Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Церковь и время (журнал). Церковь журнал


Современность "церкви" / / Независимая газета

Церковь. Выпуск 3. Старообрядческий церковно-общественный журнал. - М., 2000.

Среди моря сегодняшней российской прессы крайне мало изданий, напрямую ведущих родословную от газет и журналов досоветских времен. Слишком уж сильным был разрыв октября 1917-го: даже после ухода с властного Олимпа наследников "дела революции" оказалось, что "практичнее и проще" основывать новые издания, чем отыскивать потерянные во тьме семидесятипятилетнего забвенья нити традиций прессы Серебряного века. Но из этого общего для наших дней правила есть исключения, и одним из них является старообрядческий журнал "Церковь", издание с непростой исторической судьбой.

Впервые оно увидело свет в 1908 г., вскоре после первого в нашей истории провозглашения "веротерпимости". Старообрядцы, дотоле в течение более чем двух веков с различной степенью жестокости притеснявшиеся, получили тогда возможность не только открыто совершать богослужения и строить новые храмы, но и через журналы и газеты доносить до людей свои взгляды на православие и судьбы России. Дореволюционная "Церковь" была еженедельником, выпускавшимся на средства знаменитых промышленников-старообрядцев Рябушинских. Даже располагалась редакция в их конторе на Биржевой площади тогдашнего московского "Сити" - Китай-города. Эти обстоятельства, а еще больше само содержание старых журналов "Церковь" свидетельствуют о наличии у предпринимателей-староверов начала века концепции развития России на основе сочетания преданности исконной вере отцов с активным участием в мировой конкуренции технологий и капиталов.

Однако сей "выход в народ" староверческих церковно-общественных идей, увы, не смог изменить общего направления нашей истории. Очень скоро революционные вихри, казалось, навсегда уничтожили не только национально ориентированных предпринимателей с их верой, социальной идеологией, а также печатным органом, но и всю старую Россию. Но так всего лишь казалось, потому что, несмотря на новые жесточайшие репрессии, Старообрядческая Церковь выжила. А пожелтевшие подшивки "Церкви", тщательно сохранявшиеся в семьях уцелевших древлеправославных, стали одной из основ этого выживания. Как яркие памятники свободы и величия старообрядцев они в самые беспросветно-атеистические годы поддерживали духовное самосознание и надежду на грядущее возрождение.

Времена изменились, воссоздание порушенного стало реальной возможностью. И уже в 1990-м под обложкой журнала "Родина" вышел первый (точнее, нулевой) номер "Церкви". Однако духовно-интеллектуальные возможности современных старообрядцев, увы, не получили адекватного материального обеспечения. Ведь возрождения старообрядческого предпринимательства, как известно, не произошло. В тяжелых условиях первых лет рыночных реформ смогли увидеть свет лишь еще два выпуска "Церкви", последний - в 1992-м. Истекшие с тех пор восемь лет были ознаменованы появлением относительно большого числа иных старообрядческих изданий, в частности и периодических, но продолжение выхода "Церкви" многими считалось делом уже абсолютно нереальным.

Во второй половине минувшего октября третий выпуск возрожденной "Церкви" все-таки вышел. И по внешнему оформлению, и по внутреннему содержанию он представляет из себя солидное (почти сто страниц), богато и качественно иллюстрированное аналогическое издание. Причем среди авторов не только и не столько старообрядцы. На страницах журнала история и современность древлеправославия (уточним, белокриницкого согласия) освещается в основном симпатизирующими старообрядчеству журналистами-интеллектуалами, которых авторы дореволюционной "Церкви", пожалуй, назвали бы "внешними писателями". Впрочем, хорошо известно, что со стороны виднее, и поэтому работы эти приобретают для читателя особое значение, как наблюдения своего рода независимых исследователей.

Среди данных материалов выделяется интервью митрополита Алимпия, взятое Максимом Безвершенко. Пожалуй, впервые предстоятель "белокриницких" России предстает здесь максимально близким к реальному, повседневному своему облику, обусловленному народно-старообрядческим происхождением и воспитанием владыки. Весьма ярки и иллюстративны рассказы митрополита о детстве в большой трудовой семье, испытаниях, пережитых им и его родственниками в советские годы в связи со стремлением сохранять верность Церкви Христовой. Как ценные исторические свидетельства могут рассматриваться части интервью, посвященные духовным наставникам будущего святителя - старообрядческим священнослужителям Поволжья 30-60-х годов, многие из которых были возведены в сан еще до революции.

По силе оказываемого впечатления с материалом о жизни митрополита сопоставима статья известного журналиста Владимира Долматова "Сибирские робинзоны". Здесь рассказывается о последней жительнице старообрядческой островной деревеньки, затерявшейся на просторах Васюганских болот - одного из самых мрачных мест Сибири. Материал исполнен и боли от трагизма описываемых событий, и восхищения мужеством, трудолюбием, великодушной простотой отшельницы, "наследницы по прямой" древнерусской традиции пустынничества.

Наряду со столь личностными темами новый номер "Церкви" содержит богословские материалы: статью известного дореволюционного старообрядческого епископа Михаила (Семенова) "О вере и неверии" и очерки по истории Церкви, среди которых впервые публикуемыми архивными документами выделяется статья Михаила Дзюбенко и священника Леонтия Пименова "Учреждение Митрополии в Москве". Есть здесь и обзор прессы ("Старая вера в новой России"), автор которого скрылся за инициалами "А.С.". Будучи в целом серьезной аналитической разработкой, этот материал, к сожалению, оказался несвободен от досадной неточности. Говоря о возражениях старообрядцев против нового российского Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", автор почему-то утверждает, что староверы недовольны имеющимся в законе положением о 15-летнем испытательном сроке для регистрации новых религиозных организаций. Между тем серьезно занимающемуся данной темой, казалось бы, должно быть известно, что Старообрядческая Церковь протестовала против совсем других положений нового закона.

Завершает журнал интервью с трагически погибшим недавно писателем Дмитрием Балашовым, которое вполне можно рассматривать как завещание одного из ярчайших современных авторов, вдохновленных "дониконовскими" веками истории Отечества. И хотя здесь ни разу не произносится слово "старообрядчество", материал выглядит абсолютно органичным. Ведь свою задачу редакция возрожденной "Церкви" видит в освоении "общего для всех русских наследия Древней Руси" с целью "духовного выздоровления России" (цитаты из преамбулы "Содержания" номера).

Остается надеяться, что главный редактор Александр Антонов, а также его сотрудники и единомышленники будут и впредь сохранять это высокое стремление, искони присущее истинным наследникам древлего благочестия.

www.ng.ru

Церковь во времени («Церковь и время», №1 (50) 2010 г.) / Статьи / Патриархия.ru

9 июня 2010 г. 14:00

Статья заведующего Сектором публикаций ОВЦС, заместителя главного редактора журнала «Церковь и время» протоиерея Александра Макарова публикуется в связи с выходом в свет 50-го номера научно-богословского и церковно-общественного издания «Церковь и время».

Вышел в свет 50-й номер журнала «Церковь и время» — 47-й номер после возрождения журнала в 1998 году. 50 номеров, 16 лет издания, 20 лет со дня основания. Немногие современные «толстые» богословские журналы могут похвалиться такими внушительными для наших дней цифрами и датами.

В дореволюционной России «толстые» журналы выражали мнения того или иного общественного течения, были своеобразными «лабораториями», в которых вырабатывались новые идеи. Журналы являлись, таким образом, отражением мнений тех или иных общественных групп и сил мыслящей России. Но течения, бывшие одно время модными и увлекавшими за собой интеллигенцию, постепенно сходили на нет и вместе с тем угасали и иные «толстые», так сказать партийные, журналы.

Дореволюционные газеты были более демократическим средством донесения печатного слова до читателей. В силу ряда причин (относительной дешевизны, большей оперативности) газеты были более удобным средством для пропагандирования различных общественных и политических взглядов в обывательской среде. Все это способствовало тому, что перед революцией многие «толстые» журналы либо находились в кризисном состоянии, либо совсем прекратили свое существование.

Особую сферу российской печати до 1917 года представляли духовные журналы. Их число было значительным, вокруг них группировались значительные научные и интеллектуальные силы. Поначалу духовные журналы издавались при духовно-учебных заведениях или епархиях («Епархиальные ведомости»). К концу XIX столетия возникли духовно-просветительские журналы для народа, а также «толстые» духовные журналы, издаваемые частными лицами, либо отдельными организациями. В это время духовная жизнь общества была отмечена деятельностью религиозно-философских собраний, явившихся результатом возросшего на рубеже веков интереса части творческой интеллигенции к вопросам религии и Церкви. Основными темами дискуссий участников собраний стали отношение христианства к культуре, роль Церкви в современной жизни, свобода совести, брак и семья и т.д. Однако последующие исторические события надолго прервали диалог между Церковью и обществом, которое мыслилось его руководителям как исключительно атеистическое.

После октябрьской революции церковные журналы практически перестали существовать. Лишь с 1930 года с некоторыми перерывами издавался «Журнал Московской Патриархии», издатели которого почти всю историю существования этого печатного органа были вынуждены вести борьбу с цензурным гнетом богоборческой власти не только за живое слово журнала, но и за само его существование.

С началом общественного подъема и возрождения интереса к Церкви, совпавшим с юбилеем 1000-летия Крещения Руси, в СССР стали создаваться более благоприятные условия для духовно-просветительской и издательской церковной деятельности. На заре 1990-х годов в новой России начался настоящий «издательский бум», который проявился не только в светском книгоиздании, но и в книгоиздании церковном. К сожалению, в церковно-издательской деятельности на долгие годы было отдано предпочтение перепечатке (а зачастую простому репринтированию) ранее опубликованных книг. Отчасти это было оправдано тем, что в новых условиях существования Церкви в государстве необходимо было преодолеть тот трагический разрыв, который образовался в результате десятилетий безбожия. Однако жизнь властно требовала от церковных деятелей ответов на многие вызовы современности, и в этом отношении журналы стали более оперативным и выразительным средством для проповеди Слова Божия, исторических, богословских и иных церковно-научных изысканий, чем репринтные издания дореволюционный авторов, часто написанные непонятным или сложным для восприятия современного человека архаичным языком.

Именно в этот период, в 1991 году, вышел в свет первый номер журнала Отдела внешних церковных связей «Церковь и время». Руководство журнала в лице его главного редактора митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) стремилось создать такой печатный орган, который был бы адресован не только членам Церкви, но и тем, кто неравнодушен к религиозной тематике. Журнал мыслился как богословский, церковно-исторический, философский и, что было очень важно в те годы, церковно-общественный орган, то есть «высказывающий отношение Церкви к современным вопросам жизни общества». Отсюда проистекало и название журнала. Тираж первого номера составил 4500 экземпляров. Каждодневным руководителем работы редакции стал Евгений Алексеевич Карманов, человек, хорошо известный и уважаемый в церковных и околоцерковных кругах. Он был опытным редактором, глубоко церковным человеком, жившим интересами Церкви и стремившимся к упрочению ее положения в стране.

Первый номер журнала, как это часто бывало в истории «толстых» журналов, вообще не был «толстым» и насчитывал только 80 страниц. Но даже в этом небольшом объеме уместилось несколько интересных церковно-исторических и богословских статей как современных авторов, так и богословов ушедшей эпохи. Хотелось бы отметить статью диакона (ныне протоиерея) Всеволода Чаплина о неиспользованных возможностях катехизации через богослужение. Эта тема вообще весьма остро стояла на повестке дня на протяжении 1990-х годов.

В 1992 году (на третьем номере) выпуск журнала был приостановлен. Отчасти это было связано с тяжкой болезнью его редактора Евгения Алексеевича Карманова, отчасти с экономическими трудностями начала 90-х годов. Возобновил издание журнала в 1998 году иеромонах Иларион (Алфеев) — ныне митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Именно при его деятельном участии «Церковь и время» приобрел современный вид и занял достойное место среди «толстых» научных журналов.

Обновленный журнал стал связующим звеном между интеллигенцией и Церковью. Начиная с 1998 года неуклонно растет число его сотрудников и авторов, расширяется круг подписчиков. Среди авторов журнала, которых насчитывается уже около 250, — и те, кто начинал церковное служение в сложное послевоенное время, и те, кто интеллектуально сформировался в 60-е 70-е годы, и молодые богословы, чье становление пришлось на перестроечный и постперестроечный период.

Опубликованы свыше тысячи статей, охватывающих самый широкий спектр вопросов церковной, богословской, церковно-общественной жизни. «Церковь и время» живо откликается на вопросы, волнующие современную церковную общественность, не избегая при этом достаточно острых дискуссий.

Будучи официальным церковным изданием, «Церковь и время» публикует важнейшие церковные документы, выступления Святейшего Патриарха, руководителей синодальных отделов и комиссий, обобщая которые, можно делать заключения о позиции Церкви по самым разнообразным вопросам современности.

Большое место в журнале уделено и церковно-исторической проблематике. В разделе «Архив» было опубликовано большое число церковно-исторических материалов и, прежде всего, источников по истории Церкви новейшего периода. Среди них — переписка Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) с митрополитами Евлогием (Георгиевским) и Сергием (Воскресенским), архиепископа Василия (Кривошеина) с насельниками афонских монастырей, письма к Патриарху Сергию епископа Иосифа (Чернова) и другие документы. Работа по публикации и описанию архивных источников, по сути, только начата, опубликована только малая часть архива ОВЦС, в котором содержатся уникальные материалы по новейшей истории Церкви. Введение в научный оборот архивных документов требует большой и кропотливой исследовательской работы квалифицированных специалистов.

В последнее время в нашей Церкви открывается дискуссия по вопросам церковной жизни, которые копились на протяжение столетий. В прошлом были попытки их широкого обсуждения в церковной и церковно-общественной среде в ходе религиозно-философских собраний и в рамках Предсоборного присутствия, а затем и Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов. Без нормальной и уважительной по отношению к оппонентам дискуссии не может быть никакого движения вперед. Поэтому журнал «Церковь и время» готов предоставить страницы для общецерковного обсуждения вопросов, поставленных перед созданным по решению последнего Поместного Собора Межсоборным присутствием, относящихся к сфере богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения, диаконии, взаимоотношений Церкви и общества, Церкви и государства, Церкви и иных конфессий и религий. Все эти темы и ранее находились в фокусе внимания редакции, но сегодня их рассмотрению на страницах журнала должен быть придан новый импульс.

Важнейшим направлением в работе редакции является публикация святоотеческого наследия. Это относится и к серьезным богословским исследованиям, и к новым переводам творений святых отцов и учителей Церкви. Существующие на русском языке переводы святых отцов в основном дореволюционные. Одни из них устарели по языку и нуждаются в переработке, другие требуют нового, более качественного перевода.

Из святоотеческого наследия приоритетное значение для православного христианина имеют произведения отцов древней неразделенной Церкви, в особенности же восточных отцов, оказавших решающее воздействие на формирование православной догматики.

Важно помнить, что святоотеческие творения не являются музейными экспонатами. Православный христианин должен не только знать отцов: он должен войти в их дух и приобрести святоотеческий ум, по выражению современного богослова митрополита Каллиста (Уэра).

Самый серьезный импульс по изучению и популяризации святоотеческого наследия дал митрополит Волоколамский Иларион. Его перу принадлежат опубликованные в «Церкви и времени» переводы отдельных произведений преподобных Симеона Нового Богослова, Исаака Сирина, Макария Египетского, а также серьезные патрологические исследования святоотеческого творчества.

В Русской Церкви давно обсуждается проблема новых переводов Священного Писания, необходимых для того, чтобы Библия стала частью жизни и опыта современного христианина. Это может быть как исправленный Синодальный перевод, так и совсем новый, генетически не связанный с Синодальным. Важно, чтобы он удовлетворял нескольким критериям. Во-первых, он должен учитывать современные критические издания библейского текста; во-вторых, он должен максимально точно передавать букву и дух оригинала; в-третьих, он не должен быть оторван от церковной традиции.

Перевод может быть и авторским, экспериментальным, но Церкви нужен такой перевод, который был бы плодом сотворчества нескольких переводчиков при участии экспертов как из среды ученых-библеистов, так и из церковной среды.

На страницах журнала «Церковь и время» были опубликованы перевод «Деяний святых Апостолов» А.А. Алексеева и переводы Евангелий от Марка и от Луки, сделанные выдающимся ученым нашего времени С.С. Аверинцевым, кончина которого в 2004 году прервала эту важную и нужную работу.

На страницах журнала публикуются труды современных специалистов в области библейского перевода, библейской критики и текстологии. Необходимо избавиться от предвзятого отношения к этой науке, при котором священный текст воспринимается как нечто раз и навсегда данное в общепринятом средневековом варианте.

В журнале можно найти как переводную, так и эксклюзивную аналитическую информацию о процессах, протекающих в братских Православных Церквах, в инославном мире, в межрелигиозном сообществе. Эта информация интересна не только с ознакомительной точки зрения, но и дает пищу для размышлений над путями решения вопросов, стоящих перед всеми верующими, в том числе и у нас в стране.

Журнал «Церковь и время» — единственное издание, предоставляющее свои страницы для публикаций материалов ставшей уже традиционной конференции в монастыре Бозе (Италия), посвященной православной духовности и ее восприятию в современном мире.

Нельзя не отметить и ряд тематических выпусков журнала. Помимо специальных, посвященных знаковым событиям современной истории Церкви, можно назвать номер, в котором отражено двадцатипятилетнее архипастырского служения митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, выпуски, посвященные 55-летию ОВЦС, а также специальный номер, подготовленный к 75-летию со дня рождения выдающегося иерарха Русской Церкви митрополита Никодима (Ротова).

С 2010 года на официальном интернет-сайте Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата открыта страница с материалами журнала «Церковь и время». В будущем не исключена и работа по созданию электронной версии журнала, отличной от печатного варианта.

В планах редакции — работа над библиотекой журнала «Церковь и время», куда вошли бы как опубликованные ранее материалы, ставшие библиографической редкостью, но не потерявшие своей актуальности для современного читателя, так и новые статьи, соответствующие тематике издания, но по различным причинам не опубликованные на его страницах.

Подводя некоторые итоги деятельности редакционного и авторского коллектива можно сказать, что журнал состоялся. Он продолжил лучшие традиции старых богословских журналов, где органично сочетались верность святоотеческому наследию и жгучая актуальность религиозных вопросов современности. Он пользуется устойчивым спросом в богословских и религиоведческих кругах, его читают представители властных структур, занимающихся церковно-государственными отношениями, преподаватели и студенты богословских школ у нас в стране и за рубежом. «Церковь и время» является объектом исследования церковных историков и специалистов в области европейской церковной публицистики. На сегодняшний день написано и защищено несколько диссертаций по истории и материалам журнала «Церковь и время» в Англии, Швейцарии и Израиле. К мнению авторов журнала прислушиваются, иногда статьи вызывают полемику, что не может не радовать редакцию, так как не может быть науки, интеллектуальной жизни без дискуссии, обмена мнениями и результатами исследований. Без поощрения — с одной стороны, и без аргументированной критики — с другой. Журнал должен становиться местом встречи людей для обсуждения самых злободневных проблем Церкви и современности.

«Церковь и время» перерос узкие рамки внутриорганизационного журнала, а также и границы «епархиальных ведомостей». Сегодня это не просто журнал Отдела внешних церковных связей, его можно с полным на то основанием назвать важным общецерковным печатным органом, перспектива которого видится в том, чтобы вокруг него объединились научные силы, способные на высоком профессиональном уровне осуществлять исследовательскую деятельность по ключевым вопросам современного богословия и церковной истории.

Протоиерей Александр Макаров,заведующий Сектором публикаций ОВЦС,заместитель главного редактора журнала «Церковь и время

www.patriarchia.ru

Церковь и время (журнал) — Два града

Данная статья является незавершённой и находится в процессе доработки. Обложка журнала, № 4 за 1998 год.

Ежеквартальный журнал ОВЦС МП, затем «Научно-богословский и общественный журнал» (1991 - 1992, 1998 — ) модернистский и экуменический журнал, издаваемый Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата.

история

13 июня 1991 года журнал был зарегистрирован Министерством печати и массовой информации РСФСР[1] и по мысли его создателей должен был стать ежеквартальником Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Председателем редакционной комиссии председатель отдела митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев)[1]. Руководителем работы редакции стал Евгений Карманов[2].

Первый номер журнала.

В первом номере, вышедшем в октябре тот же года[3] тиражом 4500 экземпляров[2], говорилось, что в журнале будут помещаться «статьи, написанные сотрудниками Отдела, отечественными и зарубежными богословами, официальные церковные документы, а также опубликованные в малодоступных ныне изданиях статьи, представляющие интерес, для современного читателя. Журнал мыслится как богословский, церковно-исторический, философский и церковно-общественный (отношение Церкви к современным вопросам общества) печатный орган, адресованный как членам Церкви, так и тем, кто не равнодушен к церковной тематике»[4].

В сентябре 1992 года вышел третий номер журнала[5], после чего издание было приостановлено[6]. Отчасти это было связано с болезнью его редактора Евгения Карманова, отчасти с экономическими трудностями начала 1990-х годов[2]. В некрологе Евгения Карманова, опубликованном в альманахе «Альфа и Омега» отмечалось: «Каково же было разочарование редактора журнала, когда его труд оказался по сути невостребованным: он не встретил того внимания, которого безусловно был достоин. Здоровье Евгения Алексеевича, и без того подорванное, сдало, разразилась тяжелая болезнь»[7].

В 1998 году иеромонах Иларион (Алфеев) возродил журнал. Именно при его деятельном участии «Церковь и время» приобрел современный вид и занял место среди «толстых» научных журналов[2]. В журнале регулярно публиковались статьи ведущих богословов Русской Православной Церкви — иерархов, клириков и мирян; видных общественных деятелей; ученых-специалистов в области библеистики, патристики, церковной истории[6]. Журнал распространялся по подписке агентством «Роспечать», а также через сеть церковной книжной торговли[8].

10 октября 2001 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялся торжественный акт, посвященный десятилетнему юбилею издаваемого Отделом журнала «Церковь и время»[6].

В 2010 году на официальном интернет-сайте Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата открыта страница с материалами журнала «Церковь и время» (Церковь и время)[2], при этом публикация онлайн-версии очередных номеров журнала намеренно осуществлялась с отставанием на два номера[9]

руководство

Пред. редколлегии, гл. ред. митр. Кирилл (Гундяев) (1991-2009 годы), митр. Иларион (Алфеев) (2009-2014 годы).

Ред. Е. А. Карманов. Зам. гл. ред. митр. Иларион (Алфеев) (с 1998 по 2002 год), о. Александр Макаров (с 2002 года).

Редколлегия: митр. Иларион (Алфеев), о. Александр Абрамов, о. Кирилл (Говорун), о. Николай Балашов, о. Виталий Боровой, о. Елисей (Ганаба), о. Всеволод Чаплин, А. С. Буевский, о. Владимир Кучумов, о. Илья Соловьев, о. Георгий Рябых.

Выпускающий редактор: о. Илья Соловьев (1998-2005 годы), о. Владимир Клюев (2006-).

Ответственный секретарь: Е.Ю. Петровский (1998 год), М. В. Первушин (2000 год).

источники

Сноски

  1. ↑ 1,01,1 «Церковь и Время». — № 1. Титульная страница. Дата обращения: 4 августа 2017.
  2. ↑ 2,02,12,22,32,4 Церковь во времени («Церковь и время». — 2010. — №1 (50).) / Статьи // Патриархия.ru. Дата обращения: 4 августа 2017.
  3. ↑ Вышел в свет новый номер журнала «Церковь и время». // Cедмица.RU./ Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия"/ Новости. — 2010. — 9 июня. — Дата обращения: 4 августа 2017.
  4. ↑ «Церковь и Время». — № 1. — С. 1. Дата обращения: 4 августа 2017.
  5. ↑ «Церковь и Время». — № 3. — С. 80. Дата обращения: 4 августа 2017.
  6. ↑ 6,06,16,2 Журналу "Церковь и время" – 10 лет. Дата обращения: 4 августа 2017.
  7. ↑ Евгений Алексеевич Карманов 4.11.1927 — 20.09.1998. // Православие и мир. Дата обращения: 4 августа 2017.
  8. ↑ Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата о внешней церковной деятельности. Дата обращения: 4 августа 2017.
  9. ↑ Церковь и Время — ISSN 2221-8246. Научно-богословский и церковно-общественный журнал. Дата обращения: 4 августа 2017.

dvagrada.ru


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта