Пятьдесят лет без слов, Андрей Фельдштейн. Журнал смена карикатуры
Смена - Журналы СССР
«Смена»
— советский, а затем — российский иллюстрированный популярный гуманитарный журнал с сильными литературными традициями. Основанный в 1924 году, он был самым массовым молодёжным журналом Советского Союза. К концу 1980-х годов тираж «Смены» достигал более трёх миллионов экземпляров. (Википедия)
| 1924 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | ||||
| 1925 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
| 1926 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | ||
| 1927 | 1 | 2 | 3 | 10 | 11 | 12 | 15 | 16 | 17 | 18 | 21 | 22 | 23 | 24 | ||||||||||
| 1928 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
| 1929 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
| 1930 | ||||||||||||||||||||||||
| 1931 | ||||||||||||||||||||||||
| 1932 | ||||||||||||||||||||||||
| 1933 | ||||||||||||||||||||||||
| 1934 | ||||||||||||||||||||||||
| 1935 | ||||||||||||||||||||||||
| 1936 | ||||||||||||||||||||||||
| 1937 | ||||||||||||||||||||||||
| 1938 | ||||||||||||||||||||||||
| 1939 | ||||||||||||||||||||||||
| 1940 | ||||||||||||||||||||||||
| 1941 | ||||||||||||||||||||||||
| 1942 | ||||||||||||||||||||||||
| 1943 | ||||||||||||||||||||||||
| 1944 | ||||||||||||||||||||||||
| 1945 | ||||||||||||||||||||||||
| 1946 | ||||||||||||||||||||||||
| 1947 | ||||||||||||||||||||||||
| 1948 | ||||||||||||||||||||||||
| 1949 | ||||||||||||||||||||||||
| 1950 | ||||||||||||||||||||||||
| 1951 | ||||||||||||||||||||||||
| 1952 | ||||||||||||||||||||||||
| 1953 | ||||||||||||||||||||||||
| 1954 | ||||||||||||||||||||||||
| 1955 | ||||||||||||||||||||||||
| 1956 | ||||||||||||||||||||||||
| 1957 | ||||||||||||||||||||||||
| 1958 | 2 | 4 | 5 | 9 | 10 | 11 | 12 | 17 | 18 | 21 | 22 | 23 | 24 | |||||||||||
| 1959 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 19 | 24 | ||||||||
| 1960 | 3 | 5 | 6 | 9 | 10 | 14 | 15 | 19 | 20 | 21 | 23 | 24 | ||||||||||||
| 1961 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 23 | 24 | ||
| 1962 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
| 1963 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | ||||||
| 1964 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
| 1965 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 14 | 15 | 16 | 19 | 21 | 23 | 24 | ||||||
| 1966 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
| 1967 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 11 | 12 | 15 | 17 | 18 | 22 | 23 | 24 | ||||||||
| 1968 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 20 | 21 | 22 | |||
| 1969 | 1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 7 | 8 | 10 | 11 | 12 | 13 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 23 | |||||
| 1970 | 3 | 18 | 19 | 21 | 22 | |||||||||||||||||||
| 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 11 | 12 | 14 | 23 | 24 | |||||||||||||||
| 1972 | 2 | 7 | 8 | 11 | 12 | 21 | 24 | |||||||||||||||||
| 1973 | 2 | 3 | 4 | 12 | 22 | 24 | ||||||||||||||||||
| 1974 | 1 | 4 | 8 | 9 | 10 | 12 | 13 | 18 | 19 | 22 | ||||||||||||||
| 1975 | 1 | 2 | 4 | 9 | 10 | 11 | 12 | 14 | 15 | 16 | 17 | 21 | 22 | 24 | ||||||||||
| 1976 | 9 | 11 | 15 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | ||||||||||||||||
| 1977 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 12 | 17 | |||||||||||||||
| 1978 | 1 | 2 | 3 | 6 | 10 | 11 | 17 | 18 | 20 | 22 | ||||||||||||||
| 1979 | 1 | 3 | 4 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 17 | 19 | 20 | 22 | 23 | 24 | ||||||||
| 1980 | 2 | 4 | 5 | 6 | 8 | 10 | 11 | 12 | 14 | 15 | 17 | 19 | 20 | 24 | 22 | 23 | 24 | |||||||
| 1981 | 2 | 5 | 6 | 9 | 11 | 12 | 13 | 14 | 19 | |||||||||||||||
| 1982 | 4 | 5 | 7 | 8 | 9 | 12 | 20 | 21 | 22 | |||||||||||||||
| 1983 | 4 | 7 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |||||||||||||||
| 1984 | 4 | 5 | 9 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 | 23 | |||||||||||||||
| 1985 | 1 | 2 | 3 | 4 | 7 | 8 | 10 | 11 | 12 | 16 | 17 | 20 | 21 | 24 | ||||||||||
| 1986 | 7 | 8 | 14 | 15 | 17 | 18 | 20 | |||||||||||||||||
| 1987 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
| 1988 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
| 1989 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 17 | 18 | 19 | 20 | ||||||
| 1990 | 1 | 3 | 4 | 6 | 9 | 11 | 13 | 14 | 15 | 16 | 18 | 19 | 20 | |||||||||||
| 1991 | 13 | 14 | 15 | 17 | 18 | |||||||||||||||||||
| 1992 | ||||||||||||||||||||||||
| 1993 | 4 | |||||||||||||||||||||||
| 1994 | 7 | |||||||||||||||||||||||
sites.google.com
Пятьдесят лет без слов, Андрей Фельдштейн |
Семь лет назад по заказу российского издательства я написал краткий очерквозникновения в СССР новой карикатуры. За прошедшее время мое видениепредмета осталось тем же, и в представленном ниже тексте я мало что изменил.Моя особая благодарность Михаилу Златковскому, поделившемуся материаламииз своего архива. Сожалею, что размер статьи не позволил упомянуть всехталантливых карикатуристов, работавших в описываемое время.
Это была маленькая революция, революция радостная, добрая и удивительносмешная. Другими словами не описать то, что произошло с советской карикатуройв середине шестидесятых.
Все началось с публикаций легких, изящных рисунков без слов в журнале “Смена” и«Клубе ДС» “Литературной Газеты”. Из-под пера Олега Теслера, Андрея Некрасова иИгоря Воробьева возникал веселый и фантастический мир, в котором могло произойтибуквально все. Атмосфера свободы, присущая этим работам, действовала на советскогочитателя как наркотик. Его, воспитанного на политически правильных образцах журнала“Крокодил”, вдруг пригласили на ликующий праздник остроумия без границ. Сравнитьэто можно было только с показом на ТВ нового франко-итальянского фильма сразу послепрограммы Время.
Конечно и до Олега Теслера рисунки без слов появлялись в отечественной прессе,но именно ему принадлежит приоритет создания бесконечной серии картинок с единойсистемой юмористических отношений, обобщенным, легко узнаваемым героем.Карикатурам его была присуща какая-то добрая лихость, необычайный «смеховой» заряд,их просто нельзя было не полюбить. Открыв российскому читателю рисованный юмор безслов, Олег Теслер навсегда вошел в пантеон классиков отечественной карикатуры.
Отметим, что карикатура без слов (БС) не была оригинальным российским изобретением.
Десятилетиями она уже печаталась в популярных журналах на Западе, там же издавалисьи альбомы наиболее прославленных художников. В свою очередь карикатура БС являласьодной из разновидностей так называемой гэг-карикатуры, или попросту юмористическойкарикатуры. (Gag в переводе с английского означает “острота”, “юмористический ход”.)Какова задача такой карикатуры? Понятно – развлечь и рассмешить читателя. Его ВеличествоЮмор играл в ней главенствующую роль. Да только с самим этим юмором не так все былопросто. В первой трети 20-го столетия возник и стал популярен юмор особый – юморпарадоксов. Кто-то усмотрел здесь влияние сюрреалистов, кто-то увидел традициианглийского юмора, в любом случае в моду вошли картинки, отображающие странный,нелогичный мир, мир невероятный и в то же время такой знакомый. (О возникновении юморапарадоксов можно прочитать здесь: viewtopic.php?f=3&t=49 )
Рождение отечественной гэг-карикатуры стало во многом закономерным. К моменту
появления в печати рисунков Олега Теслера читательская аудитория в странепретерпела серьезные изменения. Советское общество только что пережило оттепель,на прилавках книжных магазинов можно было купить переводы зарубежной фантастики,в кинотеатрах демонстрировались западные фильмы, стали доступны журналы из ВосточнойЕвропы. Магнитофонная революция принесла в каждый московский дом мелодии бардов,электронные ритмы Роллинг Стоунз, баллады Битлз. На это же время пришелся космическийбум, первые фотографии далеких планет, высадка на Луну. Люди из 60-х уже просто не моглимыслить в узких категориях Истории КПСС, им открывался огромный мир идей, полныйпротиворечий и парадоксов.
Одной из важнейших черт карикатуры БС стал отказ от прямой сатиры. Художникисознательно отказались от политических тем, сосредоточившись на извечных житейскихпроблемах, психологии личности, странностях человеческого бытия. Характерным дляновой карикатуры было наличие универсального персонажа, играющего все ролив миниатюрном театре абсурда на листке бумаги. Образы в таких рисунках былипредельно стилизованы, лишены индивидуальных черт. Такое абстрагирование позволялохудожнику говорить об общих категориях, высоких материях, не размениваясь на критикуотдельных недостатков. Сведение карикатуры к графической новелле, философской метафоре,как нельзя более подходило Homo Intellectual, существу, появившемуся на просторе планетыво второй половине 20-го века. Графический юмор становился своего рода интеллектуальнымзанятием, со своим особым языком и знаковой системой.
Сказанное объясняет, почему карикатура БС не нуждалась в словесном комментарии.Дополнительные пояснения только дробили бы идею рисунка, снижали бы общность концепции,делали бы юмор черезчур специфичным, перегружали бы рисунок избыточными деталями.С развитием условного графического языка смысловая нагрузка в карикатуре постепенноперемещалась из подписи в рисунок, пока, наконец, текстовые пояснения не исчезли совсем.
В условиях наличия государственной цензуры карикатура БС даже получила определенныепреимущества. Автора уже нельзя было привлечь за аполитичные высказывания – у рисункане было слов. Юмористическая графика позволяла некую свободу толкования, и потому диалогкарикатуриста и редактора-цензора обычно превращался в игру «Угадай-ка!» Если побеждалхудожник, то умная и интересная картинка имела шанс увидеть свет.
Стремление к обобщению тем и персонажей привело к тому, что у каждого профессиональногокарикатуриста появился свой унифицированный «человечек», часто лишенный каких-либовозрастных или профессиональных атрибутов. Публика сразу узнавала немного меланхоличного«носатика» Виталия Пескова, угловатого «человечка» Владимира Иванова, энергичного«коротышку» Олега Теслера, пластичные персонажи Сергея Тюнина.
В унылом до того пространстве советской прессы возникло сразу несколько оазисов,где процветал юмор без слов. Я уже упоминал журнал “Смена” и его авторов. Другимважнейшим центром стала “Литературная газета” (ЛГ), или Литературка на сленге еепоклонников. 16-я страница появилась в ЛГ в начале 1968 года, и с тех пор она навсегдабыла оккупирована знаменитым «Клубом ДС». Трудно переоценить значение этого собранияталантов для развития советской сатирической журналистики. Здесь блистали такиелитераторы как Григорий Горин, Аркадий Арканов, Александр Иванов, Аркадий Хайт.Здесь же впервые перед читателем предстали работы Вагрича Бахчаняна, ВладимираИванова, Игоря Макарова, Михаила Златковского, Сергея Тюнина, Василия Дубова.
В том же 68-м в ЛГ впервые стал печататься Виталий Песков, и событие это во многом
стало знаковым для «Клуба ДС». Газета приобрела автора, который отныне всегда будетассоциироваться с этим изданием. Другие художники могли предлагать художественноболее интересные работы, их остроты могли быть выше всяких похвал, но по-настоящемупублика полюбила именно песковского «человечка», этакого собирательного «Колю»в кепке и папиросиной в зубах, в мешковатой одежде и ботинках 45-го размера. «Человечка»,вечно недоумевающего, для чего он попал в этот мир, где законы придуманы неизвестно кем,где что бы ни случилось, виноватым всегда оказывается именно он. Такой персонаж как нельзялучше служил воплощением коллективного «Я» советского человека, жившего в эпоху, ныненазываемую годами застоя.
Другим завсегдатаем 16-й странички вскоре стал Сергей Тюнин. Под его пером рождалисьминиатюрные притчи, лаконичные и одновременно полные веселого смысла. В отличие отплоскостных работ других авторов, рисунки Тюнина были «объемные». Своей скульптурностьюони как бы подчеркивали значимость идей автора. Рисунки были на удивление ладными,добротными, словно сделанными по индивидуальному заказу. Карикатуры эти пользовалисьнеизменной популярностью у читателей ЛГ, их ждали с нетерпением.
Карикатурная рубрика ЛГ – «Чудаки» служила естественным полигоном для творческих
экспериментов, для поиска нетрадиционных способов юмористического диалога. Здесьвпервые для советской прессы были опубликованы комиксы и коллажи Вагрича Бахчаняна,здесь же появились образцы карикатуры «бессмысленных вещей» под общим заголовком«Из коллекции Евгения Сазонова». В ЛГ увидели свет и рисунки совершенно особого видаискусства – проблемной графики (ПГ). Стиль этот использовал тот же символический язык,что и карикатура без слов. Изобразительное начало в нем также играло первоочередную роль.Можно сказать, что ПГ стала политической карикатурой нового вида, объединив в себе высокийуровень обобщения, первоклассный рисунок, острую сатирическую идею. Юмору здесь былаотведена второстепенная роль, автор выступал скорее как мыслитель, нежели как записнойбалагур. ПГ по сути являлась графической формулой, скрывающей в себе определеннуюконцепцию и часто – критическую мысль.(Об истоках возникновения ПГ можно прочитать здесь:Сенс-арт : viewtopic.php?f=10&t=1302Стиль Op Ed : viewtopic.php?f=3&t=3528 )
Если традиционная гэг-карикатура тяготела скорее к искусству абсурда, сюрреалистическомувидению мира, то в работах адептов ПГ легко угадывается влияние символизма с его культомИдеи и Мечты. Как и символистов 70-80 лет назад, карикатуристов интересовали вечные темы,скрытые и неожиданные связи между предметами и явлениями.
Настоящим лидером среди художников-проблемщиков стал Михаил Златковский.Главные составляющие его успеха: виртуозная техника рисунка и умение представитьсамую сложную идею в виде емкого знака-аллегории. Его ранние графические листыбыли заряжены энергией, они взрывали сложившуюся систему представлений.По эмоциональному накалу и силе воздействия. эти рисунки были близки графикепольского художника Бронислава Линке, мастера метафорического рисунка.
В своей знаменитой серии политических карикатур Златковский предстает перед читателем
как художник-философ, художник-гражданин. Творчество его направлено против тоталитаризма,диктаторов и палачей всех сортов. Искусство Златковского получило признание во всем мире.
Говоря о проблемной графике, нельзя не упомянуть полные сарказма работы Владимира Иванова,таинственные рисунки Гарифа Басырова, остро-социальные карикатуры Валентина Розанцева,мрачноватые сатиры Игоря Смирнова.
70-е годы стали триумфом жанра ПГ в СССР. Бум международных выставок карикатуры
без слов позволил советским авторам заявить о себе на международной арене самымположительным образом. Золотой и серебряный дождь наград убедил молодых художниковв правильности выбранного направления.
К числу издательств, благоволивших новой карикатуре можно было бы отнести такие газетыкак “Комсомольская правда”, “Неделя”, лениниградская “Смена”, “Собеседник”, журналы”Химия и жизнь”, “Советский экран”, “Клуб и художественная Самодеятельность”, “Природа и человек”,“Аврора” и другие. К сожалению, издательская практика того времени была такова, чтобольшинство крупных журналов и еженедельников сосредотачивалось в столице, что осложнялорост и реализацию периферийных художников-юмористов.
Тем не менее самородки находили себе место под солнцем на всем пространстве советской империи.В Ленинграде блистал Виктор Богорад, художник сочетавший природный дар юмориста с талантомпсихоаналитика. Там же сочиняли свои карикатуры непредсказуемые, но всегда убийственно смешныебратья Сергей и Леонид Лемеховы. Отдел юмора журнала “Аврора” приютил у себя изысканные,«англизированные» рисунки Дмитрия Майстренко, футуристических «человечков» Бориса Петрушанского.
На Украине расцвели таланты Юрия Кособукина, Игоря Копельницкого, Владимира Казаневского,в Сочи плодотворно творил Пётр Кулинич, на Урале публиковались работы Сергея Айнутдинова иСтанислава Ашмарина. Замечательные гэг-карикатуристы работали в Армении: Левон Абрамян, АрутюнСамуэлян, Армен Петросян.
Прибалтика с ее традиционным культом графического искусства стала просто заповедником
для исключительных рисовальщиков. В Эстонии творили непревзойденные Матти Кютт, Прийт Пярн,Рейн Лаукс, Хиллар Метс, в Литве – Владимир Береснев, Йонас Варнас, Илья Березницкас, ЮзасЮзопавичус и другие. Давняя традиция организации выставок карикатуры в этих республикахблагоприятно сказалась на развитии карикатуры как ремесла, техническом исполнении работ.Здесь, как нигде еще, карикатуры производились в виде гравюр на дереве, шелкографии, литографии и т.д.
Рост социально-культурной значимости карикатуры привели к расширению самой среды ее обитания.
Впервые в своей истории карикатура шагнула с газетных полос на стены художественных галерей,в музеи, на страницы альбомов и сборников юмора. Гэг- картинки появились на теле- и киноэкранах.
70-е стали периодом «бури и натиска» для молодых художников. Сотни энтузиастов оказались увлеченыюмористической графикой, в стране стали возникать объединения карикатуристов. Первой такой группойявился Ленинградский Клуб Карикатуристов, созданный в 1975-м году. Объединение это просуществовалооколо 20-ти лет, в разные годы в него входили такие художники как Георгий Светозаров, Виктор Богорада,Дмитрий Майстренко, Евгений Осипов, Александр Сергеев, Дмитрий Москин, Марина Бондаренко, ВасилийАлександров, Борис Хотин и автор этих строк. Плодом деятельности этой группы стали десятки выставок,издание художественных альбомов. На еженедельных собраниях члены клуба вырабатывали тот особый наборизобразительных средств, который впоследствии станут называть ленинградской школой карикатуры.
Одним из создателей этой школы был Виктор Богорад, продолжительное время работавший штатным
карикатуристом газеты «Смена». В его работах российскую прописку получила так называемая нюанснаякарикатура, карикатура «мелочей.» Комизм подобных рисунков заключался в разрушении общей «правильной»логики мироздания при помощи какой-либо маленькой детали, или нюанса. Например: висит на деревескворечник, солнышко светит, птички… Душа радуется, глядя на такое благолепие, пока не замечаешьпредательски торчащий из скворечника кошачий хвост…
Нетрудно себе представить, что отношения художников-сатириков и властей складывались не самымлучшим образом. Выставки проблемной графики закрывались, переписка с западными галереями пресекалась,почтовые службы изымали работы и даже призы молодых карикатуристов. Однако это только подогревало ихв стремлении достичь своего читателя. Естественным разрешением подобной ситуации стало появлениекарикатурного самиздата. Среди таких изданий следует упомяннуть прежде всего альбомы М. Златковского“Сорок сороков радуг и дождей”, “Сто параграфов” и “Сказки Тридесятого царства”, а также сборникиВ. Богорада и Е. Осипова. Сотрудничали художники-карикатуристы и в нелегальных журналах того времени.
Парадоксально, что большинство «самиздатовских» произведений не были подрывными в прямом смыслеэтого слова. Очень часто это были примеры свободного самовыражения, честного разговора художникас читателем, не содержащие откровенной сатиры или прямых политических выпадов. Однако именно«свободное самовыражение» менее всего устраивало идеологов из ЦК партии – карикатуристы все болееи более становились объектом интереса служб госбезопасности. В лучшем случае результатом подобногоинтереса был запрет на публикации, в худшем – тюремное заключение.
Показательна в этом смысле судьба Вячеслава Сысоева. За все годы советской власти художник не опубликовални единой работы на родине. Его сатирические рисунки печатались на Западе, выставлялись на неофициальныхвыставках в СССР. В 1979-м году КГБ инициирует уголовное дело по обвинению его в распространении порнографии.Четыре года художник скрывается, вплоть до ареста в 1983-м. После вынесения приговора следуют два года влагерях, освобождение в разгар перестройки и иммиграция в Германию в 1989-м.
Начало 80-х ознаменовалось приходом новой генерации карикатуристов. В эти годы серьезно
заявляют о себе москвичи Леонид Тишков и Андрей Бильжо, ленинградцы Николай Воронцови Вячеслав Шилов.
Любопытна эволюция Л. Тишкова от забавных картинок с заметным влиянием О. Теслерак более сложной ассоциативной графике, где юмористический ход не очевиден, где рисунокслужит скорее приглашением к интеллектуальной игре по правилам, которые еще толькобудут придуманы. Творчество Тишкова – один из немногих примеров элитарной карикатуры,карикатуры эксперимента. Художник предлагает читателю вымышленные миры, где возможныперсонажи, живущие в хоботе и нигде более, где обитают даблоиды – существа, соединившиев себе и голову и ногу. Достигнув совершенства в создании своей частной, предельно эксцентричнойвселенной, Тишков фактически порывает с карикатурой, для которой ясность ассоциаций всегдаявлялась одним из важнейших законов жанра.
В противовес несколько усложненной графике Тишкова образы Андрея Бильжо предельно упрощены,скорее напоминают детский рисунок. Автор пытается завоевать сердца самой широкой публикииспользуя стилистику русского лубка, народной частушки. Персонаж Бильжо – Петрович, – вошелв современный городской фольклор, так же как Штирлиц или поручик Ржевский.
Полная раскованность рисунка отличает стиль ленинградцев Николая Воронцова и Вячеслава Шилова.На их наброски просто весело смотреть – настолько легка и свободна линия, комичны их персонажи.Пройдя школу работы в популярной детской газете оба художника стали блестящими книжнымииллюстраторами, овладели даром «парящего», «музыкального» рисования.
В 1985 году новый, улыбчивый и сравнительно молодой, Генеральный Секретарь провозгласил
перестройку. Страна ахнула, суеверно оглянулась, и осторожно шагнула в эпоху гласностии давно ожидаемой демократии. И прокатились по городам и поселкам цунами запретныхранее публикаций, фильмов и постановок, изверглись на ошарашенных читателей сотниновых журналов и газет, и даже мирный и уютный голубой экран начал нести совсем ужнесусветицу в прямом эфире. Конечно же карикатура не могла не испытать на себе влияниеэтих фундаментальных процессов.
После почти 70-летнего перерыва в печати стали появляться сатиры на первых лиц государства(Михаил Златковский блистательно описывает это время в одном из интервью: http://www.svoboda.org/content/transcript/163518.html )Сама жизнь, стремительно развивающаяся ситуация в стране востребовала из небытия давнозабытый жанр злободневной политической карикатуры. Рисунки эти были далеки от комплиментарности,разящие, меткие, они предельно точно отражали чувства 250-миллионного народа, вместе с одной шестойсуши несущегося в пропасть.
Изменилась и традиционная роль карикатуриста в газете. Вместо балагура-комика он стал полноценнымжурналистом, со своим особым видением и мнением. Многие ведущие газеты обзавелись собственнымихудожниками-сатириками как своего рода фирменными знаками издания. Так в «Московских Новостях»работал Михаил Златковский, в «Коммерсанте» – Андрей Бильжо, в «Московском комсомольце» – АлексейМеринов, в «Комсомольской Правде» – Виктор Балабас, в Ленинграде в «Смене» – Виктор Богорад, в «Часе Пик» –Александр Сергеев и Николай Воронцов, в «Невском времени» – Вячеслав Шилов.
Перестроечная карикатура в массе своей заговорила. С отменой цензуры отпала необходимость выражатьсяэзоповым языком, и доля работ, содержащих словесные комментарии и диалоги, значительно увеличилась.Изысканные графические метафоры недавного прошлого уступили место рисункам, где звучал уличный говорок,обыгрывались фразы из популярных фильмов и ТВ шоу.
Появилась возможность создания независимых объединений карикатуристов, в стране десятками создавалиськлубы, центры юмора и им подобные. Так в Москве с 1988 года заработал Центр Юмора ( Президент – ВалентинРозанцев), в Ленинграде в 1989-м был создан Дом Сатиры и Юмора (Виктор Биллевич), в Одессе – Клуб “Линия”(Александр Митник), в Воронеже – клуб “Шедевр” (Иван Анчуков, 1986). С 1983-го активно работал киевский клуб“Архигум” (Виктор Кудин, Анатолий Казанский, Юрий Кособукин, Владимир Казаневский).
Перестройка вызвала к жизни бесчисленное количество новых сатирических изданий, в массе своей –однодневок. Сравнительным долгожителем стал иронический журнал «Магазин» Михаила Жванецкого.С 1991-го по 2002-й год издание собирало у себя весь цвет отечественного юмора: Григория Горина,Аркадия Арканова, Эльдара Рязанова, Валентина Гафта, Семена Лившина, здесь печатали свои гэг-картинкиГариф Басыров, Андрей Бильжо, Виктор Богорад, Владимир Буркин, Михаил Златковский, Дмитрий Москин,Александр Сергеев, Игорь Смирнов. Слово «иронический» в названии журнала как бы подчеркивало егонекоторую отстраненность от текущих событий, позицию скорее скептического наблюдателя, нежелигневного обличителя нравов. В Ленинграде под редакцией известного журналиста Аркадия Спички вышелжурнал “Шут” (1990). Издание прекратило свое существование после первого же номера, несмотря напревосходный подбор материалов.
Выжить в условиях отсутствия государственных дотаций было действительно непросто. Ортодоксальный«Крокодил», например, в конце 80-х совершил немыслимое – начал печатать родоначальника отечественнойгэг-карикатуры Олега Теслера. Постоянными авторами журнала стали Василий Дубов, Марат Валиахметов,Игорь Варченко, Евгений Осипов, Сергей Тюнин, Юрий Кособукин. На удивление, рисунки гэг-картунистовпрекрасно уживались с произведенниями коренных «крокодильцев» Юрия Черепанова, Германа Огородникова,Владимира Уборевича-Боровского. К сожалению, ничто уже не могло спасти журнал от кончины в 1999-м году.Его последующая реинкарнация, «Новый Крокодил» (2001 – 2004) с Владимиром Мочаловым в роли главногохудожника, имела вполне европейский лоск и напоминала собой чешский “Дикобраз” времен семидесятых.Последняя версия журнала в совершенно новом формате стартовала в 2006 г. под редакцией Сергея Мостовщиковаи просуществовала три года. Содержание издания стало более радикальным, глянец ушел, качество бумаги былотаково, что страницы немного “похрустывали” в руках… Среди художников этого последнего “Крокодила” особенновыделялся Владимир Буркин.
Еще один интересный проект Сергея Мостовщикова – журнал “Новый Очевидец” (2004-2005). Редакторпоставил своей целью создать интеллектуальный журнал для “новой российской интеллигенции ввозрасте 30-40 лет”. Содержание “Очевидца” вполне соответствовало таким притязаниям, а оформлениевообще удовлетворило бы самый изысканный вкус. Последнее и немудрено – дизайн был на 100%заимствован из американского журнала Ньюйоркер. Редакция пригласила к сотрудничеству группухудожников близких стилистике ньюйоркского журнала. Эксперимент получился любопытным, но не оченьпродуктивным в смысле создания качественной карикатуры. “Новый Очевидец” просуществовал всего 5 месяцев.Причина закрытия – нерентабельность издания.
Обложки журналов: «Магазин» – 1993 год, обложка Николая Маркеллова. “Шут” – 1990 год, обложка Бориса Хотина.“Крокодил” – 2004 год, обложка Александра Воробьева. “Крокодил” – 2006 год, обложка Григория Лозинского,“Новый Очевидец” – 2004 год, обложка Максима Крылова.
Авторы журнала “Новый Очевидец”.
Времена постперестройки, эра Ельцина, стали золотым веком для художников-сатириков.Позволено было все: шаржи на Президента, эротические картинки, черный юмор, экспериментылюбого сорта. Власть, глубоко погруженная в перераспределение социалистического наследства,временно махнула рукой на назойливо жужжащих критиканов всех сортов. На информационномполе огромной страны резвился всяк кто хотел. Но, вопреки ожиданиям, торжества высокойинтеллектуальной карикатуры не произошло. Рынок юмористики постепенно захватывалипредставители желтой прессы: разнообразные «Смеховыжималки» и «Вокруг Смеха» – издания яркие,пестрые и бесконечно пошлые. Они калечили вкус российского читателя, вводили в соблазн потенциальныехудожественные таланты. Со страниц этих журналов глядели убого нарисованные персонажи сгипертрофированными признаками пола, разговаривающие на таком русском языке, что невольнохотелось порекомендовать авторам хотя бы время от времени читать классиков.
Во все времена главными потребителями карикатуры как искусства были представители среднего класса,образованные и состоятельные, независимо мыслящие и активные политически. К сожалению, несмотряна все недавние потрясения российского социума, подобной прослойки в статистически значимом количествене образовалось. Как не возникли серьезные либеральные партии или независимые объединения промышленников.Чтобы там ни было, печальный факт налицо – карикатуры, искусство древнее и благородное, в прессеснисходительно стали именовать «прикольными картинками».
На стыке тысячелетий в России задули иные политические ветры. Новые обитатели Кремля всерьез взялисьза консолидацию политической и экономической власти. Была выдвинута теория властной вертикали,подчиняющей себе все государственные и общественные структуры в стране. Жертвами этой идеи сталиразнообразные демократические институты, ну и конечно-же средства массовой информации.
Каким-то образом из телевидения начали исчезать острые политические дискуссии, увольнялись опытныеведущие и обозреватели. Известная сатирическая программа «Куклы» сменив несколько каналов, вынужденабыла закрыться. Из крупных газет сами собой незаметно пропали карикатуры на высших лиц государства.Популярность приобрели разговоры об особом пути России. При этом в стране участились столкновенияна национальной и религиозной почве, прокатилась волна убийств иностранных студентов. Ксенофобские,шовинистические лозунги были взяты на вооружение рядом партий.
В этой ситуации долгом художников-сатириков было выступить против угрозы фашизма, в защиту правнациональных меньшинств. При участии ведущих мастеров жанра были проведены выставки под девизом«Осторожно, нацизм!», «Cartoons against intolerance» и т.п.
__________
Новое тысячелетие принесло не только новые проблемы, но и уникальные возможности для художников.Развитие интернета, всеобщая компьютеризация коренным образом изменили масс-медиа. Все большегазет существовали в двух версиях: традиционной и электронной. Разумеется, и карикатура не преминуласкакнуть с газетного листа на монитор и отправиться в путешествие по всемирной сети.
В своем виртуальном обличье карикатура стала доступна на экранах мобильных телефонов, электронных книг.Благодаря специальным программам она ожила, начала двигаться и даже заговорила. Черно-белая в прошломкомпьютерная карикатура расцвела всеми цветами радуги, обогатилась спец-эффектами , сделалась трехмерной.Упростилось взаимодействие между художником и газетой, художником и редактором. Теперь уже ничего нестоило мгновенно отправить картинку в любое издание, в самую отдаленный уголок планеты. Несколько российскиххудожников всерьез занялись вэб-карикатурой и добились определенного успеха. Среди наиболее заметных можноназвать Александра Зудина и Сергея Елкина.
В идеале карикатурист становился как бы своим собственным издателем, отпала необходимость в посреднике –печатном органе. Автор получил возможность сам посылать свои рисунки подписчикам и получать платежи поинтернету. История, казалось, описала круг, и вернула нас во времена Гильрея и Роулендсона, чьи рисунки,также минуя газеты, с неизменным успехом продавались во всех лавочках Лондона и пачками отправлялись заграницу.
________
Появившись на российской сцене карикатура вот уже два столетия подряд выступает то в качестве массовика-затейника, то в роли врачевателя социальных язв, то в мантии философа-провидца. Во всех этих обличьях онаостается любимой народом формой изобразительного искусства, искусства демократичного и полного жизни.
Андрей Фельдштейн
Послесловие
Перечитав написанное семь лет назад я понял, что совсем ничего не сказал об очень важном: о том,что золотой век карикатуры БС, по-видимому, прошел. Может быть, я и сам так не чувствовал тогда?
Мода на рисунки БС, как и всякая мода, уходит. То, что когда-то воспринималось как чудо (а разве этоне чудо, когда крохотная картинка отвечала на главные вопросы бытия?), теперь воспринимается какобыденность. Может быть, это происходит потому, что графические символы затерты ныне до дыр?Во всяком случае, факт, что на Западе сейчас доля карикатуры БС в общей массе гэг-карикатуры –примерно 5%. Коэффициент не такой уж плохой, лучше, чем у театров пантомимы по отношениюк театрам традиционным… Процент этот увеличивается, если мы взглянем в сторону Третьего Мира,там по-прежнему в ходу эзопов язык.
Печалиться, думаю, особенно нечего, я оцениваю долю карикатуры БС в России в 30-40%.Это огромная ниша, которая еще долго будет доступна. К тому же, на мой взгляд, не существуетнепримиримого антагонизма между карикатурой с подписью и без оной. Имеет значение идея, эмоция,юмор, а какими средствами будет достигнут желаемый результат, не так уж и важно.
В статье практически ничего не сказано о международных конкурсах карикатуры,о границах жанра, об юмористическом рисунке и артуне, о том, как представители“старой” карикатуры боролись с “новой”, о роли журнала “Химия и жизнь”. Об этоми о многом другом можно узнать из следующих публикаций:viewtopic.php?f=10&t=1216viewtopic.php?f=3&t=4215viewtopic.php?f=3&t=3792viewtopic.php?t=1684viewtopic.php?f=3&t=41
Спасибо.
cartoonia.ru
Мастера советской карикатуры - Журналы СССР
Серия "Мастера советской карикатуры" начала своё существование в 1960 году выпуском альбома художника "Крокодила" М. М. Черемныха. Первым редактором серии был Виталий Стацинский.Первые выпуски серии были изданы издательством "Правда", но через несколько выпусков в выпускных данных появляется "Издание Крокодила". В более поздние годы выпуском серии занималось издательство "Советский художник". Тогда же страницы серии были отданы художникам сатирических журналов братских республик и дружественных СССР стран. Появляются различные тематические сборники.С развалом СССР выпуск серии был прекращён.
Архив серии "Мастера советской карикатуры".
1960 год.
Михаил Черемных. PDF, DjVu.1961 год.
Борис Антоновский. PDF, Djvu.Виталий Горяев. PDF, Djvu.Иван Семёнов. Карикатуры разных лет. PDF, Djvu.1962 год.
Константин Елисеев. Рисунки разных лет. PDF, DjVu.Мне стукнуло сорок. PDF, DjVu.1963 год.
Борис Ефимов. Сатира не без юмора. PDF, Djvu.Бронислав Малаховский. PDF, Djvu.Евгений Евган. Карикатуры. PDF, DjVu.Николай Радлов. PDF, Djvu.1964 год.
Борис Лео. Карикатуры. PDF, Djvu.Иван Малютин. PDF, DjVu.Юмор молодых. PDF, Djvu.Юрий Узбяков. PDF, Djvu.1965 год.
Валентин Литвиненко. Карикатуры. PDF, Djvu.Евгений Шукаев. Карикатуры.PDF, DjVu.Эдгар Вальтер. PDF, Djvu.1966 год.
1967 год.
Владимир Шкарбан. Со словами и без слов. PDF, Djvu.Игорь Сычёв. Карикатуры. PDF, Djvu.1968 год.
Генрих Вальк. Карикатуры. PDF, Djvu.1969 год.
Евгений Гуров. Карикатуры. PDF, DjVu.Егор Горохов. PDF, DjVu.Удис Межавилкс. PDF, Djvu.1970 год.
Константин Ротов. Карикатуры. PDF, Djvu.1971 год.
Владимир Гальба. PDF, Djvu.1972 год.
1973 год.
А. Елисеев и М. Скобелев. PDF, Djvu.1974 год.
1975 год.
Виктор Чижиков. PDF, Djvu.Сатирики об искусств. PDF, Djvu.1976 год.
Борис Ефимов. PDF, Djvu.Без слов. Выпуск №1. PDF, Djvu.Генадий Андрианов. PDF, Djvu.Евгений Шукаев. PDF, DjVu.Сатирики о спорте. PDF, Djvu.Советские карикатуристы лауреаты международных конкурсов. PDF, Djvu.Юмор молодых выпуск 1. PDF, Djvu.Юмор молодых выпуск 2. PDF, Djvu.1977 год.
Андрей Крылов. PDF, Djvu.Без слов. Выпуск №2. PDF, Djvu.Николай Радлов. PDF, Djvu.Юмор молодых выпуск 3. PDF, Djvu.1978 год.
Без слов. Выпуск №3. PDF, Djvu.Без слов. Выпуск №4. PDF, Djvu.В. Козлинский. PDF, Djvu.Сохраним планету Земля. PDF, Djvu.Журнал "ТОКМАК". PDF, Djvu.1979 год.
Казахский журнал политической сатиры АРА (Шмель). PDF, Djvu.Без слов. Выпуск №5. PDF, Djvu.Е. Гуров, Ю. Черепанов. PDF, DjVu.Евгений Ведерников . PDF, DjVu.Евгений Щеглов. PDF, DjVu.У нас в гостях азербайджанский журнал политической сатиры "КИРПИ". PDF, Djvu.1980 год.
И. Оффенгенден. PDF, Djvu.К. Невлер М. Ушац. PDF, Djvu.Сатирики о спорте. PDF, Djvu.1981 год.
Без слов. Выпуск №6. PDF, Djvu.Владимир Жаринов. PDF, Djvu.Лев Самойлов. PDF, DjVu.Леонид Сойфертис. PDF, DjVu.Журнал "МУШТУМ". PDF, Djvu.Сохраним планету Земля. PDF, Djvu.Журнал "Чаян". PDF, Djvu.1982 год.
Борис Старчиков. PDF, Djvu.Владимир Добровольский. PDF, Djvu.Сатирики о спорте. PDF. Djvu.1983 год.
Без слов. Выпуск №7. PDF, Djvu.Василий Фомичёв. PDF, Djvu.1984 год.
Андрей Крылов. PDF, Djvu.Георгий Анастасов - Мастера карикатуры социалистических стран. PDF, Djvu.Журнал "ШЛУОТА". PDF, Djvu.Юрий Черепанов - Вокруг автомобиля. PDF, Djvu.1985 год.
Борис Ефимов. PDF, Djvu.Художники чувашского сатирического журнала "Капкан". PDF, Djvu.1986 год.
А. Житомирский. PDF, Djvu.Гиви Ломидзе. PDF, Djvu.Евгений Гуров. PDF, DjVu.Марк Вайсборд. PDF, DjVu. Сатира в борьбе за мир. PDF, Djvu.1987 год.
Владимир Мочалов. PDF, Djvu.Дмитрий Обозненко. PDF, DjVu.Евгений Мигунов. PDF, DjVu.Лев Самойлов. PDF, DjVu.Сатирики мира в борьбе против империализма. PDF, Djvu.Эдгар Вальтер. PDF, Djvu.1988 год.
Марк Абрамов .PDF, DjVu.Сатирики мира в борьбе против империализма. PDF, Djvu.1989 год.
Галина и Валентин Караваевы. PDF, Djvu.Николай Капуста. PDF, Djvu.Журнал "ПИККЕР". PDF, Djvu.Святослав Спасский. PDF, Djvu.1990 год.
Владимир Гальба. PDF, Djvu.Владимир Лебедев. PDF, Djvu.Владимир Шкарбан. PDF, Djvu.1991 год.
В. Уборевич-Боровский. PDF, Djvu.Василий Фомичёв. PDF, Djvu.Игорь Смирнов. PDF, Djvu.sites.google.com
СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ (И.П. Абрамский "Смех сильных)(начало)
В первые годы существования журнала кроме четырех его основоположников работали ученики Д. С. Моора К. Урбетис и М. Доброковский, а также К. Фридберг, напоминавший по манере авторов рисунков немецких сатирических еженедельников, С. Грузенберг, А. Лебедев (Авель). Позже пришли в журнал такие своеобразные художники, как И. Чешников, И. Каликин, А. Кикин,— мастера изображения старого уездного быта. Запомнились ярко ими запечатленные кулаки, торговцы, спекулянты. В конце двадцатых годов появились в «Крокодиле» рисунки А.Топикова (Праведникова), работавшего в журнале в течение ряда лет. Его творчество вызвало в свое время ожесточенные споры. Широкие читательские круги отнеслись с интересом к его работам. Добивался этого Топиков необычайным правдоподобием своих рисунков, до мельчайших деталей копировавших изображаемый типаж. А. Топиков является наиболее ярким представителем натуралистического направления в карикатуре. Его старомодные, зализанные, доведенные до предела «похожести» рисунки резко контрастировали с тонкой и ироничной условностью наших выдающихся мастеров. Вспоминаю, что Малютин, Бродаты, Козлинский, Ганф, Ротов резко отрицательно относились к работам Топикова и справедливо критиковали его стремление к иллюзорному воспроизведению действительности.Особую популярность снискал рисунок Топикова («Крокодил», 1931), изображающий дородного попа, выезжающего на древней неграмотной старухе, перед глазами которой он держит икону. Праздничная ряса и нарядная епитрахиль выписаны с такими скрупулезными подробностями, что хочется потрогать их руками, а толстые румяные щеки попа, кажется, вот-вот лопнут, как спелые сливы. Но, конечно, стремление к такому нарочитому сходству только сглаживало критическое звучание рисунка, подменяя его мягкой улыбкой. Нельзя отказать в убедительности рисунку Топикова «Шкурник на стройке» (1931). На фоне огромного строительства он изобразил крупным планом улыбающегося снабженца, уплетающего за обе щеки вкусное варенье. «Самое главное я уже достал. А бетон, лес, железо пускай заготовляют сами. Не могу же я заниматься мелочами!..» Так же детально, как и в рисунке с попом, выписана каждая черточка лица, начиная с обвислых щек и кончая огромным ухом, нарисованным тоже с такими подробностями, будто бы это не портрет человека, а портрет его левого уха.

Успеху рисунков Топикова способствовала значительно улучшившаяся техника печатания «Крокодила», перешедшего с 1926 года на офсетную печать, давшую возможность качественного воспроизведения многокрасочных рисунков. Особенно радовало это мастера живописного направления в карикатуре Ивана Малютина. Впрочем, даже такой поэт черного штриха, как Михаил Черемных, увлекся открывшимися возможностями передачи цвета и создал в 1928—1930 годах целую серию карикатур-картин («Комчван на пляже», «Легкомысленная кукушка», «Тяжелая служба», «Марксистская оценка» и др.). За ним последовал и Владимир Козлинский. Являясь любителем локального открытого цвета, он создал в этот период рисунки пейзажного характера, такие, как, например, «Творческая мысль» или «Крайнее средство» («Крокодил», 1928).Много и плодотворно работали в журнале Н. Купреянов, М. Храпковский, Н. Кочергин, Е. Хомзе.




С самого основания «Крокодила» сотрудничал в нем Дмитрий Иванович Мельников. Особенно много его рисунков было помещено в 1922—1923, а также в 1929—1930 годах. Хотя они отличались своеобразной остротой и свидетельствовали о большой жизненной наблюдательности автора, но значительно проигрывали на фоне работ таких мастеров, как Моор, Черемных и Малютин. Мельников принадлежал к числу карикатуристов, уверенных в том, что природа смешного лежит в нарочитом искажении человеческого облика. Вероятно, поэтому так бросаются в глаза угловатая манера его графического почерка, подчеркнутая сухость и однообразие штриха. Интереснее и выразительнее кажутся его работы на темы, связанные с искусством; в частности, ему удавались острые шаржи на артистов и писателей (Шаляпина, Станиславского, Южина, Демьяна Бедного).
К числу художников, творческая деятельность которых тесно связана с «Крокодилом», принадлежит такой «коренник», как Борис Михайлович Лео — карикатурист до мозга костей. Еще в одесской Свободной Академии художеств из-под его карандаша вместо рисунков с натуры непроизвольно рождались сатирические кроки... В годы молодости он начал помещать карикатуры в одесских газетах, а затем прошел большую школу рисунка в «Ленинградской правде». Позже он работает в «Красной звезде», «Литературной газете», «Вечерней Москве».

Вся жизнь художника тесно связана с Советской Армией. Окончив кавалерийскую школу, он участвовал в освободительном походе в Западную Белоруссию, в финской кампании и в Великой Отечественной войне. Проходя строевую службу, он регулярно работал на страницах военной печати, быстро завоевав популярность своими острыми и меткими рисунками.Борис Лео пережил памятную ленинградскую блокаду, не прекращая ни на день сотрудничество во фронтовой газете «На страже Родины» и в ленинградских «Окнах ТАСС». Его действенные сатирические плакаты вызывали улыбки на лицах истощенных голодом и холодом героев-ленинградцев, вселяли в них веру в грядущую победу.В славной когорте художников-карикатуристов Борис Лео занимает своеобразное место. По отношению к «отцам» и создателям советской карикатуры Моору, Дени, Черемныху, Бродаты он является представителем более молодого поколения. В крокодильском же коллективе он был одним из старейшин. Лео оказался на стыке двух поколений художников. У талантливых «стариков» он воспринял творческое горение, неизменное стремление к совершенствованию, всестороннему овладению культурой сатирического рисунка. У молодежи он тоже заимствовал лучшее: юношеский задор и острую наблюдательность. Он обладал умением тонко чувствовать пульс времени, а это ценнейшая черта дарования художника, в особенности карикатуриста.

Борис Лео — опытный сатирик-международник. На страницах газет выкристаллизовалось его умение преподносить тему политически точно и одновременно смешно. Вот беседуют на рисунке два прожженных капиталистических дельца. Художнику удалось буквально несколькими скупыми штрихами запечатлеть их беспредельный цинизм, непоколебимую уверенность во власти золотого мешка при полнейшем отсутствии даже намека на совесть и элементарные моральные качества. Вот почему так убедительно звучит лаконичная подпись, данная под рисунком: «Мне сегодня удалось купить великолепный портфель.— Какой? — Министерский...»Нарисована карикатура легко и непринужденно. Композиция построена на игре нескольких пятен: черного, белого и оранжевого. Черные смокинги, оранжевые стены, занавеси и мебель, обобщенные и слитые в единое пятно. Белые — ослепительные манишки и свет в окне. Отметая робкое раскрашивание, Лео умело владеет цветом, используя его для резкого повышения выразительности рисунка. Карикатура сделана в отличных бродатовских традициях. Бродаты был любимым художником Лео, и хотя его творческое видение мира близко к бродатовскому, равно как и манера рисунка, при этом Лео оставался художником с ярко выраженной индивидуальностью.
Немало любопытного находит Лео и в окружающем быту. Много неприятных минут доставил он стилягам всех мастей и оттенков. Завоевали популярность злые карикатуры художника на престарелых охотников за молодыми женами и юных, но уже весьма опытных «мотыльков», порхающих из одной семьи в другую. Особенно запомнились такие его рисунки, как «Леночка, будьте моей вдовой!» или выразительный портрет лодыря, беседующего весь рабочий день по телефону. «Клава,— говорит он, глядя на часы,— больше мне с тобой некогда болтать: рабочий день кончается...».В 1975 году коллектив художников перенес большую потерю — ушел из жизни этот талантливый мастер сатиры.

Одним из старейших сотрудников «Крокодила» был заслуженный деятель искусств РСФСР Александр Владимирович Баженов, первая карикатура которого появилась в журнале в 1926 году. Читателям сразу полюбились его неизменно смешные рисунки, буквально пронизанные чувством юмора. Художник никогда не пытался рассмешить читателя каким-либо надуманным приемом. Его юмор был рожден глубоким жизненным наблюдением, в основе которого лежало острое ощущение современности. Мы знаем художников замедленного действия — тяжелодумов; Александр Баженов, наоборот,— самое скорострельное из всех сатирических орудий, усовершенствованный юмористический пулемет, мгновенно откликающийся на события. Он не только быстро придумывал, но и так же быстро рисовал. Только что заговорили на редакционном совещании о новой теме — и на редакционном столе лежат уже быстрые карандашные наброски баженовских откликов.У художников имеются излюбленные постоянные «клиенты». В области международной тематики это жадные колониалисты, не упускающие случая поживиться чужим добром. Им ничего не стоит облапошить своих же друзей и партнеров. Широко известна трех-рисуночная карикатура Баженова: «Нравы на колониальном базаре» («Крокодил», 1961). Дядя Сэм является на рынок с пустым мешком. Увидев мирно торгующего англичанина, он сгребает его товары в свой большой мешок. Заткнув англичанина в пустую бочку, он раскладывает все товары и преспокойно начинает торговлю.

Тематическая острота, которой владел художник, и его сатирическая находчивость позволяли простить ему и грубость штриха и большие погрешности в рисунке. Для Баженова главное — выразительность придуманной его изобретательным мозгом остроумной ситуации, и, найдя ее, он как будто просто не замечал допускаемых искажений пропорций человеческих фигур, а временами и непродуманность композиции.Много рисовал Баженов и на внутренние темы, зло клеймя в своих изо-баснях человеческую трусость, корысть, подхалимство, зазнайство. Некоторые его рисунки, как, например, «Зайцы во хмелю» («Крокодил», 1956), вошли в классику советской карикатуры. Огромные могучие слоны в панике разбегаются от хулиганящих пьяных зайцев. Вот пример, когда отлично задуманная тема карикатуры, изобретательно осмеивающая человеческую трусость, буквально преобразила баженовский штрих, сообщив ему необычайную динамику и стремительность.
Не в бровь, а в глаз попал его рисунок «Почему он замолчал» («Крокодил», 1961), посвященный судьбе захваленного пианиста-лауреата. Уже после первого концерта его увенчивают лавровым венком, дальше — больше, и в результате вместо юного музыканта за роялем оказывается живая колонна из лавровых венков. «Хвалить торопятся и чествовать спешат» — гласит подпись. Очень смешна бытовая тема карикатуры «В больнице». Нянечка будит больного: «Эй, проснитесь! Я забыла вам дать снотворное!..» Запомнилась и злая баженовская карикатура на начальника-грубияна, который то и дело посылает заходящих к нему по делу сотрудников ко всем чертям. Художник нарисовал кабинет, в широко раскрытые двери которого устремились черти всех видов и рангов со свиными рылами и рогами. «Вас назначили руководить предприятием,— говорят они хором грубому заву,— а вы всех сотрудников к нам посылаете!..» Опять новый и неожиданный подход к решению важной темы.Много и плодотворно работал Баженов в газетах. В тридцатых годах он регулярно помещал карикатуры в весьма в то время популярной газете «За индустриализацию». Только острая изобретательность помогала художнику справляться со сложными экономическими темами, подымавшимися на страницах этой газеты. Карикатуры Баженова можно было часто увидеть на страницах «Правды». Молниеносное сатирическое мышление помогло художнику весьма активно работать во время Великой Отечественной войны в армейских газетах 1-го Белорусского фронта «За Отечество» и «Боевой призыв».Накануне семидесятилетия смерть вырвала из рядов карикатуристов этого талантливого художника, хорошего и доброго человека.

Больше тридцати лет постоянно сотрудничал в «Крокодиле» Леон Георгиевич Оглуев (Генч) — выдающийся художник-карикатурист, отличный рисовальщик, обладавший своеобразным графическим почерком и индивидуальным методом отображения действительности. В его работах неизменно царит атмосфера удивительного спокойствия. Ему чужды динамичные ракурсы, стремительные кроки, экстравагантные приемы. Его искусству свойственны поражающая простота и даже некоторая наивность рисунка, полное отсутствие изыска, желания поразить зрителя какими-либо надуманными новшествами. И, несмотря на это, работы «тихого» Генча всегда смотрятся с большим интересом и вниманием, потому что он умеет увидеть в окружающей жизни такие детали и характерные подробности, которые остаются незамеченными. Сосредоточенное спокойствие, которым веет от работ Генча,— редкое явление в таком высокоэмоциональном искусстве, как карикатура. Нет в его рисунках клокочущего гнева Моора, искрометной динамики Черемныха, хитроумной и язвительной улыбки Дени. «Смотрите, вот какова она, жизнь! — словно говорит своими рисунками Генч.— А выводы делайте сами. Мое дело — показать...» И, вероятно, именно эта атмосфера невозмутимого авторского спокойствия рождает яркие эмоции зрителей, разглядывающих его рисунки.

Леон Генч — автор целого ряда интересных рисунков на международные темы, как, например, «К событиям у озера Хасан» (1938), хотя, конечно, его стихия — многообразный и многогранный человеческий быт. Прямо из жизни взяты ловкий пройдоха на профсоюзном собрании, делопроизводитель в канцелярии, абсолютно равнодушный к посетителям, но тем не менее отлично приметивший одного из них: «Эти посетители, видно, большие бездельники: вот тот, высокий, ходит к нам за справкой уже полгода...» (1932). Генч любит штриховые рисунки-наброски, непринужденные и артистичные. Обращает на себя внимание его композиция «В библиотеке» (1939), по манере штриха и яркой выразительности напоминающая творчество Льва Бродаты. Скупой штрих, ни одной лишней детали, а как убедительно охарактеризованы двое беседующих стариков ученых.Генч отлично владеет цветом, который он с большим вкусом использует для усиления доходчивости типажа. Характерна в этом смысле его карикатура «Деловые люди» (1933). В легком, уверенном рисунке очень убедительно схвачены и завсегдатаи забегаловки и человек, просто зашедший побаловаться кружкой вкусного пива. Мягкий карандашный контур тонко подцвечен нежной размывкой акварели, и только алеют ярким пятном берет продавщицы и здоровый румянец на щеках любителя пива. Генч — автор многочисленных акварелей, пленяющих умелой передачей пленэра, состояния природы. Особенно поэтичны его пейзажные листы «Окрестности Еревана» и «Железноводск».



Должно быть отмечено еще одно ценное качество дарования Генча — его умение создавать убедительный положительный типаж, отображать с мягкой улыбкой, но без всякой слащавости лицо советских людей, мастеров труда, героев пятилеток. Какую, например, интересную трактовку темы производственного соревнования нашел художник благодаря весьма удачно подмеченному в жизни типажу двух старых машинистов-железнодорожников («Крокодил», 1940): «А наш-то Вася! — говорит один другому.— Уж какой воспитанный молодой человек, а не хочет уступить нам, старикам, первое место!..» Так же убедительны два мастера на промыслах «Второго Баку» («Крокодил», 1939). Разглядывая их лица, можно узнать о них очень много. Один — старый бакинский мастер, посланный осваивать новый нефтеносный район, а второй — молодой инженер, патриот новых промыслов. И как пророчески звучит сегодня на фоне успехов Тюмени подпись: «Досадно все-таки, что мы — «вторые». — Ничего, дай срок. Оба будем первыми!» И срок настал! Рисунок Генча сегодня, больше чем через тридцать лет, звучит не только современно, но даже более убедительно, чем в 1939 году.
(Продолжение следует)
old-crocodile.livejournal.com


