/ История отечественной журналистики. Журнал северный вестник
19 Северный вестник
§ 3. «Северный вестник»
Сеть журналов, сложившаяся к концу XIX в., отразила ее переходность не только в росте массовых типов, содержании, формах, но и в изменении литературного процесса иод воздействием и поисков творческой интеллигенции и новаций западноевропейской литературы. Одним из наиболее типичных в этом плане был толстый журнал «Северный вестник» (1885-1899) — предтеча целого ряда изданий модернизма, декадентства, символизма и т. д. — литературных течений серебряного века русской литературы. «Северный вестник» имел новаторский характер как по содержанию, так и по своему направлению. Он же предоставил страницы многим классикам русской литературы, был единственным изданием, где, несмотря на цензуру, появлялись произведения Л. Н. Толстого.
«Северный вестник» был основан в сентябре 1885 г. как ежемесячный литературно-научный и политический журнал, выходивший объемом 25-30 печатных листов под предварительной цензурой. Его издательницей была А. В. Сабашникова, редактором — А. М. Еврей-нова. Журнал стал почти на три года прибежищем ряда сотрудников закрытых «Отечественных записок» и фактически в это время про-
должал их традиции в русской периодике, хотя его заявленная программа имела свои особенности. «Северный вестник» был ориентирован на провинциального читателя. В его программе, представленной в Главное управление но делам печати, говорилось, что в журнале «самое видное место» займет «областной отдел, в котором местная жизнь и ее интересы и местная литература во всех ее проявлениях встретят серьезное и правдивое отношение к себе». Журнал имел 6 отделов: изящной литературы, научный, критики, областной, заграничной корреспонденции и библиографический. Большое место помимо областного отдела занимали разделы «Провинциальная печать» и появившийся позднее «За пределами Европейской России», где давалась информация о Сибири, обсуждались проблемы этого края. А. М. Евреинова привлекла к сотрудничеству в журнал провинциальных публицистов. Были опубликованы «Очерки сибирского туриста» В. Г. Короленко.
Однако новый журнал не смог получить достаточной поддержки со стороны читательской аудитории. Вероятно, сказалось противоречие между программой журнала и реальным содержанием издания.
История «Северного вестника» имеет два вполне обособленных периода, которые определяются лидерами, влиявшими на его характер в это время: Н. К. Михайловским— 1885-1888 гг. и А. К. Волынским (X. Л. Флексером) — 1889-1899 гг.
Вместе с Н. К. Михайловским в «Северный вестник» из «Отечественных записок» пришли известные литераторы: Г. И. Успенский, А. Н. Плещеев (редактором отдела беллетристики), Г. 3. Елисеев, С. Н. Южаков, В. Г. Короленко, А. М. Скабичевский и др. Фактически с весны 1886 но 1888 г. Михайловский был неофициальным редактором «Северного вестника». В нем сотрудничали В. М. Гаршин, Д. Н. Мамин-Сибиряк, С. Я. Надсон, А. П. Чехов, крупные ученые Д. И. Менделеев, Н. Н. Миклухо-Маклай, П. Ф. Лесгафт и др. Ведущими беллетристами журнала в этот период были Успенский и Короленко. Очерки Успенского появлялись чуть ли не в каждом номере: циклы «Мечтания о трудовой жизни», «Живые цифры», «Кой про что». Были напечатаны произведения Короленко «Соколинец», «По пути» («Федор Бесприютный»), «Ночью» и др. С 1888 г. регулярно публикуется Чехов. Для него «Северный вестник» — первый толстый журнал, в котором он стал сотрудничать. Здесь вышли «Степь», «Огни», «Скучная история» и другие его рассказы.
Но ведение журнала Михайловским не совсем совпадало ни с его программой, ни с интересами издательницы, стремившейся расширить его народнический характер. На этой почве между Евреиновой
и Михайловским в 1886 г. произошел конфликт. Михайловский и часть близких ему сотрудников покинули журнал. Его тираж стал падать: если в 1888 г. у «Северного вестника» было 4000 подписчиков, то к исходу следующего года лишь — 3278. В материальном плане журнал не сводил концы с концами. Досаждала цензура, не пропустившая в печать многие интересные произведения (сказку Салтыкова-Щедрина «Орел-меценат», ряд статей местных публицистов). А. М. Еврей-нова вынуждена была продать журнал группе университетской молодежи, купившей его на паях. Но пайщики не смогли найти общий язык в выработке направления «Северного вестника». В конечном итоге ведущее значение в нем получили Л. Я. Гуревич и ее протеже, которому она передала пай, А. К. Волынский. С декабря 1891 г. журнал переходит в полную собственность Гуревич, которая пригласила в качестве официального редактора литератора М. Н. Альбова, с 1895 г. она сама становится редактором-издателем, но руководителем и идеологом «Северного вестника» был Волынский. Содержание журнала, состав его авторов претерпели существенные изменения. Начался новый период его истории.
С уходом ряда авторитетных литераторов журнал понес значительные потери, зато выиграл в оригинальности, самостоятельности и стал журналом такого типа, который отличался от всех остальных своим лицом. И в этом явно прослеживается роль Гуревич.
Любовь Яковлевна Гуревич, писательница, литературный и театральный критик, переводчица, купив «Северный вестник», не только организовывала его издание, изыскивала на это средства, находила новых авторов, вела грудные, настойчивые переговоры с цензорами, но и сама много писала, но словам Волынского, «во всех отделах журнала, начиная с беллетристического и кончая библиографией». Она была сторонницей женской эмансипации и стимулировала в «Северном вестнике» проблематику, посвященную женскому вопросу.
Одновременно она сделала журнал «Северный вестник» трибуной А. К. Волынского.
Без сомнения, разностороннее освещение в «Северном вестнике» женского вопроса, обращенность к провинции придавали журналу своеобразие. К числу других его качеств как издания оригинального надо отнести политику редакции, обозначенную как неприсоединение, сформулированную Гуревич и Волынским в программной статье «Идеализм и буржуазность». «Северный вестник» полемизировал и с демократами, и с народниками, и с декадентами, и с консерваторами. Впрочем, дискуссионность, которую проповедовал
лидер журнала этого периода Волынский (перед лицом истины нет «своих» и «чужих»), является одним из качеств изданий этого типа.
А. К. Волынский, литературный критик, историк и теоретик искусства, с 1889 г. сотрудничал в «Северном вестнике» и до его закрытия вел отдел «Литературные заметки». Его выступления по проблемам литературы носили полемический, нередко скандальный характер. Он как бы со всех сторон вызывал огонь на себя. Особенно острой и неприемлемой для оппозиционной журналистики оказалась позиция Волынского в отношении литературной критики революционных демократов Белинского, Чернышевского, Добролюбова в статьях, вышедших в «Северном вестнике», а затем в виде книги «Борьба за идеализм». Л. Я. Гуревич вспоминала: «Я видела женщин, которые рыдали, говоря о книге Волынского: „Он отнимает у нас самое дорогое! Это все равно, как если бы он доказывал, что отец и мать наши были ничтожествами"». Даже явное преувеличение, содержащееся в этих словах, не снимает выраженную в них точность сложившегося отношения к выступлениям Волынского, вносившим диссонанс в установившуюся традицию.
«Утилитарная критика, — замечал Волынский, — бессильна именно потому, что она элементам второстепенным, историческим, житейским подчиняет то, что главенствует надо всем... метафизическое начало нравственной свободы». В связи с этим Волынский вводит в практику свое понимание идеализма, который «ставит впереди всего внутреннее духовное начало, власть души, морали, свободной воли». Полемизируя с Н. К. Михайловским, «модернизируя» народничество, Волынский зовет к борьбе не за социально-политическое переустройство общества, а за духовную революцию. В позиции лидера «Северного вестника» было и принципиальное ядро: он дифференцировал литературную критику и публицистику. Волынский рассматривал литературную критику как отрасль науки, анализирующей литературный процесс, отделяя от нее политические настроения и наслоения. Критика не должна подменяться публицистикой, смешиваться со злобой дня. Программная статья Волынского 1893 г. называлась «Наука, философия и религия» — именно в них он видел основные орудия критика. В связи с этим подходом в цикле статей 1893-1896 гг. он подверг критике не только наиболее дорогих для прогрессивной интеллигенции литературных критиков прошлого, но и целый ряд других (Ап. Григорьева, В. Майкова).
В ответ на обвинения в разрушении наследия шестидесятников Волынский писал: «Мой спор ведется только против теоретических взглядов, которые проводились в некоторых журналах и воздействие
которых кажется мне мертвящим». При этом он подчеркивал: «...навсегда остается положительным вкладом в историю России... то, что делалось освободительного, обновляющего в условиях социального быта». В грех статьях, посвященных анализу наследия В. Г. Белинского, он рассматривает его как необходимый и важный этап в развитии литературной критики, считая недостатком Белинского то, что он не смог «установить и защитить в авторитетных выражениях надлежащие эстетические критерии, ряд отвлеченных теорем, объясняющих значение и условия развития литературных явлений». Поскольку, но мнению Волынского, Н. А. Добролюбов страдал еще большей публицистичностью, он по сравнению с Белинским сделал шаг назад. Еще более сурово лидер «Северного вестника» обошелся с Чернышевским и Писаревым.
Наиболее аргументированным выступлением тех лет в защиту критиков революционной демократии была большая статья 1897 г. Г. В. Плеханова «Судьбы русской критики», появившаяся в четырех номерах журнала «Новое слово». Плеханов обвинял Волынского в том, что он устроил русским критикам «философский трибунал»: «Если за подсудимым оказываются кое-какие проступки на этот счет, то с нашим автором немедленно начинается истерика. Он на разные голоса кричит о Боге, о небе, о вечности, об истине, о красоте, о поэтической идее и прочих возвышенных предметах». Плеханов показал несостоятельность в целом критического подхода Волынского. В теоретических построениях и выступлениях лидера «Северного вестника», действительно, много противоречивого и спорного, но они заставили обратиться к существенным вопросам литературной критики, видеть ее эволюцию. Литературно-критический отдел «Северного вестника», который возглавлял Волынский, не только придавал своеобразие журналу, но и какое-то время удерживал внимание читателей. Другой не менее важной заслугой было стремление редакции привлечь в журнал новые молодые литературные силы. Волынского называли «наставником зарождающегося русского символизма», представители которого уже печатались в «Северном вестнике». Волынский сразу же заметил это литературное явление и попытался его понять. В 1892 г. Д. С. Мережковский выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Волынский сразу же написал на нее рецензию, где сформулировал свое понимание категории «символ»: «Для символа нужна способность видеть все преходящее в связи с безграничным духовным началом, на котором держится мир». Это положение будет затем развиваться как самим его автором, так и символистами. Об-
щим у них было и отграничение символизма от декадентства, которое они критиковали. Почти все ведущие тенденции русского модер-низма впервые проявились в «Северном вестнике». Здесь раскрылось своеобразие поэзии символистов, отразившей чувство «утраченности святынь»:
Отцы и деды, в играх шумных 13ы истощили вес до дна, Не берегли в пирах безумных Вы драгоценности вина.
(Д. Мережковский. IИстин чаша)
Здесь же символизм начал борьбу за обновление образного лада поэзии. В «Северном вестнике» был напечатан первый символистский исторический роман «Отверженный» Д. С. Мережковского, первые прозаические произведения Ф. К. Сологуба, в том числе его роман «Тяжелые сны». Вообще «Северный вестник» способствовал творческому становлению литературных сил символизма: Гиппиус, Мережковского, Минского, Сологуба и др.
Подрастая, символисты уходили из-под опеки Волынского. Сам Волынский также понял различие своих взглядов и точек зрения сторонников символизма. В 1898 г. он подвел итог своих отношений с ними в статье «О символизме и символистах»: «В их неясно обозначающихся талантах, шатающихся из стороны в сторону, в их смутных исканиях новых форм и ощущений я сочувственно выделял только то, что могло развиться в художественный идеализм, открыто осуждая и отшвыривая все враждебное идеализму, а следовательно, истинному символизму...» Символизм рос на почве литературного творчества, творческих поисков, и, когда он стал самим собою, предложенные схемы теоретика оказались лишними. Дороги символистов и Волынского разошлись.
Как литературный критик Волынский обладал достаточной зоркостью к новым явлениям литературного процесса, что позитивно сказалось на содержании «Северного вестника», его литературного отдела. Не сразу, но одним из первых Волынский поймет новаторство творчества А. П. Чехова, высокую оценку даст первым же шагам М. Горького, талант которого он считал наиболее заметным на фоне новой литературы тех лет. С его благословения в журнале будут помещены рассказы М. Горького «Озорник», «Мальва», повесть «Варенька Олесова». Эти произведения вызвали в прессе дискуссию, но «Северный вестник» и это уже не спасло: он был на грани закрытия.
studfiles.net
«Северный вестник»
К умеренно-либеральным журналам 80-х годов надо отнести «Северный вестник», издававшийся с 1885 г. в Петербурге как ежемесячный литературно-научный и политический журнал под предварительной цензурой. Издательницей его первоначально (до 1889 г.) была А. В. Сабашникова, редактором — А. М. Евреинова.
В 1885 г. Евреинова пригласила в свой журнал ряд сотрудников закрытых «Отечественных записок», в том числе Плещеева, Южакова и Михайловского. В «Северном вестнике» печатались Г. Успенский, Короленко и некоторые другие видные демократические писатели и публицисты (Менделеев, Миклухо-Маклай). Статьи Южакова, Абрамова, Воронцова, принявших активное участие в журнале Евреиновой, и некоторых других либерально-народнических публицистов с первых же номеров придали журналу народнический колорит. Особую роль в журнале в качестве негласного соредактора с весны 1886 по 1888 г. играл один из видных народнических публицистов Михайловский.
Журнал состоял из двух частей: научно-беллетристической и публицистической. В каждом номере в первой части журнала помещались одна-две статьи научного характера по самым различным отраслям знаний. Во второй части, кроме отдельных статей, постоянно печатались такие рубрики, как «Иностранное обозрение», «Дневник читателя», «Библиография», регулярно велся областной отдел.
В «Северном вестнике» печатались очерки Г. Успенского «Живые цифры». Писатель, все еще поглощенный темой «власть земли», во второй половине 80-х годов проявляет все больше интереса к теме «власть капитала». Влияние капитала теперь «изображают цифрами, — писал он, — у меня же будут цифры и дроби, превращенные в людей»303[178]. Этот творческий замысел был реализован в очерках, объединенных названием «Живые цифры».
Писателя отличала необыкновенная зоркость, когда он изображал цифры официальной статистики в живых картинах повседневной народной жизни. Ему приходилось писать о поруганном материнстве, о детской смертности, массовом сиротстве, о «четверти» лошади в крестьянском хозяйстве, о малоземелье. Он как бы раскрывал художественными средствами те обобщения, которые заключены в средних статистических данных. Эффект получался огромный. Картина непосильного труда крестьянской семьи в очерке «Четверть лошади» показывала всю жестокость существующего строя.
Одновременно Успенский не избегал и обобщений. Подчас они принимали вид многозначительных аллегорий. Например, в очерке «Дополнение к рассказу «Квитанция» из цикла «Живые цифры» призрачные блага капиталистической цивилизации он сравнивал с ярким огнем маяка знаменитой статуи Свободы, возвышающейся у входа в Нью-Йоркскую бухту, о фонарь которой разбиваются в бурную ночь тысячи птиц, привлеченных электрическим светом.
«Застигнутые бурей, дождем, снегом, они видят этот благодатный свет, думают, что тут тепло, массами мчатся сюда и... насмерть разбиваются о гигантский фонарь, воздвигнутый во имя свободы и братства»304[179].
Таков парадокс буржуазного общественного устройства.
Период 1886—1888 гг. наиболее интересный и значительный в истории журнала «Северный вестник». К этому времен относится сотрудничество в журнале, кроме названных писателей и публицистов, Чехова, Мамина-Сибиряка, Гаршина, Каронина, Надсона и др. Наряду с Михайловским большую роль в укреплении журнала, его беллетристики играл Плещеев, редактор литературного отдела.
Однако из-за разногласий с Евреиновой в 1888 г. Михайловский порывает с журналом.
С уходом Михайловского «Северный вестник» теряет определенность направления, состав сотрудников становится случайным, изменчивым. В журнале продолжают некоторое время печататься Чехов, Короленко, Южаков, Менделеев. Однако их оттесняют такие литераторы и публицисты, как Боборыкин, Алексей Веселовский, Мережковский и особенно Волынский (Флексер).
Журнал некоторое время редактирует беллетрист М. Альбов, а затем он переходит в руки Л. Гуревич.
С 1891 г. «Северный вестник» окончательно меняет свой до известной степени прогрессивный характер. Волынский активно включается в борьбу с революционно-демократическим наследством 60-х годов, с критическим реализмом, с идеями Белинского, Чернышевского и Добролюбова. Журнал заполняется массой скабрезных рассказов и повестушек, в нем культивируется поэзия декадентов, пропагандируется космополитизм, ведется борьба с материализмом. Неудивительно, что с 1897 г. журнал разрешено было издавать без предварительной цензуры.
Однако престиж журнала неуклонно снижался. Если в 1897 г. тираж «Северного вестника» составлял еще 4000 экземпляров, то в 1898 г. упал до 2800.
В легальном журнале «Новое слово» Плеханов высмеял взгляды Волынского на искусство, его «грозные филиппики против материализма». Отрицательное отношение передовой критики к ведущему публицисту «Северного вестника» не способствовало увеличению числа подписчиков журнала. Столкнувшись с серьезными материальными затруднениями, редакция с 1899 г. прекратила издание журнала.
в начало
studfiles.net
История отечественной журналистики
- Шелгунов уделял постоянное внимание новой растущей в обществе силе — рабочим. В очерке «По поводу статьи деревенского жителя...» публицист замечал: «Пролетариат земледельческий и фабричныи стал теперь у нас таким же экономическим явлением, как и в Европе».
-В публицистике «Русской мысли» творчество Шелгунова занимает особое место, поскольку оно окрашено идейностью, стремлением бить в колокол о народных бедах. Сам Шелгунов считал, что «публицист является пророком своего народа», и старался выполнять эту миссию. Его слово получало широкий отклик в обществе. В редакцию на имя Шелгунова ежемесячно приходило до 140 писем с просьбой ответить.
- В беллетристике «Русской мысли» крестьянский вопрос получал более точное отражение. Художники слова рисовали жизнь деревни такой, какой она была, без ее идеализации. Очерки Гл. Успенского показали процесс проникновения на село капиталистических отношений; повесть Н. Г. Гарина «Несколько лет в деревне» раскрыла тщетность просвещенного помещика научить крестьян вести «правильное» хозяйство и разорившегося на этом; такое значительное произведение А. П. Чехова, как «Мужики», воссоздавало реалистическую картину бедственного, нищенского существования крестьян, их невежества.
- Программа «Русской мысли» требовала показа не только негативных явлений в жизни России тех лет, но и светлых. - в научном разделе журнала. В ней печатались глубокие и интересные статьи по земельному вопросу, о переходных формах между земледелием и промышленностью, по естествознанию, социологии, истории и др.
В целом литературно-критические выступления «Русской мысли» мало соотносились с ее прекрасным беллетристическим отделом. Он был интересным и представительным. Журнал познакомил читателей со многими шедеврами русской и мировой литературы: произведениями Лескова, Гаршина, Н. Гарина, Короленко, Эртеля, Мамина-Сибиряка, М. Горького, Г. Сенкевича, Г. П. Данилевского, И. Н. Потапенко, зарубежных писателей — А. Франса, Т. Гарди, С. Лагерлеф, А. Доде.
- «Русская мысль» поддержала в трудную для него минуту Н. С. Лескова, подчеркивая такие особенности его творческой манеры, как умение изображать положительные явления жизни, его внепартийность. Дорожила редакция журнала сотрудничеством В. Г. Короленко («Слепой музыкант», «Сон Макара», «В дурном обществе», «Лес шумит»).
- С 1890-х годов на страницах журнала читатели увидели расцвет творчества А. П. Чехова: «Палата № 6», «Остров Сахалин», «Ариадна», «Дом с мезонином», «Чайка», «Человек в футляре», «Дама с собачкой». Чехова печатали в «Русской мысли», претерпевая цензурные гонения, особенно это коснулось публикации «Острова Сахалина» и «Мужиков». О Чехове писали в журнале как о «нашем высокоталантливом сотруднике», которого знает вся читающая Россия.
- Здесь были опубликованы произведения Горького, рассказ «Супруги Орловы». Но стучавшийся в двери тогда же модернизм и символизм не воспринимались журналом как новые литературные течения.
«Северный вестник» 1885 – 1898 гг.
К умеренно-либеральным журналам 80-х годов надо отнести «Северный вестник», издававшийся с 1885 г. в Петербурге как ежемесячный литературно-научный и полит журнал под предварительной цензурой. Издательницей его первоначально (до 1889 г.) была А.В. Сабашникова, редактором – А.М. Евреинова.
Журнал стал почти на три года прибежищем ряда сотрудников закрытых «Отечественных записок» и фактически в это время продолжал их традиции в русской периодике, хотя его заявленная программа имела свои особенности. «Северный вестник» был ориентирован на провинциального читателя.
Журнал имел 6 отделов: изящной литературы, научный, критики, областной, заграничной корреспонденции и библиографический. Большое место помимо областного отдела занимали разделы «Провинциальная печать» и «За пределами Европейской России» - проблемы Сибири. Были опубликованы «Очерки сибирского туриста» В. Г. Короленко.
История «СВ» имеет два периода, которые определяются лидерами: Н. К. Михайловским— 1885-1888 гг. и А. К. Волынским — 1889-1899 гг.
Вместе с Н. К. Михайловским в «Северный вестник» из «Отечественных записок» пришли известные литераторы: Г. И. Успенский, А. Н. Плещеев (редактором отдела беллетристики), Г. 3. Елисеев, С. Н. Южаков, В. Г. Короленко, А. М. Скабичевский и др. Фактически с весны 1886 но 1888 г. Михайловский был неофициальным редактором «Северного вестника». В нем сотрудничали В. М. Гаршин, Д. Н. Мамин-Сибиряк, С. Я. Надсон, А. П. Чехов, крупные ученые Д. И. Менделеев, Н. Н. Миклухо-Маклай, П. Ф. Лесгафт и др. Ведущими беллетристами журнала в этот период были Успенский и Короленко. Очерки Успенского появлялись чуть ли не в каждом номере: циклы «Мечтания о трудовой жизни», «Живые цифры», «Кой про что». Были напечатаны произведения Короленко «Соколинец», «По пути» («Федор Бесприютный»), «Ночью» и др. С 1888 г. регулярно публикуется Чехов. Для него «Северный вестник» — первый толстый журнал, в котором он стал сотрудничать. Здесь вышли «Степь», «Огни», «Скучная история» и другие его рассказы.
Очерки Г. Успенского «Живые цифры». Тема – власть капитала. Изображал цифры официальной статистики в живых картинах повседневной жизни. о «четверти» лошади в крестьянском хозяйстве.
Но ведение журнала Михайловским не совпадало с интересами издательницы, стремившейся расширить его народнический характер. Михайловский и часть сотрудников покинули журнал. Его тираж стал падать. +проблемы с деньгами, цензурой. А. М. Еврейнова продала журнал группе университетской молодежи,. В конечном итоге ведущее значение в нем получили Л. Я. Гуревич и ее протеже, А. К. Волынский.
С уходом Михайловского «СВ» теряет определенность направления, состав сотрудников становится случайным, изменчивым. В журнале появляются такие литераторы и публицисты, как Боборыкин, Алексей Веселовский, Мережковский и особенно Волынский (Флексер).
С 1891 г. «Северный вестник» окончательно меняет свой до известной степени прогрессивный характер. Волынский активно включается в борьбу с революционно-демократическим наследством 60-х годов, с критическим реализмом, с идеями Белинского, Чернышевского и Добролюбова. Журнал заполняется массой скабрезных рассказов и повестушек, в нем культивируется поэзия декадентов, пропагандируется космополитизм, ведется борьба с материализмом. Неудивительно, что с 1897 г. журнал разрешено было издавать без предварительной цензуры.
Однако престиж журнала неуклонно снижался. Тираж значительно упал. Столкнувшись с серьезными материальными затруднениями, редакция с 1899 г. прекратила издание журнала.
«Северный вестник» — трибуна русского модернизма. Критические статьи А. Волынского.
К умеренно-либеральным журналам 80-х годов надо отнести «Северный вестник», издававшийся с 1885 г. в Петербурге как ежемесячный литературно-научный и полит журнал под предварительной цензурой. Издательницей его первоначально (до 1889 г.) была А.В. Сабашникова, редактором – А.М. Евреинова.
История «СВ» имеет два периода, которые определяются лидерами: Н. К. Михайловским— 1885-1888 гг. и А. К. Волынским — 1889-1899 гг.
Вместе с Н. К. Михайловским в «Северный вестник» из «Отечественных записок» пришли известные литераторы: Г. И. Успенский, А. Н. Плещеев (редактором отдела беллетристики), Г. 3. Елисеев, С. Н. Южаков, В. Г. Короленко, А. М. Скабичевский и др.
С 1891 г. «Северный вестник» окончательно меняет свой до известной степени прогрессивный характер. Волынский активно включается в борьбу с революционно-демократическим наследством 60-х годов, с критическим реализмом, с идеями Белинского, Чернышевского и Добролюбова. Журнал заполняется массой скабрезных рассказов и повестушек, в нем культивируется поэзия декадентов, пропагандируется космополитизм, ведется борьба с материализмом. Неудивительно, что с 1897 г. журнал разрешено было издавать без предварительной цензуры.
Однако престиж журнала неуклонно снижался. Тираж значительно упал. Столкнувшись с серьезными материальными затруднениями, редакция с 1899 г. прекратила издание журнала.
С декабря 1891 г. журнал переходит в полную собственность Гуревич, которая пригласила в качестве официального редактора литератора М. Н. Альбова, с 1895 г. она сама становится редактором-издателем, но руководителем и идеологом «Северного вестника» был Волынский.
Любовь Яковлевна Гуревич, писательница, литер и театр критик, переводчица, купив «Северный вестник», не только организовывала его издание, находила новых авторов, вела переговоры с цензорами, но и сама много писала, но словам Волынского, «во всех отделах журнала, начиная с беллетристического и кончая библиографией». Она была сторонницей женской эмансипации и поднимала женский вопрос.
«Северный вестник» полемизировал и с демократами, и с народниками, и с декадентами, и с консерваторами.
Его выступления по проблемам литературы носили полемический, нередко скандальный характер. Он как бы со всех сторон вызывал огонь на себя. Особенно острой и неприемлемой для оппозиционной журналистики оказалась позиция Волынского в отношении литературной критики революционных демократов Белинского, Чернышевского, Добролюбова
«Утилитарная критика, — замечал Волынский, — бессильна именно потому, что она элементам второстепенным, историческим, житейским подчиняет то, что главенствует надо всем... метафизическое начало нравственной свободы». В связи с этим Волынский вводит в практику свое понимание идеализма, который «ставит впереди всего внутреннее духовное начало, власть души, морали, свободной воли». Полемизируя с Н. К. Михайловским, «модернизируя» народничество, Волынский зовет к борьбе не за социально-политическое переустройство общества, а за духовную революцию. В позиции лидера «Северного вестника» было и принципиальное ядро: он дифференцировал литературную критику и публицистику. Волынский рассматривал литературную критику как отрасль науки, анализирующей литературный процесс, отделяя от нее политические настроения и наслоения. Критика не должна подменяться публицистикой, смешиваться со злобой дня. Программная статья Волынского 1893 г. называлась «Наука, философия и религия» — именно в них он видел основные орудия критика. В связи с этим подходом в цикле статей 1893-1896 гг. он подверг критике не только наиболее дорогих для прогрессивной интеллигенции литературных критиков прошлого, но и целый ряд других (Ап. Григорьева, В. Майкова).
В ответ на обвинения в разрушении наследия шестидесятников Волынский писал: «Мой спор ведется только против теоретических взглядов, которые проводились в некоторых журналах и воздействие которых кажется мне мертвящим». При этом он подчеркивал: «...навсегда остается положительным вкладом в историю России... то, что делалось освободительного, обновляющего в условиях социального быта». В грех статьях, посвященных анализу наследия В. Г. Белинского, он рассматривает его как необходимый и важный этап в развитии литературной критики, считая недостатком Белинского то, что он не смог «установить и защитить в авторитетных выражениях надлежащие эстетические критерии, ряд отвлеченных теорем, объясняющих значение и условия развития литературных явлений». Поскольку, но мнению Волынского, Н. А. Добролюбов страдал еще большей публицистичностью, он по сравнению с Белинским сделал шаг назад. Еще более сурово лидер «Северного вестника» обошелся с Чернышевским и Писаревым.
. Литературно-критический отдел «Северного вестника», который возглавлял Волынский, не только придавал своеобразие журналу, но и какое-то время удерживал внимание читателей. Другой не менее важной заслугой было стремление редакции привлечь в журнал новые молодые литературные силы. Волынского называли «наставником зарождающегося русского символизма», представители которого уже печатались в «Северном вестнике». Волынский сразу же заметил это литературное явление и попытался его понять. В 1892 г. Д. С. Мережковский выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Волынский сразу же написал на нее рецензию, где сформулировал свое понимание категории «символ»: «Для символа нужна способность видеть все преходящее в связи с безграничным духовным началом, на котором держится мир». Это положение будет затем развиваться как самим его автором, так и символистами. Общим у них было и отграничение символизма от декадентства, которое они критиковали. Почти все ведущие тенденции русского модернизма впервые проявились в «Северном вестнике». Здесь раскрылось своеобразие поэзии символистов, отразившей чувство «утраченности святынь»:
Отцы и деды, в играх шумных 13ы истощили вес до дна, Не берегли в пирах безумных Вы драгоценности вина.
(Д. Мережковский. IИстин чаша)
В «Северном вестнике» был напечатан первый символистский исторический роман «Отверженный» Д. С. Мережковского, первые прозаические произведения Ф. К. Сологуба, в том числе его роман «Тяжелые сны». Вообще «Северный вестник» способствовал творческому становлению литературных сил символизма: Гиппиус, Мережковского, Минского, Сологуба и др.
Подрастая, символисты уходили из-под опеки Волынского. Сам Волынский также понял различие своих взглядов и точек зрения сторонников символизма. В 1898 г. он подвел итог своих отношений с ними в статье «О символизме и символистах»: «В их неясно обозначающихся талантах, шатающихся из стороны в сторону, в их смутных исканиях новых форм и ощущений я сочувственно выделял только то, что могло развиться в художественный идеализм, открыто осуждая и отшвыривая все враждебное идеализму, а следовательно, истинному символизму...» Символизм рос на почве литературного творчества, творческих поисков, и, когда он стал самим собою, предложенные схемы теоретика оказались лишними. Дороги символистов и Волынского разошлись.
Как литературный критик Волынский обладал достаточной зоркостью к новым явлениям литературного процесса, что позитивно сказалось на содержании «Северного вестника», его литературного отдела. Не сразу, но одним из первых Волынский поймет новаторство творчества А. П. Чехова, высокую оценку даст первым же шагам М. Горького, талант которого он считал наиболее заметным на фоне новой литературы тех лет. С его благословения в журнале будут помещены рассказы М. Горького «Озорник», «Мальва», повесть «Варенька Олесова». Эти произведения вызвали в прессе дискуссию, но «Северный вестник» и это уже не спасло: он был на грани закрытия.
А. Суворин — театральный критик.
Политическая и литературная газета «Новое время» была основана в 1868 г. А. Киркором и Н. Юматовым. 16 февраля 1876 г. разрешение на издание газеты от министра внутренних дел получил губернский секретарь А. С. Суворин. Здесь ярко проявился его издательский и редакционный талант.
Алексей Сергеевич Суворин родился в 1834 г. в селе Коршево Воронежской губернии. Его отец, выходец из крестьян-однодворцев, дослужился до чина капитана. Это давало право на потомственное дворянство. Суворин рос в бедности. Работал в уездном училище учителем истории и географии. Нужда толкнула Суворина послать две корреспонденции в «Русскую речь». Издательница журнала Е. В. Салиас де Турнемир пригласила молодого корреспондента в Москву.
В 27 лет А. Суворин приезжает в Москву и становится сотрудни¬ком «Русской речи»; печатается в «Современнике», «Времени», «Отечественных записках». Суворин переезжает в Петербург. Два года (1863-1864) Суворин выполняет в «Ведомостях» обязанно¬сти секретаря, читает корректуры, договаривается с цензурой. Попутно он публикует в «Русском инвалиде» обозрения журналов
Первый номер суворинского «Нового времени» вышел 29 февра¬ля 1876 г. Направление «Нового времени» провозглашалось неожиданным — «откровенным»;
До 1881 г. газете больше были свойственны либеральные воззрения. Одной из целей «Нового времени» являлось формирование общественного мнения, поддерживающего государственную политику. Достигала этой цели газета с помощью прежде всего «Маленьких писем» Суворина - статей о земстве, подчеркивавших необходимость союза земского самоуправления с центральными ведомствами; корреспонденции с окраин, выступавших за объединение России, и других публикаций. Однако «Новому времени» не удалось достичь заявленной свободы от политических пристрастий; «откровенное» направление газеты к началу 1890-х годов окончагельно сформировалось как консервативное. Ведущей становится идея национального самосознания.
Тем не менее в целом тиражи росли. «Новое время» принесло владельцам и известность, и деньги. Настоящий успех пришел к газете во время русско-турецкой войны. Корреспонденции с войны выдвинули «Новое время» среди остальных изданий.
Отделы:«Ежедневное обозрение», «Внешние известия», «Телеграммы», «Хрони¬ка», «Правительственные распоряжения», «Внутренние известия», «Фельетон», «Театр и музыка», «Биржевая хроника», «Среди газет и журналов» (этот отдел впервые появился именно здесь), «Судебная хроника», «Справочный указатель» и др.
К 1880-м годам «Новое время» становится самым читаемым изданием в России. В 1888 г. тираж газеты достиг 40 тыс. экземпляров, к 1897 г. — 50 тыс. Одной из причин огромной распространенности «Нового времени» была ориентация на универсального читателя. Газету читали император, сенаторы, интеллигенция, среднее сословие, простонародье. Однако средой, в которой газета имела наибольшую поддержку, были чиновничьи и дворянские круги. В издании была прекрасно налажена связь с читателем: публиковались письма подписчиков, проводились подписки на различные благотворительные цели, в том числе помощь беднякам.
Газета А. С. Суворина больше остальных органов печати отвечала духу времени. Не было равных «Новому времени» в России 1880-1890-х годов ни по информационному богатству и оперативности подачи материалов, ни но распространенности и блестящему составу сотрудников, ни по оформлению и рекламной насыщенности. Это издание было универсально, разнообразно, имело уникальные технические возможности и выпускалось профессионалами. «Новое время» по праву можно считать ведущей частной газетой России конца XIX в.
Суворин - публицист, книготорговец, библиофил, он был издателем и редактором крупнейшей российской газеты «Новое время», журнала «Исторический вестник», владельцем типографии и организатором частного театра в Петербурге. Суворин издавал сочинения русских и иностранных писателей, научную и справочную литературу, ему принадлежала идея создания серии «Дешевая библиотека», в рамках которой выходили произведения русской классики большими тиражами и по низким ценам. Современники по-разному отзывались о критических выступлениях Суворина. Объясняя В. А. Тихонову, каким должен быть критик, А.П. Чехов приводит в пример Алексея Сергеевича: «Когда Суворин видит плохую пьесу, то он ненавидит автора, а мы с Вами только раздражаемся и ноем»
Дарование Суворина было многогранным, он не специализировался на каком-нибудь жанре, и в лице его русская журналистика приобрела и выдающегося критика, и театрального рецензента, и газетного "передовика", и памфлетиста, беллетриста, а также и историка. Достойны внимания его литературные труды: критика, художественная проза, драматургия. И хотя сам Суворин неоднократно подчеркивал, что он, в первую очередь, журналист, его литературно-критическое наследие представляет значительный интерес. Хороший критик - это умудренный читатель, чьи взгляды имеют авторитет. Суворин с полным правом может быть назван талантливым критиком: с его мнением считались, к его замечаниям прислушивались крупнейшие писатели XIX века.
Одним из постоянных его оппонентов был театральный критик и драматург А.Р. Кугель. В Суворине он видел злого гения, который питает свой талант на почве чужих бед и никогда не встает на сторону побежденного. Его раздражала «излишняя осторожность» Суворина, которая, по его мнению, была причиной постоянных оговорок и отсутствия однозначной оценки в его критике. Эта осторожность, считал Кугель, граничила с хитростью, изворотливостью, а в конечном счете, с трусостью. Даже во внешности Суворина он находил что-то лисье: «Когда он в своих статьях кого-нибудь продергивал, то и тут оставлял себе лазейку: какой-нибудь комплимент скажет, или вдруг ласково и хитро улыбнется».
И все же критический талант Суворина современники ставили очень высоко. Сумбатов-Южин говорит:Суворин был критиком, с которым хотелось страстно спорить. В Суворине-критике «главное, доминирующее свойство -живая страстность». Более сорока лет Суворин следил за развитием русской литературы и писал критические статьи. Литературная критика была лишь одной гранью его журналистской деятельности. Его критические суждения имеют эпизодический характер, в них мало теоретизирования, но они достаточно емкие и ясные, не оставляющие сомнений в наличии у их автора четких эстетических убеждений. Один из вопросов, возникающих при знакомстве с критикой Суворина, - это вопрос о том, насколько последовательным он был в своих взглядах и складываются ли его суждения в некоторую систему. Литературная критика не была основным родом занятий Суворина, его имя чаще вспоминают в связи с другими областями его деятельности - издательской, журналистской. Правда, театральные рецензии Суворина признаны заметной страницей в истории русской театральной критики. Но его литературной критике до сих пор не уделено должного внимания. Между тем этот вопрос представляет несомненный интерес, и здесь мы сталкиваемся с загадкой.
Суворин не принадлежит к числу самых известных критиков - тех, кто задавал направление в критической мысли. Он не создал своей школы, но к его мнению прислушивались ведущие писатели его времени, и имя Суворина было авторитетным в литературных кругах. С его словами можно было согласиться или вступить с их автором в спор, но они никого не оставляли равнодушным. Неоднократно выступления Суворина «за» или «против» влияли на судьбу литературных произведений.
Излюбленным его жанром всегда оставался фельетон. Поэтому критику Суворина правильно будет определить как фельетонную критику. Тем не менее, в его творческом наследии помимо газетной критики можно выделить ряд достаточно крупных литературно-критических работ, опубликованных в журналах или вышедших отдельными 21 изданиями , а также ряд объемных статей, помещенных в 1869-1872 гг. в «Вестнике Европы»: Новый роман Виктора Гюго, 1869, Французское общество в новом романе Густава Флобера,1870, «Русская драматическая сцена», 1871, № 1; «Историческая сатира», 1871, № 4). В «Литературном обозрении» этого журнала Суворин поместил также ряд рецензий и критических заметок.
Критические суждения разбросаны по всему творчеству Суворина, представлены в самых разнообразных жанрах. В 1861 г., став сотрудником «Русской Речи», он вел критико-библиографический отдел. Это были его первые шаги в области литературной критики. В 1864-1865 годах параллельно с работой в газете В.Ф. Корша Суворин выступает как журнальный обозреватель в «Русском инвалиде», где ведет раздел «Журнальные и библиографические заметки». В течение двенадцати (1863-1875) лет Незнакомец-Суворин работает в «Санкт-Петербургских Ведомостях», где пишет фельетоны под общим заглавием «Недельные очерки и картинки», многие из которых посвящены текущим вопросам литературы и театра. Эта рубрика впоследствии переходит в «Новое Время» и затем уступает место «Маленьким письмам» (с 1889 года), не менее разнообразным по тематике, чем фельетоны Незнакомца. Статьи и рецензии Суворина появляются также в « Отечественных записках», «Вестнике Европы».
Публикации Суворина появляются под разными псевдонимами. Наиболее часто он подписывается как Незнакомец, А. Бобровский, в «Русском инвалиде» - А И-н, в «Русском слове» - Землянский, в «Весельчаке» - Суровикин. Много статей без подписи.
Театральные очерки Суворин пишет с большей регулярностью, и, собранные вместе, они представляют своеобразную летопись театральной жизни второй половины XIX - начала XX веков. Большая часть статей и очерков Суворина о театре и драматургии, как и его литературная критика, доступны в газетах «Санкт-Петербургские Ведомости» и «Новое Время». Большая статья «Русская драматическая сцена», опубликованная первоначально в «Вестнике Европы» (1871). Статьи 18861-893 гг. об украинском театре.
Много замечаний о литературе и театре содержится на страницах суворинского дневника. В большинстве своем это как будто вскользь брошенные фразы, беглые заметки, реже - описания встреч с писателями (например, с JI.H. Толстым), более или менее цельный отзыв о каком-то произведении. ценность»25.
В литературной критике Суворина с разной степенью подробности и с различной глубиной проникновения представлены основные события культурной жизни второй половины XIX в. Отмечена смена литературных направлений, тенденции в литературном процессе и творчестве крупных писателей этого периода. Есть попытки проследить динамику развития отдельных явлений. Так, Суворин пишет об эволюции типа литературного героя («Наши герои» // Русская Речь. 1861. № 92), выделяет этапы развития литературы о народе (Недельные очерки и картинки // Санкт-Петербургские Ведомости. 1873. № 192). В ранних статьях о поэзии А.С. Хомякова и И.С. Никитина - попытки проследить связь творчества с биографией писателей. В статьях о творчестве И.С. Тургенева и JI.H. Толстого доминантой звучит мысль об определяющем влиянии мировоззрения (западноевропейского или русского) на поэтику произведений.
В своих театральных статьях, Сочувствуя всему талантливому и свежему в искусстве, Суворин тем не менее оставался традиционалистом и критиковал стремление драматургов-новаторов преодолеть условность драмы как вида искусства путем затушевывания интриги, сглаживания основных узлов композиции, выведения на первый план столкновения идей, а не действующих лиц и т.д. Критик одним из первых отметил новаторский характер драматургии А.П. Чехова, однако многое в чеховских пьесах осталось ему чуждо. С большой радостью он встретил романтические рассказы М.Горького, увидев в них своего рода возвращение к молодости литературы. Чехов и Горький, в глазах Суворина, выражали полярно противоположные настроения, стили и т.д. Сначала он противопоставляет романтический оптимизм Горького и чеховское погружение в область «серьеза» и «подавление» юмора. Позже - в статье «Чехов и Горький. Люди и черти» критик сравнивает персонажей произведений писателей: чеховские герои — обыкновенные люди, неспособные на серьезное преступление, горьковские босяки, исполненные ненависти к высшему свету, - «черти», готовые пойти на многое.
В этом были и свои плюсы: живые, яркие очерки Суворина, с подчеркнутым отношением автора к той или иной проблеме, не оставляли читателя равнодушным. Они были интересны и по языку, и по форме, и по содержанию. Благодаря удачно найденной форме («Письма к современникам», «Маленькие письма») читатель чувствовал себя включенным в литературный диалог. В критических выступлениях Суворина ощущалось стремление связать тот или иной литературный факт с насущными проблемами времени, показать общественную значимость произведения, что придавало его критике актуальное звучание. Имя Суворина не стало ведущим в русской критике, но его выступления оказывали влияние на литературную жизнь его времени.
studfiles.net
Северный вестник
XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА
ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Форум
Личный блог
Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
Северный вестник
«Северный вестник» - ежемесячный литературно-научный и политический журнал, издававшийся в Петербурге в 1885-1898 годах. До мая 1890 выходил под редакцией А.М.Евреиновой и придерживался прогрессивных позиций. В журнал перешли основные сотрудники закрытых в 1884 году «Отечественных записок»: Н.К.Михайловский, Г.И.Успенский, А.Н.Плещеев, С.Н.Южаков, С.Н.Кривенко и др. писатели и публицисты, близкие к народническим кругам. До конца 1880 года журнал редактировали Михайловский, В.Г.Короленко и Плещеев, привлекший к сотрудничеству в «С.в.» А.П.Чехова (опубликовал «Степь», «Иванов», «Скучная история» и др.). С мая 1890 по декабрь 1891 журнал издавал и редактировал Б.Б.Глинский, затем М.Н.Альбов, который оставался официальным редактором до 1895 года. С 1891 во главе «С.в.» стояли Л.Я.Гуревич – издательница, и А.Волынский (А.Л.Флексер) – фактический редактор, превратившие его в орган пропаганды идеалистической эстетики и творчества символистов (М.Метерлинк, П.Верлен, Г.Д’Аннунцио, А.Волынский, Н.М.Минский, Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, Ф.Сологуб, К.Д.Бальмонт и др.) Однако в литературно-художественном отделе выступали разные по направлению писатели – Д.Н.Мамин-Сибиряк, П.Д.Боборыкин, А.И.Эртель, Ф.Д.Нефедов, Вас. и Вл.И.Немирович-Данченко. Печатались также Н.С.Лесков, Л.Н.Толстой, М.Горький. Общественно-политический отдел «С.в.» велся в либеральном духе.
Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.6, М., 1971.
Литература:
Гуревич Л.Я., История «Северного вестника», в книге: Русская литература ХХ века. 1890-1910. Под редакцией С.А.Венгерова, [т. 1], М., [б.г.];
Евгеньев-Максимов В.Е., Максимов Д.Е., Из прошлого русской журналистики, Л., 1930;
Летов Б.Д., В.Г.Короленко в редакции «Северного вестника» и «Русской мысли», «Вестник ЛГУ», 1956, в. 3, № 14;
Куприяновский П.В., А.П.Чехов и журнал «Северный вестник (90-е годы), «Ученые записки Ивановского педагогического института», 1958, т. 13, в. 4;
Куприяновский П.В., Л.Н.Толстой и Н.С.Лесов в журнале «Северный вестник», там же, 1962, т.29;
Есин Б.И., Н.К.Михайловский и журнал «Северный вестник» в 80-е годы, в книге: Из истории русской журналистики, М., 1959;
Крутикова Л.В., «Северный вестник», в книге: Очерки по истории русской журналистики и критики, т. 2, Л., 1965;
Пустильник Л.С., Чехов и Плещеев. Статья и публикации в книге: Литературное наследство, т. 68, М., 1960;
История русской литературы конца XIX - начала XX веков. Библиографический указатель, М.-Л., 1963, с. 41-42.
Далее читайте:
«Северный вестник» - ежемесячный журнал, издававшийся в Петербурге в 1804-1805 годах И.И.Мартыновым. Журнал имел либеральное направление, выступал за реформы в области просвещения, культуры, законодательства. В «С.в.» печатались Н.Ф.Остолопов, Н.И.Гнедич, С.Н.Глинка, К.Н.Батюшков. В нем опубликованы главы «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева.
«Северный вестник» - ежедневная политическая и литературная газета, издававшаяся в Петербурге в 1877-1878 годах Е.Коршем. Имела либеральное направление, возглавленное Коршем и А.А.Головачевым.
www.hrono.info



