Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Прием "Бортовой журнал" — описание приема, алгоритм работы, примеры использования. Бортовой журнал прием


Технологический приём БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ — Дидактор

0004-004-Bortovoj-zhurnal

Пытливый учитель найдёт немало статей с описанием технологии критического мышления. Однако при изложении тех или иных приёмов данной технологии  всегда возникает ощущение недосказанности в описании её инструментария.

Вовсе не обязательно гоняться за большим арсеналом приёмов. Гораздо предпочтительнее тот вариант, когда учитель владеет лишь несколькими технологическими приёмами,  но зато они хорошо отточены и результативны.

Технология критического мышления предполагает высокий уровень самостоятельной мыслительной активности учащихся. Очень важно помочь детям рационализации своего умственного труда.

Чтобы шаг за шагом ученики добивались успеха даже при изучении нового сложного  материала. Чтобы ученик мог на каждом этапе занятия оценить слабые и сильные стороны понимания проблемы. В то же время «Бортовой журнал» поможет педагогу получить обратную связь о степени усвоения темы учащимися.

Приём может использоваться как в школе, так и в колледжах и вузах.

Главное его преимущество заключается в графической фиксации учеником учебной информации.

Занося записи в «Бортовой журнал», ребята учатся:

  • определять неизвестные или малопонятные области в теме;
  • самостоятельно решать, что в данной теме им необходимо прежде всего изучить;
  • обобщать и систематизировать потоки учебной информации;
  • формулировать вопросы;
  • письменно выражать свое отношение к теме,
  • оценивать и анализировать учебный материал;
  • сопоставлять различные точки зрения между собой;
  • обосновывать свою точку зрения.

Ученик занимает не пассивную позицию на уроке, а выполняет роль исследователя.

Алгоритм выполнения приёма «Бортовой журнал»

1. Вступительная часть.

Педагог кратко, в течение пяти минут знакомит учащихся (студентов) с главными идеями новой учебной темы.

2. Обсуждение схемы успешного изучения предстоящей темы.

Учитель  предлагает ученикам высказать свои представления о том,

  • какие понятия должны быть отображены в рассказе (лекции), чтобы лучше раскрыть данную тему;
  • какие проблемы могут возникнуть при изучении;
  • какая визуализация учебной информации будет достаточна в ходе занятия.

В течение 2-3 минут, идёт обсуждение в парах, малых группах или всем классом фронтально.

3. Составление плана изучения новой темы.

Ребята записывают основные этапы изучения данной темы, составляют список понятий, с которыми им предстоит ознакомиться.

4. Выбор темы сочинения (эссе),  которое они могли бы написать, изучив указанную тему.

Очень важно, чтобы ученики сами сформулировали тему и выбрали форму письменного отчёта.

5. Формулирование ключевых вопросов к теме.

Совместными усилиями составляется список тех понятий, терминов, которые обязательно должны быть раскрыты. Лучше если будут сформулированы вопросы с использованием ключевых слов,  отражающих суть любой темы.

Эти ключевые слова были предложены американским педагогом-исследователем Сандрой Каплан:

  • структура
  • взаимодействия
  • свойства
  • воздействие
  • функция
  • влияние
  • виды
  • развитие
  • цель
  • условие
  • отношение
  • смысл
  • связь
  • значение

Таким образом, составляется серия вопросов:

Какова структура…?

В чём смысл…?

При каких условиях…?

И т.д.

6. Заполнение бортового журнала.

Ученики разлиновывают тетрадь по вертикали. В левой части листа записывают сформулированные вопросы. Правая часть оставлена пустой для заметок.

7. Изложение нового материала.

Учитель излагает учебный материал. Ученики делают заметки в правой стороне листа, фиксируют, что ими понято или наоборот.

8. Промежуточная рефлексия.

Учитель делает остановку и выясняет, как учениками воспринят учебный материал. Выясняет, с какими трудностями они встретились. Необходимо уточнить, во время этой паузы, на что необходимо обратить большее внимание.

Ученики в это время могут записать в «Бортовой журнал» новые вопросы. Новые дополнения, уточнения обсуждаются всем классом. Учитель при продолжении устного рассказа (лекции) учитывает пожелания учащихся.

9. Графическое отображение изученного учебного материала.

Учитель предлагает ученикам составить опору (таблицу, схему, кластер, рыбий скелет  Исикавы Мору и т.п.).

Конечно, этому должно предшествовать изучение различных способов графического «сжатия» учебной информации, чтобы эта процедура не заняла много времени.

10. Обсуждение графических изображений.

Учитель должен выяснить, насколько точно графические изображения соответствуют степени понимания учеником нового материала. Обсуждение должно быть максимально конкретным:

  • «Что означает эта стрелка?»
  • «Почему всё объединено в круг?»
  • и т.д.

11. Выход на практику.

Учитель просит учеников вспомнить, что из изученного материала было им знакомо или встречалось в их жизни. Что и где может им пригодиться в дальнейшем.

12. Дальнейшее изложение учебного материала.

Ученики дополняют свои графические изображения, список терминов.

13. Обсуждение результатов работы.

После окончания изложения учебного материала учитель организует обсуждение результатов работы:

  • «Что вызвало трудности при изучении данной темы?»
  • «Какое из заданий легче всего было выполнить?»
  • «Как изменилось ваше представление по изученной теме?»
  • и т.д.

14. Выполнение самостоятельной работы (сочинение, эссе).

На основе «Бортового журнала» учащиеся пишут небольшое сочинение, тему которого они определили еще в начале занятия. Впрочем, после устного рассказа учителя они могут изменить тему, если им кажется, что теперь они могут сделать это более продуманно.

Это может быть работа в классе, а может домашнее задание.

Очень важно, чтобы приём «Бортовой журнал» использовался разумно. По справедливому замечанию одного из российских популяризаторов технологии критического мышления И.О. Загашева, вряд ли «Бортовой журнал» подойдёт при изучении тем, изобилующих конкретными фактами, датами, цифрами.

Если материал лекции переполнен информацией «на запоминание» (факты, даты), то лучше использовать другую стратегию.

«Бортовой журнал» лучше всего годится для занятий, где необходимо ознакомиться с какими-то концепциями, идеями.

Данный приём способствует более продуманной самостоятельной работе учащихся. Он может использоваться ими не только при устном изложении учителем, но и для работы с учебником.

Составляя «Бортовой журнал», ученик составляет для себя алгоритм изучения новой для него темы. Это может пригодиться ему надолго.

Помню, как один из моих учеников во время организованного мной опроса о том, что дают им приёмы работы с текстом, написал:

«Наконец я научился думать самостоятельно».

Советую почитать:

1b2a0afb3bf67e51ad6d1349c52be970

Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб. : «Альянс «Дельта», 2003.

didaktor.ru

Прием "Бортовой журнал"

Очень люблю сайт Pedsovet.su.Много полезной информации. Рекомендую.

Чтобы не потерять информацию собираю её в своём блоге.http://pedsovet.su/metodika/priemy/6073_bortovoy_zhurnal ссылка на авт.статью.

Описание приема, алгоритм работы, примеры использования

Прием «Бортовой журнал» был разработан в рамках технологии развития критического мышления (ТРКМЧП). Он позволяет не только получить адекватную картину степени усвоения учениками материала, но и помогает ученикам развивать умение фиксировать информацию, используя графические способы, научиться оценивать свои сильные и слабые стороны, дает возможность наглядно представить заданную проблему.

Прием «Бортовой журнал»охватывает все этапы урока, начиная от стадии вызова и заканчивая рефлексией.

Примеры оформления "бортовых журналов"

1. Простая форма бортового журнала

Что я знал по теме

Новое знание

Графическая форма

2. Более полная форма "бортового журнала"

ФИО ученика:

Тема:

Дата:

Ключевые понятия

Толкование

Графическая форма (рисунок, схема)

1.

2.

Оставшиеся вопросы:

1.

2.

Оценка:

Алгоритм работы с приемом

1. Учитель знакомит учеников с новой темой: кратко обрисовывает самые главные направления изучения темы, основные понятия темы, главные идеи.

Важно! Для приема «Бортовой журнал» лучше всего использовать темы, описывающие какую-то концепцию, идею принцип. Если же тема предполагает запоминание большого количества фактов, дат, терминов, то для нее лучше использовать другие технологии.

2. Ученики обсуждают идеи (в группах, парах), формулируют свое представление о том, какие понятия должны быть изучены, какие проблемы могут возникнуть при изучении темы.

3. Обсудив, ученики составляют план изучения новой темы или список основных понятий, которые наиболее полно отразят суть темы.

4. После осознания объема темы и ее сложности, ученики выбирают для себя тему эссе или сочинения, которые они будут писать после изучения проблемы урока. Можно предложить на выбор несколько тем, чтобы каждый ученик в процессе урока имел возможность определиться с выбором.

5. Составление ключевых вопросов по теме. Класс делится на группы, и каждая составляет свой список ключевых вопросов по теме. Потом списки обсуждаются и выделяются основные вопросы, которые должны быть изучены всеми.

6. Первичное заполнение бортового журнала. Лист разлиновывается на две части по вертикали. В левую часть записываются все вопросы и ключевые понятия темы.

7. Знакомство с новой темой. Выбор формы лекции — на усмотрение учителя. Это может быть привычная лекция, презентация, видеофильм и пр. Во время лекции ученики работают в правой части бортового журнала, фиксируя все новое, что они узнали, отмечая непонятное.

8. Первичная рефлексия. После лекции предлагается обсудить (в парах, в группах) первые впечатления. Ученики должны поработать со своим составленным списком вопросов и понятий: уточнить, добавить, зафиксировать новое знание.

9. Работа с графикой. На данном этапе задача учеников — отобразить новое знание в графической форме. Для этого можно использовать ранее изученные приемы: кластер, сводная таблица, понятийное колесо, фишбоун и пр. То есть, идет сжатие новое информации в опорный конспект.

10. Обсуждение построенных графических изображений. Здесь важно выявить взаимосвязь и вычленить главные понятия в теме. Поэтому обсуждение идет в максимально корректной форме: Что означает эта стрелочка? Почему информация расположилась по кругу? И т.д.

11. Практическое применение. На данном этапе учитель просит учеников соотнести новое знание с имеющимся практическим опытом: в какой жизненной ситуации может пригодиться новое знание, как его использовать на практике? Можно привести примеры из жизни, соотнести со сведениями из других уроков, описать свои воспоминания, которые появились во время прослушивания лекции.

12. Совершенствование опорного конспекта. На данном этапе ученики вновь возвращаются к своим графическим изображениям, соотносят первоначальный список вопросов и ключевых понятий. По итогам работы составляется первичный вывод: все ли понятия раскрыты, что осталось непонятым, что требуется уточнить, на все ли поставленные вопросы получены ответы. По итогам работы могут возникнуть дополнительные вопросы, которые также фиксируются в левой части бортового журнала.

13. Работа с дополнительными вопросами. На вопросы может отвечать учитель, а могут и ученики из составленной группы.

14. Рефлексия — обсуждение итогов работы. Примеры вопросов, по которым проводится этот этап: Что изменилось в вашем представлении по теме после изучения нового материала? Какие моменты лекции вы можете отметить как наиболее важные? Что вызвало затруднения? Какое из заданий было выполнить легче? Какие достоинства и недостатки исследований по теме вы можете указать? И др.

15. Самостоятельная письменная работа. По итогам урока ученики пишут эссе или сочинение на тему, которую они определили в начале урока. Работа может проводиться в классе. А может быть дана как домашнее задание.

infourok.ru

Применение стратегии «Бортовой журнал». - литература, прочее

Часто использую на уроках видео-уроки «Русская литература» (канал «Культура»). Лекторы – заслуженные учителя России – емко, содержательно, с продуманным видеорядом, комментариями излагают  программные темы русской литературы. Как продуктивно использовать этот богатый  материал?  Стратегия «Бортовой журнал» - один из видов активной лекции - помогает студентам в полной мере самостоятельно  усвоить информацию. Рассмотрим наглядно этот вид урока.

Вызов:

1.Сообщается тема лекции: М.Горький. Пьеса «На дне». (Второй урок по творчеству М.Горького).

2.Сообщаются ключевые понятия лекции, которые записываются каждым в личный «Бортовой Журнал»: 1902,  «Без солнца», «Ночлежка», ЧЕЛОВЕК, босяки, любовный треугольник, философия. ПРАВДА, элементы трагедии,   мотив смерти, Лука – Сатин. Символичные реплики, потеря имени. (5 мин.)

3.      Пользуясь приемом «Вопросительные слова»,  в левую колонку таблицы           вписываем ключевые понятия лекции или темы, которая будет изучаться.

        В правую колонку таблицы вписываем всяческие «вопросительные» слова, например: Почему? Зачем? Откуда? и т.д. Так много, как можем придумать.

  1. Индивидуально составляются вопросы к теме лекции и записываются в соответствующую графу личного Бортового журнала».
  2. Списки вопросов обсуждаются в группе и выбираются 5 наиболее значимых и хорошо сформулированных.

6.В группе каждый вписывает в индивидуальные Бортовые журналы выбранные группой наиболее значимые вопросы.

 

Осмысление:

Читается лекция. (Включается программа «Русская литература», запись с телеканала «Культура» Лекцию читает заслуженный учитель России Лев Соболев.       Во время просмотра  индивидуально вписываем ответы на вопросы. Записываем новые вопросы по ходу лекции.

 

Размышление

  1. В группе обсуждаем информацию по вопросам. Каждый может дописать или вычеркнуть что-то на основе обсуждения.

2.Выстраиваем индивидуально схему сообщения в соответствующее место Бортового журнала.

3.Обсуждаем схемы и записи в группе.

4.От группы на общее обозрение предлагается наиболее адекватно отражающая смысл лекции схема.

5.Фронтально обсуждаются вопросы,  поставленные до чтения лекции.

6.Обсуждаются вопросы, которые не были заданы, но необходимые для понимания темы.

 

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

ИМЯ__Пименов_М.____________

ТЕМА__ М.Горький . Пьеса «На дне».

ДАТА ___25.09.2014_________________      

  ВРЕМЯ РАБОТЫ  _________________________________

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ                                          РИСУНОК (СХЕМА)

     1902__

«Без солнца»,

Человек!!!

 «Ночлежка»,

ЧЕЛОВЕК,

 

Лука

босяки,

Сатин

любовный треугольник,

ПРАВДА!

 философия.

 ПРАВДА, элементы трагедии,

   мотив смерти

 Лука – Сатин.

 Символичные реплики,

 потеря имени.

 СВЯЗИ, КОТОРЫЕ Я МОГУ УСТАНОВИТЬ:

 Ночлежка -  Босяки – потеря имени - Лука – Сатин – философия- ЧЕЛОВЕК – ПРАВДА -мотив смерти -   Символичные реплики.

 

ВОПРОСЫ К ТЕМЕ ЛЕКЦИИ:                                                              

  1. О чем пьеса?                                                                 
  2. Какова основная мысль драмы Горького? 
  3. Почему человек теряет имя?
  4. Кто герои пьесы? Каковы их судьбы?             
  5. Каков конфликт пьесы?                                 

 

 

 

 

1.Вопрос. О чем пьеса?                         

Ответ (из сообщения)

 - О жизни  босяков.  «Все слиняло, один человек остался». – О мире, где нет Бога.                                                                                                              

2. Вопрос. Какова основная мысль драмы Горького?     

Ответ (из сообщения)

- Что такое правда и что такое человек.  «Человек это звучит гордо!» Чем меньше человек связан с миром вещей, тем он больше человек. «Человек цены стоит». Для чего живут. – Для лучшего человека.

3.Вопрос. Почему человек теряет имя?

Ответ (из сообщения)

Очутился на дне жизни, умер, потерял профессию.

4.Вопрос.  Кто герои пьесы? Каковы их судьбы?

 Ответ (из сообщения)

Сатин – пьяный шулер, утверждающий, что людям нужна Правда

Лука - странник. «Человек цены стоит!» «Как можно не верить человеку». «Любить живых»

Клещ – «выберусь, когда жена умрет»- «Везде люди».

Актер – Сверчков –Заволжский – потерял имя. Мотив смерти.    

5 Вопрос.  Каков конфликт пьесы?                                 

Ответ (из сообщения)

Конфликт философский. Спор о правде и человеке. Праведная земля не на карте, а в тебе.

 

 

 

4.2  Бланк «Вопросительные слова»

 

 

Ключевые понятия темы

Вопросительные слова

1.

1902

Когда?

2.

«Без солнца»

Что ?

3.

«Ночлежка»,

 

4.

ЧЕЛОВЕК

Где? Какой? Что такое?

5.

босяки

О чем?

6.

любовный треугольник

Какой?

7.

философия

Чья?

8.

ПРАВДА

Для чего?

9.

элементы трагедии

Какие?

10.

мотив смерти

 

11.

Лука – Сатин

Кто?

12.

Символичные реплики

О чем?

13.

Потеря имени

Почему?

14.

 

 

Когда написана? Чья правда лучше? В чем смысл противопоставления? Какие элементы трагедии?  С чем связана потеря имени? О чем символические реплики?

 

Вопросы, которые можно было бы выяснить

1.

Меняются ли герои на протяжении пьесы?

2.

Как Станиславский работал над пьесой?

3.

Что было новым для театра начала века?

4.

Какие произведения шли на русской  сцене  в нач.20 в.

5.

Идейная кульминация пьесы?

6.

Что такое правда?

7.

«Кто испортил песню?»

8.

На чьей стороне правда? Луки? Сатина?

9.

Как соотносятся песни, исполняемые героями, с ходом сюжета? 

 

Вопросы, которые придумали другие, но интересные мне тоже

10.

Какие герои антипатичны Горькому? Почему?

11.

Как соотносятся песни, исполняемые героями, с ходом сюжета? 

12.

Почему любовный конфликт не главный в пьесе?

 

Просмотр содержимого документа «Применение стратегии «Бортовой журнал». »

Применение стратегии «Бортовой журнал».

Часто использую на уроках видео-уроки «Русская литература» (канал «Культура»). Лекторы – заслуженные учителя России – емко, содержательно, с продуманным видеорядом, комментариями излагают программные темы русской литературы. Как продуктивно использовать этот богатый материал? Стратегия «Бортовой журнал» - один из видов активной лекции - помогает студентам в полной мере самостоятельно усвоить информацию. Рассмотрим наглядно этот вид урока.

Вызов:

  1. Сообщается тема лекции: М.Горький. Пьеса «На дне». (Второй урок по творчеству М.Горького).

  2. Сообщаются ключевые понятия лекции, которые записываются каждым в личный «Бортовой Журнал»: 1902, «Без солнца», «Ночлежка», ЧЕЛОВЕК, босяки, любовный треугольник, философия. ПРАВДА, элементы трагедии, мотив смерти, Лука – Сатин. Символичные реплики, потеря имени. (5 мин.)

  3. Пользуясь приемом «Вопросительные слова», в левую колонку таблицы вписываем ключевые понятия лекции или темы, которая будет изучаться.
В правую колонку таблицы вписываем всяческие «вопросительные» слова, например: Почему? Зачем? Откуда? и т.д. Так много, как можем придумать.
  1. Индивидуально составляются вопросы к теме лекции и записываются в соответствующую графу личного Бортового журнала».

  2. Списки вопросов обсуждаются в группе и выбираются 5 наиболее значимых и хорошо сформулированных.

  3. В группе каждый вписывает в индивидуальные Бортовые журналы выбранные группой наиболее значимые вопросы.

Осмысление:

Читается лекция. (Включается программа «Русская литература», запись с телеканала «Культура» Лекцию читает заслуженный учитель России Лев Соболев. Во время просмотра индивидуально вписываем ответы на вопросы. Записываем новые вопросы по ходу лекции.

Размышление

  1. В группе обсуждаем информацию по вопросам. Каждый может дописать или вычеркнуть что-то на основе обсуждения.

  2. Выстраиваем индивидуально схему сообщения в соответствующее место Бортового журнала.

  3. Обсуждаем схемы и записи в группе.

  4. От группы на общее обозрение предлагается наиболее адекватно отражающая смысл лекции схема.

  5. Фронтально обсуждаются вопросы, поставленные до чтения лекции.

  6. Обсуждаются вопросы, которые не были заданы, но необходимые для понимания темы.

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

ИМЯ__Пименов_М.____________

ТЕМА__ М.Горький . Пьеса «На дне».

ДАТА ___25.09.2014______________

ВРЕМЯ РАБОТЫ _________________________________

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ РИСУНОК (СХЕМА)

1902__

«Без солнца»,

«Ночлежка»,

Человек!!!

ЧЕЛОВЕК,

босяки,

Лука

любовный треугольник,

Сатин

философия.

ПРАВДА!

ПРАВДА, элементы трагедии,

мотив смерти

Лука – Сатин.

Символичные реплики,

потеря имени.

СВЯЗИ, КОТОРЫЕ Я МОГУ УСТАНОВИТЬ:

Ночлежка - Босяки – потеря имени - Лука – Сатин – философия- ЧЕЛОВЕК – ПРАВДА -мотив смерти - Символичные реплики.

ВОПРОСЫ К ТЕМЕ ЛЕКЦИИ:

  1. О чем пьеса?

  2. Какова основная мысль драмы Горького?

  3. Почему человек теряет имя?

  4. Кто герои пьесы? Каковы их судьбы?

  5. Каков конфликт пьесы?

  1. Вопрос. О чем пьеса?

Ответ (из сообщения)

- О жизни босяков. «Все слиняло, один человек остался». – О мире, где нет Бога.

2. Вопрос. Какова основная мысль драмы Горького?

Ответ (из сообщения)

- Что такое правда и что такое человек. «Человек это звучит гордо!» Чем меньше человек связан с миром вещей, тем он больше человек. «Человек цены стоит». Для чего живут. – Для лучшего человека.

  1. Вопрос. Почему человек теряет имя?

Ответ (из сообщения)

Очутился на дне жизни, умер, потерял профессию.

  1. Вопрос. Кто герои пьесы? Каковы их судьбы?

Ответ (из сообщения)

Сатин – пьяный шулер, утверждающий, что людям нужна Правда

Лука - странник. «Человек цены стоит!» «Как можно не верить человеку». «Любить живых»

Клещ – «выберусь, когда жена умрет»- «Везде люди».

Актер – Сверчков –Заволжский – потерял имя. Мотив смерти.

5 Вопрос. Каков конфликт пьесы?

Ответ (из сообщения)

Конфликт философский. Спор о правде и человеке. Праведная земля не на карте, а в тебе.

4.2 Бланк «Вопросительные слова»

Ключевые понятия темы

Вопросительные слова

1.

1902

Когда?

2.

«Без солнца»

Что ?

3.

«Ночлежка»,

4.

ЧЕЛОВЕК

Где? Какой? Что такое?

5.

босяки

О чем?

6.

любовный треугольник

Какой?

7.

философия

Чья?

8.

ПРАВДА

Для чего?

9.

элементы трагедии

Какие?

10.

мотив смерти

11.

Лука – Сатин

Кто?

12.

Символичные реплики

О чем?

13.

Потеря имени

Почему?

14.

Когда написана? Чья правда лучше? В чем смысл противопоставления? Какие элементы трагедии? С чем связана потеря имени? О чем символические реплики?

Вопросы, которые можно было бы выяснить

1.

Меняются ли герои на протяжении пьесы?

2.

Как Станиславский работал над пьесой?

3.

Что было новым для театра начала века?

4.

Какие произведения шли на русской сцене в нач.20 в.

5.

Идейная кульминация пьесы?

6.

Что такое правда?

7.

«Кто испортил песню?»

8.

На чьей стороне правда? Луки? Сатина?

9.

Как соотносятся песни, исполняемые героями, с ходом сюжета?

Вопросы, которые придумали другие, но интересные мне тоже

10.

Какие герои антипатичны Горькому? Почему?

11.

Как соотносятся песни, исполняемые героями, с ходом сюжета?

12.

Почему любовный конфликт не главный в пьесе?

kopilkaurokov.ru

Прием "Бортовой журнал" — описание приема, алгоритм работы, примеры использования

Яндекс.Директ

Игры для развитие мышления онлайн60+ игр на развитие мышленияи памяти. Научно доказано. Начать тренировку! 18+Пройти тестированиеРазвить вниманиеУлучшить памятьМышлениеwikium.ru

Работа в интернете на домуБыстрый и легкий заработок на вводе промо-кодов! Ежедневные выплаты от 3383onlinework24.ru

Дистанционное обучениеПрофессиональная переподготовка в МАСПК. Скидки до 30%. Выдается диплом!Услуги: Для юр. лицДля частных лицУдобная форма обученияПодробнееmaspk.ruАдрес и телефон

Обсудить статью Опубликовать свой материал

Прием «Бортовой журнал» охватывает все этапы урока, начиная от стадии вызова и заканчивая рефлексией.

Примеры оформления "бортовых журналов"

1. Простая форма бортового журнала

Что я знал по теме

Новое знание

Графическая форма

 

 

 

 

2. Более полная форма "бортового журнала"

ФИО ученика:

Тема:

Дата:

Ключевые понятия

Толкование

Графическая форма (рисунок, схема)

1.

 

 

 

2.

 

 

Оставшиеся вопросы:

1.

2.

Оценка:

Алгоритм работы с приемом

1. Учитель знакомит учеников с новой темой: кратко обрисовывает самые главные направления изучения темы, основные понятия темы, главные идеи.

Важно! Для приема «Бортовой журнал» лучше всего использовать темы, описывающие какую-то концепцию, идею принцип. Если же тема предполагает запоминание большого количества фактов, дат, терминов, то для нее лучше использовать другие технологии.

2. Ученики обсуждают идеи (в группах, парах), формулируют свое представление о том, какие понятия должны быть изучены, какие проблемы могут возникнуть при изучении темы.

3. Обсудив, ученики составляют план изучения новой темы или список основных понятий, которые наиболее полно отразят суть темы.

4. После осознания объема темы и ее сложности, ученики выбирают для себя тему эссе или сочинения, которые они будут писать после изучения проблемы урока. Можно предложить на выбор несколько тем, чтобы каждый ученик в процессе урока имел возможность определиться с выбором.

5. Составление ключевых вопросов по теме. Класс делится на группы, и каждая составляет свой список ключевых вопросов по теме. Потом списки обсуждаются и выделяются основные вопросы, которые должны быть изучены всеми.

6. Первичное заполнение бортового журнала. Лист разлиновывается на две части по вертикали. В левую часть записываются все вопросы и ключевые понятия темы.

7. Знакомство с новой темой. Выбор формы лекции — на усмотрение учителя. Это может быть привычная лекция, презентация, видеофильм и пр. Во время лекции ученики работают в правой части бортового журнала, фиксируя все новое, что они узнали, отмечая непонятное.

8. Первичная рефлексия. После лекции предлагается обсудить (в парах, в группах) первые впечатления. Ученики должны поработать со своим составленным списком вопросов и понятий: уточнить, добавить, зафиксировать новое знание.

9. Работа с графикой. На данном этапе задача учеников — отобразить новое знание в графической форме. Для этого можно использовать ранее изученные приемы: кластер, сводная таблица, понятийное колесо, фишбоун и пр. То есть, идет сжатие новое информации в опорный конспект.

10. Обсуждение построенных графических изображений. Здесь важно выявить взаимосвязь и вычленить главные понятия в теме. Поэтому обсуждение идет в максимально корректной форме: Что означает эта стрелочка? Почему информация расположилась по кругу? И т.д.

11. Практическое применение. На данном этапе учитель просит учеников соотнести новое знание с имеющимся практическим опытом: в какой жизненной ситуации может пригодиться новое знание, как его использовать на практике? Можно привести примеры из жизни, соотнести со сведениями из других уроков, описать свои воспоминания, которые появились во время прослушивания лекции.

12. Совершенствование опорного конспекта. На данном этапе ученики вновь возвращаются к своим графическим изображениям, соотносят первоначальный список вопросов и ключевых понятий. По итогам работы составляется первичный вывод: все ли понятия раскрыты, что осталось непонятым, что требуется уточнить, на все ли поставленные вопросы получены ответы. По итогам работы могут возникнуть дополнительные вопросы, которые также фиксируются в левой части бортового журнала.

13. Работа с дополнительными вопросами. На вопросы может отвечать учитель, а могут и ученики из составленной группы.

14. Рефлексия — обсуждение итогов работы. Примеры вопросов, по которым проводится этот этап: Что изменилось в вашем представлении по теме после изучения нового материала? Какие моменты лекции вы можете отметить как наиболее важные? Что вызвало затруднения? Какое из заданий было выполнить легче? Какие достоинства и недостатки исследований по теме вы можете указать? И др.

15. Самостоятельная письменная работа. По итогам урока ученики пишут эссе или сочинение на тему, которую они определили в начале урока. Работа может проводиться в классе. А может быть дана как домашнее задание.

multiurok.ru

Прием "Бортовой журнал" — описание приема, алгоритм работы, примеры использования

Яндекс.Директ

Игры для развитие мышления онлайн60+ игр на развитие мышленияи памяти. Научно доказано. Начать тренировку! 18+Пройти тестированиеРазвить вниманиеУлучшить памятьМышлениеwikium.ru

Работа в интернете на домуБыстрый и легкий заработок на вводе промо-кодов! Ежедневные выплаты от 3383onlinework24.ru

Дистанционное обучениеПрофессиональная переподготовка в МАСПК. Скидки до 30%. Выдается диплом!Услуги: Для юр. лицДля частных лицУдобная форма обученияПодробнееmaspk.ruАдрес и телефон

Обсудить статью Опубликовать свой материал

Прием «Бортовой журнал» охватывает все этапы урока, начиная от стадии вызова и заканчивая рефлексией.

Примеры оформления "бортовых журналов"

1. Простая форма бортового журнала

Что я знал по теме

Новое знание

Графическая форма

 

 

 

 

2. Более полная форма "бортового журнала"

ФИО ученика:

Тема:

Дата:

Ключевые понятия

Толкование

Графическая форма (рисунок, схема)

1.

 

 

 

2.

 

 

Оставшиеся вопросы:

1.

2.

Оценка:

Алгоритм работы с приемом

1. Учитель знакомит учеников с новой темой: кратко обрисовывает самые главные направления изучения темы, основные понятия темы, главные идеи.

Важно! Для приема «Бортовой журнал» лучше всего использовать темы, описывающие какую-то концепцию, идею принцип. Если же тема предполагает запоминание большого количества фактов, дат, терминов, то для нее лучше использовать другие технологии.

2. Ученики обсуждают идеи (в группах, парах), формулируют свое представление о том, какие понятия должны быть изучены, какие проблемы могут возникнуть при изучении темы.

3. Обсудив, ученики составляют план изучения новой темы или список основных понятий, которые наиболее полно отразят суть темы.

4. После осознания объема темы и ее сложности, ученики выбирают для себя тему эссе или сочинения, которые они будут писать после изучения проблемы урока. Можно предложить на выбор несколько тем, чтобы каждый ученик в процессе урока имел возможность определиться с выбором.

5. Составление ключевых вопросов по теме. Класс делится на группы, и каждая составляет свой список ключевых вопросов по теме. Потом списки обсуждаются и выделяются основные вопросы, которые должны быть изучены всеми.

6. Первичное заполнение бортового журнала. Лист разлиновывается на две части по вертикали. В левую часть записываются все вопросы и ключевые понятия темы.

7. Знакомство с новой темой. Выбор формы лекции — на усмотрение учителя. Это может быть привычная лекция, презентация, видеофильм и пр. Во время лекции ученики работают в правой части бортового журнала, фиксируя все новое, что они узнали, отмечая непонятное.

8. Первичная рефлексия. После лекции предлагается обсудить (в парах, в группах) первые впечатления. Ученики должны поработать со своим составленным списком вопросов и понятий: уточнить, добавить, зафиксировать новое знание.

9. Работа с графикой. На данном этапе задача учеников — отобразить новое знание в графической форме. Для этого можно использовать ранее изученные приемы: кластер, сводная таблица, понятийное колесо, фишбоун и пр. То есть, идет сжатие новое информации в опорный конспект.

10. Обсуждение построенных графических изображений. Здесь важно выявить взаимосвязь и вычленить главные понятия в теме. Поэтому обсуждение идет в максимально корректной форме: Что означает эта стрелочка? Почему информация расположилась по кругу? И т.д.

11. Практическое применение. На данном этапе учитель просит учеников соотнести новое знание с имеющимся практическим опытом: в какой жизненной ситуации может пригодиться новое знание, как его использовать на практике? Можно привести примеры из жизни, соотнести со сведениями из других уроков, описать свои воспоминания, которые появились во время прослушивания лекции.

12. Совершенствование опорного конспекта. На данном этапе ученики вновь возвращаются к своим графическим изображениям, соотносят первоначальный список вопросов и ключевых понятий. По итогам работы составляется первичный вывод: все ли понятия раскрыты, что осталось непонятым, что требуется уточнить, на все ли поставленные вопросы получены ответы. По итогам работы могут возникнуть дополнительные вопросы, которые также фиксируются в левой части бортового журнала.

13. Работа с дополнительными вопросами. На вопросы может отвечать учитель, а могут и ученики из составленной группы.

14. Рефлексия — обсуждение итогов работы. Примеры вопросов, по которым проводится этот этап: Что изменилось в вашем представлении по теме после изучения нового материала? Какие моменты лекции вы можете отметить как наиболее важные? Что вызвало затруднения? Какое из заданий было выполнить легче? Какие достоинства и недостатки исследований по теме вы можете указать? И др.

15. Самостоятельная письменная работа. По итогам урока ученики пишут эссе или сочинение на тему, которую они определили в начале урока. Работа может проводиться в классе. А может быть дана как домашнее задание.

multiurok.ru

Сборник заданий по технологии развития критического мышления

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Сборник

заданий по технологи развития критического мышления

hello_html_m7578582d.jpg

Камышлов, 2017

Сборник заданий по технологии развития критического мышления предназначен для студентов педагогического колледжа специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», педагогов начальной школы / сост. Болдырева Е.А. – Камышлов. ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017.

Рецензент: Болотова Е.Ю., преподаватель дисциплины «Современные образовательные технологии в начальном общем образовании»

Сборник включает в себя информацию об особенностях организации и применении адаптивной технологии в образовательном процессе начальной школы. Содержит приёмы по технологии развития критического мышления, которые можно применять на уроках по различным предметам и в любом классе.

Сборник направлен на развитие критического мышления у младших школьников. Сборник может использоваться на уроках начальной школы.

ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017

Содержание

  1. Пояснительная записка.

  2. Прием «Инсерт».

  3. Прием «Бортовой журнал»

  4. Прием «Зигзаг».

  5. Прием «Фишбоун».

  6. Приём «Жокеи и лошади».

  7. Приём «Кубик Блума».

  8. Приём «ИДЕАЛ».

  9. Приём «Диаграмма Венна».

  10. Список литературы.

hello_html_1ef12141.png

Пояснительная записка

Критическое мышление – это мышление оценочное, рефлексивное, для которого знание является не конечной, а отправной точкой; аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах (И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек).

Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

ФГОС НОО подтверждает важность использования технологии развития критического мышления как средства индивидуализации образовательного процесса, практической реализации личностно-ориентированного подхода: «Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования». Также посредством применения данной технологии реализуются планируемые результаты ФГОС НОО (предметные, метапредметные, личностные), формируются УУД.

Исходя из вышесказанного, был выполнен сборник, целью которого является: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Применение сборника приведёт к следующим результатам:

  1. высокая мотивация учащихся к образовательному процессу;

  2. возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой;

  3. развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими;

  4. развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека;

  5. развитие умения анализировать полученную информацию.

Основа технологии развития критического мышления – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. В данном сборнике представлены задания второй стадии – осмысление. Функции этой стадии урока.

  1. Информационная. Учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется.

  2. Систематизирующая. Все приемы стадии осмысления направлены на то, чтобы учащиеся не просто освоили пласт новой информации, но и смогли систематизировать его, так сказать, "разложить по полочкам" в своей памяти.

Деятельность учителя на данной стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, продвижение от знания «старого» к «новому». Сложно организовывать работу, чтобы замотивировать обучающихся, необходимо на каждом уроке применять различные приёмы и задания.

Деятельность учащихся на стадии осмысления (реализации): ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения. Делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. Чтобы проделать эту работу на уроке, необходимы разнообразные приёмы, способствующие мотивации на деятельность и развивающие критическое мышление.

В сборнике представлены лишь некоторые из приемов, которые используются на уроках по развитию критического мышления на стадии осмысления. Важно одно — если вы решились внедрять приемы ТРКМ, не стоит делать это урывками, от случая к случаю. Технология развития критического мышления — целостная структура и работать она будет, только если использовать ее регулярно.

Приём «Инсерт»

Прием активного чтения с пометками. Учащимся предлагается прочитать текст, маркируя отдельные предложения или абзацы специальными значками. После этого составляется таблица, по которой проводится следующая работа.

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложить полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

2. Заполняется таблица

V

+

?

здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

отмечается все новое, что стало известно из текста

отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

3.Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.

4.Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

5.На этапе «рефлексия» обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

В начальной школе таблицу можно сократить до трех колонок: "Знаю", "Интересуюсь", "Узнал".

Приём «Бортовой журнал»

Своеобразный вид таблицы, который наглядно демонстрирует связь уже имеющегося знания и нового. Как и многие другие приемы критического мышления, охватывает сразу несколько стадий урока.

Заполняется следующая таблица:

Что я знаю по теме

+ или —

Что узнал нового

 

 

 

Первая графа заполняется на стадии вызова, когда учащиеся тезисно записывают то, что они уже знают. Далее, на стадии осмысления, работают со второй графой. Здесь учащиеся соотносят свои утверждения с новой информацией. По ходу чтения или прослушивания лекции они отмечают, правы они были или нет.

С третьей колонкой начинаем работать после прочтения текста. Здесь тезисно записывается все то новое, что было в тексте.

Опять-таки, рекомендуется на стадии рефлексии вернуться к своим бортовым журналам и оценить проделанную работу.

hello_html_m74e880f3.png

Приём «Зигзаг»

Довольно необычный прием, в котором чередуются индивидуальная и групповая работа. Очень удачный прием, когда требуется за урок охватить большой пласт новой информации.

Итак, условия заданы — требуется за урок освоить большой пласт материала.

  1. Текст изначально делится учителем на несколько частей (на сколько — см. условия ниже).

  2. Класс делится на группы с равным количеством участников. Например, на 5 групп по 5 учеников в каждой группе. Для удобства будем называть эти первичные группы рабочими. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в этой первичной группе.

Если текст слишком объемный, то можно разделить класс на три рабочие группы по 7 человек в каждой. Но не больше.

  1. Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами.

  2. Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста — прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое нужное. Задача ученика: представить своеобразную "выжимку", квинтэссенцию. Причем сделать это он может по-разному — составить кластер, таблицу, схему, инфографику и т.д.

  3. Следующий этап работы — групповой. Теперь учащиеся переходят к своим "коллегам". Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.

Дополнительным заданием может быть составление вопросов по своему отрывку, которые покажут, насколько остальные поняли и усвоили материал. Причем вопросы тоже можно разнообразить — либо это просто вопросы, либо мини-тесты, либо какое-то практическое задание.

  1. После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это краткое изложение, кластер, таблица — это решено уже на стадии работы в экспертной группе. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту.

  2. Завершается "Зигзаг" общей работой всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты "дополняют" коллегу.

На этапе рефлексии учащиеся решают, чья презентация материала была наиболее точной и эффективной. А также намечают круг вопросов, которые требуют уточнений, пояснений. Итогом такой работы может стать совместный проект или презентация.

hello_html_2e9c54.png

Приём «Фишбоун»

Еще один прием, который помогает учащимся наглядно увидеть связь между причинами и последствиями, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученные знания. Строится скелет рыбы, где голова — это проблема, которую нужно решить, верхние "кости" — причины или направления размышлений, нижние — это конкретные примеры и факты, а хвост рыбы — вывод.

Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.

В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

http://katti.ucoz.ru/_pu/57/s72771529.jpg

Приём «Жокеи и лошади»

Приём используется, когда нужно запомнить много понятий, названий, терминов и т.д. Учитель заранее подготавливает карточки по количеству учащихся в классе. На половине карточек пишется название термина, понятия, на второй половине карточек — его пояснение, толкование. Например, на уроке географии можно написать страны и их столицы, на уроке литературы — имена главных героев и их характеристики.

Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А. Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

После прочтения текста раздаются карточки, и учащиеся превращаются в условных "лошадей" и "жокеев". Цель: найти себе пару.

Чтобы предотвратить массовое хождение, можно попросить условных "лошадей" оставаться на месте. По классу ходят только "жокеи".

hello_html_m27e06ad2.png

Приём «Кубик Блума»

Достаточно новый и интересный прием, который учит детей не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа.

1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

  1. Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

  2. Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

  3. Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

  4. Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

  5. Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

  6. Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0bce/00052865-74ef923e/img20.jpg

Приём «ИДЕАЛ»

Название приема представляет собой аббревиатуру, которая объединяет название действий в ходе этого приема. И — интересно, в чем проблема?, Д — давайте найдем все возможные решения, Е — есть ли среди предложенных решений лучшие и т.д. Этот прием учит формулировать главную проблему, намечать пути ее решения, анализировать и делать выбор.

Пример.

Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова «как».

Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.

Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.

А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.

Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.

Приём «Диаграмма Венна»

Прием, помогающий провести сравнительную характеристику понятий, предметов, явлений. После прочтения текста учащиеся заполняют следующую таблицу (таблицу удобнее заполнять, чем окружности):

Общие черты

Отличительные особенности1-го предмета (явления)

Отличительные особенности2-го явления

 

 

 

Список литературы

  1. Васюта И., Махотина А. «Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы».

  2. Газета «Первое сентября». ps.1september.ru / http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70 (дата обращения: 11.11.17).

  3. Загашев О., Заир С.И. – Бек, И.В. Муштавинская, «Учим детей мыслить критически», СПб, 2003г., с.156

  4. Материалы уроков Фестиваля педагогических идей. festival.1september.ru / http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9 (дата обращения: 11.11.17).

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 октября 2009 г. № 373 г. Москва «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-06102009-n-373/ (дата обращения: 08.01.17).

  6. Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена». www.ct-net.net/ru / http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru (дата обращения: 11.11.17).

  7. Технология развития критического мышления на уроке. history-helpmy.blogspot.com / http://history-helpmy.blogspot.com/2010/04/blog-post_5385.html (дата обращения: 11.11.17).

  8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

www.metod-kopilka.ru

Мастер-класс:"Использование приёмов критического мышления на уроках в начальной школе"

Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках в начальной школе»

«Скажи мне - я забуду,

покажи мне – я запомню,

вовлеки меня – я пойму».

Кламм Ольга Николаевна

учитель начальных классов

1 квалификационная категория

3 уровень

КГУ «Средняя школа №21»

город Петропавловск

Цель: ознакомить учителей начальных классов с технологией развития критического мышления, показать приёмы работы по развитию критического мышления на уроках в начальной школе(из опыта работы).

Задачи: актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал

вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.

Практическая значимость: использование приёмов и стратегий технологии критического мышления дают возможность эффективно построить учебный процесс, повысить мотивацию обучающихся, активизировать мыслительную деятельность.

Ожидаемые результаты:коллеги будут знать приемы критического мышления;

уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых методов для формирования навыков критического мышления у учащихся по предмету.

Целевая аудитория: учителя начальных классов

Материалы и оборудование, подготовка к занятию: столы и стулья расставлены для работы в малых группах по 3-4 человека. На каждом столе разложены карточки: “Правила составления синквейна”, карточки со словом: «Успешный человек», ресурс с текстом рассказа Г.А. Скребицкого «Дружба», ресурс с текстом «Птица грач», таблица для заполнения «Бортовой журнал», бумага формата А-3 для создания постера, индивидуальной и групповой работы.

Инструменты для рисования: карандаши, ручки, фломастеры

Ход мастер-класса

1. Организационный момент.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас!Надеюсь, это занятие будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. От всей души поздравляю вас с началом нового учебного года. Пусть новый учебный год порадует нас всех большими успехами и достижениями и принесёт удовлетворение от оценки нашей творческой работы. Я желаю вам Радости, Любви и неугасимого творческого огня в душе! Желаю всем нам мира в душе, в семье и в стране.

Тема моего мастер-класса: «Использование приемов критического мышления на уроках в начальной школе»

Это интерактивная технология, она развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.

В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, те, которые использую на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но и любых других подобных мероприятиях(семинары, рабочие встречи, педсоветы и т.д.).

Технология критического мышления формирует поисково-исследовательскую деятельность обучающихся. Дети учатся находить главную мысль в тексте, работают с разными источниками информации.

2. Создание коллаборативной среды.

Я предлагаю вам провести приветствие с коллегой сидящей рядом с вами Приветствие «Здравствуйте!» Коллеги поочередно касаются ладони своего соседа, и называет своё имя.

— Прошу ответить на мое приветствие после той фразы, которое посчитаете обращением именно к вам (поднимают руку).

Здравствуйте, те, кто готов творчески работать!

Здравствуйте, те, кто окончил трёхуровневые курсы

Здравствуйте те, кто умеет мечтать!

Здравствуйте те, кто мечтает полетать!

Здравствуйте те, кто в отпуске хорошо отдохнул!

Здравствуйте те, кто любит свою работу и детей!

Здравствуйте те, кто любит успех!

- Прошу взять со стола карточки, подумать и составить список прилагательных, которые характеризуют успешного человека. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных) 1 мин.

— Теперь обведите 1 слово из списка, которое лучше всего характеризует ваш характер. И объясните, почему именно это слово так точно описывает ваш характер.

(Зачитываются работы и даются объяснения) 2 мин.

— Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы.

Деление на группы. Определение правил работы в группах.

-уважительное отношение ко всем членам группы; -умение слушать и слышать всех членов группы; -оказание помощи друг другу; - активное участие всех членов группы в работе;

3. Теоретическая часть.

Что такое критическое мышление, и какие приёмы критического мышления используются на уроках в начальных классах.Критическое мышление — способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения.

Для начала я хотела с вами провести приём, который называется

«Верите ли вы …»

- Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

- Верите ли вы, что вам будет интересно работать сегодня?

- Верите ли вы, что дети способны анализировать, обобщать?

- Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

КР предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.

На доске:

hello_html_m286faced.png

вызов

осмысление

рефлексия

hello_html_m993b9ae.pnghello_html_m18bcafd.pnghello_html_m2e3f4805.png

F:\стадии урока\фото семинар\GEDC5241.JPGF:\стадии урока\фото семинар\Фото3202.jpgF:\стадии урока\фото семинар\GEDC5838.JPGF:\стадии урока\фото семинар\GEDC5285.JPG

1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа)

Ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. Работа с вопросами может проходить в 2 этапа: «я сам», «мы вместе» (парная или групповая работа). На стадии вызова у ребёнка должно сформироваться представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?».

2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления)

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать) Это, как правило, самый длительный этап урока, который предполагает получение новых знаний, их осмысление, соотнесение с имеющимися. Цель данного этапа — побудить ребёнка к высказываниям, дать толчок к анализу своих знаний, поддержать интерес учащихся к информации и добиться ее понимания. При этом важно, чтобы дети обменивались мнениями, говорили, ведь это обогащает их словарный запас, вырабатывает гибкость мышления.

3 этап — «Рефлексия» (размышление).

Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Итак, напоминаем, технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов — осмысление — рефлексия и предлагает набор приёмов и стратегий. Данный этап способствует целостному осмыслению темы, выработке собственного отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей работы, а также анализу самого процесса изучения материала. Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися. На этом этапе может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося.

3. Практическая часть.

-Я бы хотела, чтобы вы на примере художественного произведения увидели некоторые приёмы работы на каждом этапе урока. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение. Надеюсь, что вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна.

Итак, вы ученики 3 класса.

Урок литературного чтения.

Тема: Георгий Алексеевич Скребицкий «Дружба»

Стадия вызова

На стадии вызова можно использовать один из приёмов, которые мы сейчас рассмотрим.

1) Приём «Аквариумные рыбки»

Из класса выходят 3-4 человека к учителю, которые будут «золотыми рыбками» в аквариуме. Они садятся в круг. Их задача ответить на вопросы, предложенные учителем. Работа идёт без обсуждения, а остальные ребята слушают. (Выходят участники мастер-класса)

-Подберите синонимы к слову ДРУЖБА? (согласие, единство, товарищество), а антоним? (вражда)

- Что такое дружба?

-Это чувство, в первую очередь, доверия к человеку, полной уверенности в нем, совпадение множества интересов.

- Между кем могут быть дружеские отношения? (дружественные отношения между странами, подруги, ребёнок-родители, учитель-ученик, дружба среди птиц, животных).

2) Приём «Ассоциативная карта» (работа в группах на бумаге, один отвечает от группы)

-Напишите слова – ассоциации к слову «ДРУЖБА».

3)Стратегия «Предположение»

- Кто автор рассказа?

- Можете ли определить тему рассказа?

- О чём может быть рассказ с таким названием?

- Что может произойти в рассказе с таким названием?

- Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?

- Как вы думаете, какие приёмы мы использовали на этапе вызова?

1- «Аквариум», 2 – «Ассоциативная карта», 3- «Предположение»

Стадия осмысления

Г.А.СКРЕБИЦКИЙ «ДРУЖБА»

Сидели мы как-то с братом зимой в комнате и глядели на двор в окно. А на дворе, у забора, вороны и галки копались в мусоре.

Вдруг видим — прилетела к ним какая-то птица, совсем чёрная, с синевой, а нос большой, белый. Что за диво: ведь это грач! Откуда он зимой взялся? Глядим, ходит грач по помойке среди ворон и прихрамывает немножко — наверное, больной какой-нибудь или старый; улететь на юг не смог с другими грачами, вот и остался у нас зимовать.

Потом каждое утро повадился грач к нам на помойку летать. Мы нарочно хлебца ему покрошим, каши, творожку от обеда. Только мало ему доставалось: всё, бывало, вороны поедят — это уж такие нахальные птицы. А грач тихий какой-то попался. В сторонке держится, всё один да один. Да и то верно: своя братия улетела на юг, он один остался; вороны — ему компания плохая. Видим мы, обижают серые разбойницы нашего грача, а как ему помочь, не знаем. Как его покормить, чтоб вороны не мешали?

День ото дня грач становился всё грустнее. Бывало, прилетит и сядет на забор, а спуститься на помойку к воронам боится: совсем ослаб.

Один раз посмотрели мы утром в окно, а грач под забором лежит. Побежали мы, принесли его в дом; он уж еле дышит. Посадили мы его в ящик, к печке, попонкой закрыли и дали всякой еды.

Недели две он так у нас просидел, отогрелся, отъелся немножко. Думаем: как же с ним дальше быть? Не держать же его в ящике всю зиму! Решили опять на волю выпустить: может, он теперь покрепче будет, перезимует как-нибудь.

А грач, видно, смекнул, что мы ему добро сделали, значит, нечего людей и бояться. С тех пор целые дни так вместе с курами во дворе и проводил.

В это время жила у нас ручная сорока Сиротка. Мы её ещё птенцом взяли и выкормили. Сиротка свободно летала по двору, по саду, а ночевать возвращалась на балкон. Вот видим мы — подружился наш грач с Сироткой: куда она летит, туда и он за ней. Однажды глядим — Сиротка на балкон прилетела, и грач тоже вместе с ней заявился. Важно так по столу разгуливает. А сорока, будто хозяйка, суетится, вокруг него скачет.

Мы потихоньку высунули из-под двери чашку с мочёным хлебом. Сорока — прямо к чашке, и грач за ней. Позавтракали оба и улетели. Так они каждый день начали на балкон вдвоём прилетать — кормиться.

...Прошла зима, вернулись с юга грачи, загалдели в старой берёзовой роще. По вечерам усядутся парочками возле гнёзд, сидят и переговариваются, будто дела свои обсуждают. Только наш грач не нашёл себе пары, по- прежнему всюду летал за Сироткой. А под вечер сядут они возле дома на берёзку и сидят рядышком, близко так, бок о бок.

Посмотришь на них и невольно подумаешь: значит, и у птиц тоже дружба бывает.

1) Стратегия «Чтение с остановками»

…Сидели мы как-то с братом…

…остался зимовать…

- Что заинтересовало мальчиков, когда они глядели в окно?

…Один раз посмотрели мы утром в окно…

…перезимует как-нибудь…

- Какое решение приняли мальчики и правильно ли они поступили?

…В это время жила у нас сорока…

…близко так, бок о бок.

- С кем подружился грач, почему?

- Как вы думаете, останется ли грач жить в этом доме? Почему?

2)Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он может стать ведущим приемом на смысловой стадии.Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Грач внешне похож на ворону, но стройнее её, и, в отличие от своей ближайшей родственницы, ведущей одинокий образ жизни, предпочитает жить в колониях.Грач летает на большие расстояния, но достаточно много времени проводит и на земле, отыскивая корм; гнёзда вьёт на деревьях в загородных пролесках или в городских садах. К формированию гнезда птица относится серьёзно: в ход идут прутики и ветви, сухая трава, мягкие шерстинки.Объединившись в стаи, молодые грачи отыскивают на полях различного рода насекомых. Мы этому рады — как правило, это насекомые-вредители. Взрослый грач питается мелкими грызунами, улитками, способен поймать даже молодого зайчонка.

Зимует на побережье Черного моря, в Средней Азии и Северной Африке. Для весеннее-осенних перелётов грачи собираются в огромные стаи.В апреле месяце мама-самка откладывает от трех до пяти зелёных с пятнышками яиц. Время насиживания – до двадцати дней. Спустя месяц после рождения птенцы оставляют гнездо. 17 марта – Герасим-грачевник. Если грачи прямо на гнездо летят – впереди дружная весна.

Даётся информация о птице грач. Дети заполняют таблицу.hello_html_41e926a3.png

Грач (из семейства вороновых) – стройная черная птица, длиной до 50 см, весом около 400 граммов. В оперении грача присутствует, в основном, чёрный цвет с металлическим отливом. Самцы крупнее самок, между собой птицы общаются, громко каркая.

Грач внешне похож на ворону, но стройнее её, и, в отличие от своей ближайшей родственницы, ведущей одинокий образ жизни, предпочитает жить в колониях.

Грач летает на большие расстояния, но достаточно много времени проводит и на земле, отыскивая корм; гнёзда вьёт на деревьях в загородных пролесках или в городских садах. К формированию гнезда птица относится серьёзно: в ход идут прутики и ветви, сухая трава, мягкие шерстинки.

Грач – перелётная птица, она возвращается на родину в марте, и, как говорится, открывает весну. А зимует на побережье Черного моря, в Средней Азии и Северной Африке. Для весеннее-осенних перелётов грачи собираются в огромные стаи.

В апреле месяце мама-самка откладывает от трех до пяти зелёных с пятнышками яиц. Время насиживания – до двадцати дней. Спустя месяц после рождения птенцы оставляют гнездо. Объединившись в стаи, молодые грачи отыскивают на полях различного рода насекомых. Мы этому рады — как правило, этонасекомыевредители.Взрослый грач питается мелкими грызунами, улитками, способен поймать даже молодого зайчонка.

17 марта – Герасим-грачевник. Если грачи прямо на гнездо летят – впереди дружная весна.

3) Приём «Взаимоопрос» (Работа в парах: один читает абзац, другой ученик задаёт ему вопрос после прочитанного абзаца )

4) Приём «Тонкие и толстые вопросы»

Тонкие вопросы: однозначный ответ (кто…?что..? когда..?)

Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы(может…?будет…?мог ли…?согласны ли вы…?дайте объяснение почему…?почему вы думаете…?в чём разница…?предположите, что будет…?верно ли…?)

- Кто автор рассказа?

- Как называется рассказ?

- Что делали мальчики?

- Кого увидели мальчики в окне?

- Почему грач не смог улететь на юг?

- Правильно ли поступили мальчики?

- Объясни, почему так назван рассказ?

- Кто в рассказе подружился, как мальчики поняли это?

- Как ты думаешь, какова главная мысль рассказа?

- Предположи, что сделаешь ты, если найдёшь птенца, котёнка, щенка?

Стадия «Рефлексия»(Работа в группах, работают на бумаге)

1) Приём «Синквейн» (1 группа)

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Правила написания синквейна :

1.Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)

2.Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)

3.Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)

4.Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме

5.Синоним из одного слова, который повторяет суть темы

Составление синквейна к слову ДРУЖБА. Защита синквейна.

1. Дружба.

2. Крепкая, бескорыстная.

3. Дружить, защищать, делать добро.

4. Дружба- великая сила.

5. Доверие.

1.Дружба.

2.Искренняя, взаимная.

3.Сближает, связывает, выручает.

4.Позитивные взаимоотношения между людьми.

5.Друг

1.Дружба.

2.Настоящая, верная.

3.Зарождается, хранится, рушится.

4.Несчастен тот, кто ее не испытал.

5.Доверие.

2)Приём «Перевёрнутые логические цепочки» (2 группа)

Восстанови последовательность событий текста.

На листочках:

…Прошла зима, вернулись с юга грачи, загалдели в старой берёзовой роще. По вечерам усядутся парочками возле гнёзд, сидят и переговариваются, будто дела свои обсуждают.

В это время жила у нас ручная сорока Сиротка. Мы её ещё птенцом взяли и выкормили. Сиротка свободно летала по двору, по саду, а ночевать возвращалась на балкон. Вот видим мы — подружился наш грач с Сироткой: куда она летит, туда и он за ней. Однажды глядим — Сиротка на балкон прилетела, и грач тоже вместе с ней заявился. Важно так по столу разгуливает. А сорока, будто хозяйка, суетится, вокруг него скачет.

Сидели мы как-то с братом зимой в комнате и глядели на двор в окно. А на дворе, у забора, вороны и галки копались в мусоре.

Вдруг видим — прилетела к ним какая-то птица, совсем чёрная, с синевой, а нос большой, белый. Что за диво: ведь это грач! Откуда он зимой взялся? Глядим, ходит грач по помойке среди ворон и прихрамывает немножко — наверное, больной какой-нибудь или старый; улететь на юг не смог с другими грачами, вот и остался у нас зимовать.

А грач, видно, смекнул, что мы ему добро сделали, значит, нечего людей и бояться. С тех пор целые дни так вместе с курами во дворе и проводил.

3) Работа для всех групп.

Обсуди, запиши или изобрази, как можно помочь птицам зимой.

4) Приём «Незаконченное предложение»

- Было интересно…

- Новым для меня стало…

- Реально ли мне применить это на своих уроках?

- Что я возьму с собой?

- Мне понравилось…

- Где мне было легко?

- Что давалось с трудом?

- Теперь я смогу…

Д/З Приём «Написание эссе» о прочитанном произведении.

4.Итог работы.

Работая по КМ, я отмечаю следующие преимущества:

• учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

• увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;

• совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

• вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

• обостряется любознательность, наблюдательность;

• развивает активное слушание;

• повышает самооценку.

— Мы коротко прошли по стадиям урока и увидели, что можно использовать различные приемы критического мышления. Благодарю за участие. Надеюсь, что я кого-то заинтересовала приёмами КМ, т. к. она применима на всех ступенях обучения. Большое спасибо. Желаю вам творческих успехов!

В конце я Вас попрошу чтобы вы ответили на несколько вопросов.(карточки)

Вопросы:

1. Была ли полученная информация для Вас полезна? (да, нет, не совсем)

2. На каких уроках можно использовать приёмы КМ? (на русском языке, на литературном чтении, на любом)

3. Возможно ли в Вашей практике использование приёмов КМ? (да, нет, уже применяю)

4. Хотелось бы Вам посетить открытый урок с применением КМ? (нет, с удовольствием, могла бы сама провести его)

Коллеги, спасибо Вам за внимание. Мне было приятно с Вами работать.

Наше занятие закончено!

infourok.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта