Животные саванны. Жизнь животных в саванне. Журнал жители саванны
Животные саванны. Жизнь животных в саванне :: SYL.ru
На Земле существует десять природных зон. Одна из них – это африканская саванна. Сегодня мы познакомим вас с этим регионом и его обитателями.

Описание саванны
В тропических саваннах есть два сезона: зимний и летний. Они не сопровождаются резкими перепадами температур и не имеют связанных с этим сезонных отличий. Это районы, расположенные в теплой или горячей климатической зоне. Средняя температура воздуха колеблется от +18 до +32 градусов. Повышается она очень плавно.
Зима
Это так называемый «сухой сезон» в тропической саванне. Он длится с ноября по апрель. В этот период зона саванн получает очень малое количество осадков. С декабря по февраль дожди могут абсолютно отсутствовать. Это самое прохладное время года, когда температура воздуха не поднимается выше +21 градуса. Грозы начинаются в октябре. Они сопровождаются сильными ветрами, которые высушивают воздух. В сухой сезон в саваннах нередки пожары.
Лето
В дождливый сезон в саваннах отмечается высокая влажность. Тропические ливни начинаются в мае или начале июня. С мая до октября в этом районе выпадает от 10 до 30 мм осадков. В сезон дождей африканская саванна расцветает: бурно растут густые леса, цветут живописные луга. Животные саванны активно размножаются, и в этот период материнское молоко самок насыщено полезными веществами благодаря разнообразию трав в рационе питания.
Животный мир саванны
Сразу можно сказать, что это уникальный мир, которого нет больше нигде на Земле. В первую очередь из-за многообразия крупных и очень крупных животных. До появления белых колонизаторов свободно и вольготно себя чувствовали животные Африки. Саванны давали пищу бесчисленным стадам травоядных животных, которые переходили с места на место в поисках водоемов. Их сопровождали многочисленные хищники, а за ними перемещались пожиратели падали (шакалы и грифы).
Позднее ситуация изменилась коренным образом. Распашка больших площадей земли, степные пожары, прокладка дорог, промышленное скотоводство поставили диких животных в бедственное положение. Спасло ситуацию создание заповедников, в которых запрещается охота и любая хозяйственная деятельность. Благодаря животным саванна имеет характерный, ни с чем несравнимый вид. В этой статье нами будут рассмотрены самые типичные дикие животные саванны. Список, возможно, будет не полным, так как фауна этих районов очень многообразна.
Жираф
Это удивительные животные Африки. Саванны невозможно себе представить без этих величавых красавцев. Их грациозную походку и удивительно длинную шею знают даже дети. Не всем известно, что "имя" жирафа в переводе с латинского языка означает "верблюдо-леопард". Возможно, те, кто впервые повстречал этого красавца, решили, что он является помесью этих животных. Кроме длинной шеи жираф имеет еще и очень длинный язык (до 45 см).
Эти гиганты являются травоядными животными. Питаются они листьями деревьев. Благодаря высокому росту они могут доставать молодую и сочную листву. Пить жирафу не очень удобно: приходится сгибать ноги. Длинная шея этого великана как и у всех млекопитающих имеет 7 позвонков.
Слоны
Говоря о том, какие животные обитают в саванне, нельзя не упомянуть о степных, или африканских слонах. Они имеют мощные бивни и широкие уши, в отличие от своих индийских собратьев. К тому же, они гораздо крупнее. Эти гиганты живут группами, каждую из которых возглавляет крупная слониха.
Из-за ценности бивней эти огромные животные в прошлом веке оказались на грани вымирания, и угроза сохранялась до тех пор, пока не было запрещено их уничтожение. Огромную роль в защите слонов сыграли заповедники.
Львы
Главный хищник саванны, хорошо всем нам известный царь зверей – это красивый и грозный лев. Он представляет опасность почти для всех обитателей мест, где он проживает. 
Эти хищники предпочитают жить прайдами (группами). В их состав обычно входят взрослые самки и самцы, а также их потомство. В прайде очень чётко распределяются обязанности: львицы добывают пищу, а самцы охраняют территорию «семьи».
Гиены
Животный мир саванны устроен очень интересно. Взять хотя бы отношения львов с другими хищниками, к примеру, с пятнистой гиеной. Совсем недавно считалось, что гиена - это трусливое животное, которое не способно охотиться, а потому она питается объедками после трапезы «царя зверей». 
Однако последние исследования показали, что гиена весьма успешно охотится по ночам. Она способна справиться с зеброй или антилопой. А вот львы частенько отбирают у них законно заработанную добычу. Поэтому сейчас можно поспорить, кто и за чей счет "паразитирует".
Гепарды
Зона саванн Африки - многообразный мир, где рядом живут самые разные животные. К примеру, рекордсмен по скоростному бегу на длинные дистанции – грациозный и одновременно невероятно мощный гепард. Эта восхитительная «кошка» является самым быстрым животным на Земле. 
Он способен развивать невероятную скорость в погоне за добычей (110 км/час). Это объясняется особой техникой бега: животное опирается на две лапы. Этот хищник поразительно силён и фантастически быстр. Эти качества позволяют ему без труда добывать себе пищу: антилоп или зебр.
Леопарды
Животные саванны очень разные. Леопард - еще один хищник из рода кошачьих. Это невероятно красивое животное отличается гибким, сильным и при этом очень стройным телом. Благодаря мощным конечностям он быстро настигает свою добычу. Его сильное тело покрывает густой, но не пушистый мех, имеющий характерный окрас: на светло-желтом фоне - пятна черного цвета. Это отличная маскировка, делающая леопарда незаметным среди травы и ветвей.
Леопард от природы наделен прекрасным зрением, отличным слухом, острым обонянием. Он с легкостью забирается на высокие деревья и даже предпочитает днем вздремнуть там, удобно устроившись на ветвях. Чаще леопард охотится по ночам: так бесшумно подкрадывается к жертве, что ни один листик не хрустнет под его мощным телом. А затем следует стремительный бросок – и у антилопы, обезьяны или зебры нет ни одного шанса выжить. Остатки своей трапезы леопард затаскивает на дерево и надежно прячет среди ветвей, чтобы они не достались шакалам или гиенам.
Леопард, вне зависимости от его пола, имеет свою охотничью территорию. Непрошенному гостю на нее лучше не заходить: его ждет серьезное наказание. Леопардам комфортнее живется в одиночестве.
Зебры
Еще одно животное, которое живет в африканской саванне, - это симпатичная полосатая лошадка зебра. Многие интересуются, зачем ей такой яркий окрас? Животные саванны имеют волосяной покров тех или иных цветов не только для того, чтобы узнать друг друга издалека. Главным образом он помогает обмануть нападающего врага. Предположим, на зебру напал лев. В одиночестве она хорошо заметна хищнику. А если она устремится к своему стаду? При большом скоплении животных все полоски сливаются, в глазах хищника рябит... Охота осложняется.
Полосатые лошадки питаются травой. Однако жизнь животных саванны нелегка, и в поисках водопоя и пастбищ они совершают переходы на большие расстояния по раскаленной саванне. Зачастую рядом с зебрами пасутся антилопы, жирафы, страусы. Такая большая компания помогает спасаться от врагов. Несмотря на свой безобидный вид, зебра умеет за себя постоять. Она стремится ударить врага передними конечностями с твердыми копытами, стадо этих симпатичных животных может отразить даже нападение льва. Обычно зебры живут маленькими табунами, в крупные стада они собираются лишь перед длительным переходом. Во главе такого стада стоит опытный и сильный вожак. Зебры однолюбы: свои семьи они строят один раз и на всю жизнь.
Жеребёнок узнаёт свою маму по рисунку полос. Интересно, что он никогда не повторяется. А чтобы малыш запомнил маму, она на протяжении нескольких дней после рождения никого к нему не подпускает. Когда детеныш немного подрастает, его защищают все зебры табуна.
Носорог
Животные саванны могут гордиться, что живут по соседству с самым большим (после слона) сухопутным животным. Это носорог. Его вес достигает 2,2 тонн, длина - 3,15 м, рост - 160 см. Его название не случайно. На его носу действительно растет рог, огромный и очень острый. Более того, у некоторых особей таковых два: один очень большой, другой немного поменьше. Они образованы из твердых, спрессованных волос. Тем не менее, это очень опасное оружие.
Эти гиганты любят воду, болото, а еще большее удовольствие им доставляет грязь, в которой можно вволю поваляться в сезон дождей. Таким образом они спасаются от жары. Толстая кожа носорога собирается в складки. Он напоминает старинного рыцаря, облаченного в доспехи. Нередко на его спине можно видеть птиц. Гигант не против этих гостей, так как они являются его помощниками. Птицы очищают шкуру носорогов от различных насекомых, клещей.
Носороги видят плохо, но очень хорошо слышат. Еще лучше у них развито обоняние. Они находят знакомую тропу к озеру по запаху. У каждого носорога есть своя дорога. Питаются эти огромные животные листьями, травой, плодами, упавшими с деревьев. Насытившись, носорог ложится спать. Засыпает он настолько крепко, что в это время к нему можно подойти довольно близко. Но если он вдруг проснется, лучше ему на глаза не попадаться: он вспыльчив и очень не любит, когда ему мешают отдыхать.
Чаще всего носороги живут в полном одиночестве. Исключение составляют белые африканские носороги, которые пасутся небольшими группами. Свое потомство (обычно это один детеныш) мама-носорог выкармливает молоком в течение года. В настоящее время численность носорогов значительно сократилась. К счастью, их еще можно увидеть в зоопарках.

Буйвол
Это очень опасное африканское животное. Почувствовав опасность, он незамедлительно нападает на соперника и убивает его своими мощными рогами. Даже лев старается избегать встреч с ним, потому что не уверен в исходе битвы. Стада этих животных очень большие, порой они насчитывают более сотни голов.
Антилопа
Это животное отличается очень необычной внешностью. Крупная и тяжелая голова с изогнутыми рогами, а на шее – лохматая густая грива. Взъерошенная шерсть на морде напоминает бороду. При массивном туловище ноги с острыми копытами довольно стройные, напоминающие лошадиные. Окрас шерсти антилопы серовато-голубой, темные только грива и хвост. Эти животные издают отрывистые звуки, похожие на хрюканье. Живет антилопа только в Африке. На бескрайних просторах саванн они пасутся огромными стадами. Питается антилопа определенными сортами трав.
В поисках воды и пропитания антилопы преодолевают огромные расстояния. Они идут в те районы, где уже прошли дожди. Добравшись до воды, он долго отдыхают.
Нередко антилопы становятся добычей львов, леопардов и гиен. Однако не стоит думать, что антилопы так безобидны. Они могут за себя постоять. Перепуганные хищником животные пускаются в быстрый галоп, взбрыкивают задними ногами, угрожающе выставляют вперед острые рога.
С приходом весны между самцами антилоп проходят турниры. Обычно это происходит на коленях. Самцы упираются головами и стараются повалить противника на бок. Побеждает в схватке сильнейший.
Когда у антилопы появляется детеныш, взрослые антилопы стада чинно идут с ним знакомиться. Их внимание иногда оказывается чрезмерным, поэтому мать вынуждена отгонять соплеменниц.
www.syl.ru
Саванны Африки: фото. Животные саванн Африки
Климатическая область, находящаяся в субэкваториальном поясе, с характерной травяной растительностью и небольшими вкраплениями деревьев и кустарников, называется саванной.
Саванны Африки занимают более 40% от площади континента. Их отличает разнообразная фауна и флора. Более того, по мнению ученых, это один из наиболее экологически чистых регионов планеты.
Климат
Саванны Африки обладают теплым тропическим климатом. Резко выражен сухой зимний период. Средняя температура самого жаркого месяца составляет +30 °С и выше, в самый холодный месяц температура не опускается ниже +18 °С. Осадков выпадает не более 2500 мм в год.
Почва саванны Африки
В этом регионе условия для развития растений тяжелые - почва практически не содержит питательных веществ (или в очень малом количестве). Во время засухи она пересыхает настолько, что на поверхности появляются глубокие трещины и часто возникают пожары. Во время влажного сезона почва заболачивается.
Растительность саванны Африки
Для выживания деревья саванны обрели определенные специфические свойства, защищающие их от засухи и зноя. Самый яркий представитель флоры саванны - баобаб. Диаметр его ствола нередко достигает 8 метров. В высоту этот гигант вырастает до 25 метров.
Толстый ствол баобаба и кора способны накапливать влагу, словно губка. Длинные и мощные корни всасывают влагу из глубины почвы. Африканцы научились использовать побеги и листья баобаба в пищу, а из коры изготавливать различные орудия труда.
Несмотря на не самые благоприятные условия, растительный мир саванны (Африки и других континентов) довольно многообразен. Здесь встречаются растения, которые лучше других приспособились к засухе, длящейся не один месяц.
Травы
В саванне очень густая и сочная трава. Например, слоновая, которая имеет огромные листья длиной до 50 см и стебель около двух метров. Кроме того, здесь вполне комфортно себя чувствуют алоэ и дикая спаржа, а также множество злаковых растений.
Колбасное дерево
Весьма необычным (для европейца) является произрастающее в этих местах колбасное дерево. Свое название оно получило благодаря необычным плодам, которые вырастают в длину до 50 см. Как утверждают местные жители, их применяют при лечении ревматизма и сифилиса. Кроме того, это обязательный атрибут в ритуалах по изгнанию злых духов.
Глядя на фото саванны Африки, можно заметить, что в этих районах много различных пальм. И это действительно так. Подобных деревьев здесь несколько видов.
Кроме того, растительный мир богат колючими кустарниками, мимозами - любимым лакомством жирафов.
Надо отметить, что в период засухи в саванне вся растительность словно замирает: нередко в этот период деревья совершенно сбрасывают листья, трава порой полностью выгорает под жарким солнцем. Здесь нередки пожары, от которых страдает растительность.
Зато когда наступает сезон дождей, природа Африки вновь оживает. Появляется свежая сочная трава, расцветают различные растения.
Животные Африки (саванны)
На необъятных просторах саванны обитает множество представителей фауны, попавших в эти края в силу миграционных явлений, которые, прежде всего, связаны с изменением климатических условий на Земле.
Миллионы лет назад Африка была покрыта дождевыми лесами, но постепенно климат становился более сухим, а потому огромные участки леса безвозвратно исчезли. Их место заняли редколесья и поля, поросшие травянистой растительностью. В свою очередь, это поспособствовало появлению новых животных, которые искали благоприятные условия для жизни. Как утверждают ученые, первыми из джунглей сюда пришли жирафы, следом за ними последователи слоны, антилопы различных видов, обезьяны и прочие травоядные. Вполне естественно, что вслед за ними в саванну направились и хищники - сервалы, гепарды, львы, шакалы и другие.
Антилопы и зебры
Внешний вид антилопы гну настолько своеобразен, что ее трудно перепутать с другим животным - плотное и короткое тело на непропорционально тонких ногах, тяжелая, украшенная острыми рогами и гривой голова, пушистый хвост. Рядом с ними обязательно находятся небольшие табунки симпатичных африканских лошадок - зебр.
Жирафы
Фото саванны Африки, которые мы видим в учебниках, рекламных проспектах туристических компаний, обязательно демонстрируют нам одних из типичных представителей фауны этих мест - жирафов. Когда-то поголовье этих животных было очень велико, но они первыми пострадали от белых колонистов - из их шкур изготавливали покрытие для повозок. Сейчас жирафы находятся под охраной, но численность их невелика.
Слоны
Это самые крупные наземные животные Африки. Саванны невозможно себе представить без огромных степных слонов. От своих лесных собратьев они отличаются мощными бивнями и более широкими ушами. К началу XXI века численность слонов очень сократилась, однако благодаря охранным мероприятиям и созданию заповедников сегодня слонов стало больше, чем в прошлом веке.
Носороги
Судьба белого и черного носорогов, населяющих африканскую саванну, вызывает серьезные опасения ученых. Их рога стоят в четыре раза дороже, чем бивни слона. Поэтому они являются самой желанной добычей браконьеров. Только созданные в Африке заповедники помогли уберечь этих животных от полного истребления.
Львы
Саванны Африки населяют многие хищники. Безусловное первенство среди них имеют львы. Они живут группами (прайдами). В них входят взрослые особи и молодняк. В прайдах обязанности распределяются четко - молодые и подвижные львицы обеспечивают семью пищей, а самцы охраняют территорию.
Леопарды и гепарды
Эти хищники немного похожи друг на друга внешне, но отличаются по образу жизни. Главная добыча гепарда - это газель. Леопард - охотник универсальный, он успешно охотится за бородавочниками (африканскими дикими свиньями), павианами, мелкими антилопами.
Гиены
Долгое время считалось, что это трусливое малоподвижное животное, самостоятельно не охотящееся и довольствующееся лишь остатками трапезы львов. Как выяснили современные ученые, это далеко не так. Гиены охотятся по ночам, они довольно легко убивают даже крупных животных, таких как зебра или антилопа. И, что самое удивительное, это львы чаще «паразитируют» на гиенах, а не наоборот. Заслышав их голоса, «цари природы» спешат к этому месту и отгоняют гиен от добычи. Совсем недавно стало известно, что гиены нападают на людей и могут быть очень опасны.
Птицы
В траве и почве водится множество насекомых и червей, поэтому фауна саванны отличается большим количеством представителей пернатых. Они слетаются сюда со всего мира. Наиболее распространены аисты, красноклювые квилли, грифы, марабу, африканские страусы, стервятники, рогатые вороны и др. В саваннах живут самые крупные и, пожалуй, одни из самых красивых в мире птиц - страусы.
Картина животного мира африканского континента была бы неполной, если бы мы не упомянули о термитах. Эти насекомые насчитывают десятки видов. Их постройки являются характерным элементом ландшафта саванны.
Необходимо отметить, что животные очень почитаются в Африке. Ведь недаром их изображения можно видеть на гербах многих африканских государств: льва - Конго и Кении, зебры - Ботсваны, слона - Кот-д'Ивуар.
Животный мир саванны Африки на протяжении веков развивался как самостоятельное целое. Степень приспособленности животных к конкретным условиям необыкновенно высока. К ней можно отнести строгое разделение по способу питания и составу кормов. Одни используют побеги молодых кустарников, другие - кору, третьи - бутоны и почки растений. Кроме того, те же самые побеги разные животные берут с разной высоты.
Заключение
Саванна южной Африки - место, где удивительным образом сочетаются диаметрально противоположные пейзажи и поразительные экосистемы. Суровая борьба за жизнь в этих местах находится в удивительной гармонии с роскошной природой, а богатство растительного и животного мира - с притягательной экзотикой и африканским колоритом.
fb.ru
Животный мир саванн: Страничка Василия
Животный мир саванны. Часть 2: Птицы саванны: Дорогие ребята, вы познакомились с растениями и животными саванны. Напишите на онлайн-доске, какие из них вам больше понравились и почему.
Загадки на тему "Животные саванны":
Это любопытно:
1. Гепард - самое быстрое млекопитающее. Он за три секунды набирает скорость 70 км/ч. Гепард может бежать со скоростью 110 км/ч, но не больше 20 секунд, потому что он быстро устаёт. Быстро бегать помогают ему когти, которые у него всегда торчат наружу, в отличие от других кошек, а также гибкое тело.
2. Гиппопотам, в переводе с греческого, обозначает "речной конь". По размерам тела это второе после слона наземное животное. Глаза, уши и ноздри бегемота находятся в верхней части головы, поэтому он может стоять на большой глубине и, при этом, видеть, слышать и дышать. Когда бегемот стоит в воде, он является источником пищи для рыб и птиц: рыбы объедают с его кожи водоросли, а птицы съедают насекомых, которые живут на нём. Бегемоты - хорошие пловцы, между пальцев у них перепонки. Кожа бегемота выделяет красно-розовый пигмент, защищающий кожу от ожогов, поэтому про бегемота ходит молва, что он "потеет кровавым потом".
3. Как птица-носорог высиживает своих птенцов?
Птица-носорог находит дупло в дереве и забирается внутрь. Перед тем, как отложить яйца, птица замуровывает себя в этом дупле собственными экскрементами и грязью, которую ей приносит самец. Самка оставляет лишь маленькое отверстие, достаточное для того, чтобы самец мог просунуть туда клюв и накормить её.
Птица высиживает птенцов в полной безопасности несколько месяцев. Всё это время самец приносит ей покушать полупереваренные фрукты.
Когда птенцы появляются на свет, самка разбивает стену, но оставляет птенцов в дупле, кормит их, пока они не подрастут.
4. Как вы думаете, кто это?
Это полосатая гиена.
А это тогда кто?
Разрешите представить - земляной волк.
Родственник гиены земляной волк очень на неё похож. Главное отличие состоит в строении челюстей. Челюсти у земляного волка слабые, а зубы маленькие, потому что питается он муравьями и термитами, слизывая их липким языком.
Он мог бы быть лёгкой добычей для хищников, однако они, обманутые сходством земляного волка с полосатой гиеной, не трогают его.
5. Геренук - жирафовая газель.
Эта антилопа, на первый взгляд, напоминает рогатую и длинномордую газель с длинными и тонкими ногами. Но очень тонкая и длинная шея делает геренука похожим на молодого жирафа.
Это небольшое животное питается листьями и может доставать их с высоты два метра. Как же? Оказывается, геренук умеет вставать на свои длинные задние ноги. Группа геренуков, стоящих на задних ногах, - удивительное зрелище.
Геренук может прожить всю жизнь и не выпить ни капли воды.
А ещё геренук умеет сохранять полную неподвижность, оставаясь незаметным для хищников.
6. Небольшая африканская птица волоклюй получила своё название из-за своей привычки сидеть на спинах травоядных животных (буйволов, носорогов, зебр, антилоп, слонов и жирафов) и склёвывать с них мух и паразитов.
Стаи этих птиц сопровождают стада буйволов. Они не только уничтожают паразитов, но и предупреждают "хозяина" об опасности: увидев или заслышав хищника, они взлетают вверх и издают тревожные крики. Животные знают, что значит этот крик, и сразу же бросаются наутёк.
Кроссворд "Животные саванны":
7. Красноклювый ткачик
Стая этих маленьких птиц может насчитывать миллион! Общая численность этих птиц в мире составляет около 10 миллиардов особей!!! Это самая многочисленная дикая птица в мире.
Красноклювого ткачика называют птицей-саранчой из-за её огромной численности и из-за опустошающего эффекта, который они оказывают на поля. Ткачики питаются семенами трав, но когда эти запасы истощаются, то они переходят на сельскохозяйственные культуры.
Стаи ткачиков закрывают небо, подобно стаям саранчи. Они совершают перелёты до 1600 км в поисках пищи, могут уничтожить целое поле пшеницы за несколько дней.
Эта птица наносит ущерб экономике более чем 20 африканских стран, где она обитает. Её даже пытаются истреблять, но ткачики очень быстро размножаются и их численность не уменьшается.
8. Дик-дик - самая маленькая антилопа в мире.
Дик-дики, антилопы ростом всего 30-40 см, живут в жарких и засушливых африканских кустарниковых саваннах. Они пугливы и пасутся преимущественно ночью.
Особая форма морды дик-диков приспособлена для сбора растительной пищи. Они достаточно привередливы и едят только самые сочные побеги, благодаря чему дик-дики практически никогда не хотят пить.
При нападении они стремительно убегают, постоянно меняя направление, чтобы противник не схватил их.
К сожалению, дик-дики активно истребляются человеком, использующим их мягкую кожу для изготовления перчаток.
9. Большеухая лисица
Огромные уши большеухой лисицы выполняют важную функцию: лисица питается преимущественно насекомыми, находя их в песке по слуху. Время от времени она останавливается, замирает, опускает уши и водит головой из стороны в сторону, словно сканируя землю. Услышав что-нибудь интересное, она разрывает песок мощными когтями и зубами. Зубов у неё больше, чем у других лисиц.
Уши большеухой лисицы настолько чувствительны, что способны улавливать едва различимые звуки, производимые глубоко под землёй личинкой жука-навозника.
10. Орёл-скоморох
Французы называют орла-скомороха акробатом. Подвижные крылья позволяют ему выписывать в воздухе удивительные фигуры.
Питаются орлы-скоморохи обычно змеями, атакуя их с воздуха. Но ловят они всё, что движется. нападая даже на детёнышей антилоп.
Охотясь, орёл-скоморох поднимается ввысь, чтобы обеспечить себе хороший обзор. Достигнув нужной высоты, он перестаёт работать крыльями и парит в потоках тёплого воздуха.
Эта птица способно преодолевать практически без усилий до 300 километров в день.
11. Шакал
Шакалы - это небольшие, похожие на собак хищники, обитающие в Африке, на юге Европы и в Азии. Они известны, прежде всего, как падальщики. Шакалы, однако, охотятся так же на всякую живность, которую могут настичь, -- рептилий, птиц, насекомых и грызунов. В период нехватки добычи они переходят на фрукты.
Пары шакалы создают на всю жизнь. В воспитании детёнышей участвуют оба родителя. Иногда им помогают дети прошлогоднего выводка.
У шакалов сложная система общения. В неё входят вой, лай и другие звуки.
Голоса и звуки животных Африки:
12. Птица-секретарь
Птица-секретарь - крупная птица с размахом крыльев в 2 метра. Своё название она получила благодаря чёрным перьям на голове, делающим её похожей на судебных секретарей и писарей прошлых веков, которые вставляли себе в парики гусиные перья.
Птица-секретарь быстро бегает. Это очень для неё важно, потому что охотится птица на ядовитых змей, земноводных, насекомых и мелких млекопитающих. Охотится она при помощи крепких когтей и острого клюва. Если змея пытается защитится, птица-секретарь прикрывается от ядовитых укусов расправленным крылом как щитом.
Птица-секретарь пользуется любовью и уважением у жителей Африки. В некоторых деревнях её держат в качестве истребителей ядовитых змей и крыс.
Птица-секретарь изображена на гербах ЮАР и Судана.
Герб ЮАР
13. Плюющаяся кобра
Чтобы защититься от нападающего, африканская плюющаяся кобра плюёт ему в лицо своим сильным ядом. Таким образом, нападающий превращается в жертву.
Эта кобра отличается удивительной меткостью: она всегда попадает любому противнику точно в глаза. Плюющаяся кобра стреляет ядом на расстояние до 3 метров и на 60 см в ширину.
Яд плюющейся кобры вызывает жжение и может привести к серьёзным поражениям глаз. При попадании этого яда в глаза, их надо как можно скорее и тщательнее промыть водой.
Плюющаяся кобра может стрелять ядом до 6 раз подряд. После этого ей нужен целый день, чтобы восстановить свой запас яда.
14. Медоед. Свирепый родственник барсука Живёт медоед в засушливых местах Африки и Южной Азии. Медоед "дружит" с маленькой птичкой-медоуказчиком, который тоже любит мёд, находит улья, а открыть их не может. Медоуказчик подводит к улью медоеда, который разламывает его своими мощными когтями и достаёт мёд. Медоед пчёл не боится, потому что у него очень толстая шкура и плотная кожа. Не наевшись, он может съесть и восковые соты. Медоед - довольно свирепое животное. Он способен отогнать львов от их добычи и сам сожрать её, пока львы будут сидеть и смотреть на него.
15. Чёрная пантера и королевский гепард. Кто это?
Раньше учёные думали, что чёрная пантера - это отдельный вид. Однако, оказалось, что это лишь цветовая вариация леопарда.
У обычного леопарда фоновый цвет шкуры - бледный светло-коричневый, и чёрные пятна на нём видны хорошо. У чёрной пантеры фоновый цвет - тёмно-коричневый или чёрный, поэтому присутствующие в окрасе чёрные пятна почти не видны.
Чёрные пантеры могут рождаться и у обычных леопардов. Однако, чёрные пантеры рождают только чёрных детёнышей.
Леопарды очень распространены в Африке, так же встречаются они и в саванне. Но чёрные пантеры встречаются в Африке очень редко.
Так же и королевский гепард. Шкура королевского гепарда покрыта не пятнами, а широкими полосами и пятнами, на загривке - более длинная и тёмная шерсть, похожая на гриву.
Впервые учёные обнаружили гепарда такого окраса в 1926 году и только в 1981 году было установлено, что это "вариант" обычного гепарда.
Королевские гепарды могут рождаться у обычных гепардов.
16. Трубкозуб
Трубкозуб живёт в Африке, питается термитами и муравьями, охотится ночью, а днём спит.
Живёт трубкозуб в норах, которые может очень быстро вырыть даже в твёрдом сухом грунте. На поиски пищи выходит после захода солнца. Он идёт медленно, часто останавливается и поводит ушами. Слух у трубкозуба развит очень хорошо. При малейшем подозрительном шорохе, трубкозуб прячется в нору, а если её нет, то быстро закапывается.
В поисках пищи трубкозубы могут пройти за ночь до 12 км. Обнаружив термитник, трубкозуб мощными когтями проделывает в нём дыру, погружает внутрь свой длинный нос и липким языком собирает термитов. Язык трубкозуба может достигать 45 см.
Во многих районах Африки местные жители охотятся на трубкозубов. Особо ценится кожа.
Животные саванн:
Саванна:17. Прекрасные антилопы:
Среди всех травоядных животных Африки особое место занимают антилопы. Их около 150 видов.
Самые маленькие из них размером с зайца. Это дик-дик. Есть и большие антилопы, размером с быка, например, канна.
Рога антилоп, их отличительный признак, имеют самую разнообразную форму, растут всю жизнь и не сбрасываются на зиму, как, например, у оленей.
Антилопы обычно пасутся на лугах и едят нижние листья на деревьях и кустарниках.
У антилоп много врагов, поэтому некоторые их них очень быстро бегают (до 100 км/ч), а другие маскируются, стараясь слиться с окружающей местностью.
А теперь посмотрите, какие они разнообразные и красивые!
Большой куду
Бубал
Импала
Ньяла
Дик-дик
Бонтбок
Канна
Орикс
Голубой гну
А вот антилопа бонго, одна из редких африканских антилоп, в саванне не живёт, но очень уж она красива!
Найдите названия африканских антилоп:
18. Хищная кошка саванны:
В засушливой саванне живёт ещё одна хищная кошка - каракал. Своё название, которое переводится с тюркского языка как "черноухий", каракал получил благодаря своим ушам, которые с внешней стороны чёрные и имеют длинные, до 5 см, кисточки. В молодом возрасте кисточки стоят почти вертикально, а с годами они теряют свою упругость и свисают с ушей наподобие ленточек.
У каракала отличный слух, необходимый для охоты в ночное время.
Едят каракалы мелких млекопитающих, иногда охотятся на небольших антилоп, забираются на деревья, чтобы поймать спящую птицу.
Днём каракал может, высоко подпрыгнув, поймать птицу на лету. В прыжке с места каракал может пролететь около 4,5 метров. Он может даже в полёте менять направление прыжка.
19. Павианы
Некоторые виды этих африканских обезьян живут в саванне. Это гамадрилы, павианы-анубисы и бабуины.
Живут павианы на земле, спят на возвышенностях и деревьях. Активны днём, в поисках пищи могут пройти большие расстояния. Во время засухи павианы могут добывать воду, роя ямы в руслах пересохших рек.
Если фруктов не хватает, они едят корнеплоды, корешки и даже траву, а так же мясо кроликов, зайцев и детёнышей газели.
Для общения используют 30 звуковых сигналов, жесты и мимику.
Живут павианы большими стадами и путешествуют хорошо организованными группами: в её центре идёт вожак и самки с малышами, а по краям другие самцы, следящие за безопасностью. Сигналом тревоги служит тревожный лай. Тогда самки собираются вместе, а самцы занимают круговую оборону и принимают боевой устрашающий вид. Немного хищников рискнёт напасть в такой ситуации. Нападают хищники на слабых обезьян, отставших от группы.
Гамадрил
Анубис
Бабуин
Ещё интересен родственник павиана гелада.
20. Фламинго
Эти прекрасные птицы живут на африканских озёрах посреди саванны.
Интересна эта птица тем, как и чем она питается. Ест фламинго, полностью опуская голову под воду, вода заливается в клюв, птица выталкивает воду обратно, оставляя во рту креветок и других рачков.
Розовый окрас перьям фламинго дают ярко-красные или розовые рачки-артемии. Если фламинго не съедает их в достаточном количестве, цвет перьев бледнеет.
Выкармливая птенцов, фламинго вырабатывают в зобу особое вещество ярко-красного цвета, которое они дают детям. Это вещество ещё иногда называют "молоко фламинго".
Фламинго на озере Накуру в Кении:
Ребята, давайте проверим, как вы запомнили животных и птиц, про которых мы рассказали на нашей страничке!
ФИНАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА:
savann-z.blogspot.ru
Путешествие по востоку США. Окрестности Чарлстона и Саванна
Планируя маршрут по востоку США от Нью-Йорка до Орландо, мы решили заглянуть в Чарлстон/Charleston и Саванну/Savannah, о которых почти ничего не знали, и которые были у нас по плану, после Вашингтона. Это был самый долгий переезд за всё наше путешествие. Остановиться на ночёвку мы решили в курортном городке Миртл-Бич, который наверняка знают любители гольфа. Так как для купания был «не сезон», Атлантику атаковали лишь чайки, рыбаки и смелые дети, для которых температура воды особой роли не играет.



Лежаки пустеют и ждут своих посетителей, которые пока отдыхают на балконах отелей.

Мы остановились на ночёвку в небольшом отеле, рядом с пляжем, но имеющий свой небольшой бассейн. Вода в океане может показаться прохладной в середине апреля, а вот в бассейне отдыхающие купаются вовсю.

После прогулки по берегу Атлантического океана, мы двинулись в город Чарлстон. Про этот город я знала только из романа «Унесённые ветром» М. Митчелл, где в главах о Гражданской войне он упоминается довольно часто. Минуя сам город, мы отправились на плантацию «Бунн Холл»/Boon Hall Plantation, которая находится в 13 км от центра города. Именно на этой плантации снимали эпизоды фильма «Унесённые ветром». Если у вас есть несколько часов свободного времени обязательно сюда загляните. При въезде на плантацию вам предложат экскурсию по окрестностям, что тоже довольно интересно. Три-четыре раза в день идёт музыкально-историческое представление, где колоритная афроамериканка рассказывает о жизни рабов в этой местности, при чём эти знания основываются на реальных историях от её прабабушки. За входной билет на плантацию мы заплатили 35$ на двоих.

После такого музыкального выступления мы пошли осматривать хижины рабов, сохранившиеся в первоначальном виде с тех далёких времён.

Эта центральная аллея ведёт прямо к господскому дому. По тем временам какому-то хлопковому олигарху.

Господский дом, к сожалению, не сохранился до наших дней, но на его месте сейчас стоит точная копия.


После осмотра окрестностей, мы пошли на экскурсию по дому. Около входа нас встретила женщина в костюме 19 века и начала рассказ о бывших хозяевах плантации.

Нам ещё удалось покататься на лошадях по действующим помидорным и клубничным плантациям и увидеть, как выращивают эти овощи и ягоды в наше время. Кстати, говоря, технология выращивания и сбора урожая почти не изменилась, правда сейчас нет рабов, которые там бы трудились.Совет! Обязательно попробуйте местную клубнику, она продаётся в небольшом магазинчике, рядом с кассами и на вкус просто великолепна. За 0,5 кг вы заплатите 2,5$.
К вечеру, после прогулки мы двинулись в Саванну, чтобы утром прогуляться по её улицам. Это очень исторический и интересный город, где подъём и спад местной экономики напрямую зависел от стоимости хлопка. Хлопковая промышленность была основной для жителей Саванны и Чарлстона. После всех предряг и развала хлопковой промышленности, Саванна снова быстро восстановилась благодаря своим жителям и стала образцово-показательным южным городом. То-то он мне так понравился!

Как и во всех городах, осмотр города лучше начинать от центра города, где есть вся нужная информация для туристов.

Также, здесь можно покататься на лошадях и посмотреть город.

А можно просто прогуляться по улицам, понаблюдать за прохожими и осмотреть местные достопримечательности и жилые дома.




В Саванне очень много парков и сквериков, чуть больше 20 — больших, маленьких и средних по размеру, но все они утопают в зелени и очень аккуратные. Гулять там одно удовольствие. Для такого небольшого городка это довольно большое количество. Местные жители также давно облюбовали многие из них.




Вот и подошло к концу наше большое американское автопутешествие.

До встречи ещё где-нибудь!Оставайтесь на связи!
olgasukhova.livejournal.com
Strelka Magazine - Как сохраняют архитектурное наследие в США
История, проблемы и перспективы самого охраняемого города Америки — Саванны
Вид Саванны, 29 марта 1734 год
Райан Мэдсон — градостроитель и ландшафтный архитектор, преподаватель Колледжа искусств и дизайна Саванны (Savannah College of Art and Design) — исторического города в американском штате Джорджия. SCAD, как обычно сокращенно называют колледж, многие годы принимает активное участие в сохранении богатого культурного наследия Саванны и ревитализации городских районов. Почти все факультеты колледжа, основанного в 1978 году, находятся в бережно отреставрированных исторических зданиях. В своей статье, написанной специально для Strelka Magazine, Мэдсон описывает противостояние двух ключевых направлений, определяющих развитие города: сохранение исторического наследия, с одной стороны, и создание новых стратегий для настоящего и будущего — с другой. Он рассказывает о том, как непросто сохранить баланс между туристической выгодой и благополучием местного населения, при этом не потерять самобытность и обеспечить гармонию в социуме.
План Саванны, 1818 год
От редакции: этот текст является большим пояснением к манифесту, который можно найти здесь.
Исторический город Саванна, возможно, один из самых сохранных и известных в США. Он был основан в 1733 году на берегу реки, в честь которой и был назван, в 70 милях от Атлантического океана. Основатель города, генерал Джеймс Эдвард Оглторп, учредил Джорджию — тринадцатую и последнюю колонию Британской империи в Северной Америке — еще во времена правления короля Георга II. Сегодня Саванна — это прекрасный, оживленный город со своей неповторимой атмосферой. Местами померкший, а где-то и просто ветхий и отчаянно бедный, в своих старейших кварталах он значительно отреставрирован и восстановлен. Исторический центр города — основной магнит для туристов. Несмотря на свой высокий охранный статус, он густо населен и активно используется. Его нельзя назвать городом-музеем, однако местные жители опасаются, что Лэндмарк-дистрикт (Landmark District — «район — национальный памятник». — Прим. ред.) — а именно так официально именуется исторический центр Саванны — в скором времени превратится в тематический парк, населенный лишь туристами и богачами.
Проблема сохранения наследия, о которой мы будем говорить на примере Саванны, сводится к конфликту двух устремлений. С одной стороны, сохранения для будущих поколений артефактов прошлого — архитектуры, мест и памятников, а также нематериального наследия. С другой — желания отвечать актуальным вызовам будущего, создавая новые здания, места и активности, которые, вплетаясь в ткань исторического города и его архитектуры, смогут отразить современные запросы.
Движение за сохранение памятников наследия как в Америке, так и по всему миру являет собой парадоксальное сочетание прогрессивных и консервативных идей, слияние ретроспективного, а зачастую и реакционного мышления и активной деятельности по проектированию будущего нашей материальной среды и сохранению ее прошлого. В приведенном манифесте я ратую за более радикальный подход к сохранению наследия, выраженный в современных формах, но отдающий должное истории.
Булл Стрит / фото: Уильям Генри Джексон
Подход, именуемый Projective Preservation, помещает размышления о будущем в диалектическую позицию по отношению к идее сохранения исторической и существующей среды города. Историческая архитектура, достопримечательные места и города могут и должны быть сохранены, но они также должны адаптироваться под запросы новых поколений и быть открыты для реинтерпретаций.
В среде защитников наследия принято считать, что лучший метод сохранения монументов или старых зданий — обеспечить их активную эксплуатацию. Саванна — выдающийся пример такой практики. Во многом благодаря успехам местного движения за сохранение памятников, во главе которого стоит Фонд исторической Саванны, в городе сохранилась большая коллекция зданий, датирующихся XVIII — серединой XX века, многие из которых прошли через бережную реабилитацию и реставрацию. Сегодня они используются множеством разных способов: от офисов и кондоминиумов до бутик-отелей, университетских аудиторий, мастерских художников, музеев, магазинов и ресторанов, ночных клубов, театров и кинотеатров.
Эксперименты градостроителей в XVIII веке
Основатели колонии Джорджия руководствовались прогрессивными, реформистскими принципами. По меркам своего времени это можно было назвать экспериментальной утопией. В Джорджии устранялись классовые различия, отменялось рабство (впрочем, скорее из практических, нежели из идеологических соображений), гарантировалась свобода вероисповедания (или, как в случае с евреями и католиками, религиозная терпимость). Всячески продвигались прогрессивные подходы к ведению сельского хозяйства, и у всех граждан был равный доступ к земле для ее возделывания и выпаса животных. «Non sibi sed aliis» («Не для себя, но для других») — таков был благородный лозунг этой колонии.
Национальный банк Саванны, Булл Стрит
Несмотря на изначальный утопизм, Джорджии удалось стать процветающей колонией, а сама Саванна превратилась в один из важнейших портов Восточного побережья. По сей день планировка города вызывает восхищение у историков и градостроителей. Местность, на которой Оглторп спроектировал город ex novo («с чистого листа». — Прим. ред.), еще до прибытия на местность, изначально именовалась Ямакрау-Блафф и служила торговым портом в верховье реки для обмена товарами с коренным населением. Саванна — второй после Филадельфии старейший город с регулярной планировкой в Америке. У плана, разработанного Оглторпом, практически нет аналогов. Это уникальный город, хотя и, безусловно, созданный с оглядкой на исследования «идеальных» городов Ренессанса.
С точки зрения планировки Саванна представляла собой сетку из административных единиц, в центре каждой из которых располагалась городская площадь, окруженная двенадцатью кварталами застройки общественного и частного назначения. Такой план подразумевал полицентричность и неиерархичность. На сегодняшний день в городе сохранились 22 площади, покрытые пышной растительностью под сенью густых дубов. Эти площади вместе с историческими постройками и набережной являются настоящими символами Саванны как для туристов, так и для местных жителей и урбанистов.
Планировочные принципы, известные еще со времен Римской империи, добавлявшие городу функционального многообразия и защищенности от внешних угроз, были не менее актуальны для Оглторпа, чем идеалы Ренессанса. Колония Джорджия служила военным буфером, защищавшим территории Британской империи от испанских колонистов, расположившихся во Флориде. Однако в итоге рационализм и утопические идеалы эпохи Просвещения всё же смогли обрести свое воплощение в городах Нового Света. И здесь и там, на зеленых берегах рек и заливов практически из ничего вырастали поселения, многие из которых, как Саванна, стали образцами «идеальных» городов.

Западная часть Броутон Стрит

Восточная часть Броутон Стрит
PreviousNextЗападная часть Броутон Стрит
Эдмунд Бэкон, архитектор-модернист и градостроитель, написал о Саванне следующее: «Невероятно, что колония, в первую очередь вынужденная бороться за свое существование, тем не менее смогла также произвести на свет такую благородную планировочную структуру, которая по сей день остается одной из самых совершенных диаграмм организации городских пространств и их роста».
План, разработанный Оглторпом при помощи команды геодезистов и строителей, естественно разрастался на протяжении более чем ста лет. Административные единицы прошли через несколько этапов расширения между 1730 и 1850 годами, в конечном итоге достигнув общей площади в более чем 150 гектаров, освоенных различными видами землепользования. Саванна — пример выдающейся эволюции градостроительного плана в течение двух столетий от города в небольшой британской колонии до первой столицы штата Джорджия новопровозглашенных Соединенных Штатов Америки, а затем и важного порта страны.
Административные единицы, оформившиеся еще при Оглторпе, а также те, что появились позднее, сохранились до наших дней практически без изменений (не считая двух площадей, которые ныне превратились в улицы, да пары улиц, застроенных архитекторами-оппортунистами). Устремления оптимистичного и прогрессивного периода — раннего Просвещения — увековечены в сохранной городской планировке XVIII столетия. Архитектурный облик города, в котором преобладают таунхаусы, особняки, коммерческие постройки, церкви и храмы, ставшие символами современной Саванны, сформировался уже позднее, что отлично демонстрирует способность планировки, разработанной Оглторпом, адаптироваться под изменения.
Колониальный парк-кладбище
Представленные архитектурные стили — федеральный, ридженси, греческого Возрождения, готика, королевы Анна, итальянский стиль — несомненно, производят впечатление, однако по своей значимости уступают уникальной планировке общественных пространств города.
Ничто не характеризует Саванну так, как ее городская структура, она идеально подходит для пеших прогулок и каждый раз раскрывает взору всё новые богатства: зеленые скверы и исторические постройки, обрамляющие камерные уличные пространства. Именно эта атмосфера так привлекает тысячи туристов. Весьма справедливо, что планировка города так высоко ценится и охраняется как местными жителями, так и специалистами по наследию.
Толерантность как часть истории
Еще один важный аспект прогрессивных идеалов Саванны, доставшийся в наследство от основателей, в наши дни получил выражение в плюрализме и открытости местного населения — чертах, нехарактерных для юга США, где обычно превалируют консервативные установки. Известно, что жители Саванны толерантны по отношению к ЛГБТ-сообществу, его члены не чувствуют необходимости подавлять свою идентичность из-за страха неприятия со стороны горожан. Гуманизм в духе эпохи Просвещения — важная часть нематериального культурного наследия Саванны. Тем не менее подобные аспекты социальной истории города и их современные манифестации зачастую игнорируются специалистами по наследию, которых куда больше интересуют архитектурные памятники и их детали — материальные фрагменты ушедших эпох.
Движение за гражданские права, достаточно рано достигшее своего пика в Саванне, также является важным элементом культурного наследия города и нашло свое отражение не столько в архитектурных артефактах, сколько в коллективной памяти города. Черному и белому населению Саванны удалось не допустить жестокой конфронтации, развернувшейся в те годы во многих других городах американского Юга. Мирному сопротивлению законам Джима Кроу (так неофициально называли законы о расовой сегрегации, действовавшие в некоторых американских штатах с конца XIX века до середины 1960-х годов. — Прим. ред.) и постепенному движению на пути к расовой интеграции, вполне вероятно, поспособствовал дух толерантности, присущий Саванне. Культурная история и опыт афроамериканского населения города издавна являются частью наследия Саванны, им нашлось место и в туристической повестке города, зачастую захлебывающегося в разнообразных аспектах своего прошлого.
Броутон Стрит, Саванна
Сегодня Саванна переживает туристический и экономический подъем, последовавший за недавней экономической рецессией и возобновивший постепенно усиливающийся тренд на реинвестирование в историческую часть города, запущенный еще в 1980-е. Тем не менее исторические районы Саванны отнюдь не всегда были в приоритете. К середине 70-х годов центр города пребывал в упадке. Многие из магазинов на главной торговой улице пустовали, а некогда шикарные особняки и таунхаусы стояли полуразрушенные и заброшенные.
Как и многие другие крупные города США, после войны Саванна переживала так называемый период «бегства белых» (англ. White flight — Прим. ред.), сопровождавшийся разрастанием пригородов. Большая часть белого населения среднего достатка покинула центральные районы города. Дома в исторической застройке были заселены в основном афроамериканскими семьями с крайне низким или низким достатком, чьих средств едва хватало на реставрацию или перестройку своей недвижимости. Непреднамеренная программа по «сохранению наследия за счет бедности» длилась в течение нескольких десятилетий.
Историческим зданиям и районам удалось спастись — до появления законов, обеспечивающих юридическую защиту памятников, — именно благодаря сочетанию бедности и пренебрежения: жители с низким достатком, как могли, поддерживали свое жилье, а девелоперы и агенты по недвижимости просто игнорировали районы, которые им казались обреченными, невольно спасая многие постройки от сноса. Печальная реальность многих городов американского Юга, похожих на Саванну с точки зрения демографии, — это тот факт, что ни расовая сегрегация, ни социально-экономическое неравенство так и не были преодолены, несмотря на старания Движения за гражданские права и экономический рост в некоторых частях региона в конце XX века.
Причины упадка исторического центра
К упадку исторического центра Саванны привело множество глубоко укоренившихся проблем. Они остаются сложными для понимания и осознания и по сей день, но можно выделить несколько социальных и экономических факторов. Уже упомянутое «бегство белых», изменение структуры портов, сокращение количества рабочих мест на производстве и в железнодорожной отрасли после Второй мировой войны, недальновидная политика в рамках программ по реконструкции городов в 1960-е (их с печальной усмешкой называли программами по Negro Removal — «устранению чернокожих» — по созвучию с Urban Renewal) и решение проложить через центр города прямую магистраль, связанную с основной автострадой межрегионального значения. Последующие изменения стали вторжением в ту часть старого города, в которой располагалось почти всё доступное жилье, небольшие бизнесы и индустрия, связанная с железными дорогами. Снос терминала для пассажирских поездов, на месте которого была возведена большая эстакада, и последовавший за этим упадок, в который пришла центральная улица афроамериканского коммьюнити (сегодня это бульвар Мартина Лютера Кинга-младшего), лишь усугубили расовую сегрегацию и усилили проблему «изолированной бедности», с которой город не может справиться и по сей день. Несмотря на свой успешный рост, Саванна остается городом с глубокими расовыми и социально-экономическими трещинами. Примерно 30 % горожан имеют доход ниже национального прожиточного минимума, и большинство из них — представители чернокожего населения. В прилегающих к историческому центру кварталах живут одни из беднейших семей Саванны, отрезанные от городских благ и практически не принимающие участия в жизни остального города.
Доки, Саванна, 1905 год
В долгосрочной перспективе строгое охранное законодательство и режимы зонирования в исторической застройке способствуют коммерческим инвестициям в недвижимость и помогают сохранять старые здания и создавать модернизированные кондоминиумы для тех, кто сможет их себе позволить. Однако есть у этих ограничений и негативное влияние: становится меньше доступного жилья, снижается культурное разнообразие, растет уровень социального неравенства. Так что можно сказать, что сохранение исторического наследия играет центральную роль в джентрификации Саванны.
Джентрификация — распространенный и сам по себе амбивалентный результат успешных практик по сохранению и консервации городского наследия. Она всегда подразумевает негативные последствия: коренные жители и бизнесы вынуждены покидать родные районы, возрастают социально-экономическая и расовая сегрегация, уровень цен и налоги. При этом параллельно разворачиваются позитивные процессы ревитализации, улучшения социальной и городской инфраструктуры, повышения уровня безопасности и роста или стабилизации цен на недвижимость. Джентрификация — постепенный процесс. Сила его эффектов варьируется, но победители и проигравшие есть всегда.
В 1966 году историческому центру Саванны был присвоен статус Района — национального исторического памятника (Landmark District). Это стало возможным после принятия национального положения «О сохранении исторического наследия». Известный в городе именно как Лэндмарк-дистрикт, он включает в себя ту часть города, что была выстроена в соответствии с планом Оглторпа, а также некоторые прилегающие территории, которые были застроены уже позднее. Это один из крупнейших исторических городских районов в США. Всего их в центре Саванны насчитывается восемь, и занимают они примерно 770 гектаров — 8 % от общей площади города. Здесь можно обнаружить множество домов Викторианской эпохи, а также пригороды, выстроенные вдоль первых трамвайных линий, великолепные бульвары, два больших городских парка, железнодорожный комплекс, возведенный еще до Гражданской войны, и несколько торговых улиц, появившихся между XVIII и XX столетием.
В США Национальные памятники включаются в специальный Национальный реестр исторических мест, формируемый министром внутренних дел. Федеральным правительством, однако, не установлено никаких юридических оснований для защиты объектов, наделенных этим статусом. Законы принимаются на локальном уровне муниципальным правительством. В Саванне такое постановление появилось в 1972 году — оно распространяется на все исторические постройки в рамках Лэндмарк-дистрикт. Длинный перечень строгих предписаний по вопросам градостроительства регулирует любые изменения, придаваемые историческим постройкам, и препятствует строительству новых зданий.
Спасатели наследия
Особенно активно участвует в сохранении и ревитализации Лэндмарк-дистрикт Колледж искусств и дизайна Саванны (Savannah College of Art and Design), основанный в 1978 году. SCAD успешно применяет инновационную образовательную модель, которая делает акцент на профессиональной подготовке в сфере дизайна и искусств. Колледж также известен благодаря своей деятельности по сохранению наследия и прекрасному городскому кампусу. Он занимает восемьдесят зданий в Саванне, и почти все они — исторические постройки. Малоиспользуемые и заброшенные здания, разбросанные по всему Лэндмарк-дистрикт, были приобретены колледжем и наполнены новой жизнью — как академической, так и общественной.
Среди этих построек бывшие школы, офисные здания, особняки, таунхаусы и производственные склады. Один из первых факультетов колледжа располагался в списанном оружейном заводе. В главном административном здании вуза раньше был госпиталь, отдел услуг для студентов занимает бывшую синагогу, а в руинах железнодорожного депо первой половины девятнадцатого века обосновался художественный музей. Тротуары и зеленые скверы исторического центра де-факто являются частью кампуса. Колледж — признанный лидер в сфере охраны памятников наследия и заслужил в Саванне репутацию стража порядка в вопросах сохранения архитектурного облика города.
Но университет, даже такой активный, как SCAD, не может в одиночку оживить город. Его процветанию способствуют местные жители и диверсифицированная экономика. Однако источник наибольшего экономического воздействия пришел в город извне это туризм. Около 13 миллионов человек в год посещают Саванну, многие из них специально, чтобы увидеть знаменитый Лэндмарк-дистрикт и окружающие его исторические места. По данным Национального фонда по сохранению исторического наследия, туризм, ориентированный на посещение культурных памятников, приносит в американскую экономику 192 миллиарда долларов в год. Люди едут в города вроде Саванны, чтобы увидеть аутентичные кварталы, сохранные постройки, места и памятники. Именно эта разновидность туристов тратит больше всего средств на проживание, еду, покупки и развлечения.
Вид на Либерти Стрит с крыши отеля De Soto
Лэндмарк-дистрикт — функционирующий городской центр, сочетающий коммерческие и общественные функции, но который в то же время с каждым днем всё больше походит на игровую площадку для туристов. Как и Новый Орлеан или Ки-Уэст, город известен своим толерантным отношением к алкоголю и публичным увеселениям. Тот факт, что алкоголь в Саванне можно открыто употреблять в общественных местах, всегда производит впечатление на туристов, особенно когда им предлагают взять пиво или коктейль в стакане навынос. Ощущение одного большого праздника — именно то, что массово привлекает приезжих, однако также часто приводит к конфликтам с местным населением и более консервативными туристами, которых интересует в первую очередь осмотр исторических памятников города. Народные гуляния достигают своего апогея в День Св. Патрика, когда в центре Саванны собирается около миллиона человек.
Наследие и культурная жизнь города
Несмотря на богатое архитектурное наследие и мощную туристическую индустрию, Саванна не может похвастаться богатой культурной жизнью. В городе есть крупные — например, Академия Тельфейр и уже упомянутый Музей искусств при SCAD — и небольшие музеи, галереи и другие культурные институции. Однако здесь не найдешь самобытных районов художников вроде тех, что можно обнаружить в других городах Восточного побережья и по всей Европе. Редкостью является практика приспособления бывших индустриальных построек или заброшенных городских участков под дешевые галерейные пространства, дизайн-ателье, офисы, бизнес-инкубаторы, которые так нужны в центре города, но обычно вымещаются силами джентрификации. Такие московские культурные анклавы, как «Артплей», «Красный Октябрь» или «Винзавод», — удачные примеры мест, в которых ведущую роль занимает местное арт-сообщество и процветают разнообразные культурные и коммерческие активности.
В Саванне крайне сложно, даже невозможно создать культурный кластер, приспосабливая старые здания с отдельными вкраплениями современной архитектуры. Охранное зонирование и строгие планировочные предписания не дают шанса яркой неформальной культуре развернуться здесь в таком же масштабе, как в том же «Артплее». Если рассматривать более мелкий масштаб, район Саванны Старланд, возможно, больше всего походит на активный очаг неформальной культуры. Он занимает всего несколько кварталов, захватывая с обеих сторон два исторических района к югу от Лэндмарк-дистрикт; его центр — территория бывшего молочного хозяйства. В самом начале нулевых группа местных предпринимателей решила обустроить здесь новые кондоминиумы и пространства под небольшие магазины, приспосабливая и частично перестраивая отдельные участки старого молокозавода. Вскоре сюда потянулись новые бизнесы: арт-галереи, студии, бутики, а также новая пекарня и бар, которые облюбовали студенты SCAD и местные жители.
Район разросся, притягивая всё новых предпринимателей. Популярное ежемесячное Арт-шествие, спонсируемое НКО Art Rise Savannah — местным лидером по продвижению независимого искусства, — собирает жителей и посетителей со всего города, желающих поучаствовать в культурных мероприятиях и получше узнать Старланд. Принимаемые здесь градостроительные решения призваны, с одной стороны, привлечь разнообразную финансовую поддержку, с другой — защитить район от нежелательных последствий джентрификации. Фонд Art Rise и местные активисты борются за улучшение городского ландшафта и изменения в законодательстве, которые бы позволили заниматься более точечным девелопментом и поспособствовали бы развитию творческой активности в общественной среде.
Плантация в Вормсло
Будущее района Лэндмарк, однако, напрямую зависит от консервативной политики города в вопросах точечной застройки. По закону, проектируемые здания должны соответствовать анахроничной версии прошлого — вымышленной архитектурной форме, сконструированной специалистами по наследию из отборных фрагментов XIX—XX столетия. Подобный историзм продолжает превалировать и в XXI веке именно благодаря консервативному охранному и планировочному законодательству. Ретроградный образ Саванны, требующий от всех новых зданий строгого соответствия историческому контексту, замедлил эволюцию местной архитектуры и дизайн-культуры.
В Саванне почти не увидишь современных построек — изобретательных, игривых, инновационных и бросающих вызов, — таких, какие можно отыскать даже в самых провинциальных городах Европы (такая ситуация наблюдается и в других исторических районах Америки в силу схожих причин). Конечно, эта критика не до конца справедлива. Интерьеры корпусов Колледжа искусств и дизайна Саванны, например, наполнены творчеством и новизной. В них много ярких цветов и нашлось место любопытной инсталляции: антикварный двухъярусный лондонский автобус превратили в кафе и встроили в первый этаж исторического здания масонской церкви. Фасады зданий SCAD, тем не менее, аккуратно отреставрированы и вписаны в исторический контекст в полном согласии с пуристским подходом к сохранению наследия, в котором Саванна так поднаторела за последние полвека.
Однако нельзя сказать, что в городе вообще нет современной архитектуры. Она просто не слишком амбициозна и малопримечательна. Джепсон-центр (часть Академии Тельфейр, старейшего публичного музея юго-востока США), выстроенный по проекту известного архитектора Моше Сафди, и уже упомянутый Музей искусств при колледже SCAD — примеры хоть и сдержанной, но всё же современной эстетики, на контрасте с исторической архитектурой города. Но таких зданий единицы.
Но если архитектурное сообщество Саванны едва ли находится в авангарде прогрессивного дизайна, то местное арт-сообщество вовсю борется с привычными конвенциями. Локальные активисты, творческие предприниматели и арт-коллективы, многие из которых оказались в Саванне из-за Колледжа искусств и дизайна, задают направление в развитии города с помощью современного искусства, музыки и дизайна, обязательно с оглядкой на поддержку местного сообщества. К примеру, уже упомянутый коллектив Art Rise всячески старается повлиять на местную политику и поспособствовать увеличению инвестирования в культуру. Именно на такую организационную модель, как связанные между собой креативные сообщества, следует обратить внимание местным хранителям наследия.
Инерция, присущая консервативной и реакционной политике, привела к тому, что в городе катастрофически не хватает зданий и мест, которые могли бы считаться подлинными выражениями современной культуры. Для того чтобы прогрессивные движения смогли побороть эту инерцию, потребуется немало времени. Этот спор следует разрешать во всех исторических городах, где бы и когда бы ни сталкивались наследие, традиционные ценности, современность и устремления творческих, прогрессивных сообществ.
Несмотря на опасения, связанные с джентрификацией и массовым туризмом, район Лэндмарк, по сравнению с полуурбанизированным состоянием большей части США, включая субурбию и спальные районы самой Саванны, — просто-таки оплот развитой городской культуры, в котором живет большая часть населения города. Районы со смешанным типом застройки и множеством старых и новых зданий, по которым удобно передвигаться пешком и которые служат разным слоям населения (история успеха прямиком из книг Джейн Джекобс), легко противопоставляются типичной американской субурбии — автомобилизированной, рассредоточенной и неопределенной с культурной и социальной точки зрения. Однако исторические города вроде Саванны не смогут удерживать это лидерство, если будут полагаться только на авторитет прошлого. Идеализированного и стерильного или, наоборот, разрываемого противоречиями и социальным неравенством. Им следует черпать вдохновение в жизненной энергии настоящего, инновациях и стремлениях, которые необходимы для актуализации будущего города.
Время критиковать
Ностальгическая предвзятость и реакционные методы городского планирования — ключевые изъяны современной идеологии градостроительства, заточенной на консервацию. Это и подход Traditional Neighborhood Development, и концепция «Нового урбанизма», и некоторые другие более слабовыраженные формы неотрадиционализма. Очень показательно, что архитекторы и градостроители-традиционалисты рассматривают Саванну в качестве удачного воплощения пронизанных историзмом и словно по книжке реализованных подходов к субурбанизации. При этом они игнорируют экономические проблемы и расовое неравенство, идущие нога в ногу с городской политикой в области охраны наследия и джентрификацией. Кроме того, консервативно настроенные градостроители также сводят на нет прогрессивное начало Саванны, заложенное еще Оглторпом, и подменяют социально-пространственные устремления планировочного плана города поверхностными «картинками».
Начиная от имитаций стиля бозар в деталях новых офисных зданий и заканчивая обычным копированием готовых планировочных решений в рамках редевелопмента, в этом желании утащить город в прошлое есть что-то ложное и зловещее.
Анри Лефевр в одной из своих самых известных книг «Право на город» описывает город как произведение — oeuvre, — которое можно интерпретировать как добавочную ценность, образующуюся в результате коллективной деятельности города и его жителей. Для Лефевра фундаментальным правом на город, которое должно быть у каждого горожанина, является доступ к городским товарам и ресурсам (не потребительским, а культурным, досуговым и рекреационным благам и другим формам деятельности, не подлежащим денежному обмену) и возможность активно участвовать в жизни города, наслаждаясь всем богатством этого «произведения».
Броутон Стрит, восточная асть
Некоторые местные жители считают, что Саванна уже преодолела тот порог, когда туристическая выгода становится важнее качества жизни местного населения. То «произведение», которое наверняка можно найти в Саванне, дискредитируется коммерциализацией и массовым туризмом. По иронии, район Лэндмарк вот-вот задохнется от того, что социолог Шарон Зукин называет «потреблением подлинного» — consumption of authenticity, к примеру, туристического потребления архитектурного прошлого города, частично сохраненного, частично подмененного. Постепенное стирание подлинной городской культуры силами отелей, огромных паркингов, сувенирных магазинов, сетевых ресторанов и прочей туристической инфраструктуры, обеспечивающей «потребление» района Лэндмарк приезжими, может привести к «диснеификации» (или «вильямсбургизации», по аналогии с колониальным городом-музеем в Вирджинии) исторического центра города.
Активное сохранение исторических памятников было необходимой предпосылкой как всплеска туризма, ориентированного на объекты наследия, так и джентрификации и последовавшего за ней потребления «подлинной» культуры Саванны. Успехи движения за сохранение памятников прочитываются в тех противоречиях и столкновениях, которые возникли отчасти в результате джентрификации. Но города вроде Саванны — богатые историческими зданиями, районами и ландшафтами — обычно благосклонны по отношению к подобным процессам, во всяком случае те из них, что могут себе это позволить.
Туристы продолжат массово посещать Саванну. Цены на недвижимость продолжат расти. Но есть надежда, что будущие жители и посетители Саванны смогут насладиться дышащим, живым городом XXI века, который научился сосуществовать с наследием своего прошлого (материального и нематериального), не оскорбляя его памяти с помощью исторических симулякров и чрезмерных ограничений.
Предельно важно поддерживать целостность исторического богатства города, при этом предлагая новые активности, места и здания, которые бы отвечали запросам современной жизни. Мы можем задаться вопросом: в какой момент наследие начинает смешиваться с новыми формами культуры и использования? (Это длительный процесс или резкая трансформация?) Или, выражаясь иначе, в какой момент происходит отделение современной культуры от исторического и традиционного? Подобные разрывы и изменения — необходимые условия эволюции города.
Несмотря на критику выше и на некоторые желательные и нежелательные последствия градостроительной политики и деятельности движения за сохранение памятников, Саванна остается захватывающим, энергичным и сумбурным городком, не похожим на другие. Афроамериканская культура продолжает добавлять городу аутентичности и энергии. Бурная арт-сцена и студенческое и креативное коммьюнити продолжают заложенные ценности прогресса, инновации и толерантности. Стоит поблагодарить поколения защитников исторических памятников за то невероятное архитектурное и городское наследие, которое нам сегодня доверено. Если защитники наследия научатся быть более открытыми к современному искусству и архитектуре, а местные политики, градостроители и архитекторы смогут создать платформы и пространства для раскрытия живой, аутентичной городской культуры, Саванна сможет вернуться на истинный путь и достичь той зрелости, которой мог бы гордиться Эдвард Оглторп.
Продолжение статьи — манифест для города Саванны — читайте здесь.
[1] Edmund Bacon, The Design of Cities (New York: Viking Press, 1974).
[2] Sharon Zukin, Naked City: The Death and Life of Authentic Urban Places (Oxford: Oxford Univ, Press, 2009)
[3] Notable pathfinders include the preservation department at Columbia University and their journal, Future Anterior, edited by Jorge Otero-Pailos; the Critical Conservation program at the Harvard Graduate School of Design; the recent theoretical provocations of Rem Koolhaas/OMA on preservation, as well as built projects such as the Fondazione Prada which expand the category of adaptive reuse; and Kees Christianse’s recent research into the repurposing of industrial areas, published in The City as Loft: Adaptive Reuse as a Resource for Sustainable Urban Development (2013).
[4] Alois Riegl, “The Modern Cult of the Monument: Its Character and Origin,” Oppositions 25 (New York, Fall 1982). It was first published in 1903 as an introduction to a draft preservation law for the Austrian government. Thordis Arrhenius gives an excellent exegesis of Riegl’s essay in her recent book The Fragile Monument: On Conservation and Modernity (2012)
[5] Ruskin and Morris were intellectually embattled with Eugène Viollet-le-Duc, who famously said that successful restoration, based on the artistic authority of the architect-restorationist, will return a monument to a “complete” condition that never existed.
[6] William Morris, et al, “Manifesto for the Society for the Protection of Ancient Buildings” (1877), Society for the Protection of Ancient Buildings, https://www.spab.org.uk/what-is-spab-/the-manifest...
strelka.com
Strelka Magazine - Манифест для Саванны
Этот манифест — продолжение статьи «Как сохранять архитектурное наследие» градостроителя, ландшафтного архитектора и преподавателя Колледжа искусств и дизайна Саванны Райана Мэдсона.
Manuel Steinhagen / Aqua Street / Speculative Savannah
Саванна один из наиболее сохранных исторических городов США. Он также один из самых регулируемых с точки зрения архитектуры и использования общественных пространств. Город обладает неимоверным историческим и культурным богатством, которое привлекает толпы туристов, однако подлинность и энергия городской культуры разрушаются избыточным потреблением и обилием ограничений. Необходима альтернатива действующим в Саванне планировочным нормам и охранному законодательству, поскольку есть куда более разумные подходы к туризму и джентрификации. Этот манифест предлагает подход, ориентированный на будущее и примиряющий прошлое с настоящим методами адаптивного приспособления, точечной застройки, преобразований ландшафта и создания новых мест и методов использования, сообразных современным запросам.
Projective Preservation — название, описывающее этот альтернативный подход. Оно отсылает как к сохранению материальных объектов / памятников, так и к консервации городской культуры и сообществ с учётом будущих нужд и устремлений. С этим подходом коррелируют и другие философии сохранения наследия, распространённые в разных частях света, в науке и на практике. В них концентрируется внимание на роли защитников наследия, архитекторов, градостроителей и активистов в формулировании критических и экспериментальных моделей охраны памятников. Как параллельно, так и в борьбе с превалирующим подходом. Изложенные в этой статье суждения не претендуют на излишнюю оригинальность. Они уникальны лишь тем, что высказаны в отношении конкретного места: города Саванна.

Gunnar Stenger / Virtual Network, Bull Street / Speculative Savanah

Gunnar Stenger / Virtual Network, Bull Street / Speculative Savanah
PreviousNextGunnar Stenger / Virtual Network, Bull Street / Speculative Savanah
Projective Preservation — остро необходимая альтернатива конвенциональным идеологиям охраны наследия, упирающим на то, что Алоиз Ригль (австрийский историк и искусствовед-формалист, представитель Венской школы искусствознания. — Прим. ред.) называл «ценностями памяти» — важность верифицируемой истории и наглядной состаренности зданий, монументов, мест и городов. Сегодняшний культ памятников возник именно из-за того, что «ценности памяти» ставились выше других. Ригль приводит существующий параллельно набор «ценностей настоящего», которые подчёркивают современные запросы наряду с ценностью новизны и эстетической ценностью.
Projective Preservation ищет баланс или компромисс между «ценностями памяти» и «ценностями настоящего». Прошлое и настоящее следует мыслить в связи с уникальным контекстом места или сообщества. Не стоит рассматривать Projective Preservation как «иконоборчество», скорее это сосуществование ликов прошлого, настоящего и будущего.

Natalie Santiago / Fractal Perambulaton / Speculative Savannah

Natalie Santiago / Fractal Perambulaton / Speculative Savannah
PreviousNextNatalie Santiago / Fractal Perambulaton / Speculative Savannah
Расширенный набор ценностей, отталкивающийся от «ценностей памяти» Ригля, сможет придать более точное направление. Например, беря в качестве отправной точки «возрастную ценность» (способность объекта бороться со временем, например образовавшейся патиной и эрозией), мы можем затем развить ценности, которые бы говорили о человеческом опыте и бытии. В таком случае мы могли бы учитывать циклы жизни и смерти, коллективную память, мифологию, исчезновение и меланхоличность объекта. Геологические ценности могут указывать на глубину земного времени, камней и минералов, а соответственно, и используемых нами строительных материалов, которые, в свою очередь, стареют и указывают на течение времени и длительность человеческой деятельности.

Nawaf Al Mushayt / Savannah, or the Prisoners of Preservation / Speculative Savannah

Nawaf Al Mushayt / Savannah, or the Prisoners of Preservation / Speculative Savannah
PreviousNextNawaf Al Mushayt / Savannah, or the Prisoners of Preservation / Speculative Savannah
Представьте себе культ ценности возраста в духе Джона Рёскина — скорбящий по угасающему памятнику и празднующий появление нового, который при условии, что он будет выражать подлинную культуру долговечными методами, когда-нибудь сам станет старым и историческим и так обретёт свою аутентичность, свои «ценности памяти».
Уильям Моррис, английский архитектор Движения искусств и ремёсел и отец современного движения за охрану памятников в Европе, считал, что следует сохранять здания и памятники вместе со следами и слоями последующих изменений и добавлений. В памятнике должно просматриваться как его изначальное состояние, так и изменения, происходившие с ним во времени. Именно они являются подлинным выражением следующих друг за другом этапов развития ремесленного мастерства и архитектурных стилей.
Как и Джон Рёскин, Моррис был стойким оппонентом реставрации, в особенности методам разрушения верхних слоёв и воссоздания «оригинального» здания, часто до состояния, в котором оно, возможно, никогда и не существовало. Моррис и Рёскин полагали, что памятник следует сохранять «как есть» и поддерживать в этом состоянии. Не следует вносить современных изменений, лишь поддерживать, препятствуя разрушению.
Jimmy Darling / Hardcore Savannah, River Street Hyatt / Speculative Savannah
В своём «Манифесте» для Общества защиты старинных зданий (1877) Моррис пишет, что в прошлом изменения в здания вносились «из необходимости»: «В самих перестройках непременно безошибочно отражался стиль того времени. Церковь XI века могла быть расширена или подвергнута изменениям в XII, XIII, XIV, XV, XVI, даже в XVII и XVIII веках, но любое изменение, какой бы слой истории оно ни уничтожало, сохраняло определённый отпечаток истории и в то же время одухотворялось своей собственной творческой природой».
Каждое изменение, произошедшее в прошлом, было наполнено жизнью. Они были достойны сохранения. Однако сам Моррис полагал, что, поскольку современная архитектура его времени не могла предложить ничего нового, следовало сохранять старые здания и памятники без изменений. Любые перестройки в соответствии с тенденциями того времени привели бы к нарушению целостности памятника. Здесь кроется парадокс превалирующих идеологий охраны памятников: следует сохранять исторические артефакты со всеми их изменениями, поскольку они вносились из искренних побуждений, хотя и считались когда-то «современными». Однако больше никаких изменений (в особенности тех, что отражают характерную современную эстетику) вносить не разрешается ни сейчас, ни в будущем. (По иронии именно викторианская стилистика времён Уильяма Морриса является одним из самых охраняемых архитектурных стилей в США.)
Viqar Sayed / Savannah, The City of Love / Speculative Savannah
Это доказывает недоверие к настоящему, к способности современной культуры предлагать новые значимые конструкты или входить в диалог с прошлым. Мы воспринимаем объекты наследия как часть настоящего, мы взаимодействуем с историческими ландшафтами здесь и сейчас. Ценность истории и «ценность возраста» хорошо осознаются современными глазами и умами. Но современной культуре(ам) тоже надо дать шанс сказать своё слово.
В таком городе, как Саванна, с историей длиной в сотни лет, эти современные вторжения не должны пытаться подавить прошлое (хотя и могут вступать с ним в справедливое противоречие), но точно так же не должны быть ведомы и подчинены прошлому. Мы уже были свидетелями пользовавшегося популярностью подчинения настоящего прошлому в худших примерах постмодернистской архитектуры, которые на сегодня признаны грубой исторической имитацией. Противоположный историзму подход — прогнозирование изменений.
Это пять ключевых составляющих подхода Projective Preservation для Саванны. Они инициируют диалог о том, как примирить культурное наследие и историческую архитектуру и ландшафты Саванны с устремлениями настоящего и нуждами будущего. Они ратуют за радикальное сосуществование «ценностей памяти» и современных ценностей.

Nick Place / Preservation Through Poverty / Speculative Savannah

Nick Place / Preservation Through Poverty / Speculative Savannah
PreviousNextNick Place / Preservation Through Poverty / Speculative Savannah
1) Когда-то Саванна была настоящей экспериментальной утопией. Она может стать ею вновь. Несмотря на то что попытки создания утопических сообществ почти всегда проваливаются, было бы цивилизационной ошибкой не пытаться хотя бы стремиться к состоянию утопии. Градостроительная политика, архитектура и искусство должны объединить усилия, чтобы продвигать прогрессивное наследие Саванны в двадцать первом веке.
2) Жильё — главный тип городской архитектуры (гостиницы — лишь продукты для туристического потребления). Местные жители важнее туристов. Они живут здесь постоянно и заботятся о городе. Именно наличие местного населения должно быть основным контраргументом для развития массового туризма. В Лэндмарк-дистрикт необходимо обеспечить доступным жильём огромное количество людей, а также не допустить превращения Саванны в город-музей. Если городское руководство устраивает строительство больших отелей для туристов — что так и есть, — его также должно устраивать строительство многоквартирного жилья. (В Лэндмарк-дистрикт не было построено ни одного дома на несколько семей с 1960-х годов, в то время как аж 20 новых гостиниц было возведено лишь за последние шестнадцать лет.)
3) Адаптивное приспособление как градостроительная практика — наилучшая стратегия по сохранению наследия. Нет лучшего способа сохранять места и здания, чем путём поддержания их постоянного активного использования. Когда целый город или район получает статус исторического, его прошлое отражается в тех современных функциях, которые позволяет реализовывать приспособление исторических зданий. Необходимость вынуждает прибегать к мелким изменениям и трансформациям для удовлетворения актуальных нужд. Архитектурные решения, которые используют современный критический и творческий подход, лишь добавляют городу энергии и самобытности.

Zooey Chen / Umwelten Murmurations / Speculative Savannah

Zooey Chen / Umwelten, City / Speculative Savannah

Zooey Chen / Umwelten, Domed City / Speculative Savannah
PreviousNextZooey Chen / Umwelten Murmurations / Speculative Savannah
4) Новая архитектура Саванны должна быть выражением её современной культуры. Хорошая архитектура воплощает идеи, идеалы и устремления своего времени. Формальное и эстетическое возрождение архитектурных тропов прошлого противоречит современным ценностям. Инновационные, смелые и прогрессивные решения должны находить поддержку в местном градостроительном законодательстве. Наши лучшие современные постройки перейдут в наследство будущим поколениям жителей Саванны и, когда настанет время, сами станут памятниками, достойными сохранения.
5) Разрывы и потёртости в архитектурной ткани — отличная возможность для реализации новых замыслов. Реконструкции в духе историзма всегда бледнеют на фоне живучести и авторитета новых зданий и мест, спроектированных с учётом современных реалий. Свежие идеи идут на пользу историческому городу куда больше, чем чёрствые копии прошлого.
*Это лишь черновик манифеста. Будущее пишется в бесконечном «сейчас», и исторические города — даже ты, Саванна, одна из самых строго охраняемых — должны в конечном итоге поддаться мощным социальным и экономическим импульсам, которые грядут в будущем. Чем ответят защитники наследия?
strelka.com


