Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Правовой статус органов прокуратуры России — диплом. Бессарабов советская прокуратура журнал российского права


История советской прокуратуры с 1922 по 1991 годы



В статье рассматривается история советской прокуратуры в период 1922–1991 годов. Предпринята попытка объективно оценить значение прокуратуры как органа государственной власти, действовавшего почти 70 лет.

Ключевые слова: советская прокуратура, надзор за законностью, положение о прокурорском надзоре, прокуратура Союза ССР

12 января профессиональный праздник отметили работники прокуратуры, созданному в годы петровских преобразований ведомству исполнилось 295 лет. Прокуратура России ведет свою летопись с Указа Петра I от 12 января 1722 года, которым установлены должности генерал-прокурора и обер-прокурора.

За весь период своего существования этот государственный орган доказал, что надзор за исполнением законов является неотъемлемой частью нормального функционирования государства. Именно от его деятельности зависит правовая защищенность граждан, безопасность государства. В настоящее время, как в науке, так и в повседневной жизни отношение к советскому периоду истории нашей страны, в том числе к истории прокуратуры этого времени неоднозначное. Поэтому, выбранная тема представляется актуальной. В связи с этим предпринята попытка объективно оценить значение деятельности прокуратуры в период 1922–1991 годы.

На протяжении нескольких лет российское социалистическое государство обходилось без органов прокуратуры. Декретом СНК РСФСР от 24.11.1917 № 1 «О суде» упразднены ранее существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры [9].

Отсутствие прокуратуры не означало отсутствие надзора за законностью. Надзор и контроль за соблюдением законов в деятельности органов государственного управления и местных органов власти осуществляли различные учреждения, в компетенцию которых входили, в том числе и другие функции:

– ВЦИК (Всесоюзный центральный исполнительный комитет) надзирал на основании ст.32 Конституции РСФСР 1918г. за точным применением декретов на всей территории Российской Федерации [5, с. 172];

– Советы Народных Комиссаров (СНК) имели такие функции, как разрешение текущих дел по надзору за деятельностью страховых учреждений и предприятий, а также делопроизводство Совета по делам страхования [1, с. 24];

– Народные комиссариаты осуществляли общий надзор за правильной организацией и деятельностью конфликтных органов, надзор за законностью постановлений народных комиссариатов труда автономных республик, краевых и областных отделов труда по решениям, организуемым при этих органах примирительных камер;

– ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР) по мнению одних исследователей, выполняла правоохранительную функцию [8, с. 85] — защищала государство от криминалистических проявлений, действовала в рамках закона и находилась под эффективным партийным и прокурорским надзором. По мнению других — представляла собой вооружённую опору власти, выполнявшую ключевую роль в политико-идеологической системе СССР. Авторы доказывают, что присутствовала ведомственная заинтересованность ВЧК и определенная автономность в осуществлении репрессий, ВЧК выполняла в первую очередь, задачи политико-идеологического характера и оказывала огромное влияние на все институты государства [4, с. 327].

В мае 1922 г. сессия ВЦИК приняла Уголовно-процессуальный кодекс и положение о прокурорском надзоре. В соответствии с принятым законом она становилось органом дознания (а по делам о контрреволюции, органом предварительного следствия) поднадзорным прокурору [10].

– РКИ (Рабоче-крестьянские инспекции) осуществляли надзор за деятельностью всех государственных учреждений и организаций; общественных организаций; надзор за выполнением постановлений и распоряжений властных государственных и партийных структур; сотрудничали с органами власти и самоуправления по вопросам улучшения эффективности работы управленческих аппаратов всех уровней [7, с. 378].

Как показывает исторический опыт, потребность в таком государственном органе как прокуратура, особенно остро возникает в периоды коренных преобразований общественных отношений и государственного устройства. Прокуратура всегда рассматривалась как инструмент укрепления режима законности в государстве.

26 мая 1922 года на III сессии ВЦИК принято Положение о прокурорском надзоре, которое исполняло роль закона и вступало в силу с 1 августа 1922 года. На законодательном уровне закрепилась независимость прокуроров от местных органов власти (губернских исполкомов), принцип «двойного» подчинения утратил свою силу. Однако право прокуроров на обжалование в суд незаконных решений исполкомов исключалось, что позволило нарождавшейся советской бюрократии использовать указанное постановление в собственных целях от воздействия прокурорского надзора [3, с. 132].

За прокуратурой закрепились четыре группы полномочий, которые сохранились до настоящего времени с некоторыми изменениями:

а) надзор исполнением законов органами власти, хозяйственными учреждениями, общественными и частными лицами;

б) надзор за деятельностью органов следствия и дознания в области раскрытия и расследования преступлений, а также за деятельностью Госполитуправления;

в) поддержание обвинения в суде;

г) надзор за законностью содержания заключенных под стражу лиц [7, с. 410].

В ноябре 1923 года образована Прокуратура Верховного Суда Союза ССР, наделённая широкими полномочиями: правом законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также правом приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного Суда СССР.

Постановлением ЦИК № 84 и СНК Союза ССР 2621 17.12.1933года принято решение об учреждении Прокуратуры Союза ССР. На неё дополнительно возлагались следующие функции:

– надзора за соответствием постановлений и распоряжений отдельных Ведомств Союза ССР и союзных республик, местных органов власти Конституции и постановлениям Правительства Союза ССР;

– надзора за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования гражданского или уголовного дела на любой стадии судопроизводства;

– опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;

– возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;

– надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений; общего руководства деятельностью прокуратуры союзных республик [13].

Кроме того, «Положение о прокуратуре Союза ССР» определило отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

В Положении также определены система и структура органов прокуратуры; в качестве структурных подразделений в прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры, сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР и функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Первым прокурором Союза ССР назначен Иван Алексеевич Акулов. Таким образом, произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему [7, с. 420]. Деятельность на местах прокуроры, начинали, как правило, с обращений к населению путём размещения объявлений в местных газетах с указанием в них задач прокуратуры, состава работников, служебного адреса, порядка подачи и приема жалоб и заявлений на незаконные действия органов власти и должностных лиц.

Конституция СССР 1936 г. впервые закрепила основы прокурорского надзора на высшем уровне, в то время как Конституция СССР 1923г. только упоминала о Прокуратуре Верховного Суда СССР [10].

Существующая в стране в то время система внесудебных репрессий находилась в противоречии с Конституцией, а судьи были далеки от независимости. В результате чего, для представителей прокурорского надзора существовали неприемлемые условия надзора за расследованием многих дел политической категории, их расследование осуществлялось органами государственной безопасности [5, с. 184]. Многие сотрудники органов прокуратуры, не смотря на сложившуюся ситуацию в указанный период, пытались обеспечивать соблюдение прав граждан, однако такие попытки пресекались, о чём свидетельствуют их репрессии, включая расстрел свыше 100 человек.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов прокуратуры подчинена общей задаче — победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» [11, с. 213], работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.09 1943 г. прокурорско-следственным работникам установлены классные чины с выдачей форменного обмундирования, введена градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР, учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры, в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, принял Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР». Первым Генеральным прокурором СССР назначен Константин Петрович Горшенин [11, с. 214].

В послевоенное время надзору за соблюдением и восстановлением прав граждан уделяется больше внимания. В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 данного положения обязала Генерального прокурора СССР осуществлять надзор за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР [11, с. 215].

Положение о прокурорском надзоре законодательно закрепило основные положения о задачах прокурорского надзора и методах его осуществления, расширило и конкретизировало полномочия органов прокуратуры, с акцентированием направленности деятельности на защиту прав и законных интересов граждан. При осуществлении функции борьбы с преступностью, органы прокуратуры выступали не только как орган государственного обвинения, но и как орган надзора за соблюдением закона и защиты прав и интересов граждан. [8, с. 85]

Правозащитная роль прокуратуры получила значительное расширение с внесением изменений и дополнений в Закон «О прокуратуре СССР» Президиумом Верховного Совета СССР 16 июня 1987 года. Так, в ст.1 Закона внесены дополнения о том, что, осуществляя надзор за исполнением законов, прокуратура должна добиваться, чтобы все перечисленные в статье государственные органы, общественные организации, должностные лица действовали на основе законности, «обеспечивали в соответствии с предоставленными им правами и возложенными на них обязанностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Требования прокуроров об устранении нарушений законов, предъявленные в установленном порядке, обязательны для исполнения». [5, с. 243]

Закон СССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления» от 26 декабря 1990 года значительно расширил сферу прокурорского надзора, включив в предмет надзора законность деятельности местных Советов народных депутатов, политических партий, массовых движений [6, с. 61]. После распада СССР в 1991 году, принят Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1, определяющий правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации [12].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в советский период роль прокурорского надзора в основном сводилась к тому, чтобы осуществлять надзор за реализацией директив государства. Основное внимание прокуратуры концентрировалось на деятельности центральных и местных органов исполнительной власти. Цели и задачи прокуратуры, сформулированные в общем виде в Законе о прокуратуре СССР, конкретизируясь в приказах и указаниях Генерального прокурора, по мнению историков, становились все более расплывчатыми и нечеткими. Множество дополнительных обязанностей, возложенных на прокуратуру, вызывало большую загруженность её кадров, в то же время отодвигало выполнение основной функции по надзору за законностью, защите прав и свобод человека и гражданина на второй план.

В настоящее время Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1 [12] направлен на обеспечение верховенства закона, укрепление законности, охрану прав и законных интересов граждан, общества и государства.

Литература:
  1. Бессарабов В. Г. Советская прокуратура (1922–1991гг.) // Журнал российского права. — 2002. N 12. с. — 24.
  2. Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность. — Ростов И/Д.: «Феникс», 1999 г. с. — 37.
  3. Звягинцев А. Г. История Российской прокуратуры. 1722–2012., 2012 г. с. — 124,132.
  4. Измозик В. С. Глаза и уши режима. Государственный политический контроль за населением Советской России в 1918–1928 годах. — СПб., 199. с — 327.
  5. Муравьев Н. В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. М., 1889 г. с. — 172,184,243.
  6. Мозохин О. Б. Роль органов госбезопасности в экономической системе СССР //Труды Общества изучения истории отечественных спецслужб. Т. 4. — М., 2008. С. — 61.
  7. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.4. М.,1986 г. с — 378,410,420.
  8. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т.18. Кн.9. М.: 1993 с. — 85.
  9. Электронный ресурс: http://www.dissercat.com/content/osnovnye-etapy-istorii-razvitiya-rossiiskoi-prokuratury-istoricheskii-aspekt.
  10. Электронный ресурс: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm.
  11. Электронный ресурс: Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. — июль 1956 г / под ред. к. ю. н. Мандельштам Ю. И. — Москва: Государственное издательство юридической литературы, 1956. — с.213,214,215.
  12. Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/.
  13. Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=31115#0 (дата обращения 10.02.2017)]

Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, надзор, Верховный Совет СССР, Российская Федерация, прокуратура, положение, орган, указ Президиума, СССР, государственное управление.

moluch.ru

Читать книгу Прокурорский надзор Н. В. Ласкиной : онлайн чтение

Список литературы

Байкин И.М. Прокуратура – орган государственной власти // Современное право. – 2009. – № 12.

Басков В.И. Курс прокурорского надзора: Учеб. для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов. – М.: ЗЕРЦАЛО, 1998.

Бессарабов В.Г. Дореформенная (петровская) прокуратура (1772—1864 гг.) // Журнал российского права. – 2002. – № 8.

Бессарабов В.Г. Пореформенная российская прокуратура (1864—1917 гг.) // Журнал российского права. – 2002. – № 10.

Бессарабов В.Г. Постсоветская российская прокуратура (1864—1917 гг.) // Журнал российского права. – 2003. – № 3.

Бессарабов В.Г. Прокуратура Российской Федерации и состояние законности в стране // Журнал российского права. – 2003. – № 9.

Бессарабов В.Г. Советская прокуратура (1922—1991 гг.) // Журнал российского права. – 2002. – № 12.

Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. – М.: Городец, 2007.

Бровин Г.И. Прокурорский надзор – подотрасль государственного права // Правоведение. – 1970. – № 4.

Ванькаев А.Н. Прокуратура России: исторический опыт и перспективы // История государства и права. – 2007. – № 15.

Веретенников В.И. Очерки истории генерал-прокуратуры в России доекатерининского времени. – Харьков, 1915.

Виноградов О. Прокуратура в системе органов государственной власти // Законность. – 1997. – № 4.

Григоров К.А. Функции и направления деятельности прокуратуры Российской Федерации в современных условиях // Российское право. – 2004 (2).

Дегтярова Н.Н. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации: институциональный и сравнительный анализ: Автореф… дис. канд. юрид. наук. – М., 2000.

Дибиров Ю.С. Проблемы конституционно-правовых основ организации и деятельности Генеральной прокуратуры и Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – № 6.

Дудин Н.П. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних: научно-практическое издание. – СПб., 2009.

Екименко А.Ю., Добрянская Р.Г. Психологическое обеспечение кадровой службы в органах прокуратуры // Законность. – 2009. – № 8.

Жидких А.А. Роль прокуратуры в правовом развитии России // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – № 6.

Казанцев С.М. Изменения в системе прокурорского надзора после Судебной реформы 1864 г. // Вестник Ленинградского университета. – 1986. – № 1.

Казанцев С.М. Судебная реформа 1864 г. и реорганизация прокуратуры // Государственное управление и право. – Л., 1984.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учеб. для студентов высших учебных заведений. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004.

Королев Г.Н. Теоретические и правовые основы осуществления прокурором уголовного преследования в российском уголовном процессе: Дис… д-ра юрид. наук. – Н. Новгород: НГУ, 2005.

Крюков В.Ф. Уголовное преследование и прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании уголовных дел в условиях реформирования системы прокуратуры Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс». – 2007.

Кузьмин В.А., Китрова Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс», 2007.

Ломовский В. Какой власти принадлежит прокуратура? // Российская юстиция. – 2001. – № 9.

Мелкумов В.Г. Прокурорское право как самостоятельная отрасль советского права // Правоведение. – 1968. – № 6.

О состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и работе органов прокуратуры (2009 г.): Информационно-аналитический доклад. Часть III. – М.: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2009.

Петрухин И. Исторический очерк деятельности прокуратуры // Отечественные записки. – 2003. – № 2.

Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. В.Д. Карповича. – М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002. – 959 с.

Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л.А. Окунькова. – М.: БЕК, 1994.

Прокурорский надзор: Учеб. / под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2005. – 460 с.

Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учеб. / под ред. А.А. Чувилева. – М.: Юристъ, 2000. – 400 с.

Рохлин В.И. Предмет и система «Прокурорский надзор» // Закон. – 1999. – 21 октября.

Рябцев В.П., Блинова А.Ю. Ведомственные нормативные правовые акты: проблемы систематизации (на примере прокуратуры Российской Федерации) // Журнал российского права. – 2002. – № 10.

Словарь иностранных слов. – 18-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1989.

Смирнов А.В. Уголовный процесс: Учеб. / под общ. ред. проф. А.В. Смирнова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008.

Справка Государственно-правового управления к проекту федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации», внесенному Президентом РФ18   Электронный ресурс

[Закрыть]: URL: www.kremlin.ru/news/9037

Становление правового государства в Российской Федерации и функции прокуратуры. Круглый стол // Государство и право. – 1994. – № 5.

Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М., 2003.

Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989.

Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. – СПб., 1996. – Т. 1.

Цалиев А.М., Качмазов О.Х. Правозащитная функция органов конституционной юстиции и прокуратуры // Законность. – 2010. – № 7.

Чуглазов Г., Кулагин П. Прокуратура должна стать органом президентской власти // Законность. – 2001. – № 1.

Шобухин В.Ю. Тенденции развития прокуратуры в России в 1722—1864 гг. // Журнал российского права. – 2010. – № 6.

Яковлев Н.М. Обеспечение поддержания государственного обвинения в состязательном уголовном процессе как важнейшей функции в правозащитной деятельности органов прокуратуры // Адвокатская практика. – 2006. – № 5.

iknigi.net

Дипломы - Правовой статус органов прокуратуры России

[17] Бессарабов В. Г. Советская прокуратура//Журнал российского права. 2002. № 12.

[18] Полянский С. К вопросу о работе прокуратуры по общему надзору//Еженедельник советской юстиции. 1925. № 41. – С.15.

[19] Бессарабов В. Г. Динамика становления и развития прокуратуры//Право и политика. 2001. № 3.

[20] Конституция СССР 1924 года//Чистяков О. И. Конституция СССР 1924 года. Учебное пособие. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2004 .

[21] Положение о Верховном суде СССР от 23 ноября 1923 года//Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1923. № 10. Ст.311.

[22] Положение о Верховном суде СССР и Прокуратуре Верховного Суда СССР от  24 июля 1929 года//Собрание узаконений РСФСР. 1929. № 41. Ст.434.

[23] Постановление ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 года «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР»//Собрание законодательства СССР. 1933. № 40. Ст.239.

[24] Постановление ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1933 года «Об утверждении Положения о прокуратуре Союза ССР»//Собрание законодательства СССР. 1934. № 1. Ст.2-а, 2-б.

[25] Конституция СССР 1936 года//Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК. 1936. № 283.

[26] Конституция РСФСР 1937 года//Конституции и конституционные акты РСФСР (1918-1937). – М.: Издательство «Ведомостей Верховного Совета РСФСР», 1940. – С.184-189.

[27] Ванькаев А. Н. Прокуратура России: исторический опыт и перспективы//История государства и права. 2007. № 15.

[28] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 года «Об утверждении Положения о прокурорском надзоре в СССР»//Ведомости Верховного Совета СССР. 1955. № 9. Ст.222.

[29] Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик 1977 года//Сборник «Конституция общенародного государства». – М.: 1978. – С.111-144.

[30] Закон о прокуратуре СССР от 30 нобря 1979 года//Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 49. Ст.843.

[31] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 июня 1987 года «О внесении изменений и дополнений в Закон СССР «О прокуратуре СССР»//СПС «КонсультантПлюс».

[32] Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 года № 174-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч. I). Ст.4921.

[33] Федеральный конституционный закон РФ от 30.05.2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»//Собрание законодательства РФ. 04.06.2001. № 23. Ст.2277.

[34] Федеральный закон РФ от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»//Собрание законодательства РФ. 13.03.2006. № 11. Ст.1146.

edutext.net

Список литературы

Байкин И.М. Прокуратура - орган государственной власти // Современное право. - 2009. - N 12.

Басков В.И. Курс прокурорского надзора: Учеб. для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов. - М.: ЗЕРЦАЛО, 1998.

Бессарабов В.Г. Дореформенная (петровская) прокуратура (1772-1864 гг.) // Журнал российского права. - 2002. - N 8.

Бессарабов В.Г. Пореформенная российская прокуратура (1864-1917 гг.) // Журнал российского права. - 2002. - N 10.

Бессарабов В.Г. Постсоветская российская прокуратура (1864-1917 гг.) // Журнал российского права. - 2003. - N 3.

Бессарабов В.Г. Прокуратура Российской Федерации и состояние законности в стране // Журнал российского права. - 2003. - N 9.

Бессарабов В.Г. Советская прокуратура (1922-1991 гг.) // Журнал российского права. - 2002. - N 12.

Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. - М.: Городец, 2007.

Бровин Г.И. Прокурорский надзор - подотрасль государственного права // Правоведение. - 1970. - N 4.

Ванькаев А.Н. Прокуратура России: исторический опыт и перспективы // История государства и права. - 2007. - N 15.

Веретенников В.И. Очерки истории генерал-прокуратуры в России доекатерининского времени. - Харьков, 1915.

Виноградов О. Прокуратура в системе органов государственной власти // Законность. - 1997. - N 4.

Григоров К.А. Функции и направления деятельности прокуратуры Российской Федерации в современных условиях // Российское право. - 2004 (2).

Дегтярова Н.Н. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации: институциональный и сравнительный анализ: Автореф. ... дис. канд. юрид. наук. - М., 2000.

Дибиров Ю.С. Проблемы конституционно-правовых основ организации и деятельности Генеральной прокуратуры и Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - N 6.

Дудин Н.П. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних: научно-практическое издание. - СПб., 2009.

Екименко А.Ю., Добрянская Р.Г. Психологическое обеспечение кадровой службы в органах прокуратуры // Законность. - 2009. - N 8.

Жидких А.А. Роль прокуратуры в правовом развитии России // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - N 6.

Казанцев С.М. Изменения в системе прокурорского надзора после Судебной реформы 1864 г. // Вестник Ленинградского университета. - 1986. - N 1.

Казанцев С.М. Судебная реформа 1864 г. и реорганизация прокуратуры // Государственное управление и право. - Л., 1984.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учеб. для студентов высших учебных заведений. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004.

Королев Т.Н. Теоретические и правовые основы осуществления прокурором уголовного преследования в российском уголовном процессе: Дис. ... д-ра юрид. наук. - Н. Новгород: НГУ, 2005.

Крюков В.Ф. Уголовное преследование и прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании уголовных дел в условиях реформирования системы прокуратуры Российской Федерации. - 2007.

Кузьмин В.А., Китрова Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (постатейный), 2007.

Ломовский В. Какой власти принадлежит прокуратура? // Российская юстиция. - 2001. - N 9.

Мелкумов В.Г. Прокурорское право как самостоятельная отрасль советского права // Правоведение. - 1968. - N 6.

О состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и работе органов прокуратуры (2009 г.): Информационно-аналитический доклад. Часть III. - М.: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2009.

Петрухин И. Исторический очерк деятельности прокуратуры // Отечественные записки. - 2003. - N 2.

Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. В.Д. Карповича. - М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002. - 959 с.

Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л.А. Окунькова. - М.: БЕК, 1994.

Прокурорский надзор: Учеб. / под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2005. - 460 с.

Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учеб. / под ред. А.А. Чувилева. - М.: Юристъ, 2000. - 400 с.

Рохлин В.И. Предмет и система "Прокурорский надзор" // Закон. - 1999. - 21 октября.

Рябцев В.П., Блинова А.Ю. Ведомственные нормативные правовые акты: проблемы систематизации (на примере прокуратуры Российской Федерации) // Журнал российского права. - 2002. - N 10.

Словарь иностранных слов. - 18-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1989.

Смирнов А.В. Уголовный процесс: Учеб. / под общ. ред. проф. А.В. Смирнова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008.

Справка Государственно-правового управления к проекту федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации", внесенному Президентом РФ [Электронный ресурс]: URL: http://www.kremlin.ru/news/9037

Становление правового государства в Российской Федерации и функции прокуратуры. Круглый стол // Государство и право. - 1994. - N 5.

Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М., 2003.

Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989.

Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. - СПб., 1996. - Т. 1.

Цалиев А.М., Качмазов О.Х. Правозащитная функция органов конституционной юстиции и прокуратуры // Законность. - 2010. - N 7.

Чуглазов Г., Кулагин П. Прокуратура должна стать органом президентской власти // Законность. - 2001. - N 1.

Шобухин В.Ю. Тенденции развития прокуратуры в России в 1722-1864 гг. // Журнал российского права. - 2010. - N 6.

Яковлев Н.М. Обеспечение поддержания государственного обвинения в состязательном уголовном процессе как важнейшей функции в правозащитной деятельности органов прокуратуры // Адвокатская практика. - 2006. - N 5.

Н.В. Ласкина

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) См.: Крюков В.Ф. Уголовное преследование и прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании уголовных дел в условиях реформирования системы прокуратуры Российской Федерации. - 2007.

*(2) См.: О состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и работе органов прокуратуры (2009 г.): Информационно-аналитический доклад, ч. III. - М.: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2009.

*(3) См., напр.: Становление правового государства в Российской Федерации и функции прокуратуры. Круглый стол // Государство и право. - 1994. - N 5; Виноградов О. Прокуратура в системе органов государственной власти // Законность. - 1997. - N 4; Ломовский В. Какой власти принадлежит прокуратура // Российская юстиция. - 2001. - N 9; и др.

*(4) См.: Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М., 2003. - С. 350.

*(5) См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учеб. для студентов высших учебных заведений. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004.

*(6) См.: Басков В.И. Курс прокурорского надзора: Учеб. для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов. - М.: ЗЕРЦАЛО, 1998.

*(7) См.: Постановление Верховного Суда РФ от 27 сентября 2005 г по делу N 45-ад05-2 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2006. - N 4.

*(8) См.: Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. - СПб., 1996. - Т. 1. - С. 288.

*(9) См.: Казанцев С.М. Изменения в системе прокурорского надзора после Судебной реформы 1864 г. // Вестник Ленинградского университета. - 1986. - N 1. - С. 81-89.

*(10) См.: Королев Г.Н. Теоретические и правовые основы осуществления прокурором уголовного преследования в российском уголовном процессе: Дис. ... д-ра юрид. наук. - Н. Новгород: НГУ, 2005. - С. 123.

*(11) См.: Справка Государственно-правового управления к проекту федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации", внесенному Президентом РФ [Электронный ресурс]: URL: http://www.kremlin.ru/news/9037

*(12) См.: Философский энциклопедический словарь. - 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - С. 719; Словарь иностранных слов. - 18-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1989. - С. 556.

*(13) См.: Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учеб. - М., 2000. - С. 54 (автор главы - В.П. Рябцев).

*(14) Здесь и далее понятия "направление деятельности прокуратуры" и "подфункции прокуратуры" будут использоваться как равнозначные, поскольку по их логическому содержанию они означают конкретный подвид деятельности, осуществляемой органами прокуратуры.

*(15) См.: Яковлев Н.М. Обеспечение поддержания государственного обвинения в состязательном уголовном процессе как важнейшей функции в правозащитной деятельности органов прокуратуры // Адвокатская практика. - 2006. - N 5.

*(16) См.: Екименко А.Ю., Добрянская Р.Г. Психологическое обеспечение кадровой службы в органах прокуратуры // Законность. - 2009. - N 8.

*(17) См.: Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. - М.: Городец, 2007.

studfiles.net

Заключение

Прокуратура является органом государства, специально предназначенным для осуществления правоохраны совместно с другими органами. Прокуратура осуществляет правоохрану путем надзора, уголовного преследования и иных видов правоохраны. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В Федеральном законе о прокуратуре отмечено, что приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем органы прокуратуры отстаивают интересы общества и государства, которое призвано служить человеку и обществу, не противопоставляя их правам гражданина

Современная российская прокуратура не идеальна. Ей трудно, но она, как может, старается противостоять беззаконию. Укрепление российской прокуратуры и совершенствование ее деятельности возможны на основе конкретных и реализуемых принципов (идей), отражающих решимость государства обеспечивать законность в стране и не допускающих каких-либо отступлений от них в чьих бы то ни было интересах.

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации //Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4. Ст.445.

2. Федеральный конституционный закон РФ от 30.05.2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»//Собрание законодательства РФ. 04.06.2001. № 23. Ст.2277.

3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 года № 174-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч.I). Ст.4921.

4. Федеральный закон РФ от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»//Собрание законодательства РФ. 13.03.2006. № 11. Ст.1146.

5. Федеральный закон РФ от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях»//Собрание законодательства РФ. 16.07.2001. № 29. Ст.2950.

6. Федеральный закон РФ от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»//Собрание законодательства РФ. 22.05.1995. № 21. Ст.1930.

7. Федеральный закон РФ от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»//Собрание законодательства РФ. 17.07.1995. № 29. Ст.2759.

8. Федеральный закон РФ от 17.11.1995 года № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 20.11.1995. №  47. Ст.4472.

9. Федеральный закон РФ от 08.05.1994 года № 3-ФЗ «О статусе Члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 12.07.1999. № 28. Ст.3466.

10. Федеральный закон РФ от 14.06.1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»//Собрание законодательства РФ. 20.06.1994. № 8. Ст.801.

11. Федеральный закон РФ от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»//Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 20.02.1992. № 8. Ст.366.

12. Закон РФ от 01.04.1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»//Российская газета. 04.05.1993. № 84.

13. Указ Президента РФ от 13.05.2000 года № 849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе»//Собрание законодательства РФ. 2000. № 20. Ст.2112.

14. Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 года № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»// СПС «КонсультантПлюс».

Литературные источники:

1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – 2-е изд., изм. и доп. В 2 т. Т.1. – М.: Юристъ, 2006.

2. Алиева И.Д. Защита гражданских прав прокурором и иными уполномоченными органами. – М.: ВолтерсКлувер, 2006.

3. Андреев Г. Прокуратура – опора законности и государства//Законность. 2008. № 9.

4. Антонов И.А., Горленко В.А. Функции прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства: понятие, содержание, «тенденции к сокращению»//Российский следователь. 2008. № 20.

5. Анциферов О.В. Обеспечение единства законодательной системы Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М.: 2003.

6. Байкин И.М. Взаимоотношение прокуратуры и судебной власти в системе разделения властей России//Российский судья. 2008. № 7.

7. Бессарабов В. Место прокуратуры в государственном механизме современной России//Законность. 1999. № 10.

8. Бессарабов В.Г. Динамика становления и развития российской прокуратуры//Право и политика. 2001. № 3.

9. Бессарабов В.Г. Советская прокуратура//Журнал российского права. 2002. № 12.

10. Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. – М.: Издательский Дом «Городец», 2007.

11. Бессарабов В.Г., Хуторецкий Р.Б. Участие российской прокуратуры в правотворческой деятельности. – М.: 2006.

12. Богданова Н.А. Истоки и становление государственного права как науки и учебной дисциплины: вклад ученых и профессоров Московского университета//Конституционное (государственное) право в Московском университете. – М.: МГУ, 2005.

13. Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О разделении и взаимодействии властей в России//Государство и право. 2002. № 5.

14. Бриль Г.Г., Корняков А.А. Правовое регулирование прокурорского надзора в пореформенной России (вторая половина XIX века)//История государства и права. 2008. № 2.

15. Буянский С.Г. Прокуратура в условиях административно-правовой реформы: Монография. – М.: Издательский Дом «Буквовед», 2006.

16. Ванькаев А.Н. Место и роль прокуратуры в системе разделения властей Российской Федерации//Российский следователь. 2008. № 10.

17. Ванькаев А.Н. Прокуратура России: исторический опыт и перспективы//История государства и права. 2007. № 15.

18. Велиев И.В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации//Право и политика. 2005. № 10.

19. Виноградов И.П. Место и роль органов российской прокуратуры в механизме разделения властей: теоретико-правовое исследование. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Коломна: 2000.

20. Виноградов О. Прокуратура в системе органов государственной власти//Законность. 1997. № 4.

22. Гершевский Ю.Р. Причины возникновения института прокуратуры в России//Законность. 2008. № 12.

23. Грузнова Г. Организация деятельности прокуратуры по рассмотрению обращений граждан//Законность. 2008. № 5.

24. Гурлянд, И.Я. Приказ великого государя тайных дел. – Ярославль: Тип. Губ.правл., 1902.

25. Дегтярова Н.Н. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации: институциональный и сравнительный анализ: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – М.: 2000.

studfiles.net

Курсовые проекты - Образование и становление советской прокуратуры в 1920-30 годы

7. Нерсесянц В. С. Наш путь к праву: (От социализма к цивилизму). – М., 1992.

8. Никонов В. А. Сравнительно-правовое исследование института прокуратуры в России. — Владимир, 2005.

9. Отчет помощника прокурора // ГАКО. Ф. Р-906, д. 18, л. 1-2.

10. Сырых В. М. История государства и права России. Советский и современный периоды: учебное пособие. – М.: 2000.

11. Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия» /Под ред. М. Ю. Тихомирова. — М.: 1999.

12. Туйков В. И. Прокурорский надзор. Введение в специальность: учебное пособие. Екатеринбург, 1998.

13.  Шабалина Е. И. Историко-правовое исследование места и роли органов прокуратуры в механизме советского государства (20-30 гг. xx века). – М., 2007.

[1] Никонов В. А. Сравнительно-правовое исследование института прокуратуры в России. — Владимир, 2005.

[2] Никонов В. А. Указ. соч.

[3] Бессарабов В. Г. Правозащитная деятельность российской прокуратуры (1722 — 2002 гг.) : история, события, люди. — М., 2003.

[4] Никонов В. А. Указ. соч.

[5] Бессарабов В. Г. Указ. соч.

[6] Бессарабов В. Г. Пореформенная российская прокуратура (1864-1917) /Журнал российского права. № 10, 2002. – с. 10.

[7] Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия» /Под ред. М. Ю. Тихомирова. — М.: 1999. – с. 369.

[8] Сырых В. М. История государства и права России. Советский и современный периоды: учебное пособие. – М.: 2000. – с. 16.

[9] Нерсесянц В. С. Наш путь к праву: (От социализма к цивилизму). – М., 1992. – с. 101.

[10] Алексеев С. С. Правовое государство – судьба социализма: Научно-публицистический очерк. – М., 1988.

С. – 53.

[11] Туйков В. И. Прокурорский надзор. Введение в специальность: учебное пособие. Екатеринбург., 1998. — С. 27.

[12] Бессарабов В. Г. Советская прокуратура (1922 – 1991 гг.) /Журнал Российского права — № 12, 2002. — С.4.

[13] Ленин В. И. Полное собрание сочинений. – Т.45. – с. 197-201.

[14] Бессарабов В. Г. Советская прокуратура (1922 – 1991 гг.) /Журнал Российского права  — № 12, 2002 г. — С. 5.

[15] Туйков В. И. Прокурорский надзор. Введение в специальность: учебное пособие. Екатеринбург, 1998. — С. 28.

[16] См.: Там же. – 1998. – С. 29.

[17] Курицын В. М. История государства и права России 1929 – 1940 гг.  — М.: 1998. – С. 117.

[18] Шабалина Е. И. Историко-правовое исследование места и роли органов прокуратуры в механизме советского государства (20-30 гг. xx века). – М., 2007.

[19] Шабалина Е. И. Историко-правовое исследование места и роли органов прокуратуры в механизме советского государства (20-30 гг. xx века). – М., 2007.

[20] Отчет помощника прокурора // ГАКО. Ф. Р-906, д. 18, л. 1-2.

edutext.net

Дипломы - Правовой статус органов прокуратуры России

4. Антонов И. А., Горленко В. А. Функции прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства: понятие, содержание, «тенденции к сокращению»//Российский следователь. 2008. № 20.

5. Анциферов О. В. Обеспечение единства законодательной системы Российской Федерации. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М.: 2003.

6. Байкин И. М. Взаимоотношение прокуратуры и судебной власти в системе разделения властей России//Российский судья. 2008. № 7.

7. Бессарабов В. Место прокуратуры в государственном механизме современной России//Законность. 1999. № 10.

8. Бессарабов В. Г. Динамика становления и развития российской прокуратуры//Право и политика. 2001. № 3.

9. Бессарабов В. Г. Советская прокуратура//Журнал российского права. 2002. № 12.

10. Бессарабов В. Г., Кашаев К. А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. – М.: Издательский Дом «Городец», 2007.

11. Бессарабов В. Г., Хуторецкий Р. Б. Участие российской прокуратуры в правотворческой деятельности. – М.: 2006.

12. Богданова Н. А. Истоки и становление государственного права как науки и учебной дисциплины: вклад ученых и профессоров Московского университета//Конституционное (государственное) право в Московском университете. – М.: МГУ, 2005.

13. Бородин С. В., Кудрявцев В. Н. О разделении и взаимодействии властей в России//Государство и право. 2002. № 5.

14. Бриль Г. Г., Корняков А. А. Правовое регулирование прокурорского надзора в пореформенной России (вторая половина XIX века)//История государства и права. 2008. № 2.

15. Буянский С. Г. Прокуратура в условиях административно-правовой реформы: Монография. – М.: Издательский Дом «Буквовед», 2006.

16. Ванькаев А. Н. Место и роль прокуратуры в системе разделения властей Российской Федерации//Российский следователь. 2008. № 10.

17. Ванькаев А. Н. Прокуратура России: исторический опыт и перспективы//История государства и права. 2007. № 15.

18. Велиев И. В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации//Право и политика. 2005. № 10.

19. Виноградов И. П. Место и роль органов российской прокуратуры в механизме разделения властей: теоретико-правовое исследование. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Коломна: 2000.

20. Виноградов О. Прокуратура в системе органов государственной власти//Законность. 1997. № 4.

21. Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I. Т.1. – М.: 1945.

22. Гершевский Ю. Р. Причины возникновения института прокуратуры в России//Законность. 2008. № 12.

23. Грузнова Г. Организация деятельности прокуратуры по рассмотрению обращений граждан//Законность. 2008. № 5.

24. Гурлянд, И. Я. Приказ великого государя тайных дел. – Ярославль: Тип. Губ. правл., 1902.

edutext.net


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта