Реконструкции авангарда. Журнал сцена
О журнале
Журнал " Сцена" выходит с 1991 г., учрежден Союзом театральных деятелей, издается при финансовой поддержке Министерства культуры РФ
СЦЕНА — единственный в стране журнал по вопросам сценографии, сценической техники и технологии, трибуна для художников, искусствоведов и критиков, изучающих визуальную культуру театра.
Периодическое издание по вопросам философии, этики, синтетической природы искусства театра; художественного образования; культуры менеджмента в области зрелищных искусств.
Выдающиеся художники разных поколений — Э. Кочергин, М. Китаев, С. Бархин, Б. Мессерер, В. Левенталь, Т. Сельвинская, С. Бенедиктов, А. Боровский, Ю. Хариков, А. Кондратьев — постоянные авторы и герои публикаций в журнале. Работы сценографов анализируют известные театроведы и критики.
Журнал уделяет пристальное внимание сценическому костюму, его истории, современной практике, новым технологиям и материалам, публикует эскизы российских и зарубежных художников. В сегодняшней зрелищной практике резко возросла роль света, и поэтому взаимодействие художника по свету с режиссером и сценографом, а также проблемы оснащения сцены современным оборудованием, также нашли свое место на страницах журнала. В поле зрения издания наиболее значительные события в мире театра: в рубриках «спектакль» и «выставки» публикуются рецензии и обзоры. Информация о новых театральных книгах — аннотации, рецензии, полемические заметки — в каждом номере.
Постоянно освещаются вопросы сценической техники и технологии современного театра: от hi-tech до изобретений театральных умельцев. Специальные разделы посвящены театральной архитектуре и менеджменту: новые проекты, реконструкция и реставрация зданий, конкурсы и тендеры, а также рассказы о знаменитых театрах мира.
СЦЕНА издается в тесном сотрудничестве с Театральным музеем им. А. А. Бахрушина. Преемственность культуры — одна из его основополагающих линий. Опыт предшественников, взаимодействие старых технологий с современной практикой — этому посвящены постоянные рубрики «наследие» и «образование».
СЦЕНА выходит с периодичностью 6 номеров в год, объемом 64-88 полос с большим количеством цветных иллюстраций.
Редакцией в 2015 году осуществляется: целевая рассылка журнала 75 региональным отделениям Союза театральных деятелей РФ и 17 театральным институтам и училищам по заказу руководства СТД РФ (ВТО)
СЦЕНЕ двадцать четыре года, возраст не юбилейный, и не только потому, что в нашей маленькой дружной редакции, собрались граждане, не соотносящие свою деятельность с магией красивых чисел, но и потому, что возраст для нас понятие не математическое и собственно нам совершенно не интересное. Дух жизни и жизнь духа это нам ближе. Тем не менее, за эти годы журнал не канул в лету, что было бы, пожалуй, явлением обычным для последнего периода отечественного бытия, а продолжал с разной степенью интенсивности выходить к читателю, увеличив свою периодичность до 6 раз в год. Эти номера были созданы при участии большого числа наших друзей, коллег и сподвижников. Собственно, без них эти номера и не могли бы состояться. И в этом, видимо, главная наша заслуга, что на призыв к сотрудничеству откликнулись и откликаются замечательные деятели отечественной культуры: художники, режиссёры, архитекторы, актёры, театроведы, искусствоведы, технологи, продюсеры.
Громадный вклад в создание и развитие журнала внесли А. А. Михайлова и В. С .Глаголева, светлая память о которых всегда с нами.
Формат и структура журнала за эти годы претерпевали различные изменения: изначальные 48 полос давно уже стали преданием старины глубокой, их количество постоянно увеличивается; благодаря совету С. М. Бархина, в журнале появился цвет и, похоже, отказаться от цветных полос мы уже не сможем, хотя это и увеличивает затраты на печать и т. п.; современные информационные технологии избавили нас от необходимости рекламирования всего и вся. Мы продолжаем писать об опыте внедрения и использования традиционных и новых сценических технологий, что, как нам, кажется, полезно и продуктивно. Но СЦЕНА не технологическое издание, а издание для широкого круга профессионалов театрального дела и для тех, кто стремиться быть таковым. Тематический диапазон наших материалов определился давно, если не с самого начала, и мы последовательны в его наполнении конкретным и современным содержанием. При этом не отказываем себе в удовольствии экспериментировать с обложкой и открывать новые рубрики.
Содержание выстраивается вокруг главного продукта — спектакля. Может быть, в последние годы у нас стало больше материалов, связанных с нашим культурным наследием, и чем тоньше этот слой в окружающем бытии, тем более мы обращаемся к опыту прошлого.
Мы пишем исключительно о том, что нам интересно и кажется важным в текущем времени. Сколько мы сможем прожить в таком счастливом состоянии нам неведомо: угрозы реальные дышат и в спину и в лицо, призрак безденежья никуда не уходит, интернет неумолим в своём неприятии типографских станков и т.д. и т.п. Надо жить, надо работать. Каждый воспринимает эти чеховские слова по-своему: нас более привлекает возделывание сада, нежели праздное любование им.
Дмитрий Родионов, главный редактор
Ирина Драчевская
Елена Древалева
Александр Урсин
Надежда Хмелёва
Черномурова Ирина
Основатели журнала
Вера Глаголева Редактор
Алла Михайлова Редактор
the-stage.ru
Архив
RU Eng Toggle navigation- О журнале
- Новости
- Подписка
- Авторы
- Архив
- Реклама
- Контакты
1
2
3
4
6
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
×One fine body…
the-stage.ru
Новости
"Сцена", №2(88),2014 направлена читателям.
22 апреля 2014 года вышел из печати второй номер нашего журнала. Предлагаем вашему вниманию статью главного редактора Д.В.Родионова, открывающую номер.О жирафе, львах и демократии
Недавно сотрудники копенгагенского зоопарка умертвили молодого здорового жирафа на том простом основании, что по генетическим параметрам жираф не должен был иметь потомство в виду своей родственной близости к жирафам, находящимся в этом зоопарке. Красивое животное убили на глазах школьников (урок приближения к пониманию эволюционного процесса – по замыслу организаторов), разделали (также на глазах подростков) и бросили мясо семейству львов (не пропадать же добру, тем более что жираф был здоров абсолютно, гены не те, но это же не вирус). С точки зрения научных деятелей этого зоопарка всё вышеописанное было сделано в полном соответствии с законом и нормами научно-исследовательской работы. Видимо, это действительно так, так как ни один работник зоопарка не был привлечён датскими властями к ответственности за содеянное.Бедный жираф не виноват в том, что его гены не такие, какими, по мнению копенгагенских блюстителей генетической чистоты, они должны были быть, жираф не мог убежать в саванну (в природе у него был такой шанс), в комфортном заключении в зоопарке, его искусственном доме, у него не было ни единого шанса избежать смертельного укола эволюционно настроенного учёного. Генетическая чистота в отношении людей как критерий отбора «чистых и правильных» уже перевернула в XX веке все представления о человечности и гуманизме, грань допустимого по-прежнему остаётся вроде двойной монеты, которую продолжают предъявлять, как кому выгодно.Вероятно, зоопарковеды не слышали, хотя это маловероятно, о великом датском сказочнике Гансе-Христиане Андерсене, авторе «Русалочки», скульптура которой является символом Дании. А если слышали и, может быть, даже читали его сказки-притчи, то смысл и пафос этих произведений прошёл мимо их сердец. Среди сказок великого гуманиста есть одна, в которой любовь и сострадание к человеку выражены так сильно и ярко и при этом так просто, что, если бы ничего другого Андерсен не сочинил, то одной этой сказки достаточно, чтобы человечество сохранило память о нём. Это сказка «Девочка со спичками».В рождественские дни этого года спектакль-путешествие для детей и взрослых «Девочка со спичками» можно было увидеть в московском «Гоголь-центре» в постановке художника Веры Мартыновой. В полумраке фойе на полу большой макет небольшого городка. На склонах невысокого холма уютно расположились домики, какие-то побольше, какие-то поменьше. Дети и взрослые стоят вокруг макета и смотрят сверху вниз на светящиеся тёплым светом окна этих домиков. Откуда-то сверху звучит голос, читающий сказку Андерсена о девочке, продающей на улице спички и боящейся вернуться домой, потому что, если она не продаст хотя бы один коробок, то её будет бить отец, о том, как пытаясь согреться, девочка зажигает спички, мечтает о встрече с бабушкой, которая умерла, о том, как бедная девочка замерзает и навсегда покидает этот мир. Дети и взрослые стоят и смотрят на светящиеся окна, за которыми, такие же, как и они, дети и взрослые сидят перед домашними очагами, радуясь Рождеству.
«Когда придёт время мне уйти,Не уходи.Когда придет время мне покинуть мир,Не оставляй меня».
Это песнопение и другие (их пятнадцать) американского композитора Дэвида Лэнга, названные им «Страстями по девочке со спичками», дети и взрослые услышат после того, как истает голос актёра, читавшего сказку. Художник построила в игровой части зрительного зала большой фахверковый дом с тепло-синими (необыкновенного цвета горней синевы) стеклами больших, почти громадных окон. У входа – мягкие войлочные тапочки: вы можете их надеть.
«Когда придёт время мне умереть,Со мной останься.Когда я в смятении буду, Со мной останься».
В звучании голосов шести солистов, исполняющих «Страсти», столько нежности, любви, сострадания и света, что невольно думаешь, что так и должен звучать ангельский хор, и ты уже в доме, который становится небесным храмом обретаемого успокоения и вечной радости. Звучат песнопения, и в окнах возникают живые картинки: на крыши домов падает снег, по улице идут люди, переходят перекресток, где светофор меняет свои цвета, едут машины, в окнах высоких панельных домов загорается и гаснет свет, из асфальта прорастают и растут ели…
«И спички вспыхнули таким ярким пламенем, что стало светлее, чем днем. Никогда еще бабушка не была такою красивою, такою величественною! Она взяла девочку на руки, и они полетели вместе, в сиянии и в блеске, высоко-высоко, туда, где нет ни холода, ни голода, ни страха – к Богу!»
Девочка обрела свой дом, обрёл дом и жираф, они там, где ангелы поют им свои песни, где они наконец-то счастливы.Спектакль Гоголь-центра о чуде и о мечте, о том, что на самом деле «нет отчаяния, смерти, беспомощности, если у вас есть вера. Потому что чудо – всегда рядом». Это слова Веры Мартыновой из программки к спектаклю. Спектакль и есть это послание.Сегодня, когда украинские события стали центром общественного внимания, а разная их оценка – разделительной чертой между теми, кто делает театр предметом политической игры, и теми, кто отделяет искусство от политики, роль послания театра к смягчению и облагораживанию нравов обретает как никогда важнейшее значение. Театральное сообщество встревожено, и для этого есть немало оснований. Отказы от гастролей, выступлений в спектаклях, участия в фестивалях и т.п. Явление, к счастью, не массовое, но всё же от этого не менее огорчительное.Александр Калягин: «На мой взгляд, происходит нечто беспрецедентное. Даже в годы «холодной войны», когда «железный занавес» отделял СССР от всего мира, театры ездили на гастроли, причём и те, кто состоял в партии, и те, кто не следовал курсу КПСС. Приезжали и к нам зарубежные мастера.
А что происходит сегодня, в XXI веке? Бесконечные разговоры о толерантности, о высших европейских ценностях – все блеф! Я всегда знал, что политика – грязное дело, но когда эта грязь распространяется и проникает даже на территорию культуры, то это уже настолько аморально, что становится страшно».
Кирилл Серебрянников: «Среди выступающих за бойкот России есть и мои друзья, латыши и даже русские, я с ними провёл много времени, мы прекрасно ладили, всё было мирно и прекрасно. Было. Теперь всё не так. Теперь они не приедут к нам, мы не приедем к ним. И что получается? Войну на нашей территории развязали мы сами. Железный занавес опустили мы сами. Политики торжествуют, мир подчиняется их фантазиям».
Михаил Резникович: «Мне представляется, что культуры России и Украины настолько тесно переплетены, что мы должны вынести за скобки все распри. Нужно обмениваться культурным продуктом, потому что это идёт на пользу всем».Не принимать это, значит обманывать себя и других, здесь не может быть двойных стандартов, которые сегодня торжествуют на геополитической карте мира, делая заложниками страны и народы. Однако, что также совсем не радует, такая политика не блещет новизной. Открываю «оригинальную патриотическую сцену» сочинения санкт-петербургского артиста П.Григорьева 1-го «Картины нынешней войны, или Беседа о современном», предназначавшуюся к представлению 30 августа 1855 года и читаю:
«Вечный срам, да поразитПусть того витию, Кто неправедно коритМатушку Россию!..Помогала всем она –Зло тушить, подкопы,За себя ж, стоит однаПротив всей Европы!Русь незыблемо стоитПри Царе любимом,Так на веки сохранитСевастополь с Крымом».
1855 год. Севастополь. Крым. 2014 год. Севастополь. Крым. Опять мы и Запад. Новое: мы и Украина. На единое культурное пространство, создававшееся столетиями (какой прекрасный свод имен украинских и русских деятелей культуры и искусства!), вдруг стал наползать страшный кракелюр. Но не менее страшен кракелюр в нашем внутрироссийском пространстве. «Золотая маска», отмечающая своё двадцатилетие бытия в новой России, сделала немало, чтобы это пространство возникло, расширилось и сблизило наших театральных деятелей, открыло нашей публике множество западных имён и театров. Теперь же вдруг в наш обиход вползает разъедающая ржа разделения: на чистых и нечистых, своих и не своих, правильных и неправильных, главначпупсы начинают делать соответствующие выводы и применять различного рода санкции в отношении, по их мнению, «нечистых», актёры пишут доносы и анонимки на своих коллег и т.д. и т.п. Всему этому растлению и «копытам вместо крыльев» (Ф.Г.Лорка) мы может противостоять только сами.
Георгий Товстоногов: «Душевная незащищенность художника поразительна, об этом мало знают люди, не имеющие отношения к искусству, она в десятки раз выше незащищенности людей других профессий. Я не против критики, но, когда теперь я читаю рецензии на спектакли Мейерхольда или стенограммы диспутов, читаю, что говорили о Маяковском или о Таирове, — я вижу (и все видят), как легко и бездумно наносились удары, как молниеносно критика обращалась в травлю».Травле и ударам противостоять мы можем только сами. Сохранить и укрепить единое пространство культуры мы можем только сами.
Федерико Гарсия Лорка (19 августа 1936 года был убит в начале гражданской войны в Испании): «Главное – искусство. Благороднейшее искусство. А вы, друзья мои, прежде всего – художники. Художники с головы до ног, раз уж призвание и любовь привели вас сюда, на подмостки, и заставили жить в иллюзорном мире кулис и пить горькую чашу театра. Художник – это не просто звание, это призвание. Над всеми театрами, от самых скромных, провинциальных, до больших столичных театров должно реять слово «Искусство», не то придётся водрузить на театр вывеску «Купля-продажа» или того хуже. Так пусть же реет над театром это слово – Искусство. А ещё – Служение, Честность, Самоотречение и Любовь».
P.S.Старого льва и двух львят из семейства, которому был скормлен убитый жираф, так же умертвили – недели через две после жирафа. Льва – потому что старый. Львят – потому что новый молодой самец не потерпит потомства от предыдущего вожака.
Дмитрий Родионов
the-stage.ru
Авторы
А
Абалаева Белла
Абрамзон Л.
Абрамов И.
Авдонин Олег
Авдонина Наталья
Авербах Александр
Авинова Елена
Авруцкая Ирина
Агибалов Валерий
Акимов Б.
Акимова Ирина
Акулова Елена
Алексеева Е.
Алешонкова Галина
Алпатова Ирина
Альтовский Евгений
Аману Доминик
Амепелогова Елена
Амитон И.
Андрейкина Марина
Андропов В.
Анисимов Александр
Арапова Тамара
Арефьев Владимир
Арефьева Анастасия
Архипов Виктор
Арцибашев Сергей
Арюпин Дмитрий
Аслаханова М.
Б
Бабенко Никита
Бабуков Феликс
Баженов Виктор
Базанов Вадим
Байрамова Луиза
Балашевич Ирина
Балгазина азалия
Бархин Сергей
Барышева Екатерина
Барышева Ирина
Баст Марина
Бегбуди Сарват
Бедердинов Ильдар
Бейлин Александр
Бейлина Мария
Белкин Георгий
Белов Дмитрий
Беляева Екатерина
Бенедиктов Станислав
Бервальд Алексей
Березкин Виктор
Беркутова Н.
Берлова Мария
Бирюкова Екатерина
Бланк Борис
Богданова Алена
Богомолова О.
Бодуэн М.
Бодянская Татьяна
Боер В.
Боим А.
Большакова Юлия
Борисов Л. А.
Борисова Наталия
Боровский Давид
Бородин А.
Бояков Эдуард
Брянцев Д.
Буйнов В.
Бумбарова Василка
Буракова Татьяна
Бушмелев А.
Бушмелева Татьяна
Быковченко А.
Бычковский Владимир
Бюрчиев Евгений
В
Вандалковский Е.
Ваняшова Маргарита
Варламова А.
Варнер В.
Васильев А.
Васильев Константин
Василькова Александра
Ведьмин Борис
Великанов Александр
Вержбицкий Жан
Веснин Михаил
Викторова Ю.
Виноградов Владимир
Волков Борис
Волкова Нина
Вольский Виктор
Вольский Рафаил
Г
Гайдукова Екатерина
Галаджиева Галина
Галендеев Валерий
Галковский Н.
Гальперин Ю.
Гапонова Н.
Гарник Тина
Гатов Леонард
Гейдбрехт Эрнст
Генкина Римма
Герасименко В.
Гинкас Кама
Глаголева Вера
Гладиревски М.
Глазунов А.
Глебова Татьяна
Гнедовский Сергей
Гнеушев Валентин
Голосовская Елена
Гончаренко Алексей
Гордеев С.
Гордеева Лидия
Грибкова Анна
Грибов Борис
Григорьев Михаил
Гримм А.
Гринь Мария
Груева Елена
Губайдуллина Елена
Гудков Владимир
Гульченко Виктор
Гусев александр
Д
Дадамян Геннадий
Данилова М.
Данильян С.
Дахан В.
Демидова Алла
Демидова Екатерина
Дмитриев Михаил
Дмитриев Юрий
Дмитриевская Е.
Дмитриевский Виталий
Долгов Александр
Долгова Елена
Должанский Роман
Долинская И.
Домнин Кирилл
Донова Дарья
Донченко Алексей
Драчевская Ирина
Древалева Елена
Дудка Ирина
Дургин В.
Дымникова Анна
Дьякова Елена
Е
Евдокимов А.
Евстифеев Владимир
Ежаков Владимир
Епифанцев В.
Еремеев Александр А.
Еремеев Александр В.
Ерисанова Ирина
Ермакова Е.
Ермакова Н.
Ермакова Э. С.
Ж
Жагарс Андрейс
Женовач Сергей
Жукова Наталия
Журавленко И.
Журавченко М.
З
Завалишина Наталия
Заварзин Игорь
Загорская Татьяна
Зайденверг Геннадий
Зайцев Вадим
Зайчиков Вячеслав
Закс Лев
Захаржевская Раиса
Захаров В.
Захаров М.
Звенигородская Н.
Звонов О.
Зограбян Степан
Золотов Андрей
Зорина Алла
И
Иванов А.
Иванов И.
Иванов Константин
Иванова Анна
Иксанов Анатолий
Ильина Ирина
Иноземцев А.
И
Исмагилов Дамир
Исмаилова Нинель
Исрафилов Рифкат
К
Кавтарадзе С.
Казьмина Наталья
Калягин Александр
Каминская Наталия
Капелюш Эмиль
Карпова Нина
Карташева Ирина
Катонова Наталья
Качелаева Е.
Квасок Юлия
Китаев Март
Кланси Дейдре
Климова Марина
Клявина Татьяна
Кнапп Кое Ирина
Кноппер Я.
Кнушевицкая Мария
Ковалев Валерий
Коваленко Евгений
Ковальская Елена
Ковальчук Владимир
Коженкова Алла
Колейчук Анна
Колтунов Владимир
Комолова Валентина
Конаев Сергей
Кондратьев Алексей
Кондрашова Карина
Кононенко Ю.
Константинова Анастасия
Копченова Александра
Коревицкий В.
Корнилова Екатерина
Коробков Сергей
Коробова Даша
Королева Майя
Коршунова Ольга
Костина Елена
Кострикина Екатерина
Котова Ирина
Коченева Елена
Кочергин Эдуард
Кошкина Анастасия
Красильников Владилен
Краско Александра
Кременчугский Андрей
Кречетова Р.
Кривошеин С.
Крок Кирилл
Круковская Татьяна
Крупицкий В.М.
Крылов Юрий
Крымов Дмитрий
Кугель А.Р.
Кудряшова И.
Кузнецов Эраст
Кузнецова А.
Кузнецова Евгения
Кулакова Марина
Кункель Хорст
Куприна Владислава
Купцова Ольга
Курашева Н. Б.
Курбатова Лариса
Курилко-Рюмин Михаил
Курицын Борис
Л
Лаво Жан-Поль
Лазарев В.
Лактионов Н.
Ламм Ю.
Ланэ Михаил
Лаутс Борис
Лашин А.
Левенталь Валерий
Левшина Елена
Ледуховский Анатолий
Леонидова Елена
Леонтьев Авангард
Лерман Валерий
Лиоли Галина
Листовский Валерий
Листьев Александр
Листьев Александр
Литвак Марк
Лихотникова Елена
Лиштванова Ольга
Ломакина Лариса
Лопырева Елена
Лордкипанидзе Натэла
Л
Лукасевич Владимир
Лукасевич Е.
Лупандина А.
Лутц Петер
Лутц Петер
Луцкая Елена
Лыков С.
Львова М.
Львова Мария
М
Мак Манман Айрин
Макаревич А.
Макарова Людмила
Макдональд Д.
Макерова Наталья
Маклакова Э.
Максимов Н.
Максимова Людмила
Максимова Мария
Малкович М.
Малышева Е.
Мальков А.
Мамедов Эльшан
Манукян Армен
Манюк Анна
Маркова Елена
Маркус Сергей
Мартиросян Рузанна
Марфин М.
Марчевский Анатолий
Матвеев А.
Мелик-Пашаева Карина
Мельников Олег
Меркулова Е.
Меркушев Николай
Мессерер Борис
Миленина Людмила
Минайчева Наталья
Мираков Э.
Мирзоян Инна
Мирошниченко Елена
Михайлова Алла
Михайлова Татьяна
Михалевский Дмитрий
Мишарин Владимир
Могильницкая Е.
Мокров Михаил
Мордохович Борис
Морисо-Сергеева Алла
Морозов С.
Морозова Н.
Мортье Жерар
Моторный И.
Муравицкий Александр
Мухаметзянов Рауфаль
Мухин А.
Н
Назарова М.
Наймарк М.
Нашутинский Н.
Нежный Игорь
Немчинский Максимилиан
Никандрова Александра
Никитина Александра
Никифорова Ирина
Никольская Алиса
Никольская Татьяна
Никоноров Евгений
Никулин Максим
Ногинова Т.
О
Овчинников Илья
Овэс Любовь
Оганесян Анаит
Окольникова Светлана
Оренов Владимир
Орлов Ю.
Осиньска Катажина
Остроумова Наталья
Охотин Николай
П
Павлова Екатерина
Павлюк Владимир
Пакулина Е.
Панфилов Г.
Пашков Александр
Педерсен Луиза
Педыч Людмила
Перхин В.
Перцов М.
Петросян Егише
Пивнева Анна
Пикалова Альона
Пикон-Валлен Беатрис
Пинижина Ольга
Пиотровская Елена
П
Плаксун Н.
Платонов Виктор
Плотникова Лидия
Плучек В.
Погребничко Ю.
Подкладов Павел
Подогов Ю.
Пожарская М.
Покровский Б.
Поликарпова Ольга
Понсов А.
Попов И.
Попов Ю.
Порай-Кошиц Алексей
Пот Л.
Потемкина Ольга
Пояркин Юрий
Праматарова Майя
Проскурнин Владимир
Проскуряков Виктор
Р
Ракитина Елена
Ракович Василий
Ревякина Мария
Редько Евгений
Резниченко Ольга
Решетникова Ирина
Родионов Дмитрий
Романов Сергей
Ронгинская Елизавета
Росс Коллин
Рост Юрий
Ротин Михаил
Рубцов Александр
Русанова Л.
Рывин В.
Рыков А.В.
Рындин Вадим
Рябов Виктор
Рябова Екатерина
С
Савицкая О.
Савченко Г.
Садэков Т.
Самарин А.
Самитов Дмитрий
Сафонова Елена
Сахокия Зураб
Сащенко Г.
Светухина Алла
Себров Александр
Сегал Александр
Селиванов Н.
Сельвинская Татьяна
Семковский В.
Сергеев Д.
Сергеева Анастасия
Серебровский Владимир
Серова Ю.
Сидорина Алена
Симонов Николай
Сиротин Александр
Скороход Н.
Скульская Елена
Слуцкая Н.
Смелянский Давид
Смирнов Г.
Смирнов М.
Собрекас Жозе
Соколов Вячеслав
Солнцева Лариса
Соловьев Михаил
Сорочкин Б.
Спасоломская Татьяна
Старинец Алина
Старосельская Наталья
Стеблюк С.
Степанова Анна
Степанова Елена
Стерликова Люба
Столяров Сергей
Струтинская Елена
Султанова Рауза
Сундстрем Л.
Супьянов Ибрагим
Схерпенхейзен Э.
Т
Тараканов Сергей
Таран В.
Тартаковский В.
Терехова-Самарина Елена
Теслюк Анатолий
Тимакова Лидия
Тимашева М.
Тиммерс И.
Т
Тимофеев Сергей
Титель Александр
Тихомиров А.
Тихонович Александр
Толмачева Анастасия
Третьяков Игорь
Трубочкин Дмитрий
У
Уварова Ирина
Удлер Е.
Уинслоу Колин
Уразов И.
Урин Владимир
Урсина М.
Устинов Юрий
Устинова Екатерина
Ухов Д.
Ушкарев Александр
Ф
Файншмидт Иосиф
Файнштейн Ф.
Федоричев Сергей
Федорченко Ю.
Фирсов Валерий
Фокин Валерий
Фоменко П.
Фрейдефон М.
Фридштейн Юрий
Х
Хагорт Г.
Хализева Мария
Хангельдиева Ирина
Хапланова Елена
Хариков Юрий
Хархалуп Виктория
Хейфец Л.
Хлобощин А.
Хмелева Надежда
Хорошилова Татьяна
Хренникова Наталья
Худяков Андрей
Ч
Чаган Нина
Чапарина Светлана
Чепуров Александр
Чепурова Ольга
Чередникова И.
Чернова Алла
Чернович И.
Черномурова Ирина
Черны Ондржей
Членова Светлана
Чусовская Валентина
Ш
Шабалина Татьяна
Шавгарова Анна
Шапиро Адольф
Шаров Д.
Шароев И.
Шах-Азизова Татьяна
Шейко Николай
Шейнцис Олег
Шелихова С.
Шендерова Алла
Шеповалов Валерий
Шерменева Евгения
Шилькрот Виктор
Шишкин О.
Шишкина Юлия
Шоле Жан
Шоссон Ж.
Шпанская Алла
Шпартко Елена
Штернин Сергей
Штукатурова Наталия
Шульрихтер В.
Шумянцева Екатерина
Щ
Щиржецкий Христофор
Э
Эген Э. ван
Эпов Н.
Эспиталье Ж.
Ю
Юдина Татьяна
Юнисов Милихат
Юнович Софья
Юрковский Хенрик
Юхананов Б.
Юшкявичус Генрих
Я
Ямаш Ю.
Яновская Г.
Яппарова Роза
Ярошенко Владислав
Ясулович Игорь
Ясулович Наталья
Яшин С.
the-stage.ru
«Мир, где культивируется зло» // Журнал "Сцена", № 1, 2017 г.
Никто не сыграет ребенка лучше самого ребенка - такого девиза придерживалась постановочная труппа мюзикла «Кентервильское привидение». Именно поэтому в сентябре 2016 года в кастинге на роли детей семейства Отис принимало участие более 100 человек. В результате спектакль играют несколько составов. Педагогом по актерскому мастерству в работе с детьми была выбрана народная артистка Антонина Введенская. В этой постановке ТЮЗ воплощает свою педагогическую функцию напрямую: дети учатся мастерству, вплотную работая с артистами театра и Альбертом Асадуллиным, приглашенном на роль Кентервильского привидения.
Мистический романтизм пронизывает все уровни сценического действия. Мрачные костюмы «любителей ужасов», готический грим, затемненная сцена с каменными развалинами, таинственная музыка и завывания вместо звонков к спектаклю - все это провоцирует эмоции.
Силы зла представлены гиперреалистично: в зачине спектакля звучит цитата про Сад Смерти, о котором мечтает Привидение, а затем появляется лорд Кентервиль (в исполнении Артемия Веселова), находящийся в сумасшедшем доме. Он, в окружение каких-то фантастических личностей, висит в белом коконе, словно эта защитная скорлупа поможет ему спастись от посещений привидения.
Художники по свету Игорь Фомин и Павел Змунчила создали образ потусторонней вселенной, использовав все оттенки синего и серого. Загадочный мир, где царит волшебство, окутан туманной мглой, таящей в себе темное начало. На сцене – исполненный в человеческий рост замок Кентервилей, за который идет борьба. Общий план местности живописуется с помощью массивной каменной гряды и видеопроекций сада, в котором высятся деревья с засохшими ветвями. Но здесь есть и противоположное, созидательное начало: справа от дома - спортивная зона, где стоят беговые велосипеды, являющиеся метафорой здорового образа жизни, который ведут трезвомыслящие американцы. Постепенно картинка укрупняется, и зритель попадает в замок лорда Кентервиля, где самым любопытным объектом оказывается кровавое пятно, отгороженное барьерами, выполненными в виде костлявых человеческих кистей.
Оживающие портреты на стенах, ярко-красное пятно крови на авансцене – не только главные доказательства паранормальности замка Кентервиль, но и главные предметы экспозиции. Режиссер укрупнил мысль Уайльда о том, что замок посещается экскурсантами. Миссис Амни (в исполнении Марии Сосняковой) и дворецкие открыли хороший бизнес, используя дурную славу замка. Они проводят экскурсионные программы и даже продают футболки с изображением кровавого пятна. Последнее – дань современности и возможность увидеть себя, человека-потребителя, не относящегося серьезно к истории.
Отисам, конечно, не хочется, чтобы в их доме проводили экскурсии, но по условиям договора они должны ничего не менять в замке. Лишь прожив месяц, они могут подписать бумаги и купить замок: «в пять утра, с первым криком петуха». В каком-то роде это напоминают сделку с дьяволом, но бесстрашных героев это не настораживает. Только когда пропадает Вирджиния, они всерьез осознают, что Кентервильское привидение существует, и у него есть душа. Так, в жизни, многие люди не замечают в других живых людей, не способны поменять свою точку зрения, взглянуть на ситуацию как-то иначе.
Александр Иванов, исполняющий роль мистера Отиса, решает образ в юмористических тонах. Так, в одной из самых удачных сцен, он сам ведет экскурсию и объясняет удивленным иностранцем, почему пятно поменяло облик и перестало быть красного цвета. Он начинает говорить на таком языке, который понятен любителям мистики, включается в их правила игры, проявляя при этом не только смекалку, но и гибкость.
Светлое начало спектакля представляют юная Вирджиния (в исполнении Ксении Корнеевой) и влюбленный в нее герцог Чеширский (в исполнении Павла Маркова). Их внешние образы подчеркнуто нежны и светлы, а совместные сцены этюдны. Они скачут на лошадках и напевают песню, как дети радуясь совместной игре и еще не представляя всей серьезности любви.
Все остальные члены семьи Отис несколько комичны. Положительные и энергичные герои шаржево однотипны, все они одеты в ковбойские костюмы. Чтобы сделать зримым их хронотоп жизни, режиссер использует «игрушечные», картонные декорации: маленький дом и машину. Теза «вся жизнь - игра» взрывает действие новеллы Оскара Уайльда и смещает смысловые акценты. Спектакль не о противопоставлении прагматичного подхода жизни и творческого начала, а о чистоте восприятия жизни и любви.
В качестве сказочников выбраны Камень (Кирилл Таскин) и Миндальное дерево (Владимир Чернышов). Именно эти природные материи (как в «Синей птице» Метерлинка) становятся персонажами, связывающими сюжетные звенья. Чудо возрождения души Кентервильского привидения напрямую связано с расцветом Миндального дерева, наверное, поэтому между этими персонажами высвечивается определенная взаимосвязь. Скованный цепями призрак оказывается прототипом заключенного в инвалидное кресло Миндального дерева.
Сэра Симона де Кентервиля играет Альберт Асаддулин. Впервые он появляется в абсолютно в человеческом облике и не производит должного впечатления на домоправительницу и дворецких. Через минуту он перевоплощается: над его головой возникает нимб, развевающиеся лоскутья делают его похожим на привидение, но даже и в этом костюме он скорее напоминает отчаявшегося ангела, чем черта. Он – устал, это заметно в каждом жесте, интонации, фразе. Сцена у туалетного столика раскрывает образ с трагической стороны. Привидение страдает оттого, что никто не хочет принимать его таким, какой он есть. Как писал Чехов: «Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека». Сэру Симону приходится придумывать различные сценические образы, чтобы люди ценили его. Он идет на преступления, потому что этого жаждет публика, это способ привлечь к себе внимание. Но люди ценят в нем привидение, а не человека, поэтому он не видит смысла доказывать миру, кто он такой. Теперь ему нужно прощение, чистый человек, который сможет понять и оплакать его.
Дуэтная сцена с Вирджинией у старинного клавесина – кульминация спектакля. Они играют вдвоем на чудесном инструменте, и музыка объединяет их сердца и души. Девочка решается помочь привидению и отправляется с ним в сюрреальное пространство. Это фантастическое спасение души «последнего романтика», каким себя называет привидение, показывается с помощью видеоизображения и театра теней. Освобождение сэра Симона позволяет воцариться миру и спокойствию и учит людей пониманию другого Я.
Второй сильной пластической сценой оказывается чудо, происходящее с Миндальным деревом. Пластический танец обретения души и свободы, исполненный Владимиром Чернышовым, зримо являет метаморфозу, случившуюся с персонажем. Всем даруется спасение, а кровавые события остаются в прошлом.
Этот спектакль – подлинно авторское высказывание: Виктор Крамер и постановщик, и художник. Искупление, умение отпускать прошлое и не населять землю живыми призраками – вот чего так не хватает миру, считает он. Конечно, сказочное начало превалирует в спектакле, но подспудно мюзикл задает глобальные вопросы, ведь мир, где зло культивируется и становится источником дохода – это нашла реальность…
Елизавета РОНГИНСКАЯ
tyuz-spb.ru