Это интересно

  • ОКД
  • ЗКС
  • ИПО
  • КНПВ
  • Мондиоринг
  • Большой ринг
  • Французский ринг
  • Аджилити
  • Фризби

Опрос

Какой уровень дрессировки необходим Вашей собаке?
 

Полезные ссылки

РКФ

 

Все о дрессировке собак


Стрижка собак в Коломне

Поиск по сайту

Выпуск журнала для родителей по экологическому воспитанию детей «Пробуждение». Экологический журнал для детей дошкольного возраста


Выпуск журнала для родителей по экологическому воспитанию детей «Пробуждение»

vypusk-zhurnala-dlya-roditelej-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detej-probuzhdenie1

ГРУППА № 14

vypusk-zhurnala-dlya-roditelej-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detej-probuzhdenie2

ЖУРНАЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

ноябрь 2013

 

Уважаемые родители!

vypusk-zhurnala-dlya-roditelej-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detej-probuzhdenie (2)

Данный номер нашего журнала «Пробуждение» представляет первоначальные экологические сведения.

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Экология – это наука, которая учит нас бережно относится к окружающему миру, к Земле, учит, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов.

Мир разноцветный, яркий. Но любимый цвет экологов – зеленый. Он стал символом защиты Земли.

Моря, реки, леса и горы, деревни и города… Как много всего в этом замечательном доме! И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери…

Все ли в порядке в нашем «Зеленом доме»?

В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого людям стало тяжело дышать…

Кто виноват в этих нарушениях?

К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю! И различных нарушений на Земле очень много.

Важно, чтобы вместе с Вами и Ваш ребенок понимал, что необходимо специально заботится об окружающей природе; почувствовал свою личную ответственность, знал о том, как следует вести себя в природе, как необходимо относится к растениям и животным. Помогите ребенку осознать, что человек является не хозяином и покорителем, а частью природы и зависит от нее.

Наш «Зеленый дом»

vypusk-zhurnala-dlya-roditelej-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detej-probuzhdenie (2)

vypusk-zhurnala-dlya-roditelej-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detej-probuzhdenie3

vypusk-zhurnala-dlya-roditelej-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detej-probuzhdenie (8)

vypusk-zhurnala-dlya-roditelej-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detej-probuzhdenie (7)

vypusk-zhurnala-dlya-roditelej-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detej-probuzhdenie (3)

vypusk-zhurnala-dlya-roditelej-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detej-probuzhdenie (4)

Экологическая цепочка: гусеницы объедают листья, а сами служат кормом для мелких птиц, на которых в свою очередь охотятся птицы-хищники. Если уничтожить гусениц, то птицы могут погибнуть от голода или улететь в другие места…

Задание: составь экологическую цепочку

vypusk-zhurnala-dlya-roditelej-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detej-probuzhdenie (7)

vypusk-zhurnala-dlya-roditelej-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detej-probuzhdenie (5)

Растения – это «столовая» и «дом» для животных и птиц. Растения являются пищей и для человека.

Словарь:

Растения – деревья, кустарники, травы, цветы, их плоды…

Растения разделяют на дикорастущие, культурные, комнатные, лекарственные, ядовитые.

Задание: расскажи, кому нужны растения.

vypusk-zhurnala-dlya-roditelej-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detej-probuzhdenie (8)vypusk-zhurnala-dlya-roditelej-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detej-probuzhdenie (9)Песок и глина вокруг нас. Человек использует их в строительстве, есть песочные часы… Глину используют в производстве кирпича, посуды, игрушек…

Свойства песка – сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду.

Свойства глины – пластичность, вязкость, неспособность пропускать воду.

Камень был орудием труда древних людей. Человек использует камни в строительстве домов, памятников, укреплений…

Камни в природе разнообразны. Существуют драгоценные камни, из них делают украшения

Подземные кладовые Земли хранят в себе уголь, нефть, руды.

Почва – это «живая земля» — верхний слой Земли.

vypusk-zhurnala-dlya-roditelej-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detej-probuzhdenie (10)

vypusk-zhurnala-dlya-roditelej-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detej-probuzhdenie (11)Задание: посмотри на рисунок и ответь – с кем дружит ель?

vypusk-zhurnala-dlya-roditelej-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detej-probuzhdenie (6)

vypusk-zhurnala-dlya-roditelej-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detej-probuzhdenie (12)Никто еще не научился жить без воды. Вода нужна всем: и растениям, и животным, и людям. Без воды погибнет и лес, и все живое. Человек и животные могут употреблять только пресную воду

Словарь: вода пресная – пригодна для питья, приготовления пищи, поддержания чистоты, полива растений. Пресная вода есть в озерах, реках, родниках, глубоко под землей.

vypusk-zhurnala-dlya-roditelej-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detej-probuzhdenie (13)

Задание: проведи опыт – что станет со снегом и льдом в тепле.

vypusk-zhurnala-dlya-roditelej-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detej-probuzhdenie (14)

vypusk-zhurnala-dlya-roditelej-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detej-probuzhdenie (15)В любом государстве есть служба которая специально заботится о лесе, — это лесничество.

Лесники помогают деревьям, животным, лесу в целом: подкармливают зверей в голодную зимнюю пору, спасают детенышей, оставшихся без родителей, помогают животным спастись в весеннее половодье. Лесники расчищают завалы, удаляют сушняк, высаживают молодые деревца, ухаживают за редкими растениями, животными, занесенными в «Красную книгу», живущими в заказниках и заповедниках.

vypusk-zhurnala-dlya-roditelej-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detej-probuzhdenie (16)

vypusk-zhurnala-dlya-roditelej-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detej-probuzhdenie (15)

Словарь: 

Красная (охранная) книга – международный реестр (список), в который заносятся сведения о подлежащих охране редких, исчезающих видах животных и растений.

Заказник, заповедник – неприкосновенное заповедное место, где сберегаются и охраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы.

Задание: придумай знак, как еще можно беречь природу.

vypusk-zhurnala-dlya-roditelej-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detej-probuzhdenie (17)

vypusk-zhurnala-dlya-roditelej-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detej-probuzhdenie (7)Все деревья разные – одни высокие, другие низкие. На одних растут листья, на других иголки да шишки. А кроме лесных деревьев есть еще и плодовые, которые, как не трудно догадаться, растут в саду и приносят плоды – яблоки, груши, сливы, абрикосы… Но все деревья, и лесные, и плодовые, имеют много общего – у них есть прочный ствол, корни, которые уходят глубоко в землю, а вверху ствол увенчан кроной из ветвей и листьев.

Задание: посмотри на картинку и расскажи, как дерево дышит, питается и растет.

vypusk-zhurnala-dlya-roditelej-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detej-probuzhdenie (18)

Авторы: Громова Людмила Владимировна, Макарова Наталья Анатольевна, воспитатели МБДОУ «Белоснежка» г. Ноябрьск, ЯНАО.

Статья размещена в авторской редакции

planetadetstva.net

Детские журналы по экологии | Централизованная библиотечная система Сормовского района

GEOлёнок

GEOлёнок

"GEOлёнок", младший братишка солидного журнала GEO, издается в России с 2003 года. "GEOлёнок" полон загадок, а главное - ответов на них. Вот, пожалуйста: Зачем кошкам в полёте хвост? Что, интересно? Ищите ответ в журналах.

Основные рубрики журнала:

"Фото месяца", "Земляне", "Великие имена", "Оказывается", "Чудо-юдо", "Человек", "До чего дошел прогресс!", "Соседи по планете", "Что новенького?", "За тридевять земель", "Картинка-загадка", "Машина времени", "Вопрос на засыпку", "Где это видано?", "«Игрушки на компакт-дисках", "Комикс", "Письма", "Самоделкино", "Неужели? В самом деле!".

 

В мире животных

В мире животных

"В мире животных" – феномен российской печатной продукции. Это научно – популярное издание о животных, выходит ежемесячно с 1998 года. Начинался журнал, как печатное продолжение популярной телепередачи "В мире животных". Учредители: Николай Дроздов и кандидат биологических наук Александр Аболиц.

 

 

 

 

 

Муравейник

Муравейник

"Муравейник" - ежемесячный журнал о природе для семейного чтения, выходит с 1994 года . Увлекательно рассказывает о диких и домашних животных, о всем сущем на земле, в небе и на воде, о природе самого человека. Девиз журнала "Муравейник":" Детство, Семья, Природа".

Основные рубрики журнала:

"Зеленый шум" - журнал открывается поэтическим месяцесловом, расскажет также о жизни животных у себя дома.

"Кругосвет" - познакомит вас с жизнью зарубежных национальных парков.

"Муравейка" – рубрика посвящена творчеству детей и содержит игровые задания.

"Корни и крона" - для любознательных детей и их родителей, расскажет о необычных природных явлениях.

"Златоцвет" - содержит репортажи писателей – натуралистов.

"Бурелом" - поведает о необычном поведении животных в дикой природе.

"На ловчей тропе" - для любителей охоты.

Свирель

Свирель

"Свирель" - детский экологический журнал для чтения в кругу семьи и в школе, издается с 1994 года. А уже с 1995 года журнал распространяется по подписке на территории всей России. С этого времени на его страницах опубликовано свыше 2500 материалов, знакомящих юных читателей с актуальными экологическими проблемами современности.

Содержание журнала:

В издании затрагиваются не только экологические и биологические проблемы, но и другие темы, интересные для детей и подростков: публикуются рассказы об интересных и увлекательных профессиях; материалы о православных подвижниках; географических открытиях; экспедициях современных путешественников; художественные произведения.

Лазурь 

Лазурь

"Лазурь" популярный литературно-художественный альманах экологической направленности для молодежи. В печати с 1997 года. Журнал издается в рамках программы экологического образования и просвещения детей и юношества.

Содержание журнала:

В этом журнале вы всегда найдете: экологические новости; прочтете об экспедициях и путешествиях в различные уголки нашей планеты; познакомитесь с жизнью православных святых; в каждом номере - рассказы, повести; советы психолога и тесты; сведения о новых книгах по экологии и многое другое.

 

 

Друг собак 

ДРУГ собак

Журнал "ДРУГ" для тех, кто любит собак, начал выходить в 1990 году и сразу завоевал огромную популярность среди читателей. До сих пор он остается единственным периодическим изданием в нашей стране, освещающим вопросы кинологии.

Основные рубрики журнала:

"Новости клубов";" Парад пород"; "Личный опыт"; "Школа "Друга"; "Новые имена"; "Друг" - досуг"; "Собачий вопрос"; "Друг" - шоу"; "Друг" trevel"; "Выставки".

 

 

 

Друг кошек

ДРУГ кошек

"Друг" для любителей кошек - иллюстрированный журнал о кошках. Основан в 1994 году. Журнал ответит на вопросы: как правильно выбрать питомца, как ухаживать за ним, как воспитывать, как следить за его здоровьем.

Основные рубрики журнала:

"Персона" - традиционная рубрика, в которой рассказывается о породных признаках кошек;

"ПРОФИ" – познакомит с разными породами кошек;

"Выставки" - отчеты с выставок кошек;

"Дикая родня" - большие и малые дикие кошки со всех уголков земного шара с уникальной фотосъемкой;

"Ветсовет" - статьи о болезнях кошек и лечении;

"Неотложка" - на вопросы читателей отвечает ветеринарный врач;

"Галерея" - кошки в изобразительном искусстве.

sormlib.nnov.ru

Экологический журнал для детей и родителей "Учим детей любить родную природу"

Э кологический журнал для детей и родителей

«Учим детей любить родную природу»

Содержание номера:

«Зимушка - зима»

«Природа в доме»

(из семейного опыта)

«Детская страничка»

«Уроки для родителей»

«Занимательная страничка»

Зимушка – зима

(народные приметы, поговорки)

Всем известны зимние месяцы, вот что о них говорят в народе.

Про декабрь говорят, что он год кончает, зиму начинает. В этом месяце часто метут метели, завывают вьюги. К концу декабря самые короткие дни в году и самые длинные ночи.

Древнерусское название декабря: лютень, студень – за лютую морозную пору, за длительную стужу.

Народная мудрость гласит:

наметут сугробов декабрьские метели;

декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозами рвёт;

солнце в декабре светит, да не греет.

«Месяц январь – зимы Государь», - так народ говорит. В январе дни становятся длиннее, солнце встает раньше и ярче светит. Это месяц ярких звезд, белых троп. Наши предки называли январь: сечень, отправляясь в лес подрубать вымороженные деревья, за синеву неба – просинец.

О январе говорят:

январь – ломонос: береги свой нос;

в январе растет день – растет и холод;

январь всему году запевала.

Февраль – финал зимы. Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится между голых берез и осин. Крепкие морозы бывают в феврале по ночам. Днем в затишье начинает пригревать солнце.

По народному календарю февраль называлилютень и бокогрей.

О феврале в народе говорят:

февраль – месяц лютый, спрашивает, как обуты;

вьюги да метели в феврале налетели;

у февраля два друга: метель да вьюга.

Природа в доме

(из семейного опыта)

История

семьи Кристины Б.

Попугаи очень хорошие друзья. Мы любим их, несмотря на режущий крик и проказы, которые они совершают. Мы хотим рассказать, как поселились в нашем доме попугаи.

Как-то раз, папа, находясь в своем рабочем кабинете, выглянул в окно и увидел необычное зрелище: на замершей земле сидел попугай, а вокруг него летали воробьи. И тут неожиданно воробьи стали подлетать к попугаю и клевать его. Попугай сидел и не защищался – он был ранен. Папа вышел на улицу, поднял попугая и принес в свой кабинет.

Попугая накормили, напоили; он обогрелся и стал щебетать. Птицу показали ветеринарному врачу – у попугая немного болели лапки, но в целом он оказался здоровым. Чтобы ему было комфортно - купили клетку, а чтобы нескучно - подружку. Птичье семейство переселилось в наш дом. Наши девочки были несказанно рады этому. В первый день они не отходили от новых жильцов, показывали их своим друзьям.

Волнистые попугайчики – интересные птицы. Наблюдение за ними доставляет большое удовольствие. Они оживляют атмосферу, наполняя её веселыми звуками и щебетаньем.

www.prodlenka.org

Статья по экологии на тему "Экологическое воспитание дошкольников" (дошкольники)

Экологическое воспитание дошкольников

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель М.М.Пришвин. Красоты родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где ты живёшь.

Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. С ранних лет своей жизни ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Экология – это то, что окружает каждого из нас. В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме» (oikos – дом, родина; logos - наука, учение, понятие). Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда. Одна из главнейших задач человечества - рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы.

Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности дошкольных педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать и вовлекать их в совместную работу. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.        Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:

1.     Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

2.     Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;

3.     Накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой.

Дети – существа нежные, но могут быть и очень жестокими. Это происходит не из-за желания быть таким, но от непонимания последствий. Чаще всего ребенок, ломающий цветы на клумбе, оставляющий мусор, просто не знает, к чему это приводит; для него подобные действия – просто развлечение, не отличающееся от прочих. Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им, открывать как можно больше тайн живой и неживой природы. Экологическое воспитание младших дошкольников направлено на развитие у детей понимания ценности каждого живого существа, его индивидуальности. Познакомить детей с растениями, научить любить и ценить их – дело не из лёгких. И наша задача, как педагогов детского учреждения, на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. В каждой комплексной программе раскрывается раздел экологического воспитания. Мною были изучены и проанализированы разделы по экологии в программах воспитания и обучения детей в детском саду: программы экологической направленности. Но все они сходятся в том, что начинать эту работу необходимо с регионального материала. Для решения задач экологического воспитания я опираюсь на следующие программы: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Открой себя» Е. В. Релеевой, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой, «Мы» Н.Н.Кондратьевой. Элементы этих программ я внедряю в свою работу. Понимание значимости экологических проблем все это позволяет проводить обширную целенаправленную работу с детьми в данном направлении. Для меня оно стало приоритетным в воспитании и обучении детей.

В ДОУ проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. В методическом кабинете имеется: природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. Экологические знания включаются во все занятия и другие виды детской деятельности. В целом занятия по экологии проводятся в двух направлениях: эстетическое и рационалистическое воспитание.  На занятиях дети получают знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке, как части природы. Учатся моделировать, выделяя самые главные существенные признаки. Концепция дошкольного воспитания нацеливает на использование нетрадиционных форм занятий с детьми: путешествия в лес, КВН, “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”,“Экологический калейдоскоп” и т. п. Интересны комбинированные и комплексные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной).Формы и методы работы с детьми использую самые разнообразные: это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия, беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, видео и аудиозаписи. По мере возможности, в зависимости от темы, в занятия включаю коррекционные упражнения, упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения: “Цветок”, “Медвежата выздоровели”, “Северный полюс” и др. Используя разные типы занятий в своей работе по экологическому воспитанию, я отдаю приоритет углубленно-познавательным и обобщающим занятиям, которые направлены на выявление причинных связей в природе, на формирование обобщенных представлений. Очень интересно проходят занятия с детьми по опытно-экспериментальной деятельности в “Лаборатории природы”. Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому стараюсь не упустить очень важный вид деятельности детей экспериментирование. Это разнообразные опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами, растворимыми и нерастворимыми и многое другое. Опыты необходимы для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточнялись их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Детям задавались вопросы: “Какой песок легче – сухой или мокрый?”, “Что тонет в воде – камень, песок или дерево?”, “Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности и мыслительной деятельности.Помимо лаборатории в группе имеется «Природный уголок», в котором есть разнообразные комнатные растения разных стран. Ведётся картотека комнатных растений. Дети  с удовольствием помогают ухаживать за  растениями: с утра трогая почву пальцем, понимать, что нужно полить и взрыхлить землю. Когда дети наглядно видят положительный результат труда, то очень гордятся своими успехами. Заботясь о природе, дети не будут зря рвать цветы, ломать ветки. Важно отметить, что «Зелёная зона», действует на детей расслабляющее, здесь дети отдыхают психологически. В природном уголке так же представлены разные климатические зоны: полюс, тропики, пустыня, средняя полоса и различные виды ландшафтов: овраг, горы,равнина,река,болото,водопад,озеро. Круглый год выращиваем с детьми овощи: летом на грядках, в остальное время на окне «Огород на подоконнике». Дети очень гордятся результатами своего труда. Выращивая отдельные экземпляры культурных растений на окне, такие как: помидоры, перец, укроп, лук, салат, огурцы и.т.д, дети познают их характер, потребности на разных стадиях роста и развития. Результаты своих наблюдений дети фиксируют в дневник. 

В своей работе я использую в основном методы, эффективно влияющие на мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребенка: наблюдения и их фиксация в календаре природы, экскурсии, игры экологического содержания, чтение художественной литературы и т.д.    Одно из важнейших условий формирования экологических представлений - это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Отдельно взятое наблюдение – это короткое педагогическое мероприятие познавательного характера, которое проводится с небольшой группой детей в уголке природы или на участке со всей группой. Любое наблюдение это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Метод наблюдений в экологическом воспитании детей является основным. Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить природу. Поэтому необходимо предоставить возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детский садов, палисадниках и парках, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания. Воспитывая в детях любовь ко всему живому, я прежде всего стараюсь пробудить интерес к наблюдениям в живой природе: растениям, животным и птицам. Интерес к природным явлениям у ребёнка проявляется, прежде всего, в желании приблизиться к наблюдаемому объекту, вступить с ним в непосредственный контакт.

Созданная руками сотрудников и природой экологическая тропа непосредственно на территории детского сада, позволяет значительно расширить объекты наблюдения. Маршрут этой тропы предусматривает следующие объекты:

1.    Участок  леса с хвойными и лиственными деревьями, муравейником, мхом и грибами «Уголок леса».

2.  Цветник.

3.  Огород.

4.  Сад.

5.  Луг.

6.  «Птичья столовая».

7.  Старое поваленное дерево, где живут насекомые, улитки.

8.  Вытоптанные и не вытоптанные участки для наблюдения изменения растительного покрова под влиянием вытаптывания.

9. Старый пень, покрытый мхом и грибами.

10. Участки лекарственных трав «Зелёная аптека».

Каждый сезон дети совершают экскурсии по экологической тропе, наблюдают за изменениями в жизни природы, за отдельными организмами, учатся ценить природу. Я считаю, что экологическая тропа помогает в воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, так как дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств.

Наблюдения природы фиксируем в календаре природы. Это имеет очень большое значение для детей. Здесь закладываются у детей первые представления об изменениях в природе и осознание, что все эти изменения имеют свои естественные причины. Заполнение календаря – важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения. Незаметно и постепенно накапливаются у детей знания о природе и появляется интерес к ней и любовь.

Так же неотъемлемой частью экологического воспитания дошкольников являются экскурсии. Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интереса к природе. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. С  детьми организовываем  интересные видео  экскурсии: «Прогулка по весеннему лесу", "Золотой луг", " Зимняя сказка. Красота природы, окружающая их, вызывает  глубокие переживания, способствует  развитию эстетических чувств.

Прогулки тоже широко используются для экологического воспитания детей. Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь, поэтому ежедневно на прогулках обращаю внимание детей на красоту родной природы. Ознакомление детей с природой не ограничивается пассивным созерцанием ее явлений. Всюду, где возможно, организую практическую деятельность детей, их труд. Например, во время наблюдения в цветнике, дети берут с собой коробочки для сбора семян. Сбор семян – увлекательное занятие, оно помогает воспитать любовь к растениям, трудолюбие, терпение. Дети собирают листья и семена деревьев, которые будут использовать при изготовлении поделок из природного материала. Знакомим  детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовываем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке используются следующие оборудования: ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме того можно использовать разнообразные игровые упражнения: " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки",  "Чудесный мешочек",  "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Детям очень нравятся  играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", "Разноцветные ленточки". Через игры они учатся определять силу и направление ветра, его контрастность. Возможность проводить систематические наблюдения и эксперименты позволяет удовлетворять любознательность детей. Летом экологическое воспитание может стать для дошкольников увлекательным приключением. Прогулки в лес, поле, парк, луг помогут ближе познакомиться с типичными представителями местной флоры и фауны. Это расширит знания ребенка об окружающих его животных и растениях. Практический опыт дети получают, помогая ухаживать за растениями и наблюдая за животными существами на участке. На участке сада вывешиваем кормушки. Каждый день, дети проверяют их и досыпают зерна для птиц. Так простыми способами я учу детей любить природу. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, обижать животных. Всё в наших руках, учите детей любить природу!

Важное место в экологическом воспитании дошкольников принадлежит экологическим играм. Они также являются неотъемлемой частью образовательного процесса детского сада.

Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Дидактические игры делятся на: предметные, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры – игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты, овощи, камни). В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Настольно-печатные игры – игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы («Четыре времени года», «Собери картинку»).

Словесные игры – игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов (например: «Когда это бывает?», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно – не нужно»).

В группе имеется богатый набор экологических (дидактических) игр: «Домашние и дикие животные», «Калейдоскоп природы», «Животные жарких стран», «Птицы», «С какой ветки детки» и т.д. А также игры, нашедшие применение в детском саду это: игры-путешествия, игры поручения, игры-предложения, игры-загадки, игры-беседы.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы, например, «Солнышко и дождик», «Мыши и кот».

Можно устроить маленький театр с игровыми персонажами – куклами. Пусть герои расскажут о том, как себя нужно вести по отношению к природе. Можно спорить, шутить и смеяться вместе со своими героями.

В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Родители нередко забывают о том, что самое доступное, самое приятное и самое полезное из всех удовольствий для ребенка — это когда ему вслух читают интересные книги. Начало этому должно быть положено в семье. Интерес к книге возникает еще задолго до начала посещения школы и развивается очень легко. Книга играет важную роль в эстетическом воспитании детей. Многое зависит от того, какой будет эта первая книга. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок, были доступны маленькому читателю не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Я использую литературу, рекомендованную программой детского сада - это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводится  беседа. В их глазах видно сочувствие, сопереживание,  либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляются у них забота и любовь о друзьях наших меньших. В книге для детей заключено много интересного, прекрасного, таинственного, потому им очень хочется научиться читать, а пока не научились — слушать чтение старших.

Очень любят малыши сказки. Сказка является, одним из способов донести до ребенка всю прелесть окружающего мира. Она не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам более по душе волшебные сказки. В своей работе с детьми я используем произведения доктора педагогических наук Н.А. Рыжовой, которые помогают понять природу, взаимоотношения с ней человека. В занимательной форме они знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязи, с некоторыми понятиями экологии, проблемами влияния человека на природу и многими другими. Сказку, рассказ можно обсудить, обыграть, по их мотивам можно поставить кукольные спектакли, создавать серии иллюстраций. Например, ребята с удовольствием «превращаются» в сказочных персонажей и рассуждают от их имени.

В младшем дошкольном возрасте ребенка привлекают легкие шуточные стихи, стихи-потешки, стихи-небывальщины. Для того чтобы стихотворения, сказки или рассказы воспринимались ребенком с интересом и их эстетическое воздействие было максимальным, необходимо пользоваться разнообразными выразительными средствами художественного чтения: интонацией, мимикой, жестами, но при этом нужно соблюдать чувство меры. Задача приобщения ребенка к красоте природы через изображение растений, животных.

Немаловажную роль в экологическом воспитании играет кружковая работа. В группе ведётся кружок «Юный эколог». Большое внимание я уделяю проблеме охраны окружающей среды. Показываю и объясняю на примере, как ухудшение экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы, учу уважительному отношению к окружающему миру. Таким образом, в работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире. Освоение систематизированных знаний о растениях и животных, как о живых организмах, формирует основы экологического мышления, обеспечивает максимальный эффект умственного развития детей и готовность их к усвоению экологических знаний в школе.      

Анализируя свою работу, вскрывая причины не усвоения некоторыми детьми правил поведения в лесу, в парке, на участке детского сада, я пришла к выводу, что необходим тесный контакт с семьёй. Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей. Нужно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Выбрав в качестве образца несколько приемов позитивного регулирования поведения детей, можно раскрыть их на конкретных примерах. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, прежде чем начать экологическую работу с детьми, я приступила к работе с родителями. Работу с родителями провожу в форме: родительских собраний, информационных листов, анкетирования, индивидуальных бесед, ведения экологических дневников. Анкетирование среди родителей, по вопросам экологии и экологического воспитания детей, помогло выявить пробелы в знаниях детей. На основе данных анкет планируется моя дальнейшая методическая деятельность. Работа с родителями отражена на стенде “Для Вас, родители”. Здесь же на протяжении всего учебного года родителям даются рекомендации, различные интересные тесты, кроссворды, консультации. Родители не отказывают в посильной помощи, интересуются проводимой нами работой.

В нашем дошкольном учреждении дети и родители вовлечены в различные экологические мероприятия. Традиционно в нашем детском саду проводятся выставки, конкурсы поделок из природного материала, сделанных детьми и их родителями. Совместно мы провели акции "Ёлочка живи!», «Поможем птицам зимой!», «Смастерим скворечник», « Не загрязняй природу!»… Для детей и родителей организуются тематические выставки рисунков по Охране природы. Проведение таких конкурсов мотивируют родителей к воспитанию ребёнка в детском саду. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.

Итак, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту — одна из важных задач детского сада. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители.

В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию и образованию произошли изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники стали осознанно относиться к природным богатствам, ко всему живому внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах. Эмоциональность, увлеченность детей убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты. Эта работа помогает воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

“Все усилия при воспитании окажутся тщетны,

пока вы не научите ваших воспитанников

любить поле, птиц и цветы” (Д. Рескин)

Опыт моей работы еще раз убедительно показал, что воспитание положительного отношения к природе должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью. Чувство любви к природе и соответствующее ему поведение развиваются  постепенно от положительно-эмоционального отношения к сознательно-целенаправленной деятельности, имеющей общественную значимость.

Считаю, что выбранная мною приоритетным экологическое направление в работе с дошкольниками, перспективная, наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи я надеюсь воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство.

Список используемой литературы:

1. Иванова. А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.

2. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.

3.Павлова.Л Игры как средство эколого-эстетического воспитания. Дошкольное воспитание. 2002. №10. С. 40-49.

4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

5. Тугушева. Г.П, Чистякова.А.Е: Методическое пособие: Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2010.       

6. Маневцова Л.М. « Листок на ладони» - СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС»     2004г.

7. Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет »- Воронеж. ТЦ- Учитель. 2004г.

8. Рыжова.Н.А. Наш дом – природа. – Дидактические пособия по экологическому воспитанию дошкольников [Текст]/ Н.А.Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1994. - №7.

9. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст]/

М. М. Марковская: Кн. для воспитателя дет, сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 144с.

10. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа [Текст] / Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 329с.

11. Бочарова.Н.И. Организация прогулок-походов с детьми старшего дошкольного возраста. Орёл, 1988.

12. Воронкевич. О.А. Добро пожаловать в экологию. Детство-Пресс; 2001.

13.  Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей второй младшей, средней, старшей, подготовительной групп. Екатеринбург, 2002.

14. Градобоева.Т.В. Экологическое воспитание детей. «Дошкольное воспитание», 1988.

15.  Лучич. М.В. Детям о природе. М., 1989.16.  Левитман. М.Х. Экология – предмет: интересно или нет? – СПб: Союз 1998.

17.  Молодова М.П. Экологические праздники для детей. – Мн: «Асар», 1997.

18. Мир природы и ребёнок. Методика экологического воспитания дошкольников. / Под редакцией М.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой, С-П., 2000/

19. «Мы» - программа экологического образования детей. / Н.Н.Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб: «Детство-Пресс», 2000/

20. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – М.,: Издательство ГНОМиД, 2003.

21. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.

22. Николаева С.Н. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 1996.

23. Николаева С.Н. Статьи в журнале «Дошкольное воспитание»: 1988 №№ 2, 6, 8, 12; 1996 № 7; 1998 № 1.

24. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. – М.: Просвещение, 2002.

25. В.А.Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль, 1998, Академия развития.

26. С.Н.Николаева «Эколог в детском саду», Москва, 2003, Мозайка-Синтез.

infourok.ru

Воспитание экологической культуры в ДОУ



Природа для нас — кладовая солнца с великими сокровищами… И охранять природу — значит охранять Родину.

М. М. Пришвин

Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна. Поэтому развивать экологическое мировоззрение, экологическую культуру нужно с самого раннего возраста. Существует множество проблем с экологией во всем мире, поэтому дети должны знать, как в этом можно помочь.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания. Все мы знаем, что маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Поэтому перед нами стоит задача как можно больше показать детям необходимость видеть красоту, уникальность, универсальность природы.

Мы считаем, что проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста остается актуальной и обуславливает выбор темы опыта: «Воспитание экологической культуры в ДОУ».

Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:

‒ формирование первичных представлений о живой и неживой природе;

‒ воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Всю работу по экологическому образованию мы осуществляли в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляли в повседневной жизни.

Свою работу начинали с детьми 2–3 лет, обращали внимание детей на отдельные наиболее яркие заметные явления и события характерные для разных времен года. В этом возрасте нужно давать детям информацию понемногу, используя игры, забавы. И возвращаться по нескольку раз к одним и тем же объектам, и явлениям.

Во второй младшей группе работу продолжили. Мы привлекали ребят к активному участию по уходу за комнатными растениями: поливали, рыхлили, протирали листья, мыли поддоны и т. д. Каждый ребенок постепенно знакомился с материалом по уходу за растениями, чтобы не навредить им. С наступлением зимы подкармливали птиц на участке. Вместе с родителями делали кормушки и размещали поближе к окну, чтобы дети ежедневно могли наблюдать за птицами.

В старшем дошкольном возрасте вовлекали в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Приучали к труду, разумному природопользованию, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношения к естественной среде. В результате у ребят формировались практические знания, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среды природы.

Самое главное — в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Исходя из опыта работы, мы считаем, что наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия мы относим экскурсии, прогулки, наблюдения, экспериментирование.

Для получения экологических знаний и последующего их применения необходимо создать условия. Для осуществления задач по экологическому воспитанию, мы в своей работе используем следующее:

  1. Создаем предметно-развивающую среду, обеспечивающую разработку экологических знаний дошкольников:

‒ организовываем «зеленую зону» и живой уголок, в которых дети получают первые навыки по уходу за растениями и животными, а мы личным примером демонстрируют им правильное отношение к объектам природы;

‒ собираем демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе («живые картинки», гербарии, коллекции; картинки, иллюстрации, альбомы; картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе; слайды).

  1. Осуществляем ознакомление детей с природой в разнообразных формах: на занятиях и в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).
  2. Регулярно планируем и проводим тематические прогулки, экскурсии, походы, помогающие детям наблюдать за погодой и природой в естественных условиях; учим видеть красоту окружающего мира.
  3. Активно используем развивающие, познавательные игры, дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком и к самопознанию личности.
  4. Осуществляем интегрированный подход при составлении занятий по экологической тематике, т. е. включаем элементы экологических знаний в другие занятия.
  5. Проводим просветительскую работу по вопросам экологического воспитания дошкольников среди родителей, используя различные ее формы: беседы, лекции об экологии и экологической обстановке, диспуты, вечера встреч, анкетирование и т. д.

В группе мы оборудовали экологический центр, где представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений и другие материалы.

На территории дошкольного учреждения мы создали опытный участок, метеостанцию, «экологическую тропу», чтобы наши детки могли проводить опытно-исследовательскую деятельность. Они очень любят наблюдать за ростом различных растений и кустарников, организовывать наблюдения за погодой, делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.

В своей работе мы используем различные экологические проекты и акции, которые помогают нам сформировать экологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора в парке, охране деревьев на участке. Проекты могут быть направлены на благоустройство участка, помощь зимующим птицам, создание игрушек из бросовых материалов, разработку Красной книги природы родного края, и др.

Названия акций и проектов могут быть следующие:

‒ «Чистый город»;

‒ «Мы в ответе за тех, кого приручили»;

‒ «Наши домашние питомцы»;

‒ «Птичья столовая»;

‒ «Природные богатства нашего края»;

‒ «Реки нашего города».

Результатом практических мероприятий по экологическому образованию дошкольников можно считать:

‒ создание стенгазет с рассказами о любимых питомцах;

‒ написание рассказов о животных и растениях, рекомендаций по уходу за животными и растениями;

‒ разработку презентаций, фоторепортажей и др.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Одно из крайне важных и наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения-это экологическое образование (просвещение) родителей. Наша задача — привлечь взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. В дошкольном возрасте ребенок сам стремится к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Мы считаем, что семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Именно в период раннего детства в семье закладывается фундамент нравственного воспитания,

В работе с родителями мы используем традиционные формы работы: родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование и т. д. Информацию по экологическому воспитанию размещаем в родительский уголок, папки-передвижки. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать, какие знания есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, мы также активно используем инновационные формы и методы работы:

  1. Круглый стол «Система экологического воспитания в детском саду»;
  2. Тематические выставки: фотовыставка «Домашние животные», «Мой любимый питомец», «Удивительные комнатные растения».
  3. Выставка рисунков «Мы спасем планету!», «Кто, если не мы», «Мой чистый город».
  4. Семейные экологические встречи: «Вместе по нашей экологической тропинке», «Посади дерево», «Вырасти цветок».
  5. Конкурс семейных талантов: «Чудесные превращения овощей», «Мой любимый цветок», «Птичья столовая».

Работу с родителями мы проводим постепенно и поэтапно. Это непрерывный процесс, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям, является лично значимой для них. Сотрудничеству взрослого и ребенка способствует их совместная деятельность, в результате чего происходит эмоциональное, психологическое сближение.

Развитие экологического сознания невозможно без осознания своего единства с природой. Поэтому весь обучающий процесс мы построили в форме игры. В результате у детей повысился интерес к исследовательской познавательной деятельности. Через беседы у ребят формируются экологические знания, побуждающие к размышлению. Мы учим детей анализировать свои и чужие поступки, воспитываем эмоциональную отзывчивость, развиваем наблюдательность дошкольников.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Также необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.

Мы считаем, что в результате проделанной нами работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, есть положительная динамика. Цели и задачи, поставленные в начале нашего пути, достигнуты. У дошколят сформировались начала экологической культуры, они научились экспериментировать, анализировать, делать выводы. У них появилось желание общаться с природой, беречь ее и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Приятно осознавать, что твои старания и усилия не прошли даром. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром.

Литература:
  1. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. — Москва: Мозаика-Синтез, 2004.
  2. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. — Москва: ТЦ Сфера, 2011. — (Библиотека воспитателя).
  3. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. Год: 2009
  4. Аксенова П. В заповедном лесу: Экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2009.
  5. Детский сад — эталон экологической культуры // Вестник экологического образования в России. — 2004.
  6. Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. — 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, экологическое образование, природа, экологическая культура, экологическое воспитание, окружающий мир, повседневная жизнь, знание, экологическое воспитание детей.

moluch.ru

Экологическое воспитание дошкольников

Перспективный план работы по экологическому воспитанию в средней группе 3     0     1360

Вопрос экологического воспитания детей является актуальным, поскольку в дошкольном возрасте формируется база экологического мировоззрения. Однако происходит это лишь в том случае, когда взрослые, окружающие...

- Читать далее - Игры с природными материалами в экологическом воспитании дошкольников 4     0     951

Первое педагогическое обоснование важности игр с природными материалами для развития детей мы находим в произведениях Платона.Уже в «Государстве» он настаивает на осуществлении воспитания детей «посредством игры»....

- Читать далее - Экологический проект в ДОУ «Ёлочка — зелёная иголочка» 5     0     793

Экологическое воспитание детей — очень многогранная проблема, некоторые положения которой требуют уточнения.Появившаяся в настоящее время тенденция приобретения для встречи Нового года искусственных ёлочек с...

- Читать далее - Экологическая сказка для детей дошкольного возраста «Лягушачий концерт» 4     0     563

В пруду, на большом листе кувшинки сидела лягушка. Ей было хорошо: светило солнышко, над водой летали стрекозы, высоко в небе пели птицы. Она грелась на солнышке. После долгой зимы и затяжной весны, пришли теплые деньки....

- Читать далее - Экологическая сказка для детей «Бабочки» 5     0     711

На лугу росли цветы: красные герани, синие колокольчики, белые ромашки, голубые незабудки. Высоко в небе плыли облака, светило яркое солнышко. Капельки росы испарились. Луг стал просыпаться: стрекотали кузнечики, пели...

- Читать далее - Экологический досуг для дошкольников «В гости к Мудрой Сове» 3     0     829

Задачи: формировать представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите; закрепить отличительные признаки живых и неживых объектов, практиковать в умении различать семена растений; развивать...

- Читать далее - 4     0     684

Решение вопросов экологического образования личности — одно из приоритетных направлений преодоления экологической проблемы у нас в стране и за рубежом. Работу в этом направлении, на наш взгляд, необходимо начинать с...

- Читать далее - Проведение экскурсии с дошкольниками в осенний парк 4     0     645

Тема: «Осень: изменения в живой и неживой природе»Цель экскурсии: знакомить детей с характерными признаками осени. Программное содержание: продолжать знакомить дошкольников с характерными признаками осени:...

- Читать далее - Формирование у старших дошкольников экологических знаний 4     0     422

Экологические знания, полученные дошкольниками в процессе непосредственного взаимодействия с природой, целесообразно закреплять в наиболее привычной деятельности – игре.Подбирая игры для закрепления...

- Читать далее - 3     0     519

Игра «Зелёные помощники Доктора Айболита»Цель: формировать представления детей о растениях-фитофильтрах и их использовании человеком, учить составлять фитомодули.Правила игры: быть внимательным, составлять...

- Читать далее -

vscolu.ru

Экологическое воспитание детей в ДОУ: список литературы

  • Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

Методическое пособие раскрывает основные аспекты экологического воспитания и образования дошкольников по авторской программе «Войди в природу другом». Представлены подробный тематический план работы, четкая последовательность целей и задач, разнообразные формы и методы работы. 

  • Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

Для каждой возрастной группы ДОУ даются подробные сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (с сентября по май), связанные общей программой.

  • Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.

В пособии рассматриваются учебно-методические вопросы начального этапа в системе непрерывного экологического образования и воспитания личности детей. Особое внимание уделено эстетическому аспекту.

  • Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.

Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания. Приемы подачи материала - своеобразный «спортивный комплекс» для формирования познавательных способностей малыша.

  • Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).

Эта удивительная книга открывает двери в волшебный и добрый мир. Книга поможет воспитать в детях чувство любви к природе, чувство ответственности за мир вокруг и покажет красоту родной земли.

  • Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - Москва: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).

В сборник вошли сценарии утренников, вечеров досуга, поучительных уроков и комбинированных занятий экологической тематики. Авторы книги предлагают постановки с оригинальным сказочным сюжетом и необычными персонажами.

  • Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.

Книга отражает опыт работы по воспитанию здорового, физически развитого ребенка, умеющего ощущать всю прелесть природы, жить с ней в гармонии.

  •  Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.

В пособии излагаются методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в области экологического образования, подробно рассматриваются современные программы, технологии экологического воспитания дошкольников, даются советы по организационно-методическому руководству этим процессом в ДОУ.

  • Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

Материал книги – это технология к программе «Юный эколог», одобренной Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования России. Данная технология позволяет формировать начала экологической культуры у младших дошкольников в условиях детского сада.

  • Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - Москва: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.
  • Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил.

Книга содержит рекомендации по ознакомлению детей с темой «Воздух». Рассказано о свойствах воздуха, о том, как человек использует воздух, о роли воздуха в жизни человека, животных и растений, о значении чистого воздуха для здоровья человека. Каждая тема раскрывается через игру, музыкальную, изобразительную и театральную деятельность, экспериментирование, наблюдение, чтение, конструирование.

  •  Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.

Основная задача сборника - оказать практическую помощь руководителям и педагогическому персоналу ДОУ в разработке системы методической работы и планирования по экологическому образованию. Материал пособия раскрывает систему работы с детьми в рамках программы «Детство» и программы экологического образования дошкольников «Мы» Н.Н. Кондратьевой.

  • Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).

Пособие посвящено обучающим экологическим играм с дошкольниками. В книге собран теоретический материал об использовании сюжетно-дидактических игр в воспитании детей, обосновано применение игрового метода на занятиях в экологическом воспитании, даны сценарии игр-занятий для разновозрастной аудитории. 

  • Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.: ил.

Сборник экологических стихов и сказок, написанных детьми клубов друзей WWF! Откройте его, окунитесь в мир сказочной экологии, познакомьтесь с его героями: говорящими оленями и тиграми, птицами и насекомыми, рыбами и цветами, деревьями и морями- и поймете, как беззащитен животный мир, как он нуждается в нашей помощи.

  • Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.

В статье даны выдержки из пособия «Образование дошкольников в области экологии», приведены примерные конспекты занятий  в разных возрастных группах детского сада: «Зачем нужно, чтобы вода была чистой», «Почему идет дождик?», «Фазы Луны».

  • Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

В статье рассмотрены основные идеи технологии «Добро пожаловать в экологию», методы экологического образования, организация работы, экологические игры с элементами моделирования.

  • Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

В статье говорится о том, как важно сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности.

  • Диканова, И. На экологической тропе // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 3. – С. 62-64.

Пройдя по экологической тропе детского сада в г. Камышлове Свердловской области можно узнать много интересного о природе края: о деревьях, кустарниках, травах, птицах, насекомых, полюбоваться ее красотой. 

  • Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.

Из опыта работы МДОУ г. Череповца по вовлечению семей в совместную деятельность по программе детского сада «Сообщество».

  • Леонтьева, О.М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика.- 2015.- № 1. – С. 16-18.

В статье представлен опыт работы ДОУ г. Челябинска по организации на территории учреждения «экологической тропы».

  • Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.

Комната природы (экологическая комната) предназначена для проведения мероприятий экологической направленности, самостоятельных наблюдений, знакомства с коллекциями природных материалов, ухода за живыми существами.

  • Никифорова, О.А. Экологическая тропинка в ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 5. – С. 26-32.

Цель тропы – познакомить детей с растениями, которые растут на участках детского сада. В статье даны примеры некоторых остановок на тропе, например, «Рябина», «Березка», а так же представлен дидактический материал.

  •  Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 17-21.

В связи с принятием ФГОС ДО, экологическое воспитание как важная составляющая воспитательно-образовательной работы детского сада может осуществляться через основную или парциальную программу. Задача этой статьи – показать связь экологического воспитания детей с областью «Физическое развитие».

  • Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 42-46.

В народной педагогике отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой. Статья рассказывает о том, что относиться к средствам народной педагогике и что может быть использовано в экологическом воспитании.

  • Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.14-20.

Модель включает в себя основные параметры экологического воспитания: цель, содержание, формы и методы, технологии, критерии экологической воспитанности, организационно- управленческие действия.

  • Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С. 14-18.

ФГОС ДО с января 2014 года определяет работу детских садов как образовательных организаций первой ступени общего образования, в том числе и по экологическому воспитанию. В статье рассмотрены образовательные области, через которые система экологического воспитания может быть реализована на практике. 

  • Обруч. - 2008. - № 4.

Тема номера «Ребенок и природа», а часть материалов посвящена экологическому воспитанию детей.

  • Строкова, О.Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2014.- № 10. – С. 25-28.

В статье рассмотрена технология проектной деятельности в ДОУ, представлено перспективное планирование работы по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе.

  • Тимофеева, И. Экологический комплекс «Живая планета» // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7. – С. 105-112.

Комплекс создан по авторскому проекту педагогом-экологом И. Г. Тимофеевой и включает в себя несколько зон: музей природы, акваторию с тропическими рыбами, макет «Этажи леса», электрифицированный макет сталактитовой пещеры, макеты теплых климатических зон Земли и другие.

  • Туловьева, А. С душой к природе // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 8. – С. 28-30.

В статье описан опыт работы Центральной детской библиотеки имени Ярослава Мудрого и детских садов Ярославля.

  • Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.

Классификация игр, тематика игр, методические рекомендации, распределение игр по дидактической задаче.

  • Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52.

Проведение занятий с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ дает возможность превратить изучение темы в увлекательное «мыслительное конструирование».

  • Бодраченко, И.В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. – 2011. - № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.

Из опыта работы педагогов г. Вязники Владимирской области. Даны примеры игр по сказкам, а так же тематические игры: о растениях, о воде, о воздухе.

  • Ибрагимова, Г.Т. Ребенок и мир минералов // Дошкольная педагогика. – 2012. - № 10. – С. 60-61.

Обучение игровым действиям с естественными минералами (песок, глина, камни, соль), приведены примеры игр и опытов.

  •  Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41.

Примеры дидактических игр из трех групп: для обогащения экологических представлений, для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе, для приобщения к экологически ориентированной деятельности…

  • Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С.46-48.

Творческая игра «На лесной полянке»

  • Мингазова, Т. Конкурсные задания к «Экологическому ассорти» // Дошкольное воспитание. – 2012. - №2. – С. 43-44.

Интересный и познавательный материал.

Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. В статье даны примеры дидактических игр.

  • Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54.

Из опыта работы ДОУ г. Новый Уренгой: игры «Волшебное солнышко», «Поле чудес».

Составитель: Н.Н.Малыхина

Представленные в списке книги и журналы Вы можете взять в Зале педагогического общения городской детско-юношеской библиотеки (ул. Дзержинского, д. 53, тел. 2-09-21).

eco-apatity.jimdo.com


KDC-Toru | Все права защищены © 2018 | Карта сайта