Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

РА ТРИЗ. Журнал триз


Литература по ТРИЗ | РА ТРИЗ

Книги по ТРИЗ

Альтшуллер Г.С. — Творчество как точная наукаАльтшуллер Г.С. — Крылья для ИкараАльтшуллер Г.С. — Найти идеюАльтшуллер Г.С. — Поиск новых идей — от озарения к технологииСелюцкий А.Б. — Дерзкие формулы творчестваСелюцкий А.Б — Как стать еретикомСелюцкий А.Б. — Нить в лабиринтеСелюцкий А.Б — Как стать еретикомСелюцкий А.Б. — Правила игры без правил

Аннотированный список литературы по ТРИЗ

Альтшуллер Г. С. Найти идею (2003 г.) — 239 стр.С 40-ых годов ХХ века в России разрабатывается научная теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Сегодня ТРИЗ хорошо известна и используется десятками тысяч людей во всем мире для решения творческих задач во всех областях человеческой деятельности. Различные этапы становления ТРИЗ отражены в книгах ее автора Г. Альтшуллера.«Найти идею» — книга, в которой ТРИЗ изложена в наиболее полном и завершенном виде. Все положения проиллюстрированы многочисленными примерами и учебными задачами.

Альтшуллер Г.С.  Творчество как точная наука (2004 г.) — 203 стр.Первое издание этой книги состоялось в 1979 г. Тиражом 40 000. В ней представлены теоретические и философские основы развития технических систем: законы, вепольный анализ, стандарты, АРИЗ. Показана возможность использования теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) не только в области технических, но также природных и социальных систем. Особенностью книги, делающей ее актуальной и интересной для современного читателя, является то, что в книге имеются материалы, которых больше не было ни в одной другой книге Автора ТРИЗ Г.С.Альтшуллера.В книге приведены 70 изобретательских задач, решение 60-ти из них снабжено подробным разбором. Книга идеально подходит для самостоятельного изучения ТРИЗ, но также полезна и преподавателям этой дисциплины.Книга рассчитана на читателя, вовлеченного в творчество, интересующегося проблемой повышения эффективности творческого мышления.

Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И.Поиск новых идей: от озарения к технологии (1989 г.) — 380 стр.В книге рассказано о теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), ее практическом использовании, в том числе и в рамках функционально-стоимостного анализа – современного эффективного метода совершенствования продукции. Приведенные рекомендации основаны на опыте практической работы авторов и их коллег в области применения ТРИЗ, обучения методологии изобретательства, внедрения полученных решений и т.п.Рассчитана на тех, кто проходит обучение по ТРИЗ, разрабатывает или совершенствует новую технику. Будет полезна и тем, кто в любой области деятельности встречается с творческими задачами.

Альтов Г.С.  И тут появился изобретатель (2000 г.) — 160 стр.Автор, Генрих Саулович Альтшуллер, не дожил до четвертого издания этой книги. А он очень ждал ее. Потому что книга эта – уникальна… «В этой книге мы в основном будем говорить об изобретательстве. Но адресована книга всем, кто хочет научиться решать самые разные творческие задачи. Конечно, эта книга – не учебник. Но в ней показано, что решение творческих задач – доступное всем, необходимое и чрезвычайно увлекательное занятие….»

Альтов Г., Журавлева В.  Летящие по вселенной (2002 г.) — 839 стр.«Фантастика – художественная литература, ее цель не прогнозы, а человековедение (я бы сказал – мироведение). Но, стремясь к художественной достоверности и используя художественную логику, писатель нередко предвидит будущее». Так говорил в свое время Г. Альтов, и, возможно, в первую очередь эти слова применимы к творчеству его и его жены В. Журавлевой – творчеству, ставшему поистине «квинтэссенцией» отечественной научной фантастики. Эта фантастика – интеллектуальная, увлекательная, насыщенная идеями – опередила свое время.ТАКОЙ фантастики не писали раньше…ТАКОЙ фантастики не пишут и теперь…

Гин А.А.  Задачки сказки от кота Потряскина (2002 г.) — 78 стр.Книга содержит более 40 занимательных задач. В центре каждой из них – сказочный герой, который должен найти выход из того или иного затруднительного положения. Юный читатель вместе с героем ищет этот выход, используя предлагаемые подсказки, решения и комментарии. Работа с книгой поможет развить творческое мышление детей, создать благоприятную психологическую атмосферу для общения детей и взрослых.

Гин А.А.  Приемы педагогической техники (1999 г.) — 112 стр.Эта книга–методика адресована учителям-практикам и методистам независимо от предметной специализации. В ней содержатся апробированные и четко сформулированные приемы управления классом, поддержания дисциплины и внимания; технология организации традиционных и нетрадиционных форм работы на уроке, взаимопомощи учеников; приемы обеспечения эффективной проверки знаний и т.п., а также дидактические приемы: как заинтересовать учеников лекцией, нескучно повторить основной материал темы, поддержать интерес к учебной проблеме, научить грамотно строить свою речь при ответе и др.Кроме того, в ней раскрыты приемы организации труда учителя.

