Обработка журнала технического нивелирования. Журнал технического нивелирования
Обработка журнала технического нивелирования
Вычисляют превышения между связующими точками: превышение равно разности отсчетов заднего и переднего по формуле, т.е.
h = а – в; вычисление выполняется дважды: по черной и по красной сторонам реек.
h2 =a1– в1 = 1219 – 1713 = - 0494 мм
h3 = а2 - в2 = 6000 – 6498 = - 0498 мм
Вычисляем средние значения превышений на каждой станции
hср.=== - 0496 мм
Для контроля правильности вычислений в журнале выполняют постраничный контроль по формуле.
= Σ hср.
где - сумма задних отсчётов; - сумма передних отсчётов; - алгебраическая сумма средних превышений.
=98465;
= мм
Невязка нивелирного хода высчитывается по формуле:
f hфак = Σ hср. – (– )
f hфак = 0,146м-(87,312 м-87,155 м)=-0,011 м = -11мм
Невязку распределяют с обратным знаком поровну на все превышения.
Вычисляют исправленные приращения и выполняют постраничный контроль, т.е. вычисляют сумму средних вычислений на каждой странице:
где - сумма превышений положительных; - сумма превышений отрицательных.
h(+)= 0308+0573+0744+0536+1001+0380+1001+0143 = 4686 мм
h(-) = -0496 – 1979 – 1141 – 0421 – 0503 = - 4540 мм
= 4686 – 4540 = 0,146 мм
Вычислим средние исправленные превышения для каждой станции:
= -0496+1= -0495 мм
= 0308+1=0309 мм
Таким же образом определяем средние исправленные превышения на других станциях.
Вычисляем испр:
∑hср.испр.1=1670мм
∑hср.испр.2= -1513мм
Вычисляем отметки связующих точек:
=+
где – искомая отметка;– отметка первого репера;– среднее исправленное превышение
= 87,155- 0,495 = 86,660 м
Аналогично вычисляем отметки других точек.
Определяем горизонт инструмента для каждой станции по формуле:
ГИ= ПК + а,
где а - задний отчет по рейке,
ПК – отметка первого репера
ГИII =87,155 + 1,978 = 89,133м - для второй станции
Аналогично вычисляем ГИ для остальных станций.
Определяем абсолютные отметки каждой промежуточной точки по формуле:
Где с- отсчет по рейке ,установленной на промежуточной точки.
м -для второй станции
Контролем правильности вычислений является получение в конце хода известной отметки конечной точки:
HRp2=ПК10+ hcр.исп =87,815+ (- 0,503)=87,312м
Последовательность составления и вычерчивания продольного профиля трассы автомобильной дороги
Продольный профиль строят в масштабах 1:2000,вертикальный 1:200 по данным пикетажного и нивелирного журналов. Сначала заполняют графу расстояний, откладывая в ней горизонтальные расстояния в масштабе 1:2000. Плановое положение пикетов и плановых точек фиксируют вертикальными отрезками, которые должны попасть на утолщенные вертикальные линии миллиметровки. Под сплошной линией графы расстояний подписывают номер пикетов.
Заполняют графу «фактические отметки», выписывая из нивелирного журнала отметки соответствующих пикетов с округлением до сантиметра.
Графы «развёрнутый план дороги» и «прямые и кривые» в плане заполняют по данным пикетажного журнала. В графе «развёрнутый план дороги», посередине, проводят ось дороги и в масштабе 1:2000 строят план полосы местности, прилегающей к трассе, в условных знаках. В графе «прямые и кривые» начало, и конец кривой отмечают перпендикуляром, опущенным из точки НК и КК на нижнюю линию. Кривую вычерчивают условно, на 5 мм ниже прямых вставок, изгибом, соответствующим повороту местности. Под кривой записывают значения всех шести элементов: φ, R, Т, К, Б, Д.
По фактическим отметкам строят линию профиля, откладывая высоты точек в масштабе 1:200 вверх, от линии условного горизонта, на перпендикулярах к ней, напротив соответствующих пикетов и других точек профиля. Линию условного горизонта выбирают в зависимости от фактических отметок: она должна быть кратной 10 м и такой, чтобы самая нижняя точка профиля стояла от линии условного горизонта на не ближе на 4 см. построенные точки соединяют кривой линией и получают соответствующий продольный профиль.
Проектную линию на профиль наносят с соблюдением норм технических условий:
а) Объёмы земляных работ должны быть минимальными и приблизительно равными.
б) Уклоны отдельных участков проектной линии не должны превышать определённых пределов.
в) Между подъёмом и спуском должна быть горизонтальная площадка, опирающаяся на точки пикетов
Вычисляем уклон по формуле:
i = ,
‰
‰
‰
где Нн – начальная проектная отметка пикета 0, которую определяют графически по профилю, Нк – конечная отметка проектной линии, это отметка 3 пикета, также определяется графически, по профилю.
Результат записывают в графе уклонов в промиллях , предварительно показав схематически, куда повышается (понижается) проектная линия. Числовое значение уклона записывают в графу «длина/уклон» над линией уклона, а под линией – горизонтальное проложение между точками.
Вычисляют проектные отметки всех остальных точек (пикетов, плюсовых, НК и КК):
Н п+1 = Н п + id
где Н п – начальная, известная отметка;
i – проектный уклон;
d – горизонтальное проложение между точками.
=86,80+0,0033*20=87,07 м
Контролем служит вычисленная конечная отметка пикета 10, которая должна быть равна графически взятой в начале расчётов.
Проектные отметки записывают в графу «отметки оси проезжей части», напротив соответствующих точек.
Для всех точек профиля (пикетов и плюсовых) вычисляют рабочие отметки (высоты насыпи или глубины выемок) как разность проектной и фактической отметок:
r = Н проектн. – Н фактич.
87,00-86,65=0,35 м
На выемках рабочие отметки записывают под проектной линией, а на насыпях – над ней. Над точками пересечения чёрной линии профиля ( линией земли) с красной ( проектной ) линией, называемыми точками нулевых работ, записывают рабочую отметку 0,00.
Вычисляют отметки точек нулевых работ, ( синие отметки):
Н син. = Нn + i x
Н син. =87,07+0,0033*20=87,14м
вычислив предварительно расстояния до точек нулевых работ по формулам:
X = l
Y = l
где а, в – рабочие отметки соответственно на задней и передней точках профиля, между которыми находится точка нулевых работ;
l – горизонтальное расстояние между теми же ближайшими точками профиля.
Журнал
нивелирования трассы
Номер станции | Номер нивел. точки | Отсчеты по рейке, мм | Превышения, мм | Горизонт инстру-мента, м | Отметки, м | |||||||
задние а | перед- ние b | промежу-точные с | Вычисленные | Средние | Исправленные | |||||||
+ | - | + | - | + | - | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
I | Rp 1 | 1219 6000 | 0494 | +1 | 87,155 | |||||||
ПК 0 | 1713 6498 | 0498 | 0496 | 0495 | 86,660 | |||||||
II | ПК 0 | 1978 6760 | +1 | 88,638 | 86,660 | |||||||
+20 | 1840 | 0310 | 0308 | 0309 | 86,798 | |||||||
+40 | 1540 | 0306 | 87,098 | |||||||||
ПК 1 | 1668 6454 | 86,969 | ||||||||||
III | ПК 1 | 1552 6340 | 0572 | +1 | 88,521 | 86,969 | ||||||
+39 | 0610 | 0574 | 0573 | 0574 | 87,911 | |||||||
+78 | 2152 | 86,369 | ||||||||||
ПК 2 | 0980 5766 | 87,543 | ||||||||||
+1 | ||||||||||||
IV | ПК 2 | 1704 6484 | 0746 | 0744 | 0745 | 87,543 | ||||||
+20 | 1335 | 0742 | 89,247 | 87,912 | ||||||||
+45 | 1151 | 88,096 | ||||||||||
+80 | 0298 | 88,949 | ||||||||||
ПК 3 | 0958 5742 | 88,288 | ||||||||||
V | ПК 3 | 0630 5411 | 0538 | +1 | 88,918 | 88,288 | ||||||
+40 | 1475 | 0534 | 0536 | 0537 | 87,443 | |||||||
+79 | 0092 4877 | 88,825 |
2161 0496 2165 0495
Σа= 38078 Σв= 34748Hкон-Hнач=1670
=1665 Σh ср.= 1665
Σh ср.испр.= 1670
Журнал
нивелирования трассы
Номер станции | Номер нивел. точки | Отсчеты по рейке, мм | Превышения, мм | Горизонт инстру-мента, м | Отметки, м | |||||||
задние а | перед- ние b | промежу-точные с | Вычисленные | Средние | Исправленные | |||||||
+ | - | + | - | + | - | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | +1 7 | 8 | 9 | 10 | |||
VI | +79 | 1599 7462 | 1002 | 1001 | 1002 | 88,825 | ||||||
ПК 4 | 0597 6462 | 1000 | +1 | 89,827 | ||||||||
VII | ПК 4 | 1419 6284 | 1980 | 1979 | 1978 | 89,827 | ||||||
+25 | 0210 | 1978 | 91,246 | 91,036 | ||||||||
ПК 5 | 3399 8262 | 87,849 | ||||||||||
VIII | ПК 5 | 0249 5166 | 1142 | +1 | 87,849 | |||||||
ПК 6 | 1391 6306 | 1140 | 1141 | 1140 | 86,709 | |||||||
IX | ПК 6 | 0595 5459 | +1 | 86,709 | ||||||||
+50 | 0320 | 0420 | 0421 | 0420 | 87,304 | 86,984 | ||||||
ПК 7 | 1015 5881 | 0422 | +1 | 86,289 | ||||||||
X | ПК 7 | 1587 6750 | 0380 | 0380 | 0381 | 86,289 | ||||||
ПК 8 | 1207 6370 | 0380 | +1 | 86,670 | ||||||||
XI | ПК 8 | 1590 7453 | 1002 | 1001 | 1002 | 86,670 | ||||||
ПК 9 | 0588 6453 | 1000 | 87,672 | |||||||||
XII | ПК 9 | 1248 6030 | 0145 | 0143 | 0143 | 88,920 | 87,672 | |||||
+40 | 2000 | 0141 | 86,920 | |||||||||
ПК 10 | 1103 5889 | 87,815 | ||||||||||
XIII | ПК 10 | 1356 6140 | 0504 | 0503 | 0503 | 87,815 | ||||||
Rp 2 | 1860 6642 | 0502 | 87,312 |
2525 4044 2528 4041
Σа= 60387 Σв =63425 Hкон-Hнач=-1513
= -1519 Σh ср = -1519 Σh ср испр.= -1513
По всему ходу:
Σа= 98465 Σв = 98173 =146
Σh ср.хода= 146 Σh ср.испр. = 157
Пикетажный журнал
studfiles.net
Обработка результатов технического нивелирования
⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 20Следующая ⇒Обработка результатов нивелирования начинается с проверки полевых вычислений в нивелирном журнале. Для этого проводится постраничный контроль. На каждой странице журнала подсчитывается сумма отсчетов по задним рейкам , сумма отсчетов по передним рейкам и алгебраическая сумма средних превышений .
Тогда
(10.1)
Далее определяют невязки в превышениях нивелирного хода. Если ход замкнутый, то
. (10.2)
Если ход разомкнутый, т. е. проложен между двумя реперами, отметки которых и известны, то
, (10.3)
где — сумма средних превышений по всему ходу.
Предельная невязка хода технического нивелирования не должна превышать
или , (10.4)
где L — длина нивелирного хода в километрах; — число станций.
Вторая формула используется при нивелировании местности со значительными углами наклона, когда число станций на 1 км хода значительно больше 10.
Допустимую невязку распределяют с обратным знаком поровну в превышения каждой станции или на сумму превышений пропорционально длине ходов с округлением до одного миллиметра. Сумма поправок должна быть равна невязке с противоположным знаком. Сумма исправленных превышений должна быть равна нулю для замкнутого нивелирного хода и равна разности отметок конечного и начального реперов для разомкнутого хода. После этого вычисляют отметки связующих точек (рис. 8.1) по формуле
, (10.5)
т. е. отметка точки последующей равна отметке точки предыдущей плюс превышение между ними.
Отметки промежуточных точек вычисляются при помощи горизонта прибора.
Горизонтом прибора называется отметка горизонтального луча нивелира, которая равна
. (10.6)
Отметка промежуточной точки С будет
, (10.7)
т. е. отметка промежуточной или плюсовой точки равна горизонту прибора минус отсчет по рейке в этой точке. Поэтому на станциях, где имеются промежуточные точки, вычисляется горизонт прибора.
Рис. 10.1. Схема вычисления отметок связующих и промежуточных точек
Пример записи в журнале технического нивелирования и обработки нивелирного хода между двумя реперами показан в табл. 10.1.
Таблица 10.1
Журнал технического нивелирования
№№ станций | №№ пикетов | Отсчеты по рейке, мм. | Превышения, мм. | Горизонт прибора, мм. | Отметки | |||||
задние | передние | промежу- точные | по черной стороне | по красной стороне | средние | исправ- ленные | ||||
Рп 1 ПК 0 | 0 340 5 029 | 1 232 5 923 | -0 892 | -0 894 | +2 -0 893 | -0 891 | 135,443 | |||
ПК 0 ПК 1 | 1 937 6 628 | 0 339 5 030 | +1 598 | +1 598 | +2 +1 598 | +1 600 | 134,552 | |||
ПК 1 ПК 2 | 0 352 5 041 | 1 466 6 156 | -1 114 | -1 115 | +2 -1 114 | -1 112 | 136,152 | |||
ПК 2 ПК 3 | 1 935 6 627 | 0 393 5 083 | +1 542 | +1 544 | +2 +1 543 | +1 545 | 135,040 | |||
ПК 3 +40 +80 ПК 4 | 1 225 5 916 | 0 667 5 353 | 2 830 2 900 | +0 558 | +0 560 | +2 +0 559 | +0561 | 137,810 | 136,585 134,980 134,910 | |
ПК 4 Х | 2 080 6 772 | 0 306 4 997 | +1 774 | +1 775 | +2 +1 774 | +1 776 | 137,146 | |||
Х ПК 5 | 2 138 6 827 | 0 494 5 185 | +1 644 | +1 642 | +2 +1 643 | +1 645 | ||||
ПК 5 Рп 2 | 0 339 5 028 | 2 231 6 922 | -1 892 | -1 894 | +2 -1 893 | -1 891 | 140,567 138,676 | |||
Σ = 58 214 | 51 780 | + 3 217 | + 3 233 | |||||||
Построение профиля трассы
Для проектирования сооружения линейного типа составляют продольный профиль трассы. Профиль составляется по данным нивелирного и пикетажного журналов на миллиметровой бумаге. Для большей наглядности масштаб для вертикальных расстояний принимают в 10 раз более крупным, чем для горизонтальных.
При составлении профилей следует руководствоваться установленными образцами, на которых показана разграфка для размещения и записи необходимых данных. На рис. 10.2 показан один из таких профилей.
Составление профиля начинается с нанесения пикетов и плюсовых точек и заполнения графы (1) расстояний. Наименование плюсовых точек на профиле не указывается, а о расстоянии их до пикетов судят по графе (1) расстояний, в которой все точки наносятся по масштабу путем проведения вертикальных линий. Расстояния между точками записываются в промежутках между этими линиями. Расстояния, равные 100 м, между пикетами не записываются. В графу (2) записываются из нивелирного журнала отметки земли или фактические отметки пикетов и плюсовых точек. В графы (3) и (4) заносятся проектные данные: уклон и проектные отметки. Графа (5) заполняется по данным пикетажного журнала. Посередине этой графы проводится прямая, представляющая собой ось трассы. Если трасса имеет повороты, то в точках поворота стрелкой показывают их направление: вниз - при повороте вправо, вверх - при повороте влево. В графе (6) показывается характер грунта. Далее от линии условного горизонта, за которую принимают одну из утолщенных линий миллиметровки, откладывают отметки пикетов и плюсовых точек в принятом для вертикальных расстояний масштабе. Отметку условного горизонта выбирают так, чтобы самая низкая точка профиля расположилась выше условного горизонта на 4—6 см.
Все нанесенные по отметкам точки последовательно соединяют прямыми линиями и получают профиль трассы.
После составления профиля выполняется проектирование линейного сооружения, например, дороги. Для этого на профиле наносится проектная линия под условием минимального объема земляных работ и минимального и максимального уклонов, обеспечивающих сток воды и безопасность движения транспорта. В таком случае уклон проектной линии вычисляется по формуле
, (10.8)
где и — отметки начала и конца проектной линии; — расстояние между этими точками, взятые с профиля. Уклон и расстояние записываются в графу (5).
Рис. 10.2. Профиль продольного нивелирования:
Масштабы: горизонтальный 1:2000; вертикальный 1:200
Часто проектная линия задается проектной отметкой начальной точки и уклонами проектной линии на каждый участок трассы. Проектные отметки, лежащие на прямой профиля, вычисляются по формуле
, (10.9)
т. е. отметка последующей точки, лежащей на прямой профиля, равна отметке предыдущей точки плюс произведение уклона линии на горизонтальное расстояние между этими точками. Записываются проектные отметки в графу (4).
Разность между проектной отметкой и отметкой земли показывает высоту насыпи или глубину выемки и называется рабочей отметкой. Рабочие отметки вычисляются для всех точек профиля и записываются над проектной линией, если они относятся к насыпи, и под ней — при выемке. При переходе от насыпи к выемке и наоборот находится точка нулевых работ (рис. 8.3). На профиле необходимо указать расстояние от этой точки до ближайшего младшего пикета. Находим это расстояние по формуле
, (1010)
где и — рабочие отметки в точках А и В; d — горизонтальное расстояние между этими точками.
Если расстояние до точки нулевых работ вычислено от промежуточной точки, то к найденному значению необходимо прибавить расстояние этой промежуточной точки до младшего пикета. Зная расстояние х, можно определить отметку нулевой точки М по формуле (8.9).
Рис. 10.3. Схема определения положения точки нулевых работ
Профиль оформляется тушью в три цвета. Все данные, относящиеся к полевым работам: графа расстояний, графа отметок земли, графа ситуации, линия профиля показываются черным цветом. Данные, относящиеся к
проектированию: проектные линии, уклоны, проектные и рабочие отметки — красным цветом. Точки нулевых работ оформляются, синим цветом.
Лекция №11. Тема: «Нивелирование поверхности».
Вопросы лекции
1. Способы нивелирования поверхности.
2. Построение топографического плана по результатам нивелирования поверхности.
3. Понятие о высокоточном нивелировании.
Читайте также:
lektsia.com
ЖУРНАЛ ТЕХНИЧЕСКОГО НИВЕЛИРОВАНИЯ
Номера | Отсчеты по рейкам | Превышения | Отметки | |||||
станции | точек | задней (а) | передней (в) | на промеж. точке (с) | h | hср. | горизонта прибора (Нгп) | пикета (Н) |
вр.рп.1 | -2663 | |||||||
-2664 | -2664 | |||||||
пк 0 | ||||||||
пк 0 | ||||||||
Х | ||||||||
Х | ||||||||
пк 1 | ||||||||
пк 1 | ||||||||
пк 2 | ||||||||
пк 3 | ||||||||
пк 4 | ||||||||
пк 4 | ||||||||
пк 5 | ||||||||
+20 ГВВ | ||||||||
+38 ГМВ | ||||||||
+60 ГМВ | ||||||||
пк 6 | ||||||||
пк7 | ||||||||
Пострани-чный контроль | Σа= | Σh = | ||||||
Σв= | ½Σh = | |||||||
½(Σа-Σв)= | Σhcр. = | |||||||
Номера | Отсчеты по рейкам | Превышения | Отметки | |||||
станции | точек | задней (а) | передней (в) | на промеж. точке (с) | h | hср. | горизонта прибора (Нгп) | пикета (Н) |
пк 7 | ||||||||
пк 8 | ||||||||
пк 9 | ||||||||
пк 10 | ||||||||
пк 10 п+14 | ||||||||
п + 20 | ||||||||
л + 7 | ||||||||
л + 13 | ||||||||
пк 10 | ||||||||
пк 11 | ||||||||
пк 12 | ||||||||
пк 13 | ||||||||
пк13 | ||||||||
пк14 | ||||||||
вр.рп.2 | ||||||||
Постр. контроль | Σа= | Σh= | ||||||
Σв= | ½ Σh= | |||||||
½( Σа – Σв)= | Σhср.= | |||||||
Общий контроль | Σа= | Σh= | ||||||
Σв= | ½ Σh = | |||||||
½( Σа – Σв)= | Σhср. = | |||||||
Оценка точности технического нивелирования: | ||||||||
Σhтеор. = Нк – Нн = | ||||||||
ƒh = Σhср. – Σhтеор. = | ||||||||
υh = – ƒh / n, где n – количество станций в ходе; | ||||||||
ƒh доп = ±50 мм √ L = |
ЖУРНАЛ ТЕХНИЧЕСКОГО НИВЕЛИРОВАНИЯ
Номера | Отсчета по рейкам | Превышения | Отметки | |||||
станции | точек | задней (а) | передней (в) | на промеж. точке (с) | h | hср. | горизонта прибора (Нгп) | пикета (Н) |
вр.рп.2 | ||||||||
пк 15 | ||||||||
пк 15 | ||||||||
+41 | ||||||||
пк 16 | ||||||||
пк 16 | ||||||||
+16 | ||||||||
+36 | ||||||||
+60 | ||||||||
+64 | ||||||||
+80 | ||||||||
пк 17 | ||||||||
пк 17 | ||||||||
пк 18 | ||||||||
пк 19 | ||||||||
пк 20 | ||||||||
пк 20 п+8 | ||||||||
л + 7 | ||||||||
л + 20 | ||||||||
Пострани-чный контроль | Σа= | Σh = | ||||||
Σв= | ½Σh = | |||||||
½(Σа-Σв)= | Σhcр. = | |||||||
Номера | Отсчета по рейкам | Превышения | Отметки | |||||
станции | точек | задней (а) | передней (в) | на промеж. точке (с) | h | hср. | горизонта прибора (Нгп) | пикета (Н) |
пк 20 | ||||||||
пк 21 | ||||||||
пк 22 | ||||||||
пк 23 | ||||||||
пк 23 | ||||||||
пк 24 | ||||||||
пк 25 | ||||||||
пк 26 | ||||||||
пк 26 | ||||||||
пк 27 | ||||||||
+ 44 | ||||||||
+ 72 | ||||||||
+ 89 | ||||||||
пк 28 | ||||||||
вр.рп.3 | ||||||||
Постр. контроль | Σа= | Σh= | ||||||
Σв= | ½ Σh= | |||||||
½( Σа – Σв)= | Σhср.= | |||||||
Общий контроль | Σа= | Σh= | ||||||
Σв= | ½ Σh = | |||||||
½( Σа – Σв)= | Σhср. = | |||||||
Оценка точности технического нивелирования: | ||||||||
Σhтеор. = Нк – Нн = | ||||||||
ƒh = Σhср. – Σhтеор. = | ||||||||
υh = – ƒh / n, где n – количество станций в ходе; | ||||||||
ƒh доп = ±50 мм √ L = |
ПИКЕТАЖНЫЙ ЖУРНАЛ
ПИКЕТАЖНЫЙ ЖУРНАЛ
ВЕДОМОСТЬ ПРЯМЫХ И КРИВЫХ
Номера ВУП | Углы | Кривые | Прямые | ||||||||||||||
положение ВУП | величина | элементы кривых | положение | длины | направления | ||||||||||||
θпр. | θлев. | R | T | K | Б | Д | НК | КК | P | S | α | r | |||||
ΣР | ΣS | αкон –αнач. | rкон–r нач | ||||||||||||||
Σ θпр. | Σ θлев. | ΣТ | ΣК | ΣД | ΣР+ ΣК | ΣS- ΣД | |||||||||||
Σ θпр. – Σ θлев | Σ2Т | Σ2Т – ΣК | |||||||||||||||
Контроль: 1) Σ θпр. – Σ θлев= αкон –αнач= rкон–r нач; 2) Σ2Т – ΣК= ΣД; 3) ΣР+ ΣК= ΣS- ΣД=L
ЖУРНАЛ РАЗБИВКИ КРИВЫХ
Элементы круговых кривых
Θ1= R1= Т1= К1= Б1= Д1= | Θ2= R2= Т2= К2= Б2= Д2= |
Пикетажное положение главных точек кривых
ВУП= -Т= НК= +К= КК= НК= +К/2= СК= | ВУП= +Т= = -Д= КК= КК= -К/2= СК= | ВУП= -Т= НК= +К= КК= НК= +К/2= СК= | ВУП= +Т= = -Д= КК= КК= -К/2= СК |
ЛИТЕРАТУРА
1. Инженерная геодезия. Учеб. для вузов / Е.Б. Клюшин, М.И. Киселев, Д.Ш. Михелев, В.Д. Фельдман; Под ред. Д.Ш. Михелева. – М.: Высш. шк., 2000. – 464 с.
2. И.Ф. Куштин, В.И. Куштин. Инженерная геодезия. Учебник. – Ростов – на-Дону. Изд. ФЕНИКС, 2002. – 416 с.
3. Федотов, Г.А. Инженерная геодезия: Учебник / Г.А. Федотов. – 2-е изд., исправ. – М.: Высш. шк., 2004. – 463 с.
4. Маслов А.В., Гордеев А.В., Батраков Ю.Г. Геодезия. – М.: Колос, 2006. – 598 с.
5. В.Н. Ганьшин, Л.С. Хренов. Таблицы для разбивки круговых и переходных кривых. М.: Недра, 1985 – 430 с.
studopedya.ru