Конспекты занятий по дошкольной психологии. Детский психолог журнал
Детская психология Archives - Журнал "Психология"
Как устранить недосказанность в семейной жизни
Каждый человек имеет свою личную жизнь. Личная жизнь человека всегда имеет массу варьирований и разнообразий, в зависимости от его воспитания, от полученных им знаний, от его умения или неумения налаживать взаимоотношения с другими людьми, окружающим его миром и т.д.
Человек рождается в семье (полной или неполной), он получает свои первые знания и опыт выражения своих мыслей от родных ему людей. Все свои взлеты или падения, радости или неудачи, происходящие уже во взрослом периоде проживания, он приносит из своего детства, из своего воспитательного процесса родителями. Конечно же, не надо забывать и отвергать знания о том, что человеку с детства дана свыше своя индивидуальная жизненная программа, которой он должен следовать или, по крайней мере, осознанно для самого себя корректировать. Человек приходит на эту землю со своим генным набором физиологии и психики.
Свои первые уроки прохождения и выстраивания личных взаимоотношений, человек, проходит со своими близкими людьми, затем с друзьями и товарищами, затем с воспитателями и учителями, с взрослыми наставниками. Человек создает уже свою семью и ему приходится выстраивать личные взаимоотношения с родственниками своей жены или своего мужа. Он идет на работу, и ему там уже надо выстраивать свою систему общения и взаимоотношений. Практически на каждом этапе личной жизни у человека появляются невысказанность мыслей, недосказанность слов, недомолвки. Не многим людям нравится, когда другие люди лезут в его личную жизнь, нарушают его энергетическое пространство, когда вклиниваются туда, где ему неуютно и некомфортно. Не все люди умеют принимать для себя позицию или критику другого человека, например тещи или свекрови, когда его начинают учить или давать советы, о которых он не просил. В силу своей тактичности, жалости, интеллигентности или, наоборот, своего неумения выстраивать взаимоотношения, склочного и скандального характера, у человека всегда остается внутри недосказанность или хоть небольшая ее доля, которая идет вместе с ним дальше по жизни. Она, эта недосказанность, может накладывать свой индивидуальный отпечаток в других сферах его жизнедеятельности, о которых мы поговорим далее.
В предложенных ниже трех разделах, мы рассмотрим основные причины недосказанности человека с его близким личным миром, который можно еще охарактеризовать как его «наружные» взаимоотношения с миром, в который он не всех пускает и допускает, а иногда даже и не доверяет. Этот мир включает в себя семью, родителей и детей.
Семья
…Господи, дай мне разумно действовать
с каждым из ближних моих, никого не огорчая и никого не смущая…
(из Молитвы последних Оптинских старцев)
Семья — это первоначальная основа жизнедеятельности любого человека. Появляется человек на этот свет во многом благодаря семейным отношениям и воспитанию (правильному или неправильному) в своей семье. Даже если семья неполная, то копирование семейного поведения, отношений между мужчиной и женщиной, человек «зеркалит» из практики своего детства. Жизнь показывает: то, что человек видит в своей семье, он обязательно принесет в свою новую, созданную им семью. Если в семье были мир и любовь, то и отношение к своей вновь созданной семье будет такое же или, по крайней мере, близкое к ним. Но, а если в семье были насилие, оскорбления, драки, предательства, вранье, измены со стороны родителей и близких людей, то и отношения подрастающего поколения ничем таким особенным не будут отличаться. Правда, бывают исключения, но их в процентном отношении гораздо меньше, чем разрушающей энергии.
Молодая семья, это обоюдная энергия сначала двух людей, а затем — по мере увеличения численности детей, эта энергия увеличивается. К непрямой энергии, если так можно выразиться, можно прибавить еще энергию близких им людей, родственников, которые также тем или иным образом участвуют в жизни молодой семьи. Порой бывает, что именно эта непрямая энергия рушит и убивает молодую семью своим непосредственным вмешательством. Тещи, тести, свекрови, свекры, братья, сестры, кузины, золовки — вот небольшой перечень близких людей, имеющих самое непосредственное отношение к жизнедеятельности любой семьи. Зачастую эти люди живут чужой жизнью, чужими мыслями, чужими поступками, но только не своими.
Многие из нас знают фразу и не понаслышке, а, что называется, прошли ее в своей реальной жизни, что в семье не без урода. Можно достоверно утверждать, что практически в каждой семье существует свой, особый урод, если, конечно, более внимательно к нему приглядеться и соответственно выявить его. Так это или нет, судить только самому человеку, который живет в семье и контактирует со многими родственниками как своего рода, так и рода своего супруга или супруги. Уроды бывают двух видов: скрытые, замаскировавшиеся или открытые, ничего не скрывающие от своих родных и близких им людей. Что те, что другие имеют проблемы с психикой. А кто из многих людей их вообще сегодня не имеет? — спросите вы меня.
Кто из уродов более опаснее или подлее, это также неоднозначный ответ, так как в разных жизненных ситуациях они и ведут себя по-разному. Практика семейных взаимоотношений показывает, что чаще всего эту почтенную миссию уродства выполняют люди, находящиеся уже в своем взрослом периоде проживания. Это люди, которые не имеют своей реальной жизни и старающиеся жить жизнью других людей. Это люди, которые не научились за свою жизнь строить отношения со своими супругами, люди, живущие за счет других людей. Это, как правило, нереализованные и никчемные люди, которые много говорят, но практически ничего не делают. Никого вам это не напоминает? Всю свою недосказанность и невысказанность к жизни они порой навязывают и выплескивают на головы подрастающей молодой семьи, которой больше необходима позитивная энергия, чем нравоучения и постоянные подлые замечания, а иногда и действия. Помните анекдот с тещей и кастрюлей борща? Но об этом потом.
Основной вопрос всегда возникает, надо ли с такими людьми вступать в диалог, в словесную перепалку, ведь, им что ни говори, они все равно делают по-своему или вообще ни черта не слышат и не понимают. Отвечаю, что да, надо разговаривать, но не с ними напрямую, так как это будет напоминать только разговор, например, с входной дверью в парное отделение общественной бани, а разговаривать надо мысленно только с собой. Поверьте, что такие люди, как правило, чувствуют и ловят на тонком плане все мысли, особенно если это их напрямую касается. А вот только от чистоты и искренности ваших помыслов или выпущенных слов в пространство будет зависеть их ответная реакция.
В нашем обществе все чаще стало бытовать определение, что семья — это прежде всего союз людей, основанный на внутренней работе, что семья — это тяжелый труд.
Если следовать этому определению, то когда человек устраивается на работу, он прежде всего смотрит на условия труда, на взаимоотношения людей в коллективе, на то, что он принимает в условиях трудового договора или не принимает. Договор, контракт — вот основные документы при приеме человека на работу. В этих документах довольно четко и лаконично определены обязанности и права как работодателя, так и самого работника. В случае увольнения работника с предприятия в договорных обязательствах указаны определенные условия, чтобы не было недосказанности и двойственности трактования того или иного действия.
Век научно-технического прогресса, двадцать первый век также вносит в понятие семьи свои новые и видоизмененные условия. В большинстве случаев люди трактуют для себя эти изменения только тогда, когда им бывает выгодно или нет. К ним можно отнести составление брачного контракта, разделение всей движимости и недвижимости, сокрытие реального имущества и т.д. И эти действия приносят незаконченный и незавершенный смысл семьи как таковой.
Наверное, стоит при создании новой семьи составлять юридические документы (контракт, договор) между молодыми людьми, определять их права и обязанности, штрафные санкции, форс-мажорные обязательства и обстоятельства. Государство, которое заинтересовано в увеличении численности своих будущих налогоплательщиков, также должно нести прямую ответственность и быть непосредственным участником в этих документах. Ведь брошенные дети обоими родителями все равно перекладываются на плечи государства. Так почему нельзя это сразу оговаривать? Может быть, моральных уродов и психически больных людей будет меньше появляться на этом свете? Страх перед законом, перед обязательствами, закрепленными в юридических документах, может быть, позволит в ряде случаев избежать создания «однодневных» семей. Хотя справедливости ради следует отметить, что такие семьи имеют право на свою жизнь, и они являются хорошим практическим полигоном для думающих и анализирующих свою жизнь людей.
Может быть, при разводе людям стоит выдавать рекомендательные письма и характеристики их совместимости в семье, поведения с партнером в определенных типичных ситуациях, которые, в свою очередь, они будут уже предъявлять своим новым партнерам. А то ведь сегодня только на словах он или она всегда выступают в роли жертвы и несчастного страдальца, и зачастую в ряде случаев звучит: жена была стервой или мой муж был толстокожим бабником и негодяем. Это надо фиксировать на бумаге, при официальных свидетелях и независимых экспертах. Все как в трудовом законодательстве, т.е. если ищешь новую работу, то, будь любезен, покажи рекомендательные письма с прежнего места своей трудовой деятельности.
Конечно, эти предложенные меры могут у кого-то из людей вызвать улыбку и эти меры не «разрулят» сразу и не решат одномоментно сложившуюся обстановку. Но сегодня количество разводов, согласно официальной статистике, катастрофически ползет только вверх.
Предложенные меры могут привести к уменьшению официального создания семей, брачных соглашений, и, по крайней мере, люди будут знать, что брак — это прежде всего ответственность, за нарушение которой надо отвечать. Может быть, качество и осознанность мыслей при создании семьи будут превалировать, над голым разгильдяйством и пофигизмом. Это по большей мере относится к мужским особям, которые бегают от своих отпрысков по всей стране, а иногда и миру. Да и девушек немного «притормозит» от привязывания к себе мужчины залетным ребенком или его материальным положением.
А как же быть по поводу того, что брак создается на небесах, что дети нам даны от Бога? Это все есть, было и будет, и отрицать это не имеет смысла. Но современный прогресс, современное развитие сегодня даны человечеству как одно из великих испытаний его души, его внутреннего состояния. Разве можно отвергать телевидение, сотовую связь, Интернет? Конечно же, нельзя, и надо быть безумцем, чтобы это пропагандировать. Но а если бы всего перечисленного сегодня не было? Может быть, люди больше шевелили бы своими мозгами в части добывания для себя информации и занимались своим внутренним развитием? Сегодня многие люди целенаправленно отказываются от просмотра телевизионных передач, от той пропаганды, которая льется на них и они начинают осознавать силу разрушающих энергий и подавляющей чернухи.
В области создания современной семьи сегодняшний технический прогресс стал полноценным членом, а порой даже и хозяином положения. Зачем семейное развитие, обоюдные интересы, когда за вас все решит или найдет ответ на поставленный вами вопрос замечательный и невидимый парень по имени Google или Yandex?
Почему еще вчера два нормально общающиеся между собой человека практически в одночасье становятся заклятыми врагами или недругами? Где же их клятвы, признания, обещания? Где их любовь? А может быть, это была только влюбленность, построенная на сексуальной привязанности друг к другу, или голый материальный расчет, или все вместе взятое? Говорить и постоянно задавать такие вопросы у многих людей уже оскомину на языке набило, тем более что почти ничего не меняется. Мой ответ довольно прост и понятен, что объединенная энергия семьи начинает давать сбой, так как зачастую идет деградация, разрушение одного или обоих участников семьи. Соответственно о совместном развитии не идет уже речи, поэтому люди в короткий миг разводятся. Это происходит в наиболее приемлемом варианте, когда они осознают эти процессы. Худший вариант: это когда происходит раздел имущества или насильное удержание кого-то из членов семьи, который категорически пытается вырваться из поля энергии разрушения и потребления.
Общение между собой, выражение своих мыслей, внутреннее развитие мужа и жены — вот основные приоритеты семейной жизни. Мужчина неосознанно ищет для себя новой энергии, новых общений, новых сексуальных утешений на стороне, вдали от жены, в силу того, что он не знает, как надо общаться с близким человеком. Он искренне думает, что там, на стороне, его понимают и оценивают должным образом. Но, не пройдя семейные взаимоотношения, не научившись общаться в семье, мужчина будет постоянно находиться в поиске новых партнерш, искренне надеясь, что ему просто-напросто не повезло с женой. Подумать о том, что все дело непонимания и недосказанности только в тебе самом, на это не у многих мужчин хватает смелости и честности.
Сегодня и женщины стали не отставать, а порою и опережать, от мужчин в этих вопросах, т.е. поиска для себя новых энергий на стороне. Плохо это или хорошо, но это решать прежде всего самим людям. При разводе, расставании людей, при разрушении семьи остается много невысказанности и недосказанности. Порой расставание сопровождается массой упреков и оскорблений, что закрывает видение и слух обоих участников семьи на сложившуюся вокруг них жизнь, на обдуманный диалог. Невысказанные мысли без эмоций и оскорблений долго еще будут бередить души бывших мужа и жены.
По истечении времени, когда бывшие муж и жена уже создали свои новые семьи, они довольно часто встречаются с такими ситуациями, которые когда-то уже видели или проходили в своей прежней жизни. «Как это все похоже, почему везде одно и то же, почему слова и поступки идентичны тем, что я уже слышал и видел совсем недавно?» — такие фразы довольно часто задают они себе при аналогичных ситуациях. Невысказанные мысли, непроработанные поступки обязательно придется проходить снова и снова, независимо от времени и возраста, до их полного прорабатывания. И это будет происходить до тех пор, пока вы не сдадите жизненный экзамен, прежде всего для самого себя.
Поиск новых семейных взаимоотношений не стоит на месте. Кто-то живет гражданским браком, кто-то живет официально по документам в семье, но только раздельно друг от друга, на два, а то и несколько домов и т.д. Человек православной веры пытается совместить в своей семье несколько видов религий. Он живет по своей вере, а имеет рядом с собой несколько жен, придерживаясь при этом мусульманской идеологии. Но когда ему кто-то из жен надоедает, то он отправляет или выгоняет ее на улицу (уже по своей идеологии), без средств к существованию.
В настоящее время есть «умные» головы, которые предлагают уже свои формы по выходу из кризисных семейных ситуаций, а именно за счет усовершенствования сексуальных взаимоотношений. Свинг, такое модное слово, начало довольно часто встречаться в средствах массовой информации. Слово «свинг» с английского языка переводится как нерегулярный, кратковременный, взаимосогласованный обмен сексуальными партнерами для секса. Таких людей еще называют свингерами. Они создают свои клубы, под названием свинг-клубы, куда привлекают семейные пары, которые, в свою очередь, уже меняются между собой своими супругами для занятий сексом. У свингеров существует своя психология, и довольно своеобразная. Они применяют ее тогда, когда им бывает выгодно, а когда возникают неуютные вопросы, то, извините, это закрытое табу. Например, свингеры утверждают, что сексуальная энергия с чужой женой или чужим мужем не подрывает доверия между постоянными партнерами и исключает случайных контактов, уменьшается риск венерических заболеваний. Они почему-то не акцентируют особо свое внимание, что обычный презерватив также уменьшает риск подцепить какую-нибудь заразу. Никто из них не говорит открыто о том, что это обычная завуалированная и узаконенная в их мире проституция. Проституция — продажа своего тела с целью личного обогащения. Обычно вход в свинг-клуб платный, и эта плата идет именно на то, чтобы платить за свои сексуальные упражнения с чужими женами или мужьями. Они платят за обогащение своего как физиологического опыта, так и за новые для себя ощущения.
Они прожили в браке 10 лет. У них растет сын, ему девять лет. Все у них как у многих молодых семей — работа, вечеринки, встречи с друзьями, выезд на природу, отдых за границей и т.д. В личной жизни у них также все как у всех их друзей и приятелей, но со временем они уже не знали, чем разнообразить и как заполнить свой досуг. Хочешь секс в любое время суток — пожалуйста! Хочешь оральный секс — пожалуйста! Хочешь анальный секс — пожалуйста! Все что хочешь, никаких ограничений, никакого стыда, но только не надо смотреть на сторону! Но даже такая вседозволенная жизнь начала ему надоедать, и он стал потихоньку таскаться по любовницам, в поисках всё новых ощущений. По природе он был трусом, и всегда, возвращаясь домой от любовницы, он страшно боялся, что жена его разоблачит и все о нем узнает. Она действительно начала чувствовать, что в последнее время в нем что-то изменилось.
О свингерах он узнал от своей любовницы, и как-то вечером придя, домой стал с большим энтузиазмом рассказывать своей жене, что это совершенно новое, передовое направление и даже полезное для укрепления семейных взаимоотношений. Он предложил своей жене, чтобы они вместе записались в клуб. Поначалу она наотрез отказалась и даже поссорилась с ним на несколько дней. Вода камень точит и он, который «мертвого достанет» своим занудством все-таки уговорил свою жену посетить клуб — свингеров. Сначала им было дико и стыдно, но в то же время непонятное чувство выделения адреналина начало делать свое дело. Появилась вседозволенность, необоснованная ревность, хамские упреки, что с его стороны, то и с ее стороны. У них возникало ощущение, что они узнают друг друга совсем по-другому, не с позиции внутреннего развития, а с позиции физиологии с другим партнером или партнерши. Им стало любопытно и в то же время противно за себя, что кто-то рядом «наяривает» твою жену или мужа. Они постоянно меняли партнеров, и это стало напоминать обычную вакханалию. Через полгода она сказала ему, что беременна. Он страшно испугался, но в то же время предлагать сделать ей аборт не стал, так как чувствовал свою вину перед ней за свою настойчивость посещения клуба. Будучи трусом и нерешительным человеком он очень боится принимать серьезные жизненные решения, особенно прикрываясь позицией, что аборт это страшный грех. Но в то же время он прекрасно понимал, что ребенок может быть как от него, так и от чужого мужчины. Прошло время, появился на свет ребенок, и они стали его воспитывать. На встрече со мной он признался, что подспудно чувствует, что ребенок не его, но в то же время делать генетическую экспертизу страшно боится. Теорию садо-мазо знает из популярной литературы и не отрицает, что у него есть что-то похожее из этих симптомов. Он боится поговорить со своей женой о сложившейся ситуации и высказать ей свои сомнения и мысли. Он боится, что она не поймет его и выгонит из дома, а он не сможет прожить без нее самостоятельно. Стирать носки и готовить самому себе еду родители его не научили. У него нет своего четко выработанного мнения и решения относительно их дальнейшей жизни. В этом состоянии он будет находиться до тех пор, пока не решится выразить свои мысли в доступной для его понимания позиции, пока не осознает, для чего и зачем ему дано такое внутреннее состояние и что он должен отработать в своей жизни преподнесенным уроком.
Энергия семьи девятнадцатого — двадцатого веков, в корне отличается от энергии семьи двадцать первого века, и об этом надо не забывать и помнить. В современное время институт семьи начинает претерпевать изменения, предлагать свои неординарные мысли, иногда даже независимо от осознания и воли людей. Порой общество еще не готово к таким изменениям, в силу своего консерватизма, да и жить прошлым гораздо комфортнее и спокойнее, чем предлагать новые идеи и наработки, тем более внедрять их в практику. Поиск и приход новых форм построения семейных взаимоотношений не за горами, но в то же время его следует искать уже сейчас всегда и во всем. При этом семья всегда будет выступать как воспроизводство и воспитание новой человеческой жизни, ее обучение и научение поступкам, соответствующим знаниям, опыту и памяти кармы рода.
Родители
У всех людей в мире есть или были родители. Они дают жизнь своим детям, они воспитывают их до определенного времени (иногда даже и до их пенсии), они учат детей. Кто-то из родителей по инерции продолжает жить дальше жизнью своих детей, так как своей личной жизни не видят или не хотят видеть. В детстве дети полностью доверяют и слушаются своих родителей. Когда ребенок начинает контактировать самостоятельно с социумом, то у него начинают возникать вопросы к своим родителям. Ребенок начинает проверять, анализировать знания, полученные от своих родителей и сравнивать их со знаниями, полученными им в социуме. Подростковый период, как правило, у детей сопровождается антагонизмом и спорами со своими родителями на одни и те же темы. Когда родители подступают к энергетическому полю своего ребенка довольно близко, то реакция последнего бывает непредсказуемой, вплоть до драки. Когда же подростки начинают доверительно и с пониманием относиться к советам своих родителей, то они могут получить для себя ценные жизненные знания. Советы родителей, которые они дают своим уже подросшим детям, не всегда бывают актуальны для них, в силу того, что полученные знания детей могут в корне отличаться от знаний родителей из-за быстро бегущего ритма современной жизни. Дети в силу своей тактичности либо нетактичности выслушивают советы родителем либо с приятием, либо с насмешливым недоверием.
Например, если родители алкоголики-наркоманы и более того основную часть своей жизни провели в тюрьмах, то и воспитание ими ребенка будет похожим и соответствующим тому образу жизни, который они ведут. Можно, конечно, возразить и спросить, а как же влияние и воспитание общества и социума? Социум тоже воспитывает ребенка, но по своим определенным законам. Ведь как можно воспитать чужого ребенка, у которого течет другая (не ваша) кровь и у него чужие (не ваши) гены?
Современные технологии позволяют в настоящее время выращивать детей «в пробирке», и даже в этом случае можно с уверенностью говорить, что у таких детей также имеются родители, только косвенные и неизвестные им. Но узнать характер, черты схожести, линию поведения своих биологических родителей такие дети могут только в своем зрелом возрасте. Они будут повторять схожие с ними жизненные ситуации, а вот как это определить, они могут узнать только по своей догадливости или осознанной интуиции. Не стоит забывать, что мы все же чем-то отличаемся от своих родителей, равно как и наши дети будут всегда отличаться от нас. В этом и заключается ход развития человечества.
Когда она выходила замуж, то в те далекие советские времена широко не применялась генетическая экспертиза, особенно при создании новой семьи. Она родила дочь от мужа, который, как потом показало время, был в огромных неладах со своей психикой. Ее родители не подсказали ей, тогда молодой девушке, исходя из своего жизненного опыта, что надо бы обратить внимание на родителей своего избранника, на его отношения с братьями, с сестрами. Его отец был алкоголиком, а его мать была психически ненормальной женщиной, правда, не такой открытой и откровенной. Почему-то мы всегда думаем, что именно нас или наших детей такая нехорошая участь обойдет стороной или мы потом ее будем решать, когда придет свое время. Так вот, такое время пришло, и ее дочь выросла. Дочь «взяла» в преобладающей мере черты характера и карму рода своего отца. Нет, она не стала хроническим алкоголиком, но она имела замедленное умственное и физическое развитие. Дочь являлась яркой копией своего отца — хронического алкоголика и психически ненормального человека. Женщина прекрасно знает, тем более что у нее много друзей врачей, ученых, какая ожидает участь ее род в будущем, если он будет иметь дальнейшее продолжение. Она прекрасно отдает себе отчет, что, когда дочь выйдет замуж (ой ли!) или родит, то «разбавление» рода также продолжится с психическим варьированием, даже независимо от того, что ее будущий избранник может быть вполне нормальным человеком. Кто должен принять решение о том, чтобы прекратить в будущем плодить ненормальных детей? Дочь с неадекватной психикой, ее здравомыслящая мать или ничего не подозревающий будущий муж? Или это решение должно быть принято и исполнено ими сверху, от самого Создателя, как определенное испытание для всего рода?
Родители получают жизненные знания от своих родителей, а те в свою очередь уже от своих родителей и так далее вглубь своего рода. Если род развивается во всех аспектах своего времени, в котором он живет, то и родовые знания не стоят на месте, а передаются следом идущему новому поколению. Так идет развитие, так передаются знания, так накапливается опыт. Ведь первые знания мы получаем от родных и близких нам людей. Существует также память рода, т.е. когда непройденное какое-то сложное испытание кого-то из членов рода передается следом идущему поколению, как эстафетная палочка. Но когда эти испытания не прорабатываются, не выполняются или вообще игнорируются, то это становится навязчивой и неотъемлемой частью жизни. Поэтому живет себе человек и не может понять, почему у него на ровном месте, практически в один день, начинают происходить все тридцать три несчастья. Если человек думающий и анализирующий, то он начинает «копаться» в своем роде, в его истории и начинает вытаскивать аналогичные и похожие ситуации своих далеких родственников. Мне известен случай, когда мужчины одного рода в возрасте сорока лет, что называется в один день, теряли работу и начинали спиваться. Так было на протяжении нескольких поколений, и ситуация повторялась с одинаковой закономерностью и точностью. Род осознанно «выключал» каждого мужчину, достигшего сорокалетнего возраста, из социальной жизни, заставляя его тем самым осознать и проработать то, что не прошли его далекие предки. И это происходило до тех пор, пока жизненная «ошибка» дальнего предка не была подкорректирована и исправлена уже в сегодняшней жизни его праправнуком.
Так устроены многие люди, что если родители живы, то и отношение к ним бывает обыденно-повседневным. Т.е. родители никуда не уйдут и не денутся, что они будут всегда присутствовать в их жизни, что родители вечные. Но родители имеют свойство умирать рано или поздно. Когда дети не подготовлены к скоропостижной смерти своих родителей, то для многих из них это становится жизненной трагедией и неожиданным ударом. Поэтому и возникают такие простые вопросы, на которые уже бывает так сложно ответить: «Почему так рано? Ведь я не все сказал отцу или маме. Ведь то, что я чувствовал к ним, то, что я хотел им сказать, они не услышали от меня, они так и не узнали об этом».
А кто мешает прямо сейчас, особенно если живы ваши родители, взять и позвонить им или встретиться и сказать им о своей любви? Сказать своим родителям, что вы их любите, что они вам нужны. Ведь это так просто сделать сегодня и у вас не будет той недосказанности, которая так часто возникает после ухода родителей в мир иной, чтобы потом на поминках уже не выражать вслух свои слова признания и любви, обращаясь к посторонним людям, а не к своему родному человеку. Как знать, ведь то, что вы не успеете сказать своим родителям, ваши дети уже не смогут сказать лично вам, уже в своем взрослом возрасте.
Взаимоотношения с родителями, ваша недосказанность по совместному отношению к их поступкам и своим поступкам, к вашему воспитанию с их стороны, к их жизни в целом, это наиболее часто встречающиеся ситуации, и, как правило, невысказанные, которые тормозят в дальнейшем полноценную жизнь человека. Любите своих родителей, независимо от того, какой у них социальный статус, какое образование, какое воспитание (хорошее или плохое) они дали вам в жизни. Говорите своим родителям о своей любви, о своих истинных чувствах по отношению к ним. Самое главное, родители дали вам жизнь, а вот сделать эту жизнь достойной или прозябающей, это уже только в ваших мыслях и руках.
Дети
Раздел «Родители» и раздел «Дети» настолько тесно связаны между собой, что, наверное, стоило бы их совместить. Но мы попробуем все же целенаправленно отделить характеристики по недосказанности человека к родителям и к своим детям.
Наверное, многие из нас помнят слова своих родителей относительно того, что, мол, когда сами станете родителями, тогда поймете, что это такое родительские переживания, и поймете наши страдания. Вот и наступает такое время, когда дети становятся уже сами родителями и подросшим своим детям произносят аналогичные слова и фразы.
Есть довольно расхожее понятие в нашей жизни, что я живу только ради своего ребенка. Я готов или готова мучиться ради ребенка, чтобы ему было всегда хорошо. Роль жертвы, именно такую роль многие родители выбирают для себя в отношении своего ребенка. Поэтому они «кладут» свою жизнь на алтарь, чтобы любой ценой воспитать полноценного ребенка и чтобы он ни в чем не нуждался.
Есть родители, которые в воспитании своих детей целенаправленно уходят от того стереотипа воспитания, которое они сами не принимали в своем детстве и, более того, страдали от этого. Например, их силой заставляли ходить в музыкальную школу или посещать физкультурные секции, поэтому они, уже пройдя и испытав свой опыт, что называется, на своей шкуре, никогда не будут ломать своего ребенка аналогичными терзаниями.
Но в то же время существует огромное количество и других взрослых людей, которые, наоборот, забыли свои детские мучения и с удовольствием примеривают свои педагогические «изыскания» на подрастающее поколение. Другими словами, нелюбимую музыкальную школу отец может навязывать уже своему ребенку, приговаривая при этом, что не получилось, мол, у меня в детстве, обязательно получится у тебя, мой дорогой сынок. Мы часто пытаемся навязать свои нереализованные поступки и дела уже своим детям, забывая при этом свой далеко запрятанный вглубь себя детский дискомфорт и неуютное внутреннее состояние.
А может быть, в этих случаях выступают уже совсем другие поступки, т.е. то, что не прошли родители в своей жизни, приходится вновь проходить и отрабатывать их детям? Все может быть, и это надо только анализировать.
У родителей был поздний ребенок — дочь, и они не жалели денег на ее воспитание и образование. Дочь подросла, училась в частной платной школе и закончила ее с отличием. Родители отправили ее на обучение в США, чтобы она получила престижное образование, в корне отличающееся, с их точки зрения, от образования в России. По истечении пяти лет дочь возвращается в Россию. Экономическая ситуация в России в корне изменилась, и некогда богатые родители разорились, развелись и бурно проводили свою жизнь в пьянках и развратных угарах, с горечью вспоминая свою некогда сытую жизнь.
Родители думали, что дочь вернулась вовремя, и, самое главное, она, внесла в их жизнь надежду на то, что она теперь будет помогать им, тем самым отрабатывая некогда вложенные деньги в ее образование. Надо отдать должное, что дочери также палец в рот не клади, она оказалась достойной копией своих родителей. Она была очень умной, хваткой и не упускающей любой возможности, где пахло экономической выгодой. Дочь устроилась на работу в крупную международную фирму и сначала, по мере своих возможностей, начала материально помогать матери и отцу. Так продолжалось какое-то время, пока родители не стали «считать» ее деньги и не стали настаивать на повышении суммы ее отчислений в свой адрес.
Помыкавшись еще какое-то время, терпя упреки и оскорбления от своих родителей, дочь выходит замуж, рожает ребенка и уезжает со своей новой семьей работать по контракту за границу. Ее муж ничего подходящего для себя не нашел в сфере своей профессиональной деятельности, тем более в чужой стране, поэтому стал вести жизнь альфонса. Все как в ее семье, она пашет и содержит своих близких людей. Когда ей надоела такая жизнь, она разводится с мужем, отправляет его в Россию и остается одна с ребенком жить и работать за границей.
В настоящее время дочь не общается со своими родителями и не хочет ничего о них знать и слышать. Родители также не говорят ничего хорошего о своей дочери, кроме обвинений и оскорблений в ее адрес. Никто никого не хочет слышать, слушать и понять. Никто не говорит определяющих слов и выражений. Ситуация зашла так далеко, что дочь, молодая женщина, имеет букет заболеваний сродни пожилому человеку. В силу того, что она интересующийся человек и много читает как специальной литературы, так и забытые эзотерические книги прошлых и настоящих времен, она реально отдает себе отчет о своем будущем. Она осознает, что расплачивается своим здоровьем за поступки своих родителей, отчасти за свой род, но ее эмоции и ненависть, пока в силу молодости и нехватки жизненного опыта и мудрости, закрывают ей глаза на реальную картину жизни.
Конечно, дети должны помогать своим родителям в силу своих возможностей и в силу своего внутреннего состояния. Это даже прописано в нашем законодательстве, но не стоит доводить данный закон до абсурда. Ведь, пока у родителей есть силы, возможность работать, не надо эксплуатировать своих детей, чтобы те уже как можно скорее отдавали свои материальные долги. Вообще ждать помощи, а иногда и вымогать для себя такую помощь от своих близких людей неблагодарное и неэффективное занятие. Людям не хватает слов, выражений, чтобы четко между собой оговорить права и обязанности между воспитателями и воспитанниками, т.е. между родителями и детьми. Кто знает, может быть, ребенок, сразу услышавший от своих родителей предложения и требования о том, что он обязан отработать в самом ближайшем будущем долги за свое обучение и воспитание, принял бы другое решение о своей учебе?
Вечный вопрос «отцы и дети», довольно часто всплывает практически в каждой семье, особенно когда родители стареют, а их дети подрастают. Начинаются необоснованные обиды и наезды, как со стороны родителей, так и со стороны детей. Одним (отцам) не хватает житейской мудрости и любви, другим (детям) не хватает терпения и сострадания на одни и те же обсуждаемые темы. Ведь если более внимательно посмотреть на ситуации, которые вызывают спор и разногласия, в них можно найти закономерность идущую по роду из поколения в поколение, т.е. людям всегда дается выбор и право разрешить и не повторять больше аналогичных ошибок.
Дети зачастую отрабатывают грехи своих родителей и за своих родителей. Эту фразу знают многие люди, только немногие верят в это, считая это мифическим блефом или бредом. Верить или не верить — это дело каждого человека.
Часто посещая замечательную страну Германию, я вижу огромное количество инвалидов на улицах городов. По своему биологическому возрасту они годятся в сыновья или внуки немцам, которые участвовали во Второй Отечественной войне. Отношение к инвалидам в Европе достойное и заслуживает отдельной темы для обсуждения. В России также много людей — инвалидов, только их практически не видно из-за невозможности их комфортабельного проживания и передвижения. Отрабатывают ли кто-то из этих людей тем или иным способом грехи своих родных людей? Ответить они могут только сами, исходя из своей интуиции и памяти рода.
Мой дед — фронтовик, прошел всю войну и служил в пехоте-матушке, и он рассказывал мне, что им приходилось убивать врага, защищая свою Родину. Они делали это, как бы выполняя свою обычную, рядовую работу. Деду часто приходили во сне души незнакомых ему людей, но он не мог знать законы тонко-материального мира, а главное понять, что это было наяву и не являлось бреднями. Когда он просыпался мокрым и в отчаянии, то лечение было не столь радикальным и оригинальным, ему просто наливали спирт в стакан, который он лихо выпивал и продолжал дальше спать. Я могу только предположить, что моего деда посещали души убитых им людей, которые по своей или чужой воле пошли воевать с другими людьми. Так вот, дед рассказывал мне, что среди его сослуживцев были отдельные солдаты, которые смаковали свои «подвиги» и получали удовольствие от убийства других людей. Были случаи, когда немцу или немке можно было сохранить жизнь, так последние убивали их с особой садистской жестокостью и смакованием. Надо заметить, что садисты были как среди немцев, так и среди русских солдат. Так не отрабатывает ли уже сегодня молодое поколение грехи своих далеких предков? Разве может память рода взять и просто стереть или вычеркнуть непройденные или неотработанные поступки из своей истории?
Очень больно и страшно бывает, когда родители хоронят своих рано ушедших детей. В таких случаях у родителей остается огромная недосказанность к определенным действиям или к когда-то несправедливо принятому решению, относительно своих рано ушедших детей.
Детей необходимо любить, воспитывать, наполнять энергией знаний. С детьми следует говорить откровенно и без лицемерия, не замалчивать трудноразрешимые вопросы. Детей следует, как слушать, так и слышать. Детей необходимо учить анализировать свои слова и поступки, объяснять и показывать жизненными примерами уроки, которые даны им в жизни. Детям необходимо объяснять поступки, дела и мысли своего рода. Любите своих детей, ведь это основной и главный дар, который дается любому человеку от самого Бога.
Автор – Саяпин Евгений
www.psychology.su
дети Archives - Журнал "Психология"
Развитие уверенности в себе у детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет)
Если в дошкольном возрасте ребёнок не уверен в себе, то это происходит потому, что в это время ядро уверенности в себе в нём только формируется. В младшем школьном возрасте испытания для нее еще более сложны. В этот жизненный период складывается представление ребенка о своих реальных возможностях, о том, могут ли они быть успешными среди своих сверстников, — то есть учебная уверенность. Попробуем понять, в чем ключевая роль именно этого возраста.
Для этого начнем с того, что вспомним день, когда вы сами первый раз пошли в школу. Кто вас туда повел? Как вы были тогда одеты? Какие картинки всплывают в памяти? Букеты цветов, громкая музыка, взволнованные, почему-то бегающие туда-сюда родители. И вы чувствуете себя одновременно и очень гордым и немного испуганным. А потом вас ставят в строй таких же нарядных детей, уводят в класс, украшенный шариками и красивыми картинками. А дальше… Дальше начинается школьная жизнь. И если начало у нее для всех одинаковое, то дальше пути учеников расходятся. Кому-то удастся встать на путь успеха, которому будет сопутствовать радость, приобретение уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое. И в дальнейшем такой ребёнок станет Ломоносовым или кем-то другим, успешным и счастливым. А кому-то будет слишком трудно, и тогда непременными спутниками станут страх и обида, за ними последует чувство собственной неполноценности, неуверенности в себе, ущербности, нежелание учиться.
Почему так происходит? Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых.
Взрослые часто не задумаются над тем, какие чувства ребенок испытывает в этот момент. Дети обычно долго ждут этого события не с радостью, но с волнением.
Павлик, 8 л.
– Ты помнишь, как первый раз пошел в школу? Какие у тебя были чувства?
– У меня такие… взволнованные были чувства. Меня там еще до школы учили, как надо цветы давать. Я вместо цветов брал зонт. И я маме давал как учительнице. У меня все не получалось. Я так взволновался, что всю ночь не спал.
– Ты всю ночь думал, как цветы подарить?
– Да, думал, как я вообще в школу пойду. Я представлял, что там будут большие ребята, больше меня. А учительница, мне казалось, будет строгая. Сильно строгая. С указкой ходит там и за ухо будет всех поднимать.
А что особенного происходит с ребенком в школе? Оказывается, там он впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности. Он должен соответствовать установленным в обществе для детей данного возраста и класса нормам чтения, письма, счета. Поэтому он впервые получает возможность объективного сравнивания своей деятельности с другими через систему оценок, принятую в школе.
Катя, 6 л. Когда мы вошли в здание школы, Катюша выбежала нам навстречу с криком: «А у меня сегодня три звездочки! «Когда я поинтересовалась, что они означают, Катя с важным видом принялась растолковывать систему оценок, придуманную находчивой учительницей: «Если в тетрадке все чисто и ошибок нет, то это звездочка, если ошибка или помарка — квадратик, если их много — треугольник, ну а если совсем плохо, то палочка». Потом мы отправились в раздевалку. Девочка продолжала посвящать меня в школьную жизнь: «Видишь, девочка в синей куртке? Это моя подруга Маша. Она очень красиво пишет. И у нее в тетрадках одни звездочки».
Вследствие этого некоторые дети неизбежно впервые осознают свое «невсемогущество». У них повышается зависимость от оценок взрослых, особенно учителей.
Как следствие осознают свое самоотношение, оценивая самих себя с «официальных» позиций, т.е. с опорой на учебные успехи. Дети считают себя хорошими, если у них все получается в школе, их хвалят взрослые
«Я хороший мальчик. Я не бегаю на перемене, помогаю убрать класс дежурным»; «Я пишу красиво. Я думаю, что я хорошая»; «Я хорошая, потому что очень хорошо читаю, хорошо решаю задачи и пишу их красиво».
Антон, 7 л. Мне нравится учиться в школе — меня хвалит Надежда Борисовна, у меня получается лучше других. И когда мама была на собрании, меня тоже хвалили. И мама пришла домой очень счастливая. Моя учительница очень хорошая. Никогда на меня не кричит. Я ее люблю.
Лиза, 9 л. У нас такая хорошая учительница по рисованию Ольга Ивановна. Она говорит, что у меня лучше всех получается. А на конкурсе рисунков я второе место заняла. Ольга Ивановна меня очень хвалила. Даже маме позвонила и поздравила.
Через призму собственного «у меня получается» ребенок выстраивает свое отношение к отдельным урокам и к школе в целом.
Сергей, 9 л. В школе мне нравится заниматься математикой. Я быстрее всех в классе решаю примеры. Правда, во втором классе мне не нравилось, но когда я стал ходить на продленку, то быстро научился все-все решать. Мне даже учитель говорит, что я стану знаменитым математиком.
Настя, 8 л.
– Тебе нравится учиться?
– Да, потому что все получается и учительница хвалит.
Ира, 9 л. Мне не нравится английский, потому что ничего непонятно.
Но не все дети в школе попадают в ситуацию успеха в силу того, что набор критериев оценки действий детей ограничен. А длительный неуспех обычно приводит к значительному ухудшению самоотношения детей.
Ребенок осознает свои школьные неумения как неумение «быть хорошим». Например: «Я не люблю себя, потому что плохо учусь» или «Я плохо читаю. Я плохой, но я могу исправиться». Но сначала у ребенка сохраняется вера, что он сможет стать хорошим в будущем. Постепенно вера пропадает: «Я плохой и исправиться не могу», но ребенок еще хочет быть хорошим: «Я мальчик плохой, потому что надоел учительнице и ребятам. Я, хоть и большой в классе, а ума у меня нет. Я стараюсь исправиться, но мне не удается. Я хочу быть послушным мальчиком», или «Я нехороший. Я не могу стать хорошим, потому что не умею решать задачи». В ситуации стойкого длительного неуспеха ребенок может не только осознать свою неспособность «стать хорошим», но уже потерять к этому стремление: «Я плохой. Но мне это безразлично».
Психологи считают, что с началом обучения в школе у многих детей снижается самооценка. Но настоящей «ямой» для него становится второй класс, когда появляются отметки — объективные маркеры того, что ребенок недостаточно хорош. Естественно, сами отметки не при чем, это ребенок их так воспринимает, поскольку учебная деятельность для него — первая ступень взрослости. Ее значимость подчеркивается родными: «Мама радуется, когда у меня «пять», и огорчается, когда «тройка». Папа гордится мной и хвалит за «пять», а за «два» наказывает и весь вечер поучает и воспитывает: «Вырастешь — будешь дворником (слесарем, сантехником и т.п.)». И ребенок начинает считать себя недостойным своих родителей, их любви, если не может достичь учебного успеха.
Однако трудно не только детям, но и родителям. Многие из них поступление ребенка в школу воспринимают как «экзамен» родительской роли: сумели ли мы стать хорошими родителями? Может, мы что-то сделали не так, раз наш ребенок недостаточно успешен? А тут еще собственные родители, любящие бабушки и дедушки добавляют: «Плохая мать — недостаточно занималась ребенком. Плохой муж — дома не бываешь». А если жена по каким-то причинам не работает, ведет дом, а у ребенка трудности… Нужно пожелать выдержки такой женщине — ей упреков, прежде всего от мужа, точно не избежать.
Многие родители требуют от своих детей невозможного, не понимая, что они тем самым снижают его самооценку. Предлагаем им поверить известному психологу Э. Эриксону, который утверждал следующее. К концу младшего школьного возраста на основе опыта, приобретаемого в учебной деятельности, у ребенка формируется такое важнейшее новообразование, как уверенность в своих силах, осознание себя как человека, способного добиться успеха, или его противоположности — осознание себя неумелым, неполноценным, не имеющим возможности достичь успеха. И именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования этих новообразований. Выходя из него, ребенок уже является либо устремленным к успеху, либо настроенным на неудачу.
Это положение мне кажется очень важным. Действительно, научиться, к примеру, читать быстрее можно и позже. А вот без уверенности в своих силах, без осознания себя имеющим право на успех, будет очень трудно жить даже самому круглому отличнику.
Кроме того, если ребенок воспринимает результаты учебы как единственные критерии собственной ценности, он приобретает ограниченную идентичность, по Э. Эриксону — «я есть только то, что я могу делать». Малейшее снижение результата учебы приводит к чувству неполноценности, которое может негативно повлиять на актуальную ситуацию ребенка и может сформировать неблагоприятный жизненный сценарий.
В особо трудной ситуации в начальной школе в плане снижения самооотношения находятся дети с социальными страхами. Мы уже говорили о них, обсуждая истоки их появления в дошкольном возрасте. Как распознать их наличие и как помогать ребенку?
Довольно часто родители обращают внимание на то, что ребенок сильно переживает из-за учебных неудач — огорчается, если допускает ошибку. А на уроке после ошибки в ответе перестает поднимать руку, боится отвечать. А если получает тройку, то даже плачет. У некоторых детей, в особенности маленьких, ошибка может привести к торможению мыслительного процесса. И тогда они, однажды совершив ошибку, как будто перестают соображать, запоминать и выполняют задание все хуже и хуже.
Контрольная работа для такого ребенка представляет собой серьезное испытание. Он начинает волноваться заранее, даже если уверен в своих силах. Может заболеть голова, живот. Если задание письменное, то могут сильно напрягаться или потеть руки, ребёнок может сильно уставать от этого. Внимание ухудшается, и он делает такие ошибки, какие в обычной жизни не допускает. Поэтому, заметив это, родители нередко просят психолога проверить внимание, позаниматься с ребенком. А внимание в этом случае, как правило, вполне сохранно.
А на уроке ему так хочется достигнуть хорошего результата в учебе, что он либо постоянно тянет руку и обижается, если не всегда его спрашивают, либо наоборот внутренне напрягается — телом, голосом — и редко поднимает руку. А бывает так, что он перестает поднимать руку после случайной ошибки.
Он ставит себе высокую планку и огорчается, если не победил. Нет, он не завидует другим. Он просто сам хочет успеха — на уроке, в олимпиаде, спортивной игре. Он очень-очень старается.
Юра, 9 л. Я все три года учился на одни пятерки и был одним из лучших. Но в прошлой четверти получил сразу две четверки. Это очень плохо. Я боюсь, что меня разлюбит учительница. И ребята не будут уже так слушаться. И в играх я уже не буду главным. Ведь у меня есть две четверки, значит я уже не самый лучший. Я буду стараться, чтобы в этой четверти у меня были все «пять».
Так это просто здорово, что ребенок хочет быть лучшим! Он сам устремляет себя к победам. Нужно поощрять его в этом. Вы тоже так думаете? Надеемся, что нет.
Действительно, ребенок находится в постоянном напряжении, стараясь не сделать ошибку. Поэтому устает быстрее других. А иногда на перемене сбрасывает накопившееся напряжение криком и беготней. Некоторые дети в такой ситуации начинают болеть.
Но такому ребенку и учиться труднее, потому что сильное напряжение часто снижает внимание, и он делает ошибки как будто из-за невнимательности, но на самом деле из-за страха.
Обидно бывает, если из-за своего волнения за контрольные мероприятия он получает более низкие оценки, чем заслуживает.
Иногда страх ошибиться на уроке ребенок переносит в другие значимые для себя сферы жизни. Например, отказывается быть капитаном команды в каких-либо соревнованиях. Или выступить на сцене, боясь быть несовершенным. А в самом трудном случае вообще отказывается от ситуаций лидерства. Хотя реально имеет для этого все основания и сам хочет этого.
Почему это происходит? Может быть, родители что-то делают неверно? Отнюдь нет. Самое удивительное, что такого ребенка могут воспитать только очень хорошие родители, которые отдают ему много сил и внимания. Ребенок — большая ценность в их семье, а иногда и основной смысл жизни. Чаще всего сами родители хорошо образованы и социально успешны, поэтому не только хотят правильно воспитывать, но и знают, как это делать.
Ребенок в такой семье очень любит своих родителей, гордится ими, хочет походить на них. Но дело в том, что он видит своих родителей сразу успешными. Тот путь, который они преодолели, добиваясь успеха, даже если он им известен, не наполнен эмоциональным смыслом. Все равно дети сравнивают себя с родителями сегодняшними, и это сравнение не в их пользу. Они кажутся себе недостаточно успешными, и каждая сделанная ими ошибка подтверждает это. Каждая ошибка говорит им об их никчемности, о том, что они недостойны любви таких замечательных родителей.
Вы скажете, что никогда не ругаете и наказываете ребенка за ошибки? Верно, потому что ругает и наказывает себя ребенок сам. Парадокс, но чем теснее эмоциональная связь между ребенком и родителями, чем больше времени они проводят вместе, тем сильнее ребенок боится их огорчить. А значит, допущенная им маленькая ошибка превращается для него в Громадную Ошибищу. А если ребенок еще внутренне тонкий, эмоциональный, впечатлительный, то переживания его по поводу ошибок сильно мешают ему жить.
Страх ошибки относят к социальным страхам, потому что основной смысл его — стремление ребенка всячески соответствовать социальным нормам и требованиям к поведению. Действительно, дети со страхом ошибки, как правило, стараются соблюдать все нормы школы. Они всегда слушают учителя, не разговаривают с соседом, не отвлекаются по сторонам, не разглядывают свои руки или пенал. Получается, что и из-за этого они находятся на уроке в дополнительном напряжении. С ними очень хорошо и удобно педагогам, но детям тяжело постоянно жить без нарушения правил.
Как же быть родителям таких замечательных детей? Прежде всего, им надо начать с себя. Нужно сказать себе: «Я хороший родитель, раз у меня такой хороший ребенок». Если произнести ее будет трудно, подумайте, может быть, кто-то из родственников говорит, что вы недостаточно хорошая мать или отец. И эти слова вызывают в вас чувство вины за то, что вы что-то не доделали? Чувство вины — неконструктивное чувство. Если оно есть, постараемся убедить себя в том, что вы все делаете настолько хорошо, насколько можете. Есть объективные причины, чтобы не успеть или не смочь многое.
Наоборот, необходимо научиться искусственно создавать ситуации, в которых вы несовершенны, и демонстрировать их ребенку. Поскольку ребенок смотрит на родителей как на эталон, которому необходимо соответствовать, увидев ошибки родителей, ребенок даст на них право и самому себе.
Однако этого недостаточно. Важно научиться правильно реагировать на ошибки детей. Не следует произносить слова «Ничего страшного, не волнуйся», потому что ребенок услышит «Это страшно, волнуйся». Эффективнее использовать позитивную лексику с исключением частицы «не», например: «Все нормально», «Будь спокойнее», «Потом сделаешь правильно» и т.п. Если ребенок сильно переживает из-за ошибки, нужно найти способ его похвалить за что-то другое: «Ошибся, зато внимательно, красиво написал», «Ошибся, зато видно, что ты старался».
Если возможно, стоит учить искать причину ошибки, например: «Возможно, ошибка возникла потому, что ты перепутал право или лево, подумай сам».
Но главное, необходимо поднимать ценность ошибок и их обучающее воздействие. Давайте поднимем идею обучающей роли ошибок до уровня жизненной философии, чтобы любая жизненная ошибка воспринималась не только с огорчением, а осмыслялась бы и давала бы опыт, побуждала человека к самоизменениям. Действительно, когда человек умеет учиться на своих ошибках, а не на чужих, — это здорово!
Для этого можно повторять детям крылатые фразы: «Не ошибается тот, кто ничего не делает», «Успех радует, а учит ошибка», «Умный не стремится избегать ошибок, но стремится исправить» и т.п. И приучать ребенка анализировать причину ошибок, формулировать опыт, который он от них получил.
Хорошо, если родители поделятся с учителем своими тревогами о наличии социальных страхов у ребенка, обратят его внимание на проблемную область, попросят помочь. В особо сложных случаях потребуется поддержка психолога, который организует с ребенком индивидуальные занятия.
Но, наверное, труднее всего родителям будет справиться с собственным стремлением опекать детей, ведь они кажутся такими хрупкими, беззащитными. А детям, напротив, показана самостоятельность, которую они могут проявить по своему возрасту.
И еще им полезно много смеяться, иногда совершать необдуманные поступки. В общем, нудно добавить к их правильности «щепотку» непослушания, «крупинку» непокорности и чуточку шаловливости.
Итак, родители могут по-разному помочь детям. Но важно помнить, что родители иногда сами закрепляют, а порой даже усиливают у ребенка страх ошибки. Это происходит, если они реагируют на ошибки слишком эмоционально. Например, сильно огорчаются или проводят после неудачной работы воспитывающие беседы с ребенком. В этом случае у эмоционально чувствительного ребенка мотивация на достижение высокого результата в учебе может смениться мотивацией избегания неудач. На уроке в этом случае он будет думать не о том, как правильно выполнить работу, а о том, как бы не сделать при этом ошибку. Естественно, темп деятельности снизится, а ошибки с большой долей вероятностью появятся. Ведь о чем чаще всего думаешь, то и происходит. Поэтому одергивать или ругать, даже укорять за ошибку — табу для детей с социальными страхами!
- Для сохранения положительного самоотношения и формирования учебной уверенности в себе младшему школьнику нужны ситуации учебной успешности. Если по объективным причинам этого достичь невозможно, нужно организовывать специальные воздействия с привлечением психологов по предотвращению его снижения и формированию чувства неполноценности. В сфере особого внимания нужно держать детей с социальными страхами, ставящих себе особенно высокую планку в учебе.
- Ваш ребенок не хочет ходить в школу, не хочет учиться? Вероятнее всего, его самоотношение и учебная уверенность в себе снижены, может быть, у него начинает формироваться чувство неполноценности. Необходимо уточнить причины этого и оптимизировать условия его обучения.
Автор — Хухлаева Ольга
Глава из книги В каждом ребенке солнце публикуется с согласия издательства Генезис
www.psychology.su
Дневник детского психолога
Посмотреть на Яндекс.ФоткахМои малышики ушли на летний отдых и счастливо купаются, загорают, играют и читают (надеюсь).Пока мой психологический организм не настроился на приятное «ничегонеделанье», пытаюсь проанализировать актуальность детских и родительских проблем.
Я всегда озвучиваю, что, прежде всего, работаю с детьми особыми, нестандартными, можно сказать «штучными». В последнее время особенно громко звучит тема детской ОДАРЕННОСТИ, ГЕНИАЛЬНОСТИ, ВУНДЕРКИНДОСТИ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ. Да и не удивительно. Детские развивающие центры, частные детские сады, школы для маленьких «гениев», «грамотеев на горшках», памперсных «умняшек» и "соображулек» просто не оставляют родителям выбора: «если есть среди малышей интеллектуалы, к ним должен относиться прежде всего МОЙ ребенок».Специалисты по детскому развитию не могут не откликнуться на подобный запрос общества. Почему он возник, думаю, понятно. Мы европизируемся, а в этих странах более раннее школьное обучение. Ничего не имею против раннего развития и обучения ЗДОРОВОГО, СТАНДАРТНОГО малыша. Но не могу присоединиться к мнению «После трех уже поздно…», а тем белее «После года уже поздно…» По моему опыту НИКОГДА не бывает ПОЗДНО уделять ребенку много внимания, вместе с ним познавать мир, учить видеть его закономерности. Детский мозг весьма пластичен и способен к активному развитию с момента рождения.
ЧЕМУ СЛЕДУЕТ УЧИТЬ РЕБЕНКА? Не открою секрета, если расскажу, на какие критерии детского развития прежде всего обращаю внимание: ГОТОВНОСТЬ ребенка к ОБЩЕНИЮ, МОТОРИКУ, РЕЧЬ. Сейчас не буду подробно объяснять причины, но именно эти показатели являются фундаментом для дальнейшего успешного развития ребенка.И не могу поддержать утверждения некоторых специалистов: «Самый лучший способ сделать ребенка гениальным - научить читать до трех лет». Научить-то можно. Для ЧЕГО? Стимулировать активную мозговую деятельность ребенка можно не только запоминаем карточек со словами.
СПОСОБЫ развития детского IQ: ДЕТСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ставят перед детьми разные вопросы и заставляют активно искать на них ответы. Можно экспериментировать с водой, снегом, стеклом, различными материалами, красками, магнитами, наблюдать природные явления... Включайте воображение и фантазию и учите пытливости ума детей.ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ учат детишек и их родителей заниматься длительное время обоюдно интересной темой, активно искать новые сведения, делиться знаниями с окружающими. С моими маленькими гениями и их гениальными родителями мы провели много проектов: "Тайны древнего Египта", "История создания мультфильма "Ну, погоди!", "Мое увлечение "(конный спорт), "Физкультура и спорт в нашей семье", "Эти невидимые наночастицы", "История страны в семье... От прадеда до правнука". Можно перечислять долго и много... Семьи получали не только определенные знания, минуты делового и личного общения, но приятные призы и подарки.А еще у дети приобретали опыт ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ. А многие ли взрослые имеют подобный опыт, а главное, умеют заинтересовать окружающих своим выступлением?Часто предлагаю детям ситуацию «МОЗГОВОГО ШТУРМА», что помогает развивать СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ детей.Детские РЕБУСЫ, ЗАГАДКИ, ЗАДАЧИ на сообразительность, все это заставляет ребенка ДУМАТЬ, использовать свой предыдущий опыт и приобретать новый. Именно это и является источником развития.
ВОПРОСЫ НА СМЕКАЛКУ и БЫСТРОТУ РЕАКЦИИ.1.Тебе дано, а другие им пользуются?2.Какое колесо не крутится у машины во время езды? 3.Что с пола за хвост не поднимешь?4. Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? 5.ЗА ЧЕМ язык во рту? 6.В садике гулял павлин. Подошел еще один. Два павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами7.Марина и Оля – сестры. Марина сказала, что у нее есть 2 брата и Оля сказала, что у нее есть два брата. Сколько детей в семье?8.Маленький, серенький, на слона похож. Кто?9.Сколько горошин может войти в один стакан?10.Из какой посуды нельзя ничего съесть? 11.Под каким деревом сидит заяц, когда идет дождь?12.У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?13.Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц, ответь скорей. 14.Кто стучит, как в барабан Ай, какой я молодец!На сосне сидит . . .(дятел) Красный, круглый... (помидор)15.Сколько кусков сахара растворяются в папином чае, если сам папа бросил туда 1 кусок, а Маша, как только папа зазевался, положила еще 9?16.Ира умнее Вани, Ваня умнее Тани. Кто самый умный?17.Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке - по 4 яблока. Сколько всего яблок? 18.В каком месяце болтливая Юлечка говорит меньше всего?19.На одной жужаре к нам прижакали 7 лямзиков, а на другой на 2 лямзика больше. Сколько лямзиков прижакали к нам на второй жужаре?20.Печальный дядя Боря 1 раз радовался в детстве, 1 раз в юности и 1 раз в зрелые годы. Сколько раз обрадовался печальный дядя Боря за свою долгую безотрадную жизнь?
СКОЛЬКО времени отвечали на вопросы? А теперь предложите своим шестилеткам. Удачи.
childmind.livejournal.com
Справочник педагога-психолога. Детский сад - подписаться на журнал
Читайте в журнале «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
«Справочник педагога-психолога. Детский сад» - профессиональное издание для педагога-психолога сферы дошкольного образования и руководителей дошкольных образовательных организаций. Выходит с 2011 года.
Главная задача издания - предоставить читателю современные компетентные апробированные знания, технологии и лучший опыт работы с педколлективом, дошкольниками, их родителями.
Публикуемые в журнале материалы полезны в ежедневной деятельности педагога-психолога дошкольной организации, на страницах предлагаются готовые алгоритмы действия и практические рекомендации по ведению психолого-педагогической деятельности.
В журнале «Справочник педагога-психолога. Детский сад» освещаются наиболее острые вопросы:
- правовой статус педагога-психолога;
- содержание деятельности педагога-психолога и требования к ее осуществлению в связи с реализацией ФГОС дошкольного образования;
- применение современных методик работы с детьми;
- эффективные методы оказания квалифицированной помощи семье.
Рубрики журнала наполнены материалами, с помощью которых администрация совместно с педагогами-психологами может решать основные задачи психолого-педагогического сопровождения в детском саду. Они подобраны с учетом основных направлений деятельности педагога-психолога: регламент работы, психологическая диагностика, консультирование, коррекционная и развивающая работа, психологическая коммуникация, психопрофилактика.
Наши авторы – это доктора и кандидаты психологических наук, преподаватели факультетов психологии образования и отделов научно-исследовательских институтов, психотерапевты, нейропсихологи, клинические специалисты-психологи, консультанты, решающие семейные проблемы.
На страницах журнала в 2018 году:
- Коррекционные программы для детей с трудностями в поведении. В программах - план работы, конспекты занятий, диагностика, рекомендации воспитателю о том, как взаимодействовать с трудным дошкольником, как дисциплинировать его.
- Как работать с детьми с асоциальным поведением? Расскажем, что говорить на консультациях с родителями трудного ребенка; дадим примеры консультаций. Предложим варианты, как включать таких детей в совместную деятельность со взрослыми и со сверстниками; дадим примеры игр, упражнений.
- Анализируем занятия воспитателей с детьми в группе. Расскажем, как на занятии понять, что воспитатель не запугивает дошкольников будущими неудачами, создает для них ситуацию успеха, предлагает задания, которые отвечают особенностям развития. Предложим таблицу для наблюдения за деятельностью и общением воспитанников и воспитателей.
- Как правильно заполнять документы в работе с детьми, педагогами, родителями?
- Конспекты коррекционных занятий для детей с ОВЗ, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра.
Отзывы читателей
Отличный журнал со знаниями и практическими навыками различных специалистов. Полезен всем, особенно психологам-новичкам.
— Инна Тверкова, психолог детского сада, СимферопольВсегда можно найти интересную информацию, новые методики работы, познакомится с опытом коллег и взять это на заметку.
— Галина Лебедева, воспитатель, КалининградЭлектронный журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад» - компетентное издание, с широким обзором и очень удобным электронным навигатором. Всегда жду очередной номер журнала с нетерпением!
— Елена Петрова, психолог детского сада, Дубна
Для оформления заказа по телефону назовите оператору кодовое слово |
Остались вопросы? Задайте их нашим менеджерам.С 09-00 до 18-00 по московскому времени |
|
![]() |
Екатерина Горбунова +7 (495) 970-19-29, доб. 3132 |
![]() |
Марина Кузнецова +7 (495) 970-19-29, доб. 3133 |
Электронный журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
Журнал выходит в печатном и электронном виде. Подпишитесь на электронный журнал и получите доступ ко всем вышедшим номерам 2015-2017 гг. Также Вам будет доступен поиск по всем статьям, нормативно-правовая база и другие полезные сервисы.
Рубрики журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
Актуальная тема
- Интервью с ведущими психологами сферы образования России
- Комментарии экспертов к новым нормативно-правовым документам, касающихся работы педагога-психолога, новых программ, направлений в отрасли
Регламент работы
- Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога
- Аттестация
- Оснащение кабинета
- Планы и циклограммы работы
- Учетная документация и особенности ее ведения
- Сотрудничество с прочими специалистами
- Ответственность педагога-психолога
- Новые взгляды на организацию деятельности психолога дошкольной образовательной организации
Психологическая диагностика
- Методики контроля динамики психического развития детей, позволяющие обеспечить оптимальные условия их развития
- Диагностический инструментарий для осуществления сравнительного анализа эффективности разных образовательных программ, систем воспитания и обучения, который дает возможность выявлять их развивающий потенциал и разрабатывать рекомендаций по их применению
Консультирование
- Консультации родителей по любым вопросам, касающимся развития детей
- Психологическая помощь воспитанникам и педагогам, находящимся в состоянии стресса, конфликта
- Стимуляция творческого развития одаренных воспитанников
Коррекционная и развивающая работа
- Групповая и индивидуальная психологическая коррекция проблем в воспитании и развитии
- Адаптация детей к особенностям детского сада
- Формы психологической поддержки при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
- Программы (конспекты занятий) по развитию познавательной активности и творчества дошкольников
- Формы работы по развитию эмоциональной сферы детей
Психологическая коммуникация
- Распространение психологических знаний в среде воспитателей, родителей и детей
- Подготовка и проведение родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и прочих мероприятий
- Статьи по практическому применению знаний в области психологии
Психопрофилактика
- Работа по адаптации детей, педагогов, родителей к реалиям современного социума
- Выработка основ взаимодействия детей и взрослых
- Профилактика личностных и психоэмоциональных расстройств у детей: программы, развивающе-обучающие игры, комплексы упражнений
- Взаимодействие с педагогами и родителями: тематические беседы и консультации в группах с элементами тренинга, медитации
- Мероприятия по созданию психологически благоприятного климата в дошкольной образовательной организации
www.proflit.ru
Детская психология – Женский журнал
Детская психология
Статьи, которые помогут лучше понимать детей: информация о детской психике и советы по адекватному и здоровому общению и взаимодействию с детьми разных возрастов

Самооценка: 3 совета родителям для повышения успеваемости ребёнка в школе
13 октября 2017
Вы обеспокоены тем, что самооценка вашего ребёнка неизбежно тянется ко дну из-за школьных оценок? Чувствуете, что беспомощны и ничего не можете предпринять? На самом деле, придерживаясь некоторых советов, можно просто…

7 способов борьбы с ночными страхами ребенка
28 марта 2017
В списке детских страхов находится и боязнь спать одному. Объясняться это может несколькими причинами: ребенок с рождения спит с родителями; страх потери родителей; происходящие конфликты; перевозбужденная состояние; переживания, связанные с…

Конструктор как одна из важнейших игрушек ребенка: базис пространственного мышления
16 марта 2017
Все большее число специалистов, помогающих родителям в вопросах воспитания и развития детей, советует не заниматься ранним развитием детей. Все больше рекомендаций посвящено вреду раннего чтения, многочисленных кружков и курсов для…

Что делать, если мальчик играет в куклы
21 февраля 2017
Когда в семье рождается девочка или мальчик, родители начинают покупать ребенку соответствующую их полу одежду, игрушки. Однако подрастая ребенок может выбрать для себя, что совершенно неожиданно для родителей, игры несоответствующие…

Ребенок и деньги. Как вырастить финансово грамотную личность
27 сентября 2016
Странная вещь происходит в нашей системе образования – в школах учат химию, физику, тригонометрию, синусы, косинусы, формулы, то есть все то, что вряд ли нам пригодится в реальной жизни, но…

О детских развивающих центрах как альтернативе государственного дошкольного образования
23 августа 2016
Лет тридцать-сорок назад посещение детского сада для ребенка было практически неизбежно. Редкому малышу удавалось избежать этой участи. Сейчас же все больше родителей отказываются от государственных садов в пользу мамы, няни,…

Ролевые игры как один из этапов развития ребенка
Игрушки в жизни ребенка — это одна из важнейших составляющих полноценного развития. Но значение имеют не только сами игрушки, но и роль взрослых при взаимодействии ребенка с куклами, мишками, машинками…

Детский день рождения как основа воспоминаний о счастливом детстве
13 августа 2016
Детские дни рождения — это самые яркие праздники в жизни, дни, наполненные счастьем и радостью. Дни, когда весельем лучатся не только детские глаза, но и глаза родителей. Воспоминания о днях…

Мир запретов и долженствований для ребенка: многочисленные бессмысленные послания
14 июля 2016
С детства дети слышат очень многое о том, что и как они должны делать или не делать. И это естественно, ведь именно так формируются границы человека, позволяющие выжить в мире…

Значимые игрушки для развития настоящего мужчины из мальчика
09 июля 2016
В детстве каждого мальчика должно быть несколько особенно важных игрушек. Конечно же, это машинки. Конечно же, это конструкторы. И, конечно же, это набор инструментов. Остальные игрушки могут покупаться в зависимости…
women-journal.com
Психология
Дошкольник.ру
Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации. дошкольник.рф - журнал воспитателя.
Размещаем статьи
Фейсбук
|
Психология
|
Здесь вы можете найти статьи по психологии, добавить свои и принять участие в обсуждении. Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем творческий материал в официальном всероссийском сетевом журнале "Дошкольник.рф". Журнал выходит 1 числа каждого месяца и имеет вид .pdf формата. Выдаются документы о публикации. Рассылается всем авторам номера и его можно скачать с главной страницы сайта. Имеет лицензию СМИ и зарегистрирован в Роскомнадзоре (ЭЛ №ФС77-55754). Для публикации в журнале и получения Сертификата публикации Вам нужно: прислать свой материал по адресу: [email protected] Мы соцсетях - вступайте в группы - будем рады видеть Вас в наших рядах! Условия выдачи Сертификата публикации Условия выдачи Свидетельства публикации Как попасть в журнал | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| << Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >> | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Страница 1 из 53 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Журнал
| Как попасть в журнал Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: [email protected] |
"Дошкольник.РФ"
![]() |
doshkolnik.ru





Куклотерапия как средство коррекционной работы с детьми
Психолого-педагогический проект «Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития»
Дружба детей в детском саду.
ПЕСОЧНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Особенности общения с детьми дошкольного возраста с церебральным параличом
Развитие познавательной активности при помощи арт — терапии (песочная терапия).
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ, ЕЕ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ
Максим – озорник.
Психологические особенности формирования гендерной культуры детей дошкольного возраста
Конспект ООД для подготовительной группы «Путешествие на Остров Эмоций»