Гин А.А.  ТРИЗ педагогика (2015 г.) — цифровая книгаКнига для умных родителей и учителей.

Гин А.А., Андржеевская И.Ю. 150 творческих задач ( для сельской школы) — (2007 г.) — 234 стр.Книга»150 творческих задач» предназначена для тренировки креативности, то есть изобретательских и исследовательских навыков мышления, учеников средних и старших классов. В нее включены задачи из сферы сельской жизни, а также методические и теоретические подсказки.Эта книга — увлекательное чтение для тех, кто готовит себя к творческому труду. Задачи сопровождаются интересными историческими сведениями, редкими фактами из жизни растений и животных.

Гин С.И.  Мир загадок (2006 г.) — 127 стр.Пособие представляет собой подробную поурочную разработку курса, который знакомит детей с окружающим миром через отгадывание и сочинение загадок. Первоклассники изучают свойства предметов, осваивают возможности органов чувств, приобретают навыки системного и диалектического мышления, знакомятся с понятиями ТРИЗ, путешествуют по Стране загадок.Книга предназначена для преподавателей и детей начальной школы.

Гин С.И.  Мир фантазии (2006 г.) — 125 стр.Курс «Мир фантазии» ставит своей задачей обучить детей навыкам творческого мышления и управляемого воображения. Методологическую основу курса составляют приемы развития творческого воображения из ТРИЗ. Пособие представляет собой подробные поурочные разработки для учащихся 2-3 классов, включающие в себя рекомендации по проведению каждого урока, примерные схемы диалогов, анализ возможных трудностей, иллюстративный материал к уроку.

Гин С.И. Мир человека (2006 г.) — 143 стр.Пособие представляет собой подробную поурочную разработку курса «Мир человека», который факультативно может преподаваться во втором классе четырехлетней начальной школы в рамках образовательной области «Окружающий мир». В курсе с учетом возрастных особенностей ребенка 7-8 лет рассматривается мир человека с разных точек зрения: биологической, психологической, социальной. Уроки построены в форме проблемного диалога учителя с детьми. Положения курса иллюстрируются литературными произведениями.

Гин С.И. Мир логики (2003 г.) — 142 стр.Курс «Мир логики» ставит своей задачей обучить детей навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать. Пособие представляет собой подробные поурочные разработки для выпускного класса начальной школы, включающие в себя рекомендации по проведению урока в целом и каждого его этапа, примерные схемы диалогов, анализ возможных трудностей на уроке и описание способов их преодоления.

Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду (2010 г.) — 143 стр.В пособии раскрыты основные понятия ТРИЗ — теории решения изобретательских задач. Предлагается практический материал по системному использованию данной технологии в работе с детьми пятого и шестого года жизни, который поможет педагогу развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне.Для педагогов дошкольных учреждений.

Журналы ТРИЗ №1 (14) и №2 (15) (2005-06 гг.) — 84 стр.Журнал ТРИЗ – журнал Международной ассоциации ТРИЗГлавный редактор Журнала ТРИЗ – Кислов Александр ВасильевичЖурнал содержит следующие рубрики:— Прогнозы ТРИЗ— Задачи и перспективы развития ТРИЗ— Школа ТРИЗ— Методические разработки— ТРИЗ вне техники и др…

Злотин Б.Л., Зусман А.В.  Месяц под звездами фантазии (1988 г.) — 269 стр.Как научиться решать сложные творческие задачи в технике, науке, искусстве? Как воспитать качества творческой личности? Эти и другие вопросы рассматривают авторы книги — специалисты по созданной в СССР теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).Книга – дневник летнего лагеря научного общества учащихся, где авторы обучали школьников 7 – 10 классов изобретательству.Книга предназначена школьникам, учителям и родителям.

Зусман А.В., Злотин Б.Л.   Воображайте! Школа креативного мышления (2015 г.) — цифровая книга.

Иванов Г.И.  Формулы творчества, или как научиться изобретать (1994 г.)Автор книги – конструктор по профессии, имеющий более 100 изобретений, отвечает на актуальные вопросы сегодняшнего дня: зачем человеку творчество? Почему мы плохо изобретаем? Как надо изобретать?На многочисленных примерах, взятых из практики и доступных для учащихся среднего и старшего школьного возраста, убедительно показывает процесс перехода от случайного, неуправляемого метода проб и ошибок к управляемому творчеству высокого уровня.Книга может служить популярным учебным пособием для всех, кто желает развить свои творческие способности.

Иванов Г.И. Денис-изобретатель Рассказы и задачи для развития творческого мышления (2010 г.) — 112 стр.Книга предназначена для развития творческих способностей школьников младших и средних классов. Вместе с героем книги читатель совершает увлекательное путешествие в мир творчества,  вместе с ним решает много интересных изобретательских задач. Читатель убедится в том, что научиться изобретать может каждый, было бы только желание. Природные способности к изобретательству есть в каждом мальчишке и в каждой девчонке, они заложены от рождения. Важно не растерять эти способности и максимально развить их. Книга позволяет сделать это.

Кислов А.В. Развивающие рассказы для дошкольников и младших школьников.  Приключения в мире идей школьника Мики и его друзей(2008 г.) — 122 стр.Странное увлечение — реализовывать завиральные идеи. Но у Мики с друзьями это получается! Естественно, у ребят возникают всякие трудности, с которыми они, конечно, справляются, но … не как попало, а с помощью составленных ими «приемчиков». Постепенно найденные способы и приемы складываются в систему, которой сможет воспользоваться каждый читатель для решения своих проблем.Книга содержит короткие занимательные рассказы. В конце каждого рассказа читателям предлагается поразмышлять вместе с героями над их проблемами, постараться найти сои решения и, возможно, самим окунуться в этот простой и сложный, открытый и загадочный, невероятно увлекательный мир приключений.Книга предназначена для детей любого возраста, их родителей и шкоьных преподавателей ТРИЗ.

Кукалев С.В. Правила творческого мышления или тайные пружины ТРИЗ. Учебное пособие (2014 г.) — 416 стр.Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) давно служит методической базой для решения множества непростых задач. Автор отразил в книге все лучшие стороны ТРИЗ и других подходов к творчеству, ни в чем, не идя против традиции и наследия. С другой стороны, книга несет в себе много новых идей по дальнейшему развитию ТРИЗ.Автор впервые не побоялся решительно высказать мысль, которая давно бродит в умах многих ТРИЗовцев. Он убежден, что ТРИЗ — это не точная техническая наука, а новый и очень интересный раздел когнитивной психологии — психология технического творчества.Сведения по ТРИЗ в книге представлены в таком объеме и в таком качестве, которых достаточно для полноценного знакомства с этой технологией. При этом оригинальная организация материала в книге позволяет легче, чем даже по первоисточникам, воспринять все положения ТРИЗ.Написанная простым языком книга может быть использована при изучении курса «Психология технического творчества» в высших учебных заведениях и при самостоятельном освоении ТРИЗ.

Львовский Ю.В. Мысль и фантазия (2007 г.) — 93 стр.Эта книга представляет собой методическое пособие для занятий по развитию мышления и творческого воображения младших школьников. Она может также использоваться для проведения интеллектуальных турниров, дня Знаний, дня Науки, предметных недель.Книга адресована педагогам, вожатым, школьникам и их родителям.

Меерович М.И., Шрагина Л.И.  Теории решения изобретательских задач  (2003 г.) — 428 стр.В предлагаемой книге объясняются общие принципы ТРИЗ – теории решения изобретательских задач, рассматриваются ее конкретные методы и приемы. Доказано на практике, что ТРИЗ позволяет успешно решать задачи любой степени сложности, возникающие в различных сферах повседневной жизни. В то же время ТРИЗ является точной наукой, доступной для любого образованного человека. Старшеклассники, студенты, преподаватели средней и высшей школы, инженеры, изобретатели-самоучки могут осваивать ТРИЗ, используя эту книгу как учебное пособие.

Меерович М.И., Шрагина Л.И.  Технология творческого мышления(2008 г.) — 495 стр.Эта книга — ответ на вызов времени о необходимости познать природу креативности и научить человека управлять своей интеллектуальной деятельностью. Развивая возможности знаменитой теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданной Г.С. Альтшуллером, авторы разработали уникальную методику формирования творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса. Предложенные инструменты ТРИЗ позволяют успешно решать задачи любой степени сложности, возникающие в производстве, экономике, менеджменте, образовании, маркетинге.Для широкого круга читателей, интересующихся проблемами управления творческим процессом и стремящихся повысит эффективность своей профессиональной деятельности.

Пчелкина Е.Л. По ступенькам ТРИЗ. Первый год обучения (2010 г.) — 176 стр.Методическое пособие содержит разработки занятий с детьми по одноименной программе, саму программу,  вариант тематического планирования и предназначено для воспитателей ДОО, учителей начальных классов и педагогов системы дополнительного образования.

Сидорчук Т.А., Корзун А.В.  Воображаем, размышляем, творим…(2006 г.) — 202 стр.Пособие содержит модели общей теории сильного мышления (ОТСМ) и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), адаптированные к работе с детьми 3 – 7 лет в условиях дошкольного учреждения. Разработана система целенаправленного воздействия, позволяющая заложить основы творческой личности. Материал является результатом коллективного труда педагогов Беларуси и России, много лет занимающихся исследовательской деятельностью. Пособие включает в себя также список литературы, которая поможет начинающему воспитателю освоить ОТСМ – ТРИЗ – направление в педагогике. Адресуется педагогам и руководителям учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.

Тамберг Ю.Г.  Развитие интеллекта ребенка (2002 г.)Развитие творческого мышления ребенка (2002 г.)Книги знакомят с основными видами мышления и способами решения творческих задач, которые разовьют ваши мыслительные способности и способности ваших детей, поможет подготовить детей к школе и сделать процесс обучения легким и приятным. В книгах приведено около 200 развивающих задач, остроумных, не очень сложных, которые интересны и для взрослых, и для детей. Книги предназначены для родителей, психологов, педагогов, воспитателей и всех, кто интересуется вопросами развития мышления.

Тамберг Ю.Г. Как научить ребёнка думать (2007 г.) — 445 стр.В книге сделана попытка изложить методики развития основных качеств творческой личности: мышления, воображения, памяти, внимания, воли, умения планировать. Наибольшее внимание уделено проблеме развития сильного творческого мышления на основе Теории решения изобретательских задач — ТРИЗ.Приведены не только сами методики мышления, но и практические методы их освоения как у взрослых, так и у детей от 4-5 лет и старше, без ограничения возраста.Книга предназначена для родителей, учителей, воспитателей, студентов, гувернеров, бабушек и дедушек и всех, кто хочет познакомиться с ТРИЗ.

Толмачев А.А. Диагноз ТРИЗ (2004 г.) — 495 стр.В книге рассматривается широкий круг теоретических и практических вопросов, связанных с проблемой формирования готовности к творческой деятельности с использованием элементов ТРИЗ. Разделы 1-5 посвящены рассмотрению философских и психолого-педагогических основ творчества, характеристике методов активизации творческой деятельности, изложению основных понятий ТРИЗ. Раздел 6 содержит описание упражнений, а также другие методические материалы для проведения занятий с использованием элементов ТРИЗ.Книга предназначена студентам педагогических вузов, учителям школ, методистам, а также всем, кто интересуется проблемами творчества и творческой деятельностью.

Трофименко Р.В., Таратенко Т.А., Котова А.А.Ежедневник младшего школьника (2006 г.)ЕжеДневник младшего школьника – не просто дневник, в котором пишут красными чернилами о поведении ребенка и вызывают в школу родителей, не источник неприятностей, который ребенок мечтает забыть в школе…ЕжеДневник – это помощник, который наполнит жизнь ребенка радостью, разнообразит ее школьную составляющую.

Фаер С. А.  Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы (1998 г.) —136 стр.PR – секреты общественных отношений. «Ловушки» в конкурентной борьбе. Механизмы политической карьеры.

Шпаковский Н.А.  ТРИЗ. Анализ технической информации и генерация новых идей (2010 г.) — 264 стр.Секрет успеха ведущих компаний мира состоит в постоянной и успешной инновационной работе. Сейчас уже не ставится вопрос — изобретать или не изобретать. Изобретательство — двигатель инновации, и его цель определяется так: решать изобретательские задачи жизненно необходимо, причем нужно делать это четко, быстро и результативно. Исходя из этого, невиданное ранее значение приобретает методология изобретательства. Ведущее место здесь занимает теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), уже доказавшая свою эффективность на многих и многих ведущих мировых компаниях.В книге описываются важные аспекты применения одного из разделов ТРИЗ — законов эволюции технических систем: для решения задач, оптимизации патентной ситуации и прогноза развития продукции и технологий.Книга будет интересна для студентов инженерных и других специальностей, инженеров различных отраслей промышленности, менеджеров, патентных поверенных, а также всех, кто интересуется изобретательством.

Шпаковский Н.А. Новицкая Е.Л.  ТРИЗ. Практика целевого изобретательства (2011 г.) — 336 стр.В книге излагается методология целевого изобретательства, которое заключается в выявлении и решении конкретных технических или организационных задач. Для методической поддержки целевой изобретательской деятельности авторами предлагается алгоритм исправления проблемных ситуаций (АИПС).Этот алгоритм позволяет систематизировать и выстроить в четкую последовательность применение многочисленных методов анализа проблемных ситуаций и эффективного решения задач. Многие из этих методов разработаны в рамках теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), также привлекаются методы системного анализа и активизации творческого мышления.Книга предназначена как для студентов технических вузов — будущих инженеров, так и для студентов, обучающихся бизнес-специальностям. Также она может быть полезна для уже практикующих инженеров, проектировщиков, менеджеров и любых специалистов, которым приходится быстро и эффективно решать различные проблемы организационного или технического характера.

Шрагина Л.И.  Логика воображения (2001 г.)Одним из основных компонентов творческого мышления признано воображение. В учебном пособии классифицированы приемы развития воображения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработаны новые приемы, а также обобщены способы интеллектуальной деятельности в форме нежестких алгоритмов, моделирующих творческий процесс и формирующих навыки управляемого воображения.Для методистов и преподавателей-предметников начальной и средней школы, практических психологов, студентов педагогических училищ и институтов, родителей, занимающихся развитием своего ребенка.

Шустерман М.Н., Шустерман З.Г.Новые приключения Колобка, или Развитие талантливого мышления ребенка (2006 г.) – 2 части — 140/208 стр.На страницах книги в увлекательной форме ведется диалог между маленькими читателями и героями книги, которые систематически побуждают ребенка делать собственные открытия, указывая ему путь к достижению цели. Чтобы помочь Колобку, ребенок должен думать, решать поставленные перед героями книги задачи. Он должен научиться мыслить системно, понимая происходящие закономерности. Каждая из глав книги состоит из материала, адресованного детям и подаваемого в игровой или сказочной форме, и заданий для взрослых.Книга предназначена для родителей, воспитателей и педагогов начальной школы.

Сборник  «Нить в лабиринте» (1998 г.) — 275 стр.Составитель Селюцкий А.Б.Это вторая книга цикла «Техника – молодежь – творчество». В сборнике рассматриваются качества творческой личности, дан своего рода справочник по решению изобретательских задач с помощью химэффектов, представлены стандарты на решение изобретательских задач. Заключает книгу отрывок из научно-фантастической повести Г.Альтова.Сборник адресован широкому кругу читателей – от школьников до инженеров и научных работников.

Сборник  «Правила игры без правил» (1989г.) — 280 стр.Составитель Селюцкий А.Б.В третьей книге цикла «Техника – молодежь – творчество» раскрывается Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-85-В; рассказывается о том, какие результаты дает обучение ТРИЗ; впервые публикуется Указатель геометрических эффектов для решения изобретательских задач; разъяснено, как организовать коллективную работу творческой группы; показано, как решать задачи с помощью АРИЗ-85-В. Завершают книгу фантастические рассказы.

Сборник  «Как стать еретиком» (1991 г.) — 363 стр.Составитель Селюцкий А.Б.В четвертой книге серии «Техника – молодежь – творчество» представлена жизненная стратегия творческой личности, продолжен практикум по теории решения изобретательских и научных задач (с помощью АРИЗ – 85-В). Кроме того, читатель может познакомиться с информацией о создании фонда материалов по ТРИЗ, а также с рекламой «Изобретающей машины», созданной в Минске. По традиции завершают сборник фантастические рассказы.Книга адресована всем, кто хочет стать активным творцом нового.

Сборник  «Шанс на приключение»  (1991 г.) — 304 стр.Составитель Селюцкий А.Б.В пятой книге серии «Техника – молодежь – творчество» рассматриваются законы развития технических систем и развития технического воображения. В первом разделе книги показана не только история развития технических систем, а дана их взаимосвязь. Во втором разделе книги проанализировано изобретательское использование воды. В третьем – поднята тема приспособления к жизни в бесприродной среде. Завершает книгу обязательный начальный курс обучения творческому воображению.Книга адресована всем, кто стремится познать новое, внеся свой вклад в развитие техники.

Сборники  «Учителям о ТРИЗ» Составитель Крячко В.Б.Сборники содержат программы по РТВ и ТРИЗ, а также интегрированные программы для дошкольного возраста, краткие сведения по теории (ТРИЗ), методические разработки для обучения ТРИЗ и РТВ детей и взрослых.Сборники будут полезны учителям, преподающим всем возрастным группам, в том числе преподавателям вузов, руководителям детских коллективов, а также всем желающим или начинающим обучаться ТРИЗ.

Сборник программ по ТРИЗ-РТВ Санкт-Петербургской школы ТРИЗ(2008 г.) — 172 стр.Составители сборника А.В. Кислов, Е.Л. ПчелкинаВ сборнике представлены образовательные программы по ТРИЗ-РТВ Ленинградской/Санкт-Петербургской школы, доказавшие свою эффективность и прошедшие успешную апробацию на широком круге слушателей. Сюда вошли программы обучения технических специалистов и студентов, преподавателей школ и педагогов дополнительного образования, программы повышения квалификации воспитателей ДОУ, а также программы обучения школьников младших, средних и старших классов.Сборник предназначен для инженеров, руководителей учреждений, методистов, преподавателей, студентов и заинтересованных родителей.

Учебно-методический комплекс. Часть 1. (2009 г.) — 106 стр.Кислов А.В., Пчелкина Е.Л.Задачи для изучающих ТРИЗВ сборнике, составленном на основе материалов проводившихся в 2007 и 2008 годах конкурсов Международной и Российской ассоциаций ТРИЗ по решению творческих задач для дошкольников, школьников, студентов и преподавателей, представлены:-конкурсные задания с подробным методическим разбором хода решения-задачи, присланные участниками конкурса, и комментарии к ним-общие методические рекомендации по работе с материалами сборника.Сборник является переработанной и дополненной первой частью Учебно-методического комплеса по ТРИЗ-педагогике, предназначенного для руководителей учебных учреждений, преподавателей, студентов, школьников и родителей.

Учебно-методический комплекс. Часть 2.  (2009 г.) — 46 стр.Кислов А.В., Пчелкина Е.Л.Методика диагностики творческих способностей дошкольников и младших школьников (с приложением).Оригинальное авторское методическое пособие предназначено для диагностики первичного уровня творческих способностей ребенка и последующей оценки результатов развития этих способностей. Методика пригодна для сопоставления различных технологий развития творческого мышления.Работа с представленной методикой не требует специальных знаний и навыков. Для ее правильного использования необходимо лишь внимательно выполнять методические указания, имеющиеся в каждом тесте.Методика создана для работы с детьми 4 — 10 лет. Но, как показал опыт и разносторонняя апробация, интересна и для взрослых…

Учебно-методический комплекс. Часть 3. (2010 г.) — 78 стр.Пчелкина Е.Л.Детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ)В работе предлагается алгоритмическая методика решения «детских» изобретательских задач, способствующая активному творческому развитию ребенка. Методика построена на базе АРИЗ (алгоритма решения изобретательских задач), адаптирована для детей дошкольного и младшего школьного возраста и широко оснащена вспомогательными дидактическими материалами, облегчающими восприятие алгоритма. Приводятся примеры решения задач по методике.Методика апробирована в разных возрастных группах, эффективна не только для «детских» задач и будет полезна не только для детей.Работа педназначена для педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы, воспитателей ДОУ и родителей, желающих вырастить детей с сильным творческим мышлением.

Учебно-методический комплекс. Часть 5. (2010 г.) — 100 стр.Кислов А.В., Пчелкина Е.Л.Обратная связьВ 2010 году Международная и Российская ассоциации ТРИЗ проводили очередной одиннадцатый конкурс по решению творческих задач для дошкольников, школьников, студентов и преподавателей.В сборник вошли наиболее интересные примеры хода решения задач победителями конкурса. Приведены методические комментарии.Сборник предназначен для изучающих и преподающих ТРИЗ.

В начало списка

 

 

ratriz.ru

ТРИЗ - Журнал Восставшей Машины

ТРИЗ [Jun. 18th, 2007|03:11 am]

ArkanoiD

По мотивам бесед с osanova о разуме и интеллекте (очень хотелось определиться с терминами ;-) и по ее же наводке почитал про Альтшуллера и как-то прошедшую мимо меня ТРИЗ. Сразу стало более-менее понятно, откуда растут ноги у популярной в [около]научных кругах конца 80-х блажной идеи, что вот уже прямо сейчас мы сделаем экспертные системы, которые автоматизируют большую часть "общих" изобретательских задач. Однако, все, что получилось из этих попыток - то, что в начале 90-х некоторые люди по-быстрому срубили денег на шарлатанских "изобретающих машинах" - да и все.

Странно, что слова ТРИЗ в прочитанной тогда (в основном переводной) литературе я не видел ни разу, иначе бы запомнил.

Общие концепции выглядят, в основном, вполне здраво. Вот с реализацией - какая-то фигня вышла.

Comments:
Не надо путать Альтшуллера и увлечение экспертными системами.Второе прибежало из-за рубежа, где развивалось совершенно независимо.

Кстати, если ставить локальные практические задачи и не пытаться объять необъятное, то экспертные системы получаются вполне даже полезными, главным образом, в диагностике неисправностей или других аналогичных областях. Другое дело, что заполнение базы знаний для такой системы требует как минимум одного очень квалифицированного эксперта (которого может просто не быть в природе) и людей, способных из этого эксперта знания извлечь (что тоже очень нетривиальная задача) и формализовать. Поэтому производительность создания таких систем оказалась чудовищно низкой, а решали они только очень узкие задачи.

не надо путать "экспертные системы" (БД+МЛВ) и проект "изобретающая машина" :) в те времена любые системы подержки принятия решений называли экспертными.

задача второй была, по большому счету, поиграть с описаниями задачи. ТРИЗ сам по себе не содержит каких-то новых знаний, он содержит непривычно склеенные старые. Решение задачи там сводится к поиску т.н. противоречия, т.е. ключевой пары конфликтующих элементов, и если ее выделить - то для решения обычно хватает и простого здравого смысла. Только вот покрутить задачу так, чтобы это противоречие стало видимым, удается не всем. Вот в этом ИМ и должна была помогать.

From: msh3007-06-18 03:20 am (UTC)

(Link)

Я помню про ТРИЗ читал неоднократно в каком-то журнале для советских инженеров (Техника Молодежи? Наука и Жизнь?). Насколько я понял, это такая прикольная идея, если ее изложить в книжке на 100 страниц - это чтение полезное, а вот если раздувать как они делали, то сразу заметно что получается очень тоненько. Вот у тебя много вещей, изобретенных по методике ТРИЗ. Ага. Я вообще не думаю, что у меня есть что-то, изобретенное в СССР

Во, я придумал хорошую аналогию. Design patterns. Действительно, идея здравая, половина паттернов в GOF имеют смысл. Но ни необходимым ни достаточным условием ускорения и улучшения дизайна не является и все, что из этого надули в последнее время - ни в какие ворота

Я посетил в школе пару занятий, но столкнулся с тем, что многие приводимые в примерах задачирешаю влёт без всякой методологии. Так что нормальному инженеру ТРИЗ просто не нужен. А деньги они делали, очевидно, на культмассовой работе.

На самом деле нормальная методика, просто нефиг делать из нее панацею от всего. Это затычка далеко не к каждой бочке. А результаты были больше в промпроизводстве, с которым ты не сталкиваешься. Ну гонит инженер Вася по рацухе в неделю, ну экономит Нижнеурюпинский завод железобетонных мочалок на этих рацухах пару миллионов в месяц - откуда ты об этом узнаешь? Особенно сейчас, когда завод сидит без заказов, а упомянутый Вася прилагает свои изобретательские умения к тому, как из отходов бывшего производства вылепить что-то продавабельное на ближайшем строительном рынке? :)

Улыбнуло, честно говоря. "Я тут по верхам пробежался, почитал немного про ХХХХ, так все это шарлатанство и таааакая фигня..."

По рацухе в неделю гнали на любом заводе, потому что за это премию давали. А сэкономить пару миллионов сейчас можно на любом успешно работающем заводе, дочттаочно просто немного уменьшить сложившийся бардак.

А использование машины для изобретения и проектирования - идея далеко не фантастическая и очень интересная. Но работы там непочатый край.

Странно как тебе удалось, нас этому даже в универе учили, я думал мы обсуждали. Как сейчас помню любимую задачку из курса ТРИЗ:

Каждый день с одного ликеро-водочного завода на другой отправляется цистерна спирта. И каждый день из нее пропадает 10 литров спирта -- а по выходным и все 20. И вот вдоль дороги ставят наблюдателей, и выясняется что все честно -- цистерна идет прямым ходом и нигде не останавливается. Спрашивается -- как?

...и дальнейшим развитием этой задачи является анекдот про трех алкашей и памперс.

P.S. :)

Ну, с ТРИЗ (оно еще АРИЗ называлось) получилось как со многими локально удачными идями, при попытке сделать из них всеобъемлющую теорию - получился пшик.Да простит меня покойный доктор Фрейд за аналогию, но и с психоанализом было то же самое: удачную теорию, объясняющую значительную долю неврозов, попытались сделать теорией существования человека... :)

АРИЗ, собственно, это вполне удачный методический прием (вычленение протворечия и пять-шесть стандартных способов попытаться его ликвидировать), дающих неплохие результаты при решении вполне определенного класса технологических задач. "Натягивание" его на все изобретательство - примерно то же самое, как натягивание теории Фрейда о подсознательном вытеснении детских сексуальных комплексов на все виды поведения и активности индивидуума... Бесполезно и немножко смешно... :)

P.S. А к экспертным системам - это вряд ли имеет прямое отношение... Косвенное - да,полагаю, что были желания создать экспертную систему, реализующую АРИЗ. Но, это все-таки, просто из-за совмещения в одном объеме пространства-времени двух модных идей. :)

АРИЗ - это кусочек ТРИЗ. Помимо него, там и классификатор физэффектов, и вепольные методики, и для начинающих - таблица приемов... не говоря уже про ФСА.

Базу физэффектов реализовывали вполне успешно. Вепольный конструктор - на моей памяти был глубокой бетой, но я сто лет уже как не слежу за новинками. Таблицу приемов наверняка реализовали, там уровень сложности с трудом тянет на курсовик. АРИЗ в вышеописанном виде мы с другом лепили в качестве выпускной работы на триз-курсах, хотя общий уровень там на тот же курсовик, но играться было можно. Естественно, никакой ЭС это не являлось. ТРИЗ и ЭС вообще совмещаются слабо, у них идеология противоположная: ТРИЗ толкает человека думать вывернутым способом, а ЭС думает за человека и советует варианты решения.

"Проект ИМ" все это делал в более серьезной обертке, я имел возможность немного поиграться с их системой. Экспертной системой в современном понимании там тогда тоже не особо пахло.

From: potap2007-06-18 06:37 am (UTC)

оффтоп

(Link)

Арканоид! Приходи на похмейл-пати на Крестовский о-в. Сбор в 16:30 у выхода из одноименного метро. Далее двигаемся в кафе яхт-клуба. И телефон Леонардовны сообщи мне пжста, а то у меня в трубке, по-видимому, старый украденный.

From: arkanoid2007-06-18 04:44 pm (UTC)

Re: оффтоп

(Link)

увы, не могется никак - последнюю неделю тут работаю, надо разгребать кал.

комментарии читать очень интересно...странно что ты только сейчас услышал об этом... мне помнится, когда я для себя открыла эти теории ты даже комментировал мои посты. (года два, два с половиной назад)

Хм, а можешь найти?

Интересно - мне, оказывается, многие об этом говорили, а "щелкнуло" в голове только сейчас.

Ну как же, как же -- рассказ про намалеванные глаза на коробке из под папирос(любимый рассказ советской интеллигенции) -- это фирменная идея Альтшуллера.Ну или там памятник из водянных струй. Странно, что ты просмотрел. Тут помнится книжка летала где то на просторах Интернета от чувака, которыйкак раз и программил такие экспертные системы, а потом свалил в Америку и кактам ему не понравилось.

В сентябре во Франкфурте как раз будет собрание европейской ассоциации ТРИЗ будет, я как раз туда собираюсь зарулить, потом расскажу.

Теперь что касается Васи Пупкина с Урюпинского завода железобетонных мочалок.Могу смело сказать тоже самое наблюдается и на больших западных концернах (пример Siemens) где черт ногу сломит разбираясь во внутренних структурах, вкоторых такие Васи Пупкины, конечно, есть, а с другой стороны в силу инертности,личных дрязг, по другому посчитанных интересов линейные менджеры тем не менеепытаются продавать устаревшую дрянь.

В ту же сторону, чтобы не просматирвал -- Роберто Бартини, второй (по срокам первый) известный итальянец после Понтекорво, который свалил в СССР и у которогобыл тоже свой изобретательский метод. Еще он отличился тем, что отдал 10 миллионов тех долларов итальянской коммунистической партии.

From: hvd2007-06-18 12:51 pm (UTC)

(Link)

Арчи, скажу тебе две интересных вещи:1. Я работал в местной ТРИЗ-лавочке во времена позднего Интернет-пузыря.2. Никакого специализированного софта у нас не было.

"Изобретающая Машина", по слухам, была предназначена для людей, не владеющих ТРИЗ. При такой постановке задачи, как ты понимаешь, выйти из беты ей было не суждено.

Питерская лавочка Триз давно под американцами. В том смысле, что ее отцы-основатели свалили в Америку, там появилась, соответственно контора, бурно развивалась, потом спад, как положено, они разделились на часть, продолжающую заниматься Изобретающей машиной и часть, делающюю проекты. Ежегодно выискивают в Питере толпу народа, обычно кандидатов тех.наук, учат их основам и берут в свою лавку единиц для проектов (тут кто то выше это описывал). Сейчас, кроме решения конкретных задач для производства, еще и массово учат народ на производстве своим приемам. Сами методики, как мне кажется, помогают мозгами правильно шевелить. Альтшелер - отец основатель, ты же не удивляешься. что то, как рисовал Циалковский, и как реально летает ракета - все же разное? Так и тут. А вообще, вроде в июле приедет их гуру-методист - могу познакомить. Он едет как раз лекции читать :-) Да и вообще - если серьезно интересует тема в разрезе истории - могу адрес дать электронный - пообщаешься :-)

arkanoid.livejournal.com

ТРИЗ САММИТ, TDS. Список сайтов, конференций и журналов по ТРИЗ

Адрес сайта или название конференции (журнала)

Краткое название/описание

Рекомендация для анализа от ...

GEN3 Partners

 

ЦИТК «Алгоритм», Center for Innovation and Technological Consulting "Algorithm"

 

Конференции МА ТРИЗ.

Сайт МАТРИЗ. The International TRIZ Association

Координационный совет «TDS-rating»

«Методолог» 

Бахтурин

Теория эволюции материи и моделей (ТЭММ)

 

Аналитическая группа «ТРИЗ-профи»

 

Фонд Г.С. Альтшуллера| G.S. Altshuller foundation

 

Personal home page on TRIZ with some articles, publications and course syllabus

 

«ТРИЗ-интернет-школа» Россия, Великий Новгород

 

Site by Lev Selector, having good collection on TRIZ and Altshuller

 

компания «ДИОЛ» 

 

«ТРИЗисный центр» БелООТРИЗ 

 

Консалтинговая фирма «ТРИЗ-Шанс»  

 

Саммита разработчиков ТРИЗ.

Официальный сайт Саммита Разработчиков ТРИЗ. A lot of modern publications about TRIZ

Координационный совет «TDS-rating»

Лаборатория Образовательных Технологий «Универсальный решатель»  

 

Anti TRIZ-Journal is not anti-TRIZ. Rather it is a group of TRIZ professionals who are anti TRIZ-Journal (the popular journal site on the net)

 

Hosts articles, papers, TRIZ events and other TRIZ info in both English and Japanese

 

A monthly journal of high quality research articles on various aspects on TRIZ.

Координационный совет «TDS-rating»

Contains examples on Technical Evolution patterns and other materials on TRIZ 

 

Site provides online tools for principles and contradictions

 

A non-profit effort from India containing Lot of TRIZ resources

 

Apeiron-Italian TRIZ Association 

 

European TRIZ Association 

 

Координационный совет «TDS-rating»

InnovationTools is a Web site provides resources on creativity and innovation, evaluates various tools and techniques of creativity.

 

Glenn Mazur's TRIZ page 

 

 

TRIZ Switzerland 

 

 

TRIZ.it! German free learning platform

 

TRIZ Austria 

 

 

Журнал ТРИЗ

Орган МА ТРИЗ, главный редактор Склобоский К.А. Издавался с 1990 до 1997 года

Абрамов

Конференция TRIZCON Конференции Института Альтшуллера (США) Сушков

Международная Конференция по Системным Инновациям (ICSI). International Conference on Systematic Innovation

Абрамов

http://ispim.org/ ISPIM - International Society for Professional Innovation Management

Абрамов

http://www.ijosi.org/index.php/index/index IJoSI (International Journal of Systematic Innovation)

Абрамов

triz-summit.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта