Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Журнальный мир. Детские дореволюционные журналы


Детские книжки и журналы в дореволюционной России.

Детский журнал "ЖАВОРОНОК", № 6, Июнь 1916 год.

В Российской империи издавалось более трехсот детских и юношеских журналов, в основном в обеих столицах, Москве и Санкт-Петербурге. После революции 1917 года практически все они прекратили своё существование. Вот обложки некоторых изданий:

Двухнедельный журнал для детей младшего возраста "СВЕТЛЯЧОК", №1  1915 года.

Еженедельный журнал для детей младшего возраста "ЗАДУШЕВНОЕ СЛОВО". № 25, 17 апреля 1916 года. Основатели: С.М. Макарова и М.О. Вольф.

Детский журнал "ЖАВОРОНОК",  1915 год.

"МАЛЮТКА" - журнал для маленьких детей. №1, январь 1915 года. Книгоиздательство "Школа". г. Москва."ИГРУШЕЧКА" Журнал для детей младшего возраста, № 1, Январь 1904 годаХудожественный научно-литературный двухнедельный журнал "ПУТЕВОДНЫЙ ОГОНЕК".№1, 7 января 1915 год.Журнал для детей "ДОБРОЕ УТРО", №12, февраль 1915 года.
Жуковский В. А. "Кот в сапогах", "Овсяный кисель", "Светлана"; СПб. : Издание Санкт-Петербургского Общества грамотности,  (СПб. : Типография Дома Призрения Малолетних  Бедных), №27, 1904 год."ДРУГ ДЕТЕЙ"  - ежемесячный журнал, № 10, октябрь 1915 года.Журнал "ДЛЯ НАШИХ ДЕТЕЙ" , №1, январь 1915 года.Читальня Народной Школы.  "Русские народные сказки". Кн. 3-я, Издание 2-е. (по А. Н. Афанасьеву). СПб. 1913 год.Читальня Народной Школы.  "Русские народные сказки". 1915 год.

"ДЕТСКИЙ МИР" -журнал для детей,  №1, 1915 год.

Первое приложение к иллюстрированному детскому журналу "МАЯК".

Научные развлечения (физика в опытах и фокусах). 1915 год.

"МИРОК" - ежемесячный иллюстрированный детский журнал для семьи и начальной школы.

1913 год.

"НЕЗАБУДКА" -журнал для семьи и школы. №1, январь 1915 года."ТРОПИНКА" - журнал для детей.  №1 январь 1912 года.
"РОДНИК" - детский журнал. №1 январь 1915."МАЛЕНЬКИЙ ХРИСТИАНИН" .детский журнал. №1 январь 1915 года.

"ЗНАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ" - общедоступный журнал для самообразования с картинками в красках и иллюстрациями в тексте.  № 10, 1915 год. (Для юношества)

"ВОКРУГ СВЕТА" - еженедельный иллюстрированный журнал путешествий по суше и морю. №25 июнь 1906 года. (для юношества)

"МИР ПРИКЛЮЧЕНИЙ" - Ежемесячный иллюстрированный журнал. Книга 4-я. 1916 год.

"ЮНАЯ РОССИЯ" (Детское Чтение) - ежемесячный иллюстрированный журнал. Январь 1913 года

http://www.charmingrussia.ru/2016/12/deti.html

pravoslavnaa.livejournal.com

Дореволюционные периодические издания для детей

В нашей стране детская журналистика прошла довольно непростой путь становления и развития. Начало истории детских периодических изданий в России положил журнал Н.И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» (1785). Но не журнал Н.И. Новикова впервые обращается к детям.

Периодические издания для детей — составная часть детской литературы, хотя до середины XVII в. детской литературы как специальной разновидности не существовало. Первым произведением, созданным специально для подрастающего поколения, считается книга известного педагога и просветителя Яна Амоса Коменского «Мир в картинках». Написанный им иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658) был первой успешной попыткой создания учебной книги на основе психологических принципов. До этого момента литература для детей представляла собой совокупность фольклорных произведений (сказки, притчи, обрядовые стихи) и произведений классической литературы, адаптированной к особенностям детского возраста.

Первым русским детским писателем считается Карион Истомин, создатель «Лицевого букваря» (1694). Ему принадлежит открытие одной из важнейших особенностей литературы для детей — принципа наглядности.

В своих основных чертах литература для детей складывалась во второй половине XVIII в. под влиянием возросшего в эпоху Просвещения интереса к вопросам воспитания и расцвета книгопечатания. Открытие в это время частных типографий в России привело к появлению около 400 книг для подрастающего поколения. Видное место занимали издания Н.И. Новикова, выпустившего около 60 книг для детей. Следующим этапом деятельности издателя стало появление первого в России детского журнала, на котором воспитывалось не одно поколение читателей.

Журнал «Детское чтение для сердца и разума», издателем которого был Н.И. Новиков, просуществовал около пяти лет, с 1785 по 1789 г. Как еженедельное приложение к газете «Московские ведомости» он должен был, по мнению редактора, служить «для сердца и разума», воспитывать «добрых граждан», разъяснять им с юных лет законы добродетели. Издание носило энциклопедический характер: на его страницах печатались научные статьи, беседы о явлениях природы, рассказы, басни, комедии, шутки. Значительное место отводилось переводам произведений зарубежных авторов нравоучительного характера. Журнал знакомил юных читателей с основами естественных наук, истории. С. Аксаков в своих воспоминаниях обращается к изданию Н. Новикова: «В детском уме моем (после знакомства с этим журналом) произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир... Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее...» [, с. 34].

«Детское чтение для сердца и разума» пользовалось огромной популярностью у читателей, во многом этому способствовал творческий коллектив, привлеченный издателем к сотрудничеству. Произведения Н.М. Карамзина (оригинальные и переводные), переводы произведений Вольтера, Лессинга, Томсона и многих других авторов делали журнал не повременным, а вневременным изданием. Но именно эту характерную черту некоторые исследователи вменяли в вину «Детскому чтению». Журнал Н.И. Новикова вызвал подражания, и с начала XIX века периодические издания для детей стали появляться одно за другим: «Друг юношества и всяких лет» М. Невзорова (1807–1815), «Друг детей» Н. Ильина (1809), «Новое детское чтение» С. Глинки (1821–1824) и др.

Первым частным журналом, который выходил на протяжении более чем 20 лет, стал журнал «Звездочка» (1842–1863). Это было издание А.О. Ишимовой, предназначенное для девочек. Впервые в России появился детский журнал, классифицированный по гендерному признаку, в котором проводилось деление читателей и по возрастному критерию. Вначале «Звездочка» выходила в двух отделах: для старшего и младшего возраста. Впоследствии отделы были объединены, разработана четкая структура журнала. Задача, поставленная издателем, успешно выполнялась: воспитание хозяек, будущих матерей осуществлялось на всем протяжении существования «Звездочки».

Своеобразным продолжением «Звездочки» стал журнал М.Ф. Ростовской «Семейные вечера» (1864–1891). Благодаря таланту М.Ф. Ростовской, сотрудничавшей с В. Далем, Евг. Туром, Н. Львовым, В. Авенариусом и др., подшивки журнала пользовались большой популярностью и спустя много лет после выхода в печать.

Заметным явлением в детской журналистике был журнал А. Острогорского «Детское чтение», просуществовавший более 35 лет (1869–1906). В каждом номере журнала читатель находил рассказ или повесть, популярный очерк о природе и окружающей среде, исторические материалы, практические советы юным садоводам и друзьям животных, занимательные игры и задачи. А. Острогорский стремился дать детям максимум необходимой информации, подбирая и располагая материал таким образом, чтобы он читался с живым интересом.

Успехом «Детское чтение» пользовалось с самого начала: были рецензии, характеризовавшие журнал как прогрессивное явление в журналистике для детей.

Следующей значительной вехой было появление журнала М. Вольфа «Задушевное слово» (1877–1917). Первоначально издание имело четыре отдела, адресованных читателям разных возрастов. С 1883 г. количество отделов сократилось.

В 1899 г. в Санкт-Петербурге начинает выходить журнал «Юный читатель» (1899–1906) для детей 12–15 лет под редакцией Д.Я. Острогорской-Малкиной. Издание очень внимательно относилось к изучению круга интересов подписчиков, руководило детским чтением. Самое видное место отводилось рубрике «Список рекомендуемых книг». В 1901 г. Ученый комитет так отозвался о рецензируемых в журнале произведениях: «В отделе „Список рекомендуемых книг“ встречаются нередко сочинения, не помещенные в каталогах для учебных заведений Министерства народного просвещения и бесплатных народных библиотек, например Мамин-Сибиряк — „Приемыш“, Огарков — „К свету“, Д'Эрвильи — „Приключения доисторического мальчика“, Рони — „До потопа. Роман из жизни первобытных людей“ и другие» [, с. 27].

«Детское чтение для сердца и разума» и десятки других журналов не были журналами в современном понимании этого слова. Они были сборниками стихов, рассказов, повестей, наконец, статей, случайных или несущих читателю некую систему знаний, сборниками установленного объема, выходящими в известные сроки. В дополнение к журналу печатались анекдоты, описания курьезных случаев.

В 60-х годах XIX века возникла полемика по вопросу правомерности существования детского журнала как особого типа издания, продолжавшаяся до 1917 года. Предпосылкой спора стала историческая ситуация в России. Реформа 1861 года изменила не только социально-экономическую обстановку, но и представление о роли прессы вообще и печати для подрастающего поколения в частности. Детская периодика обвинялась в оторванности от социальной действительности. По мнению Ф.Г. Толля, «детские журналы суть не что иное, как известного объема детские книги с более или менее разнообразным содержанием, но выходящие в свет повременно» [, с. 92].

В детской журналистике была выдвинута принципиально новая задача: не просто просвещать юных читателей (как это было ранее), а активно влиять на формирование мировоззрения.

Спор вокруг детского журнала как такового не прекращался. Причиной спора стала проблема взаимосвязи детского журнала с современностью. Другим вопросом, вызывавшим бурное обсуждение, было сомнение в целесообразности существования периодики для детей. Возникали даже предложения заменить детские журналы сериями книг, но они не получили широкой поддержки.

Собственно первым газетным изданием для подрастающего поколения были «Предметы полезных упражнений для удовольствия детей», издававшиеся в 1834 году в Санкт-Петербурге. Они представляли собой отпечатанные листы, выходившие в неопределенные сроки. О цели издания говорит его название. Публицистических материалов оно не содержало, да издатель и не считал «Предметы...» газетой, поэтому говорить здесь о газете как о типе издания не приходится.

Газета для детей впервые появляется в России в 1860 году. Идея издания принадлежит детской писательнице Софье Петровне Бурнашевой. Газета «Калейдоскоп» просуществовала недолго (1860–1862), но послужила прообразом последующих детских газет.

Приближение глобальных перемен, изменения во всех сферах общественной жизни привели к осознанию необходимости приобщения подрастающего поколения к действительности. Газета по сравнению с журналом является более оперативным источником информации, поэтому С.П. Бурнашева решила избрать именно этот тип издания. Газета «Калейдоскоп» предназначалась для читателей «среднего возраста». Это было еженедельное издание. В первом номере в программной статье издатель объяснял значение слова «калейдоскоп» и говорил об универсальном характере газеты: «видоизменение и блестящий перелив цветов в оптическом калейдоскопе могут служить образцом разнообразия и пестроты содержания нашего литературного калейдоскопа» [, с. 89].

В газете практически не было постоянных рубрик, за исключением «Мозаики». В ней объединялись материалы различного содержания: поучительные истории из жизни зарубежных стран, оригинальные случаи из российской действительности, интересные исторические факты. Хаотичный характер подборок, отсутствие связи с настоящим моментом, большой объем текстов не давали основания считать эти материалы информационными сообщениями (заметками). С течением времени содержание рубрик меняется: материалы становятся более похожими на новости (уменьшается объем, появляются относительно оперативные сообщения). Популярностью пользуются «Анекдоты про малороссиян», «Золотые мысли» (высказывания философов). Характерными особенностями газеты являются отсутствие рубрик как таковых, тенденция к публикации циклов материалов. Излюбленным жанром остается очерк, зачастую перепечатываемый из «взрослых» газет, книг, брошюр. В «Калейдоскопе» публиковались также биографические повести из жизни известных людей, биографико-анекдотические очерки; исторические, биологические и ботанические «диковинки», сценки из жизни древних народов, зоологические эскизы, статистико-географические очерки. В газете также встречались басни, отрывки из поэтических произведений, стихотворения русских поэтов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что газета «Калейдоскоп» мало чем отличалась от журналов для детей того времени. Это издание лишь условно может считаться газетой, по сути же это был еженедельный детский журнал. Первый опыт создания детской газеты нельзя назвать удачным, так как 60-е годы XIX века были временем господства журналов в России, но сама попытка, предпринятая С.П. Бурнашевой, оказалась важной вехой в истории становления газетной периодики для детей.

После длительного перерыва в Санкт-Петербурге в 1904 году в качестве приложения к журналу «Юный читатель» появляется иллюстрированный двухнедельный листок «По белу свету». Он просуществовал два года (1904–1905), его появление было вызвано значительными переменами в жизни Российской империи. В начале XX века появляются детские газеты, приближающие журналистику для детей к конкретной действительности, что проявилось не только в содержании, но и в поиске различных типологически устойчивых форм издания, учитывающих потребности времени.

В 1908 году в Москве возникает «Газета для детей «Что нового», выходящая три раза в месяц, а в Санкт-Петербурге — «Детская газета», частота выхода которой достигала двух-трех раз в неделю, что было очень необычно для издания, предназначенного для детей.

1 ноября 1910 года в Москве вышел первый номер еженедельной «Газетки для детей и юношества» редактора-издателя А.П. Коркина. Это была первая газета для детей, которая не являлась приложением к журналу, а была автономным изданием. С первых же номеров в «Газетке» появилось множество отделов: «Хроника русской жизни», «Заграничная жизнь», «Спорт», «Почтовый ящик», «Переписка подписчиков». В первый год своего существования «Газетка» представляла собой нечто среднее между газетой и журналом, скорее ее можно было назвать еженедельником, там публиковались очерки о научных открытиях, о явлениях природы, печатались рассказы, существовали красочные приложения, но в то же время газета стремилась охватить наиболее важные события последних дней. Некоторые публикации носили чисто хроникальный характер. Главное отличие всех материалов «Газетки» состояло в том, что факты из современной жизни придавали публикации злободневный характер. Появился жанр репортажа, который был новым для детской журналистики. Материалы обладали документальной достоверностью, оперативностью, систематически снабжались фотоснимками. Освещение некоторых событий превращалось в целую кампанию (рассказ об Олимпийских играх 1912 года, об авиационной неделе в Москве). Большое внимание уделялось сообщениям детей из России. Здесь открылся отдел, куда свои письма присылали ребята из Англии, Австралии, с Ямайки.

Газета пользовалась большой популярностью у читателей. Разнообразный авторский коллектив стремился удовлетворить потребности в информации самых разных слоев населения. В 1913 году издателем, а чуть позже и редактором «Газетки» становится А.С. Панафидина, которая сумела улучшить работу издания, увеличила число подписчиков и читателей за счет снижения платы и улучшения качества газеты.

Несомненно, «Газетка для детей и юношества» — один из наиболее удачных опытов развития периодики для детей. Своим долгим по сравнению с другими газетными изданиями существованием, разнообразием тем, рубрик и жанров газета для детей доказала, что новый тип издания отвечает насущным потребностям общества и является оптимальным вариантом детской газеты в России.

Таким образом, дореволюционные периодические издания накопили немалый опыт в деле общественного и нравственного воспитания подрастающего поколения. Следовательно, современная периодика призвана продолжить традиции отечественных изданий.

 

Библиографический список:

1. Рахтанов И. Рассказы по памяти. — М., 1971.

2. Алексеева М.И. Советская детская журналистика 20-гг. — М., 1982.

3. Холмов М.И. Из истории русской журналистики для детей. — Л. 1982.

4. Сковородникова В.Е. Газета «Калейдоскоп» (1860–1862) — первая газета для детей в России // Средства массовой коммуникации в современном мире: Материалы науч.-практ. конф. — СПб., 2000.

xn--80alhdjhdcxhy5hl.xn--p1ai

Старые детские журналы: leninka_ru

У сотрудников нашей библиотеки очень хорошо развит слух. Стоит в любом углу ЖЖ сказать магические слова «РГБ» или «Ленинка», и я рано или поздно туда приду.

plyazhnikov спросил всех ЖЖелающих ответить: «Кстати, если кто пользуется библиотеками и может подсказать — есть ли, скажем, в РГБ дореволюционная детская периодика, в частности, интересует вот эта позиция?» [юмористический журнал для детей «Детский смех»]. Но френды ответили ему примерно как ясень, месяц и облако в известной песне, зато leninka_ru разыскала потенциального читателя и его вопрос, получила консультацию у главного библиографа РГБ и подготовила подборку старых журналов для детей и исследований о них.Отвечает главный библиограф РГБ Евгения Найдина, сотрудник Виртуальной справки:

По каталогу РГБ числится журнал «Детский смех» за 1908 г. (№1-11) и 1909 (№1-4). Шифр хранения: XVI 47/19

В электронном каталоге РГБ можно найти, например, такие детские журналы, издававшиеся до 1917 года:

1. Жаворонок: художественно-иллюстрированный журнал для детей младшего возраста. Петроград: "Начатки знаний", 1913-[192-?].Шифры: [ФБ Осн. хран.] XX 28/14[ФБ Осн. хран.] XX 28/6[ФБ Осн. хран.] Рб 21/444

2. Детский мир: двухнедельный художественно-литературный журнал для семьи и школы. Москва: Московское издательство, 1907-1915.Шифры: [ФБ Осн. хран.] XVI 35/10[ФБ Осн. хран.] XVI 35/57

3. Труд и забава: иллюстрированный детский журнал работ и развлечений. Санкт-Петербург : А.Ф.Сухова, 1906-[19--?]. Издание выходит с приложением.Шифры: [ФБ Осн. хран.] XVI 72/4

4. Мирок: ежемесячный иллюстрированный детский журнал для семьи и начальной школы. Москва: Товарищество И.Д.Сытин, 1902-1917.Шифры: [ФБ Осн. хран.] XX 48a/2[ФБ Осн. хран.] XX 500/4

5. Детский отдых: [ежемесячный иллюстрированный журнал]. Санкт-Петербург : Е.В.Лаврова, 1881-1907.Шифры: [ФБ Осн. хран.] X 45/3[ФБ Осн. хран.] XV 8/8

6. Журнал для детского чтения. Москва: Благово, 1874. 120 с. Без титульного листа.Шифры: [ФБ Осн. хран.] E 78/133[МФК (Нагатино)] 801-13/503

7. Юная Россия: ежемесячный иллюстрированный журнал для семьи и школы. Москва: Е.Н.Тихомирова, 1869–1918.Шифры: [ФБ Осн. хран.] VII 20/1[ФБ Осн. хран.] XX 461/23 (2-й экз.)[ФБ Осн. хран.] Рб 11/325[ФБ Осн. хран.] Рб 11/326

Для более углублённого поиска рекомендуем ознакомиться с указателями:

1. Холмов, Михаил Иванович. Библиографический указатель русских периодических изданий для детей (1785-1917 гг.). Ленинград, 1973. 19 с.Шифры: [ЦСБ] ЦСБ[ФБ Осн. хран.] Арх[ФБ Осн. хран.] Бр 203/340

2. Холмов, Михаил Иванович. Русская детская журналистика: (1875-1917): Указатель материалов. Ленинград, 1978. 71 с.Шифры: [ЦСБ] ЦСБ[ФБ Осн. хран.] Б 78-51/669[МК Музей книги] МК

3. Беляева, Люсия Никитична. Библиография периодических изданий России: 1901-1916. Том 4. Указатели. [Ленинград], 1961. 396 с.Шифры: [КБ (ОБЛ)] 016:05 Б-44

Возможно, дополнительно Вас заинтересуют следующие издания:

1. Корнилова, Вера Владимировна. Детские иллюстрированные журналы в художественной жизни Петербурга XIX – первой половины XX века: Типология и эволюция: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.04. Санкт-Петербург, 2002. 286 с.Шифры: [Отд.дисс.(Химки)] 61 03-17/69-7Читать первые 28 страниц диссертации

2. Корнилова, Вера Владимировна. Художественное оформление русских детских иллюстрированных журналов первой трети ХХ века (Санкт-Петербург–Ленинград, Москва) : [Труды Биографического института "Студиа биографика"]. СПб.: Студиа биографика, 1994. 32 с.Шифры: [ФБ Осн. хран.] 3 03-28/689-5

3. О журналах для детского чтения: [Обзор]. Москва: Детская библиотека М.В.Бередниковой, 1914. 134 с.Шифры: [ФБ Осн. хран.] A 107/343[ФБ Осн. хран.] V 22/484

4. Васильевский, М.Н. Нужен ли детям детский журнал. Санкт-Петербург; Москва : Т-во М.О. Вольф , 1911 (Санкт-Петербург. 23 с. (Задушевное воспитание. Собрание популярных очерков, лекций и статей по педагогическим вопросам / Под редакцией Виктора Русакова; 15).Шифры: [ФБ Осн. хран.] C 29/313[ФБ Осн. хран.] U 67/468

5. Саввин, Николай Арсеньевич (1878-1934). Опыт ежегодника детской литературы: Детская литература и журналистика...  Москва: Редакция журнала "Педагогический листок", 1910-1916. (Учительская библиотека). В конце текста раздел: Систематический список книг, рассмотренных в "Опыте ежегодника детской литературы".... за 1908–1915 год.Шифры: [ФБ Осн. хран.] M 239/103[ФБ Осн. хран.] R 21/387

Для дальнейшей работы — приглашаем в библиотеку.

А сборник «Ёлка» под редакцией Чуковского и Бенуа, который по ссылке назвали последней книгой для детей старой России, у нас оцифрован.

Вы спрашивайте, спрашивайте. Можно у нас в комментариях, можно у себя в журналах. Магическую формулу вызывания команды библиографов на дом вы теперь знаете.

Подружиться с Ленинкой взаимно

leninka-ru.livejournal.com

Эволюция детских журналов в России за 200 лет

Как отупели детские журналы за 231 год

В развитых цивилизациях видят в детях будущую смену, на них возлагают надежды как на людей, которым предстоит создать будущее, достигать того, чего не сумели достичь прежние поколения. Разумеется, для этого детей и подростков необходимо развивать. Большую часть знаний детям дают школа и их родители, сейчас к ним добавился Интернет.

Но на протяжении предыдущих двух веков главным помощником школы (которая до ХХ века была необязательной) и родителей (у которых не всегда хватало времени) в деле развития подрастающего поколения выступали детские СМИ.

Первым отечественным журналом специально для детской аудитории стал «Детское чтение для сердца и разума», пилотный выпуск датируется 1785 годом. Издателем журнала был один из самых видных деятелей просвещения екатерининской эпохи Николай Новиков.

Журнал обладал настолько солидным содержанием, что осилит его не каждый современный взрослый. В нём публиковались переводы самых популярных европейских авторов, пишущих для детей, например, графини де Жанлис.

Публиковалось множество познавательных материалов: о нервной системе, об анатомии человека, о животных, очерки путешественников с описаниями далеких стран, выдержки из Contemplation de la Nature («Созерцание природы») знаменитого натуралиста и философа Шарля Бонне, материалы из «Практической философии» и т. д. В журнале публиковал свои первые литературные опыты молодой Карамзин, позднее ставший редактором издания.

Как отупели детские журналы за 231 год

Журнал издавался каждую неделю в качестве бесплатного приложения к «Московским ведомостям» и пользовался такой популярностью, что и многие десятилетия спустя некоторые знаменитые деятели империи вспоминали его как главное событие детства.

Знаменитый хирург Пирогов вспоминал, что зачитывался журналом больше, чем любой приключенческой книжкой, популярной у его сверстников, а самый известный литературный критик своего поколения Виссарион Белинский искренне сокрушался, что у детей его современников нет такого замечательного журнала. Чтобы описать уровень этого журнала, достаточно сказать, что советы «Как избежать ссоры» в практически неизменном виде перепечатывались полтора столетия спустя уже в советских журналах.

Журнал отличался от всех последующих ещё и тем, что был концептуальным, то есть не являлся сборником разрозненных повестей и историй для детей, а формировал у юных читателей определённое мировоззрение гражданина, ненавязчиво прививая ему необходимые для этого качества.

В XIX веке появилась целая россыпь детских журналов. Некоторые из них просуществовали всего 2—3 года, иные выходили десятилетиями и оставили заметный след в истории. Журналы стали делиться по целевым аудиториям: для самых маленьких, для подростков постарше, для девочек.

Самым известным журналом для маленьких детей в середине того века стала «Звёздочка», издаваемая Ишимовой. В ней публиковались исторические материалы, новые повести популярных авторов, познавательные «Отрывки из естественной истории». Часть материалов подавалась в доступной для маленьких читателей форме: в виде бесед с матерью, с пожилыми людьми и т. д. Также давались советы по правильному поведению: как встретить гостей? почему беспорядок в комнате — это плохо? Журнал выходил более 20 лет, став одним из главных долгожителей своего времени.

Как отупели детские журналы за 231 год

Ишимова издавала и первый в России журнал «для девиц» — «Лучи». Кроме сентиментальных и нравоучительных повестей в нём публиковалась масса этнографических материалов о нравах и обычаях народов, населяющих далёкие страны. Появившаяся в середине XIX века «Новая детская библиотека» была почти полноценным научным журналом для детей. Помимо массы материалов по астрономии, географии, этнографии, там публиковались переводы «Илиады» и «Повесть временных лет».

Некоторое время с журналами Ишимовой конкурировал «Подснежник», собравший в редакции звёздный состав: Некрасов, Тургенев, Майков. Журнал отличался тем, что публиковал переводы не только европейских сказок, но и Шекспира.

В конце XIX — начале XX веков детские журналы переживали настоящий бум. Накануне революции в стране выходило около ста различных детских изданий: полиграфические технологии стали доступнее. Самый популярный дореволюционный журнал — «Задушевное слово» — выходил на протяжении полувека. Там публиковались не только познавательные материалы, художественные произведения и исторические очерки, но и письма читателей.

Как отупели детские журналы за 231 год

Практически все журналы того времени не пережили революцию: одни закрылись сами из-за проблем с бумагой и финансами, другие были закрыты новыми властями, которые рассматривали их как идеологически враждебные, поскольку они проповедовали «буржуазную мораль».

После окончания Гражданской войны государство сделало приоритетной задачей воспитания нового поколения по заветам марксизма. В 20—30-е годы появилась масса новых журналов для различных возрастных категорий: «Мурзилка», «Чиж», «Ёж», «Техника молодёжи» — некоторые из них существуют до сих пор.

Детская литература стала местом притяжения для многих писателей и поэтов, не вписывавшихся в узкие рамки соцреализма, который восторжествовал в советской литературе. Для некоторых из них это была единственная возможность печататься. В детских журналах публиковались Хармс, Заболоцкий, Олейников.

Появилось немало газет для подростков: «Пионерская правда», «Знамя пионера» и т. д. Практически все детские издания отличались запредельной политизированностью, особенно в 30-е годы. По форме они во многом повторяли дореволюционные издания, однако сильно отличались от них по содержанию. Сказки и романтические повести сменились историями про то, как пионеры героически поймали шпиона, который хотел взорвать завод или поджечь колхоз, — и только бдительность пионеров помогла предотвратить трагедию.

Как отупели детские журналы за 231 год

Много места уделялось международной политике: солидарности с трудящимися капиталистических колоний, борьбе за права польских коммунистов, сводкам с китайских и испанских фронтов и т. п.

Небольшое место уделялось развлекательным материалам: как склеить игрушечный танк из спичечной коробки или других подручных средств. На пике репрессий к подросткам прямо через журналы обращались с просьбами усилить классовую бдительность и разоблачать шпионов и двурушников-предателей. Особенно стоит отметить письма пионеров с благодарностями наркомам, карающих подлых троцкистских наймитов:

«Дорогой Николай Иванович! Вчера мы прочитали в газетах приговор над сворой право-троцкистских шпионов и убийц. Нам хочется сказать большое пионерское спасибо Вам и всем зорким наркомвнудельцам [НКВД]. Спасибо, товарищ Ежов, за то, что Вы поймали банду притаившихся фашистов, которые хотели отнять у нас счастливое детство. Спасибо за то, что Вы разгромили и уничтожили эти змеиные гнёзда. Мы Вас очень просим беречь себя. Ведь змея-Ягода пытался ужалить Вас. Ваша жизнь и здоровье нужны нашей стране и нам, советским ребятам. Мы стремимся быть такими же смелыми, зоркими, непримиримыми ко всем врагам трудящихся, как Вы, дорогой товарищ Ежов!»

«С большой радостью узнали мы о приговоре советского суда над право-троцкистской бандой. Мы, воспитанники Славянского детгородка, обещаем повысить нашу бдительность и помогать советской разведке громить врагов народа», — вторили им Мурашова, Ляховенко и Копытец.

Как отупели детские журналы за 231 год

С окончанием сталинских времен советские издания для детей стали больше напоминать дореволюционные. Идеологический пресс несколько ослаб, вместо соцреализма стали возвращаться сказки для самых маленьких и фантастические повести для более старших возрастов.

Детские журналы читали и взрослые люди, поскольку в некоторых из них печатались рассказы знаменитых зарубежных фантастов или советских писателей, по идеологическим мотивам не опубликованные большими тиражами. «Техника — молодёжи» не только популяризовал науку, но и публиковал популярную фантастику, благодаря чему перерос уровень тинейджерского журнала — его с удовольствием читали и взрослые.

Как и после революции 1917 года, старые журналы в большинстве своём не вписались в новое общество расколотого СССР. Но если в начале века часть из них пришлось закрывать административными методами, то теперь им просто не удалось найти своё место на рынке. Часть изданий с самыми громкими брендами выжила, но вынуждена была тотально сократить тираж.

В лучшие годы «Юный натуралист» издавался тиражом 4 млн экземпляров, сейчас его тираж не превышает 20 тысяч. «Техника — молодёжи», выходившая накануне распада СССР тиражом 2 млн экземпляров, несмотря на поддержку государства так и не смогла преодолеть рубеж в 50 тысяч. Развивающие журналы сохранились, но исключительно в формате «для самых маленьких», то есть для детей до 8—10 лет.

При этом нельзя сказать, что подростки полностью перестали читать. Несмотря на конкуренцию со стороны ТВ и Интернета развлекательные подростковые журналы до недавнего времени выходили тиражами, многократно превышавшими тиражи сохранившихся с советских времён изданий (сотни тысяч экземпляров).

Как отупели детские журналы за 231 год

Однако платой за это стал полный отказ от научно-образовательной составляющей и тотальный переход к развлекательной. Темами большинства молодёжных журналов, существовавших в последние 20 лет, являются жизнь звёзд шоу-бизнеса, мода, сексуальные отношения. Новые журналы говорили с подростками на их языке, отказались от назидательности и нравоучений и, по сути, подменяли родителей, которые не решались говорить со своими повзрослевшими детьми на откровенные темы.

Как отупели детские журналы за 231 год

Сейчас — когда «рацион» и в социальных сетях уже как у взрослых — с трудом можно представить журнал, в какой бы стране он ни выходил, который будет публиковать выдержки из классики. Изменились вкусы читателей, их количество, само общество очень сильно отличается от времён двухсотлетней давности.

Наверняка важная и нужная функция — поговорить с подростками на их языке, быть им понятными и интересными. Но переход от публикаций Шекспира и Гомера к современному контенту — самая настоящая деградация, настолько велика разница между ними. Процесс этот не был стремительным, путь от практической философии до обсуждения цвета трусов популярного исполнителя занял двести лет. Успокоить может разве что тот факт, что процесс этот наблюдается повсеместно и ни одной стране его не удалось избежать.

Как отупели детские журналы за 231 год

источник

bono60.livejournal.com

Детские книжки и журналы в дореволюционной России.

"Мордовские народные сказки". С. Аникин. - СПб. : Товарищество "Родной мир", 1909 год.

"Иналук и лесная волшебница"- сказка северокавказ. татар. Е. Баранов ; с рис. А. Апсита. - М. : Издание Д. П. Ефимова, 1914 год.

"Сказка о золотом петушке". А.С. Пушкин. 1903 год.

"Журавль и Цапля", "Медведь". 1907 год.

"Сказки Пушкина". 1907 год.

1909 год.

1911 год.

"Маленький Мук" В. Гауф, 1912 год.

" Соловей", Сказка Андерсена. 1912 год.

"Сказка о Медведице" А.С. Пушкин. 1915 год.

Собрание сказок Андерсена  с рисунками. Книжка 3-я. Издание Т-ва И. Д. Сытина, Москва 1914 г.

"Жизнь Робинзона" (В чем счастье?) .Н. Блинов ; (по Д. Дефо). Издание С. Дороватовского и А. Чарушникова, 1902 год.

"Гениальный помор". Очерк жизни М.В. Ломоносова. Библиотека маленького читателя. Для детей школьного возраста. 1901 год.

"Мужик, медведь и лиса" (по Афанасьеву): сказка для детей с шестью оригинальными раскрашенными картинками и черными рисунками- Москва : Книгоиздательство Торгового Дома Евдокия Коновалова и К, 1916 год.

"МАЛЕНЬКИЙ НАРОД СНЕГОВ".  Издание журнала "Детский Мир". 1910 год.

"БЫЛИНКИ"- рассказы для маленьких детей. Библиотека для семьи и школы. 1905 год.

"КНИГА БЫЛИН". Одобрено Ученым комитетом Мин-ва народ. просв. для фунд. и учен. заведений и наград учащимся. Рекомендовано Учебным комитетом. Собств. Е. И. В. канцелярии по учреждениям Императрицы Марии учеб. и восп. заведениям, как классное пособие для подарков. Москва : изд. А. Д. Ступина. 1893 год.

"Книги-Подарки для детей, юношества и взрослых." Каталог книгоиздательства. 1911 - 1912 г.г.

"Изучение природы малыми детьми" - Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Родительский кружок, СПБ, 1902 год.

"ЛЕПКА В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ". Пособие для воспитателей и преподавателей. Иллюстрированное снимками с ученических работ (73 рисунка). 1916 год.Леонов М. Собиратель жуков. С предисловием М. Л. Песковского. С 4 хромолитографированными таблицами и 28 рисунками.  1914 год. Леонов М. Собиратель жуков. С предисловием М. Л. Песковского. С 4 хромолитографированными таблицами и 28 рисунками.  1914 год.

Вальтер К. Как рисовать кистью 15 таблиц образцов-рисунков с объяснительным текстом.  Москва 1911.

Вальтер К. Как рисовать кистью 15 таблиц образцов-рисунков с объяснительным текстом.  Москва 1911.

Вальтер К. Как рисовать кистью 15 таблиц образцов-рисунков с объяснительным текстом.  Москва 1911.

"ДЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ". Том II. Издание 1914 года.

pravoslavnaa.livejournal.com

Как отупели детские журналы за 231 год

Как отупели детские журналы за 231 год

В развитых цивилизациях видят в детях будущую смену, на них возлагают надежды как на людей, которым предстоит создать будущее, достигать того, чего не сумели достичь прежние поколения. Разумеется, для этого детей и подростков необходимо развивать. Большую часть знаний детям дают школа и их родители, сейчас к ним добавился Интернет.

Но на протяжении предыдущих двух веков главным помощником школы (которая до ХХ века была необязательной) и родителей (у которых не всегда хватало времени) в деле развития подрастающего поколения выступали детские СМИ.

Первым отечественным журналом специально для детской аудитории стал «Детское чтение для сердца и разума», пилотный выпуск датируется 1785 годом. Издателем журнала был один из самых видных деятелей просвещения екатерининской эпохи Николай Новиков.

Журнал обладал настолько солидным содержанием, что осилит его не каждый современный взрослый. В нём публиковались переводы самых популярных европейских авторов, пишущих для детей, например, графини де Жанлис.

Публиковалось множество познавательных материалов: о нервной системе, об анатомии человека, о животных, очерки путешественников с описаниями далеких стран, выдержки из Contemplation de la Nature («Созерцание природы») знаменитого натуралиста и философа Шарля Бонне, материалы из «Практической философии» и т. д. В журнале публиковал свои первые литературные опыты молодой Карамзин, позднее ставший редактором издания.

Как отупели детские журналы за 231 год

Журнал издавался каждую неделю в качестве бесплатного приложения к «Московским ведомостям» и пользовался такой популярностью, что и многие десятилетия спустя некоторые знаменитые деятели империи вспоминали его как главное событие детства.

Знаменитый хирург Пирогов вспоминал, что зачитывался журналом больше, чем любой приключенческой книжкой, популярной у его сверстников, а самый известный литературный критик своего поколения Виссарион Белинский искренне сокрушался, что у детей его современников нет такого замечательного журнала. Чтобы описать уровень этого журнала, достаточно сказать, что советы «Как избежать ссоры» в практически неизменном виде перепечатывались полтора столетия спустя уже в советских журналах.

Журнал отличался от всех последующих ещё и тем, что был концептуальным, то есть не являлся сборником разрозненных повестей и историй для детей, а формировал у юных читателей определённое мировоззрение гражданина, ненавязчиво прививая ему необходимые для этого качества.

В XIX веке появилась целая россыпь детских журналов. Некоторые из них просуществовали всего 2—3 года, иные выходили десятилетиями и оставили заметный след в истории. Журналы стали делиться по целевым аудиториям: для самых маленьких, для подростков постарше, для девочек.

Самым известным журналом для маленьких детей в середине того века стала «Звёздочка», издаваемая Ишимовой. В ней публиковались исторические материалы, новые повести популярных авторов, познавательные «Отрывки из естественной истории». Часть материалов подавалась в доступной для маленьких читателей форме: в виде бесед с матерью, с пожилыми людьми и т. д. Также давались советы по правильному поведению: как встретить гостей? почему беспорядок в комнате — это плохо? Журнал выходил более 20 лет, став одним из главных долгожителей своего времени.

Как отупели детские журналы за 231 год

Ишимова издавала и первый в России журнал «для девиц» — «Лучи». Кроме сентиментальных и нравоучительных повестей в нём публиковалась масса этнографических материалов о нравах и обычаях народов, населяющих далёкие страны. Появившаяся в середине XIX века «Новая детская библиотека» была почти полноценным научным журналом для детей. Помимо массы материалов по астрономии, географии, этнографии, там публиковались переводы «Илиады» и «Повесть временных лет».

Некоторое время с журналами Ишимовой конкурировал «Подснежник», собравший в редакции звёздный состав: Некрасов, Тургенев, Майков. Журнал отличался тем, что публиковал переводы не только европейских сказок, но и Шекспира.

В конце XIX — начале XX веков детские журналы переживали настоящий бум. Накануне революции в стране выходило около ста различных детских изданий: полиграфические технологии стали доступнее. Самый популярный дореволюционный журнал — «Задушевное слово» — выходил на протяжении полувека. Там публиковались не только познавательные материалы, художественные произведения и исторические очерки, но и письма читателей.

Как отупели детские журналы за 231 год

Практически все журналы того времени не пережили революцию: одни закрылись сами из-за проблем с бумагой и финансами, другие были закрыты новыми властями, которые рассматривали их как идеологически враждебные, поскольку они проповедовали «буржуазную мораль».

После окончания Гражданской войны государство сделало приоритетной задачей воспитания нового поколения по заветам марксизма. В 20—30-е годы появилась масса новых журналов для различных возрастных категорий: «Мурзилка», «Чиж», «Ёж», «Техника молодёжи» — некоторые из них существуют до сих пор.

Детская литература стала местом притяжения для многих писателей и поэтов, не вписывавшихся в узкие рамки соцреализма, который восторжествовал в советской литературе. Для некоторых из них это была единственная возможность печататься. В детских журналах публиковались Хармс, Заболоцкий, Олейников.

Появилось немало газет для подростков: «Пионерская правда», «Знамя пионера» и т. д. Практически все детские издания отличались запредельной политизированностью, особенно в 30-е годы. По форме они во многом повторяли дореволюционные издания, однако сильно отличались от них по содержанию. Сказки и романтические повести сменились историями про то, как пионеры героически поймали шпиона, который хотел взорвать завод или поджечь колхоз, — и только бдительность пионеров помогла предотвратить трагедию.

Как отупели детские журналы за 231 год

Много места уделялось международной политике: солидарности с трудящимися капиталистических колоний, борьбе за права польских коммунистов, сводкам с китайских и испанских фронтов и т. п.

Небольшое место уделялось развлекательным материалам: как склеить игрушечный танк из спичечной коробки или других подручных средств. На пике репрессий к подросткам прямо через журналы обращались с просьбами усилить классовую бдительность и разоблачать шпионов и двурушников-предателей. Особенно стоит отметить письма пионеров с благодарностями наркомам, карающих подлых троцкистских наймитов:

«Дорогой Николай Иванович! Вчера мы прочитали в газетах приговор над сворой право-троцкистских шпионов и убийц. Нам хочется сказать большое пионерское спасибо Вам и всем зорким наркомвнудельцам [НКВД]. Спасибо, товарищ Ежов, за то, что Вы поймали банду притаившихся фашистов, которые хотели отнять у нас счастливое детство. Спасибо за то, что Вы разгромили и уничтожили эти змеиные гнёзда. Мы Вас очень просим беречь себя. Ведь змея-Ягода пытался ужалить Вас. Ваша жизнь и здоровье нужны нашей стране и нам, советским ребятам. Мы стремимся быть такими же смелыми, зоркими, непримиримыми ко всем врагам трудящихся, как Вы, дорогой товарищ Ежов!»

«С большой радостью узнали мы о приговоре советского суда над право-троцкистской бандой. Мы, воспитанники Славянского детгородка, обещаем повысить нашу бдительность и помогать советской разведке громить врагов народа», — вторили им Мурашова, Ляховенко и Копытец.

Как отупели детские журналы за 231 год

С окончанием сталинских времен советские издания для детей стали больше напоминать дореволюционные. Идеологический пресс несколько ослаб, вместо соцреализма стали возвращаться сказки для самых маленьких и фантастические повести для более старших возрастов.

Детские журналы читали и взрослые люди, поскольку в некоторых из них печатались рассказы знаменитых зарубежных фантастов или советских писателей, по идеологическим мотивам не опубликованные большими тиражами. «Техника — молодёжи» не только популяризовал науку, но и публиковал популярную фантастику, благодаря чему перерос уровень тинейджерского журнала — его с удовольствием читали и взрослые.

Как и после революции 1917 года, старые журналы в большинстве своём не вписались в новое общество расколотого СССР. Но если в начале века часть из них пришлось закрывать административными методами, то теперь им просто не удалось найти своё место на рынке. Часть изданий с самыми громкими брендами выжила, но вынуждена была тотально сократить тираж.

В лучшие годы «Юный натуралист» издавался тиражом 4 млн экземпляров, сейчас его тираж не превышает 20 тысяч. «Техника — молодёжи», выходившая накануне распада СССР тиражом 2 млн экземпляров, несмотря на поддержку государства так и не смогла преодолеть рубеж в 50 тысяч. Развивающие журналы сохранились, но исключительно в формате «для самых маленьких», то есть для детей до 8—10 лет.

При этом нельзя сказать, что подростки полностью перестали читать. Несмотря на конкуренцию со стороны ТВ и Интернета развлекательные подростковые журналы до недавнего времени выходили тиражами, многократно превышавшими тиражи сохранившихся с советских времён изданий (сотни тысяч экземпляров).

Как отупели детские журналы за 231 год

Однако платой за это стал полный отказ от научно-образовательной составляющей и тотальный переход к развлекательной. Темами большинства молодёжных журналов, существовавших в последние 20 лет, являются жизнь звёзд шоу-бизнеса, мода, сексуальные отношения. Новые журналы говорили с подростками на их языке, отказались от назидательности и нравоучений и, по сути, подменяли родителей, которые не решались говорить со своими повзрослевшими детьми на откровенные темы.

Как отупели детские журналы за 231 год

Сейчас — когда «рацион» и в социальных сетях уже как у взрослых — с трудом можно представить журнал, в какой бы стране он ни выходил, который будет публиковать выдержки из классики. Изменились вкусы читателей, их количество, само общество очень сильно отличается от времён двухсотлетней давности.

Наверняка важная и нужная функция — поговорить с подростками на их языке, быть им понятными и интересными. Но переход от публикаций Шекспира и Гомера к современному контенту — самая настоящая деградация, настолько велика разница между ними. Процесс этот не был стремительным, путь от практической философии до обсуждения цвета трусов популярного исполнителя занял двести лет. Успокоить может разве что тот факт, что процесс этот наблюдается повсеместно и ни одной стране его не удалось избежать.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)

vsegda-tvoj.livejournal.com

Детские книжки и журналы в дореволюционной России.

1913 год

В 1913 году в России вышла книга Хвольсон "Новый Мурзилка". Удивительные приключения и странствия маленьких лесных человечков», где главным героем был Мурзилка – человечек во фраке, с тросточкой и моноклем. Эти сказки были очень популярны, но после революции 1917 года книжку больше не издавали, и об этом герое все забыли. Репринтное воспроизведение самого первого русского издания (1913) удивительной сказки Кокса Пальмера об удивительных приключениях лесных человечков. Главный герой-повествователь Мурзилка рассказывает о необычных странствиях со своими друзьями Знайкой, Незнайкой, Пуговкой, американцем Джоном и прочими. Картинки для книги нарисовал сам автор.

Рисунки Кокса попались на глаза издателям из Петербурга – «Товариществу М.О. Вольфа», и те решили напечатать их. А тексты заказали детской писательнице Анне Хвольсон, которую вдохновили рисунки Палмера Кокса. Больше всех детям понравился герой, которого звали Мурзилкой.

После революции 1917 года Мурзилка не выпускался. Лишь намного позже Мурзилка, как и Незнайка и другие персонажи того времени, появились уже в другом образе, советском.

В Российской империи издавалось огромное количество детских книжек, в том числе такими издательствами как "Библиотека наших детей" ( основана Е.В. Лавровой и Н.А. Поповым), "Дешевая библиотека для семьи и школы", "Избранная библиотека для семьи и школы", "Общедоступная библиотека Ступина", "Библиотека для детей И. Горбунова-Посадова", "Издание Петербургского  Общества Грамотности" и многих других. Вот обложки некоторых из них:

"Друзья-приятели" - рассказы и стихи для мал. детей. Сост. Е. Горбунова и В. Лукьянская.

Библиотека для маленьких детей  И. Горбунова-Посадова. 1907 год.

"Малым ребятам" рассказы и стихи, книжка двенадцатая. 1904 год.

"Малым ребятам" рассказы и стихи, книжка шестнадцатая. 1906 год.

"Малым ребятам" рассказы и стихи, книжка двадцать третья.

Сказка "Морозко". рисунки П.С. Афанасьева. Издание И. Кнебель. Москва, 1909 год.

"Маленьким деткам маленькие песенки" Издание Кнебель, 1909 год.

"Моя первая книжка", Издание Кнебель, Москва.

"Веселая тройка"  - детская сказка, сост. Е. Горбунова и В. Лукьянская. - М. : Изд. И. Горбунова-Посадова, 1914 год.

"Буренушка". Изд. И. Кнебель. 1910 г.г.

"Русские народные сказки"-  Сост. Е. Н. Опочинин, худ. А. Ложкин.  Москва Издание И. Кнебель, 1913.

"Василиса Прекрасная" . рис. И. Билибина. Изд. экспедиции заготовления гос. бумаг. 1900 год.

"Птицы небесные" . Е. С. Ушкова-Голова. - СПб. : Издание О. Н. Поповой, 1904 год. Библиотека наших детей. Осн. Е. В. Лавровой и Н. А. Поповым.

"СРЕДИ ГОР И РАВНИН" - сборник рассказов для маленьких детей. 1904 год.

http://www.charmingrussia.ru/2016/12/deti.htmlhttp://pravoslavnaa.livejournal.com/145432.html

pravoslavnaa.livejournal.com


Смотрите также

KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта