Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Художественная самодеятельность в период послевоенного восстановления. Журнал в помощь художественной самодеятельности


Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности» Советская Россия

В сборник вошли новые и ставшие популярными патриотические, антивоенные и лирические песни советских композиторов. Все произведения даны в переложении для баяна, что существенно расширит возможности их исполнения участниками художественной самодеятельности.

Над Россией моей. Музыка С. Туликова, слова М. Пляцковского Родина суровая и милая. Из кинофильма «Вечный зов». Музыка Л.Афанасьева, слова В.Фирсова Богатырская наша сила, Музыка Л. Пахмутовой, слова Н. Добронравова Готовность номер один. Музыка Э. Колмановского, слова Евг. Долматовского Жизнь отстоять — нужно! Музыка Б.Александрова, слова С. Бенке Навечно с живыми! Музыка и слова А. Соболева Вечный огонь, Музыка Ю. Саульского, слова Л. Завальнюка Прейдя сквозь годы. Из кинофильма «Не бойся, я с тобой!». Музыка Я. Бюль-Бюля, слова А. Дидурова Салюты. Музыка О. Фельцмана, слова В. Дюкова Старые песни. Музыка Д. Львова-Компанейца, слова М. Матусовского Поле Куликово. Из телефильма «Время выбрало нас». Музыка Т. Хренникова, слова М. Матусовского У горных скал. Баллада. Музыка Б. Терентьева, слова Л. Куксо Довоенный вальс. Музыка П. Аедоницкого, слова Ф. Лаубе Дирижеры военные. Музыка Б. Фиготина, слова Ф. Лаубе Сегодня музыка слышна. Музыка Е. Птичкина, слова М. Рябинина Воспоминанья о войне. Из кинофильма «Я вас дождусь». Музыка Е. Крылатова, слова М. Матусовского Расскажите птицы. Музыка и слова И. Николаева. Где мой дом родной... Музыка М. Фрадкина, слова А, Боброва Хорошо, что мы живем в России. Музыка Е. Воробьева, слова И. Казакова Что же такое «мы»? Музыка А. Флярковского, слова Р. Рождественского Наша песня. Музыка О. Дымова, слова Я. Шаферана Добрые сказки детства. Музыка Е. Мартынова, слова Р. Рождественского Снег кружится. Музыка С. Березина, слова Л. Козловой Кукушка. Музыка Я. Богословского, слова М. Пляцковского Вы мне нравитесь... Музыка Э. Колмановского, слова И. ШаферанаВы шумите, березы. Музыка Э. Ханка, слова Н. Гилевича, перевод с белорусского А. Прокофьева Страдание. Из кинофильма «Белые росы». Музыка Я. Френкеля, слова М. Танича Лысогорские страдания. Мелодия и слова М. Мордасовой, обработка И. Руденко

Переложения для баяна и цифровка для гитары выполнены В. Букиным

В помощь хоровикам и баянистам Скачать сборник

Спасибо Ирине за сборник!

ale07.ru

Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности» (М. : Сов. Россия) Все годы

    
1ФПодробнее о книге   Безыменский, А. И. Однажды ночью, или Рассудите Вы : Фантаст. история, не имеющая ничего общего с фантастикой. Мистическое происшествие, абсолютно враждебное всякой мистике : Драм. сцена / {Александр Безыменский}. — М. : Госкультпросветиздат, 1953. — (Б-чка «Худож. самодеятельность» ; № 15).
2ФПодробнее о книге   Дик, И. И. Петька в космосе : Пьеса / {Иосиф Дик}. — М. : Сов. Россия, 1960. — (Б-чка «Худож. самодеятельность» ; № 14).
3ФПодробнее о книге   ЭСТРАДА : Вып. 2. — М. : Сов. Россия, 1961. — (Б-чка «Худож. самодеятельность» ; № 5).
4ФПодробнее о книге   ЭСТРАДА : Вып. 1. — М. : Сов. Россия, 1965. — (Б-ка «В помощь худож. самодеятельности» ; № 6).
5
Ф
Подробнее о книге   ЭСТРАДА : [Репертуар. сб. ] : Вып. 1. — М. : Сов. Россия, 1966. — (Б-чка «В помощь худож. самодеятельности» ; № 5).
6ФПодробнее о книге   Антокольский, А. А. Красная гвоздика : Пьесы для детей / {Александр Антокольский}. — М. : Сов. Россия, 1967. — (Б-чка «В помощь худож. самодеятельности» ; № 16).
7ФПодробнее о книге   ЭСТРАДА : Вып. 1. — М. : Сов. Россия, 1968. — (Б-ка «В помощь худож. самодеятельности» ; № ?).
8ФПодробнее о книге
   ЭСТРАДА : Вып. 2. — М. : Сов. Россия, 1968. — (Б-ка «В помощь худож. самодеятельности» ; № 15).
9ФПодробнее о книге   МИР БЕЗ СОЛНЦА : Исценир. страницы произвед. заруб. писателей. — М. : Сов. Россия, 1969. — (Б-чка «В помощь худож. самодеятельности»).
10ФПодробнее о книге   ЭСТРАДА : Вып. 1. — М. : Сов. Россия, 1969. — (Б-ка «В помощь худож. самодеятельности» ; № 9).
11ФПодробнее о книге   Эстрада : [сб. ] : вып. 2. — М. : Сов. Россия, 1969. — (Б-чка «В помощь худож. самодеятельности» ; № 13).
12ФПодробнее о книге   ПЬЕСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ. — М. : Сов. Россия, 1971. — (Б-чка «В помощь худож. самодеятельности» ; № 17).
13ФПодробнее о книге   ДЛЯ ВАС, РЕБЯТА : Репертуар сб. — М. : Сов. Россия, 1974. — (Б-чка «В помощь худож. самодеятельности» ; № 19).
14ФПодробнее о книге   Инин, А. Я. На повестке дня : собр. юморист. сочинений : Эстрада : вып. 1 / {А. Инин}, {Л. Осадчук}. — М. : Сов. Россия, 1974. — (Б-чка «В помощь худож. самодеятельности» ; [№ 3]).
15
Ф
Подробнее о книге   Арканов, А. М. Подбородок набекрень : [Рассказы] / {Аркадий Арканов}. — М. : Сов. Россия, 1975. — (Б-ка «В помощь худож. самодеятельности» ; № 12).
16ФПодробнее о книге   Успенский, Э. Н. Чудеса с доставкой на дом : для вас, ребята! : [сценки, рассказы, стихи и пьесы] / {Э. Успенский}, {А. Хайт}. — М. : Сов. Россия, 1975. — (Б-чка «В помощь худож. самодеятельности» ; [№ 19]).
17ФПодробнее о книге  &nbsp

bibliography.ufacom.ru

журнал Клуб и зхудожественная самодеятельность N 13 за 1980 год

Updated May 14, 2013

#2.1-27

The Beatles – Club And Amateur Performances 13-1980 magazine

"Битлз" – журнал "Клуб и художественная самодеятельность" 13-1980

 Label (Company): Club And Amateur Performances magazine
 Catalogue number: Г92–08005-6   [not listed]
 Catalogue number of side 1: Г92–08005      [not listed]
 Catalogue number of side 2: Г92–08006      [not listed]
 Matrix number of side 1: Г92–08005/1-1
 Matrix number of side 2: Г92–08006/1-1
 Rotation speed: 33 1/3 rpm
 First release date: July, 1980

Click on image to enlarge

Щёлкните на картинку для её увеличения

Club And Amateur Performances 13-1980 magazine – front page (page 1) of the cover   Club And Amateur Performances 13-1980 magazine – back page (page 4) of the cover (with imprint and contents of this issue)

Magazine, front page (page 1) of the cover

Журнал, лицевая страница (страница 1) обложки

 

Magazine, back page (page 4) of the cover (with imprint and contents of this issue)

Журнал, задняя страница (страница 4) обложки (с выходными данными и содержанием этого номера)

Club And Amateur Performances 13-1980 magazine – pages 8 and 9 with flexi EP Magazine, pages 8 and 9 with flexi EP

Журнал, страницы 8 и 9 с гибкой пластинкой

Club And Amateur Performances 13-1980 magazine – page 30 and 31 with the beginning of FOUR FROM LIVERPOOL article by musicologist P. ArkadievClub And Amateur Performances 13-1980 magazine – page 30 and 31 with the beginning of FOUR FROM LIVERPOOL article by musicologist P. Arkadiev Magazine, pages 30 and 31 with the beginning of FOUR FROM LIVERPOOL article by musicologist P. Arkadiev

Журнал, страницы 30 и 31 с началом статьи музыковеда П. Аркадьева "ЧЕТВЕРО ИЗ ЛИВЕРПУЛЯ"

Club And Amateur Performances 13-1980 magazine – page 32 with the ending of FOUR FROM LIVERPOOL article by musicologist P. Arkadiev and page 33Club And Amateur Performances 13-1980 magazine – page 32 with the ending of FOUR FROM LIVERPOOL article by musicologist P. Arkadiev and page 33 Magazine, page 32 with the ending of FOUR FROM LIVERPOOL article by musicologist P. Arkadiev and page 33

Журнал, страница 32 с окончанием статьи музыковеда П. Аркадьева "ЧЕТВЕРО ИЗ ЛИВЕРПУЛЯ" и страница 33

Club And Amateur Performances 13-1980 magazine – flexi EP # 2, side 1 (sound page 3)   Club And Amateur Performances 13-1980 magazine – flexi EP # 2, side 2 (sound page 4 containing songs performed by The Beatles)

Flexi EP # 2, side 1 (supplementary page 3)

Гибкая пластинка № 2, сторона 1 (вкладная страница 3)

 

Flexi EP # 2, side 2 (supplementary page 4 containing songs performed by The Beatles)

Гибкая пластинка № 2, сторона 2 (вкладная страница 4, содержащая песни в исполнении "Битлз")

FLEXI EP # 2,   SIDE 2   (SUPPLEMENTARY PAGE 4):

N Title in Russian Time Original title and authors
1.  Она покидает дом 3:36  She's Leaving Home (Lennon-McCartney)
2.  С помощью моих друзей 2:39  With A Little Help From My Friends (Lennon-McCartney)

NOTE:

Club And Amateur Performances (original Russian title is "Клуб и художественная самодеятельность" and pronounced roughly as   k-l-oo-b   ee   kh-oo-d-'o-zh-e-s-t-v-e-n-n-ah-ya    s-ah-m-o-d-'e-ya-t-e-l-n-o-s-t) – magazine with supplementary recordings (as listed on the cover) – was released two times a month. Supplementary flexi records for the magazine were manufactured by Melodiya’s All-Union Recording Studio.

# 13 (547) of July 1980 contains songs performed by The Beatles. This issue has 36 pages (including cover pages) of 28 х 21,5 cm (11 х 8,5 inches) size and two 7" flexi records as supplementary pages of 18,8 х 19,5 cm (7,4 х 7,7 inches) size. One flexi EP is located between pages 8 and 9, the other – between pages 24 and 25. You can play the records only disconnecting them previously from the magazine. Side 2 of flexi EP # 2 (sound page 4 with matrix # Г92–08006/1-1) contains Она покидает дом (She’s Leaving Home) and С помощью моих друзей (With A Little Help From My Friends) tracks, which are listed on the page 16, but under the one common title as ШКОЛА ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ   lАНС."БИТЛЗ"l (SCHOOL OF POPULAR MUSIC   lTHE BEATLES ENS.l) on the flexi. These tracks are in mono (as all tracks on all flexi records).

Она покидает дом (She’s Leaving Home) track from the magazine flexi has almost the same running time as on original SGT. PEPPER’S LONELY HEARTS CLUB BAND LP: on the flexi it lasts 3:36, on the original LP – 3:34.

С помощью моих друзей (With A Little Help From My Friends) track from the magazine flexi slightly shorter than original version from SGT. PEPPER’S LONELY HEARTS CLUB BAND LP because of absence of introduction – it starts with fade in from hardly heard "rs" (from the end of opening phrase "Billy Shears"). The running time of the song on the flexi is 2:39, on the original LP – 2:43.

Also FOUR FROM LIVERPOOL article by musicologist Pyotr Arkadiev (pseudonym of Arkadiy Petrov) is published on pages 32 and 33 of the magazine in the SCHOOL OF POPULAR MUSIC section with the (seventh issue) mark.

ПРИМЕЧАНИЕ:

"Клуб и художественная самодеятельность" – журнал с вкладными грамзаписями (как указано на его обложке) – выходил два раза в месяц. Вкладные гибкие пластинки для него изготавливала Всесоюзная студия грамзаписи (ВСГ) фирмы "Мелодия".

Номер 13 (547) за июль 1980 года включает в себя песни в исполнении "Битлз". Этот номер журнала имеет 36 страниц (включая страницы обложки) размером 28 х 21,5 см (11 х 8,5 дюймов) и две 7" гибких пластинки в виде вкладных страниц размером 18,8 х 19,5 см (7,4 х 7,7 дюймов). Одна пластинка находится между страницами 8 и 9, другая – между страницами 24 и 25. Прослушать пластинки можно, только предварительно отделив их от журнала. На вторую сторону пластинки № 2 (звуковая страница 4 с матричным номером: Г92–08006/1-1) включены песни Она покидает дом (She's Leaving Home) и С помощью моих друзей (With A Little Help From My Friends), названия которых указаны на странице 16. На пластинке песни указаны под одним общим названием – ШКОЛА ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ   lАНС."БИТЛЗ"l. Эти композиции представлены в монофоническом звучании (как и все записи на всех гибких пластинках).

Песня Она покидает дом (She’s Leaving Home) с журнальной пластинки практически такая же по продолжительности звучания, как на оригинальном альбоме SGT. PEPPER’S LONELY HEARTS CLUB BAND: на гибкой пластинке она составляет 3:36, на оригинальном альбоме – 3:34.

Песня С помощью моих друзей (With A Little Help From My Friends) с журнальной пластинки немного короче оригинальной версии с альбома SGT. PEPPER’S LONELY HEARTS CLUB за счёт отсутствия вступления – она начинается с еле слышимого "rs" (из окончания вступительной фразы "Billy Shears") плавным нарастанием звука (fade in). Продолжительность песни на гибкой пластинке составляет 2:39, на оригинальном альбоме – 2:43.

Также в журнале в рубрике "ШКОЛА ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ" с пометкой "(выпуск седьмой)" на страницах 32 и 33 опубликована статья музыковеда Петра Аркадьева (псевдоним Аркадия Петрова) "ЧЕТВЕРО ИЗ ЛИВЕРПУЛЯ".

Bookmark and Share

MyCounter - Ваш счётчик

www.beatles.ru

2.1.3. Организация работы кружков художественной самодеятельности.

Кружок, коллектив художественной самодеятельности, декоративно-прикладного и технического творчества – добровольное объединение любителей музыкального, хореографического, театрального, изобразительного и декоративно-прикладного, циркового, кино-, фото- искусства и технического творчества, основанное на общности художественно-технических интересов и совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных и технических ценностей.

Кружки и коллективы художественной самодеятельности – основа работы клубных учреждений. Самодеятельные коллективы могут быть образованы при учреждениях культуры (клубах, Домах, Дворцах культуры), учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, а также на предприятиях. Порядок образования кружка при государственных и муниципальных домах культуры регулируется Примерным положением о клубном формировании культурно-досугового учреждения, которое содержится в приложении №2 решения коллегии Министерства культуры РФ от 29 мая 2002 г. №10 некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры». Кружки, коллективы и студии художественного и технического творчества, любительские объединения и клубы по интересам, школы и курсы прикладных знаний и навыков, физкультурно-спортивные кружки и секции, группы здоровья и туризма относятся к так называемым клубным формированием.

Под клубным формированием понимается добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским, художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры, быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха.

Клубное формирование создается, регулируется и ликвидируется по решению руководителя базового культурно-досугового учреждения. Каждое конкретное клубное образование действует на основании Положения, которое разрабатывается на основе устава культурно-досугового учреждения и утверждается руководителем КДУ.

При образовании кружка необходимо иметь в виду, что творческо-организационная работа в коллективах должна предусматривать:

- проведение учебных занятий, репетиций, организацию выставок, выступлений с концертами и спектаклями;

- мероприятия по созданию в коллективах творческой атмосферы;

- добросовестное выполнение участниками поручений, воспитание бережного отношения к имуществу коллектива учреждения;

- проведение не реже одного раза в квартал и в конце года общего собрания участников коллектива с подведением итогов творческой работы;

- накопление методических материалов, а также материалов, отражающих историю развития коллектива(планы, дневники, отчеты, альбомы, эскизы, макеты, программы, афиши, рекламы, буклеты и т.д.) и творческой работы.

Занятия должны проводиться не менее 3 учебных часов в неделю. Учебный час составляет 45 минут.

Кружки художественного направления особо популярны и представлены широким спектром: кружки вокального искусства, хоровые, вокально-инструментальные, хореографические (народного, эстрадного, бального, классического танца), театрального искусства (драматические, эстрадных миниатюр, кукольные, выразительного чтения и др.), фольклорные коллективы. Кроме коллективов художественной самодеятельности создаются многочисленные технические, физкультурно-спортивные, кружки декоративно-прикладного искусства. Технические кружки дают возможность получить широкий круг знаний по различным отраслям техники: радиотехнический, авиа-, авто-, судомодельный, кружок технической игрушки, станочного конструирования и др. Большую группу составляют кружки и студии изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества: кружки живописи, рисования, кройки и шитья, художественной вышивки, резьбы по дереву, макраме, бисероплетения, кружевоплетения, бумажной пластики и др.

Организационные вопросы являются чрезвычайно важными в работе самодеятельных коллективов. Организаторская работа должна охватывать вопросы, связанные с созданием коллектива, его внутренней организацией и деятельностью. Важнейшими из них являются вопросы подбора специалиста, создания материальной базы, методики создания коллектива, организации самоуправления в коллективе, системы занятий, планирования работы, ее учета и др.

Непосредственной организацией коллективов и кружков занимается администрация досугового учреждения, прежде изучив потребности и интересы населения, учитывает свои финансовые возможности, материально-техническую базу. Материальную базу составляют средства на оплату руководителя, помещение для занятий коллектива, специально оборудованное, музыкальные инструменты, концертные костюмы и др. Помещение, в котором занимается коллектив, должна отвечать ряду требований: размером (количество квадратных метров) и объемом (кубатура) соответствовать численному составу коллектива, иметь достаточное освещение, хорошую вентиляцию и содержаться в чистоте. Комната, предназначенная для занятий коллектива, должна быть соответствующим образом оборудована мебелью, необходимым инвентарем, инструментами, электрическими приборами и др. вещами в соответствии с творческими задачами.

Наличие квалифицированного руководителя является необходимым условием эффективной работы самодеятельного коллектива. Целевая направленность деятельности творческого коллектива определяет всю систему его работы. Руководитель, приступающий к организации самодеятельного кружка, коллектива, должны иметь правильное представление о целях и задачах.

Создание творческого коллектива сложный и сравнительно длительный процесс. Он включает в себя ряд моментов:

- предварительное обсуждение вопросов, связанных с созданием коллектива;

- привлечение участников в коллектив и комплектование его состава;

- первая встреча руководителя с новым коллективом;

- проверка данных, определенных способностей у вступающих в коллектив.

Предварительное обсуждение целесообразно провести на специальном совещании, в котором приняли бы участие все заинтересованные лица. Следует обсудить вопросы о художественно-исполнительском направлении создаваемого коллектива, о материальной базе, о системе занятий.

Привлечение участников является одним из важнейших моментов создания хорового коллектива. Реализовывается через личные встречи, объявления, афиши, радио-, телерекламу, где должно быть указано где, когда и кем производится запись в коллектив. В тех коллективах, деятельность которых протекает при учебных заведениях и предприятиях, где систематически обновляется состав участников, необходимо периодически проводить прием новых участников. Удачные концертные выступления коллектива всегда оказываются действенным средством пополнения его состава.

От того, как пройдет первый сбор коллектива и какое впечатление останется у желающих записаться, в значительной мере зависит успех дальнейшей работы. Это обязывает администрацию ДУ и руководителя будущего коллектива хорошо подготовиться к встрече. Первая встреча должна носить форму организационного собрания, где обсуждаются вопросы организации коллектива, расписания занятий, в соответствии с пожеланиями большинства. Возможно на этом собрании избрать орган самоуправления.

К вступающим в самодеятельные коллективы предъявляются различные требования, которые зависят от целевой установки руководителя.

Следующий этап в организации творческого коллектива – это работа по планированию творческой деятельности коллектива. План нужен для четкой, систематической организации учебно-творческой работы коллектива, распределения сил и времени, видения перспективы в работе. Планы бывают: поурочные, месячные, календарные, годовые. При составлении плана работы необходимо учитывать общие планы работы ДУ, крупные события, знаменательные даты и др. Годовой (перспективный) план пишется в специальной тетради по следующим разделам:

Вводная часть, где расписываются цели и задачи самодеятельного коллектива.

  1. Репертуарный план. Репертуар как совокупность произведений, исполняемых тем или иным коллективом, составляет основу всей его деятельности, влияет на весь учебно-воспитательный процесс. Поэтому разработка репертуара важный и определяющий момент в деятельности творческого коллектива. Может быть оформлен таким образом:

№ №п/п

Из какого репертуара

(старый /новый)

Наименование произведения,

автор, композитор.

Срок подготовки

  1. Учебно-творческая работа. Планируются непосредственные занятия с целью творческого развития участников коллектива.

№п/п

Тематика занятий

Количество часов

  1. Учебно-воспитательная работа. Планируются мероприятия по созданию в коллективе благоприятного климата, сплоченности, мероприятия по нравственному, эстетическому воспитанию и др.

№п/п

Наименование мероприятия

Срок проведения

Ответственный

  1. Концертная деятельность. В этом разделе планируется участие в конкурсах, фестивалях, клубных мероприятиях и т.д.

№п/п

Дата

Наименование мероприятия

Отметка о выполнении

5. Организационная работа. Планируются мероприятия доукомплектования, работа с родителями, организационная работа по созданию материальной базы и др.

Если коллектив большой и существует за счет частичной или полной самоокупаемости, то может быть введен раздел «Организационно-хозяйственная деятельность».

Организационно-творческая работа в коллективах должна предусматривать проведение учебных занятий, репетиций, организацию выставок, выступлений с концертами и спектаклями; накопление материалов учебно-воспитательной и творческой работы (планы, дневники, отчеты, альбомы, эскизы, программы, афиши, буклеты и др.), отражающих историю развития коллектива; оформление учебных помещений учебными и методическими пособиями.

В работе коллективов художественной самодеятельности правильная организация учета имеет такое же большое значение, как и в любой другой профессиональной деятельности. Правильная постановка учета дает возможность адекватно оценить работу руководителя коллектива, самого коллектива. Можно сделать анализ проделанной работы, оценить достигнутые успехи, вскрыть причины ошибок.

Учет работы кружков, коллективов художественной самодеятельности, прикладного искусства, технических, спортивных и др. ведется в особом журнале («Журнал учета работы кружков»). Он состоит из 3х частей. В первой части помещается список участников кружка и основные сведения: фамилия, имя, отчество, год рождения, образование, место учебы, работы, домашний адрес, дата вступления в кружок, дата ухода из кружка. Подобные данные позволяют руководителю узнать особенности каждого кружковца, найти более правильный путь развития его творческих способностей, дифференцированно подойти к учебно-воспитательной с каждым из них.

Во второй части журнала ведется учет посещаемости занятий кружка по форме:

ФИО

Число и месяц

Учет посещаемости занятий кружка имеет организационно-дисциплинирующее значение и в то же время определяет фактическое количество занимающихся в кружке, что имеет особое значение, если кружок платный.

В третьей части журнала ведется учет работы кружка, что позволяет определить содержание занятий, их систематичность и последовательность, соответствие плану работы. Одновременно эти записи служат основанием для начисления и выплаты зарплаты руководителю коллектива.

Дата

Краткое содержание

занятия

Время занятий

Продолжительность

занятий

Кол-во

присутств.

Роспись рук-ля, старосты

начало

конец

Журнал учета работы выдается Домами, Центрами народного творчества. При отсутствии готового журнала его можно сброшюровать из чистых листов бумаги и разграфить по форме. Журнал хранится в делах ДУ и не подлежит уничтожению. Заполняется ручкой одного цвета, аккуратным почерком.

При планомерном, продуманном подходе к организации коллективного творчества людей возможна реализация поставленных задач, достигнут успех в творческой, организационной и учебно-воспитательной работе.

studfiles.net

Дискография — Общественно-политический и научно-методический журнал «Клуб и художественная самодеятельность» : Живая Вода

Player requires JavaScript and the Flash Player. Please Get Flash.
Записи 1983–1985 гг.
Состав участников: Людмила НовиковаСергей НовиковЛариса КавалерчикВладимир ВоробьёвЛеонид Крыса
© «Клуб и художественная самодеятельность», 1985
Вкладные пластинки изготовлены Всесоюзной студией грамзаписи фирмы «МЕЛОДИЯ»
Журнал с вкладными грамзаписями «Клуб и художественная самодеятельность» №4 (658), февраль, 1985

Оригинальные страницы журнала и вкладная гибкая грампластинка

Музыкальная гостиная

Родники

Живая вода народной песни

Эта история о том, как эстрадный коллектив, постепенно, путем долгого, трудного поиска менял свое лицо, как он увлекся манерой русского народного подголосья и в конечном счете трансформировался из вокально-инструментального состава в фольклорный ансамбль. Эта история еще совсем недавно могла бы показаться необычной. Но не сегодня, в молодежно-музыкальном движении идут творческие поиски, изменения ориентиров, возникают неожиданные «сплавы». Молодые все пристальнее и глубже интересуются народной песней, стремятся «перехватить» искусство русской подголосочной импровизации, не дать ему угаснуть, наполнить его новым, современным содержанием…

Но расскажем все по порядку.

Итак — вторая половина 70-х годов. Вокально-инструментальный ансамбль «Феникс», существующий при Смоленском педагогическом институте. Четверо певцов — Людмила и Сергей Новиковы, Лариса Кавалерчик, Владимир Воробьев — и аккомпанирующий инструментальный состав. Хороший, крепкий самодеятельный коллектив, лауреат 1-го Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся. Репертуар — советская песенная классика, современные песни. Типично эстрадная манера исполнения, «микрофонное» пение. В конце 70-х годов ансамбль получает приглашение работать от Смоленской филармонии и становится, таким образом, профессиональным коллективом.

Все шло достаточно гладко, программы «Феникса» аудитория принимала хорошо. Однако вот эта самая «гладкость» вскоре перестала устраивать молодых музыкантов. Им хотелось, чтобы репертуар был полностью своим, не повторявшим популярные образцы. Поэтому даже песни из «золотого фонда» советской классики ребята стремились отбирать менее известные. Пели, например, хоровую композицию А. Новикова «Отъезд партизана», «Казаки» («Едут, едут по Берлину наши казаки…») братьев Покрасс. Исполняя эти и другие песни военных лет, почувствовали, насколько близок их мелос, интонационный строй народным истокам, русской песенности. Почувствовали тягу к исполнению фольклора.

Но — какого? Ведь нет народных песен вообще, есть песни определенных регионов, конкретного народа и народностей. У каждого свой стиль, своя манера исполнения.

Предложила Люда Новикова: «Петь нам, конечно, надо песни нашего Смоленского края. И не в обработках, а в оригинале, так, как поют люди на селе…»

Предложение было принято. Но: артикуляция, распев, тембр, окраска звука — все это было в ансамбле иным — современным эстрадным или академическим. Традиционное же народное звучание совсем другое…

И вот тут в нашей истории появляется еще одно лицо: бабушка Люды Новиковой, Мария Никитична Лемутова. Ей — за восемьдесят. Удивительный человек, знающий и любящий песню, даже сочиняющий («складывающий») ее. Без бабушки, без ее мелодий ничего у ансамбля, скорее всего, не получилось бы…

Рассказывает Люда Новикова.

— Помню (это было много лет назад), выходила замуж моя старшая сестра. То, что пелось на свадьбе, бабушке не нравилось, ей было не по себе, она все повторяла: «Непорядок, не звучат на свадьбе свадебные песни…» Рядом сидела сестра бабушки, и вдруг они вдвоем неожиданно запели эти песни. Гости замолчали, но, помню, смотрели на старушек весьма иронично. Кто-то даже смеялся потихоньку. А они выдержали. Им невероятно трудно было, но они пели. Потому что им нельзя было не спеть. Ведь что ж за свадьба без «свадебных» песен?

Позже, когда я училась в пединституте, то решила записать бабушкины песни, хотя бы часть. Был у нас в институте предмет «устное народное творчество», правда, никаких записей по этому курсу от нас не требовалось и сделала их я для себя. Три кассеты, три часа звучания. Мне всегда хотелось, чтобы эти песни кто-нибудь спел, какой-нибудь народный коллектив. Однажды выступал у нас фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского. После концерта я подошла к Покровскому. Он усталый был, но внимательно выслушал меня. Я ему и о песнях рассказала, и о бабушке, об обычаях наших смоленских. Хотела, чтоб они взяли, эти песни в свой репертуар. А Покровский вдруг сказал: «А вы-то сами чем занимаетесь?» Мы рассказали о своем ВИА. А он: «Если вам так дорого все смоленское, почему бы самим не петь?» Было это в 1980 году… И вот два года спустя, когда мы в ансамбле стали думать, какие же песни исполнять, я познакомила ребят со своими записями.

Кассеты произвели на ребят огромное впечатление. И в дальнейшем мы взяли многие песни именно отсюда. И мелодии, и тексты песенные, и распев — все шло от бабушки. Она в совершенстве знает фольклор Починковского района Смоленской области (кстати, это родина нашего знаменитого земляка Александра Твардовского).

Конечно, встретились мы со многими трудностями. Например, ребята долго не могли освоить ритмические структуры песен. Вроде бы мотив не длинный, и по диапазону не широкий, а повторить его сразу не могли — так много было в нем ритмических хитростей. Мне было легче, я с бабушкой пела дома не раз, манеру эту знала давно. Кроме цикла свадебных песен, бабушка знала много обрядовой лирики — песни красивые, какие-то завораживающие, магические. Веснянки, масленичные песни, колядки. Стала я петь, а Сережа подпевал. Другие ребята сначала просто нас слушали, а потом начали тоже подключаться: сначала появился третий голос, потом четвертый. Постепенно загорелись все. Репетировали мы несколько месяцев, пели по дороге на концерт и с концерта в автобусе, но со сцены запевать долго не решались. И вот в один прекрасный день Сережа сказал: «Ну что, ребята, рискнем?» Из всего обилия бабушкиных песен выбрали сначала три: свадебную «Стой, береза», игровую «Свет моя, улица» и еще одну, плясовую. Причем выглядело это на концерте так: мы отставляли в сторону микрофон, Сережа говорил: «Живем мы на Смоленщине, край наш песнями богат — вот послушайте!..» — и без всяких микрофонов, в совершенно иной манере мы запевали.

Конечно, боялись эклектики. Все-таки мы — ВИА, народ пришел на эстрадный концерт — и вдруг народное звучание. Помню, первый раз зрители переглядывались, недоумевали… Но приняли нас в конце концов очень хорошо! Постепенно «фольклорная» часть нашего концерта стала увеличиваться. Чтобы усилить впечатление, стали использовать в ней и народные костюмы. Я, например, переодевалась в сарафан, «кохту нашиваную» и «хвартук», расшитый петухами — костюм, оставшийся еще от мамы моей бабушки, то есть от прабабушки. Сейчас это большая редкость — Смоленщина в войну вся выгорела… В этом костюме меня, случалось, даже и не узнавали, (тем более что пела совсем по-другому, в иной манере). Приехал однажды режиссер из Москвы — ставить нашу программу, собрал всех на собеседование и говорит: «А где еще одна девушка?» — «Мы все тут». — «Да нет, та, что русские песни пела». — «Вот она». — «А тогда где эстрадная певица?»

Песни с кассет, напетых Марией Никитичной Лемутовой, были в основном одноголосными. А как их распеть? Помогло то, что, бывая в деревне, Люда и Сережа Новиковы могли часто петь вместе с бабушкой. Мария Никитична пела не только ведущий голос, но и побочные — если она ощущала какой-то вакуум в звучании, то тут же его заполняла, вплетала в узор народного многоголосья необходимую нитку. Причем мелодическую линию никогда не повторяла буквально, всегда прибавляла ка-кое-либо украшение, создавала новый вариант. Основу песен ансамбля составили двухголосные напевы, к которым иногда добавлялся гармонический бас. Бывали и перекрещения голосов, встречались достаточно терпкие созвучия. К вокальному квартету вскоре была добавлена скрипка (Сергей закончил, как скрипач, музыкальное училище). Впрочем, народная манера и здесь совершенно отлична от академической: держат инструмент не между подбородком и плечом, а прижимая его к груди, нижняя струна тянет один «волыночный» звук, а на верхних исполняются вариации на главную тему, звучащие в той же тесситуре, что и голоса, то есть как еще одна мелодическая линия. Раньше на Смоленщине скрипачей было множество — у бабушки, Марии Никитичны, два старших брата, погибших на войне, были, например, превосходными деревенскими скрипачами. Делали инструменты деревенские же мастера — выпиливали из досок, натягивали в качестве струн вощеные нитки.

Появились в ансамбле, наряду со скрипкой, и другие инструменты — жалейка (на ней играет Леонид Крыса), трещотки.

…И вот — наступил момент, когда «Феникс» принимает решение: оставить исполнение эстрадного репертуара, преобразовать свой ВИА в фольклорный ансамбль. Даже название изменилось, хотя смысл его прежний — преображение, возрождение. Назвались «Живой водой». Это не значит, что группа считает себя неудачником в эстраде, перебежчиком в народно-песенное творчество. Нет. Эстраду, современную советскую песню любят и думают еще вернуться к ее исполнению. Просто в их духовном творческом развитии наступил переломный момент, когда, как в сказке, чтобы идти дальше, надо испить «живой воды», прильнуть к роднику. А родники, известно, из родной земли бьют, потому так и называются. Вот и окунулись сейчас музыканты в свой смоленский мелос.

Впрочем, интересны им, конечно, и песенные стили других областей. В прошлом году на традиционном фольклорном празднике в Коломенском (см. «КХС», 1984, № 15) ансамбль «Живая вода» выступал вместе с московскими молодежными фольклорными коллективами, показывающими песни Белгородской, Брянской областей, манеру исполнения казачьих песен. Тут смоляне и переняли кое-что у своих собратьев по увлечению, да и сами в долгу не остались — познакомили всех желающих с напевами Смоленщины.

Что же дальше? Сейчас ансамбль, освоив новый для себя материал, создал концертную программу, построенную целиком на фольклоре, и активно концертирует. Много выступает перед молодежью. «Мы поем молодыми голосами и для молодых, — говорят ребята, — хочется, чтобы и для наших сверстников в зале эти песни стали таким же глотком «живой воды», что и для нас».

Дальняя, «стратегическая», цель коллектива — найти органичный сплав народного мелоса с современными ритмами, соединив таким образом оба этапа своих творческих поисков в единое целое. Работа эта большая, надолго.

…Нашим читателям предстоит еще одна встреча с ансамблем «Живая вода» — на этот раз на вкладной пластинке. Вы услышите один из шедевров русской песенной лирики — песню «Горы Воробьевские» (песню эту поют не только в Смоленской, но и практически во всех областях Центральной России), и игровую свадебную песню «По лугам». А еще вы побываете на «уроке» бабушки Марии Никитичны — в пластинку включена запись, сделанная у нее дома в то время, когда она показывает музыкантам ансамбля приемы народного пения.

Евгений Борисов

zhivaya-voda.su

Художественная самодеятельность в период послевоенного восстановления

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 6Следующая ⇒

Особенностью работы художественной самодеятельности в это время стал её перевод на рельсы мирного времени, развитие и обогащение тех сторон в репертуаре, содержании, формах организации, которые служили бы решению мирных задач, связанных с восстановлением народного хозяйства, удовлетворением новых духовно-эстетических запросов населения.

В процессе этой перестройки решались сложные задачи по восстановлению рядов художественной самодеятельности, обогащению её содержания, мобилизации не только на воспевание военной доблести, трудового героизма, патриотизма, стойкости духа советских людей, но и на отражение мирных задач, на защиту мира, утверждение идеалов социализма. Для этого нужны были значительные усилия по улучшению государственного и методического руководства самодеятельностью, подготовки и переподготовки кадров, созданию нового репертуара, укреплению её материальной базы и т.д.

Работа по решению этих задач развернулась с первых мирных месяцев. Восстанавливались действующие до войны и создавались новые областные и краевые дома народного творчества, начали организовываться вновь курсы по подготовке руководителей, освобождались от использования не по назначению и вновь строились колхозные, совхозные, государственные, профсоюзные клубы. Творческие союзы усилили внимание к созданию нового репертуара.

Серьёзные усилия были направлены на восстановление сети клубных учреждений. В результате принятых мер уже к концу 40-х годов число клубных учреждений не только достигло довоенного уровня (118 тыс. клубов, в том числе 108 тыс. на селе), но и значительно превзошло его. В 1951 году в стране действовало 125,4 тыс. клубных учреждений, в том числе 116,1 тыс. на селе. А к концу 50-х годов клубных учреждений стало 127 тысяч.

С июня по октябрь 1946 года проходил Всесоюзный смотр музыкальной и хореографической самодеятельности рабочих и служащих. В нём приняло участие свыше 770 тыс. человек. Смотр проводился ВЦСПС и Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР. Смотр показал бурное развитие жанров, активные поиски выразительных средств в самодеятельности, её перестройку в мирных условиях. В заключительных концертах смотра, состоявшихся в Москве с 1 октября по 9 ноября 1946 года, приняло участие около 1800 участников из различных городов и районов страны. А всего в самодеятельности участвовало в начале 1947 года около 3 млн. человек.

В репертуаре художественной самодеятельности доминирующее место стали занимать произведения, воспевающие возвращение к мирному труду, мирному строительству, борьбу за мир, сплочение всех миролюбивых сил.

В 1948 году был проведён первый послевоенный Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности. В ходе смотра было организовано более 11 тыс. новых кружков. В смотре приняли участие около 1,5 млн. колхозников, рабочих МТС, совхозов, представителей сельской интеллигенции. Заключительный концерт состоялся в Большом театре в Москве, документальный фильм о нём под названием « Песни колхозных полей» с большим успехом демонстрировался на киноэкранах страны.

Достижения самодеятельных кружков ежегодно демонстрировались на районных и областных смотрах, которые выливались в подлинные праздники народного творчества.

Начиная с января 1951 года, был предпринят ряд мер по выявлению наиболее талантливых самодеятельных исполнителей и их направлению на учёбу в консерватории, другие художественные учебные заведения.

Этот шаг предусматривал не только укрепление талантливыми специалистами профессиональных коллективов, но и направление части из них на работу с самодеятельными хорами, оркестрами, ансамблями и студиями.

В начале 50-х годов на факультетах культурно-просветительной работы в Московском, Ленинградском и Харьковском институтах культуры стала осуществляться подготовка специалистов, которые овладевали и определёнными навыками работы с самодеятельными коллективами.

Таким образом, к началу 50-х годов художественная самодеятельность успешно восстанавливала свои ряды, проводилась серьёзная работа по совершенствованию всех её сторон, обеспечению специалистами.

В конце 50-х годов вновь возрождаются оперные студии, крупные симфонические и народные оркестры, драматические и хореографические коллективы, которым стало под силу исполнение сложных произведений. Всё это свидетельствовало о качественно новом уровне исполнительской и общей культуры самодеятельного творчества, реально отражало динамичный процесс его развития.

Дальнейшее развитие получает самодеятельность непосредственно по месту жительства, в красных уголках, в цехах заводов, фабрик, ферм. Хозяйственные и партийные органы поощряли деятельность кружков, оказывали им помощь, рассматривали их как одну из ценных форм организации досуга населения.

В конце 40-х - начале 50-х годов новый толчок в развитии получает композиторская самодеятельность, появляются первые послевоенные коллективы, возрождаются довоенные. Участники кружков активно учились навыкам композиторского письма, овладевали специальными знаниями.

Дома народного творчества, дома художественной самодеятельности принимали различные меры по оказанию помощи композиторам-самоучкам. В результате этого творчество становится ещё более массовым и профессиональным. Многие из них рекомендовались на учёбу в музыкальные учебные заведения. В то же время композиторская самодеятельность пополнялась и лицами, прошедшими специальную подготовку. Многие из баянистов, домристов, вокалистов и т.п. обратились к сочинительству. К ним нередко обращались с просьбой руководители хозяйств написать песню о заводе, к юбилею и т.д.

Во-вторых, не хватало современного, злободневного репертуара, отражающего не только общесоциальные, государственные проблемы и ритмы, но и локальные- областные, городские, районные. Нужны были песни, построенные на местном материале. И они появлялись в основном из-под пера самодеятельных композиторов.

В-третьих, возросшая в целом музыкальная культура и образованность руководителей самодеятельности, открытие практически во всех областных центрах специальных музыкальных учебных заведений - училищ, а во многих - консерваторий также способствовали развитию самодеятельного творчества.

Ещё больше обогатился репертуар музыкальных кружков Ленинграда, Москвы, других крупных городов. Причём это относилось не только к ведущим коллективам, но к большинству их, к массовой самодеятельности.

На рубеже 50-х - 60-х годов широко практиковалось проведение смотров, конкурсов, фестивалей самодеятельного творчества по краям, областям, районам. Они давали возможность поддерживать высоким общий тонус его развития, своевременно устранять возникающие «узкие места», успешно решать социальные задачи, выдвигаемые партией перед советским народом. Лучшие представители художественной самодеятельности участвовали в республиканских, всесоюзных конкурсах, смотрах и выставках.

В 1959 - 1960 гг. состоялся смотр работ самодеятельных художников на местах, в республиках, а по его итогам была организована 2 Всесоюзная выставка произведений самодеятельных художников. На заключительном этапе смотра в Москве экспонировалось около 5 -ти тысяч лучших работ живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного творчества. Это почти в 2,5 раза больше, чем было на 1-ой Всесоюзной выставке в 1954 году. А всего было выставлено для обозрения в районах, областях, краях, республиках более 500 тысяч произведений.

Дальнейшее развитие получили изостудии, которые стали основными формами обучения любителей мастерству. Во время смотра возникли новые формы работы студий, кружков с населением и участниками. Самодеятельные художники организовали значительное число картинных галерей, как в музеях, так и в общественных местах, учреждениях культуры. Читали лекции по искусству в народных университетах, лекториях, устных журналах.

Аналогичным образом был проведён в конце 1961 - начале 1962г. Всероссийский смотр народных театров.

Смотры самодеятельности, которые играли большую роль в катализации её развития, проводились во всех союзных республиках, краях и областях. Например, в Белоруссии в 1958 г. прошла декада самодеятельного искусства в Минске; в 1959г. - смотр художественной самодеятельности школьников, колхозов и совхозов; в 1961г. -вновь декада самодеятельного искусства в Минске.

Министерство культуры УССР одним из первых в стране открыло трёхгодичные факультеты общественных профессий, на которые принималась молодёжь по путёвкам комсомола и профсоюзов. На факультетах готовились по утверждённому учебному плану руководители музыкальных, хоровых, драматических и танцевальных кружков.

Во второй половине 50-х годов состоялись первые поездки советских самодеятельных хоров, ансамблей песни и пляски, фольклорных ансамблей в ГДР, Венгрию и Финляндию. Эти поездки служили укреплению дружбы между народами, знакомили зарубежных зрителей с достижениями народного творчества в первой стране социализма.

На международных конкурсах в 1957г. 7 советских самодеятельных коллективов были удостоены золотых медалей лауреатов, 8 - серебряных и 7 - бронзовых. Среди них народный хор Шестаковской МТС Воронежской области, ансамбль песни и танца из Баку и др.

Серьёзные трудности наблюдались с репертуаром кружков. Мало издавались и переиздавались классические произведения. Не велась целенаправленная работа по отбору и рекомендации с учётом особенностей и возможностей самодеятельности новых пьес.

До войны дома народного творчества, дома самодеятельного искусства выпускали значительное количество сборников пьес, песен, методических указаний и пособий, записи танцев и т.п. через государственные издательства. Аналогичные материалы в большом количестве публиковались в журналах «Самодеятельное искусство», «Культурная работа профсоюзов» и др. Их издание в годы войны прекратилось. Восстановлены они были только в конце 50-х годов.

В этот период явственно наметился спад в развитии традиционных жанров. Постепенно сокращалась численность народных, симфонических, духовых оркестров, народных хоров. В 1952г. из 6 тысяч домов культуры и клубов профсоюзов 1123 не имели хоровых кружков, 1566 - оркестров, более чем 3 тысяч -танцевальных коллективов. Коллективы этих жанров сталкивались с серьёзными творческими, организационными, материальными трудностями.

Указывалось также на серьёзные трудности в развитии духовой, эстрадной музыки и танцевального искусства.

Потребность в квалифицированных кадрах ощущалась во всех жанрах. Трудности с кадрами, с репертуаром, недостаточная методическая помощь сказывались на росте общей и музыкальной грамотности участников, на обучении их профессиональному мастерству в области драматического, хореографического и других видов искусства.

Стояла задача разработки методики обучения, воспитания в самодеятельности с учётом её специфики, соответствующих учебных планов и программ, учебников и учебных пособий.

Развитие художественной самодеятельности в период с конца 30-х до конца 50-х годов, её обогащение, восстановление значительно сократившихся в годы войны коллективов обеспечивались различными мерами практического характера со стороны органов культуры, партийных и общественных организаций, руководства предприятий, колхозов. Они сыграли важную роль в появлении высокохудожественных хоров, оркестров, драматических и других коллективов, в росте исполнительской культуры в целом у всей массы кружков. Повышалась общественная престижность самодеятельности, она всё более активно проникала в социальную практику, сферу досуга населения. Наблюдались качественно новые процессы в её развитии, отражающие изменения, происходящие в социально-экономической и духовной сферах жизни советского общества.

Читайте также:

lektsia.com

Уроки грима. В помощь народным театрам и художественной самодеятельности - Гримеры.ру

  • главная
  • кто производит
  • где купить
  • обучение
  • пособия
  • книги - грим
  • книги - прически
  • книги - макияж
  • словарь
  • статьи
  • новости
  • обратная связь
  • банк резюме гримеров
Rambler's Top100
  • Партнеры:

www.grimery.ru


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта