Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

/ Юренева Т.Ю._Музееведение. Журналы по музееведению


Юренева Т.Ю._Музееведение

Учебник

для высшей Т.Ю. Юренева

школы

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

Рекомендовано Министерством, культуры Российской Федерации в качестве учебника для студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений

Москва Академический Проект 2004

УДК 7.0 ББК 85.1

ИЮ69

Российский институт культурологии Министерства культуры РФ

ЮреневаТ.Ю.

Ю 69 Музееведение: Учебник для высшей школы. — 2-еизд. — М.: Академический Проект, 2004.—

560 с. —(«Gaudeamus»).

ISBN 5-8291-0322-2

Книга является первым учебником, в котором излагаются не только теоретические основы музееведения и методика музейной работы, но и история музеев мира. На обширном фактическом материале автор анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев в различных регионах мира, прослеживает становление и развитие музея как социокультурного института, показывает его место и роль в каждой конкретной исторической эпохе. Рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательскаяработа, вопросы фондовой, экспозиционной и культурно-образовательнойдеятельности, а также менеджмента и маркетинга.

Книга иллюстрирована, снабжена именным и предметным указателем, а ее содержание соответствует Государственному образовательному стандарту Министерства образования РФ.

Учебник адресован прежде всего студентам гуманитарных вузов, изучающих музееведение как общеобразовательную дисциплину. Вместе с тем он может использоваться и при подготовке музейных специалистов в качестве учебного пособия по дисциплинам «История музеев мира» и «История музейного дела», а также как введение в специальность в системе учебных дисциплин кафедр музееведения и музейной педагогики педагогических университетов и университетов культуры.

УДК 7.0 ББК85.1

ISBN 5-8291-0322-2

© Юренева Т.Ю., 2003

 

© Академический Проект,

 

оригинал-макет,оформление, 2004

ВВЕДЕНИЕ.

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ КДК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Музееведение - музеология

В 1877 г. директор знаменитого дрезденского музея «Зеленый свод» Дж. Грессе основал «Журнал по музеологии и антиквароведению» («Zeitschrift fur Museologie und Antiquitatenkunde»), а спустя несколько лет на его страницах была опубликована статья «Музеология как наука», обозначившая потенциал новой области исследований. Так в научный оборот вошел термин «музеология», аналогом которому

вроссийской традиции стало слово «музееведение».

Сприходом XX столетия началось постепенное конституирование музееведения в качестве научной дисциплины.

Вначале XX в. появились первые периодические издания, специализирующиеся на освещении музейной проблематики. В 1901 г. в Великобритании был основан «Museums Journal», а в 1905 г. в Германии — «Museumskunde». После создания Международной музейной службы, впервые объединившей под своей эгидой специалистов из различных стран, частью выполняемой ею обширной программы стало издание журнала «Mouseion» (1927— 1946) и серии монографий по музеологическим проблемам. В 1946 г. в Париже был учрежден Международный совет музеев, больше известный под англоязычной аббревиатурой ИКОМ (International Council of Museums). Он поставил своей 3

целью организацию сотрудничества и взаимопомощи между музеями и музейными профессионалами всего мира, разработку и техническое обеспечение программ в области развития музейного дела, а с 1948 г. начал издавать журнал Museum, освещающий деятельность музеев всех типов и профилей, анализирующий актуальные проблемы музейной сферы.

Развитию музееведческих знаний во многом способствовали специализированные центры музейной работы. Впервые они возникли в Советском Союзе в послереволюционный период, а после второй мировой войны стали создаваться и в других восточноевропейских странах. Московский институт истори- ко-художественныхизысканий и музееведения (1919 г.), Высший экскурсионный институт (Петроград, 1921 — 1924), Комиссия по музееведению при Академии истории материальной культуры(1920-е)и другие аналогичные центры занимались разработкой методики работы отдельных профильных групп музеев. В отличие от них созданный в Историческом музее Отдел теоретического музееведения(1918—1933)был ориентирован на изучение общих проблем истории и теории музейного дела. В начале1930-хгг. его преемником стал Центральный научноисследовательский институт методов краеведческой

имузейной работы. В 1937 г. он был реорганизован

вНИИ краеведческой и музейной работы Наркомпроса РСФСР и приступил к планомерному исследованию проблем музейного дела. В 1955 г. институт был преобразован в НИИ музееведения1.

Активизация усилий, направленных на формирование музееведения в качестве самостоятельной научной дисциплины, началась во второй половине XX в.

ибыла характерна главным образом для восточноевропейских стран. Только по вопросу о предмете музе-

ологии здесь в 1950—1980-егг. было опубликовано

1 С 1966 г. назывался НИИ музееведения и охраны памятников истории и культуры, в октябре 1968 г. был реорганизован в НИИ культуры; с 1902 г. — Российский институт культурологии Минис-

TcprTiiti культуры Р Ф .

свыше 600 работ. Изложенные в них концепции, а также научные дискуссии, проводившиеся в это время, показали, что содержание, которое вкладывается в понятие «музееведение», весьма разнообразно и противоречиво.

Разброс существующих мнений о сути музееведения попытался систематизировать словацкий исследователь 3. Странский. Он условно выделил следующие

.подходы к музееведению;

 

У

а)

музееведение — самостоятельная научная дис-

 

 

циплина;

 

 

б)

музееведение — теория и методика музейной

 

 

работы, то есть прикладная вспомогательная

 

 

научная дисциплина;

 

 

 

музееведение — сумма методических и техни-

 

 

ческих приемов музейной деятельности;

а

 

г)

полное отрицание возможности существовав

 

ния музееведения как науки.

 

 

Оригинальную трактовку музееведения предло-

жил чешский ученый И. Неуступный. Считая, что музееведение может быть обозначено как теория и методология музейной работы, он различал специальное и общее музееведение. Специальное музееведение, согласно его концепции, основывается на использовании профильных музею научных дисциплин. Например, можно выделить историческое музееведение или же искусствоведческое музееведение, отличия между которыми обусловлены спецификой истории или искусствоведения. Но в деятельности музеев, как и в них самих, независимо от профиля существует нечто об-;щее, синтезировать которое и призвано общее музееведение.

•/ Важную роль в самоидентификации музееведения — музеологии сыграла XI Генеральная конференция ИКОМ, проходившая в Москве и Ленинграде в 1977 г. В ходе ее работы был создан Международный комитет по музеологии (ИКОФОМ), основной задачей которого стала координация теоретических исследований в области музеологии. Первый номер выпущенного им в 1980 г. журнала «Museological Working

Papers» посвящался теме «Музееведение — наука или только практическая музейная работа?». Отвечая на этот вопрос, большинство специалистов в настоящее время называют музееведение научной дисциплиной, но при этом подчеркивают, что она находится еще только в стадии формирования.

Объект, предмет н метод музееведения

Научная дисциплина, чтобы считаться таковой, должна иметь свой собственный предмет и метод исследования. Предмет исследования всегда специфичен, в то время как объект исследования, то есть та совокупность реальностей, на которую направляются познавательные усилия, может изучаться с разных позиций несколькими науками. Например, музей и музейное дело как общественное явление могут одновременно быть объектом исследования не только музееведения, но и философии, истории, искусствоведения, социологии. В то время как объект исследования определяется относительно просто и известен уже на стадии накопления материала, предмет науки никогда не дается в готовом виде, его нужно сконструировать.

В теоретическом обосновании предмета музееведения существует несколько подходов. Сторонники так называемого институционального подхода считают, что предмет музееведения — это музей как социокультурный институт. При этом одни ограничивают рамки предмета исследованием только музея и его функций, другие же трактуют предмет более широко, включая в него все музейное дело. Например, согласно взглядам словацкого исследователя И. Бенеша, предмет музееведения составляет совокупность специализированной деятельности, путем которой музейное дело реализует свои социальные функции. По мнению французского музееведа Ж.А. Ривьера, предметом музеологии является изучение истории музеев и их роли в обществе. Распространению институциональногоподхода вомногом способствовало определение музе-

введения, сформулированное ИКОМ: «Музеология — это наука о музеях».

Оппоненты институционального подхода счита- х ют, что музей не может являться предметом музееведения, поскольку он — всего лишь организационный центр, учреждение, предназначенное выполнять определенную работу. Ведь и педагогика, говорят они, на-

•ука не о школе, а об образовании и воспитании, и ас-

iтрономия — это наука не о планетарии, а о свойствах г и развитии космических тел. Предметом музееведе-

•ния они полагают музейный предмет как феномен, по- •; этому подобная система воззрений получила название предметный подход. Согласно, например, формулировке немецкого исследователя К. Шрайнера,«музее-.ведение — это наука о сборе, хранении, изучении и ис-

'. пользовании музейных объектов»2.

Существует и так называемый комплексный подход к пониманию предмета музееведения. Наиболее развернутое обоснование он нашел в работах

3.Странского, который ввел понятие «музейность»

исформулировал теорию специфического («музейного») отношения человека к действительности.

«Понимание музея в качестве предмета музееведения является последствием преобладающего эмпирического мышления в современном музееведении

инепонимания исторической и общественной обусловленности существования музеев, — пишет он. — Современный музей является лишь одной из исторических форм специфического отношения человека к действительности, приведшего в ходе истории к тенденции сохранения и показа избранных предметов. По этой причине речь не идет о постоянной форме; она будет подвержена изменению и, быть может, в существующем облике исчезнет. <...> Поэтому предмет музееведения нельзя усматривать в существовании музея, а наоборот, в причине его существования,

то есть в том, чего он является выражением и каким

2 Шрайнер К. Предмет исследования музееведения и происхождение дисциплины // Музееведение. Музеи мира. М., 1991. С. 47.

Введение

целям служит в обществе. <...> Музееведение, следовательно, находится выше музея. Одновременно, однако, оно включает в себя не только его прошлые, но и современные и будущие его формы»3.

Каким целям в обществе служит музей и служили предшествующие ему формы? Они существовали

исуществуют для реализации специфического отношения человека к действительности. Это отношение обусловлено определяющим для человека фактором памяти и проявляется в стремлении к приобретению

исохранению предметов, даже утративших свои изначальные функции, но ценных с точки зрения познания окружающего мира, то есть своей «музейностью». Считая музееведение формирующейся самостоятельной научной дисциплиной, Странский определил предметом ее познания «специфическое отношение человека к действительности, объективизирующееся в истории в разных формах, которое является выражением и составной частью систем памяти»4.

Научные взгляды 3. Странского целиком и полностью разделяет словацкая исследовательница А. Грегорова. Широта подхода к предмету исследования музееведения характерна и для концепций многих других ученых. В российской науке сторонником комплексного подхода был A.M. Разгон, который определил предмет музееведения следующим образом.

«Предмет музееведения — круг объективных закономерностей, относящихся к процессам накопления и сохранения социальной информации, познания и передачи знаний, традиций, представлений и эмоций посредством музейных предметов, к процессам возникновения, развития и общественного функционировав ния музея, музейного дела»5.

-^ Важным признаком научной дисциплины является наличие у нее самостоятельных, специфических ме-

3Странский 3. Понимание музееведения // Музееведение. Музеи мира. С.18—19.

4Странский 3. Указ соч. С. 25.

5Музееведение. Музеи исторического профиля / Под ред. К.Г. Левыкина и В. Хербста. М., 1988. С. 12.

тодов исследования. Метод — это система приемов, применяемых в процессе исследования. По сравнению с другими, проблема метода изучена в музееведении в наименьшей степени.

Для музееведения характерно использование разнообразных исследовательских приемов, одни из которых полностью, а другие частично совпадают с методами других наук. В историческом музееведении применяются методы исторической науки и ее вспомогательных дисциплин, а также методы искусствоведения. В процессе исследования музейных предметов широко употребляются методы археологии, палеографии, этнографии, нумизматики, сфрагистики, литературоведения и искусствоведения. В ходе реставрации и консервации музейных предметов используются методы естественных наук, например, рентгенография, спектрография. Методы педагогики и психологии находят применение при создании экспозиции и выставок, в различных формах культурнообразовательной деятельности, при изучении музейной аудитории.

Эта множественность отдельных частных методов, применяемых в музееведении, дает основание для утверждений о том, что у музееведения нет собственных методов и быть не может. Но есть исследователи, которые возражают против такой постановки вопроса и аргументируют свою позицию следующим образом. Метод научной дисциплины — это не единичный прием и даже не арифметическая сумма приемов, а их система. Для того чтобы судить о сходстве и различии методов той или иной науки, нужно сравнивать систему. И в этом случае метод музееведения, как система, не свойственен ни одной другой общественной дисциплине. ;/rt;-UVXIK :шш';^:ук' .М£>кшШ"А-'*А-

Структура музееведения

Е-с-'-о.

 

 

 

 

 

 

Каждая научная дисциплина представляет собой систему знаний, следовательно, обладает определенной структурой. Поскольку структура науки органич- У

studfiles.net

Музееведение

Учебник

для высшей Т.Ю. Юренева

школы

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

Рекомендовано Министерством, культуры Российской Федерации в качестве учебника для студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений

Москва Академический Проект 2004

УДК 7.0 ББК 85.1

ИЮ69

Российский институт культурологии Министерства культуры РФ

ЮреневаТ.Ю.

Ю 69 Музееведение: Учебник для высшей школы. — 2-еизд. — М.: Академический Проект, 2004.—

560 с. —(«Gaudeamus»).

ISBN 5-8291-0322-2

Книга является первым учебником, в котором излагаются не только теоретические основы музееведения и методика музейной работы, но и история музеев мира. На обширном фактическом материале автор анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев в различных регионах мира, прослеживает становление и развитие музея как социокультурного института, показывает его место и роль в каждой конкретной исторической эпохе. Рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательскаяработа, вопросы фондовой, экспозиционной и культурно-образовательнойдеятельности, а также менеджмента и маркетинга.

Книга иллюстрирована, снабжена именным и предметным указателем, а ее содержание соответствует Государственному образовательному стандарту Министерства образования РФ.

Учебник адресован прежде всего студентам гуманитарных вузов, изучающих музееведение как общеобразовательную дисциплину. Вместе с тем он может использоваться и при подготовке музейных специалистов в качестве учебного пособия по дисциплинам «История музеев мира» и «История музейного дела», а также как введение в специальность в системе учебных дисциплин кафедр музееведения и музейной педагогики педагогических университетов и университетов культуры.

УДК 7.0 ББК85.1

ISBN 5-8291-0322-2

© Юренева Т.Ю., 2003

 

© Академический Проект,

 

оригинал-макет,оформление, 2004

ВВЕДЕНИЕ.

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ КДК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Музееведение - музеология

В 1877 г. директор знаменитого дрезденского музея «Зеленый свод» Дж. Грессе основал «Журнал по музеологии и антиквароведению» («Zeitschrift fur Museologie und Antiquitatenkunde»), а спустя несколько лет на его страницах была опубликована статья «Музеология как наука», обозначившая потенциал новой области исследований. Так в научный оборот вошел термин «музеология», аналогом которому

вроссийской традиции стало слово «музееведение».

Сприходом XX столетия началось постепенное конституирование музееведения в качестве научной дисциплины.

Вначале XX в. появились первые периодические издания, специализирующиеся на освещении музейной проблематики. В 1901 г. в Великобритании был основан «Museums Journal», а в 1905 г. в Германии — «Museumskunde». После создания Международной музейной службы, впервые объединившей под своей эгидой специалистов из различных стран, частью выполняемой ею обширной программы стало издание журнала «Mouseion» (1927— 1946) и серии монографий по музеологическим проблемам. В 1946 г. в Париже был учрежден Международный совет музеев, больше известный под англоязычной аббревиатурой ИКОМ (International Council of Museums). Он поставил своей 3

целью организацию сотрудничества и взаимопомощи между музеями и музейными профессионалами всего мира, разработку и техническое обеспечение программ в области развития музейного дела, а с 1948 г. начал издавать журнал Museum, освещающий деятельность музеев всех типов и профилей, анализирующий актуальные проблемы музейной сферы.

Развитию музееведческих знаний во многом способствовали специализированные центры музейной работы. Впервые они возникли в Советском Союзе в послереволюционный период, а после второй мировой войны стали создаваться и в других восточноевропейских странах. Московский институт истори- ко-художественныхизысканий и музееведения (1919 г.), Высший экскурсионный институт (Петроград, 1921 — 1924), Комиссия по музееведению при Академии истории материальной культуры(1920-е)и другие аналогичные центры занимались разработкой методики работы отдельных профильных групп музеев. В отличие от них созданный в Историческом музее Отдел теоретического музееведения(1918—1933)был ориентирован на изучение общих проблем истории и теории музейного дела. В начале1930-хгг. его преемником стал Центральный научноисследовательский институт методов краеведческой

имузейной работы. В 1937 г. он был реорганизован

вНИИ краеведческой и музейной работы Наркомпроса РСФСР и приступил к планомерному исследованию проблем музейного дела. В 1955 г. институт был преобразован в НИИ музееведения1.

Активизация усилий, направленных на формирование музееведения в качестве самостоятельной научной дисциплины, началась во второй половине XX в.

ибыла характерна главным образом для восточноевропейских стран. Только по вопросу о предмете музе-

ологии здесь в 1950—1980-егг. было опубликовано

1 С 1966 г. назывался НИИ музееведения и охраны памятников истории и культуры, в октябре 1968 г. был реорганизован в НИИ культуры; с 1902 г. — Российский институт культурологии Минис-

TcprTiiti культуры Р Ф .

свыше 600 работ. Изложенные в них концепции, а также научные дискуссии, проводившиеся в это время, показали, что содержание, которое вкладывается в понятие «музееведение», весьма разнообразно и противоречиво.

Разброс существующих мнений о сути музееведения попытался систематизировать словацкий исследователь 3. Странский. Он условно выделил следующие

.подходы к музееведению;

 

У

а)

музееведение — самостоятельная научная дис-

 

 

циплина;

 

 

б)

музееведение — теория и методика музейной

 

 

работы, то есть прикладная вспомогательная

 

 

научная дисциплина;

 

 

 

музееведение — сумма методических и техни-

 

 

ческих приемов музейной деятельности;

а

 

г)

полное отрицание возможности существовав

 

ния музееведения как науки.

 

 

Оригинальную трактовку музееведения предло-

жил чешский ученый И. Неуступный. Считая, что музееведение может быть обозначено как теория и методология музейной работы, он различал специальное и общее музееведение. Специальное музееведение, согласно его концепции, основывается на использовании профильных музею научных дисциплин. Например, можно выделить историческое музееведение или же искусствоведческое музееведение, отличия между которыми обусловлены спецификой истории или искусствоведения. Но в деятельности музеев, как и в них самих, независимо от профиля существует нечто об-;щее, синтезировать которое и призвано общее музееведение.

•/ Важную роль в самоидентификации музееведения — музеологии сыграла XI Генеральная конференция ИКОМ, проходившая в Москве и Ленинграде в 1977 г. В ходе ее работы был создан Международный комитет по музеологии (ИКОФОМ), основной задачей которого стала координация теоретических исследований в области музеологии. Первый номер выпущенного им в 1980 г. журнала «Museological Working

Papers» посвящался теме «Музееведение — наука или только практическая музейная работа?». Отвечая на этот вопрос, большинство специалистов в настоящее время называют музееведение научной дисциплиной, но при этом подчеркивают, что она находится еще только в стадии формирования.

Объект, предмет н метод музееведения

Научная дисциплина, чтобы считаться таковой, должна иметь свой собственный предмет и метод исследования. Предмет исследования всегда специфичен, в то время как объект исследования, то есть та совокупность реальностей, на которую направляются познавательные усилия, может изучаться с разных позиций несколькими науками. Например, музей и музейное дело как общественное явление могут одновременно быть объектом исследования не только музееведения, но и философии, истории, искусствоведения, социологии. В то время как объект исследования определяется относительно просто и известен уже на стадии накопления материала, предмет науки никогда не дается в готовом виде, его нужно сконструировать.

В теоретическом обосновании предмета музееведения существует несколько подходов. Сторонники так называемого институционального подхода считают, что предмет музееведения — это музей как социокультурный институт. При этом одни ограничивают рамки предмета исследованием только музея и его функций, другие же трактуют предмет более широко, включая в него все музейное дело. Например, согласно взглядам словацкого исследователя И. Бенеша, предмет музееведения составляет совокупность специализированной деятельности, путем которой музейное дело реализует свои социальные функции. По мнению французского музееведа Ж.А. Ривьера, предметом музеологии является изучение истории музеев и их роли в обществе. Распространению институциональногоподхода вомногом способствовало определение музе-

введения, сформулированное ИКОМ: «Музеология — это наука о музеях».

Оппоненты институционального подхода счита- х ют, что музей не может являться предметом музееведения, поскольку он — всего лишь организационный центр, учреждение, предназначенное выполнять определенную работу. Ведь и педагогика, говорят они, на-

•ука не о школе, а об образовании и воспитании, и ас-

iтрономия — это наука не о планетарии, а о свойствах г и развитии космических тел. Предметом музееведе-

•ния они полагают музейный предмет как феномен, по- •; этому подобная система воззрений получила название предметный подход. Согласно, например, формулировке немецкого исследователя К. Шрайнера,«музее-.ведение — это наука о сборе, хранении, изучении и ис-

'. пользовании музейных объектов»2.

Существует и так называемый комплексный подход к пониманию предмета музееведения. Наиболее развернутое обоснование он нашел в работах

3.Странского, который ввел понятие «музейность»

исформулировал теорию специфического («музейного») отношения человека к действительности.

«Понимание музея в качестве предмета музееведения является последствием преобладающего эмпирического мышления в современном музееведении

инепонимания исторической и общественной обусловленности существования музеев, — пишет он. — Современный музей является лишь одной из исторических форм специфического отношения человека к действительности, приведшего в ходе истории к тенденции сохранения и показа избранных предметов. По этой причине речь не идет о постоянной форме; она будет подвержена изменению и, быть может, в существующем облике исчезнет. <...> Поэтому предмет музееведения нельзя усматривать в существовании музея, а наоборот, в причине его существования,

то есть в том, чего он является выражением и каким

2 Шрайнер К. Предмет исследования музееведения и происхождение дисциплины // Музееведение. Музеи мира. М., 1991. С. 47.

Введение

целям служит в обществе. <...> Музееведение, следовательно, находится выше музея. Одновременно, однако, оно включает в себя не только его прошлые, но и современные и будущие его формы»3.

Каким целям в обществе служит музей и служили предшествующие ему формы? Они существовали

исуществуют для реализации специфического отношения человека к действительности. Это отношение обусловлено определяющим для человека фактором памяти и проявляется в стремлении к приобретению

исохранению предметов, даже утративших свои изначальные функции, но ценных с точки зрения познания окружающего мира, то есть своей «музейностью». Считая музееведение формирующейся самостоятельной научной дисциплиной, Странский определил предметом ее познания «специфическое отношение человека к действительности, объективизирующееся в истории в разных формах, которое является выражением и составной частью систем памяти»4.

Научные взгляды 3. Странского целиком и полностью разделяет словацкая исследовательница А. Грегорова. Широта подхода к предмету исследования музееведения характерна и для концепций многих других ученых. В российской науке сторонником комплексного подхода был A.M. Разгон, который определил предмет музееведения следующим образом.

«Предмет музееведения — круг объективных закономерностей, относящихся к процессам накопления и сохранения социальной информации, познания и передачи знаний, традиций, представлений и эмоций посредством музейных предметов, к процессам возникновения, развития и общественного функционировав ния музея, музейного дела»5.

-^ Важным признаком научной дисциплины является наличие у нее самостоятельных, специфических ме-

3Странский 3. Понимание музееведения // Музееведение. Музеи мира. С.18—19.

4Странский 3. Указ соч. С. 25.

5Музееведение. Музеи исторического профиля / Под ред. К.Г. Левыкина и В. Хербста. М., 1988. С. 12.

тодов исследования. Метод — это система приемов, применяемых в процессе исследования. По сравнению с другими, проблема метода изучена в музееведении в наименьшей степени.

Для музееведения характерно использование разнообразных исследовательских приемов, одни из которых полностью, а другие частично совпадают с методами других наук. В историческом музееведении применяются методы исторической науки и ее вспомогательных дисциплин, а также методы искусствоведения. В процессе исследования музейных предметов широко употребляются методы археологии, палеографии, этнографии, нумизматики, сфрагистики, литературоведения и искусствоведения. В ходе реставрации и консервации музейных предметов используются методы естественных наук, например, рентгенография, спектрография. Методы педагогики и психологии находят применение при создании экспозиции и выставок, в различных формах культурнообразовательной деятельности, при изучении музейной аудитории.

Эта множественность отдельных частных методов, применяемых в музееведении, дает основание для утверждений о том, что у музееведения нет собственных методов и быть не может. Но есть исследователи, которые возражают против такой постановки вопроса и аргументируют свою позицию следующим образом. Метод научной дисциплины — это не единичный прием и даже не арифметическая сумма приемов, а их система. Для того чтобы судить о сходстве и различии методов той или иной науки, нужно сравнивать систему. И в этом случае метод музееведения, как система, не свойственен ни одной другой общественной дисциплине. ;/rt;-UVXIK :шш';^:ук' .М£>кшШ"А-'*А-

Структура музееведения

Е-с-'-о.

 

 

 

 

 

 

Каждая научная дисциплина представляет собой систему знаний, следовательно, обладает определенной структурой. Поскольку структура науки органич- У

studfiles.net

По музееведению и музейной педагогике — КиберПедия

Библиография содержит указания на основные периодические издания музееведческого характера и книги, главным образом последних двух десятилетий, в которых читатель может найти сведения по краеведению и музейной педагогике. Издания даны в хронологическом порядке, что позволяет проследить эволюцию музейной мысли.

1. Периодические издания

Казанский музейный вестник

Первый в России научно-художественный журнал по вопросам музееведения и музейного дела. Его создание - итог Предварительного съезда музейных деятелей (1912) и Первой Всероссийской конференции по делам музеев (19) 9). Издавался в Казани в 1920-22, 1924 гг. Инициаторы создания журнала видели свою задачу в освещении «музейного строительства в революционное время», имя в виду в первую очередь интересы краеведения. Включал рубрики: «Хроника музейной жизни в Казани, Москве, Ленинграде», «Официальный отдел», «Библиография» и др.

Музей

Журнал посвящен теоретическим проблемам музееведения (научно-исследовательская деятельность, основы «строительства» гуманитарных и естественно­научных музеев, «музея истории человечества» и др.). Выходил в Петрограде в 1923-24 гг. Имелись рубрики: «Ленинградские музеи», «Действия и распоряжения правительства», «Хроника», «Известия с мест», «Справочный отдел». Журнал предполагал стать «настольной книгой каждого музейного работника». Вышло всего два тома.

Советский музей (Мир музея)

Общественно-политический и научно-методический журнал. Издавался по решению Первого Всероссийского музейного съезда (1931) в течение 1931-41 гг. Был органом музейно-краеведческого отдела Наркомпроса. Рассчитан на музейных работников. В передовых статьях и рубриках («Теория и практика музейной работы», «Экскурсионно-массовая работа», «В помощь музейному работнику» и др.) освещались вопросы музейного строительства, в том числе деятельности краеведческих музеев. Возобновлен в 1982 г. как орган Министерства культуры СССР. С 1991 г. - орган Министерства культуры РСФСР и Редакционно-издательского комплекса «Культура». С 1993 г. издается под названием «Мир музея».

Museum

Ежеквартальный международный научный журнал, знакомящий с достижениями в музейном деле. Орган ЮНЕСКО. Издается с 1948 г. в Париже. Выходит на французском, английском, испанском языках, на русском - с 1982 г. Постоянные рубрики журнала: «Возвращение культурных ценностей», «Хроника Всемирной федерации друзей музеев», «Откровенный разговор», «Город и его музеи»

Сборники и монографии

Музеи образовательных учреждений. Серия «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования'в Москве» / отв. Ред. Г.Д. Кузнецов. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.

В справочнике содержатся сведения о школьных музеях в административных округах Москвы. Аннотация о музее включает характеристику его тематики, экспозиции, фондов, а также сведения о руководителе и адрес.

Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. Тр. Государственного исторического музея. — Вып. 52. / Под ред. А.Б. Закс и Л.Е Янбых. — М., 1980.

Сборник подготовлен научно-методическим отделом ГИМа. Знакомит с историей возникновения и развития общественных музеев, особенностями комплектования фондов и построения экспозиций.

Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения. Сб. науч. тр /Центр музей Революции. - М., 1986.

Сборник содержит статьи по проблемам социальных функций музеев, организации экспозиций музеев исторического профиля и фондовой работе. Основное место занимает словарь музейных терминов, подготовленный сотрудниками Лаборатории музееведения ЦМР, который отразил состояние на тот момент теории, методики и практики музейного дела.

Музееведение. Музеи исторического профиля. Учеб. пособие для студентов вузов по спец. «История» / Под ред. К.Г. Левыкина и В. Хербста. М.: Высшая школа, 1988.

Учебное пособие создана музееведами СССР и ГДР - сотрудниками ГИМа и Музея немецкой истории. В нем излагаются теоретические основы музееведения и методика работы музеев исторического профиля, сформулированы музееведческие требования, которые должны учитываться при разработке проектов новых музейных зданий, а также реконструируемых или приспособленных для музеев. Книга снабжена библиографией, иллюстрациями и предметным указателем.

cyberpedia.su

Библиотека | Российское музееведение

Подборка научных статей по музееведению, искусству, культуре, философии искусства

Законодательные акты

Проект федерального закона о музеях заповедниках
Кодекс этики ИКОМ
Принципы Глобального этического кодекса туризма.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫХ МЕСТ, ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И МУЗЕЕВ-ЗАПОВЕДНИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации
О сохранности культурных ценностей, находящихся в фондах музеев Российской Федерации.
Федеральный закон об охране культурного наследия
Закон о музейном фонде
Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности«.
Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей»
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации»
РЕЖИМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ В ГРАНИЦАХ ЗОН ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА ТЕРРИТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Управление культурным наследием

П.М. ШУЛЬГИН. Концепция культурного ландшафта и практика охраны этнографического наследия (на примере территорий российского Севера)
Соболева Е.С., Эпштейн М.З. Маркетинговая политика музеев Швейцарии накануне нового тысячелетия
Управление музеем: Практическое руководство
Лев Востряков. Менеджер музея на пороге нового века: поиски нового профессионализма
Принципы Валлетты по сохранению и управлению историческими городами и урбанизированными территориями
Основные положения концепции управления культурным наследием
А. Будко. Модернизация. Схематизация опыта

Экспонирование

Яновская Е.В. Музейные предметы в контексте экспозиционной тематики.
СТАНОВЛЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ КАК НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
Е.Ю. Воротникова. ОПЫТ СОЗДАНИЯ ТУРА ЭКСКУРСИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.

Периодика и сборники

Вопросы музеологии
Триумф музея?
Собор лиц

История музейного дела

Соколов А.С. Санкт-Петербург на Всемирных выставках в Париже 1867-1900 гг
Шахнович М.М. Музеи истории религии Академии Наук СССР
Х.М. Турьинская. Штрихи к портрету музейного радетеля. По материалам журналов «Живая старина» (1890-1916) и «Старые годы» (1907-1916).
Сиволап Т.Е. Роль церковно-археологических музеев в культурной жизни России
Сундиева А.А. Культурная форма как категория история музейного дела
Т. Ю. Юренева КОЛЛЕКЦИИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ АНТИЧНОГО МИРА
Т. Ю. Юренева ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ КАБИНЕТЫ XVI–XVII ВЕКОВ
Безгрешного А.М. Купечество и музейное дело в России
Основание Политехнического музея
Шмит Ф.И. О социальном музее.
Ф. И. ШМИТ МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО ВОПРОСЫ ЭКСПОЗИЦИИ
Ф. И. Шмит ИСТОРИЧЕСКИЕ, ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ ОЧЕРК ИСТОРИИ И ТЕОРИИ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
Л.В. Никифорова. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОД А И НАСЛЕДИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Иевлев А. М.В. Фишман – организатор Геологического музея имени А.А. Чернова
Лучник А.В. Взгляды С.П. Дягилева на музейное проектирование
Н.И. Рубан Первый Всероссийский музейный съезд, его влияние на развитие дальневосточных музеев
М.М. Керимова Российское этнографическое музееведение и семья этнографов Харузиных
Никифорова Л.В. ОБРАЗ ФИНЛЯНДИИ В РУССКОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ КОРНЯХ «СЕВЕРНОГО МОДЕРНА»
Никифорова Л.В. Ледяной дом 1740 – 1888 – 2006
Будникова Ю.Ю. От артефактов эпохи до мемориального собрания
Чумакова Т.В. Музеи в системе Академии Наук

Особенности деятельности музеев разного профиля

Мельников В.Л. Частные усадебные музеи
Степанова Т.В. Место и роль биографических экспозиций в разнопрофильных музеях
А. Будко. Знакомство с медицинским музеем
Н.Ф. ПЕТРОВА ЧАСТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ, МЕЦЕНАТСТВО, МУЗЕИ
Михайлова Л.В. Лицей как образовательная структура в контексте современности

Экспонирование

Чиркова Н.В. Сценарий и сценическая постановка в музее
Научная концепция экспозиции
Крылова И.В. Создание музейных экспозиций как способ передачи исторического знания
Никифорова Л.В. Стены, «текущи млеком и медом»: Культурологические размышления в интерьере
Никифорова Л.В. Стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме: сюжеты и образы.

Музейная педагогика

Юхневич М. Я поведу тебя в музей

Философия музея

Беззубова О.В. Некоторые аспекты теоретического осмысления музея как феномена культуры
Соколов Е.Г. Пространство чистых знаков, или кепка Ильича
Соколов Б.Г. Компенсационный проект музея
Никонова А.А. Фрактальность музея и магазина
Маковецкий Е.А. Не только музей: к герменевтике искусства
Каневский И.Л. Художник как философ.
А.Будко. Об отношении музеев к действительности
Окладникова Е.А. Музейный предмет и его семиотический дискурс

Музей в современном мире

В. Дукельский. Образцы и образы современной музейной деятельности
Бондаренко А.А. Музей-институт семьи Рерихов в практике современного музейного строительства.
Богачева И.А. Современное искусство и современный зритель: проблемы диалога
Сапанжа О.С. Стратегии коммуникационных процессов в контексте модернизации музейной деятельности
Пчелянская Т.М. Музеи и музейные экспозиции в новом спектре сетевых коммуникаций.
Потапова М.В. Публика художественного музея в ракурсе социальных перемен
М. А. Костыря Крупнейшие художественные музеи мира
Ляшко А.В. Выставочная культура Петербурга: тенденции современной художественной жизни
Мастеница Е.Н. Новые тенденции в развитии музея и музейной деятельности
Щепеткова И.А. Феномен «театрализации музея»
Л. Калинина, И. Пролеткин, М. Шпак Мониторинг интернет-ресурсов в музейной деятельности
Шапалов А.В. МУЗЕЙ КАК ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Екатерина Шипунова Современные тенденции в музейной архитектуре
Демшина А.Ю. Современный музей: «заповедник» или «форма жизни культуры»
А.А. Будко. Кризис современного музея: между универсальностью и уникальностью
Гимельштейн Я. Музейное дело в рамках феномена Новой культурной политики и теории корпоративизма
Формирование и сохранение наследия в информационную эпоху
Бондаренко А.А. Музей-институт семьи Рерихов в практике современного музейного строительства.
Богачева И.А. Современное искусство и современный зритель: проблемы диалога
Алексеева С.В. Краеведческие музеи как форма культуры российской провинции Дмитриева О.С. Музеи и аттракционы: альтернатива в режиссуре музейного пространства
Каулен М. Идеи Николая Федорова в современном мире
Будко А.А., Грибовская Г.А., Журавлев Д.А. Миссия музея: от традиционного подхода к гуманитарному

На других языках

Conclusions on cultural heritage as a strategic resource for a sustainable Europe
University Museums and the Community

Учебные пособия

А. В. Романчук. Музейный туризм
Н. И. Рубан МУЗЕОЛОГИЯ

Разное

Роль и место бонистики в реализации музейных функций
Никитина Н.А. Музеефикационная эмпирика: рецепции и переработки.
Никифорова Л.В. Убежище мудрой девы: Китайский дворец в Ораниенбауме и мифологема обретения трона
Михайлова И.Г. Роль искусства фантастического реализма в создании глобального музея воображения

Поделиться ссылкой:

museumstudy.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта