Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Зарубежная карикатура. Рисунки Марека Рачковского (Польша). Журнал шпильки польша карикатуры


Это интересно: Гладить «против шерсти» полезно

Польская карикатура как зеркало событий и общественных настроений.

Она бывает политической, социальной, портретной, юмористической и даже эротической. Карикатура... Жанр, который искажая изображение, позволяет видеть истинный смысл явления, события, суть чьего-то характера или поступка. И еще, по меткому выражению карикатуриста Марека Войцеха Хмужиньского, «феноменальный инструмент борьбы с глупостью». Насколько нам известно, польскую карикатуру очень любила интеллигенция в бывшем СССР. Многие специально приобретали журнал «Szpilki/Шпильки», чтобы насладиться особым польским чувством юмора и еще получить глоточек свободы. Основателем «Шпилек» был Эрик Липиньский - замечательный карикатурист и сатирик. Кстати, в свое время он сыграл колоссальную роль в мышлении советских художников-сатириков. Именно под влиянием «Шпилек», являвшихся, по сути, закамуфлированным оппозиционным изданием, где можно было «протащить» тексты, далекие от идеологической линии тогдашних властей, мышление советских карикатуристов стало более раскованным, а стиль юмора менее прямолинейным.

Имя Эрика Липиньского носит варшавский Музей карикатуры, где можно увидеть сатирические рисунки польских авторов. Это, по традиции, забавные и острые комментарии к актуальным явлениям и событиям в Польше и в мире.

Польские художники-карикатуристы объединены в организацию, сокращенное название которой на польском языке звучит «СПАК» - SPAK (Stowarzyszenie Polskich Artystów Karykatury). И не случайно ее члены говорят, что они «в СПАК». Это шутка, игра слов, но с глубоким смыслом. Так как предлог «в», объединившись с буквами «спак», дает польское слово «вспак» (wspak), что означает «вспять, навыворот, наоборот, наперекор». Здесь уместно снова процитировать Марека Войцеха Хмужиньского: «Позиция карикатуристов – наиболее заметных в прессе комментаторов – как правило, навыворот. Ведь карикатуристы показывают окружающий нас мир – людей, конкретные события, явления – наизнанку, идут против шерсти, гротескно представляя то негативное, но порой и позитивное, что есть в нашей жизни».

Знактоки подчеркивают, что сегодня самый любимый поляками жанр карикатуры - юмористическая, но с социальной направленностью. Примеры такой карикатуры последних лет: кладбищенские ворота с надписью «Коммунальное кладбище имени Национального фонда здравоохранения» – работа Збигнева Юйки, или веселый рисунок Марека Конецкого – пикантное изображение ряда обнаженных дамских частей тела ниже спины с надписью «Новые лица польского кино». Витольд Мысырович, откликаясь на пенсионную реформу в Польше, которую собиралось провести предыдущее правительство Гражданской платформы, предусматривающую возраст выхода на пенсию 67 лет, нарисовал балерину-старушку в очках, с палочкой, но в пируэте. Надпись: «За год до пенсии». Карикатура на эту же тему, где навстречу друг другу идут две демонстрации. Одна несет плакат: «Не хотим работать до 67 лет!», а другая – «Не хотим работать вообще!». А что касается здравоохранения, то представьте себе такую картинку: реклама на аптеке: « У нас можно приобрести лучший заменитель лекарства». А на витрине... большой пистолет!

За последние годы в польской карикатуре также ярко проявилась мода на стиль комикса. То есть тексты в «облачке», практически не существовавшие в довоенной карикатуре.

В польских газетах и журналах часто карикатуры появляются на первых полосах, и на них сразу обращает внимание читатель. А поскольку карикатуры, касающиеся того, что у нас болит, или что нас радует, в первую минуту гораздо более доходчивы, чем статьи, то авторы этих рисунков, такие как Анджей Млечко, Анджей Чечет, Марек Рачковский, Михал Огурек, Яцек Гавловский, Хенрик Савка, Щепан Садурский, Анджей Пачковский пользуются невероятной популярностью. Цикл социально-политических карикатур Анджея Пачковского можно увидеть на экранах даже в вагонах варшавского метро. Одна, на мой взгляд, из лучших, представляет стоящих в ряд: мужчину, женщину, ребенка и собачку. Наверху надпись «Мир движется к катастрофе. Кто в этом виноват?». И в «облачках» ответ каждого персонажа. Мужчина: «Политики», женщина: «Мужчины», ребенок: «Взрослые», собачка: «Люди»...

Автор: Ирина Завиша

radiopolsha.pl

Зарубежная карикатура. (Польша) Рисунки Юлиана Богдановича

 
 

 

“Переводика”, Польша

Юлиан Богданович – выпускник Варшавской Академии изящных искусств. Как карикатурист он дебютировал в сатирическом еженедельнике «Шпильки», и до 1990 года был главным художником этого журнала.

Сотрудничает со многими газетами и журналами, в том числе, с такими как «Политика», «Муратор», «Архитектура», «Плейбой», «Газета Выборча», «Экспресс Вечорны», «Риджерс Дайджест».

Вышли многочисленные сборники его карикатур, книги с его иллюстрациями, было несколько десятков индивидуальных выставок, в том числе за рубежом. На польских и международных выставках, участником которых он был, его работы нередко завоёвывали награды.

Медведев президент, а ему 42 года. А тебе больше, и что?

Я тебя умоляю, перестань думать о человечестве.

Проект национального стадиона (второй вариант)

На органы – Для кота.

Боже! Отчего мы так одиноки?

Мне кажется, что переговоры будут трудными.

Муж дома, но он не может подойти, потому что в данную минуту он сильно переживает сложившуюся международную ситуацию.

Расслабьтесь и повторяйте за мной : «Мы живём в нормальной стране. Мы живём в нормальной стране».

Он говорит, что, может быть, пойдёт в школу, но ставит условия.

Не пить. Не курить.

С предыдущими подборками карикатур польских художников, составленными Yennefer, можно ознакомиться здесь:

Зарубежная карикатура (совместная работа molten и Yennefer) Рисунки Генрика Савки (Польша) от Yennefer Зарубежная карикатура. Польша. Рисунки Анджея Чечота. Зарубежная карикатура. Рисунки Анджея Млечко (Польша) Зарубежная карикатура. Рисунки Цезария Крыштопы. Польша Зарубежная карикатура (Польша) Художник Пётр Свидерек Зарубежная карикатура (Польша). Рисунки Тадеуша Анджейчака Зарубежная карикатура. Польша. Художник Ян Филиповяк Зарубежная карикатура (Польша) Рисунки Томаша Волошина Зарубежная карикатура (Польша) Рисунки Веслава Липецкого Зарубежная карикатура (Польша) Художник Томаш Макух Зарубежная карикатура (Польша) Ночь перед Рождеством Зарубежная карикатура. Польша. Рисунки Мирослава Гайноса

статью прочитали: 8276 человек

 EXMO affiliate program

perevodika.ru

КРОКОДИЛ (№ 4, 1953 г.)

Photobucket - Video and Image HostingВЕРЕН СЕБЕ- Она утверждает, что я нетерпимо отношусь к критике. Клевета! За это она еще поплатится!..Рис. Ю. Узбякова

Photobucket - Video and Image Hosting

- Сегодня в агитпункте будет встреча с нашим дважды кандидатом.- Почему дважды?- Он кандидат в депутаты и кандидат сельскохозяйственных наук.Рис. Е. Щеглова

Photobucket - Video and Image Hosting

Встречные переброски.(надписи: «За развал работы в тресте направить на базу», «За развал работы на базе направить в трест»)Рис. Ю. Федорова

Photobucket - Video and Image Hosting

РАБОТА С ПЕРСПЕКТИВОЙ- Напечатайте это в десяти экземплярах. Один отправьте в редакцию газеты сегодня, а остальные посылайте по мере появления других статей. (надпись: «Критику признаю правильной. Меры будут приняты».)Рис. Вл. Добровольского

Photobucket - Video and Image Hosting

БЕЗВЫХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ- Как быть? По льду переезжать опасно, а по мосту и подавно...Рис. Е. Ведерникова

Photobucket - Video and Image Hosting

В АМЕРИКАНКЕВ этом ресторане обслуживают только одну персону...Рис. Ю. Ганфа

Photobucket - Video and Image Hosting

УОЛЛ-СТРИТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ- Всех, кто принадлежит к лагерю мира, направляйте в этот лагерь!Рис. Л. Бродаты

Photobucket - Video and Image Hosting

Скачок назад в историю.Рис. Вердини (журнал «Вие нуове» — Италия)

Photobucket - Video and Image Hosting

- А тут, видите ли, завод Круппа возобновил выпуск своей мирной продукции.Рис. Януша Станного (журнал «Шпильки» — Польша)

Photobucket - Video and Image Hosting

- Первые христиане жили в катакомбах. Наша подпольная деятельность в странах народной демократии соответствует самым святым традициям христианской церкви.Рис. В. Рейхмана (журнал «Рогач» — Чехословакия)

Photobucket - Video and Image Hosting

Скоро этой музыке конец!Рис. Курта Полтиньяка (журнал «Фришер Винд» — ГДР)

Photobucket - Video and Image Hosting

Ненадежная упряжка.Рис. О. Штембера (журнал «Дикобраз» — Чехословакия)

Photobucket - Video and Image Hosting

- Продается?- Покупаю! (надпись на корзине: «Стратегическое сырье»)Рис. Бор. Ефимова

Photobucket - Video and Image HostingАВСТРИЙСКИЕ БУДНИ

- Кто этот старик, просящий на кусок хлеба?- Видный специалист по вопросам повышения урожайности.Рис. В. Горяева

Photobucket - Video and Image Hosting

— Что? Прибыли вагоны? Разгрузим в два счета!Нередко из-за бесхозяйственности некоторых руководителей предприятия уплачивают большие суммы штрафов за простои вагонов.Рис. А. Баженова

Photobucket - Video and Image Hosting

- Какая программа на следующую неделю?- В понедельник балет «Лебединое озеро», во вторник обычно телевизор портится, в среду вызываем техника по ремонту, в четверг в телецентре выходной день, в пятницу приходит техник, в субботу техник целый день возится с телевизором, в воскресенье он проверяет работу телевизора. Так что приходите в следующий понедельник!Рис. А. Крылова

Последняя страница обложкиРис. КукрыниксыPhotobucket - Video and Image Hosting

НЕДОЛГОВРЕМЕННАЯ ОГНЕВАЯ ТОЧКААмериканские агрессоры в Корее используют войска сателлитов в качестве прикрытия на наиболее опасных участках фронта.

second-person.livejournal.com

Зарубежная карикатура. Рисунки Анджея Млечко (Польша)

   

 

“Переводика”, Польша "Зарубежная карикатура Рисунки Анджея Млечко (Польша)"

Анджей Млечко - автор более двадцати тысяч рисунков и иллюстраций, опубликованных в нескольких десятках газет и журналов. Вышло 46 сборников его работ – книги и альбомы. Творчество художника было представлено на 125 индивидуальных выставках в Польше и на 30 за рубежом. В 1983 году он открыл свою авторскую галерею в Кракове, на улице Святого Яна, 14. Галерея задумывалась только как кратковременный эксперимент, но в связи с огромным интересом публики она действует до сих пор.

В 2000 году открылся филиал галереи в Варшаве, на улице Маршалковской, 140. Интерьер был полностью запроектирован автором, а большая площадь предоставляет обширные возможности для экспозиции работ, для организации вернисажей, встреч и презентации новых книг. Посетители за чашкой кофе могут посмотреть на экране анимированные рисунки.

- Ты потерял свою медаль за отвагу и побоялся в этом признаться?

- Может перед сном поинтимничаем немного в интернете?

(Намёк на то, что руководитель польского телевидения в юности был членом нацистской молодёжной организации).

- Иди скорей, по телевизору про нас говорят. В прошлом году 62 процента поляков не прочитало ни одной книжки.

ЕВРО - парламентарий

- Пить... пить… И трахаться.

- Для них, наверно, было бы лучше совсем не иметь посла.

- Конечно, я понимаю проблему миниатюризации, но пока ещё не тот этап.

- Сообщаем свежую новость!

- Ты должен знать, что если бы не то, что я сделал во время военного положения, мы не могли бы сегодня с тобой разговаривать в свободной демократической Польше. - Это очень интересно! Расскажи мне об этом, папа. - Тогда был объявлен милицейский час, и я должен был остаться на ночь у твоей мамы. Мы очень нервничали, и я забыл о предосторожности.

- Перестань, а то придёт премьер и кастрирует папочку.

(Премьер Дональд Туск обещал ужесточить меры против педофилов, вплоть до химической кастрации).

- За столиком у окна сидит мой коллега по комиссии Сейма. Пожалуйста, плюньте ему в суп.

- Я должен закончить разговор. Этот телефон прослушивается.

- Хьюстон, у нас проблемы.

- Я кликаю, значит, существую.

Автобус «Варшава- Брюссель». - Через минуту остановка в лесу. Напоминаю: левые силы налево, правые – направо.

- Будь хорошим мальчиком и отдай дяде палочку.

- Мы будем первыми! Мы будем первыми! - Что случилось? - Мы будем первыми, у кого отнимут организацию олимпиады ЕВРО!

- Программа у него хорошая, но мало реальная.

- Я не расист, но никогда бы не выдал дочь за кота.

Физическое воспитание. Патриотическое воспитание.

- Мне очень жаль, но мы проголосовали, и все были «за».

- Как техника шагнула вперёд! Помнишь те старые вонючие котлы со смолой?

С предыдущими подготовленными нашими авторами подборками карикатур можно ознакомиться здесь: Рисунки Генрика Савки (Польша) от Yennefer Зарубежная карикатура (совместная работа molten и Yennefer) Зарубежная карикатура (Вторая подборка) (molten) Зарубежная карикатура (Третья подборка) (molten) Зарубежная карикатура. Польша. Рисунки Анджея Чечота. Зарубежная карикатура (Четвёртая подборка) (molten) Зарубежная карикатура. Рисунки Марека Рачковского (Польша)

статью прочитали: 14967 человек

Сегодня статей опубликовано не было.

 EXMO affiliate program

perevodika.ru

Юлиан Богданович: За "шпильками" — Когита!ру

Юлиан Богданович - представитель блестящей плеяды польских мастеров карикатуры, особая планета из неповторимого созвездия художников, в котором каждый – явление и индивидуальность, стал очередным героем издаваемой в Санкт-Петербурге серии альбомов "Галерея мастеров карикатуры». Его встреча с создателями серии произошла летом уходящего года в Варшаве.

Ваше Величество Карикатура!

Варшава. Теплый августовский день. Двое приезжих из Петербурга с кипой, приобретенных в киоске музея карикатуры имени Эрика Липиньского, книг мечутся в поисках «вкусного» ресторана «Под Самсоном». Вокруг – завершение выходного дня, нега, благодать - масса людей удобно устроившись в креслах попивают пивко и закусывают.  

Приезжие явно чужие на этом празднике жизни – уставшие, голодны. Но заветного места они всё никак не находят. И вдруг голос сзади: «Богорад, а ты здесь откуда?!» Поворачиваются, и… Вот ведь бывает: перед ними тот самый Юлиан Богданович, ради переговоров с которым они, прежде всего, и явились в Польшу (фото выше)… 

Общая работа над альбомами мастеров карикатуры (в январе вышел юбилейный, двадцатый!), помимо многолетней дружбы, связывает замечательного петербургского художника-карикатуриста, графика, иллюстратора Виктора Богорада (В.Б.) и Гидрографа, главного инженера проектов Центрального научно исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота Сергея Самоненко (С.С). Очень давно их объединяет нешуточная, деятельная любовь к её Величеству Карикатуре.

Первый альбом, посвященный творчеству киевского художника-карикатуриста Юрия Кособукина, появился в конце «нулевых», в канун 2008 года.

В.Б.: Сначала уговорили сами себя, а потом – Александра Житинского. Понимая, что разработать концепцию все продумать, создать альбомы - серьезное дело. "Кособукин" был выбран и выпущен первым, как пробное издание. Юра имеет более 400 международных наград, среди которых 90 гран-при и первые премии. Персональные выставки талантливейшего Кособукина проходили в Польше, Германии, Италии, на Кубе, в России, Турции, Украине и Франции. У этого альбома был самый большой тираж - 1000 экземпляров, потом выходили по 500, и, наконец, мы остановились на 200 экземплярах.

С.С.: Были советы и замечания, куда без этого, которые мы постарались учесть в следующих выпусках. С некоторыми согласились, что-то не приняли. В первом альбоме даже ошибка есть: на разных страницах - две одинаковые картинки. Сергей Петрович Тюнин - великолепный художник, художник-постановщик, карикатурист, мультипликатор и оформитель книг, отреагировал оптимистично: «Да вы не расстраивайтесь. Тому, кто спросит почему, напомните игру: найди две одинаковых картинки. Это же неплохо - есть интрига!».

Оба составителя считают, что каждый из лучших карикатуристов достоин такого альбома. Причем художник сам отбирает до 200 работ. Это могут быть рисунки разных лет - те, которые ему близки, которыми он гордится. Дальше идет отбор "господ-составителей" - они отбирают около ста картинок.

После первого были выпущены альбомы Вячеслава Шилова (Санкт-Петербург), Сергея Тюнина (Москва), Игоря Копельницкого (Нью-Йорк), Михаила Златковского (Москва), Олега Дергачева (Монреаль).

С.С.: Все художники, которые доверились нам, безусловно рисковали вместе с нами. За что им огромная благодарность. Каждый из перечисленных прекрасный, самобытный художник, создавший свой мир. Их рисунки узнаются по стилю, по манере рисования, по выбору сюжетов и представлению этих сюжетов нам, зрителям. Лично я не всегда согласен с отдельными трактовками, если можно так сказать, но мне эти трактовки всегда интересны.

Альбомы составляются не хаотично. Это не просто мозаика - как выбросили картинки, так они и разложились. Есть в каждом альбоме какой-то рассказ, последовательность. Во всяком случае, нам очень хочется, чтобы зрители это тоже почувствовали.

Рисунки могут быть связаны сюжетом, а иногда большой рисунок может открывать новую тему или какой-то новый этап в творчестве. Стараемся не размещать картинки, которые имеют аналоги у собратьев по "цеху". Эти художники-карикатуристы – такие трепетные в этом вопросе! Очень переживают, кто первый воплотил идею в рисунке.

В.Б.: Да, спорные рисунки исключаем. Итогом становится структурированный альбом – от темы к теме. Художник часто говорит нам «спасибо», и вообще изумлен, потому что он отобрал картинки, а мы распорядились ими так, как он даже не ожидал. Составление альбома это тоже игра, что является неотъемлемой частью карикатуры. Рисунки распределяются в некой последовательности и по определенным темам, выбираются наиболее интересные, сильные, уникальные работы, и с этим не поспоришь.

Обнаруженные у разных авторов аналогичные (схожие) по идее работы - совсем не значит, что кто-то у кого-то что-то стащил – иногда даже самые грандиозные идеи рождаются в разных точках планеты. У кого-то раньше, у кого-то позже, а иногда даже одновременно.

Случается, с авторами приходится плотно работать, терпеливо объяснять выбор, потому что они "сами с усами". Но есть и примеры другого подхода: скажем, Борис Эренбург заявил принципиально: "Я, ребята, хочу увидеть, что сделаете вы! Вот вам мои работы, и сами-сами!". Результату удивился, да мы и сами удивились – получилось здорово.

С.С.: А есть альбомы, которые мы получили в готовом виде - полностью составленные авторами. Например, альбомы Михаила Златковского, Виктора Скрылева и Владимира Мочалова (все москвичи). В этих альбомах были заменены только отдельные рисунки – в большей части на те, что являются любимыми "господ-составителей" и авторы всегда идут в таких случаях на встречу.

Сначала они приглашали только русскоязычных карикатуристов – бывших граждан СССР, которые сейчас живут в Штатах, Израиле, Белоруссии, Канаде, Украине, России. Юлиан Богданович стал первым иностранным автором. Его альбом вышел в конце ноября.

Забег по Европам

С.С.: В этом достопримечательном августе у нас случился небольшой забег по Европам. Сначала мы полетели в Берлин, где встретились с нашим товарищем, карикатуристом Александром Матисом. Он нас познакомил ещё с одним замечательным художником и режиссером - мультипликатором Валерием Курту. Потом поехали в польскую Легницу, известную своим «Сатириконом», где в это время открывалась очередная выставка Олега Дергачева (он из Ростова, учился во Львове, сейчас живет и работает в Канаде). Он достаточно частый гость «Сатирикона», случалось ему быть и в жюри, и лауреатом нескольких конкурсов и эта выставка в Легнице у него не первая. 

А уж затем произошла случайная - не случайная встреча в Варшаве с Юлианом Богдановичем, которому предложили поучаствовать в нашем "карикатурном безобразии". У него незадолго до этого произошло трагическое событие – умерла жена, художник практически не выбирался из дома. Но приехали друзья, он повел их прогуляться на Старо Място, а тут питерцы.

Виктор знал Юлиана давно, а Сергей познакомился с ним только в Варшаве. Хотя о творчестве знаменитого польского карикатуриста знал давно. Даже несколько книг с автографами имеет в коллекции, Виктор ему привез их после выставки "Улыбка Шопена", где журил вместе с Богдановичем.

К тому же Сергей Самоненко с юности, когда еще был курсантом Ленинградского высшего инженерного морского училища (в народе – «Макаровка»), увлекается карикатурой. В 1970-х он договаривался на почте, и ему оставляли замечательный польский юмористический журнал «Шпильки», в котором практически всю свою творческую жизнь работал Юлиан Богданович, сначала бильд-редактором, а позже в качестве главного художника. Время, когда он там работал пришлось на очень интересный период в истории Польши, т.е. на период первой „Солидарности” это 1980-1981 и второй с 1987 и почти до конца существования журнала, т.е. до 1992. Разрыв в годах был вызван его увольнением с работы после объявления военного положения. Помимо этого ему было запрещено печататься и в других изданиях, о чем он узнал от коллег из редакции.

С.С.: Кто-то с завистью, а кто-то иронично называет Юлиана «польским Семпе», и некие сходства, безусловно, присутствуют, вероятно, в манере рисования и в выборе сюжетов – чаще всего это лиричные темы. Но при этом Богданович был и остается своеобразным, оригинальным художником.

И вообще, эта страна – Польша, богата талантливыми художниками-карикатуристами, а главное - жизнь продолжается, и на смену одним приходят другие.

 

Дети – мультипликаторы

"Продолжением" в Польше действительно занимаются. Любопытно, что в этой стране, а именно,в Легнице, уже несколько лет работает школа детской мультипликации… Правительство Польши дает деньги, что-то платит местная власть и родители. Занимается около 30 ребят от 7 до 14 лет. За месяц они создают свои мультипликационные фильм. Причем всё делают сами: от идеи до воплощения.

Правда, взрослыми разработана специальная программа, по которой их учат, приглашаются мультипликаторы из разных с стран мира. А последовательность такова. На первом занятии обсуждается тема, концепция будущей работы, общими усилиями изобретается название. На втором занятии определяется изобразительные приемы: будущий мультфильм может быть рисованным, пластилиновым, кукольным или аппликационным. Затем следует придумывание образов, обсуждение сюжетов. Следующий шаг – производство. Потом – съемки. Детям предоставляется настоящее оборудование. И, наконец, итоговые шаги: демонстрация и обсуждение. Все по-настоящему.

В этом памятном августе по вечерам на Ратушной площади в городе Легница детям демонстрировали лучшие мультфильмы мира. Многие из них "крестные отцы" и создатели "Галереи мастеров карикатуры» до той поры не видели.

В.Б. :Мы были в восторге! Сразу приходит понимание того, откуда в Польше берутся такие сильные школы художников вообще и художников-карикатуристов в частности, всякого рода талантливых мастеров - есть преемственность!

Автора!

На следующий день после случайной встречи договорились с Юлианом пересечься в музее карикатуры имени Эрика Липиньского. Богданович туда пришел уже с диском своих рисунков. Посидели у директора музея Зигмунта Зарадкевича (Zygmunt Zaradkiewicz). Затем обсуждали будущее издание за чашечкой кофе на площади Шопена, и всё было окончательно решено.

С.С.: До этого я видел Юлиана только на фотографии. Чаще всего со снимков в альбомах он смотрит строго. А перед нами он появился подтянутый, легкий на подъем, очень доброжелательный, скромный. У польских карикатуристов также как у российских, да и у всяких других, существует история не всегда простых отношений. Какие-то группы, течения, личные пристрастия... Юлиан Богданович – человек очень тактичный, интеллигентный, как мне кажется, вне всего этого, вне споров, фигура, которая признается, если не всеми, то большинством. Я обратил внимание на то, что даже будучи главным художником "Шпилек", он не пользовался своей высокой должностью - его картинок появлялось не так много. Зато какие!

Каждый из польских карикатуристов – личность, а вместе они - художники знаменитой "польской волны".

И еще важный момент, журнал «Шпильки» был интересен еще и тем, что это было «окно в мир карикатуры» - на его страницах появлялись работы из журналов The New Yorker, Punch (для которых, к слову, работал французский карикатурист Жан-Жак Семпе), подборки работ знаменитых «буржуазных» карикатуристов. В нём объявлялись конкурсы на «Золотую шпильку», публиковались работы-призеры «Сатирикона».

В.Б. :Я, конечно же, мечтал напечататься в «Шпильках», и эта его мечта сбылась. Правда, в 1990-х годах, когда «Шпильки» уже шли к закрытию, и, тем не менее…

Ленинский венчик и "непроходимая" борода

Виктор Богорад познакомился с Юлианом Богдановичем в 1987 году, когда приехал на «Сатирикон».

В.Б.: Меня тогда наконец выпустили за границу для того чтобы получить премию. Я тогда уже знал про его картинки, а он про мои. Для нас организовали экскурсию, и во время одной из них, мы приехали в Краков. Там было кафе, очень забавное и значимое место для карикатуристов. Все стены были изрисованы карикатурами польских и прочих карикатуристов. А перед кафе мастера карикатуры рисовали мелом на тротуаре, и надо было бросать монетки. У меня были рубли с Лениным, я бросил монету, один из польских художников поднял, и рассмотрев портретное сходство, воскликнул: «Так это же Богданович!» И все подхватили: «Ого, как похож!» Сейчас голова его гола, практически как колено, а тогда ещё на его голове был ленинский венчик.

А вспомнив троицу "Маркс - Ленин - Сталин", ужасается.

В.Б.: Наверно тоже можно было бы провести аналогию. Во всяком случае, Карл Марс похож на собрата по цеху Хенрика Цибулю (Henryk Cebula) - только у Цибули намного длинней и "непроходимее" борода.

А ныне альбом с карикатурами Юлиана Богдановича, работа над которым началась в августе, готов. Ему отосланы первые авторские экземпляры. А после нового года, в феврале представительница петербургского сообщества карикатуристов Марина Бондаренко отправится в Варшаву в жюри международного конкурса женщин-карикатуристов, и, вероятно, отвезет Богдановичу ещё несколько.

О том, что издание ему понравилась, говорит хотя бы тот факт, что он разместил странички альбома у себя на Фейсбуке, и кто-то из доброжелателей - польских коллег, забавно это прокомментировал: «Юлик, поздравляем, ты начал осваивать восточный рынок».

Справедливо отметить, что с Виктором Богорадом и Сергеем Самоненко над созданием альбомов работали ещё несколько человек: светлая память, Александр Николаевич Житинский, благодаря которому и несмотря ни на что, проект состоялся. Все 20 выпусков делали с ними Ирина Максименко – дизайнер и Володя Камаев – автор всех обложек.

Альбомы находятся в разных музеях мира, музеях карикатуры, конечно: в Лондоне, Тель-Авиве, в музее Эрика Лепинского, культурном центре «Сатирикон» в Легнице и музее Сургута.

На обложке каждого выпуска - инвентарный номер, сегодня полузабытая, ностальгическая вещь...

 

Плакали, плакали... и смеются!

"Доброта - защитная реакция юмора на трагическую бессмысленность судьбы", - не без грусти подметил писатель Моэм. "Лица людей смеются со смеющимся, с плачущим плачут" (litsa lyudey smeyutsya so smeyuschimsya s plachuschim plachut). Это из русско-латинского словаря крылатых слов и выражений. Смешное и трагическое рядом...

В. Б.: Власть предержащие боятся смеха, иронии, направленности этой иронии. Не понимая, "что почем", отчаянно пытаются её убрать, заменить каким-то суррогатом, бесконечным хихиканьем без ума, без привычки задуматься над шуткой, без глубины сказанного. Но ростки неугодного все равно пробиваются вопреки "усреднению" и "отупению". На это ведь и надежда". В свое время, помню, Мишин с рассказом пришел. Зарубили его рассказ, и цензор выдал "диагноз": «неуправляемый ассоциативный подтекст»!

К слову, в небольшом рассказике о жизни Богдановича на обложке альбома из серии «Галерея мастеров карикатуры» есть маленький сюжет о рисунках.

Юлиан Богданович: До 1981 много рисовал в созданном в то время журнале „Tygodnik Solidarność”, а что отвергала цензура, печаталось в журнале от региона Мазовше – „Tygodnik”. Этот журнал попросил меня нарисовать плакат, который должен был быть расклеен на стенах города. Вечером 11 декабря, когда у меня осталось всего несколько авторских экземпляров, мне позвонил коллега, который увидел плакат на стенах университета. Разговор начался смешно, со слов: „Ой, Вы... Вы...” (военное положение в Польше было объявлено 13.12.1981 г.).

Забавный случай был с рисунком, опубликованным в „Powsciagliwosc i Praca” – тень сидящего у стены Пасхального зайца была нарисована в форме руки с буквой „V”, символом, который действовал на тогдашние власти, как красная тряпка на быка. Что творилось! Цензура определила, что этот заяц возмущает общественное мнение, угрожает отношениям церкви-государства-нации и опровергает их сотрудничество. История зайца дошла до Епископата. Все правда – документация у автора рисунка, то есть у меня.

О непослушном бунтаре французском Семпе критики говорили, что он "создал мир вне конкретных культурных и политических реалий, мир, населенный психоаналитиками, домохозяйками, пианистами, мечтательными супружескими парами, хулиганствующими детьми и другими яркими типажами". Творчество Юлиана Богдановича, при видимой определенности - другой случай...

Польшу времен генерала Ярузельского именовали «самым весёлым бараком в социалистическом лагере». Поводом так считать часто служили не только политические события, но и творчество художников. Настоящий карикатурист всегда на острие. Творчество Юлиана Богдановича - также как многих талантливых карикатуристов - большой веселый и мудрый поход за "шпильками".

Евгения Дылева, специально для Когита!ру

Использованы фотографии Варшавы и Легницы Виктора Богорада и Сергея Самоненко

www.cogita.ru

Зарубежная карикатура. Рисунки Марека Рачковского (Польша)

   

 

Имя Марека Рачковского связано с двумя уважаемыми польскими журналами – с «Политикой», где он публиковал свои работы с 1993 года, и с другим еженедельником - «Пшекруй», для которого он рисует и сейчас. Он закончил Варшавскую Академию изобразительных искусств. Занимался живописью, плакатом, сценографией. Как карикатурист дебютировал в 1992 году.

Лауреат награды Гранд Пресс '2003 по категории «Публицистика», награды Фонда польской культуры, вручённой ему в 2004 году Славомиром Мрожеком.

- Мальчик для битья дал мне сдачи!

Опиши одним словом ситуацию в Польше

Если кто-нибудь позвонит, говорите, что меня нет.

То что я большой, не значит, что я всегда неправ.

Вот наш новый логотип. Войско Польское

- Меня бросили все мои приятели. Остался только один друг. Какой хорошенький пёсик. Как его звать? - Брут.

Побитые в полиции выбрали меня своим пресс-секретарём.

- Папа, а когда ты расскажешь, как ты познакомился с мамой? - Когда вырастешь.

Ругательства: - Любовь! Добро! Красота!

- Вы говорите по-польски? - Я говорил, но знал только прошедшее время. - А сейчас? - Сейчас тоже.

- Курить можно только в 10 метрах от ресторана. - А я из того кафе.

- ИМП обвиняет Польшу в сотрудничестве с СССР. - ИМР? - Институт международной памяти.

- Какой счёт? - 300:0 в нашу пользу.

Осторожно, немцы!

Долой то, что есть! Да здравствует то, что было!

С предыдущими подготовленными нашими авторами подборками карикатур можно ознакомиться здесь: Рисунки Генрика Савки (Польша) от Yennefer Зарубежная карикатура (совместная работа molten и Yennefer) Зарубежная карикатура (Вторая подборка) (molten) Зарубежная карикатура (Третья подборка) (molten) Зарубежная карикатура. Польша. Рисунки Анджея Чечота. Зарубежная карикатура (Четвёртая подборка) (molten)

статью прочитали: 10391 человек

Сегодня статей опубликовано не было.

 EXMO affiliate program

perevodika.ru

Очень сильное влияние на меня оказали «Szpilki»... — Когита!ру

Интервью с Виктором Борисовичем Богорадом для проекта Татьяны Косиновой «Польский миф советских диссидентов» записано 22 октября 2013 в Петербурге. 

Autodidakt

- Вы рисовали с какого периода?

- С детства.

- Где-то учились?

- Нет. Я уникальный случай так называемого «self-education». Есть такой термин у искусствоведов «Autodidakt» - selbst‘ und didaskein lehren - что-то в таком духе, когда человек сам вырабатывает правила. В школе я был освобожден от рисования, не ходил на урок рисования. Я нарисовал шарж на учителя рисования. Ему он безумно понравился. Он сказал: «Всё, я тебе ставлю «пять» баллов, можешь ко мне больше не ходить. Когда будут городские школьные выставки, ты должен приносить работы: натюрморт, бокал нарисуй или еще чего-нибудь». Я говорю: «Хорошо». И я ему приносил эти работы, на выставках они были, но рисование я не посещал. Мне завидовали в классе: я свободен был, читал.

Вторая попытка была классе в восьмом, по-моему. Я пошёл на кружок рисования, не помню, при Дворце пионеров, что ли. Три занятия рисовал гипсы, рисовал очень хорошо. Меня вызвал преподаватель и сказал: «Слушай, я тебя ничему большему научить не могу». Типа, гуляй. Понятно, это скучно, спасибо.

Когда я заканчивал школу, знакомая мамы повела меня к академику Копейкину в Академию художеств показывать мои работы (у меня были работы). Мне он безумно понравился. Он сказал очень честно: «Ты можешь к нам поступить, но мы тебе поломаем руки. Ты уже сложился, и мы будем вот это всё выбивать из тебя. Тебе это надо?» Я сказал: «Мне это не надо». Потому что в 16 лет я прекрасно понимал, что за то, что я хочу рисовать, мне платить не будут. А то, за что будут платить, мне не интересно рисовать. Всё! Мне хорошо давались математика, физика. Я пошел в технический вуз с чистой совестью.

- А что говорили родители?

- А ничего. Да я как-то особо не посвящал родителей. Ну, рисует и рисует, замечательно. Понятно, родители хотели, чтобы я закончил институт, чтобы я имел специальность. Что такое художник? Ну, вот в их понимании, да? Безответственность, безденежье и пьянство - всё… Закончил ЛЭТИ очень хорошо, шёл третьим по распределению.

После института по распределению я работал на «Ленинце», «почтовый ящик», между прочим. Ухитрялся посылать за границу картинки от своего приятеля, самому мне нельзя было в переписке состоять: секли на почте. У меня был сумасшедший начальник бригады, он хотел мне сделать нулевую секретность, чтобы я ездил на точки, где ракеты стоят в шахтах (мы туда поставляли оборудование). «Пиши – говорит, - заявление в 1-й отдел. Мне надо кого-то послать, а ты не женат, свободен, будешь ездить». Это мне кранты на всю жизнь. Месяца два я, как мог, тянул: заявление в 1-й отдел бросал в корзинку, ему сказал, что там его потеряли; когда он сам заявление написал, я говорил, что фотографии мои не получились, он собрался мне денег на повторный снимок дать… Тут меня осенило. «Знаете, - говорю ему в коридоре, - когда 1-й отдел узнает, кто был мой дедушка, я отсюда вылечу, как пробка. И вы следом вылетите, потому что нулевую секретность хотите мне дать». Он побелел и от меня отстал. Честно говоря, я не знаю, кто был мой дедушка, но это здорово меня выручило.

Потом перешёл на «Русский дизель». На «Русском дизеле» было уже попроще всё – не нулевая, а общезаводская секретность.

В 1985 году перешёл в совершенно открытую контору ТА «Монтаж» - электрооборудование театров и домов культуры Северо-Запада. Изъездил всю Прибалтику. Летом 1989 года я приехал в Вильнюс. В проектном институте мне надо было согласовывать сметы. Пришёл человек со значком «Саюдиса» и сказал: «Мы ничего вам подписывать не будем, мы вообще не хотим иметь дело с Советским Союзом». Я говорю: «Да и не надо, господи. Я здесь в командировке. Ну, не подписывайте. Поеду сейчас к Цвирке». Андрес Цвирка – это литовский карикатурист, папа Цвирка – писатель, ему памятник стоит. «Вы Цвирку знаете?». Я говорю: «Да». – «А чего ж вы сразу не сказали?». И мне подписали все замечания, даже не глядя: пусть, мы даём добро - он Цвирку знает.

Я параллельно работал инженером до 1989 года. С 1985-го стал очень активно печататься в «Смене», в других газетах. Ну, и, конечно, «Богорад» там было написано. Фамилия не редкая. На моей работе главный инженер говорил: «Да нет, а чего там Богорад? Это однофамилец, карикатуры рисует. Вы у нас человек спокойный, серьёзный». Я его не разубеждал и не разочаровывал – так и должно быть.

 

«Инаки»

Я учился в институте и при этом рисовал. Ещё не был карикатуристом, был, можно сказать, авангардистом, делал картины маслом – такой немецкий экспрессионизм. Было совершенно безбашенное отношение к жизни.

Так случилось, что мне повезло, я встретил Ковальского и Митавского. В 1973 году была выставка, на Басковом переулке. Сделали ее мы вместе с Ковальским и Митавским. Можно сказать, первая квартирная выставка в Ленинграде. Было так: «А давайте повесим работы. - Давайте. – Ну, давайте, пусть приходят, смотрят. – Пусть приходят, смотрят». Квартира была [Сергея] Ковальского. В комнате бабушки (там жила бабушка) мы втроём повесили работы. Приходили люди, звонили в дверь в определенное время, смотрели.

 «Инаки» называлась наша группа, мы ещё написали манифест. Манифест «Инаков» был написан для того, чтобы человек его прочёл и, переполняясь гневом, чего-нибудь написал в книге отзывов. А так же ведь своё мнение не писали. Это тогда сработало очень хорошо. Смотрели, переполнялись возражениями и начинали писать. Интересно же. У манифеста был эпиграф из Флобера: «Дурак – это всякий инакомыслящий». (Сейчас смотрю, так очень забавный был манифест, просто шикарный. В этом году была выставка на Пушкинской-10, посвященная сорокалетию «Инаков».)

И был там очень смешной эпизод. Я отцу вызвал «скорую помощь». Приехали молодые ребята. У меня дома тоже висели работы. «А что? Как?». Я вижу, что понравилось, говорю: «Там выставка, можете приехать, посмотреть». – «Приедем, но во время дежурства, если проезжать мимо будем, и будет свободное время. Ничего, что в халатах?». Я говорю: «Да нет, никаких проблем». Прихожу, рассказываю Ковальскому. Ковальский говорит: «Так, сейчас Борю разыграем». Входит Боря Митавский, и мы ему говорим: «Тут был психиатр один на выставке, видел твои абстрактные работы и в такое возбуждение пришёл, сказал, что это явно симптомы, тебе нельзя на свободе находиться, и он примет все меры». – «Да не может быть - говорит Боря, - ладно вам». И в это время раздается звонок, и входят люди в халатах. Боря начинает размахивать руками и кричать, что он здоровый и не дастся живым, он проходил комиссию военкомата, и у него есть справка, что он здоров. А эти врачи стоят, ничего не понимают, что происходит. А мы с Ковальским слова сказать не можем, мы как перочинные ножики сложились и хохочем, потому что Боря вел себя как безумный. Это же не подготавливалось, а так совпало. Потом рассказали врачам, они сами тоже хохотали.

Выставка прошла замечательно: никто не капнул. Удивительно, но так получилось.

Была еще одна уникальная история. После квартирной выставки, осенью 1974 года нам предложили сделать выставку в ДК имени 10-летия Октября». К нам пришел один театральный режиссер и сказал: «У меня физкультурный зал, мы там репетиции проводим. Давайте, вы там как бы оформление репетиционного зала проведете». Нас уже было не трое, а семеро, присоединились Александр Лоцман, Кошелохов, и другие. Мы повесили шестьдесят работ и там дежурили. Не было никаких объявлений, ничего. Если кто-то придет – пожалуйста, Где-то неделю так она просуществовала.

Но об этой выставкой дошли слухи: ходят люди, смотрят. Вдруг вечером мне звонит директор ДК и говорит: завтра утром приедут гэбэшники это всё снимать; выставка незаконная, не прошедшая цензуру, без разрешения, что хотите, делайте, но чтобы утром не было работ.

И в одиннадцать часов вечера я вместе с Сашей Лоцманом еду туда. А в ДК «10-летия Октября» гуляет какой-то рабочий «голубой огонёк» со всеми делами: и музыка, и поножовщина, и милиция - всё вместе. Я понимаю, что нам не вытащить работы. «Саша, - говорю, - я не знаю, как мы всё это сделаем, но попробуем, у нас ключи есть». Работы большие, есть даже полтора метра на два. Ночь, темно. Я выскакиваю на улицу. Мимо ДК «10-летия Октября» трасса идет. Голосую и останавливаю грузовик, а там солдаты. Я говорю: «Ребята, водкой рассчитываюсь, надо помочь погрузить, довезти».-  «А нет проблем». И мы срезали веревки, солдатики быстренько мимо милиции стали носить работы в грузовик. Раз люди в форме носят картины, значит, кому-то это надо, вопросов ни у кого не возникло. И они довезли нас и все работы до Перцовского дома (который снесли потом), там лоцманская мастерская была, подняли. Всё это заняло двадцать минут, даже меньше, наверное. Безумное, уникальное везение. Я говорю: «Саш, мы с тобой 60 работ вывезли за 20 минут, может, будем думать об Эрмитаже?» (смеётся). Утром, когда туда пришли, там висели одни верёвочки.

- Эти ваши выставки – квартирная и в ДК «10-летия Октября» - были собственными идеями? Вы знали о выставках, которые устраивали, к примеру, поляки? Они не в квартирах, правда, устраивали их, а где-нибудь в церквях, на улицах...

- В депо. Да, знал, конечно. Об этом обычно писали польские журналы.

 

«Шпильки»

Я смотрел журналы «Проект» [«Proekt»] и «Штука» [«Sztuka»], посвященные искусству. Мы получали оттуда информацию о том, что происходило в Польше, плюс, о том, что происходило в мире. Они тогда достаточно много давали информации. И это было очень полезно для художников.

То, что происходило в Польше в 1970-е, и у нас отражалось в прессе, понятно, под определенным соусом. А в их журналах писали и о кино, вайдовских и других фильмах, проскальзывали и статьи о памятнике погибшим на верфи, когда была забастовка в 1970 году, и там расстреляли рабочих. Шикарный памятник. Там еще излагались все эти события, что происходили в Гданьске.

В отличие от каких-то других соцстран, у них с искусством было посвободнее. Они не считали, что искусство – это объект, который может подрывать обстановку. У нас абстракционисты или авангардисты изначально считались диссидентами. Если ты рисуешь не так, как партия предполагает, ты уже протестующий. А там к этому по-другому относились. Поэтому Польша была достаточно свободной, и оттуда шли какие-то глотки свободы, воздух такой.

В 1974 году я получил первую международную премию в Югославии и ушел в карикатуристы. Начиная с этого периода, очень сильное влияние на меня оказали «Шпильки» [«Szpilki»].

Любого карикатуриста на сегодняшний день можно спросить, и он скажет, что польская карикатура оказала колоссальное влияние на советских карикатуристов. И сильнейшее влияние на карикатуристов Советского Союза произвел журнал «Шпильки». Все получали «Шпильки», все смотрели «Шпильки», плюс издания, которые у нас продавались иногда в магазине «Книги соцстран», - всё это шло на ура. Не «Крокодил» оказывал влияние, это совсем другая карикатура, скорее пропаганда, чем карикатура. И уровень рисования у поляков был на порядок свободнее и выше. Они не были  похожи на «Крокодил». Художники, которые рисовали в стиле «Крокодила», практически в «Шпильках» не появлялись. Это был модерновый журнал. И плюс – без слов. Философская карикатура, социально-политическая. То есть, оказывается, можно и так рисовать. Это неоценимо. Тогда это был просто глоток свободы.

«Шпильки» выходили раз в неделю. На них подписывались, если удавалось. Это было безумной проблемой, точно также, как подписаться на журнал «Америка»: ведь была же подписка, но где-то там, по райкомам. А вообще я, помню, просто бегал-искал «Шпильки». Киоск стоял на углу Невского, где «Европейская» гостиница, он был напичкан международной прессой. И там «Шпильки» продавались. А иногда «Шпильки» продавались где-нибудь, я не знаю, в Павловске: приезжаешь - случайно лежат «Шпильки». За ними гонялись, охотились, Это было очень серьёзно.

 

Люди, я имею в виду карикатуристов, их покупали постоянно. Собирали журналы, вырезали картинки, делали сборники по авторам: Гобель, Чечот, Богданович, Савка, Капуста… Некоторые польские художники потом уехали в Америку, но все равно их работы появлялись в «Шпильках». Работы были замечательные, они были без слов, философские. Тогда же возник термин «странная графика» или «проблемная графика», связанный, опять-таки с журналом «Шпильки».

Этот журнал печатал карикатуры не только польских авторов, но еще и западные карикатуры и статьи. Например, о том же Роланде Топоре, французском художнике польского происхождения. То есть это было целое такое окно в мир, с фантастической информацией, с возможностью рисовать современную карикатуру, с идеями современной карикатуры.

Хотя были другие журналы – «Дикобраз» и «Ёж» тогда продавались, и подписка была на «Дикобраз» была, но это было немножко не то. «Дикобраз» - замечательный чешский журнал, он просуществовал до 1969 года. Они печатали карикатуры антивоенные, можно сказать, такие диссидентские, несмотря на то, что танки наши были уже в Праге. А потом прервалось это дело, и это подхватили «Шпильки».

У меня была мечта в 1970-х годах напечататься в «Шпильках». Я даже посылал туда свои работы, и получил ответ: «Спасибо, хорошо», ну, как обычно. Где-то в 1980-х годах, начале 1990-х я уже напечатался в «Шпильках». Но это уже было немножко не то, потому что «Шпильки» тоже менялись.

- Это можно назвать влиянием?

- Вы знаете, влияние происходит тогда, когда человек ищет свой путь. У меня, например, было время, когда я был без ума от Ежи Мрожа. Такой польский иллюстратор Мрож. Он делал под гравюры свои работы, очень красивые. И я очень многие вещи сделал именно под него.

Например, мне нравился Линке. Это такой польский классик. Я до сих пор горжусь: у меня есть его альбом «Камни кричат». Какие-то вещи мы доставали из магазина «Книги социалистических стран». Влияние было у каждого. Каждый карикатурист, который искал свой почерк и свой стиль, конечно, кому-то подражал. Во время становления, для того, чтобы понять: можно еще и так рисовать, можно еще и так думать, можно эти мысли выразить на бумаге, без слов. Но потом, когда он находил свой стиль, уже, естественно отходил от этого. Уже имел собственный.

Вот, благодаря «Шпилькам», где был целый спектр художников, это становление происходило, да. Они давали статьи о заграничных карикатуристах, не только польских. Там были и Топор, и Сирл, и Семпе, и  Кардон. И ты видел эти работы и начинал понимать, что это вообще фантастические визуальные тексты. Даже не карикатурой это называлось. Это была работа с символами вместо букв или слов. Символ – и ты выражал своё мнение. И «Шпильки» давали примеры, что можно и так.

«Шпильки» очень сильно повлияли на прибалтийский журнал юмористический «Пикер».

- Польский вы не выучили благодаря «Шпилькам»?

- Я не знаю польского языка. Я просто понимаю, в польском всё понятно. И потом карикатуры не надо переводить, без слов там все понятно. Читали мы со словарем. Из карикатуристов многие приобретали русско-польские словари, у меня тоже был словарь: мне же надо прочесть что-то, и я читал. Многие даже изучили польский язык, между прочим.

 

«Жизнь нас делала диссидентами автоматически»

- Вы считали себя диссидентом?

- Нет. Так сложилась жизнь, что с 1980 по 1987 я выпустил пять книг в самиздате тиражом десять штук. Тогда же ходил миф, что за десять штук не сажают. Сажали за все, конечно, но не важно.

- Разве это не диссидентство – квартирная выставка, выставка в ДК «10-летия Октября», самиздатские альбомы?

- Конечно, диссидентство.

- И название «Инаки», то есть «инакомыслящие».

- Естественно. По-другому мыслили.

- Но при этом не диссиденты?

- Да нет, жизнь нас делала диссидентами автоматически - так получилось. Если ты хотел быть немножко свободнее, хотя бы во взглядах или поступках, не нарушая закон, ты уже становился диссидентом. Я всегда чувствовал себя очень свободным. Но никто из нас не объявлял себя диссидентом. Были диссиденты, был журнал «Хроника текущих событий», были правозащитники. Но они совершенно сознательно ставили себя против государства или партии. Мы не сознательно это делали. У нашего поколения (будем так, громко говорить)  – Ковальский, Митавский, я, - становление личности пришлось на 1960-е годы, оттепель. Никому не хотелось нового этого самого… И наши вопросы были такие: а почему нельзя? а что здесь такого?.. Когда ты задаешь себе эти вопросы, ты уже становишься в глазах… диссидентом.

 

«Не союзная молодежь»

Карикатуристы создали в 1975 свой Ленинградский клуб карикатуристов. Там было где-то 14-15 членов из них 12 человек стали получать международные премии, то есть очень сильный коллектив. Клуб имел статус коллектива народной самодеятельности. Где-то зарегистрироваться надо было, мы зарегистрировались на улице Рубинштейна в Доме народного творчества. Если есть самодеятельный коллектив, надо ему дать помещение, чтобы где-то собираться и иметь возможность проводить выставки карикатуры. С 1975 по 1984 годы я сдавал выставки в Главном управлении культуры, но уже карикатурные. Это отдельные истории, очень смешные. Но сдавал.

Первую выставку я сдавал вместе с Андреем Фельдтейном. (Это ленинградский карикатурист, который сейчас живет в Штатах, но там очень сложно пробиться, поэтому он - «кентавр», как я это называю: работает в компании, иногда печатается, но не живет на карикатурах.) Клуб карикатуристов сначала существовал при студенческом городке на Новоизмайловском [проспекте], там нам дали помещение. Конец 1975-го, выставка была перед новым годом. Мы хотели сделать выставку в магазине «Эврика», там хорошее помещение. Пришли на [улицу] Рубинштейна в Дом самодеятельности. Там сидел такой Гусаков, художник, цензор вообще-то. Мы принесли 180 работ и четыре часа объясняли ему, что значит каждая работа. Он такой был хитрый, говорил: «Вот работа. Можете объяснить ее?». И нашей задачей было простенько объяснить, что она не антисоветская. Слова «антисоветская», «не антисоветская» не произносились, всё было понятно даже и без слов. Такой принцип: если кто-то скажет, что работа антисоветская, у нас есть своё объяснение. Попеременно я и Фельдштейн объясняли ему работы. «А, замечательно, пойдет». Мои работы лежали самые последние в этой пачке. За четыре часа мы уже подружились., мы уже дружбаны такие, да. Он разрешал практически всё, мало, что не пропустил. Дошла очередь до моих работ. Работы были подписаны на обороте, он не знал, чьи они. Первое, что он сказал, посмотрев на мои работы: «Этот человек плохо закончит. Как его фамилия?» Я говорю: «Это я». И вот такая пауза повисла…

Дальше мы понесли работы его начальнику, помню фамилию - Титов такой. Это был уникальный человек. Мы пришли в его кабинет с пачкой работ формата А3 где-то. Если он смеялся до слёз, значит, эта работа не проходила. Как только он начинал хохотать, мы понимали, всё, эта работа не пройдёт. Он чего-то отклонил, я не помню, сколько, где-то десять процентов. Причём это не были самые смешные работы. Это были те работы, про которые он думал: ну, как здорово они там…

На выставку карикатуры до открытия приходила комиссия от Главного управления культуры. Смотрели работы, говорили: «Вот это надо снять». Я им объяснял, что это нет ничего страшного и т.д. У меня был рекорд в 1982 году, когда я отстоял 417 из 424-х работ первой всесоюзной выставки карикатуры, семь работ они все-таки зарубили. Эту выставку делали в зале Дворца молодежи (мы туда перебрались и там собирались рядом со студией Полунина, он там тоже был как коллектив народной самодеятельности). И вот ты шёл с этими присланными людьми, они смотрели на каждую картинку: антисоветская - не антисоветская. Была огромнейшая комиссия, человек 7-8, начиная с Мартовой, и кончая академиком Ветрогонским. Они подходили к работе и говорили: «Объясните нам, что это такое?». Я начинал объяснять, что это всё ерунда, это не о том, что вы подумали. Подходим к работе литовского художника Шаулюса. А там толпа (по периметру она образует огромнейшую крысу), которая бежит за кошкой. Они говорят: «Это что такое?». Я говорю: «Знаете, игра с контурами. Смотрите, там, на горизонте пальмы изображены, дома и пальмы. Это не у нас». И вдруг академик Ветрогонский (есть сын, а это был папа), его прорвало, говорит: «Да нет, это у нас, это у нас на худсоветах». Что-то его здорово его обидело, чуть ли не истерика с ним случилась. Но работу пропустили.

1978 год. Мы делали выставку в ЛИИЖТе. Приходит на выставку не больше, ни меньше как Вера Дементьева, которая в наше время КГИОПом руководила, с какой-то подругой. Тогда она работала в Главном управлении культуры цензором. 180 работ. Она говорит: «Где подписи под работами?». Я говорю: «Вы знаете, у нас все работы без слов. Ну, что, мне 180 раз писать «Без слов»? Смешно». – «Ну, ладно. А аннотации где?». - «Какие аннотации?».- «Ну, что имел в виду художник, когда рисовал эту карикатуру?». Тут меня озарило, я говорю: «Знаете, что, антисоветчина сидит у вас в голове, а не в работах художников. Это ведь как у сексуального маньяка: телеграфный столб для него не телеграфный столб». Она ни слова не сказала, прошла выставку, как нож через масло. Попросила заменить одну работу - «Мона Лиза» Жигодского. «Ой, Мона Лиза, не надо». Я говорю: «Я ничего не понимаю, совершенно безобидная работа» - «Давайте что-нибудь другое у этого художника, только не это». Мы достали на замену работу, которую я боялся выставить, там ню такое. «А пускай хоть эта»… И я возвращаюсь домой, открываю «Литературку», а там статья о профанации «Моны Лизы», которую Дементьева, вероятно, прочла утром.

Практически всем неофициальным карикатуристам Советского Союза – а мы все были неофициальные - устраивали разносы за то, что мы получаем международные премии. «Кто вы такие?!». Да никто. Я до сих пор не состою ни в одном союзе, между прочим, ни в союзе журналистов, ни в союзе художников, хотя приглашали несколько раз – не состою. Но это принципиальная позиция. Многие карикатуристы вступили в союз художников, а я – нет. Я - не союзная молодежь. И уже давно не молодежь.

Первый мой альбом вышел в ГДР, заграницей, в 1987году. В Советском Союзе вышел мой первый альбом только в 1990 году. Отдельная история, как я читал донос-предварительную рецензию Бориса Ефимова на книжку Клуба ленинградских карикатуристов, которая вышла всё-таки в ГДР, в издательстве «Ойленшпигель», в 1988 году. Цветной альбом Клуба ленинградских карикатуристов назывался «Ни одного неисписанного листка» (Kein unbeschriebenes Blatt - Cartoons aus  Leningrad", Eulenspiegel, Berlin, 1988)

 

«Сатирикон»

«Сатирикон» - это международный конкурс карикатуры в Легнице. Я туда попал в 1987 году. У меня была первая премия по юмору, у Михаила Златковского – первая премия по сатире. И меня чудом выпустили за границу.

Сначала в том же 1987 году по частному приглашению я съездил в ГДР (мой первый альбом «Bitte recht freundlich» - «Сделайте улыбку» или «Будьте дружелюбны»- вышел в издательстве «Eulenspiegel», это отдельная история, очень смешная и горькая, но не важно).

До этого я тоже получал в Польше и в Югославии премии,  но меня не выпускали. В 1987 году я получаю приглашение, иду в ОВИР. Тогда было очень жестко: человек мог пригласить человека, организация – организацию, типа командировки. Такого, чтобы организация приглашала частного человека, у них не было прописано, и они, конечно, отказали. А мне очень хотелось поехать. И вдруг мне пришло в голову, что в городе есть Дом дружбы, в нем есть отдел советско-польской дружбы, пусть помогут. И я туда пришел и говорю: «Перестройка-перестройкой, а я сейчас напишу, что вы меня не выпускаете, и напишу, что я не по болезни не еду, а потому что вот так-то». По публикациям в «Смене» они мою фамилию знали. Во-вторых, это же галочка в их работе. Там был мужик где-то под два метра ростом, уже не помню его фамилию, он сказал: «А нет проблем». И позвонил начальнику ОВИРа: «Сейчас Богорад придет, дайте ему служебный паспорт от Дома дружбы». И я получил служебный паспорт, и поехал в Легницу (правда, никаких командировочных и денег ни копейки не поменяли).

Легница - город, в котором не было штатских русских, там находился штаб Варшавского пакта. Выхожу на вокзале. Я с длинными волосами, в штатском, говорящий по-русски. Куча военных, говорящих по-русски. Спрашиваю: где гостиница «Купрум»? Там меня ждут в штабе «Сатирикона». Они показывают и смотрят совершенно удивленно. Добрался, говорю, кто я. Меня, оказывается, должны были встретить, но они не знали, что я еду на поезде «Варшава – Берлин». С ними говорил мужик из Дома дружбы. «Ой, нам сказали, что вы маленького роста». Ну, с его точки зрения, да.

В деревушке под Легницей была база карикатуристов. Это вообще фантастика – появиться среди людей, которых ты уже знаешь по работам, но никогда не встречал, карикатуристов и критиков, которые работают в «Шпильках». Они – легендарные личности для многих из нас: были подражания, была учеба практически на этих польских художниках… Но и они меня знают по картинкам, потому что участвовал в конкурсах.

Едем смотреть барокко, их костелы, останавливаемся у каждого трактира. В «Шпильках» был такой Марек Кош, фельетонист. Когда мы выходили из автобуса, он всегда подходил ко мне, клал руку на плечо и с гордостью говорил (интонация неповторимая): «То есть Польска». При этом у него глаза не открывались, потому что была предыдущая, как они называли, «интеграция», и он не видел, на что показывает, это могла быть помойка, что угодно, не важно. Было очень смешно.

Потом мы заходили в трактир. В одном трактире, сидели какие-то трактористы. Когда, услышав русскую речь, они начали закатывать рукава, Богданович сказал: «Спокойно, панове, это не русский, это карикатурист». И это здорово повлияло, они все успокоились.

Награждение было очень помпезным действом. Одновременно в Легнице происходил всепольский фестиваль блюзов, и церемонии были как-то совмещены. Я получил «Золотой карандаш» и Златковский тоже. И к нам подошёл какой-то польский художник и сказал: «Я ненавижу Россию, я вам честно скажу, учитывая историю взаимоотношений Польши и России, но я безумно хочу сесть между вами и выпить. Для меня это очень почетно». Пошли, сели, выпили.

- Советский Союз или Россию?

- А не было же никакой разницы: что Россия обижала Польшу, что Советский Союз, и наоборот.

Когда я приехал, еще сохранялись остатки военного положения: патрули полиции, патрули военные с собаками. Но уже как-то все на нет уходило. Меня все время проверяли польские полицейские, услышав мою русскую речь, тут же просили предъявить документы. Я говорю: «В чём дело?». Один полицейский так пристально на меня посмотрел: «Может, пан – дезертир». Я говорю: «С такими волосами?» - «А может, пан долго ховался». Изумительно.

Выступал Анджей Горчавек, можно сказать, польский Высоцкий. Я с ним познакомился, он мне дал кассету, и у меня ее, конечно, замылили здесь.

Ночью была открыта выставка Фуглевича, карикатуриста, который умер, очень популярен был в Польше, в «Шпильках» печатался. И это происходило так: все ходили с фонариками или со свечками в совершенно темном зале, надо было подходить, освещать работу и смотреть. Это очень трогательно было. Ночью я не спал, потому что скакал с поезда на поезд, пересаживался постоянно – Познань, Вроцлав, Легница. В три часа ночи на выставке Фуглевича я говорю: «Ребята, я не могу, всё, вырубаюсь, я иду спать в гостиницу, утром увидимся». – «Ты дойдешь?» - «Да, а чего там».

Август месяц, правда, темные ночи. Фонари горят только по середине. Никого нет, городок спит. Иду пошатывающейся походкой, потому что и устал, и выпил. Навстречу мне идет такой же походкой какой-то майор советской армии. И мы встречаемся по центру улицы. А я уже как-то потерял ориентир: гостиницы не видно, ничего не горит. Спрашиваю его, где гостиница «Купрум». Он говорит: «Вот». Я был рядом, просто деревья высокие закрывали её. Он говорит: «Ты здесь осторожнее: тут же поляки». Я на него смотрю: «Какие поляки?». Никого нет, все спят. Продолжаю идти, оборачиваюсь - он так и стоит, остолбенев, смотрит мне в след. Думаю, я для него был таким видением: пьяный, забрел в сторону Легницы, недалеко от Германии, и даже об этом не подозреваю.

- Не чувствовали вы в Польше какого-то дискомфорта, когда уже там побывали, по отношению к себе?

- Нет, к себе – никогда. Опять-таки история: в Польше не осталось почти евреев, их практически вынудили всех уехать после событий 1968 года. У нас в газетах печаталась статья Гомулки, там все фамилии зачинателей были еврейские, и стало понятно, кто виноват в бедах польской компартии…Но как-то смешно: есть антисемитизм, а евреев нет, они уехали все. Вот также и отношение. Нормальное отношение, просто они не ассоциируют тебя с российским государством. Ты – представитель этого государства, но они тебя знают.

- То есть национализм польским никогда вас не задевал?

- Нет, я с этим, честно говоря, не сталкивался.

- Карикатуристы польские как-то борются со своим национализмом – польским?

- Да, есть очень много карикатур, посвященных шляхетской гордости. Очень смешные работы: перья, фуражка-конфедератка. В 1987 году у них в Польше была довольно сильная организация националистического плана «Грюнвальд». Как бы она там была, как наша «Память», потом она сошла на нет. Очень критическое отношение к этой организации я наблюдал.

С 1989 года перестал посылать работы на международные конкурсы, и до сих пор не посылаю. Но если меня приглашают в жюри, я еду жюрить. В 2000-м меня первый раз пригласили в жюри «Сатирикона». Было замечательно, потому что председателем был тоже легендарная личность – Анджей Краузе. Это польский карикатурист, который после военного положения эмигрировал в Англию и стал там работать карикатуристом, что очень важно. Я знал его карикатуры, но никогда не встречался с ним (в 1987 году он уже был в Англии и не приезжал на «Сатирикон»).

И в жюри я познакомился с директором польского Музея карикатуры Войтеком Хмуржиновским (у нас эта фамилия была бы «Смурной»). Потом с ним мы открыли не одну выставку. Осенью 2000 года на Невском-20, в библиотеке Блока, прошла с большущим успехом выставка польских карикатуристов - эротика в карикатуре, ни больше, ни меньше. Приезжали Хмуржинский и Яцек Франковский, председатель ассоциации карикатуристов Польши в то время, остались осень довольны. Там был такой эпизод: в библиотеку Блока залезли воры, компьютер свистнули и четыре работы с выставки – вот это уникально.

Потом в 2002 году нас – группу «Нюанс» (меня, Шилова и Мельника) – пригласили сделать выставку в Музее карикатуры. В Варшаве есть , замечательный музей карикатуры. У него нет постоянной экспозиции, но зато есть огромнейший архив, много всего хранят, делают временные выставки. Наша выставка прошла замечательно, на открытие пришли все карикатуристы, кто не эмигрировал, Богданович и так далее. Связи остаются до сих пор.

В Легнице я отсутствовал 24 года. В этом году я поехал туда. Слава богу, многие живы, просто состарились, все меня помнят, и я их помню. Замечательный город, тем более что оттуда ушел штаб Варшавского пакта. Там была выставка Олега Дергачёва (он из Львова, живет сейчас в Канаде), и он же был преподавателем летней школы мультипликации для детей. Это просто фантастика: человек тридцать детей там днюют и ночуют, глаза горят, за месяц они сами делают свой мультфильм, от сценария - до съёмки. Восемь наставников – польские мультипликаторы с именами, и Олег (он тоже мультипликацией занимается) – обучают детей, помогают им. Часть денег платят родители, часть – государство; огромное количество материалов и, по-моему, пять станков мультипликационных, по вечерам показывают мультипликационные фильмы. Самое сильное впечатление.

И по сегодняшний день ни с одной страной бывшего соцлагеря нет таких отношений дружеских и связей личных, как с Польшей.

Виктор Богорад нарисовал заставку для нашего портала:

 

Интервью записала Татьяна Косинова, Когита!ру

www.cogita.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта