Аналитика культурологии. Аналитика культурологии электронный журнал
Регистрация журнала | Аналитика культурологии
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС 77-32051 от 22 мая 2008 г.

Электронное научное издание «Аналитика культурологии», 2004.Журнал зарегистрирован ФГУП НТЦ «Информрегистр».
Электронное научное издание «Аналитика культурологии» является сетевым электронным изданием. Оно публикует научные статьи и краткие сообщения, отражающие достижения в области культурологии и смежных науках.
Все публикации рецензируются. Доступ к журналу бесплатен.
Журнал является реферируемым, прошел экспертизу у ведущих специалистов РАН и МГУКИ, информация о нем размещается в сетевых базах данных.
Адрес в сети Интернет: www.analiculturolog.ru.
Электронное научное издание «Аналитика культурологии» — это концептуальные основы культурологии (теории культуры, философии культуры, социологии культуры, истории культуры), ее методология, аксиология, аналитика. Это новое слово в культуре научного и общественно-научного диалога.
Материалы опубликованные в электронном научном издании «Аналитика культурологии» учитываются при защитах диссертационных работ (кандидатских и докторских) ВАК РФ. При написании научных работ и диссертации соискатель обязан давать ссылки на научные работы, опубликованные в электронных научных изданиях.
Учредитель электронного научного издания «Аналитика культурологии» – Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Юридический адрес: 392226, Россия, Тамбов, Интернациональная, 33; кафедра культурологии ТГУ. Официальный сайт: www.tsutmb.ru. Адреса электронной почты: ; .
Электронное научное издание «Аналитика культурологии» предъявляет к авторским публикациям требования, изложенные в Положении о порядке регистрации электронных научных изданий. Все материалы, представляемые в электронное научное издание «Аналитика культурологии», подлежат рецензированию и, при условии положительного заключения рецензентов, размещаются на данном сайте. Отбор экспертов-рецензентов – полномочия редакционного совета. Материалы для публикации должны соответствовать требованиям, предъявляемым к авторам.
analiculturolog.ru
Выпуск 1 (34), 2016 | Аналитика культурологии
Автор(ы) статьи: Ромах Ольга Викторовна – профессор Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, Редкозубова Ольга Сергеевна – кандидат философских наук, Москва,Раздел: Социальная культурологияКлючевые слова:смех, смеховая культура, ирония, гротеск, сатира.
Аннотация:В статье рассматриваются онтологические, семиотические, психологические и социальные основания смеха как основы смеховой культуры. Смех трактуют в нескольких позициях – как реакцию человека на юмор, веселую ситуацию, смешное положение или жестикуляцию, неожиданную реакцию кого-то, или реактивность на физическое состояние – щекотку, например или что-то подобное. Когда смех является и проявлением удовольствия и выражением негодования. Во всех случаях смех – особое состояние включающее в себя определенные звуки, движения мышц, дыхательного аппарата. Физиологи указывают, что смех чрезвычайно важен и нужен для здоровья, если в улыбке участвует 17 мышц лица, то в смехе задействовано 80 мышц лица и тела. Смех не только расслабляет, но глубоко массирует весь организм. Причем расслабление касается не только физиологии, но и психики. Не случайно релаксологи настоятельно рекомендуют смеяться (но лучше – хохотать!!!) ежедневно как минимум 30 минут. Осмеянная ситуация перестает быть гнетущей, страшной. Коль по отношению к ней появился смех, то ее можно рассмотреть с разных точек зрения и найти удобоваримый выход. В силу этого смех – не только психо-физиологический акт, но и способ решения проблем, поиск решений.
Текст статьи:
Смех – это спасательный круг на волнах жизни.
Ф. Рабле.
Смех – это особое и вместе с тем, естественное состояние человека, демонстрирующее радость жизни, здоровье, самореализацию, комфортное ощущение себя в мире. Человек должен находиться в этом состоянии, культивировать его в себе, находить радость и уметь смеяться. Позитивные переживания необходимы людям как воздух и вода. Без смеха жизнь превратилась бы не только в однообразную вереницу дней, но и потеряла бы смысл. Вследствие этого, социум рассматривает его (смех) как базовую составляющую гармоничного и позитивного развития человека и человечества в целом, тщательно и издавно изучая его в разных аспектах. Смех трактуют в нескольких позициях – как реакцию человека на юмор, веселую ситуацию, смешное положение или жестикуляцию, неожиданную реакцию кого-то, или реактивность на физическое состояние – щекотку, например или что-то подобное. Когда смех является и проявлением удовольствия и выражением негодования. Во всех случаях смех – особое состояние включающее в себя определенные звуки, движения мышц, дыхательного аппарата. Физиологи указывают, что смех чрезвычайно важен и нужен для здоровья, если в улыбке участвует 17 мышц лица, то в смехе задействовано 80 мышц лица и тела. Смех не только расслабляет, но глубоко массирует весь организм. Причем расслабление касается не только физиологии, но и психики. Не случайно релаксологи настоятельно рекомендуют смеяться (но лучше – хохотать!!!) ежедневно как минимум 30 минут. Осмеянная ситуация перестает быть гнетущей, страшной. Коль по отношению к ней появился смех, то ее можно рассмотреть с разных точек зрения и найти удобоваримый выход. В силу этого смех – не только психо-физиологический акт, но и способ решения проблем, поиск решений.
Смех всегда ценился социумом, во все времена люди с чувством юмора были душой общества, но помимо них, шуты, шутихи всегда были почитаемы во всех слоях общества, так как могли снять напряжение, смягчить ситуацию, в шутливой форме открыть на многое глаза. Такая социальная оценка способствовала формированию громадного пласта смеховой культуры, который существовал, развивался и расширялся, создавал новые формы и жанры.
Термин «смеховая культура» широко используется исследователями комического и смехового мира (М.М. Бахтиным, Д.С. Лихачевым, В.Я. Проппом, Л.Е. Пинским, С.С. Аверинцевым и др.). В фундаментальных культурологических трудах раскрывается феномен смеха именно через его изучение в контексте историко-культурной заданности. Каждая эпоха и каждый народ обладает особым, специфическим для них чувством юмора и комического, которые иногда непонятны и недоступны для других эпох.
Смех есть событие сугубо динамическое — одновременно движение ума и движение нервов и мускулов: порыв, стремительный как взрыв, — недаром ходячая метафора говорит о «взрывах смеха» — захватывает и увлекает одновременно духовную и физическую сторону нашего естества. Это не пребывающее состояние, а переход, вся прелесть и весь смысл которого — в его мгновенности. Смех — это не свобода, а освобождение; разница для мысли очень важная. В процессе смеяния человек освобождается от неловкости, страха, ставшего очевидным непонимания и др. Он (смех) – результат преодоления себя прошлого и утверждение новых качественных состояний. Одновременно с этим, смех – мощное релаксирующее средство. Не случайно выражения: «падать от смеха» и т.п. позиционируют именно полное раскрепощение, освобождение от негативных эмоций, неуверенности в себе, трудностей, комплексов.
Смех относится к разряду состояний, обозначаемых на языке греческой философской антропологии как — «не то, что я делаю, а то, что со мной делается». Это, в обязательном порядке, правильное реагирование на конкретную ситуацию, в которой есть что-то смешное, веселое, нахождение и гиперболизация которого показывает не только разумность человека, но и наличие у него чувства юмора, которое, как утверждают классики исследования смеховой культуры, невозможно приобрести, так как имеет оно генетические корни. Видя, понимая и имея смелость признать юмористичность положения, люди искони смеялись над физической трудностью, чтобы одолеть ее в себе самом. Смех — зарок, положенный на немощь, которую человек себе запрещает, и одновременно разрядка нервов при невыносимом напряжении. Смех — на то и смех, на то и стихия, игра, лукавство, чтобы в своем движении смешивать разнородные мотивации, а то и подменять одну мотивацию — другой. Начав смеяться, люди словно поднимают якорь и дают волнам увлечь себя нас в направлении, заранее непредсказуемом. Над чем именно и почему именно мы смеемся, причина-категория чрезвычайно гибкая, динамичная и изменчивая. Сама ситуация, если и остается неизменной, то в процессе смеха в ней обнаруживаются все новые нюансы, разворачивающиеся в разных направлениях, где всегда возможна игра смысловых переходов и переливов; чем, собственно говоря, смех и живет. Это чувствует каждый, кто не обделен либо вкусом к смеху и опытом смеха, либо, с другой стороны, духовной осторожностью, т.е. примерно тем, что в аскетике принято называть даром различения духов. Мы по опыту знаем, сколько раз совесть ловила нас на незаметных подменах семантических предметов смеха, на внутренних отступничествах и сдвигах духовной позиции, которые именно смех делал возможными.
Наиболее распространенной формой смеха является насмешливый смех, который выражается в различных видах комического. Выделяя различные виды смеха по причинам, вызывающим смех, он определяет: смешное в природе — то, что в той или иной мере напоминает человека; физические недостатки человека, которые разоблачают недостатки духовного мира; комизм сходства, комизм отличий; комизм человека в обличье животного (на примерах из литературы), когда образ животного помогает ярче показать недостатки человеческого характера или поведения; то же в отношении человека и вещи; осмеяние профессий; пародирование, комическое преувеличение; посрамление воли, когда оказывается, что воля человека недостаточно сильна для реализации того или иного плана, особенно грандиозного, значительного; одурачивание; алогизмы; ложь — в качестве средства провокации смеха и многие другие виды смеха. Иначе говоря, физическая, умственная и моральная жизнь человека может стать объектом смеха в жизни. Существо смеха связано с раздвоением. Смех открывает в одном другое – не соответсвующее, в высоком – низкое, в духовном – материальное, в торжественном – будничное, в обнадеживающем – разочаровывающее.
Смех – одно из средств общения между людьми. С помощью смеха передается нечто другому человеку, и в то же время смех – внешнее выражение внутреннего состояния людей.
В народе говорят, что смех действует даже на того, на кого уже вообще ничего не действует. Эта пословица еще раз подтверждает силу позитивного и радостного настроя, силу его воздействия даже на самых закоренелых пессимистов.
Л. Карасев все видимое многообразие различных проявлений смеха принципиально свел к двум основным типам. Первый тип смеха связан с ситуациями, когда человек телесное ликование. Этот тип Л.Карасев называет «смехом тела» и относит к разряду состояний, которые характерны не только для человека: нечто похожее можно увидеть и у животных, которым также знакомы радость и физическое удовольствие. Второй тип связан с собственно комической оценкой действительности. Этот вид смеха может включать в себя элементы только что названного типа, однако его сущность в том, что он представляет собой соединение эмоции и рефлексии. Этот тип получил название «смеха ума».
Если первый тип — «смех тела» — по преимуществу относится к «низу» человеческой чувственности, то второй – «смех ума» — к ее «верху». «Смех ума» — это тот самый смех, который имел в виду Аристотель, когда писал о способности смеяться, как о специфической черте человека, отличающей его от животного. Но одновременно с этой точкой зрения можно с уверенностью сказать, о том, что смех – это проявление радости, позитивного состояния человека. Смеяться – это проявлять радость, показывать внутренний настрой. Смех – это не физическое ликование, а внутреннее удовольствие жизнью.
Из всех характеристик смеха в обществе складывается смеховая культура. Общий контекст культуры диктует особенности смехового мира. Смех отталкивается от господствующих ценностно-нормативных принципов, находя им несоответствия, переворачивая их или принижая.
Смех созерцает существующий мир, оценивает его, выворачивает наизнанку и создает свой, смеховой мир.
Смех одновременно представляется и как миросозерцающий, и как миропреобразующий, и как миросоздающий. Как писал М.М. Бахтин: «Смех имеет глубокое миросозерцательное значение, это одна из существенных форм правды о мире в его целом, об истории, о человеке; это особая универсальная точка зрения на мир; видящая мир по-иному, но не менее (если не более) существенно, чем серьезность». Смех раскрывает существование внеофициального мира — праздничного, материально-телесного. Он устраняет одноплановость и однозначность миропонимания. Смех переворачивает «нормальный» мир, показывает его изнаночную сторону, открывает «голую» правду, создает свой, изнаночный мир. По словам Д.С. Лихачева смеховой мир является скорее не оппозицией мира официальных отношений, а обратной его стороной, «антимиром». «При этом антимир противопоставлен не просто обычному миру, а идеальному миру, как дьявол противостоит не человеку, а Богу и ангелам». В различных культурах смеху отводились определенные моменты, когда он опрокидывал официальный порядок и становился полновластным хозяином в мире (карнавалы, скоморошеские праздники и др.). Были специальные служители смехового мира — люди, которым было позволено быть смешными, смеяться или смешить (шуты, скоморохи, балагуры, дураки, юродивые и др.).
Смеховая культура в России всегда была особой и неоднозначной. Возможно, одна из причин этого в отсутствии резкого различия между официальной и народной культурами. Православный идеал аскетичности и послушания отвергал все то, что давал смех — свободу, господство материально-телесного. В некоторое противоречие с этим вступали такие национальные черты как свободолюбие, безудержность, стремление к преодолению преград. Поэтому смеху в России с древних времен и до наших дней отводилось особое место, именно он разрешал противоречие внутри русской души. Отношение к нему было более нетерпимое. «Домострой» запрещал смеяться и играть с ребенком. Если католичество старалось укротить смех, приручить его, то православие резко его запрещало — отсюда родилась характерная черта русского народа: «смеяться, когда нельзя!..».
Тот, кто смеялся, изображал себя дураком, глупым — вызывал смех над самим собой. «Смешащий «валяет дурака», обращает смех на себя, играет в дурака. Функция смеха — обнажать, обнаруживать правду, раздевать реальность от покрова этикета, церемониальности, искусственного, неравенства, от всей сложной знаковой системы данного общества. Обнажение уравнивает всех людей. При этом дурость — это та же нагота по своей функции. Дурость — это обнажение ума от всех условностей, от всех форм, привычек. Поэтому-то говорят и видят правду дураки. Они честны, правдивы, смелы. Они правдолюбцы, почти святые, но только «наизнанку».
Особая национальная русская форма смеха — балагурство, которое служит обнажению слова, его обессмысливанию при помощи рифмы и этимологии слов. Скоморошество — своеобразный русский аналог западного шутовства — является так же неотъемлемой частью русской культуры.
Из выше сказанного можно дать определение смеховой культуре, которая представлена как культурно-психологический феномен: элементами которого являются: гротеск, ирония, юмор, пародия, сатира; и в котором выражается способность человека к комической оценке действительности.
Смеховую культуру можно подразделить на:
иронию, которая есть прием контраста видимого и скрытого смысла сказанного, создающий эффект насмешки или лукавства. Ирония выражает отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения.
карикатуру — особый жанр изобразительного искусства, объединяющий изображения, в которых:сознательно создается комический эффект;соединяется реальное и фантастическое; преувеличиваются и заостряются черты лица, фигуры, формы поведения, что в целом нацелено на показ определенной черты человека.
Пародирование — подражание, повторяющее особенности оригинала и выражающее критически-насмешливое отношение к отдельным героям, идеям, стилистическим особенностям источника.
Сатира — безоговорочное осуждение путем осмеяния пороков отдельных сторон общественной жизни, приносящих вред человеку и обществу.
Юмор. Humour. — особый вид комического, сочетающий:насмешку и сочувствие; внешне комическую трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным.
Черный юмор. Черный юмор — юмор, в основе которого лежат мрачные или отвратительные факты, преподносимые в гротескном виде.
Черный юмор является отличительной чертой театра абсурда.
Но в целом сущность смешного остается во все века одинаковой, однако преобладание тех или иных черт в «смеховой культуре» позволяет различать в смехе национальные качества и черты эпохи.
Смех – это душевное состояние, способность получения удовлетворения от жизни. Смеховая культура – это душевное состояние всего общества, способность гармонично развиваться.
Феноменология смеховой культуры чрезвычайно сложна и социальна значима. Она формирует чувство взаимного доверия и радости между людьми, является психологической разрядкой отрицательных чувств, отрицательные чувства (горе, гнев) трансформируются в нечто противоположное, в источник смеха, полезна и благотворна для всего психофиологического состояния человеческого организма. Известно, что веселые и часто смеющиеся люди реже болеют, если заболевают, быстрее выздоравливают и др. Смеховая культура дает возможность видеть больше, умение обнаруживать в совсем разных вещах общую радостную сущность, а потом выявлять ее, не вдаваясь в многочисленные подробности. Она способна вырвать даже научные проблемы из их обычных связей и посмотреть на них под совершенно новым углом зрения, что является свидетельством имеющихся чувства юмора, радости, богатых ассоциаций и воображения – столь необходимы для условий творчества. Она трансформируется и развивается на протяжении всей жизни человека.
Те, кто умеют вовремя пошутить, обладают живым и острым умом, а именно такой ум необходим для творчества. Они быстро улавливают несоответствие между мечтой и реальностью, вымыслом и действительностью, между внутренним и внешним, они быстро выходят из сложных и запутанных ситуациях, ищут оригинальные пути решения всевозможных проблем – а именно это одной из важных условий развития и созидания.
LAUGHTER AND LAUGHTER CULTUREROMs Olga Viktorovna – Professor of Tambov state University. G. R. Derzhavin,Redkozubova Olga Sergeevna – candidate of philosophical Sciences, Moscow,
Abstract. The article discusses the ontological, semiotic, psychological, and social foundations of laughter as the basis of the culture of laughter. Laughter is interpreted in multiple positions – as the human response to humor, funny situation, funny position or gestures, unexpected reaction someone, or reactivity on physical state – tickling, for example, or something like that. When laughter is a manifestation of pleasure and an expression of indignation. In all cases, laughter is a specific condition involving certain sounds, movements of the muscles of breathing apparatus. Physiologists indicate that laughter is extremely important and necessary for health, if involved in a smile 17 muscles of the face, the laughter involved 80 muscles of the face and body. Laughter not only relaxes, but deeply massaging the entire body. Moreover, the relaxation applies not only to physiology, but also of the psyche. It is no accident relaxology strongly recommend that laugh (but it is better to laugh!!!) daily at least 30 minutes. Mocked the situation ceases to be oppressive, scary. Kohl to her came the laughter, it can be seen from different points of view and to find a palatable exit. The laughter is not only the psycho-physiological act, but also a way of solving problems, finding solutions.
Keywords: laugh, laughter culture, irony, the grotesque, satire.
Литература:
Аверинцев С.С. Бахтин и русское отношение к смеху //От мифа к литературе. М., 1993.
Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986. с.513-514.
Бергсон А. Смех. М., 1992.
Карасев Л.В. Философия смеха. РГГУ., 1996.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1984.
Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1997. С. 28.
analiculturolog.ru
Выпуск 2 (6), 2006 | Аналитика культурологии
Автор(ы) статьи: Пронина Людмила АлексеевнаРаздел: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИКлючевые слова:гештальобразование, целостные блоки информации, схемы-паттерны мышления, конфигурация ситуации обучения
Аннотация:В статье рассматриваются шештальобразовательные концепции образования, рассмотренное как стимулирующее или пробуждающее образование, открытие себя или сотрудничество с самим собой и другими людьми. Гештальтобразование – это передача целостных блоков информации, качественная смена схем-паттеров мышления, перестройка самой конфигурации ситуации обучения. Попытаемся пояснить, почему современное образование мы определяем как гештальтобразование.
Текст статьи:
Современные ведущие образовательные концепции мы определяем как гештальтобразование. В данном случае процедура обучения, способ связи субъектов образовательного процесса мы рассматриваем как нелинейную ситуацию открытого диалога, прямой и обратной связи, солидаристического образовательного продвижения, попадания (в результате разрешения проблемных ситуаций) в один самосогласованный темпомир. По мнению Е.Н. Князевой, гештальтобразование — это стимулирующее или пробуждающее образование, открытие себя или сотрудничество с самим собой и другими людьми. Гештальтобразование – это передача целостных блоков информации, качественная смена схем-паттеров мышления, перестройка самой конфигурации ситуации обучения. Попытаемся пояснить, почему современное образование мы определяем как гештальтобразование.
Во-первых, в последние годы во многих странах получает распространение идея непрерывного образования, которую поддержали многие страны. Из разработанных проектов модернизации образования следует отметить проект ЮНЕСКО «Образование для 21 века», который в своей основе использовал идеи непрерывного образования. В проекте выдвинуты четыре тезиса: научиться жить вместе; научиться приобретать знания; научиться работать; научиться жить. Проект обосновывает необходимость развивать знания о других нациях и народах, их истории, традициях и образе мышления [3]. Образование должно носить творческий характер и стать основой нового мышления. Необходимо научиться приобретать знания, так как происходят быстрые изменения, связанные с научным прогрессом и новыми формами экономической и социальной деятельности.
В условиях информатизации образование должно иметь опережающий характер, что связано с несколькими причинами. Во-первых, следует отметить интеграцию образования и фундаментальной науки. Во-вторых, сегодня наука формирует новую мировоззренческую парадигму, в основе которой ноосферное сознание, системно-деятельностное и системно-информационное мировоззрение, а учение о ноосфере получает все большее распространение. Идея опережающего образования и его роль в грядущей информационной цивилизации разрабатывается с 90-х годов двадцатого столетия. Нам близка модель А.Д. Урсула [7,8]. Образование рассматривается как процесс и результат усвоения человеком предшествующей культуры, в том числе систематизированных знаний, умений, навыков и опыта. Поэтому можно сказать, что оно имеет информационную природу, так как происходит трансляция культурной информации, накопленной предшествующими поколениями следующим поколениям. В этом случае «информационная система образования должна реализовать механизм опережающего отражения, моделируя информационные сценарии будущего, помогая из настоящего управлять будущим» [9, с.3]. Образовательная система приобретает ноосферно-информационную ориентацию. Такая ориентация и определяет наиболее важные ее черты, среди которых отметим: возникновение и развитие глобальной системы образования; непрерывность образования в течение всей жизни человека с превалированием самообучения; рост разнообразия образовательных стандартов и специальностей; переход к проблемно-активному типу обучения и т.д.
Взаимосвязь устойчивого развития и образования положена в основу предлагаемой интегративной и в перспективе системной модели опережающего образования или ноосферной модели образования. Данная концепция предполагает устойчивое развитие общества, которое ориентируется на трансформацию всех сфер жизнедеятельности человека и человечества и, в частности, любого направления и сферы деятельности. Относительно образования это означает, что должна быть создана такая модель образовательной системы, которая могла бы адаптироваться к новым условиям цивилизационного развития. В этом случае образование должно представлять собой управляемую опережающую систему, которая предвидела бы и удовлетворяла потребности формирующегося общества.
Наконец, третья концепция, которую мы посчитали необходимо выделить, — это открытое образование. «Открытое образование – это незамкнутая, самоорганизующая система, а само образование есть процесс развития свободных, самоактуализирующихся личностей. Философия открытого образования должна побуждать в ученике осознание себя полноправным субъектом образовательного процесса. Учащийся должен получить возможность свободного исследования в образовательной среде, где есть необходимые инструменты и материалы, есть и педагог, и ко всему этому есть открытый доступ» [6, c.85]. Данная концепция стала весьма популярной в мире. В реальности это означает, что открытая система образования строится на едином культурном пространстве, принципах и технологиях открытого доступа к образовательным ресурсам. Оно дает свободный доступ к информационным и информациологическим ресурсам, предоставляет широкую свободу выбора стратегии образования (что практически отсутствует в традиционной системе).
Анализ основных идей и направлений модернизации системы образования позволяет сделать следующий вывод: во всех звеньях образовательных систем повышенное внимание уделяется проблемам создания и использования информации, информационных и информациологических ресурсов, которые выступают как стратегический ресурс развития образования, компонентов культурно-образовательной среды. Практически образовательную деятельность можно определить как культурно-инновационно-информационную деятельность. На наш взгляд, все существующие образовательные концепции имеют ярко выраженную информационную основу. Поэтому мы определяем их как гештальтобразование.
В связи с этим целесообразно использовать синергетический подход для определения стратегий развития образования как модели жизнедеятельности в условиях дальнейшей информатизации. Поэтому мы попытаемся построить синергетическую модель гештальтобразования, которое определяем как культуросообразную модель жизнедеятельности в условиях информатизации.
В данной модели в наибольшей степени сказывается антропный, постнеклассический характер синергетики, в процессах диалога и развитии самореферентных систем. Примеры педагогического мастерства и авторских методик можно рассматривать как примеры, образцы использования синергетических подходов, но сегодня наиболее актуальная проблема - это научить педагога осознанно создавать свою, только ему присущую методику и стиль, а обучающийся должен «погрузиться в образовательный процесс», развивая собственные образовательные потребности. Такой подход позволяет рассматривать гештальтобразование как фактор жизнедеятельности человека.
Гештальтобразование основывается на определенном понимании мира и человека, то есть мировоззренческие представления определяют его цели и задачи, содержание, принципы и методы. По нашему мнению, научную картину мира современности целесообразно характеризовать следующими понятиями и принципами: «нелинейные системы», «диссипативные структуры», «флуктуации», «бифуркации», «коэволюция» и т.д. Сегодня подчеркивается роль необратимых процессов, случайности и хаоса как конструктивных механизмов самоорганизации открытых систем, что в корне изменяет наши представления о природе, раскрывается новое понимание единства человека, природы и общества. В непрерывности становления многоуровневого единства ноосферы особое место занимает человек как субъект познания и в то же время источник сил, меняющих инфосферу. Синергетическая концепция доказала невозможность сведения всего многообразия явлений и процессов в мире к механистическим представлениям. Поэтому гештальтобразование должно отражать данные изменения и развиваться по законам развития синергетики культуры, в этом причина приоритета информационной базы в современных концепциях.
Благодаря синергетической парадигме можно сформулировать методологические принципы развития системы гештальтобразования, где базовый параметр – открытость. Применительно к гештальтобразованию мы выделяем такие критерии, как неравновесность, нелинейность, ибо оно достаточно чувствительно к внешним воздействиям – потокам культурной информации извне. Постоянный приток новой культурной информации, новых знаний является причиной развития неустойчивости с соответствующими периодами стабилизации, реформирования. В тоже время образование, как система, достаточно консервативно, отличается многообразием, избыточностью элементов, поэтому можно наблюдать периоды относительной устойчивости (например, реализация конкретных методик, образовательных программ, подходов и т.п.). Благодаря этим качествам, гештальтобразование отличается адаптивностью, динамикой и развитием. Для сложноорганизованных систем открытого типа (к ним мы относим и гештальтобразование) характерна постоянная изменчивость и стохастичность. Гештальтобразование мы отнесли к такой системе, так как данные характеристики отражают его суть. Постоянное взаимодействие с изменчивым культурным пространством стимулирует переменчивость в гештальтобразовании.
В истории развития цивилизации отразились три типа культурных эпох: архаичная, индустриальная и постиндустриальная (информационная). Каждой эпохе соответствует определенная образовательная модель: архаичной — традиционная, индустриальной — инструктивная и, наконец, постиндустриальной - креативная. На каждом этапе образовательная модель открыта для изменений, причем их накопление явилась причиной смены типа. Информатизация привела к осознанию новой роли теоретического знания, превратившегося в главный источник технологических нововведений. В этот период происходит переход от производства товаров к оказанию услуг (все шире информационных), способ производства – обрабатывающий. Изменяется и основной жизнеобеспечивающий ресурс: им становится сам человек, способный к саморазвитию, самоорганизации, к инновационной деятельности и творческому преобразованию культурной информации. Главный ресурс здесь – интеллект, а главный стимул — это повышение качества жизни. Особую роль начинают играть информационные и информациологические ресурсы. Смыслом педагогики постиндустриальной культуры стала подготовка человека к жизни в быстро меняющемся мире, к самообразованию и саморазвитию «через всю жизнь» адекватно динамике культуры. Признаком этой культуры становится интегративный, неосинкретический характер, она перестает быть отраслевой. В этот период возникает, по выражению А.Моля, культура «мозаичная», которая складывается из множества соприкасающихся, но не образующих конструкций фрагментов, где нет строгих границ между понятиями, между содержанием [5, с.43].
Признаком постиндустриальной культуры является диалогичность как результат социальной диффузии. Постиндустриальная культура подчеркивает уникальность человека, она ориентирована на его пользу, на его самоценность. В связи с этим образовательную модель современности можно определить как креативную, принимая во внимание один из принципиальных признаков этой культуры – творчество как индивидуальную и социальную ценность и основной производственный ресурс. Следовательно, происходит процесс вызревания гештальтобразования в рамках актуальной культуры в силу наличия в ней потенциала саморазвития. «Полихронный» характер культуры, на что обращали внимание Ю.М. Лотман, А.Я.Гуревич, В.С.Степин и др., обусловливает наличие в ней компонентов каждого типа: традиционного, отражающего «в свернутом виде» остатки прежней культуры, актуального, ориентирующего на сиюминутные реалии, и потенциального, выражающего стремление воплотить опережающие идеи. Гештальтобразование, отражая «свою» культуру, содержит те же три компонента. Следовательно, современные концепции образования, как разновидности гештальтобразования, многокомпонентные, вбирают достижения культуры прошлого и настоящего и ориентированы на культурную картину мира. Все активнее происходит передача блоков культурной информации, количественные изменения приводят к качественным – все активнее идет смена схем-паттеров мышления.
Гештальтобразование, как открытая система, содержит подсистемы, которые постоянно флуктуируют, причем отдельная флуктуация или комбинация флуктуацией может стать (в результате положительной обратной связи) настолько сильной, что существовавшая прежде организация не выдерживает и разрушается. Начало ХХ1 века отличается небывалой образовательной мобильностью, все шире распространятся диверсификация образования, внедряются новые образовательные стандарты, одновременно изменяется подготовка по традиционным направлениям и т.д. Гештальтобразование достаточно четко структурируется по различным основаниям: например, учитель – ученик – процессы обучения и воспитания — среда – образованность или диверсификация по уровням и типам образовательных учреждений и т.д. Каждая подсистема ведет себя по-разному в периоды обострения или стабилизации. В переломный момент, обозначаемый как точка бифуркации,принципиально невозможно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие: станет ли состояние гештальтобразования, как системы, еще более хаотическим, или оно перейдет на новый, более высокий уровень упорядоченности, или организации, который можно назвать диссипативной структурой. Именно данные тенденции в развитии образования привели к кризису образовательных систем во многих странах. Лаг и запаздывание в образовании можно классифицировать как флуктуацию или комбинацию флуктуацией. Раздельный анализ развития образования и культуры приводит к расчленению культурно-образовательного пространства, а это значит, что процессы культурного лага и запаздывания могут принять необратимый характер. Культурный контекст гештальтобразования предполагает освоение культурных универсалий, системы «языков» культуры, выявление доминирующих идей и ценностей, которые являются стимулами развития познания в определенном направлении. Это позволяет сформировать проблемное поле наук и определить целевую направленность и смысловые акценты в ту или иную эпоху, связывать его с определенным типом цивилизации. Человек является сердцевиной культуры, а «посредником» и «потребителем» культуры является сфера образования и воспитания. Становление и развитие человека с развитыми культурными потребностями и способностями – это цель культуры и цель гештальтобразования. Когда цели совпадают, гештальтобразование переходит на более высокий уровень, а если нет, то начинает развиваться хаотически.
Гештальобразование мы классифицируем как диссипативную структуру, так как оно отличается когерентностью (ведет себя как единое целое и легко структурируется, где каждый компонент связан с другим, и зависит от информационного состояния системы в целом). Происходящие в образовательной системе флуктуации могут усиливаться, и гештальтобразование эволюционирует в направлении «спонтанной» самоорганизации. Поэтому, несмотря на различные обстоятельства, образование остается стабильным институтом в обществе. Такая модель («порядка через флуктуации») открывают перед нами неустойчивый мир, в котором малые причины порождают большие следствия.
Синергетика свидетельствует о том, что хаос является конструктивным механизмом самоорганизации гештальтобразования, так как рождение нового связано с нарушением привычной системы упорядоченности, с переструктурированием и достраиванием за счет элементов культурной среды, с выходом за пределы исходной системы. Важная особенность гештальтобразования, как диссипативной структуры, состоит в том, что оно способно «запоминать» начальные условия своего формирования и, проходя через точки бифуркации, «выбирает» одно из нескольких возможных направлений дальнейшей эволюции. Об этом мы говорили выше: каждая образовательная модель вбирает возможности предшествующей, дальнейшая эволюция содержит, как детерминистические, так и стохастические элементы. Неравновесность, как исходное состояние гештальтобразования, представляет собой источник ее самодвижения.
К концу ХХ столетия научное познание обнаружило свою ограниченность и предельность на уровне жесткой дифференциации и обособленности. В настоящее время существуют различные способы постижения мира – искусство, философия, мифология, науки и т.д., которые способны выразить лишь какую-то часть реальности. Поэтому возможность более полного понимания зависит от интеграции различных способов освоения мира. В современных условиях определяющей тенденцией познавательного процесса является интеграция. Гештальтобразование, как средство освоения мира, может и должно обеспечить интеграцию различных способов освоения мира, увеличить творческий потенциал человека для свободных и осмысленных действий, целостного и открытого восприятия и осознания мира. Современные образовательные технологии позволяют реализовать данную установку: например, мультимедийные образовательные продукты.
Современные исследования позволяют сформулировать концепцию человеческой жизнедеятельности как системы синергетического уровня, которая характеризуется целостностью, проявляющейся через множество измерений и обусловленной процессами самоорганизации, типичными для открытых систем. Ярким примером выступает человеческая индивидуальность, где личностный образ мира формируется через систему универсалий культуры. Поэтому мировоззренческие категории всегда имеют социокультурное измерение и определяют характер жизнедеятельности людей. Становление, развитие, а значит и образование человека невозможно без личностного переживания, осознания образа мира. Гештальтобразование отражает тезаурус человеческого бытия, где сущности-идеи и сущности-ценности вещей обнаруживаются в упорядоченной композиции, которые реализованы в абсолютном, реальном универсуме. Такой универсум, сосредотачивающий себя в одном индивидуальном человеческом существе, и есть мир гештальтобразования. Его результативность заключается в том, что оно переводит человека из обыденного пространства реальных предметов в совершенно иное культурное пространство, где каждый имеет дело с соотворчеством, сопониманием, соосмыслением и т.п. Ведь гештальтобразование приводит к перестройке конфигурации ситуации обучения. Здесь личность учащегося открыта культурному пространству и сопричастна его созиданию. Гештальтобразование имеет дело с явлениями культурного пространства, где обучение, обращенное к неизвестному будущему, предполагает изменение типа коммуникаций между поколениями, между обучающими и обучаемыми.
Применение и развитие теории самоорганизации в гештальтобразовании дает новый импульс сотворчеству теоретиков и практиков. Так, применяя синергетические представления, апробирован новый метод получения знаний, который был назван «познание зигзагом» (Г.Шефер, Гамбурский университет). Данный метод предполагает развитие ассоциативных связей, обучение самоорганизации. Ситуация совместного творческого освоения мира, когда участники образовательного процесса объединяются в единую структуру, обладающую свойствами функционально ориентированной учебной среды, позволяет реализовать «оптимальные» образовательные траектории для каждого человека. При таком обучении чувства и знания сливаются в одно целостное переживание, которое происходит во взаимодействии с другими людьми, за счет реконструкции ранее имевшегося опыта.
При рассмотрении процесса гештальтобразования как открытого, творческого, в который включены разные составляющие (передача знаний, умений, навыков, схем-паттеров мышления, формирование отношения человека к миру, обретение смыслов, самовыражение, творчество и т.п.) обучение и воспитание предстают как единое целое, которое в принципе разделить невозможно. Реализация данных положений зависит от единства культурного, информационного и образовательного процессов.
На наш взгляд, современная модель гештальтобразования может быть следующая. Мы опираемся на методологию синергетики и считаем, что гештальтобразование – это сложная, открытая, неравновесная, нелинейная система. Если рассматривать гештальтобразование, как сложную систему, то в качестве компонентов мы выделяем:
- субъекты – педагог, учащиеся и культурная среда;
- объект – учащиеся и соответствующие методики;
- процессы – обучение и воспитание;
- средства – каналы продвижения (система образовательных учреждений), методики, информационные технологии;
- результат – образованность, профессиональная культура, информационная культура, культура.
Главные элементы системы — педагог и учащийся, представляют собой взаимосвязанные и взаимообусловленные во взаимодействии необходимые составляющие, позволяющие системе существовать как целому, относительно обособленному в структуре социума. К субъектам мы относим активных участников образовательного процесса, своими действиями-изменениями влияющих на состояние культурно-образовательного пространства: это педагог, ученик и культурная среда между ними, состояние которой обусловлено внутренними и внешними факторами функционирования системы и участников.
Субъект-педагог – это сложная, открытая, нелинейная система, так как педагог - многообразная и целостная личность, способная к восприятию нового, к взаимодействию с другими системами – личностями, обладающая неоднозначной, собственной, исключительной реакцией на изменения образовательного, в целом культурного пространства, способная к новациям, творчеству. Данный субъект активен в своих действиях.
Субъект-учащийся – это также сложная, открытая, нелинейная система, так как учащиеся обладают многообразием способностей, возможностей, черт характера и т. д., восприимчивы к изменениям в культурно-образовательном пространстве, нуждаются для своего существования в новой культурной информации, обладают непредсказуемой реакцией на воздействия со стороны других субъектов культурно-образовательного пространства, и в то же время способны своими изменениями стимулировать изменения отношений между этими субъектами. В этом заключается активность данного субъекта.
Культурная среда как совокупность отношений между субъектами образовательного процесса может рассматриваться как сложная система, содержащая в себе многообразие форм и способов отношений между субъектами. Культурная среда — открытая система, испытывающая на себе влияние отношений более высокого порядка. Это нелинейная система, т. к. разные субъекты, помещенные в одну и ту же культурную среду, изменяются по-разному.
Безусловно, гештальтобразование — открытая система, так как активно взаимодействует с культурным пространством, воспринимает и интерпретирует в своих изменениях процессы, происходящие в обществе. Причем, на наш взгляд, гештальтобразование, прежде всего, осваивает ядро культурного пространства. Система гештальтобразования и культурное пространство становятся взаимосвязанными, коэволюционирующими системами. Для обеспечения этой взаимосвязи гештальтобразование должно моделировать процессы, происходящие в культурном пространстве. Ярким примером является развитие виртуальной части пространства и появление нового направления в образовании – дистанционного. Освоив такую модель, учащийся сможет проецировать систему универсальных законов на актуальные состояния общества, обнаруживать спектр его возможных состояний, т. е. прогнозировать будущее, благодаря чему появляется реальная возможность предварить изменения в обществе готовностью к своим собственным изменениям. Развивающееся Интернет-образование должно следовать основным принципам культурологии образования, отражающим фундаментальные свойства культуры и образования в их взаимосвязи. Такое образование должно обеспечивать систему культурных функций, выражающих суть интернет-культуры, ее содержание и основные компоненты, реализуя принцип культуросообразности. С учетом продуктивной сущности культурного пространства гештальтобразование отвечает принципу продуктивности. Оно должно отвечать требованиям мультикультурности, то есть отражать интернет-культуру, как сложный процесс взаимодействия всех типов локальных культур, в том числе национальных, и субкультур. Тогда интернет-образование (как разновидность гештальтобразования) можно рассматривать как культурный процесс, связанный с передачей общечеловеческих ценностей и творческого опыта, с созданием благоприятных условий для культурного саморазвития и самореализации личности, самоопределения и адаптации в современном культурно-образовательном пространстве. Это культурная деятельность субъектов образования, организованная посредством новых информационных технологий, отличающаяся творческим характером, нацеленная на создание новых образцов культурного наследия и самоутверждение личности. В целом Интернет - это полисистемное культурно-образовательное пространство, а Интернет-образование – это современный тип гештальобразования.
Открытость гештальтобразования создает многообразие интересов, обращенных к нему со стороны общества и многообразие форм учебной деятельности, обеспечивающей формирование личности педагога и ученика, соответствующей не только сложившемуся культурному многообразию, но и возможному многообразию будущего. Открытость делает гештальтобразование способным воспринимать инновационные тенденции извне, со стороны изменившегося общества, встречать это воздействие внутренними потребностями и возможностями изменить формы преподавания учебных дисциплин и управления образовательным процессом.
Гештальтобразование - это неравновесная система, что связано с постоянным появлением новшеств и инноваций, но и сохранением традиций, что является причиной внутреннего многообразия. Это обстоятельство формирует ряд внутренних противоречий в такой системе. Так, например, противоречие между устойчивостью и изменчивостью вызвано тем, что гештальтобразование, призванное транслировать культурные образцы (т.е. по необходимости обладает консерватизмом), и в то же время оно изменяется в связи с изменениями социума. Противоречие между единством и многообразием выражается в необходимости поддерживать педагогические новации, и в то же время сохранять единство и общность требований к результатам образовательного процесса, к содержанию образования, представленного, например, образовательными стандартами. Перечень противоречий можно продолжать, но специфика синергетического подхода состоит в том, что эта противоречивость является внутренним источником изменения и развития гештальтобразования. Наличие многообразных и взаимоисключающих тенденций в системе делают ее чувствительной к воздействиям социума, способной к эволюционным изменениям.
Наконец, гештальтобразование — нелинейная система, так как во всех формах взаимосвязи сохраняет свою специфику, относительную обособленность и единство. Поэтому реакция гештальтобразования на изменения в обществе не является однозначно детерминированной. Так, гештальтобразование не просто отражает изменения в обществе, а производит определенную их селекцию (на основе информационного анализа и синтеза). Поскольку гештальтобразование обеспечивает будущее, ее изменения отражают в первую очередь потенциальные состояния общества. Многообразие потенциальных состояний выражает неопределенность будущего, благодаря чему система гештальтобразования имеет несколько вариантов своего изменения и открыта не только настоящему, но и будущему. Сегодня мы наблюдаем реализацию различных образовательных концепций (но построенных на едином базисе), о которых говорилось выше.
Критерием эволюции гештальтобразования можно считать устойчивость. Безусловно, в данном случае этот критерий является «человекомерным». Он связан с увеличением меры свободы, самоопределения личности в культуре, что обеспечивается системой гештальтобразования. Поэтому не нужно разделять процессы воспитания и образования, необходимо искать их единство на новой основе, в частности культурно-информационно-образовательной.
Цель гештальтобразования – способность к самостоятельному суждению, выбору, поступку; научить человечности («мере жизни»), то есть состраданию, терпимости, доброте и справедливости. Перемены в экономике, общественной жизни и культуре требуют трансформации системы подготовки специалистов, выработки и осуществления нового механизма вхождения в жизнь человека, обладающего необходимыми социальными и профессиональными качествами, которые дает ему образование. По мнению В.С.Библера, образование – это своеобразный мост, ведущий к новому устройству культурного мира [1].
Современное культурное пространство качественно изменило не только подходы, но и само гештальтобразование. Сегодня оно развивается на основе интересов локальных и интернациональных сообществ, благодаря легкодоступной коммуникации, свободе доступа к культурной информации (культурные и арт-серверы, листы-рассылки, видеоконференции) и т.д. Дальнейшая информатизация образования сопровождается преобразованием профессиональных характеристик и созданием новых областей деятельности. Самый большой спрос возникает на специалистов междисциплинарного профиля, которые интегрируют в себе знания, умения и навыки в области технических, прежде всего, компьютерных и гуманитарных, управленческих технологий. На стыках технологий рождаются новые профессии, рынки труда буквально «взрываются», появляются новые специальности, по которым еще не создано новых программ и нет соответствующих средств обучения. Новые технологии диктуют новые типы профессий и специалистов нового уровня, способных к работе в команде, коммуникабельных, надежных, умеющих связать знания экономики с техническими навыками и творческим талантом. Информатизация привела к появлению профессий и должностей, которых раньше просто не было на рынке труда: это специалисты в области информационно-коммуникационных технологий — менеджер по управлению информацией и знаниями, медиа-дизайнер, ведущий Интернет-видеоконференций в режиме он-лайн; оформители и художники — специалисты по компьютерной графике, редакторы сети и т.д.; техники и администраторы сети, web – дизайнер, web – мастер, консультанты и продавцы — консультанты по электронной обработке данных, информационные брокеры и т.д. В связи с этим возникает проблема подготовки специалистов и повышении их квалификации. Ведь в этом случае необходимы не только технические знания, но надо знать и многое другое: например, создание мультимедиа в сфере культуры требует знания информационных технологий и культурологии. В 2003 году количество менеджеров, недовольных ИТ-специалистами, возросло до 57% против 46%, имевших претензии к квалификации подчиненных в прошлом году [10, с.93]. Данные тенденции свидетельствует об эффективности и рациональности гештальтобразования, где информационная составляющая относится к числу приоритетных.
Инновационность современных стратегий гештальтобразования опирается на информатизацию. Это обусловлено модификацией информационной культуры в новых условиях информационного развития общества и информатизацией профессиональной структуры общества. Информатизация направлена на модификацию существующих отношений между вузом и студентом, школой и учащимся, на инфовзаимодействие обучаемой и обучающей сторон. В нашем случае изменяется роль педагога: она – ориентационная, ибо он направляет учащегося в культурном пространстве. Компьютеризация все активнее влияет на гештальтобразование, причем от эпизодического использования в учебном процессе пришли к разработке целого комплекса методик, в итоге — к разработке методологических проблем компьютеризации. Стратегическое направление информатизации гештальтобразования – формирование и развитие информационной культуры как осознания и принятия разнообразия информационных феноменов, выработки информационного поведения в условиях информационного общества, понимание того, что неприятие информационного «диктата», информационных приоритетов развития вызовет сложности социализации, профессиональной и личностной реализации.
Анализ тенденций развития культуры и сохранения культурного наследия (виртуализация культурного пространства, новые технологии реализации творческих инициатив, новые коммуникативные возможности и т.д.) дает основание для вывода о необходимости развития информационной культуры личности и общества как глобального приоритета социокультурного развития России в эпоху информатизации. Тогда наиболее перспективный путь – это использование организационных форм образования. Мы считаем, что единственно возможным способом разрешения данных противоречий является интеграция человека в культуру, в социально-культурное творчество, созидание культурных ценностей. Это означает, что человек должен быть свободен для культурного саморазвития и жизнетворчества. А это возможно лишь в условиях открытости культурного пространства.
На выходе современное гештальтобразование должно иметь Человека культуры — свободную личность, способную к самоопределению в современном мире. Тогда главная задача гештальтобразования - это создать пространство свободного саморазвития личности и научить ее пользоваться свободой как благом. Роль гештальтобразования состоит в том, чтобы стимулировать желание и волю к нравственному самосовершенствованию. Человек культуры – это духовная личность, воспитание которой предполагает развитие духовных потребностей в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении с родными, друзьями, природой, творчестве, автономии своего внутреннего мира, поиске смысла жизни, счастья, идеала. Значит гештальтобразование — основа духовности, поэтому оно должно иметь соответствующее содержание, ориентированное на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру: философию, этику, эстетику, человековедение и другие ее компоненты. Духовность человека культуры проявляется в его способности к культурной идентификации, то есть осознанию принадлежности к определенной культуре, интернализации ее ценностей (принятию их как своих), выбору культуросообразного образа жизни, поведения и т.д. Для учащихся полем культурной самоидентификации и самодетерминации является национальная культура. Жизнеспособность личности в современных условиях складывается их двух блоков: усвоенных алгоритмов поведения и готовности к их преобразованию, то есть к творчеству. Человек культуры — личность творческая, вариативно мыслящая, постоянно сомневающаяся, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию. Творчество проявляется во всех сферах ее жизнедеятельности: в учении, труде, быту, организации досуга, общения и т.д. Поэтому, на наш взгляд, гештальтобразование наиболее перспективно и продуктивно как образовательная модель.
Цель гештальтобразования включает и практическую подготовку человека к жизни в определенном культурном пространстве. Выпускник современной школы готовится к жизни в условиях рыночного хозяйствования, диалога культур и народов, межнационального общения, новой религиозности, повышения роли приватной (частной) жизни. Человек образованный в современном представлении — это человек, способный максимально реализовать свои индивидуальные способности, свои интеллектуальные и нравственные возможности. По мнению многих ученых и практиков, система образования является инструментом распространения традиционных, сложившихся в конкретной системе ориентаций, моделей, образцов, которые задаются индивиду в процессе его социализации и инкультурации. В этом смысле культура как регулятивная сфера, содержащая в себе систему нормативов, идеалов, иерархию ценностей, задает, прежде всего, содержание всей системе образования, через которые транслируются устоявшиеся, одобренные социальной структурой модели и образцы.
В условиях усиливающейся информатизации мы выделяем следующие аспекты значения гештальтобразования: это гуманитарная модель действительности, средство эффективной социализации, путь самореализации и развития личности. В этой связи гештальтобразование выступает как социокультурная система, обеспечивающая преемственность культурных норм, духовных ценностей, нравственных идеалов. На современном этапе можно выделить следующие гуманитарные функции гештальтобразования:
- развитие духовных сил и способностей, позволяющих человеку жить в обществе;
- формирование эмоционально-ценностных установок при адаптации к социальным условиям, а также природным явлениям;
- обеспечение возможностей для духовного, профессионального развития и для осуществления самореализации;
- овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, творческой индивидуальности и личной автономии.
Исходя из цели и выполняемых функций, можно рассматривать содержание гештальтобразования как культуросообразную модель жизнедеятельности. В составе содержания гештальтобразования целесообразно выделить ряд компонентов. Во-первых, когнитивно-информационный компонент (знания) – совокупность фактических знаний, информационная база образовательного процесса. В результате мы имеем опыт учебной деятельности в форме умений и навыков. При усвоении этого опыта формируются умения и навыки, функции которых состоят в воспроизведении и сохранении накопленных культурных достижений. Благодаря этому обеспечивается репродуктивная деятельность общества. В данном случае мы имеем дело с когнитивно-информационным потенциалом общества и тезаурусом отдельной личности.
Во-вторых, можно выделить опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений (в форме ценностных ориентаций): то есть способность оценивать любые события, высказывания, поведение, осмысленно выходить из ситуации, требующей нравственного выбора, предвидение последствий собственной деятельности. В результате формируются и развиваются толерантность, умение видеть рациональное в разных позициях, не противопоставлять себя окружающим, понимать пределы собственной компетентности, способность к самоограничению, контроль негативных эмоций, способность занять самостоятельную позицию по отношению к внешним условиям и т.д. В данном случае мы имеем дело с мировоззрением (в том числе и с информационным), мироощущением.
В-третьих, мы выделяем креативность – перенос знаний в другую межпредметную ситуацию, определение новых свойств в уже изученных ранее явлениях с помощью других методов исследования, а также путем обобщения, преобразования, трансляции материала из одной формы выражения в другую, применение адекватных знаковых систем. Развитие креативности во многом зависит от уровня информационной культуры. Обозначенные компоненты образуют структуру содержания гештальтобразования, полное и органичное освоение которого позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности. Да
www.analiculturolog.ru












