Никита Кошкин. «История гитары». Гитарный журнал
Ответы Дмитрия Илларионова – Гитарный журнал
Дмитрий Илларионов ответил на вопросы «Гитарного журнала».
1) Интересно узнать, кто из гитаристов и пианистов (отдельно) ближе Вам по манере исполнения И.С.Баха?— Из гитаристов – затрудняюсь ответить. Из пианистов – Гульд, Рихтер. Недавно услышал запись Плетнёва, как он играл Чакону (Бах-Бузони) в Карнеги-Холл, и был очень впечатлён.
2) Используете ли вы в своих домашних занятиях упражнения и этюды, и если да, то какие и чьи?— Почти не играю этюды, совсем не играю упражнения. Но вместе с тем считаю очень полезными этюды Вила-Лобоса.
3) Дима, у вас (по слухам) бывает в год более 200 концертов. Скажите, кто вам организует концерты, как происходит эта процедура, и как складываются ваши отношения с этими людьми или фирмами?— У меня есть несколько агентов в разных странах, а также агент на Урале и в Западной Сибири. Зачастую непосредственно организаторы концерта выходят на меня напрямую, и мы уже оговариваем все детали. Либо организаторы концерта выходят на агента (или агент на организатора) и договариваются о концерте.
4) Сколько времени у вас занимает запись компакт-диска на 60 минут, и как примерно в процентном отношении распределяется студийное время (в смысле непосредственной записи звука и последующего монтажа)?— Это зависит от музыки, которую надо записывать, либо от конкретных условий компании, как это было с Naxos, например. Там давалось четыре дня: всего шесть сессий, каждая сессия по четыре часа. Соответственно, в два дня из четырех проходили две сессии за день. Во время первой сессии записать удается не много, так как происходит настройка звука. Про процентное соотношение времени монтажа ничего не могу сказать, так как обычно при монтаже не присутствую.
5) При постановке пучки пальца на колеблющуюся струну у меня раздается довольно заметный характерный немузыкальный призвук. Особенно такие призвуки неприятны при проигрывании (относительно) быстрых пассажей. Как с этим бороться? Какие есть методики по уменьшению призвуков? Понятно, что совсем от них избавиться, наверное, невозможно.— Я не совсем понимаю, что такое пучки пальца. Вообще, призвуки у каждого человека свои – зависят от строения руки, пальцев. Какого-то единого рецепта, наверное, нет, так же как и методики, тем более виртуально я помочь не смогу – это надо видеть. Могу вам посоветовать только слушать и стараться находить те положения пальцев, углы по отношению со струной, точки прикосновения, и т.д., при которых призвуков меньше. Для того чтобы избавиться от призвука, возникающего от прикосновения с колеблющейся струной необходимо активнее и точнее касаться струны, чтобы струна полностью заглушалась. В зависимости от штриха палец должен становиться на струну раньше или позже. При этом очень важно между звуками находить моменты полного расслабления, то есть пытаться расслаблять руку между моментами активного касания струны.
6) Какие есть методики по игре (особенно на концертах) свободной от сбоев, связанных с забыванием текста, сбоев в мышечной памяти и пр.? Этот вопрос относится к произведениям, выученным когда-то, что называется, «назубок».— Существует несколько видов памяти. Зачастую музыкант (не обязательно начинающий) выучивает пьесу лишь тактильно, запоминая положения пальцев, либо ощущения. Но такое выучивание не является полноценным. Ведь если происходит малейшая сбивка, то рушится всё, что идет дальше. Я всем советую стараться выучивать в произведении все музыкальные линии (пытаясь пропеть каждую по-отдельности, например, или сыграть). То есть не просто знать, какой палец за каким в какой руке, а какая нота и в каком голосе.
7) Существует ли «русская» школа классической гитары? Возможно ли такое разбиение? В чем вы видите особенности «русской» школы?— Думаю, что существует. Особенности в том, как «звучат» русские гитаристы. Произошло это, мне кажется, в силу обособленности, в которой мы долгое время находились, а еще за счет всеобщей музыкальной культуры, которая есть в России и которая не могла не отразиться на гитаристах.
8) Мы часто слышим о высококлассных гитаристах и «сильных» вузах, находящихся в Москве и Питере. Неужели на остальной территории бывшего Советского Союза больше нет высококлассных исполнителей и хороших заведений, где обучают игре на гитаре?— Есть, конечно! В Минске, например – Евгений Гридюшка. Или в Харькове – Владимир Доценко.
9) Насколько вам нравится звучание вашей гитары на ваших компакт-дисках? Есть ли диски других исполнителей, являющиеся в какой-то степени эталонными по звуку? Какие?— Меня вполне устраивает. Более того, я во время настройки записи могу просить звукорежиссёра так или иначе изменять звучание гитары в сторону более естественного. Кроме того, тем звукорежиссерам, с которыми я работаю сейчас, я очень доверяю и знаю, что они запишут гитару именно так, как она должна звучать. Я не могу назвать эталонных записей звучаний гитары. Тем более что у яркого исполнителя обычно гитара звучит по-своему, и это замечательно. И мы можем на записи отличить Сеговию от Брима, Рассела от Барруэко или дуэт близнецов Катона от дуэта Грубера-Маклара.
10) Какие вы посоветуете книги по исполнительскому искусству на гитаре?С большим интересом изучены и уже в действии методики из книг Карлеваро и Чарлза Дункана. Но я слышала мнение, что Дункан в некоторых аспектах уже устарел.Какие еще книги по музыкальной, но не гитарной тематике Вы бы посоветовали изучить? Конечно, я не имею в виду учебники по гармонии или сольфеджио.— Из гитарных я бы ещё назвал творение Скотта Теннанта. А не гитарных книг… достаточно много – это и «Об искусстве фортепианной игры» Генриха Нейгауза, и книга о Бахе Альберта Швейцера, и книга Бруно Монсенжона о Гленне Гульде «Нет, я не эксцентрик», или того же Монсенжона «Рихтер. Дневники. Диалоги»…
11) Насколько важен успех от концертной деятельности для вашего дальнейшего музыкального роста? Смогли бы вы жить как гитарист без концертов и публики?— Вряд ли. Я уверен, что развитие музыканта напрямую связано с успехом. Чем больше успех и публика, для которой музыкант творит, тем дальше музыкант движется и тем ближе он к Истине. По этому поводу я уже однажды говорил: Творчество (в особенности художественное) должно содержать в себе систематизирование, то есть рациональность в иррациональном. Или, другими словами, сочетать в себе несочетаемое. И в силу отсутствия глобальной идеи возможны проблемы с содержательным моментом. Вообще, действительно, сложно зачастую сказать зачем и почему. Но это может также происходить от отсутствия направленности творчества, аудитории, для которой творишь, либо оптимизма по поводу своего творческого будущего. Я считаю, художнику-исполнителю для развития успех (не локальный) просто необходим. За счёт нового «пространства» он растёт и аккумулирует содержательный момент.
12) Возможно ли увидеть ваши ногти (где и когда ? :-)) на правой руке? Достаточно фотографии.— Ответ на этот вопрос передаю редактору «Гитарного журнала».(Ответ редактора: в номере 2 нашего журнала мы планируем опубликовать статью об уходе за ногтями. Это своего рода блиц-интервью с известными гитаристами, дополненное фотографиями их ногтей. Разумеется, мы не обойдем вниманием и Дмитрия.)
13) Слышал, что жюри гитарных конкурсов оценивает категорию: «технология» игры. Что это такое? В чем отличие от «техники»?— Технология это и есть техника.
14) Если не ошибаюсь, вы преподаете? Часто ли приходится заново учить с учениками посадку, постановку рук и пр.? Если да, то с чем это связано? С желанием, чтобы ваши ученики были похожими в исполнении на вас? Плохой начальной или средней гитарной подготовкой? Если да, то в чем кроется причина, и как, по-вашему, можно повысить квалификацию «среднего» гитарного обучающего состава?— Я еще ни разу никого не заставлял «переучивать» постановку рук. Очень сложно ответить на Ваш вопрос относительно уровня средней и начальной подготовки. Об этом можно, наверное, большую работу написать. Не думаю, что начальная и средняя подготовка у нас везде одинакова плохая. Более того, на мой взгляд, средний уровень как раз достаточно высокий.
15) Каковы ваши творческие планы на ближайшее будущее?— Выступать, записать новый диск.
16) Часто, когда профессионалы слышат мою игру на гитаре, они говорят, что у меня «позиционное» мышление (в левой руке). Какие Вы посоветуете методики для отработки плавности переходов? Как работать над аппликатурой? Что такое подстановки пальцев? Как их тренировать?— Плавность переходов напрямую зависит от свободы в левой руке. Отрабатывать нужно, просто добиваясь плавности через освобождение. На это может потребоваться время, в некоторых случаях значительное. Главное верьте в себя и все получится! Я не до конца уверен в том, что верно понял значение Вашего термина – подстановка пальцев, но предполагаю, что это когда Вы ставите палец правой руки немного раньше – до того, как просходит щипок. Я называю это «опережением». Опережение отрабатывается довольно просто – нота опережается в медленном темпе. Это приводит к определённой стабильности, но может привести к тотальному стаккатированию, что не всегда и не везде хорошо. Мне кажется, что во всем надо знать меру, в том числе и в опережении.
17) В Вашем интервью по радио «Культура» Вы затронули вопрос об унифицировании техники «апояндо» и «тирандо». Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. Спасибо.— Я работал и работаю над тем, чтобы не было сильного отличия в качестве звучания между апояндо и тирандо. Более того, в одной линии у меня может быть одна нота апояндо и три тирандо, и я добиваюсь, чтобы нота, сыгранная апояндо, не отличалась от нот, сыгранных тирандо. Кроме того, я стараюсь использовать полуапояндо (или полутирандо). Это такой гибрид, когда опоры на другую струну либо нет вообще, либо она совсем маленькая и непродолжительная. Вместе с тем защипывание тоже немного другое – между апояндо и тирандо.
18) Мой вопрос такой: почему Д.И. часто играет концерты по нотам, ну, по крайней мере, выходит с ними, и вообще заметна эта тенеденция у всех, в чём тут соль?— Рихтер к концу жизни часто выходил и играл по нотам. Наверное, потому, что нотный материал несет в себе что-то мистическое, и на сцене, имея ноты, можно ещё глубже погрузиться в то, что хотел сказать композитор. Известная греческая гитаристка Елена Папандреу также все время играет по нотам. Но здесь уже другая история: однажды перед концертом ее спросили, не боится ли она забыть текст на сцене. В ответ она рассмеялась, а когда вышла на сцену, то действительно не смогла вспомнить текст. Такого с ней никогда раньше не случалось, но теперь эта проблема стала ее преследовать. С тех пор Елена играет только по нотам на сцене, при этом зная все пьесы наизусть.Поэтому здесь нет единого ответа. Каждый музыкант, если выходит с нотами на сцену, преследует ту или иную цель. В зависимости от ситуации.
19) Дима, расскажи, пожалуйста, о своих ощущениях от гитары Т. Титовича. В том числе во время гала-концерта на «Виртуозах».— Очень хороший инструмент. Мне очень понравилось играть на его гитаре.
20) Дмитрий, сколько вы берете за концерт?Стараюсь варьировать. :) Например, вчера, 16 апреля, я играл бесплатно.
21) Занимаетесь ли вы частным преподаванием, и, если да, сколько стоит обучение у вас?— На частное преподавание практически времени нет. Хотя иногда занимаюсь. Если Вас интересует, можно связаться с Гитарным журналом. Они знают, где меня найти. :)
22) Ходят слухи, что вы играете и на семиструнной гитаре. Правда ли это?— Буду впервый в жизни играть на семиструнке в США в конце мая. Там будет проходить очередной ежегодный фестиваль семиструнной гитары «IARGUS» (уже второй по счёту). Буду играть пока не сольно, а в квартете семиструнных гитар (с Олегом Тимофеевым, Юлией Лонской и Надей Борисловой). Надеюсь в будущем исполнить на семиструнной гитаре что-то сольное.
23) Несколько лет назад вы выступили в Доме музыки и исполнили несколько произведений на лютне. Играете ли вы на ней сейчас? Как можно попасть на эти концерты?— Время от времени играю на лютне. Правда, не так много. Попасть на эти концерты можно так же, как и на другие мои концерты.
24) Кого вы можете назвать своим Учителем с большой буквы?— Все мои учителя – это Учителя с большой буквы, каждому из них я благодарен за то, что они мне дали. Несомненно, я могу выделить Наталью Николаевну Дмитриеву и Александра Камилловича Фраучи.
25) Когда можно ждать выхода вашего следующего диска?— Надеюсь, до конца этого года новый диск выйдет.
26) Вы уже достигли совершенства в искусстве игры на гитаре или считаете, что всегда нужно чему-то учиться? У кого бы вы стали бы учиться?— Учиться надо всегда. Интересно, что опыт преподавания учит педагога не меньше. Но и я сам продолжаю учиться. Последнее время я изредка беру уроки у замечательного педагога-пианиста.
27) Сколько времени в день вы уделяете гитаре?— Чтобы держать себя в хорошей форме, я занимаюсь 4-5 часов ежедневно.
28) Дмитрий! Положительно отношусь к тому, что вы делаете на гитарном поприще :)Вопрос следующий. Композитор с помощью исполнителя передает слушателю вложенную в сочинение информацию. Исполнитель, воспроизводя информацию, заложенную в музыку ее создателем, не может не вложить также свое послание слушателю. Какова и о чем Ваша информация, которую Вы несете публике? Каким чудесным способом, какими средствами выразительности вы передаете этот message аудитории?— Спасибо вам огромное за ваше отношение!…С помощью инструмента и рук, с помощью сердца и разума и с любовью к публике.
29) Проводилась ли официальная профессионального уровня видео- и аудиосъемка фестиваля «Виртуозы гитары-2007», и будут ли эти записи доступны для широкой общественности? Если не проводилась, то планируется ли сделать это в следующем году?— Съемка финального концерта проводилась телеканалом «Культура». Будем надеяться, что скоро запись появится на экранах телевизоров.
30) Как вы относитесь к мнению, что гитара – неженский инструмент?— Женщина может играть на гитаре не менее ярко, чем мужчина, и может играть ярче мужчины. История гитары уже это доказала.
31) Каким вы видите психологический портрет классической гитары?— Гитара несет в себе все эмоции, существующие на Земле, она самая светлая и теплая, она прекрасна.
Благодарим портал Demure.ru за помощь в сборе вопросов.
guitarmag.net
Никита Кошкин. "История гитары" – Гитарный журнал
Никита Кошкин«Гитарный журнал» начинает публикации цикла передач, созданных композитором и гитаристом Никитой Кошкиным и прочтенных им в свое время в эфире радиостанции «Орфей».
Цикл готовился и читался в течение пяти лет – с 2000 по 2005 включительно. Всего было сделано 38 передач. С тех пор, к сожалению, они на радио не повторялись, хотя в среде гитаристов пользуются колоссальной популярностью.
И теперь, благодаря участию Никиты Арнольдовича в журнале, у нас есть возможность опубликовать текстовый вариант передач.
История гитары.Рубрику ведёт композитор и гитарист Никита Кошкин
История первая. Ида Прести и Александр Лагойя.
В наше время мы всё больше узнаём о классической гитаре и о замечательных музыкантах, посвятивших ей свою жизнь и творчество. Каждый из них – это яркая личность, своеобразный и самобытный талант, и каждый внёс свой неповторимый вклад в развитие гитарного искусства. По праву на первом месте здесь стоит великий испанец Андрес Сеговия. Однако не менее значимы и его соотечественники: Франсиско Таррега, Мигель Льобет, Эмилио Пухоль, Антонио Торрес. Уникально гитарное наследие гениального бразильского композитора Эйтора Вила-Лобоса. И следующее за Сеговией поколение гитаристов ни в чём не уступало своему предшественнику, добившись выдающихся успехов и подарив нам ряд замечательных имён.
Ида Прести и Александр Лагойя |
Совершенно особую роль в развитии гитары сыграл легендарный французский дуэт Иды Прести и Александра Лагойя. Они, конечно, не были первыми. История гитарных дуэтов весьма богата. Вспоминаются хотя бы Фернандо Сор и Дионисио Агуадо, Наполеон Кост и Луиджи Сагрини, Франсиско Таррега и Даниэль Фортеа, Мигель Льобет и Мария Луиза Анидо. Однако Прести и Лагойя всё-таки стоят особняком. Они сумели утвердить дуэт гитар в качестве отдельного жанра, подобно струнному квартету или фортепианному трио. Ранее это всё-таки были спонтанные встречи двух солистов, играющих вместе, что называется, по случаю. Прести и Лагойя первыми из гитаристов приняли героическое решение отказаться от сольной карьеры во благо своего дуэта. Так что именно с них начинается история профессиональных гитарных ансамблей.
Не будь Прести и Лагойи, не имели бы мы сейчас ни братьев Ассад, ни близнецов Катона, ни Кёльнского трио, ни Пражского квартета. Творчеству французского дуэта всегда сопутствовал успех. Он был настолько незыблемым и безусловным, что казался вечным. И поэтому удар судьбы, поразивший артистов на самом пике их славы, был как-то особенно коварен. Его несправедливость повергла весь гитарный мир в состояние шока и до сих пор никого не оставляет равнодушным. Давайте же поближе познакомимся с этими выдающимися музыкантами и их дуэтом, ставшим уже легендой.
***
Итак, всё началось в местечке Сюрен близ Парижа. 31 мая 1924 года в семье преподавателя музыки Клода Монтаньона произошло знаменательное событие. Его жена, итальянка, а точнее даже сицилийка Ольга Грациа Ло-Прести родила дочь. Девочку назвали Иветт Монтаньон. Крошка Иветт очень рано проявила способности к музыке, и довольный отец уже в пять лет усадил её за фортепиано. Однако занятия шли без особого энтузиазма, и вскоре стало ясно, что девочке нужен другой инструмент. Так в маленьких ручках шестилетней Иветт оказалась гитара, ставшая впоследствии её судьбой.
Надо сказать, что тут отец совершил настоящий родительский подвиг. Не владея гитарой, он, тем не менее, изучил этот инструмент настолько, что смог продолжить музыкальные занятия с дочерью. Параллельно гитарным урокам он преподавал ей теоретические дисциплины. Успехи Иветт были поразительными, и уже в восемь лет она впервые выступила на публике. Далее последовали два года занятий с жившим тогда в Париже уникальным итальянским педагогом, гитаристом и музыкальным мастером Марио Маккаферри. При этом и уроки с отцом ни на день не прерывались.
В десять лет девочка дала свой первый сольный концерт в Париже уже как Ида Прести. Отец решил, что это имя звучит лучше, чем Иветт Монтаньон и больше подходит юной артистке. Талант Иды расцветает, и успехи следуют один за другим. Самым почётным было, конечно, приглашение выступить в Концертном Обществе Национальной Консерватории, где ни один гитарист не появлялся с тех пор, как Наполеон Кост исполнил здесь почти за сто лет до этого свой опус №15, посвящённый Гектору Берлиозу. Были и другие приглашения. На мемориале Паганини Ида Прести удостаивается чести играть на гитаре великого итальянца, которая, кстати, до Паганини принадлежала Берлиозу. Ида появляется в эпизодической роли в фильме «Le Petite Chose» по роману Альфонса Доде (Не подумайте, что здесь ошибка. По правилам артикль должен быть «La» а не «Le». Но, как идиома, такое «неправильное» сочетание используется во французском сленге для усиления значения. – Примеч. Н.К.). Даже этот короткий кинематографический дебют не остался незамеченным. В общем, слава юного дарования росла.
К тринадцати годам она уже сложившийся музыкант-виртуоз. Сеговия, послушав Иду, сказал: «Мне нечему её учить… пусть только не слушает советов других гитаристов». Игра Прести необычна: извлечение звука с участием правой стороны ногтя, лёгкое, стремительное легато, украшения и трели на двух соседних струнах, педализированные пассажи-арпеджио и ещё многое другое. Конечно, можно сказать, что трели на двух струнах использовали ещё Сихра и Макаров, а пассажи-арпеджио – ни что иное как лютневые «кампанелли», однако в практику игры в ХХ веке это всё вошло именно с Идой Прести.
Ида Прести |
Вообще её очень самобытная техника была во многом противоположна тому, что проповедовал Сеговия, и, может быть, поэтому вклад Иды в развитие гитары оказался ничуть не меньшим. Она как бы охватила ту часть гитарного потенциала, до которой не дотянулся великий Маэстро…
На мой взгляд, игра Иды Прести производит куда большее впечатление, чем исполнительское мастерство Сеговии. Ида прогрессивнее, интереснее, свежее и, если хотите, современнее. Плюс ко всему, искусство Прести опрокидывало расхожее мнение, что классическая гитара – инструмент сугубо мужской. Но гитаристы плохо учатся, не умеют делать правильных выводов из своей собственной истории, которую они по большей части и не знают. К сожалению, даже в наше время приходится слышать термины типа «женский звук», «женская манера игры» и так далее…
***
Но вернёмся к истории. Когда Иде только-только исполнилось пять лет, в Египте, в городе Александрия родился мальчик. Это произошло 21 июня 1929 года. Отцом ребенка был грек Матфей Йохано, а матерью, кстати, как и у Иды Прести, итальянка – Маргарита де Доменико. Сына назвали Хаджи, что неудивительно для греков, живущих в мусульманском окружении. Встреча с гитарой у Хаджи произошла, можно сказать, случайно. Просто дома была гитара, и мальчик начал на ней играть. Сначала сам, затем родители нашли ему педагога – одного, другого, третьего. В отличие от Иды Прести, у Хаджи Йохано было много учителей. Мальчик проявлял незаурядные музыкальные способности, что очень взволновало родителей, так как меньше всего они желали ему карьеры профессионального музыканта, тем более гитариста.
Они даже пытались отвлечь его от гитары чисто мужским видом спорта – боксом, в котором Хаджи тоже показывал выдающиеся результаты. Однако музыка всё-таки перевесила. В тринадцать лет Йохано дал первый концерт, после чего приступил к осуществлению своей мечты: получить музыкальное образование во Франции. Для этого нужны были деньги, и Хаджи начинает зарабатывать их концертами. За пять лет он сыграл более пятисот концертов, не гнушаясь даже выступлениями в египетских деревнях.
Александр Лагойя |
Деньги были собраны, и молодой гитарист отправился в Париж, сменив экзотическое имя Хаджи Йохано на более привычное для европейского уха Александр Лагойя. Прибыв во Францию, юный музыкант продолжил обучение в парижской Эколь Нормаль де Мюзик. Здесь он совершенствует свою технику, изучает гармонию и контрапункт у Садри, продолжает играть бесчисленные концерты, завоёвывает известность как гитарист, встречается со знаменитыми музыкантами своего времени: Мийо, Пуленком, Дютийё, Мессианом, Родриго и Вила-Лобосом. В 1950 году Александр Лагойя едет в Сиену на летние курсы Андреса Сеговии. В общем, его карьера солиста развивается полным ходом и вполне успешно.
Как видно, оба наших героя продвигались каждый по своему жизненному пути, неумолимо приближаясь друг к другу. Конечно, были и трудности, были и испытания. Была и Вторая Мировая война, омрачившая юность Александра Лагойи и, в гораздо большей степени, Иды Прести. Были и неурядицы личного порядка. В девятнадцать лет Ида вышла замуж за художника Анри Риго и через год родила дочь Элизабет. Но брак оказался очень неудачным. Муж устраивал постоянные ссоры и скандалы, ревновал Иду ко всему: к гитаре и к музыке, к успеху и, не без основания, к поклонникам, которых, кстати, было немало. Для Прести замужество стало горьким разочарованием, и вскоре супруги расстались.
Одним из самых восторженных поклонников таланта гитаристки был Александр Лагойя, мечтавший о встрече со своим кумиром. И эта встреча произошла. Способствовал ей человек не менее удивительной судьбы – Андрэ Вердье, который в 1936 году вместе с Эмилио Пухолем организовал общество «Друзья гитары». Собирались «друзья» раз в неделю дома у Вердье на острове Сан Луи в Париже. Кроме обсуждения насущных проблем, на этих встречах устраивались, как сказали бы сейчас, «квартирники» или «домашники», то есть выступления приглашённых гитаристов. У Вердье появлялись многие, в том числе и наши герои.
Действовали «Друзья гитары» весьма эффективно. Например, сам Андрэ Вердье вместе с датским гитаристом Остергортом разыскал на кладбище Монмартр заброшенную могилу Фернандо Сора. Собрав нужную сумму, члены общества заказали надгробный памятник и мемориальную плиту, которые и ныне венчают место последнего успокоения великого композитора и гитариста XIX века. Ида Прести появилась у Вердье ещё будучи маленькой девочкой, и поразила всех своим необыкновенным дарованием. С тех пор «Друзья гитары» всячески помогали Иде в карьере, да и так, по-дружески её поддерживали. В последующие годы Прести часто появлялась у Вердье, устраивая порой домашние концерты.
И вот в 1952 году на очередном собрании общества Александр Лагойя и Ида Прести встретились, познакомились, а год спустя – поженились. С этого момента и берёт своё начало дуэт Прести и Лагойя.
***
Новое замужество для Иды было совсем другим. Через год после свадьбы родился ребёнок – сын Сильван. Отношения в семье складывались чудесно. Никакой ревности не было и в помине. Наоборот, восхищённый мастерством жены Александр быстро перенимал все новаторства и самобытные приёмы игры, технику извлечения звука правой стороной ногтя, исполнение пассажей тремя пальцами, мелизмы на соседних струнах, различное по амплитуде вибрато, целую шкалу стаккато и пиццикато. Спустя какое-то время его игра настолько приблизилась к звучанию Иды Прести, что как-то сама собой родилась идея выступать вместе.
В среде гитаристов долго бытовало мнение, что дуэт целиком лежал на плечах Александра. Однако это не совсем так. Стержнем дуэта, его творческим лидером, безусловно, была Ида. Ей же принадлежало тяжёлое решение отказаться совсем от сольной карьеры и сосредоточиться только на ансамблевой работе, что тотчас же и сделали оба музыканта. Лагойя, как настоящий мужчина, взял на себя всю «чёрную», в кавычках, конечно, работу. Он делал все переложения, расписывал партии, а также был менеджером дуэта, планируя гастроли и записи и заключая контракты. Тем более что опыт организаторской работы у него был уже весьма богатый. Но при этом на традиционный вопрос «кто планирует гастроли и выбирает репертуар?» Лагойя всегда с улыбкой отвечал: «Дуэт гитар».
Музыка эпохи Барокко стала своеобразной визитной карточкой музыкантов. Манера исполнения Прести и Лагойи очень подходила к блестящему стилю клавесинистов XVIII века. Несмотря на то, что дуэт по крови французским был лишь на четверть, по творческому кредо он был типичным представителем французской музыкальной культуры. Отсюда такая особо тщательная шлифовка деталей, обилие красок, внимание к разнообразию штрихов, порой даже некоторая декоративность.
Как мы уже отметили, всеми переложениями занимался Александр, и проявил он себя в этом как настоящий мастер. Он не просто создал репертуар для дуэта гитар, а как бы разработал методические принципы инструментовки, учитывавшие специфику звучания этого своеобразного ансамбля.
Итак, дуэт Прести-Лагойя начал свой концертный марафон. Александр, судя по всему, был гениальным менеджером. За пятнадцать лет артисты сыграли более двух тысяч концертов! Невероятно, правда? Это почти сто сорок концертов в год. Конечно, слава дуэта была велика, лучшие залы охотно открывали перед ним свои двери, а организаторы готовы были платить высокие гонорары. Однако дело, наверно, не только в престижных залах и больших деньгах. Вряд ли артистов можно было упрекнуть в снобизме. Вспомним хотя бы, как юный Лагойя мотался без устали по египетским деревням, играя концерты за мизерную плату. Его гнала по жизни эта неутолимая страсть бродячего музыканта, он должен был ходить по земле и играть, сцена была непременным условием его существования.
один из дисков дуэта |
Такой же была и Ида. Она спокойно приняла плотный концертный график. Её ничуть не смущало, в большом зале проходит концерт или в маленьком, высокий гонорар или низкий. Она выступала всегда на пределе возможностей, не позволяя себе расслабиться и отыграть, что называется, на мастерстве. Так и не избавившись от сценического волнения, Ида нервничала перед каждым концертом, бывала сумрачна, бледна, молчалива. Зато после выступления веселилась от души, много говорила, шутила и смеялась. Все, кто слышал Прести и Лагойю вживую, отмечают удивительную безупречность их выступлений. Если кто-то и допускал мелкую неточность, что бывало крайне редко, то это был Александр. И тогда Ида бросала на него быстрый неодобрительный взгляд. Хотя публика этого никогда не замечала.
В СССР Прести и Лагойя приезжали в середине шестидесятых. Выступали в Москве в зале Центрального Дома Работников Искусств (кстати, отнюдь не самый престижный зал в столице). Выступление дуэта произвело такое впечатление, что кто-то из сидящих в зале гитаристов, не сдержавшись, выкрикнул во время игры: «Вот это да!». Да… они действительно были выдающимися музыкантами.
Прести и Лагойя обладали поразительным чутьём ансамбля, прямо-таки на уровне телепатической связи, что называется, «дышали вместе». Проявлялось это не только на сцене во время концертов. Они могли начать играть одну и ту же пьесу, не сговариваясь и сидя спиной друг к другу, будто по мановению палочки невидимого дирижёра, иногда даже и не сначала, но всегда вместе. Суставы их пальцев обладали удивительной воскоподобной гибкостью. Отсюда все эти поразительные трюки с пиццикато, когда, изогнувшийся дугой мизинец, приглушал три первых струны, оставляя басы открытыми, или наоборот – ложился на басы, не трогая голоса. При этом прижатый к струнам у подставки мизинец отнюдь не сковывал движения остальных пальцев правой руки.
Ида Прести среди поклонников |
Мне довелось побывать на двух сольных концертах Александра Лагойи в семидесятых, когда он приезжал уже один. Я сидел очень близко, а в зале Чайковского вообще в первом ряду и воочию наблюдал все эти манипуляции с пиццикато мизинцем. Придя домой, я тут же постарался повторить увиденное, но ничего не получилось. Нужна была какая-то нечеловеческая гибкость, которой мои пальцы, увы, не обладают…
При всех общих чертах Прести и Лагойя были в тоже время и очень разными. Ида – тихая, скромная женщина. Вне сцены ничто не выдавало в ней артистку. Она была вегетарианкой и не пила спиртного. В ресторанах заказывала всегда только колу, которую называла «моё чёрное вино». Александр, наоборот, был шумным и самоуверенным, ел и пил всё подряд и в больших количествах, чем заработал себе прозвище «пылесос», и, кстати, сам прекрасно готовил, даже шутил: «Повар – моя первая профессия». Отношения Иды и Александра были очень тёплыми, они никогда не ссорились и даже, казалось, не уставали друг от друга, хотя и были постоянно вместе. Настоящий дуэт – и в творчестве, и в жизни.
Поговаривали, что Александр, пользовавшийся огромным успехом у женщин, время от времени изменял своей великой жене. Но если он и делал это, то настолько скрытно, что до Иды ничего не доходило…
Итак, всё шло хорошо. В апреле 1967 года состоялись очередные гастроли. Америка. 23 апреля – концерт с оркестром в Сент-Луисе, штат Миссури. После выступления Ида неожиданно почувствовала себя плохо. Врач, осмотревший её, ничего не обнаружил, и музыканты поехали дальше. На следующий день самолёт доставил их в Рочестер. Это была последняя остановка перед важным концертом в Нью-Йорке. Здесь Иде опять стало нехорошо, и её пришлось отвести в больницу. Врачи разводили руками, не понимая, в чём причина недомогания. Пока совещались и решали, что делать, Ида умерла. Как позже выяснилось, от разрыва аневризмы и внутреннего кровоизлияния. Жизнь выдающейся артистки трагически оборвалась на сорок третьем году жизни. Она «сгорела» за два дня в чужой стране во время гастролей. Всё произошло так внезапно и так нелепо, что невозможно было поверить в непоправимость случившегося, согласиться с тем, что Иды Прести больше нет…
Александр Лагойя был попросту раздавлен. Ожидая поезд на Нью-Йорк, он рыдал на перроне вокзала в Рочестере, стоя с двумя гитарами в руках. Он не мог понять, что ему теперь делать. Казалось, оборвалась не только жизнь Иды, но и жизнь вообще…
***
Вернувшись во Францию, Лагойя продолжил преподавать. Ведь помимо бесконечных концертов они вместе с Идой ещё вели классы гитары в Схола Канторум в Париже и в летней школе в Ницце. Через два года Лагойя добился открытия класса гитары в Национальной Консерватории. Однако на сцене он не появлялся целых пять лет. Разговоры о восстановлении дуэта отметались сразу. «Второй Прести мне не найти!» – повторял он, хотя возможность продолжить ансамбль была. Дочь Иды от первого брака Элизабет была отличной гитаристкой – сам Лагойя выучил её. В благодарность она даже сменила фамилию, став Элизабет Лагойя и подчеркнув тем самым, что отчим ей ближе родного отца. Но нет. Александр больше не мог играть в дуэте…
Однако решение всё же было найдено. Лагойя начал восстанавливать сольный репертуар, и вскоре его второе пришествие на сцену состоялось. Тогда-то он и приезжал вновь в нашу страну, но уже как солист. Конечно, всё его мастерство было при нём, и тем не менее концерты оставляли очень странное впечатление. Как будто из них вырезали живое чувство, не было в них больше сердца. Понимая это, Лагойя всё больше ударялся в «романтику», играя слезливо сентиментальные гитарные «хиты», делая обработки популярных мелодий.
Александр Лагойя |
Порой он приписывал партию оркестра к таким известным пьесам, как, например, «Воспоминания об Альгамбре» Франсиско Тарреги, который Александр Лагойя называл «Марсельезой гитаристов». Его поздние записи – откровенно коммерческая продукция, сделанная явно на продажу и отдающая порой дурновкусием. Думаю, что Лагойя, конечно, знал, что делал, и это его всё-таки удручало. Как-то в беседе со своим давним другом, английским композитором Джоном Дюартом, Александр сказал: «Я играю для того, чтобы поддерживать свою первую профессию». Имелся в виду повар. Горькая шутка.
В 1999 году в августе я приехал в Англию для участия в международном гитарном фестивале в местечке Вест Дин. Мне предстояло отыграть вечерний концерт, и я целый день просидел у себя в комнате, готовясь к выступлению. Уже перед самым началом концерта ко мне подбежал организатор и руководитель фестиваля Барри Мейсон и, извинившись, попросил дать ему две минуты, чтобы сделать важное сообщение. Он поднялся на сцену и произнёс: «Сегодня, во Франции, в своём доме, в возрасте семидесяти лет скончался Александр Лагойя». На мгновение воцарилась полная тишина. А затем весь зал встал и почтил память знаменитого артиста минутой молчания…
***
Кончина Иды Прести потрясла весь гитарный мир. Это было как-то особенно безжалостно и несправедливо. Тем более что, похоже, врачи могли её спасти, если бы поняли истинную причину недомогания, если бы сразу же разобрались во всём. Но этого не случилось. Смерть, конечно, не раздумывает, не сомневается. Её разящая длань беспощадна, она не знает сострадания. И всё-таки…
Письма хлынули потоками со всех концов света. Соболезнования, слова сочувствия. Равнодушных не было. Были и горестные строки, и страстные посвящения ушедшей навсегда великой артистке, и жгучие слёзы прощания, и воспоминания друзей, знакомых, и благодарность учеников. Такая трагедия, такая потеря, наверное, самая тяжёлая из всех, понесённых классической гитарой в ХХ веке. Американский журнал «Guitar Review» и другие издания начали печатать письма наиболее известных музыкантов, критиков, коллег-гитаристов, композиторов. Никто не остался в стороне. Все считали своим долгом возложить цветы на могилу Иды Прести…
С детства Ида знала Эмилио Пухоля, одного из учеников и самых ярых последователей великого Франсиско Тарреги. Пухоль воспринимал школу своего учителя как религию. Здесь всё было свято и незыблемо, любое отклонение, изменение, усовершенствование, нововведение воспринималось как ересь. Думаю, если бы он мог, то сжигал бы еретиков на костре. И первыми сожжёны были бы Андрес Сеговия вместе с Мигелем Льобетом за то, что не приняли безногтевого извлечения звука, которым пользовался Таррега.
В 2005 году в итальянском |
издательстве Bèrben вышла |
первая биография Иды Прести |
— «Her Life, Her Art» |
(«Её жизнь, её искусство») |
Ида Прести занималась одно время с Пухолем и даже пробовала играть без ногтей. Но вскоре занятия прекратились. Ида вернулась к ногтям, чем нанесла своему наставнику жестокий удар. Он никак не мог простить ей такого предательства, хотя предательства никакого и не было. Был выбор, разумный и естественный. Ида предпочла яркий красивый звук тихому и тусклому. Но это она так думала, а для Пухоля предательство было очевидно…
После кончины Прести Джон Дюарт, сотрудничавший с американским журналом, обратился к Сеговии и Пухолю с просьбой написать что-нибудь в память о французской гитаристке. И Сеговия, и Пухоль ответили… Сеговия в своей эпитафии не удержался и ввернул-таки странную фразу о том, что пальцы Иды не всегда были послушны её темпам. Конечно, это неверно. Но Маэстро хоть выразил свои соболезнования, несмотря ни на что… Пухоль же оказался куда жестче. Он прислал ответ, в котором пространно аргументировал свой отказ писать что бы то ни было в память об Иде Прести. Причины отказа были самые разнообразные вплоть до большой занятости и нехватки времени. Вот, представьте себе! Не простил ей возврата к ногтям, «предательства» учения Тарреги. Даже трагическая кончина Иды Прести не примирила с ней этого упёртого до фанатичности академика. (Пухоль действительно обладал сим почётным титулом, был членом испанской академии.)
Джон Дюарт несколько раз перечитывал письмо, не в силах поверить в подобное. Но, в конце концов, убедился, что всё так и что глаза его не обманывают. Что он мог ответить? Я бы не стал отвечать вовсе, но Дюарт – человек аккуратный. Он ответил. Написал Эмилио Пухолю, что несколько фраз памяти бывшей ученицы отняли бы меньше времени, чем длинное послание, свидетельство собственной черствости. На этом переписка Дюарта и Пухоля прекратилась и более не возобновлялась…
Продолжение следует…
guitarmag.net
"У гитары есть Тайна..." – Гитарный журнал
В III Международном фестивале классической гитары “Каменские гитарные встречи”, состоявшемся в марте 2007 года в городе Каменске-Уральском Свердловской области принял участие Александр Виницкий — уникальный музыкант, один из немногих в России и в мире, работающий в стиле «джаз на классической гитаре». Этот стиль основывается на классической школе игры и одновременно владением разными джазовыми стилями (свинг, босса-нова, блюз, джаз-рок, страйд). Кроме того, Александр преподает классическую гитару в Государственном музыкальном колледже им. Гнесиных в Москве (на момент интервью. Д.М.). Это необыкновенно тонкий, интеллигентный человек, по-своему чувствующий мир; встреча с Александром всегда является чем-то очень запоминающимся, важным в жизни, помогающим многое понять. С Александром Виницким беседовал арт-директор фестиваля Дмитрий Милованов.
Д.М. Как Вы воспринимаете классическую гитару: это инструмент более близкий к традиционно академическим — скрипке, фортепиано или стоящий особняком, со своим специфическим путем развития?А.В. Когда я ищу ответ на подобные фундаментальные вопросы, я обращаюсь к истории развития общества, культуры, музыки и, наконец, инструмента. Думаю, что появление гитары (и её разновидностей) в музыкальной культуре многих народов обусловлено определёнными обстоятельствами и потребностью именно такого звучания, именно такого количества струн, строя. Любой музыкальный инструмент жив своим репертуаром, композиторами и исполнителями. Поэтому именно в этих людях, дающих жизнь инструменту нужно искать ответы, в их личностях, эпохе.
Думаю, что гитара стоит отдельно от других музыкальных инструментов. Время показало, что гитара в гораздо большей степени позволяет и подвержена различным конструктивным изменениям, изменениям строя, способов игры.
Если говорить о классической гитаре, то это инструмент, создающий тишину, интимность, хрупкость и вместе с тем страсть, магию красоты, драматизм и проникновенный лиризм, при этом обладающий тихим голосом. Кроме этого гитара – маленький оркестр. Любой музыкальный инструмент формирует исполнителя, даёт ему удовлетворение или наоборот, сильнейшим образом влияет на личность исполнителя. Какой же внутренней силой, фантазией, слуховым опытом и техническими возможностями должен обладать гитарист, что бы на таком тихом, сложном инструменте создавать Музыку. Я думаю, что классическая гитара — это уникальный инструмент в ряду других — инструмент, обладающий магией гармонии и интимности, отчаянной страстью и сентиментальностью.
Преподавая на курсах переподготовки музыкантам, большинство из которых с консерваторским образованием, но привыкших играть традиционную академическую или народную музыку, обнаружил, что свинг, латиноамериканские ритмы даются им с огромным трудом, в отличие даже от моих учеников уже игравших Ваши пьесы и пьесы Олега Киселева. Это обстоятельство можно ли объяснить лишь моими вкусовыми пристрастиями или же знакомство с современными стилями должно быть для гитариста нормой?Сегодня у исполнителя или педагога есть два пути: или стать ортодоксом в музыке, основываясь на том, чему научили и всё! Или продолжать развиваться, переживая, страдая, мучаясь и ища ответы, но при этом оставаться Учеником, не терять любопытства и интереса в восприятии новых идей. Ритм, стиль – сегодня это стало решающим моментом в исполнительстве как начинающих, так и концертирующих музыкантов. Музыкальные стили, прочно вошедшие в нашу жизнь, требуют осмысления и изучения, так как, например, музыку композиторов ХХ века невозможно сегодня исполнять, не зная основ композиции, принципов импровизации, музыкальных стилей, таких как джаз, латиноамериканская культура, этническая музыка.
Как формируется личность человека, так и должна формироваться суть музыкантская – нужно многим серьёзно, по-настоящему “переболеть” и остановиться на чём-то одном. Хотя и эта остановка бывает не последней.
В настоящее время мы можем наблюдать очень интересное явление. Молодые талантливые гитаристы — лауреаты Международных конкурсов, скажем. Артем Дервоед, Евгений Номеровский, Наталья Минченко играют в рок-группах, причем, достаточно известных. Скажем, группа «Бордо» «засветилась» в программе «Истории в деталях», участвовала в создании саундтрека к фильму «Азирис Нуна». Как Вы считаете, мешает или помогает классическому музыканту такой мультистилизм и мультиинструментализм? Вопрос именно к Вам, как к музыканту, более чем успешно сочетающему профессии джазового гитариста-исполнителя и классического гитариста преподавателя.В предыдущем ответе я уже немного коснулся этого вопроса. Думаю, что одинаково владеть разными стилями, если мы говорим о серьёзном исполнительстве, невозможно. Объясняется это просто. Владение любым стилем требует от гитариста в частности, владения стилистическими приёмами, определённым звуком и, конечно, “погружения” в этот стиль музыки, так как начинается музыка внутри самого исполнителя, захватывая его полностью. Миграция из стиля в стиль возможна в ансамблевой игре, где ты один из многих элементов аранжировки, но если говорить о лидере или идейном “паровозе”, то думаю, что нужно выбирать. В целом мультистилизм я приветствую, но редко встречаю.
Пробуете ли Вы передать свои именно джазовые знания и навыки ученикам? Я имею в виду постоянных учеников, а не слушателей Ваших семинаров.Конечно, у меня есть последователи. Это, как правило, технически хорошо подготовленные гитаристы с классической школой, но желающие вносить элементы импровизации или своей аранжировки, телом чувствующие Ритм, Пульс и получающие от этого огромное удовольствие. Удовольствие и органичность – это та мотивация, на которой я строю обучение и требования с моими учениками.
Имеют ли музыканты других специальностей хотя бы самые общие представления о классической гитаре или она для остального музыкального мира так и остается Guitarra Incognita — Неизвестной Гитарой?Нет, гитару слышат, любят и другие музыканты. Я много работаю с разными музыкантами – и оркестровыми в симфонических оркестрах и джазовыми. Конечно, всё зависит от кругозора музыканта, какую музыку он предпочитает слушать и играть. От чего “подпитывается”. Например, на концертах классической гитары трудно встретить джазового музыканта. Классическая гитара не всем “слышна” и в том числе в силу времени громкой и агрессивной музыки. Всё-таки классическая гитара для слушателя с определённым психологическим, эмоциональным и интеллектуальным настроем. Музыканты других инструментов входят в этот ряд. На своих концертах я постоянно слышу: «мы сегодня открыли для себя гитару!». Но мои концерты не классические, а вот классическая гитара всё-таки остаётся неизвестной для многих и музыкантов и потенциальных слушателей. И это не совсем плохо, так как у гитары есть чем удивлять, и есть Тайна…
Насколько отличаются отношение к гитаре в России и в тех странах, где Вам довелось жить и работать: Польше, Израиле, Эстонии?За границей намного больше форм публичного звучания классической гитары и она более органично сочетается с европейской музыкальной культурой. Совершенно разные по культуре страны Израиль и Польша. Если в Польше это своего рода традиция, то в Израиле – завезённая с эмигрантами культура. Как, например, в Бразилии завезённая культура Африки (с более чем 5 млн. рабов), в Новом Свете также эмигрантская культура Африки перемешалась с европейской. На сегодняшний день Гитара – самый популярный музыкальный инструмент в мире.
Что, по-вашему, является решающим фактором для поступления ученика-гитариста в самый известный в России музыкальный колледж им. Гнесиных, где Вы преподаете?Есть особенности. Это технически высокий уровень в сочетании с музыкальной зрелостью. И надо помнить одну важную вещь, что вступительный экзамен только частично концерт – нужно показать свои грани на программе не сверхсложной и трудной, а на музыке высокого уровня, в которой абитуриент проявляется уже как личность с пониманием того, что он играет. То есть нужно быть талантливым и творчески активным.
Немного забавный вопрос, или же серьезный, смотря под каким углом зрения рассматривать. С чем связано большое количество гитаристов — инженеров по первому образованию: Вы, Олег Киселев, Владимир Митяков, Сергей Ильин? Список, возможно, не полон.К этому можно добавить и Хорхе Кардосо, врача по образованию. Это знак времени. В ответе несколько составляющих — в нашей стране в этот период была очень яркая студенческая жизнь, был необузданный романтизм и почти никакого прагматизма.
Классическая гитара была созвучна тем душам, которые оказались настроены на неё. Она компенсировала тот очень организованный, дисциплинированный мир учёбы и работы, который был вокруг, мир идеологически выстроенный. Гитара давала альтернативу. Тихую, глубокую, интимную и… разрешённую. Отсутствие материального стимула давало нам возможность заниматься в равной степени серьёзно гитарой и учёбой, а впоследствии предпочесть первую. Была благодатная среда и время миграции в Музыку, Гитару. И в это же время из стен вузов выходит много джазовых музыкантов, актёров, режиссёров. Это процесс потом и сейчас совершенно ослаб, но не прекратился.
Фото Геннадия Дмитриева.
guitarmag.net