Правила заполнения и образец журнала регистрации больничных листов. Журнал регистрации больничных листов в организации
Журнал регистрации больничных листов — образец заполнения

После того как больничный лист будет сдан работником в свою организацию или предпринимателю, на работодателя ложится обязанность по его хранению. Но хранение любых документов невозможно без их надлежащего учета. Предлагаемая вниманию статья расскажет, как правильно вести журнал регистрации больничных листов, образец которого, также, можно найти в настоящей статье.
Учет больничных листов в организации
Листок нетрудоспособности является основанием для выплаты работнику пособия по нетрудоспособности и одновременно основанием для возмещения части пособия из бюджета фонда социального страхования. Как известно, только три дня оплачиваются работодателем из своих собственных средств, остальное оплачивается за счет средств фонда. Но за эти деньги организация или предприниматель должны отчитаться.
В противном случае расходы на выплату пособия не будут компенсированы либо уже полученные денежные средства придется вернуть обратно в фонд. Особенно часто это случается при камеральной или выездной проверке фонда. Он проверяет наличие листков нетрудоспособности и при их отсутствии работодатель рискует своими денежными средствами. Другой такой же популярной причиной отказа в возмещении выплаченных денежных средств могут быть только ошибочно заполненные больничные листы.
Чтобы все листки нетрудоспособности были на месте необходимо правильно вести учет их поступления и грамотно организовать хранение больничных листов в организации или у индивидуального предпринимателя. В этом работодателю поможет журнал регистрации больничных листов.
Стоит обратить внимание, что сказанное, касается и тех регионов, которые участвуют в пилотном проекте Фонда соцстрахования. В четырнадцати регионах России ФСС напрямую выплачивает работникам пособия по нетрудоспособности. Работодатели в этих выплатах не участвуют, за исключением соответственно оплаты первых трех дней нетрудоспособности. На работодателя только возлагается обязанность расчета суммы пособия. Но соответственно, так как больничные листы поступают, как и прежде, работодателю, то и хранение, и учет этих документов осуществляют работодатели.
Больничный лист: сроки предоставления и регистрации

Как известно, литок нетрудоспособности выдается на руки застрахованному лицу — работнику. И, уже получив данный документ, работник предоставляет его работодателю. Как правило, в отдел кадров. Срок сдачи больничного листа работодателю, как таковой не установлен. Но законодательством дан срок в размере полугода со дня выздоровления, для того что бы работник мог обратиться к своему работодателю за получением пособия по нетрудоспособности. И уже после этого срока работнику придется обращаться непосредственно в территориальное отделение Фонда социального страхования, которое и будет принимать решение о выплате пособия.
Как только работник предоставил листок нетрудоспособности работодателю его необходимо зарегистрировать в журнале. Стоит заметить, что обязанность ведения такого журнала законодательно не предусмотрена. Но работать без него будет достаточно сложно. Поэтому практически во всех организациях и у индивидуальных предпринимателей, которые имеют хотя бы несколько человек работников, такие журналы заводятся. В дальнейшем обращаться к этому журналу придется и во время проверок фонда соцстрахования и при поиске затерявшихся листков нетрудоспособности.
Как только больничный лист попадает в отдел кадров, он должен быть зарегистрирован в журнале учета больничных листов.
Журнал учета больничных листов
Как уже ранее было сказано, нормами законодательства не предусмотрена обязанность работодателей вести такой учет. А если нет такой обязанности, то законодатель не будет себя утруждать разработкой типовой формы. Поэтому работодатели, сталкивающиеся с необходимостью учета и хранения больничных листков, сами разрабатывают формы таких журналов. Руководствуются они при этом общими правилами целесообразности и спецификой работы организации (предпринимателя).
При составлении такого журнала рекомендуется использовать следующие реквизиты документа и графы для заполнения:
На титульном листе или первой странице журнала:
- наименование организации или ФИО предпринимателя, некоторые основные реквизиты,
- даты начала и окончания ведения журнала,
- если ведется номенклатура дел, то индекс данного документа по номенклатуре дел.
Графы страниц журнала предназначаются для внесения следующей информации:
- Номер по порядку — порядковый номер больничного листа в журнале,
- Дата предоставления листка нетрудоспособности,
- Фамилия, инициалы работника,
- Должность, наименование структурного подразделения работника,
- Номер больничного листа,
- Наименование лечебного учреждения, которое выдало листок нетрудоспособности,
- Даты начала и окончания нетрудоспособности,
- Количество дней нетрудоспособности.
В организации или у предпринимателя, где учет и регистрация больничных листов доверена нескольким сотрудникам, рекомендуется добавлять графу «Подпись сотрудника, принявшего листок нетрудоспособности». Но в любом случае содержание документа должно быть заверено подписью ответственного сотрудника. Поэтому на каждой странице рекомендуется предусмотреть место для такой росписи.
Образец журнала учета больничных листов
Так как в дальнейшем из отдела кадров больничные листки передаются в бухгалтерию, то в форму журнала учета листков нетрудоспособности можно добавить графу для проставления росписи сотрудника бухгалтерии получившего из отдела кадров больничный. Это в дальнейшем, в случае утраты документа, позволит избежать споров о том, в каком подразделении был утерян больничный лист.
Регистрационные журналы по общему правилу должны быть прошиты, пронумерованы, и опечатаны на последней странице. На последней странице, на прошивке, проставляется роспись руководителя организации (предпринимателя) указывается сколько листов прошито и пронумеровано. Подпись скрепляется печатью, при её наличии. В то же время если руководитель организации или предприниматель не видит в этом необходимости, то делать это не обязательно.
Хранится и ведется такой журнал, как правило, в отделе кадров, так как это подразделении и принимает больничные листы у работников, считает стаж и передает их в бухгалтерию для выплаты пособия по нетрудоспособности. Если у организации или предпринимателя отсутствует кадровик, то обычно все кадровые вопросы ведет бухгалтер, и если при этом есть необходимость в ведении такого журнала, то и ведет его соответственно бухгалтер.
Журнал учета больничных листов — бланк
Где найти номер больничного листа
После замены старой формы больничного листа на новую, часто возникают вопросы при заполнении графы «Номер больничного листа». Где указан номер листка нетрудоспособности, и что он из себя представляет, подробно объяснено в Письме Фонда Соцстрахования России № 14-03-11/15 — 8553 от 22 сентября 2011 года.
Как следует из указанного письма, номер больничного листка (номер бланка листка нетрудоспособности) состоит из двенадцати цифр. На бланке больничного листа он находится в двух местах, на основной части бланка и на отрывном корешке. Так как отрывная часть бланка остается в медицинском учреждении, то сотруднику отдела кадров искать номер следует в основной части бланка, которую работник предоставляет своему работодателю.
Основная причина появления вопроса в отношении номера больничного литка в том, что в новых бланках листков отсутствует серия. Если ранее в документе указывалась серия и номер бланка листка нетрудоспособности, то теперь на листке присутствует только двенадцатиразрядный номер.
Обратите внимание: в новом бланке листка нетрудоспособности отсутствует серия, идентификация документа производится только по номеру.
Указанный идентификационный номер бланка расположен в верхней правой части документа. Он расположен в белом поле под штриховым кодом. Номер представляет собой четыре группы чисел в каждой из которых находится три знака. При этом первые девять чисел являются порядковыми и только последние три — контрольный разряд.
Хранение больничных листов в организации и у ИП

По общему правилу первичные документы должны храниться в организации не менее пяти лет. Согласно Перечню типовых управленческих архивных документов, это относится, в том числе, и к документам об оплате листков нетрудоспособности. Но согласно федеральному закону «О страховых взносах» плательщики таких взносов должны обеспечивать на протяжении шести лет сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов. Больничные листки, как раз, и подтверждают правильность исчисления и уплаты таковых взносов. Из чего можно сделать вывод о том, что работодатель должен обеспечивать хранение листков нетрудоспособности в течение шести лет. Течение этого срока исчисляется с момента окончания расчетного периода, в котором больничные листки поступили от работников.
Аналогично и с журналом учета листков временной нетрудоспособности. Несмотря на то этот документ не отнесен к обязательным, Перечень типовых управленческих документов содержит упоминание и об этом журнале. Срок хранения журнала, согласно Перечня, составляет пять лет. В то же время, разумно предположить, что журнал учета больничных листков не может храниться в организации или у предпринимателя менее срока хранения самих больничных листков. Поэтому целесообразно установить шестилетний срок хранения журнала учета.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!ipshnik.com
Образец журнала регистрации больничных листов (листков нетрудоспособности)
Регистрацией называется фиксирование основной информации документа в соответствии с принятой формой, закрепляющее факт его наличия и дату возникновения.
Учетные журналы или книги заводятся на предприятии или в организации с целью упорядочения существующей документации, их основное назначение – придание юридической силы документу.
Особенно актуально их ведение для крупного предприятия, где ведение больших объемов документооборота упрощается за счет использования этих регистрационных форм.
Журналы, в отличие от книг, заводятся на определённое время и по истечении его закрываются.
Основной их перечень выбирается руководством самостоятельно, основываясь на производственной необходимости.
Одним из таких документов и является журнал учета больничных листов.
Обязателен ли учет подобных документов в организации?
Журнал учета больничных листов считается одним из важных отчетных моментов кадрового документооборота любого серьёзного предприятия.
Благодаря ему, работодатель имеет возможность:
- в полной мере владеть информацией о состоянии здоровья своих сотрудников;
- проследить количество дней их нетрудоспособности;
- правомерно назначить оплату дней нахождения работника на больничном;
- анализировать заболеваемость на предприятии, что позволяет оценить общее положение дел;
- предусмотреть возможные профилактические мероприятия для повышения общего уровня здоровья;
- разрешить претензии в случае утери больничного листа.
Законодательство не обязывает предприятие в обязательном порядке вести журнал регистрации больничных листов (листков нетрудоспособности).
Руководство самостоятельно принимает решение о его необходимости, исходя из важности подобной информации не только для начисления оплаты труда, но и для корректного разрешения спорных ситуаций с работником.
Форма и особенности заполнения
Строгой учетной формы данного документа не существует, его содержимое устанавливается приказом руководителя с приложением инструкции для кадровиков по его ведению.
Допускается как самостоятельная разработка и изготовление, так и использование уже существующих форм журналов, предоставляемых фирмами, работающими с канцелярией.
Согласно правилам делопроизводства, необходима фиксация каждого листка нетрудоспособности в обязательной связке с датой документа.
Непреложными реквизитами каждой регистрационной формы являются:
- название документа;
- наименование организации;
- даты открытия и закрытия;
- срок хранения;
- подпись ответственного лица (возможно на каждом листе).
Журнал постранично разделяется на необходимые пронумерованные графы, сшивается, подкрепляется подписями руководства предприятия и печатью.
Заполнение обычно производится шариковой (чернильной) ручкой синего либо черного цветов.
Не допускаются зачистки и использование корректора на страницах формы, наличие графы «Примечания» позволяет заверять подписью исправления или указывать на недействительные записи.
В журнале учета листков нетрудоспособности каждая запись имеет порядковый номер, содержит личные данные о работнике (фамилия, имя, отчество), номер больничного листа, наименование медицинского учреждения, выдавшего его, срок действия документа.
Типовая форма выглядит так:
Скачать образец вы можете здесь:
Образец журнала учета больничных листов
Кто ведет журнал и где он хранится?
За сохранность и ведение журнала учета листков нетрудоспособности отвечает сотрудник отдела кадров, табельщик или другой работник, назначенный ответственным по приказу руководства предприятия.
Данная форма является документом внутреннего использования, она может передаваться работникам других подразделений только с согласия руководства предприятия, рассмотрение происходит в присутствии лица, ответственного за хранение и ведение журнала.
Периодически этот документ предоставляется руководству для проверки либо составления необходимой отчётности, анализа кадровой работы.
Если произошла утеря, уничтожение или порча документации, руководитель организации обязан сообщить в правоохранительные органы об этом факте и назначить приказом комиссию для установления перечня пропавших документов и расследования сложившейся ситуации.
Узнайте, как рассчитывается процент больничного от стажа. Информацию про особенности оформления больничного вы можете найти тут.
Как рассчитать больничный внешнему совместителю? Ответ здесь.
Сроки хранения
Сроки хранения различных отчетных форм на предприятиях определяются специальным Перечнем типовых документов, в котором указываются сроки для каждого типа документации.
Все журналы и книги подобного рода хранятся обычно на протяжении трех лет, хотя решение о длительности хранения здесь тоже принимается руководителем предприятия.
Сроки исчисляются с 1 января отчётного года, следующего за годом завершения делопроизводства предыдущей формы, сокращать их нельзя ни в коем случае.
Журнал регистрации больничных листов является одним из востребованных документов в делопроизводстве предприятия.
Его руководитель не только беспокоится о законности и правомерности начисления выплат при нетрудоспособности работника, но и старается эффективно организовать рабочий процесс, учитывая необходимые меры профилактики заболеваний на производстве.
Ведение документа не требует больших трудозатрат, а польза и говорит сама за себя.
kadriruem.ru
Образец заполнения журнала больничных листов
Журнал учета больничных листов - образец заполнения вы можете загрузить на нашем сайте - фирмы применять не обязаны, но это рекомендуется в силу предписаний по организации учета бухгалтерских документов. Изучим, в какой структуре может быть представлен данный журнал.
Как ведется учет больничных листов в бухгалтерии в 2016-2017 годах
Что представляет собой журнал регистрации больничных
Является ли больничный бланком строгой отчетности
Где можно скачать образец журнала регистрации больничных
Итоги
Как ведется учет больничных листов в бухгалтерии в 2016-2017 годах
В соответствии с п. 896 раздела 11.1 Перечня, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 (данный нормативный акт — ведомственный, но используется многими хозяйствующими субъектами исходя из принципа правовой аналогии), больничные листки в организации хранятся в течение 5 лет. Аналогично — документы, связанные с выплатой пособий по временной нетрудоспособности.
Предписание хранить бухгалтерскую документацию не менее 5 лет — если иное не установлено законом, содержит п. 98 Положения по бухгалтерскому учету, введенного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н.
Существует также точка зрения, по которой больничный как бухгалтерский документ, имеющий отношение к расчетам с ФСС, необходимо хранить в течение 6 лет (подп. 6 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).
Таким образом, журнал учета больничных листов может пригодиться специалисту кадровой службы фирмы в целях отслеживания сроков хранения больничных в организации, а также:
- получения сведений о периоде нетрудоспособности для отражения данного периода в табеле учета рабочего времени;
- отслеживания фактов своевременного предоставления больничных листков работниками;
- получения сведений о периоде нетрудоспособности для продления на соответствующий период отпуска работника.
Узнать о том, как продлевается отпуск при больничном, вы можете в статье «Больничный лист во время отпуска в 2017 году (нюансы)».
Что представляет собой журнал регистрации больничных
Изучим подробнее то, как может выглядеть журнал, в котором отражаются сведения о больничных листах.
Унифицированный образец журнала учета больничных листов законодательством не установлен. Организация вправе самостоятельно разработать формат соответствующего документа.
Основным элементом структуры журнала, о котором идет речь, может быть таблица, где будут отражены:
- номера больничных листков;
- названия медицинских организаций, в которых оформляются больничные листки;
- Ф. И. О. сотрудников, оформляющих больничные;
- даты предоставления больничных сотрудниками;
- периоды временной нетрудоспособности в соответствии с больничными листками;
- сведения о нарушениях режима лечения и иных обстоятельствах, предопределяющих расчет пособия по временной нетрудоспособности в особом порядке, например в минимальной величине по МРОТ.
Узнать больше о расчете больничного в минимальном размере вы можете в статье «Какова минимальная оплата больничного листа в 2016-2017 годах?».
Храниться журнал, также как и листки нетрудоспособности, может в специальном помещении или в сейфе (п. 6.2 Положения, введенного письмом Минфина СССР от 29.07.1983 № 105).
Во многих правовых актах больничный лист именуется документом строгой отчетности (информация ФСС от 01.07.2011, решение ВС РФ от 27.03.2002 № ГКПИ 02-311, приказ Минздрава РФ от 29.01.2004 № 29). Но насколько правомерно относить листки нетрудоспособности к БСО?
Является ли больничный бланком строгой отчетности
Под термином «документ строгой отчетности» может пониматься:
1. Документ, выдаваемый одним субъектом правоотношений другому «под отчет», когда утеря передаваемого документа недопустима и может сопровождаться санкциями. В данном случае — больничные передаются в медучреждения как документы строгой отчетности (пп. 6, 16 Инструкции по приказу № 29).
2. Документ, применяющийся в рамках денежных расчетов (как правило, юридических лиц с физическими) как аналог чека ККТ.
Порядок учета расчетных документов регламентируется большим количеством общеотраслевых нормативных актов. Основной — Закон «О применении ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
В свою очередь, порядок применения больничного как документа строгой отчетности пока что никак не регламентирован на уровне общеотраслевых норм. Однако приказ № 29 детально регламентирует учет листков нетрудоспособности медучреждениями.
Таким образом, листок нетрудоспособности в контексте документов строгой отчетности, применяемых фирмой-работодателем, правомерно рассматривать только на уровне локальных нормативных актов хозяйствующего субъекта.
Узнать больше о применении, в свою очередь, расчетных БСО вы можете в статье «Что относится к бланкам строгой отчетности (требования)?».
Где можно скачать образец журнала регистрации больничных
Скачать образец журнала учета больничных листов вы можете на нашем портале. Данный документ содержит все те информационные блоки, что мы рассмотрели выше. Скачать журнал учета больничных листов вы можете по ссылке ниже.

Скачать образец
Журнал можно распечатать — с нужным количеством разворотов и с таблицей, где отражаются сведения о листках нетрудоспособности, прошить и пронумеровать. Порядок применения журнала может быть прописан в учетной политике предприятия.
Узнать больше об особенностях применения учетной политики в организации вы можете в статье «Готовая учетная политика - образец для организации».
Итоги
Больничные листки, предоставляемые сотрудниками работодателю, должны храниться в организации не менее 5 лет (по одной из точек зрения — не менее 6 лет). В целях отслеживания их движения в фирме может применяться журнал учета листков нетрудоспособности. Данный журнал, в котором могут отражаться и иные сведения о соответствующих листках и периодах нетрудоспособности работников, может применяться и в целях оптимизации работы кадровой службы компании.
Узнать больше о различных нюансах применения больничных листков в организации вы можете в статьях:
nalog-nalog.ru
Журнал учета больничных листов образец заполнения
Для своего удобства каждый работодатель может вести книгу бюллетени в свободном формате. Наличие такой учетной книги в будущем, может помочь при определении общего количества дней конкретного работника либо быстро найти необходимый лист нетрудоспособности по требованию проверяющих органов или ФСС.
Обязательно ли вести журнал регистрации больничных листов?
Согласно нормативным актам, которые регулируют ведение учетной документации, вести журнал учета больничных листков в организации или нет, сегодня работодатель решает самостоятельно.
Что касается формата ведения документа регистрации листков нетрудоспособности сотрудников, предполагается ведение бумажной или электронной формы.
Конечно выбор будет зависеть от того, насколько автоматизирована система учета в каждом конкретном учреждении.
Правила ведения журнала учета больничных листов
Несмотря на то, что нормативными актами на работодателя не возлагается обязательное ведение данного учетного документа, существуют определенные правила его заполнения.
То есть, если в организации решили вести журнал учета больничных, то кадровику и бухгалтеру, ответственным за его заполнение, придется придерживаться рекомендаций по его ведению.
В книге учета больничных листов должна присутствовать следующая информация об организации:
- Точное наименование организации, ведущей этот документ регистрации.
- Дата, когда был начат этот документ и число, в которое была внесена последняя запись в него.
- Фамилия, имя и должность, ответственного за ведение журнала сотрудника.
В структуре журнала обязательно должны быть графы для заполнения следующих данных:
- Номер листа временной нетрудоспособности.
- Название медицинского учреждения, которым был предоставлен (выдан) этот документ.
- Период нахождения сотрудника на бюллетени, количество дней по случаю временной нетрудоспособности.
- Дата сдачи листка работодателю.
Именно содержание всех вышеуказанных данных, позволяет работодателю в случае необходимости, быстро узнать информацию об общем количестве дней больничного определенного сотрудника, сроках его предоставления, а также в кратчайшие сроки предоставить органам ФСС листок нетрудоспособности, если это вдруг будет нужно.
Срок хранения журнала учета больничных листов
Несмотря на отсутствие возложенной обязанности на организации, вести книгу регистрации документов нетрудоспособности (ведение книги, это личная инициатива работодателя), сроки хранения данного документа строго регламентированы законом.
Согласно нормативным положениям, хранение документа регистрации листов нетрудоспособности, составляет 5 лет после его окончания, внесения в него последней учетной записи и начала новой книги регистрации.
Журнал учета листков нетрудоспособности больничных листов
Как мы уже писали выше, такой документ регистрации листков нетрудоспособности, можно вести, как в электронном, так и в бумажном варианте, каждая организация выбирает удобную форму документооборота.
Что касается самого образца, то здесь нет утвержденного шаблона. На различных сайтах можно встретить множество вариаций. Во многих организациях, лица, на которые возложена ответственность по его ведению, могут самостоятельно разработать его структуру.
То есть, для собственного удобства и с учетом особенностей политики делопроизводства в конкретно взятом учреждении, бухгалтер, сотрудник кадрового отдела и руководитель, совместно работают над структурой книги регистрации.
Если сотрудников, которые несут ответственность, несколько, то рекомендуется напротив каждой графы для заполнения, предусмотреть графу для подписи ответственного за данную запись сотрудника. Также, не лишним, будет отвести место и для подписи работника, который находился на бюллетени.
Журнал учета больничных листов — образец
Итак, работодатель может, как самостоятельно поработать над созданием структуры книги регистрации листков нетрудоспособности, так и воспользоваться одним из образцов этого документа.
На нашем сайте мы предлагаем, совершенно бесплатно, скачать один из вариантов готовых шаблонов:
Скачать образец
Приказ о назначении ответственного за журнал учета больничных листов
Сотрудники, на которых возлагается ответственность за ведение книги регистрации (чаще всего это бухгалтер и сотрудник отдела кадров), назначаются соответствующим приказом.
Скачать образец
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):- +7 (499) 577-01-78 — Москва и обл.;
- +7 (812) 467-38-97 — Санкт-Петербург и обл.;
- +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.
www.samso.ru
Образец журнала регистрации больничных листов
Грамотно заполненный образец журнала регистрации больничных листов позволит организовать систематический учет поступления документов о нетрудоспособности на предприятии.
Он полезен как для специалиста по кадрам, так и бухгалтера-расчетчика. Первый на основании него заполняет табель учета рабочего времени, второй подает сведения в ФСС для возмещения излишне уплаченных работнику начисленных сумм.
Учет листков нетрудоспособности на предприятии
Наличие листа (листов) нетрудоспособности свидетельствуют о том, что работник предприятия определенное время находился:
- на амбулаторном или стационарном лечении;
- на обследовании после несчастного случая на производстве;
- в отпуске по беременности и родам и пр.
По усмотрению лечащего врача листы нетрудоспособности также заполняются по уходу за несовершеннолетним ребенком до 14 лет, инвалидом или пожилым родителем. Впрочем, независимо от обстоятельств выдачи документа, работодатель обязан оплатить неотработанные дни по тарифу, равному ежедневной заработной плате работника.
Как производится оплата — известно каждому главному бухгалтеру. Для этого каждый месяц производятся отчисления в ФСС. Предприятию необходимо лишь погасить часть суммы рассчитанного больничного листа за первые три дня периода.
Остальная часть компенсируется за счет средств Фонда Социального Страхования. Для получения гарантированного возмещения уже уплаченных пособий важно на предприятии организовать грамотный учет листков нетрудоспособности.
| Обязанности работодателя | Обязанности ФСС | Права работника |
|
| Получить причитающее пособие по листу нетрудоспособности в течение 6 месяцев после болезни (по предъявлению). |
Учет документов строгой отчетности осуществляется непосредственно на предприятии. Для этого предусмотрено заполнение специального журнала кадровой службой организации. Правда, кадровики пренебрегают этой формальностью, так как эта обязанность не оговорена нормативными актами. Тем не менее, ведомость помогает в решении некоторых вопросов.
Скачать образец журнала регистрации больничных листов
Её назначение:
- систематизация информации;
- уточнение последовательности и длительности больничных периодов;
- методическая помощь в поиске конкретных документов при проверке ФСС;
- руководство к последующему заполнению Табеля учета рабочего времени;
- точная фиксация страхового стажа (рассчитывается на первый день болезни).
Эти данные важны при решении спорных вопросов. Например, по журналу прослеживается, был ли зарегистрирован тот или иной документ кадровым специалистом, правильно ли указан стаж. По сути, ведомость позволяет избежать конфликтных ситуаций с бухгалтером-расчетчиком или другим специалистом по кадровым вопросам.
Внимание! Основная причина отказов в выплатах ФСС – некорректное заполнение больничных листов. Поскольку ФСС может инициировать камеральную проверку, необходимо строго отслеживать поступление листов нетрудоспособности к работодателю.
Правила заполнения документа
Если лист нетрудоспособности заполняется строго черной гелиевой ручкой, без исправлений и помарок, то требования к журналу как к дополнительному документу на предприятии не устанавливаются. Работодатель вправе решать, как организовать работу в своем подразделении. Ведомость составляется в электронном или в письменном виде.
Электронный вариант сохраняется на диске компьютера кадровой службы. Для удобства заполнения примерную таблицу можно скачать в Интернете. После загрузки файла он редактируется «под нужды» работодателя. Далее активно используется в кадровой работе.
Общие требования к заполнению журналов в письменном виде выглядят следующим образом:
- журнал должен быть прошит как брошюра;
- листы журнала в обязательном порядке нумеруются;
- на последней странице ставится печать организации, дата заполнения, суммарное количество листов;
- информация на последней странице подтверждается подписью руководителя организации;
- на титульном листе указывается не только заголовок, но и полное наименование организации, уплачивающей взносы в ФСС, ее регистрационный номер.
- в журнале фиксируется начальная и конечная дата заполнения.
Образец журнала регистрации больничных листовИнструкция и образец журнала регистрации больничных листов
Учет производится по общепринятой табличной форме:
| Наименование столбца | Пояснение |
| Порядковый номер | Очередность зависит от того, в какое время передается документ в бухгалтерию, в отдел кадров |
| Данные работника | Перечисляются ФИО, при необходимости – табельный номер, занимаемая должность, структурное подразделение |
| Серия документа | Представляет собой двенадцатизначный номер, списывается с штрих-кода, расположенного в правом верхнем углу документа |
| Код болезни | Заполняется с листа нетрудоспособности (01-болезнь застрахованного лица, 02-травма, 09- — уход за больным членом семьи и пр.) |
| Период заболевания | Указываются пограничные даты больничного листа |
| Длительность болезни | Количество дней отсутствия на работе по причине заболевания |
| Страховой стаж | Количество отработанных лет, месяцев, исходя из чего высчитывается пособие. |
| Сумма выплат | Расчет производится по формуле и сверяется с данными 1С |
Внимание! Листы нетрудоспособности подлежат оплате по 100 процентному тарифу в случае, когда страховой стаж сотрудника составляет более 7 лет 12 месяцев 30 дней. В период страхового стажа включаются отпуска по уходу за ребенком и периоды получения пособия по безработице.
Примерный образец журнала регистрации больничных листов, его актуальное заполнение на предприятии позволяет сократить время при подготовке документации для передачи в Фонд Социального Страхования. Для его применения в работе следует в точности передать информацию по каждому застрахованному лицу.
Например:
| № | Номер б/л | Основание для выдачи | Кол-во дней | Стаж | Велич. пособия | От ком-па-нии | От ФСС | Итого | |
| 1. | Сидоров Илья Борисович | 285569456235 | Уход за матерью | 12.09.2016-25.09.2016 | 12 л. 2 мес. 3 дня | 100% | 3000 | 11000 | 14000 |
Другой образец заполнения:
| ФИО | Табельный номер | Лист нетруд-сти | Больничное учреждение | Причина выдачи | Период нетруд-сти | Общее кол-во дней | ||
| номер | Дата выдачи | с | по | |||||
| Смирнов Борис Григорьевич | 45 | 145685 585412 | 04.04.2016 | МСЧ № 5 г.Перми | 01 | 04.04. 2016 | 16.04.2016 | 13 |
Есть ли типовой бланк?
Типовую брошюру с пустыми графами для ведения журнала предлагают приобрести аудиторские и бухгалтерские компании. Но затем тратить финансы? Журнал можно распечатать из многих электронных программ типа 1с: Зарплата и кадры, Учет кадров.
Кто заполняет?
По правилам ответственным за ведение журнала назначается специалист кадровой службы. Это происходит по причине, так как у этого ответственного должностного лица хранятся трудовые книжки. Он может самостоятельно или с помощью программного обеспечения указать точный страховой стаж сотрудника.
Иногда журнал заполняется силами секретаря, который одновременно является табельщиком. Затем информация из таблиц берется для заполнения Табеля. Если больничный лист работника с кодом 01 использовался во время отпуска, то эта информация используется для продления дней отдыха.
Если должность специалиста по кадрам в штатном расписании не предусмотрена, то обязанности по ведению ведомости возлагаются на бухгалтера по заработной плате.
Срок хранения
Журнал является важным документом в системе документооборота предприятия. О его порче или преднамеренном уничтожении сообщается правоохранительным органом. Поэтому его сохранное хранение обеспечивается в сейфе кадровой службы.
Срок хранения важной документации – не более 5 лет. Так как корешки листов нетрудоспособностей остаются на предприятии ровно 6 лет, то целесообразно увеличить общий период сохранности документов до 6 лет.
Решение об уничтожении документа строгой отчетности на предприятии принимается экспертно-проверочной комиссией. Бумаги уничтожаются по акту организацией, уполномоченной на данное действие. На акте ставится пометка: «Уничтожено методом прессования».
Есть ли ответственность за неведение?
При отсутствии журнала на предприятии наказание не планируется. Несмотря на это, каждый работодатель вправе подписать приказ, регламентирующий ведение записей. К распоряжению прилагается инструкция по ведению учета, разработанная кадровой и бухгалтерской службой. Журнал нужен работодателю для эффективного контроля за трудовым процессом.
Даже поверхностное знакомство с документом позволит понять:
- кто и в какое время года чаще всего болеет на предприятии;
- сколько финансов тратиться на обеспечение социальных гарантий;
- какая часть средств возмещается из фонда социального страхования;
- законно ли начисляются пособия.
В соответствии с этими знаниями можно организовать на предприятии меры по профилактике заболеваний. Например, запланировать проведение вакцинации, выезд на оздоровительную базу для отдельных категорий ценных сотрудников. Так что о необходимости заполнения журнала учета больничных листов не стоит сомневаться!
buhuchetpro.ru
Образец журнала учета листков нетрудоспособности
Правила заполнения журнала учета больничных листов (где скачать образец)
Как оформляется книга учета листков нетрудоспособности в бухгалтерии в 2017-2018 годах
Правила заполнения журнала учета больничных листов (где скачать образец)
Работодатель сам решает, нужен ли ему журнал учета больничных листов, поскольку нормативно-правовыми актами обязанности вести его не установлено.
Типовой формы этого документа также не существует — можно либо скачать образец журнала учета больничных листов, либо придумать его самостоятельно.
Образец журнала учета больничных листов, заполненный по всем правилам документооборота, вы найдете на нашем сайте. Его можно отредактировать под свои нужды, поскольку при составлении такого документа руководитель должен учитывать специфику работы своей компании.
Несмотря на то что форма может быть произвольной, в образец журнала учета листков нетрудоспособности правильно включить следующую информацию:
- полное наименование компании;
- название журнала;
- даты, когда он был начат и когда в него внесена последняя запись;
- Ф. И. О. ответственного за ведение документа сотрудника.
Журнал учета листков нетрудоспособности должен содержать определенные данные, в частности:
- номер листка;
- дата, когда был представлен документ;
- Ф. И. О. работника, занимаемая им должность;
- номер листка, наименование выдавшего его учреждения;
- дата, когда был начат листок, и дата, когда он был окончен; общее количество дней, проведенных работником на больничном.
Как оформляется книга учета листков нетрудоспособности в бухгалтерии в 2017-2018 годах
Учет больничных листов может вестись и в книге, а не в журнале. Книга учета листков нетрудоспособности заполняется так же, как и журнал, но все ее листы сшиваются.
В бухгалтерии книга учета оформляется в соответствии с пожеланиями работодателя и обычаями делового оборота. Если регистрация больничных листов производится несколькими сотрудниками, то в книгу рекомендуется добавить отдельную графу, в которую проставляется подпись лица, принявшего лист о нетрудоспособности.
Кроме того, учет больничных листов предполагает наличие места для подписи сотрудников бухгалтерии на каждой странице книги. Подпись бухгалтера необходима для того, чтобы зафиксировать факт передачи листка нетрудоспособности от сотрудника в бухгалтерию.
nsovetnik.ru
Журнал учета больничных листов: образец заполнения
Что такое больничный?
Листок нетрудоспособности – поддержка государства трудящимся гражданам и гарантия их материального благосостояния. Существует три причины для выдачи больничного:
- полученная травма или болезнь;
- забота о несовершеннолетнем ребенке или больном родственнике;
- беременность и роды.
На основании этого документа работодатель обязан оплатить сотруднику дни его отсутствия на рабочем месте по причине нездоровья. Первые три дня «погашаются» за счет средств компании, последующий период – из «запасов» ФСС.
Фонд тщательно проверяет достоверность больничных листов и правильность расчета пособий. Если у него возникают сомнения, он вправе назначить проверку и затребовать оригиналы документов. Чтобы облегчить взаимоотношения с контролирующей структурой, многие компании ведут собственные реестры листков нетрудоспособности.
Как проверить больничный лист
Почему нужно вести реестр?
Законодательство не обязывает работодателей вести журнал, подготовка такого реестра – их добровольная инициатива. Такая форма систематизации информации позволяет контролировать корректность оплаты больничных и быстро находить нужные сведения.
Ее преимущества – это:
- Возможность отслеживать количество дней нетрудоспособности работников, которые по закону должна оплачивать фирма-наниматель.
- Возможность контролировать своевременность предоставления сотрудниками больничных листов (максимальный срок «задержки» составляет шесть месяцев).
- Возможность быстро искать листки нетрудоспособности, если их запросили представители ФСС.
Журнал учета больничных листов поможет отследить лимиты оплачиваемых дней нетрудоспособности (например, в случае получения больничного для ухода за несовершеннолетним ребенком или близким родственником).
С помощью реестра сотрудник бухгалтерии и кадровой службы без проблем определит, какое количество дней отпуска подлежит продлению, если недуг настиг работника во время ежегодного оплачиваемого отпуска.
Журнал учета больничных листов: образец
Действующее законодательство не предлагает унифицированного варианта оформления реестра. Работодатель вправе разработать его самостоятельно или использовать один из популярных на практике форматов.
Рассмотрим вариант журнала за 2016 год:

Если компания приняла решение вести журнал учета, ей следует хранить сведения в течение пяти лет. В этот период ФСС имеет право запрашивать данные относительно листков нетрудоспособности.
Как рассчитывается больничный лист?
Ответственность работодателя за отсутствие журнала
В трудовом законодательстве отсутствуют нормы, обязывающие компанию-нанимателя заводить и хранить журналы учета больничных. Оформление таких реестров – добрая воля организации, призванная облегчить труд кадровиков и бухгалтеров при работе с листками нетрудоспособности: поиске документов, отслеживании правомерности их оплаты.
Отсутствие журнала учета больничных листов, скачать образец которого не занимает много времени, – не повод для применения к фирме административных взысканий и иных «санкций». Любые требования сотрудников ФСС об обязательном заполнении реестра неправомерны и беспочвенны.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
raszp.ru










