Журнал стрекоза
Юмористический журнал XIX века - Стрекоза
![]() | Состав журнала и сотрудникиВ свое время наиболее значительный из журналов этого типа. В 1870—80-х гг. в «Стрекозе» печатались бывшие сотрудники «Искры»: П. В. Быков, Г. Н. Жулёв, Н. А. Лейкин, А. Н. Плещеев, П. А. Сергеенко, Л.И.Пальмин и другие. Созданный через два года после закрытия «Искры», новый еженедельник отразил перемены политической обстановки: не поднимаясь до сатиры, он направил острие юмора на «мелочи быта» (брак, семья, служебная карьера, светские условности и т. п.). Развлекательный материал, подчас скользкого содержания (ресторанные и альковные остроты), преобладал над политической злобой дня, критика чиновничьего аппарата подменялась высмеиванием личных недостатков отдельных представителей его. |
Добро пожаловать
Полезный сайт
Поиск того времени
Опрос журнала
Календарь
| « Март 2018 » | ||||||
| Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
| 1 | 2 | 3 | 4 | |||
| 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
| 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
| 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
| 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | |
Архив записей
yumorzhurnal.ucoz.org
Стрекоза (журнал)
еженедельный
русский
Н. А. Богданов (1875—1879), И. Ф.Василевский (1879—1905)
Э. М. Корнфельд, Г. К. Корнфельд (до 1904), М. Г. Корнфельд (1905—1908)
Российская империя Российская империя
с 1876 по 1918 год
8—9 тыс. экз.
«Стрекоза́» — еженедельный художественно-юмористический журнал с карикатурами либерального направления. Издавался в Петербурге с 1875 по 1918 год.
Содержание
- 1 Состав журнала и сотрудники
- 2 Сотрудничество Чехова
- 3 На рубеже веков
- 4 Закат журнала
- 5 Новый журнал
- 6 Литература
- 7 Ссылки
Состав журнала и сотрудники
В своё время наиболее значительный из журналов этого типа. В 1870—1880-х годах в «Стрекозе» печатались бывшие сотрудники «Искры»: П. В. Быков, Г. Н. Жулев, Н. А. Лейкин, А. Н. Плещеев, П. А. Сергеенко, Л.И.Пальмин и другие. Созданный через два года после закрытия «Искры», новый еженедельник отразил перемены политической обстановки: не поднимаясь до сатиры, он направил острие юмора на «мелочи быта» (брак, семья, служебная карьера, светские условности и т. п.). Развлекательный материал, подчас скользкого содержания (ресторанные и альковные остроты), преобладал над политической злобой дня, критика чиновничьего аппарата подменялась высмеиванием личных недостатков отдельных представителей его.
Среди художников были: Н. А. Богданов, А. И. Лебедев, М. О. Микешин, В. С. Шпак, Н. П. Чехов и другие. По идейно-художественному уровню «Стрекоза» уступала «Искре», придерживалась либерального курса. Печатались обзоры общественной и литературной жизни, рассказы, фельетоны, драматические сценки, юмористические стихи. Наиболее активным сотрудником «Стрекозы» был И. Ф. Василевский, автор статей и фельетонов, в которых высмеивал идеологов реакции (в том числе М. Н. Каткова, В. П. Мещерского), высокопоставленных чиновников, биржевых дельцов и т. п. Изредка печатались Н. С. Лесков, Я. П. Полонский, Д. В. Григорович, В.В.Билибин.
Сотрудничество Чехова
Журнал «Стрекоза», № 1, 1883В «Стрекозе» дебютировал А. П. Чехов, выступивший с рассказом «Письмо донского помещика Степана Владимировича к ученому соседу д-ру Фридриху» (№ 10, подпись: «…въ»). Но постоянным сотрудником «Стрекозы» А. П. Чехов так и не стал: Всего в 1880 году им опубликовано здесь 10 рассказов. В 1883 году появился рассказ «Раз в год» и в 1884 году в «Альманахе „Стрекозы“ на 1884 год» рассказ «Шведская спичка». На этом сотрудничество писателя с журналом закончилось. В 1900 году редакция журнала выпустила по своей инициативе в качестве главной премии журнала — бесплатное приложение: сборник «В мире смеха и шуток», куда вошли лучшие рассказы и юморески, увидевшие свет на страницах «Стрекозы», в том числе и рассказы Чехова 1880 года.
Реклама журнала, 1891 годНа рубеже веков
С 1900-х годов «Стрекоза» стала уделять больше внимания к вопросам политики (внутренней и внешней), на её страницах появились остроты и карикатуры на лидеров Государственной думы, министров. «Стрекоза» защищала традиционное реалистическое искусство, вела борьбу с декадентскими и модернистскими течениями в литературе. В 1890—1900-е годы в журнале сотрудничали Е. Ф. Кони, Н. И. Позняков, Константин Льдов, Мясницкий. Публикация некоторых рисунков журнала была запрещена цензурой (до выхода номеров из печати): 2 шаржа на главу французского правительства (1894—1902), карикатура, изображавшая российского обывателя в кандалах, с надписью: «рутина», «канцеляризм», «формализм» (1905) и т. д.; № 35 за 1907 год был подвергнут аресту, однако быстро снятому, за рисунок, направленный против Илиодора.
Закат журнала
В 1905 году из журнала уходит И.Ф.Василевский (Буква), отдавший двадцать пять лет редактированию журнала. Какое-то время в «дни свободы» журнал выходит под названием «Спрут». «Спрут» вначале замахнулся на весь государственный аппарат. В редакционной статье говорилось: «В огромном русском море несколько столетий живёт и питается особой породы Спрут… Ничтожный и по силам, и по содержанию, он развил в себе до умопомрачительных размеров способность присасываться к жертве и высасывать из неё соки». Но в конечном итоге «Спрут» ограничился сатирой на «орлов реакции» — С. Дубасова, К. П. Победоносцева, которых при обилии сатирической журналистики в 1905 году не высмеивал только ленивый. В эти годы в журнал влилась группа талантливых молодых сотрудников: художники Ре-Ми (Н. В. Ремизов-Васильев), А. Радаков, А. Юнгер, А. Яковлев, Мисс (А. В. Ремизова) и поэт Красный (К. М. Антипов). Все они были недовольны увядшей «Стрекозой», бесцветной и убогой на фоне расцвета талантливой и злободневной современной сатирической журналистики («Жупел», «Адская почта» и т. д.), и настойчиво предлагали молодому издателю М.Г.Корнфельду реформировать её. Появление А. Т. Аверченко послужило последним толчком для того, чтобы осторожный издатель согласился на реформу «Стрекозы». 3 апреля 1908 года наряду со «Стрекозой» начинает выходить «Сатирикон». В течение двух месяцев журналы выходят параллельно, пока 1 июня 1908 года они не сливаются окончательно.
Новый журнал
Какое-то время «Стрекоза» не выходит совсем. Спустя несколько лет в 1915 году издатель И.А. Богельман и редактор (с 1917 года) М. Архангельская начинают новое юмористическое издание и дают ему знакомое читателям название. Еженедельный журнал сатиры и юмора «Стрекоза» продолжал свою родословную от прежнего издания. Основными авторами новой «Стрекозы» стали А. А. Измайлов, Ф. Ф. и Ф. В. Трозинер, Сергей Михеев, Д'Актиль, художник прежней «Стрекозы» А. И. Лебедев и др. По аналогии со «Всемирной и русской историей, обработанной «Сатириконом», «Стрекоза» печатает «Историю русской лирики от Тредьяковского до Кузмина» — серия пародий А. А. Измайлова. Но в целом уровень публикаций в новой «Стрекозе» мало отличался от той прежней «Стрекозы», которую по ядовитому замечанию Аверченко можно было читать только в парикмахерской. В таком виде журнал просуществовал до января 1918 года, закрытый новой властью за вышучивание революционеров-большевиков.
Литература
- Русская сатира и юмор второй половины XIX — начала XX в., Москва, «Художественная литература», 1988.
Ссылки
- Стрекоза // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Фундаментальная электронная энциклопедия. Краткая литературная энциклопедия
- Л. Евстигнеева, «Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы» М., 1968.
- Стрекоза №48 от 30 ноября 1903
Стрекоза (журнал) Информация о
Стрекоза (журнал)Стрекоза (журнал)Стрекоза (журнал) Информация Видео
Стрекоза (журнал) Просмотр темы.Стрекоза (журнал) что, Стрекоза (журнал) кто, Стрекоза (журнал) объяснение
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com
Стрекоза (журнал) - Статьи - Статьи для "Википедии" - Эссе
«Стрекоза» — еженедельный художественно - юмористический журнал с карикатурами либерально-буржуазного направления. Издавался в Петербурге с 1875 по 1918 год.
Состав журнала и сотрудники
В свое время наиболее значительный из журналов этого типа. В 1870—80-х гг. в «Стрекозе» печатались бывшие сотрудники «Искры»: П. В. Быков, Г. Н. Жулёв, Н. А. Лейкин, А. Н. Плещеев, П. А. Сергеенко, Л.И.Пальмин и другие. Созданный через два года после закрытия «Искры», новый еженедельник отразил перемены политической обстановки: не поднимаясь до сатиры, он направил острие юмора на «мелочи быта» (брак, семья, служебная карьера, светские условности и т. п.). Развлекательный материал, подчас скользкого содержания (ресторанные и альковные остроты), преобладал над политической злобой дня, критика чиновничьего аппарата подменялась высмеиванием личных недостатков отдельных представителей его.
Среди художников были: Н. А. Богданов, А. И. Лебедев, М. О. Микешин, В. С. Шпак, Н. П. Чехов и другие. По идейно-художественному уровню «Стрекоза» уступала «Искре», придерживалась либерального курса. Печатались обзоры общественной и литературной жизни, рассказы, фельетоны, драматические сценки, юмористические стихи. Наиболее активным сотрудником «Стрекозы» был И. Ф. Василевский, автор статей и фельетонов, в которых высмеивал идеологов реакции (в том числе М. Н. Каткова, В. П. Мещерского), высокопоставленных чиновников, биржевых дельцов и т. п. Изредка печатались Н. С. Лесков, Я. П. Полонский, Д. В. Григорович, В.В.Билибин.
Сотрудничество ЧеховаВ «Стрекозе» дебютировал А. П. Чехов, выступивший с рассказом «Письмо донского помещика Степана Владимировича к ученому соседу д-ру Фридриху» (№ 10, подпись: «...въ»). Но постоянным сотрудником «Стрекозы» А.П.Чехов так и не стал: Всего в 1880 году им опубликовано здесь 10 рассказов. В 1883 году появился рассказ «Раз в год» и в 1884 году в «Альманахе "Стрекозы" на 1884 год» рассказ «Шведская спичка». На этом сотрудничество писателя с журналом закончилось. В 1900 году редакция журнала выпустила по своей инициативе в качестве главной премии журнала - бесплатное приложение: сборник «В мире смеха и шуток», куда вошли лучшие рассказы и юморески, увидевшие свет на страницах «Стрекозы», в том числе и рассказы Чехова 1880 года.
На рубеже вековС 900-х гг. журнал усилил внимание к внутренней и международной политике, на его страницах высмеивались министры, лидеры Государственной думы. «Стрекоза» защищала демократическое, реалистическое искусство, вела борьбу с декадентскими течениями. В 1890-е - 1900-е годы в журнале сотрудничали Е.Ф.Кони, Н.И.Позняков, Константин Льдов, Мясницкий. Ряд рисунков «Стрекозы» был запрещён цензурой (до выхода): 2 шаржа на главу французского правительства (1894—1902), карикатура, изображавшая российского обывателя в кандалах, с надписью: «рутина», «канцеляризм», «формализм» (1905) и т. д.; № 35 за 1907 был подвергнут аресту, однако скоро снятому, за рисунок, направленный против Илиодора.
Закат журналаВ 1905 г. из журнала уходит И.Ф.Василевский (Буква), отдавший двадцать пять лет редактированию журнала. Какое-то время в «дни свободы» журнал выходит под названием «Спрут». «Спрут» вначале замахнулся на весь государственный аппарат. В редакционной статье говорилось: «В огромном русском море несколько столетий живёт и питается особой породы Спрут... Ничтожный и по силам, и по содержанию, он развил в себе до умопомрачительных размеров способность присасываться к жертве и высасывать из неё соки». Но в конечном итоге «Спрут» ограничился сатирой на «орлов реакции» - С.Дубасова, К.П.Победоносцева, которых при обилии сатирической журналистики в 1905 году не высмеивал только ленивый. В эти годы в журнал влилась группа талантливых молодых сотрудников: художники Ре-Ми (Н.В. Ремизов-Васильев), А. Радаков, А. Юнгер, А. Яковлев, Мисс (А.В. Ремизова) и поэт Красный (К.М. Антипов). Все они были недовольны увядшей «Стрекозой», бесцветной и убогой на фоне расцвета талантливой и злободневной современной сатирической журналистики («Жупел», «Адская почта» и т. д.), и настойчиво предлагали молодому издателю М.Г.Корнфельду реформировать её. Появление А.Т.Аверченко послужило последним толчком для того, чтобы осторожный издатель согласился на реформу «Стрекозы». 3 апреля 1908 года наряду со «Стрекозой» начинает выходить «Сатирикон». В течение двух месяцев журналы выходят параллельно, пока 1 июня 1908 г. они не сливаются окончательно.
Новый журналКакое-то время «Стрекоза» не выходит совсем. Спустя несколько лет в 1915 году издатель И.Богельман и редактор (с 1917 года) М.Архангельская начинают новое юмористическое издание и дают ему знакомое читателям название. Еженедельный журнал сатиры и юмора «Стрекоза» продолжал свою родословную от прежнего издания. Основными авторами новой «Стрекозы» стали А.А.Измайлов, Ф.Ф. и Ф.В.Трозинер, Сергей Михеев, Д'Актиль, художник прежней «Стрекозы» А.И.Лебедев и др. По аналогии с «Всемирной и русской историей, обработанной «Сатириконом», «Стрекоза» печатает «Историю русской лирики от Тредьяковского до Кузмина» - серия пародий А.А.Измайлова. Но в целом уровень публикаций в новой «Стрекозе» мало отличался от той прежней «Стрекозы», которую по ядовитому замечанию Аверченко можно было читать только в парикмахерской. В таком виде журнал просуществовал до января 1918 года, закрытый новой властью за вышучивание революционеров-большевиков.
Ссылки* Русская сатира и юмор второй половины XIX — начала XX в., Москва, «Художественная литература», 1988.
* Фундаментальная электронная энциклопедия. Краткая литературная энциклопедия
* Л. Евстигнеева, «Журнал "Сатирикон" и поэты-сатириконцы» М., 1968.
triumfator.ucoz.ru










