Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Быстрое определение поправки компаса. Журнал учета поправок магнитного компаса


Compass Observation Book и поправка компаса

Предлагаю Вашему вниманию очень интересный и полезный пост. Обратите внимание на имя автора. Думаю, мы его ещё услышим!

Каждый штурман ежедневно сталкивается с «Compass Observation Book». Давайте ка разберемся, ЧТО это такое и ЗАЧЕМ это нужно?

Compass Observation Book – это журнал учета поправок магнитного и гиро компасов. Возникает вполне закономерный вопрос: «Как часто нужно заполнять этот журнал? И вообще, что там писать?»

Для лучшего восприятия информации,  можно скачать: Compass Observation Book Azimuth calculation

Разберемся по порядку. Как часто? – На этот вопрос есть четкие указания в известном многим пособии – «Bridge Procedures Guide», сокращенно BPG (советский аналог – РШС – Рекомендации по организации штурманской службы на морских судах). Также подобные указания наверняка присутствуют в MASTER’S STANDING ORDERS и если хорошенько поискать, то найдете и в COMPANY SAFETY MANAGEMENT PROCEDURES в разделе Watch keeping или похожем по смыслу. Как видите, дело серьезное и рассчитывать поправку таки придется :). Чтобы не быть голословным, привожу пару цитат:

BPG Раздел 3. Duties of the officer of the watch. Пункт 3.2.5.2. Routine test and checks. Gyro and magnetic compass errors should be checked and recorded at least once a watch, where possible, and after any major course alternation.

BPG Раздел 4. Operation and maintenance of bridge equipment. Пункт 4.6.3. Compass errors. Magnetic and Gyro compass errors should be checked and recorded each watch, where possible, using either azimuth or transit bearings. [Цитаты из BPG 4-th edition 2007].

Попросту говоря, поправку штурман обязан рассчитывать и вносить в журнал минимум один раз за вахту, если предоставляется возможность. Особое внимание обращаю на оговорку «…если предоставляется возможным». Именно здесь и начинаются первые ошибки. Очень часто встречал вместо поправки подобную запись: «Sky overcast». И аргумент у штурмана на первый взгляд железный « Ну тогда видно, что я пытался рассчитать, но не смог, т.к. тучки были». Так вот, подобный подход обречен на провал, т.к. в таком случае запись в журнал должна делаться каждую вахту каждым помощником (т.е. минимум 6 раз в сутки), что по правде говоря, я не встречал никогда. Чаще всего вы увидите по датам, что поправка то записана, то записано что «…были тучки…» или вовсе пару дней, а иногда и недель, нет никаких записей. И если Port State Control Officer или любой другой инспектор захочет к вам придраться, то сделает это с легкостью. Т.к. явно видно, что поправка не рассчитывается раз за вахту, а дай бог хотя бы раз в сутки. Более грамотно будет вносить в журнал лишь рассчитанные поправки. А если в какой-то период информация отсутствует, то вы с лёгкостью прикроетесь той самой оговоркой «…если предоставляется возможным» = «…where possible…». А доказательством того, что не было возможности, служат ваши записи в Bridge Log Book о состоянии погоды, которые делаются каждую вахту. При таком подходе вам никто никогда не предъявит, что вы не следуете правилам заполнения «Compass Observation Book». Как однажды сказал мне компанейский аудитор во время внутреннего ISM audit – «…this is not weather log book.». Так что не создавайте доказательств против самих себя и пишите только, что нужно.

С вопросом как часто делать запись мы разобрались, давайте теперь разберемся, что ж именно нужно писать.

Внутри «Compass Observation Book» вы найдете следующую таблицу:

Колонки 1, 2, 3. Записываем Гринвичское время и дату обсервации, а также позицию судна.

Колонка 4. Ship’s Head. Записываем курс, которым следовало судно на момент обсервации. 4.1 Gyro – гирокомпасный курс, 4.2 Standard – магнитный курс. 4.3 Steering – курс по тому компасу, по которому в данный момент следуете. К примеру, если идете на авторулевом по гирокомпасу, то записываете гирокомпасный курс, т.е. значение 4.3 = 4.1. Признаюсь, один раз мне попался коллега, который отчаянно доказывал мне, что есть на судне еще третий тип компаса, который и называется steering compass. Правда найти этот невиданный прибор и показать его мне он так и не смог. Наверно потому что его попросту не существует :). Внося данные в колонку 4, вы обозначаете, по какому из компасов вы следуете в данный момент: по магнитному или же по гиро.

Колонка 5. Bearing. 5.1 True – истинный пеленг на объект. Для его расчета вам потребуется небезызвестный Brown’s Nautical Almanac и Norie’s Nautical Tables. Как вариант можно еще посчитать поправочку по «Rapid Sight Reduction Tables for Navigation» правда, точность тогда сводится к целым градусам. Также можете увидеть, как коллеги считают поправку по программам (их множество, самая популярная, пожалуй, – sky mate). Если вам лень считать по таблицам, то не поленитесь хотя бы убедиться что программа, которую вы используете, лицензирована для вашего судна или судовладельца. Тогда в случае проверки вы сможете ссылаться на расчеты по этой программе, но если ваш «Sky mate» Licensed to: -=skyhacker1986=- или что-то в этом роде, то лучше даже не заикайтесь, что считаете по программе, и может вам повезет. А вообще будьте готовы к тому, что придется на глазах у инспектора повторно рассчитать вашу прошлую поправку, такое бывает, хоть и Очень редко. В своих уроках Евгений (автор проекта, если кто не понял) более чем подробно и очень доступно растолковал, как именно считать поправку. Признаюсь, что мне в академические годы эти знания дались очень нелегко – сгрыз не один булыжник гранита науки, пока разобрался что к чему. Так что не поленитесь и просмотрите соответствующий видео урок.

Колонки 5.2 и 5.3. Гиро пеленг и магнитный пеленг на выбранный объект. На первый взгляд все очень просто, и непонятно, где можно ошибиться. Но прежде чем вносить данные в колонку 5.3 Standard bearing убедитесь, что есть практическая возможность запеленговать ориентир при помощи магнитного компаса. Часто встречал системы, позволяющие выводить на курсоуказатель показания магнитного компаса, тогда все понятно, переключились на магнитный компас и взяли магнитный пеленг. А если такой возможности нет, и вы по факту не способны взять магнитный пеленг на объект, тогда лучше ничего не писать в данной колонке – ставьте прочерк.

Колонка 6. Object. Записываете название небесного светила, по которому рассчитываете поправку. Чтобы придать индивидуальности вашим записям, можете также рядом указать символ объекта. Данные символы можете найти в Brown’s Nautical Almanac на стр. 5. Стоит отметить также, что поправку можно считать не только по светилам, но и по створам, к примеру, или стоя в порту – по линии причала.

Колонка 7. Error. Вот мы и подошли к основной части журнала, а именно к самим поправкам. Gyro error = True bearing – Gyro bearing [7.1=5.1-5.2]. Расчет Standard error: если вы брали магнитный пеленг на ориентир, тогда расчет аналогичный предыдущему: Standard error = True bearing – Standard bearing [7.2=5.1-5.3]. Если же в колонке 5.3 вы поставили прочерк, тогда поправка рассчитывается путем сличения истинного курса и магнитного. Истинный курс получаем, прибавляя к гиро курсу поправку гиро компаса со своим знаком: [4.1+7.1]. Поправки магнитного компаса получаем, отнимая от истинного курса магнитный: [4.1+7.1-4.2]. В колонке 7.3 записываем поправку того компаса, по которому в данный момент следует судно (аналогично колонке 4.3).

Колонка 8. Variation. В переводе на русский – магнитное склонение, берете с карты. Также встречаются случаи, когда variation снимают с показаний GPS индикатора. Здесь уже речь идет об уровне доверия к источникам информации. Сослаться на данные карты можно с чистой совестью – карты в большинстве случаев публикуются UKHO (United Kingdom Hydrographic Office), а вот к данным магнитного склонения взятых по GPS доверия меньше, т.к. источник у них не столь известен, если известен вовсе.

Колонка 9.1 Standard Deviation. Перевод очевиден – девиация магнитного компаса. Сразу на ум приходит таблица девиации, но не спешите радоваться. Как показывает практика, то данные между реальной девиацией и указанной в таблице весьма различны. Причин на то масса, начиная от влияния магнитного поля груза на компас и заканчивая банальным человеческим фактором при составлении таблицы девиации. Лично видел несколько раз на судах таблицы, где все значения = нулю, т.е. девиации не было вовсе, что в априори не возможно. А вот громоздких печатей и красивых размашистых росписей на таблице было предостаточно, только вензелей не хватало и гербовой печати Королевы Англии :). Как же быть, спросите вы? Так ответ очевиден, девиацию мы рассчитаем сами. Вспоминаем курс навигации, где рассказывали, что поправка магнитного компаса состоит из магнитного склонения и девиации. Таким образом, получаем, что Deviation = Standard Error – Variation [9.1=7.2-8]. Если на судне расчеты велись правильно, то по прошествии некоторого времени, можно составить собственную таблицу девиации, доверие к которой прямо пропорционально доверию к расчетам ваших коллег. Я искренне желаю, чтобы жизнь вас не поставила в условия, при которых значение девиации магнитного компаса будет иметь существенное значение для безопасности мореплавания. Но все равно, все расчеты и записи следует производить максимально грамотно, иначе зачем вы читаете эту статью :)?

Колонка 9.2. Если судно следует по магнитному компасу, тогда значение равняется предыдущему [9.2=9.1]. Если вы следуете по гирокомпасу, тогда речь идет о скоростной и широтной девиациях, учет и корректировка которых производится, как правило, гирокомпасом автоматически. Лично я ставлю в этой колонке прочерк, т.к. каким бы ни было значение – оно является частью уже рассчитанной Gyro Error.

Колонка 10. Heel. Речь идет о крене судна, если вас покачивает – пишите «+ -» пару градусов.

Колонка 11. Remarks. Укажите, с какого пелоруса вы брали пеленг (Port Repeater / Starboard Repeater). Как ни удивительно, но и здесь можно ошибиться, например судно следует строго на север, пеленгуете звезду справа на траверзе, то правильно будет указать, что пеленг вы брали с пелоруса на правом крыле, а не на левом :). Многим это покажется очевидным, но поверьте, что бывали случаи подобных записей. Можете сами убедиться, полистав журнал и изучив записи предшественников и поймете насколько все запущенно :). По правде говоря, именно это и сподвигло меня на написание данной статьи. Также не делайте глупых ошибок, таких, как пеленгование Солнца в полдень на судне с крытыми крыльями, т.к. это явно невозможно и ставит под сомнение все записи в журнале равно, как и компетентность сделавших их. А что может быть для штурмана страшнее обоснованного обвинения в некомпетентности. Так что прежде чем поставить свою подпись напротив любой записи в журнал, убедитесь, что она верна.

Ну и раз уж зашла речь о подписях, то самое время поставить свой красивый автограф в колонке 12.Observer и закрыть журнал до следующей вахты при условии «…если предоставляется возможным» = «…where possible…».

P.S. К статье прилагаю файл – Azimuth Calculation. В нем вы найдете бланки таблиц, для расчета поправки гирокомпаса. Таблицы созданы на основе алгоритма расчета приведенного в Brown’s Nautical Almanac на стр. 12 и 13. Также для удобства добавлены строки для продолжения расчета поправки по Norie’s Nautical Tables (ABC tables). Распечатайте бланки, заведите отдельную папку и подшивайте заполненные бланки. Также можете попрактиковать навыки красноречия и убедить коллег навигаторов пользоваться вашим нововведением.

С уважением, ко всем тем, кто дочитал статью до конца :) Гусев Валерий

Пост дополнен Евгением Богаченко после комментариев.

Дело в том, что Валерий сейчас не может оперативно ответить на вопрос, поэтому пока я напишу, а он допишет, когда опять будет на связи. Как я понял вопрос, хочется определиться с тем, насколько обязательно рассчитывать поправку компаса и вести Журнал поправок компаса.

Первое, умение делать поправку требуется STCW. Под эти требования попадают офицеры, ответственные за несение навигационной вахты на судах валовой вместимостью 500т и более. Т.е. теоретически при любой проверке могут потребовать сделать расчет поправки компаса.

Но вопрос не в этом. Поэтому второе. Поправки должны быть правильно применены (учтены) к курсам и пеленгам. И тут вопрос, а как их учитывать, если не рассчитывать? А если не вести журнал, то как доказать, что учет поправок проводился?

Но капитаны и старпомы тоже не должны расслабляться. Так как к ним не менее жесткие требования. Не в упрек, так как я понимаю, что у всех много работы. Однако я не думаю, что каждый капитан и старпом сможет сходу рассчитать поправку компаса.

Ну и напоследок. При принятии вахты, среди всех пунктов, которые должны быть учтены, есть упоминание о поправках гиро- и магнитного компасов. Опять же, можно уметь рассчитывать поправку, можно устно передавать её величину. Но вот упрется какой-то проверяющий и докажи ему потом без Журнала поправок компаса, что всё делалось.

Понимаю, что можно взять папку и собирать туда листики с расчетами. При этом, не заполняя журнал. Тут уже добавить нечего. Так как конкретно международного требования наличия на мостике Журнала поправок компаса я не встречал. Но есть Компанейские нормативы, зачастую там можно найти это требование. Да и стараться кому-то доказать, что вот это вот так, а другое не надо – лишняя трата нервов и времени. На судне столько записей делается с запасом, столько лишних процедур и отчетов, чтоб прикрыть одно место, что Журнал поправки компаса меркнет на их фоне.

Скачать STCW about compass error.pdf

Вырезки текстов привел из STCW 2011 года. Дополнительно выкладываю на скачивание страницы, откуда брал эти тексты.

key4mate.com

Журнал поправок магнитного компаса

ПОЯСНЕНИЕ ПО ВЕДЕНИЮ Журнала поправок магнитного компаса

Первые магнитные компасы появились в XII веке. На современных морских судах кроме магнитного компаса, установлены гирокомпасы. Однако это не уменьшает роли магнитного компаса. Магнитный компас обладает многими качествами, которые делают его незаменимым прибором на судне. Во многих критических случаях (обесточивание выход из строя гирокомпаса, отказ спутниковых систем и т.д.) магнитный компас выручал моряков. Поэтому любое самоходное судно без магнитного компаса не выходит в рейс.На магнитный компас оказывают влияние склонение и девиация, зная которые можно расчитать поправку магнитного компаса.Для определения и учёта поправки магнитного компаса на судне ведётся журнал "Поправок магнитного компаса".Листы в журнале имеют определённую форму и пронумеровываются.Поправку компаса желательно определять на каждой вахте или при первой возможности.Текст подлежащий изменению зачёркивается тонкой чертой.Записи в журнале делают пастой или шариковой ручкой.

РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЙ1. Номер порядка заполнения.

2. Дата заполнения.

3. Время определения поправок (час, минута).

4. Способ определения поправки-навигационный, астрономический, по гирокомпасу и т.д.).

5. Координаты листа определения ф- (широта) L - (долгота).

6. КК- компасный курс по магнитному компасу.

7. ОКП, КП-обратный компасный пеленг, компасный пеленг-угол между истинный меридианом и компасным пеленгом.

8. d - склонение - угол между магнитным мередианом и истинным представляет склонение компаса. Склонение указывается на навигационных картах с ежегодным увеличением (+) или уменьшением (-).

9. ОМП, МП - обратный магнитный пеленг, магнитный пеленг угол между плоскостью магнитного меридиана и вертикальной плоскостью, проходящей через место наблюдателя и какого либо предмета называется магнитным пеленгом.

10. б-девиация-угол между магнитным меридианом и компасным, величина переменная, изменяется при перемене курса. На судне должна быть девиационная таблица с указанием девиации на каждом курсе и с её знаком (+) ost, (-) west.

11. Определение: ИK - по гирокомпасу; ИП - навигационным или астрономическим способом; А - азимут.

12. Dмк - поправка магнитного компаса с её знаком (+) ost, (-) w.

13. Подпись наблюдателя, определившего Dмк.

www.morkniga.ru

Compass Observation Book и поправка компаса

Предлагаю Вашему вниманию очень интересный и полезный пост. Обратите внимание на имя автора. Думаю, мы его ещё услышим!

Каждый штурман ежедневно сталкивается с «Compass Observation Book». Давайте ка разберемся, ЧТО это такое и ЗАЧЕМ это нужно?

Compass Observation Book – это журнал учета поправок магнитного и гиро компасов. Возникает вполне закономерный вопрос: «Как часто нужно заполнять этот журнал? И вообще, что там писать?»

Для лучшего восприятия информации,  можно скачать: Compass Observation Book Azimuth calculation

Разберемся по порядку. Как часто? – На этот вопрос есть четкие указания в известном многим пособии – «Bridge Procedures Guide», сокращенно BPG (советский аналог – РШС – Рекомендации по организации штурманской службы на морских судах). Также подобные указания наверняка присутствуют в MASTER’S STANDING ORDERS и если хорошенько поискать, то найдете и в COMPANY SAFETY MANAGEMENT PROCEDURES в разделе Watch keeping или похожем по смыслу. Как видите, дело серьезное и рассчитывать поправку таки придется :). Чтобы не быть голословным, привожу пару цитат:

BPG Раздел 3. Duties of the officer of the watch. Пункт 3.2.5.2. Routine test and checks. Gyro and magnetic compass errors should be checked and recorded at least once a watch, where possible, and after any major course alternation.

BPG Раздел 4. Operation and maintenance of bridge equipment. Пункт 4.6.3. Compass errors. Magnetic and Gyro compass errors should be checked and recorded each watch, where possible, using either azimuth or transit bearings. [Цитаты из BPG 4-th edition 2007].

Попросту говоря, поправку штурман обязан рассчитывать и вносить в журнал минимум один раз за вахту, если предоставляется возможность. Особое внимание обращаю на оговорку «…если предоставляется возможным». Именно здесь и начинаются первые ошибки. Очень часто встречал вместо поправки подобную запись: «Sky overcast». И аргумент у штурмана на первый взгляд железный « Ну тогда видно, что я пытался рассчитать, но не смог, т.к. тучки были». Так вот, подобный подход обречен на провал, т.к. в таком случае запись в журнал должна делаться каждую вахту каждым помощником (т.е. минимум 6 раз в сутки), что по правде говоря, я не встречал никогда. Чаще всего вы увидите по датам, что поправка то записана, то записано что «…были тучки…» или вовсе пару дней, а иногда и недель, нет никаких записей. И если Port State Control Officer или любой другой инспектор захочет к вам придраться, то сделает это с легкостью. Т.к. явно видно, что поправка не рассчитывается раз за вахту, а дай бог хотя бы раз в сутки. Более грамотно будет вносить в журнал лишь рассчитанные поправки. А если в какой-то период информация отсутствует, то вы с лёгкостью прикроетесь той самой оговоркой «…если предоставляется возможным» = «…where possible…». А доказательством того, что не было возможности, служат ваши записи в Bridge Log Book о состоянии погоды, которые делаются каждую вахту. При таком подходе вам никто никогда не предъявит, что вы не следуете правилам заполнения «Compass Observation Book». Как однажды сказал мне компанейский аудитор во время внутреннего ISM audit – «…this is not weather log book.». Так что не создавайте доказательств против самих себя и пишите только, что нужно.

С вопросом как часто делать запись мы разобрались, давайте теперь разберемся, что ж именно нужно писать.

Внутри «Compass Observation Book» вы найдете следующую таблицу:

Колонки 1, 2, 3. Записываем Гринвичское время и дату обсервации, а также позицию судна.

Колонка 4. Ship’s Head. Записываем курс, которым следовало судно на момент обсервации. 4.1 Gyro – гирокомпасный курс, 4.2 Standard – магнитный курс. 4.3 Steering – курс по тому компасу, по которому в данный момент следуете. К примеру, если идете на авторулевом по гирокомпасу, то записываете гирокомпасный курс, т.е. значение 4.3 = 4.1. Признаюсь, один раз мне попался коллега, который отчаянно доказывал мне, что есть на судне еще третий тип компаса, который и называется steering compass. Правда найти этот невиданный прибор и показать его мне он так и не смог. Наверно потому что его попросту не существует :). Внося данные в колонку 4, вы обозначаете, по какому из компасов вы следуете в данный момент: по магнитному или же по гиро.

Колонка 5. Bearing. 5.1 True – истинный пеленг на объект. Для его расчета вам потребуется небезызвестный Brown’s Nautical Almanac и Norie’s Nautical Tables. Как вариант можно еще посчитать поправочку по «Rapid Sight Reduction Tables for Navigation» правда, точность тогда сводится к целым градусам. Также можете увидеть, как коллеги считают поправку по программам (их множество, самая популярная, пожалуй, – sky mate). Если вам лень считать по таблицам, то не поленитесь хотя бы убедиться что программа, которую вы используете, лицензирована для вашего судна или судовладельца. Тогда в случае проверки вы сможете ссылаться на расчеты по этой программе, но если ваш «Sky mate» Licensed to: -=skyhacker1986=- или что-то в этом роде, то лучше даже не заикайтесь, что считаете по программе, и может вам повезет. А вообще будьте готовы к тому, что придется на глазах у инспектора повторно рассчитать вашу прошлую поправку, такое бывает, хоть и Очень редко. В своих уроках Евгений (автор проекта, если кто не понял) более чем подробно и очень доступно растолковал, как именно считать поправку. Признаюсь, что мне в академические годы эти знания дались очень нелегко – сгрыз не один булыжник гранита науки, пока разобрался что к чему. Так что не поленитесь и просмотрите соответствующий видео урок.

Колонки 5.2 и 5.3. Гиро пеленг и магнитный пеленг на выбранный объект. На первый взгляд все очень просто, и непонятно, где можно ошибиться. Но прежде чем вносить данные в колонку 5.3 Standard bearing убедитесь, что есть практическая возможность запеленговать ориентир при помощи магнитного компаса. Часто встречал системы, позволяющие выводить на курсоуказатель показания магнитного компаса, тогда все понятно, переключились на магнитный компас и взяли магнитный пеленг. А если такой возможности нет, и вы по факту не способны взять магнитный пеленг на объект, тогда лучше ничего не писать в данной колонке – ставьте прочерк.

Колонка 6. Object. Записываете название небесного светила, по которому рассчитываете поправку. Чтобы придать индивидуальности вашим записям, можете также рядом указать символ объекта. Данные символы можете найти в Brown’s Nautical Almanac на стр. 5. Стоит отметить также, что поправку можно считать не только по светилам, но и по створам, к примеру, или стоя в порту – по линии причала.

Колонка 7. Error. Вот мы и подошли к основной части журнала, а именно к самим поправкам. Gyro error = True bearing – Gyro bearing [7.1=5.1-5.2]. Расчет Standard error: если вы брали магнитный пеленг на ориентир, тогда расчет аналогичный предыдущему: Standard error = True bearing – Standard bearing [7.2=5.1-5.3]. Если же в колонке 5.3 вы поставили прочерк, тогда поправка рассчитывается путем сличения истинного курса и магнитного. Истинный курс получаем, прибавляя к гиро курсу поправку гиро компаса со своим знаком: [4.1+7.1]. Поправки магнитного компаса получаем, отнимая от истинного курса магнитный: [4.1+7.1-4.2]. В колонке 7.3 записываем поправку того компаса, по которому в данный момент следует судно (аналогично колонке 4.3).

Колонка 8. Variation. В переводе на русский – магнитное склонение, берете с карты. Также встречаются случаи, когда variation снимают с показаний GPS индикатора. Здесь уже речь идет об уровне доверия к источникам информации. Сослаться на данные карты можно с чистой совестью – карты в большинстве случаев публикуются UKHO (United Kingdom Hydrographic Office), а вот к данным магнитного склонения взятых по GPS доверия меньше, т.к. источник у них не столь известен, если известен вовсе.

Колонка 9.1 Standard Deviation. Перевод очевиден – девиация магнитного компаса. Сразу на ум приходит таблица девиации, но не спешите радоваться. Как показывает практика, то данные между реальной девиацией и указанной в таблице весьма различны. Причин на то масса, начиная от влияния магнитного поля груза на компас и заканчивая банальным человеческим фактором при составлении таблицы девиации. Лично видел несколько раз на судах таблицы, где все значения = нулю, т.е. девиации не было вовсе, что в априори не возможно. А вот громоздких печатей и красивых размашистых росписей на таблице было предостаточно, только вензелей не хватало и гербовой печати Королевы Англии :). Как же быть, спросите вы? Так ответ очевиден, девиацию мы рассчитаем сами. Вспоминаем курс навигации, где рассказывали, что поправка магнитного компаса состоит из магнитного склонения и девиации. Таким образом, получаем, что Deviation = Standard Error – Variation [9.1=7.2-8]. Если на судне расчеты велись правильно, то по прошествии некоторого времени, можно составить собственную таблицу девиации, доверие к которой прямо пропорционально доверию к расчетам ваших коллег. Я искренне желаю, чтобы жизнь вас не поставила в условия, при которых значение девиации магнитного компаса будет иметь существенное значение для безопасности мореплавания. Но все равно, все расчеты и записи следует производить максимально грамотно, иначе зачем вы читаете эту статью :)?

Колонка 9.2. Если судно следует по магнитному компасу, тогда значение равняется предыдущему [9.2=9.1]. Если вы следуете по гирокомпасу, тогда речь идет о скоростной и широтной девиациях, учет и корректировка которых производится, как правило, гирокомпасом автоматически. Лично я ставлю в этой колонке прочерк, т.к. каким бы ни было значение – оно является частью уже рассчитанной Gyro Error.

Колонка 10. Heel. Речь идет о крене судна, если вас покачивает – пишите «+ -» пару градусов.

Колонка 11. Remarks. Укажите, с какого пелоруса вы брали пеленг (Port Repeater / Starboard Repeater). Как ни удивительно, но и здесь можно ошибиться, например судно следует строго на север, пеленгуете звезду справа на траверзе, то правильно будет указать, что пеленг вы брали с пелоруса на правом крыле, а не на левом :). Многим это покажется очевидным, но поверьте, что бывали случаи подобных записей. Можете сами убедиться, полистав журнал и изучив записи предшественников и поймете насколько все запущенно :). По правде говоря, именно это и сподвигло меня на написание данной статьи. Также не делайте глупых ошибок, таких, как пеленгование Солнца в полдень на судне с крытыми крыльями, т.к. это явно невозможно и ставит под сомнение все записи в журнале равно, как и компетентность сделавших их. А что может быть для штурмана страшнее обоснованного обвинения в некомпетентности. Так что прежде чем поставить свою подпись напротив любой записи в журнал, убедитесь, что она верна.

Ну и раз уж зашла речь о подписях, то самое время поставить свой красивый автограф в колонке 12.Observer и закрыть журнал до следующей вахты при условии «…если предоставляется возможным» = «…where possible…».

P.S. К статье прилагаю файл – Azimuth Calculation. В нем вы найдете бланки таблиц, для расчета поправки гирокомпаса. Таблицы созданы на основе алгоритма расчета приведенного в Brown’s Nautical Almanac на стр. 12 и 13. Также для удобства добавлены строки для продолжения расчета поправки по Norie’s Nautical Tables (ABC tables). Распечатайте бланки, заведите отдельную папку и подшивайте заполненные бланки. Также можете попрактиковать навыки красноречия и убедить коллег навигаторов пользоваться вашим нововведением.

С уважением, ко всем тем, кто дочитал статью до конца :) Гусев Валерий

Пост дополнен Евгением Богаченко после комментариев.

Дело в том, что Валерий сейчас не может оперативно ответить на вопрос, поэтому пока я напишу, а он допишет, когда опять будет на связи. Как я понял вопрос, хочется определиться с тем, насколько обязательно рассчитывать поправку компаса и вести Журнал поправок компаса.

Первое, умение делать поправку требуется STCW. Под эти требования попадают офицеры, ответственные за несение навигационной вахты на судах валовой вместимостью 500т и более. Т.е. теоретически при любой проверке могут потребовать сделать расчет поправки компаса.

Но вопрос не в этом. Поэтому второе. Поправки должны быть правильно применены (учтены) к курсам и пеленгам. И тут вопрос, а как их учитывать, если не рассчитывать? А если не вести журнал, то как доказать, что учет поправок проводился?

Но капитаны и старпомы тоже не должны расслабляться. Так как к ним не менее жесткие требования. Не в упрек, так как я понимаю, что у всех много работы. Однако я не думаю, что каждый капитан и старпом сможет сходу рассчитать поправку компаса.

Ну и напоследок. При принятии вахты, среди всех пунктов, которые должны быть учтены, есть упоминание о поправках гиро- и магнитного компасов. Опять же, можно уметь рассчитывать поправку, можно устно передавать её величину. Но вот упрется какой-то проверяющий и докажи ему потом без Журнала поправок компаса, что всё делалось.

Понимаю, что можно взять папку и собирать туда листики с расчетами. При этом, не заполняя журнал. Тут уже добавить нечего. Так как конкретно международного требования наличия на мостике Журнала поправок компаса я не встречал. Но есть Компанейские нормативы, зачастую там можно найти это требование. Да и стараться кому-то доказать, что вот это вот так, а другое не надо – лишняя трата нервов и времени. На судне столько записей делается с запасом, столько лишних процедур и отчетов, чтоб прикрыть одно место, что Журнал поправки компаса меркнет на их фоне.

Скачать STCW about compass error.pdf

Вырезки текстов привел из STCW 2011 года. Дополнительно выкладываю на скачивание страницы, откуда брал эти тексты.

key4mate.com

CrewingTop :: Быстрое определение поправки компаса

После того, как начал работать по контрактам, довольно часто доставали некоторые методики, принятые во всем мире, но совсем непохожие на методики бывшего Союза. Одна из таких методик – это определение поправки компаса. Знать поправку компаса – это как международное требование, так зачастую и требование компании, причем, как никакая нация не может претендовать на гениальность, так никакая нация не застрахована и от дурости. Был в такой компании, в которой требовалось определять поправку компаса каждую вахту, а если этого сделать не удалось, то должна была быть обязательная запись в журнал о причине неудачи.

Никто не спорит, что самый эффективный метод определения поправки компаса по створам. Но что делать в открытом море? По сути, остаются только астрономические методы.

На мысль как-то усовершенствовать процесс определения поправки компаса меня натолкнул мой третий, который регулярно приходил ко мне на вахту и занимался снятием пеленгов восхода и захода солнца. После этого он около получаса маялся над какими-то дикими расчетами. Пришлось в ближайшем порту искать пароход, на котором бы сохранились забытые таблицы МТ-75. Сделал ксерокопии нужных страниц и объяснил, как ими пользоваться филиппинцу, который был у нас третьим штурманом. Его благодарность не знала границ.

Может кто-то помнит, в МТ-75 к каждой таблице даны пояснения с формулами, по которой данная таблица рассчитывалась. Поэтому вторым этапом моей деятельности в данном направлении явился перевод таблицы определения поправок компаса в электронную форму, а именно в EXCEL. Все-таки проще на контракт таскать один ноутбук, а не кучу бумаги. После прихода на пароход я эти таблицы распечатывал и уже дальше использовал бумажную копию.

Но оставались различные рутинные действия, которые увеличивали время расчетов. Например, при расчетах, для входа в таблицу используются градусы с долями, а не градусы и минуты. Казалось бы, чего проще разделить минуты на 60 – получишь доли градуса. Но все это опять таки лишнее действие, а значит – и лишнее затраченное время. Более сложный этап – интерполяция между соседними значениями таблицы, которая занимает уже гораздо больше времени, и при которой значительно увеличивается вероятность допустить ошибку. Зачем все это делать, если электронные таблицы EXCEL все это сделают за Вас сами? Поэтому вторым этапом моей автоматизации явилось программирование всех этих рутинных действий.

Возможен и третий этап автоматизации – это когда автоматически будет рассчитываться склонение Солнца. Но данный этап слишком сложный, чтобы реализовать его на практике, да и совсем он не нужный, т.к. на любом пароходе без проблем можно найти морской астрономический ежегодник (МАЕ), потому что его наличие на борту судна – это также международное требование. Это может быть как самостоятельное издание, так и часть какой-то другой книги. Например, МАЕ входит в Brown’s Almanac.

Итак, если Вы заинтересовались данной методикой, то порядок расчетов следующий:
  • Снять пеленг верхнего края солнца в момент захода/восхода

  • Записать данный пеленг, широту и время

  • Время преобразовать в Гринвичское и по нему из МАЕ определить склонение Солнца

  • Ввести необходимые данные в электронную таблицу и получить результат

Например, у меня весь этот расчет занимает меньше минуты. Только необходимо помнить, что таблицы МТ-75 рассчитывались для предопределенных значений, т.е. стандартной рефракции, дальности видимости горизонта и т.д., но в большинстве случаев погрешность расчетов не превышает 0.1 градуса, что намного меньше, чем погрешность снятия пеленга. А кому нужна особая точность? Главное – что, если Вы пользуетесь данным методом регулярно и получаете примерно одинаковую поправку компаса и вдруг получили какое-то невероятное значение, то вариантов довольно немного. Либо Вы ввели неправильные данные, либо что-то с природой случилось, либо Ваш компас вот-вот накроется.

Если Вас заинтересовало все вышесказанное, то можете скачать таблицу для быстрого определения поправок компаса. Если будут вопросы, пожелания, можно обсудить на Форуме.

crewing.top

Определение поправки по пеленгам трёх ориентиров, нанесённых на карту.

ТОП 10:

  • Измеряют ГКП (ОКПM.K.) ориентиров, рассчитывают углы между ними.
  • Определяют место по двум горизонтальным углам.
  • Из обсервованной точки снимают ИП на ориентиры. ЧТО ДАЛЬШЕ ??????????????

· По формулам определяют три поправки компаса и рассчитывают среднюю из них. Возможны варианты: Определение поправки по пеленгам небесного светила.Определение по сличению с другим компасом, поправка которого известна. Расчёт поправки. Поправку магнитного компаса ΔМК рассчитывают как алгебраическую сумму приведённого к году плавания магнитного склонения d и девиации магнитного компаса δ на данный компасный курс (ΔМК = d + δ).Склонение d снимают с карты в районе плавания и приводят к году плавания. Годовое увеличение (уменьшение) относится к абсолютной величине склонения (к углу), а не к знаку. Может быть так, что в своём годовом изменении величина склонения переходит через нуль, и тогда приведённое к месту плавания склонение будет противоположным по знаку склонения, указанного на карте. ЗАПУТАНО И ВЫШЕ, НЕ ПОНЯТНО, ГДЕ ГК и ГДЕ МК??????????

Девиация магнитного компаса δ, как правило, выбирается из таблицы остаточной девиации на данный компасный курс. Однако девиация, определённая в конкретных магнитных условиях, изменяется в зависимости от изменения магнитной широты плавания, перемещения судового железа, изменение загрузки судна, крена и дифферента, от производства сварочных работ, изменение токоведущих частей на судне и др. Поэтому в процессе плавания девиацию также определяют любым из доступных методов.Определение девиации по пеленгам створов, истинное направление которых ИП известно.Определение девиации по пеленгам отдалённого ориентира, положение которого известно.Определение девиации по сличению показаний магнитного и гироскопического компасов (ΔГК известна).

Девиация магнитного компаса уничтожается и определяется по необходимости и по усмотрению капитана, но не реже одного раза в год.

Остаточная девиация у главного магнитного компаса не должна превышать = 3° , а у путевого = 5°.

НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К НЕБЕСНЫМ СВЕТИЛАМ????????????????

Учет поправок компасов в судовом журнале.

Для определения и учёта поправки магнитного компаса на судне ведётся журнал "Поправок магнитного компаса".Листы в журнале имеют определённую форму и пронумеровываются.Поправку компаса желательно определять на каждой вахте или при первой возможности.Текст подлежащий изменению зачёркивается тонкой чертой. Записи в журнале делают пастой или шариковой ручкой.РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЙ1. Номер порядка заполнения.2. Дата заполнения.3. Время определения поправок (час, минута).4. Способ определения поправки-(навигационный, астрономический, по гирокомпасу и т.д.).5. Координаты листа определения ф- (широта) L - (долгота). _ ОПЯТЬ ОБОЗНАЧЕНИЯ????????6. КК- компасный курс по магнитному компасу.7. ОКП, КП-обратный компасный пеленг, компасный пеленг-угол между истинный меридианом и компасным пеленгом.8. d - склонение - угол между магнитным меридианом и истинным представляет склонение компаса. Склонение указывается на навигационных картах с ежегодным увеличением (+) или уменьшением (-).9. ОМП, МП - обратный магнитный пеленг, магнитный пеленг угол между плоскостью магнитного меридиана и вертикальной плоскостью, проходящей через место наблюдателя и какого либо предмета называется магнитным пеленгом.10. б-девиация-угол между магнитным меридианом и компасным, величина переменная, изменяется при перемене курса. На судне должна быть девиационная таблица с указанием девиации на каждом курсе и с её знаком (+) ost, (-) west.11. Определение: ИK - по гирокомпасу; ИП - навигационным или астрономическим способом; А-азимут.12. Dмк - поправка магнитного компаса с её знаком (+) ost, (-) w.13. Подпись наблюдателя, определившего Dмк. – СУДОВОДЫ НЕ ПОЙМУТ



infopedia.su

Билет № 19

1. Поправка компаса и методы ее определения. Обязанности и действия впкм

при подготовке к выходу судна в море.

Поправка компаса и методы ее определения.

Навигационная безопасность плавания существенно за­висит от точности измерения направлений в море, которая во мно­гом определяется точностью знания поправок курсоуказателей. Это обстоятельство вызывает необходимость систематического определения поправок компасов. Сущность всех способов опреде­ления поправки компасов едина и заключается в сравнении на­правления, измеренного при помощи компаса (компасного на­правления) с истинным значением этого же направления по формулам:

Различие способов определяется лишь методикой получения истинного направления.

Определение поправки компаса по пеленгу навигационного створа. Навигационный створ представляет собой систему из двух-трех ориентиров, расположенных на линии с известным истинным на­правлением (рис. 2.9).

Направление линии створа показывают на картах и указывают в навигационных пособиях. Для определения поправки компаса судно ложится на курс с таким расчетом, чтобы пересечь линию створа. В момент пересечения линии створа с помощью оптичес­кого пеленгатора, установленного на репитере этого компаса, из­меряют компасный пеленг створа КПств. Истинный пеленг створа ИПств считывают с карты. Поправку гирокомпаса находят по фор­муле

Определение поправки гирокомпаса по пеленгу отдаленного ориентира.

Способ применяется в порту, когда место стоянки судна у причала точно известно. В видимости с судна необходимо иметь отдален­ный ориентир Р, нанесенный на карту

(рис. 2.10).

Для определения поправки гирокомпаса место судна наносят на карту крупного масштаба и с этой карты измеряют истинный пеленг ИПР с судна на ориентир Р. Гирокомпасный пеленг ГКПР на этот же ориентир измеряют с помощью пеленгатора.

Поправка гирокомпаса

Определение поправки компаса по пеленгу светила. Способ приме­няется в основном при плавании в открытом море, если погодные условия позволяют измерить компасный пеленг КПС на небесное светило (Солнце, Луну, планеты, навигационные звезды). За ис­тинный пеленг светила принимают счислимый азимут (расчетный пеленг)светила АС, рассчитанный с использованием методов море­ходной астрономии.

Поправка компаса

Определение поправки компаса по сличению. Способ применяется для определения поправки компаса , когда на судне имеется второй курсоуказатель, поправка которого известна. При этом два наблюдателя одновременно замечают показания курса судна по двум компасам КК1 и КК2. Исправляя показания второго компаса известной поправкой получают истинный курс суд­на ИК:

Далее находят искомую поправку первого гирокомпаса

или

Обязанности и действия ВПКМ при подготовке к выходу судна в море.

- заблаговременно предупреждают вахтенного механика и руко­водителей судовых служб о назначенном времени отхода;

- проверяют, оповещен ли экипаж об отходе;

- включают гирокомпас и согласовывают репитеры;

- выполняют мероприятия по досмотру судна, связанные с пре­кращением грузовых операций, закрытием трюмов и т.д.;

- проверяют чистоту крыльев мостика, рулевой и штурманской рубок, стекол рулевой рубки;

- проверяют готовность к работе всех ЭРНП, сверяют часы в рулевой, штурманской рубках и в машинном отделении, гото­вят необходимые карты и пособия;

- выполняют действия по подготовке к вводу СЭУ в соответст­вии с инструкцией по ее эксплуатации;

- проверяют рулевое, якорное, швартовное устройства, машин­ный телеграф, внутрисудовую командную связь, УКВ радио­станцию;

- проверяют работу от бортового и аварийного питания навига­ционных и сигнальных огней, звуковых сигнальных средств (со всех постов, в том числе и управление с механическим приводом), подготавливают флаги, позывные судна, сигналь­ный прожектор;

- проверяют отсутствие помех под кормой в районе винта и ру­ля, убеждаются в отсутствии выступающих за корпус конст­рукций судна;

- за 10-15 мин до отхода делают контрольную распечатку на ленте реверсографа и сверяют ее время с судовыми часами, ставят временную отметку на курсограмме или согласовывают ее с судовым временем, включают РЛС на подготовку;

- выполняют мероприятия, связанные с приемом лоцмана;

- убеждаются в исправности и присоединении к фалам огней и фигур сигналов "НЕ МОГУ УПРАВЛЯТЬСЯ"

- проворачивают СЭУ в соответствии с инструкцией по ее экс­плуатации;

- проверяют перекладку руля с помощью основных и резервных средств управления;

- проверяют работу переключателя режима работы авторулево­го;

- проверяют работу очистителей и подогревателей стекол руле­вой рубки;

- проверяют работу палубного освещения; проверяют аварийные питания и сигнализацию; - проверяют готовность палубной команды к швартовке; проверяют готовность якорей к отдаче; снимают осадку.

studfiles.net

Расчет поправки магнитного компаса

Судовой магнитный компасПринято считать, что магнитные силовые линии выходят из южного магнитного полюса и сходятся в северном образуя замкнутые кривые. Вертикальная плоскость, проходящая через такую магнитную стрелку, называется плоскостью магнитного меридиана.

Угол, на который магнитный меридиан отклонен от истинного меридиана, называется магнитным склонением, или склонением компаса.

Магнитное склонение, расчет на год плавания. МП, МК, ОМП.

Магнитное склонение - W,E изминение умножаем на разность лет с учетом знака.

Магнитный курс – угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части магнитного меридиана по часовой стрелке до носовой части диаметральной плоскости судна;

Магнитный пеленг – угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части магнитного меридиана по часовой стрелке до направления на ориентир.

Обратный магнитный пеленг – угол, отличающийся от МП на 180.

Судовой магнетизм и его влияние на показания магнитного компаса. Компасный меридиан Девиация магнитного компаса. Компасный меридиан. Девиация магнитного компаса. Таблица девиации. КК, КП, ОКП. Связь между компасным и магнитным курсом.

Стальной набор судна, его обшивка приобретают магнитные свойства с момента постройки и сохраняется годами. На компас оказывают влияние магнитные силы твердого и мягкого в магнитном отношении железа, причем действие их различно. Кроме того на компас влияют силы, возникающие от магнитного поля, работающих судовых агрегатов.

Угол в плоскости истинного горизонта наблюдателя между магнитным и компасными меридианами называют девиацией магнитного компаса, этот угол отсчитывается от нордовой част и магнитного меридиана к Оst или к W от 0 до 180. По характеру возникновения различают полукруговую, четвертную и креновую девиации. Полукруговая – создается твердым в магнитном отношении железом, четвертная – мягким, креновая возникает во время качки. Компасный меридиан – воображаемая линия пересечения плоскости истинного горизонта наблюдателя с плоскостью компасного меридиан, проходящей через данную точку на судне.

Компасный курс – угол при центре компаса, отсчитываемый от нордовой части компасного меридиана до направления носовой части диаметральной плоскости судна по часовой стрелке от 0 до 360. Компасный пеленг – угол при центре компаса, отсчитываемый от нордовой части компасного меридиана до направления на предмет от 0 до 360. Обратный компасный пеленг – угол отличающийся от КП на 180. Для обеспечения надежной работы компаса, производят уничтожение девиации. Принцип уничтожения – в компенсации магнитного поля судна вблизи компаса (вблизи компаса устанавливают магниты – уничтожители и бруски мягкого железа). Уничтожить ее полностью невозможно, поэтому после проведения работ определяют остаточную девиацию и составляют таблицу ее значений.

 

Связь между ИК и КК. Поправка магнитного компаса и ее установление

Теоретически поправка МК представляет собой угол, на который плоскость компасного меридиана отклонена от плоскости истинного меридиана. Вертикальная плоскость, проходящая через ось картушки ГК называется плоскостью гирокомпасного меридиана.

 

seaman-sea.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта