Алгоритм приема и передачи дежурства медицинскими сестрами на посту стационара. Журнал сдачи дежурств в стационаре
Алгоритм приема и передачи дежурства медицинскими сестрами на посту стационара.
Цель: Обеспечение преемственности в лечении пациентов.
Показания:осуществляется во время дежурства в отделении при смене медсестер.
Примечание: передача дежурств не происходит в том случае, если сменяющая медсестра не явилась на работу (причины могут быть разные).
Дежурившая медсестра не должна уходить со смены.
Оснащение:Журнал передачи дежурств.
Этапы выполнения:
- В первую очередь медицинские сестры принимают тяжелобольных у постели.
Сдающая смену медсестра дает информацию о состоянии пациента, о выполненных назначениях и предстоящих выполнить в ближайшее время и на протяжении смены.
- Проводят обход палат, проверяют санитарное состояние.
- При пересдаче смены принимается:
1. лекарственные препараты гр. А и Б
2. лекарственные препараты на посту
3. журналы учета лекарственных препаратов
4. мединструментарий, подлежащий учету
5. сестринские листы назначений
6. журнал движения больных
7. журнал передачи смены
8. журнал консультаций и обследования больных
· в журнале движения больных по фамилиям и количественно отмечается движение в отделении за сутки, наличие свободных мест.
На основании этих сведений старшая медсестра дает информацию в стат.отдел, заполняя «Листок учета больных и коечного фонда стационара».
· Ежедневно в отделении проводится утром оперативное совещание у заведующего отделением, на котором сдающая смену медсестра информирует о состоянии пациентов, изменениях, произошедших за время дежурства, о количестве пациентов, о наличии свободных мест. Заведующего отделением информируют об оказании неотложной помощи, о больных, подготовленных к исследованиям, сообщается о невыполненных процедурах и причине их невыполнения.
· Медицинские сестры должны четко выполнять свои функциональные обязанности.
Алгоритм внутривенного введения 10% раствора хлористого кальция.
Цель: Лечебная:введение лекарства в кровеносное русло струйно, медленно, внутривенно.
Функциональное назначение:лечебное.
Места внутривенных инъекций:вены локтевого сгиба, наружная поверхность кисти, запястья, стопы, детям вены головы.
Оснащение:
- Стерильные лотки -2
- Шприц емкостью 10-20 мл
- Иглы длиной 50-60 мм, диаметр 0,8 мм
- Пинцет
- Ватные шарики
- Салфетки
- 70% этиловый спирт
- Ампула с 10% раствором хлористого кальция
- Жгут
- Жидкое мыло
- Одноразовое полотенце
- Перчатки
- Валик
- Емкости с дезраствором – 3 (для шприцев, игл, отработанного материала)
- Лоток для отработанного материала
| Этапы | Обоснование |
| Подготовка медсестры к работе. 1. Внимательно прочитать надпись на упаковке, срок годности, дозу. Прочитать надпись на ампуле вслух. | Предупреждение ошибки при введении и пирогенной реакции. |
| 2. Вымыть руки мылом, высушить полотенцем. Нанести 5 мл спиртового антисептика на руки и втирать до высыхания. | Необходимое условие проведения процедуры. |
| 3. Собрать шприц. Набрать раствор в шприц. Удалить воздух со шприца. | Необходимое условие проведения процедуры. |
| 4. На стерильный лоток положить шприц с раствором, 3 ватных шарика, смоченные спиртом. | Необходимое условие проведения процедуры. |
| 5. Надеть перчатки, обработать их 2 ватными шариками, смоченными спиртом.(обработку проводить перед каждой следующей манипуляцией) | Обеспечение инфекционной безопасности. |
| Подготовка пациента. 1. Объяснить пациенту ход и цель проведения процедуры. Получить его согласие. | Обеспечение прав пациента на информацию. |
| 2.Помочь пациенту занять удобное положение (лежа). Максимально разогнуть руку в локте, подложить валик. | Предупреждение возникновения осложнений во время процедуры. |
| Техника проведения процедуры. 1. Наложить на салфетку жгут, обработать поочередно 2 ватными шариками место инъекции. Пропальпировать вену. Зафиксировать вену большим пальцем левой руки | |
| 2. Пунктировать вену. При этом ощущается «попадание в пустоту». Оттянуть поршень на себя, увидеть появление крови в цилиндре шприца. | Проверить попадание иглы в вену. |
| 3. При наличии крови в шприце, развязать жгут и очень медленновводить раствор. Пациенту порекомендовать глубоко дышать. | Предупреждение возникновения осложнений во время процедуры. |
| 4. Раствор вводить порционно, ориентируясь ощущением жара пациентом. При жалобе пациента на чувство жара, необходимо приостановить введение на несколько секунд, предложить глубоко дышать. Длительность введения раствора 3-5 минут. | Предупреждение возникновения неприятных ощущений у пациента. |
| 5. К месту прокола приложить свежий ватный шарик, смоченный спиртом, и быстрым движением извлечь иглу. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
| 6. Подержать шарик на месте инъекции в течение 5 минут. | Предупреждение возникновения гематомы. |
| 7. Спросить пациента о самочувствии. | |
| Дезинфекция | |
| 1. Забрать шарик у пациента и поместить в емкость с дезраствором | Обеспечение инфекционной безопасности |
| 2. Обработать жгут и валик ветошью, смоченной в дезрастворе, дважды с интервалом 15 минут. Ветошь поместить в дезраствор. | |
| 3. Промыть шприц и иглу одним из дезрастворов в отдельной емкости. Туда же забросить шарик, загрязненный кровью. | Обеспечение инфекционной безопасности |
| 4. В отдельные емкости с дезраствором поместить шприц и иглу | |
| 5. Снять перчатки и поместить в емкость с дезраствором. | |
| Завершение процедуры. 1.Вымыть и осушить руки. | Обеспечение личной гигиены. |
| 2. Сделать отметку о выполненной процедуре. | Обеспечение преемственности в передаче информации. |
Примечание:
При попадании раствора хлористого кальция под кожу у пациента возникает чувство жжения в месте инъекции. В таком случае необходимо:
| тактика медсестры при попадании раствора под кожу. обеспечение нейтрализации раствора. |
cyberpedia.su
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПОСТА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МЕДИЦИНСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.
ПРИЕМ И СДАЧА ДЕЖУРСТВА
Медицинский пост - рабочее место палатной медицинской сестры, осуществляющий круглосуточную работу для проведения мероприятий по уходу за больными, контролю за состоянием их здоровья, оказанию первой и неотложной медицинской помощи и проведению планового медикаментозного лечения.
Для более качественного контроля за передвижением пациентов, сотрудников и посетителей через отделение пост следует размещать в холле, недалеко от палат. Для вызова медицинской сестры к пациенту должна быть звуковая и световая сигнализация, соединяющая пост с палатами.
Медицинский пост должен быть организован по единым методически рекомендациям согласно санитарным нормам: площадь не менее 20 м2, освещение поста двух видов – естественное и искусственное. Естественное освещение должно быть равномерным, достаточно интенсивным. Искусственное освещение, применяемое в вечернее и ночное время, не должно быть слишком ярким. Для этого необходимы потолочные светильники, настольная лампа или бра.
В оснащение медицинского поста входят: медицинская мебель, медицинское оборудование, электрооборудование, канцелярские принадлежности, наглядная информация, дезинфицирующие и моющие растворы, медицинский инструментарий, предметы ухода, необходимые в работе.
Наглядная информация располагается на видном месте. Особое внимание должно быть уделено организации рабочего места палатной медицинской сестры. При организации рабочего стола необходимо рационально разместить основные документы, стандарты, которыми палатная медицинская сестра руководствуется в своей работе. Под стеклом на рабочем столе должны находиться:
- почасовой график работы палатных медицинских сестер;
- график дежурств медицинских сестер на месяц;
- список пациентов;
- список телефонов на случай экстренной ситуации;
- календарь.
Рабочее место медицинской сестры должно содержаться в чистоте. От подготовленности и укомплектованности рабочего места зависит во многом и эффективность работы медицинской сестры. Отдельное место отводится для хранения учетно-отчетной документации и бланков.
Медицинская документация утверждается Министерством здравоохранения и социального развития и используется в лечебно-профилактических учреждениях в виде унифицированных бланков и карт.
В стационаре основным и юридическим документом является медицинская карта стационарного больного (история болезни). Ее заводят на каждого больного, поступившего в стационар. В ней отмечается путь поступления пациента в стационар (по скорой медицинской помощи, по направлению, самостоятельно и т. д.), отмечается число, час и минуты госпитализации. В приемно-диагностическом отделении медицинская сестра очень аккуратно заполняет все графы паспортной части медицинской карты. Выполняет отметку об объеме санитарной обработки и способе транспортировки больного в лечебное отделение, о выполнении назначений врача приемно-диагностического отделения. Врач лечебного отделения в историю болезни вносит все данные о пациенте, включая результаты наблюдения в динамике и лечения больного. Медицинские сестры вклеивают результаты лабораторных, инструментальных и других исследований, ежедневно записывают значения утренней и вечерней температуры, пульса, частоты дыхания, показатели артериального давления, а при необходимости и суточного диуреза. В истории болезни медсестра отмечает время поступления больного в отделение, результаты осмотра на педикулез, чесотку, вирусный гепатит, в листе назначений отмечает время выдачи лекарств, дату проведенной выборки врачебных назначений, в температурном листе - массу и рост больного при поступлении, далее 1 раз в 7-10 дней регистрирует дни проведения санитарной обработки пациента и смены белья.
История болезни является юридическим документом. Она сохраняется в течение 25 лет и поэтому должна строго заполняться по установленной форме. В ней не допускается каких-либо исправлений; запрещается заклеивать, стирать, зачеркивать ранее написанное, дописывать. Медицинская сестра отвечает за сохранность историй болезни, не допускается знакомство пациента с данными истории болезни, результатами обследования, категорически запрещается ознакомление родственников и посетителей с медицинской картой стационарного больного. За данные вопросы отвечает лечащий врач и заведующий отделением. После выписки пациента медицинская карта сдается в статистический отдел для обработки, а затем передается и хранится в архиве.
Направления в лабораторию заполняет медицинская сестра, в них отмечают фамилию, имя и возраст больного, номер истории болезни, название отделения, а также перечень показателей, которые следует определить.
В сестринские листы (журнал врачебных назначений) медицинская сестра выносит из истории болезни врачебные назначения по каждому больному.
В журнале сдачи (передачи) дежурств отмечают число находившихся на посту больных, фамилии вновь поступивших и выбывших пациентов, температурящих больных, дается оценка динамики клинических симптомов у тяжелобольных, перечисляются все виды внеплановых манипуляций и предпринятые меры помощи, выполненные дежурным врачом и по его назначению. Отдельно приводится список пациентов, подготовленных к специальным методам исследований согласно врачебным назначениям, а также больных, нарушивших режим.
В журнале движения больных отделения отмечают сведения о числе поступивших, выбывших больных, об общем числе находящихся на лечении на конец смены, число нетранспортабельных пациентов.
В журнале учета наркотических, сильнодействующих, ядовитых лекарственных препаратов ведется учет данных медикаментозных средств раздельно по каждому препарату с ежедневной отметкой о количестве, дозе и процентном содержании; журнал содержит ежедневные подписи сдающей и принимающей смены. В случае использования того или иного препарата в данный журнал вносится фамилия больного, номер истории болезни, диагноз, показания для применения, время и способ введения лекарственного вещества с подписью дежурного врача и постовой медсестры, а на следующий день - старшей сестры и заведующего отделением. В истории болезни данного больного также записывается цель назначения препарата, время его назначения, дозировка, способ введения с подписью врача и отметка о выполнении и времени с подписью медсестры. В случаях выявления у больного инфекционного, паразитарного заболевания, пищевого, острого профессионального отравления в санэпидстанцию направляется экстренное извещение, которое заполняется средним медработником под контролем врача лечебного отделения.
Прием и сдача дежурства - наиболее ответственный момент работы медицинской сестры в осуществлении преемственности в лечении больных. При заступлении на смену медицинская сестра вместе с сестрой, сдающей смену, обходит палаты, осматривает тяжелобольных и отмечает в специальном журнале объем невыполненной работы, указывая фамилию больного, номер палаты, проверяет санитарное состояние палат, холлов, мест общественного пользования, соблюдение больными правил личной гигиены. Медицинская сестра принимает термометры, шприцы, медикаменты, ключи от шкафов и сейфов с лекарственными препаратами, проверяет наличие и соответствие наркотических и сильнодействующих препаратов и расписывается в журнале. В конце смены медицинская сестра составляет сводку движения больных, сколько состояло на начало смены, сколько поступило и сколько выбыло (переведено в другие отделения, выписано, умерло) и сколько состоит на конец смены, также составляет порционник - требование на пищеблок для лечебных столов. Сдача дежурства заканчивается на утренней врачебно-сестринской конференции, где палатная медицинская сестра докладывает о проведенной работе, о состоянии больных, находящихся под особым наблюдением, ухудшении в их состоянии, о вновь поступивших больных, дополнительной потребности в лекарственных препаратах, о чрезвычайных ситуациях.
Медицинская сестра лечебного отделения должна выполнять следующие медицинские манипуляции:
- осуществлять зондовое питание, зондировать и промывать желудок;
- проводить дуоденальное и желудочное зондирование;
- ставить клизмы всех видов;
- вводить газоотводную трубку;
- производить катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером;
- ставить горчичники, банки, пластыри;
- владеть местными способами введения лекарственных препаратов;
- закапывать лекарственные растворы в нос, глаза, уши;
- владеть способами постановки всех видов компрессов;
- выполнять внутрикожные, внутримышечные, подкожные и внутривенные инъекции;
- измерять артериальное давление, подсчитывать число дыханий и сердцебиений;
- проводить непрямой массаж сердца и искусственную вентиляцию легких;
- брать мазки из зева;
- собирать биологический материал для лабораторных исследований;
- проводить простейшие физиотерапевтические процедуры по назначению лечащего врача;
- готовить пациента к плановым и экстренным хирургическим операциям;
- вести мониторное наблюдение за больным.
В штате отделения выделяется медицинская сестра процедурного кабинета, осуществляющая наиболее сложные манипуляции. На должность медицинской сестры процедурного кабинета назначается одна из опытных медсестер со стажем работы в стационаре не менее пяти лет, имеющая законченное среднее медицинское образование, желательно фельдшер.
В соответствии с возложенными функциональными обязанностями процедурная медсестра обязана:
- соблюдать санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим на рабочем месте;
- обрабатывать и сдавать на стерилизацию в централизованную стерилизационную медицинский инструментарий, перевязочный материал;
- обеспечивать процедурный кабинет необходимыми медикаментами и соблюдать их правильное хранение;
- проводить забор крови для лабораторного исследования;
- выполнять внутривенные, внутримышечные и подкожные инъекции;
- под контролем врача определять группу крови, резус-фактор, проводить переливание крови и пробы на индивидуальную чувствительность и резус-совместимость;
- один раз в месяц проводить бактериологический контроль за стерильностью;
- вести учет манипуляций и медикаментов;
- в целости и сохранности содержать входящее в ведение процедурного кабинета медицинское и хозяйственное имущество, инструментарий и аппаратуру;
- строго соблюдать правила асептики и антисептики в процедурном кабинете при проведении процедур;
- обеспечивать процедурный кабинет в зависимости от профиля отделения набором инструментов, перевязочного материала, сывороток для определения групп крови, шприцев для инъекций и вливаний, а также необходимым набором лекарственных веществ, сывороток, консервированной крови и кровезаменителей.
Необходимая документация процедурного кабинета:
♦ журнал регистрации проведения генеральных уборок;
♦ журнал учета взятия крови на биохимические анализы;
♦ журнал учета работы бактерицидной лампы;
♦ журнал учета внутривенных вливаний и капельниц;
♦ журнал учета в/м, п/к, в/к инъекций и антибиотиков;
♦ журнал учета переливаний крови и кровезаменителей;
♦ журнал сдачи шприцев в центральное стерилизационное отделение;
♦ журнал сдачи шприцов по смене;
♦ журнал учета больных, перенесших гепатит;
♦ журнал отметки температуры в холодильнике;
♦ журнал учета взятия крови на реакцию Вассермана и на ВИЧ-инфекцию.
cyberpedia.su
27.Медицинская документация терапевтического отделения.
1.истории болезни ( медицинская карта стационарного больного) – основной медицинский и юридический документ, ( форма № 003 -у ). хранится 25 лет
1. Карта больного , который выбыл ( статистический документ) форма №066 у
2. Листок нетрудоспособности (выдается после выписки из стационара)
Документация постовой медицинской сестры:
1. листок врачебных назначений
2. температурный лист
3. журнал передачи дежурств
4. журнал движения больных в отделении
5. журнал учета наркотиков
6.журнал учета лихорадящих больных
7. порционные требования к пищеблоку ( в 2 экз)
8. журнал требований медикаментов
9. журнал записи больных на лабораторные и инструментальные исследования
10. журнал консультаций специалистов
28.Дезинфекция, ее виды. Определение понятия дезинфекции. Дезинфекция одноразовых предметов медицинского назначения.
Комплекс мер по уничтожению вегетирующих форм патогенных и условно-патогенных микроорганизмов.
1.профилактичесая ( предупреждение внутрибольничных инфекций)
2. очаговая( обеззараживание в выявленном очаге инфекции- текущая и заключительная.
Методы:
Механический( влажная уборка помещений)
Физический( использование солнечных лучей,уф облучение, сжигание мусора)
Химический( обработка ветоши и мед инстументов с помощью дез растворов)
Комбинированный(с использованием спец дез камер) паровоздушный( прогревание воздушным паром), пароформалиновый.
Для одноразовых( нужно погрузит в дез раствор- 3% р-р хлорамина б или амиксидина на 60 мин.
6% р-р перекиси водорода на 60 мин или 4% р-р на 90 мин.
70 % р-р спирта на 30 мин.
29. Внутрибольничная инфекция (вби), источники, пути передачи.
Заболевание инфекционной природы, развившееся у пациента во время его пребывания в стационаре через 48 часов после поступления или после выписки, а так же умед работника.
Лица:
Стационарные больные
Больные, обратившиеся в леч- профилактическое учреждения
Мед персонал
Инфекции( гнойно- септические инфекции- пиодермиты, детские инфекции- корь, краснуха, дифтерия; вирусные инфеции- грипп, гепатиты в,с,д, вич; кишечные инфекции- сальмонеллёз,амебиаз; особо опасные инфекции- сибирская язва, чума, брюшной тиф)
Источниками являются мед персонал и сами пациенты(их руки,кишечник, волосы, носоглотка)
Организмы могут поступать с инструментарием, через лекарственные средства, продукты питания. передаваться может воздушно-капельным путём, онтактно-бытового путями.
30.Профилактика вби в лпу.
1.использование защитной одежды( маска, очки, перчатки, халат)
2.обработка рук мед персонала
3.правильная санитарно-гигиеническая обработка , осмотр на педикулёз, термометрия…
4. контроль за личной гигиеной пациентов
5. дезинфекция предметов мед назначения
6.своевременная санитарно-гигиеническая обработка и оснащение буфетных и раздаточных помещений.
7.активное выявление пациентов с подозрением на инфекционное заболевание
31.Предупреждение профессиональных заболеваний медицинских сестер при работе с кровью.
Все манипуляции нужно проводить в перчатках( т.к. может произойти загрязнение рук кровью, плазмой, сывороткой крови)во время работы все повреждённые места должны быть закрыты напальчником, пластырем. при угрозе разбрызгивания крови нужно работать в маске и защитных очках.запрещается приём пищи,и курение в лабораториях, где проводят процедуры пациентам. после процедур двукратное мытьё рук с мылом.
Для профилактики инфицирования вирусной и бактериальной инфекции в процедурном кабинете должна находиться аптечка при авариях( в неё входят перевязочный материал , емкость для разведения растворов, ундина, 70%этиловый спирт,5% раствор йода , 0,05% перманганата калия, 1% протаргола, : % перекиси водорода)
Если загрязнили руки кровью следует удалить с кожи остатки крови с помощью тампона с 70% р-ом спирта, вымыть под водой и вновь спиртом.
Если на глаза- промыть 0,05% калия перманганата
На нос- 1% протаргола
На рот- прополоскать 70% спиртом.
studfiles.net
ПРИЕМ И СДАЧА ДЕЖУРСТВА | Бесплатные курсовые, рефераты и дипломные работы
Медицинский пост — рабочее место палатной медицинской сестры, осуществляющий круглосуточную работу для проведения мероприятий по уходу за больными, контролю за состоянием их здоровья, оказанию первой и неотложной медицинской помощи и проведению планового медикаментозного лечения.
Для более качественного контроля за передвижением пациентов, сотрудников и посетителей через отделение пост следует размещать в холле, недалеко от палат. Для вызова медицинской сестры к пациенту должна быть звуковая и световая сигнализация, соединяющая пост … с палатами.
Медицинский пост должен быть организован по единым методически рекомендациям согласно санитарным нормам: площадь не менее 20 м2, освещение поста двух видов – естественное и искусственное. Естественное освещение должно быть равномерным, достаточно интенсивным. Искусственное освещение, применяемое в вечернее и ночное время, не должно быть слишком ярким. Для этого необходимы потолочные светильники, настольная лампа или бра.
В оснащение медицинского поста входят: медицинская мебель, медицинское оборудование, электрооборудование, канцелярские принадлежности, наглядная информация, дезинфицирующие и моющие растворы, медицинский инструментарий, предметы ухода, необходимые в работе.
Наглядная информация располагается на видном месте. Особое внимание должно быть уделено организации рабочего места палатной медицинской сестры. При организации рабочего стола необходимо рационально разместить основные документы, стандарты, которыми палатная медицинская сестра руководствуется в своей работе. Под стеклом на рабочем столе должны находиться:
— почасовой график работы палатных медицинских сестер;
— график дежурств медицинских сестер на месяц;
— список пациентов;
— список телефонов на случай экстренной ситуации;
— календарь.
Рабочее место медицинской сестры должно содержаться в чистоте. От подготовленности и укомплектованности рабочего места зависит во многом и эффективность работы медицинской сестры. Отдельное место отводится для хранения учетно-отчетной документации и бланков.
Медицинская документация утверждается Министерством здравоохранения и социального развития и используется в лечебно-профилактических учреждениях в виде унифицированных бланков и карт.
В стационаре основным и юридическим документом является медицинская карта стационарного больного (история болезни). Ее заводят на каждого больного, поступившего в стационар. В ней отмечается путь поступления пациента в стационар (по скорой медицинской помощи, по направлению, самостоятельно и т. д.), отмечается число, час и минуты госпитализации. В приемно-диагностическом отделении медицинская сестра очень аккуратно заполняет все графы паспортной части медицинской карты. Выполняет отметку об объеме санитарной обработки и способе транспортировки больного в лечебное отделение, о выполнении назначений врача приемно-диагностического отделения. Врач лечебного отделения в историю болезни вносит все данные о пациенте, включая результаты наблюдения в динамике и лечения больного. Медицинские сестры вклеивают результаты лабораторных, инструментальных и других исследований, ежедневно записывают значения утренней и вечерней температуры, пульса, частоты дыхания, показатели артериального давления, а при необходимости и суточного диуреза. В истории болезни медсестра отмечает время поступления больного в отделение, результаты осмотра на педикулез, чесотку, вирусный гепатит, в листе назначений отмечает время выдачи лекарств, дату проведенной выборки врачебных назначений, в температурном листе — массу и рост больного при поступлении, далее 1 раз в 7-10 дней регистрирует дни проведения санитарной обработки пациента и смены белья.
История болезни является юридическим документом. Она сохраняется в течение 25 лет и поэтому должна строго заполняться по установленной форме. В ней не допускается каких-либо исправлений; запрещается заклеивать, стирать, зачеркивать ранее написанное, дописывать. Медицинская сестра отвечает за сохранность историй болезни, не допускается знакомство пациента с данными истории болезни, результатами обследования, категорически запрещается ознакомление родственников и посетителей с медицинской картой стационарного больного. За данные вопросы отвечает лечащий врач и заведующий отделением. После выписки пациента медицинская карта сдается в статистический отдел для обработки, а затем передается и хранится в архиве.
Направления в лабораторию заполняет медицинская сестра, в них отмечают фамилию, имя и возраст больного, номер истории болезни, название отделения, а также перечень показателей, которые следует определить.
В сестринские листы (журнал врачебных назначений) медицинская сестра выносит из истории болезни врачебные назначения по каждому больному.
В журнале сдачи (передачи) дежурств отмечают число находившихся на посту больных, фамилии вновь поступивших и выбывших пациентов, температурящих больных, дается оценка динамики клинических симптомов у тяжелобольных, перечисляются все виды внеплановых манипуляций и предпринятые меры помощи, выполненные дежурным врачом и по его назначению. Отдельно приводится список пациентов, подготовленных к специальным методам исследований согласно врачебным назначениям, а также больных, нарушивших режим.
В журнале движения больных отделения отмечают сведения о числе поступивших, выбывших больных, об общем числе находящихся на лечении на конец смены, число нетранспортабельных пациентов.
В журнале учета наркотических, сильнодействующих, ядовитых лекарственных препаратов ведется учет данных медикаментозных средств раздельно по каждому препарату с ежедневной отметкой о количестве, дозе и процентном содержании; журнал содержит ежедневные подписи сдающей и принимающей смены. В случае использования того или иного препарата в данный журнал вносится фамилия больного, номер истории болезни, диагноз, показания для применения, время и способ введения лекарственного вещества с подписью дежурного врача и постовой медсестры, а на следующий день — старшей сестры и заведующего отделением. В истории болезни данного больного также записывается цель назначения препарата, время его назначения, дозировка, способ введения с подписью врача и отметка о выполнении и времени с подписью медсестры. В случаях выявления у больного инфекционного, паразитарного заболевания, пищевого, острого профессионального отравления в санэпидстанцию направляется экстренное извещение, которое заполняется средним медработником под контролем врача лечебного отделения.
Прием и сдача дежурства — наиболее ответственный момент работы медицинской сестры в осуществлении преемственности в лечении больных. При заступлении на смену медицинская сестра вместе с сестрой, сдающей смену, обходит палаты, осматривает тяжелобольных и отмечает в специальном журнале объем невыполненной работы, указывая фамилию больного, номер палаты, проверяет санитарное состояние палат, холлов, мест общественного пользования, соблюдение больными правил личной гигиены. Медицинская сестра принимает термометры, шприцы, медикаменты, ключи от шкафов и сейфов с лекарственными препаратами, проверяет наличие и соответствие наркотических и сильнодействующих препаратов и расписывается в журнале. В конце смены медицинская сестра составляет сводку движения больных, сколько состояло на начало смены, сколько поступило и сколько выбыло (переведено в другие отделения, выписано, умерло) и сколько состоит на конец смены, также составляет порционник — требование на пищеблок для лечебных столов. Сдача дежурства заканчивается на утренней врачебно-сестринской конференции, где палатная медицинская сестра докладывает о проведенной работе, о состоянии больных, находящихся под особым наблюдением, ухудшении в их состоянии, о вновь поступивших больных, дополнительной потребности в лекарственных препаратах, о чрезвычайных ситуациях.
Медицинская сестра лечебного отделения должна выполнять следующие медицинские манипуляции:
— осуществлять зондовое питание, зондировать и промывать желудок;
— проводить дуоденальное и желудочное зондирование;
— ставить клизмы всех видов;
— вводить газоотводную трубку;
— производить катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером;
— ставить горчичники, банки, пластыри;
— владеть местными способами введения лекарственных препаратов;
— закапывать лекарственные растворы в нос, глаза, уши;
— владеть способами постановки всех видов компрессов;
— выполнять внутрикожные, внутримышечные, подкожные и внутривенные инъекции;
— измерять артериальное давление, подсчитывать число дыханий и сердцебиений;
— проводить непрямой массаж сердца и искусственную вентиляцию легких;
— брать мазки из зева;
— собирать биологический материал для лабораторных исследований;
— проводить простейшие физиотерапевтические процедуры по назначению лечащего врача;
— готовить пациента к плановым и экстренным хирургическим операциям;
— вести мониторное наблюдение за больным.
В штате отделения выделяется медицинская сестра процедурного кабинета, осуществляющая наиболее сложные манипуляции. На должность медицинской сестры процедурного кабинета назначается одна из опытных медсестер со стажем работы в стационаре не менее пяти лет, имеющая законченное среднее медицинское образование, желательно фельдшер.
В соответствии с возложенными функциональными обязанностями процедурная медсестра обязана:
— соблюдать санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим на рабочем месте;
— обрабатывать и сдавать на стерилизацию в централизованную стерилизационную медицинский инструментарий, перевязочный материал;
— обеспечивать процедурный кабинет необходимыми медикаментами и соблюдать их правильное хранение;
— проводить забор крови для лабораторного исследования;
— выполнять внутривенные, внутримышечные и подкожные инъекции;
— под контролем врача определять группу крови, резус-фактор, проводить переливание крови и пробы на индивидуальную чувствительность и резус-совместимость;
— один раз в месяц проводить бактериологический контроль за стерильностью;
— вести учет манипуляций и медикаментов;
— в целости и сохранности содержать входящее в ведение процедурного кабинета медицинское и хозяйственное имущество, инструментарий и аппаратуру;
— строго соблюдать правила асептики и антисептики в процедурном кабинете при проведении процедур;
— обеспечивать процедурный кабинет в зависимости от профиля отделения набором инструментов, перевязочного материала, сывороток для определения групп крови, шприцев для инъекций и вливаний, а также необходимым набором лекарственных веществ, сывороток, консервированной крови и кровезаменителей.
Необходимая документация процедурного кабинета:
♦ журнал регистрации проведения генеральных уборок;
♦ журнал учета взятия крови на биохимические анализы;
♦ журнал учета работы бактерицидной лампы;
♦ журнал учета внутривенных вливаний и капельниц;
♦ журнал учета в/м, п/к, в/к инъекций и антибиотиков;
♦ журнал учета переливаний крови и кровезаменителей;
♦ журнал сдачи шприцев в центральное стерилизационное отделение;
♦ журнал сдачи шприцов по смене;
♦ журнал учета больных, перенесших гепатит;
♦ журнал отметки температуры в холодильнике;
♦ журнал учета взятия крови на реакцию Вассермана и на ВИЧ-инфекцию.
| | | следующая лекция ==> | |
| Санитарно-гигиенический режим работы приемно-диагностического отделения | | | Уход за кожей и профилактика пролежней |
refac.ru
В чем заключается сдача и прием дежурства в детском отделении больницы?
Прием и сдача дежурств — наиболее ответственный момент работы медицинской сестры в осуществлении преемственности в лечении больных. Медицинская сестра не имеет права самостоятельно покинуть пост даже в том случае, если не явилась ее смена
Прием и передача дежурства медицинскими сестрами должны проводиться покроватно. Сдающая пост медицинская сестра знакомит принимающую пост медицинскую сестру с больными детьми, передает необходимые сведения об индивидуальных особенностях лечения и ухода. На утренней конференции медицинская сестра делает сообщение о проведенной работе.
При заступлении на дежурство медицинские сестры (сдающая и принимающая пост) совместно проводят обход больных, при этом особое внимание обращают на тяжелобольных, санитарное состояние палат, соблюдение правил личной гигиены. В журнал сдачи дежурств заносится объем невыполненной за предыдущую смену работы у того или иного больного, а также врачебные назначения дежурного врача, данные о раздаче сильнодействующих лекарственных средств, подготовке детей к лабораторным и инструментальным исследованиям и т.п. Заступающая на дежурство медицинская сестра принимает термометры, шприцы, медикаменты, предметы ухода (поильники, грелки, подкладные судна, мочеприемники и пр.), инвентарь, ключи от шкафов с лекарственными средствами общего списка. Она получает заранее составленный список назначений на исследования и направления в разные лаборатории и кабинеты. Необходимо проверить наличие достаточного количества чистого белья на всю смену. В конце смены медицинская сестра составляет сводку движения больных: число больных в отделении на начало суток, число поступивших, выбывших (отдельно: выписанные, переведенные в другие отделения или лечебно-профилактические учреждения, умершие) и состоящих на начало следующих суток. Эти сведения ежедневно передаются в приемное отделение больницы.
Как оборудован пост медицинской сестры?
Медицинский пост — рабочее место медицинской сестры (рис. 4).Медицинский пост расположен возле палат, чтобы дети, особенно тяжелобольные, находились под постоянным визуальным контролем. С этой целью стены палат или перегородки между ними делают из толстослойного или органического стекла. На посту медицинской сестры должны быть следующие необходимые предметы: стол с запирающимися на ключ выдвижными ящиками для хранения медицинских карт стационарных больных, бланков, медицинского инструментария и пр.; шкаф для хранения медикаментов; телефоны городской и местной сети; холодильники; настольная лампа.
Рабочее место медицинской сестры должно содержаться в чистоте и быть укомплектованным необходимыми предметами. От подготовленности рабочего места во многом зависит эффективность работы медицинской сестры. Старшая медицинская сестра отделения, заканчивая рабочий день, снабжает сестринские посты всем необходимым на следующие сутки.
Какие виды медицинской документации используются в терапевтическом отделении?
Медицинская документация утверждается Минздравом РФ и используется в лечебно-профилактических учреждениях в виде унифицированных бланков.
Медицинская карта стационарного больного (форма № 003/у) (история болезни) — основной первичный медицинский документ, который заполняют на каждого больного, находящегося в стационаре лечебного учреждения. В медицинскую карту стационарного больного вносят все данные о больном, включая результаты динамического наблюдения и лечения. В нее вклеивают результаты лабораторных, инструментальных и других исследований, ежедневно записывают значения утренней и вечерней температуры тела, пульса и частоты дыхания, показатели артериального давления, а при необходимости и суточное количество мочи (диурез). В медицинской карте стационарного больного медицинская сестра отмечает время поступления больного в отделение и результаты осмотра на педикулез, расписывается. В листе назначений отмечает время выдачи лекарственного средства, в температурном листе — массу и рост ребенка при поступлении, температуру больного утром и вечером, далее один раз в 7—10 дней отмечает дни приема ванны и смены белья, ежедневно — стул ребенка.
Медицинская карта стационарного больного является юридическим документом. Она хранится в течение 25 лет и поэтому должна вестись строго по установленной форме. В ней не допускается каких-либо исправлений; запрещается заклеивать, стирать, зачеркивать ранее написанное, дописывать. Медицинская сестра отвечает за сохранность медицинских карт стационарных больных, которые хранят в ящике или шкафу, запирающемся на ключ, в не доступном детям и их родителям месте.
Направления в лабораторию заполняет медицинская сестра. В них отмечают фамилию, имя и возраст ребенка, номер медицинской карты стационарного больного, название отделения и перечень показателей, которые следует определить.
В сестринские листы медицинская сестра вносит из медицинских карт стационарных больных врачебные назначения каждому больному. Форма заполнения произвольная. Лучше составлять индивидуальные сестринские листы на каждого ребенка отдельно, но можно заполнять их по виду манипуляций, диет, лекарственных средств с перечислением фамилий детей.
В журнале сдачи (передачи) дежурств отмечают число находящихся на посту детей, фамилии вновь поступивших и выбывших больных с указанием диагноза. Кроме того, перечисляют лихорадящих детей с указанием температуры тела, дают оценку динамики клинических симптомов у тяжелобольных, перечисляют все внеплановые манипуляции и принятые меры помощи, выполненные дежурным врачом и по его назначению. Отдельно приводят список детей, подготовленных в соответствии с врачебными назначениями к диагностическим и лечебным процедурам (эндоскопическое, рентгенологическое, ультразвуковое исследования и т.д.).
В журнале движения больных отделения отмечаются сведения о движении больных: число выбывших и поступивших.
В журнале учета инфекционных больных фиксируют фамилию, имя, возраст ребенка, доставленного с инфекционным заболеванием, диагноз, дату, контакты и принятые меры.
Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку (форма № 058/у) составляет медицинский работник (сестра) и посылает в центр санитарно-эпидемиологического надзора.
Какие данные заносятся в температурный лист?
В обязанности медицинской сестры входят измерение температуры тела больного и ее регистрация в температурном листе медицинской карты стационарного больного, подсчет пульса, частоты дыхания, определение АД, массы тела и др. По назначению врача медицинская сестра (с помощью младшей медицинской сестры) измеряет суточное количество мочи и мокроты.
| Температурный лист |
infopedia.su
Какова нормативная база дежурства медицинских работников в стационаре? | Вопросы подписчиков
Интересует нормативная база и консультации по теме - дежурства медицинских работников в стационаре, в том числе с правом сна и без такового
Ответ на вопрос:
В соответствии с пп. "а" п. 1 Постановления Минтруда России N 41, устанавливающим особенности работы по совместительству для медицинских и фармацевтических работников, указанные категории работников вправе осуществлять работу по совместительству, то есть выполнять другую регулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, а также в случаях, когда им установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами РФ предусмотрены санитарно-гигиенические ограничения).
Далее отметим, что для указанных в п. 1 данного Постановления категорий работников не считаются совместительством и не требуют заключения трудовых договоров такие виды работ, как работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др. (пп. "ж" п. 2 Постановления Минтруда России N 41).
Работник может быть привлечен к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени для сверхурочной работы, но только в установленных статьей 99 ТК РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права, случаях. При этом продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Статьей 153 ТК РФ устанавливается порядок оплаты сверхурочной работы - за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Анализ статьи 99 ТК РФ показывает, что сверхурочная работа, выполняемая работником по инициативе работодателя, не может носить регулярного характера - быть заранее запланированной и включенной в график работы.
В связи с этим дежурства медицинских работников могут быть отнесены к сверхурочной работе, если они носят «разовый» характер и только в случаях и порядке, предусмотренном статьей 99 Трудового кодекса РФ.
Читайте о Дежурстве в выходной день больше информации в статье по ссылке.
К сожалению, трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не дают официального юридического определения понятия - «дежурства медицинских работников» и не устанавливают особенностей регулирования такого рода трудовых отношений. На практике - дежурства медицинских работников - это трудовая деятельность, осуществляемая с целью оказания круглосуточной и неотложной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения. Дежурства носят регулярный, плановый характер, осуществляются в соответствии с утвержденными работодателем графиками работы.
Считаем, что в соответствии с нормами Трудового кодекса дежурства медицинских работников следует квалифицировать как выполнение работником работы по обусловленной трудовой функции на основании трудового договора.
Если же дежурства осуществляются сверх месячной нормы, то это уже можно рассматривать как работу сверхурочно.
При решении вопросов об оплате работы (дежурства) врачей сверх месячной нормы, в вечернее и ночное время, в выходные и праздничные дни следует иметь в виду, что:
оплата работы (дежурств) сверх месячной нормы рабочего времени, в соответствии со статьей 152 Трудового кодекса РФ за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Каждый час работы в ночное время подлежит повышенной оплате по сравнению с работой в нормальных условиях. Величина такой оплаты не может быть ниже установленной трудовым законодательством (ч. 1 ст. 154 ТК РФ). Это правило распространяется и на работников, принятых специально для работы в ночное время.
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 предусмотрен единый для всех работников минимальный размер доплаты за работу в ночное время, а именно 20-процентная доплата за каждый час работы.
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются (ч. 3 ст. 154 ТК РФ):
- коллективным или трудовым договором;
- локальным нормативным актом.
Доплата исчисляется исходя из часовой тарифной ставки (оклада, рассчитанного за час работы). Следовательно, при установлении доплаты за работу в ночное время другие доплаты и (или) надбавки не учитываются.
Если есть право и на повышенную оплату за работу сверхурочно и на ночную доплату, то нужно оплатить и то и другое.
Примечание:
В конце ответа приведено циркулярное письмо Госкомтруда и секретариата ВЦСПС от 4 мая 1990 г. N 01-14/5-24, однако при его применении следует учитывать положения ст. 423 Трудового Кодекса РФ, согласно которой акты советского периода могут регулировать трудовые отношения, если они не противоречат Трудовому Кодексу РФ. Соответственно, и данный циркуляр можно применять только с учетом положений ст. 152-154 Трудового Кодекса.
Примечание:
Особенности дежурств медицинских работников на дому закреплены в приказе Минздрава России от 02.04.2014 N 148н "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому" http://www.1kadry.ru/#/document/99/499089796/?step=5.
Относительно сна:
В письме Минздрава СССР от 11.12.1954 № 02-19/21 "Об упорядочении организации труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях" определяются продолжительность смены и междусменного перерыва и особо акцентируется внимание на то, что в ночное время медицинские работники имеют право на сон.
Работа в ночное время (с 10 часов вечера до 6 часов утра) для врачей и среднего медицинского персонала может устанавливаться с возможностью сна, за исключением:
* всего медицинского персонала, работающего по оказанию скорой медицинской помощи, экстренной или неотложной хирургической, терапевтической и гинекологической помощи;
* среднего медицинского персонала психоневрологических учреждений, детских больниц, детских яслей, родильных домов и отделений, хирургических отделений больниц, а также больниц и отделений, предназначенных для остро-заразных больных.
Работа младшего медицинского персонала в стационарных учреждениях с возможностью сна в ночное время не допускается.
В правилах внутреннего трудового распорядка каждого учреждения, в зависимости от его организационной структуры и условий деятельности, должно быть точно установлено, в каких отделениях (палатах) и какие медицинские работники имеют право на сон в ночные часы работы, а также и с какого часа ночи.
Подробности в материалах Системы Кадры:
Нормативно-правовая база
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ
И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
СЕКРЕТАРИАТ ВЦСПС
ЦИРКУЛЯРНОЕ ПИСЬМО
от 4 мая 1990 г. N 01-14/5-24
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОПЛАТЕ ДЕЖУРСТВ ВРАЧЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ИМЕЮЩИХ СТАЦИОНАРЫ
В связи с многочисленными запросами об организации и оплате дежурств врачей в учреждениях здравоохранения, имеющих стационары, необходимо руководствоваться следующим:
- учреждения здравоохранения, имеющие стационары, относятся к учреждениям с непрерывным режимом работы, медицинская помощь в которых оказывается круглосуточно;
- учитывая специфику работы стационара (оказание медицинской помощи в любое время суток и дней недели), для врачей устанавливаются дежурства (работа) в вечернее и ночное время, в воскресные и праздничные дни в соответствии с утвержденным графиком работы;
- в обязанности врача стационара входит обязательное несение указанных дежурств, которые выполняются в пределах месячной нормы рабочего времени или с его согласия сверх нее в зависимости от нагрузки.
С учетом предоставленных руководителям учреждений здравоохранения прав в решении вопросов установления штатов и рациональной организации труда врачей, в том числе в вечернее и ночное время, в воскресные и праздничные дни, эти вопросы должны решаться исходя из конкретных (местных) условий, путем:
- введения в штатное расписание врачебных должностей для обеспечения круглосуточной помощи;
- выделения специального фонда для оплаты работы (дежурств), выполняемой врачами сверх месячной нормы рабочего времени;
- установления, в связи с большой ответственностью, физическим и эмоциональным напряжением врачей при выполнении ими в пределах нормы рабочего времени дежурства, надбавок в порядке и размерах, предусмотренных п. 12 "а" постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 16.10.86 г. (приказ Министерства здравоохранения СССР от 24.10.86 г. N 1420).
При решении вопросов об оплате работы (дежурства) врачей в вечернее и ночное время, в выходные и праздничные дни следует иметь в виду, что:
- оплата работы (дежурств) сверх месячной нормы рабочего времени в вечернее и ночное время, выполняемой в обычные дни недели, производится в одинарном размере, а в выходные и праздничные дни - в двойном размере.
В тех случаях, когда дежурство, осуществляемое в пределах месячной нормы рабочего времени, приходится на воскресный день, выходной день врачу предоставляется по графику в любой день недели.
Во всех случаях работы (дежурств) в ночное время устанавливается дополнительная оплата в соответствии с пунктом 11 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 16.10.86 г. N 1240 (приказ Министерства здравоохранения СССР от 24.10.86 г. N 1420).
Министр здравоохранения СССР
И.Н.ДЕНИСОВ
Министр финансов СССР
В.С.ПАВЛОВ
Председатель Госкомтруда СССР
В.И.ЩЕРБАКОВ
Секретарь ВЦСПС
Г.Ф.СУХОРУЧЕНКОВА
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ПИСЬМО
11 декабря 1954 г.
N 02-19/21
ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
(с изм., внесенными письмом Минздрава СССР
от 31.12.1954 N 02-19/21)
Проверкой, проведенной в РСФСР, УССР и других союзных республиках, установлено, что в отдельных лечебно-профилактических учреждениях труд медицинского персонала организован неудовлетворительно, рабочее время врачей и других медицинских работников используется неправильно, имеют место нарушения трудового законодательства.
Установленная в ряде больничных учреждений двухзвеньевая система, при отдаленности поликлиники от стационара, привела к потере значительного рабочего времени у врачей на переходы, имеет место проведение в рабочее время всякого рода совещаний, ежедневные "пятиминутки" продолжаются от 40 минут до одного часа.
В отдельные дни, из-за отсутствия должной организации поликлинического приема больных и оказания больным помощи на дому, врачи вынуждены работать сверхурочно, автотранспорт, предназначенный для участковых врачей, используется не по назначению.
В стационарах больниц врачи привлекаются к работе по обслуживанию больных в вечернее и ночное время (дежурствам) непосредственно после окончания дневной работы и на второй день снова работают в дневную смену, находясь, таким образом, на работе в течение 30 часов подряд. При этом не всегда производится полагающаяся по закону доплата за сверхурочную работу и за работу в особые дни отдыха.
В целях упорядочения организации труда и рабочего времени врачей и другого медицинского персонала и устранения имеющихся нарушений трудового законодательства Министерство здравоохранения СССР предлагает принять к руководству следующее:
1. Обслуживание больных в вечернее и ночное время в стационарах больниц (дежурство врачей) должно производиться, как правило, наличным составом штатных врачей в пределах месячной нормы их рабочего времени и с учетом занимаемых ими должностей (основной и по совместительству).
Время, затрачиваемое врачами на обслуживание больных в вечернее и ночное время, должно включаться в ежемесячный график работы врачей, утверждаемый руководителем учреждения.
Кроме врачей-ординаторов отделений и заведующих отделениями, к работе по обслуживанию больных в вечернее и ночное время, в зависимости от местных условий, могут привлекаться и другие врачи, ведущие лечебную работу.
При отсутствии возможности обеспечить составом штатных врачей обслуживание больных в вечернее и ночное время в течение месяца, оплату дополнительного количества дежурств, сверх выполняемых штатными врачами в установленное для них рабочее время, следует производить в соответствии с указаниями, данными в Приказах Министерства здравоохранения СССР о штатных нормативах медицинского персонала учреждений, в основных установках по составлению плана здравоохранения на 1955 год (14 июня 1954 г. N 37) и в циркулярном письме от 1 февраля 1954 г. N 10.
В больницах до 75 коек, расположенных в сельской местности и в рабочих поселках, в случае необеспеченности дежурств в вечернее и ночное время штатными врачами устанавливать по согласованию с профсоюзными организациями дежурство врачей на дому.
2. Для медицинских работников должен быть установлен помесячный учет рабочего времени.
Месячная норма рабочего времени определяется путем умножения дневной нормы рабочих часов работника на количество рабочих дней в месяце.
В месячную норму рабочего времени включаются все виды работ, выполняемые работником (основная работа, дежурства, вызовы для оказания помощи на дому и друг.).
3. Продолжительность работы (смены) для медицинского персонала, переведенного на помесячный учет рабочего времени, не должна превышать 12 часов подряд, включая и работу в ночное время (с 10 часов вечера до 6 часов утра).
Продолжительность перерыва между сменами должна устанавливаться не менее двойной продолжительности работы в предшествующую смену.
------------------------------------------------------------------
Средний медицинский персонал домов ребенка и детских санаториев в ночное время работает без возможности сна (Письмо Минздрава СССР от 31.12.1954 N 02-19/21).
------------------------------------------------------------------
4. Работа в ночное время (с 10 часов вечера до 6 часов утра) для врачей и среднего медицинского персонала может устанавливаться с возможностью сна, за исключением:
- всего медицинского персонала, работающего по оказанию скорой медицинской помощи, экстренной или неотложной хирургической, терапевтической и гинекологической помощи;
- среднего медицинского персонала психоневрологических учреждений, детских больниц, детских яслей, родильных домов и отделений, хирургических отделений больниц, а также больниц и отделений, предназначенных для остро-заразных больных.
Работа младшего медицинского персонала в стационарных учреждениях с возможностью сна в ночное время не допускается.
Примечания. 1. В правилах внутреннего распорядка каждого учреждения, в зависимости от его организационной структуры и условий деятельности, должно быть точно установлено, в каких отделениях (палатах) и какие медицинские работники имеют право сна в ночные часы работы, а также и с какого часа ночи.
2. Работа в ночное время при наличии возможности сна, а также время, затраченное на дежурство на дому, учитывается из расчета - один час как полчаса работы.
3. Работа в ночное время при отсутствии возможности сна учитывается:
- для работников с 6 и 6 1/2-часовым рабочим днем - один час как 6/5 часа работы;
- для работников с 7-часовым рабочим днем - одни час как 7/6 часа работы;
- для работников с 8-часовым рабочим днем - один час как 8/7 часа работы.
Заместитель Министра
здравоохранения СССР
П. ШУПИК
16.04.2015
С уважением и пожеланием комфортной работы, Екатерина Зайцева,
эксперт Системы Кадры
www.kdelo.ru
Организация работы поста медицинской сестры — Мегаобучалка
Круг обязанностей палатной медицинской сестры широк и зависит в том числе от категории и профиля того стационара, где она работает. Медицинская сестра несёт непосредственную ответственность за выполнение врачебных назначений, соблюдение лечебно охранительного и санитарно-эпидемиологического режимов, правильное оформление и ведение медицинской документации, соблюдение больными и их посетителями правил внутреннего распорядка больницы. В соответствии с этим работа сестринского поста должна быть чётко организована в жёстких временных рамках (табл. 2).
Примерный план работы поста медицинской сестры терапевтического отделения Таблица 2.
| Время | Обязанности |
| 7:00 7:00-7:30 7:30-8:00 8:00-8:15 8:15-8:30 8:30-9:00 9:00-9:30 9:30-11:00 11:00-13:00 13:00-13:30 13:30-14:30 14:30-16:30 16:30-16:50 16:50-17:30 17:30-19:00 19:00-19:30 19:30-20:00 20:00-21:30 21:30-22:00 22:00-7:00 | Медицинская сестра будит больных, включает свет в палатах и отделении, проводит термометрию Оформление медицинской документации - листа учета больных (сводки движении больных), требования на питание больных (порционника), журнала назначений постовой медицинской сестры (инструментальные и лабораторные исследования, консультации специалистов и пр.) Мероприятия по уходу за больными, проветривание палат, направление биологического материала больных на анализы Конференция («планерка», «пятиминутка») заведующего отделением и старшей медицинской сестры с врачами и медицинскими сестрами Сдача медицинской сестрой дежурства дневной смене Выполнение врачебных назначений (раздача лекарств, инъекции и пр.) Раздача завтрака вместе с младшим медицинским персоналом, кормление тяжелобольных Участие во врачебном обходе (по возможности) Выполнение врачебных назначений {подготовка и сопровождение больных для лечебно-диагностических процедур, уход за тяжелобольными и др.) Выполнение врачебных назначений (раздача лекарств, инъекции и пр.) Раздача обеда вместе с младшим медицинским звеном, кормление тяжелобольных «Тихий час» у больных; контроль за состоянием тяжелобольных и соблюдением лечебно-охранительного режима в отделении Передача медицинской сестрой поста ночной смене Термометрия, проветривание палат Посещение больных родственниками, контроль за посещением больных родственниками и соответствием приносимых ими продуктов лечебному режиму отделения Выполнение врачебных назначений {раздача лекарств, инъекции и пр.) Раздача ужина вместе с младшим медицинским персоналом, кормление тяжелобольных Выполнение врачебных назначений (раздача лекарств, инъекции и пр.) Мероприятия по уходу за больными (вечерний туалет у тяжелобольных, смена постели, обработка полости рта и пр.) Обход отделения, контроль за состоянием больных, при необходимости - оказание экстренной доврачебной помощи и вызов дежурного врача |
Приём и сдача дежурств
Приём и сдача медицинской сестрой поста – один из важнейших аспектов её работы.
В случае неявки следующей смены медицинская сестра не имеет права покидать пост.
Порядок приема и сдачи дежурства:
• Обход палат: знакомство со вновь поступившими больными, оценка состояния тяжелобольных (сдающая дежурство медицинская сестра должна сообщить заступающей на смену медицинской сестре об изменениях в состоянии пациентов), проверка с санитарного состояния помещений терапевтического отделения.
• Передача срочных и невыполненных назначений: сдающая дежурство медицинская сестра должна сообщить заступающей на смену об объёме врачебных назначений - что было выполнено, какие назначения предстоит выполнить.
• Передача лекарственных препаратов (обе медицинские сестрырасписываются в журнале учёта наркотических и сильнодействующих средств), медицинских инструментов и предметов по уходу, ключей от сейфа с лекарственными препаратами.
• Передача медицинской документации поста. Обе медицинские сестры подписываются в журнале приёма и сдачи дежурств.
Медицинская документация
Правильное ведение соответствующей медицинской документации вменяется в обязанности медицинской сестры и обеспечивая адекватное осуществление лечения больных, контроль за динамикой лечебно-диагностического процесса (в том числе за состоянием пациента) и использованием материально-технических средств учёт выполняемой медицинским персоналом работы.
Основные виды сестринской медицинской документации:
• Журнал движения больных: регистрация поступления и выписки больных.
• Процедурный лист: лист врачебных назначений.
• Температурный лист: в нём отмечают основные данные, характеризующие состояние больного - температуру тела, пульс, АД, ЧДД, диурез, массу тела (по мере необходимости), физиологические отправления.
• Журнал назначений: в нём фиксируют назначения врача - лабораторные и инструментальные исследования, консультации «узких» специалистов и пр.
• Журнал учета наркотических, сильнодействующих и ядовитый средств.
• Журнал передачи ключей от сейфа.
• Требование на питание больных (порционник) должен содержать сведения о количестве больных на назначенные диеты, фамилии пациентов, при необходимости - дополнительно выдаваемые продукты или, наоборот, характер разгрузочных диет.
• Журнал приёма и сдачи дежурств: в нём регистрируют общее число больных, их «движение» за сутки, отмечают лихорадящий и тяжелобольных, срочные назначения, нарушения режима в отделении и пр.
Тема: Личная гигиена больного (смена нательного и постельного белья. Утренний туалет больного. Подача судна, подмывание больного, туалет ушей и полости носа и рта, полное мытье больного в постели. Профилактика пролежней и застойной пневмонии).
Большую роль в течении и исходе заболеваний играет среда, в которой находится больной. Прежде всего это соблюдение правил личной гигиены и гигиены в палате, обеспечение своевременного и правильного питания больного. Соблюдение правил личной гигиены, содержание в чистоте постели и палаты необходимы для эффективного лечения. Ф. Найтингейл писала: «...Что, собственно, разуметь под гигиеническими условиями? В сущности, их очень немного: свет, тепло, чистый воздух, здоровая пища, безвредная питьевая вода, чистоплотность...». Именно поэтому соблюдение правил личной гигиены, содержание в чистоте постели и палаты необходимы для флективного лечения.
Положение больного в постели должно быть удобным, постельное бельё - чистым, матрас - ровным; при наличии у кровати сетки она должна быть натянутой. Для тяжелобольных и больных с недержанием мочи и кала на наматрасник, под простыню стелят клеенку. Женщинам с обильными выделениями на клеёнку кладут пеленку, которую меняют по мере загрязнения, но не реже 2 раз в неделю. Тяжелобольных укладывают на функциональные кровати, применяют подголовники. Больному дают две подушки и одеяло с пододеяльником. Постель перестилают регулярно перед сном и после сна. Нательное и постельное бельё меняют не реже 1 раза в неделю после приёма ванны, а также при случайном загрязнении.
Правила смены белья
Первый способ смены постельного белья (рис. 1):
1. Скатать грязную простыню в валик по направлению от головного и ножного концов кровати к поясничной области больного.
2. Осторожно приподнять больного и удалить грязную простыню.
3. Подложить под поясницу больного скатанную таким же образом чистую простыню и расправить её.

Рис. 1. Смена постельного белья у тяжёлого больного (первый способ).

Рис. 2. Смена постельного белья у тяжёлого больного (второй способ).
Второй способ смены постельного белья (рис. 2):
1. Передвинуть больного к краю кровати.
2. Скатать свободную часть грязной простыни валиком от края кровати по направлению к больному.
3. Расстелить на освободившееся место чистую простыню, половина которой остаётся скатанной валиком.
4. Передвинуть больного на расстеленную половину чистой простыни, убрать грязную простыню и расправить чистую.
Смена белья:
1. Подвести свою руку под спину больного, поднять край его рубашки до подмышечной области и затылка.
2. Снять рубашку через голову больного (рис. 2.3, а), а затем с его рук (рис. 2.3, б).

а б
Рис. 3. Смена нательного белья у тяжёлого больного: а - снятие рубашки| через голову больного; б - снятие рукавов рубашки с рук больного
3. Надеть рубашку в обратном порядке: сначала надеть рукава, затем рубашку перекинуть через голову больного и расправить её под его спиной.
4. На больного, находящегося на строгом постельном режиме, надеть рубашку-распашонку.
megaobuchalka.ru











