Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Сентябрь - Ключевые налоговые льготы для организаций здравоохранения. Журнал руководитель здравоохранения рб


Юрист.by - Журнал "Руководитель. Здравоохранение" 2015

13 Февраля 2015

Журнал "Руководитель. Здравоохранение" №2 (26) Февраль 2015

Автор: Максим БЕНСМАН, управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»

Нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие вопросы проведения государственных закупок и закупок за счет собственных средств организаций (далее — закупки), содержат, как правило, общие нормы, определяющие ответственность лиц за нарушения в этой сфере. В частности, согласно ст. 58 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон о государственных закупках), вступившего в силу с 1 января 2013 г., лица, виновные в нарушении законодательства о государственных закупках, несут ответственность, установленную законодательными актами. Аналогичная формулировка содержится и в п. 82 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов1. Согласно данной норме лица, виновные в совершении правонарушений при организации и проведении подрядных торгов (торгов, переговоров), несут ответственность в соответствии с законодательством. Более детально вопросы ответственности за нарушения в сфере закупок рассматриваются в статье управляющего партнера адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры» Максима Бенсмана.

Читать далее...

13 Февраля 2015

Журнал "Руководитель. Здравоохранение" №2 (26) Февраль 2015

Автор: Денис ЧИМЕРЕНКО, юрист

Законом Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. внесены многочисленные изменения и дополнения в Закон о здравоохранении, которые вступили в силу с 27 декабря 2014 г. В связи с внесенными изменениями возникла необходимость принятия ряда нормативных документов Министерством здравоохранения. Этот процесс начался в 2014 г. и активно продолжился в начале 2015 г. Представляем вашему вниманию комментарий к одному из таких документов, регулирующих порядок создания и деятельности в организациях здравоохранения врачебно-консультационных комиссий.

Читать далее...

13 Февраля 2015

Журнал "Руководитель. Здравоохранение" №2 (26) Февраль 2015

Автор: Наталья ЧЕРНОРУЦКАЯ, юрист

Статьей 28 Конституции Республики Беларусь закреплено право каждого человека на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь. Эта защита обеспечивается как уголовно-правовыми средствами, так и режимом врачебной тайны. Врачебная тайна сама по себе является объектом уголовно-правовой защиты. Чтобы раскрытие сведений, составляющих врачебную тайну, не влекло уголовной и, возможно, гражданско-правовой ответственности, необходимо в точном соответствии руководствоваться правовыми нормами, разрешающими в интересах пациентов, а также в целях общественной безопасности открывать доступ к названным сведениям определенным субъектам. Вопросы взаимодействия организаций здравоохранения и правоохранительных органов в свете законодательных нововведений рассмотрены в статье нашего постоянного автора, практикующего юриста Натальи Черноруцкой.

Читать далее...

13 Февраля 2015

Журнал "Руководитель. Здравоохранение" №2 (26) Февраль 2015

Автор: Наталья ЧЕРНОРУЦКАЯ, юрист

(Окончание. Начало в № 1 (2015).)

Декрет Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее — Декрет № 5) затронул вопросы не только дополнительных прав нанимателей по отношению к работникам, но также вопросы ответственности и трудовых прав самих нанимателей (руководителей). Комментарий к нормам Декрета, затрагивающим интересы руководителей организаций, читайте далее.

Читать далее...

13 Февраля 2015

Журнал "Руководитель. Здравоохранение" №2 (26) Февраль 2015

Автор: Максим БЕНСМАН, управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»

Изменение общественных отношений, развитие технологий, международной договорно-правовой базы влечет необходимость в совершенствовании в том числе законодательства о государственных закупках. Подобное совершенствование названное законодательство в определенной степени претерпело в конце 2013 г. с изданием Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 590. Продолжение этот процесс получил в конце 2014 г. — начале 2015 г. с изданием и вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2014 г. № 657, что, в свою очередь, также связано с подписанием и ратификацией Республикой Беларусь Договора о Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу с 1 января 2015 г. Нововведения в процедурах государственных закупок мы попросили проанализировать управляющего партнера адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры».

Читать далее...

juristplus.by

Юрист.by - Февраль - О врачебно-консультационных комиссиях в организациях здравоохранения

13 Февраля 2015

Журнал "Руководитель. Здравоохранение" №2 (26) Февраль 2015

Автор: Денис ЧИМЕРЕНКО, юрист

Законом Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. внесены многочисленные изменения и дополнения в Закон о здравоохранении, которые вступили в силу с 27 декабря 2014 г. В связи с внесенными изменениями возникла необходимость принятия ряда нормативных документов Министерством здравоохранения. Этот процесс начался в 2014 г. и активно продолжился в начале 2015 г. Представляем вашему вниманию комментарий к одному из таких документов, регулирующих порядок создания и деятельности в организациях здравоохранения врачебно-консультационных комиссий.

 

Законом Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» ст. 17 Закона о здравоохранении была дополнена ч. 6 следующего содержания: «Порядок создания и деятельности врачебно-консультационных и иных комиссий устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь».

Нужно отметить, что до внесения указанных изменений в Закон о здравоохранении порядок создания и деятельности врачебно-консультационных комиссий (далее — ВКК) в целом не был урегулирован на уровне нормативного правового акта.

Положение о деятельности врачебно-консультационной комиссии государственной, в т.ч. ведомственной, организации здравоохранения, а также перечень заключений ВКК и сроков их действия, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 799 (далее — Положение и Перечень соответственно), не были введены в действие в порядке, предусмотренном законодательством для нормативных правовых актов.

Большинство нормативных правовых актов указывает лишь на имеющие юридическое значение обстоятельства, для установления которых требуется заключение ВКК. Исключением разве что является Закон Рес­публики Беларусь от 7 января 2012 г. «Об оказании психиатрической помощи». В части 5 ст. 5 данного Закона указано, что ВКК, создава­емые в психиатрических организациях, должны состоять не менее чем из трех врачей-специалистов, а в состав ВКК иных организаций здравоохранения, не являющихся психиатрическими организациями и оказывающих в установленном порядке психиатрическую помощь, должен входить врач-специалист.

Таким образом, Инструкция о порядке создания и деятельности врачебно-консультационных и иных комиссий, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 декабря 2014 г. № 93 (далее — Инструкция) и вступившая в силу с 31 января 2015 г., — это не только результат реализации Министерством здравоохранения своих функций и прав, но и новый — нормативный уровень правового регулирования создания и деятельности ВКК.

Нужно отметить, что формально действие Положения и Перечня не прекращено. Но если рассматривать этот вопрос с юридической стороны, то, поскольку Инструкция является новым документом, регулирующим те же вопросы, что и Положение, в первую очередь необходимо руководствоваться Инструкцией. Кроме того, в п. 6 самой Инструкции установлено, что ВКК в своей деятельности руководствуются в том числе Инструкцией.

Что касается Перечня, то, поскольку нового аналога ему нет, его необходимо применять, если он в целом или отдельные его части не противоречат действующему законодательству.

Обратите внимание

В подпункте 7.2 п. 7 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200, срок действия заключения ВКК определен периодом от одного месяца до одного года или бессрочно — в зависимости от заболевания или нуждаемости в реабилитации и средствах социальной реабилитации. При увеличении первого срока и уменьшении второго, исключении слова «бессрочно» или внесении иных изменений, несовместимых со сроками, указанными в Перечне, последний необходимо применять в части, не противоречащей таким изменениям. Кроме того, сам перечень не является исчерпывающим.

В связи с упомянутыми выше изменениями в Законе о здравоохранении пересмотрены цели создания ВКК в организациях здравоохранения. Теперь они изложены в Инструкции в точном соответствии с ч. 4 ст. 17 Закона о здравоохранении: коллегиальное рассмотрение и принятие решений по вопросам проведения медицинских экспертиз, медицинской реабилитации; оценка качества оказания медицинской помощи пациентам; оценка состояния здоровья пациента для выдачи заключения врачебно-консультационной комиссии; решение иных вопросов при оказании медицинской помощи.

Создание и состав ВКК

Согласно абз. 19 ч. 1 ст. 1 Закона о здравоохранении под организацией здравоохранения понимается юридическое лицо, основным видом деятельности которого является осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности. Полагаем, что ВКК не создаются в аптеках и иных фармацевтических организациях, т.к. там работают провизоры-специалисты, а не врачи-специалисты.

Заметим также, что Положением урегулирована деятельность ВКК только в государственных организациях здравоохранения. В Инструкции же прямое указание на это обстоятельство отсутствует. В связи с этим можно заключить, что формально действие Инструкции распространяется и на негосударственные организации здравоохранения. Другой вопрос — возможно ли на практике создание ВКК в негосударственных организациях здравоохранения, принимая во внимание характер и  юридическое значение заключений, даваемых ВКК в соответствии с законодательством, степень доверия к таким заключениям правоприменительных государственных органов и иных организаций, а также то обстоятельство, что до недавнего времени в соответствии с Положением ВКК могли создаваться только в государственных, в т.ч. ведомственных, организациях здравоохранения.

Необходимо также иметь в виду, что законодательством определены случаи, когда для установления юридически значимых обстоятельств требуется заключение ВКК, созданной только в государственной организации здравоохранения.

В целом для создания ВКК необходимо утвердить не только локальное положение о ВКК, определить наименование, но также состав и график работы ВКК, оформив это соответствующим приказом руководителя организации.

Частью 4 ст. 17 Закона о здравоохранении определен минимальный состав ВКК — три врача-специалиста. В вопросе о том, кого можно относить по должности к врачам-специалистам, необходимо руководствоваться номенклатурой должностей служащих с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 июня 2009 г. № 61 (ред. от 15 декабря 2010 г.), в которой должности врачей-специалистов перечислены в подразделах 1.3.1–1.3.4, 1.4.

Инструкцией определено, что членами ВКК могут быть заведующие структурными подразделениями, лечащие врачи и врачи-специалисты, причем только из числа работников организации здравоохранения. Отметим, что согласно Положению врачи-специалисты в состав ВКК в качестве ее членов не включались, но могли привлекаться при необходимости к участию в заседаниях ВКК.

Лечащим врачом является врач-специалист, который организует и оказывает медицинскую помощь пациенту в период его медицинского наблюдения и лечения, а в случае необходимости выполняет и иные функции, перечисленные в ч. 1 ст. 17 Закона о здравоохранении.

ВКК возглавляет председатель, назначаемый руководителем организации.

Это важно

Председателем ВКК может быть назначен врач-специалист, прошедший переподготовку или повышение квалификации по специальности «Медико-социальная экспертиза», имеющий первую или высшую квалификационную категорию и стаж медицинской деятельности не менее четырех лет.

Отметим, что Положение не устанавливает вышеуказанных требований к председателю ВКК.

На случай временного отсутствия председателя ВКК (в т.ч. по производственной необходимости) руководителем организации должно быть назначено лицо, которое будет исполнять обязанности председателя ВКК. Инструкция прямо не определяет требований к квалификации и опыту лица, заменяющего председателя ВКК в его отсутствие. В свою очередь, Положением установлено, что таким лицом может быть либо заместитель руководителя организации по медицинской части, либо заведующий структурным подразделением данной организации здравоохранения.

Полагаем, что установленные Инструкцией требования, относящиеся к председателю ВКК, необходимо учитывать и при назначении лица, временно его заменяющего, поскольку в самой Инструкции не указано иное. Кроме того, Инструкцией, в отличие от Положения, установлено, что если при принятии решения ВКК голоса «за» и «против» будут распределены поровну, голос председателя ВКК является решающим. Насколько компетентным будет решение ВКК в таком случае, если лицо, заменяющее председателя, не будет иметь квалификации и опыта, которые установлены для председателя ВКК?… Однозначно ответить на спорный вопрос могло бы разъяснение Министерства здравоохранения.

Руководителю организации также необходимо приказом назначить секретаря ВКК. Секретарь ВКК не входит в ее состав и, соответственно, не имеет права голоса при принятии решений комиссией. Секретарем ВКК, например, может быть назначен работник данной организации здравоохранения из числа среднего медицинского персонала. Функции секретаря ВКК определены в п. 17 Инструкции.

В зависимости от особенностей деятельности организации здравоохранения и количества обслуживаемого населения по решению руководителя организации может быть создано несколько составов ВКК.

ВКК должна иметь печать со своим наименованием.

Деятельность ВКК

В соответствии с п. 6 Инструкции ВКК в своей деятельности должна руководствоваться законодательством Республики Беларусь, в т.ч. самой Инструкцией, а также положением о комиссии.

Отметим, что согласно Положению порядок деятельности ВКК на локальном уровне должен определяться приказом руководителя организации. Инструкцией же установлено, что ВКК в своей деятельности руководствуются положением о соответствующей комиссии, которое утверждается руководителем организации (п. 6, 7).

Работа ВКК осуществляется в соответствии с графиком ее работы, утвержденным руководителем организации, в форме заседаний. Заседания ВКК могут быть плановые и внеочередные. Поскольку в Инструкции отсутствует указание на лицо, имеющее право созыва внеплановых заседаний ВКК, полагаем, правом принятия таких решений обладает председатель ВКК, поскольку на него возложены полномочия по организации деятельности ВКК и руководству ею. Кроме того, такая возможность предусмотрена Положением, и это не противоречит Инструкции.

Заседание ВКК может проводиться как по месту расположения организации здравоохранения, так и по месту жительства (месту пребывания) пациента на территории, закрепленной за государственной организацией здравоохранения.

Для участия в заседаниях ВКК и иных комиссий могут приглашаться с правом совещательного голоса специалисты данной или других организаций здравоохранения, других заинтересованных организаций.

Подготовку материалов для заседания ВКК, уведомление членов ВКК о времени и месте проведения заседания осуществляет секретарь ВКК.

Основные полномочия и функции ВКК перечислены в п. 8 и 18 Инструкции соответственно. Оба перечня не являются исчерпывающими, законодательством могут быть предусмотрены и иные права и функции ВКК.

Одной из важных функций, закрепленных за ВКК, является экспертная оценка качества оказания медицинской помощи и проведения медицинских экспертиз, оформления медицинских документов лечащими врачами. Именно по вопросам качества оказания медицинской помощи пациент вправе обращаться в ВКК самостоятельно. В Инструкции, однако, прямо не прописано право законных представителей па-циента на обращение в ВКК. Но, безусловно, такое право у них есть. Это косвенно подтверждается редакцией п. 35 Инструкции, которым установлено, что решение ВКК может быть обжаловано пациентом либо его законным представителем в установленном законодательством порядке.

С целью решения сложных вопросов проведения медицинских экспертиз и медицинской реабилитации ВКК (после проведения заседания ВКК и оформления соответствующих медицинских документов пациента) может направлять пациента на консультацию в центральную ВКК, созданную в организации здравоохранения, подчиненной областному (Минскому городскому) исполнительному комитету, с указанием цели консультации (п. 31 Инструкции).

Руководителю на заметку

Контроль за деятельностью ВКК осуществляет руководитель организации здравоохранения.

Решения, заключения ВКК

Решение ВКК принимается простым большинством голосов. Голос председателя ВКК при равенстве голосов является решающим. При несогласии члена ВКК с мнением большинства его особое мнение вносится в медицинские документы пациента и в журнал регистрации решений ВКК (п. 23 Инструкции), при этом протокол заседания ВКК им не подписывается.

Решения ВКК могут приниматься очно и заочно. Порядок принятия заочных решений определен в п. 25 Инструкции. Факт заочного принятия решения ВКК указывается в медицинских документах пациента и журнале регистрации решений ВКК.

Решение, принятое на заседании ВКК, оформляется протоколом заседания ВКК и вносится в медицинские документы пациента. Требования к содержанию протокола определены в ч. 2 п. 27 Инструкции.

Протокол заседания ВКК подписывается председателем и членами ВКК (за исключением вышеупомянутых) с указанием их фамилий и инициалов и регистрируется в журнале регистрации решений ВКК. Номер и дата протокола заседания ВКК вносятся в медицинские документы пациента.

Решение ВКК является обязательным для исполнения лечащим врачом, другими врачами-специалистами организации здравоохранения, в которой создана ВКК, если иное не установлено законодательством или организацией здравоохранения, создавшей ВКК.

На основании вынесенного решения ВКК в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, пациенту (его законному представителю) выдается заключение ВКК по установленной законодательством форме. На данный момент действительна форма заключения ВКК, установленная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 6 июля 2010 г. № 83.

Обратим внимание, что заключение ВКК — это юридически значимый документ. С учетом норм антикоррупционного законодательства члены ВКК, которые вынесли такое заключение, относятся к «лицам, уполномоченным на совершение юридически значимых действий». Поэтому врачи-специалисты, входящие в состав ВКК, могут быть субъектами коррупционных правонарушений.

Руководителю на заметку

Председатель ВКК вправе ходатайствовать перед руководителем организации здравоохранения о поощрении или применении мер дисциплинарного взыскания к соответствующим медицинским работникам по результатам оценки качества оказания медицинской помощи пациентам и проведения медицинских экспертиз.

В заключение отметим, что участие врача-специалиста в работе ВКК должно, на наш взгляд, отражаться в его трудовом контракте как дополнительное условие с установлением повышенного размера надбавки за контракт. Кроме того, членство в ВКК целесообразно учитывать и при премировании врачей-специалистов.

 

Денис ЧИМЕРЕНКО, юрист

juristplus.by

Юрист.by - Сентябрь - Ключевые налоговые льготы для организаций здравоохранения

06 Сентября 2016

Журнал "Руководитель. Здравоохранение" №9 (45) сентябрь 2016

Автор: Алексей ФИДЕК, магистр юридических наук, старший юрист ИООО «ПрайсвотерхаусКуперс»

Организация здравоохранения может сэкономить финансовые средства не только на штрафных санкциях, своевременно и в полном размере уплачивая налоги, но и применяя льготы по их уплате. Какими налоговыми льготами может воспользоваться организация здравоохранения? В каких случаях? При каких условиях?

По общему правилу белорусские организации здравоохранения, независимо от формы собственности, признаются плательщиками налогов, установленных НК.  Организации здравоохранения, применяющие общий порядок налогообложения, уплачивают налог на добавленную стоимость (далее — НДС), налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный налог и др.  Вместе с тем НК содержит случаи, когда организация не признается плательщиком того или иного налога. Организациям, не являющимся плательщиками, не нужно подавать налоговую отчетность.

Наряду с обязанностью плательщиков уплачивать установленные законодательством налоги предусмотрена возможность применять льготы, в т.ч. в виде полного освобождения от налогов. Освобождение от налога не снимает обязанность подавать налоговую отчетность.

C учетом высокой социальной значимости организаций здравоохранения для них существует ряд налоговых льгот. Далее рассмотрим отдельные нюансы применения наиболее важных из них.

НДС

Освобождение медицинских услуг от НДС

Медицинские услуги освобождаются от НДС, если они поименованы в перечне медицинских услуг, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 198 «Об освобождении от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации отдельных медицинских услуг».

Освобождение от НДС не распространяется на косметологические услуги нелечебного характера, услуги по освидетельствованию на допуск к работе, по предрейсовым медицинским осмотрам, предоставлению палат повышенной комфортности и другие, не поименованные в упомянутом перечне.

На практике не всегда очевидно, освобождается ли от НДС та или иная услуга (манипуляция). При принятии решений рекомендуем руководствоваться перечнем процедур (исследований, манипуляций), относящихся к работам и услугам, составляющим лицензируемую медицинскую деятельность, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 марта 2011 г. № 309 «Об утверждении перечня процедур (исследований, манипуляций), относящихся к работам и услугам, составляющим лицензируемую медицинскую деятельность». Также можно обратиться в Министерство здравоохранения Республики Беларусь для получения заключения об отнесении услуги к определенной области медицины.

Использованные в процессе оказания медицинских услуг материалы, стоимость которых включена в цену услуг, также освобождаются от НДС.

Для целей применения освобождения от НДС потребителями медицинских услуг могут быть как физические, так и юридические лица, причем и белорусские, и иностранные.

Данная льгота предусмотрена подп. 1.2 п. 1 ст. 94 НК.

Освобождение от НДС продуктов питания, произведенных столовыми учреждений здравоохранения

Продукты питания, произведенные столовыми учреждений здравоохранения, освобождаются от НДС. Если указанные столовые реализуют продукты питания, произведенные другими организациями, то освобождение от НДС не применяется.

Эту льготу могут использовать только организации здравоохранения, имеющие организационно-правовую форму «учреждение».

Справочно

Учреждение — это организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Организации здравоохранения, созданные в иных формах, например «общество с ограниченной ответственностью» или «унитарное предприятие», не могут применять данную льготу.

Эта льгота предусмотрена подп. 1.6–2 п. 1 ст. 94 НК.

Освобождение от НДС при реализации товаров медицинского назначения

Реализация лекарственных средств и медицинских изделий освобождается от НДС при одновременном соблюдении следующих условий:

  • данный товар и его код ТН ВЭД указаны в перечне товаров, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 6 марта 2005 г. № 118 «Об утверждении перечня товаров медицинского назначения, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость»;
  • товары включены в Государственный реестр лекарственных средств или Государственный реестр медицинских изделий, либо в отношении таких товаров имеется разрешение на реализацию и (или) медицинское применение незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий, выданное Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Данная льгота предусмотрена подп. 1.1 п. 1 ст. 94 НК.

Освобождение от НДС при ввозе товаров медицинского назначения

Товары медицинского назначения освобождаются от ввозного НДС при одновременном соблюдении следующих условий:

  • товары являются лекарственными средствами, медицинскими изделиями, протезно-ортопедическими изделиями, сырьем, материалами для их изготовления, комплектующими для их производства или полуфабрикатами к ним;
  • данный товар и его код ТН ВЭД указаны в перечне товаров, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 107 «Об освобождении от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь некоторых категорий товаров»;
  • товары включены в Государственный реестр лекарственных средств или Государственный реестр медицинских изделий, либо имеется заключение Министерства здравоохранения Республики Беларусь о том, что товары относятся к указанной выше категории товаров, освобождаемых от НДС.

Для применения льготы цель последующего использования перечисленных выше товаров значения не имеет.

От ввозного НДС освобождаются также медицинские товары для инвалидов при одновременном соблюдении следующих условий:

  • товары являются техническими средствами, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и (или) реабилитации инвалидов;
  • наименование ввозимого товара указано в перечне технических средств, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 107;
  • имеется заключение Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о том, что товары относятся к указанным в перечне техническим средствам.

Если такие товары не будут использованы для профилактики инвалидности и (или) реабилитации инвалидов либо будут вывезены за пределы Беларуси без использования в указанных целях, организация здравоохранения будет обязана уплатить в бюджет сумму НДС, в размере которой ранее было получено освобождение.

Данная льгота и условия ее применения предусмотрены подп. 1.4 и 1.5 п. 1, п. 2 ст. 96 НК.

Акцизы

По общему правилу спиртосодержащая продукция относится к подакцизным товарам. Однако из числа подакцизных товаров исключены:

  • спиртосодержащие растворы с денатурирующими добавками, компонентами, изменяющими органолептические свойства этилового спирта, разрешенными к применению в Беларуси;
  • спиртосодержащие лекарственные средства, разрешенные к промышленному производству, реализации и медицинскому применению на территории Беларуси;
  • спиртосодержащие лекарственные средства, изготавливаемые в аптеках по индивидуальным рецептам врача или заявкам организации здравоохранения;
  • дезинфицирующие средства.

Данное положение означает, что перечисленные товары не являются объектом налогообложения акцизов. Таким образом, организации здравоохранения не нужно соблюдать какие-либо дополнительные формальности для необложения акцизами перечисленных товаров, а также подавать налоговую декларацию в отношении данных товаров.

При возникновении вопроса об отнесении того или иного товара к перечисленным исключениям целесообразно обратиться в Министерство здравоохранения Республики Беларусь за официальным заключением.

Данные исключения предусмотрены п. 2 ст. 111 НК.  

Налог на недвижимость

По общему правилу бюджетные организации здравоохранения не являются плательщиками налога на недвижимость1. Исключением является ситуация, когда бюджетная организация здравоохранения сдает недвижимое имущество в аренду (иное возмездное или безвозмездное пользование) третьим лицам. По таким объектам нужно платить налог на недвижимость, за исключением случая, когда арендатором имущества является бюджетная организация или некоторые другие организации, осуществляющие специфические виды деятельности2.

Организации здравоохранения, не относящиеся к бюджетным, освобождаются от налога на недвижимость в отношении принадлежащих им зданий, используемых в сфере здравоохранения3. Освобождение применяется ко всем объектам, классифицируемым как здания, в соответствии с постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств…».

Справочно

С 1 января 2016 г. сооружения и передаточные устройства сферы здравоохранения подлежат обложению налогом на недвижимость в общеустановленном порядке.

Также от налога на недвижимость освобождаются впервые введенные в действие капитальные строения (здания, сооружения) организаций в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию в установленном порядке. Льгота применяется организациями, осуществляющими капитальные вложения в возводимые объекты капитального строительства (например, при строительстве хозяйственным способом или по договору долевого строительства). На организации, приобретшие здания и сооружения, по которым не истек годичный срок с момента ввода их в эксплуатацию, на основании договоров купли-продажи, мены, безвозмездной передачи и других договоров названная льгота по налогу на недвижимость не распространяется. Также льгота не применяется к объектам, при возведении которых были превышены установленные проектной документацией сроки строительства.

Указанные выше организации утрачивают право на освобождение от налога на недвижимость в отношении следующих объектов:

недвижимого имущества, переданного в аренду (иное возмездное или безвозмездное пользование) третьим лицам, за исключением такой передачи бюджетным организациям и некоторым другим организациям, осуществляющим специфические виды деятельности4;

недвижимого имущества, включенного в перечни неиспользуемых (неэффективно используемых) объектов, утвержденные местными органами власти5.

При возникновении у организаций в течение года права на освобождение от налога на недвижимость льгота предоставляется с квартала, следующего за кварталом, в котором возникло право на льготу. В случае утраты в течение года права на льготу исчисление и уплата налога на недвижимость производятся начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором такое право утрачено6.

1 См.: п. 3 ст. 184 НК.

2  Перечень таких организаций приведен в ч. 2 п. 3 ст. 184 НК.

3 См.: абз. 3 ч. 1 подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК.

4 Перечень таких организаций приведен в ч. 2 п. 2 ст. 186 НК.

5 См.: п. 7 ст. 186 НК.

6 См.: п. 4 ст. 186 НК.

Земельный налог

Плательщиками земельного налога признаются организации, у которых земельные участки на территории Республики Беларусь находятся на праве постоянного пользования, временного пользования или частной собственности.

По общему правилу бюджетные организации здравоохранения не являются плательщиками земельного налога. Исключением является ситуация, когда бюджетная организация здравоохранения сдает в аренду (иное возмездное или безвозмездное пользование) третьим лицам объекты недвижимости, расположенные на земельных участках такой организации. По этим объектам нужно платить земельный налог, за исключением случая, когда арендатором имущества является бюджетная организация или некоторые другие организации, осуществляющие специфические виды деятельности7.

Организации здравоохранения, не относящиеся к бюджетным, по общему правилу уплачивают земельный налог.

7 Перечень таких организаций приведен в ч. 5 п. 5 ст. 192 НК.

Заключение

Чтобы четко понимать, в каких случаях можно сэкономить на уплате налогов, а в каких случаях такая экономия неправомерна, необходимо иметь правильные ответы на следующие вопросы:

1)   плательщиком каких налогов является организация здравоохранения с учетом ее статуса (бюджетная или небюджетная)?

2)   какие льготы предусмотрены в отношении уплаты налога по каждому объекту налогообложения, каковы условия применения и неприменения таких льгот?

3)   относятся ли по своим характеристикам и назначению объекты налогообложения организации здравоохранения к тем, в отношении которых законодательство установило возможность применения льгот, и есть ли необходимость обращаться за соответствующим заключением в Министерство здравоохранения Республики Беларусь?

4)   с какого момента у организации здравоохранения возникает право на применение льгот и когда оно прекращается?

Виды налогов, сборов (пошлин)

В Республике Беларусь установлены республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные НК либо Президентом Республики Беларусь и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с НК и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

Республиканские налоги, сборы (пошлины).

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на прибыль;
  • налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • консульский сбор;
  • государственная пошлина;
  • патентные пошлины;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • утилизационный сбор;
  • сбор на финансирование государственных расходов.
  • Местные налоги и сборы:
  • налог за владение собаками;
  • курортный сбор;
  • сбор с заготовителей.

[Ст. 7–9 НК]

juristplus.by


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта