Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Журнал Aviation Week & Space Technology, июль 2008. Журнал точно в цель ктрв


точно в цель — Бизнес России

Начав свою деятельность в качестве авиазавода, АО «ПО «Стрела» позже получило известность как производитель ракетной техники. Сегодня предприятие входит в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» и продолжает успешно развиваться, демонстрируя значительный рост объемов производства. О том, чем живет ПО «Стрела», о его достижениях и перспективах корреспонденту «Бизнеса России» рассказал генеральный директор Александр Маркман.

— Александр Матвеевич, прежде чем приступить к разговору о дне сегодняшнем, наверное, следует вспомнить историю завода. У ПО «Стрела» — богатое и славное прошлое...

— Да, это действительно так. Через 2 года наше предприятие отметит 90-летний юбилей. Это очень солидный возраст. Сегодня в стране мало заводов с такой длинной и насыщенной историей.

Истоки свои ПО «Стрела» берет в Ленинграде, где в 1928 году на базе авиаремонтных мастерских был основан завод No 47. В 30-е годы его основной продукцией стали самолеты разработки главного конструктора А. С. Яковлева. В июле 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение об эвакуации завода из Ленинграда в город Чкалов, ныне Оренбург. Последний эшелон пришел 3 сентября, а уже 25 октября была выпущена первая продукция для фронта. В целом за годы войны завод поставил фронту 1595 самолетов, отправляя по одному ежедневно.

В послевоенные годы завод продолжал развиваться, здесь изготавливали планеры, самолеты и вертолеты. 60-70-е годы стали периодом резкого наращивания производственных мощностей и смещения направленности производства в сторону ракетной техники. Началось сотрудничество с ЦКБМ (предшественник НПО машиностроения), завод превратился в одно из крупнейших оборонных предприятий страны, располагающих современным оборудованием и квалифицированными кадрами.

— Что представляет собой предприятие сейчас, за 2 года до 90-летия?

— Если говорить в целом, то, как и на протяжении всей нашей истории, мы производим в первую очередь изделия оборонной направленности. Работаем как в рамках Государственного оборонного заказа, так и по военно-техническому сотрудничеству с зарубежными партнерами, основным из которых является Индия.

Что касается заказов для российских Вооруженных cил, мы производим не только серийную технику. Ведутся работы по перспективным темам. Новые изделия, осваиваемые в настоящее время, определят будущий облик Российской армии в своем классе. Имеющийся портфель заказов обеспечивает стабильную работу завода на ближайшие 3–4 года.

— А если говорить о конкретных показателях работы, достигнутых за последние годы?

— Сегодня можно с уверенностью утверждать, что на объединении налажена стабильная и устойчивая работа. За последние 3 года объем реализации товарной продукции вырос в 2 раза. Только в 2015 году этот показатель по отношению к 2014 году увеличился почти на 30%. При этом объем Государственного оборонного заказа в 2015 году также вырос почти в 2 раза.

Как и в предыдущие годы, основную загрузку объединения обеспечивают договоры, заключенные с головным предприятием — АО «ВПК «НПО машиностроения».

С момента вступления в Корпорацию «Тактическое ракетное вооружение» значительно увеличилась загрузка производственных мощностей, расширилась номенклатура выпускаемых изделий и агрегатов. Подписаны контракты с головным предприятием АО «ТРВ» и предприятиями Корпорации: ГосМКБ «Радуга» имени А. Я. Березняка, ГосМКБ «Вымпел» имени И. И. Торопова, ГНПП «Регион», со Смоленским авиационным заводом...

— Раз уж зашла речь о Корпорации «Тактическое ракетное вооружение»: Александр Матвеевич, как вы оцениваете деятельность предприятия в составе Корпорации?

— Произошедшее в конце 2012 года слияние двух корпораций: КТРВ и ВПК «НПО машиностроения», в состав которой мы входили с 2007 года, стало знаковым для ПО «Стрела» событием. Более того: это значительно расширило возможности всех предприятий Корпорации.

— Какими вы видите дальнейшие перспективы развития ПО «Стрела»?

— Сохранится продолжающийся все последние годы рост объемов производства. Особо следует отметить тот факт, что ряд проводимых на объединении опытно-конструкторских работ относится к числу прорывных, приоритетных и стратегически важных направлений.

Одним словом, объединение ждет большая работа. А наличие стабильного, перспективного портфеля заказов — это гарантия финансового и экономического благополучия предприятия, возможность решать многие социальные вопросы.

Стрела

АО «ПО «Стрела»

Телефон:75-63-84; 75-61-51; (3532) 75-72-09

Факс:(3532) 75-54-60

Адрес:460005 Оренбургская обл., г. Оренбург, ул. Шевченко, 26 отдел маркетинга)

glavportal.com

Интервью генерального директора корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Бориса Обносова

В какой конкретно области достигается синергия?

― В первую очередь речь идёт о синергетическом эффекте, достигаемом в процессе интеграции конструкторских школ. С одной стороны, оба участника интеграционного процесса дополняют друг друга, с другой ― у нас много общего. Мы изучаем и взаимно обогащаемся конструктивными решениями. Это раз.

Во-вторых, это испытательная база. Возможности по проведению испытаний очень хорошо дополнили друг друга. В том числе в области испытаний на тепловые и ударные нагрузки. У нас есть целый лабораторно-конструкторский корпус, который может быть использован другими предприятиями.

И третье. Сейчас вся страна реализует федеральную целевую программу развития оборонно-промышленного комплекса, что в ряде случаев предусматривает создание новых производственных мощностей и модернизацию старых. В результате анализа выяснилось, что производственные мощности «НПО машиностроения» работали не с полной нагрузкой. К примеру, такое огромное предприятие, как «Стрела», где численность сотрудников приближается к 7 тыс. человек, было загружено в среднем на 30%. Пермский завод «Машиностроитель», где тоже под 5 тыс. человек рабочих, ― примерно такая же ситуация. За прошедшие три года мы достаточно серьёзно загрузили свободные производственные мощности «НПО машиностроения». В частности, Оренбург у нас серьёзно вовлечён в работы по тематике «Радуги», по нашей опытной тематике. У них есть такие заделы, которых у нас нет, и без этого объединения мы были бы вынуждены их создавать.

Корпорация расширилась не только за счёт интеграции НПО «Машиностроения», но и вошла в совершенно новый для себя сегмент…

― Да, действительно, 31 марта этого года был издан указ о включении в состав нашей корпорации концерна «Морское подводное оружие ― Гидроприбор». У нас не так много было центров, которые занимались именно морским подводным оружием, причём и на нашем предприятии «Регион», и на «Гидроприборе» сложились очень сильные научные школы. Тем не менее в силу старения людей, в силу недостаточной подпитки новыми кадрами на протяжении последних двух десятилетий, конечно, эти школы нуждаются в укреплении. На мой взгляд, это и стало главной целью объединения наших двух холдингов в один. При этом «Гидроприбор» сохраняется в качестве субхолдинга.

Вообще в части создания подводного морского оружия есть много проблем финансово-экономического характера. Одна из проблем ― это «Дагдизель». Я сторонник того, чтобы не гробить «Дагдизель», а сделать всё возможное, чтобы данное предприятие восстановить. У нас в стране остался лишь один серийный завод торпедного оружия. Все остальные, по существу, это не серийные заводы. Сегодня на «Дагдизеле» работают 2100 человек. И это довольно много. Люди, которые там остались, хотят и умеют работать. Сегодня мы планируем заключить с Министерством обороны долгосрочный пятилетний контракт, открывающий ясную перспективу, в соответствии с которой можно было бы разработать понятный план финансового оздоровления предприятия.Надеюсь, я смогу скорректировать менталитет и у руководства «Гидроприбора», потому что это их «дочка» и относиться к этому предприятию надо соответствующим образом. Неслучайно ведь появилось такое название ― «дочка». Она требует внимания и заботы. Кстати, у нас накопился и достаточно большой опыт финансового оздоровления предприятий. Например, мы подняли «Красный гидропресс». Азовский оптико-механический завод, который вошёл в нашу корпорацию с огромными долгами и неясной перспективой, по существу, тоже мы подняли.

В целом я испытываю оптимизм по поводу направления морского подводного вооружения. Тем более что имеется поддержка со стороны Минпромторга и Министерства обороны. Кроме того, руководство Республики Дагестан также заинтересовано, чтобы у них был не какой-то очередной коммерческий центр, а нормальный завод и надёжные рабочие места.

Означают ли данные изменения в структуре корпорации увеличение доли стратегических вооружений в производстве КТРВ? Насколько нынешнее название корпорации со словом «тактическое» соответствует новой структуре?

― Вообще, на мой взгляд, правильнее было бы давать предприятиям и компаниям ОПК нейтральные названия ― такие как «Заря» или «Радуга». Но так уж исторически сложилось, что в названии нашей корпорации присутствует слово «тактическое». Менять здесь что-либо с каждым преобразованием корпорации не стоит. Не будем же мы с вхождением в компанию каждого нового предприятия добавлять в её название через запятую «тактическое, стратегическое, минное». Я сам шучу, что нас надо называть «Корпорация тактичного ракетного вооружения». Потому что мы тактично диверсифицируем свою деятельность. У нас нет ничего лишнего.

Вообще, физика одна для всех ― и для авиации, и для гидрологии. Уравнение Навье-Стокса описывает основные законы движения и для авиационных средств поражения, и для подводного оружия. Да, разные плотности. Но ещё непонятно, где сложнее. Механика подводного оружия и ракет сходная, даже калибры близки. Станочный парк применяем одинаковый как для производства авиационных средств поражения (АСП), так и для подводного оружия. Головки самонаведения в ряде случаев совпадают. Инерциальные системы тоже содержат много общего. Материалы, и даже двигатели ― сходные. На самом деле сходств намного больше, чем расхождений. Так что и здесь можно найти синергию авиации и моря.

_стенд

(c) АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»

Каковы основные результаты деятельности КТРВ в 2014 году и первом полугодии 2015 года и в целом перспективы деятельности на 2015 год? Каковы основные наиболее перспективные направления работ?

― Первое полугодие традиционно не очень показательное. Основной объём сдаваемой продукции всегда приходится на конец года, потому что у нас производственный цикл составляет 9–10 месяцев. На данный момент по итогам полугодия выручка, грубо говоря, подошла к 50 млрд рублей, что в 1,6 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За прошлый год наша выручка составила 112 млрд рублей, чистая консолидированная прибыль ― 12,5 млрд рублей. В этом году прибыль останется приблизительно на прежнем уровне, а объём продаж возрастет в 1,5–1,6 раза. При этом основной рост приходится на государственный оборонный заказ. Это не значит, что экспорт сокращается. Он сохраняется и даже присутствует небольшой рост. Но всё же основной генератор роста ― гособоронзаказ, а доля экспорта в абсолютном объёме снижается.

Как на деятельности КТРВ отразились западные санкции? Как финансовые, так и на поставки оборудования?

Есть определённые сложности в поставке высокотехнологического оборудования. В ряде случаев, не буду называть страны, мы получили отказ в поставке того или иного станочного парка. Но имеются и варианты замены. Мы живем в таком мире, где всегда можно найти альтернативу. Мы внимательнее стали относиться к тайваньским станкам, и они себя оправдывают в ряде случаев. Мы очень довольны стендовым оборудованием из Китая, оно одно из лучших в мире. В ряде случаев мы смотрим и на российское оборудование, но импортозамещение не нужно понимать так, что мы полностью замыкаемся и уходим в автаркию.

А прекращение поставок с Украины вас затронуло?

― В целом для нас критичными являются две позиции ― двигатели и головки самонаведения. К счастью, мы давно готовили альтернативу украинским комплектующим. Мы начали эту работу ещё пять-шесть лет тому назад. У нас, например, был заложен новый двигатель российского производства для ракеты Х-35УЭ. Раньше там стоял двигатель производства «Мотор Сич», сейчас ― двигатель НПО «Сатурн». Это была долгосрочная работа. Вообще, когда сегодня говорят, что мы за год-полтора заместим всю импортную продукцию, включая западные страны, ― это шапкозакидательство. Для этого нужна многолетняя и очень напряженная работа. Но задача и не стоит стать на 100% самодостаточными. Надо иметь надёжных поставщиков при одновременном освоении ключевых элементов.

_Цех сборки

Цех сборки. (c) АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»

Как обстоят дела по поставкам современного управляемого ракетного вооружения по известным комплексным контрактам, подписанным на МАКС-2009 для ВВС России?

Тот контракт мы давно уже выполнили и забыли. Это был только первый шаг. За период 2012–2014 гг. количество изделий, которые мы поставили Министерству обороны, увеличилось в восемь раз. Но главное не в этом. Мы не просто увеличиваем объёмы производства, но и запускаем в серию изделия, государственные испытания которых только завершаются. А освоение серии ― это совершенно другая по сложности задача. Она даже в мирное и спокойное время идёт с большим трудом. А когда, условно говоря, ставится задача молниеносно выйти на серию сразу после завершения государственных испытаний, ― это задача архисложная. У нас нет скатерти-самобранки. К тому же не всё от нас зависит. Для той же Х-35У «Сатурн» нам двигатели поставлять не успевает, потому что сейчас изделие только выходит на серию. Но если бы не было предыдущей работы по этому двигателю, эту тему вообще сейчас можно было закрывать. А так отставание будет ликвидировано в ближайшее время.

Или НПП «Исток», который поставляет нам СВЧ-модули. У них производственные мощности просто не готовы для поставок и концерну «Алмаз – Антей», и авиационной промышленности, и нам одновременно. В прошлом году КТРВ даже предоставила «Истоку» практически беспроцентный заём для расширения производства. Они создали несколько дополнительных рабочих мест, и хотя немного затянули работу в интересах КТРВ, но в конечном счёте нагнали отставание.

И так по каждому этапу ― нарастание масштабов работы чрезвычайно интенсивное. Мы, например, в этом году должны завершить 16 ОКР, в том числе 9 по морскому оружию и 7 по авиационным средствам поражения. Раньше таких темпов и близко не было.

Насколько результативно идёт отработка комплекса вооружений для истребителя пятого поколения, особенно в связи с известным решением Министерства обороны сократить количество закупаемых ПАК ФА на первом этапе, в период до 2020 года? Как это отразится на производственной деятельности корпорации?

Сокращение количества закупаемых ПАК ФА на нас никак не влияет. Наши АСП универсальны. Если мы создаём внутрифюзеляжное оружие для ПАК ФА, это не значит, что оно не сможет использоваться на внешней подвеске на Су-34, Су-35 или Як-130.

Работа по созданию АСП для ПАК ФА у нас ведётся планомерная и полномасштабная. Мы регулярно встречаемся с Игорем Яковлевичем Озаром и его командой ― примерно раз в две недели. Регулярно выезжаем в Ахтубинск, встречаемся с военными. На сегодняшний момент по всем изделиям, которые заданы для первого этапа ПАК ФА, согласованы протоколы информационного взаимодействия. В ряде случаев уже поставлены натурные образцы, как, например, противолокационная ракета Х-58УШКЭ. По всем другим изделиям мы в необходимом объёме подготовили габаритно-массовые макеты, электрические изделия и т.д. ― всего свыше 140 изделий. Где-то уже приступили к облётам. В целом, хотя задержки происходят, надеемся выполнить все работы в срок.

Есть ли у вас беспокойство в связи с возможным секвестром оборонных расходов (или, если угодно, возможным бюджетным манёвром) и, соответственно, вероятным сокращением ГОЗ?

Конечно, нас очень тревожит такая перспектива. Но сейчас высокоточным средствам поражения отдаётся приоритет. Всем же памятна ситуация, когда у нас летали красивые носители, а на складах не было никакого нового оружия. Все последние конфликты показали решающую роль именно высокоточных средств поражения. Так что хочется верить, что сокращения ГОЗ по нашей тематике не будет.

С этим связано ведь не моё благополучие, а судьба почти 50 тыс. человек, которые работают в корпорации. Вот мы сейчас разогнались, некоторые предприятия работают в две или даже в три смены. И тут на полпути всё вдруг остановить? Это же огромные дополнительные затраты для страны. Если мы прерываем какую-то серию хотя бы на год, для её возобновления мы должны будем снова инвестировать, снова запросить определённое количество изделий на периодические испытания и подтверждение всех характеристик. Мягко говоря, это был бы далеко не самый лучший вариант использования средств.

Какова доля экспорта в деятельности корпорации сейчас и на перспективу? Какие страны выступают основными заказчиками вашей продукции?

В среднем по корпорации доля экспорта составляет примерно 30%, госзаказ ― 70%. Основные заказчики ― это Индия (не могу лишний раз не упомянуть очень масштабный проект Brahmos), Вьетнам, Алжир. Имеются проекты с Китаем и Египтом. Вообще везде, где есть авиационные и морские платформы российского производства, есть и место для нашей продукции.

Во Вьетнам поставляются комплексы «Уран-Э» и «Бастион». Полагаю, сейчас резко увеличится спрос на торпедное оружие. На последнем Международном военно-морском салоне всеми нашими изделиями активно интересовалась Саудовская Аравия. До контрактов, наверное, далеко, но чувствуется, что вектор интересов таких крупных импортёров, как Саудовская Аравия, меняется.

_Новые противокорабельные ракеты Х-31АД и Х-35УЭ

Противокорабельные ракеты Х-31АД и Х-35УЭ. (c) АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»

Противокорабельная ракета Х-35УЭ

Противокорабельная ракета Х-35УЭ. (c) АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».

По-прежнему остаётся неясным вопрос с оснащением авиации ВВС России управляемым вооружением класса «воздух-поверхность» со спутниковыми системами наведения. На Западе более десятилетия уже такие боеприпасы стали основным авиационным средством поражения? У нас же чисто внешне пока что не заметно поступление такого оружия в войска.

На самом деле на многих наших изделиях стоит спутниковая система навигации. На разработках «Радуги», на Х-35У стоит GPS/ГЛОНАСС. Предусмотрены спутниковые системы навигации на КАБ калибра 1500, 500 кг. Сейчас мы заканчиваем госиспытания Х-38МТЭ. Там, где это целесообразно, спутниковую систему навигации мы ставим. Но нельзя рассматривать спутниковую навигацию как какую-то панацею. Она должна всегда дублироваться другими средствами навигации.

Если Китай поставит задачу привязать вооружение Су-35 к их спутниковой системе «Бэйдоу», это решаемая задача?

Конечно решаемая. Нет никаких нерешаемых задач. Весь вопрос в потребных для решения этих задач ресурсах.

Нет ли у корпорации планов по дальнейшему расширению сферы деятельности? Например, в сегментах высокоточного вооружениями сухопутных войск? Или ПВО на основе ракет «воздух-воздух». Тем более что такие возможности были продемонстрированы на нескольких салонах.

Вы знаете, что с «Алмаз – Антеем» мы успешно адаптировали ракету «воздух-воздух» под ЗРК «Тор» новой модификации. Она показала замечательный результат. Но других конкретных планов по перечисленным вами направлениям у нас нет ― только в случае обращения. У нас и без того очень напряжённый график проведения ОКР по нашей тематике. «Распыляться», на мой взгляд, нецелесообразно и нерационально.

bmpd.livejournal.com

Искусство видеть цель | Еженедельник «Военно-промышленный курьер»

Подводя итог 15 годам развития компании, можно уверенно утверждать, что АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» – один из лидеров оборонно-промышленного комплекса мирового масштаба. Ее продукция обеспечивает адекватный ответ на любые военные угрозы. По программе инновационного развития корпорации выполняется более 100 проектов. Инвестиции в технологическое перевооружение, реконструкцию, внедрение прорывных технологий только за последние пять лет составили более 70 миллиардов рублей. КТРВ продолжает динамичное развитие благодаря планомерной модернизации технологической базы и активной инновационной деятельности. Выручка от реализации продукции в 2016 году превысила 172 миллиарда рублей. Будущее отечественного высокоточного оружия определяют уникальные специалисты, конструкторы, рабочие корпорации. В нацеленности коллектива на эффективную работу залог успехов.

По итогам 2015 года корпорация «Тактическое ракетное вооружение» занимает 37-е место в Top-100 влиятельного американского издания Defense News и 35-е – в рейтинге Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI).

В чем секрет успехов? Над какими задачами трудится коллектив?

Предприятия холдинга разрабатывают и производят разнообразную оборонную продукцию: авиационные тактические, оперативно-тактические и стратегические управляемые средства поражения (АСП), включая гиперзвуковые; морские наступательные и оборонительные системы, в частности противокорабельные ракетные комплексы, подводное оружие и средства специального назначения; ракетные комплексы с МБР; космические системы и аппараты; продукцию двойного назначения на основе авиационных, аэрокосмических, морских и информационных технологий.

Ведущие компании – поставщики финальной продукции:

  • корпорация «Тактическое ракетное вооружение»;
  • военно-промышленная корпорация «НПО машиностроения»;
  • концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор»;
  • ГосМКБ «Вымпел» им. И. И. Торопова;
  • ГосМКБ «Радуга» им. А. Я. Березняка;
  • ГНПП «Регион».

 

Остальные предприятия специализируются на системах наведения и управления, боевых частях, двигателях, другом бортовом и специальном оборудовании, без которого невозможно создание перспективных комплексов.

ВТО для будущих поколений

“ С 2003 года суммарная производственная мощность возросла в 12,7 раза ”

За десять последних лет создано более 15 образцов АСП различных классов и назначений, ряд находится на завершающей стадии ОКР. По существу сформирована основа нового поколения оружия с ТТХ, значительно превышающими предшествующие аналоги. Реализован принцип «пустил-забыл», обеспечиваются автоматический поиск и захват цели на траектории. Новые образцы обладают существенно увеличенной дальностью, а в необходимых случаях – скоростью полета, универсальным действием по различным типам целей, большей точностью и помехозащищенностью, расширенным диапазоном применения по времени суток и погодным условиям.

Новые АСП формируют состав комплексов авиационного вооружения модернизируемых и перспективных самолетов дальней и оперативно-тактической авиации, включая Су-34 и Т-50, позволяющий успешно решать все возложенные на них боевые задачи.

Новое поколение ВТО по своим ТТХ в два-три раза превосходит предшественников, а по боевым возможностям соответствует лучшим мировым образцам. УР класса «воздух-воздух» малой (РВВ-МД) и средней (РВВ-СД) дальности оснащены передовыми системами наведения с улучшенными показателями чувствительности и помехозащищенности, значительно расширены зоны их эффективного применения.

Искусство видеть цель

Успешно развиваются высокоскоростные авиаци

vpk-news.ru

АО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение»

ИЗДЕЛИЯ ВЫСШЕЙ ПРОБЫ

     Решением Организационного комитета Национальной премии «Золотая идея» ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» присуждена первая премия в номинации «За вклад в области разработки продукции военного назначения» – запуск в серийное производство одного из новых образцов современного высокоточного оружия.     В последние годы корпорация интенсивно работает над обновлением арсенала выпускаемого высокоточного оружия авиационного, морского и берегового базирования. На авиасалоне МАКС 2009 она впервые представила широкий ряд новых типов управляемых средств поражения, выполненных на новом инженерно-конструкторском уровне за счет внедрения более эффективных принципов и систем наведения, существенного расширения зоны применения управляемых ракет (УР).     В качестве оригинальной модели демонстрировалась УР общего назначения – многоцелевая Х-38МЭ. Модульный принцип конструктивного исполнения обеспечивает возможность оснащения ее различными комбинированными системами наведения, включающими инерциальную систему и варианты конечного точного наведения на основе головок самонаведения (ГСН) лазерного, тепловизионного, радиолокационного типа или спутниковой навигации.     Дальнейшее развитие получили противорадиолокационные УР типа Х-31П. В дополнение к модернизированному образцу с расширенными боевыми возможностями Х-31ПК были представле¬ны новая версия Х-31ПД (разработка головного предприятия), а также Х-58УШКЭ (ГосМКБ «Радуга»). Эти ракеты оснащаются широкодиапазонными ГСН (в отличие от предшественников, которые имели сменные ГСН более узких частотных диапазонов).     В классе авиационных тактических противокорабельных УР были следующие новинки: высокоскоростная ракета Х-31АД, маловысотная Х-35УЭ (обе – головного предприятия), а также ракета Х-59МК (ГосМКБ «Радуга»).     По сравнению с предшественницей Х-31А, Х-31АД в целях обеспечения высокой точности наведения дополнительно оснащена инерциальной системой наведения, имеет большие дальность применения (более чем в два раза), скорость полета и эффективность БЧ. В два раза увеличен назначенный ресурс, улучшены показатели надежности.     Х-35УЭ – дальнейшее развитие хорошо зарекомендовавшей себя ракеты Х-35Э. Она выполнена в тех же габаритах, что делает возможным их взаимозаменяемость. Комбинированная система наведения с использованием инерциальной системы, спутниковой навигации и активно-пассивной радиолокационной ГСН обеспечивает Х-35УЭ более высокую точность и помехозащищенность, а также расширяет спектр поражаемых целей, в том числе в условиях РЭП. У нее в два раза увеличена максимальная дальность применения и дальность захвата цели.     Ракета Х-59МК предназначена для поражения широкой номенклатуры надводных радиолокационно-контрастных целей не только в открытом море, но и вблизи береговой черты.     Новейшие образцы управляемого вооружения были представлены также в классе «воздух-воздух» – УР средней (РВВ-СД) и малой (РВВ-МД) дальности (ГосМКБ «Вымпел»), и в классе «воздух-поверхность» – корректируемые авиационные бомбы калибра 500 и 1500 кг с новыми системами спутникового и лазерного наведения (ГНПП «Регион»).     Образцы нового поколения тактического высокоточного оружия привлекли внимание как Министерства обороны России, так и потенциальных зарубежных заказчиков. Показателен тот факт, что уже в ходе авиасалона МАКС 2009 между ВВС России и корпорацией был заключен большой контракт на поставку в ближайшие годы более десятка образцов нового управляемого вооружения.     Конструкторский потенциал предприятий, объединенных под флагом Корпорации «Тактическое ракетное вооружение», способен генерировать идеи самой высшей пробы.

www.ktrv.ru

АО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение»

ТАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Борис Обносов был назначен генеральным директором российского предприятия ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» в 2003 году. Последующий период ознаменовался планомерным ростом деловой активности компании, поскольку российские ВВС после длительного перерыва начали проводить столь необходимую модернизацию находящихся на вооружении систем типа «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». В интервью Дугласу Барри, шефу лондонского бюро издания Aviation Week & Space Technology, и редактору Алексею Комарову, Борис Обносов рассказал о развитии ведущего российского производителя авиационного управляемого оружия.

- (Aviation Week & Space Technology): Какое развитие получила структура КТРВ с момента создания корпорации в 2002 г.? Как Вам удается управлять и фокусировать деятельность корпорации ТРВ, которая к настоящему времени включает в себя такое большое число  предприятий?- Обносов: КТРВ повезло в процессе ее расширения, потому что, как вы знаете, она пережила три этапа консолидации. На первом этапе было шесть предприятий, затем последовал указ о присоединении еще восьми, и согласно последнему указу Президента в нее вошли еще пять предприятий. По существу мы объединяем 20 предприятий, поскольку одно мы создали сами – оно одновременно является и торговым домом, и производящей компанией. У нас не было большого опыта руководства таким большим числом предприятий, поэтому мы старались изучать и перенимать все лучшее, что есть на Западе, да и на Востоке тоже…Создание корпорации поэтапно позволяло нам накапливать опыт. Конечно, (такой корпорацией) сложно управлять, поскольку управляющая компания одновременно является и головной производящей компанией. Поэтому каждый из моих заместителей одновременно курирует свое направление по корпорации в целом. В настоящее время мы прорабатываем вопрос выделения управляющей компании.

- Как в настоящий момент функционирует управленческая структура?- Отношения строятся через советы директоров. У нас есть большой совет директоров корпорации, который определяет приоритетные направления корпоративного развития в целом. На сегодняшний день российским Правительством одобрена стратегия развития корпорации до 2017 года. Для управления дочерними компаниями мы имеем представителей головной компании в советах директоров, что позволяет доводить до них основные стратегические направления развития. - Считаете ли Вы, что и далее Корпорация «ТРВ» должна продолжать работать так, как сейчас, или Вы думаете, что существует потребность консолидировать усилия [отдельных предприятий] как в опытно-конструкторских работах, так и в  производстве? Считаете ли Вы, что потребуется дальнейшая консолидация сектора промышленности, производящего управляемое оружия?- Мы считаем, что останавливаться на этом пути нельзя, необходимо продолжать… Но конечно, необходимо сохранить управляемость такой структуры. Мы занимаемся консолидацией не ради консолидации. Наша цель – повысить эффективность, а эффективность может быть повышена по разным направлениям. И конструкторские разработки, и использование общего технологического потенциала и испытательной базы может быть организовано таким образом, чтобы максимально сократить издержки.

- Как Вы расставляете приоритеты в НИОКР среди различных предприятий?- Я приоритеты не расставляю. У нас есть государственная программа разработки вооружений, которая как раз и расставляет приоритеты. Я не создаю то, что не будет никем востребовано. У нас примерно такой же подход, как например, в США. Министерство обороны определяет, какое вооружение требуется, проводит анализ зарубежных рынков, для этого есть специальные структуры, занимающиеся исследованиями. Наши собственные специалисты также включены в процесс определения потребностей. Конечно, наше мнение в определенной степени влияет на принятие окончательного решения.

- Каков нынешний баланс между экспортом и внутренними поставками в процентах? Как, по Вашему мнению, изменится это соотношение через 5-10 лет? - На сегодняшний день доминируют экспортные поставки, на их долю приходится 60-70 %. Этот показатель разный для каждого предприятия, я привел средний. С развитием российской экономики и необходимостью обновления находящихся на вооружении систем (к 2015 году) фактическая доля нашего внутреннего оборонного заказа увеличится. В то же время мы будем пытаться сохранить существующий уровень экспортных поставок, поскольку мы заинтересованы и в том, и в другом.

- К 2015 году соотношение будет 50 на 50?Думаю, что соотношение останется прежним, (хотя общий уровень повысится). Правительство следует очень разумной стратегии закупок. В России закупки не будут осуществляться по советской модели, когда мы (работали 24 часа в сутки), чтобы  выполнить гособоронзаказ.

- В течение последних двух десятилетий Китай и Индия представляли собой наилучшие экспортные рынки. Однако обе страны создают собственную промышленность, способную производить управляемое оружие. Особого прогресса в разработке оружия «воздух-поверхность», «воздух-корабль» и «воздух-воздух» добился Китай. Произведенный в КНР вариант самолета Су-27 (под обозначением J-11B ) оснащен китайским радаром, авионикой, двигателями и оружием. Так, Р-77 (RVV-AE) и Р-27 на этом «китайском Флэнкере» заменены на ракеты PL-12, а YJ-91 являются версией ракеты Х-31П. Какова  стратегия компании, направленная на успешное развитие и доступ  как на китайский, так и индийский рынок?- Это не простой вопрос. По моему мнению, YJ-91  - это наша ракета Х-31П, но под китайским обозначением…Китай продолжает проявлять интерес к закупке нашей ракеты. Я считаю, что ракету невозможно скопировать. Говоря о рынках Китая и Индии, во-первых, нужно отметить, что этими странами можно восхищаться, поскольку они повзрослели и обладают очень серьезным инженерно-техническим потенциалом. Им невозможно продать устаревшую ракету.

- Вы упомянули о том, что Китай и Индия переросли этап своего промышленного «детства». Китай разрабатывает свои собственные эффективные системы. В прошлом индустриальная модель базировалась на том, чтобы продавать систему вооружений целиком. А сегодня насколько близки вы к тому, чтобы начинать думать о совместной разработке систем или, по крайней мере, иметь китайских или индийских субподрядчиков?- Процесс, о котором вы говорите, прослеживается на Западе, поскольку за исключением США и Великобритании, все ключевые западные системы вооружений создаются в кооперации… И конечно, когда мы  говорим о совместной разработке, мы говорим о будущем. Вопрос состоит в том, как скоро может быть реализовано наше сотрудничество в сфере разработки вооружения. Нам необходимо изучить возможности другой стороны. Будет ли вклад сторон равнозначным или нет? Перед  глазами есть первый пример такого рода сотрудничества с Индией  - проект «Брамос». Но такого рода решение принимается на уровне правительства, а не на уровне корпораций, поскольку разработка и торговля оружием – это, возможно, одна из самых строго контролируемых сфер. Но рано или поздно международное сотрудничество в этой сфере наладится. Ведь невозможно противостоять мировым тенденциям.

- В прошлых беседах Вы упоминали, что 90-е годы были периодом стагнации для сегмента управляемого оружия. Насколько сложен был тот период для промышленности? Что повлекло за собой недостаточное финансирование?- Многое написано о том времени и о тех переменах, которые оно вызвало. В течение 1990-х гг. было необходимо изменить все приоритеты страны. Конечно, процесс был болезненным, в особенности, для оборонной промышленности. В те годы было очень непросто сохранить наши инженерные и рабочие ресурсы. Это негативно повлияло на все сферы деятельности. 90-е гг. были своего рода экспериментом по выживанию. Но с 2000 г. появилась возможность изменить ситуацию к лучшему.

- Недавно компания MBDA осуществила два управляемых пуска ракет «воздух-воздух» Meteor с прямоточным двигателем. «Вымпел», входящий в состав КТРВ, разрабатывал в свое время аналогичную модификацию ракеты Р-77. Похоже, это одна из тех программ, на которую оказал негативное воздействие кризис 90-х. Остается ли это направление разработок в сфере интересов КТРВ?- Если мы сравним программы разработки ракет Р-77 и «Метеор», то мы идем вровень. Разработка ракет с ПВРД представляет большой интерес. На этом сконцентрированы усилия наших научно-производственных ресурсов, и развитие этого направления продолжается.

- РСК «МиГ» недавно сообщила о разработке прототипа беспилотного ЛА (под обозначением СКАТ) – для удовлетворения потенциальной потребности российских ВВС в таком вооружении. «Сухой» также работает в этом направлении. Присматривается ли КТРВ к разработке оружия для БПЛА?- СКАТ – это крупногабаритный БПЛА. Конечно, мы заинтересованы в поставке вооружения, которое будет адаптацией наших ракет малой и средней дальности. Другой интересный вопрос – это создание малогабаритных БПЛА. Это гораздо более сложная задача, которая потребует больше времени на ее решение. Но еще раз хочу подчеркнуть, что за этим будущее нашей промышленности .

- Во время работы МАКС-2007 КТРВ продемонстрировала три «новых» разработки – Х-31АД, Х-58УШКЭ и Х-38МЭ. Не могли бы Вы рассказать немного подробнее о каждой из этих систем?- Ракета Х-31АД имеет примерно то же применение, что ракета Х-31А, но имеет более мощную боевую часть и увеличенную (в два раза) дальность. Противорадиолокационная ракета Х-58УШКЭ оснащена широкополосной ГСН, складывающиеся аэродинамические поверхности позволяют размещать ее на внутрифюзеляжной подвеске. Ракета Х-38МЭ предназначена для поражения различных защищенных, бронированных целей, может оснащаться различными (модульными) типами ГСН.Насколько важен успех семейства Х-38МЭ для будущего КТРВ? Когда ракета будет предложена на экспорт, учитывая, что Х-25 уже является  «зрелым» продуктом?Х-38МЭ – это ракета модульного типа. При ее создании использовался весь тот опыт, который накопило предприятие за эти годы. Если вспомнить историю создания ракеты Х-25, то она заменила ряд ракет предыдущего поколения, таких как Х-66, -23, -27. Мы продолжаем применять принцип модульности. Хотелось бы выйти с этой ракетой на рынок уже сегодня… Надеюсь, что это произойдет как можно раньше.

- Ракета Р-73 установила новый стандарт для ракет ближнего боя с ИК-наведением, когда она поступила на вооружение примерно в 1987 г. С тех пор прошло двадцать лет, и конкуренты предлагают более совершенные ракеты, такие как Asraam, IRIS-T, Python 5, AIM-9X. Что в этой ситуации предпринимает КТРВ?- Вы упомянули ряд наших конкурентов, которые широко известны. Я думаю, что не смотря на «почтенный» возраст ракеты Р-73, она еще может себя показать, если применяется в определенной ситуации. Хотя на Западе появилось новое поколение ракет, Р-73 остается конкурентоспособной. Конечно, мы занимаемся вопросом ее замены на более совершенные образцы. Работы ведутся в направлении улучшения характеристик: помехозащищенности, возможности применения в любое время суток, всенаправленного действия.

- Кажется, что разработка новой ракеты К-30 заняла достаточно много времени. Это один из примеров  пагубного влияния 90-х гг.?- Как только мы получим разрешение упоминать обозначение этой ракеты, мы сможем о ней говорить. Разработка вооружения – это не та сфера, где нужна большая «прозрачность».

- Через 5-10 лет России придется предложить замену существующим вооружениям.- Я полностью согласен. Технологический прогресс продолжается. Его не возможно остановить.

www.ktrv.ru

АО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение»

История АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» началась с Болшевской трудовой коммуны № 1, созданной 18 августа 1924 года на основе приказа № 185 Особого главного политического управления (ОГПУ). Коммуна расположилась на базе совхоза Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) «Костино», образованного в 1919 году и занимавшегося опытным семеноводством. Возглавил её Матвей Самойлович Погребинский – человек-легенда, создавший собственную систему по перевоспитанию беспризорников и малолетних правонарушителей.

Болшевская коммуна начиналась с 33 воспитанников и 8 штатных сотрудников. Задачей преподавателей было обучение подростков какой-либо специальности, для чего в октябре 1924 года были созданы столярная и сапожная мастерские, которые к 1933 году выросли в трикотажное, обувное, деревообрабатывающее и металлообрабатывающее производство. Коммуна выпускала спортивную обувь и одежду, лыжи, теннисные ракетки, коньки. Производство стало приносить ощутимую прибыль, успешно решались вопросы жилья, был построен пионерский лагерь, в 1933 году открылся учебный комбинат, поощрялось увлечение воспитанников коммуны спортом и искусством. Число коммунаров превысило 4 тысячи человек.

За 15 лет проведения эксперимента в Болшевской трудовой коммуне был накоплен большой педагогический опыт, перенимать который приезжали многочисленные советские и зарубежные специалисты. Развитие производства, а также спортивной и культурной жизни, несомненно, способствовало тому, что в 1939 году посёлок Костино получил статус города. В разные годы коммуну охотно посещали Надежда Крупская, Климент Ворошилов, Семён Будённый, Вячеслав Менжинский, Алексей Толстой, Максим Горький, Александр Фадеев, Эдуард Багрицкий, Владимир Маяковский, Бернард Шоу, Анри Барбюс, Ромен Роллан.

Тем не менее, 1 января 1939 года коммуна прекратила своё существование. Многие её руководители и воспитанники были репрессированы. Все её производственные площади, здания, жилищный и другие фонды решением были переданы Наркомату лёгкой промышленности РСФСР. На месте коммуны был создан «Болшевский комбинат спортивного инвентаря», который продолжал выпуск широкого спектра спорттоваров. В апреле 1940 года Совнарком СССР принял решение об организации на базе спорткомбината нового завода. И, согласно приказу Наркомата авиационной промышленности СССР № 220с от 9 марта 1941 года, здесь образован Государственный Союзный завод № 472 по выпуску оборудования для военных самолётов.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война с немецко-фашистскими захватчиками. В августе 1941 года правительство СССР создало эвакуационный комитет, который координировал отправку стратегически важных предприятий вглубь страны, подальше от зоны военных действий.

Завод № 472 в два этапа был эвакуирован в г. Кузнецк, Пензенской области. Для перевозки основной части оборудования было выделено 150 железнодорожных вагонов. Более двух тысяч рабочих и специалистов с семьями разместились еще в 200 вагонах. Оборудование, которое по различным причинам невозможно было вывезти, было законсервировано. Полностью эвакуация завершилась в октябре 1941г.

После разгрома фашистов под Москвой на производственных площадях эвакуированного завода № 472 в начале 1942 года был создан филиал Куйбышевского завода № 145. Он выпускал выливные авиационные приборы типа ВАП-6М, ВАП-100, ВАП-500 и ленты расчалки для оснащения самолётов фронтовой авиации.

Директором филиала назначен Николай Кузьмич Сорокин. Главным инженером – Иван Георгиевич Терехов.

После полугодовой работы схема управления филиалом была признана слишком громоздкой и рискованной, особенно в условиях войны. Государственный Комитет Обороны принял решение о создании на базе филиала самостоятельного оборонного предприятия.

3 июня 1942 года постановлением ГКО на базе филиала образован Союзный завод № 455 Второго главного управления НКАП. Именно от этой даты ведёт свою историю «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение». Директором предприятия стал Николай Сорокин, главным инженером – Иван Терехов. Число рабочих составило 596 человек.

Законсервированное оборудование было вновь запущено, установлены новые станки и производственные линии. Уже к осени 1942 года предприятие начало выпускать продукцию – корпуса приборов ВАП-200, ВАП-400, ВАП-500. В этот период работало три производственных и два вспомогательных цеха.

В 1943 году директором завода № 455 назначен Михаил Петрович Горбунов, а в 1944 году должность главного инженера получил Александр Георгиевич Александров.

К концу войны, в 1944-1945 годах завод стал выпускать аварийные механические сбрасыватели для бомбардировщиков.

После окончания войны многие рабочие и специалисты, эвакуированные г. Кузнецк, вернулись в Костино на завод № 455. В первые послевоенные годы предприятие производило угнетающее впечатление. Его производственные, жилые и складские помещения находились в полуразрушенном состоянии. Лишь кое-где имелась булыжная мостовая. Основным транспортным средством были лошадиные упряжки.

В 1946 году Министерство авиационной промышленности включает в план завода новую продукцию: кассетные двигатели КД4-456А, КДЗ-246А, замков Б-4, В-10-У и электроприводов Б-4-А-2 для бомбардировщиков КБ А.Н.Туполева. В 1946 году главным инженером предприятия назначен Василий Иванович Кузьмин.

Основной задачей коллектива в послевоенные годы было восстановление и расширение завода. В рамках этого проекта в 1946 году были созданы испытательный цех, горячий цех с литейным, кузнечным и термическим участками, организован отдел заводских лабораторий. В период с 1947 по 1949 годы реконструированы механический цех, цеха нормалей и гальванопокрытий.

В 50-е годы завод № 455 активно развивался. Расширялись производственные площади, создавались новые службы, решались социальные вопросы. Огромная заслуга в успешном развитии предприятия принадлежит Михаилу Петровичу Аржакову, который 13 мая 1950 года был назначен директором предприятия. Под его руководством в 1950 году восстановлен корпус 16, где располагались цех № 4, отдел главного технолога, отдел главного металлурга, а также инструментальный отдел. Кроме этого, была создана рентгеновская лаборатория, реконструирован участок сборки узлов цеха № 15.

В конце 1950 года по инициативе Михаила Аржакова началось расширение выпуска товаров народного потребления с целью создания их серийного производства. До этого момента на заводе небольшими партиями производилась металлическая посуда и другие изделия из металла. К 1953 году был разработан и запущен в серию чайно-кофейный сервиз, впоследствии удостоившийся государственного Знака качества.

В декабре 1951 года приказом Министра авиапрома главным инженером предприятия назначен Михаил Ильич Муромцев.

В 1953-1955 годах продолжалось расширение завода, а также его социальной инфраструктуры. Создан цех окончательной сборки, образована контрольно-испытательная станция, построен пионерский лагерь «Лесное озеро» на 200 мест. К 1955 году, после выполнения заказа на изготовление турельных установок с автоматическим наведением для бомбардировщиков Мясищева, предприятие становится одним из основных поставщиков вооружений для авиации.

Несмотря на то, что концепция конструкции и назначения крылатой ракеты была сформулирована еще до Первой мировой войны, лишь боевые действия во время Второй мировой войны 1939-1945 гг. показали, что пришло время реактивных двигателей и тактических крылатых ракет в частности.

В 1955 году завод № 455 получил задание правительства на создание ракетных систем класса «воздух-воздух». Коллектив предприятия приступил к созданию производственной базы для их разработки и выпуска, одновременно начались работы по проектированию ракет.

Серийное производство первой отечественной управляемой ракеты класса «воздух-воздух» РС-1-У было освоено на предприятии в 1956 году. Она разработана известным конструктором Дмитрием Людвиговичем Томашевичем в ОКБ-2 и предназначалась для оснащения истребителей МиГ-17ПФУ и Як-25П.

Работы по созданию управляемых ракет расширялись и 17 мая 1957 года приказом МАП на базе серийного конструкторского отдела завода № 455 было образовано конструкторское бюро. Его возглавил Михаил Ефимович Едидович, работавший до этого главным технологом предприятия. Коллектив КБ приступил к созданию ракеты класса «воздух-воздух» Р-55 для оснащения самолётов МиГ-21 бис, Су-9, Су-15.

После проведения испытаний ракеты РС-1-У и принятия её на вооружение, началась разработка более совершенных моделей РС-2-У и РС-2-УС, которые предназначались и для сверхзвуковой авиации. Они наводились на цель по линии, образованной сканирующим лучом радиолокационной станции самолёта перехватчика.

Продолжалась реконструкция и расширение производственных мощностей, осваивались новые технологии. В 1956 году освоена ковка и штамповка деталей из цветных металлов. В период 1958-1959 годов внедрена автоматическая аргонно-дуговая сварка алюминиевых сплавов, организованы эксплуатационно-ремонтный отдел и участок магниевого литья. Летом 1958 года руководители завода и КБ во главе с Михаилом Аржаковым совершили предварительную поездку в г. Ахтубинск, Астраханской области для определения места под строительство собственного испытательного центра.

Новая продукция требовала привлечения квалифицированных специалистов. Коллектив завода пополнялся выпускниками Днепропетровского государственного университета и авиационных институтов. В 1959 году на базе предприятия открылся филиал Всесоюзного заочного политехнического института.

Кроме продукции военного назначения, на предприятии активно развивалось производство товаров народного потребления. Под руководством Михаила Аржакова в 1958 году был введён в строй отдельный цех ТНП, где началось серийное производство чайно-кофейных сервизов.

В 60-е годы завод № 455 продолжал расширять основное и вспомогательные производства и ассортимент продукции. В это время, кроме уже серийно выпускавшихся ракет РС-1-У, РС-2-У и РС-2-УС, была освоена сборка зенитной управляемой ракеты 3М9 для зенитного ракетного комплекса «Куб». Кроме этого, предприятие производило ракеты класса «воздух-воздух» Р-8М, Р-8М1Р, Р-8М1Т, К-98, К-98МР, К-98МТ, Р-4, Р-40, разработанные ОКБ-4 Матуса Бисновата.

Одновременно с боевыми ракетами с начала 60-х годов завод изготавливал малоразмерные ракеты-мишени ИЦ-59 («Олень»), ИЦ-60 («Заяц») для обучения лётного состава применению ракет «воздух-воздух». Эти модели имели программное управление, и запускались с самолёта.

Для разработки конструкторской документации первой отечественной ракеты класса «воздух-поверхность» Х-66 приказом министра авиапрома в марте 1966 года на предприятии создаётся Опытно-конструкторское бюро (ОКБ). Разработка и внедрение в производство прошли в кратчайшие сроки. Уже в ноябре 1966 года были выполнены первые испытательные пуски, в 1967-1968 гг. проводилась лётная отработка, а 20 июня 1968 года ракета была принята на вооружение. Использовалась Х-66 в составе вооружения самолёта МиГ-21ПФМ, и производилась до 1976 года включительно.

Еще в конце 50-х годов одним из важнейших вопросов развития предприятия было определено создание летно-испытательного комплекса. Местом испытаний был определён г. Ахтубинск Астраханской области. Масштабные строительные работы начались в 1967 году. Модернизация и реконструкция комплекса проводятся постоянно с учетом развития технологий.

30 апреля 1966 г. завод № 455 переименован в Калининградский машиностроительный завод (КМЗ). За десять лет предприятие значительно расширилось. Построен учебный корпус, цех пластмасс, создана химико-технологическая лаборатория, закончилась реконструкция литейного цеха. Внедрены аргонно-дуговая, контактная и роликовая сварка титановых сплавов, а также литьё и изготовление деталей из них.

На базе ракеты РС-2-УС конструкторским бюро предприятия была отработана документация по первой самостоятельной разработке завода - ракете класса «воздух-воздух» Р-55 для вооружения истребителей МиГ-21 бис, Су-9 и Су-15. На этой модели использовалась тепловая головка самонаведения, которая имела повышенную помехозащищённость. Это обеспечивало эффективное применение ракеты на высотах от 0 до 22 км и перехват воздушных целей на дальности от 1,2 до 10 км. Ракета была принята на вооружение 21 января 1969 г. и серийно производилась вплоть до 1977 года.

Еще в середине 1960-х годов предприятие начало разрабатывать ракеты класса «воздух-поверхность». Модель Х-23 сохранила систему управления и компоновку узлов от Х-66, а систему наведения было решено применить радиокомандную с помощью кодированных управляющих радиосигналов. Государственные испытания ракеты на самолётах МиГ-23 и МиГ-23Б прошли с марта 1970 года по октябрь 1973. По их результатам в 1974 году Х-23 была принята на вооружение самолетов типа МиГ-23, МиГ-27, Су-17, Су-22, Су-24, Як-28. Кроме этого, впервые в мировой практике в 1977 году были проведены реальные пуски тактической ракеты Х-23 с вертолёта соосной системы несущих винтов Ка-252ТБ.

С 1974 по 1976 годы проводилась модернизация ракеты (Х-23М) под более совершенную аппаратуру наведения. В 1977 году успешно состоялись стрельбы по надводным целям. Результаты – прямые попадания в баржи-мишени. Ракета Х-23 выпускалась предприятием до 1983 года. Поставлялась на экспорт в десять стран.

В начале 70-х годов возникла необходимость в усовершенствовании управляемого тактического оружия, и в 1971 году специалистами ОКБ была создана принципиально новая система наведения ракет класса «воздух-поверхность» при помощи лазерного луча. На цель наводился узкий лазерный луч, являющийся ориентиром для головки самонаведения. Новая ракета получила индекс Х-25, и стала приоритетным направлением развития ракетного производства. Её конструкция оказалась весьма удачной. Государственные лётные испытания этой модели проводились по ноябрь 1974 года, в 1975 году ракета была запущена в серийное производство, а в 1976 году в составе комплекса вооружения самолета типа Су-17 принята на вооружение. Это был первый в мире автономный комплекс вооружения, включающий самолет с лазерной станцией подсветки целей и ракету с лазерной полуактивной головкой самонаведения.

Работы по расширению возможностей управляемых ракет шли в нескольких направлениях. В 1972 году на основе Х-25 инженеры ОКБ приступили к созданию противорадиолокационной ракеты Х-27, оснащённой пассивной радиолокационной головкой самонаведения, способной пеленговать цель – радиолокационные станции противника различного типа.

Государственные летные испытания проходили на самолете МиГ-27 с августа 1975 года по октябрь 1976 года. После успешного завершения первого этапа и устранения выявленных недостатков, с января по июль 1977 года прошли дополнительные испытания. В сентябре 1980 года ракета Х-27ПС была принята на вооружение.

В 1974 году директором Калининградского машиностроительного завода назначен Вячеслав Александрович Беляков.

За десятилетие предприятие значительно расширилось. Построены несколько новых цехов, в том числе сборочный и цех защитных покрытий, лаборатория рентгеноконтроля, складские помещения, склад химикатов и лабораторный комплекс в Ахтубинске. Началось оснащение предприятия новейшими станками с ЧПУ, а также строительство нового участка титанового литья. В 1974 году ОКБ было оснащено первой отечественной ЭВМ – БЭСМ-4, которая занимала большое помещение.

Расширение завода привело к созданию в 1976 году на его базе «Калининградского производственно-конструкторского объединения «Стрела» («КПКО «Стрела»). В новое объединение вошли КМЗ, ОКБ «Звезда», Костромской механический и Бендерский машиностроительный заводы.

7 августа 1978 года КПКО «Стрела» переименовано в Калининградское производственное объединение «Стрела» («КПО «Стрела»).

В 1973 году главным конструктором ОКБ назначен Виктор Никифорович Бугайский, который уже имел до этого большой практический опыт создания авиационной и ракетной техники. Под его руководством были проанализированы конструкции ракет Х-66, Х-23 и Х-25, что привело к созданию концепции модульного проектирования ракет. В 1973 году начались работы по формированию рациональной системы модулей.

В конце 1978 года начались практические работы по созданию ракеты со сменными системами наведения, которая должна была заменить Х-23М, Х-25 и Х-27. Создание модульной ракеты Х-25М позволило предприятию уменьшить количество типов ракет «воздух-поверхность», снизить затраты и сроки на разработку новых моделей, повысить надёжность и упростить их эксплуатацию. В итоге были сформированы три варианта модульной ракеты Х-25М: Х-25МП – противорадиолокационная ракета с двумя модулями ПРГСН, работающими в различных диапазонах; Х-25МЛ – многоцелевая ракета с лазерной ГСН; Х-25МР – многоцелевая ракета с радиокомандной аппаратурой наведения.

Пройдя испытания на МиГ-27, ракеты ряда Х-25МП, Х-25МЛ, и X-25МР в 1981 году были приняты на вооружение. За реализацию этого проекта Указом Председателя Верховного совета СССР от 16.09.1981 г. КПО «Стрела» награждена орденом Трудового Красного Знамени.

В 80-е годы на объединении продолжались работы сразу по нескольким направлениям – разработка и создание тактических управляемых ракет как классического, так и модульного типа, ракет-мишеней, ракетных комплексов. В 1981 году завершились государственные испытания модульной ракеты Х-25М, после которых она была принята на вооружение. Серийно её стали выпускать в 1982 году.

Успешные работы КПО «Стрела» в деле повышения обороноспособности страны были по достоинству оценены правительством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1981 года за заслуги в создании отечественных авиационных ракет класса «воздух-поверхность» объединение награждено орденом Трудового Красного Знамени.

Одновременно с работами над боевыми управляемыми ракетами в январе 1980 года завершилась наземная отработка и начались лётные испытания мишени ИЦ-59В «Магнит», которая являлась дальнейшим развитием модели ИЦ-59 «Олень».

Новая ракета-мишень, как и предшественница, имела на борту автопилот и аппаратуру измерения траектории и пролёта, поиска и передачи данных наземным измерительным пунктам. Но отличалась от ИЦ-59 большей высотой и дальностью полёта, а также увеличенной стартовой массой.

В ОКБ активно развивали это направление и продолжали работы над следующим поколением мишеней – М-31, МА-31, ИЦ-35.

Одним из прорывных проектов предприятия стала сверхзвуковая противорадиолокационная ракета Х-31. Проектирование её началось еще в 1972 году. Эта модель была уникальной для своего времени. Использование принципиально нового двигателя позволяло ей развивать очень высокую скорость и поражать зенитно-ракетный комплекс противника прежде, чем тот успеет обнаружить и сбить самолёт-носитель.

После завершения этапов конструирования, изготовления и наземной отработки работоспособности элементов и блоков Х-31П, в мае 1981 года специалисты завода приступили к её лётным испытаниям. После их успешного завершения в 1985 году началось серийное производство ракеты. Государственные испытания Х-31П также завершились полным успехом в 1988 году.

На базе Х-31 с 1978 года шла разработка её противокорабельного варианта Х-31А. Новая ракета, предназначенная для поражения надводных кораблей водоизмещением до 4500 тонн, комплектовалась активной радиолокационной системой наведения и проникающей боевой частью.

Государственные испытания Х-31А на самолёте Су-24М с успехом прошли в 1989 году. К концу года началось её серийное производство.

Ещё одним несомненным достижением конструкторского и производственного коллективов предприятия стала противокорабельная ракета Х-35. Впервые технические предложения по её созданию были представлены в 1977 году. Особенностью этой ракеты была траектория полета при выходе на цель. Высота полёта Х-35 при этом над уровнем поверхности составляла около 4 м, что не позволяло средствам ПВО противника эффективно бороться с ней.

В марте 1983 года на должность главного конструктора объединения назначен Виктор Георгиевич Галушко. В том же году, 16 марта начались опытно-конструкторские работы по созданию корабельного ракетного комплекса «Уран» с ракетой Х-35Э (экспортный вариант). Для испытаний комплекса в реальных морских условиях на побережье Чёрного моря, в окрестностях г. Феодосии в ноябре 1983 года был оборудован полигон. В ноябре 1985 года прошел первый этап испытаний Х-35Э, завершившийся в 1987 году. Второй этап лётных испытаний ракеты успешно прошёл в 1989 году.

В 1986 главным конструктором ОКБ стал Георгий Иванович Хохлов, а в январе 1987 года генеральным директором КПО «Стрела» назначен Вячеслав Анатольевич Шаповалов. Тогда же начались лётно-конструкторские испытания КРК «Уран-Э».

В 1989 году Опытно-конструкторское бюро выделено из состава объединения в самостоятельное юридическое лицо – ОКБ «Звезда».

В 21 век ГНПЦ «Звезда-Стрела» вступил с массой наработок по созданию совершенно нового тактического ракетного оружия.

24 января 2002 года президент РФ подписал Указ № 84 «Об открытом акционерном обществе «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ). В состав корпорации вошло шесть предприятий. В период до 2010 года расширение состава Корпорации ТРВ проводилось еще два раза: — 9 мая 2004 года согласно указу № 591 президента РФ в состав корпорации вошло восемь предприятий; — 20 июля 2007 года согласно указу № 930 президента РФ в состав корпорации вошло еще пять предприятий.

В результате поэтапного расширения в состав ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» к концу первого десятилетия XXI века входило 19 ведущих предприятий российского ОПК.

Летом 2002 года началась подготовка очередного этапа госиспытаний ракеты Х-35Э (3М-24Э) в составе КРК «Уран-Э». Первая стрельба состоялась 14 сентября и была признана успешной всеми членами комиссии.

В дальнейшем стрельбовые испытания комплекса проводились в различных погодных условиях, включая шторм, но итог их был неизменно успешным. Государственные испытания КРК «Уран-Э» успешно завершились в декабре 2005 года в рамках госиспытаний сторожевого корабля «Татарстан», флагмана Каспийской флотилии российского ВМФ. Все три пущенных ракеты поразили цель.

27 октября 2004 года был открыт новый демонстрационный зал ракетной техники и истории корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Его площадь превышает 250 кв. м. Здесь представлены материалы по истории корпорации, начиная с Болшевской трудовой коммуны в деревне Костино, работы завода № 455 в годы Великой Отечественной войны, образования ОКБ и до последних разработок управляемых тактических ракет. В демзале демонстрируются практически все изделия, разработанные или выпускавшиеся всеми предприятиями Корпорации ТРВ, как в масштабных моделях, так и в полном размере. Стенды демонстрационного зала постоянно пополняются.

В марте 2005 года открыт уникальный стенд полунатурного моделирования, предназначенный для тонкой настройки ПРГС и инерциальных систем управления. Уникальное сооружение позволяет значительно экономить время и средства на безупречно тонкую отработку бортовых систем управления ракет класса «воздух-поверхность» и противокорабельных ракет, на доведения их тактико-технических возможностей до боевого совершенства. На стенде можно имитировать все параметры полета ракеты: её безопасный старт или отделения от носителя, стабилизацию, вывод на траекторию маршевого полета и полет на маршевой высоте, вывод в зону захвата цели, захват её системой самонаведения и последний этап – ближнее самонаведение.

Отработка всех элементов КРК «Уран-Э» ускорила работы по созданию ПБРК «Бал-Э». Осенью 2004 года на сухопутном полигоне военно-морской базы проводились государственные испытания комплекса с ракетой Х-35Э (3М-24Э). В течение двух месяцев отрабатывалась стрельба в различных условиях. Комплекс показал великолепные результаты. Ракеты попадали не просто в мишень, имитирующую корабль, а в её геометрический центр. Время развёртывания комплекса на новой позиции составляло не более 10 минут, а залп может включать до 32 ракет. 10 октября государственная комиссия на своем заседании признала испытания успешными и «Бал-Э» был принят в опытную эксплуатацию ВМФ России. На вооружение Российской Армии подвижный береговой ракетный комплекс «Бал-Э» принят в 2008 году.

www.ktrv.ru

Французский журнал о новых российских ракетах Х-38МЭ и АПР-3МЭ » Военное обозрение

АО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение» (КТРВ) представило на МАКС-2017 новую модификацию ракеты Х-38МЭ класса «воздух-поверхность» и новый вариант авиационной противолодочной ракеты АПР-3МЭ «Гриф», пишет французский журнал «Air&Cosmos».Французский журнал о новых российских ракетах Х-38МЭ и АПР-3МЭАвиационная противолодочная ракета АПР-3МЭ "Гриф" на стенде АО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение» на авиасалоне МАКС-2017.

По сравнению с ранее демонстрировавшимися образцами, у Х-38МЭ было изменено оперение, несущие поверхности и головка самонаведения.

«В предыдущей модификации оперение и несущие поверхности могли складываться, что позволяло разместить ракету во внутреннем отсеке вооружения истребителя. Новый вариант имеет нескладывающиеся плоскости, но при этом ракета может быть подвешена во внутренний отсек. Был сокращен размах несущих поверхностей, а также сокращена их хорда. Представитель компании отказался комментировать изменения во внешнем облике ракеты. Однако весьма вероятно, что имели место некоторые проблемы со сбросом ракеты из внутреннего отсека на большой скорости», – приводит статью bmpd.

Помимо ракеты Х-38МЭ, которая демонстрировалась на стенде КТРВ, были показаны макеты ракет Х-38М, подвешенные на истребитель Су-35С. «Одновременно были сообщены улучшенные характеристики ракеты Х-38М, в первую очередь, увеличенная до 70 км дальность полета по сравнению с 40 км у предыдущих модификаций. Другие параметры, включая стартовую массу (520 кг с боевой частью весом 250 кг) остались неизменными», – пишет журнал.

КТРВ также демонстрировала новый вариант авиационной противолодочной ракеты АПР-3МЭ «Гриф». У данного изделия имеется твердотопливный турбоводометный двигатель.

АПР-3М «Гриф» отличается от предшествующего варианта АПР-3 «Орел» сниженной массой (470 кг против 525 кг у «Орла»), а также уменьшенной длиной (3,25 м против 3,68 м у «Орла»). Кроме того, увеличено время работы ракетного двигателя, что привело к увеличению практической дальности стрельбы.

«Акустическая ГСН ракеты стала более чувствительной и с повышенной защитой от помех. ГСН может обнаруживать подводную лодку на расстоянии 2500 метров (2000 метров у предыдущей модификации). АПР-3МЭ "Гриф" может поражать подводные лодки, идущие со скоростью до 80 км/ч и на глубинах до 800 метров», – говорится в статье.

topwar.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта