Валютное регулирование. Валютный контроль №9. Журнал валютный контроль валютное регулирование
Валютное регулирование и валютный контроль.
Основой валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации является Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ, который определяет принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов и агентов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.
Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка
Валютное регулирование - Деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты.
Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:
1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки (банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБР на проведение валютных операций), подотчетные ЦБР, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Основными направлениями валютного контроля являются:
а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству;
б) проверка выполнения резидентами обязательств в инвалюте перед государством,
в) проверка обоснованности платежей в инвалюте;
г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям
Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением некоторых валютных операций:
1) валютных операций движения капитала;
2) купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Эти операции в РФ производятся только через уполномоченные банки.
в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их
Валютные операции движения капитала делятся на 2 группы:
а) регулируемые Правительством РФ
б) регулируемые ЦБР
Валютные операции между физическими лицами - резидентами и нерезидентами с внешними ценными бумагами на сумму до 150000 долларов США в течение календарного года осуществляются без ограничений.
Ввоз и вывоз валютных ценностей:
1. Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации.
2. При единовременном ввозе в Российскую Федерацию физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, ввозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме.
3. При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации.
4. Единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается, за исключением случаев:
Физические лица - резиденты и физические лица - нерезиденты имеют право вывозить из Российской Федерации иностранную валюту, валюту Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные или переведенные в Российскую Федерацию, при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в Российскую Федерацию.
Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля
1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.
3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.
4. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.
5. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.
6. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.
Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации.
Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц
1. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право: 1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; 2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; 3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
2. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право: 1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; 2) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны: 1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; 2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.
studfiles.net
Развитие валютного контроля в России
Сложностью выработки четкой периодизации развития валютного контроля является циклический застой в развитии валютного права. Именно по это причине на сегодняшний день нет единогласного мнения ученых относительно предпосылок возникновения и этапов развития валютного регулирования и валютного контроля.
Обратимся к самой распространенной периодизации, предполагающей 4 периода. Рассмотрим их более подробно.
Первый период характеризуется отсутствием государственного регулирования. На первый взгляд может показаться, что время, когда не существовало нормативных актов, регулирующих валютные отношения и органов, контролирующих эти отношения, не должно включаться в периодизацию государственного регулирования валютных отношений. Однако этот период чрезвычайно важен, так как посредством него можно определить предпосылки появления государственного валютного регулирования и его начальную точку. Данный период начинается с Древнерусского государства и заканчивается в конце XV века изданием Иваном III распоряжения в 1494 году, согласно которому итальянские серебряники начали чеканить русскую монету.
Второй период начинается ХV в. и заканчивается в 1917 году. В данный период царское валютное регулирование характеризуется периодическими сменами запрета на осуществление валютных операций на либерализацию отношений с валютными ценностями.
Третий период начинается с 1917 года. Для него характерна государственная валютная монополия. Заканчивается этот период с отменой монополии государства на осуществление валютных операций в 1991году.
Четвертый период ознаменован либерализацией валютного регулирования. В рамках данного периода происходит появление коммерческих банков, выход юридических лиц и граждан-предпринимателей на внешний рынок, разрешение гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам осуществлять операции с валютными ценностями.
Все обозначенные периоды являются достаточно продолжительными по времени в истории. Поэтому в рамках каждого из них необходимо выделить этапы развития валютного регулирования в России.
Первый период можно обозначить как зарождение валютных отношений, отсутствие государственного регулирования денежного обращения и внешнеторговых сделок, однако внешняя торговля-бартер активно развивалась.
Первый этап данного периода начинается с появления Древнерусского государства, на территории которого валютными ценностями выступали товары, пользующиеся наибольшим спросом. Южные славяне использовали скот в качестве денег при обмене товаров, а северные — пушнину.
Началом второго этапа считается появление в Х веке денежной единицы Руси — «гривны». Гривну рубили пополам, каждая половина при этом называлась «рубль». На каждом слитке ставилось княжеское клеймо с указанием веса, что служило обозначением стоимости слитка, а имя эмитента на клейме — залогом качества.
Роль валютных ограничений выполняли таможенные пошлины на провозимые через княжеские границы товары. Они изымались в процентах к стоимости провозимых товаров. Помимо таможенных пошлин, во всех крупных городах устанавливалось большое количество других проездных пошлин и поборов. Это мешало развитию единого русского товарного и валютного рынков.
На протяжении долгого периода считалось, что на Руси нет залежей драгоценных металлов. Поэтому даже во внутреннем денежном обращении использовались привозные золото, серебро и медь, а также иностранные монеты.
Начало третьему периоду положила Куликовская битва (1380г), когда московский князь Дмитрий Донской стал перечеканивать монгольские монеты.
Основной особенностью второго периода является начало правового регулирования осуществления денежного обращения и валютного регулирования. В рамках него можно выделить пять этапов.
Первый этап начинается с распоряжения Ивана III в 1494г. о чеканки русской монеты. В период с 1535–1538 Елена Глинская (мать Ивана IV) провела денежную реформу, в результате которой были юридически закреплены общерусская денежная система и монополия государства на чеканку монет. Позднее Иван IV запретил вывоз из страны в качестве экспорта таких товаров, как золото, серебро, соль, воск.
Второй этап начался с ХVII в. в связи с образованием единого национального рынка и введением особых условий торговли для иностранцев: их товары облагались большими пошлинами при ввозе на территорию российского государства, а при пересечении таможенной границы иностранным купцам приходилось платить гораздо больший процент, чем русским.
Третий этап ассоциируется с Петром I, который для усиления валютно-финансовой системы страны начал денежную реформу. В результате был объявлен запрет на вывоз драгоценных металлов в зарубежные страны. Стали выпускаться серебряные монеты номиналом в 1 рубль. Одновременно с серебряными рублями появились серебряные и медные разменные монеты (копейки). Введение в обращение медных копеек дало возможность расширить рыночные отношения в условиях ввоза золота и серебра из-за границы. Также выпускались золотые монеты «червонцы», которые наряду с иностранными серебряными деньгами обслуживали внешнеторговую деятельность. Позже Екатерина II проводила политику протекционизма от импорта- с ввозимого товара взимались таможенные пошлины в размере 40–100 %, с вывозимых лишь 10–20 %.
Четвертый этап ознаменовался обесцениванием рубля и бюджетному дисбалансу. В связи с этим в 1809 году М. М. Сперанский составил «План финансов», в котором отстаивал идею металлизма. Манифестом 1812г. были легализованы две валюты –ассигнации и серебряные монеты. В 1839г. была проведена денежная реформа и принят закон «Об устройстве денежной системы».
Пятый этап начался со снятия в 1857г. многих запретов на ввоз импортных товаров, снижения пошлин. Основными импортируемыми товарами стали различные виды промышленного и сельского оборудования. Среди экспортных товаров главное место занимал хлеб, лес, лён, сахар и нефть.
Третий период характеризуется установлением государственной валютной монополии, которая реализовывалась путем проведения политики административных запретов.
И. В. Рукавишникова выделяет следующие принципы валютной монополии социалистического государства:
– Обеспечение централизованного планового руководства валютным хозяйством страны, её внешнеэкономическими связями;
– Сосредоточение в распоряжении государства всех валютных ресурсов страны;
– Осуществление международных расчетных, кредитных и других валютных операций через уполномоченные государством органы;
– Денежные средства внутреннего денежного обращения могут быть использованы за границей;
– Иностранная валюта не должна находиться в обращении во внутреннем хозяйстве социалистических государств;
– Курс валют социалистических государств устанавливается исходя из золотого содержания денежной единицы страны.
С помощью валютной монополии государство защищало свою денежную систему от кризисов и валютной спекуляции в условиях неэффективности регулирующих мер.
Первый этап данного периода начался с валютной монополии после принятия в 1917г. Декрета «О национализации банков» и создания Национального банка. Следующим шагом было принятие Декрета «О национализации внешней торговли». В 1921г. утверждено Положение о Государственном банке РСФСР, согласно которому была установлена государственная монополия на операции с иностранной валютой и драгоценными металлами.
Второй этап наступил с принятием Декрета СНК РСФСР от 4.04.1922г. «Об обращении золота, серебра, платины, драгоценных камней и иностранной валюты». Появилось право частной собственности на валютные ценности, созданы товарные биржи. Однако, внешнеторговые операции могли осуществлять только торговые представительства СССР и те внешнеторговые организации, которые имели на то разрешение.
Третий этап ассоциируется с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30.11.1976г. «О сделках с валютными ценностями на территории СССР». Руководящим и контролирующим органом в сфере валютной монополии было назначено Министерство финансов СССР. Министерство финансов СССР выступало также хранителем золотого запаса государства. Хранителями текущих валютных резервов являлись Государственный (национальный) банк и действующий в пределах компетенции, предоставленной Госбанком, Внешторгбанк. Общее руководство валютной системой осуществлялось Советом Министров СССР.
Также необходимо отметить планирование международных валютных отношений и связанных с ними расчетов. В валютный план включались все платежи по внешнеторговым операциям, план экспорта и импорта, планы по валютам. По всем операциям с валютными ценностями велась валютная отчетность, что позволяло одновременно проверять валютную отчетность всех организаций и учреждений.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.08.1986г. № 991 «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями» положено начало децентрализации внешней торговли. Законом СССР от 30.06.1987г. «О государственном предприятии (объединении)» госпредприятиям были предоставлены достаточно широкие полномочия по осуществлению внешнеэкономической деятельности. Основной целью использования валютных поступлений от такой деятельности должно было стать социальное развитие трудовых коллективов.
В это же время проводилось реформирование банковской системы: появились коммерческие банки с правом открытия валютных счетов и осуществления международных расчетов. В связи с этим необходимо было создание единых правил совершения валютных операций и системы органов контроля над такими операциями. Это и обусловило принятие 1 марта 1991г. Закона СССР «О валютном регулировании», который положил начало развитию современного валютного регулирования. В законе был определён статус валюты СССР и порядок ее обращения, закреплялись основные понятия и принципы проведения валютных операций, разграничивались полномочия органов власти в области валютного регулирования.
В связи с образованием Российской Федерации начала формироваться новая государственная валютная политика. Был принят Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», в котором был более детально разработан понятийный аппарат. 12 октября 1993г. была принята Инструкция ЦБ РФ № 19 и ГТК РФ № 01–20/10283 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров». [1] Это был переход к специальному регулированию конкретных видов валютных правоотношений. Так барьеры на пути свободного движения денег и капитала были снижены, а в отдельных случаях-полностью устранены. Принятие Конституции РФ 1993г. и провозглашение Российской Федерации демократическим государством способствовали либерализации валютных отношений.
На современном этапе развития экономический уровень России требовал от государства пересмотра валютного законодательства. Поэтому принятие в 2003г. одноименного с прежним, но совершенно нового по содержанию Федерального закона от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» было обусловлено вполне объективными причинами.
Данный закон предусматривает ряд мер, направленных на дальнейшую либерализацию валютных отношений.
Впервые в законе устанавливается цель валютного законодательства: обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» конкретизирована сфера действия валютного законодательства, регламентированы принципы валютного регулирования, внесены принципиальные изменения в некоторые понятия, уточнён круг органов валютного контроля, расширен перечень агентов валютного контроля. В отношении валютных операций теперь действует принцип «разрешено всё, что не запрещено».
С начала 2007г. отменена обязательная продажа части валютной выручки. Таким образом, с 2007г. начинается новый этап в развитии валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, который направлен на полную конвертацию рубля и либерализацию валютных правоотношений.
Развитие валютного регулирования и валютного контроля продолжается по настоящее время. Переход к политике, направленной на либерализацию валютных отношений, в полной мере соответствует сегодняшним интеграционным и глобализационным процессам.
Литература:- Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (в ред. от 23.07.13)
- Тосунян Г. А. Валютное право Российской Федерации//М: Стилс, 2012
- Хаменушко И. В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность//М: НОРМА, 2013
Основные термины (генерируются автоматически): валютное регулирование, валютный контроль, этап, операция, III, валютная монополия, Российская Федерация, валютное законодательство, государственное регулирование, денежная реформа.
moluch.ru
Валютное регулирование. Валютный контроль №11-12
Электронная версия
3878.00 руб.
Добавить в корзину
УДК 336.717
ПРОБЛЕМЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ ЗА ДВИЖЕНИЕМ КАПИТАЛА В РОССИИ
Хижняк М. Д., Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29
Государственное регулирование платежного баланса является совокупностью экономических, финансовых, валютных, денежно-кредитных мер, которые направлены на то, чтобы формировать основные статьи платежного баланса. В статье говорится о современных показателях платежного баланса России.
Ключевые слова: Международное движение капитала (МДК), ввоз, вывоз, инвестиции.
PROBLEMS OF LEGALIZATION AND CONTROL OF CAPITAL IN RUSSIA
Khizhnyak M. D.
State regulation of the balance of payments is a combination of economic, financial, monetary and monetary-credit measures which are intended to form the main items of the balance of payments. The article discuss about modern Russia’s balance of payments figures.
Keywords: International movement of capital (MPC), import, export, investment.
УДК 338.124.4
ЭВОЛЮЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ
Пятницкий А.Ю., аналитик, ВТБ-24
101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 35
Электронные деньги являются новым, специфическим продуктом ХХI в. В данной статье автор рассматривает эволюцию электронных денег и их место в современной международной финансовой системе.
Ключевые слова: электронные деньги, безналичные расчеты, криптовалюты, интернет-деньги.
THE EVOLUTION OF ELECTRONIC MONEY
Pyatnitskii A.Yu.
Electronic money is a new specifi c product of the 21st century. In this article the author discusses about the evolution of electronic money and it's place in modern international financial system.
Keywords: electronic money, non-cash payments, cryptocurrency, online money.
УДК 336
РЕФОРМЫ ОЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
Аристова Е. В., Национальный исследовательский Томский политехнический университет
634050, Томск, пр-т Ленина, д. 30
Одной из приоритетных задач Центрального банка России является переход к новому качеству регулирования, основанному на мониторинге и предупреждении рисков финансовой системы. В статье рассматриваются механизмы и опыт зарубежных стран в решении данной задачи.
Ключевые слова: мегарегулятор, кризис, Центральный банк, финансовый рынок.
REFORMS OF FINANCIAL MARKET REGULATION
Aristova E.V.
One of the main tasks of the Central Bank of Russia is the transition to a new quality of control,based on the monitoring and prevention of the risks of the financial system. The article deals with the mechanisms and foreign experience in solving this problem.
Keywords: mega crisis, the Central Bank, financial market.
УДК 336
ПРОЦЕНТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА ЯПОНИИ И ДЕФЛЯЦИЯ: УРОКИ ДЛЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Сенина Д. Н., Минэкономразвития России
125993, г. Москва, ул.1-я Тверская-Ямская, д.1
В статье обсуждаются последние инициативы Банка Японии в области процентной политики, связанные с выходом японской экономики из фазы затянувшейся дефляции. В 2016 г. Банк Японии впервые применил отрицательную процентную ставку и ввёл новый инструмент денежно кредитной политики — контроль кривой доходности по облигациям государственного займа для достижения темпа инфляции 2 % в год и стимулирования экономического роста.
Ключевые слова: Банк Японии, денежно-кредитная политика, количественные и качественные смягчения, кривая доходности, облигации государственного займа, дефляция, отрицательная процентная ставка
POLICY OF PERCENT BANK OF JAPAN AND DEFLATION: LESSONS FOR THE WORLD ECONOMY
Senina D. N.
The article covers the last initiatives of the Bank of Japan connected with the rate policy and targeted on exit of Japanese economy form lingering deflation. In 2016 the Bank of Japan for the fi rst time introduced negative rate policy and the new monetary policy instrument — yield curve control to achieve the infl ation target of 2 per cent and stimulate the economy growth.
Keywords: the Bank of Japan, monetary policy, quantitative and qualitative monetary easing, yield curve, Japanese government bonds, deflation, negative rate.
УДК 336.717
ОСОБЕННОСТИ СЛОЖИВШЕЙСЯ В РОССИИ СТРУКТУРЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
Ильинский А. В., аналитик АО «Российский Сельскохозяйственный банк»
119034, Москва, Гагаринский пер., д. 3
Российская финансовая, кредитная система имеет ряд особенностей, которые в статье раскрывает автор. Вследствие этого, например, по сравнению с организациями в странах Восточной Европы и Центральной Азии российские компании в целом гораздо меньше привлекают внешнее финансирование, в частности, в виде заемных средств кредитных организаций.
Ключевые слова: финансовая система, кредитные организации, пенсионные фонды, финансовый сектор.
FEATURES OF THE STRUCTURE OF THE FINANCIAL SYSTEM IN RUSSIA
Ilyinsky A.
Russian finance and credit system has a number of features that the article reveals. For example, compared with organizations in Eastern Europe and Central Asia, the Russian companies in general, much less attract external funding, in particular in the form of borrowed funds of credit institutions.
Keywords: financial system, credit institutions, pension funds, financial sector.
УДК 336
РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ СТРАН СНГ И БАЛТИИ
Головнин М. Ю., д-р экон. наук, чл.-корр. РАН, первый заместитель директора, Институт экономики РАН, профессор, Московская школа экономики МГУ им. М. В. Ломоносова
Абалкина А. А., канд. экон. наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве РФ; ведущий научный сотрудник, Институт экономики РАН
В декабре 2016 г. исполняется 25 лет образованию СНГ. Авторы статьи подводят итоги развития финансовых систем за данный период.
Ключевые слова: финансовые системы, коммерческие банки, кризис, банковская система
THE DEVELOPMENT OF FINANCIAL SYSTEMS OF CIS AND BALTIC COUNTRIES
Golovnin M.Yu., Abalkina A. A.
CIS will be 25 years old in December 2016. The authors summarize the development of financial systems for this period.
Keywords: financial system, commercial banks, crisis, banking system.
УДК 336
КОНКУРЕНТНЫЕ ПОЗИЦИИ ДОЛЛАРА И ЕВРО
Антюшина В. В., научный сотрудник Центра денежно-кредитных и валютно-финансовых проблем ИЕ РАН
125993, г. Москва, Моховая ул., дом 11, стр. 3
Автор статьи рассматривает конкурентные позиции двух резервных валют: доллара США и коллективной денежной единицы 19 стран-участниц ЭВС — евро. В статье сопоставляются финансово-экономические показатели держателей обеих валют, их международные позиции, а также вкратце рассматривается их денежно-кредитная политика.
Ключевые слова: резервные валюты, факторы валютного курса, мировой валютный рынок, экономические потенциалы, финансовые показатели, золотовалютные резервы, монетарная политика.
COMPETITIVE POSITION DOLLAR AND EURO
Antyushina V. V.
The author considers the position of the American dollar and currency of 19 countries-members of EMU — euro. She compares the financial and economic indexes, which determine the economic potential of two entities, — the power of theirs currencies and international position of dollar and euro as well. There are some words about monetary policy of USA, EMU and ECB.
Keywords: the world currency market, gold and currency reserves, factors of exchange rate, economic and fi nancial indexes of USA and zone of euro, monetary policy.
УДК 336:330
МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СТРАНОВЫХ РИСКОВ
Иванов Д. А., руководитель проекта Нобилити Групп
123103, Москва, пр-т Маршала Жукова, д. 78, корп. 4
Сегодня является очень актуальным вопрос оценки страновых рисков. Рейтинговые агентства стремительно понижали инвестиционный рейтинг нашей страны. Автор статьи раскрывает методики оценки страновых рисков.
Ключевые слова: кредитная линия, кредит, финансовый инструмент, финансирование
METHODOLOGY OF ASSESSMENT OF COUNTRY RISKS
Ivanov D.A.
Today is a very topical issue of the assessment of country risk. Rating agencies quickly lowered the investment rating of our country. The author reveals the methodology for assessing country risk.
Keywords: line of credit, credit, financial tools, financing
panor.ru
Валютное регулирование. Валютный контроль №9
Электронная версия
2239.00 руб.
Добавить в корзину
УДК 336.71
КОНТРОЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Куртаева О. Ю., Российский университет дружбы народов
117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
Для реального позиционирования субъекта бизнеса во внешней бизнес-среде и корректного определения реальных возможностей коммерческого предприятия в достижении намеченных целей, выполнении определенных миссий необходимо системное познание актуального состояния хозяйствующего субъекта, выявление сложившихся взаимных зависимостей изменений в отдельных элементах структуры и их влияния на конечный результат. В статье автор раскрывает особенности системы внутреннего контроля как инструмента повышения эффективности деятельности предприятия.
Ключевые слова: внутренний контроль, управление рисками, управленческий учет, контроллинг, финансовая отчетность.
CONTROL AS A TOOL FOR ENSURING EFFICIENCY OF THE ENTERPRISE
Kurtayev O. Yu.
For the real positioning of the business entity in the external business environment and the correct definition of the real capabilities of the commercial enterprise in achieving its objectives and for completing of certain missions, it is necessary to systematically understand the current state of the economic entity to identify the existing interdependencies of changes in individual elements of the structure and their impact on the final result. In the article the author reveals the peculiarities of the internal control system as a tool for increasing the efficiency of the enterprise.
Keywords: internal control, risk management, management accounting, controlling, financial reporting.
УДК 336
«ЗЕЛЕНЫЕ ОБЛИГАЦИИ» КАК НОВЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ВНЕДРЕНИЯ В РОССИИ
Макс Гутброд, партнер компании Baker McKenzie
125047, Москва, ул. Лесная, д. 9, 10-й этаж
Храплива Ю. И., стажер, Baker McKenzie
12504, Москва, ул. Лесная, д. 9, 10-й этаж
Володин С. Н., канд. экон. наук, доцент департамента финансов, НИУ ВШЭ
101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20
В последнее время на долговом рынке наблюдается зарождение нового класса инструментов — так называемых «зеленых облигаций». Ориентация многих государств на внедрение экологических программ способствовала успешному становлению и началу ускоренного развития данного сегмента, а наличие социально ответственных инвесторов породило повышенный спрос на такого рода финансовые инструменты. Можно отметить, что при прочих равных характеристиках такие облигации могут являться более предпочтительными для инвесторов, поэтому определенные выгоды от их эмиссии существуют и для эмитентов, и для самих рыночных агентов. В представленной статье рассматриваются основные особенности «зеленых облигаций» и анализируются возможности развития данного сегмента в России.
Ключевые слова: фондовый рынок, «зеленые облигации», «зеленое финансирование», экологические проекты.
«GREEN BONDS» AS A NEW FINANCIAL INSTRUMENT AND THE PROSPECTS OF THEIR IMPLEMENTATION IN RUSSIA
Max Gutbrod, Partner , Baker McKenzie
125047 Moscow, 9 Lesnaya St. 10th floor
Khraplyva Y. I., Intern, Baker McKenzie
125047 Moscow, 9 Lesnaya St. 10th floor
Sergey Nikolayevich Volodin, Ph. D. in Economics, associate professor at the Department of Finance, Faculty of Economic Sciences, National Research University Higher School of Economics
127018 Moscow 3 / 25, Sovetskoy Armii St
In the past decade, the debt capital markets have seen the emergence of a new type of financial instruments, so called «green bonds». Efforts of governments around the world to transition to a more sustainable economy as well as the availability of socially responsible investors contributed to a successful establishment and dynamic development of this segment. Certain investors might prefer these kinds of instruments over regular bonds thanks to their added environmental component, creating an incentive for issuers and other market participants to enter the green bond market. The below article examines the unique features of the green bonds and the possibility of introduction of such financial instruments in Russia.
Keywords: capital market, «green bonds», «green financing», environmental projects.
УДК 336.71
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АМЕРИКАНСКИХ ДЕПОЗИТАРНЫХ РАСПИСОК КАК ИНВЕСТИЦИОННОГО ИНСТРУМЕНТА
Шихотарова Е. Р., компания EY
115035, Москва, Садовническая Набережная, д. 77 / 1
В статье рассматриваются американские депозитарные расписки как инструменты инвестиций. Главной проблемой в выпусках депозитарных расписок являются противоречия в российском законодательстве. Выпуск АДР на сегодня — это основной способ продажи российских акций на фондовый рынок.
Ключевые слова: американские депозитарные расписки, движение капитала, банк-депозитарий, инвестиции, ценные бумаги.
THE INTERNATIONAL CURRENCY MARKET AS AN ELEMENT OF THE INTERNATIONAL MONETARY SYSTEM
Sichtarova E. R.
The international currency market has gained its popularity and current structural appearance since the 70s, when all world currencies have gone from a fixed exchange rate to a floating one. This was time when speculators appeared on the market, and today they have the opportunity to earn on the exchange rate difference buying and selling currencies. The article considers the modern international currency market.
Keywords: currency market, international currency system, exchange rate fluctuations, Moscow stock exchange.
УДК 336
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК КАК ЭЛЕМЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ
Черемисов А. А., ЧОУ ДПО «Центр сертификации «Эталон»
142000, г. Домодедово, ул. Кирова, д. 13, корп. 1, 1-й этаж, офис 4
Международный валютный рынок приобрел свою популярность и текущий структурный вид с 70-х гг. прошлого века, когда все мировые валюты ушли от фиксированного курса в пользу плавающего. Именно тогда на рынке появились спекулянты, которые и на сегодняшний день имеют возможность зарабатывать на курсовой разности при купле-продаже валют. В статье рассматривается современный международный валютный рынок.
Ключевые слова: валютный рынок, международная валютная система, колебания курсов валют, Московская биржа.
THE INTERNATIONAL CURRENCY MARKET AS AN ELEMENT OF THE INTERNATIONAL MONETARY SYSTEM
Cheremisov A. A.
The international currency market has gained its popularity and current structural appearance since the 70s, when all world currencies have gone from a fixed exchange rate to a floating one. This was time when speculators appeared on the market, and today they have the opportunity to earn on the exchange rate difference buying and selling currencies. The article considers the modern international currency market.
Keywords: currency market, international currency system, exchange rate fluctuations, Moscow stock exchange.
УДК 336.717
БЛОКЧЕЙН КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДОВЕРИЯ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ
Володин С. Н., канд. экон. наук, доцент департамента финансов, НИУ ВШЭ
101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Маленко М. А., магистрант НИУ ВШЭ, факультет Мировой экономики и мировой политики, направление «Мировая экономика». E-mail: [email protected]
На сегодняшний день технология блокчейн получила большое распространение на рынке внебиржевых диревативов и интерес к ней только возрастает. Существующую систему с участием клиринговых организаций нельзя считать эффективной. При этом использование блокчейна в виде двусторонних «умных» контрактов позволит создать новую экономику доверия. Как результат — блокчейн можно считать одной из наиболее значимых финансовых инноваций, которая способна произвести революционные изменения на фондовом рынке.
Ключевые слова: блокчейн, фондовый рынок, регулирование фондового рынка, экономика доверия, "умные" контракты.
BLOCKCHAIN AS A NEW TRUST TOOL WHICH WOULD DISRUPT FINANCIAL MARKETS
Volodin S. N.
Malenko M. A.
Recently the technology of blockchain has got widespread use at the stock market of OTC derivative trade. And the interest in this technology is gathering pace. The existing system with the participation of clearing houses can’t be viewed as efficient. Herewith, the use of blockchain in the from of bilateral smart contracts would allow to create a new economy of trust. As a result, blockchain has emerged as one of the most valuable innovations which is capable of disrupting the stock market.
Keywords: blockchain, stock market, stock market regulation, economy of trust, smart contracts.
ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
panor.ru













