Апрельский марш. Пять изменений в работе интернет-журнала «Звезда». Звезда интернет журнал
Интернет-журнал «Звезда»: Поехали!
Сегодня мы выпускаем в эфир то, над чем довольно давно работали, — общественно-политический интернет-журнал «Звезда».
Это первая публичная версия нашего сайта. Конечно, что-то будет ещё дорабатываться по ходу дела. Но уже сейчас ясно, что мы, по большому счёту, готовы показать читателю свою работу.
Для начала — что же такое наш интернет-журнал. Да, мы имеем некоторое отношение к газете «Звезда». Это даже не наш старший брат, а в какой-то степени — родитель. У нас общее имя и... и на этом — всё. Как часто бывает, дети не всегда выбирают те же пути, по которым шли их родители. Так и у нас. Мы пошли по своему пути, для своего читателя и со своими темами. Но газета всегда будет являться для нас основой, давшей нам имя. Если какие-то статьи газеты покажутся потенциально интересными для нашей аудитории, мы с радостью их опубликуем у себя. А если какие-то наши материалы заинтересуют редакторов газеты, то они появятся в её печатной версии.
Мы — молодое издание во всех смыслах. Средний возраст нашей редакции — чуть выше 25 лет. Мы сразу же выбрали для себя, пожалуй, один из самых молодых, но уже громко заявивший о себе на медийном рынке формат интернет-издания — explanatory journalism («объясняющая» журналистика).
Чем хороша такая молодость? Да практически всем. Это значит, что мы готовы к экспериментам, и будьте уверены, что они здесь будут — и уже в самое ближайшее время. Это значит, что нас ещё не успели захватить штампы и шаблоны классических медиа и классической журналистики. Это значит, что мы готовы нарушать привычные правила, если этого потребует ситуация. И это значит, что мы все в редакции уже получаем удовольствие от работы, хотя вот только что открылись. Ну и, конечно, мы ещё тоже учимся, потому что делаем всё с чистого листа.
Что такое explanatory journalism?
Представьте себе издание, которое не гонится за право быть первым, кто расскажет вам коротенькую новость. Представьте издание, которое отдаст это право другим, потому что в то время, пока другие толкаются и спорят, оно уже копает глубже. Представьте журналистов, которые узнали новость и тут же начинают собирать то, что создаёт вокруг этой новости определённый контекст, понятный аудитории. И благодаря этому контексту новость воспринимается глубже и понятнее.
Представили? Значит, теперь вы знаете, что такое интернет-журнал «Звезда» и как мы его хотим делать.
Чуть позже мы расширим это понятие до настоящего explanatory journalism, который набирает популярность благодаря изданиям типа Vox.com.
Технологии
Наверное, вы уже заметили, что наш сайт довольно простой. Мы отказались от типичных для новостных изданий рубрикатора, спрятали меню (кликните на логотип, кстати), у нас практически нет главной страницы (её роль выполняет любая страница с материалом, поэтому вы никогда не заблудитесь). Всё это для того, чтобы ничто не отвлекало от главного, ради чего существует наш сайт, — от контента.
У простоты и лёгкости есть ещё одна причина. Если вы сейчас читаете эти строки со смартфона или планшета, то наверняка оценили скорость загрузки страницы и удобство чтения. При разработке сайта мы учитывали один очень важный момент: как минимум 25 %, а то и все 30 % аудитории будет читать нас с мобильных устройств.
Если вы решили не ходить по сайтам, а читать новости, используя различные агрегаторы, то у нас есть для вас всё, что нужно:
Ну, и one more thing...
Сайт в его текущем формате — это, пожалуй, половина от того, что ждёт читателей в ближайшее время. У нас ещё припасено несколько интересных новинок, которые мы будет представлять аудитории постепенно.
- Подробнее о проекте — здесь.
- Команда редакции — здесь.
- Размещение рекламы на сайте — здесь.
Приятного и интересного чтения.
zvzda.ru
Закончилась моя личная история с газетой «Звезда»
В редакцию мы пришли в марте 2015 года с задачей придать старейшему изданию Пермского края и одному из старейших печатных органов России немного современности, не потеряв при этом каких-то классических элементов. В конце концов, мы все прекрасно понимали и понимаем сейчас, что ломать через колено газету со столетней историей вряд ли имеет смысл.
Поэтому было желание сделать всё максимально плавно. Цели мы себе поставили совсем несложные: увеличить привлекательность газеты и для потенциальных читателей, и для разного рода коммерческих рекламодателей. В конце концов, чтобы заниматься качественной журналистикой, нужно на неё зарабатывать. Деньги не рождаются из воздуха. Их можно или откуда-то брать (тогда независимость становится условной), или зарабатывать (тогда нужно понимать, что для этого придётся кое-что менять и двигаться дальше, а не пытаться действовать по принципу «это работало 100 лет и сработает сейчас» — не сработает!).
Если взять газету в руки, то вряд ли вы найдёте в ней много явной рекламы. Из проплаченных материалов это были в основном политические тексты, платные материалы от компаний, аграрных предприятий, какие-то объявления от акционерных обществ и прочая обязательная информация. Было немного медицинских продуктов и услуг.
Перед тем как начать что-то делать, мы провели масштабное социологическое исследование о том, кто читает газету. Выяснилось, что подавляющее большинство — женщины за 60. При этом очевидно, что для этой аудитории в газете нет почти ничего. Такой парадокс.
Ну, и потом — ситуация на рынке рекламы в стране и в городе, мягко говоря, не очень. Выглядит она примерно вот так:

К сожалению, последний период, когда газета могла несложными методами заработать деньги, был во время выборов 2011 года. И с тех пор (да и задолго до этого, на самом деле) рынок и доходы изданий вместе с ним стабильно падали, а в 2014 году и дальше всё начало просто рушиться.
Данные: АКАРС точки зрения коммерческой привлекательности газета была не особо интересна рекламодателям, поэтому хорошего заработка было ожидать сложно. Ну, просто потому, что и аудитория, и контент не отвечали запросам людей бизнеса.
У нас было два варианта, когда мы пришли в газету:
- Оставить всё как есть и выжать последнее из умирающей индустрии.
- Попробовать развить издание. И конечная цель этого развития была в расширении, омоложении аудитории, в том, чтобы сделать газету интересной для рекламодателей. При этом мы очень хотели не растерять и существующую аудиторию, потому что она обеспечивала очень неплохую часть дохода в виде подписки. Кроме того, не стоит забывать и газетную историю — изданию всё же почти 100 лет, и традиции стоит чтить.
Мы выбрали второй — как наиболее стратегический.
Проблемы, которые мы заметили сразу же:
- Устаревший дизайн и формат газеты.
- Формат подачи материалов, который, понятное дело, очень сильно зависит от аудитории и её восприимчивости.
Что касается первого момента, то он решался довольно просто — мы сделали редизайн. Газета стала визуально легче, ушла тяжеловесность большого количества текста, к которому привыкли её основные читатели. Но мы же хотели добавить изданию более молодую аудиторию! Подробнее о том, как и зачем мы «перерисовали» «Звезду», рассказано в блоге наших разработчиков.

Естественно, как и любое нововведение, это было воспринято, мягко говоря, без энтузиазма. Но самое главное, что нужно было сделать, — объяснить, почему мы сделали именно так. Перед запуском мы собрали всю редакцию и довольно долго рассказывали, что и почему. Отвечали на вопросы, спорили, обосновывали, что-то меняли, доказывали, сдавались в каких-то аспектах... Но в итоге, как мне тогда казалось, в редакции родилось общее понимание: мы все хотим сделать газету лучше. И потом мы с дизайнерами газеты (Татьяна Юрина, Михаил Крапивин и Фёдор Назаров — спасибо вам за поддержку и профессионализм!) начали работать по новому проекту, засиживаясь первое время до позднего вечера.
Объяснить новую стратегию читателям было сложнее — всех не соберёшь и каждому не расскажешь. Кроме того, подавляющее большинство «критиков» писали в этих своих фейсбуках исключительно для того, чтобы просто написать, потроллить и высказаться «из принципа».
А что касается тех, кто реально читает газету... Я лично разговаривал с несколькими читателями по телефону, долго и терпеливо объясняя, что и зачем мы сделали. Была пара случаев, когда в редакцию приходили удивительные бабушки с подшивкой «Звезды», раскладывали её у нас на столах, показывали, как менялась газета. Я выкладывал в конец этой «цепочки перемен» обновлённую «Звезду» как логическое продолжение изменений. Мы говорили о том, что всё меняется и всегда менялось. Бабушки кивали головами. Кто-то из них уходил с пониманием, кто-то без. Но самое важное мы сделали — объяснили.
***
Понятно, что внешние перемены бесполезны, если журналисты газеты тоже не начнут перестраиваться и смотреть на нового читателя, учитывая его интересы. Мы хотели развивать форматы, искать новые темы, искать новых героев, новых читателей, новые территории охвата и распространения...
Мы проанализировали распространение газеты по территориям и решили, что можно каждый из ежедневных выпусков сегментировать ещё и по географическому принципу. Так появились «Звезда. Пермь», ориентированная на городскую тематику (потому что вторничный номер исторически распространялся по подписке и в розницу больше на территории Перми). В четверг выходила «Звезда. Пермский край», а пятничный выпуск мы хотели развивать как итоговый, недельный, самый авторитетный и наиболее информационно насыщенный. Среда — это день экономического еженедельника «Капитал».
Конечно, это тоже вызвало непонимание внутри редакции. Но всегда важно разговаривать с коллегами. Это мы и старались делать, объясняя, что так проще таргетировать рекламу, проще продвигать издания для конкретных читателей. В конце концов, давно уже прошли времена, когда журналисты и редакторы работали по древнему, как мир, принципу: «Закончил смену — нос (#насамомделенет) в стену». Когда газета уходит в печать, вся работа только начинается: нужно донести газету до читателя и обеспечить его контакт с рекламой (а как иначе-то?). Увы, но время, когда газет было немного и все ждали эти несколько изданий, выстраиваясь за каждой из них в очередь, тоже прошло.
***
И что теперь?
Теперь моя история в газете закончилась. Мне совсем не стыдно за то, что мы сделали с моими коллегами из газеты. Что будет дальше с изданием — посмотрим. Наверняка что-то будет и с сайтом zwezda.perm.ru, который сейчас закрыт заглушкой. Не знаю...
Ну, а я смогу, наконец, полностью сосредоточиться на нашем сайте zvzda.ru и развивать его вместе с командой.
При чём здесь повар Адам Джонс, или итоги года для интернет-журнала «Звезда»
Во-вторых, Новый год есть отражение сущности Homo Technicus. Он почему-то нуждается в подобных отсечках: подвести итоги года, понять, что сделано, а что не удалось, помечтать о годе грядущем. Нужен повод, и — вот он.
Мы тоже пользуемся — и поводом, и информационным каникулярным затишьем. Будем подводить итоги в разных областях городской жизни. Но откроем цикл скромно: итогами второго года жизни интернет-журнала «Звезда».
Цифры
Фото: Наташа ФоминаНесколько пояснений этим цифрам. Просмотры — это то, сколько раз в целом прочитывали (полностью или частично) наши публикации. Их значительно больше, чем визитов и посетителей, по одной простой причине: постоянные читатели приходят на сайт «Звезды» не один раз в год и за один визит читают не одну статью.
Среднее время, проведённое на сайте, — показатель, которым мы гордимся. Конечно, кто-то пробудет на ресурсе 10 секунд, кто-то полчаса, в сумме это и даёт «среднюю температуру по больнице». Знающие люди говорят: в наше быстротечное время три минуты пребывания (а в отдельные месяцы — все 5 минут) — это серьёзно!
Фото: Наташа ФоминаВот эти цифры мы тоже любим. Прямые заходы означают, что читатели приходят к нам напрямую, целенаправленно, а не случайным образом, по запросу в поисковике. Это — те, кто хочет читать именно интернет-журнал «Звезда», наше так называемое «ядро».
Часть «ядра» спрятана и в трафике из социальных сетей. Да, читатель может заглянуть случайно по чужому репосту и уйти, даже не запомнив названия ресурса. А может быть подписан на нас в соцсетях и уже там читать так же целенаправленно.
Фото: Наташа ФоминаНаконец, пара слов о возрасте. Большую часть читателей (почти 40 %) составляют молодые люди активного возраста (25-34 года), и мы от этого искренне балдеем. Много представителей «третьего поколения» (45 и старше), и это нас тоже радует. Недурной процент молодёжи 18-24, и это ещё повышает нашу ответственность — всё-таки формируем ценностный ряд «племени младого».
А вот то, почему контент интернет-журнала не особенно цепляет рождённых в 70-е — начале 80-х, — история, которая представляется нам достойным для изучения феноменом!
О странном
Если рассматривать частоту тех или иных запросов в поисковиках, по которым люди приходили на наш сайт, то чаще всего это «звезда пермь» и «zvzda.ru» (что вновь радует). Также были часты запросы про льготы ветеранам труда Пермского края, выборы в регионе и ледовый городок, что вновь вполне объяснимо. А вот что в десятке самых частых запросов делает «повар адам джонс»?..
О лидере
Наибольшее число репостов в социальных сетях (почти 7000) и прочтений (почти 35 тысяч) получило обращение главного врача Соликамской ЦРБ. Он уволился со своего поста, заявив, что не намерен дальше принимать участие «в этом преступлении» и нормальная работа невозможна из-за «полного уничтожения первичной медико-санитарной помощи сельскому населению Соликамского района». Именно эта публикация сделала сайту «Звезды» аномальный скачок посещаемости в июле 2016 года.
Эксперименты
Одним из экспериментов стало ведение утренней рубрики (раньше «Доброе утро, Вьетнам», теперь «Утречко») в режиме онлайн. Журналист просыпался рано утром, заваривал себе кофе, садился за компьютер и собирал в один текст всё, что ему хотелось вам рассказать и показать — от сообщений про пробки и погоду до федеральных новостей, анонсов событий и просто забавных видео. Но, судя по всему, этому формату сильно не хватает обратной связи, интерактива с читателями, то есть простейшего чата без регистрации. Пока мы не нашли технического решения этой задачки, и судьба проекта в 2017 году под вопросом.
Эксперимент, от которого мы уже отказались, — это вывод публикаций в рамках проекта «Город» на отдельный поддомен «Звезды». Нам казалось, что своеобразный авторский стиль Ивана Козлова ощутимо выбивается из стиля прочих публикаций. Но больше так не кажется, и «Город» вместе с Ваней вернулся на историческую виртуальную родину. Сейчас, правда, главный «прогульщик» (мы же все любим его прогулки по Перми!) уехал зимовать в другую страну, и часть его проектов ушла в отпуск. Ждём Ваню назад, но рубрику «Город» без автора на это время не оставляем.
Эксперимент с вручением премии «Звёздная пыль» меж тем признан удачным. В этом году мы его повторили. Было весело до коликов в животе. Настолько весело, что наш директор Александра Гуляева простила главному редактору Степану Хлопову (главному «автору» церемонии) все грехи. Вообще все.
Фото: Тимур АбасовНемного «кухни» и принципов
В октябре 2016 года мы отказались от новостей. Решили, что новости нужны только журналистам как повод разобраться в чём-то. Но не особенно нужны читателям (во всяком случае тем, к которым мы сами неровно дышим). «Трафикогонных» историй про разную расчленёнку журналисты «Звезды» избегали и ранее. А теперь стали задумываться и о нужности публикаций про выборы лидера ОНФ или присвоение Перми кредитного рейтинга. И поставили себе цель: каждый раз задаваться вопросом «Какое отношение это имеет к нашей/вашей жизни?». И если ответ на этот вопрос находится (пусть даже неочевидный), тогда уже транслировать его вам через экспертные мнения, инфографику, объяснения.
За 2016 год журналисты интернет-журнала «Звезда» написали779 статей
Конечно, это не значит, что мы переходим на публикации вроде «Как уберечься от простуды» и «Где лучше покупать картошку». Мы высокого мнения о своих читателях, потому уверены, что статьи, позволяющие расставаться со своими стереотипами, размышлять, искать истину, узнавать больше о людях вокруг и «невидимой жизни», также имеют к вам отношение. Как следствие — мы стали гораздо чаще выезжать в командировки за пределы Перми, и, судя по статистике, вы читаете о жизни в глубинке с большим интересом. В 2016-м мы писали о поездке «Социального склада» в Кудымкар, о жизни того самого «страшного» дома-интерната в Рудничном, ездили в деревню Ваганово, где жители сумели отстоять свой фельдшерский пункт, прожили день в редакции районной газеты «На родной земле» и почувствовали провинциальную тоску по горячим материалам, съездили в Кишерть к коллекционеру «ржавых гвоздей»... А буквально накануне Нового года побывали в сивинском приюте для бездомных, который местный житель организовал в своём собственном доме.
Если честно, отказываться от новостей мы боялись: как бы то ни было, они давали трафик из поисковых систем. Но, сделав этот шаг, ничуть не жалеем. Это оказалось совсем не больно, а, напротив, приятно. Чтобы осуществить задуманное, мы приняли на работу ещё двух журналистов и поделили команду на так называемых «повесточников» (Максим Артамонов и Сергей Кучевасов окружают темы информационной повестки «жиром») и «разработчиков» (перед Владимиром Соколовым и Михаилом Даниловичем поставлена цель искать, рыть, копать и время от времени путешествовать по краю с пользой для дела).
И, к слову, трафик после отказа от новостей нисколько не упал.
О возобновлении, завершении и продолжении
Полина Путякова завершила в 2016 году свой суперкрутой проект «Чем бы нам помериться?», и, если он почему-то прошёл мимо вас, срочно восполняйте пробел. Теперь Поля пишет в основном про то, что происходит в городской думе.
Степан Хлопов продолжил быть нашим главным редактором, и многое из того, что здесь написано, — его заслуга. Штатный фотограф Тимур Абасов продолжил делать потрясающие фотографии. Обозреватель культуры Григорий Ноговицын продолжил писать в рубрику «Арт» (иногда компанию ему составляет Мария Трокай). Павел Селуков продолжил свой замечательный проект «Преодоление», а Татьяна Татаринова продолжила рассказывать про «здесь» и «там».
Тесты теперь стабильно выходят каждую неделю. И если вы какой-то из них пропустили, воспользуйтесь этой ссылкой — там всё! К такой же регулярности стремится объясняющий формат «карточек». С его помощью мы растолковывали, как подать документы на пособие за первенца, с умом купить жильё, выбраться из снежной каши и пережить зиму. Эти и другие публикации найдёте в нашей «картотеке».
Возобновилась рубрика «Апокалиптическая пятница». На прошедшую неделю с присущим ему сарказмом смотрит наш штатный ворчун Владимир Соколов, а выпускающий редактор Наталья Фомина талантливо украшает его ворчание «гифками».

О новом
Начали публиковать афиши выходных. Перфекционизм нашего координатора Анастасии Сечиной (ещё одно кадровое обретение 2016 года) позволяет формировать её не в формате «избранного». Напротив, мы стараемся собрать максимально полную информацию о происходящем и даже проверяем её на предмет наличия/отсутствия билетов, а вот выбор оставляем за вами.
Владимир Соколов теперь скрупулёзно вчитывается в списанные страницы диссертаций в рамках проекта «Диссернетотерапия».
А присоединившийся к нам в октябре Михаил Данилович запустил регулярную публикацию глубоких интервью. Негласная декларация его никак не названного проекта: «Долой информационные поводы, даёшь разговор о смыслах». В 2016 он успел поговорить с бизнесменом и бывшим политиком Андреем Агишевым, экс-директором Горьковской библиотеки Ниной Хохряковой и профессором Олегом Лейбовичем.
Наконец, без преувеличения отличный проект «Звезда» запустила в «Инстаграме». Называется он «Humans of Perm», отчасти является воплощением мечты Ивана Козлова о нооскопе, имеет 1879 подписчиков и воплощается в жизнь тремя студентками — Викторией Петуховой, Марией Столяровой и Дианой Корсаковой. Суть проекта предельно проста: мы просто подходим к случайному человеку и просто спрашиваем, о чём он думает прямо сейчас. И в этих коротких ответах — космос!
Ахмед: - Да вот думаю: скоро же Новый год уже. А где, вот где настроение-то?! Смотри, город какой серый, люди чего-то хмурые, суетливые такие, ух! Подарки еще выбирают? Так и совсем не подумать, что праздник какой. Новый год, Новый год... А что изменится-то, кроме календаря? У меня этот год совсем не удался. Так что надежда на то, чтобы хуже не было (смеется). Вообще-то у нас праздник 21 марта отмечается, вот там да, там весело! Шумно, весело, со стрельбой! Но нет, не подумай, в небо стреляют. Но мы и сегодня вечером семьёй соберемся, за столом посидим, поздравлять друг друга будем. Внучку поздравлю (немного гордо, как настоящий дедушка)! Фейерверки будем смотреть, Президента, как он поздравляет всех. Такие традиции (улыбаясь). Вы там пожелайте своим читателям, пусть у них все хорошо будет в 2017. Здоровья, успехов! И спокойствия, стабильности. Всех с Новым годом! Наша редакция присоединяется к прекрасному поздравлению героя и желает вам хорошего настроения, больших и маленьких чудес в Новом 2017 году! #humansofperm #perm #Пермь #zvzda Фото: Виктория Петухова
A post shared by Люди Перми (@humansofperm) on Dec 31, 2016 at 12:37am PST
Лева Асканазович: (сразу после экзамена по философии) – Прямо сейчас? (ухмыляется) Прямо сейчас я думаю… Вот знаете анекдот на эту тему? Сейчас расскажу. Это старый, еще советской эпохи анекдот: «Журналист получает задание: поехать в деревню и написать оттуда репортаж. Он едет, но не знает с чего начать. Тогда его знакомые опытные люди посоветовали ему взять с собой кирпич и ходить с ним. Журналист, приехав в деревню, сразу отправился к председателю колхоза с кирпичом, представился, объяснил зачем пришел и спрашивает: «Вот, Николай Васильевич, глядя на этот кирпич, что вы думаете?» А председатель ему говорит: «Ну, что я думаю? Мне нужно детский сад достроить: женщины жалуются, дети плачут...» Записал журналист это и пошел дальше к местному бригадиру – и говорит: «Иван Иванович, глядя на этот кирпич, о чем ты думаешь?» А бригадир: «Мать-перемать, что я думаю, когда гляжу на кирпич?! Кирпича у меня как раз нет – ферма разваливается: коровы мерзнут зимой, дохнут! Что я могу думать? Где бы этого кирпича взять?! Вот что!» И это записал журналист, пошел дальше – видит Ваську тракториста и говорит ему: «Вася, вот глядя на этот кирпич, что ты думаешь?» А Вася ему мечтательно: «Кирпич? Я думаю с Манькой Коноваловой переспать.» Журналист не понимает: «А причем тут кирпич?» А Васька ему: «Кирпич ни при чем – я об этом все время думаю». (выдерживает паузу) Вот же, я с восьми часов здесь – поскорее бы это закончить! И думаю, когда эта беда от всех преподавателей и студентов уйдет? И не я один. Вот эта балльно-рейтинговая система, когда нет возможности подготовиться и изучить по-настоящему материал, а ведь большинство студентов приходят в университет именно за знаниями, а не за формальностью. #humansofperm #perm #zvzda #пермь Фото: @seagullintheforest
A post shared by Люди Перми (@humansofperm) on Dec 21, 2016 at 7:30am PST
О счастье
Трое сотрудников редакции в 2016 году повторно стали родителями. Максим Артамонов теперь дважды отец, Анастасия Сечина — трижды мама, а Владимир Соколов... Впрочем, лучше умолчим о том, сколько раз он уже успел дать жизнь новым людям.
О грустном
Наша печаль — столь недолгое сотрудничество с бывшим журналистом «Эха Перми» Юрием Бобровым. Мы искренне считаем его талантливым (умение взглянуть на события с неожиданного ракурса — это про него). Он проработал в нашей по-хорошему сумасшедшей команде всего полтора месяца и ушёл в творческий отпуск по личным причинам. Мы ждём его назад.
К слову
Юра был четвёртым перекочевавшим в «Звезду» «эховцем» (напомним, из-за несогласия с изменившейся редакционной политикой значительная часть журналистского коллектива покинула радиостанцию) — наряду с Владимиром Соколовым, Анастасией Сечиной и Михаилом Даниловичем.
Ещё в ноябре наш любимый управляющий редактор и наикрутейший медиатехнолог Сергей Якупов трудоустроился в Екатеринбурге. Это именно благодаря ему интернет-журнал «Звезда» такой, какой он есть. Быстрый, удобный, лёгкий, с новейшими технологическими примочками, не перегруженный баннерной рекламой... И если бы Сергей остался с нами, про итоги «Звезды» он бы написал совсем иначе. Поведал бы обо всех технологических новшествах, воплощённых в 2016-м (даже если вы их не заметили, просто поверьте — были!). Увы, мы этого сделать не можем — безнадёжные дремучие гуманитарии...
Утешает лишь то, что он по-прежнему с нами — сердцем, душой и виртуальной сущностью. Хотел было удалиться (мы, видите ли, слишком много обсуждаем в рабочем чате, отвлекаем его постоянно), да не смог.

Теперь время от времени он ненавязчиво шлёт нам предложения про темы и полезные статьи про медиа. Даже хвалит нас. Иногда.
О расставании
Весной 2016 года молодой интернет-журнал «Звезда» и почти столетняя газета «Звезда» разошлись в представлениях о прекрасном и разошлись совсем. Коллеги откликнулись публикациями вроде «И „Звезда“ с „Звездою“ говорит...», а мы пошли дальше, каждый своей дорогой.
Теперь интернет-журнал «Звезда» и газета «Звезда» — это два совершенно разных СМИ, которые не связывает ничего, кроме небольшого фрагмента общей истории, и мы терпеливо объясняем партнёрам и читателям, что наша «Звезда» — та, которая четырёхконечная, и та, которая без «е» (zvzda с пермским акцентом).
Можно спорить о том, плохо это или хорошо, но одно ясно точно: если бы не наше расставание, старейшая краевая не начала бы радовать пермяков заголовками новостей вроде «В келье Богоявленского монастыря божий человек употреблял наркотики» или «Огрел сестру тазом — сел на год и два месяца».
О планах
Они наполеоновские. Творческие. Вдохновляющие. Их много. Но жизнь непредсказуема, а мы не хотим смешить высшие силы. Поэтому и раскрывать наши планы сейчас не будем. В новом году (надеемся провести его вместе) вы всё узнаете. В своё время. До встречи!

zvzda.ru
Интернет-журнал «Звезда» провёл медиа-утренник
Интернет-журнал «Звезда» провёл свой первый медиа-утренник в клубе «Pravila». Эксперты из самых разных сфер обсудили, как интернет-медиа влияют на современного читателя, что будет дальше с новостными ресурсами и рекламой в интернете? Каковы причины падения количества аудитории традиционных СМИ? Эти и многие другие вопросы обсудили на встрече директора по PR, руководители пресс-служб, маркетологи, пресс-секретари, специалисты по продажам и PR-менеджеры.
Основными спикерами выступили главный редактор интернет-журнала «Звезда» Степан Хлопов и управляющий редактор Сергей Якупов. В качестве специальных гостей были приглашены директор коммуникационного агентства SP Media Пётр Кравченко и программный директор «Европейской Медиагруппы» в Перми Валерий Мазанов.
Главный редактор интернет-журнала «Звезда» Степан Хлопов:
Фото: Тимур АбасовТелевидение и печатные медиа сейчас испытывают очевидный кризис. Аудитория, получающая информация через телевизор и бумагу, резко сокращается. Подтверждение тому — падение тиражей газет и сокращение показателей телесмотрения. В первом квартале 2016-го основные федеральные телеканалы («Первый», «Россия 1» и «НТВ») потеряли по миллиону зрителей, в сравнении с прошлым годом. При этом количество потребителей их продукта в интернете растёт. То же самое с печатными СМИ. Многие стали понимать, что зацикливаться на традиционных способах распространения своего контента уже просто нельзя. Некоторые пытаются даже на этом зарабатывать. Например «СТС Media» в этом году заказало компании TNS исследование своей аудитории с учётом просмотров в сети, причём не только на сайте, а где бы то ни было. Результаты будет представлены рекламодателям. А вот в Перми понимания ценности интернет-аудитории пока нет. Для примера возьмём один местный телеканал. Цифры его телерейтингов не намного превышают цифры посещений на сайте. Однако рекламы на сайте почти нет. Значит либо не продают, либо не покупают, считая, что телеканал — это только то, что показывает телевизор. Хотя это давно уже не так. Другое дело, что в интернете современный человек ждёт от медиа продукт в иной упаковке, поданный не так, как на бумаге и в телевизоре. А вот что он ждёт, какой формат будет эффективен, — это вопрос для изучения и обсуждения.
Валерий Мазанов, программный директор «Европейской Медиагруппы» в Перми:
Фото: Тимур АбасовРынок радио достаточно динамичный. В Перми в этом году появятся ещё две радиостанции. Карта медиарынка меняется постоянно. Мы понимаем, что интернет-медиа — это новая реальность, с которой всем нам, традиционным игрокам, придётся работать. Все вдруг увидели для себя большую угрозу — интернет-медиа. Но мы видим не конкурента, а помощника. В этом году «Европейская Медиагруппа» запустила большой портал «Хамелеон.фм», где представлены все наши радиостанции, есть масса новых форматов, подкасты и видеоблоги, статьи и интерактивные розыгрыши. Мы расширяем своё присутствие в медиасреде.
Управляющий редактор интернет-журнала «Звезда» Сергей Якупов проанализировал четыре издания: zvzda.ru, meduza.io, qz.com, vox.com. Это те медиа, которые появились в последние года три-четыре года, они ориентированы на интернет и на нового пользователя. Большинство «заходов» пользователей на эти сайты идёт из социальных сетей.
Фото: Тимур Абасов17 мая мы провели наш первый медиа-утренник. Цель всего проекта — совсем не обучающая. Мы не будем с умными лицами пытаться строить из себя знатоков. Мы сами постоянно учимся — уж такая у нас профессия, где нет готовых решений. Цель проекта — обсудить, поделиться мнениями, опытом. Постоянно появляются новые технологии, новые возможности для медиа, которые мы хотим изучить и, если они нам подходят, использовать их для того, чтобы читателю было интересно и удобно нас читать. Конечно, эти технологии важны и для наших рекламодателей. Собственно, это и есть — сфера тем, которые мы планируем охватывать на наших утренниках. 17 мая мы попытались задать направление, пообщаться на тему развития медиа, рекламных возможностей, возможностей для читателей. По-моему, получилось неплохо. Следите за анонсами и приходите на медиа-утренники «Звезды». Будет действительно интересно, как мне кажется.
Пётр Кравченко, директор коммуникационного агентства SP Media:
Пётр Кравченко Фото: Тимур АбасовВ Перми проводится мало профессиональных мероприятий в сфере коммуникаций и медиа, поэтому я всегда рад, когда кто-то проявляет инициативу и проводит круглый стол, конференцию или даже просто встречу на тему. При этом эксперты в Перми есть, просто нет культуры встреч и публичного экспертного разговора. На мой взгляд, суть разговора была достаточно качественная. Я бы добавил к утренникам больше от интеллектуального шоу — известных ведущих, «злых» форматов, вроде состязательных бесед по образу «к барьеру», различные голосования и т. п. Потому что мероприятие хотя, вроде бы, и в своей нише «умное» / «профессиональное», но де-факто всё равно конкурирует с другими мероприятиями — развлекательными. Может быть, имеет смысл подсмотреть что-то у Научных боев им. Шелдона Купера и других «научпоп» мероприятий, они тоже умные и специфичные, но достаточно успешно разворачиваются лицом к посетителю.
Мария Долгих, куратор выставок, медиа-активист, организатор проекта «Танцы на высоте»:
Понравился формат медиа-утренника с таким количеством спикеров, которые объясняли тему с разных сторон. Понравилась весёлая атмосфера и содержательная часть. Хотелось бы посмотреть на доклады в формате статьи.
Фото: Тимур АбасовЮлия Новикова, управляющая косметологическим салоном:
Мне, как человеку со стороны, который вообще раньше не касался рекламы, понравилось. Для себя много нового узнала. Встреча была полезна для меня.
zvzda.ru
Апрельский марш. Пять изменений в работе интернет-журнала «Звезда»
Всё началось, кажется, очень давно — осенью прошлого года. Мы много читали, много обсуждали, ещё больше думали — о том, в какую сторону двигаться дальше. В последний месяц зимы мы приняли решение (непростое, надо сказать), и весь март работали по-новому. Теперь, следом за подходом, меняется всё остальное: дизайн и функционал нашего ресурса. Мы наращиваем мышцы и обрастаем новыми смыслами.
Думаем, вы заметили, что интернет-журнал «Звезда» уже давно не пишет «новости». Пробка на мосту, новый зам главы, МЧС предупреждает, врио губернатора с рабочим визитом, вот это всё. Что было, чего не было, а чего могло бы и не быть. Многие пишут и переписывают друг у друга, переставляя слова местами, смешиваясь в общем потоке. Порой бывают первыми, часто попадают в топы поисковых систем, собирают какой-то трафик и им гордятся. Это не хорошо и не плохо, но нам наскучило. Есть основания полагать, что наскучило также и читателям, вынужденным перебирать одни и те же заголовки.
Поэтому теперь мы делаем Журнал. И в связи с этим нам есть, что вам сказать.
Во-первых. Основной подход к наполнению нашего журнала — осмысленность, поиск новых ракурсов и глубина проработки темы. Журналисты, которые трудятся у нас сейчас — те, кто принял этот подход как служебную обязанность. Они понимают, что это гораздо сложнее, но хотят работать именно так. Они в курсе, что это гораздо дольше, но рады не участвовать в общей гонке в ущерб качеству. Они знают, что, отказываясь от новостей, мы теряем серьёзную часть трафика, но знают и цену этому трафику, состоящему, в основном, из случайных «прохожих».
Во-вторых. Наши журналисты — это наше основное богатство. В новом дизайне их имена вынесены на главную страницу. Думается, уже сейчас кто-то заходит на ту или иную статью из-за имени, дальше эта тенденция будет только усиливаться.
В-третьих. Наши журналисты изобретательны. Они прекрасно понимают, что нужно не только хорошо написать, но хорошо преподнести. Поэтому мы с удовольствием используем различные форматы подачи информации: текст, инфографика, карты, фото и видео. Всё это мы упаковываем в статьи, интервью, списки, карточки, фото- и видеорепортажи, а ещё столь полюбившиеся вам тесты. Нам нравится быть интересными, и, кажется, у нас это получается.
В-четвёртых. У нас появились спецпроекты. Это то, что позволяет нам шагнуть за рамки сайта zvzda.ru, но оставаться в «Звезде». Вместе с ребятами из Birds мы исследуем экологически неблагополучные места Пермского края. Сообща с экологами и общественниками запускаем движение в защиту малых рек Перми. Совместно с пермским «Мемориалом» готовим проект, посвящённый 80-летию большого террора... Мы генерируем события, вовлекаем в них и создаём нечто, что может принести пользу даже тем, кто про нас пока не знает.
В-пятых. У нас теперь есть что-то вроде афиши, но не совсем. Знакомьтесь: проект Citizen. Городской дзен для гражданина — что может быть красноречивей? Это удобный сервис для самых любопытных, неугомонных и ненасытных. Для тех, кто действует, меняет и меняется. Событийный агрегратор для внимательных слушателей открытых лекций, азартных спорщиков публичных дискуссий и деятельных двигателей некоммерческих инициатив. В нём не будет афиши театров, кинотеатров и выставочных залов — с этим справляются без нас. Зато будет всё остальное, чего так не хватало. А бонусом — интеграция с соцсетью «ВКонтакте»: авторизуйтесь, и узнаете, куда идут ваши друзья.
Мы стали интереснее, глубже и разнообразнее. Но мы по-прежнему удобны и просты в восприятии как на мониторе компьютера, так и на экране смартфона. И мы по-прежнему доставляем наши статьи именно туда, где вам удобно их читать — с помощью пабликов в Фейсбуке и ВКонтакте, а также рассылки в Телеграме.
Интернет-журнал «Звезда». Дальше будет только круче.

P. S. На любом новом ресурсе непременно всплывают ошибки и недоделки. Если что-то нашли, пожалуйста, напишите нам на [email protected]
zvzda.ru
Как все устроено. Управляющий редактор интернет-журнала «Звезда»
Сергей Якупов — управляющий редактор пермского интернет-издания «Звезда». Определяет форматы подачи контента этого регионального медиа.Пермский интернет-журнал «Звезда» запустился в сентябре 2014 года. И тогда мы не были новостным изданием. Главной идеей было создать интернет-журнал с более или менее длинными текстами, а также фотками, инфографикой, карточками и тому подобной красотой.
От WSBB: материал раскрывает проблемы подготовки к запуску и развития регионального интернет-издания, которые близки и знакомы другим локальным медиа, например, городским.
Темы, на которые мы писали, были самыми разными: от интервью с деятелями культуры до репортажа из института ГУ ФСИН и разбора на тему «Почему военные самолеты летают над Пермью?». Конечно, большая часть текстов была привязана к повестке дня, но длинный формат позволял не спешить и разобраться в теме. В таком формате мы проработали почти 4 месяца, выпуская по 2–3 текста в день, а потом не выдержали.
Тогда мы еще не очень хорошо представляли себе, как следить за тем, что и почему читает наша аудитория. Поэтому поставили метрику от Яндекса и периодически смотрели, что и как.Понятно, что общие цифры были мелкие, но два показателя очень нас радовали.
Первой мыслью насчет продвижения и других аудиторных вещей было — соцсети. Для нового ресурса в городе, где уже есть порядка 10 интернет-изданий, важно было, как нам казалось, создать некоторое сообщество вокруг проекта. А поскольку бюджета на продвижение у нас не было, мы тему социальных сетей решили взять за основу. Мол, там бесплатно и просто (на самом деле, нет).
Начали мы с тизеров еще до запуска. Месяц мы тихонько промывали всякую звездную тему. Постили новости, где было что-то про звезды (ролики NASA, информацию про пермский футбольный клуб «Звезда-2005»). И к запуску уже имели некоторое количество подписчиков. 15 сентября Сверхновая родилась.
Роман с Яндекс.Новости
Через 4 месяца после запуска журнала, мы решились на эксперимент. Ходили слухи, что ресурсы, которые попадают в Яндекс.Новости, получают существенный прирост в трафике. И мы решили туда попасть.
Понятно, что трафик, конечно, поднялся. Но наши любимые маркетинговые показатели пошли вниз.
Зато трафик рос на протяжении нескольких месяцев — с декабря 2014 по май 2015, когда случился серьезный спад. Летом мы смогли продержаться на волне пары-тройки коротких новостей и «комет» (длинных новостей). Также летом вышел наш второй по количеству просмотров материал — карточки про Фонд капремонта (тогда мы еще не знали, что такое редакционные метрики, да и особой нужды не было в них — мы переживали и до сих пор переживаем маркетинговый рост). А в сентябре мы опубликовали наш самый популярный (опять же по маркетинговым показателям) текст за все время существования проекта — «Почему дорога в аэропорт такая кривая?».
Эти материалы не имели особого успеха у Яндекс.Новости, они были длинными, с кучей разной информации и мультимедиа, но хорошо пошли в соцсетях.
Кроме того, мы осознали, что наши новости — это тоже не показатель успеха. Мы пишем то же самое, что и другие, только медленнее и меньше по количеству.И наш роман с Яндекс.Новости дал трещину.
Большие новости
Мы поняли, что если делать те же самые новости, но выбирать из них темы, где мы сможем создать добавленную стоимость, тогда гонка за качественным трафиком станет спортивнее.
Поэтому с 1 декабря мы делаем новости вот так:
И по фигу, что с таким подходом нам не быть первыми. Мы и не стремимся делать breaking news из каждой новости. Наша задача — углубиться и ответить на простой вопрос: «Зачем нашему читателю это знать?» или добавить что-то интересное.
Мультиплатформенность
Параллельно мы развиваем еще одно направление, которое нам кажется перспективным — мультиплатформенность издания.
Скучно, когда единственная цель — затащить пользователя на наш сайт. Он будет упираться, потому что ему хорошо в его VK, FB… Так, может, лучше мы пойдем к нему и дадим ему все, что он хочет?Отсюда родилась концепция: каждый наш профиль в соцсетях — это отдельное новостное медиа. Там есть как наши новости с сайта, так и новости других ресурсов со ссылками (или без, а чисто, так сказать, нативные для каждой соцсети вещи: картинки, видео, плейлисты).
В этой концепции главное — курирование материалов, отбор из общей ленты нашего сайта и ленты городских и краевых новостей.
Мы пытаемся превратить социальные сети в полноценные сетевые издания для определенной аудитории с некоторой независимостью от сайта. Таким образом, планируем создать большую издательскую платформу, каждая из составляющей которой должна работать на свой сегмент аудитории, продвигая бренд «Звезда».
- ВКонтакте — новости, статьи с сайта, веселье, репосты, афиша, плейлисты;
- Facebook — все по-серьезному, это наш главный социальный источник трафика;
- Twitter — все подряд, включая свои рубрики типа #breakingperm;
- Instagram — объясняем новости с помощью коротких видео-роликов.
Очевидно, что эти площадки имеют свои особенности и свою аудиторию, для которой контент необходимо доносить в свойственном формате. Этим и занимаются оба наших редактора соцплощадок — Наташа Фомина и Тимур Абасов.
За последние 4 месяца трафик из соцсетей и остальных источников формируется следующим образом:
Что будет, как говорят плохие журналисты, «время покажет». Пока что рано говорить о результатах. Тем более, что мы сделали еще и редизайн.
Бесконечность
Кроме визуального фейслифтинга при редизайне, мы добавили кое-что техническое. Например, бесконечный скроллинг материалов.И за неделю, которая прошла после обновления (с 1 по 8 декабря), наши любимые цифры снова вернулись в нормальные позиции:
Для нового сайта нам пришлось основательно переписать код и все стили оформления. Теперь на сайте очень много Ajax, что делает «Звезду» быстрой и, как нам кажется, удобной и красивой.
Кроме того, переписав код и унифицировав систему стилей, мы получили возможность масштабировать наш проект: создавать другие сайты в рамках «Звезды» на базе той сетки и системы стилей, что есть сейчас. И, конечно, благодаря этому мы теперь можем добавлять новые сервисы и функции, просто прикручивая их к нашей сетке без лишних телодвижений.
И да — это все еще Wordpress.
Обновили главную, отказавшись от фильтрации «Новое» / «Популярное» в пользу более понятных «Новости» и «Истории». Существенно доработали адаптивность и кое-какие разделы сайта — типа «Картотеки». И, конечно, вернули индикатор меню — тот самый «гамбургер». Правда, как в старой версии сайта меню никому не нужно было, так и сейчас мы к этому настроены скептически. Но — посмотрим.
Что дальше?
А дальше мы будем продолжать то, что начали не так давно и о чем сейчас рассказали.
Мы уже месяц следим за редакционными метриками — пытаемся понять, как нам делать материалы, чтобы люди их дочитывали до конца. Поставили Chartbeat, например. Изучаем.
В конце концов, это нужно не только редакции, но и нашим продажникам — продавать-то мы хотим не просто количество пользователей, а их внимание.
medium.com


