Требования к оформлению и содержанию Журнала учета деятельности социального педагога. Журнал социально педагогическая работа
Требования к оформлению и содержанию Журнала учета деятельности социального педагога
Различные виды деятельности социального педагога фиксируются по предлагаемым ниже формам в одном «Журнале учета деятельности социального педагога» или нескольких журналах (ни ы/ьдып мпд деятельности), на усмотрение социального педагога ОУ.
Формы учета деятельности социального педагога:
Учёт консультаций социального педагога
| № п\п | Дата проведения | ФИО консультируемого | Причина обращения | Выявленные проблемы | Рекомендации | |
Учёт проведения профилактических бесед
| № п\п | Дата проведения | ФИ обратившегося | класс | Тема и содержание беседы | Рекомендации | Роспись |
Учёт групповых форм работы
| № п\п | Дата проведения | Тема | Список участников | Примечание |
Учёт проводимых рейдов
№ п\п | Дата и время посещения | ФИ обучающегося | ФИО родителей | Домашний адрес | Причина и цель посещения | Дополнительные меры |
Учёт просветительских мероприятий
| № п\п | Тема | От кого запрос | Дата проведения | Категория участников | Привлекаемые специалисты |
Примечание: по усмотрению социального педагога учет консультаций и профилактических бесед может осуществляться отдельно по каждой категории участников образовательного процесса
15
4.2. Педагогический состав:
| Всего педагогов | Квалификация педагогов | Образовательный уровень | ||||||
| Высшая категория | 1 категория | 2 категория | Разряд ETC | Высшее | Незаконченное высшее | Средне специальное | ||
Классное руководство:
| № п/п | ФИО классного руководителя | класс | Количество детей | Закреплённый кабинет |
4.3.Родительский состав:
| Образовательный уровень | Социальный статус | ||||||
| Высшее | Среднее специальное | Среднее | Интеллигенция | Рабочие | Служащие | Частный предприниматель | безработные |
14
Форма №5
Требования
к оформлению и содержанию
аналитического отчёта о деятельности социального педагога
образовательного учреждения
Анализ работы социального педагога проводится по направлениям деятельности в соответствии с целью и задачами, поставленными на учебный год.
Динамика банка данных па начало и конец учебного года
| ПДН | КДН | ВШК | Дети из неблагополучных семей | Дети, нуждающиеся в социальной защите | |
| Начало года | |||||
| Конец года |
Примечание: дополнительно проанализировать качественные изменения банка данных (причины снижения или повышения), выделить проблемы, над которыми необходимо работать в новом учебном году.
Я — социальный педагог | Статья в журнале «Образование и воспитание»
Мерой нашего солнечного света является тот блеск, который мы зажигаем в глазах других людей.
П. Брэгг
Это моё признание в любви всем тем, кто сегодня со мной, тем, кто живёт в этом доме, который называется школой. Всё начинается с любви… Жизнь начинается с неё, первые шаги и зрелость — всё подчинено стремлению любить и быть любимыми. Это чувство осветило мою жизнь, мой путь. Путь, на который я встала, будучи 13-летней девчонкой, — быть учителем. Любимая учительница, школа, родители — те составляющие, которые привели меня в педагогический колледж, а затем на «сладкую каторгу». Первые занятия, первые ученики, которых, кажется, невозможно запомнить. Запомнила, подружилась, полюбила. Вот уже, который год работы в школе, я ловлю себя на мысли, что вокруг меня нет плохих людей. Мне удивительно повезло с интересными детьми, увлекающимися педагогами. Мне хорошо с ними, они мне дороги.
Школа — частица детской жизни длиной в 11 лет. Чем станет для ребёнка она? Каким выйдет в жизнь этот человечек?
Эти вопросы я часто задаю себе. Какова моя мечта? Она очень понятна всем учителям и родителям. Я хочу, чтобы дети любили жизнь, чтобы были устойчивы к её превратностям и поворотам, чтобы всегда стремились к совершенствованию себя, чтобы дарили радость и тепло всем, кто рядом. Что могу сделать я? Напомню притчу. На высокой горе орёл увидел маленькую птичку, лежащую на спине. Орёл спрашивает, что она делает, и та отвечает:
— Держу небо!
— Но ведь оно такое большое, а ты такая маленькая.
— Ну и что, делаю, что могу, — ответила храбрая птичка.
Так и я изо всех сил делаю, что могу.
Сегодня я — социальный педагог, а значит, я могу сделать немало.
Педагоги моей школы считают, что социальный педагог — это человек, на котором держится половина успеха, и продолжают: «Если считать, что школа только учит ребёнка, без такого педагога можно обойтись: если иметь в виду, что учебное заведение — дом для растущего человека, как можно обойтись без социального педагога?». Кто же он, социальный педагог? Это человек, который пришел на смену инспектору по делам несовершеннолетних, ибо в нормальном гражданском обществе детьми с отклонениями в поведении занимаются именно педагоги, а не полиция. Он же работает с семьёй, помогает решать семейные проблемы. И, наконец, это организатор внешкольного досуга и детского движения.
В каждом классном коллективе кипит жизнь. Кто-то ругается, кто-то мирится, кто-то участвует в спортивных соревнованиях, кто-то пишет записки, кто-то их передаёт.… И события, на первый взгляд никак не связанные между собой, создают атмосферу, которая царит в классе. Жизнь кипит, и при таком темпе она должна касаться всех.
Но каждый опытный учитель, зайдя в класс и бросив один — единственный взгляд, сразу обнаружит тех, кто из этой жизни как бы исключён. В этом шумном детском мире есть свои недетские проблемы — «проблемы отверженных детей». Некоторые думают, что это проблемы нашего времени. Ошибаются…
Вспоминаю себя около 10 лет назад… Девочку с косичками из благополучной семьи, с хорошим воспитанием. Однажды классный руководитель решила посадить меня с мальчиком по кличке Череп, который считался «отверженным». Класс затих, с интересом ожидая, что будет дальше. Если сяду, сразу перейду в разряд «заразы», но и не сесть — будут проблемы с «классной дамой». Мысли забегали, и молниеносно пришло решение. Беру стул и сажусь в проход рядом с партой. Вроде бы и села, вроде бы и нет. Класс оценил мой героический поступок. «Отверженный» остался «отверженным». Но когда я увидела его глаза… Боже мой, в них были слёзы и такое отчаяние. В первый момент я хотела передумать и сесть рядом с ним за парту и что-нибудь у него спросить, просто так…
Но, представив последствия своего поступка, я, сквасив гримасу, демонстративно отвернулась. Прошло много лет, но чувство стыда до сих пор жжёт мои уши и не даёт мне покоя. Может, именно поэтому я и стала заниматься этой проблемой.
Таких детей в каждом классе один, два. Но как страшно это одиночество среди сверстников, когда невозможно пробить эту глухую стену непонимания.
Попросите ребят объяснить причину их «неприятия». Они не смогут её назвать или назовут что-то вроде «грязнуля», от него «дурно пахнет». Хотя часто это бывает не так. Действительно, в разряд таких детей часто попадают дети из «неблагополучных» семей. Возможно, где-то кем-то оброненная фраза: «А что с него взять, сын алкашей» в присутствии одноклассников сыграла свою роль. Как знать?
Проблема не в том, с чего началось, а как помочь этому ребёнку. Я прекрасно понимаю, что это тяжёлый кропотливый труд, результаты которого проявляются не сразу. И когда опускаются руки, я вспоминаю глаза одноклассника.
Кроме «отверженных», в классах есть «трудные дети». К ним относят «педагогически трудных», «труднообучаемых» и «социально запущенных». Невозможно помочь таким детям, не решая проблем семьи.
В микрорайоне нашей школы много неблагополучных семей. Конечно, груз экономических тягот, пришедшийся на сегодняшний день, способен сломить и не слабого человека. Иногда для того, чтобы возрождение семьи состоялось, достаточно, чтобы появился кто-то и сказал другому, слабому, теряющему надежду, безответственному: «Я за тебя отвечаю!». И так радостно видеть в его глазах загорающийся огонёк надежды. Я убеждена, что не нужно ждать, когда обратятся за помощью, нужно самому выходить на контакт с ребёнком и его семьёй.
Моя деятельность не сводится к работе только с трудными детьми и неблагополучными семьями. Одной из важных задач является здоровье детей: и физическое, и психическое, и нравственное. Все изъяны школы учащиеся унесут во взрослую жизнь, что во многом определит наш будущий нравственный климат. Среди них будут и «мои» — трудные дети. Очень хочется, чтобы это были счастливые люди. А счастье — это когда тебя понимают. И если дети будут счастливы в школе, они пронесут этот эмоциональный заряд через всю жизнь, как бы она ни сложилась.
Без социального педагога у Школы радости (и такой она должна быть для каждого ребёнка) меньше шансов соответствовать своему определению. Такие педагоги — защитники интересов детей, они помогают растущему человеку разобраться с собой, окружающими, обстоятельствами. Это важно даже психологически: учителя, ученики и родители знают, что в школе есть конкретный взрослый, который хочет понять проблемы детей и ищет их решения.
Моё счастье в том, что я нужна…
Хорошо быть лестницей для детей,
Которым хочется в хмурый день
дорасти до солнца.
Хорошо быть дверью для всех,
кто хочет войти…
И окном, в котором не гаснет свет…
Основные термины (генерируются автоматически): социальный педагог, ребенок, школа, жизнь, класс, педагог, проблема, растущий человек.
moluch.ru
СОЦИАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ВОСПИТАННИКАМИ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПО ИХ ПОДГОТОВКЕ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ | Опубликовать статью РИНЦ
Краснова С.Н.1 , Черникова Т.А.2, Шайдукова Л.Д.3
1 ORCID: 0000-0001-9066-1731 кандидат педагогических наук, 2 ORCID: 0000-0002-3888-4863 кандидат педагогических наук, 3 ORCID: 0000-0003-1074-3708 кандидат социологических наук, 1,2,3Башкирский государственный университет (филиал) в г. Бирск
СОЦИАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ВОСПИТАННИКАМИ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПО ИХ ПОДГОТОВКЕ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Аннотация
Раскрыты социальные, психологические и личностно-индивидуальные особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. Изучены особенности социальной и социально-педагогической деятельности интернатных учреждений по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни вне стен интерната. Теоретические исследования подтверждены результатами проведенного эмпирического исследования по определению показателей готовности воспитанников интернатов к самостоятельной жизни. Предложены рекомендации по совершенствованию работы интернатных учреждений с воспитанниками.
Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, учреждения интернатного типа, показатели готовности к самостоятельной жизни.
Krasnova S.N.1, Chernikova T.A.2, Shaydukova L.D.3
1ORCID: 0000-0001-9066-1731 PhD in Pedagogy, 2ORCID: 0000-0002-3888-4863 PhD in Pedagogy, 3ORCID: 0000-0003-1074-3708 PhD in Sociology, 1,2,3Bashkir State University (branch) in Birsk
SOCIAL AND SOCIAL-PEDAGOGICAL WORK WITH PUPILS OF BOARDING SCHOOLS FOR ORPHANS AND CHILDREN REMAINED WITHOUT PARENTAL CARE ON THEIR PREPARING FOR INDEPENDENT LIFE
Abstract
Social, psychological and personal-individual characteristics of orphans and children left without parental care, which are bringing up in boarding schools, are disclosed. The peculiarities of social and social-pedagogical activity of boarding schools for preparing pupils for independent life outside the walls of the boarding school are studied. Theoretical studies are confirmed by the results of an empirical study to determine the indices of readiness of boarding schools pupils for independent living. Recommendations for improving the work of boarding schools with pupils are proposed.
Keywords: orphans, children left without parental care, boarding schools, indicators of readiness for independent living.
Современное общество ориентировано на то, чтобы каждый ее член являлся высокообразованной, всесторонне развитой личностью, которая проявляет социальную активность, целеустремленность, самостоятельность, готов принимать ответственные решения в различных ситуациях.
Стать полноценными членами общества также должны воспитанники учреждений интернатной системы. По последним официальным данным число воспитанников таких учреждений составляет 58918 [9]. Все это подтверждает актуальность заданной проблемы.
Для того чтобы правильно строить работу с воспитанниками по подготовке их к самостоятельности, необходимо изучить их личностные особенности, раскрыть основные направления социальной и социально-педагогической работы с данной категорией детей.
Среди ученых, уделяющих внимание изучению индивидуально-личностных особенностей детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях, следует отметить: Ослон В.Н., Дементьеву И.Ф., Назарову И.Б., и других. Данные исследователи сходятся в одном: интернатная система воспитания чаще всего негативно сказывается на становлении детского сознания и личности. На это влияет специфика организации совместного общения взрослых и детей в стенах интерната; недостаточный уровень психолого-педагогической подготовленности коллектива учреждения; узкая среда общения у воспитанников в силу того, что они вынуждены находится изолировано от общества; постоянное пребывание детей в одном и том же окружении; изменения в результате личностной депривации, приводящей к развитию негативных качеств и черт характера [4], [6], [7].
Хорошко Л.В. выделяет основные характерные особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в сиротских учреждениях. Это – социальные, психологические и педагогические черты [11].
Основными характеристиками социальных особенностей, усложняющих процесс вхождения детей-сирот в общество, являются: отсутствие навыков приема самостоятельных решений, планирования личной жизни, создания семьи. Данная категория детей, чаще всего подвержена отрицательному влиянию общественных процессов: иждивенческому настрою, асоциальному поведению, наркотизации, алкоголизму.
Деева Е.В. считает, что большинство выпускников интернатов не могут социализироваться, адаптироваться в обществе, так как им сложно принимать самостоятельные решения без руководства взрослых. Особенно трудности возникают при трудоустройстве, при защите своих юридических прав, в получении жилья, обустройстве быта, при планировании своего бюджета, в выборе приоритетов в жизни [3, С. 67].
Психологические черты детей-сирот характеризуются определенными проявлениями в результате недостатка любви и ласки, связной с ранней родительской депривацией. В результате начатых депривационных процессов дети-сироты становятся равнодушными к печалям других, они не умеют проявлять сочувствие, сопереживать. Такие дети бывают неискренними, придумывают разные поводы для того, чтобы их выделили и отметили; у них наблюдается равнодушное отношение к поощрениям, одобрениям, отсутствует реакция на замечания и критику [2, С. 89].
Педагогические проблемы у воспитанников детского дома появляются в связи с их педагогической запущенностью. К педагогической запущенности относят отсутствие должных способностей у детей к овладению учебным материалом, неправильное понимание морально-этических, политических, экономических норм и духовно-нравственных ценностей. Несогласие с этими нормами приводит к девиантному поведению, которое проявляется во вредных привычках в подростковой среде, дромомании, лудомании, буллингу. Ко всему этому прибавляются следующие черты эмоционально-волевой сферы: злоба, неумение контролировать свои эмоции.
Из всего этого следует, что у детей, оставшихся без попечения родителей, сложное психосоциальное состояние, вызванное не только врождёнными особенностями нервной системы и определенными чертами личности, но и тяжелым жизненным опытом, полученным до устройства ребенка в интернатное учреждение. Все эти психологические процессы прямо или косвенно влияют на социализацию воспитанников. Для того чтобы способствовать их успешной социализации, необходимо дать им знания, развить у них умения и навыки, которые помогут им вести самостоятельную жизнь после выхода из учреждения.
Под показателями готовности к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Тяпугина С.М. понимает следующую их совокупность: физическое здоровье, педагогическая подготовка, социальная готовность, характеризующаяся социально-правовыми знаниями, компетентность в области семейных отношений, профессионально-трудовая подготовленность, психологическая (морально-волевая) готовность [10].
Интернатное учреждение как институт социализации осиротевших детей должно предоставить все необходимые условия для того, чтобы содействовать развитию навыков самостоятельности у воспитанников. Для этого в некоторых учреждениях интернатной системы практикуются интегрированные предметные курсы. Реализация подобных программ позволяет сформировать у воспитанников навыки ведения домашнего хозяйства; получение знаний основ кулинарии, забота о собственном бюджете; умений пользоваться учреждениями инфраструктуры, профессиональное самоопределение и дальнейшее трудоустройство воспитанников.
Немаловажным являются следующие направления работы интернатных учреждений: гражданско-правовое воспитание; профессиональное самоопределение выпускников интернатного учреждения; определение их социальной роли; ознакомление с функциями семьи; пропаганда здорового образа жизни; передача знаний по овладению полоролевым поведением; формирование механизмов адаптации, которые позволят выпускникам приспособиться к самостоятельной жизни.
Для того чтобы изучить особенности деятельности интернатов по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни было проведено эмпирическое исследование в период с февраля – май 2016 года. Цель исследования – обобщить опыт социальной и социально-педагогической работы интернатных учреждений Республики Башкортостан и предложить рекомендации по совершенствованию деятельности этих учреждений по формированию у воспитанников готовности к самостоятельной жизни. Нами была проведена диагностика воспитанников детского дома г. Бирск и проанализированы показатели готовности выпускников к самостоятельной жизни. В исследовании приняло участие 85 воспитанников данного детского дома. Диагностируемые отражают социально-демографическую структуру детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. Ошибка выборки составляет не более 3 %. Кроме этого обобщался опыт других детских домов Республики Башкортостан: Дюртюлинского, Белебеевского, Аургазинского, Узянского, Чесноковского, детском доме №9 г. Уфы, Петровского и Учалинского детских домов.
Исследование проводилось в 3 этапа. На первом этапе была выбрана методика, по которой возможно определить готовность воспитанников к самостоятельной жизни, – это «Карта оценки социально-психологической готовности выпускника к самостоятельной жизни». На втором этапе было проведено собственно социологическое исследование. Третий этап включал обработку и анализ результатов исследования, которые представлены в процентном соотношении.
Результаты исследования следующие: у 45% воспитанников слабое здоровье, низкая работоспособность, есть случаи эпизодического курения и употребление алкоголя. Для 36% выпускников характерен низкий уровень педагогической готовности: отсутствие мотивации к учебной деятельности, самостоятельности, негативное отношение к школе. 50% выпускников недостаточно социально готовы к самостоятельной жизни. Это проявляется в отсутствии социально-правовых знаний, слабой ориентации в вопросах своего социального статуса, низком уровне правовой культуры, страхе при принятии самостоятельных решений. Отсутствие знаний в сфере семейных отношений наблюдается у 36% воспитанников. Это связано с тем, что они мало общаются с родными, имеют несколько идеализированное представление о функциях института семьи. У 27% воспитанников детского дома наблюдается низкая профессионально-трудовая готовность. Это связано с тем, что у них не определенны профессиональные намерения, отсутствует конкретный интерес к той или иной профессии и сформировано несерьезное отношение к будущей трудовой деятельности. Все это говорит о том, что учреждением проводится слабая профориентационная работа. Для 55% выпускников характерен низкий уровень психологической готовности. Так, слабо сформирована личностная компетентность, которая проявляется в низком чувстве собственного достоинства, нежелании быть ответственными, затрудненных межличностных отношениях, в неспособности организовать свою личную жизнь, в слабой эмоциональной восприимчивости.
Таким образом, на основе полученных результатов, следует заключить, что большинство выпускников имеет низкий уровень готовности к самостоятельной жизни по следующим показателям: физическое здоровье, педагогическая готовность, компетентность в сфере семейных отношений, профессионально-трудовая готовность. Остальные показатели чуть выше среднего уровня. Это говорит о том, что работу с воспитанниками детского дома по их подготовке к самостоятельной жизни необходимо вести систематично, внедряя активные формы обучения и воспитания. В связи с этим были разработаны рекомендации по совершенствованию социальной и социально-педагогической работы детского дома по формированию навыков самостоятельной жизни у воспитанников.
Формирование педагогических особенностей выпускника детского дома возможно путем обретения им социального опыта, который позволит сформировать необходимые социальные навыки по планированию своей жизни, выборе приоритетов и ценностных ориентиров. Такого рода опыт можно приобрести, путем выхода за пределы учреждения. Ослон В.Н. считает, что опыт, который будет востребован в самостоятельной жизни, возможно получить, если моделировать ситуации из реальной будущей жизни [8, С. 16]. Поэтому следует внедрять тренинговые формы работы с воспитанниками, социальные пробы и социальные проекты, ролевые игры, где они выступают активными субъектами и учатся целеполаганию, приобретают необходимый социальный опыт.
Необходимо усилить работу по формированию здорового образа жизни воспитанников, внедряя здоровьесберегающие технологии. Для этого важно регулярно проводить спортивные мероприятия, ввести курсы по получению знаний о личной гигиене, проводить профилактические мероприятия по предупреждению появления вредных привычек у подростков, рассматривать вопросы планирования семьи. Для этого можно также организовывать конкурс агитбригад, конкурс плакатов и рисунков «Здорово быть здоровым», совместный конкурс с социальными партнерами, посвященный акции «Мы – за здоровый образ жизни», участие воспитанников в акции «Спорт против наркотиков», семинары и круглые столы с приглашением специалистов учреждений и служб системы по профилактике правонарушений и др.
Для повышения знаний в области семейных отношений следует активно развивать формы семейного устройства детей. По мнению Бузаевой Т.А. и Чаниловой Н.Г. такое воспитание позволит воссоздать атмосферу полноценной семейной жизни, чего невозможно полностью достичь в условиях детского дома [1, С. 46].
Можно активно внедрять уже имеющийся опыт других детских домов. Так, в Узянском, Чесноковском и детском доме №9 г. Уфы созданы «социальные квартиры». Проживание в них детей-сирот осуществляется на основе принципа самообслуживания, цель которого привить навыки ухода за своим жильем, приготовления пищи и бытового самообслуживания. В Петровском и Учалинском детских домах республики организовано проживание детей-сирот в семейно-воспитательных группах. Модель семейных отношений в учреждении позволяет сохранить эмоциональные связи и родственные отношения между братьями и сестрами, освоить навыки общения и взаимодействия старших с младшими и наоборот. Думается, что такой подход позволит достичь более высокого показателя семейной компетентности воспитанников.
Система подготовки к семейной жизни выпускников детских домов должна включать разнообразные активные формы и методы. Это могут быть например следующие: ролевая игра по разрешению семейных конфликтов, конструктивным способом, беседа с элементами театрализованного представления «Поговорим еще раз о любви», практическое занятие «Бюджет семьи», игра «Фамильный герб», диспут «Что значит быть счастливым?», беседа с элементами решения проблемных ситуаций «Постичь секреты брачного союза», праздничное мероприятие «Праздники в семейной жизни», тренинг «Грамматика общения», тренинг «Как научиться доверять друг другу?», презентация проекта «Наша комната», практикум «Как вести себя в житейских ситуациях?», практикум Досуг в семье», сочинение-эссе «Моя семья в будущем», тренинг на формирование осознания полоролевой идентификации «Семейные роли» и др.
Развитие педагогической готовности воспитанников интернатного учреждения следует строить планомерно, начиная с раннего возраста и продолжая работу даже после выхода воспитанника из интерната. Формирование в сознании ребенка ответственного отношения к процессу обучения и воспитания возможно путем правильного мотивирования воспитанников на образовательный процесс. При этом ориентируя их на выбор будущей профессии. Следует пропагандировать деятельность кружков для несовершеннолетних на территории города и в детском доме. Это будет способствовать расширению круга интересов, формированию социальной компетентности, обеспечению занятости в свободное время.
Важно также своевременно заниматься социально-профилактической работой. Целью данного вида деятельности является – предупреждение нарушений социального развития воспитанников, а также создание условий для полноценного развития личности [5, C. 20].
Профориентационная подготовка детей-сирот в интернатных учреждениях должна сочетаться с возможностями дальнейшего трудоустройства выпускников. Задача такой подготовки – сформировать навыки трудовой деятельности и помочь осознать необходимость работать, тем самым обеспечивая свою жизнь. Также важно уже с подростками проводить занятия, на которых они могут получить знания по построению профессиональной карьеры, получат информацию о том, как правильно искать работу, составлять резюме и вести себя на собеседовании. Думается, что такого рода занятия будут более эффективными, если проводить их в ситуациях, приближенных к реальным. Например, можно организовать экскурсии на предприятия города, приглашать на встречи с воспитанниками успешных в своей профессии людей, предпринимателей. Также возможно оказание консультационной помощи подросткам в самоопределении на рынке труда (в поиске работы, выборе профессии) «Значимость выбора в жизни человека», содействие в трудоустройстве, содействие участию подростков и молодежи района в ярмарках вакансий, проводимых Центром занятости, привлечение к организации работ по благоустройству территории детского дома и др.
Воспитанники интернатных учреждений будут более востребованными на рынке труда, если еще, находясь в стенах учреждений, у них будет возможность получения образования по специальностям, востребованным в данном регионе. Такой подход позволит сформировать у воспитанников необходимые трудовые навыки и трудоустроиться сразу после выхода из учреждения.
Внедрять все эти формы и методы социальной и социально-педагогической работы с детьми-сиротами должна социальная служба интернатного учреждения. Только комплексный подход в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни позволит сформировать у них необходимые знания, умения и навыки, которыми должен обладать каждый выпускник после выхода из учреждения. Таким образом, будет достигнута основная задача интернатной системы – успешная социализация воспитанников.
Список литературы / References
- Бузаева Т.А. Моделирование опыта семейных отношений в воспитательной системе детского дома / Т.А. Бузаева, Н.Г. Чанилова // Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни: Сборник научно-методических материалов / Научн. ред.-сост. С.В. Тетерский, Г.Г. Николаев. – М., 2007. – 434 с.
- Гулина Л.Д. Детский дом как институт социализации осиротевших детей: дис. … канд. соц. наук: 22.00.04: защищена 22.09.2011: утв.15.04.2012 / Гулина Лиана Димовна. – Уфа, 2011. – 164 с.
- Деева Е.В. Диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е.В. Деева // Вестник Тамбовского университета. Том 20. Вып.11 (151). – 2015. – С. 67-72.
- Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика / И.Ф. Дементьева. – М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. – 57 с.
- Куракина Т. В. Деятельность детских домов-интернатов по адаптации выпускников к самостоятельной жизни / Т. В. Куракина // Работник социальной службы. – 2010. – №8. – С. 16-22.
- Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот / И.Б.Назарова. – М.: МОНФ, 2005. – 239 с.
- Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессионально-замещающая семья / В.Н. Ослон. – М.: Генезис, 2006. – 368 с.
- Ослон В. Н. Организационная модель службы постинтернатной адаптации выпускников / В. Н. Ослон // Детский дом. – 2011. – № 1. – С. 14-19.
- Официальный сайт Федеральной службы государственного статистики. – URL: http://gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/i-obrdoc (дата обращения: 18.10.2017).
- Тяпугина С. М. Подготовка детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома / С. М. Тяпугина. – URL: http://resyrs.sdd12stav.ru/files/st47qaz.pdf (дата обращения: 20.10.2017).
- Хорошко Л.В. Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. – 2012. – №2. – URL: // http://www.nauteh-journal.ru/index.php/ru/–gn12-02/408-a (дата обращения: 19.10.2017).
Список литературы на английском языке / References in English
- Buzaeva T.A. Modelirovanie opyta semejnyh otnoshenij v vospitatel’noj sisteme detskogo doma [Modeling experience in the educational system of the orphanage] / T.A. Buzaeva, N.G. Chanilova // Podgotovka detej-sirot i detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej, k samostojatel’noj zhizni: Sbornik nauchno-metodicheskih materialov [Preparation of children-orphans and children left without parental care for independent living: a Collection of scientific and methodological materials] / Nauchn. red.-sost. S.V. Teterskij, G.G. Nikolaev. – M.,2007. – 434 p. [in Russian]
- Gulina L.D. Detskij dom kak institut socializacii osirotevshih detej [The orphanage as an institution of socialization of orphaned children]: dis. … kand. soc. nauk: 22.00.04: zashhishhena 22.09.2011: utv.15.04.2012 / Gulina Liana Dimovna. – Ufa, 2011. – 164 p. [in Russian]
- Deeva E.V. Diagnostika sformirovannosti navykov samostojatel’noj zhizni u detej-sirot i detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej [Diagnostics of development of independent living skills among children-orphans and children left without parental care] / E.V. Deeva // Vestnik Tambovskogo universiteta [Bulletin of the Tambov University]. Tom 20. Vyp.11 (151). – 2015. – P. 67-72. [in Russian]
- Dement’eva I.F. Social’noe sirotstvo: genezis i profilaktika [Social orphanhood: Genesis and prevention] / I.F. Dement’eva. – M.: Gos. NII sem’i i vospitanija, 2000. – 57 p. [in Russian]
- Kurakina T. V. Dejatel’nost’ detskih domov-internatov po adaptacii vypusknikov k samostojatel’noj zhizni [The activities of children’s homes and boarding schools on the adaptation of graduates to independent living] / T. V. Kurakina // Rabotnik social’noj sluzhby [Social Worker]. – 2010. – №8. – P. 16-22. [in Russian]
- Nazarova I.B. Adaptacija i vozmozhnye modeli mobil’nosti sirot [Adaptation and possible models of orphans ‘ mobility]/ B. Nazarova. – M.: MONF, 2005. – 239 p. [in Russian]
- Oslon V.N. Zhizneustrojstvo detej-sirot: professional’no-zameshhajushhaja sem’ja [Living arrangements of children-orphans: professional and foster family] / V.N. Oslon. – : Genezis, 2006. – 368 p. [in Russian]
- Oslon V. N. Organizacionnaja model’ sluzhby postinternatnoj adaptacii vypusknikov [Organizational service model adaptation of post graduate] / N. Oslon // Detskij dom [Orphanage.]. – 2011. – № 1. – P. 14-19. [in Russian]
- Oficial’nyj sajt Federal’noj sluzhby gosudarstvennogo statistiki [Official site of Federal state statistics service]. – URL: http://gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/i-obr2.doc (accessed: 18.10.2017). [in Russian]
- Tjapugina S. M. Podgotovka detej-sirot k samostojatel’noj semejnoj zhizni v uslovijah detskogo doma [Preparing orphaned children for independent family life in the orphanage] / S. M. Tjapugina. – URL: http://resyrs.sdd12stav.ru/files/st47qaz.pdf (accessed: 20.10.2017). [in Russian]
- Horoshko L.V. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti detej, vospityvajushhihsja v uchrezhdenijah internatnogo tipa [Psychological and pedagogical peculiarities of children living in residential institutions] // Sovremennaja nauka: Aktual’nye problemy teorii i praktiki [Modern science: Actual problems of theory and practice]. – 2012. – №2. – URL: // http://www.nauteh-journal.ru/index.php/ru/–gn12-02/408-a (accessed: 19.10.2017). [in Russian]
research-journal.org
socialnaya-rabota
СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ –
ВОСТРЕБОВАННАЯ ПРОФЕССИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА
О специальности
Социальная работа - новая и перспективная сфера профессиональной деятельности, направленная на поддержку, защиту и реабилитацию людей в преодолении социальных и личностных проблем.
Направление специальности «социально-педагогическая деятельность» ориентирует специалиста на решение социальных, личностных и поведенческих проблем семьи, детей и молодежи и других категорий населения преимущественно социально-педагогическими методами, технологиями обучения и воспитания.
Где работает специалист по социальной работе?
Наши выпускники работают специалистами по социальной работе в учреждениях социальной защиты, специалистами в отделах (управлениях) социальной защиты, социальными педагогами в учреждениях образования, инспекторами по охране детства, специалистами и методистами в отделах (управлениях) образования, инспекторами в инспекциях и комиссиях по делам несовершеннолетних (ИДН, КДН), педагогами-организаторами, специалистами по воспитательной работе, консультантами, специалистами по работе с персоналом и клиентами.
Чем занимается специалист по социальной работе?
Специалист по социальной работе помогает нуждающимся преодолеть трудную жизненную ситуацию, оказывает социальные и образовательные услуги, содействует самореализации человека, организовывает взаимодействие и посредничество между клиентами и организациями, оформляет документы, владеет навыками работы на компьютере.
Основные направления деятельности специалиста по социальной работе - педагога
- Социально-педагогическая работа с детьми и молодежью
Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения и правонарушений несовершеннолетних- Социальная защита и поддержка семьи в трудной жизненной ситуации
- Социальная работа с жертвами насилия и жестокого обращения
- Социальное обслуживание пожилых граждан
- Реабилитация людей с особенностями психофизического развития
- Социальная работа в сфере досуга
- Интеграция и координация взаимодействия учреждений, деятельность которых направлена на социальную защиту семьи, детей и молодежи.
Сфера деятельности специалиста по социальной работе - педагога
- Управления социальной защиты
- Территориальные центры социального обслуживания населения
- Средние школы, гимназии, лицеи
ПТУЗы, ССУЗы, вузы- Социально-педагогические центры и приюты
- Общественные организации
- Профориентационные центры
- Центры творчества детей и молодежи
- Центры помощи семье и детям
Презентация специальности "Социальная работа" смотреть
Если Вы активны, общительны, ответственны и доброжелательны, то, без сомнения, социальная работа – это Ваша будущая профессия!
fspt.bspu.by
Организация социально-педагогической работы социального педагога в психологической службе, Определение эффективности социальной работы
Социальный педагога ведет следующую документацию:
o план работы на год;
o план работы на месяц;
o план работы на неделю;
o журнал социально-педагогической диагностики;
o журнал индивидуальных и групповых консультаций;
o журнал коррекционно-развивающей и реабилитационной работы;
o журнал ежедневного учета работы; статистические отчеты;
o социальный паспорт ученических коллективов (учреждения)
План работы социального педагога должен содержать все предусмотренные направления работы
"УТВЕРЖДЕНО"Директор_
"СОГЛАСОВАНО"Директор районного (городского) центра практической психологии
ПЛАН
работы социального педагога
(фамилия, имя, отчество) (название учебного заведения)
на 20_20_навчальний год
| пп | Содержание работы | Срок проведения | Где и с кем проводится |
| 1 Психодиагностическая работа | |||
| 2 Консультативная работа | |||
| 3 Коррекционно-восстановительная и разви-вальна работа | |||
| 4 Психологический просвещение | |||
| 5 учебных деятельность | |||
| 6 Организационно-м етодична работа | |||
| 7 Связи с общественностью |
В план работы социального педагога обязательно включаются следующие мероприятия:
- участие в работе конференций, семинаров;
- координирование различных видов деятельности детей, подростков и молодежи: областные конкурсы творчества, участие в конкурсных программах для детей с особыми потребностями, участие в праздниках детско-юношеских библиотеках эк, участие в работе. ЦССМ т.д.
- защита и охрана прав детей
Социальная - педагогический защите прав ребенка и заключается в
o разработке и реализации социально-педагогических проектов и программ;
o сборе и накоплении информации о детях из многодетных и социально незащищенных семей, ведение наследственных дел, сопровождение в восстановлении документов и т.д.;
o обеспечении защиты прав детей в условиях школы: оформление пенсий, получения ими необходимого обучения и воспитания, питания, соблюдения норм поведения и общения и др.;
o контроле за деятельностью должностных лиц школы в аспекте защиты прав ребенка;
o координации усилия должностных лиц школы по обеспечению защиты прав отдельных школьников, групп, должностных лиц школы;
o установлении сотрудничества с органами социальной защиты, отделами по делам несовершеннолетних и других ведомств для координации совместных усилий в интересах защиты прав ребенка и т.п.
26 Определение эффективности социальной работы
Деятельность социального педагога учреждения требует изучения и анализа. Для оценки социально-педагогической деятельности используют фронтальные, индивидуальные и тематические проверки, а также определяют крит терии оценки частности психологическая служба. Ровенской (Ю. Мельник,. СШаргородська,. ЖСеркис) разработала нормативно-правовые, организационно-методические, прикладные требования к оценке деятельности социального педагога. Была определена документация социально-педагогической деятельности, которая подвергается оценке (таблица 2), разработаны критерии и оценки деятельности социального педагога в учебном заведении (таблица 3иця 3).
. Таблица2
КОМПОНЕНТЫ. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| Параметры компонента СПД | Оценка | Примечание | |
| Нормативно-правовая документация | |||
| 1 | Конвенция о правах ребенка | ||
| 2 | Этический кодекс социального педагога | ||
| 3 | Положение о психологической службе | ||
| 4 | Указы президента | ||
| 5 | Закон"Об образовании" | ||
| 6 | Концепции общеобразовательной школы | ||
| 7 | Нормативно-правовая база психологической службы | ||
| 8 | Нормативно-правовая документация заведения | ||
| Перечень документов, которые ведет социальный педагог | |||
| 9 | План работы на год | ||
| 10 | План работы на месяц | ||
| 11 | План работы на неделю | ||
. Продолжение табл 2
| Параметры компонента СПД | Оценка | Примечание | |
| 12 | Социальный паспорт ученика, класса | ||
| 13 | Социальный паспорт школы | ||
| 14 | Журнал социально-педагогической диагностики | ||
| 15 | Журнал индивидуальных и групповых консультаций | ||
| 16 | Журнал коррекционно-развивающей работы | ||
| 17 | Журнал ежедневного учета работы | ||
| 18 | Статистические отчеты (1 раз в полугодие) | ||
| Планирование деятельности | |||
| 19 | Социально-педагогическое сопровождение | ||
| 20 | Отражение в планах из региональных и местных программ, приказов, решений коллегии МОН Украины | ||
| 21 | Собственные программы | ||
| Диагностика | |||
| 22 | Наличие и качество диагностических методик | ||
| 23 | Целесообразность педагогической психологии | ||
| 24 | Качество рекомендаций, предоставленных по результатам социального диагностирования | ||
| Коррекционно-развивающая и реабилитационная деятельность | |||
| 25 | Наличие и качество коррекционно-развивающих программ | ||
| 26 | Качество авторских программ | ||
| 27 | Владение методами и приемами коррекционно-развивающей работы | ||
| 28 | Разнообразие форм коррекционно-развивающей работы | ||
| Консультативная деятельность | |||
| 29 | Организация индивидуальных и групповых консультаций по результатам диагностики | ||
| 30 | Качество разработки стратегии социально-педагогической помощи школьникам, имеющим проблемы в обучении, поведении | ||
| Просветительская деятельность | |||
| 31 | Качество проведения просветительской деятельности с учащимися | ||
| 32 | Качество проведения просветительской деятельности с педагогами | ||
| 33 | Качество проведения просветительской деятельности с родителями | ||
. Окончание табл2
| Параметры компонента СПД | Оценка | Примечание | |
| Учебная деятельность | |||
| 34 | Работа кружков | ||
| 35 | Разработка учебных курсов по выбору | ||
| 36 | Факультативные занятия | ||
| Связь с общественностью | |||
| 37 | Организация совместной работы специалистов смежных отраслей | ||
| 38 | Осуществление социально-педагогического патронажа | ||
| Участие в распространении и внедрении передового опыта в социальной педагогике | |||
| 39 | Посещение учебно-методических мероприятий | ||
| 40 | Внедрение в свою деятельность рекомендаций | ||
| 41 | Наличие собственного передового опыта, распространения его среди коллег | ||
| Материально-техническая база | |||
| 42 | Методические материалы | ||
| 43 | Техническое оборудование | ||
| 44 | Дизайн | ||
| 45 | Отдельное помещение | ||
. Таблица3
КРИТЕРИИ. ЭФФЕКТИВНОСТИ. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| Кол-во баллов | Обоснование | Оценка | Примечание |
| 0 | отсутствие компонента изучается | неудовлетворительно | |
| 1 | присутствует, но недостаточно реализован компонент, изучается | удовлетворительно | |
| 2 | компонент реализован, но имеет бессистемный характер | хорошо | |
| 3 | компонент реализован, достаточное системность и результативность | отлично |
Таким образом, социальный-психологическая служба школы - это сложный многопрофильный организм. Его деятельность во многом зависит от организации, управления и компетентности педагогического коллектива
uchebnikirus.com
Социальные проблемы и их место в системе работы социального педагога
Актуальность выбора темы объясняется тем, что в современном мире активная и эффективная социальная политика государства, в структуре которой социальная работа занимает важное место, играет роль одного из мощных исполнительных механизмов. И этот механизм может стать крепким основанием всестороннего, инновационного, социального развития страны, основанием для строительства социального государства с конкурентоспособной социально ориентированной рыночной экономикой, способной обеспечить человеческое развитие, достойный уровень и качество жизни граждан.
При таких условиях изучения социальных проблем и их места в социальной работе является требованием времени. Это влияет на появление новых социальных проблем. Основной доминантой общества является отдельно взятая личность, ее потребности и интересы, именно с этой точки зрения мы и будем изучать классификацию социальных проблем. Кроме того, актуальность усиливается еще и тем, что изучение связи видов социальным проблем с направлениями социальной работы остается недостаточно разработанными в научной литературе.
Типы социальных проблем, на которые направленна социальная работа
Под социальными проблемами в теории социальной работы и других наук на сегодняшний день принято понимать частичное или полное неудовлетворение потребностей, интересов личностей, групп, обществ. Потребности людей могут быть самыми разными, начиная от физиологических нужд (потребности в пище, одежде, жилище), и заканчивая духовными запросами (потребности в общении, образовании, самореализации). Социальные проблемы порождают соответствующие социальные задачи, которые требуют решения с целью устранения породивших их проблем.
Поэтому можно выделить типологию социальных проблем, на решение которых направлена социальная работа:
- индивидуально-личностные, семейные проблемы: проблемы с физическим и психическим здоровьем и благополучием (инвалидность, пожилой возраст), одиночество, социальная изоляция, неблагополучная атмосфера в семьях, в т. ч. вызванная алкогольной и наркотической зависимостью членов семьи, проблемы детей и молодежи в обучении и социализации;
- социально-экономические проблемы: безработица, бедность, увеличение числа социально незащищённых лиц;
- социально-экологические проблемы: загрязнение и обеднение окружающей среды, влияющее на здоровье и благополучие людей;
- проблемы социальной стратификации: расслоение в обществе, большая разница между доходами различных классов, создающая благоприятные условия для социальной эксплуатации и манипуляции;
- поведенческие проблемы: девиантное поведение отдельных личностей и социальных групп, включая преступность, аддикции (зависимости), социальные аномалии и дефекты;
- проблемы символизации и социального моделирования: искривлённое восприятие мира, искажённые социальные ценности, и как результат разрыв социальных связей и выработка антигуманных представлений и асоциального образа жизни;
- коммуникативно-информационные проблемы, вытекают из проблем символизации и социального моделирования и выражаются в трудностях установления социальных контактов;
- социально-политические проблемы: низкий уровень социальной активности населения, напряжённость нестабильность отношений в обществе.
Социальная работа как инструмент решения социальных проблем
Под социальной работой, как под видом практической деятельности принято понимать особую профессиональную деятельность по улучшению уровня жизни отдельных личностей и всего общества.
Через социальных работников государство делегирует часть своих полномочий по обеспечению достойного материального, социального и культурного уровня жизни.
Социально-экономические проблемы также в значительной степени активизируют социальную работу в нашей стране. Поэтому при решении данных проблем принято выделять такие направления социальной работы как:
- помощь в решении индивидуально-личностных, семейных проблем:
- работа с семьями;
- работа с инвалидами;
- работа с пожилыми людьми, военнослужащими, жертвами конфликтов, насилия и пр. категориями;
- работа в сфере здравоохранения и психологической помощи;
- работа в хосписах;
- помощь в решении социально-экономических, экологических проблем, проблемы социальной стратификации;
- работа в центрах занятости;
- работа с молодёжью в т. ч. в образовательных учреждениях;
- помощь в решении поведенческих, информационно-коммуникационных проблем, проблем символизации и социального моделирования:
- работа в правоохранительной сфере;
- работа в досуговой сфере;
- работа в области профилактики и реабилитации зависимости от употребления психоактивных веществ;
Работа социального работника, социального педагога с семьей при их взаимодействии должна строиться по нескольким взаимосвязанным направлениям:
- диагностическое - изучение типа семьи, психологической атмосферы, выявление существующих индивидуально-личностных проблем;
- прогностическое - прогноз дальнейшего развития отношений в семье;
- организационно-коммуникационное - общение с детьми и родителями, организация воспитательной работы, повышение общего культурного и педагогического уровня родителей, формулирование рекомендаций по избавлению от вредных привычек и т.д.;
- профилактическое - наблюдение за тем, чтобы у членов семьи не развивалось отклоняющееся поведение;
- социально-бытовое - организация предоставления материальной помощи семье;
- социально-психологическое - психологическое консультирование, советы по решению сложных семейных ситуаций;
- организаторское - проведение культурно-досуговых, оздоровительных мероприятий для всей семьи.
Результатом такой деятельности должна стать не только социальная защита семьи, но и ее переход из статуса неблагополучной до благополучного семейства. То есть создание условий для того, чтобы потребности и интересы всех членов семьи были удовлетворены.
Социальная работа в сфере здравоохранения и психологической помощи включает:
предоставление первичной психологической помощи и правовое консультирование пациентов;
дополнительную медицинскую помощь;
поддержку женщин-рожениц и людей пожилого возраста в условиях стационарного лечения; организацию рекреации для детей;
предоставление услуг социального страхования на случай болезни; организацию социальных программ для тяжелобольных пациентов.
Социальная работа в сфере досуга призвана приобщать население, главным образом молодежь в рамках массовых мероприятий к лучшим образцам культуры, здоровому образу жизни, помогая сформировать правильное представление о социальных ролях и отношениях в обществе.
Таким образом, социальная работа распространяет свои границы далеко за пределы существующих проблем, но и старается искоренить возможные проблемы в будущем, делая все возможное для изменения поведения и мировоззрения людей в лучшую сторону. Мы должны заметить, что социальный работник, помогая людям решать индивидуально-личностные, семейные проблемы, выполняет много функций, и, работая в различных социально-медицинских, педагогических и пр. учреждениях должен хорошо "вписаться" в их коллектив, став единым целым с ним, образуя команду. Таким образом, социальные проблемы будут решаться наиболее эффективно.
Заключение
После написания данной работы мы убедились в том, что социальная работа может способствовать решению многих важных социальных проблем. Помощь в решении социально-экономических проблем направлена на борьбу с безработицей, бедностью, ростом числа социально незащищённых лиц и т.д. С этой целью социальная работа проводится в учреждениях образования, центрах занятости и т.д. Она позволяет людям актуализировать свои внутренние способности человека, чтобы занять достойное место в жизни. Косвенно данный вид социальной работы позволяет решить проблемы социальной стратификации, социально-экологические проблемы.
Невозможно выделить чёткое место конкретных социальных проблем в социальной работе. В этом и проявляется ее значимость и уникальность: решая одну проблему, она помогает устранить ряд других взаимозависимых проблем, гармонизируя общественные отношения.
e-koncept.ru










