп предмета лизинга, в связи с неисполнением лизингодателем своих обязанностей по договору.

Текст Правил также был дополнен пунктом 21-1, предусматривающим, возможность в случае расторжения договора лизинга и возврата его предмета лизингодателю (если стоимость возвращенного лизингодателю предмета лизинга, определенная в соответствии с законодательством на основе внутренней или независимой оценки, превышает размер невозмещенной лизингополучателем в составе лизинговых платежей стоимости предмета лизинга) уменьшить на всю сумму либо часть суммы такого превышения стоимость предмета лизинга по новому договору лизинга, заключаемому между теми же сторонами в отношении иного предмета лизинга. При этом факт такого уменьшения должен быть зафиксирован  в таком новом договоре лизинга при определении стоимости предмета лизинга.

 Установленный п. 21-1 Правил механизм можно рассматривать как частичную альтернативу оперативному лизингу. Напомним, что его развитие в Беларуси фактически блокирует Указ № 99, который фактически не позволяет вторично использовать возвращенный предмет лизинга для дальнейшей передачи в лизинг, а приобретение имущества лизингодателем для однократной передачи в лизинг (в течение которого лизинговые платежи возмещают менее 75 процентов инвестиционных затрат лизингодателя, с учетом которых определена стоимость предмета лизинга, и не происходит его последующий выкуп) не представляется экономически целесообразным. Надеемся, что названный механизм в определенной степени позволит лизингополучателям в ускоренном темпе обновить свои основные фонды. В свою очередь, у лизингополучателей – физических лиц появится возможность более полно удовлетворять потребительские запросы.

Таким образом, мы видим, что внесенные в текст Правил изменения учли ряд проблемных и спорных моментов, связанных с лизинговой деятельностью. Несомненно, это будет способствовать дальнейшему развитию лизинга в Беларуси.

[1] Постановление Правления Нацбанка от 18 августа 2014 г. № 526 «Об утверждении Правил осуществления лизинговой деятельности».

[2] Указ от 25 февраля 2014 г. № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности».

[3] Постановление Правления Нацбанка от 9 августа 2016 г. № 432 «О внесении дополнений и изменений в Правила осуществления лизинговой деятельности».

[4] Ч. 2 п. 18 Правил.

[5] Возмещающих лизингодателю его инвестиционные затраты на покупку предмета лизинга.

[6] Абз. 3 п. 2 Правил.

[7] П. 10, 12, 14–16, 21 Правил.

leasing-belarus.by


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта