Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Сокровища Русского Севера: Каргопольское ожерелье. Журнал уезд


Бизнес России - «Уездъ»: «золотая коллекция» регионов России

– Недавно впервые увидел ваш новый журнал «Уездъ». Очень интересное издание, причём по своей концепции не похожее на другие.

Аннэтэс Розенберг-Рудман: «Уездъ» – красивый журнал о регионах. Задача была создать «золотую коллекцию» регионов Российской Федерации. В принципе, Россия ими и сильна.

– Этот журнал – далеко не первый ваш проект...

А.Р.-Р.: Да. Помимо «Уезда», я сейчас занимаюсь и другими журналами. Уже 11-й год издаю n-Style. Есть ещё nStylePROMAN, я выкупила активы журнала «Москва – Тель-Авив». Готовится ещё несколько покупок.

– Вроде не самое лучшее время для приобретений...

А.Р.-Р.: Напротив. Многих людей кризис ввергает в ступор. А на самом деле, ничего страшного. Просто надо в кризис чуть больше работать – вот и всё.

Любой кризис – это возможность занять лидирующие позиции. А к трудностям нам не привыкать. У меня недавно был разговор с владелицей одного из крупнейших в России рекламных агентств. Она спрашивает: «Как ваши дела? Весь "глянец" стонет». Я говорю: «Понимаете, мы так живём, как они умирают».

У нас никогда не было рекламных бюджетов. Мы очень гибкие, в отличие от западных издательских домов. Всегда находимся в состоянии прямого диалога с клиентом: нам надо его убеждать и рассказывать, почему мы эффективны.

Любая реклама «глянца» – это некий имидж, подтверждение того, что люди сделали правильный выбор.

Наш приоритет – прямые продажи. Сейчас это то, чего нет ни у кого. Наше конкурентное преимущество в этом: мы проводим мероприятия, на которых знакомим продавца с покупателем. Это не картинка, а действие. Люди должны общаться.

Например, мы запустили проект «Умный вторник», который осуществляем вместе со «Студией Довженко». Последнее мероприятие делали в бутике Rolls-Royce Moscow. Это был закрытый ужин, где присутствовали клиенты Rolls-Royce Moscow и наши клиенты, рекламодатели, друзья и партнёры. Все прекрасно, непринуждённо общались. За столами собрались клиенты, партнёры и друзья компаний для того, чтобы принять участие в интеллектуальной игре, которую провёл телеведущий Михаил Довженко. Участники должны были ответить на 20 каверзных вопросов ведущего. Команды провели мозговой штурм и пытались найти правильный ответ. Это было интересно. Мы проводим подобные мероприятия ежемесячно.

«Многих людей кризис ввергает в ступор. А на самом деле, ничего страшного. Просто надо в кризис чуть больше работать – вот и всё. Любой кризис – это возможность занять лидирующие позиции».

Ольга Пиленкова: Сегодняшняя экономическая ситуация определяет новые пути взаимодействия с рекламодателями, которые, конечно же, нужны журналу.

С одной стороны, некоторые потенциальные клиенты перестают быть таковыми, демонстрируя, как плохи их дела. С другой стороны, есть компании, которые используют свой шанс в кризисное время и проявляют рекламную активность. Это наши друзья, наши партнёры. И мы предлагаем им разумные условия сотрудничества, адекватные экономической ситуации.

Во время кризиса каждый рубль, с умом вложенный в рекламу, даёт ощутимый эффект. Платформа нашего журнала позволяет сообщить не только столичной, но и региональной аудитории о своём продукте.

– На мой взгляд, существует ещё один фактор риска при вложении средств в печатные издания. Разговоры о том, что они постепенно «умирают», наверное, имеют под собой основание...

А.Р.-Р.: Умирают только информационные СМИ. Всё большим спросом пользуются интернет-версии газет. Но «глянец» – это совершенно другая история. Никогда планшет, монитор компьютера не даст luxury-ощущения бумаги, её запаха. «Глянец» не может исчезнуть. Это то же самое, как если бы при появлении телевидения исчез бы театр.

– Вот мы говорим – «глянец». Единого мнения, что подразумевается под этим определением, кажется, нет...

А.Р.-Р.: Красивый продукт. «Глянец» как fashion я вообще не воспринимаю. Все журналы, которые я делаю, всё-таки интеллектуальные. Я по образованию журналист. Писать о сумочках – это не журналистика. Я стараюсь делать продукты, у которых форма не спорит с содержанием.

– Первым таким проектом был n-Style?

А.Р.-Р.: Да. За 10 лет он сформировался в концептуальный «глянец» о бизнес-людях. О том, как они строили свой бизнес. История от человека к продукту: что он создаёт.

Там информация, интересная людям, у которых не одно и даже не два высших образования. Согласитесь, время «малиновых пиджаков» уже давно кануло в Лету, и сохранить капитал в наше время смогли только очень умные люди. Мы делаем журнал именно для них.

– То есть «умный глянец» – это не нонсенс?

А.Р.-Р.: Это реальность. Что касается «Уезда» – это, на самом деле, рождённый в муках журнал и вообще сам проект. У меня есть друг, который однажды спросил: «Почему у тебя в n-Style нет регионов?» Я думаю: «А что у меня в n-Style будут делать регионы?» Есть Санкт-Петербург, Казань, Сочи. Плюс Екатеринбург, Новосибирск. Мегаполисы, которые всё-таки задействованы в luxury-индустрии. Года два, наверное, я мысленно возвращалась к этой теме.

В итоге родилась идея сделать журнал о регионах России. Сейчас в стране нет ни одного проекта, кроме «Уезда», который посвящён именно регионам. Каждый номер об отдельно взятом субъекте Федерации – его культуре, истории, традициях, людях.

Первый год создавался концепт журнала. Когда проект долго создаётся, он уже рождается целостным. Собирали коллектив журналистов. Это тоже непросто, потому что, на мой взгляд, в журналистике сейчас очень много непрофессионалов.

О.П.: Высококлассная журналистика на сегодняшний день – это большой талант и невероятный труд. К работе издательского дома «Успех» имеет отношение коллектив, в основе которого люди, работавшие в «Эксперте». Это серьёзные профессионалы, работать с которыми – радость.

«Люди, которые в своё время или сейчас прославляют нашу страну, я считаю, достойны того, чтобы о них писали и говорили».

– Уже сегодня видно, что у нового журнала есть чёткая концепция, своё «лицо». Но, наверное, направления его дальнейшего развития вы сейчас видите?

А.Р.-Р.: Естественно. Журнал – это живой процесс. А в данном случае многое определяется его региональной спецификой. Каждый регион настолько разный, что любой номер журнала будет непохожим на предыдущий.

Если мы говорим о Республике Алтай, то там такой кладезь красоты, такая дивная природа... Если же речь идёт о регионе, визитная карточка которого мощная промышленность, – это совсем другая тема.

Объединяющее – это люди. Великие люди России в большинстве своём – выходцы из регионов. Люди, которые в своё время или сейчас прославляют нашу страну, я считаю, достойны того, чтобы о них писали и говорили.

На страницах журналов сегодня не хватает личностей, настоящих профессионалов. Врачей, учёных, музыкантов.

В наш попечительский совет входит Юрий Розум. У него потрясающий региональный фестиваль, он сам ездит по всей России, отбирает талантливых, музыкальных ребятишек. Именно такие инициативы хочется поддерживать, об этом хочется писать.

О.П.: Удивительна некоторая разобщённость и незнание людей о стране. Есть замечательные места, которые стоит посетить. Например, восстановленная усадьба Знаменское-Раёк в Тверской области.

Отдельного рассказа заслуживает освещение экономических достижений в регионах. Мало кто представляет, что происходит сегодня в этом плане даже в соседней области. Мы хотим рассказать о самых интересных инвестиционных проектах, об индустриальных парках, которые, например, развивает в Тульской области губернатор Владимир Груздев.

– Продолжая разговор об «Уезде», проект окупается?

А.Р.-Р.: Проект уже не в минусе – и это плюс. Думаю, что мы с партнёром на правильном пути. Мой партнёр – Нелля Титова. Так как я человек бизнеса, я не общалась с государственными структурами. А у неё огромный опыт такой работы: и в Государственной Думе, и в Совете Федерации, и в Арбитражном суде. У нас очень чёткое разделение. В «Уезде» я – главный редактор. Нелля не вмешивается в рабочие процессы, в которых я – профессионал. Что касается администрирования, финансов и прочего – это уже её зона ответственности.

 

«Журнал, который пишет о регионах, конечно, нуждается в помощи и в поддержке. Сам проект нельзя назвать в полной мере коммерческим. Именно поэтому сейчас формируется попечительский совет журнала. Мы открыты для людей, которые желают помочь».

– Вы сказали, что сила России в регионах. Но, согласитесь, слабость – тоже в них. У нас немало регионов дотационных, даже депрессивных. О них тоже будете писать?

А.Р.-Р.: Будем. Иначе не стоило затевать проект.

– Это, наверное, нелегко с финансовой точки зрения...

А.Р.-Р.: Журнал, который пишет о регионах, конечно, нуждается в помощи и поддержке. Сам проект нельзя назвать в полной мере коммерческим. Именно поэтому сейчас формируется попечительский совет журнала. Мы открыты для людей, которые желают помочь. Судя по первым номерам, регионам этот проект тоже интересен. Во всяком случае, и мэр Москвы Сергей Собянин, и губернатор Калужской области Анатолий Артамонов нам очень помогли, работать с ними было интересно.

Вообще, хорошо, что вокруг журнала сейчас формируется круг друзей, единомышленников. В их числе, кстати, и многие члены РСПП.

О.П.: Мы с удовольствием сотрудничаем с другими издательскими домами, в том числе и с ИД РСПП, вашим журналом, часто и с удовольствием общаемся с Евгенией Шохиной. Мы не конкуренты, а союзники. У нас очень схожие взгляды на профессию, жизненные ценности, приоритеты развития наших изданий.

Розенберг-Рудман Аннэтэс Николаевна,издатель.

Родилась в 1981 г. в Томске.

В 2005 г. окончила факультет журналистики РУДН.

В 2001 г. подготовила и провела Дни российской культуры в Турции.

Занималась организацией предвыборных кампаний.

C 2005 г. – генеральный директор ИД «Импресс Медиа», издатель журналов nStyle (Nightstyle), nStylePROMAN (с 2014 г.).

С 2014 г. – соучредитель, главный редактор журнала «Уездъ», соучредитель, продюсер журнала «Москва – Тель-Авив».

 

 

Пиленкова Ольга Петровна,директор по специальным проектам ИД «Импресс Медиа» и ИД «Успех».

Родилась в 1981 г. в Москве.

В 2004 г. окончила Государственный университет управления.

Проходила повышение квалификации в г. Тройсдорф (Германия).

В 2013 г. поступила на курс «Управление государственными и муниципальными предприятиями» РАНХиГС.

В 2002–2005 гг. работала в Германии (SYBA Messebau GmbH). Имеет опыт работы в Международном выставочном агентстве IFA.

В 2006 г. участвовала в организации первой в России выставки деловой авиации JETEXPO.

В 2007 г. – директор по выставочной деятельности ОАО «ГАО “Москва”».

В 2008–2014 гг. – директор по развитию RTExpo.

С 2014 г. – директор по специальным проектам ИД «Импресс Медиа» и ИД «Успех».

businessofrussia.com

УЕЗДЪ — журнал о регионах России

«Горнадзор» популяризирует политику в молодежной среде

Несколько лет назад в российской политике появился новый термин — праймериз. Пока этот механизм отбора «лучших из лучших», причем вне зависимости от их партийной принадлежности, взяла на вооружение только «Единая Россия». Активные общественные деятели видят в праймериз реальную возможность продвинуть в политику профессионалов, которые «правильными» законами улучшат жизнь страны. Но пока перед общественниками стоит другая задача — рассказать о праймериз молодым и заразить их этой идеей. Главным идеологом почина стал руководитель регионального общественного движения «Горнадзор» Максим Истомин. Он рассказал журналу «Уезд» о том, как пробудить молодежь от аполитичной спячки.

Селекция для одномандатников

— Многие эксперты прогнозируют, что выборы в этот раз будут более прозрачными и более конкурентными. Согласны ли вы с этим и как это может отразиться лично на вас?

— Общество стремительно меняется. И хотя кто-то и говорит о «всеобщей апатии», этот кто-то явно хочет выдать желаемое за действительное. На самом же деле структура и формат гражданской активности трансформируются, становятся другими. И меняются, на мой взгляд, в правильную сторону. Грубо говоря, те, кто хотят сидеть на диване или проводить все свободное время в торговых центрах, — те это делают, не будем им мешать. Но есть немало людей, которые хотят предметно работать над проблемами, их решать, используя свою экспертизу, свой позитивный опыт. В бизнесе есть такое понятие — «конструктивный конфликт». И я считаю, что можно и нужно вступать с органами власти, госструктурами, религиозными организациями в такой конструктивный конфликт по конкретным моментам. А затем разрешать его на специально созданных площадках. Организация «Горнадзор», которую я возглавляю, как раз и есть такая площадка — она нужна для взаимодействия гражданских активистов и общественников с Московским патриархатом.

— И все же о выборах: что принципиально важно именно для вас? Снижение проходного барьера, допуск к участию большего числа партий?…

—То, что вы перечислили, это правила игры. Но для меня, как лидера общественной организации, более важны новые инициативы. И вот такой инициативой я считаю праймериз. Во-первых, это — наконец-то! — положительная селекция среди одномандатников. Во-вторых, возможность новым людям вывести себя на политическую орбиту с небольшими издержками. В-третьих, это такая правильная «инвентаризация» выборов.

— Я правильно понимаю, что вы сами тоже идете на праймериз?

— Увы, праймериз в обязательном порядке для своих одномандатников проводит только «Единая Россия». А я собираюсь на выборы от другой партии.

— Какую партию вы будете представлять?

— Пока сказать не могу, потому что еще не все консультации завершены и не все проработано. В этом смысле завидую единороссам, так как лично я бы выиграл и от праймериз, и на праймериз. Я в этом не сомневаюсь.

«Игрушка» не для всех

— Вы считаете, что не все партии готовы к прозрачности и предпочитают «назначать» кандидатов по одномандатным округам?

— И да, и нет. Морально партии к этому готовы, но организационно и финансово — пока нет. Праймериз — это шикарный инструмент, но механизмы его внедрения пока еще сыроваты. Вот смотрите: почему «Единая Россия» может себе это позволить? Да потому что все хотят идти именно от «Единой России» — мол, партия власти, как-нибудь да проскочу. И от такой многочисленности единороссы могут себе это позволить — ввести еще и полуфинал, чтобы выбрать самых сильных претендентов. У других же партий подчас просто нет такого количества сильных кандидатов, поэтому в одномандатные округа приходится «назначать». Плюс финансы. Плюс организационные усилия. Не всем пока еще по карману и по силам эта игрушка.

— Вы теоретик праймериз или сталкивались с ними в реальной жизни?

— Перед выборами в Мосгордуму в 2014 году я принимал участие в их подготовке. И мы в рамках «Горнадзора» всеми доступными способами объясняли молодежи, почему это важно и как это здорово. Я провел очень много встреч со столичными молодыми бизнесменами, создателями удачных стартапов. И с ними мы много обсуждали, спорили и пришли к выводу, что участвовать в праймериз — это не значит идти в политику в старорежимном смысле слова, со всеми негативными коннотациями — «дрязги», «подковерная борьба» и так далее. Это значит только лишь участие в формировании правил игры, законотворческих инициатив и в генерировании повестки дня.

— Но согласитесь, даже если вы тогда бы не спали и не ели, ну скольких молодых людей вы смогли «распропагандировать»? Сотни, ну может быть, тысячу-другую…

— Верно, и потому мы не только разговаривали, но и устраивали яркие события. Мы в «Горнадзоре» организовали фестиваль «Не проспи!», который в течение нескольких дней проходил на Воробьевых горах. Это была акция против обломовщины, против опасности проспать свою жизнь, просидеть на диване, фыркая на всевокруг, но ничего не меняя вокруг себя. У нас есть несколько пропагандистов— благо их не так много, — которые мечтали бы загнать нашу молодежь в агрегатное состояние персонажа, талантливо изображенного Сергеем Светлаковымв «Нашей Раше». Они считают, что чем больше будет таких «диванных» деятелей, тем спокойнее. Но это опасное заблуждение. И в этом смысле и глава государства, и мэр Москвы постоянно побуждают: идите, делайте, учитесь, развивайтесь, предпринимайте.

 

Кровать как антисимвол 

— Чем удалось привлечь молодежь на фестиваль и что в нем было такого интересного?

— Лично для меня самым интересным были дискуссионные клубы. Там была возможность и поучиться, и попробовать свои силы. Также работали спортивные зоны: кроссфит, силовые виды спорта, воркаут — не путать с нетворкингом.Нетворкинг, впрочем, тоже был. Пространство организовали так, чтобы можно было «качать» и мозги, и мускулы. Была внушительная учебная программа: бесплатные лекции и семинары. Вечером выступали музыкальные группы. Ну а символом или, точнее, антисимволом были кровати. На них можно было полежать, послушать музыку, но — помня, что это только для отдыха, а проспать всю жизнь целиком на них нельзя.

Это был отличный фестиваль! Ну и самое главное — его посетили около 100 тысяч человек. И практически никто из них до этого фестиваля вообще не слышал, что такое праймериз. Мы это исправили.

— Вы сами говорили о том, что вас интересуют люди деятельные, активные. Не все из них могли физически доехать до Воробьевых гор…

— Совершенно верно, и поэтому мы развернули активность по всему городу: Камергерский переулок, ЦПКиО. Раздавали пригласительные в трамваях. Провели пиар-акцию возле ЦУМа — установили там кровати, на которых можно было прыгать. И это привлекло внимание многих людей, даже звезд нашего шоу-бизнеса. Помнится, какое-то интернет-издание написало: «Игорь Верник со студентками сломали кровать».

Кроме того, в рамках фестиваля провели совместный проект со Школой-студией МХАТ: после спектакля «Ревизор» мы собрали зрителей и вместе обсуждали, что такое праймериз.

— Символично, что именно после гоголевского «Ревизора»?

— Это произведение не только и не столько о коррупции, сколько об инертности, спертости воздуха, духоте в общественном и правовом сознании. И вот появляется один, выражаясь на современном жаргоне, кидок и разводила, который пытается на этом заработать, снять сливки. Вот если бы в гоголевское время были праймериз!.. Шучу. Ну и потом сама постановка с участием Андрея Буковского довольно оригинальная: там было три Хлестаковых, три городничих.

— Ну а почему вы — общественник, предприниматель — вдруг решили агитировать за праймериз? Не является ли это обязанностью власти, партийных структур, того же «ЕдРа»?

— Ну вот именно потому, что предприниматель. Я владелец и генеральный директор кондитерского дома: у нас полный цикл производства. И мы то самое импортозамещение, о котором так долго говорили наши власти. И хотя у нас сладкая продукция, нам самим приходится не очень сладко, особенно в правовом и экономическом смысле: проверяющие органы, причудливая методология исчисления налогов, арендные ставки. И наша задача — чтобы в политике, в представительных органах, в гражданском обществе появлялись молодые профессионалы. Чтобы не было так, что законы придумывают одни, а играть по их правилам другим. Мы, «Горнадзор», если угодно, лоббисты молодых предпринимателей во власти. И ключевой механизм того, как это реализовать, мы видим именно в праймериз. Поэтому нам не жалко было потратить на эту кампанию наши организационные усилия и деньги. А правительству Москвы спасибо, что поддержали, вовремя согласовали, подсказали, что и как лучше сделать. В общем, вместе не проспали. Не проспим и в этот раз!

uezd.ru

УЕЗДЪ — журнал о регионах России

Ольшанская Алина Ильинична, Руководитель экспедиционно-исследовательской компании, студентка исторического факультета МГУ. Путешественник, журналист, автор текстов о путешествиях и культурно-исторических достопримечательностях России.

Чем ближе к лету, тем больше становится теплых и солнечных дней — и чем дальше, тем жарче. А в жару нет лучше отдыха, чем на севере, в Вологодской области. 

Вытегорский район, один из районов области — край, богатый историей, изобилующий достопримечательностями, множеством рек и озер, богатых рыбой, лесом, дарами природы. Есть и замечательная гостиница в этом маленьком и уютном городке — остановившись здесь можно перенестись лет эдак на сто назад — забыть суету мегаполиса, наслаждаясь спокойным течением жизни.

Богат историей Вытегорский край и насчитывает несколько тысячелетий: строительство судов, заготовка и переработка древесины, производство строительных материалов — вот основные занятия жителей Вытегории не только в дореволюционное время, но и сегодня.

В послевоенное время на территории района возобновили начатую до войны стройку, так как старая Мариинская водная система — лучшее в мире гидротехническое сооружение начала века — перестала соответствовать требованиям времени и правительством было принято решение о ее реконструкции в глубоководный путь, соединяющий Балтийское море с Волгой. Так началось строительство канала Волго-Балт и Вытегра стала портом пяти омывающих берега России морей и столицей Волго-Балта.

Вокруг города множество красивых деревенек. Сегодня во многих из них есть как жилые дома-срубы с богатым убранством и резными наличниками, так и заброшенные покосившиеся домики, оставленные своими хозяевами по каким-то причинам. И все же на Русском Севере не бывает неинтересных сел. Каждое хоть чем-нибудь да интересно. Проснувшись пораньше хорошо отправиться с одно из таких интересных мест — село Анхимово, что в Вытегорском районе, что в 7 километрах от города Вытегра. Первые упоминания о Вытегорском погосте, находящемся в селе Анхимово, относятся еще к 1496 году. Одним из шедевров обонежского зодчества считался архитектурный ансамбль Вытегорского погоста, состоящий из трех храмов — деревянной Покровской церкви с двадцатью девятью куполами, построенной в 1708 году, до наших дней, к сожалению, не сохранившейся. Храм сгорел в 1963 году. Хотя уже в пятидесятые годы Александром Викторовичем Ополовниковым - выдающимся советским ученым, архитектором и реставратором был разработан проект реставрации храма. Лишь в 2008 году церковь была воссоздана на территории паркового комплекса «Усадьба Богословка» в Невском лесопарке.

Еще одна жемчужина Вытегорского погоста, частично сохранившаяся до наших дней, есть зимняя церковь Спаса Нерукотворного, построенная в 1780 году и являющаяся самым древним из сохранившихся каменных храмов Вытегорского погоста. Здесь же расположена церковь Всех Святых, которая при постройке в 1905 году была задумана как усыпальница купца первой гильдии А.Ф. Лопарева. И расположены эти сохранившиеся храмы Вытегорского погоста в очень живописном месте на берегу Вытегорского водохранилища. И поехать к ним, конечно, стоит — непременно нужно увидеть эту пока еще сохранившуюся красоту, прикоснуться к ней и узнать историю этих шедевров. Да и просто погулять здесь, посидеть у воды и раствориться в этом вневременье.

Испокон веков город Вытегра интересовал исследователей, ученых, а также представителей царской фамилии. Путешественников прежде всего привлекали виды величественной северной природы. Окружающие город живописные холмы, ровные поля, прихотливо вьющиеся речки и зеркала озер вызывали желание запечатлеть увиденное на бумаге. Во многом благодаря этим трудам и заметкам ученых и путешественников и просто людей, влюбленных в Русский Север, Вытегра заняла скромное, но достойное место среди городов России.

Много на Руси прекрасных городов. Но самые замечательные, сохранившие своё очарование старины — это уездные города, маленькие и издалека неприметные. Города, зачастую до которых сложно добраться. Но стоит присмотреться, как понимаешь, что они и есть самые интересные и необыкновенно очаровательные. Города, где время остановилось! 

Еще один из таких чудесных городков, до которого добраться можно, переправившись через озеро на пароме-старинный город Белозерск, расположившийся на берегу одноименного озера Белое. Городок этот, именовавшийся в старину Белоозеро, один из древнейших городов России. Первые упоминания о Белоозере мы встречаем ещё в «Повести временных лет» под 862 годом. Выходит, городу не много ни мало аж 1154 года! Ровесник Великого Новгорода! 

Богатейшую историю приобрёл Белозерск за многие столетия своего существования-участвовал в призвании варягов, белозерская весь принимала участие в походах Вещего Олега на Смоленск и Киев, участвовали белозерцы и в походе великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо на Волжскую Булгарию. Многими подвигами славен Белозерск. Был он некогда одним из крупнейших городских центров Северо-Восточной Руси. Сейчас же население города не насчитывает и десяти тысяч жителей. При этом город, отчасти, наверное, благодаря своей труднодоступности, сохранил невероятной красоты достопримечательности: храмы, старинную деревянную застройку с прекрасными резными наличниками и даже Кремль!

В самом сердце города расположен Белозерский Кремль-кольцо земляного крепостного вала, окружённое со всех сторон рвом. Уникальный памятник оборонного зодчества XV века, который и сегодня поражает своей мощью и величием! Длина вала около 1000 метров, высота же более 15 метров. Территория внутри крепости ранее и называлась «городом», на территории Кремля был возведён соборный храм. В крепости находились многочисленные строения: воеводский двор, приказная и губная избы, тюрьмы, склады и осадные дворы. Наличие крепости позволяло использовать город и как место заточения. 

Гуляя по земляному валу невольно представляешь, как жизнь совсем иная кипела тогда на этом месте. Итальянский дворянин Александр Гваньини в своём сочинении «Описание Московии», изданном в 1578 году, так характеризует Белоозеро при Иване Грозном: 

— «На этом озере есть неприступный кремль, укреплённый самой природой, в котором государь Московии прячет свои сокровища, и сюда же бежит как в убежище при нашествии врагов. Отстоит Белоозеро на сто миль от Московии и на столько же от Новгорода Великого. Область почти вся покрыта болотами и лесами, и доступ в неё для путешественников нелегок и неудобен, если только не построены мосты и не покрыты льдом воды».

Но это было ещё в далёком XVI столетии, да и для итальянца Русь, не то, что для любящего её русского! «Что русскому хорошо, то немцу смерть» — знакомое нам всем выражение. 

Сегодня же до Белозерска добраться совсем не сложно: поездом или автобусом, на автомобиле и на пароме через Белое озеро — вариантов достаточно. Но мы не будем всем подряд об этом рассказывать-пусть город остаётся нетронутым, неизведанным, недоступным для массового туриста. Пусть он остаётся без магистралей и таунхаусов, без коттеджных посёлков и бизнес-центров. Пусть он сохранится таким, каким мы его ещё можем сегодня увидеть и навсегда влюбиться в эту красоту!

uezd.ru

УЕЗДЪ — журнал о регионах России

Устюжна сегодня — небольшой городок в Вологодской области, раскинувшийся по обеим сторонам живописной Мологи в устье рек Ворожи и Ижины. Город на берегах трех рек. Хорошо сохранившееся городище в устье реки Ижины свидетельствует о древности города. Отсюда и произошло название — Усть-Ижина — Устюжна. В старину город именовался Устюжна Железнопольская, что связано с расположением города на Железном поле - местности, богатой болотной железной рудой и началом развития металлургии на Руси. Первые упоминания об Устюжне мы встречаем в Угличской летописи 1252 года. Этот год и принято считать датой основания города. Кем же был основан город, нам не ведомо.

Река Молога являлась важнейшей торговой артерией, обеспечивая, с одной стороны, выход на Великий Волжский путь, ведущий в страны Востока, с другой же стороны, путь по притоку Мологи — речке Чагодище — вел в Скандинавию и Западную Европу. Не случайно на этом торговом пути, между устьями крупнейших притоков Мологи, Кобожи и Чагодищи и возникла Устюжна, ставшая в будущем центром края. Богата красотами эта благодатная земля. Не возможно не вспомнить строки из стихотворения Виталия Смирнова: «Над миром площадей и крыш Все длится это диво. И ты мне тихо говоришь: «Как нынче в Устюжне красиво». Красив город своими улочками, площадями и церквями, а полноводные реки и берега и вовсе придают городу необыкновенно сказочное великолепие и очарование. Приятно гулять по Торговой и Соборной площадям города, пройтись по набережной, любоваться сохранившейся старинной архитектурой.

До конца XVII века Устюжна входила в состав Угличского уезда. В 1685 году, выделившись, она стала центром вновь созданного Устюженского уезда. Официальное утверждение города в качестве административного центра округи способствовало его процветанию. Сооружались каменные храмы. В конце XVII века были построены два величественных храма, сохранившиеся и до наших дней — Собор Рождества Богородицы, в котором сейчас находится краеведческий музей и церковь Казанской Иконы Божией Матери с шатровой колокольней (колокольня была построена позже, в середине XIX века).

В Соборе Рождества Богородицы, ныне это краеведческий музей, сохранился необыкновенной красоты золоченый пятиярусный иконостас. Обладает музей и собранием произведений масляной живописи XVIII—XIX веков. Здесь имеются полотна русских художников И. К. Айвазовского, Б. М. Кустодиева, Ю. Ю. Клевера, К. Я. Крыжицкого и других. Уникальную ценность в этой коллекции составляют произведения безвестных крепостных живописцев, создавших интереснейшую портретную галерею дворян, владельцев усадеб в Устюженском уезде (Карауловых, Трусовых и других). Эти портреты, отличающиеся высокими художественными достоинствами, являются и важнейшими историческими памятниками, велика их роль в изучении культуры и быта русской провинции XVIII—XIX веков. В этой галерее есть и портреты главных представителей устюженского купечества XIX века — Поздеевых, Дьяковых, Копыльцовых. Посетить Устюженский музей и окунуться в очарование старины непременно стоит.

Церковь Казанской Иконы Божией матери, построенная в 1694 году на окраине города. По преданию, на этом месте юродивому по имени Афоня явилась икона Казанской богоматери, в честь которой и был ранее возведен деревянный храм, сгоревший в 1660 году. По свидетельству архивных документов, существующая каменная Казанская церковь построена «коштом» барона Григория Дмитриевича Строганова. Строгановы вели крупные торговые дела и были связаны со многими городами России. Храм внешне напоминает старинный сказочный терем, богато декорированный, как и другие строгановские постройки. Имя же архитектора, создавшего этот шедевр русской раннебарочной архитектуры, увы, нам не известно. Поражает интерьер церкви — в XVIII веке стены были украшены фресками. На арке сохранилась надпись: «1756 года июля 1-го дня начата сия святая церковь стенным писанием украшатися... и совершися в сей святей церкви стенное писмо 1757 года августа 26 дня. Трудившися о Господе сию святую Церковь стенным писанием иконницы Града Ярославля посадские люди Афанасий Андреев, Иван Андреев Шустовы, Козма Козмин Овсяников, Семен Семенов с детьми Дмитрием и Козмою, Устин Никифоров, Егор Семенов, Василий Васильев, Степан Андреев, Андрей Осипов, Иван Григорьев».

В 1781 году в связи с Указом императрицы Екатерины II специальная "Комиссия для строений" в числе сотен других городов Российской империи разработала план застройки Устюжны. В центре города расположились две площади — Торговая и Соборная. На Торговой было сооружено помещение для Гостиного двора — длинное деревянное строение протяженностью 110 метров. На Торговой площади проходили ярмарки - Богородицкая в сентябре и Рождественская в дни рождественских празднеств. Если первая изобиловала товарами сельскохозяйственного производства, то вторая сладостями, глиняной и фаянсовой посудой, кадками, санями и другими предметами крестьянского и усадебного быта. Так и слышишь гомон людской, гуляя по площади, так и встают перед глазами торговцы, громко зазывающие покупателей к своему товару. Мастера, народные умельцы, ремесленники — все жители города и окрестностей собирались здесь. Жизнь текла своим чередом, одну эпоху сменяла другая. И в те далекие времена и сегодня Устюжна продолжает покорять с первого взгляда. Оказавшись в этом старинном городе забываешь о времени, в котором живешь, обо всем насущном и волнующем, что окружает в действительности. Просто живешь, просто дышишь и наслаждаешься теми чудесами, которые дарованы нам и сохранились для нас.

Фотограф: Павел Лабутин

uezd.ru

УЕЗДЪ — журнал о регионах России

Ольшанская Алина Ильинична, Руководитель экспедиционно-исследовательской компании, студентка исторического факультета МГУ. Путешественник, журналист, автор текстов о путешествиях и культурно-исторических достопримечательностях России.

«Мхи были, болота в Поморской стране, А голые щелья в Беле-озере, А тая эта зябель в Подсеверной стране.. А толсты становицы в Каргополе…» Из былин

 

Неповторим и притягателен Русский Север. Край, неизменно привлекающий к себе художников и архитекторов, историков и этнографов, да и просто туристов из разных уголков нашей страны и зарубежья. И немудрено – первозданная красота природы, необъятные дали, тихие озера, быстрые реки и прекрасные творения народного зодчества – все это очаровывает и увлекает каждого, прикоснувшегося хоть однажды к этой красоте.

Белозерский край и Обонежье, Подвинье и Поморье, Пинега и Мезень, Печорский край и множество других удивительных мест – все это и есть Русский Север. Край удивительный, славящийся множеством исторических и культурных событий. Земля древних национальных традиций в архитектуре, строительном мастерстве, живописи, песенном и танцевальном фольклоре. Жизнь в суровом климате породила удивительное трудолюбие северян и замечательную культуру быта. В результате Русский Север, насыщенный древними сооружениями народного зодчества и искусства, воспринимается в целом как огромный своеобразный памятник русской национальной культуры и главный заповедник деревянного зодчества. 

В старину на Севере лес играл значимую роль в жизни русского человека. Дерево сопутствовало ему от рождения до самой смерти: сначала его качали в деревянной колыбельке, вокруг были изделия из дерева – прялки, ткацкие станки, деревянная утварь. Вокруг дома также находились деревянные колодцы, амбары, изгороди, ворота, мельницы. И по окончании жизни человек обретал «домовину». Лес был привычной средой обитания. Невозможно было представить себе жизни без рубленой избы, сторожевой башни под шатром, без прекрасного храма. Первые православные храмы на Руси были деревянными. С конца XVI века известно много прекрасных шатровых памятников деревянного зодчества.

Наиболее ранние деревянные памятники из дошедших до нас относятся преимущественно к концу XVI началу XVII веков. В отдаленных районах Севера их осталось не так уж много. Многие из них уже погибли от пожара, другие были уничтожены иностранными захватчиками, остальные же просто приходили в ветхость и разрушались сами собой. Немало зданий погибли уже после революции, когда общественность рвала с религией и стремительно избавлялась от церквей и часовен, как от рассадников чужой идеологии.

В окрестностях Каргополя, что в Архангельской области, сохранилось несколько уникальных храмов – шедевров  деревянного зодчества XVI и XVII веков. «Белокаменный Каргополь стоит своего рода островком, а вокруг раскинулась «лесная Русь» с селами и деревнями, история которых, как и история всего края, уводит в седую древность. И вот что замечательно – в какую бы строну ни отправились вы от Каргополя по разбегающимся от города дорогам, везде вас ждет находка, открытие, пусть для себя, но обязательно  открытие прекрасного памятника зодчеству» – говорит нам об этом удивительном крае писатель и исследователь Русского Севера Генрих Павлович Гунн в своей книге «Каргополье-Онега» из цикла «Дороги к прекрасному»3. Именно в экспедицию к прекрасному давайте и отправимся, чтобы еще успеть насладиться сохранившимися шедеврами, историей их создания и их неподдельной красотой. «Время, неумолимый сокрушитель, висит дамокловым мечем над немыми свидетелями глубокой старины, и уже близка пора, когда они бесследно исчезнут с лица Русской земли и навсегда скроются от летописей и преданий народной жизни».

Город Каргополь – древнейший город Архангельской области на левом берегу реки Онеги. На первый взгляд – это обычный провинциальный городок, каких немало на Руси. Но стоит здесь побывать, как сразу понимаешь, что Каргополь есть не что иное, как душа, жемчужина Русского Севера!

Доподлинно до сих пор неизвестно, когда он был основан, так как за долгие годы своего существования многие документы, свидетельствующие о его истории, были утеряны. Первые поселения людей в Поонежье археологи относят к X тысячелетию до нашей эры, когда на северные берега Онежского озера пришли древние охотники. Но столь глубоко в древнюю историю мы погружаться не станем. Попробуем разобраться с датой возникновения Каргополя  и происхождением столь необычного, близкого к греческому, названия этого прекрасного старинного города.

Относительно основания города среди исследователей существует множество толкований. Но большинство ученых считают, что город был основан в XI-XII веках новгородцами. Официальной датой основания города считается 1146 год. Т.е. город Каргополь лишь на 1 год старше нашей златоглавой матушки-столицы.

Что же касается названия города, то и здесь также существует несколько версий происхождения названия. Но если обратиться к «Сотной переписи» 1561-1564 годов или к переписным книгам XVII столетия, то можно заметить, что Каргополь в те времена писался в два слова – «Карго поле». «Карго» – это местное название вороны, и, следовательно, наименование города можно перевести как «воронье поле». Возможно, эта версия и есть самой подходящей, ведь если выйти на окраину города, то можно услышать карканье огромных стай черных ворон.   

Строительство монументальных каменных сооружений Каргополя особенно интенсивно начало развиваться с середины XVII века, после тревожных и тяжелых лет польско-литовской интервенции, т.е. по окончанию Смутного времени. От этого времени сохранились до наших дней три церкви, представляющие собой уникальные памятники не только для зодчества Каргополя, но и для русской северной архитектуры. Обе они были построены на Старой торговой площади. Церковь Рождества Богородицы – нарядная и обильно украшенная белокаменной резьбой, была построена в 1678-1682 годах. И еще одна – Благовещенская, поставленная рядом в 1692 году, на которой архитектор противопоставил гладким стенам  огромного монолитного куба ювелирную затейливость резного узорочья наличников окон и тяг. Именно этот храм поразил искусствоведа и реставратора Игоря Эммануиловича Грабаря во время его северной экспедиции. Впервые увидев Благовещенскую церковь он отметил, что в художественном образе храма «счастливому зодчему удалось достигнуть впечатления ошеломляющей нарядности».

Многое пришлось пережить славному городу Каргополь за время его долгой истории. Но, несмотря ни на какие трагические события, с которыми столкнулся город, мы и  сегодня можем наслаждаться величием и красотой монументальных памятников Каргополя. И сегодня Каргополь – это отнюдь не «медвежий угол» Севера. Это полный поэтического очарования тихий провинциальный городок. Это «маленький, но цельный образчик Древней Руси, живая страница истории» – как справедливо заметил местный краевед Ф.К. Докучаев-Басков в своих «Путевых заметках».

Окрестности города влекут не меньше, чем сам город. Белокаменный Каргополь стоит островком, а вокруг него расположилось  Каргопольское ожерелье – села и деревни с немногими сохранившимися уникальными памятниками северного деревянного зодчества.

Большинство древних памятников Каргополья – шатровые церкви, представляющие собой восьмигранную башню, увенчанную шатром. Островерхие шатры храмов были неотъемлемой частью архитектурного облика северных селений и воплощением народных представлений о красоте. Также строились и кубоватые многоглавые здания. Сохранились церкви XVII-XVIII веков в селах Красная Ляга, Большая Шалга, Лядины и Саунино. Настоящие шедевры северного деревянного зодчества, поражающие своей красотой.

Село Лядины, ныне деревня Гавриловская, что в сорока километрах от Каргополя по Пудожскому тракту, знаменито своим храмовым комплексом, от которого до наших дней сохранилась только лишь одна Богоявленская церковь, 1793 года. Более ранняя, Покрово-Власьевская церковь, построенная в 1743 году, совсем недавно сгорела. А именно, 5 мая 2013 года, от удара молнии, а следом за ней загорелась стоящая рядом колокольня. Через несколько часов пожар потушили и констатировали утрату двух объектов культурного наследия федерального значения, на реставрацию которых как раз нашлись деньги в этом году.

Избежавшая этой участи и чудом сохранившаяся Богоявленская церковь в Лядинах 1793 года постройки. Она имеет традиционные формы – четверик-восьмерик-пятиглавие. Но еще четыре главки стоят по углам четверика. Более того, алтарь также имеет три главки – две у основания бочки и одну на ее вершине. Среди знатоков деревянного зодчества Богоявленская церковь выделена особо благодаря своему крыльцу – оно круглое. В.В. Суслов назвал его «исключительным в древних деревянных постройках». Крыльцо это имеет форму просторно раскинутого шатра, который опирается на резные стойки, забранные резными перильцами. Изнутри шатер расписан под синее небо, усеянное белыми звездами, что придает крыльцу необыкновенно праздничный вид. Так и оживают перед глазами картины давнего быта, как лет эдак  300 тому назад здесь было людно и шумно в дни больших праздников, сходились сельчане, чинно друг другу раскланивались, обсуждали различные новости и другие житейские дела. Непременно чувствуешь себя участником разворачивающегося в те далекие времена действа.

По соседству с Лядинами, в нескольких километрах от дороги, находится село Красная Ляга и один из самых выдающихся памятников деревянного зодчества – Сретено-Михайловская церковь. Храм упоминается в Формулярных ведомостях по 2-му благочинию Каргопольского уезда за 1866 год как построенный в 1655 году «тщанием местных крестьян». Когда-то село Красная Ляга состояло из деревень Шейна и Зенкова. Красноляжский приход включал окрестные деревни Кучепалду, Максимовскую и Часовенскую. По данным середины XIX в. в Красной Ляге было 30 дворов, в которых проживал 191 человек. Сейчас же здесь стоит одиноко лишь храм. Следуя легенде, местность эту в народе еще называют «место, откуда ушла вода и люди». Толковый словарь  В.И. Даля нам сообщает, что слово «ляга» имеет много значений. Но на севере ляга – это ямина с водой, непросышная лужа или омут в реке. Так вот по той самой легенде, однажды эта лужа, а точнее сказать, небольшое круглое озерцо карстового происхождения, исчезло. Буквально за ночь. Дома, стоявшие вокруг него, стали разбирать и перевозить в другие деревни. Сохранилась лишь удивительной красоты Сретено-Михайловская церковь. 

Несколько реставраций пришлось пережить памятнику. В конце XIX века облик храма после одной из «попыток поновления» был искажен до неузнаваемости. Что только с ней не делали: разбирали до основания, делали белокаменный фундамент и собирали вновь, используя при этом старые бревна. Покрытие притвора также было переделано. Стены церкви получили обильно декорированную дощатую обшивку, которая еще и была ярко раскрашена. Несмотря на все эти «злоключения» и на свой почтенный возраст, церковь сейчас сохраняет некоторую прочность и устойчивость, но в последние годы стали заметны разрушения кровли. Некоторые меры по реставрации кровли были предприняты в 2011-2012 годах. Но, к сожалению, это был лишь небольшой объем противоаварийных работ. Для сохранения памятника необходимо значительно больше усилий и средств.

Ближайшая к Каргополю достопримечательность и, наверное, поэтому, лучше всего сохранившаяся – церковь Иоанна Златоуста 1665 года в селе Саунино. На 50 лет она старше известной всем Преображенской церкви в Кижах. Когда-то здесь было кладбище с оградой, на месте которого уже более 400 лет и находится церковь Иоанна Златоуста. Подойдя к ней ближе по хрустящему снегу ощущаешь необыкновенный восторг от живописной многообъемности этого стройного «древяна вверх» храма и не перестаешь изумляться совершенству его архитектурных форм. Церковь является типичным образцом наиболее распространенного типа шатрового зодчества, называемого «восьмерик на четверике». Внутреннее убранство – иконостас и расписное «небо» – чудом сохранилось до наших дней.  Немногим храмам удалось сохранить свои «небеса» – расписную конструкцию потолочного перекрытия, характерную для деревянной архитектуры Севера XVII века. Наибольшее количество храмов с сохранившимися «небесами» находится как раз в Архангельской области. И церковь Иоанна Златоуста одна из них. Небеса, имитируя каменные своды, напоминают солнце с лучами, расходящимися по потолку. А на этих двенадцати лучах-гранях,  расписанных иконописцами, содержатся изображения  архангелов.

Есть еще одно «сокровище», которое хотелось бы упомянуть в нашем путешествии  – церковь Рождества Христова в Большой Шалге  1745 года. И находится сей памятник к востоку от Каргополя, по дороге на Няндому, всего то в десяти километрах от Каргополя. «Шалга» – название, обозначающее по Далю «большой вхожий лес» или «дровосека». Хороший лес здесь, конечно, уже давно вырублен. Да и поселения давно здесь не существует. Стоит храм, прикрытый от дороги небольшими деревьями и кустарниками на старом заброшенном кладбище. Благодаря вытянутым объемам основания и восьмерика, а также узкому шатру, храм кажется очень высоким и стройным. Видимо из-за того самого леса, которого сейчас уже нет, зодчие при строительстве храма и возвели его таким высоким, чтобы храм было видно издалека.

Таков Русский Север – величественный и прекрасный, хранящий в себе уникальные памятники родного искусства в своих просторах. На наших глазах ежегодно погибает по одному храму – до сегодняшних дней не сохранился ни один памятник  XVI века. Каргопольское ожерелье –  это уникальные шедевры XVII и XVIII века, которые нуждаются в нашей заботе и поддержке. Эти и другие немногие сохранившиеся  шедевры деревянного зодчества – забытое наследие, которое невозможно забыть. Наследие, которое еще можно спасти. 

Фотограф: Павел Лабутин

uezd.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта